Немного о себе энергичный – 16) Сэкида Кацуки (текст) «Практика дзэн» — ГЛАВА 16. НЕМНОГО О СЕБЕ — в электронной библиотеке неПУТЬёвого сайта Вишнякова Андрея

Загадка французского шарма или немного о Харизме

 

 Коко Шанель и Эдит Пиаф, Катрин Денев и Жульетт Бинош, Изабель Юппер и Кароль Буке … Все они и каждая в отдельности олицетворяют собой загадочный феномен «французской женщины», той самой, которая, не отличаясь невероятной красотой лица и волнующими изгибами фигуры, способна, при желании, свести с ума весь мир. Что же такого особенного в этих потрясающих выдающихся женщинах? Соблазнительный французский шарм? Невероятная сила обаяния? Таинственная искра, изюминка, притяжение, которые не объяснить словами, не пощупать, не взвесить, можно лишь почувствовать? В общем и целом, и то и другое, и третье! Каждая из этих женщин обладает невероятной харизмой, не влюбиться в которую просто невозможно.

 

В мире существует около 60 определений слова «харизма» и еще несколько десятков синонимов к нему, но, наверное, ни один из них не может быть точным до конца. Харизма не входит ни в одну общепринятую графу человеческих качеств – она никак не влияет на внешнюю привлекательность и не зависит от черт характера. Нужно ли «с харизмой родиться» или это качество – лишь результат личностной тренировки, мы попытались разобраться в клубе «Paris Chance». Итак:

 

Секрет загадочной внутренней «искры» разгадать не просто, тем не менее, специалисты уверяют, что харизма вполне поддается «тренировке», как «мускул», который нужно развивать и «качать». Вот 5 основных принципов, как это делать правильно?

 

1.      Для начала, запомните – женская харизма – понятие, гораздо более тонкое и многогранное, чем харизма мужская. Чтобы заслужить женские трепетные  вздохи и зависть друзей, харизматичному мужчине достаточно быть лидером и завоевателем по натуре, умеющим контролировать окружающих и управлять их мнением. Женщину же в подобной роли назовут скорее «солдафоном в юбке», а не харимзатичной особой, поэтому главный секрет для нас – уметь мастерски балансировать между образом уверенной в себе и твердо стоящей на ногах особы и Настоящей Женщины, игривой, романтичной, непосредственной, той, которая побеждает, сдаваясь мужчине.

2.      Истории о якобы исключительной красоте французских женщин – миф, вымысел и сказка. И тем не менее, в этот миф влюблен весь мир. Почему? Потому что француженки – не просто «sexy», они, что называется, по-настоящему «charmantes» — дословно с французского это слово переводится как «очаровательный», «обаятельный», иногда – «волшебный». И действительно, есть во французской харизме что-то от волшебства – от парижанок исходит таинственная светлая энергия, в них легко влюбиться, еще легче – попасть во власть их невероятного обаяния. 

Помните, вы по-настоящему харизматичны, если естественны и натуральны во всем – от внешности до эмоций.

 

3.      Харизматичные женщины независимы, жизнерадостны, уверены в себе, энергичны и позитивны. Тренируйте эти эмоции в себе ежедневно, как мускулы и не забывайте, что постоянные чувства обиды, жалости к себе и недовольства окружающими, раздражительность, суетливость и комплексы неполноценности разрушают вашу харизму, отбирают вашу внутреннюю энергию.

 

4.      Главное в харизматичной женщине – ее спокойное чувство собственного достоинства и неподдельное уважение к окружающим. Такая женщина всегда знает себе цену, ей невозможно навязать то, в чем она хотя бы слегка неуверенна, и это касается абсолютно всех областей – от моды и кухни до жизненных принципов. У нее есть вкус и свое мнение, пренебрегать которыми, она не стала бы не при каких обстоятельствах.

 

5.      Настоящая харизма – это легкое прикосновение, мимолетно брошенное слово, случайный взгляд… Особенно, взгляд –  как это ни банально, но глаза действительно зеркало души, и не стоит этим пренебрегать. Француженок называют самыми харизматичными женщинами на планете не зря – их взгляд доброжелателен, спокоен и исполнен неподдельной чувственности, немного отрешен и чуть-чуть загадочен. Француженки никогда не прячут взгляд, не глядят исподлобья, не хмурятся на прохожих и не «стреляют глазками». У них взгляд уверенных в себе женщин, женщин со стержнем. 

И напоследок – помните: «Пикантнее, пикантнее! И игривая улыбка! И вообще, пусть мужчины думают, что у вас всё в порядке!» Ни что так не привлекает сильный пол, как уверенная в себе женщина, которая находится в полной гармонии с самой собой. Такая женщина приковывает к себе окружающих невидимой эмоциональной нитью, очаровывая и околдовывая их силой своей харизмы.

www.paris-chance.ru

Энергия весной — 5 простых способов стать энергичнее

Доброго вам времени суток, мои любимые читатели! Общеизвестно, что весной наш энергетический потенциал оставляет желать лучшего – организм ослаблен авитаминозом, зимней малоподвижностью и недостатком солнечных лучей. Энергия весной необходима нам, как воздух. Где её взять и как стать бодрее с помощью простых действий?

Кстати, этот вопрос актуален и для худеющих. Ведь чтобы обрести стройность, тоже нужна энергия.

И вот те элементарные действия, которые помогут вам стать энергичнее.

к оглавлению ↑

Как стать энергичнее весной? Больше солнца!

Первое, что вы можете сделать для улучшения самочувствия и увеличения активности – почаще бывать на солнце. Это сильно повышает настроение и ваш тонус, к тому же существенно снижает аппетит.

Кстати, витамин D, именуемый ещё солнечным витамином, помогает нам похудеть. Он положительно влияет на обмен кальция в организме, который улучшает работу мышц, а так же на гормон насыщения лептин.


к оглавлению ↑

Бодрость с утра: тонизирующий душ

Поможет поднять энергетический потенциал и контрастный душ. Только не пугайтесь! Я предлагаю вам не классический контрастный душ с чередованием холодной и тёплой воды, а более мягкий вариант, который может применить каждый.

На самом деле достаточно перемены очень тёплой и слегка тёплой воды — тонизирующий эффект будет не меньше. Для его получения достаточно 7-10 переключений крана.

К слову, такой душ ещё и закаливает организм (рекомендую его как самый лёгкий способ закаливания). Главное условие для этого — постоянство. Обязательно делайте мягкий контрастный душ ежедневно! Снижение температуры тоже способствует закаливанию, но в данном случае оно вторично.

к оглавлению ↑

Витамины весной — долой авитаминоз!

Если бы я писала эту статью года два назад, то порекомендовала бы вам принимать витамины. Сейчас же, как говорят именитые врачи, «витамины не в моде». Представьте, их не назначают даже беременным,  обосновывая это большой нагрузкой на печень.

Но весной потребность в витаминах самая острая, и из-за их нехватки организм может просить у вас определённой пищи (появляется так называемая тяга). Как же поднять свой тонус и снизить вероятность появления ложного голода, не принимая поливитамины?

  • Во-первых, сделайте смесь из сухофруктов и мёда. Эта смесь содержит огромное количество витаминов и микроэлементов, нормализует пищеварение и улучшает состояние кожи (нам ведь нужна не только стройная фигура, красивая кожа тоже не помешает).

Итак, рецепт: возьмите курагу, чернослив, изюм, мёд, грецкий орех и лимон в равных пропорциях. Вымытые и просушенные лимон, сухофрукты и грецкие орехи пропустите через мясорубку, добавьте мёд и размешайте. Смесь храните плотно закрытой в холодильнике.

Ешьте утром (желательно натощак) по 1 столовой ложке. Это может быть для вас завтраком. Кстати, калорийность столовой ложки такой смеси —  около 100 калорий.

Если добавите к ней овсяные хлопья и тёртое яблоко, получите салат красоты. Название говорит само за себя.

  • Во-вторых, заваривайте в термосе плоды шиповника или хотя бы просто добавьте их в заварочный чайник к обычному чаю.

Для избавления от авитаминоза можно пить и травы. Лучше не лекарственные (их всё-таки должен назначать врач), а общеукрепляющие – например, лист чёрной смородины или иван-чай. Кстати, почитайте о пользе иван-чая – удивительное растения для оздоровления организма и поддержания его в тонусе.

