Упражнение для голоса – Упражнения для развития голоса (Постановка голоса, упражнения для развития голоса и формирования тембра голоса.)

4 упражнения для постановки голоса

Содержание статьи

Голос — один из инструментов взаимодействия между людьми. Если он от природы слабый и неуверенный, велика вероятность того, что сказанные вами слова не произведут нужного эффекта. Но профессор Феликс Алексеевич Кузьмин считает, что силу голоса можно и нужно тренировать. Упражнения для постановки голоса вам в этом помогут.

Упражнения для постановки голоса

Вы сможете развить силу голоса при помощи специальных упражнений также, как развиваете мышцы на занятиях физкультурой. Голос станет более низким и благозвучным, его диапазон расширится, произношение станет более четким.

4 упражнения для развития голоса, после которых вас захотят слушать часами

Упражнение 1

Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

  • Иииииииииии.
  • Ээээээээээээ.
  • Ааааааааааа.
  • Ооооооооооо.
  • Уууууууууууу.

Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты — «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота.

Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Вы хотите, чтобы ваш голос был более низким и глубоким? Тогда много раз в течение дня произносите звук «у».

Упражнение 2

Теперь нужно активизировать область груди и живота, для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз громче и в третий раз как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.

Упражнение 3

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «- Ррррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова:

  • роль
  • забор
  • руль
  • сыр
  • ринг
  • товар
  • рубль
  • рыло
  • ритм
  • сирень
  • риск
  • мороз
  • повар
  • рысь

Упражнение 4

В заключение проделайте «упражнение Тарзана», которое представляет собой лучшую профилактику против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох.

Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со звука «и», и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Затем продолжайте, произнося звук «э» и так далее. По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.

После нескольких недель тренировки сравните свой нынешний голос с прежним, лучше всего это сделать, заранее перед началом тренировок записав свой голос на диктофон. Вы убедитесь, что ваш голос заметно изменился.Теперь он обрел большую силу, а это значит, что вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающих. В результате подобной тренировки спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем больше он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова.

Источник vk.com


pikacho.ru

Упражнения для голоса — Александр Зубков

Упражненияе 1: «Поем»

Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

  • ииииииииии
  • ээээээээээ
  • аааааааааа
  • оооооооооо
  • уууууууууу

Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты — «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Вы хотите, чтобы ваш голос был более низким и глубоким? Тогда много раз в течение дня произносите звук «у».

Упражнение 2: Мычим

Теперь нужно активизировать область груди и живота, для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз — громче и в третий раз — как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «рррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова:

  • роль
  • руль
  • ринг
  • рубль
  • ритм
  • рис
  • ковер
  • повар
  • забор
  • сыр
  • товар
  • трава
  • крыло
  • сирень
  • мороз
  • и т.п.

Упражнение 3: Тарзан

В заключение проделайте «упражнение Тарзана», которое представляет собой лучшую профилактику против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со звука «и», одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Затем продолжайте, произнося звук «э» и так далее.

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.

Поделитесь с друзьями:

thinking.ru

Как изменить тембр голоса. Древнее упражнение для голоса «Мантры»

Почему для нас так важен тембр голоса? Почему не только во время пения, но и во время разговора одни голоса будто завораживают, а другие скучны вне зависимости от смысла речи? Издревле хорошо поставленный, ласкающий слух голос, был важным элементом женского обаяния и указывал на принадлежность женщины к высшему обществу. Часто говорят: сексуальный тембр голоса или волшебное, притягательное звучание. От чего это зависит? Вильям Шекспир писал о голосе любимой так: «…её голос был нежным, мягким и низким – истинная женская прелесть». Но только ли для мужчин важно, какой голос у женщины?

 

Ничего подобного! Практически все участницы моих онлайн выступлений и программ на отвечают на этот вопрос однозначно: для женщин тоже важно, какой голос у мужчины, причём, баритональная окраска гораздо более привлекательна. Возможно, вы уже знаете, что тембр – это уникальная характеристика голоса,  соответствующая определённой частоте звуковых колебаний, которая даётся нам при рождении.

 

Можно ли изменить тембр голоса?

К счастью, голос обладает большим количеством и других характеристик: глубиной и полётностью, округлостью и мягкостью, различной высотой интонирования и благозвучностью, поэтому изменить звучание своего голоса можно, причём, в любом возрасте. Важно только уделять этому внимание несколько недель подряд выполняя упражнения. Мы не можем изменить частоту колебаний нашего голоса, но можем сделать звучание красочнее и ярче, богаче и благороднее, расширить диапазон голоса и научиться пользоваться регистрами, использовать естественные резонаторы тела для придания голосу глубины, силы и убедительности.

 

Давайте разберёмся что, по мнению исследователей, является темброобразующими факторами.  Доктор медицинских наук И.И.Левидов пишет, что основным управляемым фактором темброобразования, регулируемым центральной нервной системой, являются тонус и форма колебаний голосовых связок. А современный ученый и психолог В.П. Багрунов утверждает, что определяющим в звучании голоса являются вовсе не голосовые связки, а бронхиальное дерево – система труб, составляющих основу нашей дыхательной системы. Так, например, трахея, имея длину около 15 см, должна резонировать на частоту примерно 500 гц. Трахея и бронхи при глубоком вдохе несколько растягиваются в длину, а за счет сокращения гладкой мускулатуры могут в небольших пределах менять и величину своего просвета. Истина, видимо, где-то посередине, поэтому не стоит сбрасывать со счетов важность ни одного, ни другого.

