Как петь народным голосом – Как петь и как не петь? О постановке голоса и Измайловском пятачке | Обучение

Как научится петь народным громким голосом

необходимо тренировать свой голос,
привыкать к нему, не бояться его…

Чтобы тренировать себя петь народным голосом,
надо учиться петь распевчато народные песни.
http://liketosing.ru/narodnoe-penie

Народное пение. Это вокальная традиция, сложившаяся в народе. Народные певцы поют в особой “разговорной” позиции, вовсю используют правильное дыхание и выводят звук через горло, добиваясь фирменного “плоского” звука.

Народное пение, несмотря на свою открытость и кажущуюся однообразность, на самом деле обладает богатым спектром обертонов, оттенков, и поэтому слушать его – одно удовольствие.

Некоторые вокалисты полагают, что научиться народному пению можно самостоятельно. В этом есть доля истины, но для начала необходимо приобрести устойчивую вокальную базу или, другими словами, нужно поставить свой голос. Вокальная база нужна для того, чтобы при любой технике пения вы не травмировали связки и не повредили собственному здоровью. Овладев ею, вы сможете создать правильное звукоизвлечение и обеспечите хорошую гигиену голоса.

http://vocalmechanika.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=118&Itemid=127

Вот здесь похожий вопрос хороший ответ:
http://otvet.mail.ru/question/94707313 — можно пройтись по синей ссылке, для перехода к источнику

http://www.vocalblog.ru/category/народное-пение/

http://vocalmaster.biz/tag/russkie-narodnye-pesni/

Чтобы научиться громко петь, надо громко петь. Практика является определяющей в деле тренировки голоса.

Вам понадобится:

— место, где вас никто не услышит хотя бы в начале обучения;
— магнитофон или устройство для голосовых записей;
— сборник стихов или романсов.

1 Начните обучение в местах, где вас никто не услышит. Хоть в шкафу запритесь. Ваша задача — научиться громко петь, а не стройно и красиво. Но тем не менее не коверкайте голоса и не старайтесь ему придать особое звучание. Не хрипите, как певцы блатного шансона, если у вас нет к этому голосовой предрасположенности.

2 Пойте всегда и везде, особенно при работе и физической активности. Это заставит легкие привыкнуть к резкой смене дыхания.

3 Занимайтесь легкой атлетикой и игровыми видами спорта. Положительное влияние бега на дыхательную, сердечную системы и весь организм в целом давно доказано и неопровержимо. А рваный бег научит ваш организм не сбивать дыхание.

4 Купите сборник стихов или романсов. Громко и внятно читайте их. Начните декламацию с нескольких минут и доведите до двух или трех часов. Подобная практика научит вас не терять голоса и следить за дыханием во время декламации. Кроме того, она подготовит лицевую мускулатуру. И ваши пение и речь станут еще более внятными и четкими.

5 Освоившись со стихами и пением в безлюдных местах, начните записывать свой голос на диктофон. Внимательно прослушивайте запись. Если голос вам самому покажется слабым и неприятным, значит нужно петь больше и чаще. Помочь вам сможет пение возле источника громких звуков. Попытайтесь перекричать работающий трактор или шум автопоезда. Но при этом не забывайте, что поете, а не зазываете покупателей на рынке. Это приблизит ваш успех.

6 Когда прослушанная запись удовлетворит вас силой голоса и громкостью пения, попросите прослушать вас окружающих. Их критика и похвала станут самым настоящим признанием успеха. Но помните, что громкое пение не означает приятное слуху. У вас есть к чему стремиться дальше.
Источник: http://strana-sovetov.com/hobbies/4061-how-to-sing.html

otvet.mail.ru

Как правильно научиться петь народные песни МузШок

Народный вокал одновременно имеет и общие черты с академическим вокалом, и моменты, которые его сильно отличают. Общее – это принципы вокала и устройство нашего певческого аппарата, а отличия – это жанровые особенности и техника исполнения. 

Дыхание в народном вокале

Правильное пение (неважно в какой технике) в первую очередь должно быть безопасным. Это означает, что во время пения вы не должны ощущать дискомфорт или напряжение в области плечей, шеи и челюсти.
Шея, плечи и руки должны быть расслаблены. Рекомендуется перед занятием сделать несколько расслабляющих упражнений: круговые движения шеей и плечами.