  • В-третьих, ешьте свежую зелень. Но не ту, что продаётся в магазине – не поленитесь вырастить её самостоятельно.

Весной достаточно поместить луковицу в стакан с водой, поставить на окно, и через неделю вас уже будет радовать первая зелень. Достаточно всего 2-3 пёрышка зелёного лука в день, чтобы покрыть дефицит витамина С. Пользуйтесь!

к оглавлению ↑

Источник бодрости весной — простые движения

А этот способ повысить уровень энергии универсален для любого времени года. Он работает, хоть весной, хоть осенью, а эффект от него превосходит любое ожидание. Я говорю о движении.

Клонит ко сну? Сделайте 15 приседаний.

Устали умственно работать? Помашите ногами и руками.

Ничего не хочется, кроме сладкой булочки или шоколадки? Побегайте (пусть даже на месте) минуту-другую.

Сон как рукой снимет, мозг «воспрянет», усилится концентрация и внимание, а о булочке забудете, как о страшном сне. Проверено!

Рекомендуется повторять при каждой мысли о булочке или подобных симптомах 🙂

к оглавлению ↑

Гарантия отличного самочувствия — здоровый сон

В весенний период постарайтесь ночью спать больше хотя бы на 1 час, либо ввести короткий дневной сон. Помогут набраться сил даже 20 минут сна!

Более того, дневной сон такой продолжительности даже лучше длительного – он не делает человека разбитым, при этом хороший отдых гарантирует.

И не забудьте взять в союзники будильник – лучше всего просыпаться под звуки природы (пение птиц, шум морских волн или звук летнего ливня). Выберите для себя «природную мелодию», и ваше пробуждение будет всегда приятным.

Словом, чтобы стать энергичнее весной, надо лишь немного себе помочь. Позаботиться о себе. Начать себя любить. Ведь весна – самое время для любви 🙂 Будьте здоровы, красивы и энергичны это весной, и всегда!

mygrace.ru

Немного о себе

Родители назвали меня Евгением. Русский, родился и вырос в Москве в спальном районе на юго-востоке города. Мне 35 лет, я женат и у меня трое детей.

Отец инженер, кадровый военный, офицер РВСН в запасе. Мама учитель русского языка и литературы. Один дед, по маме, был серьезно ранен в финскую, но всю жизнь, до 80 лет, работал, вырастил с бабушкой (она тоже учительница) восьмерых детей. Другой дед, по отцу, был военным летчиком. Воевал на истребителях. Прошел войну и остался жив. Был награжден медалями и орденом красной звезды. А прапрадед, говорят, быка кулаком убивал. Стандартная семья.

Учился в обычной советской школе. Детство и юность выпали на 90-е — октябрята, пионеры, хулиганы, ботаники, лохи, гопники и панки, — ровесники и кто постарше все это помнят. Дрались улица на улицу, район на район, пригород на город.

Окончил школу, институт, поработал госчиновником, затем на различных должностях в крупных холдингах (естественных монополиях). Карьера удалась. В 26 уже был финансовым директором проектного института и строительной корпорации, а к 30 годам стал генеральным директором и совладельцем крупной подрядной организации, имел несколько собственных бизнесов. Было все — связи, знакомства, деньги и все вытекающие…

И вроде всё есть, а вот незадача, — смысла нет. Знаете, когда ты отчетливо осознаешь, что смысла нет, чувствуешь себя очень паршиво. Безысходность. Остальное уже не важно, и не нужно.

Слава Богу, — всё это в прошлом.

У каждого своя история прихода к Богу и покаянию. Но всех роднит одно – каждый на вопрос «как ты пришел в Ислам» ответит: «Господь привел». И это не заученная фраза. Это правда. Если хорошо задуматься, вспомнить свой путь, опустив детали, четко понимаешь, что все время твоих скитаний, безобразий, метаний, Господь терпеливо и бережно вел тебя, защищал, давал тебе попробовать все что ты захочешь, каждый раз показывая тебе и обратную сторону медали, и ждал. Ждал тебя. А когда тебе стало невмоготу, и ты застонал от осознания пустоты и бессмысленности своего существования, Он явил тебе Свою бесконечную милость и показал тебе Путь.

Что для меня изменилось с тех пор, как я принял Ислам? Всё и ничего.

Полностью и необратимо изменилось мое восприятие себя и окружающей действительности. Это трудно объяснить словами. Это на уровне ощущений. Если коротко – я свободен! Помните у «Арии»? Вот именно так.

А в повседневной жизни не изменилось почти ничего. Все мои страхи оказались ложными. Друзья и партнеры по бизнесу отреагировали спокойно, скорее даже безразлично – ну хочет человек, его дело. Уважение со стороны партнеров только выросло. С удивлением заметил, что партнеры, христиане, иудеи, светские люди, искренне рады помочь мне, когда я, находясь на переговорах, при наступлении времени намаза прошу выделить место для молитвы и извинить меня на несколько минут.

Как я сейчас живу? Теперь хорошо, хвала Господу. У меня любящая жена, трое детишек, живы родители, еще больше друзей, еще больше возможностей в бизнесе. Я больше не отдаю всего себя «делу», это дело работает на меня, причем делает это лучше чем раньше, когда я «вкладывал в него душу». И главное, теперь я знаю кто я и зачем. А душа только для Бога. И для наших близких.

bigbadabum.ru

16) Сэкида Кацуки (текст) «Практика дзэн» — ГЛАВА 16. НЕМНОГО О СЕБЕ — в электронной библиотеке неПУТЬёвого сайта Вишнякова Андрея

16) Сэкида Кацуки (текст) «Практика дзэн» — ГЛАВА 16. НЕМНОГО О СЕБЕ — в электронной библиотеке неПУТЬёвого сайта Вишнякова Андрея — неофициальный сайт Ки Айкидо Москвы

Сэкида Кацуки

 

ГЛАВА 16. НЕМНОГО О СЕБЕ

Когда мне было тринадцать лет, я испытал переживание, которое, можно сказать, предопределило главное напряжение моей жизни, В этом возрасте мы находимся на пороге юности. Мы все еще сохраняем свежие воспоминания о чудесной стране детства, но в то же время деятельность сознания уже почти полностью развита.

Переживание произошло на уроке каллиграфии. Учитель, своеобразный художник, был очень мягким в обращении и не особенно беспокоился о дисциплине и порядке. Он спокойно ходил среди детей и учил каждого в отдельности. Когда у него было хорошее настроение, он брал кисть у какого-нибудь ученика и выписывал великолепный образец каллиграфии; это всегда очень нравилось детям. В таких случаях дети, сидящие около его стола, толпились вокруг него, тогда как проказники, сидящие подальше, пользовались случаем и выкидывали всевозможные шутки. В тот день они были особенно непослушны. Я хотел полностью отвлечься от них и старался намеренно сосредоточиться на своей работе. К счастью, мое место находилось в углу, и я довольно легко смог это сделать. Оглядываясь назад, я понимаю теперь, что мое дыхание во время каллиграфии естественно напоминало дыхание во время дзадзэн, особенно «бамбуковый метод». Прежде чем я осознал это, шумная суета класса, как во время сна, куда-то исчезла. Затем, должно быть, наступил момент, когда я ничего не видел и не чувствовал. Не знаю, как долго длилось это состояние, но период полного забвения себя и всего окружающего, несомненно, продолжался некоторое время.

В глубоком безмолвии — представьте себе давным-давно покинутую вавилонскую башню; на ее развалинах, освещенных светом звезд, впервые за много веков появился случайный путешественник из далекой страны, со своим посохом, спутником одиноких скитаний, он бродит по руинам, и его сердце переполнено сильными эмоциями, — в вечном молчании полуночной тишины я пришел в себя, как бы случайно пробудившись, и увидел, что на моей парте лежит образец каллиграфии, отчетливый и прекрасный, выполненный черной тушью на белой бумаге. Одно мгновение я пристально рассматривал его, а потом внезапно почувствовал гораздо более прекрасное состояние бездонной душевной тишины и спокойного дыхания, которое захватило все мое существо; меня охватили глубокие чувства.

Когда-то китайский Рип Ван Уинкл забрел в легендарную страну Персикового Источника и обнаружил там древних людей, сохранивших мифологическое сознание; они дожили в этой уединенной местности до наших дней.

