Вопрос задаю – Почему важно задавать вопросы, даже если Вы знаете на них «правильные» ответы? | Психология
Искусство задавать вопросы
Коммуникативная функция является одной из ключевых управленческих функций, пронизывающая всю совокупность областей менеджмента, и, метафорически выражаясь, выступающая в качестве ее «кровеносной системы». От того, насколько грамотно собственник бизнеса и наемный руководитель способен организовать взаимодействие внутри организации – со своими партнерами, коллегами и сотрудниками, а также выстроить отношения во внешней среде – с деловыми кругами, конкурентами, представителями государственных и иных органов – во многом зависит успешность его деятельности как управленца и эффективность работы возглавляемой им компании.
Участники проводимых мною тренингов – руководители различных организационно-управленческих уровней – уверенного говорят, что на коммуникацию, непосредственную или опосредованную, у них уходит не менее 80% рабочего времени. В их вербальной модели можно выделить различные особенности, одной из которых является работа с вопросами: грамотные успешные руководители задают их себе и своему окружению в большом количестве. В смоделированных на тренинге ситуациях делового взаимодействия в 10–15-минутной беседе со своим партнером или сотрудником организации наиболее «продвинутые» из них формулируют несколько десятков вопросов.
Исследования в области менеджмента, психологии управления, психолингвистики показывают, что в структуре коммуникативных навыков руководителя особое место принадлежит именно работе с вопросами – грамотному их конструированию и «задаванию» (постановке). В этой связи невозможно не согласиться с мнением гуру менеджмента Питера Друкера, который применительно к деятельности руководителя сказал, что люди, которые тесно связаны с текущими событиями, происходящими в организации, должны задавать пытливые вопросы о ней, о ее продукции, о политике и направлениях развития: «Следует добиться не правильных ответов, а правильных вопросов».
Вопрос: что это такое?
«Мы ленивы и нелюбопытны», – так довольно жестко и нелицеприятно высказался А.С. Пушкин по адресу своих современников. К сожалению, о многих нынешних руководителях можно сказать аналогично. Включенное наблюдение за работой различных управленцев – от базового уровня до топ–менеджмента – показывает, что только единицы из них имеют ненасытное менеджерское и предпринимательское любопытство и являются неутомимыми в его удовлетворении.
Искусству работы с вопросами мы, взрослые люди, можем и должны поучиться у ребенка, которого порой сами же иронично и снисходительно называем «большой почемучка». Маленький человечек, задавая вопросы, развивается в разы быстрее, чем мы взрослые. Не стесняясь задать «неуместные», «сумасшедшие» и тому подобные вопросы, он активно познает мир. На занятиях со слушателями программы МВА, на тренингах с руководителями и предпринимателями, чтобы снять сформировавшиеся у них социумные предрассудки, барьеры и страхи и «подкормить» их познавательную активность я обычно говорю: «Лучше задать глупый вопрос, чем уйти с умным видом».
С.И. Ожегов дал определение вопросу как «обращение, требующее ответа». Английский драматург Джордж Бернард Шоу, показывая важность постановки «правильных» вопросов, четко подметил: «Вы видите вещи такими, каковы они есть, и спрашиваете: «Почему?». А я вижу то, чего никогда еще не было, и говорю: «Почему бы и нет?».
Вопрос – это требование (запрос, поиск) – в зависимости от статусного позиционирования спрашивающего – информации, формирующееся на основе исходного, базового знания. Грамотно сформулированные руководителем вопросы создают условия для выбора адресатом возможных и необходимых ответов. Они будут зависеть от исходного материала, который называется «явная предпосылка вопроса».
Спрашивающий, формулируя вопрос, тем самым определят цель как образ желаемого результата. В процессе поиска ответа критическое мышление адресата позволяет производить систематизацию и отбор получаемых вариантов в зависимости от образа цели, которую в явной предпосылке вопроса обозначил его постановщик. Например, спрашивая своего собеседника: «Какова миссия вашего предприятия?», необходимо понимать, что у каждой современной организации должен быть некий смысловой посыл, обращение во внешнюю среду, объясняющее причину ее существования. Спрашивающий делает запрос на значимую для него информацию, в чем такой посыл данной организации заключается – для последующего принятия решения, подходит эта компания или нет в качестве потенциального делового партнера.
Вопросы бывают разные
Как правило, вопросы делятся на: закрытые, открытые и альтернативные.
Закрытые вопросы. На них можно ответить, используя только слова «да» и «нет», либо предполагающие однозначный ответ (например, сообщение точной даты, времени и места, названия, указания на количество). Они помогают в ситуации быстрой (экспресс) диагностики собеседника при наличии у задающего перечня вопросов, на которые необходимо получить однозначный ответ:
- Когда истекает срок сдачи проекта?
- Сколько единиц товара у вас осталось в резерве?
- Вас больше всего интересует рабочий график?
Открытые вопросы. Они приглашают к тому, чтобы составить подробное представление об интересах (потребностях, мотивах, желаниях) собеседника, и подразумевают развернутый ответ. Поэтому необходимо быть готовым внимательно слушать эти краткие либо продолжительные по времени ответы собеседника и дать ему возможность изложить его информацию.
- При каких условиях вы готовы принять наше предложение?
- На какие опции необходимо обратить особое внимание при реализации проекта?
- Каковы будут ваши первые шаги в новой должности?
Альтернативные вопросы. Они подразумевают возможные варианты ответа собеседника и необходимы для того, чтобы отработать эти (а возможно и иные варианты) и придти к определенному решению.
- Вы будете оплачивать наличными или кредитной карточкой?
- Вам дать обратную связь в письменной или устной форме?
- Первоочередной задачей в области кадрового менеджмента вашей компании на сегодняшний день является подбор, обучение или мотивация персонала?
