Упражнение для развития речи – Консультация по развитию речи на тему: Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников. | скачать бесплатно
Развитие речи: 10 упражнений для занятий с детьми
Сейчас многие мамы занимаются со своими малышами развитием моторики, памяти, внимания, восприятия. А вот про речь многие забывают. Предлагаемый комплекс универсален: детям, у которых нет проблем с речью, он поможет развивать красивую четкую речь. А тем, у кого есть нарушения звукопроизношения, упражнения помогут быстрее заговорить правильно. Упражнения совсем несложные, вам лишь нужно заранее с ними ознакомиться и придумать, как мотивировать малыша. Возможно, это будут соответствующие картинки или сочиненная на ходу сказка.
Первые пять упражнений составляют комплекс артикуляционной гимнастики, их лучше выполнять последовательно друг за другом, по 3-5 раз каждое. Первое время желательно делать это перед зеркалом, чтобы малыш мог сам себя контролировать и оценивать.
1. Упражнение «Окошко»
Широко открыть рот и удерживать его в таком положении до счета 5. Закрыть рот.
2. Упражнение «Заборчик»
Раздвинуть губы в улыбке, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета 5.
3. Упражнение «Часики»
Улыбнуться, открыть рот, перемещать язык то к левому, то к правому уголку рта.
4. Упражнение «Месим тесто»
Улыбнуться, открыть рот, пошлепать по языку губами, произнося: «пя-пя-пя». Затем покусать язык зубами, произнося: «та-та-та».
5. Упражнение «Лошадка»
Улыбнуться, широко открыть рот, громко щелкать языком, как бы имитируя цокание копыт лошадки.
Следующие пять упражнений помогают развить силу голоса, речевое дыхание и фонематический слух (он необходим для различения звуков и правильного восприятия речи других людей на слух). После проведения артикуляционной гимнастики можно выбрать одно из этих упражнений, или несколько, и поиграть.
6. Игра «Эхо»
Цель: развитие силы голоса. Для игры нужен мяч.
Встаньте с ребенком лицом друг к другу. Бросьте ему мячик и громко произнесите сочетание гласных звуков. Например: «ау», «уа», «ио» и т.д. Задача ребенка – поймать мяч и повторить то же сочетание, только тихо. Затем нужно поменяться с малышом. Он произносит слоги громко, а вы – тихо.
7. Игра «Пароход»
Предложите ребенку погудеть как большой пароход, потом как маленький пароходик. Как пароход, который плывет вдалеке и близко. При этом произносите «ду-ду» с разной степенью громкости и силы голоса.
8. Игра «Хлопни, когда услышишь»
Цель: развитие фонематического слуха, умения четко воспринимать услышанное и дифференцировать близкие по звучанию звуки.
Объясняем ребенку, что он должен будет хлопнуть в ладоши, когда услышит какой-либо определенный звук. Например: звук «м». Дальше взрослый произносит ряд звуков, где «м» чередуется с другими. Например: «м», «в», «н», «л» и т.д. И следит за правильностью выполнения задания ребенком. В дальнейшем это упражнение можно усложнить и учиться выделять нужный звук сначала в слогах, а затем в словах.
9. Игра «Футбол»
Цель: развитие речевого дыхания.
На столе сооружаем из подручных средств (спичечные коробки, детские кубики) подобие футбольных ворот. Скатываем из ваты несколько небольших шариков – это будут мячи. Предлагаем малышу дуть на мяч и забивать голы в ворота. При этом следим, чтобы при выдохе он не раздувал щеки.
10. Пословицы, чистоговорки, скороговорки
Просто подберите те, которые нравятся вам, разучите с ребенком и периодически повторяйте. Их роль в развитии речи очень велика. Недаром актеры, дикторы, телеведущие постоянно практикуются в мастерстве проговаривания скороговорок.
Чтобы разнообразить речевые игры, сделать их более насыщенными и интересными, рекомендую приобрести специальные пособия. В последнее время они выпускаются в большом количестве и можно подобрать то, которое понравится и подойдет именно вам.
Например:
– «Уроки логопеда» Косинова Е.М.;
– «Альбом по развитию речи для самых маленьких. Учимся говорить красиво и правильно» Новиковская О.А.;
– «Альбом по развитию речи для самых маленьких» Батяева С.В.;
– «Альбом по развитию речи» Володина В.С.;
– «Логопедические игры для детей» Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю.
***
Екатерина Петунина
workingmama.ru
Упражнения для развития речи
ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ
В этом возрасте речь ребенка перестает быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно сходит на нет. Поэтому к знакомым занятиям, нужно добавить логопедическую гимнастику и чистоговорки на отработку звуков.
1. УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕРЕПАХА» (САМОМАССАЖ)
Шла купаться черепаха (Ребенок выполняет легкие пощипывания пальцами рук, груди, ног.)
