Постановка голоса и дыхания – ЗВУЧАНИЕ ВАШЕГО ГОЛОСА Постановка и совершенствование голоса для пения и публичных выступлений

Содержание

Постановка и развитие речевого дыхания — Упражнения

Постановка и развитие речевого дыхания

  Сильный, красивый голос  зависит, в первую очередь, от правильного дыхания. Вы, наверное, удивитесь, но дыхание тоже нужно ставить. Так как мы говорим на выдохе, именно его организация имеет  наибольшее значение для развития голоса. Другими словами, нам необходимо научиться правильно использовать выдыхаемый воздух.

В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о следующих типах дыхания:
 

  • Ключично–грудное. Это слабое поверхностное дыхание. При таком дыхании  поднимаются плечи, двигаются ключицы и раздвигается грудь. Активно рабо­тают только верхушки легких, а диафрагма — главная дыхательная мышца —  практически не задействуется, соответственно, у звука нет опоры.
     
  • Диафрагмальное – дыхание, при котором вдох и выдох совершается вследствие сокращения диафрагмы. Диафрагма – самая длинная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Такое дыхание является правильным, и служит хорошей основой для постановки голоса.

 

Сегодня я предлагаю Вашему вниманию упражнения на постановку правильного речевого дыхания и развитие диафрагмы
 

Главные цели данного тренинга:
а) перестроиться на диафрагмальный тип дыхания;
б) выработать умение делать короткий вдох и длинный выдох;

в) научиться распределять этот выдох на нужное количество текста.
 

Ну, что? Начнем?
Для начала проанализируйте, как дышите Вы. Что у Вас наполняется воздухом при вдохе: грудь или живот? Задействуете ли Вы диафрагму  в процессе дыхания? 

  

Как я уже отметила выше, постановка речевого дыхания сводится к тому, чтобы перестроиться на диафрагмальный тип дыхания и развить его. Для этого необходимо натренировать мышцы «речевого пояса» — диафрагму и брюшные мышцы. Это поможет регулировать процесс выдоха и создаст необходимую опору звуку. Регулировать процесс выдоха, значит уметь распределять его на равные порции. При физиологическом дыхании соотношение вдоха и выдоха составляет пропорцию 1:1, при речевом дыхании – это пропорция 1:20.
Опору дыхания обеспечивают правильная осанка, напряженные мышцы брюшного пресса и ощущение свободы в области грудной клетки (при вдохе плечи должны быть опущены, а грудь неподвижна). Не следует заниматься дыхательными упражнениями после еды, желательно выполнять их в полуголодном состоянии. 

 

Упражнение 1. Исходное положение – лежа на твердой поверхности, на спине. Положите одну руку на живот, чтобы контролировать движение диафрагмы.  Сосредоточьте свое внимание на солнечном сплетении (это и есть центр дыхания). Сделайте плавный бесшумный вдох носом, словно нюхаете воздух. Следите за тем, чтобы при вдохе не поднималась грудь, только живот. Задержите дыхание на несколько секунд, затем очень медленно выдыхайте со звуком «ССССС». Повторите 5 раз.   

Упражнение 2.  Исходное положение – стоя, спина прямая, плечи опущены.  Зажгите свечу, поместите ее на уровне рта. Сделайте глубокий вдох носом (в живот!). Затем начинайте медленно выдыхать со звуком «СССС», при этом свеча должна находиться достаточно близко от ваших губ, а пламя во время выдоха не должно колыхаться. Ваша задача – растянуть выдох на как можно большее время. Следите за тем, чтобы во время выдоха диафрагма оставалась в одном и том же положении, живот не должен втягиваться. Повторите 5 раз.  

Упражнение 3. Исходное положение – стоя, спина прямая, плечи опущены. Возьмите зажженную свечу, поместите ее на уровне рта. Сделайте активный, глубокий вдох носом. Задержите на секунду дыхание, сконцентрируйтесь, и резко выдохните на свечу со звуком «ХХАА!». Ваша задача – задуть свечу. Это сложно, но таким образом вы научитесь контролировать силу воздушной струи. Это хорошее упражнение для тренировки интенсивного сильного выдоха. 

Упражнение 4.  Исходное положение – стоя, спина прямая, плечи опущены. Рот открыт. Представьте, что у вас во рту горячая картошка. Вдыхайте и выдыхайте ртом, стараясь «охладить» картошку дыханием. Следите за тем, чтобы вдох шел в живот! 

Упражнение 5.  Исходное положение – стоя, спина прямая, плечи опущены. Вспомните, как дышит собака в жаркую погоду. Попробуйте воспроизвести это дыхание: откройте рот, вывалите язык и начинайте очень быстро вдыхать и выдыхать ртом.  

Упражнение 6. «Теплый воздух». Исходное положение – стоя, спина прямая. Представьте себе, что у вас замерзли руки. Сделайте глубокий вдох носом (плечи не двигаются, воздух идет в живот), затем «отогрейте» руки дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Можете держать одну руку на животе, чтобы контролировать движения диафрагмы. Повторите 5-7 раз.  

Упражнение 7. «Ракета». Исходное положение – стоя, спина прямая, руки опущены вдоль тела. Сделайте вдох, одновременно поднимая руки вверх, и, задержав на одну-две секунды дыхание, начинайте опускать руки через стороны на выдохе со звуком «ШШШШ». Повторите 5-7 раз.  

Упражнение 8. «Насос». Исходное положение – стоя, спина прямая. Сделайте вдох носом. Затем, наклоняясь вперед, как будто накачиваете насосом автомобильную шину, выдыхайте со звуком «СССС». Возвращаясь в исходное положение – вдох, наклон – выдох. Повторите 10 раз.  

Упражнение 9. Исходное положение – стоя, спина прямая, руки на поясе. Сделайте вдох, одновременно поворачивая корпус вправо, на выдохе вернитесь в исходное положение. Затем то же самое влево. Повторите по 8 раз в каждую сторону.  

Упражнение 10. Каждую строфу приведенного ниже стихотворения “Дом, который построил Джек” в переводе С.Я.Маршака произнесите на одном выдохе, не добирая воздух.

Вот дом, который построил Джек.  

А это пшеница, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

  

А это веселая птица синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.  

Вот кот, который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.  

Вот пес без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.  

А это корова безрогая, Боднувшая старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

  

А это старушка седая и строгая, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.  

А это ленивый и толстый пастух, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

 

Получилось? Вы молодцы! Продолжайте в том же духе!
Если не получилось с первого раза, не отчаивайтесь. Выполняйте данные упражнения снова и снова. Самое главное — это регулярность. Тренируясь всего лишь 5-7 минут в день, Вы увидите, насколько это окажется полезным для Вашего голоса и здоровья в целом. 

Если же что-то осталось для Вас непонятным или очень сложным, я приглашаю Вас в группу.
Занимайтесь вместе с нами!

 

www.alexandrakazakevich.com

Постановка дыхания — как правильно дышать при пении?

Профессиональный преподаватель сразу отличит новичка от опытного вокалиста по постановке его дыхания. Главными признаками не поставленного дыхания является:

  1. Невозможность протянуть длинную ноту. Новичку просто не хватит воздуха, чтобы ее удержать, поэтому у него начинает дрожать голос на длинных нотах, появляться фальшь, тембр становиться тусклым или звук пропадает совсем.
  2. Невозможность спеть фразу на одном дыхании. Часто такое певец начинает брать дыхание в середине слов, что искажает передачу смысла песни и ее настроения. Особенно ярко это проявляется в медленных или, напротив, очень быстрых композициях.
  3. Голос звучит тускло, не в полную силу. В нем не полностью раскрывается его тембр, характерная интонация, даже в некоторых случаях трудно понять, кто поет, сопрано или меццо, тенор или баритон. Без правильного дыхания хороший вокал невозможен.
  4. Дыхание короткое, непродолжительное, при вдохе поднимаются плечи. Это происходит потому, что у непрофессионала дышат только верхушки легких, поэтому ему не хватает дыхания, чтобы удержать всю фразу до конца.
  5. Наличие различных зажимов в голосе, боли в горле во время исполнения песни, быстрая усталость, осиплость. Чтобы дотянуть фразу до конца, вокалисты начинают удерживать ее горлом, прикладывая значительные усилия. Это очень вредно для здоровья, поэтому у вокалистов с не поставленным дыханием часто развиваются ангины, воспалительные заболевания, а также ларингиты и осиплость. Правильная постановка дыхания снимает все эти проблемы и голос начинает звучать плавно, богато и красиво.
  6. Невозможность спеть мягко, филировать звуки на длинных нотах. Без правильного дыхания голос становится резким, пронзительным и неприятным. У него может появляться характерный визгливый звук, при этом, когда нужно спеть тихо, голос пропадает. В результате вокалист не может управлять своим голосам, делать его тише и громче, сочнее и насыщеннее, и тихие ноты у него не звучат. Правильная постановка дыхания позволит вам менять громкость вашего голоса, при этом его будет слышно даже на самых тихих нотах.

