Как стать чсв – Чувство собственной важности — борьба и поражение | Психология без соплей

Чувство собственной важности (ЧСВ) — Психология PRO

В этой статье речь пойдет о том, что заставляет тебя снова и снова переживать унижение и терять большую часть энергии на бесплодные беспокойства, болезненные фантазии и ментальное смакование несуществующего успеха, что вполне очевидно блокирует всякое достижение реальных (не нафантазированных) результатов. Речь пойдет о чувстве собственной важности.

Все, что ты «посылаешь» в реальность – к тебе же и возвращается. Вся та дурь, которую ты желал другим – это твоя «карма», которую хочешь – не хочешь, придется переварить. Переживания двойственны, и если ты привык получать удовольствие от возвышения над другими людьми даже в самых невинных формах, ровно настолько же будешь привязан к унижению.

Понять, что собой представляет чувство собственной важности очень важно, т.к. это в перспективе поможет тебе избавиться от любых комплексов и страхов. Чувство собственной важности – это и есть та самая «центральная проблема», коварный зверь за печатью, которого тебе суждено принять и растворить, чтобы перестать переживать непрерывное напряжение от страха «потерять лицо» перед другими.

Чаще всего ЧСВ проявляется, как глупая гордыня, напыщенность, эгоизм, самопотакание, нытье, злость, чрезмерное внимание и жалость к собственной персоне. Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, как все это влияет на твою жизнь.

Полное отсутствие ЧСВ означает, что тебя невозможно уязвить ни словами, ни событиями. Отсутствие ЧСВ высвобождает огромное количество энергии, которую до этого поглощала дурная эмоциональность и внимание к собственным выдуманным проблемам. Отсутствие ЧСВ очищает экран жизни от помутнения непрерывного пережевывания собственных неврозов, что дает невероятную легкость в переживании жизни, и делает сознание кристально ясным. Отсутствие ЧСВ дает уверенность в себе, потому что, когда ты избавлен от надуманных образов, терять тебе уже больше нечего.

Перед тобой всегда стоит выбор либо дурачить себя и окружающих своей важностью, либо выбрать реальное развитие. В своем самообмане можно стать хоть королем. И если саморазвитие изначально выбрано, чтобы потешить чувство собственной важности, тогда действительно проще не развиваться, а сразу заняться саморекламой, уверяя других в собственной просветленности, крутости и продвинутости.

Так создаются внутренние конфликты, появляется уязвимость, и зависимость от чужого мнения. На иллюзорное величие могут повестись слепые последователи, страдающие от схожей проблемы. Самообман может дорастать до стадии, когда ты сам начинаешь верить в свою же ложь, становясь все более пригодным клиентом для хорошего психиатра.

Быть простым человеком, со здоровой психикой, или быть «крутой» фальшивкой с болезненными неврозами – вот в чем заключается твой реальный выбор.

И ведь очевидно, что быть фальшивкой всегда – себе дороже. Жизнь неизбежно сталкивает с самообманом. Можно убедить нескольких слепцов в своей великой важности, но будешь отрезан от общества трезвомыслящих. Можно до посинения убеждать других в своей крутости, лишь бы не смотреть своим страхам в лицо. А ведь реальное развитие только тогда и возможно, когда принимаешь себя таким, каков ты есть. Только когда честен и открыт с собою, тогда ты сам становишься живой истиной. А крутая «фальшивка» не развивается, а наоборот бежит от развития, потому что развитие ставит такого человека перед фактом его фальши.

Если ты выбираешь развитие, и считаешь себя продвинутым, стоит спросить себя честно, действительно ли ты крут, или есть какие-то внешние признаки, по которым ты сойдешь за крутого? Действительно ли ты крут, или потакаешь самолюбию? Любой малейший намек на попытки доказать свою «крутизну» – это признак чувства собственной важности, зависимость и самообман.

Когда ты не боишься быть собой и принимаешь себя настоящего, тогда комплексы и сомнения перестают загрязнять механизм твоего мышления и восприятия, что придает четкости и эффективности всем твоим действиям.

При этом важно понимать, что осознание бесполезности чувства собственной важности, не подразумевает такое же бескомпромиссное отношение к ЧСВ других людей. Напротив, это означает, что ты, как настоящий практик, должен быть очень внимателен к окружающим, к тому, чтобы не задевать их своей «гибкостью», и не тыкать их носом в собственные недостатки, хотя бы потому, что в большинстве случаев это чревато вполне адекватным противодействием с их стороны.

Почему-то большинство людей, ознакомившись с теорией ЧСВ, начинают наблюдать это чувство в ком угодно, только не в себе, что является очевидным самообманом и отклонением от пути развития личности и самопознания в противоположную сторону. Чтобы помочь человеку, можно указывать на его недостатки, но если не делать этого осознанно и чутко, так называемые «благие намерения» слишком легко могут вылиться в типичное самодурство и возвеличивание собственной персоны, путем унижения собеседника. Такие «кармические узлы» на пути развития сознания становятся большим препятствием.

Быть бескомпромиссным со своей важностью – лучший способ стать эффективным человеком. Именно со своей персональной важностью. Бескомпромиссность и безжалостность с чувством собственной важности других людей может стать превосходным предлогом для эмоционального садизма. Человек может напялить на себя маску учителя, или просто заумного циника, якобы для того, чтобы помочь оппоненту разрушить его иллюзии. На деле основная мотивация таких намерений, как правило, сводится к возвеличиванию и укреплению собственной важности «благодетеля». Человек сам не замечает, как, потешаясь над другими, строит огромный памятник своей непробиваемой глупости гордости.

Указывая на чужие огрехи, следует проявлять величайшую сознательность, ясно осознавая собственные мотивы. Если эти мотивы сводятся к самоутверждению, собеседник тебя не услышит, а сказанное будет совершенно справедливо воспринято как деструктивная критика и «наезд» ради услады твоего самолюбия. Если в собственных мотивах нет уверенности, значит, самоутверждение в них точно присутствует. Обмануть себя здесь – проще некуда. Но если ты действительно указываешь на чужие ошибки с искренним желанием помочь, помни, что никто по твоей прихоти меняться не обязан, и скорей всего твои слова будут восприняты как критика, или даже наезд. Этой теме на progressman.ru посвящена отдельная статья о конструктивной и деструктивной критике.

Чувство собственной важности – чистый воды невроз, побуждающий демонстрировать собственную персону в самых красивых красках. Однако и подавлять свою личность не стоит. Любая, например, творческая, деятельность, связанная с проявлением и раскрытием личности не возбраняется. Задача в том, чтобы не привязываться к результату своей деятельности в какой бы то ни было форме. В конечном счете, слава, признание, или, наоборот, непонимание и унижение – это ничто в сравнении с той вечностью, которой обладает твоя душа. Настоящий практик не убегает от мира, потому что осознает, – свобода состоит не в отсутствии материальных благ, а в отсутствии привязанности к ним. Когда нет привязанности, красота и богатство не могут испортить человека.

Для избавления от чувства собственной важности учитель Карлоса Кастанеды советовал ему использовать ситуации с «мелкими тиранами». Мелкий тиран – это досаждающий человек, который своим «бескультурным» поведением оказывает на твою личность давление. Если человек возвышается над тобой, не стоит оказывать ему сопротивление, потому что это равносильно одному из вариантов принятия условий его игры. Лучшее, что можно сделать – не играть с ним в эту игру, не идти на поводу у ситуации. Тогда мелкий тиран по праву окажется в глупом положении, в котором его неразумное поведение будет выглядеть, как шалость ребенка.

Вообще, при столкновении с тяжелыми людьми и ситуациями появляется возможность практиковать осознанность в экстремальных условиях, когда личность шлифуется особенно интенсивно. И в твоих силах проявить отрешенность либо, проявив слабость, отдаться эмоциям.

Избавление от ЧСВ – это не ментальное решение, а постоянная работа над собой. Как сказал Дэн Милман: «нет пути к осознанности, осознанность – есть путь». Для избавления от чувства собственной важности необходимо помнить о его бесполезности всякий раз, когда ЧСВ проявляется. Необходимо честно смотреть на себя, и называть вещи своими именами. Если есть гордыня, напыщенность, королевские замашки, не стоит обманывать себя, полагая что ты крут. Все это – признаки обычной слабой и неуверенной в себе личности. В разной степени эти качества проявляются у большинства людей. Если ты искренне желаешь усмирить ЧСВ, просто воспринимай все как есть, смотри внимательно, как ЧСВ проявляется. Не позволяй уму впадать в самозабвенные фантазии о собственном величии.

© Игорь Саторин

Читайте продолжение: ЧСВ 2

Другие статьи по этой теме

progressman.ru

Наиболее типичные проявления чувства собственной важности

Одна из самых болезненных и трудных для понимания тем. Почему? Да потому, что чувство собственной важности является, по сути, фоном, на котором разворачивается вся наша жизнь.