 

Кроме того, имеет смысл прислушаться к мудрости древних учений, которые утверждают, что в основе Творения Вселенной лежало пять изначальных звуков-ростков:  И, Э, А, О, У  игра звучаний которых изменяет ритм Бытия. Этот ритм присущ всем объектам, включая человеческое тело. Ритмические вибрации, возникающие при произнесении мантр, порождают различные состояния ума. Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты – “И”. Если вы при этом положите ладонь на голову, в области темечка, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука “Э” активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука “А” благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука “О” усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком “У” оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки 3 раза, следите за правильным звукоизвлечением, посылайте звук в область переносицы и верхней губы.

 

Упражнение для голоса “Мантры”

 

Попробуйте произносить последовательность И – Э – А – О – У – Ы – И слитно. Добейтесь единого плавного перетекания звука. При этом следите, чтобы ваше тело было максимально расслаблено, начинайте и заканчивайте упражнение с гудения (свободного звучания). Упражнение “Мантры” одинаково хорошо подходит как для развития речевого голоса, так и вокального. Даже 2 -3 недели тренировки голоса только с помощью этого упражнения, могут дать значительное изменение в качественном его звучании. Чтобы услышать это самому, сделайте аудиозапись до начала ваших занятий и через время, а потом сравните две записи. Если упражнение выполнялось правильно, то результат вас порадует.

 

 

Это вам тоже может быть интересно:

ontrening.ru

Лучшие упражнения для развития силы голоса

Для эффективного общения, и для умения выступать публично, нужно обладать красивым сильным голосом. Не все люди изначально обладают таким голосом, но даже те, у кого голос слабый, смогут его развить с помощью тренировок, точно так же, как любой человек может увеличить свою мышечную силу.

Существуют специальные упражнения для развития силы и громкости голоса. Если Вы будете их регулярно практиковать, Ваш голос станет низким, и благозвучным, диапазон станет больше, дикция станет более четкой, модуляция — ярче а выражение эмоций — убедительнее.

Лучшее время выполнения этих упражнений — по утрам, потому что они не только тренируют голос, но и заряжают бодростью на целый день.

Существует еще один эффект выполнения данных упражнений. С их помощью развивается не только голос — мысли становятся яснее и четче, человек приобретает уверенность в себе. Глубокий и низкий голос оставляет приятное впечатление, и запечатлевается в памяти собеседников. Ваши слова будут производить большее впечатление, станут более весомыми. Укрепится Ваш авторитет.

Делайте эти упражнения ежедневно, по порядку, одно за другим, и Вы сами в скором времени удивитесь, увидев, насколько Ваш голос стал лучше.

Проговаривание звуков «и, э, а, о, у»

Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем глубокий вдох, и на выдохе произнесите протяжно сначала один звук, затем опять вдохните и выдохните, сделайте глубокий вдох, и произнесите протяжно второй звук, проделайте то же самое для третьего звука, для четвертого, и так далее, пока не произнесете таким образом все звуки: «и», «э», «а», «о», «у».

Звуки произносите, пока хватает дыхания на выдохе. Насильно воздух из легких при этом не выдавливаете, горловые связки не напрягаете. Звуки должны исходить от Вас легко и свободно.

Последовательность «и, э, а, о, у» не случайна. Звук «и» обладает самой высокой частотой. Во время произнесения этого звука прижмите сверху ладонь к голове — Вы почувствуете вибрацию кожи. Если не чувствуете — измените тональность звука, сделайте его более низким или высоким. Вибрация свидетельствует о более интенсивном кровообращении на том участке, где она ощущается.

Следующий звук — «э». Его произнесение активирует область шеи и горла. Вы можете это почувствовать, приложив ладонь к шее.

Произнесение звука «а» оказывает благотворное воздействие на область грудной клетки.

Звук «о» улучшает кровоснабжение сердца.

Звук «у» благотворно воздействует на органы, расположенные в нижней части живота.

Все звуки нужно произносить один за другим, три цикла подряд.

Если Вы хотите, чтобы Ваш голос быстрее стал низким и глубоким, тренируете его в течении дня, при каждом удобном случае проговаривая звук «у».

Проговаривание звука «м»

Сделайте выдох, вдох, и произнесите закрытым ртом протяжный звук «м», как мычит корова. Этот звук активирует работу области груди и живота. Произносить этот звук нужно три раза. Первый раз — совсем тихо, второй раз — громче, третий раз — максимально громко. Если во время произнесения этого звука Вы положите руку на живот, то Вы почувствуете вибрацию живота.