И кусала всех со страха:
Никого я не боюсь!
2. УПРАЖНЕНИЕ «РАКЕТА» (РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА)
Говорит взрослый,отвечает ребенок.
Проверяем топливо.
Долгое «ш-ш-ш-ш-ш…».
Открываем люки.
Звук «ааааА» (тихий, переходящий в громкий), руки поднимаются.
Закрываем люки.
Звук «Ааааа» (громкий, переходящий в тихий), руки опускаются.
Проверяем радио.
Короткий звук «У» то громко, то тихо.
Включаем двигатель.
Долгое «р-р-р-р-р…», руки в кулачках.
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «СТРОИМ ДОМ» (РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ)
Тук-ток, тук-ток (Ударять кулачками друг о друга.)
Застучал молоток. (Будем строить новый дом с высоким крыльцом, Поднять руки вверх.)
С окнами большими, (Согнуть руки в локтях, положить одну ладонь на другую («окно»).
Ставнями резными. (Поднять кисти рук вверх, «открыть ставни»).
Тук-ток, тук-ток (Ударять кулачками друг о друга.)
Замолчал молоток.(Руки опустить свободно вниз.)
Вот готов новый дом, (Поднять руки вверх.)
Будем жить мы в нем. (Потереть ладони друг о друга)
4. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА «ПЕЧЕМ ПИРОЖКИ»
- «Месим тесто». Активно двигаем языком упираясь то в одну, то в другую щеку.
- «Раскатываем тесто». С силой проталкиваем язык между губами и втягиваем обратно в рот.
- «Блинчик». Высовываем язык и держим его широкой лопаткой.
- «Кладем начинку». Заворачиваем края языка так, чтобы в середине образовалась ямка.
- «Печем пирожки». Надуваем щеки и медленно со звуком «пух-х-х-х…» выпускаем воздух (губы расслаблены).
- «Вкусный пирожок». Облизываем губы языком.
Упражнения можно делать и под музыку, меняя темп в зависимости от мелодии.
5. ЧИСТОГОВОРКА НА ЗВУК Ц (РАЗВИТИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
Цы-цы-цы – в огороде огурцы. (Хлопать в ладоши.)
Ица-ица-ица – прилетела к нам синица. (Делать легкие взмахи кистями рук («крылья»).
Рец-рец-рец – поклевала огурец. (Стучать указательным пальцем по коленям.)
Цу-цу-цу – всем я дам по огурцу. (Ритмично вытягивать руки вперед и затем прижимать к груди.)
6. УПРАЖНЕНИЕ «АИСТ» (РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ, НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА)
Аист ногу поднимает – Ничего не понимает. (Стоят сначала на одной ноге, потом на другой, стараясь удержать равновесие.) И весь день среди ракит (Руки разводят в стороны.) на одной ноге стоит.
7. ИГРА «ЁЖИК» (РАЗВИТИЕ РЕАКЦИИ, РЕЧЕВОГО СЛУХА)
Ребенок бегает под музыку. Когда она перестанет звучать, малыш должен присесть и обнять себя руками («ёжик»), как только мелодия заиграет снова – нужно бежать.
ОТ 6 ДО 8 ЛЕТ
В этом возрасте ребенку подвластны практически все движения, а сам он полон энергии и сил – этим-то мы и воспользуемся!
1. УПРАЖНЕНИЕ «ЗАМРИ» (РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ РЕАКЦИИ, ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ)
Под быструю музыку ребенок бегает, изображая движения какого-нибудь животного. Как только музыка прекращается, карапуз должен замереть, приняв позу, передающую образ этого животного. Взрослый старается угадать, какого же зверя малыш изобразил.
2. УПРАЖНЕНИЕ «ГРЕЕМ ЛАДОШКИ» (РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, САМОМАССАЖ)
Если замерзают руки
Медленно-медленно растирать одну ладонь о другую.
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть
Сначала ладошки
Растирать ладони все быстрее и быстрее.
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки.
Но вот понемножку
Согрелись ладошки,
Горят и взаправду,
Протянуть вперед раскрытые горячие ладони.
А не понарошку.
3. ЧИСТОГОВОРКА Р-РЬ (РАЗВИТИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ)
Орь-орь-орь – с мамой ты не спорь. (Грозить пальцем.)
Ор-ор-ор – на, возьми топор. (Сжать пальцы в замок, поднимать и опускать руки, ударять ладонями по коленям.)
Ра-ра-ра – в лес идти пора. Ре-ре-ре – выходи на заре. (Поднять прямые руки, поворачивать кисти рук из стороны в сторону.)
РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «ТУК-ТУК» (РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ)
Тук, тук, туки-тук. Отхлопывать ритм, проговаривая слова.
Туки-туки-туки-тук.
Туки-тук, туки-тук.
