Осознавание или осознание – путь к осознанию. Сила осознавания. Статья раздела “Самопознание. Путь к себе”. Эзотерика и духовное развитие.

Содержание

Осознанность и осознавание Вопрос о осознанности итересующий…: dmitriysh

В статье Старостина Олега Альбертовича “Методы холистической психотерапии как модели современной целостной психокоррекции и терапии” говорится о том, что термины “осознание” и “осознавание” часто используются в психотерапии, но понимаются они по-разному. И далее: “Например, фраза “я осознаю свою проблему, но ничего не меняется с ней” говорит о том, что осознавание может истолковываться как некая “информированность”, “осведомлённость”, что говорит о непонимании сущности процесса Осознавания. Вероятно, целесообразно в психологическом языке отличать термины “Осознавание” и “осознание”. Если “осознание” — это синоним понимания и знания о предмете, в том числе и открытое в ходе психотерапии, инсайта, например, то “Осознавание” — это целостный процесс, который включает, кроме инсайта, также эмоциональные, катарсические переживания, позитивную динамику образов и телесную релаксацию. Осознавание означает прямое и непосредственное восприятие окружающей внешней и внутренней действительности, в котором присутствуют ясность, доброжелательная заинтересованность и открытость новому опыту. Осознавание действует прямо на субъективном уровне и достаточно быстро меняет внутреннее состояние клиента. Во внешнем мире приобретаемая в результате Осознавания ясность позволяет осознанно менять своё поведение и принимать необходимые решения. Осознавание от нашего обычного сознания отличают большая глубина, широта, свобода и непредвзятость… Опорой для Осознавания мы избираем наше собственное тело в его уникальной роли субъекта и объекта Осознавания одновременно, что делает его мостом между внешним и внутренним миром, сознательным и “бессознательным”.

И ещё несколько взглядов на осознанность и процесс осознавания.

Из книги М.Уильямса и Д.Пенман “Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире”: “Осознанность… помогает избавиться от моделей мышления и поведения, которые мы не осознаём, но которые препятствуют полноценной жизни. Многие оценочные суждения и самокритика возникают из привычных мыслей и действий. Избавившись от этих привычек, вы постепенно сможете нейтрализовать негативные мыслительные процессы и действовать более осознанно и чутко. Вы удивитесь, насколько счастливее вас сделают такие незначительные изменения”.

“Осознанность — понимание причинно-следственных связей, что из чего-то всплывает и что в результате получается. Если не хватает осознанности, то работает мысль — “всё что происходит — во благо. Из всех возможных вариантов выбирается лучший относительно нашего внутреннего состояния”. Изменяя внутреннее состояние — меняем события в жизни, где внутреннее состояние — это то, что я думаю и чувствую, оно основано на законах, через которые я воспринимаю мир. Это то, что создаёт события и ситуации. Осознанность делает минимальными затраты энергии на преодоление сопротивления в процессе реализации. Всё осознать невозможно, важнее понимание основных принципов. Главный из них — всё, что вокруг нас происходит, было сформировано нами: нашими чувствами, нашими мыслями, нашими убеждениями, нашим Состоянием!” — Александр Палиенко.

Из книги Тит Нат Хана “Древний Путь. Белые облака”: “Тот, кто живёт осознанно, знает, что он думает, говорит и делает. Такой человек избегает мыслей, слов и действий, которые могут причинить страдания ему и другим… жить осознанно означает жить в настоящем моменте. Такой человек отдаёт себе отчёт в том, что происходит в нём самом и вокруг него. Он находится в прямом контакте с жизнью. Если он продолжает так жить, он может глубоко понять свою сущность и своё окружение. А понимание ведёт к терпению и любви. Когда все существа поймут друг друга, они примут и полюбят друг друга. И тогда в мире не будет столько страданий…”

Из книги Джанетт Рейнуотер ” Это в ваших силах”: “Тот, кто хочет добиться положительных внутренних изменений, должен научиться задавать себе два простых вопроса. Ответив на них, вам легче будет разобраться в себе:

  • Первый магический вопрос: что происходит со мной в данный момент? А именно: “Что я сейчас делаю? Что чувствую? О чем я думаю? Как я дышу?”
  • Второй магический вопрос: чего бы мне хотелось в следующий момент? То есть хочу ли я продолжать делать, думать, чувствовать и дышать так же? Или же хочу что-то изменить?

Многие важные изменения вы можете ощутить в результате одного лишь осознания того, что происходит, без всяких специальных усилий с вашей стороны. Например, вопрос: “Осознаёте ли вы, как вы дышите?” — сразу же вызывает определённые изменения в процессе дыхания. Человек начинает ощущать, что он на некоторое время как бы задерживает дыхание, и лишь потом “позволяет” себе с облегчением сделать сначала глубокий вдох, а затем выдох (кстати, что происходит с вашим дыханием сейчас, когда вы прочли этот абзац?).

