Описание костюма – Краткое описание русского народного костюма. Любого. (или мужского, или женского)

История русского народного костюма

Развитие русского народного костюма имеет богатую и долгую историю, его составляющие формировались еще в дохристианскую эпоху, в тесной взаимосвязи с архитектурой Руси и языческими верованиями.

Описание русского народного костюма

Женский русский национальный костюм намного интереснее и богаче, чем мужской, ведь в женском облике заложены представления народа о женственности, красоте, семейных ценностях. В старину на Руси костюм был одним из проявления народного прикладного искусства и ремесел.

Основные элементы русского народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха прямого кроя «сорочица», которая шилась из домотканого плотна, с широкими рукавами. Обычно, женщина надевала не одну такую рубаху (минимум еще одна выступала в качестве нижнего белья).

Одежда русской крестьянки состояла из такой вот рубахи, украшенной вышивкой, которая в русском народном костюме обычно размещалась на рукавах, подоле и по плечам. Сверху надевали однотонный сарафан, а также передник. Крестьянский костюм готовился с большим старанием, обычно в связи с трудовыми праздниками – жатвой, сенокосом, выгоном скота.

Детали русского народного костюма

Сарафан – одна из главных деталей народного русского женского костюма. Нарядный вариант его носили в комплекте с рубахой, передником, подпоясанным поясом. В каждой местности был свой фасон сарафана, и узоры на нем, как и на других вариантах русских народных костюмов, имеет свои особенности. В южной части России предпочтение отдавали красному цвету, который имел множество различных оттенков. Вышивка на сарафанах выполнялась золотыми нитями и жемчугом.

Самым распространенным головным убором женского русского народного костюма был кокошник – плотная шапочка разнообразных форм, и обычно пышно декорированная вышивкой и камнями.

Девицы носили обручи (мягкие или твердые) из разноцветных лент. Если незамужние девушки могли носить одну косу или расплетенные волосы, то замужние дамы заплетали в обязательном порядке 2 косы и всегда носили головной убор.

Красота и первозданность, оригинальность и целомудренность народного русского костюма находит отражение и в современном мире, так элементы костюмов в русском народном стиле в последнее время очень актуальны в мировой fashion-индустрии и все чаще появляются на модных подиумах.

 

womanadvice.ru

Описание одежды, костюма

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Развитие связной речи учащихся.
  2. Совершенствовать и обогащать устную и письменную речь учащихся.
  3. Развивать мышление школьников путём подобранных заданий.
  4. Воспитывать умение работать в группах.
  5. Воспитывать умение планировать групповую работу, оценивать работу товарищей.
  6. Воспитывать навыки коммуникабельности и взаимовыручки.
  7. Прививать интерес к изучаемому предмету.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебники,

  • тетради,
  • записи фонограмм,
  • репродукции картин,
  • карточки с заданиями,
  • одежда (демонстрация моделей).
  • СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    I. Организационный момент.

    II. Слово учителя:

    Ребята! Вы знаете, что такое музей? Вы любите ходить в музей? Почему? А вы знаете, что в мире существует великое множество музеев? Есть художественные музеи, во Франции существуют музеи: колоколов, лошадей, птиц, мельниц, музыкальных инструментов, роз. Существует даже настоящий музей шоколада. Мы с вами сегодня отправимся в музей одежды. Но экскурсия наша будет необычная. Во-первых, мы побываем в музее, не выходя из кабинета. Во-вторых, этот музей мы создадим сами. Но мы не будем только наблюдателями. Наша задача сегодня научится описывать одежду. Для этого мы вспомним правописание слов на тему “одежда”, познакомимся с новыми словами, поработаем над развитием речи, пополним свой словарный запас.

    Музей одежды огромен. Сегодня мы сможем посетить лишь некоторые из его залов:

    1. “Русская национальная одежда”
    2. “Одежда в литературе”
    3. “Карнавальный костюм”
    4. “Современная одежда”

    К началу нашего путешествия мы должны подготовиться.

    III. ПОВТОРЕНИЕ.

    ВОПРОСЫ ГРУППАМ:

    1. Какие типы текстов вы знаете?
    2. Что такое повествование?
    3. Что такое описание?
    4. В текстах какого стиля чаще всего встречается описание?

    (Учащиеся совещаются, учитель задаёт вопрос, отвечает та группа, у которой этот вопрос).

    На доске открываются опорные схемы:

    ПОВЕСТВОВАНИЕ = СОБЫТИЕ + СОБЫТИЕ + СОБЫТИЕ…

    ОПИСАНИЕ = ПРИЗНАК + ПРИЗНАК + ПРИЗНАК…

    Группам выдаются тексты. Нужно определить тип текста. Доказать.

    IV. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

    1). Разминка-установка.

    (На доске записывается слово “Гардероб”. Даётся лексическое толкование этого слова. Учащиеся записывают в тетрадь).

    ЗАДАНИЕ:

    За 1 минуту записать детали мужской одежды (мальчики), детали женской одежды (девочки).

    Записи озвучиваются. Учитель записывает слова на доске, дети проверяют.

    (Самопроверка).

    А теперь начинаем экскурсию по залам музея.