Туки-туки, тук, тук.
Туки, тук, тук, тук.
Тук, туки, туки, тук.
5. ПЕНИЕ (ТРЕНИРОВКА ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА И ПЛАВНОСТИ РЕЧИ)
Подходит любая (даже взрослая) песня, которая нравится ребенку.
6. ИГРА «РАЗВЕДЧИКИ» (РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ТЕМПА И РИТМА)
Взрослый отхлопывает несложный ритм (например, 2 медленных и 2 быстрых хлопка) и предлагает ребенку повторить этот «тайный шифр». Когда задание станет получаться без ошибок, ритм уже не отхлопывается, а играется на музыкальном инструменте. Бубен, барабан, ксилофон – подходит все, что может издавать ритмичные удары. Высший пилотаж : взрослый отхлопывает ритм руками, а ребенок повторяет его на инструменте.
7. ИГРА «ЗЕРКАЛО» (РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ)
Часть 1. Взрослый показывает ребенку изображение человечка и просит встать так же, как на рисунке, то есть стать «зеркальным отражением».
Часть 2. Под быструю (или в среднем темпе) музыку ребенок совершает произвольные движения (можно бегать, кружиться, прыгать – главное, чтобы в такт музыке). Как только мелодия замолкает, малыш должен принять позу человечка, нарисованного на картинке, и замереть.
8. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ВЕСЕЛЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ», МУЗ М. СТАРОКАДОМСКИЙ, СЛ. С. МАРШАК (РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА, КООРДИНАЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ).
1-й куплет:
Мы едем-едем-едем в далекие края, Ходьба на месте, высоко поднимая колени. Хорошие соседи, счастливые друзья! Нам весело живется, мы песенку поем, А в песенке поется о том, как мы живем!
Припев:
Тра-та-та, 3 ритмичных хлопка справа от головы.
тра-та-та 3 ритмичных хлопка слева от головы.
мы везем с собой кота, Подпрыгнуть. Чижика, Наклон вперед. Собаку, Слегка присесть, руки перед собой. Петьку-забияку, Махи руками, согнутыми в локтях. Обезьяну, Наклон вправо. попугая – Наклон влево. вот Хлопнуть в ладоши. компания какая! Развести руки в стороны.
Во время 2 и 3 куплета повторяются движения 1-го куплета.
www.podelkidetkam.ru
Упражнения для развития речи
Упражнения для развития связной речи учащихся начальной школы на уроках русского языка
1. Упражнения для развития фонематического слуха.
1. «Назови слова» (для развития слуховой дифференцировки)
2. «Хлоп-хлоп»
«Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, которое начинается со звука [С ]и т.д., сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
«Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, в котором есть звук [К], хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук[Г] — хлопни 2 раза»
3. «Играем со словом»
«Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол», и т.д.».
«Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «диван» и т.д.».
«Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д.».
«Какой звук в слове «рыбка» и т.д. стоит вторым, первым, третьим?».
4. «Путаница»
Кто на дереве сидит? Кит.
В океане кто плывет? Кот.
В огороде что растет? Рак.
Под водою кто живет? Мак.
Перепутались слова!
Я командую «раз-два»
И приказываю вам
Всех расставить по местам».
Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?»
5. «Придумай новое слово»
Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом- дым».
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
2. Упражнения для развития грамматических навыков
1. «Вторая половинка». (чтение только второй половины слова)
При чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно по середине слова (абсолютная точность не обязательна). Это позволяет акцентировать конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало. Используйте упражнение чаще, если ребенок искажает окончания при чтении.
Примеры: Чтение, только, трава, солома, кровать, кастрюля, рыба, береза.
Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежала от собаки.
Лесная поляна покрыта пушистым снегом.
2. «Кто? Что?» (составление предложений по разным моделям)
«Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том:
Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко.)
Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой.)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле.)»
3. «Закончи предложение»
Задание: «Попробуй угадать конец фразы».
Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… .
4. «Добавь слова» (распространение предложений)
Задание: «Сейчас я скажу предложение. Например: «Мама шьет платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?»
5. «Составь фразу» (образование предложений из слов)
1. Придумай предложения, используя следующие слова:
забавный щенок полная корзина
2. «Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?»: Дымок, идет, трубы, из. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
3. Упражнения для развития словарного запаса.
1. «Игра в слова»
Назвать как можно больше слов, обозначающих фрукты, цветы и др. (Можно проводить в виде соревнования).
Учитель называет предмет, а дети рассказывают, что этот предмет может делать. Необходимо назвать как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди?» и т.д.
2. «Признаки»
«Если предмет сделан из железа, то какой он?» (из бумаги, из дерева и др.)
«Назови другой предмет, такой же белый, как снег». (Такой же узкий, как лента; такой же круглый, как мяч; такой же жёлтый, как лимон).