Одна из самых болезненных и трудных для понимания тем. Почему?

Да потому, что чувство собственной важности является, по сути, фоном, на котором разворачивается вся наша жизнь.

Чувство собственной важности настолько прочно и глубоко вошло в наши чувства и мысли, что воспринимается как само собой разумеющееся, как неотъемлемая часть нас самих. Именно поэтому выслеживать чувство собственной важности трудно, еще труднее избавляться от него. 

Примерное представление о том, что такое ЧСВ, дается в книгах Кастанеды. Например: «…ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу…» или «ты каждый раз чувствуешь себя обязанным объяснить свои поступки, как будто ты — единственный на земле, кто живет неправильно» (Карлос Кастанеда «Путешествие в Икстлан»). Комментарии дона Хуана, разъясняющие некоторые аспекты чувства собственной важности, совершенно конкретны и недвусмысленны.

Если собрать все цитаты из книг Кастанеды относительно ЧСВ, то материала для осмысления и практических шагов будет более чем достаточно. Так что отправная точка есть, все что необходимо — это углублять и конкретизировать понимание ЧСВ, и самое главное — делать все это через призму собственного опыта, добывать то самое внутреннее знание.

Наиболее типичные проявления чувства собственной важности

  • «Синдром гуру»
  • Споры
  • Оправдания
  • «Обратите на меня внимание»
  • Стеснительность
  • Раздражение
  • Мстительность
  • Ложная скромность
  • Заискивание
  • Поиск «недостатков» и «ошибок» других людей
  • Реакция на «плохой/хороший»
  • Героизм
  • Сомнение
  • Сожаление
  • Самолюбование
  • «Кто всех круче?»

«Синдром гуру»

Поучения, идиотское желание учить других и наставлять на «путь истинный».

Еще такой вариант — «да я это знаю лучше тебя». Проявляется в иронии (чуть ироничная и снисходительная улыбка), желании перебить собеседника, когда он говорит что-то известное тебе.

Споры

Отстаивание своей точки зрения, доказывания. Также любые внутренние диалоги с воображаемыми оппонентами, споры, доказывания своей точки зрения. Моделирование в голове разных конфликтных ситуаций.

Причина спора — попытка защитить себя, защитить свой образ, свою точку зрения. Попытка защиты — это неуверенность в себе.

Оправдания

И объяснения в качестве оправданий. Оправдания вызваны желанием выглядеть лучше. Оправдания — это форма защиты. Оправдывающийся человек защищает свой «светлый образ», «доброе имя» и т.д.

Часто оправдания — боязнь обидеть человека, чувство вины за содеянное, боязнь, что тебя неправильно поняли.

Типичный шаблон оправдания: «Ты плохой» — оправдание. «Ты плохой» — человек воспринимает в отношении самого себя после:

1) своих же слов, действий;

2) чужих фраз и поступков по отношению к себе (человеку что-то говорят, а он воспринимает, интерпретирует это как обвинение).

Человек начинает оправдываться только поcле того, как он сам себя обвинил, не раньше. Никто никого никогда не обижает и не обвиняет, человек обижается сам и обвиняет себя сам. Он выбирает обижаться и обвинять себя. Можно причинить физическую боль, но нельзя обидеть или обвинить человека, если он сам того не выбирает.

«Обратите на меня внимание»

Желание получить порцию внимания и признания со стороны окружающих.

Перетягивание внимания на себя, желание быть в центре. Выражается в попытках сказать что-то «веское», «умное», «смешное». Покрасоваться перед людьми. Показать свою новую одежду, какую-то вещь, блеснуть остроумием, рассказать о событиях своей жизни (в целях привлечения внимания — «а знаете, я тут недавно…»).

Синонимы — «рисовка», «дешевые понты». Более благозвучные названия — самопрезентация, самореклама. «Ну, вот я пришел, самый лучший, самый достойный, любите меня». Особенно характерно проявляется в момент встречи людей. По тому, кто как ведет себя в незнакомой компании, можно легко определить — это ЧСВ.

Нюанс: есть и осознанная самореклама, целью которой являются ресурсы (например — расположение, интерес «нужных людей») — это стратегия, а есть «дешевые понты» — это уже ЧСВ.

Стеснительность

По симптомам прямо противоположна «обратите на меня внимание». Возникает от неуверенности в себе. Очень часто сочетается с «обратите на меня внимание», в одних конкретных случаях может проявиться один вид ЧСВ, в других прямо противоположный. Хорошо помогают избавиться от этого проявления ЧСВ разные нестандартные поступки (пройти с соской в метро, по улице, пройти с ботинком, привязанным за веревку, и т.д.).

Раздражение, гнев, ярость

Раздражение, когда получается не так, как ты хочешь. Когда тебе кто-то мешает: говорить (перебивают), делать (отвлекают), быстро идти, впереди тебя кто-то плетется, а ты не можешь обогнать и др.

Раздражение, когда собеседник говорит что-то не совпадающее с твоим мнением по некоторому вопросу.

Мстительность

Подавляющая часть критики, подколок, запретов, отказов обусловлена банальной мстительностью. «Ах, ты мне так, тогда я тебе так» — «ответить ударом на удар».

Как правило, мстительность проявится через некоторое время, далеко не всегда очевидны причина и следствие. Что-то где-то оседает, остается в глубине, а потом всплывает и «вот тебе, на, получи…». Кто-то меня зацепил, я стерпел обиду, выждал, а потом отомстил.

Большая часть всех мстюлек идет на бессознательном уровне, не так что: «ах, зараза, вот ты меня тогда обидел, а я тебя сейчас…», на уровне головы это вообще может не проявиться. Просто «вдруг» возникает какое-то желание «ударить» человека, ударить морально, поставить на место, доказать, что он не прав в чем-то, или просто подколоть.

Очень часто это желание прячется за вполне благородными целями: «восстановить справедливость», «отстоять правоту», «наставить на путь истинный».

Ложная скромность

Выражается в неспособности принятия комплиментов. «Да нет, ну что вы…». Желание показать себя еще лучше за счет игры в скромного человека или просто шаблон (в детстве научили так отвечать).

Заискивание, раболепство

Например, в отношении с начальством. Ощущение себя маленьким, незначительным по сравнению с большим и могущественным человеком. Причина этого проявления — страх. Страх получить наказание, потерять работу и т.д. Страх не получить что-то, например, не получить расположение «важного человека».

Поиск «недостатков» и «ошибок» других людей

Излишнее внимание к недостаткам других. Болезненная реакция на глупость и идиотизм окружающих — «Вот идиоты, придурки» и т.д.

Гневные проповеди и осуждение. По смыслу эти проповеди сводятся к «Вы все делаете не правильно, а я знаю, как надо правильно». Потом имеющие начальный опыт борьбы с ЧСВ обычно добавляют: «Хотя кто я такой, чтобы судить других». Или так: «Вы, конечно, все придурки, но мне это безразлично».

Вместо того, чтобы работать над собой, идет напрасная трата внимания и времени на чужую глупость.

«…Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает… Ты сам должен быть безупречным человеком… … Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе. Это и есть то, что имеет значение. Остальное не имеет никакой важности…»

Реакция на «плохой/хороший»

Реакция на «плохой» — раздражение, обида, оправдания.

«Плохой» может восприниматься после фраз, имеющих смысл: «Ты не знаешь, ты не умеешь, ты не можешь, ты не понимаешь». «Полный придурок». Точно такие слова и фразы, как правило, не говорят, обычно это замаскированные сообщения, уведомляющие о некомпетентности, отсутствии необходимого навыка, знаний, способностей к мышлению. Как правило, смысл таких фраз сводится не столько к желанию кого-то обидеть или оскорбить, сколько к желанию показать свое превосходство над другим.

Реакция на «хороший» — удовольствие, осознание своей значимости, чувство благодарности к тому, кто хвалит. По смыслу фразы прямо противоположны выше приведенным: «Ты умеешь, ты знаешь, ты можешь, ты умный, ты красивый, у тебя такие-то положительные качества». Опять же, все это не обязательно подается прямым текстом, иногда комплименты очень изящные и нетривиальные, осознание которых может потребовать очень много внимания. А на подсознательном уровне такие комплименты работают совершенно четко и эффективно. Во-первых — это повышение своей значимости, во-вторых — появление чувства благодарности к тому, кто комплимент сообщает, и желание сделать человеку что-то приятное.

Героизм

Очень забавное проявление ЧСВ. Осознается, как правило, уже годы спустя «титанических усилий», «одинокой безмолвной битвы» и подобного им идиотизма.

