Упражнения для постановки голоса – :

Простые и полезные упражнения для развития и постановки голоса

Упражнения для развития и постановки голоса

Постановка голоса способствует развитию личности и творческих способностей, улучшению физического здоровья, повышению качества собственного внимания, а так же выработке новых позитивных привычек. Процесс постановки голоса направленна раскрытие и развитие его природных свойств, в следствии чего голос приобретает красоту и выразительность, глубину и объем. Поставленный голос отличается значительно более широким диапазоном, насыщенностью звучания. Постановка голоса — это серьезная работа над собой, над своими, усвоенными еще в детстве, привычками.

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Он важен так же, как важны внешность, манеры, текст выступления. Человеческий голос — могущественный инструмент. Хорошо поставленный, уверенный голос является сильным средством воздействия. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону, убедить, завоевать доверие. Всегда следует помнить, что люди ожидают — и вполне заслуживают — услышать приятный, красивый голос. Когда другим нравится ваш голос, они быстрее прислушиваются к вам!

Как бы вы ни были талантливы, обаятельны и умны, вы вряд ли станете успешным человеком, если искажаете звуки, проглатываете окончания слов, путаетесь в ударениях и к тому же говорите тихим или резким голосом. Неприятный голос может перечеркнуть все ваши достоинства. Ваш голос должен способствовать вашей карьере, а не портить ее. С красивым голосом так просто добится своего!

Если внимательно присмотреться к тому, как пользуются своим дыханием профессиональные певцы, можно отметить большое разнообразие видимых дыхательных движений. Так же разнообразны субъективные ощущения, сопровождающие работу дыхания, и столь же противоречивы мнения певцов о технике и роли дыхания в пении.

Есть певцы и певицы, у которых набор дыхания происходит совершенно незаметно, их грудь не показывает никаких видимых движений. У других грудная клетка весьма ощутимо включена в работу. Иногда движения грудной клетки используются настолько полно, что заметно, как поднимается ее верхняя часть в области ключиц. И само количество набираемого дыхания для пения у разных певцов различно.

Упражнение для работы диафрагмы и мышц

Упражнение для работы диафрагмы и мышц, которые задействованы при вокальном дыхании.

Человек не может ощутить диафрагму, так как её расположение не позволяет этого сделать. Однако мы прекрасно чувствуем брюшные мышцы и можем помочь себе в том, что бы научиться регулировать вдох и выдох так, как нам удобно, и так как правильно. Мы можем научиться делать вдох бесшумным и коротким, но при этом полным и достаточным, а так же освоить задержки выдоха и растяжки его во времени.

Упражнение для голоса и вокального дыхания 1

Встаньте максимально свободно, но ровно. Проследите, что бы ваши плечи были опущены, шея свободна, не держитесь за инструмент (фортепиано), почувствуйте хорошую опору в ногах. Дышите ровно и спокойно, как дышит здоровый человек. Теперь, когда вы готовы, просто улыбнитесь и сквозь щёлку между зубами вытолкните чуть-чуть воздуха. У вас должен был получиться звук «С». Теперь сделайте то же, только вместе с движением живота. Втяните живот в себя вместе со звуком «С». Живот маленьким толчком втягивается, а воздух сквозь зубы выталкивается. Это делается с частотой примерно раз в секунду.

Попробуйте сделать тридцать таких толчков на одном дыхании. Запомните, что между толчками, на первом этапе нельзя делать дополнительный вдох. Вы должны полностью понять все возникающие ощущения во время выполнения упражнения.

Какие мышцы вы чувствуете? Правильно, если вы особенно сильно почувствовали косые мышцы живота, или низ живота (по бокам). Если вам не хватило воздуха, отдохните и попробуйте сделать упражнение снова, только помните, что чем больше вы сделаете вдох, тем быстрее вы выдохнитесь. Вдохнуть перед упражнением надо как обычно, не поднимая плечи и совсем спокойно.

Как только вам удалось беспрепятственно выполнить это упражнение, попробуйте его расширить, за счёт полного выдоха после тридцатого толчка. Выдохните весь оставшийся воздух вместе с глубоким наклоном. Затем, выдохнув всё, не набирая воздух, медленно поднимайтесь и продолжайте упражнение.

Так можно расширить это упражнение до трёх наклонов и более. То есть 30 толчков со звуком «С», наклон и полный выдох, медленный подъём и продолжение толчков, 30 толчков и снова наклон с выдохом, и всё повторить снова.

В этом упражнении есть маленький секрет, который откроется только после того, как ученик попытался проделать упражнение хотя бы три раза.

Раскрыть секрет прямо сейчас, значит лишить ученика собственного опыта правильного дыхания и возможно толкнуть его на ложно лёгкий путь.

Одна маленькая подсказка: у вас, когда ни будь, был велосипед или надувной матрас?

Упражнение для вокального дыхания и голоса 2

Представьте, что вы — это большой разноцветный надувной мяч. После игры , вас положили на травку отдохнуть и вытащили заглушку, что бы воздух потихонечку выходил. Вы отдыхаете и выпускаете воздух медленно- медленно. Зачем спешить?

Это упражнение можно делать в компании таких же весёлых мячиков. Интересно, кто дольше продержится.

Только, перед тем как представить себя мячиком, снова обратите внимание на плечи. Не делайте большой вдох, что бы округлиться. Если вам не понятно, вдохните много и попробуйте попрыгать. Уверяю вас, вам будет очень тяжело. Что бы почувствовать лёгкость, достаточно просто расслабиться. Итак, сделайте обычный вдох, поддержите слегка низ живота, и тоненькой струйкой, на звуке «С», начните выпускать воздух. Попробуйте улыбаться, так как вам это поможет думать о чём-то приятном.

После того, как вы почувствовали ваше тело и мышцы живота в особенности, можно приступить к пению.

Несколько упражнений, которые помогут найти правильную позицию и понять пределы диапазона певца:

1) Вам знакомо ощущение зевка? Была ли у вас в жизни ситуация, когда вам очень хотелось зевнуть, но вам нельзя было показать этого, и вы зевали, не раскрывая рта, незаметно.

Попробуйте воспроизвести это ощущение. Вы должны были почувствовать, как приоткрылось нёбо. Словно внутри вырос купол. Это хорошо. Если это ощущение было приятным, запомните его и попробуйте что-то тихонечко напеть, не раскрывая рта. Хотя бы три нотки: до ре ми-и-и-и, ре ми ре до-о-о-о. Только ни в коем случае не пойте громко. Пойте так, словно укачиваете младенца — тихо и нежно.

При правильном звучании, вы должны ощутить некоторую вибрацию в области лба, и лёгкое щекотание сомкнутых губ. Это значит, что вы всё сделали верно, и звук просто резонирует в тех «пустотах», которые есть в вашей голове. Вокалисты оказываются в выигрышном положении, по отношению к тем обывателям, которые иной раз даже не догадываются о пустотах в своей перегруженной голове.

Это упражнение можно проделывать в разных вариациях, примерно в пределах квинты или сексты, до тех пор, пока вы не станете, уверены в звуках, которые воспроизводите. Звук должен быть приятен и нежен. Вам должно быть максимально удобно.