    2). “РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА”

    Два ученика делают сообщение из истории русской национальной одежды:

    1. У русской национальной одежды — многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.
    2. Русская национальная одежда различалась по назначению: будничная, праздничная, свадебная, траурная, а также по возрасту, семейному положению.
    3. Самой нарядной во все времена считалась одежда из красной ткани, украшенная вышивкой.
    4. Костюм крестьянина состоял из ПОРТКОВ и РУБАХИ из домотканого холста. Верхней одеждой служили ЗИПУН или КАФТАН.
    5. Основными частями женского народного костюма были РУБАХА, ПЕРЕДНИК, САРАФАН, НАГРУДНИК.

    Верхней одеждой была ЗАПОНА – накладная накидка из грубого холста. Самым нарядным женским головным убором был КОКОШНИК – цельный, украшенный жемчугом.

    За время сообщения учащиеся записывают в тетрадь названия одежды. Проверяют друг у друга (взаимопроверка).

    Группам дается задание: по картинке описать русский национальный костюм. (У каждой группы - своя картинка, один ученик от каждой группы озвучивает задание).

    3). “ОДЕЖДА В ЛИТЕРАТУРЕ”.

    Задание группам:

    По описанию одежды узнайте литературного героя.

    (Работа с учебником: “Русская речь” стр. 116, упр. 276. Текст читает учитель).

    “Одета в РУБАХУ длинную, синюю с широкими рукавами и без ПОЯСА. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах ШТАНЫ и БАШМАЧКИ, а на башмачках другие с высокими каблучками. На шее монисто, все из русских полтинников. Голова не покрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный”.

    Вопрос: подумайте, для чего писатель показывает, во что одет герой произведения?

    4). “КАРНАВАЛЬНЫЙ КОСТЮМ”.

    Задание группам:

    Прочитайте описание костюма. Ответьте на вопрос: изменится ли тон повествования после второго прочтения текста?

    (Работа с учебником: стр. 116 упр. 277).

    V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

    5). “СОВРЕМЕННАЯ ОДЕЖДА”.

    Каждой группе было дано опережающее домашнее задание: придумать и защитить проект – модель одежды.

    ЗАЩИТА ПРОЕКТА.

    1 группа: СПОРТИВНАЯ ОДЕЖДА (ФУТБОЛЬНАЯ ФОРМА).

    2 группа: ОДЕЖДА ДЛЯ ОТДЫХА.

    3 группа: ШКОЛЬНАЯ ФОРМА.

    4 группа: КОСТЮМ ДЛЯ ТОРЖЕСТВА.

    (Демонстрация одежды сопровождается музыкой).

    Выполнение задания оценивают учащиеся.

    VI. ИТОГИ УРОКА.

    Итак, мы с вами завершили экскурсию в музей одежды. Вы все очень хорошо поработали. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? Было ли вам интересно? Прошу тех, кого увлек урок, нарисовать в тетради солнышко, а тех, кому было что-то непонятно – вопросительный знак.

    Оценки учащимся выставляет учитель.

    VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

    Учебник “Русская речь”: стр. 117, упр.281В.

    На “4”, “3” — выполнить задание 1-го абзаца.

    На “5” — задания 1-го и 2-го абзаца.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Сочинение на тему Описание одежды или костюма 6 класс

    Сочинение Описание костюма врача.

    Когда приходишь на приём в поликлинику, то обязательно встречаешь человека замечательной профессии, врача.

    Наш участковый врач, молодая женщина. Она всегда одета чисто и опрятно. На ней белоснежный, слегка приталенный халат, с отглаженным воротником и большими карманами. Халат застёгнут на металлические пуговицы, круглой формы. Через шею перекинут фонендоскоп, при помощи которого врач прослушивает дыхание пациентов. Её волосы спрятаны под белым колпаком. На лицо доктора надета марлевая повязка. На ногах мягкие светлые тапочки.

    Весь внешний вид врача говорит о чистоте и стерильности.

    Сочинение Описание костюма клоуна.

    Я пришел в цирк на представление, первым номером было выступление весёлых клоунов. Больше всего мне понравился клоун по имени Бим.

    Он был одет в очень яркий красочный костюм. Его рубашка была сшита из разноцветных кусочков шёлковой ткани, они составляли собой невероятно интересный узор. Штаны у клоуна тоже были совершенно необычными. Одна штанина сшита из синего материала, а другая – из красного. На ногах обуты ботинки ярко-жёлтого цвета. Из-под пёстрой и блестящей кепки, надетой на голову Бима, виден лохматый парик, лимонного цвета. На нос клоуна надет огромный красный шарик.

    Бим показал замечательное и смешное выступление. Костюм клоуна постоянно привлекал к нему всеобщее внимание.

    Вариант №3

    Одежда всегда имела для человека особое значение. Это не просто ткань, раскроенная по определенному лекалу и прикрывающая тело. Это еще и инструмент воздействия на окружающих. Не секрет, что при первой встрече с человеком обращают внимание на то, как он выглядит. А наш облик в немалой степени зависит от того, во что мы одеты. Кроме того, по наряду можно многое узнать о человеке. Поэтому одежде всегда уделялось большое внимание.