Проговаривание звука «р»

Проговариванию звука «р» следует уделить особое внимание — это упражнение улучшает дикцию и произношение, а также придает голосу силу и энергичность. Перед проговариванием расслабьте язык — поднимите язык к верхнему небу, и прорычите, как трактор. Затем прорычите звук «р» три раза. После этого выразительно и эмоционально, с подчеркнуто раскатистым «р», проговорите десяток слов, в которых есть буква «р».

Упражнение Тарзана

Встаньте прямо, сделайте выдох и глубокий вдох. На выдохе произнесите звуки «и», «э», «а», «о», «у», как в первом упражнении, только теперь руки сожмите в кулаки, и одновременно с проговариванием бейте себя кулаками в грудь, как это делал Тарзан в фильме.

Упражнение Тарзана очищает бронхи от слизи, освобождает дыхание, наполняет энергией. Если захочется кашлять, не сдерживайтесь, прокашляйтесь, чтобы освободить легкие от всего ненужного. Упражнение Тарзан делается только по утрам — оно обладает очень мощным тонизирующим и энергетическим эффектом.

Через пару недель ежедневных тренировок сравните свой новый голос с прежним, который у Вас был до тренировок. Лучше всего будет перед началом занятий записать свой голос.

Вы убедитесь, что Ваш голос стал бархатнее, лучше , приобрел большую силу. А значит, ВЫ стали более убедительными, усилили свой авторитет, и изменили в лучшую сторону себя, и свою жизнь.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах «Все курсы» и «Полезности», в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:
    Подписаться на блог: Дорога к Бизнесу за Компьютером

Проголосуйте и поделитесь с друзьями анонсом статьи на Facebook:  

pro444.ru

Путь к высшей ясности — Упражнения для голоса

• Статьи » Личность человека » Упражнения для голоса

 
Это не статья. Это дидактические материалы к учебному курсу. Я его сейчас не веду, но если вам такое нужно — напишите мне, что-то можно сделать и в индивидуальном порядке.

Начну с банальности. Мы общаемся друг с другом при помощи речи — второй сигнальной системы. Именно в качестве средства общения (передачи сообщений) большинство из нас свою речь и воспринимает. Между тем, как и в любой области, существуют мастера речи, ораторы, которые превратили эту сигнальную систему в искусство. У меня случайно есть запись какой-то речи Геббельса. При том, что немецкий мне знаком на уровне «Айн, цвай, полицай», могу признаться, что воздействие его голоса несомненно. Был бы он диджеем, цены бы ему не было.

Владение голосом и умение убеждать были с древности ценными и ценимыми свойствами культурного человека. Причем только и именно его. Для солдат, крестьян и рабов это умение было не только ненужным, но даже и неуместным. Незачем плебею уметь убеждать: это может оказаться вредным для государства. А ну как поведет за собой толпы… Вот и нас в течение всего социалистического периода нашей истории не учили говорить в большей степени, чем это требовалось для служебной коммуникации. Даже и сейчас риторика и полемика — нечастые предметы даже в так называемых «элитных» школах и колледжах. Между тем, многим из нас отнюдь не помешало бы владение своим голосом если не на уровне трибуна-патриция, то хотя бы так, чтобы выделиться из общей невнятной массы.

Я далек от мысли с помощью короткой статьи сделать кого-либо великим оратором. Но могу привести несколько упражнений, которые, будучи правильно выполнены, помогут любому человеку быть услышанным.

Основа любой речи — голос. Когда мы слышим хорошо выступающего человека, обладающего звучным, внятным и красивым голосом, мы говорим: «Вот же дал бог голосину!», — несмотря на то, что бог тут вовсе и ни при чем, а цена этому голосу — старания и упражнения. Опять же, не всякий из нас сгодится в оперные певцы, но…

Мне приходилось вести занятия по выразительным средствам (пластика, мимика, голос), и голос я всегда оставлял на потом. Дело в том, что занятия проходили в игровой форме, и время от времени мне было необходимо обратить на себя внимание нескольких шумно обсуждающих очередное задание групп. Я легко (относительно) заглушал их, но только если не «ставил» им предварительно голос. В этом случае приходилось пользоваться свистком. На занятиях по риторике, конечно, с голоса приходилось начинать, но и занятия эти проходили организованнее.

Итак, вот, как я и обещал, несколько упражнений. Все упражнения следует выполнять последовательно и не переходить к следующему, пока вы не освоили предыдущего.


Упражнение №1

Встаньте прямо. Это все упражнение. Нужно именно встать прямо, чтобы грудь смотрела вперед-вверх, и губы были направлены туда же, даже если вам будет казаться, что голова у вас несколько запрокинута. Это необходимое условие хорошего звука, поскольку зажатые легкие и искривленная трахея вместе с направленным куда-то в пол звуком никогда не приведут вас к успеху. Легкие должны быть расправлены, шея прямой, и ощущение в теле должно быть этакое «предполетное». Эту позицию следует довести до автоматизма, поскольку, когда вы обсуждаете важные вещи, вам некогда отвлекаться. Повторяйте упражнение несколько раз в день.