Вокруг царило совершенное спокойствие, горы и долины были покрыты цветами. Должно быть, это произвело на него сильное впечатление, — и вот такое же ощущение испытал и я в тот момент, когда впервые пришел в себя.

Я чувствовал, что не должен двигаться, чтобы не нарушить состояния покоя тела и ума. Я знал, откуда появились эти покой и безмолвие: они пришли из моего тела, которое утратило свои обычные ощущения. Где были мои ноги? мои бедра? мое туловище? Я знал, что сижу на столе, но не ощущал этого. Обычное чувство тела — фактически ощущение собственного существа — не возвращалось. Именно эта утрата ощущения породила безмолвие и покой ума и тела. Рука, державшая кисть, медленно двигалась сама по себе. Наиболее важное обстоятельство заключалось в том, что мне нельзя было поворачивать голову ни вправо, ни влево: это я ощущал инстинктивно.

Когда в конце урока зазвенел звонок, я не мог понять, что со мной будет. Я сумел встать без труда, но тут же с большим сожалением обнаружил, что состояние спокойствия меня покидает.

Это переживание породило во мне страсть, и на следующем уроке каллиграфии я намеренно пробовал вновь попасть в эту легендарную страну. Я бессознательно чувствовал, что для вызывания такого же эффекта мне не следует двигать телом, знал я и о том, как важно задерживать дыхание и снижать до минимума телесные ощущения. Мне было известно, что нужно как бы усыпить кожу; помня о недавнем детстве, я умел манипулировать телом, кожей и дыханием. Ребенок, играя в прятки, скрывается за занавеской, затаив дыхание, и инстинктивно практикует дзадзэн.

Часто бывает трудно повторить то, что произошло случайно, особенно если мы стараемся это сделать намеренно. Случай — это гений. Чудовища, нарисованные потоками дождя, или утолщения в ткани дерева могут оказаться замечательными произведениями искусства, однако подражать им обычно бесполезно. Попытки оживить мою мечту о легендарной стране, предпринимаемые мною каждый раз, когда я оказывался в классе каллиграфии, иногда казались в некотором роде удачными, но обычно они приносили лишь частичный успех. Это вызывало возражение. Тогда я изменил свой план и, найдя уединенное место на берегу ручья, стал ходить туда каждый вечер. Следуя мудрости, также усвоенной случайно, я смотрел на вечернюю звезду.

Я стоял неподвижно, затаив дыхание, с напряженным вниманием, не двигая плечами и шеей, как будто превратившись в статую. Была поздняя осень. Тихий воздух спокойного вечера окутывал кожу моего лица и всего тела; этого было достаточно, чтобы замедлить умственную и телесную деятельность. В ушах, шее и щеках возникло какое-то музыкальное ощущение, напоминавшее дрожь; постепенно оно распространилось на все тело. Затем появилось ощущение отключенности — мои конечности исчезли. Спокойствие, подобное глубокой ночи, слилось с уединением вечера и наполнило все мое существо. В то время я не имел понятия о дзадзэн, но когда я таким образом стоял, это было прекрасным случаем самадхи.

Постепенно сгустились сумерки, стало совсем темно, над покинутым лугом послышался тихий звук приближающихся шагов. Шорох… Мне показалось, что прошел какой-то человек с собакой, и я пришел в себя, подумав, что наступило время идти домой. Я начал осторожно двигаться, проявляя величайшие старания, что-бы не потревожить невозмутимый покой самадхи, медленно и не-iторопливо сделал шаг и направился домой. Существовала полная гармония с покоем темнеющих холмов и долины; это был континуум ежесекундного безмятежного счастья.

Приблизительно с того времени в мой ум стало прокрадываться некоторое презрительное чувство по отношению к миру людей; оно постепенно овладело мною. Обманчивая жизнь взрослых казалась отвратительной; чудесный мир пасторальной поэзии, резко (противоположной мирской жизни, возникал в уме, как приятное воспоминание. Однако, к моему сожалению, когда я стал старше, я почувствовал, что легендарная Страна Персикового источника покидает меня. Много раз я оглядывался назад и старался вновь уловить прошедший сон.

С одной стороны, мне хотелось удержать свою мимолетную весну, с другой — меня отталкивал мир взрослых людей, мир борьбы и обмана. Я дал клятву никогда не позволить себе вступить в этот мир лжи и алчности, никогда не запачкаться ими.

Но что же произошло в действительности? «Когда три части тела покрылись волосами, ты не слушаешь родителей». Случилось не только это: я не слушал также собственного внутреннего голоса. Подрастая, я забыл о своем отвращении к обыденной жизни и рабски погряз в ней. Я предавался всевозможным порокам: бессердечию, жестокости, ненависти, воровству, обману, лести.

В это время я притворялся человеком твердым, храбрым и надменным. А на самом деле я был трусом и до ужаса боялся смерти. Фактически страдал от невроза, но не осознавал этого, так как был полностью поглощен болезнью. Во сне и в состоянии бодрствования меня все время занимала мысль, что когда я умру, я превращусь в прах и от меня ничего не останется. Это было состояние глубокого отчаяния, и я не знал, что с ним делать, где искать спасение. Мы можем найти выход почти из любого положения, но проблему смерти решить не можем.

Кажется, я испытывал жестокие мучения даже во сне — и просыпался по утрам совершенно разбитым. В самый момент пробуждения, не давая мне ни секунды передышки, в ушах начинал звенеть голос: «Ты должен умереть!» Внезапно я чувствовал, что задыхаюсь, сердце мое бешено колотилось. Я жил будто в атмосфере непрерывного воздушного налета; это была психологическая война страха.

Разве я родился для того, чтобы испытать такую мучительную боль? Этот мир казался мне настоящим адом. Я поражался, когда видел людей, которые живут, ни о чем не тревожась. «Разве вы не чувствуете страха при мысли о смерти?» — напряженно расспрашивал я одного старика, неплохо разбиравшегося в жизни. «Я уже потерял свои зубы, — отвечал он, — я еле вижу, мои волосы можно пересчитать. Я уже отправил к месту назначения все мои пожитки…» Какая глупость! Не будьте лжецом и признайтесь в своей действительной тревоге! Я чувствовал, что мне хочется заставить его признаться во всем. Когда-то я был преданным христианином; дрожащими руками я открывал Библию. Если бы только я сумел вновь обрести веру, которая давала мне чувство безопасности. Но, увы! она давно исчезла.

В глубокой древности, еще задолго до нас, жили писатели и мыслители, обладавшие чистой христианской верой. Но они один за другим утратили ее, а когда это произошло, умерли мучительной смертью. Современные интеллектуалы — это проклятый народ.

Украдкой я садился, скрестив ноги, чтобы практиковать дзадзэн. У меня не было учителя, и я сам нашел свой способ сиденья. Однако, как это ни странно, я обнаружил, что мой ум начал успокаиваться. Случайные мысли приходили и уходили, но беспокойство ума, которое вызывало у меня смущение, уменьшалось, как будто рассеивался какой-то туман, и чувства получали облегчение, хотя сам я не знал, почему это происходит. Я подумал, что дзадзэн мог бы умиротворить мои нервы. Такое случайное предположение, кажется, было правильным. Гораздо позднее у меня появилось время подумать о теории дзэн, но, на мой взгляд, дзэн -не философия и не мистика. Это просто практика переустройства нервной деятельности. Иначе говоря, практика дзэн восстанавливает нормальные функции в расстроенной нервной системе. И следовать ей нужно добросовестно.

Я узнал, что по приглашению общества мирян, изучающих дзэн, нашу местность собирается посетить выдающийся мастер дзэн, настоятель главного храма дзэн в Киото. Я узнал также, что в этом храме должен состояться сэссин, и отправился туда, чтобы принять в нем участие. Я прибыл в Киото вечером накануне сэссин. На следующее утро, по звону колокола, я соскочил с кровати в четыре часа утра, убрал постель и быстро оделся. Вскоре началась утренняя служба, а после нее монах мне велел идти в комнату роси для докусана.

Я прошел по длинной, едва освещенной веранде, одна сторона которой, кажется, выходила в сад. С другой стороны были размещены темные комнаты, все они были закрыты. Я подошел к крыльцу, поднялся на него и вошел в переднюю; было темно, так что я с трудом нашел дорогу. В конце комнаты виднелась одна из скользящих дверей, она была открыта и вела в следующую комнату — как бы приглашая меня войти. Казалось, что в этой огромной части здания нет ни одной живой души, в то же время все как будто наблюдало за мной. Следующая комната находилась чуть повыше. Я вошел в нее и увидел, что она слегка освещена. Мне было сказано, что в этой комнате я увижу роси. Тщательно осмотревшись, я заметил, что кто-то сидит под альковом, как бы погруженный во тьму. На этого человека падал тусклый свет, делая его фигуру еле различимой.