2) Затем, не изменяя ощущений и позиции, попытаемся приоткрывать рот.

На тех же нотках ( до ре ми-и-и ре до), доходим до верхней ноты с закрытым ртом, а потом размыкаем губы, и идём вниз. Звук получившийся наверху похож на «МИ». Очень важно, что бы на «И» было такое же ощущение, как при закрытом звуке. Главное сохранить ту же верную позицию, что бы резонатор был бы заполнен звуком.

Это упражнение так же можно варьировать, увеличивать количество нот, но так же в пределах квинты или сексты.

3) Следующим шагом будет знакомство с диапазоном певца. Если говорить точнее, то с диапазоном будет знакомиться сам певец, так как порой начинающий певец не вполне знает свои возможности, и тем более боится своих надуманных недостатков. Бывают случаи, когда начинающий исполнитель пытается скрыть свои переходные ноты за форсированным звуком. Потом голос теряет свою естественную окраску и срывается на фальцет. Это очень расстраивает ученика, он закрепощается и теряет веру в свой талант.

На самом деле всё просто. Певцу не нужно опасаться переходных нот, а напротив, следует познакомиться с ними получше, что бы знать наверняка, все особенности своего голоса. Переходные ноты есть у всех без исключения. От грудного регистра к фальцету, и от фальцета к свистковому регистру. Кроме того, в природе вокала имеется микст. У кого-то он уже есть, а кому-то нужно только научиться им пользоваться.

Существуют упражнения для определения переходных нот, и для поиска микстового звучания.

Для начала, можно привести пример упражнения, которое мало отличается от предыдущих, с той лишь разницей, что в конце к звуку «И» прибавляем звук «А».

Допустим: ( до ре ми-и-и ре до), начали с закрытого звука, на верхней нотке приоткрыли губы на звук «И», затем раскрыли до звука «А» и на «А» вернулись назад.

Это довольно сложно, так как так же необходимо следить за правильной позицией, и звук «А» должен так же резонировать как при «И», и как при закрытых губах. Иначе говоря, находиться в той же позиции, в одном месте. Но рот при этом должен быть открыт и челюсть совершенно свободна. В зоне переходных нот голос может стать особенно резким. Педагог должен следить, за тем, что бы певец не форсировал звук в этот момент. Если «А» имеет носовой призвук, скорее всего позицию нужно сделать более объёмной, округлить нёбо и опустить корень языка, то есть вспомнить о зевке. Если напротив, звук слишком заглублен, пускай ученик попробует улыбнуться. Чистота звука «А» так же зависит от подвижности лицевых мышц. Кому-то помогает ощущение внутренней улыбки, другому этого мало и нужно действительно улыбнуться, а человеку с широким строением лица иногда правильнее напротив прикрыть позицию и приблизить «А» к «О», что бы звук не был плоским.

Это упражнение в начале может послужить для знакомства с переходными нотами, и для осознания необходимости работы над преодолением препятствия.

4) Как только познакомились со звуком « А», можно приступать к работе с переходными нотками.

Вернёмся к звуку «И».

Возьмём квинту в удобной тональности и попробуем пропеть на слоге «МИ». Например: ля- ми ре до си ля. От ля к ми, нужно сделать глиссандо, что бы почувствовать переходную нотку. Если её не оказалось на этом участке, поднимаемся по полутонам вверх. Естественно, что упражнение должно быть пропето на легато, и точно так же как и предыдущие упражнения находиться в правильной позиции.

Во время глиссандо нужно чувствовать максимальное удобство и свободу. Малейший зажим испортит результат. Очень важно, что бы певец чувствовал опору, то есть низ живота. Нижняя грудная нота должна быть насыщенной и красивой, и тогда верхняя, в головном регистре, получится так же хорошо. Во время глиссандо не меняйте позицию, иначе верхняя нотка прозвучит более плоско. Не бойтесь вероятного «петуха» на переходной ноте. Когда вы его поймаете, вам будет проще с ним справиться.

В дальнейшем вы научитесь преодолевать все свои переходные ноты так, что вам позавидуют маститые оперные певцы. Вам удастся укрепить головной регистр и научиться управлять микстом, так как микст и есть тот самый переход от груди к головному регистру, или фальцету. Раздвигая границы перехода, мы обнаруживаем новый звук, светлый и сильный, который и является микстом.

Дело в том, что многие вокалисты действительно предпочитают избегать переходных нот, или сдвигают их за счёт развития вверх грудного регистра. Это отнимает у певца массу обертонов и вокальной виртуозности. Голос становится малоподвижным и тяжеловесным, но при этом от природы он может обладать красивым тембром.

5) Следующий шаг в упражнениях с переходными нотами, это снова обращение к звуку «А». Попробуйте спеть то же упражнение, о котором говорилось выше, только наверху, перейдите с «И» на «А». Получится — ми -а-а-а-а-а. Следите, что бы «А» была аккуратной и красивой, в позиции «И». В идеале, «А» должна прозвучать именно микстом.

Ещё одно замечание: микстом легко управлять. Вам должно быть легко, усилить звучание нотки, или напротив ослабить. Если нотка звучит слабо, бесцветно, и вам не удаётся её развить, значит, у вас недостаточно опоры.

Конечно в первый же раз добиться правильного звука удаётся не всем, но со временем вам удастся поймать верный звук. Вы сразу почувствуете, как вам легко и приятно петь микстом. Голос приобретёт новые обертона, вы сможете варьировать окраску тембра по вашему желанию.

Здесь остаются все те пожелания, что и в упражнении № 3. Это сложное упражнение, и конечно необходимо проделывать его под чутким руководством преподавателя, с тем, что бы педагог мог во время остановить вас и оградить от неверного звука.

6) Когда ученик осознал правильную позицию и почувствовал себя комфортно, можно расширить это упражнение до октавы.

Например: до ————до — си — до — ре до си ля соль фа ми ре до.

Ми————и —-и —и—-А————————————

Следите, что бы была хорошая опора, и на открытии на «А», певец не менял позицию. Если вместо «А» получится «Я», то звук станет плоским. Перейдите на «А» через «Й». Это поможет остаться в правильной позиции. Можно вести вверх это упражнение только до тех пор, пока ученику удобно брать верхнюю нотку. Как только появляется малейший дискомфорт, нужно остановиться и вернуться туда, где ученику удобно, что бы закрепляя положительный результат и правильные ощущения.

7) Вариаций на звуках «И» и «А» может быть великое множество, до тех пор, пока ученик не освоит все тонкости правильной позиции.

Попробуйте распевать септ аккорды на этих звуках. Например:

до — ми — соль — си бемоль — соль — ми — до.

Ми—и——и———ЙА—————а—-а—-а.

Можно попробовать чередовать звуки «и» и «а»:

до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до.

Ни-а—ни-а—-ни—-а—ни-а—ни.

Все пожелания остаются прежними.

8) Затем можно приступать к новым гласным звукам.

Начинаем с грудного регистра. На плотной, хорошей опоре попробуем спеть три гласных: «А», «Э», «Ы» на одной нотке.