Упражнение №2

Положите одну руку себе на живот, вторую — на грудь. Вдохните и выдохните только животом, чтобы рука на груди оставалась неподвижной. Затем наоборот, только грудью. Финальный этап: вдох и выдох грудью и животом одновременно, так называемое «полное» дыхание. Именно такой вдох позволит вашим легким не только запасти достаточно для длинной фразы воздуха, но и сделает легкие резонатором, дающим громкость и тембр. Особое внимание надо обратить на плавность движения живота и грудной клетки, без рывков и неравномерностей. Научитесь дышать полным дыханием без затруднений, привычно, независимо от того, хотите вы что-то сказать или нет. Это дыхание тоже должно быть доведено до автоматизма.

 

Упражнение №3, самое сложное

Это упражнение лучше выполнять вдалеке от людей, в лесу или в поле, либо, напротив, в звукоизолированном помещении. Дело не только в том, чтобы не мешать ближним, но и в том, чтобы сознание того, что вас слышат, не стесняло вас.

Вообще, если честно, я стараюсь не давать это упражнение для самостоятельного выполнения. Его лучше контролировать, но в данном случае выбора нет.

Маленькое отступление: в детстве нас шпыняли за слишком громкие крики. И мы отучились говорить громко. Иногда до слез доходит, когда я добиваюсь «открытия» голоса от какой-нибудь скромницы. Страшно, понимаете. Тем не менее, надо себя преодолеть.

Итак: встаньте прямо, сделайте полный вдох, раскройте рот пошире — и громко крикните вверх-вперед: «А-а-а-а!» Постарайтесь не сдавленно визжать «Вя-я-я-я!», а сделать открытый, мощный и свободный звук, как шаляпинское «Ы-эх!». Это не всем так просто сделать, как написано. Мы привыкли для крика форсировать голос, а этого как раз не надо. И не пытайтесь меня убедить, что вы так не можете, что у вас от природы голос слабый: на занятиях это получалось у всех без исключения, хотя с некоторыми приходилось попотеть.

Критерий правильности: прислушайтесь к вашему «а-а-а!» и прикиньте, можно ли таким голосом петь «эх, вдоль по Питерской», будет ли это органично. Если да, то все в порядке.

Имейте в виду, что в данном случае главным резонатором выступают легкие, поэтому для того, чтобы вас было слышно, у вас должна быть прямая шея и очень широко открытый рот.

Упражнение №4

Теперь надо протянуть это громкое и свободное «а-а-а» как можно дольше. Если воздух кончился, не пытайтесь выхрипывать: кончился так кончился, вы же не на соревновании по длительности звука. Но секунд хотя бы на десять вас должно хватить. Громкий звук, как оказывается, не требует большого расхода воздуха. Если ваше «а-а» обрывается резко и раньше, это означает, что вы так и не смогли «отпустить» свой голос; вы все еще боитесь  его. Положите руку на грудь и ощутите, как вибрирует ваша грудная клетка.


Упражнение №5

«А» — звук,  который формируется главным образом в легких. А вот звук «о» формируется в горле. Встаньте прямо, изобразите губами хорошее, открытое, круглое «о», положите руку на горло, и с полного вдоха протяните это «о» так же, как до этого «а».  Рука должна ощутить вибрацию, громкость должна быть такой же.


Упражнение №6

Звук «у». Этот звук резонирует во рту. Положите пальцы на щеку, и точно так же: встав прямо и с полного вдоха протяните «у-у-у», точно так же ощутив вибрацию.


Упражнение №7, тоже сложное

Резонатор звука «м» — пазухи черепа. Закройте рот и выдайте звук «м-м-м», положив ладонь на макушку. Если вибрация не чувствуется, значит вы сачкуете. При хорошем звуке неприятно вибрируют зубы и дрожит изображение, но это не страшно.


Упражнение №8

А теперь с самого начала: встанем прямо, сделаем полный вдох и попробуем соединить все четыре звука в одну непрерывную последовательность, плавно переключаясь с резонатора на резонатор. Постарайтесь, чтобы не было скачков в тембре и громкости.
Древняя мантра «А-О-У-М» в результате оказывается всего лишь дыхательным упражнением.


Упражнение №9

Вас не удивит, что в языке есть еще и другие буквы. Особенно много согласных. Для того, чтобы их было слышно на такой громкости, вам придется произносить, артикулировать их особенно отчетливо. Возьмите томик стихов (лучше Пушкина) и читайте их по строкам, не торопясь, так, чтобы каждую букву было четко слышно. Даже если вам будет казаться, что вы артикулируете чрезмерно, на самом деле вы вряд ли подниметесь выше среднего уровня актерской речи. Не верите — попросите кого-нибудь послушать и оценить. Старайтесь изо всех сил. Можете записать себя на диктофон и прослушать.


Маленькое отступление. Сейчас и далее речь пойдет об интонации. Интонация состоит из изменения громкости, высоты тона, скорости и использования пауз. Паузы более относятся к ритму речи и к смысловой ее составляющей, поэтому в этой статье мы не будем их трогать.


Упражнение №10

Вы уже попробовали издать самый громкий возможный звук. Теперь попробуйте издать самый тихий. Не шепот, а голос, причем ровный и уверенный.


Упражнение №11

Теперь пройдитесь несколько раз на «а» от самого громкого к самому тихому, плавно, без рывков и срывов.