Образ героя в своем лице — это ощущение борьбы с внешним миром, с условиями своей жизни, с людьми, с их «тупостью», «заблуждениями» и т.д. Это образ страдальца, мученика в борьбе за светлую идею.

Борьба воина — это борьба со своим идиотизмом. Вызов воину — это собственная глупость и идиотизм, только с ними нужно бороться. Такая борьба естественна, ничего запредельного здесь нет, и никакого героизма не нужно. Нужна воля, намерение, терпение и ежедневный упорный труд. Воля должна течь спокойно, без рывков и надрывов. Каждодневное преодоление своей глупости развивает волю наиболее благоприятным образом. Героизм в виде «титанических усилий» и попыток прорыва в «светлое завтра» — это следствие глупости, идиотизма и неграмотно организованной практики.

Сомнение, озабоченность, страх

Проявляется в виде тревоги, нетерпения. Некоторые виды озабоченности: своей судьбой и социальным статусом, наличием или отсутствием каких-либо вещей, делом («Получится ли? Успею ли?»), внешностью («А хорошо ли я выгляжу?»), отношением к себе людей («Меня никто не любит», «Я никому не нужен», «Как-то он на меня косо посмотрел», «Интересно, я понравился ей, понравилась ему?») и т.д.

Более легкая форма озабоченности — ожидания. Часто проявляется в виде ожиданий одобрения, похвалы, согласия с твоим мнением.

Варианты с ожиданием каких-либо грядущих событий, перемен («Вот устроюсь на новую работу и все будет замечательно», «Закончу учиться, и будет совершенно новая жизнь»).

Еще очень характерное проявление ЧСВ: «ожидание оценки» — ждать реакцию на свои поступки, слова. Ожидание и поиск признания со стороны окружающих. Легко заметить это на форуме, после написания своего поста, возникает ожидание оценки.

Сожаление, самобичевание

Я не успел, я опоздал, я не сделал. Кажется, я сказал, сделал что-то не то, а вдруг я кого-то обидел. И в мазохистских переживаниях по поводу своего ЧСВ тоже.

Очень характерно сожаление проявляется в случае — «я обидел человека». Потом идет «я плохой».

Самолюбование

Фантазии, грезы и воспоминания о себе любимом на темы: великий учитель всех времен и народов («синдром гуру»), герой, великий боец и победитель, гений, просто гений, вариант — «скромный» гений :).

Вариант самолюбования: «Взгляд глазами другого человека» (думаешь, что он думает, представляешь, как выглядишь в глазах другого человека). Как правило, взгляд этот полон уважения, восхищения и т.д.

«Кто всех круче?»

Проявляется в двух наиболее очевидных формах: соревнования («я лучший», «я самый первый», «мы их сделали») и извращенные соревнования — «кому из нас было трудней?» («… да это ерунда, вот я …, вот мне тогда …»).

Автор — Валерий Чугреев

econet.ru

Чувство собственной важности. Отношение к себе и миру.

ЧСВ — Чувство собственной важности. Эта странная фраза заставила меня погрузиться в полуторачасовое размышление перед написанием статьи. Сколько же времени и сил мною уже потрачено и до сих пор уходит на борьбу с этим малопонятным, но, тем не менее, мешающим полноценно жить чувством? Оно незримо присутствует этаким фоном во всей нашей жизни и даёт развитие другим патологическим чувствам и качествам натуры (страхам, жалости к себе,обидам и т.д.).

ЧСВ — Чувство собственной важности, что это за зверь?

Можно сказать, что ЧСВ полностью руководит нашей жизнью, а социальная и общественная среда, как будто нарочно стимулирует поклонение ему. Мы на все аспекты бытия смотрим именно через призму этого чувства и в итоге получаем искажённое до неузнаваемости понятие реальности. Если кто-то наивно полагает, что свободен от ЧСВ, то он глубоко заблуждается. Чтобы избавиться от него, требуется непрерывная многолетняя практика, и не факт, что она поможет.

Для начала следует разобраться, что это за зверь такой ЧСВ — Чувство собственной важности? Это неверное отношение к себе и окружающему миру. Мы привыкли всё переоценивать и особенно себя. Надо понимать, что в нашем иллюзорном мире нет чего-то конкретно более важного по значимости, чем всё остальное – всё равнозначно. Это касается поступков, слов, вещей, понятий, людей и т.д. Как это понять? В себе необходимо воспитать одинаково ровное отношение ко всему, чтобы не создавать избыточных потенциалов. Это также позволит воспринимать окружающее пространство более объективно и избавит от подтекста или от двусмысленности в понимании текущего момента, что без сомнения облегчит собственное развитие и ускорит достижение поставленных задач.

Например, вам нужно убрать квартиру и сходить на тренировку. Спортом желательно позаниматься в первой половине дня, так как организм более предрасположен к этому физиологически. Поэтому все дела планируются с этим расчётом. Но при всем, при этом, здесь не должны вмешиваться ваши чувства.  Заниматься спортом вы должны в первую очередь только из-за этой причины, а не потому, что это нравится, а навести порядок в доме — нет. 

Следует осознать что, то, что является важным для вас – до лампочки всем остальным. И придавая чему-то большую важность, вы непосредственно повышаете своё ЧСВ перед собой или окружающими людьми, при этом доказывая только самому себе свою значимость. Но не думайте, что с развитием одинакового отношения ко всему, может развиться равнодушие и пофигизм. Просто всему, что с вами происходит, необходимо уделять одинаково полноценное внимание. Тогда вся ваша жизнь со всеми её мимолётными мгновениями осмысленности, обретает огромную ценность и заиграет новыми оттенками. Ведь с постоянной практикой сталкинга (отслеживание в себе деструктивных моментов) достаточно быстро можно научиться выявлять момент оценки и при помощи воли постараться воспринять ситуацию, не интерпретируя её никак, то есть, не придавая ей определённой ментальной окраски.

Самое главное, выявление своих ЧСВ.

Основная сложность в том, что первичной выступает наша оценка (интерпретация) ситуации или человека. Которая происходит автоматически, так как это неотъемлемое свойство личности и оно вживлено с раннего детства в подсознание. Поэтому восприятие ситуации неминуемо теряет свою объективность. Не всегда можно отследить в себе это коварное качество. Здесь необходимо поработать со своим вниманием. Его надо постараться распределять равномерно на все свои действия и не уделять чему-то большее значение. Это безумно сложно делать! Всегда может появиться что-то неотложное, а стало быть, важное, что может потребовать первоочередного исполнения. Да, бывает так, что какое-то дело нужно выполнить в первую очередь.

У нас всё хорошо или плохо, лучше или хуже. Мы привыкли всё разделять на противоположности. Это не удивительно – такова наша природа. И даже, наше восприятие действительности разделено на осознаваемое и не осознаваемое. Привычный и знакомый мир в толтекской традиции называют тоналем. Всё, что нам известно абсолютно обо всём, содержится в нём. Чем больше беспорядка в тонале в вашей привычной повседневной жизни, тем сложнее жизнь у человека. К тому же, для него всё меньше доступным становится нагваль – непознанная сторона человеческой натуры и бытия, что не может быть оформлено в слова и не поддаётся логическому объяснению.

Например, все знают, что человек в своём теперешнем состоянии сильно деградировал.  Его функциональность достигает максимум 10% при самых оптимистических прогнозах. Тем не менее, все также понимают, что оставшиеся 90% тоже существуют, но что они дадут, мы себе даже представить не можем. Нам и 10% много кажется. Так вот, эти неизвестные проценты можно считать нагвалем в этом конкретном случае. Та же картина и с восприятием мира.

А при чём здесь ЧСВ спросите вы?

А при том, что чем меньше ЧСВ — Чувство собственной важности, тем мы становимся ближе к Неизведанному (нагвалю). Преобразовав своё отношение к миру, он симметрично меняет своё отношение к вам. За счёт высвободившегося огромного количества энергии, тело начинает трансформироваться под уровень осознанности и в итоге растёт сила и выносливость, интеллект и экстрасенсорные способности. ЧСВ легко ловит нас в эмоциональные ловушки из-за нашего неверного реагирования, вызванного ожиданием определённой оценки наших действий окружающими людьми. Желание быть особенным, жажда власти, достатка, могущества, способностей, телесных удовольствий и других страстей ведёт в бездну глубокого разочарования и неудовлетворённости собой. Мир нагваля безжалостен и он вас с лёгкостью раздавит, если вы не окажетесь подготовленным ко встрече с ним. Но он также готов открыть перед вами все свои дары и тайны, когда ЧСВ — Чувство собственной важности, будет побеждено.