Следите за округлой позицией. Важно, что бы позиция не изменялась. Положение меняет только язык. Челюсть свободна и широко открыта. Нёбо округляется от каждой гласной, к следующей.

Самое сложное перейти от «Э», к «Ы». Проследите, что бы «Ы» не была плоской. Максимально выравнивайте звук.

9) Попробуйте добавлять к последнему упражнению другие гласные звуки. Их, возможно, чередовать и менять местами:

А-Э-О-У-Ы, или О-У-Э-А-Ы. Но, желательно, что бы «Ы» была последней в ряду, так как на ней происходит самое сильное открытие.

Совершенно естественно, что звук плавно перетекает от одной гласной к другой. Не забывайте про резонаторы. Вы должны быть наполнены звуком снизу до верху.

10) Для укрепления грудного регистра и выравнивания позиции попробуйте такое упражнение:

ля-ля-си-си-ля-ля-си-си-ля.

Ай-А-Ай-А-Ай-А-Ай-А-А

Рот максимально открыт, челюсть абсолютно свободна, но не поднимается на звуке «Й», что бы не менять позицию. Двигается только язык. На этом упражнении особенно верно ощущение зевка.

11) После того, как мы поработали в удобном грудном регистре, можно вернуться к миксту, и с новыми силами, на хорошей опоре и в правильной позиции спеть так:

Сверху вниз

До—-соль—ми—-до

Прей-прей-прей-прей

Не забудьте про опору. Здесь очень важно спеть верхнюю нотку звонко и легко. Буква «Р» должна быть раскатистой и чёткой. Вам поможет улыбка и хорошая артикуляция.

Затем можете менять слога, например:

Рай-Рай-Рай-Рай.

Те же требования к букве «Р».

Бри-Брэ-Бра-Бру.

Многие путаются в чередовании гласных, но такие упражнения, помимо вокальных навыков, помогают улучшить координацию и сообразительность.

12) После довольно большой нагрузки, желательно успокоится, и, словно укачивая себя, и преподавателя спеть так:

до-о-о-ре-ми-ре-до-о-о-ре-ми-ре-до-о-о.

а—а-а—а—а—а—а—а-а-а—а—-а—а-а-ааа.

Звук должен быть нежным и ровным, спокойным и красивым. Здесь должны быть соблюдены все те рекомендации и правила, которые мы применяли в предыдущих упражнениях.

Все перечисленные выше нехитрые упражнения только малая толика в вокальной школе, однако, с них можно начинать своё знакомство с вокалом.

Давайте немного отдохнём от распевок и повторим мысленно то, что усвоили за это время, и немного пофантазируем.

Для чего мы учимся преодолевать переходные ноты? Представьте себе живописную зелёную равнину, по которой вы идёте в прекрасном расположении духа. И вдруг на вашем пути, откуда ни возьмись, вырастает большой красивый холм, но довольно крутой и высокий. Вам всё-таки хочется узнать, что скрывается за этим холмом. Может быть, за ним откроется прекрасный вид на океан?

Что вы предпримете? Вернётесь назад, не удовлетворив своё искреннее любопытство? Скорее всего, вы заберётесь настолько высоко, насколько хватит ваших сил, и попробуете найти пути обхода, удобные лично вам.

Так вот, равнина, это ваш грудной регистр, где вам привычно и удобно, высокий холм, это переходные нотки, а то, что скрывается за холмом, вам предстоит ещё освоить. Скорее всего, вам откроется нежный головной регистр, или фальцет. Но если вы хорошо освоите переходные ноты, то ваши возможности покажутся вам безграничными на просторе микстового звучания.

Переходные ноты можно научиться передвигать, в более удобную для вас тесситуру. В момент освоения перехода, вы почувствуете новые голосовые возможности, более полное открытие позиции, мощную опору диафрагмы и эмоциональный прилив. В награду за ваш труд, вы получите удовольствие от нового, сильного звука, который летит с вершины холма далеко, за линию горизонта. Микстом петь легко и приятно. Кажется, что у этого звука нет границ, так как он легко переходит в свистковый регистр.

Итак, освоив регистры, а именно, грудной, головной или фальцет, микст (между грудным и фальцетом) и свистковый, вы будете учиться выравнивать ваш тембр, и искать присущую только вам тембровую окраску. Важно, что бы вы легко преодолевали смену регистров. Дальше можно пробовать работать над репертуаром. Подобрать именно тот материал, который будет, не слишком сложен для начинающего исполнителя, но в то же время будет придавать чувство ответственности при его исполнении.

osoznanie.org

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА — Мегаобучалка

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Гуманитарный факультет

 

Кафедра русского языка и литературы

 

Реферат

по дисциплине «Риторика и основы ораторского искусства«

на тему:

УСТНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ: РАБОТА НАД ГОЛОСОМ

 

Выполнил: студент гр. СО-10-01 В.С. Ибашева

 

Проверил: д.ф.н., профессор А.К. Сулейманова

 

 

Уфа — 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1. ГОЛОС………………………………………………………………………5

2. ТЕМП РЕЧИ……………………………………………………………11

3. ДИКЦИЯ………………………………………………………………..14

4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА……………………15

Заключение………………………………………………………………..24

Список использованной литературы……………………………………26

ВВЕДЕНИЕ

Каждому человеку необходимо работать над своим голосом. Он должен быть ярким, сочным, четким, привлекать внимание. Прежде всего, важна сила звука, которая зависит от активной работы органов речевого аппарата.

Одно из условий слышимости голоса — его полётность, т.е. умение посылать свой голос на расстояние и регулировать его громкость.

Имеет значение также гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его. Подвижность голоса — это изменения по высоте тонального уровня.

Каждый голос характеризуется диапазоном (объёмом), т.е. свойственной ему совокупностью музыкальных тонов. Границы диапазона определяют самый высокий и самый низкий тон. Сужение диапазона ведёт к монотонности, что притупляет восприятие содержания речи.

Чтобы голос не звучал монотонно, он должен охватывать, по меньшей мере, октаву: четыре ноты выше середины и четыре ниже. Некоторые красноречивые ораторы в своём диапазоне охватывают голосом две или даже три октавы.

Хорошо поставленный голос имеет богатую тембральную окраску. Тембр — окраска звука, яркость, а также мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствуют основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков. Чем их больше, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса.



Задача риторики — помочь разработать голос так, чтобы он был подвижным, сильным, звучным, гибким и отзывчивым на малейшие эмоциональные движения души. Надо подготовить голос к повышению нагрузки, сделать его выносливым. Человеку, не прошедшему подготовки, нетренированному, иногда бывает трудно осилить голосовой «бег» на длинную дистанцию.

Пояснения: воспитать, поставить голос — означает развить и укрепить все голосовые данные человека (объём, силу и звучность голоса), отпущенные ему природой. В случаях же неправильного пользования голосом, его искусственного звучания, необходимо отыскать причину этого, найти правильный контакт с дыханием, определить естественный, присущий человеку звук. Может случиться, что человек говорит «ниже», чем это соответствует природе его голосовых данных, и, поскольку он уже привык говорить именно «на низах», не замечает того, что голос его сдавлен, лишён звучности и ограничен в диапазоне. Привычка говорить «не своим голосом» приводит к быстрой и постоянной утомляемости.

