Упражнение для развития речи – Консультация по развитию речи на тему: Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников. | скачать бесплатно

Содержание

Развитие речи: 10 упражнений для занятий с детьми

Сейчас многие мамы занимаются со своими малышами развитием моторики, памяти, внимания, восприятия. А вот про речь многие забывают. Предлагаемый комплекс универсален: детям, у которых нет проблем с речью, он поможет развивать красивую четкую речь. А тем, у кого есть нарушения звукопроизношения, упражнения помогут быстрее заговорить правильно. Упражнения совсем несложные, вам лишь нужно заранее с ними ознакомиться и придумать, как мотивировать малыша. Возможно, это будут соответствующие картинки или сочиненная на ходу сказка. 

Первые пять упражнений составляют комплекс артикуляционной гимнастики, их лучше выполнять последовательно друг за другом, по 3-5 раз каждое. Первое время желательно делать это перед зеркалом, чтобы малыш мог сам себя контролировать и оценивать.

1. Упражнение «Окошко»

Широко открыть рот и удерживать его в таком положении до счета 5. Закрыть рот.

2. Упражнение «Заборчик»

Раздвинуть губы в улыбке, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета 5.

3. Упражнение «Часики»

Улыбнуться, открыть рот, перемещать язык то к левому, то к правому уголку рта.

4. Упражнение «Месим тесто»

Улыбнуться, открыть рот, пошлепать по языку губами, произнося: «пя-пя-пя». Затем покусать язык зубами, произнося: «та-та-та».

5. Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, широко открыть рот, громко щелкать языком, как бы имитируя цокание копыт лошадки.

Следующие пять упражнений помогают развить силу голоса, речевое дыхание и фонематический слух (он необходим для различения звуков и правильного восприятия речи других людей на слух). После проведения артикуляционной гимнастики можно выбрать одно из этих упражнений, или несколько, и поиграть.

6. Игра «Эхо»

Цель: развитие силы голоса. Для игры нужен мяч. 

Встаньте с ребенком лицом друг к другу. Бросьте ему мячик и громко произнесите сочетание гласных звуков. Например: «ау», «уа», «ио» и т.д. Задача ребенка – поймать мяч и повторить то же сочетание, только тихо. Затем нужно поменяться с малышом. Он произносит слоги громко, а вы – тихо.

7. Игра «Пароход»

Цель: развитие силы и высоты голоса. 

Предложите ребенку погудеть как большой пароход, потом как маленький пароходик. Как пароход, который плывет вдалеке и близко. При этом произносите «ду-ду» с разной степенью громкости и силы голоса.

8. Игра «Хлопни, когда услышишь»

Цель: развитие фонематического слуха, умения четко воспринимать услышанное и дифференцировать близкие по звучанию звуки. 

Объясняем ребенку, что он должен будет хлопнуть в ладоши, когда услышит какой-либо определенный звук. Например: звук «м». Дальше взрослый произносит ряд звуков, где «м» чередуется с другими. Например: «м», «в», «н», «л» и т.д. И следит за правильностью выполнения задания ребенком. В дальнейшем это упражнение можно усложнить и учиться выделять нужный звук сначала в слогах, а затем в словах.

9. Игра «Футбол» 

Цель: развитие речевого дыхания. 

На столе сооружаем из подручных средств (спичечные коробки, детские кубики) подобие футбольных ворот. Скатываем из ваты несколько небольших шариков – это будут мячи. Предлагаем малышу дуть на мяч и забивать голы в ворота. При этом следим, чтобы при выдохе он не раздувал щеки.

10. Пословицы, чистоговорки, скороговорки

Просто подберите те, которые нравятся вам, разучите с ребенком и периодически повторяйте. Их роль в развитии речи очень велика. Недаром актеры, дикторы, телеведущие постоянно практикуются в мастерстве проговаривания скороговорок.

Чтобы разнообразить речевые игры, сделать их более насыщенными и интересными, рекомендую приобрести специальные пособия. В последнее время они выпускаются в большом количестве и можно подобрать то, которое понравится и подойдет именно вам.
Например:
– «Уроки логопеда» Косинова Е.М.;
– «Альбом по развитию речи для самых маленьких. Учимся говорить красиво и правильно» Новиковская О.А.;
– «Альбом по развитию речи для самых маленьких» Батяева С.В.;
– «Альбом по развитию речи» Володина В.С.;
– «Логопедические игры для детей» Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю.