Упражнение №12

А теперь вам надо найти несколько уровней громкости, которые вы можете выдавать по заказу. У актеров таких уровней может быть и десяток, и больше. Их так и называют: «первый голос», «второй голос», и так далее. И актер в состоянии сказать что-то именно конкретным голосом, не громче и не тише. В вашем случае будет хорошо, если у вас таких голосов наберется хотя бы пять.


Упражнение №13

Найдите самый высокий и самый низкий звуки, которые вы можете издать.


Упражнение №14

Теперь в найденном диапазоне определите свой «комфортный» поддиапазон: те самый высокий и самый низкий звуки, которые вы можете издать не напрягаясь, с сохранением тембра. Между прочим, и диапазон голоса, и комфортный диапазон развиваются с тренировками.


Упражнение №15

Пройдите несколько раз плавно от самого низкого до самого высокого в комфортном диапазоне звука и обратно.


Упражнение №16

Теперь то же самое, читая стихи.


Упражнение №17

Найдите самую медленную и самую быструю скорость вашей речи, при которой она звучит естественно.


Упражнение №18

Попробуйте читать стихи: одну строчку быстрее, другую медленнее. Постарайтесь научиться менять скорость и плавно, и резко, и заметно, и не очень.


Упражнение №19, хитрое

Возьмите колоду карт, оставьте в ней только картинки и десятки. Откройте пару карт. Первая карта означает начальную громкость, вторая — конечную.


Туз — громко,
Король — довольно громко,
Дама — обычно,
Валет — довольно тихо,
Десятка — тихо.

Читайте стихи по две строчки, переходя от начальной громкости к конечной.


Упражнение №20

Используя карты из упражнения №19, употребляйте их в качестве указателей высоты тона:
Туз — высоко,
Король — довольно высоко,
Дама — обычно,
Валет — довольно низко,
Десятка — низко.

Читайте стихи по две строчки, переходя от начальной высоты тона к конечной.


Упражнение №21

Используя карты из упражнения №19, употребляйте их в качестве указателей скорости:
Туз — быстро,
Король — довольно быстро,
Дама — обычно,
Валет — довольно медленно,
Десятка — медленно.

Читайте стихи по две строчки, переходя от начальной к конечной к конечной.

Упражнение №22, еще более хитрое

Используя те же карты, открывайте по четыре карты: первые две карты — начальные громкость и высота тона, вторые две карты — они же конечные.


Упражнение №23


То же самое, только карты указывают громкость и скорость,..


Упражнение №24

… и высоту тона и скорость.


Упражнение №25,

совсем хитрое. Если вы ухитрились выполнить предыдущие три упражнения, то попробуйте открывать по шесть карт. Первая пара — начальная и конечная громкость, вторая — высота тона, третья — скорость.

Вы поразитесь, какое разнообразие интонаций, от трагической до торжественной, вы получите при помощи этого простого способа.

И напоследок, для самых старательных, кто хочет добиться вершин использования своего голоса для влияния на окружающих:


Упражнение №26


Произнесите пословицу или стихотворную строку, выделяя ключевые слова при помощи изменения:

громкости

высоты

тона

скорости 

Упражнение №27


Произнесите пословицу или стихотворную строку, выделяя РАЗНЫЕ слова при помощи РАЗНЫХ способов. Например, одно слово громкостью, второе скоростью, третье высотой тона. Обратите внимание, как от этого меняется смысл произнесенного.

Вот, пожалуй, и все. Говорите смело, вас непременно услышат.

 

r.eedd.cc

Упражнения для голоса — Саморазвитие


У лекторов, учителей, дикторов, актеров, представителей других профессий, требующих напряжения голосового аппарата, к концу дня нередко возникают неприятные ощущения в области глотки.

Со временем к этому может присоединиться боль, першение, ощущение инородного тела в горле, постоянное желание откашляться, а затем и охриплость (дисфония). В таких случаях требуется помощь врача- фониатра. В комплекс лечебных мер включают обычно и специальные упражнения.

Тренироваться следует 2—3 раза в день. Вначале занятия займут у вас минут 15, а по мере освоения упражнений—5 минут.

Комплекс включает 15 упражнений, но не выполняйте их все сразу. В одно занятие сделайте 2—4 упражнения, в следующее— другие 2-4. Каждое упражнение повторяйте 3—5 раз. Людям пожилым, тучным, страдающим гипертонической болезнью, другими сердечно-сосудистыми недугами, надо выполнять эти упражнения, делая паузы и не форсируя нагрузку.

Дыхательные упражнения

1. И. п.— сесть на стул, ноги вместе, наклонить туловище так, чтобы грудь соприкасалась с коленями, а руки свободно свисали (фото 1). Легко вздохнуть через нос, тогда воздух без усилий поступит в задние отделы легких.

Задержав выдох на 1—2 секунды, выпрямляясь, поднимая руки кверху, во время выдоха произносить «пфф». За выдохом следует пауза, которая длится несколько секунд; за это время возникает потребность естественного вдоха (так называемый возврат дыхания). После паузы повторить упражнение сначала.

