Моногамный брак что такое – Что такое моногамный брак. Что такое моногамия у женщин. Полигамность мужчин: вопрос, который интересует многих.

Моногамный брак и моногамия в современном обществе

Образование семьи всегда является важным событием в жизни человека. Однако в каждом государстве, у любого народа оно имеет свои особенности и правила. Они могут быть настолько далекими друг от друга, что принять уклад, отличный от сложившегося, бывает трудно. Моногамный брак в России является стандартом и привычной формой отношений. Однако такая практика распространена не везде, а сегодня и это понятие претерпело изменение.

История возникновения института брака и семьи

Семья представляет собой древнейшую для разных целей. Она начала формироваться еще в 7-3 тысячелетии до н.э. после того, как люди стали постепенно переходить на земледелие, собирательство от охоты и рыбалки.

Неоднородное образование семей привело к тому, что на разных территориях стали появляться различные ее формы. Этому поспособствовало также расслоение общества и разделение его на разные социальные группы. Именно в этот период образовывается семья, как единица общества.

Однако отношение к ее составу и ролям отличалось, так как в одних случаях она была моногамной, в других полигамной. В большинстве своем, семьи имели патриархальную систему, когда главенствующую позицию занимал старший мужчина.

Женщины же в большинстве случаев выполняли функцию воспитания детей и поддержания быта.

В дальнейшем институт брака претерпевал многочисленные модификации. В том числе изменялось отношение к браку в зависимости от событий, происходивших в конкретный момент.

В 20 веке состоялось существенное преобразование мнения о семье особенно в развитых странах. Из союза, где главенствующую и подавляющую роль играл мужчина, ячейка общества стала превращаться единение двух равных людей.

Моногамный брак: что такое

Среди форм семьи выделяется та, в которой есть только два партнера, сохраняющие друг другу верность.

Такой союз принято называть моногамным.

Противоположный ему – , предполагающий наличие нескольких партнеров и имеющий разновидности:

  • ;
  • одна женщина и несколько мужчин, что в современном мире практически не встречается. Исключением являются малочисленные африканские племена.

Существует множество споров по поводу истинного понимания моногамии. Одни специалисты утверждают, что таковыми могут признаваться отношения, когда супруги единожды женаты и больше не вступают в брак даже в случае .

Однако сегодня на практике даже при семейных отношениях, подразумевающих двоих партнеров, после расторжения союза предполагается вступление в новый. Сегодня специалисты трактуют такое явление, как последовательная полигамия. Отсюда моногамия как чистый вид брака практически утрачена в развитых странах, хотя она является древнейшей и основной формой семейного союза.

Формирование и распространение моногамии

Моногамные отношения зародились в древности примерно в один период с формированием института брака. Именно такой его вид считается древнейшим и наиболее рациональным для человека.

Ученые до сих пор спорят о причинах появления таких отношениях. Однозначного ответа нет, но есть версия, что необходимость моногамных отношений продиктована природой человека, потребностью сохранения потомства и другими факторами.

Однако с тех пор моногамия как понятие претерпела серьезные изменения.

Изначально подразумевалось, что при вступлении в брак автоматически становятся невозможными отношения как во время союза «на стороне», так и после его расторжения. Длительное время развод означал автоматическое одиночество бывших супругов, а в основном женщины.

Сегодня подразумевая моногамный брак, имеется в виду соответствующее поведение исключительно в период союза. После его расторжения возможны новые отношения и т.д.

Преимущества и недостатки моногамных браков

Союзы, подразумевающие только двоих партнеров, имеют плюсы и минусы в зависимости от подхода и конкретных условий. Однако они больше субъективны, так как оказывают значительное влияние отношений к форме семьи.

Среди главных преимуществ можно назвать:

  • привычная форма, не осуждаемая большинством обществ в мире;
  • концентрация партнеров друг на друге, исключающая и участия третьих лиц;
  • сосредоточение экономических ресурсов в семье и распределение их между потомками. Здесь подразумевается, что от полигамного брака возможно появление множества наследников, которые претендуют на свою часть имущества;
  • необходимость поддерживать только одного супруга(у) и т.д.

Кроме отношения общества и прямого запрета на регистрацию полигамных браков в РФ есть некоторые сторонники таких отношений. В частности, выделяются некоторые негативные моменты моногамии, поддерживающие сторонников противоположной формы брака:

  • вероятность появления многочисленного потомства;
  • возможность решения проблемы большого количества незамужних женщин. Здесь часто приводится аргумент, что женщин больше, чем мужчин и для обеспечения семейной жизни необходимо по нескольку жен на одного мужчину;
  • разнообразие в отношениях и т.д.

В целом, плюсы и минусы формируются индивидуально в зависимости от позиции конкретного человека и общества, в котором он проживает.

Как определить человека, склонного к моногамии

Однозначно определить склонность человека к полигамии или моногамии нельзя.

Это обусловлено множеством критериев, которые можно учитывать в качестве оказывающих влияние на отношение к семье и браку:

  • среда воспитания, опыт родителей. Молодые люди подсознательно копируют поведение родителей и частично переносят его в собственную жизнь. Отсюда, если воспитание происходило в семье с устоявшимися ценностями, то ребенок их усвоит;
  • круг общения. Сегодня во многом отношение к семье формируется под воздействием моды, авторитетов и т.д..

Нацеленность на семью только с одним партнером определяется внутренними установками человека, а влияние на нее оказывает религия, общество, среда существования и другие факторы.