Постановка дыхания не потребует от вас значительного времени и усилий, но зато вы сможете петь красиво и свободно длительное время, без признаков усталости и боли в горле после занятий вокалом. Большинство вокалистов осваивают ее за несколько недель, а некоторые и с первого раза. Правда, постановка дыхания для хорового и сольного пения немного отличается.

Если вокалист, который поет сольно, не может взять дыхание на длинной ноте, то многие хоровые произведения построены так, что протянуть одну ноту на дыхании невозможно. Поэтому, когда один из исполнителей берет дыхание, остальные держат ноту, в то время как дирижер управляет звучанием, делая его то громче, то тише. То же самое происходит и в ансамбле, только пением там управляют сами исполнители.

Как научиться дышать при пении – упражнения

На самом деле, ничего тут сложного нет. Главный секрет, как правильно дышать при пении, заключается в глубоком и равномерном дыхании. Его нужно брать не плечами, а низом живота. При этом плечи не поднимаются, они свободны и расслаблены. Это нужно проконтролировать перед зеркалом. Положите руки на живот и сделайте глубокий вдох. Если вы все делаете правильно, то рука на животе будет подниматься, а плечи останутся расслабленными и неподвижными. Затем попробуйте сделать глубокий вдох и спеть какую-то фразу или просто потянуть длинный звук. Протяните его, сколько сможете. Вот с таким ощущением нужно и нужно петь. Ежедневная тренировка дыхания поможет вам привыкнуть к этому ощущению.

Как правильно дышать при пении романса или песни? Вам нужно взять нотный текст и посмотреть, где стоят запятые. Ими обозначается дыхание между фразами или в определенных местах для создания особого эффекта. Преподаватели советуют брать дыхание перед началом следующей фразы в тексте. Конец фразы стоит немного продлить и сделать тише, чтобы не создалось ощущение, что вам не хватает воздуха.

Много ли времени занимает тренировка дыхания? Если речь идет об отдельных упражнениях, то не больше 20 минут в день, ну а в целом сам процесс пения является самым лучшим тренажером для дыхания при условии, что вы поете правильно. Вот несколько простых упражнений:

  1. Медленный выдох на звуке «ш». Вам нужно взять часы с секундной стрелкой, сделать максимально глубокий вдох и выдыхать на звуке «ш» очень медленно. Норма – 45 или 50 секунд для взрослого человека.
  2. Медленный выдох на звуке. Попробуйте спеть медленную фразу на экономном выдохе на одном звуке или вокальное упражнение. Чем длиннее фраза, тем быстрее вы научитесь петь на дыхании длинные ноты и фразы.
  3. Теперь попробуйте петь фразу с длительным произношением слов. Это труднее, чем предыдущие упражнения, но результат того стоит. Успехов вам и хороших результатов!

music-education.ru

дыхательные упражнения для здоровья и творчества

Постановка дыхания важна не только для будущих певцов. Это прекрасный способ развивать речь у детей, а также полезная гимнастика для здоровья как детей, так и взрослых.

В преддверии творческих мастер-классов, которые Я – Родитель организует совместно со Школой Искусств МакSим 22 ноября, педагоги школы по вокалу Лия Матиссэн, Дмитрий Попов и Дмитрий Нестеров подготовили несколько дыхательных упражнений и рекомендаций для юных певцов, а также и всех тех, кто интересуется правильной постановкой голоса.

Почему важно следить за дыханием?

В мире существует множество разных школ постановки голоса, но все они базируются на классической итальянской школе, которая обрастает новыми формами и приемами.

Дыхание любого человека происходит рефлекторно: оно устанавливается с первым криком маленького человека, когда тот появляется на свет. Но с течением времени у ребенка могут появиться те или иные зажимы разных групп мышц, в том числе и тех, которые отвечают за дыхание.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время множество людей дышат поверхностно, иногда шумно, сопят, даже задыхаются. От неправильной работы дыхательного аппарата появляется предрасположенность к различным заболеваниям. Поэтому занятия пением или просто дыхательные упражнения очень полезны: они помогают убрать зажимы, освободить выдох, усилить силу звука, сделать голос более объемным, спокойным, грудным и приятным на слух.

Гимнастика Стрельниковой

Педагог Школы Искусств МакSим по вокалу Лия Матиссэн рассказала Я – Родителю, что дыхательные упражнения, которые используются в пении, чаще всего основываются на практиках из йоги. Самая распространенная гимнастика носит имя Александры Стрельниковой. Она была разработана ею для певцов, потерявших голос. Это лечебная гимнастика, которая тренирует и массирует мышцы, отвечающие за звукообразование, в том числе и связки, расправляет легкие и увеличивает их объем. Главное внимание уделяется вдоху. Он тренируется – короткий, глубокий, легкий.

Упражнения гимнастики Стрельниковой

Для начинающих есть три простых упражнения. Лучше всего выполнять их вместе с малышом. Так он научится правильно его выполнять. Кроме этого, вместе со взрослым ему будет намного веселее упражняться.

1. «Ладошки»

Попросите ребенка встать прямо и показать вам ладошки. Локти должны быть опущены. Затем скажите ребенку сделать короткий и шумный вдох и одновременно сжать кулаки. Следите за тем, чтобы ребенок сжимал все пальцы одновременно и очень активно.

После вдоха нужно разжать кулачки и сделать свободный выдох через нос или рот. Повторите так несколько раз.

После четырех шумных вдохов остановите ребенка, пусть он отдохнет в течение трех-пяти секунд. Для наилучшего эффекта необходимо дышать таким образом 24 цикла по четыре вдоха-выдоха.

На что обратить внимание:

  • не стоит растопыривать пальцы при выдохе. Кисти рук после сжатия необходимо расслабить;
  • не нужно контролировать выдох. Активным должен быть только вдох;
  • не нужно делать задержек на вдохе или выдохе;
  • если ребенок почувствовал головокружение при выполнении задания, остановите его. Упражнение можно продолжить сидя.

2. «Погончики»

Попросите ребенка встать прямо и сжать руки в кулачки, а потом поставить их на талию. Пусть ребенок сделает такой же короткий и шумный вдох носом, как в предыдущем упражнении, одновременно вытягивая и толкая кулаки в сторону пола. Это движение похоже на отжимание. И вместе с этим движением нужно разжать кулаки.

Необходимо сделать подряд восемь вдохов с движениями, не останавливаясь. Затем отдохнуть в течение трех-пяти секунд и повторить восемь вдохов.

На что обратить внимание:

  • после разжимания кулаков попросите ребенка растопыривать пальцы рук;
  • на вдохе напрягаются плечи, а руки тянутся к полу;
  • вдох происходит легко и пассивно, руки возвращаются на место и сжимаются в кулаки;
  • не стоит широко открывать рот при выдохе;
  • не концентрируйтесь на выдохе;
  • данное упражнение можно делать сидя или лежа.

3. «Насос»

Попросите ребенка встать «по стойке смирно». Пусть он наклонится вниз, но не сильно. Спину необходимо слегка скруглить, а голову опустить. Затем попросите его сделать короткий шумный вдох.

Теперь пусть он приподнимется, но не выпрямляется полностью, и выдыхает свободно.

Необходимо сделать так восемь поклонов-вдохов, после взять паузу на три-пять секунд и повторить еще раз по восемь.

Дыхательное упражнение от Дмитрия Попова

Дмитрий Попов – певец, музыкант и преподаватель по вокалу Школы Искусств МакSим – рекомендует самое простое, но эффективное упражнение на постановку дыхания – вдыхание через нос и выдыхание ртом.