Голос должен быть сильным. Что есть «сила звука»? Это мощь звуковой волны, которая рождается от амплитуды колебания голосовых связок. Нужен ли руководителю сильный голос? Конечно, ведь часто приходиться выступать в средних и больших аудиториях без микрофона. Кроме того, сила звука неверно ассоциируется исключительно с громкостью. Сила звука – это сила убеждения помноженная на силу звучания при обязательной мягкой атаке (мягкое, ненадрывное и ненапряженное звучание).

Голос человека очень хрупок. Если приходится ежедневно общаться и при этом звучание голоса не освобождено от мышечных зажимов (сдавленный голос), болит шея, чувствуется «першинка» в горле – это означает, что с инструментом коммуникаций не все в порядке и им следует заняться срочно и всерьез.

 

 

ГОЛОС

У слова голос есть много толкований, но вот одно из них, подходящее к теме. Голос – это разнообразные звуки, образующиеся при помощи голосового аппарата и служащие для общения между живыми существами. У человека это общение осуществляется в основном посредством речи и пения.

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу и тембр вашего голоса важен для вас также, как ваша внешность, манеры и знания. Это тот инструмент, с помощью которого вы донесете свою мысль до других людей, и взаимопонимание между вами и другими людьми зависит от ваших голосовых и речевых данных. Голос с хорошим тембром может привлечь людей на вашу сторону и убедить их в вашей правоте, вы можете расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Ваш голос — могущественный инструмент и в тоже время это часть вас самих, поэтому вам следует полюбить свой голос каким бы он ни был, научиться слушать его, наслаждаться им и уделять достаточно времени для развития голоса и совершенствования тембра голоса. Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего имиджа, а в некоторых случаях он даже может перечеркнуть все ваши достоинства, тогда как хорошо поставленный уверенный голос с хорошим тембром является ценным средством оказания влияния. Иначе говоря, ваш голос должен содействовать вашей судьбе и вашей карьере, а не портить их, причем это относится отнюдь не только к политическим деятелям или к другим публичным людям, а и к людям обычных профессий, ибо каждому из нас приходится говорить с людьми для осуществления своего волеизъявления или для защиты своих интересов и целью такого общения является получение от людей той реакции, которая вам нужна. Очевидно, что бессмысленно говорить «в пустоту». Нас интересует, чтобы нас выслушали и поняли, чтобы наши слова подействовали, дошли до другого человека, а в случае произнесения аффирмаций, что бы они дошли до нас самих.

Сто лет тому назад известный немецкий физик Герман Гельмгольц пользовался для определения обертонов голоса очень простым прибором: это был стеклянный или металлический шар, имеющий два отверстия (Helmholz, 1913). Узким отверстием шар вставлялся в ухо, и если шар резонировал, это значило, что в голосе содержатся обертоны, близкие к резонансному тону шара. Собственный же резонансный тон этого шара (f0) определяется формулой: f0 = k vs/lv, где s — площадь отверстия, v — объем резонатора, l — длина горла резонатора, k — коэффициент пропорциональности, зависящий от плотности воздуха. Легко видеть, что чем меньше объем шара и чем больше площадь его отверстия, тем выше собственная резонансная частота такого резонатора. Для выделения обертонов разной высоты существовали шары разных размеров, собственные резонансные тоны которых были Гельмгольцу известны.

«Анатомируя» таким образом гласные, Гельмгольцу удалось установить наличие в каждой из них по одной-две области особых усиленных обертонов, которые он назвал «характеристическими тонами гласных». Гельмгольц показал, что именно благодаря этим «характеристическим топам» гласные и отличаются друг от друга по слуху.

В наши дни для исследования обертонов звука применяется несравненно более сложная, точная и объективная аппаратура. Один из таких приборов, называемый звуковым спектрометром. Если Гельмгольц при помощи своего шара-резонатора мог только выслушивать обертоны, то этот прибор, кроме того, позволяет еще и видеть их на экране. Подобно тому как солнечный луч, проходя через призму, разлагается на составляющие его цвета радуги, так и сложный звук голоса, пройдя через спектрометр, оказывается расчлененным на отдельные составляющие его обертоны. Приемником звука в этом приборе служит микрофон. Далее звук в форме электрического сигнала с микрофона поступает на усилитель, а с усилителя проходит через систему электроакустических фильтров, которые и разделяют его на составные части. В результате ряда преобразований на экране прибора появляется серия светящихся столбиков, каждый из которых соответствует определенной частоте обертона, а высота столбика — его интенсивности. Столбики эти вырисовываются безынерционным лучом катодно-лучевой трубки спектрометра. Таким образом, по шкале прибора мы можем определить не только частоту обертонов, из которых состоит звук голоса, но и силу каждого из обертонов.

Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам и только вы можете им воспользоваться. Если есть возможность, запишите свой голос на диктофон и прослушайте запись. Вам понравилось? Вас устраивает тембр вашего голоса? Или вы воскликнули: «Неужели это мой голос?». Когда вы поймете, какие основные элементы участвуют в формировании голоса, вы сможете выработать собственные приемы его улучшения. Голос создается в глубине вашего организма, а не только в области голосовых связок. Глубокое диафрагмальное дыхание поддерживает голосовой процесс, гортань проталкивает воздух сквозь вибраторы, резонирующие ткани и полости, а артикуляторы позволяют вам произносить звуки и слова, и все эти процессы управляются на подсознательном уровне, отражая голосом всю вашу человеческую сущность и то состояние, в котором вы в данное время находитесь. Например, если вы:

— повышаете громкость голоса, то вы волнуетесь;

— повышаете тон голоса, то из-за волнения вы начинаете терять контроль над собой;

— ускоряете темп речи, то вы неуверенны в себе;

— отвечаете, не дослушав вопроса, то вы раздражены или оправдываетесь;

— взяв трубку беспроводного или мобильного телефона, начинаете без цели перемещаться по комнате, то вы смущены и волнуетесь;

— идете по улице быстрым шагом и при этом разговариваете по мобильному телефону, то вы не уважаете себя;

— услышав телефонный звонок, останавливаетесь, если вы были в движении, или устраиваетесь поудобнее в кресле, если вы находитесь в помещении, и делаете паузу прежде, чем ответить, то вы спокойны и уверенны в себе[1].

Есть звуки, основанные на гласных, которые оказывают воздействие на различные органы. Например:

и-и-и — вызывает колебания в голове;

о-о-о — в средней части груди;

э-э-э — в железах и в мозгу,

су-су-су — в нижней части легких;

о-о-о — в диафрагме;

а-а-а — в голове;

у-у-у — в глотке, гортани;

м-м-м — в легких.

Древние традиции утверждают, что в основе Творения Вселенной лежало пять изначальных звуков-ростков: А, У, Э, О, И, игра звучаний которых изменяет ритм Бытия. Этот ритм присущ всем объектам, включая человеческое тело. Ритмические вибрации, возникающие при произнесении мантр, порождают различные состояния ума.