Поэтому, если есть желание меняться и развивать свои скрытые таланты и вы готовы хорошенько поработать над собой, то постепенно избавляйтесь от чрезмерной фиксации на себе и ваша жизнь приобретает всё большую объективность и прозрачность. В ней останется всё меньше непонятных и сложных моментов. Всем аспектам уделяйте одинаковое внимание, ко всем людям ровное, спокойное, желательно доброжелательное отношение. Выровняв все жизненные аспекты победой над ЧСВ , колесо жизни поедет по более ровному пути!

miruspehinfo.ru

Чувство собственной важности — варианты и проявления.

Чувство собственной важности (далее ЧСВ) – очень глобальная тема, которая охватывает всё человечество. Это не просто состояние или эмоция, это нечто большее. На ЧСВ – уходит основная часть энергии у каждого человека. При этом, главная опасность данного проявления именно в том, что в состоянии повышенной важности всё внимание направляется на себя и полностью теряется контакт с реальностью.

ЧСВ – одна из самых основных вещей, которую нужно осознать на самом первом этапе на пути к себе. Осознать, а как только замечаешь, что весь мир крутится вокруг тебя — сказать себе «стоп» и посмотреть на реальность трезвым взглядом. Забавно, что ЧСВ может проявляться в очень многих видах. Например, начинающие практики или просто читатели эзотерической литературы, сразу считают себя выше других людей, т.к. уже якобы обладают неким тайным знанием о Мире. Замечу, что такая позиция очень сильно останавливает прогресс развития во всем, поэтому нужно быть внимательным к другим людям, ситуациям и реальности в целом. В противном случае практик не сможет подняться выше восприятия своих галлюцинаций, а то и вообще может в психушку угодить.

ЧВС – это щит, который на самом деле закрывает страхи и неуверенность в сам себе. Человеку, который уверен в себе нечем гордиться, это его это обычное состояние, это просто норма. В то время, человек неуверенный в себе всегда хочет избавиться от этого внутреннего дискомфорта  за счет привлечения внимания к своей персоне.
Когда общество положительно оценивает действия этой персоны появляется ощущение временного обезболивания, той боли, что внутри. В человека сразу временно повышается самооценка, он принимает себя, любит и начинает думать, что теперь Мир крутится вокруг него. В таком состоянии восприятие реальности сильно искажается и напоминает то, как если бы Вам на голову одели кастрюлю и начали колотить по ней черпаком — адекватно видеть, слышать, думать и ощущать что-либо в таком состоянии просто не возможно! Как правило, именно в повышенной важности люди попадают в неприятности  и это понятно, ведь нет контакта с Миром. Например, в обычном состоянии водитель не нарушает скорость, следит за ситуаций на дороге, смотрит за знаками и светофорами. Но при включенном ЧСВ —  ему горы по колено, а море по плечу.  Когда рядом сидит длинноногая красотка, а наш герой немного не уверен в себе и чтобы показать свою крутость он давит на газ забывая о реальности. Думаю не стоит говорить, чем это может закончиться, вообще причина большинства аварий — это именно ЧСВ.

Тут важно заметить, что само ЧСВ проявляется именно во внутренних мотивах человека, в основе которого лежит компенсация неуверенности в себе, с целью привлечения внимания других и повышения самооценки. Поэтому, нужно понимать, что два абсолютно одинаковых действия в основе  могут иметь совсем разные мотивы. Люди часто говорят о том, что нужно помогать друг другу. Но что реально лежит за это «помощью» — не желание ли самоутвердиться за счет другого? Вообще я считаю, что помочь тебе может только тот, кому по сути безразлично твоё мнение о нём. Именно такой мотив чист и безупречен, потому что человек делает что-либо от души, а не для похвалы в виде кусочка сахара.

Исходя из этого, будьте внимательны к себе и другим, к их реальным мотивам и желаниям. Только такой подход сможет обеспечить более полную связь с реальностью, а значит и более полное восприятие себя, к чему мы и стремимся, по сути.

Итак, как внешне может проявляться ЧСВ, на что в первую очередь обращать внимание:

1) Желание доказать кому-либо, что-либо. Проявляется в спорах. Если ты и так знаешь что-либо точно — нет смыла спорить, а если не знаешь — можно просто сказать, что не до конца компетентен в данной теме. Как правило, спорщик хочет самоутвердиться в правоте за счет признания другим его правоты. На деле сам же спорщик, как правило, не уверен в предмете спора. 

2) Желание оценки действий и результатов. Человек делает, что-либо не для себя, а для привлечения внимания других людей. Оценка других повышает уверенность в себе. Если делаешь для себя — сам себя и оценивай. Мнение других можно принять к сведению, получив обратную связь, но не более. Вообще нет смысла связывать свои результаты с самооценкой, это просто результаты, а самооценку Вы сами себе вольны выбирать любую.

3) Желание быть особенным или не похожим на обычных людей. Опять же, для того, чтобы тебя заметили другие. В любом случае все люди разные и все непохожи друг на друга, поэтому нет смысла хотеть того, что уже есть само по себе.

4) Чувство справедливости, долга. В нашем мире, всё само по себе справедливо априори. По законам сохранения энергии или Кармы, все получают то, что заслужили или то, что сами хотели. Просто многие не осознают причинно-следственных связей между, например болезнями или другими проблемами. Скажу так: все болезни и проблемы неслучайны, их причины в Вашем отношении к себе или к Миру. Разозлился или обиделся на «ближнего» и сам своей же злостью себя разрушил, а потом и заболел. Украли кошелек – значит сильно цепляешься за деньги и боишься их потерять и т.д. Вообще, чего мы больше всего боимся -это мы и получаем. Поэтому, думайте о том, что хотите и не том чего не хотите.

5) Желание быть лучше чем другие. С самого раннего детства нам это внушают и говорят: «Ты должен хорошо учиться», показывать результаты, чтобы, например родители тобой гордилисьили ты сам собой гордился. Развиваться конечно нужно, но мне нравится это делать, потому что это интересно и кайфово, а не для того чтобы быть лучше чем кто либо. Все люди разные и их сравнивать нет смысла, у всех свои цели, способности и свой путь. В своих целях каждый является самым лучшим уже изначально.

6) Претензии к себе, людям и Миру. Повышенное требование к окружению, с последующим недовольством обратной связью. Причина данного явления в том, что человек изначально считает, что ему  что-то должны другие. На самом деле, никто никому ничего не должен, каждый имеет то, что сам себе позволяется иметь и не более.

7) Желание помогать кому-либо. Само по себе это вполне гармоничное намеренье, если человек помогает, потому что ему это нравится делать для себя. Например, я общаясь с другом, сам лучше понимаю тему и более глубоко вникаю в различные проявления того или иного вопроса. Важность же проявляется в намереньи сделать другого человека от себя зависимым или продемонстрировать свою крутость перед ним. Вообще, ни одному человеку нельзя помочь, если у него нет желания делать что-либо самому. Поэтому говорят, что «учитель» указывает лишь направление или создаёт благоприятные условия, а «ученик» помогает сам себе.

8) Борьба за истину. У каждого своя правда или истина, которая обусловлена его восприятием мира. Поэтому глупо говорить, чтоу-шу лучше чем тайский бокс, всё зависит от целей и способностей человека, а лучше будет то, что подходит и больше нравится. Поэтому – каждому своё.

9) Давание пустых обещаний (безответственность). Важность проявляется во временной выгоде, сею секунду, за которой идет ухудшение отношений с тем, кому была дано обещание. Бесполезное занятие, за которое всегда будет неприятная расплата.

10) Ложь.
Может проявляться в преувеличении достоверных фактов, либо вообще в рассказывании сказок. Основной мотив – это привлечение внимание и положительная оценка со стороны.

11) Раздражение обстоятельствами не входящими в планы. Всё контролировать нельзя, да и нет смысла. Если что-то не входит в планы, на это есть свои причины, которые, как правило, в Вас самих. Поэтому нужно спокойно принимать, делать выводы и идти дальше.

12) Желание глобального контроля на всем и Миром. Причина во внутреннем страхе, того, что если что-то выйдет, из контроля уже не сможешь жить дальше. Начните с контроля своих желаний и эмоций.

13) ЧСВ может проявляться в следующих эмоциях
:
Негативные — зависть, злоба, агрессия, гнев, месть, обида. Происходит это когда человек не осознает реальных причин той или иной ситуации, а считает себя не причастным. Основной минус в данном случае – это потеря возможности как-либо повлиять на происходящее и большие энергопотери на эмоции.
Через позитивные эмоции важность поддерживается – похвала, положительная оценка, восхищение, признательность и т.д. Поэтому после того как Вас похвалили очередной раз, задумайтесь, не ради ли похвалы вы что-либо делали?

14) Проявление в теле. При включении важность её можно ощутить в теле по специфическому напряжению в области живота, солнечного сплетения, плеч и головы. При этом напряжении очень сложно обращать внимание на реальность, хочется замкнуть его на себе и вокруг себя.