    Мода стремительно меняется. Иногда эти изменения кардинально новые, а порою это возвращение к забытому, старому. Но как бы то ни было, каждый должен найти свой стиль, соответствующий внутреннему миру.

    Никогда не отходит на второй план классический костюм. Если хочется быть всегда в тренде, то можно смело с ним подружиться.

    Итак, что же такое классический костюм, чем хорош?

    Зародившись в середине XVII столетия во Франции, классический костюм был предназначен исключительно для мужчин. Однако в XX веке это понятие стало распространяться и на женщин. Это объясняется тем, что роль женщины в обществе стала заметнее.

    Сегодня понятие «женский классический костюм» не ограничивается определенными деталями. Модели классического костюма могут состоять не только из юбки со строгим пиджаком. Это лишь основа данного типа одежды, которая может дополняться различными элементами.

    Юбка-карандаш, платье с таким же зауженным низом, брюки – наиболее распространенные детали. В сочетании с пиджаком укороченной формы смотрятся очень стильно. Английский воротник прекрасно подходит для блузы с круглой горловиной. Очень интересно смотрится с таким пиджаком и кофточка с бантом.

    Большое значение имеет для делового костюма цветовое оформление. Как правило, это однотонные ткани спокойных тонов. Однако современный классический костюм допускает и более смелое решение. Отлично смотрятся яркие пиджаки с сарафанами и юбками пастельных цветов.

    Немаловажная роль в деловом костюме принадлежит аксессуарам. Одна яркая деталь способна оживить даже черный костюм. Это может быть цветочек из ткани контрастного цвета, прикрепленный к груди пиджака. Выразительности и женственности добавит пестрая косыночка, повязанная на шее.

    Не стоит забывать об обуви. Ее следует подбирать с особой тщательностью. К классическому костюму отлично подойдут туфли-лодочки. Получить завершенный образ позволит небольшая сумочка, гармонирующая по цвету с обувью. В таком костюме любая женщина чувствует себя неотразимой!

    6 класс

    Описание одежды или костюма Сейчас читают:
    • Сочинение Великая Отечественная война

      Великая Отечественная война, оставила в наших сердцах очень много боли и страдания, но одержав великую победу, наш народ ощутил настоящее опьянение от этого, так как долгие пять лет все ждали этого момента. Все время народ вел борьбу

    • Сочинение на тему Поздняя осень (5, 3, 4 класс)

      Поздней осенью, окружающий мир делается другим. Птицы давным-давно улетели в теплые края, листва уже облетела с деревьев, коты потолстели и стали пушистее. Все замирает, затихает и постепенно готовится к зиме.

    • Сочинение на тему Лето на море

      Лето прекрасное время года. Именно летом все отдыхают от долгого учебного и рабочего сезона. Позволяют себе оторваться от проблем и раздумий, на время забыть все трудности и невзгоды.

    • Cочинение по сказке Cнежная королева 5 класс

      Почти каждый человек в мире знает писателя Г. Х. Андерсена, а также одну из его замечательных сказок « Снежная королева». Эту сказку знает каждый ребёнок,

    • Обломов сочинение рассуждение по роману

      Каждый из нас, устроен по-особенному, но есть одно, что объединяет всех людей, это чувство собственной лени, которое иногда нам мешает жить и выполнять свои определенные обязанности. Самое страшное, что человек стесняется себе признаться

    • У каждой части речи свои достоинства сочинение

      Многолик и ярок русский язык. Он вобрал в себя целое соцветие слов. Все они делятся по синтаксическим и морфологическим признакам на части речи. Они бывают самостоятельные, которые показывают кто и что они. Какие действия выполняют,

    uchim-klass.ru

    Краткое описание русского народного костюма. Любого. (или мужского, или женского)

    Мужская крестьянская одежда шилась в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна, овчины. Наряду с ними в конце XIX — начале XX века ис­пользовались и фабричные: кумач, ситец, сатин, плис, дешевые шерстяные ткани.
    Комплекс мужской будничной одежды состоял из рубахи-косоворотки с разрезом по левой стороне груди и штанов (портов). В зимнее время поверх холщовых штанов надевали штаны из домашней шерстяной ткани или онучного сукна. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали Рубахи Понева Сарафаны Передник Головные уборы Украшения Обувь Мужская одежда Вернуться в зал

    Чувство прекрасного, чувство меры и целесообразности проявились в гармонии с природой и в отношении русского народа к одежде, причем как праздничной, так и повседневной. В каждой детали костюма был свой смысл, его цветовая гамма никогда не выглядела крикливой, случайной, эклектичной и сохраняла гармонию окружающей природы, демонстрируя безупречный художественный вкус, сохраняя неповторимость национального образа. В первую очередь это проявилось в крестьянской одежде, особенно в женской.