Я совершил перед роси формальные поклоны и сказал, что я -начинающий и прошу его дать мне наставления. До этого момента глаза роси казались почти закрытыми, но сейчас они слегка приоткрылись и взглянули на меня. Никогда не забуду движения его глаз и излучаемого ими света. Они обладали самостоятельной жизнью. Это были нечеловеческие глаза, глаза самадхи. Затем они еще раз закрылись, и тогда я услышал слова роси: «Работайте над звуком одной ладони!» Он спокойно поднял руку вверх и держал ее некоторое время. В этом и содержался его совет. Не существовало никакой индивидуальной сделки, его действие имело целью соприкосновение с человеческим страданием. Иначе говоря, рука протягивалась из самадхи. Предполагалось, что человек коснется ее, примет помощь, и тогда все пойдет хорошо. Встреча оказалась краткой, но содержала нечто убедительное; я почувствовал себя водителем, которому на перекрестке указали нужное направление.

На рассвете был подан завтрак. Все окружающее как бы освежало меня, в особенности слабый звук ручного колокольчика, которым звонил старший монах; этот звук проникал в глубину сердца. После завтрака у нас было немного свободного времени. Я зашел в уединенное святилище под названием Тайси-до, посвященное древнему учителю буддизма Кобо Дайси, основателю многих элементов японской культуры. Этот храм посещали паломники. Я сел в углу комнаты для дзадзэн и просидел без перерыва до времени второго завтрака.

Наше первоначальное намерение высоко ценится в дзэн, потому что оно обладает энергией и напряженностью. В моем случае это оказалось совершенно правильным. С первого же мгновения первого дня сандзэн, или изучения дзэн, я как будто вступил в своеобразное устойчивое самадхи, которое длилось до звука гонга на второй завтрак. Тогда я пришел в себя. Стояло раннее утро, было одиннадцать часов. В комнату врывался прохладный юго-восточный ветер, и ряды бумажных фонариков, оставленные в храме странниками, весело качались в струях воздуха. При виде этого я. почувствовал головокружительные вибрации, похожие на толчки землетрясения. С невероятным ревом все холмы, долины, храмовые строения и святилище вместе со мной стали проваливаться в бездну. Даже летящие птицы падали на землю со сломанными крыльями.

Я увидел, как вдоль по набережной, преграждавшей доступ прибою, прокатился камень, от его толчка берег раскололся, и сотни тысяч тонн воды устремились на улицы города. Зрительные вибрации, возникшие при виде качающихся фонариков, вызвали вихрь в моем мозгу, наплыв внутреннего напряжения. Разрыв дошел до самой глубины, и это дало возможность наплыву внутреннего напряжения беспрепятственно проявиться. Чем сильнее давление, тем больше разрушения. С древнейших времен руководители дзэнских монастырей прилагали всю свою изобретательность, чтобы создать у изучающих наивысшее внутреннее напряжение. Они утверждают, что из «великого сомнения» возникает великое сатори, и поощряют изучающих к постоянному сомнению.

В моем случае ужас смерти довел меня до невыносимого состояния. Преступнику, осужденному на смерть, некуда бежать, сколько бы он ни плакал и ни кричал. Я не был в состоянии вспомнить, какое преступление я мог совершить в прошлой жизни, но страдания мои были чрезмерны. Если Бог действительно создал мир, подобный этому, мне оставалось только проклинать Его с неподдельной злобой. Однако в уголке моего ума возник луч надежды, когда я впервые подумал, что дзадзэн мог бы оказать мне помощь в успокоении нервов. У меня было предчувствие, что существует какое-то средство спасения. И в дисциплинированной структуре сэссин, в формальном сидении мне открылся путь в глубинные сферы ума, и я вступил в самадхи.

Такое вступление в самадхи абсолютно необходимо. Самадхи есть очищение сознания, а когда сознание очищено, освобождение фактически уже завершено. В тот момент, когда я увидел качающиеся фонарики, скатился вниз один из камней набережной, и это было первым признаком присущего ей саморазрушения; в тот же момент мое сознание преобразилось; оно стало пробуждаться.

На этой стадии оно не понимает «как» или «почему», а внезапно обнаруживает, что освободилось от всех своих прежних мучений. И когда сознание ощущает свое освобождение, его охватывает ошеломляющий восторг.

Человеческая энергия — это просто энергия. В зависимости от того, как установлены трубы и на какой из них открыты краны, эту энергию можно превратить в экстаз, гнев или смех. В то мгновение, когда человек достигает кэнсе, кран широко открыт, и чистая вода бесконечным потоком вырывается наружу. В духовной сфере это вызывает ощущение ошеломляющей радости, а в физической — ускоренную циркуляцию крови тела. Согласно традиции утверждают, что в случае кэнсе разрядка внутреннего напряжения будет продолжаться три дня; человеку, переживающему действие кэнсе, рекомендуется спокойно лежать. Принимая во внимание перенесенные перед этим муки, кэнсе и следующий за ним период можно сравнить с периодом выздоровления после болезни.

Но вернемся к моей истории: гонг ко второму завтраку продолжал звонить, как будто его привели в движение качающиеся фонарики. Я встал на ноги и, все еще как во сне, медленно зашагал, подобно человеку, выздоравливающему после долгой болезни. Я подошел к крытому проходу, который соединял святилище с главным зданием, пересек похожий на мостик переход и вошел в главный зал. Все безмолвствовало,~в зале не было ни души, потому что люди ушли в столовую. Внутренняя часть зала была погружена во мрак, и я мог видеть черное и блестящее седалище Будды. Из-за расшитого занавеса виднелись золотые цветы лотоса. На постаменте лицом к югу стояло изображение Пиндолы. Как бы привлеченный им, я подошел ближе и стал напротив. Оглянувшись в сторону храмовых ворот, я увидел там двух паломников, оба лежали, опустив головы на каменное основание столба. Пиндола также смотрел на них. Они находились, пожалуй, шагах в ста от портика, где стоял я. Широкий и сухой фундамент храма сверкал в полуденном свете, и фигуры паломников живо и рельефно были очерчены на нем, как на экране. Они казались отцом и сыном.

«Эти отец и сын — прокаженные», — отчетливо произнес Пиндола прямо в мое ухо, как будто пытаясь убедить меня в правоте своих слов. Дело происходило пятьдесят лет назад, к тому времени все больные проказой были помещены в лечебницы, откуда не  разрешалось свободно выходить. Но десятилетием раньше, когда я был очень молод, их еще можно было встретить: надеясь исцелиться от своей ужасной болезни, они стали паломниками; у некоторых больных проваливались носы, вытекали глаза, и вид их не мог не волновать. Воспоминания об этом, должно быть, в данном случае всплыли в моем уме. Сознание часто устраивает самому себе подобные представления.

«Что ты сейчас чувствуешь? — продолжал тот же голос. — Это прокаженные. Если ты в самом деле просветлен, ты должен выработать в себе сердце Бодхисаттвы Каннон. Ты должен подойти прямо к отцу и сыну, быть добрым к ним, искренне утешить их. Подобно императрице Коме, ты можешь ртом отсосать гной язв, Способен ли ты на это?»

Именно для того, чтобы задать мне такой вопрос, голос сообщил мне сперва, что эти двое — прокаженные. В подобных случаях сознание обращается к самому себе, как чуждый голос. Здесь нет ничего необыкновенного, каждый знает аналогичные случаи, например, из своих сновидений, как это обстоятельно установил Фрейд. Когда голос спросил меня, могу ли я сделать то, что сделала императрица Коме, мой ум заколебался вопреки мне самому и я бессознательно отшатнулся. Вместе с тем я явственно ощущал, что все происходит внутри меня самого. Это было мгновенным предательством самого себя, которое я не мог отрицать. «Тогда ты не просветлен?» — спросил голос. Я мог только склонить голову и сказать: «Нет, господин, не просветлен».