Один из важнейших психотерапевтических принципов гласит: внутренние изменения происходят с человеком тогда, когда он становится самим собой, а не тогда, когда старается быть, как другие. Ни от решения “быть лучше”, ни от “старания” измениться, ни от требований начальства, ни от просьб и уговоров Значимых Других никаких изменений не произойдёт. Как это ни парадоксально, но внутренние изменения происходят лишь тогда, когда человек отказывается от погони за тем, чтобы стать таким, каким он хочет (или должен) стать, а просто понимает — и полностью осознаёт — себя таким, каков он есть на самом деле.

Осознание того, что с вами происходит, и того, к чему вы стремитесь, поможет вам ощутить, насколько всё в ваших силах, и понять, что в любой ситуации, любом решении, любом выборе — слово за вами”.

В самом первом рассуждении о осознавании я написала, что оно является одним из наиболее интересных (я исходила из своего собственного интереса) и наименее разработанных вопросов современной психологии. Первое не только не потеряло актуальности на данный момент времени, но и напротив: этот интерес подталкивает меня на новые поиски. Именно это “подталкивание” привело меня к изучению одной из древнейших религий мира — буддизма. В ходе знакомства с буддизмом я выделила из его многочисленных направлений дзен, который, по моему мнению, оказался ближе всего к интересующей меня теме осознанности… А вот во втором, отнеся вопрос осознавания к наименее разработанных вопросов современной психологии, я заблуждалась… Я знала, что в психологии есть много разделов, в том числе и когнитивный раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики.

dmitriysh.livejournal.com

осознавание – это… Что такое осознавание?

  • актуальное осознавание — см. актуальное познавание …   Толковый переводоведческий словарь

  • Гендерная идентичность — осознавание собственной половой принадлежности. Может быть нарушена в связи с патологией самовосприятия …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Гештальттерапия — Гештальт терапия (от нем. Gestalt  фигура, образ, целостность, личность)  направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Фредерик Перлз, Лаура Перлз и Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории… …   Википедия

  • Фельденкрайз, Моше — Моше Пинхас Фельденкрайз Дата рождения: 6 мая 1904(1904 05 06) Место рождения: Славута, Российская империя Дата смерти: 1 июля 1984(1984 07 01) …   Википедия

  • Нозогнозия — понимание болезненности своего состояния. * * * (греч. nosos – болезнь, gnosis – знание, познание) – осознавание пациентом факта своего заболевания. Для соматических пациентов, не страдающих одновременно и психическим расстройством, такой… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ — процедура феноменологической философии Гуссерля, напоминающая ‘радикальное сомнение’ Декарта. Декарт кладет в основу своей философии принцип ego cogito, ergo sum. Это возвращение к ego cogito означает, по мнению Гуссерля, переворот во всей… …   История Философии: Энциклопедия

  • ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ —         Неоднозначно понимаемое направление психотерапии, целью которого является изменение психического функционирования человека с помощью ориентированных на тело методических приемов.         Отсутствие стройной теории, четкого понимания… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Метод Фельденкрайза — Метод Фельденкрайза  двигательная практика, разработанная Моше Фельденкрайзом и ставящая целью развитие человека через осознавание себя в процессе работы над движением собственного тела. Метод Фельденкрайза называют также методом… …   Википедия

  • ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ — процедура феноменологической философии Гуссерля, напоминающая радикальное сомнение Декарта. Декарт кладет в основу своей философии принцип ego cogito, ergo sum. Это возвращение к ego cogito означает, по мнению Гуссерля, переворот во всей… …   История Философии: Энциклопедия

  • ПАТРИСТИКА — (лат. patres отцы) направление философско теологической мысли 2 8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов Отцов Церкви. Семантико аксиологические источники оформления П. античная философия (общерациональный метод и конкретное… …   История Философии: Энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Сознавание и осознание | andrey-eltsov.ru

    Очень похожие слова, можно сказать, однокоренные. Word вообще подчёркивает красной линией как неграмотное слово «сознавание», нет у него в стандартном наборе такого слова. Да и поиск в яндексе предлагает заменить это слово словом «сознание».

    Осознание же принимается как совершенно «правильное».

    Это всё можно отнести к проблемам перевода. Со словом «гештальт» ещё хуже, оно вообще не имеет аналогов в русском языке. Слово «сознавание» более благозвучно.

    Очень часто слова «сознавание» и «осознание» употребляются как синонимы, что в корне неверно.

    Разграничим эти два понятия.

     

    Михаил Папуш. Постановка психотерапевтической проблемы

     

    » Термином «сознавание» я перевожу английское awareness со всем спектром его значений: актуальное сознавание, осведомленность обо всем, что имеет отношение к данной ситуации, замечание этого всего в реальном процессе жизнедеятельности индивида, и т.п. «Осознание», в отличие от сознавания, — это когнитивное, «познавательное» представление о том, что имеет место быть, которое, как всякое когнитивное представление, выполнено в каких-то моделирующих (языковых и/или образных) средствах и в меру относительного несовершенства этих средств в той или иной степени неконгруентно сознаванию.