    Рубахи

    Издавна основой основ любого русского костюма является длинная, туникообразная рубаха с широкими ру­кавами. Рубахи были разные. Праздничные — для воскресных дней и престольных праздников, будничные -для работы дома и в поле; обрядовые делились на свадебные, предсвадебные и погребальные — «горемычные». В сундуке для приданого невеста обычно хранила 5-6, а то и дюжину рубашек. Самую красивую рубашку невеста надевала в день свадьбы. Шилась она из лучшего домотканого полотна. Наряд­ные рубашки надевали в день первой борозды, в день выгона скота, в день нача­ла сенокоса и жатвы. Полотно, из кото­рого они изготовлялись, экономили, по­этому рубашку шили из нескольких сортов ткани, различающихся толщиной и плотностью. Верхнюю часть рубашки шили из лучшего «кужельного» полотна и называли «станом», «станушкой». Ниже талии надставляли подставу из грубой конопляной ткани, при надобности ее сменяли другой. Были рубашки и без подставы, так называемые «цельные» или «скрозные» (додольные). Вышивка играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил.
    Свадебный костюм крестьянки Орловской губернии. Конец XIX — начало XX века
    Оплечье женской рубахи. Конец XIX века
    Деревенская мода не признавала коротких рубах, они шились длинными. Если женщина среднего роста, она шьет себе рубаху такой длины, что, когда она ее надевает, подол лежит на полу. Во многих селах рубаху носили «с пазухой» — рубаху выдергивали из-под пояса и спускали ниже на поневу, фигуру женщины такой напуск делал дородной и округлой, полностью скрывая талию.
    Со второй половины XIX века для украшения рубах сузким пояском, к которому по мере надобности прикрепляли гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы. Праздничную рубаху делали из тонкого отбеленного холста и украшали тканьем и вышивкой красно-черными нитями «настилом» либо «крестом» ворот или разрез на груди, манжеты рукавов и подол. Ноги обували в лапти с онучами или сапоги, в зимнее время носили валенки.
    Голову покрывали шапкой из серого войлока. Со второй половины XIX века был широко распространен картуз. Зимой носили ушанку или треух из сукна с оторочкой из овчины. Поверх рубах в зависимости от сезона и погоды надевалась распашная одежда из сукна: зипуны, кафтаны, свиты. Зимой носили овчинные полушубки, тулупы. Верхнюю одежду подпоясывали обычно широкими шерстяными домоткаными кушаками. Одежда крестьянских мальчиков отличалась лишь размерами, а по крою, фасону, элементам была практически такой же, как одежда взрослых мужчин.

    otvet.mail.ru

    Как правильно описать модель одежды

    17 Фев 2014

    Зачастую, общаясь с другими людьми, не получается описать понравившуюся вещь так, чтобы стало понятно о какой модели идет речь. Выражения типа: «тут и там складочки», «на груди такая штучка», «классная вещь» – не передают конкретной информации об одежде Да и сама «кофточка» на деле может оказаться чем угодно, от топика до кардигана.

    Знание основных характеристик описания модели поможет не только понятно объяснить собеседнику, как выглядит вещь, но и подобрать подходящую выкройку для самостоятельного пошива. Параметры описания внешнего вида модели, которыми пользуются в журналах мод, на примере женского костюма:

    1. Назначение модели, ее вид, цвет и материал, из которого она сшита. Например: легкий трикотажный женский брючный костюм двойка с топом бежевого цвета.
    2. Тип силуэта, застежки, покрой. Брюки свободного кроя, без стрелок, на широком поясе с карманами и потайной передней молнией, без пуговиц. Топ приталенный с глубоким V-образным вырезом.
    3. Описание конструкции переда. Вырез на топе до линии плеча декорирован мелким рюшем и бусинами. Брюки имеют и внутренние карманы, обозначенные идентичным с вырезом декором.
    4. Описание задней части. Спинка топа цельная. Брюки без задних карманов.
    5. Описание рукавов. Рукав топа короткий, втачной с прищипкой в районе плечевого шва.
    6. Описание воротника. Воротник отсутствует.
    7. Отделка (борты, лацканы, низ). Низ топа и штанин оторочен.
    8. Наличие плечевых накладок и подкладки. Отсутствуют.
    9. Характеристики роста, размера и возрастная принадлежность. Рост модели стандартный, 170 см., размерный ряд от 48 до 56, молодежный.

     

    Мужские модели можно описать точно таким же способом. И это будет уже не просто «симпатичный пиджачок», это будет, например: мужской твидовый пиджак серого цвета, прямого свободного кроя, на трех крупных пуговицах в тон. Имеет два накладных кармана без клапана, спинка состоит из двух частей, рукав длинный, втачной, без манжеты. Воротник двубортный, все детали оторочены. Имеет плечевые накладки и подкладку. Размерный ряд на крупного мужчину высокого роста. Подобные описания моделей одежды ни у кого не вызовут дополнительных вопросов.

    Описание ткани, если нет названия, тоже можно систематизировать по некоторым параметрам:

    1. Плотность.
    2. Блеск.
    3. Наличие начеса или ворса.
    4. Эластичность.
    5. Фактура.

    Описав вышеперечисленные признаки, в любом швейном магазине без труда поймут, о какой ткани идет речь.