Естественно, я был уверен, что если только я достигну кэнсе, тайна вселенной, проблема жизни и смерти будет решена раз и навсегда в одно мгновение. Отсеките эту руку! Отрубите ноги! Если даже в такой момент будет отнята самая моя жизнь, я не опечалюсь, потому что я узнал тайну! Откуда я появился, куда пойду, истинная природа реальности, вечная жизнь и все остальное — все это можно будет понять так же ясно, как картину. Так я представлял себе все дело. Однако в тот момент мне ничто не было ясным. В самой глубине души я смутно чувствовал, что «все осталось неясным». А потому и появилось это мучительное переживание, происходил как бы перекрестный допрос, обвинитель вел предварительное расследование. Оба — и обвинитель, и обвиняемый — были продуктами моего собственного сознания.

Некоторые психически больные люди жалуются на то, что находят внутри себя двух субъектов. Сознание течет, образуя континуум предыдущего нэн, сменяемого последующим, и в том факте, что первый задаст вопрос, а второй отвечает, нет ничего таинственного. В этой связи о больном психическим расстройством можно сказать, что он обладает более высокой и острой чувствительностью, чем обычный человек. В обычном уме неколебимо господствует привычный способ мышления, который приспосабливает впечатления каждого момента к структуре своего познания, чтобы стабилизировать свое постоянное индивидуальное «я».

В моем переживании в портике (когда логика на время перестала действовать) в глубинной части моего ума, говорил голос: «Хотя ты начинаешь думать, что получил кэнсе, фактически ты ничего не знаешь».

Но что бы там ни было, как иначе мог я объяснить то импульсивное, радостное чувство, которое било ключом внутри меня? Пусть обвинитель и защитники говорят все, что им угодно, душа моя была полна радости. Я отдавался этому чувству охотно, не размышляя. Все, что я видел, производило на меня яркое впечатление. Паломники шли в храм, можно было видеть, как они поднимаются в помещение, где им давали амулеты. Люди молча шли под палящим солнцем. Священнослужитель ставил на амулет печать храма. Все было спокойно. Холмы, густо поросшие лесом, высившиеся за храмом, и далекое пение цикад создавали впечатление полной тишины. Паломники брались за свои посохи и уходили. Это было необычайное зрелище, которое, подобно некоторым кинофильмам, виденным мною в детстве, произвело на меня неизгладимое впечатление.

Днем один молодой человек пригласил меня пойти искупаться. Измученной жертве страха смерти, какой был я, мысль о купании в море внезапно показалась привлекательной, и мы немедленно отправились. Я оставался в море что-то около часа. Когда пришло время возвращаться, я обнаружил, что кристально чистое и радостное чувство, наполнявшее меня до этого момента, полностью исчезло — как будто мое тело потихоньку подменили и оно стало затхлым, грязным, похожим на джутовый мешок. Никогда в жизни я не чувствовал так ясно, какая разница существует между чистотой тела и находящейся бок-о-бок с ним его посредственностью; побранив себя, я сказал, что заслуженно наказан, потому что спутал игру с серьезным занятием дзадзен.

Электронная библиотека - http://ki-moscow.narod.ru — неПУТЬёвый сайт Вишнякова Андрея

Некоторым читателям эта идея чистоты тела и его отличия от рутинной посредственности покажется нелепой, но если вы переживете кэнсе, вы поймете, что я имею в виду. Невозможно просто объяснить, что такое чистота и что такое посредственность; но и то, и другое — ощутимые состояния, действительно переживаемые телом. В тот момент я отчетливо чувствовал заурядность своего тела. Неземной, чистый восторг, существовавший час назад, исчез, не оставив никаких следов, и раскаиваться было бесполезно.

Гораздо позже я пришел к пониманию того факта, что чувство радости и чистоты тела было продуктом интуитивного действия первого нэн. Каким глубоким оно было! Вам необходимо просто пережить его! Однако пока я качался на волнах, его глубина и свежесть рассеялись. Я вернулся в храм полным сожаления. После лекции роси и ужина началась вечерняя практика дзадзэн. С нетерпением ожидая ее начала, я старался воскресить воспоминание об утреннем радостном чувстве.

В конце концов, все это было не более чем умением правильно обращаться с дыханием, кожей и животом. Пережив такое состояние однажды, вы сможете довольно легко найти путь к его повторению. Первоначальный неглубокий вдох, а затем тихий мягкий выдох, полный чистой эмоции, — этот вид дыхания появляется естественно, когда вы полны внутреннего вдохновения. Я уже достаточно подробно останавливался на этих процессах, но, пожалуй, меня можно будет извинить за то, что я повторяю здесь некоторые пункты. Если, сидя в позе для дзадзэн, вы будете удерживать свое дыхание в пределах дыхательного горизонта и почти остановите все движения дыхательных мускулов, ваше тело окажется приведенным к неподвижности. И когда вы выдвинете вперед живот, а ягодицы отставите назад, плечи опустятся, их напряжение ослабеет. Если же расслабятся плечи, вслед за ними расслабятся все мускулы верхней части туловища. Они окажутся в состоянии умеренного или незначительного напряжения. Подобно тому как для автомобиля или самолета существует оптимальная скорость, так и мускулы могут принять предпочтительное состояние уравновешенного напряжения; именно это мы называем спокойным напряжением.

Чувство нашего телесного существования поддерживается различными импульсами, возникающими в коже и мышцах. При отсутствии этой стимуляции исчезнет ощущение существования тела. Иными словами, если во время дзадзэн вы постараетесь держать тело неподвижным, ваше дыхание самопроизвольно станет задержанным. Затем появится некоторое ощущение покоя и умиротворения сначала вокруг наиболее чувствительных частей тела: в районе лба, щек, ушей, рук и кистей, далее оно распространится на грудь и спину. После небольшой практики вы скоро заметите особую, как бы музыкальную вибрацию, напоминающую дрожь, которая сопровождается ощущением покоя. Это состояние можно назвать усыплением кожи, из него естественно возникает чувство отключенности. Оба чувства — чувство покоя и чувство отключенности — тесно связаны друг с другом, они отделены одно от другого лишь на волос. Кожа обладает своими собственными эмоциями, она играет роль губ всего тела, тогда как брюшные внутренности представляют собой вместилище духа. Таким образом, кожа эмоционально отражает внутреннее состояние мускулатуры и органов брюшной полости. В то время, о котором я пишу, конечно, мне все это было недостаточно хорошо известно и я мог лишь смутно об этом догадываться. Я сосредоточился на своем утреннем переживании и постарался еще раз оживить его. В конце концов мне удалось восстановить это радостное чувство.

Дзэнская литература говорит нам, что чувство радости, которое сопровождает кэнсе, длится не менее трех дней. Сказать по правде, я хотел привести себя в соответствие с традиционным образцом. Когда я видел, что радость слабеет, я пользовался своими дыхательными приемами, чтобы оживить ее. В течение приблизительно трех дней дела шли хорошо, как я и надеялся. Но постепенно сильное внутреннее напряжение истощилось, и я почувствовал, что поддерживаю его искусственно. Я ощущал возросшую нагрузку на сердце, как это бывает, когда мы пытаемся насильно пробудить в себе эмоции. «Довольно мелких фокусов!» .- подумал я — и решил сделать новый шаг и предпринять новое наступление на абсолютное самадхи. Таким образом моя трудная практика в дзадзэн возобновилась. Иногда я обнаруживал, что как будто приближаюсь к абсолютному самадхи, а иногда видел, что мне препятствуют блуждающие мысли. Дело казалось нелегким; выяснилось, что, будучи юношей с чрезвычайно активным сознанием, мне трудно вновь обрести тот мир, в котором я жил ребенком.

Если бы только в те дни я знал, как обращаться с телом и умом, я был бы избавлен от всех своих трудностей. Потребовалось тридцать лет, прежде чем я начал чувствовать, что как будто достиг небольшого понимания дзэн. Почему же так случилось? Все дело заключалось просто в отсутствии организованного метода и теории. Я знаю, что в прежние времена последователи дзэн не распространялись о технике дзадзэн. Они посвящали себя исключительно простому способу сиденья и в течение пяти или десяти лет непроизвольно вырабатывали свой метод. Этот способ практики оказывался для них действенным, потому что был их собственным. Однако их возмущала даже мысль о том, что они являются всего лишь мастерами какой-то техники, и потому о своих методах они говорили неохотно. Даже теперь с трудом отмирает идея того, что дзадзэн можно освоить лишь после многих лет упорного и, по-видимому, бесплодного труда. Некоторые монахи любят уединяться в горах или отдаленных местах, поститься, подвергать себя дисциплине и переносить всевозможные трудности. В этом есть своя романтика, и в какой-то мере она привлекательна. Однако, несомненно, нет основания для того, чтобы нам теперь отказываться от знакомства с некоторыми главными элементами техники дзадзэн и от их использования, от быстрейшего достижения способности вступать в состояние абсолютного самадхи. Приучив себя к этому состоянию, можно и забыть технику: конечно, не следует становиться ее рабом.