В результате, моногамия как форма брака возникла очень давно и распространялась по ряду объективных оснований. Окончательно указать причину ученые не могут до сих пор, так как некоторые свидетельствуют на необходимость сохранения рода, перемену ценностей и т.д. Вычислить, какой именно человек больше подходит для моногамной связи, достаточно трудно. Огромное влияние на отношение к браку оказывает семья и среда, в которой он воспитывался.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва

+7 (499) 350-74-42, Санкт-Петербург +7 (812) 309-71-92 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.


prozakon.guru

Моногамный брак. Миру придется отказаться от моногамного брака?

Формирование моногамного брака

В общем смысле под браком понимается совместная жизнь мужчины и женщины.

Рассматривая понятие брака подробнее, мы должны знать, о какой конкретной форме брака идет речь. Ведь на протяжении истории человечества брак развивался, меняясь как по форме, так и по содержанию. Главное влияние на развитие брака и семьи оказали общественно-экономический прогресс и развитие производственных отношений.

Так из примитивных неупорядоченных половых отношений выросла прежде всего семья кровных родственников (брачные группы выделялись только по поколениям), затем групповой брак (группа мужчин находилась в родственных отношениях с группой женщин, причем к запрету на половые отношения между детьми и родителями присоединялся запрет на сожительство братьев и сестер), затем шла парная семья, характеризовавшаяся сожительством одного мужчины с одной женщиной, хотя одновременно разрешалось иметь несколько жен, а брачные узы могли быть легко разорваны одной из сторон.

Затем в результате дальнейшего экономического развития общества и идущего с ним рука об руку развития самого человека сформировался моногамный брак (единобрачие, устойчивая совместная жизнь одного мужа и одной жены) — форма, которая, как известно, преобладает и поныне. О формирование моногамного брака Ф. Энгельс писал: «Моногамия сформировалась вследствие сосредоточения больших богатств в одних руках — притом в руках мужчины — и из потребности передать эти богатства по наследству детям именно этого мужчины, а не кого-либо другого».

Здесь заслуживает внимания то, что в ходе уже тысячелетнего существования моногамного

брака в нем произошли очень глубокие внутренние изменения. Ведь в рабовладельческом обществе в собственность господина входили не только быки или верблюды, но и рабыни. У феодалов рабынь не было, зато им осталось так называемое право первой ночи и многие другие привилегии. Вне всяких сомнений, в эти времена наряду с господствующей моногамной формой брака в большой мере сохранялись пережитки полигамии.

В буржуазном обществе моногамный брак не достиг чистоты формы. Для того, чтобы представить, как происходила реализация принципов моногамного брака в конце прошлого и в начале нынешнего столетия, — несколько примеров из книги Августа Бебеля «Женщина и социализм». Опубликованные в ней статистические данные свидетельствуют о том, что в крупнейших городах Европы жили в то время десятки тысяч проституток, женщин, которые из-за невыносимых жилищных условий были низведены до уровня вещи, т. е. стали объектами купли-продажи. Из родившихся в Германии в 1900 г. 2 060 654 детей 179 644 были внебрачными. Не редкостью было, когда доведенные до крайности обманутые или брошенные мужчинами женщины убивали либо детей, либо самих себя.

Современный моногамный брак

В наше время, когда женщины куда меньше зависят от мужчин экономически, а в большинстве стран провозглашено полное равноправие тех и других, показателем несовершенства моногамной формы брака стало большое число разводов. В России расторгается около половины заключенных браков. Если скрупулезно рассмотреть теневые стороны современного брака, то при всем желании не избежать вывода: образ жизни и поведение супругов зачастую таковы, что никак не умещаются в рамки моногамного брака. Ниже приведены Причины несовершенства моногамного брака и соответственно большого количества разводов:

  • Часть молодоженов вступает в брак слишком рано, зачастую имея слабое представление о будущем спутнике жизни. Ясно, что короткий период знакомства не позволяет в большинстве случаев выяснить совместимость двух людей.
  • В семьях обращается пока недостаточно внимания на сексуальное воспитание детей и подготовку их к семейной жизни. Поэтому часть молодежи не готова преодолевать встречающиеся в супружестве трудности и не обладает достаточным чувством ответственности.
  • Злоупотребление алкоголем. Поскольку систематическое и неумеренное употребление алкоголя разрушает со временем наиболее ценные человеческие свойства, то жизнь с таким человеком может стать бессмысленной и невыносимой.

Не все люди развиты в той степени, чтобы отвечать высоким моральным требованиям, предъявляемым к членам современного общества.

Отказ от моногамного брака?

Вышеизложенное наводит на мысль: а не придется ли вообще отказаться от моногамной формы брака? Можно сослаться хотя бы на инициативу финна Матти Курикка, который в конце 19 века организовал в Соединенных Штатах коллектив из заинтересованных лиц, в котором преобладали свободные половые отношения. Однако этот коллектив быстро распался, да и притока новых членов не было. Сейчас в тех же Соединенных Штатах широко практикуют многоженство секта «Мормонов», привлекая все новых и новых людей. Попытки игнорировать моногамную форму брака предпринимались и в других странах, другими способами — впрочем, пока большим успехом ни одна из этих попыток не увенчалась.

загрузка…

first-women.ru

2. Формы брака Моногамный брак

 

 

Европейская цивилизация, возникшая на основе частной собственности, породила адекватную форму брака (моногамный), который на микроуровне обеспечивает воспроизводство ее основ, среди которых особое место занимают институт отцовства и наследование частной собственности43[43].