К сожалению, как показывает практика, в вербальной модели руководителей преобладают вопросы закрытого типа. В сущности, закрытые вопросы – это гипотезы, уже готовые предположения, которые нужно лишь подтвердить или опровергнуть. Однако наши гипотезы могут быть совсем не о том, что имеет в виду или хочет сказать собеседник. Поэтому гипотезы лучше заменить открытыми вопросами, которые позволяют партнеру изложить свою версию. Альтернативные вопросы занимают промежуточное положение, но в сущности это те же гипотезы, только в альтернативном вопросе содержится не одна, а несколько гипотез. И все эти гипотезы могут оказаться неверными. Например, на собеседовании руководитель задает кандидату вопрос:
– Вас в текущий момент вашей профессиональной карьеры больше всего интересует уровень оплаты труда, карьерный рост или обучение и развитие?
– Для меня сейчас важна близость офиса к дому, чтобы было удобно добираться, может быть, даже пешком, а не стоять мучительно долго в «пробках» в час пик.
Душевная струна
Открытые вопросы должны быть сформулированы так, чтобы у собеседника возникало желание на них отвечать. Между тем, как отмечают психологи и психолингвисты, открытый вопрос может производить парадоксальный негативный эффект: партнер дистанцируется, замыкается в себе, теряет интерес к разговору, порой оказывается совершенно обескураженным, выбитым из колеи и т.п. Причина этого кроется в некорректно сформулированных вопросах.
Например, в известной коммуникативной модели SPIN на первом этапе взаимодействия с потенциальным клиентом специалист по продажам задает так называемые «ситуационные вопросы». Как ваше имя-отчество? Как давно вы работаете главным бухгалтером? Сколько лет ваше предприятие на рынке? Сколько человек у вас работает в бухгалтерии? И так далее и тому подобное. Выгоду от этих вопросов получает исключительно продавец, его же потенциального партнера эти вопросы отвлекают, утомляют, а некоторые из них даже настораживают. Занятой потенциальный клиент обычно не испытывает особого восторга, описывая продавцу особенности своей текущей организационно-управленческой ситуации. Но почему же продавцы упорно и в большом количестве задают ситуационные вопросы? Причины здесь обычно следующие:
- им лень как следуют подготовиться к первому контакту с потенциальным клиентом и собрать необходимую информацию до разговора с ним;
они по объективным причинам не имеют такой возможности;- эти вопросы кажутся им безопасными, также их легко задавать;
- они не умеют работать с вопросами других типов (проблемными, развивающими, направляющими).
Определенным образом сформулированные открытые вопросы порой воспринимаются собеседником как скрытые обвинения, упреки и непрошеные советы. Часто первым, причем самым мощным и мучительным откликом на такой вопрос является, по терминологии авторитетного отечественного специалиста в области деловой коммуникации Е.В. Сидоренко, «звучание задетой душевной струны». Например: «Почему это вы так считаете?» – спрашивает руководитель у сотрудника. Откликается струна: «Если я так считаю, то, наверное, я – некомпетентный, безответственный и т.п. специалист».
Функции вопросов
Можно выделить шесть основных функций вопросов в деятельности руководителя.
Коммуникативная функция. Слово «коммуникация» (греческого происхождения) в переводе означает «с людьми». В русском языке есть однокоренные слова «коммуна», «коммунальный», показывающие, что каждый из нас находится во взаимодействии с другими себе подобными. Эта функция вопроса заключается в установлении, поддержании и развитии контакта: «Как вам будет удобно, чтобы я к вам обращался?»; «Сколько лет вы работаете в этой организации?».
Информационная (диагностическая) функция. Практически любой вопрос представляет собой требование информации. Основная цель – понять: «Какой уровень заработной платы будет для вас приемлемым на этой должности?»; «Вы выбираете ювелирное украшение себе или в подарок?». Современные исследования показывают, что корректно сформулированный вопрос несет в себе довольно высокий процент искомого ответа.
Известные российские специалисты в области организационного консультирования М.А. Иванов и Д.М. Шустерман, говоря о роли вопросов в жизни организации как открытой системы отмечают: «Окружающий нас реальный мир создает у человека иллюзию возможности описывать себя через простые бинарные оппозиции: верх – низ, лево – право, плохо – хорошо, следствие – причина и т.п. Представление о бинарности мира создает линейную причинно-следственную связь, с помощью которой описываются процессы или события… В системном подходе такая линейная причинно-следственная логика существовать не может. Она заменяется круговой логикой, в которой главный вопрос – «Зачем?».
Кодирующая (вдохновляющая, подкрепляющая) функция. Задавая вопрос своим сотрудникам, руководитель словно убеждает, кодирует их на совершение определенного действия, возникновение желательного эмоционального состояния, формирование у них нужного отношения к поставленной задаче. Например, формулируя вопрос: «Какие ресурсы мы можем задействовать для разрешения этой ситуации?», руководитель дает подчиненным кодирующие посылы, будто бы утверждая, что ситуация, во-первых, решаема, и, во-вторых, для ее решения имеются необходимые ресурсы. Он обращается к своим сотрудникам за уточнением, какие из ресурсов, по их мнению, являются оптимальными в обсуждаемой ситуации.
Навигационная функция. Понимание того, что «вопрос ведет», было свойственно еще древнегреческой цивилизации. Впервые своими вопросами «повел» за собой собеседников Сократ. При помощи вопроса «мысль направляется по определенному каналу», формулируется цель, оцениваются возможности и ресурсы, создаются условия для выработки и реализации управленческого решения.
Эффективность деятельности руководителя, особенно в сложных управленческих ситуациях, во многом определяется качеством вопросов, которые он ставит. Руководитель, задающий в такой ситуации «правильные» вопросы себе и своим подчиненным, получает на них «правильные» ответы, ведущие к принятию «правильного» управленческого решения.
Известный российский психолог, профессор О.И. Жданов иллюстрируют это на примере кризисных ситуаций. «Допустим, человек столкнулся с серьезной проблемой или попал в передрягу, и он задает себе следующий вопрос: «Ну почему это всегда случается со мной?» или «Ну почему я так неудачлив?». Повышает ли ответ на такой вопрос его чувство самоуважения? А как насчет такого вопроса: «Эта ситуация – шанс испытать свои способности. Что я должен сделать прямо сейчас, чтобы исправить положение?».