«Сравни по вкусу лимон и мёд, по цвету – гвоздику и ромашку, по прочности – верёвку и нитку, по высоте – гору и холм».
3. «Слова – приятели» (работа с синонимами)
«Как по-другому можно сказать о печальном человеке?
Ценный – это какой?»
«Каким словом можно заменить слово «конь», «врач», «пища» и т.д.?»
«Какое слово лишнее? Почему?»
4. «Закончи слово»
«Отгадай, какое слово я хочу сказать: по…..?» (поле, порт, пост, поезд и т.д.)
5. «Объяснялки»
«Объясни, что такое велосипед?» (Ребёнок должен выделить существенные признаки, назначение предмета)
4. Упражнения для развития устной речи.
1.Что было сначала, что потом?
На доске записан текст с нарушенным порядком предложений, а на карточках записаны отдельные предложения. Учащиеся должны разложить карточки с предложения так, что получился рассказ, отражающий последовательность событий.
Грибы.
Он рос у самой тропки. Под елкой во мху прятались белые грибы. Мы с братом часто ходили гулять в рощу. Вот у Алеши уже полная корзина. После дождя там много грибов. У меня большой белый гриб.
Рыбалка.
Щуку положили в ведро, принесли домой. Они взяли удочку и ведро. На реке они поймали большую щуку. Паша и Леша пошли на реку.
2. Придумай рассказ, зная начало и конец.
а) Пошли дети в лес ……. А медведя с тех пор никто больше не видел.
б) Купила мама Пете машинку ……. Молодец Петя! Не пожалел для друга игрушку.
3. Закончи рассказ.
Даша была в классе самая маленькая. Ребятишки часто потешались над ней, а некоторые и обижали. Больше всего она боялась Димку Чижикова, он всегда дразнил ее, дергал за косички, а один раз даже толкнул в грязь. Вот однажды пошла Даша гулять, а навстречу ей Димка. ……..
Что было дальше?
4. Закончи сказку.
Детям предлагается прослушать начало сказки и придумать продолжение.
В некотором царстве, в тридесятом государстве, жили были король с королевой. У них росла красавица – дочка. Была она ласковой и послушной девочкой. Но вот однажды ………
Что было дальше?
5. Придумай сказку о том, как:
а) заяц спас лису;
б) оглох дед Мороз;
в) заговорил пес Шарик;
6. Поставь предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.
Прогулка.
Там протекал чистый ручеек. Всем было весело. Осенью наш класс ходил на прогулку в лес. День был теплый и солнечный. Мы вышли к оврагу. Деревья стояли в золотом уборе.
Пришла зима.
Замерзли реки, пруд за деревней. Наступила зима. Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гладкому льду. Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу. Рады ребятишки. Дует холодный ветер.
infourok.ru
Упражнения для развития речи дошкольников – Развитие ребенка
Рейтинг Признаки задержки речевого развития и советы родителям о том, как помочь ребенку развить речь |
Развитие детей проходит с разной, сугубо индивидуальной скоростью. Однако важно контролировать достижение ребенком определенных возрастных целей, чтобы иметь возможность вовремя определять, развивается ли он должным образом или нет.
Например, если ребенку сложно генерировать звуки или произносить слова, его необходимо обязательно показать логопеду. Специалист сможет определить, есть ли у малыша проблемы со слухом или проблемы, связанные с речевым развитием. Такая информация очень важна, поскольку помогает родителям объективно оценить ситуацию и предпринять необходимые меры для устранения проблем. Ниже приведены признаки задержки речевого развития у детей разных возрастов и методы устранения проблем, включая некоторые несложные упражнения для развития речи, предназначенные для детей дошкольного возраста.
Признаки задержки речевого развития у детей дошкольного возраста
Далее приводятся некоторые признаки, на которые необходимо обратить особое внимание в период роста ребенка. Обязательно проконсультируйтесь у вашего педиатра, если у ребенка появляются эти или любые другие тревожные признаки.
Возраст |
Признаки задержки речевого развития |
2 года |
|
3 года |
|
4 года |
|
5 лет |
|
Упражнения на развитие речи для детей дошкольного возраста
1. Дидактические карточки
Дидактические карточки великолепно помогают детям изучать звуки, которые они не могут правильно произнести. Лучше всего превратить это упражнение в игру и награждать ребенка, когда он правильно произносит звуки, проиллюстрированные на карточке. Это не только делает упражнение более привлекательным, но и мотивирует ребенка стараться добиваться наилучших результатов.
2. Упражнения перед зеркалом
Детям с проблемами артикуляции трудно произносить слова и звуки из-за неумения правильно двигать ртом для произношения правильного звука. Упражнение перед зеркалом – это одно из самых полезных речевых упражнений для детей дошкольного возраста, которое способно помочь решить данную проблему. Вы можете научить вашего ребенка правильному положению и движению губ, языка и рта, что необходимо для произнесения определенного звука, демонстрируя их перед зеркалом. Таким образом ребенок сможет понять, какие движения ему необходимо выполнить, чтобы произносить звуки и слова.