15) Важность и общество. ЧСВ зарождается, существует и подкрепляется  в обществе, а вне общества, сама по себе важность теряет смысл. Поэтому многие люди, сидя дома одни могут днями не убираться, не следить за своим внешним видом, не показывать никаких результатов, ведь оценить то некому, а для себя это делать лень. Важно найти мотивацию и опору именно в себе и для себя, а оценят это или нет, какая разница, если себя это нравится.

Это всего лишь небольшая часть возможных проявлений ЧСВ, остальные можете сами додумать и записать.

Как и при помощи чего снижать важность и восстанавливать контакт с реальностью?
— осознание и отслеживание Ваших реальных мотивов, того или иного поступка.
— всевозможные неделания (например: перекладывание книжек с полки на полку или перемещение мусора с одной части комнаты в другую),  невозможно это делать и быть важным.
— разговоры вслух с растениями или животными, рекомендую попробовать и убедиться как сложно из себя выдавливать слова, особенно на первом этапе.

Желаю удачи и снижения важности, с повышением осознанности во всём!

bambur2.livejournal.com

Чувство собственной важности — борьба и поражение | Психология без соплей

Проблема глубокой хронической напряженности, от которой страдает каждый человек (не льстите себе!), очень важная и интересная. Но ничего особо таинственного в ней нет и где-то две трети или даже три четверти того, что надо о ней знать, здесь уже обсуждалось и прояснялось. Оставался только один элемент мозаики, который до недавнего времени пощупать не получалось и поэтому все рассуждения о нем оставались лишь на уровне гипотез.

Далее в этом тексте наравне и примерно в одном и том же смысле будут использоваться три понятия: «гордыня», в библейском понимании, «чувство собственной важности», каким его ввел в оборот тов. Кастанеда, и «комплекс неполноценности» — примерно в том смысле, в котором это понятие использовал известный невротик психолог Адлер, и в котором это понятие уже неоднократно звучало в статьях на этом сайте.

А чтобы не возвращаться к старым статьям, еще раз кратко пробежимся по самой сути данной проблемы.

Итак, мы говорим здесь о том психологическом надломе, который закладывается в нас в самом раннем детстве. И происходит это не потому, что родители делают что-то не так, а именно потому, что они все делают правильно и детское сознание правильно на это реагирует.

В процессе воспитания с самых первых лет жизни нас постепенно вводят в общепринятую в человеческом мире систему координат, начиная с правильных названий для всех вещей вокруг — мама, папа, погремушка — и заканчивая сложными понятиями о добре и зле — что такое хорошо и что такое плохо.

Даже если мы не берем в рассмотрение ситуации, когда родители, не разрешив своих внутренних противоречий, втягивают ребенка в свои психологические конфликты, его сознание все равно оказывается в состоянии раскола. Невозможно воспитать ребенка, не создав при этом основы для внутренних конфликтов. Как только ребенок впервые говорит про себя «Я», дело уже сделано.

Система координат, заложником которой становится каждый ребенок, требует от него соответствия установленным стандартам. А вся жизненная ситуация требует обеспечения себе выживания в социальном мире, где лучшее место получает тот, кто лучше воплощает в себе общепринятые идеалы.

Попытка подстроиться под эти идеалы и невозможность достичь полного с ними совпадения приводят человека в состояние вечного психологического раздрая, когда он вынужден констатировать свое несоответствие стандартам и свое бессилие в том, чтобы себя под них переделать.

На субъективном уровне это выражается, как вечные непреодолимые сомнения в себе и страх перед жизнью, что компенсируется попытками каким-либо образом себя искусственно возвысить в глазах общества и в своих собственных. Фактически, достижение состояния счастья ошибочно связывается с достижением всеобщего социального признания, из-за чего человек вступает в безнадежную битву с самим собой — делает себе хуже, в ложной надежде, что в итоге от этого ему станет лучше.

Но «лучше» никогда не наступает. Попытки переделать себя терпят неудачу, и если человек не успевает одуматься и выработать иную стратегию выживания, то нарастающий конфликт с собой приводит к болезням и трагедиям.

Именно это чувство внутреннего надлома толкает нас в отношения, в которых мы надеемся заслужить и получить принятие хотя бы одного человека. И оно же толкает нас на большинство прочих социальных подвигов, полностью подменяя собой все прочие интересы, которые вышли бы на поверхность, если бы их не перебивал более громкий мотив.

Жизнь человека в рамках комплекса неполноценности беспросветно несчастна даже в те моменты, когда удается вскарабкаться на ту или иную социальную вершину. Эйфорическое чувство победы или растворение в ярких любовных переживаниях, никогда не приносят окончательного расслабления. А вслед за полученной дозой теперь хочется все новых и новых вливаний того же самого или еще более сильного наркотика.

Внутри человека при этом происходит раскачивание между двумя полюсами. С одной стороны, он сомневается в себе или даже прямо себя стыдится, с другой, приписывает себе некую уникальность и особенность. И чем больше сомневается в одном, тем больше раздувает свою значимость в другом. А чем больше раздувается, тем больше сомневается и боится разоблачения. Этот маятник гордости и ничтожества у нас уже давно описан.

Из всего из этого возникает закономерный вопрос — как прекратить это безобразие? И сама такая постановка вопроса приводит к тому, что мы окончательно заходим в тупик, а по пути в него создаем себе ворох новых и еще более сложных проблем. Вот об этом и поговорим.

Как победить дракона?

Кастанеда предлагает бороться с чувством собственной важности разговаривая с растениями и совершая всякие другие дурацкие поступки.

В какой-то мере это работает — проверено на себе! — но работает плохо. Подобные эксперименты шатают трон самомнения и при сильных раскачиваниях дают возможность обнаружить ложность своих притязаний. Но снижает собственную важность не раскачивание трона, а именно обнаружение и осознание правды на свой счет.

Чудить и совершать заведомо глупые поступки можно сколько угодно. Возможно это научит преодолевать страх перед асоциальным поведением, возможно, это расширит границы дозволенного, возможно, это снимет часть напряженности, но в конечном счете в зачет идет только то, осознал ли человек ложность своих амбиций или нет.

В духовной и религиозной традиции предлагается другой способ, который тоже дает определенный эффект, и тоже слишком уж поверхностный, чтобы на него рассчитывать. Разного рода идеи о прямом культивировании смирения через помощь страждущим, добровольный отказ от некоторых благ и волевое подавление гордыни, если попытаться их всерьез воплотить на практике, обостряют конфликт между важностью и требованием от нее добровольно отказаться, а это то же самое, что происходит при разговоре с унитазом растениями.

То есть подход предлагается, в сущности, один и тот же — справиться с гордыней волевым усилием. И именно поэтому ни у кого ничего не получается. Даже если удается подавить гордыню в одном месте, она в том же объеме или даже сильнее вспухает в другом. Получается оно так потому, что единственно возможный мотив к усмирению гордыни — это гордыня и есть.

Понятно, почему так? Гордыня — это ведь не просто хвастовство, самолюбование и презрение к другим. Все эти социальные проявления раздутого самомнения — ерунда, по сравнению с тем, чем гордыня является в своей глубине. Говоря библейским языком, гордыня — это уравнивание себя с Богом в способности отличить правильное от неправильного, доброе от злого.

Не упустите этот момент, если он вам до сих пор не ясен! Гордыня — это не социальное чувство превосходства, а глубокая вера в то, что я — как и Бог — могу объективно судить о правильном и неправильном.

Но, чтобы судить о том, правильно убивать младенцев или нет, недостаточно поверхностных рассуждений о морали, недостаточно знания обычаев, недостаточно псевдодуховных рассуждений о священности жизни. Ничего недостаточно! Чтобы судить о чем бы то ни было, нужно знать ВСЕ ОДНОВРЕМЕННО — прошлое, настоящее и будущее в полном, от начала времен и до конца света, объеме. Это и значит быть равным Богу. А может ли человеческий ум, выносящий всякие суждения, вместить в себя Вселенную?

Именно за это Адама и Еву из рая и выперли — съев яблоко они возомнили, что могут теперь отличить правильное от неправильного. И именно с этого момента заканчивается рай и начинается земной ад. И продолжается он до тех пор, пока человек не осознает всей шкурой, что судить он ни о чем не может… потому что даже сам Бог ни о чем не судит. То есть судить — значит, ставить себя даже выше Бога! Такая вот петрушка.

Так вот, идея о том, что нужно сразиться и победить гордыню заведомо обречена на провал, поскольку опирается на суждение. Суждение о том, что чувство собственной важности — это не правильно. Поэтому и получается, что подавляя гордыню в одном месте, мы ее тут же питаем в другом — в самом осуждении гордыни и в гордости за достигнутый результат.

Как тогда быть?