Теория звуков-ростков тесно связана со всей системой мировоззрения. Например, все слоги мантры «Ом мани падмэ хум» («Спасение в нас самих») соотносятся с медитативными цветами, олицетворяющими различные нравственные составляющие Просветления: ом — белый, ма — синий, ни — желтый, пад — зеленый, мэ — красный, хум — черный. Различные цвета соотносятся с различными проявлениями ума, со стихиями и силами Природы, а различные конфигурации рта при произнесении звуков и возникающие при этом вибрации также соответствуют стихиям, поэтому значимость голоса и дикции выходит далеко за пределы простого общения между людьми.

Прослушав диктофонную запись своего голоса, а также учтя свои собственные субъективные ощущения от своего голоса, вы можете сделать вывод о том, нужно ли вам работать над своим голосом, а если нужно, то в каком направлении. Если вспомнить о том, что процесс генерации голоса управляется на подсознательном уровне, то станет понятно, что плохой голос — это прежде всего ваша ситуация, которую можно «лечить» теми же самыми приёмами перепрограммирования подсознания, которыми исправляются и другие ситуации. А сформулировать ситуацию для перепрограммирования чрезвычайно просто, ибо она формулируется абсолютно прямолинейно — «У меня плохой голос», «У меня гнусавый (резкий, скрипучий, хриплый и т.п. в соответствии с вашими ощущениями) голос». При этом подсознание назовёт вам причины, по которым оно генерирует именно такой голос, и этими причинами чаще всего бывают разрушительные мысли класса гордыни (резкий и слишком громкий — «нечего церемониться с дураками!») или самоуничижения (дрожащий, робкий, слабый — «я недостойный, бедный, несчастный, слабый, больной, ничтожный» и т.п.), хотя могут быть и какие-нибудь другие. В процессе перепрограммирования подсознания вы узнаете то позитивное намерение, во исполнение которого подсознание снабдило вас именно таким голосом, которое обычно бывает весьма достойным (что-нибудь типа «не тратить силы на тех, кто всё равно этого не поймёт (для гордыни) или «уберечь себя от лишних проблем» в остальных случаях)[2].

После перепрограммирования подсознания ваш голос может измениться настолько, что больше никакой корректировки и не потребуется, но если вам захочется дополнительных усовершенствований своего голоса, если захочется придать какой-то определенный тембр голосу или осуществить развитие голоса в другом направлении, то вы можете прибегнуть к помощи соответствующих упражнений, которые на очищенное от разрушительных инструкций подсознание будут ложиться очень хорошо, но в любом случае дальнейшую работу над голосом целесообразно начать с постановки правильного речевого дыхания, которое обеспечит нормальное голосо и звукообразование, а также музыкальность речи.

 

ТЕМП РЕЧИ

Темп речи — не неоспоримая константа, определенная человеку с рождения, он должен быть направлен на поставленную цель. В силах каждого человека менять темп речи в соответствии с ситуацией. Постоянная перестройка с одного темпа на другой поможет не только находить подход к разнообразным собеседникам, но и отрабатывать четкую программу при беседе по телефону.

Разговоры являются неотъемлемой частью жизни деловых людей. Следует помнить, что около трети нужной информации человеку дают звучание голоса собеседника, высота тона и тембр. Общаясь, собеседники уже в первые секунды разговора фиксируют свое внимание на таком немаловажном факте, как темп голоса. Это происходит непроизвольно и зачастую является решающим моментом в положительном или отрицательном отношении к предстоящему разговору.

Каждому человеку присущ свой определенный темп речи, который сформировался у него еще в детстве по законам первой сигнальной системы и который зависит от многих индивидуальных факторов, каковыми являются характер, темперамент, образ жизни. У разных лиц речь колеблется от быстрой к медленной.

Темп речи подразделяется на несколько этапов. Так, существуют низкий, средний и высокий темпы речи:

· Низкий темп характеризуется замедленным произношением слов, большим растягиванием гласных звуков, долгим обдумыванием каждой фразы, большими паузами между словами и наличием в речи множества слов-паразитов. Речь очень тихая. Данный темп присущ людям с флегматическим и меланхолическим темпераментом, которые привыкли вести размеренный и спокойный образ жизни, предпочитают больше слушать, чем говорить.

· Средний темп речи наиболее приемлем для ведения телефонных переговоров. Он характеризуется размеренностью, тщательным обдумыванием каждой фразы, паузы между предложениями не затягиваются, а служат для осмысления сказанного. При данном темпе отсутствуют непонятные и сложные фразы. Такой темп хорошо воспринимается на слух, внушает доверие и располагает собеседника к продолжению контактов. Человека с таким темпом речи характеризуют решительность и уверенность в своих действиях, твердое знание того, что ему нужно в данный момент.

· При высоком темпе речи наблюдается быстрое построение фраз, окончание многих слов проглатывается и не слышится собеседнику, фразы, как правило, очень путанные и в них отсутствует порядок. Предложения произносятся практически без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием». При быстром темпе речи очень трудно уследить за мыслью собеседника, иногда требуется повторение отдельных фраз для разъяснения общей картины. Ускоренный темп речи используют люди с холерическим темпераментом, порывистые и часто неуравновешенные. Иногда ускоренная речь может возникать вследствие подражания такой же речи окружающих. Данным людям практически никогда не интересно мнение их оппонентов, у них плохое слуховое внимание.

Темп речи всегда должен соотноситься с темпом речи адресата. Подстраивание под темп собеседника является в своем роде «присоединением» к нему, убеждает его в заинтересованности. Стоит прислушиваться к темпу речи оппонента еще и потому, что, кроме темперамента, скорость речи может указывать на эмоциональное состояние говорящего. Так, медленный темп речи может указать на подавленность или безразличие адресата к интересующему вопросу. Раздражительность и встревоженность проявляется в очень быстром темпе речи. Напряженность голоса собеседника также помогает определить состояние адресата, которое может выдавать в нем негативное отношение к разговору или недоверие.

Средняя скорость общения должна составлять около 125 слов в минуту. Она хорошо воспринимается при телефонных разговорах, более же быстрый темп вызывает многочисленные затруднения в прослушивании и восприимчивости материала. При быстром темпе до оппонента не доходит нужная информация. К тому же, телефон усугубляет недостатки речи, особенно неразборчиво по телефону слышатся числа, и числительные. Зная и разграничивая все вышеперечисленные темпы человеческой речи, можно менять и корректировать свой темп, подстраивая его под оппонента.

Для соблюдения темпа речи, нужно пользоваться паузами. С паузой речь становится отчетливой и внятной. Для выделения и подчеркивания какой-либо главной мысли следует высказывать эту самую мысль, выдерживая необходимую паузу, а после ее высказывания речь надо замедлить. Во время образовавшейся паузы предоставляется возможность оппоненту вступить в разговор, что позволяет перейти к диалогу. Но затянувшаяся пауза неуместна. Она напрягает и создает некоторое замешательство и суетливость, при такой паузе собеседник может почувствовать недоверие и некомпетентность в делах. Отсутствие пауз тоже настораживает и наталкивает на мысль, что оппонент или не уверен в своих силах, или хочет увильнуть от ответственности.