     

    В осознании обязательно что-то упрощается, огрубляется, рационализируется, что-то притягивается за уши, а что-то обрастает лапшой на ушах. Осознание — это всегда «версия», и, как правило, у человека по каждому данному поводу имеется более чем одна версия, более чем одно осознание. Чаще всего клиент имеет версию для себя, версию для терапевта, версию для жены, для начальника и т.д. (версия всегда кому-то адресована). Терапевту необходимо составлять свои «версии», по возможности проходя сквозь неконгруентности в версиях клиента. Нужно иметь в виду, что часто в возникновении проблемы участвуют также и версии других людей, так или иначе связанных с клиентом».

     

    Итак, Осознание – это скорее результат, а сознавание процесс. Осознание – когнитивный, логический процесс, чаще всего выражающийся в словах, вербально. Сознавание кроме понимания и логики, включает в себя весь спектр ощущений, эмоций чувств в их процессе и зачастую вербально не выражается.

     

    Дж. Энрайт. ГЕШТАЛЬТ, ВЕДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕHИЮ

     

     

     

    «Сознавание не находится ни в каком содержании или действии. Его суть – связанность любого содержания с любым другим из актуальной ситуации, в которой это происходит.

     

    Сознавание как одновременное делание и знание

     

    Пациент или друг может рассказывать вам, со значительным жаром о недавнем событии, когда шеф что-то ему сделал. Он увлечен историей, в ней есть энергия. Вдруг он каким-то образом замечает свой пыл, с которым он пытается доказать вам, что он прав в этой ситуации. Мгновенно происходит расслабление – высвобождение его напряжения. Он может слегка улыбнуться, возникает момент смягчения, в этот момент он действительно разговаривает с вами. До этого, только что, он больше говорил вам, чем разговаривал с вами, слова не формировались прямо здесь, а были как бы заранее заготовлены и воспроизводились, как из радиоприемника.

     

    Сознавание – это не содержание того, что он в этот момент понял, – это сам момент понимания, живой акт переживания «что – он – делает – когда – он – это – делает». Произошло мгновенное расширение поля его сознания, это не еще один факт в истории, который он рассказывает, а факт контекстуального отношения истории к данной актуальной ситуации. Само содержание как таковое скоро потеряет свое особое качество сознавания и останется просто фактом, процесс сознавания может продолжаться, а может и нет.

    Если этот особый процесс сознавания продолжается, он войдет более глубоко в настоящее время этой ситуации. История может быть оставлена, и приятель может сказать что-то вроде: «Знаешь, твое мнение действительно для меня важно» – и это может быть следующим шагом в сознавании, если для него в этом есть свойство живости и свежести, и новизны. Это может быть также и знакомым, заранее предположенным, утверждением ради манипуляции вами, и в этом случае его сознавание, если оно есть, направлено куда-то еще, может, в оценивание того, насколько успешна его манипуляция.

     

    Итак, что же такое сознавание? Это мгновенное расширение, раздвигание границ того, что видится как соединенное и соотнесенное. Расширение перспективы – слова, близко передающие, на что похоже сознавание, за исключением того момента, что перспектива обычно предполагает дистанцию, а сознавание никогда не отдалено, оно всегда в соприкосновении с тем, что в него входит.

     

    Оно состоит в том, что больше элементов видится одновременно, причем видятся они как связанные, интегрирование. Всегда что-то из того, что видится как соединенное и связанное, присутствует здесь и сейчас, как часть текущей ситуации. Поэтому в сознавании всегда есть элемент новизны. Если человек говорит, что он сознает то же, что и раньше, вы можете быть уверены, что он говорит о чем-то другом. Содержание сознаваемого момента может продолжаться, это может быть формулировка, сознаваемая в настоящий момент, но продолжение сознавания не связано с этой формой. Если сознавание продолжается, оно должно перетечь в какую-то другую форму.

     

    Оно распознается по своему качеству, а не по содержанию. Содержание для сознавания – как раковина для моллюска, который выращивает ее как свой дом. Раковина может просуществовать столетия, и другие подобные моллюски будут роиться вокруг нее прямо сейчас, живые и благополучные. Но тот моллюск, который создал раковину, мертв. Вы можете многое узнать о нем, может быть, даже что-то важное, изучая оставленную им раковину, но вы никогда не узнаете его. Целые мешки инсайтов, которые люди таскают с собой, могут быть так же полезны, как раковины; мой опыт говорит мне, что они являются скорее препятствиями, чем путями к новому, свежему сознаванию. Вчерашний инсайт – сегодня прошлое, а завтра – сопротивление.»

    Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии.,Опыты психологии самопознания

     

    «К психологическому росту ведет сознавание настоящего без убегания в прошлое или будущее. Переживание настоящего в любой данный момент есть единственно возможный реальный опыт, условие удовлетворенности и полноты жизни, и состоит в принятии с открытым сердцем этого опыта настоящего».

     

    «Если вы живете в настоящем, вы используете то, что доступно. Если вы живете в своем компьютере или думающей машине, или в устаревших реакциях, или прибегаете к своему привычному заскорузлому способу обхождения с жизнью, вы вязнете в этом».

     

    «Мы препятствуем собственному росту. Как только появляется что-то неприятное, мы пугаемся, мы убегаем, лишаем себя чувствительности. Мы пользуемся всеми возможными средствами, чтобы помешать процессу развития».

     

    «Если вы попытаетесь сознавать, что происходит, вы увидите, как быстро вы оставляете безопасную основу Настоящего и пугаетесь. Вы уходите в прошлое, или в свободные ассоциации, или вы убегаете в будущее и начинаете представлять себе все ужасные вещи, которые могут случиться, если вы останетесь с тем, что происходит, или вы делаете что-нибудь еще в этом роде. Например, вы внезапно обнаруживаете, что занимаете слишком много времени группы».

     

    Блог о жизни и человеке с точки зрения психологии и психотерапии. Статьи, размышления, ссылки, картинки, развлечения, юмор.

    Суть гештальт-терапии.

     

     

    Что такое сознавание? Сознавание – это как бы «обращение внимания» на самого себя. Почему словосочетание в кавычках? Потому что внимание предполагает напряжение, усилия воли, концентрацию. А в случае с сознаванием обращение к себе происходит без напряжения, расслабленно, естественно и спонтанно. Оно как бы аморфно.

    Гештальт-терапиию называют психотерапевтической техникой. Но скорее это не техника, а основа бытия. Такой естественный способ легко и эффективно жить. Этот способ не обрести легко. Он достигается через кропотливое изучение и постоянные эксперименты.

     

    Очень редко употребляют термин «сознавание», обычно заменяя его словом «осознание». Вот и сейчас печатая этот «опус», вижу, что Ворд мне слова «сознавание» подчеркнул как неграмотные, красной линией. Но именно этот термин употреблял Пёрлз. Осознание предполагает осмысление, понимание, абстрагирование. Совсем иное сознавание. Сознавание себя — это чудо! Такое мгновение, когда воедино сливаются мысли, чувства, физические ощущения. Происходит контакт с самим собой, а не то, что нам навязали в виде понятий и убеждений.

    Это я живу, я дышу, чувствую, ощущаю. Это не голова болит, а я ощущаю боль в голове, не меня пугают, а я позволяю запугивать себя. Не меня обидели, я сам обижаюсь. Это и есть ответственность. Ответственность за себя и свою жизнь.

    Такого рода ответственность непросто и нелегко взять на себя. Привычно обратное явление, хвататься за навязанные стереотипы, искать себе оправдания. Но если найти в себе силы и умения эту ответственность обрести, то наградой будет власть над самим собой, своей жизнью, отношениями с другими людьми. Великое приобретение!

     

    Это может Вас заинтересовать :

    andrey-eltsov.ru

    путь к осознанию. Сила осознавания. Статья раздела “Самопознание. Путь к себе”. Эзотерика и духовное развитие.

    Очень трудно объяснить, как осознавать. Еще труднее этому научить. Это все равно, что объяснять, как дышать или запускать сердцебиение. Источник – Эзотерика. Живое Знание

    До тех пор, пока образ, который кто-то пытается до тебя донести, тобой не осознан – он для тебя пустая форма без содержания или загадка. Осознавание – это наполнение образа знанием. Даже по звучанию видно, что осознавание каким-то образом связано с обретением знаний. Старики различали знания и Знание. Знания, точнее информацию, мы получаем извне. А Знание приходит изнутри через осознавание.

    Если вы отберете у кошки котенка, подержите на своих руках, а затем снова вернете матери, кошка тщательно вылижет своего детеныша, чтобы устранить ваш запах. Вылизывая, кошка делает котенка снова своим. Это очень похоже на осознавание. Осознавая, ты входишь своим сознанием в каждый уголок неведомого образа и делаешь его своим, ты подменяешь пустоту или чужое сознание на своё. Осознавание люди описывают такими эпитетами как “пропускание через себя”, “переваривание”. Осознавание – это придание образам нового качества – осознанности. Через осознавание человек осваивает настоящий мир, в том числе и самого себя.

    А еще осознавание связано с постижением сути, что равносильно постижению истинного имени вещи. Очень ярко это описала Урсула Ле Гуин в «Волшебнике земноморья»:

    «Когда ты познаешь этот острец во всех его сезонных ипостасях, станешь различать его корни, листья, цветы, запах и форму семян, тогда сможешь узнать и его настоящее имя: ведь понять сущность предмета гораздо важнее, чем выяснить, какая от него польза».