Мы вступаем в абсолютное самадхи, когда достигнуты как состояние отключенности, так и состояние растворения ума и тела. Тогда мир и безмолвие Гималаев наполняют все наше существо. Однажды, находясь в этом состоянии абсолютного безмолвия, я случайно открыл глаза. У меня была привычка сидеть с полуоткрытыми глазами, но на этот раз я, должно быть, закрыл их и не обратил на это внимания. Был вечер, и несколько деревьев в саду отбрасывали на землю длинные тени. Бессознательно я не мог оторвать глаз от этого зрелища, оно заключало в себе что-то привычное с самого детства, но теперь я видел все глазами художника. Иными словами, ребенок воспринимает пейзаж инстинктивно, я же теперь смотрел на него с интуитивным пониманием. Такое понимание привело меня к глубокому проникновению в то, что я видел, это было живое впечатление чистого познания первого нэн.

В моем первом переживании, сходном с кэнсе, которое я описал выше, я ощутил как бы душевное землетрясение, когда здания храма, холмы и все окружающее падало в бездну со страшным грохотом. А в этот раз я спокойно смотрел на тени деревьев. Мгновение спустя я услышал голос, который тихо говорил где-то внутри меня: «Это — нечто». Но во мне не возникло никакой особой радости, я не думал о том, большое это кэнсе или малое, даже о том, кэнсе это вообще или нет.

Переживание привело меня к другому эксперименту: я начал практиковать пристальное разглядывание какого-нибудь дерева, утеса, холма, цветка или чего-нибудь похожего. Однажды вечером я ожидал своего приятеля и стоял на краю рва, под ивой, а на противоположной стороне рва находился старый замок. Я глядел на воду. Начиналась зима, ветра не было, и все молчало. Темная вода казалась грязной, ров зарос ряской и другими водяными растениями; тут и там виднелись гниющие стебли лотоса. С трудом мне удалось заметить красную полоску в воде: это был карп. Он не шевелился. Я устремил глаза на эту красную полоску и стоял неподвижно, не шевелясь и не отводя взгляда. Вероятно, не прошло и десяти секунд, как у меня в плечах, шее и щеках стало появляться чувство отключенности. Сумерки сгущались, окутывавшие меня ночные тени и прохладный воздух становились все более плотными. Было похоже на то, как если бы лицо куклы завертывали в несколько листков папиросной бумаги. Чувство отключенности быстро распространилось на грудь, руки, живот и спину. Когда пришел приятель, я стоял, полностью погруженный в самадхи, но он сказал мне, что задержался не более чем на пять минут.

Постепенно мне стало совсем легко вступать в состояние самадхи подобного рода в любое время, когда я этого хотел. Кстати, положительное самадхи тесно связано со зрением. Пристально глядя на швы матраса, на узор ковра, на волокна деревянной стены, я мог за очень короткое время погрузиться в самадхи. Таким образом, я все более и более приучался к тому, чтобы видеть природу Будды обнаженными глазами.

Я практиковал дзэн также во время ходьбы. Каждое утро я ходил на работу, и это занимало около сорока минут. Я шел по берегу реки. Одна сторона ее была ограждена набережной, с другой стороны простиралась равнина, поросшая травой. Тра-та-та! Энергично шагая вперед, я не глядел ни вправо, ни влево. Я называл это своим «ходячим самадхи». Даже холодными зимними утрами я не успевал пройти и половину пути, как мое тело начинало ощущать приятное тепло. Как-то раз я шел по тропе среди травы. Была середина зимы. Далеко впереди, окутанный поднимавшимся с реки туманом, смутно виднелся длинный мост; когда я подошел к нему на расстояние около двухсот ярдов, я увидел расплывчатые очертания каких-то людей, которые несли палки, как оружие. Контуры фигур, одетых в плащи, были неясными и тусклыми. Они шли через мост в одном направлении, как бы образуя единую группу. Затем совершенно внезапно в голове у меня мелькнула мысль, что я вижу процессию каких-то разбойников, а в следующую секунду в уме с поразительной яркостью вспыхнула идея о том, что как раз то мгновение, когда я делал вдох, совпало со временем восточной экспедиции императора Дзимму.

Тэнно Дзимму, основатель императорской Японии, 2600 лет назад начал поход из западной Японии и повел свой клан и своих солдат на восток, подобно тому, как Моисей вывел свой народ из Египта. Придя в центральную часть тогдашней Японии, он основал там свою столицу, — началась история императорской Японии. Реальное время исчезло; мной овладела мысль о том, что время Дзимму и этот настоящий момент — одно и то же. Даже после того, как фигуры исчезли и изменилась картина движения по мосту, идея оставалась. Но меня это не беспокоило. Я просто был поглощен своим продолжавшимся внутренним переживанием. Возможно, в глубинных слоях ума я почувствовал, что в состоянии самадхи исчезают пространство и время. Я сошел с тропы, шедшей через заросшее травой поле, и поднялся на мост. Очутившись на мосту и увидев его современную структуру и отчетливые фигуры нынешних людей, я вернулся к сознанию, связывавшему мою жизнь с миром наших дней, как будто внезапно сменился кадр кинофильма.

Мое переживание оказалось очень похожим на переживание некоторых психически больных людей, разница заключалась в том, что больной не возвращается к миру сегодняшнего дня. В книге Р.Д. Лейна «Цель опыта и райская птица» есть глава под названием:

«Десятидневное путешествие». В ней описаны переживания одного человека, который предпринял так называемое «путешествие», во время которого он находился в состоянии сильнейшей душевной тревоги, так как время шло назад. В конце «путешествия», «однажды утром, — как рассказывает сам «путешественник», — я решил, что не буду больше никогда принимать никаких успокоительных средств, что мне нужно прекратить все это», — он внезапно остановил свое «путешествие» и сумел «воссоединиться» со своим нынешним «я». «Я уселся на кровати, сложил руки вместе (полагаю, что это довольно неуклюжий способ воссоединения со своим нынешним «я») и стал вновь и вновь повторять свое имя; внезапно я как-то просто сразу понял, что все прошло».

Настоящий больной никогда не придет к мысли, что ему необходимо изменить свое состояние. Он поддается болезни и играет роль испорченного ребенка. Сначала он, может быть, делает это для того, чтобы найти временное облегчение, но когда процесс заходит слишком далеко, он уже не может вернуться к нормальной жизни. А человек, сильный духом, твердо противостоит враждебным приливам душевной болезни, не давая ей никаких уступок. Например, переживание У. Джеймса, отраженное им в «Многообразии религиозного опыта», и мучительные страдания Толстого, описанные в той же самой книге, представляют собой два примера того, как человек выживает в условиях крайних душевных страданий.

Когда в состоянии самадхи исчезает привычный способ сознания, исчезает также и чувство времени, и нет различия между отдельными моментами во временной последовательности. Точное совпадение разных составных частей способствовало моему видению, которое показало, что не должно быть расхождения между временем императора Дзимму и настоящим моментом. Это переживание оказалось единственным в своем роде, оно случилось в моей жизни только раз, и я уверен, что это состояние было редким. Я не рекомендую переживаний подобного рода и не отвергаю их, но я продолжаю утверждать, что необходимо все глубже и глубже проходить через то состояние, когда исчезает привычный способ сознания.