Таким образом человек учится распределять дыхание равными дозами. Это нужно, чтобы в процессе пения юным исполнителям удавалось держать длинные ноты. Можно сделать два равномерных вдоха и два равномерных выдоха, потом четыре или восемь.

3 рекомендации Дмитрия Нестерова для детей, занимающихся вокалом

Дмитрий Нестеров придерживается мнения, что пение – это совокупность дисциплин, включающая в себя слух, артикуляцию, сценическую речь, понимание тональностей и многое другое. Ниже Дмитрий дает рекомендации родителям детей, которые уже посещают занятия вокала.

  1. Запишите на диктофон гаммы и интервалы

    Рекомендуется петь гаммы.

    Можно тренироваться петь интервалы: до-ре, до-ми, до-соль. Попросите преподавателя сыграть эти интервалы и запишите его игру на диктофон. А дома уже занимайтесь с ребенком. В идеале сделать так, чтобы ребенок самостоятельно пел под диктофон: ведь наедине с собой нет зажимов и стеснения, и ребенку проще тренировать мелодический слух и ритм.

  2. Попросите ребенка «позевать» перед занятием

    Это нужно для того, чтобы будущий певец правильно интонировал. Здесь очень помогает позиция «зевок». Перед вокалом лучше всего позевать, это настраивает тональность. Если не хочется, можно толкнуть кончиком языка в небо, опуская основание языка.

  3. Устраивайте домашние концерты

    Начинающим певцам необходимо как можно чаще давать домашние концерты, выступать перед друзьями, родственниками, чтобы научиться не бояться сцены. Как только человек научится петь, он перестанет бояться многих вещей, и перед ним откроются новые возможности, о которых он не подозревал. Главное – не бояться.

Я – Родитель и Школа Искусств «МакSим» приглашают юных москвичей от семи лет на мастер-классы по вокалу и сценической речи, которые состоятся 22 ноября. Вход свободный, необходима регистрация. Торопитесь! Количество мест ограничено.

Елена Баталина

www.ya-roditel.ru

Дыхание и постановка голоса

Поиск Лекций

Развитие дыхательных навыков является подготовительным этапом работы над постановкой голоса.

Как правило, в учебных пособиях материал расположен в сле­дующей последовательности: дыхание, затем постановка голоса. На практике же, после освоения начальных упражнений по дыха­нию, можно постепенно начинать работу над постановкой голоса,

Стр. 49

а далее чередовать различные упражнения или же заниматься ими параллельно. Начать лучше всего с упражнений на расслабление мышц. Снятие мышечных зажимов в дальнейшем поможет и ос­вобождению голоса.

Следующим этапом работы является проверка осанки, умение держать её, соединение упражнений на свободу мышц с выстраи­ванием позвоночника.

Когда студенты научатся контролировать свободу мышц, снимать зажимы и ощущать комфортность свободного тела, мож­но приступать к упражнениям по дыханию.

Основная, типичная ошибка учащегося заключается в том, что вдох производится ртом и воздух распределяется в верхней части корпуса (плечи, грудная клетка).

Мы же, напротив, должны вырабатывать глубокое носовое дыхание, при котором воздух распределяется в нижней части кор­пуса (диафрагма, лёгочные пазухи). Важно следить, чтобы при вдохе сокращалась диафрагма, расширялась грудная клетка и под­тягивались косые мышцы живота. Выдох должен быть равномер­ным и плавным.

Начинать работу целесообразно с тренировки дыхательных мышц, которые используются при вдохе и выдохе. На групповых занятиях преподаватель объясняет и показывает, где находятся мышцы дыхательно-голосовой опоры, и как они работают, инди­видуально проверяет работу необходимых мышц, а также обра­щает внимание на координацию движений, свободу шейно-плечевого отдела и правильную осанку.

Если упражнение будет несколько раз сделано правильно при вас, можно надеяться, что студент и дома выполнит его правиль­но. Дыхательные упражнения рекомендуется начинать с выдоха, так как отсутствие опыта может повлечь за собой «перебор» ды­хания, и как следствие — мышечный зажим.

Стр. 59

Ниже даны основные темы раздела:

Нахождение и разработка основных «опорных» мышц

«Мышцы брюшного пресса сосредоточены под диафрагмой и

связывают верхнюю и нижнюю части тела. Они давят на диа­фрагму, которая в свою очередь растягивается и раздвигает меж­рёберные мышцы. Она автоматически связана с гладкой мускула­турой трахеи, бронхов и гортанью. Существует зависимость, чем больше тонус диафрагмы, тем свободнее проявляют себя осталь­ные мышцы голосоречевого аппарата.

При выдохе мышцы живота подтягиваются, фиксируем это положение, а затем, расслабляем мышцы живота при сомкнутых губах и расслабленной челюсти, происходит самопроизвольный вдох носом. При активно расслабленных мышцах живота (вдох) диафрагма находится в тонусе — и это является достаточным усло­вием для всех прочих расслаблений: губ, челюсти, языка». (Брус-сер А.М., Оссовская М.П. Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. М.: ИПЦ МАСКА, 2007).

Развитие носового дыхания

Вдох — добор

Важно понимать отличие этих двух процессов.

Разберём два варианта:

Первый: ВЫДОХ — ВДОХ — ВЫДОХ — ВДОХ;

Второй: ВЫДОХ — ДОБОР — ВЫДОХ — ДОБОР.

В первом варианте мы выдыхаем (или проговариваем) весь запас воздуха, «сбрасываем» мышцы опоры и через паузу делаем глубокий, полноценный вдох. Во втором варианте мы не делаем полного выдоха, а оставляем часть воздуха, к которому «добира­ем» нужный нам объём. Мышцы опоры не расслабляются. Умение правильно добирать воздух необходимо артисту на сцене и в жиз­ни. Использование второй схемы является основой для дикцион-ных, голосовых, логических упражнений.

Стр. 51

4. Умение дышать «спиной». Длинный выдох

Для того, чтобы правильно распределить выдох и добиться ровного, плавного дыхания, а в дальнейшем и звучания речи, надо следить за тем, чтобы расширенные при вдохе лёгочные пазухи сокращались постепенно, без рывков. Удлинение выдоха непо­средственно связано с умением удерживать, а затем постепенно «сбрасывать» мышцы спины. Таким образом, расход воздуха про­изводится сначала из легочных пазух, и только после этого акти­визируется основная рыдыхательная мышца — брюшной пресс.

5. Дыхание в движении

Научившись основам дыхания в статичном состоянии, можно переходить к дыханию в движении. Такого рода упражнения при­годятся на старших курсах, в дипломных спектаклях, а позже — в театральных работах. На этом этапе ртуденты могут использовать навыки, полученные на уроках сценического движения, танца,

ритмики.

Педагогу надо быть особенно внимательным и следить, чтобы движение было целесообразным и не мешало правильному дыха­нию.

6. Дыхание в речи

Дыхание в упражнениях отличается от дыхания в речи. На за­нятиях по художественному чтению и мастерству актёра у сту­дентов уже не будет времени делать привычные паузы, поэтому, подходя к этому этапу, необходимо контролировать все дыха­тельные навыки учащихся. Для достижения непрерывности речи носовой вдох производится с открытым ртом и воздух беспрепят­ственно и одновременно входит и в нос и в рот.

Студенты должны в первую очередь заботиться о том, как максимально точно донести мысль, заложенную автором, а техни­ческие навыки (чёткая дикция, соблюдение норм орфоэпии, опора дыхания и голоса) должны быть отработаны и выявлять творче­скую индивидуальность студента.

Стр. 52

Пробный текст(материал второго семестра)


poisk-ru.ru

Постановка голоса. Школа вокала Живая Гармония. Уроки вокала и постановка дыхания

Постановка голоса

Постановка дыхания

Постановка дыхания – это необходимый первый этап обучения пению и постановки голоса. Без поставленного певческого дыхания все усилия по освоению песенного материала или сценической речи приведут в лучшем случае к нулевому результату, а в худшем случае – к полной или частичной потере голоса. Ведь обычно человек для извлечения звука использует только связки путем давления на них, чтобы усилить звучание. Однако, таким образом, мы сильно травмируем их и совершенно не используем всех возможностей нашего тела, данных нам природой.