Властная функция. Как показывает практика, кто задает вопросы, тот ведет в разговоре и априори находится в более сильной позиции. Статус спрашивающего зависит от уровня его компетентности в области постановки вопросов. Чем выше профессиональный уровень спрашивающего, тем определеннее и четче формулируется им вопрос. Персона, которой адресуется вопрос, должна обладать или найти необходимую дополнительную информацию.
Право задать вопрос
Одной из особенностей работы с вопросами является то, что задающий вопросы находится, либо ставит себя в более сильную позицию по отношению к адресату. Поэтому вопрос – уже сам по себе сигнал, что к нам обращается кто-то вышестоящий, подавляющий, способный навязать свою волю. Исторически вопросно-ответная процедура была «встроена» в систему властных отношений, а вопрос выполнял функцию статусного позиционирования. Например, в средневековом этикете право задавать вопросы имели только царствующие особы. В отечественной культуре иерархического взаимодействия это также имело место. Известны слова Павла I, который четко определил, что «в России вельможи только те, с которыми я разговариваю и только пока я с ними разговариваю». Разговор императора с вельможами, естественно, заключался в односторонней коммуникации и сводился к задаванию им вопросов и получению ответов на них.
Властная функция вопросов сохранилась и совершенно четко проявляется в наше время. В общевоинских уставах Вооруженных Сил определены порядок и механизмы взаимодействия начальников и подчиненных, старших и младших, формы обращения подчиненных к вышестоящим командирам. Нередко в сугубо гражданской организации сотрудник в ответ на свой вопрос, адресованный руководителю, может услышать лаконичный ответ: «Здесь вопросы задаю я!», демонстрирующий преимущественное право руководителя на работу с вопросами.
Из предыдущей функции – властной – вытекает дисциплинарная функция. Формулировка руководителем вопросов, которые он адресует своим подчиненным, находится в зависимости от реализуемого им управленческого стиля. При авторитарной модели управления вопросы, используемые руководителем при осуществлении обратной связи, как правило, являются выражением его негативного отношения к адресату и к выполняемой (или выполненной) им работе, а также реализуют функцию своеобразного вербального наказания. «Сколько раз вам можно объяснять одно и то же?», «Неужели непонятно то, что я говорю? Мне, что, необходимо повторить вам десять раз?», «Почему до сих пор не сделано?», «Вы, что, хотите, чтобы я вас наказал?».
В организациях и структурных подразделениях, в которых руководитель придерживается такой модели, конструктивные вопросы являются ненужными и даже вредными, так как у сотрудников нет возможности и мотивации участвовать в выработке и принятии решений.
Причиной того, что многие вопросы воспринимаются нами не как информационный запрос, а как обвинение, упрек, наказание, является особое положение вопроса в нашей культуре вообще. Как отметил по этому поводу профессор Ю.Н. Емельянов, в нашей культуре осуждение и запрет выражаются не только императивными, сколько вопросительными предложениями. Вместо того чтобы сказать ребенку или младшему по должности: «Не ходи!» или «Не бери!», мы говорим: «Куда пошел?», «Зачем взял?» и т.п. Начальственное порицание или «административный восторг власть имущего» также облекаются в форму вопросов: «Когда вы перестанете опаздывать?», «Где вы видели, чтобы..?», «Когда вы поумнеете?».
Два примера
При реализации руководителем партнерской модели взаимодействия с подчиненными, демократического стиля управления, предполагающего учет и использование ресурса каждого сотрудника, вопросы являются не только механизмом получения руководителем информации при выработке и принятии решения, но также одним из важных мотивирующих факторов в работе с персоналом, в создании конструктивной рабочей атмосферы. В этом случае вопрос в процессе организационно-управленческой коммуникации выполняет «навигационную» задачу, заключающуюся в выборе оптимального маршрута, в определении параметров движения, достигнутого местоположения и т.д.
- Как вы считаете, какой вариант решения данной задачи является наиболее приемлемым?
- Какие у вас есть предложения?
- Что мы можем сделать для того, чтобы достичь..?
Питер Друкер иллюстрирует искусство задавать «правильные» организационно-управленческие и бизнес-вопросы на двух примерах.
Применительно к использованию ресурсов: «В бизнесе существует только два вида ключевых ресурсов: знания, то есть квалифицированные кадры в сферах управления, покупки, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара, и второй вид ресурсов – деньги.
- На что расходуются эти дефицитные и дорогостоящие ресурсы?
- В каких результативных областях они размещаются?
- Используются ли они применительно к решению проблем или применительно к благоприятным возможностям, в частности, к самым ли многообещающим возможностям?».
Применительно к стратегии развития организации: «Бесполезно гадать, какие товары и процессы могут понадобиться в будущем. Но можно принять решение о том, какую идею вы хотите воплотить в реальность в будущем, и перестроить свой бизнес на основании этой идеи.
Эта идея должна быть предпринимательской – способствующей выявлению потенциала бизнеса, выражающейся в продуктивном росте и достижении эффективности бизнеса по всем направлениям его работы. Эта идея не возникает из ответа на вопрос: «Каким будет будущее общество?». Этот вопрос будет уместен в устах общественного реформатора, революционера или философа. В основе предпринимательской идеи, которая создает будущее, всегда лежит вопрос: «Какие принципиальные изменения в экономике, на рынке или в научных знаниях позволили бы нам вести бизнес таким образом, чтобы мы смогли достичь наилучших экономических результатов? …идея должна пройти тест на личное признание сотрудниками компании. Верим ли мы в эту идею? Действительно ли мы хотим заниматься этим видом работы, вести этот вид бизнеса?».