    «Тот, кому известно Подлинное Имя человека, держит в руках и всю его жизнь».

    Называние, давание имен каким-то магическим образом связано с осознаванием и обретением Знания.

    Чтобы осознать какую-то мысль, нужно проникнуть в самую суть, пропустив ее через себя. Если тебе откроется суть, вместо «просто слов», ты выстроишь в своем сознании наполненный образ. Образ, содержащий суть. Возможно, ты еще ни раз будешь углубляться и вскрывать все новые грани открывшейся тебе сути. Возможно, то, что ты осознал на сегодняшний день, еще не есть последняя доступная тебе и человечеству глубина познания. Но в любом случае, если ты что-то осознал, ты прикоснулся к чему-то настоящему. Из-за того, что в ходе осознавания тебе открывается кусочек настоящего мира, наступает расширение, восхищение и удивление, которое очень часто выливается в восклицание: «А!». Мир неосознанных чужих знаний, в который ты себя поместил как в матрицу, плоский. А настоящий мир, который тебе открывается после осознавания, безграничный. От этого и захватывает дух! Отсюда это: «А!». Откровения такого уровня всегда немножко меняют жизнь. Ты уже не можешь жить как прежде. Ты знаешь, что мир устроен по-другому. И это меняет твою собственную жизнь. Иногда просто переворачивает.

    Тот образ, который родился в твоем сознании в итоге осознавания, на 100% твой. Второго такого знания ни у кого нет. И даже если ты будешь передавать этот образ другому человеку, он осознает его по-своему. В ходе этой внутренней работы человек вырабатывает собственное знание, которым практически невозможно поделиться. До него можно только дойти…

    Осознавать можно какие-то вещи, явления, отношения, поступки, себя, в конце-концов. Если тебе удалось осознать что-то в себе, ты становишься хозяином этому проявлению себя. В этом великая сила осознавания. Если это понимать и уметь пользоваться, осознавание становится главным инструментом очищения и самопознания. Осознавание становится главным инструментом расширения своих возможностей. Все твои ограничения – определяются ограниченностью твоей способности осознавать.

    Чтобы осознать, нужно приложить определенный труд. Однако даже если приложить немалый труд, окажется, что не всякую мысль ты способен осознать на данный момент. Иногда для осознавания чего-то не хватает. А потом вдруг какой-то человек скажет что-то, казалось бы, незначительное и вся картинка сложится. И ты вдруг сможешь осознать то, к чему, возможно, шел годы.

    Рейтинг: 2.49 (Проcмотров: 5770)

    Читайте раздел Путь самопознания на портале эзотерики naturalworld.guru.

    naturalworld.guru

    это что такое? Понятие, развитие процесса осознания

    В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание – одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

    Определения

    По мнению Владимира Хорошина, осознание жизни, бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида – это осознание. Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

    По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание – это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

    Из приведенных сведений можно сказать, что осознание – это:

    • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание – это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
    • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

    Ключевой признак

    Осознание – это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

    При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности, например, то вопросы “как делать?”, “что делать?” не возникают.

    Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

    Ментальный уровень

    Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

    В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

    К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная проблема осознания. При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

    Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

    Согласованность внешних и внутренних факторов

    Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего внутреннего состояния.

    При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях – эмоциональном, физическом, ментальном – осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

    Цели осознания

    Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

    Можно говорить о том, что осознание является своего рода “поворотом внутрь себя”. Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

    Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна – научиться беспристрастно наблюдать.

    Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. – трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

    Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

    Психотерапия

    В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного “Я”, своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

    В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

    Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

    Основы психоанализа

    Вопросы осознания “своего Я” довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

    Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

    • Свободного ассоциирования.
    • Анализа снов.
    • Высокой частоты сеансов.
    • Интерпретации защит и переноса и пр.

    Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

    Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

    Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

    Когнитивная психотерапия

    Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

    Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

    Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок (“автоматических мыслей”) либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

    Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

    Особенность психотерапевтического воздействия

    Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

    При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

    Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

    Выработка тактики

    На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

    Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

    Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

    Гуманистическая психотерапия

    В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом “Я-опытом”.

    В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, “Я-опыт” постепенно трансформируется в “Я-концепцию”. У человека формируется реальное представление о себе.

    Идеальное “Я”

    Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное “Я” формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным “Я”.

    По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

    Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

    Тревожность

    Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. Степень тревожности будет зависеть от уровня угрозы для “Я-структуры”.

    Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность “Я-структуры”, в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

    Реконструктивная психотерапия

    Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

    Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

    В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

    • взаимосвязей “личность-явление-заболевание”;
    • генетического плана;
    • интерперсонального плана личности.

    Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

    В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать искренние чувства к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями. Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

    Выводы

    Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений – основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

    При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

    Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства. Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик. Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.

    fb.ru

    Осознавание. Почему так важно себя осознавать и что это значит


    Осознание самого себя имеет много разных подуровней, три из которых представляют наибольшую важность: это осознание тела, осознание чувств и осознание мыслей. Источник – Эзотерика. Живое Знание

    Осознание тела и его движений

    В сутрах Будда призывает учеников постоянно осознавать свое тело и его движения. Необходимо осознавать, когда идешь, стоишь, сидишь или лежишь.

    Необходимо осознавать положение рук и ног, как ты двигаешься, как жестикулируешь, и т. д. Согласно этому учению, обладая осознанностью, человек не может ничего делать торопливо, беспорядочно или неорганизованно.

    Прекрасный тому пример — японская чайная церемония.

    На первый взгляд, японская чайная церемония разворачивается вокруг вполне обычного действия, которое мы совершаем каждый день: приготовления и питья чая.

    Мы все проделывали это сотни и тысячи раз. Как же это делают в Японии, во время японской чайной церемонии? Там это делают совсем по-другому, потому что делают осознанно.

    Осознанно наполняют чайник водой. Осознанно ставят его на угли. Осознанно сидят и ждут, пока чайник закипит, слушая шум и бульканье воды в закипающем чайнике и глядя на мерцание пламени.

    Наконец, осознанно наливают кипяток в заварочный чайник, осознанно разливают чай, осознанно подают его и осознанно пьют, все это время храня полное молчание. Все это действо — упражнение в осознанности. Это образец применения осознанности в повседневных делах. Такое отношение необходимо перенести на все наши занятия. Любое дело должно основываться на том же принципе, что и японская чайная церемония: все нужно делать внимательно и осознанно, то есть, спокойно, неторопливо и красиво, а также с достоинством, гармонией и покоем.

    Но если японская чайная церемония демонстрирует определенный уровень осознанности в повседневной жизни, если в ней представлен определенный тип духовной культуры — культуры дальневосточного буддизма, в особенности дзэн, то какая аналогичная церемония или традиция, отражающая умонастроение современного Запада есть у нас? Есть ли у нас что-нибудь такое, в чем бы выражался дух нашей коммерческой культуры?

    После некоторых размышлений я пришел к выводу, что такой характеристикой нашей культуры является бизнес-ланч. Во время бизнес-ланча вы пытаетесь одновременно делать две вещи: съесть пищу, вкусную для тела, и выгодно обтяпать дело. Такое поведение, когда одновременно пытаются делать два взаимоисключающих дела, несовместимо с подлинной и глубокой осознанностью. Вдобавок это очень плохо для пищеварения.

    Если постоянно упражняться в осознании тела и его движений, то в результате движения удастся замедлить. Течение жизни станет более ровным и даже ритмичным. Вы будет делать все более медленно и обдуманно. Но это не значит, что мы станем меньше работать. Это не так. Человек, который делает все более медленно, потому что он делает это осознанно и обдуманно, может успеть больше, чем тот, который выглядит очень занятым, потому что постоянно мечется и завален папками и бумагами, — на самом деле, он не занят, а просто суетится. По-настоящему занятый человек делает все спокойно и методично, а поскольку он не тратит времени на пустяки и суету и сохраняет осознанность, то в конечном итоге и сделает куда больше.

    Осознание чувств

    В первую очередь, под этим понимается осознание того, счастливы мы, печальны или находимся в неком промежуточном – тусклом сером и нейтральном состоянии. Все больше осознавая свою эмоциональную жизнь, мы замечаем, что неискусные эмоциональные состояния, связанные с вожделением, ненавистью или страхом, начинают отступать, тогда как искусные эмоциональные состояния, связанные с любовью, покоем, состраданием и радостью, становятся более чистыми.

    Если человек по природе вспыльчив и легко впадает в гнев, то, развивая осознанность чувств, он прежде всего начинает осознавать свой гнев после того, как гнев разгневается. Затем, по мере практики, он начинает осознавать гнев во время самого приступа. А после еще более длительной практики он начнет осознавать гнев в момент возникновения.

    Если он и дальше станет применять осознанность в эмоциональной жизни, то, в конце концов, такие неискусные эмоциональные состояния, как гнев, либо полностью исчезнут, либо, как минимум, будут обузданы.

    Осознание мыслей

    Если внезапно спросить человека: «О чем ты сейчас думаешь?» – то чаще всего он будет вынужден признать, что и сам не знает. Происходит так потому, что часто мы не думаем по-настоящему, а просто позволяем мыслям протекать через свой ум. У нас нет ясного осознания своих мыслей, мы всего лишь смутно сознаем их присутствие, будто видим в неком сером сумраке. У нас нет направленного мышления. Не то чтобы мы решаем подумать о чем-либо, а потом действительно начинаем думать. Мысли проплывают через ум смутным, несвязным, неупорядоченным потоком. Они втекают и вытекают, клубясь, а иногда просто крутятся и клубятся в уме без конца.