3. Прыг-скок
Прыг-скок – это веселое и простое речевое упражнение, которое заключается в повторении слова, проблемного для ребенка в плане произношения, не менее шести раз. В упражнении используются шесть бумажных основ, называемых кувшинками, которые раскладывают на полу по всей комнате. На них должно быть написано слово, произношение которого должен тренировать ребенок. Малышу необходимо произносить слово каждый раз, когда он прыгает на кувшинку. Когда же он запрыгнет на шестую кувшинку, вы можете наградить его любимым лакомством.
4. Постоянно разговаривайте с ребенком
Языковые навыки детей развиваются быстрее, если родители и члены семьи регулярно общаются с ними. Когда окружающие люди часто разговаривают с ребенком, а также в его присутствии, у него появляется возможность слушать новые слова и общаться.
5. Поощряйте вашего малыша говорить
Регулярные беседы с ребенком – это лучший способ помочь ему развить речевые и языковые навыки. Другой способ достижения этой цели заключается в том, чтобы произносить названия предметов, на которые указывает малыш, поощряя его проговаривать слова, чтобы понять их произношение и запомнить. Специалисты считают, что нужно исполнять желания детей, только если они выражают их словами и пытаются объяснить, чего они хотят, с помощью жестов. Это будет мотивировать ребенка искать пути решения своих языковых проблем, чтобы получить то, что ему нужно.
6. Повторяйте
По сравнению с прочими речевыми упражнениями для детей дошкольного возраста многократное повторение слов может показаться родителям утомительной работой, особенно если малыш по своей природе любознателен. Тем не менее это занятие может быть очень полезным при обучении разговорной речи. Повторяя ребенку слова, лучше произносить их медленно и выразительно, чтобы он мог четко расслышать их и запомнить все фонемы в словах. Чтобы облегчить для малыша процесс запоминания, можно разбивать слова на части. Наблюдая за вашими движениями рта, ребенок сможет запоминать произношение слова, но для этого ему нужно быть очень внимательным.
7. Читайте книги вместе с малышом
Один из лучших способов развития речевых навыков у детей – это чтение. Однако стоит позаботиться о выборе такой книги, которая понравится ребенку. Отведите его в библиотеку и позвольте малышу самому решить, какие книги он находит интересными, а затем купите их в магазине. Книги с картинками нравятся детям больше всего и позволяют беседовать с ребенком во время чтения. Старайтесь простыми словами объяснять малышу, о чем говорят иллюстрации, и просите его повторять слова вслед за вами или задавать вопросы, касающиеся рисунков, и стараться отвечать на них вместе с вами. Это сделает чтение более продуктивным и интересным занятием.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 4.67 из 5 на основе 6 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Google+
Развитие ребенка
06.10.2016
childdevelop.ru
Упражнения для развития речи ребенка
29.03.2017
639
Здравствуйте, дорогие читательницы сайта iwoman.club. Все родители с нетерпением ждут, когда у их малыша вылезет первый зубик, он впервые сядет, пойдет и, конечно же, скажет первое слово. Если вы хотите, чтобы ваш малыш произносил слова четко и правильно, необходимы специальные упражнения для развития речи ребенка. Не забывайте о том, что хорошая дикция – это усердный труд, а не дар Божий от рождения. И приобретать ее необходимо в первые годы жизни.
К огромному сожалению, в большинстве случаев родители придерживаются мнения, что их чадо само в себе выработает правильную речь. Вот начнет общаться со сверстниками… А еще возлагают большие надежды на детские сады и ясли, школу. И это не правильно. Такие детки часто допускают ошибки в произношении, их словарный запас скуден до неприличия.
Предлагаем вашему вниманию несколько простых и очень эффективных упражнений для развития речи ребенка. Регулярное их применение совершит чудо даже с тем малышом, который ленится вообще произносить слова или имеет нарушения речи.
Артикуляционная гимнастика
В данном случае подразумевают выполнение специальных физических упражнений, которые самым благоприятным образом сказываются на мышцах шеи и лица. Мама садится напротив ребенка и показывает ему различные гримасы, например, вытягивает шею и искажает лицо. Как будто бы ее что-то внезапно испугало. Малыш должен повторить за ней.
Также эффективна имитация жевания и шевеление в это время языком. Такое движение развивает челюсти, правильный прикус. Мама может сама придумывать упражнения, главное, чтобы ребенок все повторял. Малышам такие занятия крайне интересны.