     

    Читайте также

    Как пошить рельефную юбку

    20 Ноя 2013

    Поговорим про то, как смоделировать юбку с рельефами имея выкройку прямой юбки. Выкройка будущего изделия Вначале из конца выточки через…

    Как подобрать модель для шитья

    07 Дек 2013

    Половина успеха в шитье зависит от верного подбора модели и фасона изделия. Часто случается, что есть красивая ткань и желание шить, но что? Сначала…

    Как оформить застежку на брюках

    23 Фев 2014

    Пожалуй, самой распространенной и удобной можно считать застежку «молния». Сейчас в это трудно поверить, но в 19 веке, когда ее только изобрел…

    Как наметишь, так и сошьешь

    23 Ноя 2013

    Просто обрисовать бумажное лекало на ткани – это полдела. Необходимо еще перенести на ткань условные метки точек соединения, выточек, места сгибов и…

    Как можно обработать низ изделия

    23 Янв 2014

    Последним шагом в самостоятельном пошиве одежды является обработка низа. Прежде желательно дать изделию отвисеться примерно сутки и произвести еще…

    Как выбрать нитки для шитья

    01 Фев 2014

    Когда определен фасон и ткань остается определиться с нитками, которыми все это будет сшито. Этот вопрос упирается не только в цвет, но важным…

    regentstreet.ru

    Описание одежды как характеристика персонажа художественного произведения

    Библиографическое описание:

    Забунова К. Н. Описание одежды как характеристика персонажа художественного произведения [Текст] // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/178/10155/ (дата обращения: 10.11.2018).

    

    Мода — один из основных механизмов, организующих жизнь социума и регулирующих поведение людей в нем. Она подчиняет своему влиянию не только бытовую сферу жизни человека (выбор одежды, интерьера, предметов личной гигиены, гастрономические и музыкальные предпочтения и др.), но и ментальную (образ мыслей, формирование критериев оценки явлений действительности, выбор определенной модели поведения, самоидентификацию). При этом мода не просто мощный социальный регулятор, это значимый культурный феномен, который только начинает изучаться. По сложившейся традиции мода считается объектом научного внимания, с одной стороны, социологии (ее исследованием занимались такие известные социологи, как Г. Зиммель, Г. Спенсер, Т. Веблен, Г. Блумер), с другой — истории костюма. Но мода в силу своей значимости в культуре социума может стать самостоятельным объектом и лингвистического исследования, например, когда субстантив МОДА рассматривается в семантическом соотношении с такими когнитивно связанными с ним именами, как ВКУС и СТИЛЬ.

    Выбор категории наименований одежды для исследования не случаен. Он обусловлен тем, что эта языковая группа исключительно важна в культурологическом и социальном отношении, что и предопределяет ее семиотические свойства. Наименования одежды представляют собой обширный пласт лексических единиц, обозначающих одежду (предметы одежды, обувь, головные уборы и т. п.), которая является существенным артефактом человеческой деятельности и играет огромную роль в истории общества и культуры.

    Для современной лингвистики мода — относительно новый объект. Если в зарубежной научной традиции этому феномену уделялось внимание с середины ХХ века в рамках французского структурализма (например, в работах Р. Барта и Ж. Бодрийяра), то российская лингвистика обратилась к целенаправленному изучению моды только на рубеже ХХ-XХI вв. (см. работы Т. А. Белицы, Ф. Л. Косицкой, И. В. Поповой, Я. С. Матосян и др.). В результате мода как фрагмент русской языковой картины мира оказывается еще почти не изученной.

    Нам представляется, что исследование художественных описаний моды и ее воздействия на читателя должно происходить в русле прагматической и когнитивной лингвистики.

    По определению Л. О. Чернейко, «цель когнитивных лингвистических исследований состоит в том, чтобы через многообразие реальных реализаций языка в речи выявить значимые для культуры смыслы (ценности), которые отражают всю область понятого и пережитого социумом и направляют его речи о мире». Руководствуясь этим, мы поставили своей целью выявить, как в описании одежды, моды автор произведения имплицитно характеризует и оценивает своего персонажа и тем самым исподволь передает это мнение читателю.

    Рассмотрим некоторые описания одежды персонажей, представленные в художественных произведениях, разделив эти описания на положительно характеризуемые автором и отрицательно.

    Положительные

    Печорин: «В транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно».

    Описание Печорина принадлежит Максиму Максимычу, который также был офицером. Соответственно, это описание он дает в сравнении с собой, бывалым солдатом. И цвет кожи, и новизна мундира, и даже некоторая худоба говорят о том, что Печорин находится только в самом начале карьеры офицера. А уменьшительные формы слов в описании героя показывают благосклонное отношение Максима Максимыча и даже некоторую отцовскую нежность старшего по отношению к младшему — как к ребенку.

    Элен: «Княжна Элен улыбалась; она поднялась с той же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты».

    В конце описания автор сам подводит итог и, тем самым, выражает свое отношение к внешнему виду героини. Она умеет себя презентовать. Роскошности ее нарядов, как и вкусу, завидовали многие. Не только внешняя привлекательность девушки, но и красота уборов были ее основным «оружием».

    Княгиня Болконская: «В соседней комнате зашумело женское платье. (…)Вошла княгиня. Она была уже в другом, домашнем, но столь же элегантном и свежем платье. Князь Андрей встал, учтиво подвигая ей кресло».