Достаточно ли мрачная картина получилась? Добавим теперь сюда щепотку оптимизма. Победить гордыню в прямой конфронтации невозможно, но факт есть факт — в жизни отдельного человека вполне можно проследить динамику, когда чувство собственной важности и зеркальное ему чувство неполноценности заметно снижаются, причем во вполне обозримые сроки.

Происходит это в те самые моменты, когда после долгих лет лжи человек оказывается вынужден признать правду о самом себе. Хотя бы даже самую маленькую.

Например, низкорослый мужчина, стесняющийся своих габаритов, будет терзаться чувством неполноценности и избегать столкновения с правдой о своем росте. Он будет покупать неудобную обувь на высоком каблуке, носить тесную одежду, которая его стройнит, и всячески сторониться любых ситуаций, где его росту будет дана объективная оценка. Это и есть убегание от правды.

И даже если кто-то насильно заставит его измерить свой рост, к правде это его не приблизит, поскольку психика выдаст такую интенсивную эмоциональную защитную реакцию, перед которой померкнет даже самый объективный факт. То есть самого по себе факта еще недостаточно.

Чувство неполноценности субъективно и иррационально. С тем же самым ростом ситуация может быть такова, что он вполне вписывается в общую норму, но при этом на субъективном уровне страдает, словно он последний из недомерков. И никакие статистические данные его в этом не разубедят и напряжение не снимут.

С мертвой точки дело сдвигается только, когда человек делает шаг навстречу своему субъективному факту и честно признается себе в своих сомнениях. «Я жутко боюсь оказаться коротышкой!» — может сказать он себе, и это становится началом решения проблемы. Стоит набраться смелости посмотреть своим страхам и сомнениям в лицо, открывается следующая возможность — разобраться, как все обстоит на самом деле и закрыть вопрос раз и навсегда.

Для этого нужно всего лишь пойти и выяснить правду — коротышка я или нет, и быть готовым к любому ответу. Это значит, что нужно определить свою субъективную шкалу роста, по которой происходит замер, и не пытаясь больше выкручиваться, честно найти себя на этой шкале. Один раз по-хорошему оплакать результаты измерений и теперь уже навсегда успокоиться.

Когда этот процесс прояснения ситуации ДЛЯ САМОГО СЕБЯ проходит до конца, ранее болезненное и пугающее сомнение уходит, и остается только ноющая голая правда о фактическом положении дел. И это именно та правда, от которой больше не убежишь и потому нет больше смысла бежать.

Достигнув этой точки, человек, скорее всего, обнаружит, что ему вовсе не обязательно носить неудобные башмаки и одежду, и что прекращение мероприятий по маскировке своего малого роста высвобождает кучу энергии, которую теперь можно направить в более конструктивное русло.

А в контексте нашей проблемы гордыни он обнаружит, что вместе с прекращением этой внутренней нервной беготни, пришло общее расслабление — теперь можно меньше стесняется себя перед другими людьми и меньше перед ними выделываться, пытаясь скомпенсировать свой низкий рост грозным видом или видом богатого человека, или умного, или еще какого-то необыкновенного.

Как только человек прекращает бегать от себя, так сразу снижается общий психологический объем проблемы гордости-ничтожества. Гордыня здесь уменьшается сама собой, без каких-либо направленных конкретно против нее усилий.

Только так это и работает. Гордыня, чувство собственной важности и связанное с ними чувство неполноценности уменьшаются только от достижения правды. Признай правду — покайся — исцелись! Это, кстати, действительно хорошо озвучено в христианской традиции, но вряд ли кто-то внятно объясняет прихожанам, что это конкретно значит — признаться и покаяться. Ну да ладно.

Итак, мы пришли к тому, что в прямом противостоянии гордыню не одолеть — сила действия здесь равна силе противодействия. Но если мы не ставим своей целью справиться с драконом, а спокойно занимаемся своим делом — исследуем себя, идем навстречу своим страхам, искореняем всякую ложь и открываемся горькой правде, то периферийным зрением мы обнаружим, что дракон со смешным свистом сдувается, как проколотый воздушный шарик.

Гордость и ничтожество могут существовать и процветать лишь на плодородной почве лжи. Правда действует на них, как сильнейший яд.

Другими словами, единственная возможность одолеть проблему гордыни и комплекса неполноценности — перестать с ними воевать, оставить их в покое и заняться другими делами. Внимательное изучение себя — вот ответ на сакраментальный вопрос об избавлении от чувства собственной важности. Чем лучше вы себя узнаете, тем меньше остается поводов себя в каком-либо смысле возвеличивать. И в конце концов, следуя этому пути, вы дойдете до самого дна — до ясного осознания, что у вас нет абсолютно никаких ориентиров, от которых можно было бы оттолкнуться, в своих суждениях о себе и обо всей жизни вокруг.

Что теперь?

Здесь мы подходим к тому, о чем пока напрямую нигде не говорилось. Если внимательное исследование темных уголков своей души приводит к постепенному снижению психологической напряженности, то как далеко можно зайти, следуя этому пути?

Где оказывается человек, который долгие годы планомерно слой за слоем вскрывал свои иллюзии и сталкивался с новыми пластами правды на свой собственный счет?

Если описывать его со стороны, то мы увидим человека очень спокойного и уравновешенного, включенного в социальные процессы ровно настолько, насколько это требуется для выживания и удовлетворения своих личных интересов. Его практически невозможно будет задеть, обидеть или вывести из себя, поскольку ему нечего защищать и у него нет никаких ожиданий в отношении других людей.

Он будет честен, прост и искренен. Не имея больше необходимости кому-то что-то доказывать, он теперь будет направлять свое внимание не на социальное одобрение, а на то, чем ему интересно заниматься для самого себя. Причем внимание его будет больше сосредоточено на процессе, чем на результате.

Он будет естественным образом соблюдать свои границы и с таким же уважением относиться к границам других людей. Не имея претензий и ложных ожиданий, он ко всем окружающим людям будет относиться ровно и лояльно, не стремясь однако раскрываться перед каждым встречным, а сохраняя комфортную для себя дистанцию.

В моральном плане он, если для этого нет каких-либо веских оснований, будет вполне вписываться в обычные человеческие нормы. Причем происходить это будет не из страха перед осуждением и не из желания получить чье-либо одобрение, а из естественного чувства гармонии, которое в своей сущности абсолютно никак не связано моральными условностями, но часто с ними совпадает.

В общем, это будет уверенный в себе человек, уважающий себя и других, занятый своим делом, не конфликтный, но готовый за себя при необходимости постоять. Это не гарантирует ему вершин социального и финансового успеха, но обеспечивает тот уровень довольства собственной жизнью и уровень внутреннего комфорта, о котором все вокруг только мечтают.

Более того, в нем будет проявляться такое внутреннее состояние, которое обычно приписывается святым и мудрецам. Вместе с принятием себя приходит и принятие всего вокруг. Утратив способность судить себя, он больше не может судить и других. И это делает его абсолютно невозмутимым, как если бы ничто в этой жизни его больше не затрагивало.

И все же при этом он остается в границах своего привычного «Я», остается «собой» — отдельным человеком с вычищенным до самого дна сознанием, но… все-таки самым обычным человеком, в том смысле, что в глубине души его все еще будут раздирать противоречия и сомнения. Не такие уже напряженные, как раньше, но все же.

Со стороны этого будет не видно, но изнутри он будет ясно осознавать, что ему, как и раньше, чего-то не хватает. Жизнь стала проще и спокойнее, но кошки на душе все еще скребут, сомнения все еще одолевают, оценки и суждения, хоть и не особо напряженные, все еще происходят. Темных углов уже вроде бы не осталось, но напряжение и страх так и не ушли окончательно.

Это и есть предел обычной психологической работы — уравновешенное, свободное от большинства страхов и иллюзий сознание. Для большинства людей это состояние — предел мечтаний.

Но все-таки гордыня здесь не побеждена окончательно, потому что незатронутым оказывается еще один — самый глубокий — ее слой, о котором вслух говорят очень редко. Слишком уж мутные здесь воды начинаются. По аналогии с ложной верой в то, что мы можем отделить правильное от неправильного, в нас прошита еще более глубокая и такая же ложная вера в то, что мы можем отделить друг от друга отдельные объекты и сущности, и прежде всего — себя от всего остального.

И эта проблема обычными средствами уже не решается, поскольку даже самое серьезное психологическое самоисследование само опирается и отталкивается от предположения, что я — отдельный человек в мире других людей, ведущий самостоятельное автономное существование, в рамках которого и проходит изучение себя… и его же рамками оно ограничено.

Однако и этот заслон тоже может быть преодолен, и вот здесь начинается самое интересное…

А теперь что?