Важными элементами механизма моногамного брака можно считать институциональную сексуальную верность жены и ревность мужа. Это элементы, порожденные не любовными чувствами, а логикой брака как социального института. Поэтому верность и ревность, порожденные любовью, — это явления совершенно иного характера, в равной мере присущие и мужчинам и женщинам, в то время как для обеспечения действия механизма наследования требуются только женская и только сексуальная верность (платоническая любовь браком не регулируется как не имеющая отношения к делу) и только мужская ревность.

Принцип сексуальной верности, легший в основу моногамного брака, вытекал из логики наследования: если материнство в естественных ситуациях очевидно, то отцовство открыто сомнениям: у мужа всегда есть риск воспитать чужого ребенка и передать ему свое наследство (в том числе и такое, как царство, капиталы и т.п.). Женская неверность, таким образом, угрожает социальному порядку, в то время как мужская неверность – это проблема личных, а не институциональных отношений44[44]. Поэтому сексуальная верность традиционно требовалась не от мужа, а от жены. Моногамный брак предполагает мужскую институциональную ревность как чувство и поведение, охраняющие социальный порядок. Нарушение женой сексуальной верности чревато передачей наследства чужому ребенку. Однако женская верность как элемент социального института остается допущением, редко проверяемым, а часто и не поддающимся проверке45[45].

Моногамный брак обеспечивает воспроизводство социальной иерархии двух типов: с одной стороны, он гарантирует благодаря механизму наследования сохранение имущества в руках данной семьи, его накопление в ней, перекрывает семейные границы, не позволяя собственности перераспределяться; с другой стороны, он является основой семейной иерархии, закрепляющей господство мужчины над женщиной46[46].

Эта форма брака, как и все иные, порождена социальными потребностями общества, а не возвышенными чувствами конкретных индивидов47[47]. Однако люди, преследуя свои осознанные интересы и сиюминутные потребности, регулярно отступают от институциональных норм, что ведет к трансформации моногамного брака.

Человек плохо вмещается в рамки института брака, как и всех прочих. Каждый строит собственную судьбу, нередко более или менее существенно нарушая установленные нормы. Нарушения, принимающие систематический, устойчивый и массовый характер, сами превращаются в структуру, в элементы социального института.

Брак – это социальный институт, поддерживаемый законами, обычаями, моралью, религией, привычками и т.д. Участие миллионов индивидов в конструировании этого института как инструмента своих личных жизненных стратегий ведет к его «расщеплению»: брак как правовой институт может существенно отличаться от модели брака в области морали и религии, от образцов, ставших привычными и не воспринимаемых общественным мнением в качестве неприемлемых.

Моногамный брак как правовая модель сохраняется в относительно неизменной форме с древнейших времен, хотя многие детали этой модели подверглись существенной эволюции. Домохозяйства как форма экономического союза мужчины и женщины за пределами исламского мира остаются в основном моногамными, хотя исключения не носят единичного характера.

Однако организацию сексуальной жизни ни на одном этапе цивилизации нельзя было назвать моногамной. Даже на нормативном уровне единобрачие было условным и содержало в себе основу социально-половой иерархии: почти на всех этапах истории этой формы брака реальная верность всерьез требовалась только от женщин, а мужчины часто удовлетворялись лишь ее юридической формой48[48]. Это стало ярким проявлением неравенства полов. Лишь в ХХ веке у многих народов стали проявляться признаки относительно либерального отношения и к женской неверности, хотя в целом моральные нормы большинства народов по-прежнему гораздо более строги к женщинам, чем к мужчинам.

 

 

studfiles.net

Моногамный брак — Что такое Моногамный брак?? обьясните пожалуйста)) — 22 ответа



Моногамный брак это

В разделе Организация быта на вопрос Что такое Моногамный брак?? обьясните пожалуйста)) заданный автором Просачиваться лучший ответ это Моногамия — брак, единобрачие, историческая форма брака и семьи, при которой в брачном союзе находятся два представителя противоположных полов. Противопоставляется полигамии, в рамках которой представитель одного пола имеет в браке более одного представителя противоположного пола.

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что такое Моногамный брак?? обьясните пожалуйста))

Ответ от Невролог[гуру]
Когда несколько супруг или 2 мужа у одной жены, или наоборот

Ответ от Neя[гуру]
все браки моногамны! )) это значит, что у жены может быть только 1 муж )) Люди, вы что, сдуреди? ! Не знаете, зачем писать? ! «моно» — один. «поли»(гамный) — много.

Ответ от Волосок[гуру]
Не знаю. Есть «Моногамные» люди. Это такие, кто любит кого-то одного и на других не смотрит вообще. Вот и делайте выводы.

Ответ от укпук[гуру]
это когда ты главная жена. А есть еще несколько таких же жен.

Ответ от ZlobnijGoblin Goblin[гуру]
это брак двоих: 1. М+Ж 2. М+М 3. Ж+Ж кому как больше нравиться)

Ответ от Петр Пальгунов[гуру]
различают моногамный брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамный брак, состоящий из нескольких партнеров. Последний тип подразделяется на два отдельных вида: полигиния — брак одного мужчины с двумя и более женщинами,

Ответ от Путник Бывалый[гуру]
Ух ты какие тут все умные, а Соколов двоечник, чуть ему не поверил!!!!

Ответ от Lupus in fabula[гуру]
у нас (не в Голландии) это один муж и одна жена….

Ответ от Елена[гуру]
моно, значит ОДИН, т. е. у одного мужа одна жена, а у одной жены — один муж.. . на востоке у одного мужа может быть несколько жен и это называется — полигамный брак (поли — значит много)

Ответ от Lupus in fabula[гуру]
у нас (не в Голландии) это один муж и одна жена….