Исторический экскурс
История полна примеров грамотной работы собственников бизнеса и успешных руководителей с вопросами. Задача руководителя – превращение сложного исходного материала в простое и понятное решение. Успешное решение этой задачи предполагает умение работать с вопросами: способность к анализу, дающую возможность разбираться в самых запутанных данных, обращать внимание на мельчайшие детали, выделять из них такие, которые остаются незамеченными для более поверхностного взгляда, но могут при данных условиях иметь решающее значение. Умение видеть сразу и целое, и все детали. «Мой гений состоял в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей», – писал о себе Наполеон. Он же, отмечая важность вопросно-ответного механизма в деятельности полководца (читай – руководителя), отмечал: «Полководец должен каждый день спрашивать себя: если неприятельская армия покажется у меня с фронта, справа или слева, что я должен буду делать?».
Способность проникать в замыслы врага, разгадывать его намерения всегда расценивалась как одно из ценнейших качеств полководца. Действия полководца не могут быть просто свободными акциями, они должны быть, прежде всего, реакцией на намерения и действия противника, сохраняя, однако, при этом величайшую инициативность и силу военного натиска.
Наполеон тратил массу энергии и времени на собирание тех конкретных данных, которые должны служить материалом при выработке плана: «Если кажется, что я всегда ко всему подготовлен, то это объясняется тем, что раньше, чем что-либо предпринять, я долго размышлял уже прежде; я предвидел то, что может произойти… Я всегда работаю, работаю ночью, во время обеда, работаю, когда я в театре; я просыпаюсь ночью, чтобы работать».
Не ограничиваясь чтением, Наполеон постоянно обращался ко всяким доступным ему источникам для обогащения своих знаний. «Больше всего он любил говорить со специалистами и учиться у них», – замечает историк Тарле. Бесчисленное количество примеров можно найти у Лас-Каза. На борту «Беллерофона» и затем на о. Св. Елены Наполеон имел весьма ограниченный круг общения. Но всякий разговор с новым человеком сводился к подробнейшему выспрашиванию собеседника по всем вопросам, в которых тот был осведомлен. Моряки, купцы, ученые разных специальностей, чиновники, даже простые садовники служили для него источником приобретения множества интересных для него сведений. «Когда вы попадаете в незнакомый город, – поучал он своего пасынка Евгения Богарнэ, впоследствии вице-короля Италии, – не скучайте, а изучайте город: откуда вы знаете, не придется ли вам его когда-нибудь брать». «Весь Наполеон в этих словах, – замечает Тарле, – накоплять знания для реального их использования».
Пусть меня научат
Для определения уровня профессионализма управленца достаточно проанализировать вопросы, которые он задает. Человек, задающий вопросы, обычно не задумывается над их структурными особенностями. Оперирование ими зачастую представляется занятием, не требующим специальных знаний и интеллектуальных навыков. Это распространенное заблуждение. Любое управленческое действие направлено на решение определенных задач и предваряется конкретным вопросом. Сама же адекватная постановка любых вопросов, включая организационно-управленческие, является результатом сложной мыслительной деятельности.
Многие системы подготовки управленцев – с древнейших времен до наших дней – включают в себя коммуникативные модули, важным составным элементом которых является формирование навыков работы с вопросами.
Аристотель, которого македонский царь Филипп пригласил в качестве наставника для своего сына Александра и сыновей знатных македонян в школе в Миезе, центре военного, общекультурного и философского образования будущей элиты государства, помимо прочих важных управленческих навыков формировал у обучаемых навык работы с вопросами.
Нередко можно было наблюдать такую сцену: Аристотель, сидя в тени деревьев (как он привык в Афинах), задает ученикам различные вопросы. Иногда в его голосе звучит порицание и пренебрежение, временами он ставит вопрос чрезмерно кратко и прямо. Но обычно он говорит вдумчиво, неспешно, с ласкающими слух интонациями. Все эти нюансы зависят от того, как он формулирует вопрос и какой ответ хочет получить от аудитории.
Аристотель учил воспитанников построению вопросительной фразы, интонационному выделению слов, расположению пауз. Он систематизировал вопросы, которые задают люди, и привил своим ученикам умение правильно формулировать их, – выдерживая должный тон, построение и последовательность, а также надлежащее количество пауз для создания убедительности, – а это играло не меньшую роль, чем содержание.
В настоящее время преподаватели одной из лучших бизнес-школ – Гарвардской – особое внимание в подготовке руководителей уделяют формированию навыка задавать вопросы, так как совершенно справедливо считают, что искусство правильно задавать вопросы во многих случаях является самым важным элементом управленческой деятельности.
Типичные ошибки
Как показывает мой опыт работы с руководителями в тренинговом и консультативном формате, существуют наиболее распространенные ошибки при работе с вопросами.
- После того, как руководитель задал собеседнику вопрос, он не делает паузу, не предоставляя времени на ответ, он снова начинает говорить сам. Пауза дает возможность собеседнику обдумать свой ответ, а руководителю – отследить (считать) его невербальную реакцию.
- Начальник задает подряд два и более вопроса. Если это не является коммуникативным приемом, шеф не получает от собеседника важной информации. Собеседник выбирает вопрос, более удобный, и отвечает на него. Задавая последовательно вопрос за вопросом, и получая на них ответы, босс продвигает разговор в направлении достижения поставленной цели.
- Руководитель задает собеседнику вопрос и сам же на него отвечает. Это может быть целенаправленная тактика, но в большинстве случаев диалоговая форма взаимодействия более продуктивна.
- Начальник задает вопрос собеседнику, выслушивает ответ до половины, думает, что уловил его смысл, перебивает собеседника и снова начинает говорить. Во-первых, это проявление неуважения к собеседнику, во-вторых, интерпретация ответа чаще всего не соответствует тому, какую мысль хотел донести собеседник.
- Руководитель вопросов не задает. No comments!
Умение задавать «правильные» вопросы относится к категории ключевых характеристик и важных профессиональных компетенций эффективного собственника бизнеса и наемного руководителя. Грамотно сформулированный вопрос ведет к пониманию причин сложившейся организационно-управленческой и бизнес-ситуации и показывает направление ее решения. Поэтому деловой человек в своей работе периодически должен делать паузу, «переходить на пониженную передачу» и отвечать на три вопроса:
- что мне необходимо прекратить делать?