***

Екатерина Петунина 

 

workingmama.ru

Упражнения для развития речи

ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ

В этом возрасте речь ребенка перестает быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно сходит на нет. Поэтому к знакомым занятиям, нужно добавить логопедическую гимнастику и чистоговорки на отработку звуков.

1. УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕРЕПАХА» (САМОМАССАЖ)

Шла купаться черепаха (Ребенок выполняет легкие пощипывания пальцами рук, груди, ног.)

И кусала всех со страха:

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

2. УПРАЖНЕНИЕ «РАКЕТА» (РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА)

Говорит взрослый,отвечает ребенок.

Проверяем топливо.

Долгое «ш-ш-ш-ш-ш…».

Открываем люки.

Звук «ааааА» (тихий, переходящий в громкий), руки поднимаются.

Закрываем люки.

Звук «Ааааа» (громкий, переходящий в тихий), руки опускаются.

Проверяем радио.

Короткий звук «У» то громко, то тихо.

Включаем двигатель.

Долгое «р-р-р-р-р…», руки в кулачках.

3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «СТРОИМ ДОМ» (РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ)

Тук-ток, тук-ток (Ударять кулачками друг о друга.)

Застучал молоток. (Будем строить новый дом с высоким крыльцом, Поднять руки вверх.)

С окнами большими, (Согнуть руки в локтях, положить одну ладонь на другую («окно»).

Ставнями резными. (Поднять кисти рук вверх, «открыть ставни»).

Тук-ток, тук-ток (Ударять кулачками друг о друга.)

Замолчал молоток.(Руки опустить свободно вниз.)

Вот готов новый дом, (Поднять руки вверх.)

Будем жить мы в нем. (Потереть ладони друг о друга)

4. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА «ПЕЧЕМ ПИРОЖКИ»

  • «Месим тесто». Активно двигаем языком упираясь то в одну, то в другую щеку.
  • «Раскатываем тесто». С силой проталкиваем язык между губами и втягиваем обратно в рот.
  • «Блинчик». Высовываем язык и держим его широкой лопаткой.
  • «Кладем начинку». Заворачиваем края языка так, чтобы в середине образовалась ямка.
  • «Печем пирожки». Надуваем щеки и медленно со звуком «пух-х-х-х…» выпускаем воздух (губы расслаблены).
  • «Вкусный пирожок». Облизываем губы языком.

Упражнения можно делать и под музыку, меняя темп в зависимости от мелодии.

5. ЧИСТОГОВОРКА НА ЗВУК Ц (РАЗВИТИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

Цы-цы-цы – в огороде огурцы. (Хлопать в ладоши.)

Ица-ица-ица – прилетела к нам синица. (Делать легкие взмахи кистями рук («крылья»).

Рец-рец-рец – поклевала огурец. (Стучать указательным пальцем по коленям.)

Цу-цу-цу – всем я дам по огурцу. (Ритмично вытягивать руки вперед и затем прижимать к груди.)

6. УПРАЖНЕНИЕ «АИСТ» (РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ, НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА)

Аист ногу поднимает – Ничего не понимает. (Стоят сначала на одной ноге, потом на другой, стараясь удержать равновесие.) И весь день среди ракит (Руки разводят в стороны.) на одной ноге стоит.

7. ИГРА «ЁЖИК» (РАЗВИТИЕ РЕАКЦИИ, РЕЧЕВОГО СЛУХА)

Ребенок бегает под музыку. Когда она перестанет звучать, малыш должен присесть и обнять себя руками («ёжик»), как только мелодия заиграет снова – нужно бежать.

ОТ 6 ДО 8 ЛЕТ

В этом возрасте ребенку подвластны практически все движения, а сам он полон энергии и сил – этим-то мы и воспользуемся!

1. УПРАЖНЕНИЕ «ЗАМРИ» (РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ РЕАКЦИИ, ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ)

Под быструю музыку ребенок бегает, изображая движения какого-нибудь животного. Как только музыка прекращается, карапуз должен замереть, приняв позу, передающую образ этого животного. Взрослый старается угадать, какого же зверя малыш изобразил.

2. УПРАЖНЕНИЕ «ГРЕЕМ ЛАДОШКИ» (РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, САМОМАССАЖ)

Если замерзают руки

Медленно-медленно растирать одну ладонь о другую.