    Княгиня Болконская вполне гармонична. Ее внешний вид соответствует внутреннему. В ее образе нет ничего вычурного, кричащего. Она «спокойно» красива и элегантна. Можно сказать, что Толстой рисует образы очень разнящейся красоты одежды этих женщин — вычурность и показная роскошь блеска Элен (белого обильно украшенного платья, волос, открытого тела, бриллиантов) противостоит скромности не менее красивого — но красивого совсем по-другому — наряда Болконской.

    Отрицательные

    Капитанская дочка: «Приехав в Оренбург, я прямо явился к генералу. Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостию. Длинные волосы его были совсем белы. Старый полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоанновны, а в его речи сильно отзывался немецкий выговор. Я подал ему письмо от батюшки».

    Мундир генерала выглядит также плохо, как и он сам. Судя по внешнему виду мундира, у генерала, скорее всего, он либо вообще был один, либо не менялся уже много лет. Вероятно, это говорит либо о бедности, либо о неизменности привычек, привязанности к привычной вещи, напоминающей былую молодость и славу. Или обо всем этом вместе.

    Раскольников:«…он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный, человек посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону»

    Описание Раскольникова наглядно показывает, насколько он был беден. При наличии довольно привлекательных черт лица одежда делает его убогим, его образ становится отталкивающим и вызывает жалость у читателя. Думается, что уже в этом описании Достоевский стремится сказать читателю: такой человек способен пойти на преступление.

    Мармеладов:«Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом (…). Одет он был в старый, совершенно оборванный чёрный фрак, с осыпавшимися пуговицами… Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая. Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина».

    Одежда героя вполне соответствует его внешним данным и образу жизни. Человек, который изо дня в день напивается, не служит, у которого пропал интерес к жизни, не может выглядеть иначе. Его внешний вид выдает его образ жизни. Выглядит он крайне неопрятно. Уважающий себя человек, да еще и офицер, так выглядеть не может.

    Алёна Ивановна: «Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка».

    Будучи довольно состоятельной старушкой, Алена Ивановна совершенно не уделяла внимания своему внешнему виду. Из описания видно, что она персонаж скорее отрицательный, чем положительный. Об этом говорит не только описание внешности, но и описание одежды: платок, больше напоминавший тряпку, и старая не по сезону надетая кофта явно ее не красили.

    Обломов: «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма вместительный, так что Обломов мог дважды завернуться в него. (…) Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

    Обломов всегда ходил дома без галстука и жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу».

    Благодаря данному описанию можно сделать вывод не только о финансовом положении Обломова, но и о его образе жизни. Халат и главный герой практически сливаются в единое целое. Они становятся неразлучны. А в халате и разношенных домашних туфлях, как известно, в гости не сходишь, светский прием не устроишь, даже на улицу прогуляться не выйдешь. И это положение героя вполне устраивает. Упоминание автора о «восточном происхождении» халата и об отрицании чего бы то ни было европейского призвано вызвать у читателя ассоциации с восточной расслабленностью, негой и ленью, с использованием «послушных рабов», стремлением к плотским удовольствиям — в противовес европейской деловитости, собранности, работоспособности.

    Лужин:«На нём был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые лёгкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое бельё, батистовый самый лёгкий галстучек с розовыми полосками».

    Такое описание свидетельствует о финансовой состоятельности героя в сравнении с большинством других героев «Преступления и наказания». Он не просто одет по последней моде, он одет со вкусом. Но при этом в образе отсутствует мужественность. Об этом говорят уменьшительные суффиксы. Так автор показывает свое ироническое отношение к внешнему виду героя. Не менее показательно описание белья, подчеркивание того, что оно высокого качества, дорогое, изысканное — тоже признак изнеженности мужчины. Для героя это важно, а вот окружающим все равно, так как под одеждой его все равно не видно. Скорее всего, герой собой любуется, любит себя нежить и баловать, уделяет столько внимания своему внешнему виду, сколько это обычно делает женщина. Да и лексику Достоевский здесь применяет тоже женскую: «хорошенький пиджак» — так не говорят о настоящих мужчинах, более привычны сочетания «хорошенькая дамская шляпка», «хорошенькое платье» и т. п.

    Соня Мармеладова:1. «Она была тоже в лохмотьях: наряд её был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своём особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью. Соня остановилась в сенях, забыв о своём перекупленном из четвёртых рук шёлковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной шляпке с ярким, огненного цвета пером…».

    2. «Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень ещё молоденькая, почти похожая на девушку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка; только в руках был, по-вчерашнему, зонтик».

    Соня, как и отец, была одета очень бедно. Автор их сравнивает. «Она была тоже в лохмотьях». Но, в отличие от отца, она так выглядела не по собственной воле. Она бы и рада была выглядеть хорошо и принадлежать к другому (высшему) обществу, но вынуждена смириться со своим бедственным положением и недостойным занятием. Ее одежда не просто безвкусна, она убога. Она не подобрана по принципу «идет — не идет», как это обычно делают молодые девушки, она одела то, что было. Только в первом случае ее одежда кричащих тонов, вычурная и пестрая, соответствующая ее роду деятельности, а во втором — по-прежнему бедная, но уже скромная, спокойных тонов, простого кроя, соответствующая внутреннему миру героини.