2. И. п. — стать прямо, как по стойке «смирно»: пятки вместе, руки опущены вдоль туловища, живот подтянут. Сжать кулаки (большие пальцы внутри), сложить губы трубочкой и резко вдохнуть через рот. Задержав выдох до 10—15 секунд, резко с усилием поднимать согнутые в локтях руки до уровня плеч (фото 2) и опускать, разжимая кулаки.

На один вдох, вначале приходится 10—15 движений. Через месяц систематических тренировок их можно довести до 25.

Закончив упражнение, опустить расслабленные руки вдоль туловища, медленно выдохнуть через нос.

3. И. п.— то же. Во время выдоха произносить «ррр», «вз» (как можно больше на одном выдохе), а вытянутыми вперед руками совершать небольшие круговые движения по направлению внутрь. Пауза и возврат дыхания, как в упражнении 1.

4. И. п.— то же. Руки развести в стороны, совершая кистями небольшие круговые движения по направлению, назад. Задержка и возврат дыхания, как в упражнении 1. Во время выдоха произносить «ссс», закончить выдох, произнося «пфф».

После выполнения упражнений 3—4 отдохнуть в течение одной минуты. Расслабить мышцы живота, опустить руки вдоль туловища. Дыхание свободное.

5. И. п.— стать прямо, носки и пятки вместе, руки свободно опущены, спина прямая. Смотря перед собой на полтора метра вперед в пол, сделать 2—3 резких, энергичных, глубоких вдоха и выдоха. Повторить, глядя прямо перед собой, а затем, запрокинув голову и глядя в потолок. Корпус и плечи держать прямо.

Это упражнение может вызвать головокружение, поэтому даже людям тренированным не следует повторять его более 5 раз.

6. И. п.— то же. Вдохнуть через нос, на мгновение задержать дыхание. Поднести ко рту зажженную свечу и тут же начать плавный, очень медленный, продолжительный выдох через рот так, чтобы пламя не колебалось (фото 3).

7. И. п.— стать прямо, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Вдох через нос, лопатки отходят кзади и несколько кверху, туловище сутулится. Во время выдоха через рот — губы трубочкой— делать круговые движения 3—4 раза согнутыми руками вперед и назад (фото 4).

Постепенно убыстряя темп, произносить «чк, чк, чк», как будто играете в поезд.

Упражнения на полноту звука

8. И. п.— стать прямо, ноги на ширине плеч, сцепленные в замок и повернутые ладонями вверх руки над головой. Бесшумно вдохнуть через нос. Задержать дыхание, Широко открыть рот, мысленно произнося «а», опуская желобком корень языка. Не смыкая челюсти, закрыть рот. На выдохе, наклоняя туловище вперед, легко, протяжно,

негромко произносить звук «м» (фото 5). Выпрямляясь, опустить руки, указательные пальцы приложить к спинке носа, продолжая произносить звук «м». Если ощущается легкая вибрация, значит, звук произносится правильно. Такую же вибрацию должны ощущать губы, зубы, передний отдел твердого неба и верхняя часть груди.

9. Повторить упражнение 8, произнося звук «н», улыбаясь и слегка высунув ненапряженный язык.

10.И. п.— стать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Вдохнуть одновременно через нос и рот, выдыхая, энергично наклонить туловище вперед и возможно громче произносить звук «м», стараясь имитировать мычание. Как, только звук «м» приобретет объемное звучание, напоминающее гудение колокола, произносите его не только во время наклона туловища вперед, но и выпрямляясь. Следите, чтобы звук «м» звучал ровно, красиво.

Если этого не получается, сделайте следующее упражнение.

11. И. п.— то же. Вдохнув через нос и рот, на выдохе произносите звук «м» с резким приседанием на месте или передвигаясь «гусиным» шагом.

12. И. п.— то же. Вдохнуть через нос и рот, указательным и большим пальцами правой руки слегка прижать крылья носа, на выдохе резко отнимать и прижимать пальцы, пропевая звук «м» (он должен напоминать звучание гавайской гитары).

13. И. п.— то же. Вдохнуть через нос и рот. Почти зажав пальцами крылья носа, на выдохе произносить «м» на удобной для вас ноте. Вначале звук может получиться слабым, пискливым. По мере тренированности он станет более громким, объемным. Тогда на той же ноте следует увеличить силу звучания.

14. И. п.— сесть на стул, ноги на ширине плеч. Раскачиваться взад и вперед, приложив обе ладони к спинке носа. Представьте, что у вас на руках маленький ребенок и вы укачиваете его и тихо поете ему грудным голосом «м» (мягкое, ровное звучание).

15. И. п.— стать полусогнувшись, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Раскачиваясь, наклоняясь вперед — вдох, выпрямляясь, выдыхая, тянуть звук «м» возможно дольше.

Примерно через месяц присоедините к нему поочередно звуки «о» и «у» (произносить округло, мягко, коротко). Когда достигнете хорошего звучания, присоедините к звуку «м» поочередно звуки «а», «э».