Начинаем их тереть,

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке, разогреть

Сначала ладошки

Растирать ладони все быстрее и быстрее.

Совсем как ледышки,

Потом как лягушки,

Потом как подушки.

Но вот понемножку

Согрелись ладошки,

Горят и взаправду,

Протянуть вперед раскрытые горячие ладони.

А не понарошку.

3. ЧИСТОГОВОРКА Р-РЬ (РАЗВИТИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ)

Орь-орь-орь – с мамой ты не спорь. (Грозить пальцем.)

Ор-ор-ор – на, возьми топор. (Сжать пальцы в замок, поднимать и опускать руки, ударять ладонями по коленям.)

Ра-ра-ра – в лес идти пора. Ре-ре-ре – выходи на заре. (Поднять прямые руки, поворачивать кисти рук из стороны в сторону.)

РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «ТУК-ТУК» (РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ)

Тук, тук, туки-тук. Отхлопывать ритм, проговаривая слова.

Туки-туки-туки-тук.

Туки-тук, туки-тук.

Туки-туки, тук, тук.

Туки, тук, тук, тук.

Тук, туки, туки, тук.

5. ПЕНИЕ (ТРЕНИРОВКА ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА И ПЛАВНОСТИ РЕЧИ)

Подходит любая (даже взрослая) песня, которая нравится ребенку.

6. ИГРА «РАЗВЕДЧИКИ» (РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ТЕМПА И РИТМА)

Взрослый отхлопывает несложный ритм (например, 2 медленных и 2 быстрых хлопка) и предлагает ребенку повторить этот «тайный шифр». Когда задание станет получаться без ошибок, ритм уже не отхлопывается, а играется на музыкальном инструменте. Бубен, барабан, ксилофон – подходит все, что может издавать ритмичные удары. Высший пилотаж : взрослый отхлопывает ритм руками, а ребенок повторяет его на инструменте.

7. ИГРА «ЗЕРКАЛО» (РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ)

Часть 1. Взрослый показывает ребенку изображение человечка и просит встать так же, как на рисунке, то есть стать «зеркальным отражением».

Часть 2. Под быструю (или в среднем темпе) музыку ребенок совершает произвольные движения (можно бегать, кружиться, прыгать – главное, чтобы в такт музыке). Как только мелодия замолкает, малыш должен принять позу человечка, нарисованного на картинке, и замереть.

8. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ВЕСЕЛЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ», МУЗ М. СТАРОКАДОМСКИЙ, СЛ. С. МАРШАК (РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА, КООРДИНАЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ).

1-й куплет:

Мы едем-едем-едем в далекие края, Ходьба на месте, высоко поднимая колени. Хорошие соседи, счастливые друзья! Нам весело живется, мы песенку поем, А в песенке поется о том, как мы живем!

Припев:

Тра-та-та, 3 ритмичных хлопка справа от головы.

тра-та-та 3 ритмичных хлопка слева от головы.

мы везем с собой кота, Подпрыгнуть. Чижика, Наклон вперед. Собаку, Слегка присесть, руки перед собой. Петьку-забияку, Махи руками, согнутыми в локтях. Обезьяну, Наклон вправо. попугая – Наклон влево. вот Хлопнуть в ладоши. компания какая! Развести руки в стороны.

Во время 2 и 3 куплета повторяются движения 1-го куплета.

www.podelkidetkam.ru

Упражнения для развития речи

Упражнения для развития связной речи учащихся начальной школы на уроках русского языка

1. Упражнения для развития фонематического слуха.

1. «Назови слова» (для развития слуховой дифференцировки)

2. «Хлоп-хлоп»

  • «Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, которое начинается со звука [С ]и т.д., сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

  • «Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, в котором есть звук [К], хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук[Г] — хлопни 2 раза»

3. «Играем со словом»

  • «Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол», и т.д.».

  • «Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «диван» и т.д.».

  • «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д.».

  • «Какой звук в слове «рыбка» и т.д. стоит вторым, первым, третьим?».

4. «Путаница»

Кто на дереве сидит? Кит.

В океане кто плывет? Кот.

В огороде что растет? Рак.

Под водою кто живет? Мак.

Перепутались слова!

Я командую «раз-два»

И приказываю вам

Всех расставить по местам».

Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?»

5. «Придумай новое слово»

Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом- дым».