 


ki-moscow.narod.ru

Читать Немного о себе — Киплинг Редьярд Джозеф — Страница 1

Немного о себе для моих друзей — знакомых и незнакомых

«Все проиграть и вновь начать сначала…»

И если ты способен все, что стало

Тебе привычным, выложить на стол,

Все проиграть и вновь начать сначала,

Не пожалев того, что приобрел,

И если можешь сердце, нервы, жилы

Так завести, чтобы вперед нестись,

Когда с годами изменяют силы

И только воля говорит: «Держись!» [1]

«Все проиграть и вновь начать сначала…» Слова, которые служат наказом, заветом не одному поколению англичан, и не только англичан, принадлежат Джозефу Редьярду Киплингу (1865–1936). «Заповедь», впервые напечатанная в 1910 году, учит мужеству, чести, стойкости, упорству, но в те годы «злоба дня» заглушала призыв к жизнелюбию и мужеству, ибо многие современники Редьярда Киплинга помнили, что это стихотворение написано «идеологом империализма». «На деле оно означало, что нужно служить безропотной задницей, когда тебя пинками гонят в пекло» — так воспринимали его Ричард Олдингтон и кое-кто из его сверстников. Но вина ли Поэта, что время диктует свое прочтение его строк? Да, Киплинг с гордостью называл себя Гражданином первой державы мира. В какую бы страну он ни попадал, какие бы люди ни встречались ему в его кругосветном странничестве, он твердо помнил, что он — посол великой культуры, что «бремя белого человека» возложила на него сама История.

Несите бремя белых —

И лучших сыновей

На тяжкий труд пошлите

За тридевять морей;

На службу к покоренным

Угрюмым племенам

На службу к полудетям,

А может быть — чертям. [2]

Киплинг стал общенациональной гордостью, чья слава, как писали в ту пору английские газеты, далеко опередила славу Байрона, был символом поэзии Альбиона и могущества Британской империи. Он облекал в талантливые, страстные строки все будничные и героические факты побед Империи. Он стал не просто летописцем битв и подвигов «белого человека», но вдохновителем тех, кто был послан «за тридевять морей к покоренным угрюмым племенам». Сколько подобных примеров знало человечество! Великие державы сходили с арены, а их поэты оставались в скрижалях истории навечно.

«В середине 90-х годов прошлого века (XIX — Л.Н.) этот небольшого роста человек в очках, с усами и массивным подбородком, энергично жестикулирующий, с мальчишеским энтузиазмом что-то выкрикивающий и призывающий действовать силой, лирически упивающийся цветами, красками и ароматами Империи, совершивший удивительное открытие в литературе, населивший свои произведения различными механизмами, всевозможными отбросами, нижними чинами, выбравший жаргон в качестве поэтического языка, сделался почти общенациональным символом. Он поразительно подчинил нас себе, он вбил нам в головы звенящие и неотступные строки, заставил многих — и меня самого в их числе, хотя и безуспешно, — подражать себе, он дал особую окраску нашему повседневному языку…» — писал о Киплинге его младший собрат по литературе Герберт Уэллс. Что пугало его современников? То, что «идея негласного сговора между законом и беззаконным насилием — в конечном счете убийственная идея современного империализма», — по мнению Уэллса, находила молчаливое одобрение Киплинга. Не станем спорить с замечательным фантастом, способным верить в самые иллюзорные построения и не замечать очевидное. Каждый имеет право на заблуждение… Но на алтаре массовых заблуждений и увлечений часто оказывалась судьба не одного человека, а целых народов. Миссионеры и полководцы — феномен столь же типологический для прогресса, сколь и губительный. Римская империя, Крестовые походы, Трансвааль, Ост-Индия, Первая мировая война, Вторая… Увы, этот список бесконечен. Просвещенные соотечественники Киплинга в какой-то момент отвернулись от «железного Редьярда», потому что он называл вещи своими именами, говорил, что «белый человек» обязан помогать «угрюмому туземцу» — во благо туземцу и Империи. За это он был, по словам современников, «неумолимо низвергнут». В Вестминстерское аббатство проводить писателя в последний путь не пришел почти никго из видных деятелей английской культуры.

Прошло шестьдесят семь лет со дня смерти Киплинга. Англия дав-ным-давно отступила, отказалась от своих великодержавных притязаний. Один из ее верных защитников и лучших поэтов по-прежнему с нами. Только теперь мы берем на себя труд и смелость узнать его ближе. Кто же он? Гражданин первой державы мира или Гражданин мира?

В книгу «Немного о себе» включены две самые значительные мемуарные вещи лауреата Нобелевской премии — его автобиография «Немного о себе для моих друзей — знакомых и незнакомых» (1936) и книга очерков «От моря до моря» (1899).

Индия, Бирма, Сингапур, Китай, Гонконг, Япония, Соединенные Штаты — вот страны, в которых Киплинг, в ту пору отличный журналист, автор популярнейших поэтических и прозаических сборников, побывал. Он покинул Лахор, где работал в местной «Гражданско-военной газете», не от стремления избавиться, как байроновский герой, от сплина. Он ехал с конкретным намерением — увидеть своими глазами восточные страны, Японию, а затем и Америку, чтобы понять уклад, мироощущение, культуру этих народов, а главное — степень их жизнеспособности. Ведь Киплинг был человек дела, он должен был найти будущих со-ратников, тех, с кем предстояло его Родине обустраивать мир в новом столетии. Как наивно звучит фраза Киплинга: «И все же первое, что я узнал, — деньги в Америке — это все!» Но сто лет тому назад надо было быть достаточно зорким, чтобы увидеть, на каких «дрожжах» поднимается великое будущее Нового Света!

С безмерным тактом и почтением он пишет о японских обычаях, о завидной трудоспособности и одаренности японцев. Особого внимания достойны замечания Киплинга по поводу миссионерской активности европейцев и американцев в Японии. «Миссионер-американец обучает молоденькую японку носить челку, заплетать волосы в конский хвост и перевязывать его лентой, окрашенной синей или красной анилиновой краской. Немец продает японцам хромолитографии и этикетки для пивных бутылок…» Другой вопрос, что подобная прозорливость писателя объясняется все тем же желанием подсказать японцам, что их будущее, избавление от долгов и зависимости от американцев и европейцев — в финансовом и прочем сотрудничестве с Англией.

Свою автобиографию Киплинг начинает словами: «Верните мне первые шесть лет детства и можете взять себе все остальные». Он был счастлив лишь в детстве, на узкой улочке Бомбея в районе старого вокзала, где он родился в 1865 году. Его отец Джон Локвуд Киплинг, художник, руководил школой прикладного искусства. Еще один парадокс: англичанин, чужеземец, учит «туземцев» ремеслу их прадедов. За семь лет до рождения Редьярда Индия стала официально частью Британской империи, и там был провозглашен первый английский вице-король. Колонизацию Индии начали португальцы, которые в числе первых осваивали и Западную Индию (так называлась тогда Америка). За ними последовали голландцы. Англичане, став могучей морской державой, двинулись по следам европейских соперников. В самом начале семнадцатого века королева Елизавета санкционировала основание Ост-Индской торговой компании. А в конце того же века английский король Карл II получил Бомбей в приданое за женой, португальской принцессой. Свое вторжение в Индию Англия объясняет тем, что она стремилась навести там порядок, прекратить междоусобные раздоры; на самом деле, конечно же, индийские товары — чай, пряности, шелка, драгоценные камни — и экспансионистские установки были подлинным стимулом этой «миротворческой» политики.

online-knigi.com

Немного о себе

    Я родилась в Москве.

Когда мне исполнилось 7 лет, наша семья переехала в Германию, где на дипломатической службе работал отец. Там же я поступила и в музыкальную школу.

   По правде говоря, певицей я хотела быть всегда, с тех пор, как помню себя. Наверное, лет с трёх. Любимым развлечением того возраста было вскарабкаться на стол, взять что-то, хоть немного напоминающее микрофон, и петь-петь-петь, изображая из себя какую-нибудь известную певицу.  

  В Германии мы прожили 8 лет, то есть почти все школьные годы. Я закончила музыкальную школу по классу фортепиано.

После возвращения в Москву и окончания школы, встал вопрос о поступлении в ВУЗ. К сожалению, я не послушала тогда голоса сердца и поступила не туда, куда меня «тянуло», а туда, куда казалось престижнее и перспективнее — в Экономическую Академию им. Плеханова. Получив диплом экономиста и положив его аккуратно на полочку, я к этой «теме» больше никогда не возвращалась.

   А решила, что хочу продолжать своё музыкальное образование. Сначала я училась в различных вокальных студиях. Но затем судьба привела меня в очень интересное, даже легендарное место — Московское эстрадно-джазовое училище, то самое, которое основал когда-то знаменитый Юрий Козырев, где работали такие мэтры джазовой музыки как Алексей Козлов и Игорь Бриль, где учились многие известные музыканты, например, Леонид Агутин и другие.