    Итак, описание одежды напрямую связано с образом человека. По внешнему виду можно судить о состоятельности человека, о положении в обществе, о роде деятельности, о предпочтениях, об образе жизни и многом другом. Тем более если это описание принадлежит перу классика. В нем не может быть ни одного лишнего элемента, каждая деталь каким-либо образом отражается на ходе событий, дополняет ситуации, дополняет психологический портрет героя, что позволяет глубже понять художественное произведение.

    Литература:
    1. Башкатова Д. А. Современный русский дискурс моды: автореферат диссертации доктора филологический наук. Москва, 2010.
    2. Чернейко Л. О. Философско-лингвистический аспект изучения моды/ Л. О. Чернейко, Д. А. Башкатова.

    Основные термины (генерируются автоматически): внешний вид, образ жизни, мода, описание, описание одежды, уж, нема, одежда, род деятельности.

    moluch.ru

    История моды. Русский народный костюм

    Развитие русского народного костюма имеет богатую и долгую историю, его составляющие формировались еще в дохристианскую эпоху, в тесной взаимосвязи с архитектурой Руси и языческими верованиями.

    Описание русского народного костюма

    Женский русский национальный костюм намного интереснее и богаче, чем мужской, ведь в женском облике заложены представления народа о женственности, красоте, семейных ценностях. В старину на Руси костюм был одним из проявления народного прикладного искусства и ремесел.

    Основные элементы русского народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха прямого кроя «сорочица», которая шилась из домотканого плотна, с широкими рукавами. Обычно, женщина надевала не одну такую рубаху (минимум еще одна выступала в качестве нижнего белья).

    Одежда русской крестьянки состояла из такой вот рубахи, украшенной вышивкой, которая в русском народном костюме обычно размещалась на рукавах, подоле и по плечам. Сверху надевали однотонный сарафан, а также передник. Крестьянский костюм готовился с большим старанием, обычно в связи с трудовыми праздниками – жатвой, сенокосом, выгоном скота.

    Детали русского народного костюма

    Сарафан – одна из главных деталей народного русского женского костюма. Нарядный вариант его носили в комплекте с рубахой, передником, подпоясанным поясом. В каждой местности был свой фасон сарафана, и узоры на нем, как и на других вариантах русских народных костюмов, имеет свои особенности. В южной части России предпочтение отдавали красному цвету, который имел множество различных оттенков. Вышивка на сарафанах выполнялась золотыми нитями и жемчугом.

    Самым распространенным головным убором женского русского народного костюма был кокошник – плотная шапочка разнообразных форм, и обычно пышно декорированная вышивкой и камнями.

    Девицы носили обручи (мягкие или твердые) из разноцветных лент. Если незамужние девушки могли носить одну косу или расплетенные волосы, то замужние дамы заплетали в обязательном порядке 2 косы и всегда носили головной убор.

    Красота и первозданность, оригинальность и целомудренность народного русского костюма находит отражение и в современном мире, так элементы костюмов в русском народном стиле в последнее время очень актуальны в мировой fashion-индустрии и все чаще появляются на модных подиумах.

    Источник

    Наряды на Руси всегда славились богатой цветовой гаммой и узорами. Обязательными в образе были головные уборы. Основными формами костюма были трапециевидная и прямая.

    По костюму можно было судить, из какой губернии, уезда или села девушка. Каждый вид одежды на Руси имел свое значение. Имели место быть костюмы будничные, праздничные, свадебные, траурные. Самой торжественной считалась красная одежда. В то время значение слов «красивый» и «красный» и в принципе имело одно и то же значение.

    На Руси все наряды шились из домотканых полотен, однако с середины XX века они стали вытесняться фабричными тканями, мода на которые пришла из Европы при появлении Петра I.

    Как выглядит традиционный русский народный костюм?

    Северный русский народный костюм имеет некоторые отличия от костюма южного. На севере было принято носить сарафан, на юге – поневу.

    Женская рубаха по крою имела сходства с мужской. Она была прямой и с длинным рукавом. Рубаху было принято украшать узорами по рукавам, по низу рукавов, оплечью и низу изделию.

    Несмотря на так скоро распространившуюся европейскую моду, северяне сохранили некоторые традиции русского народного костюма. Были сохранены так называемые «епанечки» и душегреи. Они были с рукавами и стеганы на вате. Помимо сарафана северный костюм еще отличала парчовая рубаха, та самая «епанечка» и нарядный кокошник.

    На юге вместо сарафана использовалась понева. Эта поясная одежда шилась из шерсти на холщовой подкладке. Понева, как правило, была синяя, черная или красная. Также широко использовалась полосатая или клетчатая ткань. Будничные поневы отделывались довольно скромно – шерстяной домотканой узорной тесьмой.

    Понева не выделяла женскую фигуру, а наоборот скрадывала всю ее величавость и красоту за счет своего прямого силуэта. В том случае, если понева обрисовывала талию, ее скрадывали при помощи передника или напуска рубахи. Часто поверх рубахи, поневы и передника надевался нагрудник.