- что мне необходимо продолжить делать?
- что мне необходимо начать делать?
… для повышения результативности моей работы, эффективности моего предприятия, процветания моего бизнеса.
Александр Трусь, inter-press.ru
www.topsecret.ru
задавать вопрос — с русского
задавать вопрос — спрашивать, опрашивать, узнавать, аскать, задавать вопросы, вопрошать, осведомляться Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
задавать — вопрос задавать • действие вопрос задать • действие задавать вопрос • действие задавать глупые вопросы • действие задавать лишних вопросов • действие задавать разные вопросы • действие задать вопрос • действие задать новый вопрос • действие… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Вопрос — Задавать во сне вопрос по существу – означает, что Вы подозреваете кого либо из тех, кого любите, в неверности и будете опасаться его уловок. Задавать вопрос во сне – означает, что вы будете убежденно отстаивать правду и добьетесь успеха … Сонник Миллера
вопрос — (не) понять вопроса • Neg, знание, понимание включать вопросы • существование / создание, локализация возник вопрос • существование / создание, субъект, начало возникает вопрос • существование / создание, субъект, начало возникает главный вопрос… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
ЗАДАВАТЬ — ЗАДАВАТЬ, задать что, давать вперед, взачет чего; дать задаток, дать на руку; предлагать кому что для разгадки, для выученья, решенья, как вопрос, урок и пр. Бурлаку задатки лакомы: кто больше задаст, к тому и идет. Задам я тебе задачу, загадку.… … Толковый словарь Даля
Вопрос — Вопрос ♦ Question Реальность говорит только о себе. Но иногда, из простой вежливости, она отвечает на задаваемые человеком вопросы. Мы называем вопросом такой тип высказывания, который вызывает к жизни другое высказывание и ждет от него… … Философский словарь Спонвиля
задавать — глаг., нсв., употр. часто Морфология: я задаю, ты задаёшь, он/она/оно задаёт, мы задаём, вы задаёте, они задают, задавай, задавайте, задавал, задавала, задавало, задавали, задающий, задаваемый, задававший, задавая; св. задать 1. Если вы задаёте … Толковый словарь Дмитриева
вопрос (о чем) — ▲ цель ↑ логический, поиск вопрос цель информационного поиска; формулировка задачи поиска; обозначение пробела в информации; логическое востребование конкретной информации о каком л. объекте; пожелание получить к л. сведения; предложение,… … Идеографический словарь русского языка
ВОПРОС (В ВОПРОСНИКЕ, В АНКЕТЕ, В ПЛАНЕ ИНТЕРВЬЮ) — специально разработанное социологом вопросительное высказывание, адресованное определенной совокупности респондентов, для получения (в виде ответов суждений) информации, необходимой для решения исследовательской задачи. Логич. структура В.… … Российская социологическая энциклопедия
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ — вечная проблема соотношения двух реальностей: 1) реальности, которую человек способен воспринимать при помощи своих органов чувств ( видимого мира ) и 2) реальности, принципиально не доступной внешнему опыту людей ( сверхчувственного, скрытого… … Современный философский словарь
действие — возыметь действие • действие действие кончилось • действие, субъект, окончание действие направить • действие действие начинается • действие, субъект, начало действие основано • касательство действие производить • действие действие происходит •… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
translate.academic.ru
задавать вопрос — это… Что такое задавать вопрос?
- задавать вопрос
- задавать вопрос
спрашивать, опрашивать, узнавать, аскать, задавать вопросы, вопрошать, осведомляться
Словарь русских синонимов.
.
- задабривать
- задавать дрожака
Смотреть что такое «задавать вопрос» в других словарях:
задавать — вопрос задавать • действие вопрос задать • действие задавать вопрос • действие задавать глупые вопросы • действие задавать лишних вопросов • действие задавать разные вопросы • действие задать вопрос • действие задать новый вопрос • действие… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Вопрос — Задавать во сне вопрос по существу – означает, что Вы подозреваете кого либо из тех, кого любите, в неверности и будете опасаться его уловок. Задавать вопрос во сне – означает, что вы будете убежденно отстаивать правду и добьетесь успеха … Сонник Миллера
вопрос — (не) понять вопроса • Neg, знание, понимание включать вопросы • существование / создание, локализация возник вопрос • существование / создание, субъект, начало возникает вопрос • существование / создание, субъект, начало возникает главный вопрос… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
ЗАДАВАТЬ — ЗАДАВАТЬ, задать что, давать вперед, взачет чего; дать задаток, дать на руку; предлагать кому что для разгадки, для выученья, решенья, как вопрос, урок и пр. Бурлаку задатки лакомы: кто больше задаст, к тому и идет. Задам я тебе задачу, загадку.… … Толковый словарь Даля
Вопрос — Вопрос ♦ Question Реальность говорит только о себе. Но иногда, из простой вежливости, она отвечает на задаваемые человеком вопросы. Мы называем вопросом такой тип высказывания, который вызывает к жизни другое высказывание и ждет от него… … Философский словарь Спонвиля
задавать — глаг., нсв., употр. часто Морфология: я задаю, ты задаёшь, он/она/оно задаёт, мы задаём, вы задаёте, они задают, задавай, задавайте, задавал, задавала, задавало, задавали, задающий, задаваемый, задававший, задавая; св. задать 1. Если вы задаёте … Толковый словарь Дмитриева
вопрос (о чем) — ▲ цель ↑ логический, поиск вопрос цель информационного поиска; формулировка задачи поиска; обозначение пробела в информации; логическое востребование конкретной информации о каком л. объекте; пожелание получить к л. сведения; предложение,… … Идеографический словарь русского языка
ВОПРОС (В ВОПРОСНИКЕ, В АНКЕТЕ, В ПЛАНЕ ИНТЕРВЬЮ) — специально разработанное социологом вопросительное высказывание, адресованное определенной совокупности респондентов, для получения (в виде ответов суждений) информации, необходимой для решения исследовательской задачи. Логич. структура В.… … Российская социологическая энциклопедия
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ — вечная проблема соотношения двух реальностей: 1) реальности, которую человек способен воспринимать при помощи своих органов чувств ( видимого мира ) и 2) реальности, принципиально не доступной внешнему опыту людей ( сверхчувственного, скрытого… … Современный философский словарь