   Годы, проведенные в училище стали ярчайшим воспоминанием в жизни. Мне открылся совсем новый мир — мир импровизации, джаза, мир удивительных музыкантов и необычайно талантливых людей.

   Но вот уже учеба позади, я получила диплом артиста ансамбля, и начала свою музыкальную деятельность.

    Сначала я пела в джазовом коллективе. Но мне всегда было интересно пробовать себя в чем-то новом. И я начала осваивать другой жанр музыки — народную песню. Русскую народную пеню всегда любили и почитали в нашей семье. У папы был прекрасный голос, тенор. Именно он привил мне любовь к песне. Всегда, когда и где бы мы ни собирались большой компанией, начинали петь, причем петь на 2-3 голоса. 

   В русской песне почти не бывает какой-то уж очень сложной гармонии. Но в ней заложено столько искренности, правды и житейской мудрости, что, я уверена, она всегда будет актуальна, каждый человек найдет в ней что-то своё. Именно поэтому выступления с программой русской народной песни доставляли мне такое огромное удовольствие!

   Но жизнь не стоит на месте. И через некоторое время судьба привела меня к исполнению совсем другой музыки — романсу.

   Романс всегда был для меня чем-то совершенно необыкновенным. Изысканный, утонченный, он погружал в атмосферу красоты, благородства и романтики, в которой был создан.

  И, конечно, именно исполнение романсов я считаю главным в своём творчестве. Этот жанр музыки наиболее созвучен моей натуре. Я люблю и понимаю его. И с радостью замечаю, что в наше, стремительно меняющееся время, люди по-прежнему тянутся к прекрасному, романс не забыт, его слушают и любят, и таких людей с каждым годом становится всё больше и больше.

  Одновременно со своей концертно-творческой деятельностью я все эти годы занималась также преподаванием вокала. Люди хотят петь. И хотят не просто петь, а красиво и правильно! И это очень здорово!

   За то время, которое я посвятила обучению людей вокалу, я накопила огромный практический опыт. С гордостью могу сказать, что многие мои ученики достигли больших высот в вокальном мастерстве: кто-то из них поступил в музыкальный и театральный ВУЗы, кто-то становился лауреатом конкурсов, кого-то я периодически вижу по телевидению. В любом случае, я помню всех и каждого (!) из своих учеников, люблю их, мы никогда не теряем друг друга из вида, регулярно встречаемся и общаемся!

  
  Но, к сожалению, со мной могли заниматься только жители Москвы и подмосковья на личных, индивидуальных уроках. Те же люди, которые живут в других городах нашей страны, не имели этой возможности.  И я решила создать свою «Видеошколу» на DVD-диске с уроками вокала таким образом, чтобы каждый желающий мог учиться пению прямо у себя дома. «Видеошколу» я разделила на уроки по разным темам так, чтобы можно было оттачивать именно то, что получается хуже всего.

  Я счастлива, что мой труд действительно помогает людям. По крайней мере, многочисленные письма и отзывы дают мне эту радостную уверенность!

 На сегодняшний день я продолжаю выступать с концертами, продолжаю обучать людей пению, регулярно пишу статьи о вокале, которые публикуются в различных журналах.

  Среди моих увлечений: театр (который я люблю абсолютно и беззаветно, люблю всё, что с ним связано, люблю даже сам запах театра), путешествия (мне интересна каждая точка на нашей планете), спорт (особенно на свежем воздухе: плавание, коньки, лыжи, велосипед), коллекционирование музыкальных инструментов (у меня уже неплохая коллекция, и на многих инструментах я умею играть :-)).

     Ну вот и всё. Спасибо, что зашли ко мне в гости!

 

 

С огромным уважением и любовью,

Юлия Боголепова.

  

 

 

vokal-1.ru

Загадка французского шарма или немного о Харизме

 

 Коко Шанель и Эдит Пиаф, Катрин Денев и Жульетт Бинош, Изабель Юппер и Кароль Буке … Все они и каждая в отдельности олицетворяют собой загадочный феномен «французской женщины», той самой, которая, не отличаясь невероятной красотой лица и волнующими изгибами фигуры, способна, при желании, свести с ума весь мир. Что же такого особенного в этих потрясающих выдающихся женщинах? Соблазнительный французский шарм? Невероятная сила обаяния? Таинственная искра, изюминка, притяжение, которые не объяснить словами, не пощупать, не взвесить, можно лишь почувствовать? В общем и целом, и то и другое, и третье! Каждая из этих женщин обладает невероятной харизмой, не влюбиться в которую просто невозможно.

 

В мире существует около 60 определений слова «харизма» и еще несколько десятков синонимов к нему, но, наверное, ни один из них не может быть точным до конца. Харизма не входит ни в одну общепринятую графу человеческих качеств – она никак не влияет на внешнюю привлекательность и не зависит от черт характера. Нужно ли «с харизмой родиться» или это качество – лишь результат личностной тренировки, мы попытались разобраться в клубе «Paris Chance». Итак:

 

Секрет загадочной внутренней «искры» разгадать не просто, тем не менее, специалисты уверяют, что харизма вполне поддается «тренировке», как «мускул», который нужно развивать и «качать». Вот 5 основных принципов, как это делать правильно?

 

1.      Для начала, запомните – женская харизма – понятие, гораздо более тонкое и многогранное, чем харизма мужская. Чтобы заслужить женские трепетные  вздохи и зависть друзей, харизматичному мужчине достаточно быть лидером и завоевателем по натуре, умеющим контролировать окружающих и управлять их мнением. Женщину же в подобной роли назовут скорее «солдафоном в юбке», а не харимзатичной особой, поэтому главный секрет для нас – уметь мастерски балансировать между образом уверенной в себе и твердо стоящей на ногах особы и Настоящей Женщины, игривой, романтичной, непосредственной, той, которая побеждает, сдаваясь мужчине.

2.      Истории о якобы исключительной красоте французских женщин – миф, вымысел и сказка. И тем не менее, в этот миф влюблен весь мир. Почему? Потому что француженки – не просто «sexy», они, что называется, по-настоящему «charmantes» — дословно с французского это слово переводится как «очаровательный», «обаятельный», иногда – «волшебный». И действительно, есть во французской харизме что-то от волшебства – от парижанок исходит таинственная светлая энергия, в них легко влюбиться, еще легче – попасть во власть их невероятного обаяния.  Помните, вы по-настоящему харизматичны, если естественны и натуральны во всем – от внешности до эмоций.

 

3.      Харизматичные женщины независимы, жизнерадостны, уверены в себе, энергичны и позитивны. Тренируйте эти эмоции в себе ежедневно, как мускулы и не забывайте, что постоянные чувства обиды, жалости к себе и недовольства окружающими, раздражительность, суетливость и комплексы неполноценности разрушают вашу харизму, отбирают вашу внутреннюю энергию.

 

4.      Главное в харизматичной женщине – ее спокойное чувство собственного достоинства и неподдельное уважение к окружающим. Такая женщина всегда знает себе цену, ей невозможно навязать то, в чем она хотя бы слегка неуверенна, и это касается абсолютно всех областей – от моды и кухни до жизненных принципов. У нее есть вкус и свое мнение, пренебрегать которыми, она не стала бы не при каких обстоятельствах.

 

5.      Настоящая харизма – это легкое прикосновение, мимолетно брошенное слово, случайный взгляд… Особенно, взгляд –  как это ни банально, но глаза действительно зеркало души, и не стоит этим пренебрегать. Француженок называют самыми харизматичными женщинами на планете не зря – их взгляд доброжелателен, спокоен и исполнен неподдельной чувственности, немного отрешен и чуть-чуть загадочен. Француженки никогда не прячут взгляд, не глядят исподлобья, не хмурятся на прохожих и не «стреляют глазками». У них взгляд уверенных в себе женщин, женщин со стержнем. 

И напоследок – помните: «Пикантнее, пикантнее! И игривая улыбка! И вообще, пусть мужчины думают, что у вас всё в порядке!» Ни что так не привлекает сильный пол, как уверенная в себе женщина, которая находится в полной гармонии с самой собой. Такая женщина приковывает к себе окружающих невидимой эмоциональной нитью, очаровывая и околдовывая их силой своей харизмы.

www.paris-chance.com