Правильная постановка дыхания – это, прежде всего, использование полного объема легких, использование мышц брюшного пресса и диафрагмы во время дыхания, и использование естественных резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание нашего голоса. В этом случае у вас никогда не устанет и не заболит горло от длительного пения, крика или разговора.

уроке вокала с помощью преподавателя пения вы легко освоите технику певческого дыхания. Также у нас вы можете заниматься вокалом дешевле!

Постановка голоса Конечно, постановка голоса невозможна без правильной постановки дыхания. Поэтому первый этап постановки голоса – это дыхательные упражнения, которые помогают почувствовать, как должен работать дыхательный аппарат во время пения. См. Постановка дыхания. На основе правильного певческого дыхания мы ставим голос. Постановка голоса включает в себя упражнения на расширение диапазона, развитие силы голоса, его красочности, упражнения на освоение различных вокальных техник пения, работу над дикцией и произношением во время разговорной речи и во время пения.

В процессе обучения пению упражнения на укрепление дыхательного и голосового аппаратов, на свободное и правильное владение ими, неразрывно связаны друг с другом. Обязательным этапом постановки голоса является изучение и исполнение различного песенного материала, наработка репертуара.

www.vivaharmony.ru

ЗВУЧАНИЕ ВАШЕГО ГОЛОСА Постановка и совершенствование голоса для пения и публичных выступлений

5. Дыхание


Дыхание лежит в основе жизни. Еще в древности понятия «дыхание», «дух», «духовный», «вдохновение» были тесно взаимосвязаны. Дыханию приписывали роль посредника между «душевным» (соответственно «духовным») и телесным.

Всем известна библейская легенда о сотворении человека. На шестой день творения «создал господь бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».

Фундаментом, основой голосообразования является дыхание. Считается, что хорошее пение — это «мастерство выдоха», но чтобы «мастерски выдыхать», надо научиться «вдыхать».

Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, который проходя постепенно, струей через связки — горло, как смычок по струнам, заставит наш «голосовой инструмент» звучать. Конечно, это очень упрощенная схема, но главная идея здесь — показать важность дыхания в процессе звукообразования.

Виды  дыхания1. Грудное дыхание. При нем наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки. Диафрагма малоподвижна. Живот при вдохе втянут.

Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), или верхне-грудное дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Это дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограничены движения гортани и  потому затруднено голосообразование.

2. Смешанное, грудобрюшное (косто-абдоминальное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

3. Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности видимые нами мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки. Существует некоторое различие в дыхании у мужчин и женщин. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко», и их дыхание ближе к грудному типу.

Дыхание в пении должно быть активное, целенаправленное, собранное в упругий «пучок» — «смычок».

Представьте, что перед вами зажженная свеча, которую вы должны погасить, задуть. Что вы сделаете? Никто даже задумываться не будет над этой «проблемой», а спокойно наберет воздух и дунет на пламя. Правильно. Теперь повторите это еще раз и проследите за своими действиями. Воздух наполняет грудь (легкие), а потом направленным потоком посылается наружу. Подобный процесс происходит, должен происходить, когда вы говорите или поете, то есть в каждой новой фразе. Сначала вдох — потом направленный выдох.

Дыхательные упражнения для развития и укрепления дыхательного аппарата.


1. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали ребра.

2. Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4…), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха и там звучит наше слово, причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое небо очень «высокое», куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.

Великий педагог М. Гарсиа говорил, что грудь не имеет другого назначения, как питать голос воздухом, а не толкать и не выпихивать его. Все дыхательные упражнения этого раздела достаточно простые. Вспомните, как робко маленькие дети делают первые в жизни шаги, отрываясь от пола, по которому они так ловко ползали. И сколько надо терпения и времени, чтобы научить их ходить. Сейчас происходит нечто подобное. Вы много говорили и пели, не задумываясь над механизмом происходящего. Пришло время разрабатывать, тренировать определенные мышцы для постановки профессионального дыхания, голоса. Та группа мышц, которая раздвигает ребра, когда воздух входит при вдохе в легкие, совсем не тренированна, и мы «совершаем первые шаги». Очень часто бывает, что человек не находит никаких новых ощущений в этих упражнениях. Это говорит о том, что его природа уже скоординирована и эти мышцы наработаны. Можно идти дальше, не задерживаясь на этом этапе. Иногда природа дает людям и поставленное дыхание, и поставленный голос, хотя такие случаи бывают крайне редко. Если ощущения во время упражнений новые, то не пренебрегайте их простотой, они заложат фундамент Вашего «строящегося здания»: певческого дыхания.

3. Очень глубоко резко и быстро возьмите дыхание через нос (в нижние ребра). Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохните через рот. Чем замечательно это упражнение? Оно сильно активизирует дыхательный аппарат. Вы дышите очень активно, сознательно контролируемо. Упражнение рекомендуется для установления правильного состояния гортани и языка. Это хороший массаж связок активной воздушной струей.

Когда Вы готовитесь к выступлению, сделайте это упражнение несколько раз, тогда Вы войдете в состояние «боевой готовности», так как это упражнение не только активизирует аппарат, но и собирает внимание ко всей системе голосообразования.

4. Активно (через рот) берете дыхание, а на выдохе говорите слог да-да-да… Говорите, «ощущая» корни передних зубов, «щелочку» между двумя передними зубами, через которую «идет ниточка звука». Язык дробно ударяет по твердому небу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но «не падает». Подключите воображение: ваше твердое небо, по которому ударяет язык, очень высокое, как купол храма, поэтому звук «А» (в слоге «да») получается объемный, красивый, как голос человека, говорящего в храме. Следите, чтобы дыхание было плавное, без толчков.

5. Удобно лечь на спину, положить одну руку на ребра, другую на живот. Взять глубокое дыхание. Руки ощутят, как раздвинутся ребра (наполнились воздухом легкие), выпятился живот (легкие толкнули диафрагму, а она надавила на живот). На выдохе считать: 1, 2, 3, 4… Счет свободный, неторопливый, гласные протяжные. «Выжимать» воздух до конца не надо. Считать плавно, ритмично. Звук круглый, красивый. Главное в этом упражнении — дыхание: полный вдох и плавный длительный выдох. Ощущение звуков, как описано в упражнении 4.

6. Немного усложняем упражнение. Все так же, как в упражнении №5. Лежачее положение, контроль вдоха и выдоха, круглый, протяжный звук счета. Счет вести двузначными цифрами: 21, 22, 23… Главное не продолжительность счета, а качество вдоха и плавность выдоха.

7. Взять ртом глубокое дыхание, а выдох — через нос очень активно и со стоном, чтобы резко и быстро «опал» объем воздуха в груди. Этот «стон» при выдохе можно сравнить по звуку с вздохом крупного животного в хлеву (корова, лошадь). Не мычание, а «вздох-стон». Или представьте себе, что грудь — это бочка, в которой резонирует ваш стон. Звук «стона» упирайте в верхние зубы, при этом на губах должно появиться ощущение щекотания (вибрация), а глотка большая, свободная. Почему такое странное сравнение с коровой? Потому что у нее большие бока, мощный вздох. У природы, у животных мы должны учиться свободе и естественности, которую человек почти утратил. В этом упражнении тесситура вашего стона-голоса должна быть удобной для вас, где-то на нижнем регистре.

8. Вдох глубокий ртом. На выдохе, на удобной тесситуре протянуть, промычать звук «М». Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, «заполнить вас» своим объемом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем замените звук «М» на «Н», «В», «З». Требования и условия такие же, как на звуке «М».

9. Все как в упражнении № 8, только к согласной присоединить гласную: «МАА…», «ВАА…». Проследить, чтобы форма звука не менялась, чтобы дыхание не рвалось.

10. Усложняем упражнение № 9. Произносим два слога, на втором делаем ударение, гласную второго слога потянуть, послушать: «МА-МА». Все время проверять правильность ощущений, контролировать дыхание. Слушайте свое объемное звучание, которое «наполняет» пространство вашего тела от твердого неба (головы), до нижних ребер, проходя через широкое, раскрытое горло. (Как через горло кувшина льется вода). Тесситура удобная. Слога произносить не торопясь. Между слогами пауз не делать. Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следите, чтобы смена слога, смена гласной не меняла краски звука, его объема и силы.