Ответ от Елена[гуру]
моно, значит ОДИН, т. е. у одного мужа одна жена, а у одной жены — один муж.. .
на востоке у одного мужа может быть несколько жен и это называется — полигамный брак (поли — значит много)

Ответ от Путник Бывалый[гуру]
Ух ты какие тут все умные, а Соколов двоечник, чуть ему не поверил!

Ответ от Петр Пальгунов[гуру]
различают моногамный брак, заключаемый между
одним мужчиной и одной женщиной, и полигамный брак, состоящий из
нескольких партнеров. Последний тип подразделяется на два отдельных
вида: полигиния — брак одного мужчины с двумя и более женщинами, и
полиандрия — брак нескольких мужчин с одной женщиной.

Ответ от укпук[гуру]
это когда ты главная жена. А есть еще несколько таких же жен.

Ответ от ZlobnijGoblin Goblin[гуру]
это брак двоих:
1. М+Ж
2. М+М
3. Ж+Ж
кому как больше нравиться)

Ответ от *добрый парень*[гуру]
Не знаю. Есть «Моногамные» люди. Это такие, кто любит кого-то одного и на других не смотрит вообще. Вот и делайте выводы.

Ответ от Илья Соколов[гуру]
Когда несколько супруг или 2 мужа у одной жены, или наоборот

Ответ от Neя[гуру]
все браки моногамны! )) это значит, что у жены может быть только 1 муж ))
Люди, вы что, сдуреди? ! Не знаете, зачем писать? !
«моно» — один.
«поли»(гамный) — много.


Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Моногамия на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Моногамия

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Серийный моногамный брак

 

Даже в юридической форме брака в ХХ веке во многих странах произошли существенные трансформации. Моногамный брак как форма пожизненного союза в некоторых странах перешел из категории обязательной нормы в разряд редко выполняемого пожелания. На его место пришел моногамный серийный брак. Это означает, что в конкретный момент индивид юридически имеет только одну жену или мужа. В то же время во многих странах в течение жизни большинство жителей даже официально вступают в серию сменяющих друг друга браков. Этот тип брака в равной мере можно назвать и полигамным браком, имеющим формы как многоженства, так и многомужества.

Серийный моногамный брак продолжает в более сложной форме выполнять функцию одного из ключевых механизмов воспроизводства социальной иерархии. Несмотря на то, что моногамный брак перестал быть пожизненным, он сохраняет свою способность поддерживать социальную границу (серийные браки заключаются по-прежнему «в своем кругу»), обеспечивать наследование собственности, предотвращая ее распыление за пределы семьи (правда, теперь семей стало несколько). Кроме того, наличие в таком браке моногамной составляющей обеспечивает поддержание института отцовства: общество стремится закрепить за каждым ребенком биологического отца, заставив его выполнять функцию социальной защиты ребенка даже после расторжения брака через механизм алиментов и моральных обязательств.

 

 

Тенденция к полигамной организации сексуальной жизни в рамках моногамного брака

 

История семьи и брака показывает, что моногамный брак во всех культурах лишь частично совпадал с реальной организацией сексуальной практики. Это показывает, что регулирование сексуальных отношений – лишь второстепенная функция брака49[49].

Одной из ранних форм фактической полигамии, возникшей вместе с формальным единобрачием, стала система наложниц50[50]. С тех же времен берет начало история «любовных треугольников» и «четырехугольников» — форм реальных сексуальных отношений, существующих параллельно с формально-юридической моногамией51[51]. Веками общество смотрело сквозь пальцы на сексуальную полигамию, старалось не замечать, что реальные отношения людей лишь в форме видимых приличий вписываются в идеальную модель, сконструированную с помощью законов и религиозных предписаний. Это, по существу, вполне реальные контуры полигамного брака, которые проступают в разных случаях с разной степенью отчетливости.

Издавна в рамках обществ, опирающихся на единобрачие, в порядке все более распространяющегося исключения возникали и возникают разные варианты гражданского полигамного брака, выходящего за рамки полигамной сексуальной практики вплоть до ведения параллельных хозяйств. Обычно эти формы сожительства не называют браком, но это просто дань уважения к плохо соблюдаемым формальным нормам.

Тенденция к полигамии традиционно обеспечивает поддержание социально-половой иерархии, поскольку общественные нормы характеризовались и характеризуются двойным стандартом: он мягок для мужчин и жесток для женщин. Иначе говоря, что позволено мужчине, не дозволено женщине.

Формой реальной полигамии, существующей параллельно с единобрачием с момента его возникновения, является и наличие особого социального института, позволяющего мужчинам, формально имея одну жену, фактически вступать в сексуальные отношения за деньги с другими женщинами, занимающимися сексом на профессиональной основе. Этот институт гетеризма52[52] или проституции выполняет функцию поддержания социального неравенства полов (прежде всего в семье), поскольку в нем ярко прослеживается применение к мужчинам и женщинам двойного стандарта53[53].

Аналогичная полигамная практика характерна для женщин в той мере, в какой они прорывались и прорываются к доминирующим позициям, занимаемым в основном мужчинами. Она включает как имеющую древнюю историю практику фаворитизма, так и распространяющуюся особенно с конца ХХ века мужскую проституцию.