Для успешных переговоров и завершения планируемого дела нужно стараться подстраиваться под адресата. Совершенствовать и отрабатывать различные темпы речи можно с помощью записи своего голоса, а также развивая свои связки, занимаясь дыхательными упражнениями и, что самое главное, культивируя в себе хорошее настроение. Очень полезно читать стихи под такт, отбивая каждый слог ударом руки по столу, говорить под музыку, благотворны пение, физкультура, связанная с речью, — все, что упорядочивает движения.

Всегда следует придерживаться одного неоспоримого правила: «Прежде чем говорить, подумай, о чем хочешь сказать, и только затем медленно говори». Только четко продуманная речь и мгновенно спланированный темп речи помогут адресату не только услышать информацию, но и создать более верное представление об оппоненте.

 

ДИКЦИЯ

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот, ибо при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы.

Артикуляция также управляется на подсознательном уровне, как и голосообразование, поэтому целесообразно прежде всего понять те причины, по которым у вас плохая дикция, и перепрограммировать их уже известными вам приёмами. Ситуация для перепрограммирования может быть сформулирована примерно так: «У меня плохая дикция», «Я говорю невнятно», «Я картавлю», «Я неправильно произношу (не могу произнести) звук «Л» (звуки «Р», «З», «С», «Ж» или другие в соответствии с вашими ощущениями.)». Причинами плохой дикции чаще всего являются самоуничижительные мысли типа «Моё дело помалкивать» или «В моём роду нет Цицеронов», которые перепрограммируются достаточно просто.

После перепрограммирования подсознания дикция, как правило, значительно улучшается, а для дальнейшего развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА

Постановка голоса — это выработка правильных голосовых, речевых, певческих навыков, развитие и тренинг голоса для профессиональной работы.

Поставленный голос отличается звучностью, красотой звучания, богатством тембровой окраски, широтой диапазона, дыхания; четкостью произношения слов, чистотой интонации, малой утомляемостью. Способность певца управлять голосом равносильна умению художника пользоваться своей палитрой.

При постановке голоса работа мышц становится очень тонко дифференцированной, то есть расчлененной и упорядоченной. Образуются, вырабатываются нужные связи, рефлексы; ненужные — тормозятся, лишние движения и напряжения исчезают; формируются стойкие речевые и вокальные навыки, в результате которых голос должен звучать энергично, чисто, свободно. Человек, работающий над постановкой голоса, должен выработать острое внимание к своим мышечным ощущениям и знать, к какой группе мышц это внимание должно быть в первую очередь направлено.

«Человек, умеющий петь, знает наперед, т.е. ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон», — писал И. М. Сеченов.

Методы постановки голоса могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе: развитие и совершенствование дыхания; приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов, позиции (зевка), атаки звука; овладение техническими вокальными приемами; работа с артикуляционным аппаратом.

Когда каждый орган работает в свойственной ему области, не мешая работе других органов, то голос как бы питает все части исполнения и соединяет различные детали речи или мелодии в один полный и непрерывный ансамбль. Если же наоборот, один из механизмов выполняет свои функции плохо: если грудь толкает или бросает дыхание, если голосовая щель работает недостаточно твердо и точно, то голос прерывается и слабеет после каждого слога. Контроль над координацией всех сложных процессов при постановке голоса осуществляется мышечными, резонаторными ощущениями и слухом. Поэтому так важно научиться быть внимательным. Надо слушать себя и ухом, и всем телом.

Начальный этап обучения не терпит суеты и спешки. Воспринять, понять требования, координацию всех процессов должен весь организм, а не только сознание и воля, хотя от этих качеств зависит очень много.

Человеческий голос — «живой музыкальный инструмент» во много раз сложнее, чем скрипка или фортепиано, хрупок, капризен и подчиняется не только музыкальным, но еще и физиологическим законам. Для того чтобы «играть» на нем, нужно знать хотя бы основные его «технические» свойства».

Человек сам себя не слышит, вернее, слышит не так, как окружающие. Звук собственного голоса достигает наших ушей не только извне, но действует на слуховой орган и изнутри. И поэтому человек воспринимает тембр своего голоса иначе, чем окружающие. Необходимо учитывать, что одновременно со звуком собственного голоса наша нервная система воспринимает огромное количество сигналов (или раздражителей) от самых различных органов чувств.

«Ансамбль» этих ощущений имеет большое положительное значение, так как только при условии одновременного (скоординированного, одномоментного) восприятия сигналов от различных органов чувств и образования на этой основе условных рефлексов и обеспечивается возможность овладения собственным голосом.

Возможность внешнего контроля голоса — это слушание магнитофонной записи, что помогает скоординировать слуховые и внутренние ощущения. Есть еще один положительный момент: привыкая к работе с магнитофоном, к звуку своего голоса, Вы будете меньше волноваться на записях и публичных выступлениях.

Можно сказать, что вокальный слух — это способность интерпретировать работу органов голосообразования на основе слухового восприятия. В известной мере этой способностью обладает любой, даже самый неискушенный слушатель. Свидетельством этому являются термины, которыми мы характеризуем недостатки голоса, или его достоинства: тяжелый, легкий, горловой, грудной, головной, утробный, глубокий, близкий, светлый, яркий, полетный, надсадный и тому подобное.

Интересное явление открыл биофизик П. П. Лазарев в 1905 г.: на свету звуки кажутся человеку более сильными, чем в темноте. Таким образом, была доказана взаимосвязанность слуха и зрения. Кстати, качество голоса мы часто оцениваем в зрительных категориях: солнечный, блестящий, яркий, сильный, темный, тусклый, плоский, матовый, круглый, узкий.

Вокальный слух — это способность не только слышать, но и «видеть», зрительно представлять себе работу органов голосообразования. В этой работе, конечно, помогает внимание, способность слушать свои ощущения и представлять эти процессы, то есть видеть «внутренним взором». Большую помощь оказывает контроль за собственным телом с помощью зеркала.
В работе над голосом важна регулярность занятий и физическое состояние голосового аппарата, да и всего организма в целом.

«Маска» происходит от итальянского m`aschera [м`аскера] — это понятие связано с резонированием голоса в носовой и придаточных полостях, то есть в верхней части лица.

Чтобы это «понять мышцами», ощутить «маску», «вокальный зевок» и получить представление о происходящих процессах, проделайте простые упражнения.

1. Рот открыть, подержать в этом состоянии, послушать ощущение естественности, свободы самого рта, языка, горла. Просмотреть «внутренним взором» все органы. Сомкнуть губы, но не плотно, и, оставляя горло таким же свободным, помычать на удобном тоне, ощущая щекотание на верхней губе, зубах и в переносице. Если нет ощущения щекотания, вибрации, значит, у вас поджато горло, освободите его. Направьте ваше мычание к зубам. Обязательно берите хорошее дыхание. Та область, где ощущается щекотание, и есть «маска», позиция. Выдвигайте звук вперед, через эту область. Вспомните гудок парохода, завода, какая там свобода, протяженность и в то же время сила и наполненность.