Скороговорки
Это упражнение выполнять можно с детками от 4-5 лет. Мама читает поговорку, скороговорку или стишок, а малыш повторяет за ней. Желательно быстро. Придумайте какой-то сценарий для этого упражнения, чтобы стимулировать кроху к быстрому произношению. Например, он должен проговорить более точно и быстрее чем мама или папа, старший брат или бабушка.
Интервью
Это упражнение является своего рода игрой в звезду и журналиста. Последним будет мама, а малыш – популярной личностью. Мама должна брать у него интервью, задавать различные вопросы. Пусть кроха представит, что он – любимый герой мультфильма, и должен все ответы давать четко и развернуто. Чем больше вы будете тренироваться, тем лучше у крохи все получится.
Упражнения с картинками
Специальных изображений для выполнения этого упражнения не нужно. Суть его заключается в том, чтобы ваше чадо обрисовало все, что увидело в какой-то момент. Например, вы увидели яркий билборд. Спросите у малыша, что там нарисовано, пусть опишет в красках. Также можете приурочить и любую ситуацию – например, в парке вам повстречалась девочка, которая выгуливает собачку. Пусть ваш ребенок расскажет, что девочка делает, кто на поводке, зачем они вышли на улицу и т.д.
Считалочки
Считалочки очень хорошо помогают развить мышление и речь малыша. Поищите в интернете – их масса, а еще лучше купите книжку со считалками. Каждую неделю изучайте новую считалочку, сопровождайте ее жестикуляцией, соответствующей мимикой.
Кубики
Без кубиков не вырос ни один малыш, наверное. Эта детская забава (складывание кубиков) – великолепная возможность развить у крохи речь и обогатить словарный запас. Кроме того, игра кубиками способствует также развитию хватательного рефлекса, воображения. Пока малютка еще совсем крошка, пусть просто изучает животных на кубиках, нарисованные на них предметы и другие изображения.
По мере его взросления задачу нужно усложнять: изучать буквы, рассказывать, какие животные, например, называются на ту или иную букву. Затем из них можно складывать слова и даже простые предложения.
Как видите, упражнений на самом деле много. Проявите фантазию и креатив, и не забывайте, что ребенок впитывает в себя все, как губка. Поэтому не будет лишним вам и домочадцам также следить за своей речью.
Воспитание ребенка: «Упражнения для развития речи ребенка»
Если вам была полезна эта информация, будьте добры, поделитесь ею в социальных сетях. Это послужит дополнительным мотиватором, стимулом к дальнейшим публикациям на iwoman.club статей на интересующие вас темы. NeProstaYa
iwoman.club
Упражнения для развития речи, развитие ребенка упражнения
Упражнения для развития речи предназначены для того, чтобы научить малышей говорить связно и правильно. В некоторых случаях следует обратиться за помощью к логопеду или дефектологу. Советы врачей позволят найти оптимальное решение подобной проблемы. Но существуют доступные методы, которые используют в повседневном общении с ребенком.
Причины неразвитой речи
Если у малыша наблюдается задержка речи, то не нужно паниковать. Это распространенная ситуация. Чаще всего с ней сталкиваются мальчики или дети, с которыми разговаривают одновременно на нескольких языках. Незначительные речевые нарушения не очень важны, если у ребенка хорошее здоровье, он весел и нормально развивается в других отношениях. Во многих случаях все проходит само собой. Даже если родители замечают медленное развитие ребенка, упражнения помогут улучшить его речь.
Как формируется запас слов?
Главный принцип развития речи состоит из пассивного накопления словарного запаса и его активного использования. Эти аспекты применяют при изучении не только родного, но и любого иностранного языка.
Ключевой запас слов ребенка формируется до трех лет. В более позднем возрасте этот объем продолжает пополняться, но уже не так быстро. Поэтому важно в этот период разговаривать с малышом, рассказывать ему об окружающих вещах, читать стихи и сказки, ставить качественные аудиокниги.
В двухлетнем возрасте дети начинают говорить, используя полученную языковую информацию. Главная задача родителей состоит в том, чтобы помочь им активизировать словарный запас. Но, в то же время, необходимо продолжать чтение и беседы на разные темы.
Упражнения для коррекции речевых нарушений
Упражнения для речи ребенка лучше проводить в виде игры. Малышу должно быть весело и интересно.
- « Угадай по описанию». Взрослый задумывает животное, человека или предмет. Затем рассказывает о нем простыми словами. Например: большой зверь, любит мед, зимой спит и сосет лапу. Ребенок должен угадать, кто это такой.
- «Соревнование». Выполняется так же, как и предыдущее упражнение. Но теперь и родитель, и ребенок рассказывает о предметах по очереди. Выиграет тот, кто отгадает больше. В этой игре малыш уже сам пытается описывать разнообразные объекты. Задание можно усложнить, предварительно указав категорию (еда, животные, одежда, мебель). Это позволит ребенку выучить собирательные названия предметов.