 

studfiles.net

Материнство — Моногамный брак

Источник: SemyaiProblem.ru Copyright © Благотворительный Фонд «Материнство». Перепечатка этой информации в Интернете ЗАПРЕЩЕНА. Данная информация своевременно обновляется Фондом и доступна по адресу http://materinstvo.org/articles/monogamous_marriage.php. При перепечатке, копия этой информации может быстро стать недействительной. Указывайте только ссылку на данный ресурс.

Ключевые слова: джельк, челик, укрепление члена, повышение эрекции, повышение выносливости члена, кегелевские упражнения, упражнения Кегеля, фаллос, член, Арнольд Кегель, лонно-копчиковые мышцы, ЛК-мышцы.


С возникновением и укреплением частной собственности происходило становление классовых отношений, которые явились основой формирования современной формы брака — моногамии. В классической форме моногамный брак и моногамная семья утверждаются лишь в зрелом классовом обществе.

Возникновение частной собственности означало, что один человек становится полным или верховным собственником средств производства, а другие люди — полностью лишенными их или подчиненными собственниками. Это приводило к обособлению отношений по распределению средств производства и превращению их в основу отношений по распределению произведенного продукта. Если вначале лишь одного членства в общности было достаточно для того, чтобы получать общественный продукт, затем для этого требовалось уже реальное участие человека в общественном труде, то теперь уже не членство в общности и не труд, а именно владение частной собственностью на средства производства стало основанием распределения созданного в обществе продукта.

На смену уравнительному и трудовому пришло распределение по собственности. Труд сам по себе перестал давать право на получение доли общественного продукта. Раб не имел права даже на малейшую частицу произведенного им самим продукта, потому что сам он (весь, целиком, даже его жизнь) полностью принадлежал собственнику, рабовладельцу. Это в масштабе общества. В рамках семьи происходят соответствующие изменения. С переходом к частной собственности, классовому обществу, с полным уничтожением уравнительного распределения обязанность содержать детей полностью и целиком легла на семью. Причем мужчина выступает в роли кормильца лишь потому, что является собственником средств производства. Участвует или не участвует он при этом в труде — это не играет никакой роли. Женщина же при этом выступает в роли иждивенки лишь потому, что не является собственником средств производства и участие ее в труде (даже если только ее трудом и создаются все блага семьи) не играет никакой роли. Таким образом, в основе связей между мужем-и женой в классовом обществе лежит их отношение к средствам производства.

Даже если весь продукт, поступающий в общественное распределение, создан трудом жены, даже если не муж содержит ее, а она его, собственником считается муж, именно он считается кормильцем. Таким образом, жена выступает теперь фактически в роли рабыни. Ниспровержение материнского права Ф. Энгельс назвал всемирно-историческим поражением женского пола, в результате которого «муж захватил бразды правления и в доме, а жена была превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 60). Женщина была лишена многих гражданских прав, она не равна была со своим мужем и перед законом. В рабовладельческом и феодальном обществах только мужчины непосредственно входили в систему социально-экономических, производственных отношений. Женщины же были связаны с этой системой лишь через посредство своих мужей.

Вместе с тем на мужа возлагались и все обязанности, вся ответственность за семью. Муж в законодательном порядке объявлялся хозяином всех членов семьи, своих детей. Материнская линия родства стала невозможной, на смену ей пришла отцовская. В Кодексе Наполеона, в частности, четко отмечалось, что «отцом ребенка зачатого в браке, является муж» — независимо от фактического отцовства. Это породило стремление мужчин обеспечить достоверность своего отцовства и биологически, исключить возможность вступления своей жены в связь с «посторонними» мужчинами. Отсюда — и требование верности от жены, и требование целомудрия от невесты (пояс целомудрия в рыцарские времена на время длительных «командировок» рыцарей и т. д.). Муж нередко имел даже законное право убить свою жену, уличенную в измене (на ранних стадиях классового общества). Во Франции, например, еще в середине XIX века супружеская неверность жены влекла за собой тюремное заключение на срок от трех месяцев до двух лет.

Однако на деле эта моногамия распространялась только на женщин. Как писал Ф. Энгельс, «то, что со стороны женщины считается преступлением и влечет за собой тяжелые последствия (правовые и общественные), для мужчины считается чем-то почетным или, в худшем случае, незначительным моральным пятном, которое носят с удовольствием» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 70). Например, в той же Франции мужа по этому закону наказывали за прелюбодеяние лишь штрафом в размере от 100 до 2000 франков, да и то лишь в том случае, если он содержал любовницу в общем с женой доме.

Вместе с тем эта односторонняя моногамия породила «подпольное равноправие», супружескую неверность, адюльтер со стороны женщины. «Мужчины одержали победу над женщинами,— писал Ф. Энгельс,— но увенчать победителей великодушно взялись побежденные. Рядом с единобрачием и гетеризмом неустранимым общественным явлением сделалось и прелюбодеяние, запрещенное, строго наказуемое, но неискоренимое. Достоверность происхождения детей от законного отца продолжала, как и раньше, основываться самое большее на нравственном убеждении» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 256).

И только в среде трудящихся семья в буржуазном обществе начала носить равноправный, эгалитарный; а не патриархальный характер. В ней и муж, и жена работали, оба содержали своих детей и потому имели все основания для равноправных отношений. Однако эгалитарная семья могла получить полный расцвет только после ликвидации частной собственности на средства производства, бездушных вещных отношений между людьми, которую несет с собой социалистическая революция, устранение эксплуатации человека человеком.