Психологическая работа с собой и другими людьми совершенно ясно показала, что окончательного избавления от гордыни и связанных с нею проблем не происходит. Значительное облегчение наступает, да, но не полное и не окончательное. Из жизни уходит драма, все становится проще и естественнее, но все-таки чего-то все время не хватает. Счастье не наступает.

Теоретические представления о том, что происходит за пределами психологии, рисовали картину, в которой вместе с освобождением сознания от пут личности, произойдет наконец-то и окончательное освобождение от чувства собственной важности и всех его негативных последствий. Но не тут-то было!

Когда взят последний барьер и становится очевидно, что в действительности не существует никакого отдельного «Я», которое могло бы гордиться собой или себя стесняться, очевидным становится и то, что все социальные процессы, которые ранее приписывались отдельному «Я», абсолютно закономерны и естественны, в том же самом смысле, в котором закономерны потребность в пище и все переживания связанные с необходимостью добывать пропитание. Между выживанием физическим и выживанием социальным нет никакой разницы — это один и тот же цельный процесс бытия. Есть потребности, есть среда обитания, есть их удовлетворение.

С абсолютной точки зрения все это вообще пустая видимость, но сейчас мы говорим на более простом уровне, дабы закрыть уже наконец эту тему с комплексом неполноценности во всех его проявлениях.

Таким образом, личностное функционирование со всеми его спецэффектами в виде гордости и ничтожества, не прекращается даже когда сознание освобождается от иллюзии собственной отдельности и автономности. Чувство собственной важности не исчезает! Просто теперь этот процесс опознается, как безличностный и абсолютно естественный.

Можно предположить, что в дальнейшем будет происходить постепенное угасание личностных реакций и, в конце концов, все придет к состоянию тотальной и абсолютной безличности, в котором не останется уже никаких даже следов гордости и ничтожества. Но это пока столь мутная и неопределенная перспектива, что говорить об этом нет смысла.

На практическом же уровне остается признать, что гордыня, чувство собственной важности, комплекс неполноценности — называйте, как хотите — непреодолимы, поскольку заложены в саму структуру человеческого сознания. И даже с выходом за пределы личности, ничего не меняется — личностные реакции остаются на месте, будучи в то же время абсолютно безличностными на более глубоком уровне.

То есть для стороннего наблюдателя не будет никакой существенной разницы, смотрит ли он на человека живущего в рамках иллюзии собственной отдельности или же на того, в ком эта иллюзия рухнула и полностью растворилась. При прочих равных, оба они будут демонстрировать одинаковые личностные реакции.

Более того, человек потративший много времени на избавление от комплексов на обычном психологическом уровне, будет выглядеть более уравновешенно и «просветленно», чем тот, кто только что прорвался через иллюзию отдельного «Я», не пройдя при этом долгого процесса расчищения своих психологических завалов. Здоровое иллюзорное «Я» в этом случае будет выглядеть более раслабленно и уравновешенно, чем невротичное, напряженное и противоречивое «Не-Я».

Это весьма забавный парадокс, что вместе с освобождением от «Я» не происходит освобождение от чувства собственной важности и всех свойственных ему поведенческих паттернов. Даже наоборот — поскольку становится очевидным, что нет никакой важности в том, чтобы быть не-важным, не остается ни малейшего мотива, чтобы эту важность в дальнейшем как-либо сдерживать. В первое время вспышки личностных реакций могут стать даже более отчетливыми и резкими, чем раньше. И если есть здесь какая-то разница, то только в том, что прогорают эти вспышки гораздо быстрее, а тот личностный материал, который их порождает, отыгрывается теперь безо всякого сопротивления, и потому тоже отмирает заметно быстрее.

Все это приводит нас к тому, что чувство собственной важности — это не враг и не точка приложения усилий в психологической работе и духовных поисках. Бороться с ним напрямую нет никакого смысла, как нет смысла и в том, чтобы ему потакать. Сомнения в себе совершенно естественны для сознания, и совершенно естественны попытки человека эти сомнения преодолеть, выставляя себя в лучшем свете.

Проблему гордыни и комплекса неполноценности скорее стоит рассматривать как индикатор того, где человек находится в плане психологического развития. Излишне напряженные комплексы конечно же не позволят человеку подступиться к более тонким проблемам сознания. Но в то же время для осознания природы реальности и иллюзорности собственного «Я» не требуется полной победы над чувством собственной важности. Снижение внутренней напряженности часто предшествует прорыву через фундаментальные иллюзии, но вовсе не гарантирует его.

Поэтому основные усилия должны быть направлены не на борьбу с самомнением как таковым, а на борьбу с иллюзиями и самообманом в любой форме. Бунт против всего ложного и надуманного — вот, что последовательно уничтожает гордыню, подводит человека к последней черте и выбрасывает его в открытый космос.

Нет смысла бороться с собой —
бороться надо со своей с ложью.

Понравилась публикация?

Поделитесь находкой!

Возможно, вас также заинтересует:

satway.ru

Чувство собственной Важности

Чувство собственной важности – чистый воды невроз, побуждающий демонстрировать собственную персону в самых красивых красках.

Что собой представляет чувство собственной важности

 

В этой статье речь пойдет о том, что заставляет тебя снова и снова переживать унижение и терять большую часть энергии на бесплодные беспокойства, болезненные фантазии и ментальное смакование несуществующего успеха, что вполне очевидно блокирует всякое достижение реальных (не нафантазированных) результатов. Речь пойдет о чувстве собственной важности.

Все, что ты «посылаешь» в реальность – к тебе же и возвращается. Вся та дурь, которую ты желал другим – это твоя «судьба», которую хочешь – не хочешь, придется переварить. Переживания двойственны, и если ты привык получать удовольствие от возвышения над другими людьми даже в самых невинных формах, ровно настолько же будешь привязан к унижению.

Понять, что собой представляет чувство собственной важности очень важно, т.к. это в перспективе поможет тебе избавиться от любых комплексов и страхов. Чувство собственной важности – это и есть та самая «центральная проблема», коварный зверь за печатью, которого тебе суждено принять и растворить, чтобы перестать переживать непрерывное напряжение от страха «потерять лицо» перед другими.

Чаще всего ЧСВ проявляется, как глупая гордыня, напыщенность, эгоизм, самопотакание, нытье, злость, чрезмерное внимание и жалость к собственной персоне. Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, как все это влияет на твою жизнь.

Полное отсутствие ЧСВ означает, что тебя невозможно уязвить ни словами, ни событиямиОтсутствие ЧСВ высвобождает огромное количество энергии, которую до этого поглощала дурная эмоциональность и внимание к собственным выдуманным проблемам.

Отсутствие ЧСВ очищает экран жизни от помутнения непрерывного пережевывания собственных неврозов, что дает невероятную легкость в переживании жизни, и делает сознание кристально ясным.

Отсутствие ЧСВ дает уверенность в себе, потому что, когда ты избавлен от надуманных образов, терять тебе уже больше нечего.

Перед тобой всегда стоит выбор либо дурачить себя и окружающих своей важностью, либо выбрать реальное развитие. В своем самообмане можно стать хоть королем. И если саморазвитие изначально выбрано, чтобы потешить чувство собственной важности, тогда действительно проще не развиваться, а сразу заняться саморекламой, уверяя других в собственной просветленности, крутости и продвинутости.

Так создаются внутренние конфликты, появляется уязвимость, и зависимость от чужого мнения. На иллюзорное величие могут повестись слепые последователи, страдающие от схожей проблемы. Самообман может дорастать до стадии, когда ты сам начинаешь верить в свою же ложь, становясь все более пригодным клиентом для хорошего психиатра.

Быть простым человеком, со здоровой психикой, или быть «крутой» фальшивкой с болезненными неврозами – вот в чем заключается твой реальный выбор.

И ведь очевидно, что быть фальшивкой всегда – себе дороже. Жизнь неизбежно сталкивает с самообманом. Можно убедить нескольких слепцов в своей великой важности, но будешь отрезан от общества трезвомыслящих. Можно до посинения убеждать других в своей крутости, лишь бы не смотреть своим страхам в лицо.

А ведь реальное развитие только тогда и возможно, когда принимаешь себя таким, каков ты есть. Только когда честен и открыт с собою, тогда ты сам становишься живой истиной. А крутая «фальшивка» не развивается, а наоборот бежит от развития, потому что развитие ставит такого человека перед фактом его фальши.

Если ты выбираешь развитие, и считаешь себя продвинутым, стоит спросить себя честно, действительно ли ты крут, или есть какие-то внешние признаки, по которым ты сойдешь за крутого? Действительно ли ты крут, или потакаешь самолюбию? Любой малейший намек на попытки доказать свою «крутизну» — это признак чувства собственной важности, зависимость и самообман.