    МА-МА    НА-НА    ВА-ВА    ЗА-ЗА
    МА-МО    НА-НО    ВА-ВО    ЗА-ЗО
    МА-МИ    НА-НУ    ВА-ВУ    ЗА-ЗУ
    МА-МУ    НА-НИ    ВА-ВИ    ЗА-ЗИ
    МА-МЭ    НА-НЭ    ВА-ВЭ    ЗА-ЗЭ
   
Это упражнение развивает продолжительность дыхания, оно дает «услышать то усилие», которое необходимо сделать, чтобы различные гласные звучали в одной форме, ровно. Упражнение помогает ощутить верхний и нижний упор звука, его потолок, купол — голову, его фундамент — грудь, диафрагму.

11. Надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте «дуть на свечу». Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках.

Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь, внимательно, не зажимаясь. Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих ощущений.

Еще один важный момент. Когда вы начинаете «дуть на свечу», то обратите внимание на то, что между вдохом и моментом выдоха (самого дутья) происходит секундная задержка — перестройка с вдоха на выдох. Задержка, но не остановка и не зажатие! Эта крошечная пауза очень важна. Главное, чтобы эта пауза оставалась такой же мгновенной и естественной, так же четко переключала ваш вдох на выдох и в пении.

А теперь обратите внимание на ваши губы. Посмотрите в зеркало. Вы дуете на свечу, Ваши губы активизировались ровно на столько, чтобы пропустить и направить поток воздуха (особенно верхняя губа) и совершить действие: задуть свечу. Лицо при этом усилии не уродуется гримасами, не теряет естественности, губы активные, но не зажаты. Главное — естественность и гармоничность, никаких лишних усилий, зажатий. Зеркало в этом большой помощник. Как важно сохранить в пении эту природную координацию стольких мелких процессов, не потерять ничего, но вынести это на уровень сознания, сознательного и контролируемого действия.

Чтобы достигнуть совершенства и свободы в дыхании, почаще возвращайтесь к этому простому упражнению. Говорят, что «искусство пения — это искусство выдоха», Вы должны постепенно им овладевать.

Все эти простые упражнения развивают грудное (реберное) дыхание, дают первые представления о певческой позиции, резонаторах. Навыки, полученные в этих упражнениях, закрепляются простыми вокальными упражнениями, вернее переносятся в вокальные упражнения. Когда Вы добьетесь стабильности в ощущениях реберного дыхания, тогда только можно будет говорить о диафрагмальном дыхании и его практике. Торопиться здесь не стоит, так как преждевременное смещение внимания на диафрагму приведет только к зажатиям, заставит начинающего «дергать» мышцами живота, «тужиться», что не ускорит процесс обучения, да и от новых зажатий потом нелегко избавиться.

Диафрагма — это самая большая мышца в организме, и нельзя переоценить ее значение в работе нашей сложной «машины-организма»! Например, медики часто называют диафрагму венозным сердцем, так много она значит для кровообращения, она разделяет грудную и брюшную полости, охраняя сердце и легкие от случайных повреждений, например, если человек встанет на голову.

Когда в легкие поступает воздух, грудная клетка раздвигается в стороны за счет ребер, а снизу за счет диафрагмы. Купол диафрагмы сокращается и опускается под давлением увеличившихся легких. В свою очередь, сократившаяся диафрагма давит сверху на содержание брюшной полости и поэтому живот выпячивается вперед — следствие вдоха! Вот и получается при вдохе: ребра в стороны, а живот вперед.

Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса: прямая спина и хорошо прогнутый поясничный отдел позвоночника, так как диафрагма своими веерообразно идущими мышечными пучками прикрепляется к верхним поясничным позвонкам. Поясничный отдел является как бы опорой для диафрагмы при ее сокращении. Поэтому важно, чтобы поясничные позвонки были хорошо фиксированы.

Самая сложная задача певческого дыхания — это контролируемый и регулируемый выдох, что и обеспечивается владением диафрагмальным дыханием, диафрагмой, так как именно она помогает регулировать и распределять выдыхаемый воздушный поток, сохранять певческий объем грудной клетки. Пение — это мастерство выдоха, но далеко не все профессионалы овладевают этим мастерством.

Для начала неплохо было бы научиться не сбрасывать сразу все дыхание на первых звуках фразы, а распределить его до конца, постепенно подавая ровным потоком, что обеспечивает и ровный звук. Давайте еще раз вернемся к упражнению «со свечой», но на этот раз будем руками контролировать дыхание.

Положите одну руку на ребра, а другую на живот, наберите в легкие воздух, «подуйте на свечу» и «посмотрите» руками, как действует диафрагма. Вы должны почувствовать, что она, как поршень в цилиндре, удерживает воздух, не давая ему сразу «выплеснуться» на первых моментах выдоха. Попробуйте помочь животом ускорить, активизировать выдувание воздуха (толкают мышцы низа живота). Обратите внимание, что живот поднимается постепенно, а грудная клетка не опадает, она остается развернутой, как при вдохе. Диафрагма, выпрямившаяся при вдохе, при выдохе резко не меняет своей формы, а очень, очень постепенно возвращается к своему первоначальному, куполообразному состоянию. Именно этот процесс помогает осуществлять певческий выдох.

При пении не должен резко опадать объем грудной клетки (грудного резонатора), именно в этом и заключается парадоксальность певческого выдоха: дыхание расходуется, воздух выходит, а объем грудной клетки не опадает.

А теперь ощущения, полученные при «задувании свечи» повторите со звуком, то есть спойте на выдохе любой удобный звук, потяните его, а руками в это время «следите» за «механизмом» выдоха. Проследите, чтобы при пении живот не зажимался, не дергался, чтобы он не выпячивался, не «делался арбузом».

Мышцы живота и диафрагма помогают регулировать певческий выдох, а грудной резонатор (грудная клетка), не меняя своей формы при звучании голоса, делает его объемным, мощным. Именно это и называется в вокале опорой на диафрагму и использованием грудного резонатора, груди. При хорошем внимании в работе, довольно быстро Вам станет понятен механизм диафрагмального дыхания. Вокальные задачи (упражнения, произведения) на этом этапе обучения должны быть простыми. Овладение техникой диафрагмального дыхания поможет в пении выдыхать спокойной, плавной, собранной струей, плотной и непрерывной, с хорошим напором, отчего и звук будет ровным и звучным. Постепенная подача воздуха обеспечит максимальное превращение его в звуковые волны. Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим выдохом. Необученные певцы, набирая обычно большое количество воздуха при вдохе, расходуют его уже на первых звуках музыкальной фразы, «вываливая» его широким, рыхлым потоком.

По свидетельству Фучито, аккомпаниатора Карузо, великий певец систематически тренировал дыхание на специальных упражнениях, доводя до высшего совершенства контроль за расходом воздуха. Ламперти для тренировки дыхания и контроля плавности и экономичности фонационного выдоха рекомендовал певцу «поставить перед ртом зажженную свечу. Если пламя во время издавания звука останется неподвижным, значит, дыхание используется совершенно правильно». Аналогичный прием использовал известный русский тенор Д. Смирнов. Вместо свечи он брал страусовое перо, которое держал во время пения на расстоянии 20 см. ото рта.

Дыхание поддерживает звук, оно не совершенствуется на звуке и в этом нет противоречия, так как это взаимосовершенствующиеся процессы. Без звука развить певческое дыхание невозможно, и — наоборот. Упражнения, которые Вы делали в начале этой главы, — подготовительные упражнения. Они укрепляют, развивают мышцы, дают представление о механизме профессионального дыхания. Педагог Тессейр процесс певческого выдоха сравнивала со струей фонтана, которая благодаря своему постоянному напору, может удерживать легкий мячик. Мячик не падает, все время поддерживаемый струей воды. Так и звук никогда не должен «падать», его беспрерывно поддерживает струя дыхания. Если фраза большая, то вы поджимаете живот снизу, этим усилием подается остаток дыхания, и вы можете спокойно довести фразу до конца. А вот что пишет педагог Е.Ф. Петренко: «Гораздо легче показать начинающему вдох при пении, нежели объяснить опору и подачу дыхания. Некоторые певцы до конца своих дней так и не могут понять, что же такое «петь на дыхании». Начинающие не умеют держать до конца фразы дыхание, не пропевают все звуки на опоре». Вокальные упражнения для совершенствования выдоха должны быть очень простыми, в спокойном темпе. Петь их надо ровным по силе звуком. В этой работе очень важен самоконтроль слуховой и мышечный. Помогайте себе руками контролировать правильность процессов. Чередуйте Ваши простые дыхательные упражнения с вокальными, чтобы не утратить четкость и свежесть ощущений. Запомните: «Оканчивая звук, ученик не должен выпускать остаток воздуха быстрым опусканием груди или допускать расслабление в области «подложечки» (диафрагмы), то есть сохранить «вокальную форму» своего инструмента — тела. Добиться этого вначале нелегко, но зато в этом единственно верный путь выработки красивого пения». (М. Гарсия).