2. Вы «видите» перед собой ароматный цветок (например, розу) и нюхаете его. Воображение помогает ощутить «аромат» цветка.

То место (на нёбе, за глазами, в голове, в черепе — назовите как хотите), куда аромат проникает, то место, которое он «заполняет», и область, которую он «раздвигает», надо ощутить и запомнить! Запомнить «возникновение внутреннего нового объема». Подобное состояние должно возникать одномоментно с дыханием перед мгновением начала звука. Дыхание — нижняя опора, этот купол — верхняя опора, туда вы должны направить ваш звук, ваше дыхание.

3. Перед вами — большое, сочное, красивое яблоко, которое вы должны сейчас откусить. Надо представить, почувствовать как «раздвигается и поднимается» верхняя челюсть и небо при этом «желании укусить побольше вкусного яблока». (Никогда вы не кусаете фрукты нижней челюстью!). Поищите эти ощущения, найдите естественность, свободу.

4. Во рту — горячая картошка, которая обжигает небо, а вы не выплевывая, хотите остудить ее. Вы подхватываете прохладный воздух, он охлаждает небо, обожженное картошкой. Включайте ваше воображение, ищите ощущения, ощущения прохлады высокого неба, запоминайте их!

5. Представьте себе собаку в жаркую погоду. Она бежит, ей жарко, у нее высунут язык для терморегуляции. Она дышит быстро-быстро, охлаждая, таким образом, пасть и весь организм. Конечно, вам не надо высовывать язык, но представить себе эту собаку и попробовать подышать часто-часто, чтобы охладить небо.

6. Мелко-мелко, дробно, как в ознобе, постучать зубами. Внимание направить на передние зубы, на свободу челюстей, собственно с зажатыми челюстями вы и не сможете дробно стучать зубами. Упражнение это у нас встречалось раньше, когда речь шла именно о свободе челюстей. А теперь попробуйте ощутить передние верхние зубы, их корни, то есть то место, откуда начинается твердое небо или «купол». «Посмотрите», какой он активный, высокий! Чтобы это хорошо «увидеть» и почувствовать, опять постучите передними зубами и опять «послушайте» свои ощущения.

7. Губы сомкнуты не плотно. Рот спокойный. Внутренним видением осмотрите высокое небо, спокойный, лежащий язык, кончик его упирается в корни нижних зубов, корень языка спокоен. Гортань свободная, опущенная, широкая, как горло большого кувшина. Переведите ваше внимание к корням верхних зубов и, оставляя все в спокойном состоянии, беззвучно скажите «Ы» в твердое небо. При этом гортань должна оставаться абсолютно спокойной, широкой, низкой. Вы должны поймать ощущение раздвигающихся полостей, объемов, «поднимающегося» твердого неба и опускающегося широкого горла.

8. Рот, гортань в спокойном состоянии. Вам «хочется» зевнуть, но так, как зевают в приличном обществе, чтобы никто не заметил, зевнуть с закрытым ртом.

Ваше воображение должно помочь ощутить это «желание» зевка. Ваше внимание должно быть направлено на твердое небо, верхний свод и на широкое, свободное, опущенное горло. Зевок должен происходить таким образом: верхняя челюсть и небо «поднимаются», а глотка освобождается и опускается. Эта раздвижка и освобождение «до слез» (как и бывает в жизни, когда мы зеваем «до слез»!). Прислушайтесь, какое активное в зевке мягкое небо.

Наши тела, органы не сразу воспринимают эту сложную координацию мелких мышечных движений, усилий, поэтому нужна помощь: внимание, терпение, воображение и простые упражнения.

Эти простые упражнения помогут ощутить, где эти полости располагаются, как до них добраться.

Интересны высказывания педагога Витта по этому поводу: «Вся суть постановки голоса заключается в умении направить звук «в маску» и удержать его там, уперев у корня верхних резцов… Звук «в маске» настолько ярко должен быть выражен, чтобы его можно было, что называется «видеть» как он бьет в корни верхних резцов. Чем дальше будет отодвигаться точка упора в твердое небо, тем менее блестящим будет сам по себе характер звука — тем глуше будет голос, тем большая возможность «посадить звук на горло».

Возникает вопрос: как сдвинуть эту точку атаки к корням верхних резцов? Простое упражнение поможет вам справиться с этим.

Откройте рот и введите в него указательный палец, довольно глубоко. Рука расположена ладонью вниз. Палец (ногтем вверх) прижать к небу. Возьмите дыхание и начните направленный выдох, медленный, «собранный в пучок», как луч фонарика.

Указательный палец, прижатый к небу, как шкала прибора, ощутит тепло струи выдыхаемого воздуха. Самое теплое место на пальце — это «точка атаки» выдоха, и в это же место «ударяется» струя звуковой волны.

Постепенно, путем фиксирования внимания, можно добиться, чтобы эта точка сдвинулась максимально к корням верхних зубов. После этого эти ощущения надо проверить со звуком. Внимательно вслушайтесь в свой голос, ищите в нем чистоту, яркость, при этом прислушивайтесь к своим ощущениям, запоминайте их.

Французский ученый Р. Юссон установил, работая над этой проблемой, что между тройничным лицевым нервом (район носовой полости и придаточных пазух) и голосовыми мышцами существует рефлекторная связь. Этот правильный посыл голоса (воздушной струи) раздражает окончание лицевого нерва, разветвляющегося на небном своде, что повышает тонус голосовых мышц и усиливает яркость, звонкость, полетность и тембровую красоту звука.

Старые итальянские педагоги для ощущения «маски» рекомендовали такие упражнения: на удобном тоне напевать звуки «м», «н», «в», ощущая вибрации в переносице, на губах, на верхних зубах и полную свободу широкой глотки. Если корень языка напряжен, поднят, то этих ощущений не возникает.

Первый раз это упражнение делается с открытым ртом — «нычание», а потом с закрытым — «мычание».

Эти упражнения помогают освободиться от горлового звучания, они так и вошли в практику под названием «нычание» и «мычание».

Выдвижению звука помогают упражнения на принципе мычания: произнести слог ма, ми, мо, му, концентрируя звук «м» в маске (щекотание верхней губы, зоны корней верхних зубов) и последующего гласного звука без изменения ощущений и направления потока звука и его энергии. В горле не должно возникать никакого напряжения. Работа начинается с самого удобного гласного звука, конечно, все очень индивидуально.

Об этой опасности говорит М. Э. Донец-Тессейр, она считает, что с приемом «мычания» следует быть осторожным, не увлекаясь им, так как он приучает к недостаточному поднятию мягкого неба, что приводит к гнусавости. Чувство головного резонатора она называет »чувством переносицы», считает, что это »обеспечивает собранность звука, его высокую позицию».

Помогут такие упражнения:

1. Сказать очень «остренько» в корни верхних зубов: а,а,а,а или у,у,у,у. Говорить на удобной ноте. Должно возникнуть ощущение, будто вы укалываете этот звук иголочкой.