действие — возыметь действие • действие действие кончилось • действие, субъект, окончание действие направить • действие действие начинается • действие, субъект, начало действие основано • касательство действие производить • действие действие происходит •… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
dic.academic.ru
Как правильно задавать вопросы? Задать вопрос можно на этой странице. Требования к вопросам можно разделить на 2 части. Требования к сути вопроса:
Требования к оформлению:
Что такое «тэги» и зачем они нужны? Тэги — это термины из одного-двух слов, которые описывают главные понятия, с которыми связан вопрос. Как правило, это существительные. Например, для вопроса, «Cтоит ли баловать ребенка?», подойдут тэги «воспитание», «ребенок» (но ни в коем случае не: «баловать ребенка», «стоит ли»). Тэги надо указывать через запятую. При создании вопроса добавление тэгов не является обязательным, но очень приветствуется. Тэги позволяют построить удобную навигацию по похожим вопросам, настроить вывод вопросов в соответствии с интересами авторов и многое другое. Обязательно ли определять категорию при создании вопроса? Нет, это не обязательно, но очень приветствуется. Обязательно ли назначать бонус за лучший ответ? Бонус за лучший ответ — это кредиты, которые вы согласны передать автору лучшего ответа на ваш вопрос. Чтобы это было возможно, у вас должен быть положительный баланс кредитов. (Кроме того, стоит отметить, что другие пользователи имеют возможность увеличить ваш бонус, если они тоже заинтересованы в ответе на ваш вопрос). Добавление бонуса не является обязательным условием, но позволяет привлечь к вопросу существенно больше внимания авторов. Мой вопрос был закрыт автоматически сразу после создания, почему? Если ваш вопрос дословно повторяет вопрос, который уже создавался на нашем проекте ранее, то наша система автоматически его закрывает и ставит в последнем сообщении ссылку на первоначальный вопрос. Что происходит, если задать вопрос, который уже задавался ранее, но с другой формулировкой? Если вы задаете вопрос, который уже был задан ранее на нашем сайте, то он может быть закрыт в пользу более старого вопроса. Решение о закрытии принимает модератор. Условием для закрытия вопроса является полное совпадение смысла вопросов, вне зависимости от конкретной формулировки. Закрытый вопрос перестает приносить кредиты своим авторам, а внизу (на странице вопроса) ставится ссылка на вопрос, в пользу которого он был закрыт. Обратите внимание, что список из 5 похожих вопросов (который выводится при создании вопроса в качестве подсказки) не всегда включает все возможные повторы. В этом списке выводится только первые 5 из большого количества найденных результатов, которые автоматический поиск посчитал наиболее похожими на вашу формулировку. Важно понимать, что такой автоматический поиск не всегда способен уловить все оттенки смысла и точно отранжировать найденные результаты по сходству с вашим вопросом. Поэтому обязательно воспользуйтесь ссылкой «все результаты» и просмотрите полный список похожих вопросов. Это поможет вам избежать возможных наказаний за дубликат. А еще лучше для поиска похожих вопросов оставить в форме поиска только самые важные и значимые слова вашего вопроса. В этом случае, шансы найти похожие вопросы заметно вырастут. Зачем закрывать одинаковые вопросы? На нашем сайте существует оплата за просмотры востребованных вопросов и ответов (подробнее о ППА читайте здесь). Если допустить появление одинаковых вопросов, то это может стать способом нечестной конкуренции между пользователями за начисления и повредит интересам наших авторов, которые вложили свое время и силы в создание оригинальных вопросов. Также, если не закрывать дублирующие вопросы, то ответы на один и тот же вопрос будут размещены на множестве разных страниц нашего сайта. Это сделает наш сайт менее удобным для тех пользователей, которые пытаются найти наиболее полный и качественный ответ. У меня было автоматически заблокировано на сутки право задавать новые вопросы, почему? Да, у нас предусмотрены небольшие наказания, если пользователь злоупотребляет вопросами, которые по смыслу повторяют уже существующие на нашем проекте. Если доля закрытых за дублирвание вопросов превышает 5% относительно общего количества вопросов пользователя, он будет временно ограничен в правах на создание новых вопросов. Ограничение будет действовать 1 день. Дублирующими признаются вопросы, которые полностью идентичны по смыслу. Вне зависимости от конкретной формулировки. Решение по каждой спорной ситуации принимают модераторы. Обратите внимание, 5 похожих вопросов (которые выводятся в форме создания вопроса в качестве подсказки) не всегда включают все возможные повторы. Автоматическая система несовершенна, лучше самостоятельно воспользоваться поиском и просмотреть несколько первых страниц результатов. |
www.bolshoyvopros.ru
Есть шесть типов людей, задающих вопросы. / Блог radhika / Мир Адвайты
Первый тип людей, которые задают вопросы, это те, кто печален или несчастен.
Несчастные люди задают вопросы, но они не слушают ответов. Это просто факт, разве у вас не было подобного опыта? Кто из вас имел подобный опыт в своей жизни? Пожилые люди, особенно когда они становятся уже старыми и находятся дома, страдают, и задают вопросы «Ох, у меня вот такая проблема, почему же Бог так несправедлив ко мне? Почему у меня возникла эта проблема?» И они продолжают задавать эти вопросы, на которые даже не ожидают от вас ответа. Вспоминаете такое?! Они просто задают вопросы: «Почему я страдаю? Я делал всегда только хорошее, за что мне эти страдания? Итак, печальные или несчастные люди задают вопросы, но они не ожидают ответа.И если вы будете отвечать, то будете глупцом. Вам следует сохранять молчание. Просто улыбайтесь им. Просто будьте с ними добрыми.Когда в семье кто-то умирает, то члены семьи задаются вопросами: «Почему это произошло?» И вам нечего сказать. Разве вы можете что-то сказать? Нет, здесь нечего сказать. Поэтому простого вашего присутствия вполне достаточно. Не пытайтесь ответить на их вопросы, понятно?! А также, не выступайте в роли адвоката Бога и не настраивайте их против Бога. Обычно люди говорят: «Бог был несправедлив к тебе, природа была несправедлива к тебе, этого не должно было случится», и прочее. Это все равно им никак не поможет.Итак, когда опечаленные и несчастные люди задают вопросы, вам следует просто сохранять молчание.