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

2. Упражнения для развития грамматических навыков

1. «Вторая половинка». (чтение только второй половины слова)

При чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно по середине слова (абсолютная точность не обязательна). Это позволяет акцентировать конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало. Используйте упражнение чаще, если ребенок искажает окончания при чтении.

Примеры: Чтение, только, трава, солома, кровать, кастрюля, рыба, береза.

Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежала от собаки.

Лесная поляна покрыта пушистым снегом.

2. «Кто? Что?» (составление предложений по разным моделям)

«Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том:

Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко.)

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой.)

Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле.)»

3. «Закончи предложение»

Задание: «Попробуй угадать конец фразы».

Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… .

4. «Добавь слова» (распространение предложений)

Задание: «Сейчас я скажу предложение. Например: «Мама шьет платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?»

5. «Составь фразу» (образование предложений из слов)

1. Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок полная корзина

2. «Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?»: Дымок, идет, трубы, из. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

3. Упражнения для развития словарного запаса.

1. «Игра в слова»

Назвать как можно больше слов, обозначающих фрукты, цветы и др. (Можно проводить в виде соревнования).

Учитель называет предмет, а дети рассказывают, что этот предмет может делать. Необходимо назвать как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди?» и т.д.

2. «Признаки»

«Если предмет сделан из железа, то какой он?» (из бумаги, из дерева и др.)

«Назови другой предмет, такой же белый, как снег». (Такой же узкий, как лента; такой же круглый, как мяч; такой же жёлтый, как лимон).

«Сравни по вкусу лимон и мёд, по цвету – гвоздику и ромашку, по прочности – верёвку и нитку, по высоте – гору и холм».

3. «Слова – приятели» (работа с синонимами)

«Как по-другому можно сказать о печальном человеке?

Ценный – это какой?»

«Каким словом можно заменить слово «конь», «врач», «пища» и т.д.?»

«Какое слово лишнее? Почему?»

4. «Закончи слово»

«Отгадай, какое слово я хочу сказать: по…..?» (поле, порт, пост, поезд и т.д.)

5. «Объяснялки»

«Объясни, что такое велосипед?» (Ребёнок должен выделить существенные признаки, назначение предмета)

4. Упражнения для развития устной речи.

1.Что было сначала, что потом?

На доске записан текст с нарушенным порядком предложений, а на карточках записаны отдельные предложения. Учащиеся должны разложить карточки с предложения так, что получился рассказ, отражающий последовательность событий.

Грибы.

Он рос у самой тропки. Под елкой во мху прятались белые грибы. Мы с братом часто ходили гулять в рощу. Вот у Алеши уже полная корзина. После дождя там много грибов. У меня большой белый гриб.

Рыбалка.

Щуку положили в ведро, принесли домой. Они взяли удочку и ведро. На реке они поймали большую щуку. Паша и Леша пошли на реку.

2. Придумай рассказ, зная начало и конец.

а) Пошли дети в лес ……. А медведя с тех пор никто больше не видел.

б) Купила мама Пете машинку ……. Молодец Петя! Не пожалел для друга игрушку.

3. Закончи рассказ.

Даша была в классе самая маленькая. Ребятишки часто потешались над ней, а некоторые и обижали. Больше всего она боялась Димку Чижикова, он всегда дразнил ее, дергал за косички, а один раз даже толкнул в грязь. Вот однажды пошла Даша гулять, а навстречу ей Димка. ……..

Что было дальше?

4. Закончи сказку.

Детям предлагается прослушать начало сказки и придумать продолжение.

В некотором царстве, в тридесятом государстве, жили были король с королевой. У них росла красавица – дочка. Была она ласковой и послушной девочкой. Но вот однажды ………

Что было дальше?

5. Придумай сказку о том, как:

а) заяц спас лису;

б) оглох дед Мороз;

в) заговорил пес Шарик;

6. Поставь предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.

Прогулка.

Там протекал чистый ручеек. Всем было весело. Осенью наш класс ходил на прогулку в лес. День был теплый и солнечный. Мы вышли к оврагу. Деревья стояли в золотом уборе.

Пришла зима.

Замерзли реки, пруд за деревней. Наступила зима. Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гладкому льду. Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу. Рады ребятишки. Дует холодный ветер.

infourok.ru

Упражнения для развития речи дошкольников – Развитие ребенка