2. Сказать в «высокий купол», «уколоть» в зубы: да, да, да или ду, ду, ду, чтобы ощутить этот купол надо вспомнить про «аромат цветка», «горячую картошку» (эти упражнения встречались раньше). Рот очень объемный, красивый. Следить, чтобы звук не падал из высокой позиции. Горло широкое, низкое.

3. Имитировать голос кукушки. Говорить «ку-ку» на довольно высокой ноте, певуче. Ощущения как в предыдущих упражнениях.

4. Попробовать эти ощущения, сначала на одной ноте, на ту гласную, которая в предыдущих упражнениях вам была удобной.

Меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых складок. Поэтому атака является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, не подчиненных нашей воле непосредственно. Певческий голос человека особенно богат обертонами. Различные сочетания обертонов по высоте, силе, количеству создают общий фон звучания, окраску звука, или его тембр.

Точный посыл дыхания в высокую позицию, который мы называем «атакой», «уколом», побуждает к звучанию головные резонаторы. Голосовые связки подобны камертону, звучащему без резонатора. Камертон звучит так тихо, что его надо после удара приложить к уху, но приставьте к нему резонатор, хотя бы стеклянную банку, и вы услышите, как усилится звук, издаваемый камертоном.

Аналогичная картина происходит и с голосом, где связки — камертон, а голова и грудь — резонаторы, только надо научиться их «подключать» и «настраивать».

Такие упражнения:

megaobuchalka.ru

Развитие голоса — упражнения

Как известно, голос служит человеку не только средством передачи информации, но также помогает выражать свои эмоции и чувства. Человеческий голос может быть приятным, мелодичным, сильным или, наоборот, едва различимым, резким и вызывающим раздражение. Развитие голоса полезно для любого человека. Счастливчиков, от природы обладающих звучным низким голосом, единицы, а что же делать остальным, кто также хотел бы красиво говорить? Ни в коем случае не стоит сдаваться! Голос можно и нужно развивать, это всего лишь результат работы мышц гортани, груди, а также правильного дыхания. Давайте обратимся за советом к экспертам и узнаем, как развить голос, чтобы обрести уверенность в себе и популярность среди окружающих.

Постановка голоса

Прежде чем ответить на вопрос о том, как поставить голос, предлагаем Вам разобраться в том, какие характеристики имеет наш голос. Есть такое понятие, как полетность голоса – это способность голоса заполнять пространство. При этом полетность вовсе не означает громкость, как думает большинство людей. Голос может быть полетным, но при этом совершенно негромким. Бывает и обратная ситуация, когда вроде громкий голос, поражающий своим звучанием, «добивает» максимум до 4-го ряда в зале.

Следующая характеристика голоса – это его громкость. Данную характеристику можно отработать довольно легко и быстро. Дыхание и голос напрямую связаны между собой, поэтому, чем больше и правильнее Вы работаете над постановкой своего дыхания, тем скорее Ваш голос зазвучит ярко и громко. Для того чтобы развить громкость голоса, нужно работать над глубиной дыхания, увеличивая активный объем легких. Для этих целей идеально подходят занятия бегом, плаванием, футболом, боксом и прочими физическими нагрузками, требующими продолжительного глубокого дыхания.

Последняя в нашем списке характеристика голоса – это его тембр. В отличие от предыдущих двух, тембр голоса полностью природное качество, на которое крайне сложно воздействовать. Однако техника голоса может быть скорректирована путем углубления голосового звучания и отработки дикции. Если Вы сознательно будете говорить негромко и как можно глубже, т.е. пользоваться низким диапазоном звучания, Ваш голос будет автоматически восприниматься как грудной низкий и приятный, что, в конечном счете, повлияет и на его тембр.

Подытоживая вышесказанное, отметим, что постановка голоса – кропотливая трудоемкая работа, которая требует к себе серьезного разностороннего подхода. Вам придется трудиться на протяжении длительного времени (от 6-ти месяцев и более) ежедневно, лучше всего по утрам, выполняя разнообразные упражнения, которые будут описаны ниже, а также занимаясь спортом для улучшения общего состояния физического здоровья и объема легких, в частности.

Упражнения для голоса

В современном мире существуют различные техники постановки голоса, у каждой из которых есть свои приверженцы и противники. Если собрать их воедино, то можно сделать вывод, что все упражнения для голоса можно поделить на несколько категорий.

Первая категория – дыхательные упражнения для развития голоса. Для их выполнения Вы должны встать перед зеркалом и сделать глубокий вдох, а на выдохе произнести звуки в следующей последовательности: «и», «э», «а», «о», «у» на одном выдохе. Звук «и» — самый высокий, с него и начинайте упражнение, чтобы постепенно развивать диапазон звучания Вашего голоса. Звук «э» нужен для того чтобы активизировать область горла и шеи, звук «а» «спускается» в область грудной клетки, а произнесение звука «о» нужно для укрепления сердца и улучшения его кровообращения. Звук «у» нужен для разработки диафрагмального дыхания. Каждый звук Вы должны повторить по 3 раза. Если Вы ставите своей задачей углубление голоса, повторяйте звук «у» чаще.

Еще одно упражнение по активизации области живота и груди – произнесение звука «м». Вам стоит повторить это упражнение трижды, причем сначала очень тихо, постепенно увеличивая громкость. Чтобы проверить, правильно ли Вы делаете, положите ладони на живот, если Вы ощущаете вибрацию, значит, все правильно.

Заключительное упражнение для развития силы дыхания называется «Тарзан». Для его выполнения Вы должны встать прямо и вначале глубоко выдохнуть, а потом вдохнуть. Далее нужно сжать руки в кулаки и проговаривать все звуки из предыдущего упражнения в той же последовательности, одновременно колотя себя кулаками по груди. В результате Ваши легкие очистятся от слизи, а дыхание станет свободнее.

Другая категория упражнений по развитию голоса — упражнения по произнесению разных звуков. О них мы подробно писали в статье о развитии дикции. Здесь лишь упомянем, что для улучшения произношения полезно читать скороговорки с теми буквами, которые вызывают у Вас наибольшие затруднения, а также больше декламировать и читать вслух, внимательно вслушиваясь в звучание собственного голоса, приложив одну руку к уху, а второй рукой сымитировав микрофон. Так Вы поймете, как слышат Ваш голос окружающие, и сможете точнее его откорректировать.

Общеполезной считается зарядка для лица, целью которой является освобождение горла и передача основной работы по произнесению слов губам и диафрагме. С помощью этой зарядки Вы натренируете свои связки, и они будут меньше утомляться. Вам нужно медленно и отчетливо произносить слоги «кью» и «икс», округляя губы на «кью» и растягивая их в улыбке на «икс».

Следующее упражнение для зарядки – читать любой текст, но без произнесения согласных, в течение 5-10-ти минут. После того, как Вы отработаете текст без согласных, читайте его полностью, отрабатывая произношение согласных.

Для проверки обязательно запишите свой голос на пленку в начале занятий, чтобы через 2-3 недели услышать улучшения. Со временем Вы почувствуете, что лучше управляете своим голосом, а он отвечает Вам приятным тоном и отчетливым звучанием.

bambinostory.com