Загрузка…

Как принимать травяные ванны.
Упражнения для голоса

beauty-lesson.com

Упражнения для голоса

Упражнение для голоса №1

Это упражнение для голоса является одним из самых важных. Встаньте прямо, опираясь на обе ноги. Расправьте плечи. Сложите руки замком и положите их на то самое место, которое очерчено овалом на картинках. Выдохните воздух. Подтяните низ живота (не вдыхая и не выдыхая), причем если не можете это сделать косыми мышцами, то для начала можете помочь себе руками. Теперь сделайте короткий вдох носом (при этом рот должен быть открыт, т.к. при коротком вдохе Вы просто не успеете вдохнуть носом необходимое количество воздуха. Поэтому через рот Вы добираете то, чего не хватает). Одновременно с вдохом Вы отбрасываете вниз подтянутую часть живота. Теперь сжав губы, Вы делаете вид, что с силой продуваете игольное ушко с напрочь застрявшей там соринкой, при этом медленно с силой через сжатые губы выдыхаете воздух, подворачивая (для начала можно с помощью рук) нижнюю часть живота. Делаете это, как можно дольше. Когда воздух закончиться, у Вас нижняя часть живота уже подтянута и готова к следующему вдоху. Что Вы и делаете. Уже при исполнении этого упражнения Вы должны понять, что такое «парадоксальное дыхание». Представьте себе, что Ваша грудная клетка и живот – это большой воздушный шарик, с перегородкой (диафрагмой) посредине. Теперь вдохните, как сказано в упражнении и, не выдыхая, просто понажимайте руками, сложенными в замок на нижнюю часть живота. При этом вся верхняя область «шарика» раздвигается — т.е. раздвигаются ребра. То же самое должно происходить при выполнении упражнения. Вы выдыхаете (как сказано в упражнении) воздух, а ребра при этом не опадают, а раздвигаются. Задвигается (как поршень) только низ живота. Для чего это нужно?

На картинке схематично показано, как выглядят ваши легкие. Между ними расположен воздушный столб, изменяя давление которого, Вы можете регулировать давление под голосовыми связками. Чем более совершенно Вы это умеете это делать, тем меньше у Вас проблем с вокалом. При том типе дыхания, который я Вам предлагаю, подсвязочное давление воздуха регулируется работой косых мышц, которые, подворачивая нижнюю часть живота, увеличивают давление под диафрагмой, заставляя ее, вдавливаясь, увеличивать давление внутри грудной клетки. При этом ребра раздвигаются, кислород продолжает, циркулируя по легким, усваиваться, позволяя вам петь на одном дыхании очень большие фразы. Когда и сколько делать это упражнение? 

Вы помните, что читаете БИБЛИЮ. Теперь представьте, что Вы грешник (грешница), которым нужно вымолить утраченное благословение господне, а упражнение – это молитва «Отче наш». Я вижу, вы уже все поняли. Да, делать его нужно при каждом представившемся случае. Проснувшись и засыпая в постели. Стоя в общественном транспорте (все равно нечем заняться, не книжкой же зрение портить). Ну, в общем, везде. Категорически нельзя его делать сидя, т.к. необходимые для его выполнения мышцы попросту зажаты. Это упражнение делается без голоса, поэтому не нанесет никакого вреда вашим голосовым связкам. Делать его нужно на протяжении всех двух лет, в течение которых я обещал Вам становление Вашего голоса. Не рекомендую Вам переходить ко второму упражнению, пока Вы не почувствуете, что у Вас легко (и, конечно, без помощи рук) получается первое. Обычно (при интенсивных занятиях) это получается через 1,5 – 3 месяца. Если Вы занимаетесь от случая к случаю, то это означает, что Вы явно не подходите для серьезных занятий вокалом, и Вам следует заняться чем-нибудь менее трудоемким. Или найти себе соответствующего Вам педагога, который открыл секретный способ, как стать Шаляпиным, ничего не делая. Таких сейчас хватает. Итак, будем считать, что «парадоксальное дыхание» Вы в первом приближении уже освоили. Теперь наша задача соединить это дыхание собственно со звуком. Начнем с мычания. Мычать будем следующее упражнение: 

Упражнение для голоса №2

При этом, каждый раз, когда звук идет наверх, живот подтягивается, а когда вниз опускается.

Упражнение для вокала необходимое, но сразу оговорюсь, что для пения это не совсем правильно. Дело в том, что при пении на протяжении всего звукоизвлечения живот должен подтягиваться. Но на практике это не всегда могут сделать и «готовые» певцы. В дальнейшем мы будем заниматься упражнением, которое будет приучать нас, спускаясь сверху вниз, не снимать с дыхания, но сейчас слишком рано. Поэтому мы начнем с того, что я предложил. Тем более, что это позволяет скоординировать высоту звука с подсвязочным давлением и наглядно позволяет увидеть, что ноты можно и нужно брать не напряжением каких-либо горловых мышц, а исключительно изменением подсвязочного давления, т.е. с помощью тех самых косых мышц, которые мы с Вами так усердно тренировали. Итак, продолжаем делать второе упражнение, постепенно по полутонам поднимаясь, все выше и выше. Горло при этом должно быть абсолютно расслаблено, язык — лежать, касаясь нижних зубов, рот закрыт, но зубы не сжаты. Верхние ноты вы буквально выдуваете воздухом. Всё? Выше не можете? Значит упражнение закончено. Повторять ежедневно во время распевки один раз на всем диапазоне. 