    Поэтому необходимо учиться время от времени наблюдать, откуда приходят мысли и куда они уходят. Если мы будем так делать, то заметим, что поток мыслей уменьшится, а их нескончаемая болтовня прекратится. Если мы будем упорно тренироваться в осознании своих мыслей, то в итоге в определенные моменты, знаменующие высшие точки медитации, ум будет оставаться абсолютно безмолвным.

    Исчезнут все рассудочные мысли, все понятия и представления, и ум останется безмолвным и пустым и в то же время полным. Достичь и пережить это безмолвие, эту пустоту ума гораздо труднее, чем просто молчание. Но именно тот момент, когда в результате осознанности ум становится безмолвным, когда исчезают все мысли, оставив только чистое и ясное сознание или осознанность, знаменует начало подлинной медитации.

    Говорится, что эти три вида осознания себя: тела и его движений, чувств и мыслей — необходимо практиковать постоянно, что бы ни делали. На протяжении всего дня, а по мере практики и ночью, в разгар сновидений, необходимо непрерывно сохранять осознанность.

    Если таким образом мы все время будем сохранять осознанность: осознавать, как расположено наше тело, как мы ставим ногу или поднимаем руку; осознавать, что мы говорим, какие чувства испытываем, радостные, печальные или нейтральные; осознавать, что мы думаем, направлен или не направлен поток наших мыслей, — если мы будем сохранять такую осознанность все время, а по возможности и всю жизнь, то увидим, что постепенно и незаметно, но тем не менее совершенно определенно осознанность изменит и преобразит все наше существо, весь наш характер.

    Как говорят психологи, осознанность — самое мощное из известных нам средств превращения. Если к воде подвести тепло, вода превратится в пар. Точно так же если к психической составляющей подвести осознанность, то эта составляющая станет более тонкой и возвышенной.

    Рейтинг: 2.93 (Проcмотров: 2328)

    Читайте раздел Путь самопознания на портале эзотерики naturalworld.guru.

    naturalworld.guru

    Осознавание Википедия

    Осознанность — понятие в современной психологии; определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем. Это способность сознания к интроспекции собственной деятельности. Такое определение осознанности подразумевает, что субъективные переживания могут восприниматься самим субъектом непосредственно, без концептуализации, и принимаются как таковые. Осознанность включается в более общее понятие внимательности (англ. mindfulness)[1].

    Концепция осознанности

    Осознанность — относительное понятие. Животные могут частично осознавать[2], подсознательно осознавать или совсем не осознавать события[источник не указан 1733 дня]. Осознанность может быть направлена на внутренние состояния, такие как внутреннее чутье (интуиция) или чувственное восприятие внешних событий.

    Также для различения степени чувственного восприятия используется слово «осознание»

    Осознанность в психологии

    Нервная система, которая регулирует уровень внимания, служит для его ослабления у высокоразвитых животных, так как центральная и периферическая нервные системы обеспечивают больше информации, чем участок мозга отвечающий за познавательные способности может обработать. Без системы подавления осознанности мозг может воспринимать гораздо больше информации в так называемом состоянии расширенного сознания.

    Психотерапия

    Осознанность — базовое понятие в теории и практике гештальттерапии. Понятие осознанности, в том смысле, в котором оно используется гештальт-терапевтами, тесно связанно с понятием интенциональности, развитым феноменологией. Основоположник гештальттерапии, Ф. Перлз, утверждал, что ответственность можно понять, как способность к ответу (англ. respons-ability), то есть «возможность ответить, мыслить, реагировать, проявлять эмоции в определенной ситуации»[3]. Его ученик, К. Нарнахо, считал что триадой основополагающих принципов гештальттерапии является «актуальность — осознанность — ответственность»[4]. Также, считается, что способность находиться в настоящем является необходимым условием подлинной осознанности[5].

    Нейрофизиология осознанности

    Базовое осознание внутреннего и внешнего мира человеком происходит в стволе головного мозга. Бьорн Меркер[6], независимый невролог в Стокгольме (Швеция), утверждает, что ствол головного мозга поддерживает элементарные формы сознания у детей с гидроэнцефалитом. Более высокие формы осознанности, включая самосознание, требуют работы коры головного мозга[7]. Но за «первичное сознание» или «базовую осознанность» – как возможность интерпретировать ощущения, исходящие из окружающей среды в соответствии с ближайшими целями и чувствами для того, чтобы управлять поведением, – отвечает ствол головного мозга, который есть не только у человека, но и у большинства позвоночных животных. Психолог Кэрролл Изард подчеркивает, что подобные формы первичного сознания состоят из способности продуцировать эмоции и осознавать присутствие кого-либо ещё в окружении. Они не включают возможность говорить о собственном опыте. Таким же образом люди осознают чувства, которые они не могут назвать или описать. Этот феномен особенно характерен для детей, которые ещё не научились говорить. В соответствии с этим открытием описание инсульта как дефицита активности коры головного мозга сталкивается с серьёзными противоречиями.