Во время занятий обязательно следите за осанкой: нельзя сутулиться и держать спину неровно. Плечи необходимо отводить назад, как будто вешаете их на вешалку, а голову держать прямо. Основа народного (и любого другого) вокала – правильное дыхание. Вокалисты пользуются диафрагмальным дыханием, т.к. оно обеспечивает лучший контроль над воздушной струёй, а также наибольшую наполняемость лёгких.

Диафрагма, напрягаясь, растягивает нижнюю часть лёгких, организуя место для воздуха. Живот выпячивается, и кажется, что человек «дышит животом». Если дышать грудью, то нижняя часть легких не заполняется воздухом, и человек не может использовать объем лёгких в полной мере.

Позиция в народном вокале

Опытные вокалисты поют в правильной позиции «на автомате» и могут контролировать положение каждого органа певческого аппарата, новичкам же приходиться внимательно следить за своим выражением лица и внутренними ощущениями.

Голосообразование в народном пении происходит в открытой манере, певческая позиция преимущественно речевая (поём как говорим). Диапазон пения ограничен, и звучит в одном регистре – либо в грудном, либо в головном. Если в академическом пении выделяют «микст», т.е. плавный переход с груди на голову, то народное пение не предполагает умения сглаживать этот переход.

Также в народном пении слышен особый характерный говор, т.н. «народный говор».

Ограниченность диапазона и достаточная простота обусловлена происхождением народного вокала. В отличие от академических композиций, цель народного пения – это донесения смысла, четкость и понятность слов, поэтому приоритет отдаётся дикции. Чаще всего в народном пении используется грудной резонатор, активно участвуют зубы, полость рта и твёрдое небо.

Чтобы научиться народному вокалу, необходимо либо с детства иметь опыт слушания и повторения народных песен в естественной среде, либо обратиться к преподавателю по вокалу, который поможет поставить правильную позицию и проконтролирует, чтобы начинающий вокалист себе не навредил. 

Самостоятельные занятия возможны после приобретения опыта работы с педагогом: когда вы научитесь себя контролировать, понимать, что вы делаете и зачем. Самостоятельная работа на первом этапе заключается в тренировке дыхания, выполнении артикуляционных упражнений и скороговорок.

muzshok.by

О вокальной работе с исполнителями русских народных песен

У хороших певиц голоса звучат всегда ровно и непрерывно. Произношение слов и непрерывность звучания голоса органично слиты и составляют единое целое.

В художественной самодеятельности руководителю приходится иметь дело с певицами, которые чаще всего не владеют народной техникой пения, а еще чаще имеют неправильные навыки. Какие же дефекты в пении участников самодеятельности больше всего мешают руководителю в его стремлении добиться плавного пения и как их исправлять? Самый распространенный недостаток — пение толчками, когда голос резко выталкивается из горла и гаснет прежде, чем кончилась музыкальная длительность данного звука. Это зависит прежде всего от атаки звука. Атака бывает жесткая, мягкая и придыхательная. При жесткой атаке голосовые связки резко и напряженно смыкаются, выдох автоматически так же становится резким. Неопытный певец не успевает контролировать темп выдоха (вряд ли он и подозревает о таком контроле), и воздух по инерции вылетает из груди, прекращая звучание голоса. При жесткой атаке значительно труднее достигнуть плавности пения, она может привести к перенапряжению и преждевременному износу голосовых связок. Жесткая атака может быть применима лишь в особых случаях, например, когда в степных песнях на форте берется скачком высокий звук. При придыхательной атаке связки смыкаются неплотно, грудной воздух свободно вытекает сквозь них, не заставляя связки активно вибрировать. Звучание голоса при этом сиплое, вялое. Придыхательная атака в народном пении практически неприменима. При мягкой атаке в народном пении связки смыкаются плотно, но мягко. Выдох должен быть плавным и постепенным. Такая атака дает певцу возможность контролировать звук, управлять мягкостью его посыла, звука, силой, ровностью и протяженностью. Мягкая атака щадящая: она не травмирует и не утомляет связки, поэтому она и может быть рекомендована как основной способ звукообразования в народном пении. При мягкой атаке работа связок обычно ощущается певцом как достаточно выраженное желание певца протянуть звук определенной длительности. Руководителю следует внимание исполнителя направлять не столько на первоначальный посыл звука, сколько на его движение к конечной точке, так как неумелые певцы только и думают о начале звука —как бы его «вытолкнуть». Хорошее пение можно сравнить с шитьем или вышиванием: иголка острием входит в материю, протаскивая за собой нитку. Нитка еще тянется, а острие иголки снова втягивает ее в новый стежок. В пении острие иголки — смысловой посыл звука, (интонация) нитка — звук голоса. Графически условно пение неумелого певца и умелого можно изобразить следующим образом:

Психологически очень полезно представлять первое «прикосновение» к звуку как мягкое и тонкое дальнейшее развитие звука, как расширение его по мере движения к концу (это связано как с интонационным посылом, так и с высокой позицией звука).

Работе над плавностью пения очень мешает дурная привычка скандировать — отбивать слога. Иногда ударные, иногда все подряд. Чаще всего, в хоровом пении это делается в целях ансамбля— одновременного произношения слов и четкости ритма. Для достижения ритмической отчетливости это способ самый быстрый, но далеко не самый верный, так как он искусственен.
Скандирование связано с выталкиванием звука горлом, а привычка скандирования не позволит певцу петь плавно, даже если он этого захочет.

В народе четкость достигается точностью пения, а необходимая акцентировка — артикуляционными средствами, не нарушающими вокальной линии.

Мелодия состоит из звуков разной высоты, и переход с одного звука на другой всегда составляет для певца трудность, особенно при больших скачках снизу вверх и сверху вниз.

Трудность усугубляется тем, что в голосе человека несколько регистров, которые имеют разную механику звукообразования. Даже на протяжении одного регистра при ровном, од нотем бренном звучании голоса, на всех звуках этого регистра происходят постепенные, внешне незаметные изменения этой механики. У опытных певцов изменение в звукообразовании происходит постепенно и незаметно, регистровые переходы как бы сглаживаются и на слух голос звучит свободно и ровно. У неопытного певца в голосе происходят неприятные на слух изменения, а на переходах из одного регистра в другой, голос «ломается», после этого звучит совсем по-другому. Выравнивание звучания голоса на регистровых переходах является одной из главных трудностей пения. Преодоление этих трудностей и в народном пении достигается путем округления звука, позволяющего певцу найти наилучшую позицию звучания голоса — высокую. Однако округление в народном пении допустимо только в известной степени. Когда округление не очень глубокое, оно улучшает, облагораживает звучание народного голоса и помогает ему преодолеть регистровые трудности. Но есть мера округления, как бы его «граница», до которой звук остается в принципе еще открытым, но стоит только перейти эту «границу» и округлить звук побольше, как он сразу же снимается с грудной опоры, теряет свой характерный тембр и переход в новое качество — «закрытый» звук. Возьмите зеркало, откройте рот, положите язык (если он не «ложится», прижмите его чайной ложкой) и убедитесь в том, что при входе в глотку над корнем языка как бы нависает маленький язычок, который является частью мягкого нёба. Попробуйте слегка зевнуть, вернее даже только подумать о том, что Вам хочется зевнуть. Маленький язычок тотчас же потянется вверх, как бы втягиваясь внутрь нёбной занавески. При более интенсивном и глубоком зевке поднимается вверх вся нёбная занавеска до полного натяжения, вовлекая в это движение глотку, которая расширяется, образуя свод. Если мы сделаем затяжной зевок, мы почувствуем, как расширение начнется с передней части глотки, а на кульминации зевка распространится в самую ее глубину. Положение глубокого зевка будет соответствовать закрытому звучанию голоса. Положение легкого и близкого зевка, вызывающее только движение мягкого нёба, главным образом мягкого язычка — округленному, но открытому звучанию голоса.