Второй тип людей, задающих вопросы – это те, кто разозлен, кто чувствует, что по отношению к ним поступили несправедливо. Они испытывают очень сильный гнев и задают вопросы. И они не готовы слышать никакие ответы, потому что, когда человек зол, то его ум уже закрыт. Интеллект не действует. Преобладают эмоции. В подобной ситуации лучше позволить им успокоиться и не отвечать ни на какие вопросы. Бесполезно отвечать на вопросы разозленного человека.
Третий тип людей, задающих вопросы – это те, кто задают вопросы только для того, чтобы сделать свое присутствие заметным, они совсем не заинтересованы в ответе. «Я здесь, вы об этом знаете?» — это все, о чем они хотят знать, они вообще не заинтересованы ни в каком ответе. Если вы будете отвечать на их вопрос, то они будут смотреть куда-то в сторону или заниматься чем-то другим. Они задают вопрос только для того, чтобы их присутствие было замечено. Таков третий тип людей.Если вы школьный учитель, то у вас есть такой опыт. Преподаватели в колледжах писали об этом, что в колледже иногда люди поднимаются и выступают перед классом только для того, чтобы показать, что они есть в классе и какие они умные. Кто из вас имел подобный опыт?
Четвертый тип людей – это те, которые думают, что уже знают ответ, но они просто пришли проверить другого, знает ли он ответ или нет. Как будто говорят: «Я знаю все ответы, но я хочу проверить этого парня, знает он ответ или нет».С такими людьми говорить бесполезно.
Пятый тип людей, задающий вопросы – это те, кто пережил глубокий опыт и они хотят его понять.«Я медитировал и почувствовал, что возникают вот такие ощущения. Что это такое? Я хочу больше об этом знать».«Когда я медитировал, я видел свет и я ощутил такой чудесный аромат. Я хочу узнать об этом. Я хочу убедиться, что я правильно выполняю технику. Что означает этот опыт?» Такие вопросы задают после получения опыта, потому что опыт и понимание должны идти рука об руку. Когда некоторые люди впервые получают подобный опыт, они хотят понять его и поэтому задают вопросы.
Шестой тип людей, задающих вопросы, называют Jigyasu (джигьясу). В их уме присутствует страстное желание познать истину, познать реальность, и они имеют веру в того, кому они задают этот вопрос, что этот человек знает ответ, поэтому они идут к нему и спрашивают.Вы не задаете вопросы относительно медицины горничной. Кто-то подметает пол и моет посуду у вас дома, вы же не пойдете к ней задавать вопросы про медицину, потому что вы знаете, что она, возможно, не знает ответы. Когда вы болеете, вы идете к доктору и спрашиваете у него, потому что вы знаете, что он знает.Итак, когда вы уверены, что этот человек знает ответ, и вы хотите задать свой вопрос, тогда вы готовы и принять ответ. Такая ситуация, когда – вы не знаете, вы хотите узнать, и вы уверены, что этот человек, которому вы хотите задать этот вопрос, знает на него ответ. Когда все эти три фактора соединяются, тогда это Джигьяса – настоящий дух познания.
Вы не задаете вопрос дворнику, как проехать в аэропорт. Вы не идете к садовнику и не спрашиваете его, как водить машину или как выписывать лекарства. Вы знаете, что они не будут этого знать, потому что у вас есть представление о том, что они знают. Когда вы идете к садовнику и задаете ему вопрос из его области компетенции, тогда вы знаете, что он знает ответ. Истинный искатель обладает знанием того, что этот человек знает ответ, а я нет, и тогда он задает вопрос.Это шестой тип людей, задающих вопросы.
Все наши Шастры, все наши духовные писания в Индии начинались с вопроса. Какого типа вопроса? Не с первого типа, не со второго, не с третьего, не с четвертого, не с пятого, но с шестого типа вопроса – «Я не знаю, я хочу знать, и этот человек знает, поэтому я и задаю ему этот вопрос».Все знание в писаниях началось с истинного духа познания, через заданный вопрос.
Как-то один человек стоял на вокзале и задавал вопросы контролеру о каждом проходящем через станцию поезде. Контролер ответил ему три или четыре раза, и, наконец, устал отвечать и спросил: «Ну хватит, уважаемый, просто скажите мне, куда вы хотите поехать». А человек ответил: «Никуда, я просто хочу перейти на другую сторону». Так если вы просто должны перейти на другую сторону, то бесполезно задавать неуместные вопросы. Это то, чем занимается большинство людей – они задают неуместные вопросы только для того, чтобы скоротать время.Итак, просто поразмышляйте над всем тем, о чем я сказал. Возвращайтесь к этому снова и снова.
advaitaworld.com
какой вопрос можно задать девушке
Какие вопросы задать девушке?Ты любишь домашних животных?
Какая у тебя работа? За что ты ее любишь?
Что для тебя в ней самое трудное, но интересное?
Что тебя в ней угнетает? Чего бы ты хотела добиться?
Что ты считаешь своим главным достижением в жизни?
А что было самой тяжкой твоей неудачей?
Что тебе дороже всего в жизни?
Как получилось, что это приобрело для тебя такое значение?
Что было самым приятным для тебя событием в прошлом году?
А что было самым тяжелым?
Что было самыми важными вехами в твоей жизни?
Какие события стали для тебя поворотными?
Какие у тебя любимые праздники, музыка, телепередачи, развлечения?
Как ты обычно проводишь свободное время?
Какие игры, компании, увлечения, виды спорта и другие занятия предпочитаешь и почему?