Такой контроль над сохранением «вокальной формы» и наработанная техника пополнения израсходованного дыхания в паузах или между фразами — гарантия ровного, профессионального звука.

Поскольку сохранение вокальной формы в процессе пения — это очень важный момент, можно процитировать еще одного педагога — Менабени: «Нужно следить за тем, чтобы после окончания музыкальной фразы, после снятия звука сохранялось в некоторой степени вдыхательное положение грудной клетки, как говорят вокалисты «оставался резерв дыхания». При таком явлении каждый новый вдох как бы наслаивается на предыдущий, певческая установка перед новым вдохом полностью не утрачивается. Это позволяет быстро организовать новый вдох».

Дыхание у начинающих бывает вялое или форсированное. Вялое дыхание — это неразвитые мышцы, недостаточный вдох, вялый выдох, поэтому и в звуке нет опоры. Форсированное дыхание связано с чрезмерной активизацией дыхательных мышц, вдох шумный, с перебором дыхания, выдох с излишним напором. Несколько слов о шумном вдохе. Шум этот возникает от трения проходящего воздуха о недостаточно раздвинутые складки (связки) и от плохого раскрытия (расширения) русла трахеи и бронхов. Шум и некрасив, и вреден для голосовых складок, и вызывает сухость. Для устранения этого недостатка необходимо постоянно фиксировать внимание поющего на шуме, сопровождающем вдох. Добиться бесшумного вдоха помогает хороший зевок и глубокое, спокойное дыхание.

Развитие дыхания с помощью системы йога


Дыхательные упражнения йогов совершенствуют систему дыхания, улучшают работу желудочно–кишечного тракта, оздоравливают нервную и энергетическую системы человека. Большое значение в дыхательных упражнениях имеет дыхание с задержкой (контроль над дыханием).

При задержке дыхания человек: 
а) Гармонизирует энергии, создавая душевное и физическое равновесие;
б) Очищает все легочные пузырьки, это стимулирует их к повышению активности;
в) Выводит продукты распада из крови.

Энергетическая система человеческого тела является субстанцией тонких вибраций (полей), находящихся в постоянном движении. Энергетическое поле пронизывает собой физическое тело и выходит за его пределы (аура). Внутри энергетического поля находятся чакры, которые представляют собой центры концентрации энергии.

Жизненная энергия, необходимая организму, пополняемая с помощью дыхания, должна поступать в максимальных количествах. Энергия, поступающая  в организм и аккумулирующаяся в чакрах, распределяется и расходуется в соответствии с потребностями отдельных клеток, тканей, органов.

Упражнение 1 — Нижнее дыханиеИспользуется для подготовки к полному йоговскому дыханию. В упражнении диафрагма осуществляет массаж внутренних органов.

Исходное положение:
1) Поза Ваджрасана – алмаза (встать на колени, затем сесть на пятки, так чтобы ноги от кончиков пальцев до колен касались коврика и на них приходилась вся тяжесть тела. Колени держать вместе, голова, шея, туловище образуют прямую линию. Ладони положить на колени, находиться в позе одну минуту).

2) Делаем вдох, втягивая при этом живот, небольшая пауза на выдохе (1 – 2 сек.).

3) Вдох, при этом живот идет вперед.

Упражнение  2 — для укрепления мышц живота1 вариант —  в позе Тадасана (встать прямо, носки и пятки вместе).

Выпрямить грудь, подтянуть живот, руки свободно опустить вдоль тела, смотреть прямо перед собой. Находиться в позе 2 –3 минуты.

2 вариант – встать в позу Тадасана.

1) Выдох – втянуть насколько возможно живот внутрь.

2) Вдох – выдвинуть живот максимально вперед.

Сначала выполнять медленно, следя за синхронностью дыхания и движений, постепенно увеличивая скорость, выполнять до 25 раз.

3 вариант – выполнить предыдущее упражнение, наклонив верхнюю часть туловища под углом на 45 градусов, положив руки на поясницу.

4 вариант – поставить ноги на ширину плеч, наклонить верхнюю часть туловища вперед, слегка согнув ноги и упереться вытянутыми руками в колени, выполняя  2 – ой вариант.

5  вариант – выполнять на задержанном после выдоха дыхании, выполняя 2 — ой вариант.

Упражнение  3 —  Джала НетиСредство для очищения лобных пазух и носовых проходов.

Налить в чайник (заварочный) около 500 мл теплой воды, добавить  1 ч. ложку соли.

На носик чайника одеть соску – рожок с диаметром отверстия 0,5 см.

1) Наклоняясь, вставить соску в ноздрю и проливать воду. Рот открыт.

2) Поменять ноздрю.

Лучше промывать на ночь, либо за два часа до выхода на улицу. После процедуры необходимо наклониться головой вниз, чтобы вылить воду из носа.

Упражнение 4  — Джаландхара Бандха.


Тонизирует гортань, голосовые связки, щитовидную железу.

1) Исходное положение – поза Ваджрасана (см. упр.1).

2) Сделать глубокий вдох, наклонить голову и упереться подбородком в грудь, при этом задняя часть языка продвигается к глотке и твердому нёбу. Находиться в позе столько сколько сможете.

Упражнение 5 —  Полное дыхание йогов.Оно приводит в действие всю дыхательную систему, каждую клеточку. Упражнение начинать осторожно, избегать перенапряжения.

1) Исходное положение Ваджрасана (см. упр.1).

2) Сделать энергичный выдох.

3) Начать вдох, который состоит из трех фаз:

а) движение диафрагмы, живот медленно выпячивается вперед: движение живота (расширение живота) является причиной того, что воздух проникает в нижнюю часть легких, ладони на животе;

б) расширяем ребра и среднюю часть грудной клетки, так что воздух устремляется в середину легких;

в) грудь расширяется до отказа. Этим движением вбираем в себя столько воздуха, сколько могут вместить наши расширенные легкие.

Выдох через нос в той же последовательности что и вдох:

а) втягивается передняя стенка живота;

б) сжимаются нижние ребра;

в) опускается грудь, ключицы и плечи;

г) сжимаем брюшные и межреберные мышцы так, чтобы внутри осталось как можно меньше воздуха.

Все это делать без лишней резкости.

Упражнение 6 — Каналабхати. Очищение черепа.


Исходное положение поза Тадасана или поза алмаза (см. упр. 1 и 2).

1) Выдох на быстром сокращении брюшных мышц – воздух вырывается из ноздрей с громким звуком. Без пауз – тут же расслабляются брюшные мышцы, что способствует медленному наполнению нижних и средних частей  легких.

2) Вдох медленно.

Продолжительность выдоха равна 0,2 сек, а вдоха – до 0,8 сек. Сознание направлено на внутренность носа. Ритм строится на выдохе. Проделать три серии по 10 выдохов.

Упражнение 7 —  Вариант исполнения через одну ноздрю.


1) Вдох через обе ноздри.

2) Указательный палец правой руки поднести к центру лба и, зажав ноздрю средним пальцем, выдыхать воздух через правую ноздрю.

3) Вдох через обе ноздри.

4) Зажав ноздрю большим пальцем выдыхаем воздух через левую и т.д.

Терапевтический эффект: очищение носа, лобных пазух, укрепление слюнной железы, возрастает способность к сосредоточению.

Упражнение 8 — Бхастрика – кузнечный мех.Исходное положение – поза алмаза (см. упр.1).