- «Отгадай по вопросам». В данном упражнении каждый поочередно загадывает слово. Тот, кто угадывает, задает наводящие вопросы об этом предмете.
- «Прилагательные». Выбрать слово, а затем попеременно подбирать к нему соответствующие прилагательные. К примеру, слово «дерево». Какое оно может быть? Маленькое, высокое, кривое, ровное, пышное, зеленое и т.д. Игра не только способствует увеличению запаса слов, но и учит характеризовать объект с различных сторон.
- «Глаголы». Задание похоже на предыдущее упражнение, только с той разницей, что к существительным подбираются глаголы. Например: кот – мяукает, бегает, спит, играет и т.д.
- «Слова». Это вариация знаменитой игры «Города». Взрослый называет любое существительное. Ребенок обязан придумать новое слово, которое начинается с последней буквы названного предмета.
- «Пересказ». Родитель читает малышу вслух интересный рассказ или сказку. Ребенку нужно пересказать своими словами то, что он услышал. Сначала можно задавать вопросы. Со временем задание усложняют: пересказ осуществляют, следуя определенному плану (вступление, основная часть и заключение). Упражнение не только позволит увеличить словарный запас, но и подготовит ребенка к школе.
Развитие речи у детей 1—3 года Тема «Игрушки»
medaboutme.ru
Упражнения для развития речи ребенка
Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет и старше
Гимнастика для тела, рук, ног – привычное и знакомое дело и для взрослых, и для детей (по крайней мере, так хотелось бы думать). Мы делаем ее, чтобы укрепить мышцы, чтобы быть стройными, сильными, подтянутыми. А вот зачем упражнения для развития речи ребенка, гимнастика для языка? Язык – главный среди органов речи человека. И ему необходима гимнастика, как и всем другим мышцам в организме человека. Ведь язык должен быть развит очень хорошо для того, чтобы выполнять довольно сложные движения, в результате которых и получаются звуки, а они помогают нам общаться друг с другом. Очень важно развивать ораторские способности, научить ребенка правильно говорить.
Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет поможет развить и укрепить мышцы языка и быстрее поставить правильное звукопроизношение. Даже если звуки малыш произносит правильно, то гимнастика для языка поможет сделать его речь более четкой и выразительной. В начале занятий упражнения нужно выполнять перед зеркалом для того, чтобы малыш контролировал правильность выполнения упражнений, потом можно будет зеркало не использовать. Не расстраивайтесь, если у ребенка что-то не получается, это довольно сложно для первого раза. Многое может не получиться даже у Вас. Будьте ласковы и снисходительны. Занимайтесь вместе с ребенком. Занятия должны длиться 5-7 минут. Кроме артикуляции для развития ораторских способностей очень важны и дыхательные упражнения, которые учат вдыхать воздух медленно и глубоко. Певицы говорят, что вдыхать воздух нужно так медленно, чтобы захотелось зевать, а на зевке можно и петь, и читать нараспев стихи – звуки получаются насыщенными и сильными, а связки не устают.Для начала, несколько дыхательных упражнений
1. Цветок. Предложите малышу представить, что он вдыхает аромат прекрасного цветка, который он держит на вытянутой руке. Он должен вдыхать воздух носом медленно и глубоко. Далее упражняемся в плавном и продолжительном выдохе:
2. Снежинки. На ладонь ребенка положите кусочек ваты и попросите его представить, что это снежинка. Она легкая и воздушная. Посмотрите, как она летает. Покажите малышу, как сдуть снежинку с ладони. Вдох делается через нос медленный и глубокий, и выдох через рот – длительный и плавный.
3. Чай. Прекрасное упражнение – дуть на горячий чай. Выдох не должен быть резким.
4. Листочки. Из зеленой бумаги нужно вырезать листочки, привязать их ниткой к карандашу. Ветер дует – листочки колышутся. Роль ветра исполняет ребенок. Дуть нужно достаточно сильно но не резко, при этом по прежнему делать глубокий и медленный вдох через нос.
5. Футбол. С двух сторон делаются импровизированные ворота. Это могут быть не очень большие коробки. Дуя на комочки ваты (мячи), вы должны забить гол в ворота противника.
6. Шарики. Очень полезно надувать воздушные шарики.
Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.
7. Звоночек. Попросите ребенка, чтобы он подошел к стене и представил, что перед ним входная дверь, а рядом кнопочка звонка. Попросите малыша сделать глубокий медленный вдох носом, но плечи при этом не поднимать, задержать на секундочку дыхание. Пусть он нажмет на звонок пальчиком, одновременно произнося звук «рь=рь-рь». Затем то же самое нужно проделать, нажимая на звоночек пальцем другой руки.
8. Свеча. Перед ребенком держите зажженную свечу. Попросите его сделать носом глубокий вдох и резко задуть свечку. Повторите эту игру несколько раз. После нее, правда, нужно проветривать комнату.