Что бы ты делала, если бы могла позволить себе не работать?
Как ты представляешь себе идеальный отдых?
Хотела бы ты прославиться?
Если да, то чем?
Если нет, то почему? (Если твоя собеседница уже знаменита)
Чем тебе нравится быть знаменитой и чем не нравится?
Если бы у тебя появилось 20 миллионов долларов, что бы ты сделала?
Расскажи о своем детстве. Какими своими хорошими качествами ты обязана семейному воспитанию?
А в каких своих недостатках ты винишь полученное воспитание?
Кого из родственников больше всего любила?
Какой ты была в детстве?
Кем ты в детстве хотела стать, когда вырастешь?
А сейчас, когда ты взрослая — кем ты хочешь стать?
Хотела ли ты когда-нибудь быть мальчиком?
Чего ты ждешь от близкого человека?
Как ты представляешь себе идеального мужчину?
Если бы ты оказалась на необитаемом острове только с одним человеком (не со мной) , кого бы ты выбрала?
Какую единственную книгу ты взяла бы с собой?
У тебя есть враги? А кто твои друзья?
Ты считаешь себя романтиком?
Если да, то в чем это выражается?
Где бы ты хотела жить?
В какой стране, городе, доме, квартире?
В чем, по-твоему, главные отличия между мужчиной и женщиной?
Что может сделать тебя счастливой? Что может тебя опечалить?
Если бы тебя пригласили сниматься в кино, то какую бы роль ты играла?
Какие свои стороны ты считаешь сильными? Слабыми?
Что тебя больше всего удручает в жизни?
Что тебя выводит из себя?
Как ты думаешь, что отличает тебя от других?
Если бы ты могла поменяться внешностью с другими, чем именно ты бы поменялась?
Ты веришь в Бога? Как ты Его представляешь себе?
Как ты думаешь, могут ли твои поступки повлиять на общество и вызвать какие-то социальные перемены?
Назовите три наиболее, по твоему мнению, важных на данный момент социальных проблемы. Как бы ты решила их, если бы имела такую возможность?
[Успех диалога зависит от умения правильно строить и задавать вопросы, умело чередовать открытые и закрытые вопросы, анализировать ответ собеседницы на предмет того, можно ли углублять тип вопросов в более личную сферу.
Помимо этого на практических тренингах Академии Знакомств вы научитесь скрытому съему информации собеседника, так что тот даже ничего не заподозрит.]
otvet.mail.ru
Как правильно задавать вопросы | Советы психолога
Многие люди интересуются, как правильно задавать вопросы, какие именно задавать вопросы в тех или иных ситуациях и с какой целью. Так как в основном вопросы задают, чтобы поддержать разговор, либо чтобы узнать ценную информацию. Умение грамотно и правильно задавать вопросы, позволит вам научиться общаться и стать хорошим собеседником и даже оратором.
В статье вы узнаете, как правильно задавать вопросы, какая должна быть интонация, звук и темп голоса. Ведь в жизни бывают различные ситуации и вопросы, иногда помогают, а иногда наоборот разрушают отношения и общение. Поэтому стоит знать, как и какие вопросы нужно задавать правильно.
Четко определите чего вы хотите
Когда вы общаетесь с человеком и хотите правильно задать ему вопрос, то для начала определите чего вы хотите и что полезного принесет данный вопрос вам и собеседнику. Если вы хотите быть хорошим и лучшим собеседником, то задавайте вопросы на ту тему, о которой говорит ваш собеседник, это позволит поддержать разговор и вдохновить собеседника рассказать еще больше.
Если же вы хотите правильно задавать вопрос, с целью получить нужную и ценную информацию, то не спешите, чтобы собеседник не догадался что вам нужно только выгода. Общайтесь в начале разговора о том, что интересует вашего собеседника, а уже после этого задавайте свои вопросы. Узнайте: как остановить время.
Ведите себя уверенно
Чтобы научиться правильно, задавать вопросы, вам нужно стать уверенным человеком, так как у уверенных людей это получаться проще и легче. Чтобы стать уверенным, вам нужно добиваться чего-то в жизни и научиться верить в себя и свои силы. Если тот вопрос, который вы хотите задать, важен для вас, то вы обязательно его зададите, ни смотря на свою неуверенность.
Станьте успешным человеком
Чтобы уметь правильно задавать вопросы, вам нужно достичь успехов в жизни, так как у вас появиться больше связей, уверенности и вопросы будут задаваться автоматически, так как ответы на них позволят вам достичь еще большего успеха. Не стоит задавать те вопросы, которые ничего полезного вам не принесут и не поддержат ваш разговор. Если вы четко знаете, чего вы хотите от жизни, то у вас появиться много вопросов и вы, начнете их задавать тем, кто лучше в них разбирается.
Если вы не просто хотите научиться правильно, задавать вопросы, но и учиться и применять знания на практике, чтобы достичь успеха в какой-то деятельности, то выбирайте себе такого наставника, который достиг в вашем деле большего успеха и успешнее вас в 10 раз. Тогда вам будет чему у него поучиться. Нет смысла задавать вопросы тем людям, которые не имеют опыта в данных делах.
Научитесь улыбаться, когда это уместно
Чтобы не просто правильно задавать вопросы, но и производить на людей приятное впечатление, вам нужно научиться искренне, улыбаться тогда, когда это уместно и весьма кстати. Это позволит научиться общаться с людьми, окружать себя успешными людьми и вместе с ними добиваться успеха. Узнайте: как определить характер человека.
Тот, кто окружает себя неудачниками и задает вопросы тем, кто не имеет в этом опыта, но умеет красиво говорить, сам станет точно таким же. Поэтому чтобы правильно задавать вопросы, задавайте их тем, кто имеет в них опыт и сможет научить вас чему-то. Если вы сомневаетесь, задавать ли тот или иной вопрос, значит, вам не особо важен ответ на него и вам стоит продолжать искать себя вы жизни.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
psyh—olog.ru
psyh-olog.ru