Вместе с тем женщины далеко не удовлетворялись своей ролью в семье и обществе и вместе со всеми трудящимися постоянно боролись за свое освобождение. Это привело к тому, что уже с конца XIX века в капиталистическом обществе у нее появляются все большие права. Она сначала становится хозяйкой имущества, которое было ей подарено или ею заработано, совладелицей общего имущества семьи и т. д. Постепенно в капиталистических странах женщинам предоставляются политические права. И в наше время лишь в четырех буржуазных странах женщины лишены права участвовать в выборах в парламент (Лихтенштейн, Сан-Марино, Южно-Африканская республика и Андорра) и в трех странах права их ограничены (Испания. Боливия и Гватемала). В остальных странах они равноправны с мужчинами на выборах в парламент, в органы местной власти.

Однако фактически равноправие женщин пока еще далеко не реальный факт. Даже в оплате труда наблюдается дискриминация. Например, в Великобритании заработная плата женщин ниже, чем мужчин,— на тех же должностях, при той же квалификации, при том же объеме выполняемой работы.

Вместе с тем происходит уравнение женщин с мужчинами и в области отношений полов. Правда (в значительной мере благодаря движению феминисток, недостаточно разумных борцов за женские права, за женское равноправие, против мужских привилегий), это выражается не в появлении новых, «женских», более чистых, более человеческих норм поведения, а в слепом подражании женщин мужчинам, в простом принятии женщинами тех же норм поведения, которые были свойственны ранее лишь мужчинам. Вследствие этого семейно-брачные отношения в буржуазном обществе претерпевают серьезные изменения, которые сами буржуазные исследователи называют или дезорганизацией, регрессом, разложением семьи или, в лучшем случае, «реорганизацией» ее.


Ваш комментарий или вопрос к статье: «Моногамный брак»

Введите код, который Вы видите на картинке:

Если этот код плохо различим, то нажимайте клавишу F5 пока Вы не получите различимое расположение цифр. Отображение изображений должно быть включено на Вашем броузере.

Оценка статьи: Не знаю или затрудняюсь сказатьПолезная и познавательнаяПолезная, но спорнаяПолезная, но шокирующаяБезполезная, ничего нового и познавательногоВредная и отвратительная

Ваше имя (название организации) или псевдоним: (желательно для заполнения)

(Допустимы только русские буквы, цифры, знаки препинания и тире. Если Вы не заполните это поле, то оно будет автоматически заполнено фразой «Анонимный корреспондент».)

Ваше месторасположение (город, страна): (обязательно для заполнения)

(Допустимы только русские и латинские буквы, цифры, скобки, пробел, точка, запятая, тире.)

Ваш E-mail (заполняется только, если Вы желаете возможный ответ по E-mail, это поле публиковаться НЕ будет):

(Допустим только правильный формат E-mail. Если Ваше письмо требует ответа, то, пожалуйста, проверяйте правильность Вашего E-mail перед отправкой сообщения.)

Ваш персональный (контактный) телефон (желательно для заполнения, публиковаться НЕ будет):

(Допустимы только цифры, круглые скобки, знак плюс, пробелы и тире.)

Ваши комментарии или вопросы к этой статье:

(Обязательно для заполнения. Допустимы только русские и латинские буквы, цифры, скобки, пробел, точка, запятая, скобки, знак номера, знаки плюс и минус, слэйш, кавычки, восклицательный и вопросительный знаки, проценты, равно и дефис.)

В конце Вашего комментария автоматически указывается Ваш IP адрес (Интернет-адрес хоста, где находится Ваш компьютер).
Все комментарии находятся на предварительной модерации. Иными словами публикация их возможна только после просмотра модератором. В комментариях не должно быть оскорблений или рекламы. Также, не должно быть комментариев, не относящихся к теме данной статьи. Пожалуйста, уважайте посетителей этого портала!

materinstvo.org

9.4. Моногамный брак

С появлением семейной собственности, возрастанием трудового рас­пределения, накоплением богатств укрепляется брак и ограничивается сво­бода отношений. Парный брак переходит в моногамный, предполагаю­щий исключительность сожительства. Формирование моногамной семьи представляет собой следующий этап перехода от природы к культуре. Ко­личество членов семьи — хозяйственной ячейки — в это время, как прави­ло, порядка 200-300 человек, в ее состав входят нуклеарные (элементар­ные) семьи, состоящие из мужчины и женщины и их детей, и домашних рабов. Женщина остается постоянно привлекательной для мужчин, поэто­му закрепление моногамии предотвращает ревнивые конфликты и способ­ствует сохранению мира в семье. Брак начинают рассматривать как сред­ство урегулирования отношений между группами, и заключение брака часто знаменует окончание конфликта. При моногамии впервые возника­ет понятие отцовства, расширяются отношения родства, следовательно, расширяется круг помощников семьи. И, наконец, не последую роль игра­ет большая экономическая целесообразность моногамии по сравнению с полигамией.

У большинства народов супружеский союз рассматривается как цен­ность в отличие от внебрачной связи. Появляются новые факторы упроче­ния семьи. Один из них — уплата брачного выкупа. Это компенсация се­мье невесты за потерю работника, в то же время залог прочности отноше­ний. Развод возможен только при возвращении выкупа, до того женщина считается несвободной, а её дети — детьми её мужа. Похищение невесты обязательно ведет к браку. Появляется свадебный обряд, смысл которого не только церемония прощания семьи с невестой, но и объединение двух семейных групп.