9. Волшебник. Предложите малышу немного побыть магом. Произносите заклинание, но обязательно на одном дыхании: «Мимм -мэмм — мамм — момм — мумм — мымм!» Следите за артикуляцией, ребенок должен хорошо двигать губами.
10. Шарик. Возьмитесь с малышом за руки. Не разъединяя руки, сделайте медленный вдох носом и два шага назад. Так шарик надулся и у вас получился большой круг. Теперь вы выпускаете воздух, произнося «с-с-с….» и выдыхая, делаете один шаг вперед. Шарик немного уменьшился. Теперь его нужно еще уменьшить, для этого, не вдыхая, еще произносим «с-с-с…» и делаете еще один шаг вперед. Шарик стал совсем маленьким. Таким образом вы максимально выпустили воздух из дыхательных путей. После этого можно спокойно вздохнуть. Повторите игру несколько раз.
Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет
Такие упражнения для развития речи ребенка нужно выполнять регулярно, каждое из них повторять по 5 раз в течение 5-7 секунд. Обычно детям такая гимнастика очень нравится. Не забывайте дать малышу зеркало, он должен видеть, что делает. Погримасничать любят все!
Чистим зубки
— нужно улыбнуться и открыть рот
— с внутренней стороны почистить зубки кончиком языка сначала нижние, потом верхние
Окошко
— открыть рот широко – жарко
— закрыть рот — холодно
Тесто
— нужно улыбнуться— держа язык между губами, пошлепать ими, получается звук «пя-пя-пя»
— зубками легонько покусать кончик языка — далее движения чередуются
Чашечка
— нужно улыбнуться — открыть широко рот
— широкий язык высунуть наружу и придать ему форму чашечки (приподнять кончик языка)
Дудочка
— сомкнуть губы и зубы
— с напряжением вытянуть губы вперед
Заборчик
— нужно улыбнуться
— обнажить сомкнутые зубы, с напряжением растягивая губы в широкой
Маляр
— нужно улыбнуться
— рот приоткрыть
— покрасить (погладить) нёбо кончиком языка
Грибочек
— нужно улыбнуться
— языком поцокать, как будто идет лошадка
— широкий язык присосать к нёбу
Поймай мышку
— нужно улыбнуться
— приоткрыть рот
— произнести «а-а» и широкий кончик языка поймать зубами, прикусить его (мышка поймана за хвостик)
Лошадка
— губы вытянуть
— рот приоткрыть
— поцокать узким язычком (как лошадки цокают копытами)
Пароход
— нужно улыбнуться
— рот открыт
— произнести с напряжением длинное «ы-ы-ы»
Слоник
— нужно улыбнуться
— губы вытянуть вперед трубочкой, получается «хобот слона»
— хоботом как будто набирать воду, слегка при этом причмокивать
Орешки
— закрыть рот
— поочередно кончик напряженного языка упирается в щеки
— на щеках образуются орешки – твердые шарики
Качели
— нужно улыбнуться
— рот открыт
— переводить кончик языка за нижние зубы, потом за верхние
Часики
— нужно улыбнуться
— рот открыт
— кончик языка переводить из одного угла рта в другой поочередно
Шарик
— надуть полностью щеки
— сдуть щеки тоже полностью
Гармошка
— нужно улыбнуться
— сделать языком грибочек (присосать его к нёбу)
— не отрывать язык от нёба, открывать и закрывать рот, при этом зубы не смыкать
Парашютик
— положить ватку на кончик носа
— языку придать форму чашечки и прижать к верхней губе
— сдуть с носа ватку
Занимайтесь такой артикуляционной гимнастикой всегда, когда у Вас есть такая возможность. И Ваш малыш в скором времени будет удивлять Вас своей красивой и правильной речью. Упражнения для развития правильной речи можно начинать выполнять с того возраста, когда ребенок начинает понимать, что вы от него хотите, может выполнять Ваши просьбы. Обычно начинают с 3-4 лет. Но даже если, Вы поняли, что такая гимнастика нужна малышу позже, то Вы успеете наверстать упущенное. Такая артикуляционная гимнастика полезна не только для детей 3-4 лет, но и для взрослых. Зачем развивать правильную речь вы можете прочитать в статье » Как научить ребенка правильно разговаривать«. Не забывайте о развитии мелкой моторики и пальчиковых играх. Всю информацию на эту тему Вы можете найти в рубрике «Развитие мелкой моторики«.
Пусть наши детки будут здоровы, и их ораторские способности радуют родителей!
Если вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на новости блога «Наши детки»! Заполните форму ниже и получайте их на свою почту!
Друзья! Не забудьте поделиться с друзьями! Жмите на кнопочки соцсетей!
Вам также будет интересно:
nashydetky.com