Упражнение для голоса №3

Сейчас мы узнаем, какой стал у Вас диапазон, благодаря Вашим усердным занятиям дыхательными упражнениями.

На стаккато Вы пропеваете следующее упражнение, постепенно поднимаясь по полутонам все выше и выше. Причем чем выше вы начинаете петь упражнение, тем более легким звуком старайтесь это делать. Вообще, для начала, постарайтесь только чуть-чуть касаться звука, как бы делая упражнение одним воздухом. На этом упражнении вы должны в полной мере ощутить, что ноты Вы берете только низом живота и ничем другим. Грудная клетка буквально подпрыгивает на каждой ноте. Что такое? Вам говорили, что у Вас меццо, а Вы взяли соль третьей октавы? Не расстраивайтесь. Если у Вас действительно меццо, то при таком диапазоне Вы просто обладательница уникального голоса. Но, скорее всего, Вы — обладательница лирического или лирико-колоратурного сопрано, а меццо Вам определили только потому, что Вы не могли взять ничего выше соль второй октавы. У меня почему-то очень часто получается, что приходит ко мне певица, считающая себя драм-сопрано, но освоив дыхание и приобретя половину третьей октавы, оказывается лирическим или лирико-колоратурным сопрано. Упражнение 3 делайте столько же, сколько второе, и тоже ежедневно. Это не значит, что заниматься нужно «без выходных». Раз в неделю Вы имеете право на отдых, по-моему, это даже записано в конституции (хотя может, я и ошибаюсь), но в БИБЛИИ точно есть. Если Вы легко и вольготно чувствуете себя в третьем упражнении, то можете постоять (с полчасика) на верхней ноте, чтобы убедиться, что Вы можете брать её не только на стаккато.

Во время исполнения третьего упражнения для голоса следите за тем, чтобы у вас работал низ живота, а не отклячивалась нижняя челюсть. В идеале, если вы безукоризненно владеете дыханием, рот может быть приоткрыт совсем чуть-чуть, но Вы все равно будете брать самые верхние для Вашего типа голоса ноты. И наоборот, если у Вас на верхних нотах рот открывается так, как будто Вы хотите проглотить всех и вся, это означает, что вы не научились правильно помогать себе дыханием, и часть нагрузки ложиться на мышцы горла и корень языка. Это очень плохо, так как в принципе уводит вас от правильного вокала. Более того, если вы берете высокую  ноту за счет того, что опуская корень языка, растягиваете связки, уменьшая щель между ними – это чревато серьезными последствиями. Т. к. связки – это мышечные волокна, и если одно из них порвется – оно сворачивается в узелок, который, оказавшись между голосовыми связками, лишит вас даже разговорного голоса. И хотя можно вырезать этот узел, вероятность стать профессионально непригодным очень высока. Хотя, насколько мне известно, некоторые из наших эстрадных певцов делали эту операцию неоднократно и продолжают успешно сипеть и хрипеть со всех экранов ТВ.

Один мой ученик (тенор) с очень красивым голосом до наших занятий через раз «петушил» на си-бемоле. Он уже учился 3 года в консерватории, и неправильные навыки были в него крепко вбиты. Пришлось заставлять петь его, глядя на себя в зеркало, чтобы справиться с рефлексом «разевания рта». Когда он перестал это делать, он не смог больше себе помогать мышцами гортани и нагрузка перешла на косые мышцы. Сегодня он может практически любую ноту доступную тенорам (и до, и ре и ре диез включительно) взять, филировать и, наоборот,  перейти на форте, причем без какого-либо видимого со стороны напряжения. И вообще, чувствует себя в верхнем регистре, как рыба в воде.

На что еще хочу обратить Ваше внимание при выполнении всех трех упражнений? Живот ни в коем случае не должен быть зажат как каменный. Он должен быть мягкий и упругий, послушный Вашим командам. Та часть, которую называют «солнечное сплетение», при выдохе должна не проваливаться, а наоборот, подаваться наружу. Об этом вы, кстати, можете прочитать у Барры, который писал, что умение на верхней ноте подать подложечную часть из себя — это умение взять верхнюю ноту (не гарантирую, что высказывание дословно, но смысл такой). Об этом же пишет и Шаляпин, когда вспоминает, как Усатов больно тыкал его пальцем в солнечное сплетение, приговаривая, — «Не снимай с дыхания!» Вообще-то профессиональные певцы всех обманывают. Они набирают воздух помимо легких еще и опуская диафрагму – т.е. в низ живота. А потом, вместо того, чтобы выдыхать его из легких, они начинают подворачивать низ живота. Диафрагма поднимается и воздух (дополнительный) закачивается в легкие (грудная клетка еще расширяется – т.е. певец, выдыхая, как бы продолжает вдыхать, ведь дополнительный воздух циркулирует по легким и усваивается. Это и есть ПАРАДОКСАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ.

 

www.imbf.org