1) В быстром темпе делаем 10 сильных вдохов – выдохов.

2) Глубокий вдох.

3) Задержка от 7 до 14 сек.

4) Медленный выдох.

Повторить 3 раза.
Концентрация внимания на область носоглотки.
Терапевтический эффект: лечение простудных заболеваний, очищение носоглотки.

Упражнение 9  — Сукх Пурвак.


Исходное положение – поза алмаза (см. упр.1).

Указательный палец приставить к центру лба между бровей.

1) После энергичного выдоха зажимаем правую ноздрю большим пальцем и делаем вдох через левую ноздрю на 4.

2) Задержка дыхания на 16.

3) Освобождаем правую ноздрю, зажимаем левую средним пальцем, выдох через правую ноздрю на 8.

4) Положение пальцев сохраняется:
вдох – правая ноздря
задержка дыхания
выдох – левая ноздря и т.д.
(Можно 8 на 8).

Терапевтический эффект: активизирует работу мозга, укрепляет дыхательную систему.

Упражнение 10 — Угасана  — поза вытянутых рук.Исходное положение – поза Падмасана (кладем правую ступню на левое бедро и левую ступню поверх правой на правое бедро. Чем ближе к животу кладем ступни, тем легче это выполнять. Руки к коленям ладонями вперед.) Это одна из лучших поз для всех дыхательных упражнений.

Поднять руки над головой, соединив ладони вместе. Находиться в позе 1 минуту. Концентрация внимания на солнечном сплетении.

Терапевтический эффект: хорошо растягивает мышцы живота, а также межреберные  и грудные мышцы.
 

Упражнение 11 — Карна Шактивардхак. Для улучшения слуха.


Исходное положение — стоя.

1) Заткнуть уши большими пальцами рук, а указательные пальцы поместить на веки закрытых глаз, безымянные пальцы и оба мизинца окружают рот, губы выдвинуть вперед наподобие клюва, а средние пальцы прижаты к ноздрям с обеих сторон.

2) Вдох через рот, надуть щеки и наклонить голову так, чтобы подбородок надавливал на яремную ямку в положении Джаландхара Бандха (см. упр. 4).

3) Задержать дыхание – щеки надутые.

4) Медленно поднять голову, открыть глаза и сделать выдох через нос.

Упражнение 12 — Гигиена глаз.


Периодически промывание холодной водой (опускать лицо в воду и промывать водой из крана. Полезны для глаз солнечные ванны, их принимают на восходе солнца – смотрят на восходящее солнце     20 – 30 сек.).

Улучшает зрение, направление взгляда на луну.

Для профилактики зрения применяется упражнение называемое Тратака – фиксация взгляда (на нарисованной точке, кончике носа, межбровном промежутке).

Принять удобную позу и сохранить ее около получаса не меняя положение тела. Во время концентрация внимания на точке полностью расслабиться. Если почувствовали усталость, нужно дать отдых глазам, направив взгляд к линии горизонта, или какой – либо отдаленный предмет.

Упражнение 13 — Дыхательное упражнение при ходьбе.


Идти следует ровным шагом с поднятой головой, со слегка поднятым подбородком, отведенными назад плечами и расправленной грудью.

В одном цикле дыхания вдох – пауза – выдох – пауза.

Вдох и выдох делаются на восемь шагов, а задержка дыхания на четыре шага.

Упражнение 14 — Возбуждение кровообращения.


Исходное положение: ноги на ширине плеч, стопы параллельны.

Полный вдох.

Задержка – быстро наклониться вперед: представить, что вы берете штангу, сжимаете кулаки, начинаете с усилием поднимать штангу; поднимаем тело выше, грудь расправляется, голова поднимается.

После секундной паузы выдох через рот «ХА».

Концентрация внимания – на два круга кровообращения.

Упражнение 15 — Карна Шактивардхака – улучшение силы слуха.


Исходное положение: сесть в удобную позу.

1) Большими пальцами заткнуть уши, указательные положить на глаза, средние – на крылья носа, безымянные смыкаются над верхней губой, мизинцы – на уголках губ.

Губы вытянуть в форме клюва ворона.

2) Вдох – засасываем воздух через рот, надуть щеки и сделать Джаландхара Бандху (опустить подбородок в яремную ямку).

Задержка после вдоха как только возможно, при этом щеки держатся полностью надутыми.
Выдох – поднимаем голову, открываем глаза и несколько раз выдуваем воздух через рот.

Упражнение 16 — Дыхание йогов для развития голоса.


У йогов выработана форма дыхания специально для развития голоса. Они вообще известны своими удивительными голосами, которые всегда сильны, чисты и звучны, и обладают замечательной способностью, быть слышными на огромных расстояниях. Йоги практикуют особую форму дыхательных упражнений, в результате которых их голоса делаются мягкими, глубокими и получают удивительную способность достигать гораздо дальше голоса обыкновенного человека, не делаясь в то же время грубыми и жесткими.

1) Вдохнуть полное дыхание очень медленно, но сильно, через ноздри, стараясь вдыхать как можно дольше.

2) Задержать дыхание на несколько секунд.

3) Выдохнуть воздух очень сильно одним дыханием через широко открытый рот.

4) Успокоить легкие очистительным дыханием.

Упражнение 17 — Очистительное дыхание.


Очистительное дыхание проветривает и очищает легкие, возбуждает все их клеточки и повышает общее здоровье всего организма, освежая всю систему. Ораторы, певцы, учителя, актеры и люди других профессий, которым приходится сильно напрягать легкие, найдут это упражнение необыкновенно успокаивающим и поднимающим силы усталых дыхательных органов. Это упражнение будет действовать необыкновенно освежающим образом на всякого усталого, утомленного человека.

1) Вдохнуть полное дыхание.

2) Удержать дыхание на несколько секунд.

3) Сжать губы, как бы для свистка, не раздувая щек, затем со значительной силой выдохнуть немного воздуха. Затем на секунду остановиться, удерживая выдыхаемый воздух, и затем выдохнуть с силой еще немного и т.д., пока воздух не будет весь выдохнут. Заметьте, что очень важно, чтобы воздух выдыхался с силой.

Вы можете ознакомиться подробнее с Наукой о дыхании индийских Йогов. Использование методов дыхания Йогов — гармоничное средство физического, умственного и духовного развития.

Дыхание во время выступления. Требования и необходимые навыки.


1. Стойте во время пения удобно на двух ногах. Обязательно держите корпус прямо, а плечи развернутыми, голова должна быть в нормальном, свободном состоянии. Эти условия необходимы для того, чтобы на все мышцы и мускулы тела поющего была равномерная нагрузка, что достигается естественностью и активной свободой тела.

2. Никогда не пойте на полный желудок, так как он лишает диафрагму свободы и подвижности, «подпирает» ее снизу. Надо, чтобы между плотной едой и занятиями пением была пауза не меньше часа.

3. Дыхание должно быть бесшумным, призвуки при взятии дыхания недопустимы.

4. Для начинающих дыхание лучше брать одновременно носом и ртом или через нос с открытым ртом, это дает лучшее раскрытие гортани, такой тип вдоха способствует расширению трахеи и крупных бронхов. К тому же, этот вид дыхания менее шумный. В паузах, по возможности, дышать носом, чтобы дать слизистым, которые сохнут при дыхании ртом, увлажниться.

5. Брать полный объем воздуха (нижние ребра, диафрагма), но не перебирать, так как перебор дыхания может дать зажатие. Все должно быть естественно, без чрезмерностей.

6. Не вдыхайте до конца весь воздух, так как это тоже нарушает свободу и естественность. От умения расходовать дыхание зависит красота звука, полноценность художественного воплощения, долговечность голоса. Следует с самого начала обучения усвоить два правила: не перебирать при вдохе, не «выжимать» при выдохе.

7. Оканчивая звук, Вы не должны выпускать остаток воздуха быстрым опусканием груди или расслаблять диафрагму, то есть должны сохранять «вокальную форму» тела в паузах между выдохом и новым вдохом, что гарантирует ровность и опорность звука.