Когда ты не боишься быть собой и принимаешь себя настоящего, тогда комплексы и сомнения перестают загрязнять механизм твоего мышления и восприятия, что придает четкости и эффективности всем твоим действиям.

При этом важно понимать, что осознание бесполезности чувства собственной важности, не подразумевает такое же бескомпромиссное отношение к ЧСВ других людей. Напротив, это означает, что ты, как настоящий практик, должен быть очень внимателен к окружающим, к тому, чтобы не задевать их своей «гибкостью», и не тыкать их носом в собственные недостатки, хотя бы потому, что в большинстве случаев это чревато вполне адекватным противодействием с их стороны.

Почему-то большинство людей, ознакомившись с теорией ЧСВ, начинают наблюдать это чувство в ком угодно, только не в себе, что является очевидным самообманом и отклонением от пути развития личности и самопознания в противоположную сторону.

Чтобы помочь человеку, можно указывать на его недостатки, но если не делать этого осознанно и чутко, так называемые «благие намерения» слишком легко могут вылиться в типичное самодурство и возвеличивание собственной персоны, путем унижения собеседника. Такие «кармические узлы» на пути развития сознания становятся большим препятствием.

Быть бескомпромиссным со своей важностью – лучший способ стать эффективным человеком. Именно со своей персональной важностью. Бескомпромиссность и безжалостность с чувством собственной важности других людей может стать превосходным предлогом для эмоционального садизма. Человек может напялить на себя маску учителя, или просто заумного циника, якобы для того, чтобы помочь оппоненту разрушить его иллюзии.

На деле основная мотивация таких намерений, как правило, сводится к возвеличиванию и укреплению собственной важности «благодетеля». Человек сам не замечает, как, потешаясь над другими, строит огромный памятник своей непробиваемой глупости гордости.

Указывая на чужие огрехи, следует проявлять величайшую сознательность, ясно осознавая собственные мотивы. Если эти мотивы сводятся к самоутверждению, собеседник тебя не услышит, а сказанное будет совершенно справедливо воспринято как деструктивная критика и «наезд» ради услады твоего самолюбия.

Если в собственных мотивах нет уверенности, значит, самоутверждение в них точно присутствует. Обмануть себя здесь – проще некуда. Но если ты действительно указываешь на чужие ошибки с искренним желанием помочь, помни, что никто по твоей прихоти меняться не обязан, и скорей всего твои слова будут восприняты как критика, или даже наезд. 

Чувство собственной важности – чистый воды невроз, побуждающий демонстрировать собственную персону в самых красивых красках. Однако и подавлять свою личность не стоит.

Любая, например, творческая, деятельность, связанная с проявлением и раскрытием личности не возбраняется. Задача в том, чтобы не привязываться к результату своей деятельности в какой бы то ни было форме. В конечном счете, слава, признание, или, наоборот, непонимание и унижение – это ничто в сравнении с той вечностью, которой обладает твоя душа. Настоящий практик не убегает от мира, потому что осознает, – свобода состоит не в отсутствии материальных благ, а в отсутствии привязанности к ним. Когда нет привязанности, красота и богатство не могут испортить человека.

Для избавления от чувства собственной важности учитель Карлоса Кастанеды советовал ему использовать ситуации с «мелкими тиранами». Мелкий тиран – это досаждающий человек, который своим «бескультурным» поведением оказывает на твою личность давление. Если человек возвышается над тобой, не стоит оказывать ему сопротивление, потому что это равносильно одному из вариантов принятия условий его игры. Лучшее, что можно сделать – не играть с ним в эту игру, не идти на поводу у ситуации. Тогда мелкий тиран по праву окажется в глупом положении, в котором его неразумное поведение будет выглядеть, как шалость ребенка.

Вообще, при столкновении с тяжелыми людьми и ситуациями появляется возможность практиковать осознанность в экстремальных условиях, когда личность шлифуется особенно интенсивно. И в твоих силах проявить отрешенность либо, проявив слабость, отдаться эмоциям.

Избавление от ЧСВ – это не ментальное решение, а постоянная работа над собой. Как сказал Дэн Милман: «нет пути к осознанности, осознанность – есть путь».

Для избавления от чувства собственной важности необходимо помнить о его бесполезности всякий раз, когда ЧСВ проявляется. Необходимо честно смотреть на себя, и называть вещи своими именами. Если есть гордыня, напыщенность, королевские замашки, не стоит обманывать себя, полагая что ты крут. Все это – признаки обычной слабой и неуверенной в себе личности. В разной степени эти качества проявляются у большинства людей. Если ты искренне желаешь усмирить ЧСВ, просто воспринимай все как есть, смотри внимательно, как ЧСВ проявляется. Не позволяй уму впадать в самозабвенные фантазии о собственном величии.опубликовано econet.ru

 

© Игорь Саторин

 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

а Как | Как избавиться от чувства собственной важности

1 шаг


Орёл

Зачем надо избавляться от собственной важности? Инструкция раскрывает один из пунктов основной инструкции Как стать магом

Главный упор в данной инструкции будет делаться на позицию магов в отношении чувства собственной важности, но будут рассмотрены и моменты из психологии, которые позволят более полно осветить данный вопрос.
Маги считают, что чувство собственной важности, сокращённо ЧСВ, забирает всю свободную энергию, которая могла бы пригодиться в различных магических способностей. Психологи сказали бы, что это освободит от предвзятостей в отношении себя.
Так же маги считают, что ЧСВ заставляет человека концентрироваться на себе, это подтверждает и классическая психология:
“Возьмем, например, такое слово, как “общительный”. Если вас спросят, подходит ли это определение к вам, вы лучше запомните его, чем если вас спросят, насколько оно подходит к кому-нибудь другому. Если нас попросят сравнить себя с каким-нибудь персонажем короткого рассказа, мы лучше запомним этот персонаж. Через два дня после разговора с кем-либо мы лучше всего вспоминаем то, что наш собеседник сказал про нас (Kahan & Johnson, 1992). Следовательно, воспоминания формируются вокруг наиболее интересного для нас “предмета” – нас самих. Когда мы думаем о чем-то, что имеет к нам прямое отношение, мы лучше это запоминаем.»
Дэвид Майерс “Социальная психология”.
Несколько ранее в инструкции Как выработать уверенность в себе я упоминал о чувстве собственной важности

“Мы ждем подробных инструкций, но стоит только дать какое-нибудь указание, как тут же начинаем сопротивляться, лишь бы не делать этого. В результате, как правило, человек вовлекается в ненависть к тому, кто дал ему совет”.
К. Кастнеда “Второе кольцо силы”.

2 шаг


Выслеживание

Сначала необходимо выследить своё ЧСВ. Валерий Чугреев в свой работе Выслеживание чувства собственной важности определил 16 проявлений ЧСВ:
1) “Синдром гуру”
2) Споры
3) Оправдания
4) “Обратите на меня внимание”
5) Стеснительность
6) Раздражение
7) Мстительность
8) Ложная скромность
9) Заискивание
10) Поиск “недостатков” и “ошибок” других людей
11) Реакция на “плохой/хороший”
12) Героизм
13) Сомнение
14) Сожаление
15) Самолюбование
16) “Кто всех круче?”

3 шаг


Контроль

Копипастом заниматься не буду, подробнее можете прочитать пройдя по указанной выше ссылке.
Однако, замечу, что в практике выслеживания может быть несколько путей, их выбор зависит от степени самоконтроля. Первый вариант вы отслеживаете своё ЧСВ и прерываете эмоцию в зародыше, осмысливаете ситуацию и поступаете максимально эффективно не обращая внимания на то, что вам диктует ЧСВ.
Второй вариант для более слабых (эмоциональных людей): в конце дня, проводите анализ всех действий и событий связанных с вами, пытаетесь проследить, где вы действовали в согласии с рассудком, а где под влиянием ЧСВ.
Дело в том, что ЧСВ не у всех одинаково проявляется, кто-то любит поучать других, но его совершенно не заботит как он выглядит в глазах окружающих, а кто-то любит показаться во всей красе, но ему совершенно наплевать на других.

4 шаг


Одиночество

Логически продолжая тему можно придти к выводу, что честь, совесть, достоинство являются ЧСВ. Жить в обществе и быть принятым им без этих понятий достаточно тяжело, поэтому маги разработали концепцию контролируемой глупости (КГ) в соответствии с которой маг в обществе ведёт себя как часть общества, при этом полностью осознавая глупость совершаемых им действий.

5 шаг


Враг

“Чувство собственной важности – главнейший и самый могущественный из врагов человека. Его уязвляют и обижают действия либо посягательства со стороны ближних, и это делает его слабым. Чувство собственной важности заставляет человека всю его жизнь чувствовать себя кем-то или чем-то оскорбленным.”
К. Кастанеда “Колесо времени”.

Удачи!

akak.ru