Семья по-прежнему является экономической необходимостью, отно­шение к ней вполне прагматичное. М.Мид приводит высказывание по это­му поводу представителя племени арапеш (Океания): «Ты хотел бы взять в жены свою сестру? Но что это тебе даст? Разве ты не хочешь иметь своя­ков? Разве ты не понимаешь, что если ты возьмешь в жены сестру другого человека, а другой человек женится на твоей сестре, то у тебя будет по меньшей мере два шурина? Если же ты возьмешь в жены свою сестру, то у тебя не будет ни одного шурина. С кем же ты пойдшь на охоту? С кем будешь ты обрабатывать поле? К кому ты можешь пойти в гости?» (цити­руется по Рулан Н., 1999, с. 100).

Появляются формы сохранения родственной группы в случае смерти одного из супругов. Это левират — вдова выбирает себе мужа из братьев или племянников умершего, — или сорорат — в случае смерти женщины вдовцу отдают одну из ее сестер.

В некоторых племенах у папуасов Новой Гвинеи появляется обычай наказывать женщину в случае её супружеской измены и брать компенса­цию с её любовника. В тоже время в моногамном браке еще нет принципи­ального неравенства супругов, т. к. распределение пропорционально тру­довому вкладу каждого.

С переходом от ручного земледелия к пашенному меняется структура общества. Пашенное земледелие требует большого физического напряже­ния, недоступного женщине. Это приводит к возрастанию ее экономичес­кой зависимости, началу преобладания патрилокальности, переходу от женского счета родства к мужскому, смене материнского рода отцовским. Это сопровождается ограничением прав женщины и совпадает с перехо­дом от парного брака к моногамному. В местах, где долго сохранялось ручное земледелие (в Микронезии, части Индии, на территории индейцев Пуэбло (Нью-Мехико, Аризона, частично Калифорния), а также в Египте, Иньском Китае и древней Спарте) сохранялся и «поздний матриархат».

Период перехода к отцовскому роду характеризуется началом изме­нения идеологии. Этот процесс шел повсеместно и нашел свое отражение в мифах, ранних религиозных представлениях и искусстве античности, которое по существу представляет собой более позднюю переработку древ­них мифов. Наиболее древние боги античной Греции были женщинами и носительницами «материнского» взгляда на жизнь: приоритетны для че­ловека узы родства, природные явления нужно принимать как нечто есте­ственное, люди равны между собой и свободны, высшие ценности — лю­бовь, единение людей и мир. Позже «богини-матери» были вытеснены в подземное царство, их место в пантеоне заняли боги-мужчины, вместе с ними пришли другие ценности: рациональность, воинственность, кровная месть, идея победы над природой, уважение к закону, иерархический порядок в обществе, при котором добродетель женщины — подчинение ее власти отца или мужа, и высшая ценность — власть в семье и в госу­дарстве.

Противоборство этих идеологий Э.Фромм (1994) вслед за И.Бахофе-ном и З.Фрейдом анализирует на материале трагедии Эсхила «Орестея» и трилогии Софокла «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона».

Сюжет «Орестеи» следующий. Царица Клитемнестра убивает сво­его мужа Агамемнона, чтобы не оставлять любовника Эгисфа. Её сын Орест, мстя за отца, убивает обоих. Эринии, представительницы жен­ских древних богинь, преследуют Ореста, а Аполлон и Афина (рож­денная не женщиной, а из головы Зевса) защищают его. Эринии — носительницы идеологии матриархата — считают преступление сына против матери чудовищным и непростительным. Аполлон и Афи­на — сторонники ценностей патриархата — оправдывают Ореста.

В трагедии Софокла действие развивается следующим образом. Царю Фив Лаю и его жене Иокасте было предсказано, что их сын, повзрослев, убьет отца и женится на матери. Когда родился Эдип, Иокаста распорядилась унести его в лес и оставить там умирать. Но ребенок не умер, а был усыновлен царем Коринфа. Когда он вырос и узнал от оракула, что его судьба — убить отца и жениться на матери, чтобы избежать этой участи он, покидает дом приёмных родителей, считая их родными. По дороге он встречает путника, ссорится с ним и убивает его, не зная, что это его отец Лай. Придя в Фивы, он избав­ляет город от чудовища, разгадав загаданную им загадку, за это ему предлагают в жены вдову царя. Он становится царем Фив, правит разумно и мудро около двадцати лет, но потом в городе начинается

чума, как выясняется- кара за его двойное преступление. Иокаста кончает с собой, а Эдип в отчаянии ослепляет себя. Слепого Эдипа выгоняет из дома его дядя Креон. С ним уходят две его дочери — Антигона и Йемена, а два сына остаются и борются между собой за престол в Фивах. После скитаний Эдип приходит к священной роще Эвменид, и здесь его забирают к себе богини-матери из подземного царства. Сыновья Эдипа убивают друг друга. Креон распоряжается не хоронить одного из них (незаконно претендовавшего на престол). Вернувшаяся Антигона борется с Креоном за право похоронить бра­та. Против Креона выступает и сын его Гемон, обвиняя отца в жесто­кости. И Антигона, и Гемон погибают в этой борьбе.

В трилогии Софокла Эдип, Гемон и Антигона являются носителя­ми ценностей матриархата, Иокаста, совершившая преступление против своего ребенка, становится причиной целой цепи несчастий. Эдипу в итоге прощаются его невольные преступления. Антигона не подчиняется распоряжению царя, но следует древним законам, освя­щающим узы родства, и убеждению, что тело должно быть возвра­щено матери-земле. Йемена, напротив, подчиняется патриархально­му порядку, говоря Антигоне: «Мы безвременно погибнем более жал­кой смертью, чем остальные, если в открытом неповиновении закону бросим вызов указу царя или его власти. Нет, сперва нам надо по­мнить, что мы рождены женщинами, то есть теми, кто не должен бороться с мужчинами, что мы управляемы более сильными. Так что мы должны подчиняться…»

Креон отстаивает патриархальный авторитарный принцип. Глав­ное в его обвинениях Антигоне — «неповиновение — это худшее из зол».