8. Следите, чтобы пауза между вдохом и началом звука (выдохом) была мгновенной, но помните, что это мгновенная «задержка» дыхания чрезвычайно важна:

а) она организует выдох;

б) способствует тому, чтобы не было придыхания, которое сушит горло и мешает точному интонированию и точной атаке звука;

в) препятствует тому, чтобы не вырывался воздух с призвуком «Х»;

г) устраняет потерю дыхания в начале фразы;

д) мгновенная задержка перед выдохом — это момент готовности, скоординированности всех органов, объемов звукообразования.

9. Никогда не тренируйте певческий выдох без начала звука, хотя бы скажите слово, спойте один звук.

10. Вдох производить не в последний момент, а чуть-чуть раньше.

11. Вдыхать по возможности незаметно для глаза и слуха слушателей.

12. Стараться выработать длительное дыхание (певческий выдох), чтобы сделать фразировку красивой, а не разрывать ее частыми дыханиями. Частое возобновление дыхания приводит к потере кантилены, разбивает целостность.

13. Дыхание берется в паузах или в тех местах, где оно не противоречит музыкальному или речевому тексту.

14. Не надо забывать, что дыхание — это еще и средство выразительности:

а) веселая музыка — легкое, быстрое дыхание;

б) драматическая музыка — тяжелое, медленное дыхание;

в) страстная музыка, передающая страдания — дыхание прерывистое, шумное.

Но в любом случае исполнитель не должен забывать, что дыхание — это фундамент пения и не надо увлекаться сценической изобразительностью во вред певческому дыханию, его объему, его рабочей активности.

15. Запрещается утомление при дыхательных упражнениях, так как утомленное дыхание вызывает дрожание звука (барашек в голосе).

16. Уметь пользоваться любой паузой, чтобы передохнуть, снять утомление, возобновить активное полноценное дыхание.

www.global-svet.ru

Позвоночное дыхание — пранаяма и постановка голоса — кавер группа Helen KISS band

Однажды я купила книгу по йоговскому дыханию

«Пранаяма — позвоночное дыхание. Путешествие во внутреннее пространство»

В этой книге была описана древняя восточная практика под названием «Позвоночное дыхание».

  • Там подробно рассматривалась техника дыхания йогов
  • Все этапы Пранаямы
  • И новые возможности тела и духа, которые открывает позвоночное дыхание, и которые применяют йоги в своей повседневной практике.

Оказывается, Пранаяма дыхание не просто глубокое, но еще и осмысленное. Техника проработки такого дыхания основывается, как и в классической йоге, на основах физиологии человека, а значит на нашем позвоночнике.

Обучение такому виду дыхательной практики сводится к тому, что во время вдоха нужно мысленно соединять низ живота с точкой третьего глаза, как бы рисуя невидимую линию.

Такая практика называется техникой позвоночного дыхания.

Нам вокалистам понятно, как это сделать, ведь мы знаем, что вокальный аппарат вертикальный, и расположен в виде трубы в центре нашего тела.

Но раньше я не пробовала включать воображение, рисуя длинную линию вдоль линии позвоночника. Эта техника оказалась настолько действенной, что её можно смело назвать вокальным волшебством и возвращением к своей природе.

Обучение вокалу

Дело в том, что обучение вокалу в первые годы сводится к постановке голоса. То есть обретению певческой опоры.

Постановка голоса для многих вокалистов период продолжительный, и занимает от 6 месяцев до нескольких лет.

На этом этапе уровень владения вокальным аппаратом достаточно невысок. Неверные цели (например, петь сразу сложные в техническом плане композиции) часто делают обучение на этом этапе неэффективным, т.к. здесь намного важнее

  • научиться чувствовать свой вокальный аппарат,
  • настраивать его как музыкальный инструмент,
  • научиться не травмировать его и не форсировать события (петь громко, петь очень эмоционально и т.д.).

Мы все хотим все и сразу!

Многим не хватает упорства в обучении, чтобы добиться поставленного звука и перейти на новый уровень владения своим вокальным аппаратом.

Они теряют интерес к занятиям и перестают идти к своей мечте.

Вернемся к открытию, которое мне подарила Пранаяма

Если применить воображение и при каждой распевке соединять низ живота с областью третьего глаза, сразу же на первом же занятии голос ученика становится на опору.

Постановка голоса в этом случае сводится к обретению чувствительности к новым ощущениям в теле, которые нам дарит Пранаяма и позвоночное дыхание.

Эти практики могут ускорить постановку голоса на несколько лет.

  • Это не магия
  • Не волшебство
  • И не вымысел

А всего лишь правильная техника дыхания, которым нас одарила природа, и которому может обучиться каждый вокалист.

На этом основана природная постановка голоса, которая встречается довольно часто.

О природной постановке голоса я расскажу подробнее в одной из следующих статей. А пока что вернемся к поставленному голосу.

Это невероятные ощущения, когда ты первый раз становишься у руля и начинаешь, словно заправский певец, чувствовать силу и мощь того инструмента, которым тебя одарила природа.

Вокальный аппарат в такие моменты работает слаженно с дыханием, распределяя воздух в резонаторах так, что форсирование звука не происходит и голос льется свободно, как воздух.

От такого пения у меня всегда появляются мурашки.

Это самый лучший способ проверки — зажат вокальный аппарат у певца или нет. Если при прослушивании у вас появляются мурашки, значит голос артиста расслаблен и вы слышите природный тембр, без призвуков, которые дают зажимы в теле.

  • Такой тембр трогает изнутри.
  • На такой голос нельзя не откликнуться.
  • Вспомните певцов, чьи голоса вызывают у вас мурашки.
  • Как они поют, поставленными голосами, с опорой или без?
  • Чувствуете ли вы какие-то зажимы в их теле, или же наоборот кажется, что эти артисты естественны и расслаблены?

Техника позвоночного дыхания

1. Постепенно замедляем дыхание

  • Очень важно сделать дыхание плавным без напряжения.
  • Вдохи и выдохи станут глубже.
  • Выбираем удобный для себя медленный ритм дыхания.

2. Включаем воображение, визуализацию

Очень важно научиться работать со своим воображением, т.к. именно визуализация помогает нам пробудить и активизировать наши нервные окончания.

3. Находим спинальный канал

Представляем себе тонкий канал, который похож на нить, соединяющую промежность (её ещё называют корнем) с областью межбровья (её ещё называют точкой третьего глаза).
Спинальный канал проходит по нашему позвоночнику.

Во время глубокого дыхания — Пранаямы нужно постоянно отслеживать спинальный канал

  • при вдохе медленно поднимаясь снизу вверх
  • выдыхая — плавно опускаясь

Вскоре вы не просто будете представлять нить, проходящую сквозь ваш позвоночник, но в буквальном смысле начнете ощущать энергию, проходящую сквозь ваше тело.

Это удивительные ощущения!

4. Сила жестикуляции

Я советую своим ученикам подключать еще жестикуляцию.Т.к. руки очень сильно помогают почувствовать тело.
Во время вдоха попробуйте не просто представить нить, связывающую низ живота с межбровьем. По аналогии с тем, как верующие люди, осеняя себя крестом, складывают три пальца (большой, указательный и средний), при помощи руки соедините корень с третьим глазом. Воображая, натяните рукой невидимую нить, не просто визуализируя её. Почувствуйте, где она находится в вашем теле?

Если вертикаль появилась и вы ощущаете внутри себя энергию, постарайтесь как можно дольше побыть в этом состоянии.

  • Для того, чтобы удержать эти ощущения, нужна концентрация и погружение в себя.
  • Рассматривайте эту незримую нить, последите за телом, за своими мыслями.
  • Обычно в эти моменты приходят очень светлые идеи, потому что вы наполняетесь энергией своего истинного я , пребываете в гармонии.
  • Это очень заряжает, после выхода из состояния концентрации у меня всегда происходит прилив энергии, поднимается настроение, приходит благостное ощущение наполнения и расслабления.

Моё открытие спинального канала было случайным и неожиданным

Я неосознанно почувствовала эту энергию во время проработки упражнений для постановки голоса с одним из моих учеников-вокалистов.

Ощущения в теле были и остаются невероятными.

Бонусом приходят очень важные озарения, привычные события и знания раскрываются с новой стороны.

Хочется, чтобы каждый хотя бы однажды почувствовал это на себе.

Пожалуй, статье о том, как у меня открылось видение спинального канала, быть.

Так что продолжение следует.


Читать также:

helenkiss.ru