    В целом, традиционный русский народный костюм отличался многослойностью. Что касается головного убора, то тут тоже были свои правила ношения. Замужние женщины должны были полностью скрывать волосы, девушкам позволялось вообще не покрывать голову. Незамужней девушке достаточно было надеть ленту или обруч. Широко распространены были кокошники и «сороки».

    Девушка в русском народном костюме всегда выглядела красиво и величаво. Свой яркий, женственный образ она дополняла бусами, серьгами, различными ожерельями и подвесками.

    На ножках русских красавиц можно было увидеть кожаные сапожки, коты, а также знаменитые лапти.

    Юбка и фартук в русском народном костюме

    Этот предмет женского гардероба на Руси появился значительно позже поневы. Понева отличалась тем, что ее полотнища не сшивались между собой, а юбка же сшивалась и собиралась на талии в поясок. Юбка имела особое значение в статусе женщины. Замужним девушкам позволялось носить юбку, открывающую ступни. Замужняя женщина всегда закрывала пятки. Полная женщина на Руси – считалась символом здоровья и достатка, поэтому многие девушки на праздники часто надевали несколько юбок, чтобы казаться пышнее. Фартук в русском народном костюме также играл немаловажную роль. Изначально он прикрывал платье во время работы. Затем передник стал и частью русского народного праздничного костюма. В этом случае он шился из белой льняной или хлопчатобумажной ткани. Фартук обязательно украшался роскошными лентами и вышивками.

    Источник

    Наиболее ярким и самобытным элементом любой культуры без преувеличения можно назвать народный костюм. По его покрою, особенностям отделки можно судить об укладе жизни, традициях, исторических и социальных процессах прошлых веков. А такой широтой образов и красочностью народных костюмов, как в Росси, пожалуй, не обладает ни одна страна в мире.

    История народного костюма России

    Народный костюм, женский в частности, не имел единой установленной формы для всех жителей России. Даже в пределах разных губерний отличался состав и крой костюма, цвет и ткани. В северных и центральных районах женщины, преимущественно, носили сарафаны, а в южных областях – поневу. Рассматривая эти два, исторически сложившиеся, вида одежды, можно сделать несколько обобщенное описание женского народного костюма России. Так сарафан пришел в Россию из Персии (в переводе с перского – почетная одежда) и впервые его одела жена Ивана Грозного царица Софья. Позже он (сарафан) полюбился и простому народу. Сарафан мог быть на кокетке, прямой или косоклинный. Под него надевали рубаху из отбеленного холста. В летнее время на сарафан могли надевать еще один широкий, маленький сарафанчик – летник или коротенька, епанечка. В прохладную погоду носили душегрею. Обязателен был головной убор – кокошник, кичка, сорока и другие. Девушки могли носить простую ленту или повязку. Народный костюм юга России представлен более древним видом одежды – поневой – распашной юбкой из трех, иногда пяти, не сшитых полотнищ, которая держалась на специальной тесьме – гашнике. Как правило, она шилась из полушерстяной ткани в клетку и богато украшалась тесьмой, лентами, вышивкой, пуговицами. По клеткам и цвету ткани поневы можно было определить не только губернию или уезд, но даже деревню, в которой жила женщина. А также ее статус – замужняя или вдова, по какому поводу надета эта одежда. Поневу надевали на рубаху с расшитыми рукавами и подолом.

    Непременным атрибутом одежды был фартук, который тоже по-разному украшали, особенно праздничный. В качестве украшения использовали вышитые, набивные или тканые узоры и орнаменты. Они несли в себе определенную символику: круг – солнце, квадрат – засеянное поле, и так далее. Орнаменты в народном костюме России служили также своеобразным оберегом от злых сил и вышивались там, где одежда заканчивалась и касалась открытого тела – на вороте, манжетах и подоле. Узоры в народном костюме России выполнялись шерстяными, льняными, шелковыми нитями, которые окрашивались природными красителями в синий, черный, реже коричневый, зеленый и желтый цвета. Белого цвета добивались путем выбеливания. Но преобладающим цветом в народном костюме женщин России был красный – цвет огня и солнца. Считалось, что этот цвет отпугивает темные силы. Особое внимание уделялось и украшениям – кольцам, браслетам, ожерельям, серьгам. Они тоже служили определенного рода оберегом, талисманом от нечистой силы и сглаза.

    Народные костюмы народов России

    Россия – огромное государство. Кроме самого многочисленного народа – русских, на его территории проживали и другие, более или менее многочисленные народы. И каждый из них имел свой костюм с самобытными узорами, техниками пошива. Накладывали отпечаток также климат и особенности быта определенных регионов. Так народы Сибири, занимавшиеся в основном оленеводством, охотой, рыболовством, для изготовления одежды использовали шкуры животных – лося, оленя, нерпы. Одежда, как правило, шилась в виде комбинезона или длинной меховой рубахи с капюшоном и была призвана максимально защищать от холода. А вот на Северном Кавказе и Дону женщины носили платья кубельком и штаны по типу турецких.

    Источник

    Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

    xvastunishka.us