    Популярная концепция сознания предполагает феномен осознавания себя или самосознание. Попытки описать сознание в неврологических терминах сосредотачиваются на описании нервных клеток головного мозга, которые создают осознавание квалиа, продуцированных другими нервными клетками.

    Осознанность у животных

    Самосознание когда-то было отличительной чертой человеческого рода. Считалось, что только люди способны размышлять о самих себе. Мы предполагали, что у других существ были настолько простые мозги, что самосозерцание не могло быть их функцией. У них не имелось внутренней жизни, только внешняя.

    Теперь мы знаем, что некоторые обезьяны, слоны, сороки (двоюродные сестры умных ворон и воронов) и, возможно, дельфины могут задумываться о себе. Об этом нам говорит то, что они узнают себя в зеркале. Это не обязательно означает, что эти животные могут идентифицировать свои эмоции. Они могут просто испытывать их, как делают младенцы, когда переживают перемены настроения, которые можно сравнить со сменой погоды.

    Знаменитые учёные подписали декларацию о том, что животные обладают сознанием

    О сознании животных

    Осознанность в философии

    Осознанность по Декарту

    Одним из первых тему научного изучения сознания начал развивать Р. Декарт. Он сформулировал тезис «мыслю, следовательно, существую» (лат. Cogito ergo sum). Под мышлением (cogito — дословно, «сознаю») Декарт понимал все то, что совершается осознанно[8]. Для него осознанность — это критерий отличия психических процессов от непсихических, физиологических, телесных[8]. Вместе с тем Декарт наметил путь эмпирического изучения психических процессов — путь непосредственного самонаблюдения (интроспекции), позднее реализованный основателем экспериментальной психологии Вильгельмом Вундтом.

    Актуальные точки зрения

    Вне неврологической биологии Умберто Матурана и Франсиско Варела развили «теорию Сантьяго», которая гласит:

    «Живые системы — это познающие системы, а процесс жизни является процессом познания. Это утверждение действительно для организмов, как с нервной системой, так и без неё»[9].

    Данная теория говорит о том, что познание — это процесс присущий органическому уровню жизни вообще, что мы обычно не принимаем во внимание. Говоря о взаимоотношении таких понятий как осознанность, познание и сознание, эта теория поднимает интересную перспективу с точки зрения диалога философии и науки об осознанности и теории живых систем.

    Другие применения

    Осознанность — базовое понятие в теории и практике Гештальт терапии.

    «Осознанность» также относится к общим знаниям и пониманию по социальным, научным или политическим вопросам. Отсюда происходит частое употребление слова «осознанность» в аспекте повышения осведомленности. Например, в вопросах борьбы со СПИДом или межкультурного общения.

    Скрытая осознанность

    Скрытая осознанность — это знание о чём-либо без понимания этого. Например, некоторые пациенты со специфическими повреждениями коры головного мозга не могут сказать, карандаш находится в вертикальном или горизонтальном положении. И все же они способны схватить карандаш, используя правильное положение руки и запястья. Этот опыт показывает, что некоторые знания, которыми обладает мозг, проходят через каналы альтернативные сознательному намерению.

    1. Cardaciotto L., Herbert J. D., Forman E. M., Moitra E., Farrow V. The Assessment of Present-Moment Awareness and Acceptance: The Philadelphia Mindfulness Scale (англ.) // Assessment. — Sage Publications, 2008. — Vol. 15, no. 2. — P. 204-223. — DOI:10.1177/1073191107311467.
    2. Козловский, Станислав Отражённое сознание (рус.) (журнал). Издательство «ВОКРУГ СВЕТА» (15.11.2006). Проверено 6 февраля 2014.
    3. Перлз Ф. Гештальт—семинары. Гештальт-терапия дословно. — М.: Институт Общегуманитарных исследований,1998. — 326 с. — С. 71.
    4. Наранхо К. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма / Перев. с англ.— Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 304 с. — ISBN 5-87224-083-X.
    5. Гронский А. Экзистенциальные аспекты гештальт—терапии // Человек: траектории понимания. Сборник статей на основе межрегиональной научной конференции. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2002. — С. 272—279.
    6. ↑ Consciousness in the Raw, Science News Online, September 2007
    7. Amir Hussain, Igor Aleksander, Leslie S. Smith, Allan Kardec Barros, Ron Chrisley, Vassilis Cutsuridis Brain Inspired Cognitive Systems. — 2008. — pp. 298—299. — ISBN 978-0-387-79100-5.
    8. 1 2 Макарова И. В. Психология: конспект лекций / И. В. Макарова. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. — 237 с. — С. 24—25.
    9. Capra, Fritjof. The Web of Life: A New Scientific Understanding of Living Systems. — Garden City, N.Y : Anchor Books, 1996. — ISBN 0-385-47676-0.

    wikiredia.ru