В мифах ранней античности обычны описания отцеубийства сы­новьями, не узнающими своих отцов, как отголоски периода матри-локального брака.

В конфликте идеологии матриархата и патриархата победа обычно остается за новым — патриархатом.

Для периода формирования моногамного брака характерна большая семья. В такой семье существовало неравенство старших и младших, муж­чин и женщин. Неравноправие женщины проявлялось в том, что дети счи­тались принадлежащими отцу. Из собственности женщине принадлежало только приданое и украшения. Появляются некоторые особые формы се­мейных отношений. К ним относится авункулат — передача ребенка на воспитание дяде по матери. Этот обычай имеет два объяснения. По мне­нию К. Леви—Строса, это связано с тем, что мужчина получает жену толь­ко от другого мужчины — от ее отца или брата. Таким образом, передача ребенка дяде является как бы знаком благодарности за это. Другое объяс­нение связывает этот обычай с пережитками родейных отношений. На это указывает и широко распространенное воспитательство — передача де­тей в чужие, неродственные семьи. Этот обычай известен у некоторых на­родов Кавказа, Средней Азии, у тюрок, монголов, кельтов, германцев и других. Появляется форма покупного брака, брака по сговору (в том чис­ле и очень раннему «утробному» и «колыбельному» сговору), участились

браки с похищением. Появилось искусственное обрядовое родство — взрос­лый, давший имя ребенку, или тот, кто впервые подстриг его, становится родителем по обряду. У некоторых народов (на восточном Кавказе, в за­падной части средней Азии, у арабов, банту, туагеров, малагасийцев и других) распространяется обычай ортокузенного брака — с племянница­ми — чтобы сохранить брачный выкуп в родственной группе.

Несмотря на то, что дети формально принадлежали отцу, по-видимо­му, их реальное общение было затруднено — это привело к появлению обычаев травестизма и кувады, когда отец, демонстрируя свою причаст­ность к рождению ребенка, одевал женскую одежду или изображал родо­вые муки одновременно с родами жены.

Нуклеарная семья стремилась выделиться из большой семьи и приоб­рести самостоятельность. Это стало возможным только тогда, когда на­чал создаваться хозяйственный коллектив нового типа. В малоземельных, обычно горных районах, где более рентабельно комплексное хозяйство с разнообразными посадками и содержанием животных разных пород при домохозяйствах, формировались семейные общины на основе большой се­мьи и с длительным сохранением её традиций. Там, где земли было доста­точно, целесообразно было выращивать монокультуру и держать скот в общем стаде. В этих условиях кровнородственные общности разрушались, возникали соседские общины, которые затем объединялись в племена. Племя являлось верховным собственником территории, носителем опре­деленной культурно-бытовой традиции и потестарных (властных) функ­ций. На ранних стадиях власть вождя совпадала с властью главы рода. Позже функцию управления племем разделили старейшина (глава рода), избранный военачальник и колдун (шаман). Для племенной организации не характерно социальное расслоение и наследственное лидерство. Племя чаще всего управлялось при всеобщем участии мужчин или их представи­тельстве. С накоплением богатств племенем и угрозой нападения соседей фратрии (братства), выполнявшие раньше функцию контроля за соблюде­нием экзогамии при заключении браков, становятся военными объедине­ниями. Социальная роль мужчин продолжает усиливаться. Племена чис­ленно увеличиваются, увеличивается территория их расселения. На осно­ве объединения племен возникают соплеменности. Примером могут служить североамериканские индейцы сиу (дакота). Они делились на те-тон-дакота, населявшие западный район провинции Манитоба (Канада) и штат Оклахома (США) и дакота-ассинибойн, обитавших в бассейне Миссури и в Великих степях от Миссисипи до Скалистых гор, а также от границы Канады до штата Арканзас в США. Сиу включали следующие группы племен: дакота, ассинибойн, апсарока, хидатса, мандан, айова, канза, омаха, миссури, осэдж, ото и понка. Соплеменности перерастают в народности и дают начало этносам.

Этнос (племя, народ, «люди») — это исторически сложившаяся на оп­ределенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями языка, культуры, хозяйственной деятельности, а также осоз­нанием своего единства и отличия от других этносов. В каждом этносе

вкладываются определенные стереотипы — регуляторы поведения: обы­чаи, традиции, нормы. Этнические нормы — это предшественники совре­менных правовых, моральных, административных, экономических и дру­гих норм. Социальные установки, позиции, представления, верования скла­дываются в этнический менталитет, на котором впоследствии строится национальное самосознание.

Такова общая схема формирования социальных структур в доклассо­вом обществе. Однако, она не является универсальной. В зависимости от ландшафтных, экологических, культурных и других, часто неучитываемых факторов, этногенез может пойти своим неожиданным путем, при этом внешне несущественные события могут вызывать серьезные по последстви­ям процессы. Например, в Сибири буряты до XVII-XVIII века жили рода­ми, не образуя племен и соплеменностей. Языковые различия до сих пор так велики, что жители отдельных районов не понимают друг друга. При­чина в том, что малая заселенность больших территорий плодородных земель позволяла кочевать на большие расстояния вслед за скотом, почти не контактируя с другими родами.

studfiles.net