До начала округления вход в глотку выглядел примерно так:

после округления:

Форма мягкого нёба при втягивании язычка принимает подобие формы треугольника. В вершину этого треугольника певец направляет звук голоса узкой струей в головные резонаторы. (Поэтому в вокальной терминологии часто употребляется понятие узкого звука). Узкое положение мягкое нёбо принимает при пропевании букв «о», «у», «и». Во время пения иногда достаточно бывает представить себе положение узкой буквы, как автоматически округляется звук. При Занятиях достаточно сказать: «спой букву «а» в положении буквы «о», и певица тотчас округляет «а». Постепенное и последовательное округление звука в той мере, которая не нарушает специфики народного звучания, есть единственно верный способ к выравниванию голоса на регистровых переходах, подвластный нашему сознанию. В целях плавности звучания голоса, округление должно сохраняться на всем протяжении диапазона, но степень его самая незначительная на нижних звуках, по мере подъема голоса вверх увеличивается. Мера округления должна очень чутко контролироваться слухом: мало округления — тембр голоса меняется на более плоский и резкий, много — голос переходит в другое качество, теряя при этом грудной характер звучания. В народном пении, в любом случае должен сохраняться принцип опоры на открытую грудь.

Как уже говорилось, любое изменение положения груди, гортани, глотки, языка, нижней челюсти, губ сразу же изменяет звучание голоса. Мало того, движение лицевых мускулов, например, сморщивание лба, тут же влияет на звук голоса (делает его более темным и напряженным). Чем меньше устойчивости в положении певческого аппарата, тем более неровно звучит голос. Одни звуки «проваливаются», другие «вылезают». Следовательно, для достижения плавного звучания нужно стремиться к возможно большей стабильности голосового аппарата. Любые изменения в его положении во время пения должны быть предельно экономными, точными, плавными и последовательными. Недаром у народных певцов наблюдается достоинство и несуетливость при пении: поведение уверенное и спокойное, положение рта строго разговорное (наиболее привычное и удобное), положение гортани и глотки устойчивое. Мало того, при помощи языка народные певцы часто создают свой микрорезонатор, в котором голос звучит очень близко, ярко и точно. При этом кончик языка упирается в основание нижних зубов, сам язык энергично подается вперед, так что на кончике языка образуется как бы «ложечка», которая вместе с передней частью твердого нёба и образует этот микрорезонатор, напоминающий две половинки ореха. Движения языка, произносящего буквы, очень точные, эластичные, упругие, экономные, т. е. самые минимальные. На гласных остается стремление к сохранению устойчивой формы микрорезонатора при помощи возвращения после каждого движения в исходное положение. При вытянутом вперед языке корень его не затыкает глотку и не мешает выходу звука из гортани в ротовую полость, а высокое положение маленького языка (зевка) направляет звук перед к зубам или переносице, в зависимости от высоты звука. Необходимо подчеркнуть особую важность, обязательность высокой позиции звука для качественного звучания народного голоса.

Высокая позиция — это наилучшая пропорция звучания в голосе высоких — головных обертонов. Ясно слышимые при высокой позиции верхние призвуки придают голосу особую заостренность и точность звучания, полетность. У народных певиц высокая позиция ассоциируется с понятием тонкого звука.
При вокальных занятиях помогает требование «спеть тоньше», начинать «с тоненька», «начинать сверху», «спеть так, чтобы слышался как бы присвист верхнего октавного звука», «во время пения представлять, что поешь на октаву выше или в октаву», «направить звук в переносицу, в голову», и т. д. При этом необходимо следить за мягкостью атаки: «входи в звук постепенно», «не думай о начале звука, думай о его продолжении» и пр.

В народном пении высокая позиция сочетается с близким посылом звука, при котором он вместе со словом как бы слетает с кончика языка. Но при работе над высокой позицией нельзя забывать ни на миг об одновременной опоре на «столб». Работая над каким-либо отдельным вокальным элементом, певец и его руководитель не должны забывать о целом (так как процесс пения — это, прежде всего, взаимодействие) и не упускать из вида основную вокальную задачу: мягкое, точное, плавное, ровное движение голоса по звукам мелодии.

Мы говорим о чисто вокальных трудностях при работе над кантиленой, но еще больше препятствий возникает при пении со словами. Сначала остановимся на согласных буквах. Согласные буквы как бы мешают петь, ведь каждая согласная на какое-то мгновение прерывает звучание голоса. Народные певцы произносят согласные очень коротко, точно, слитно с гласной. Достигается это одним быстрым предельно — экономным движением языка. Проанализируем это на слоге «на». Не отрывая кончика от нижних зубов, язык своей передней частью скользящим движением мягко прикоснулся к верхним зубам (прозвучало «н») и тут же лег в положение гласной «а», до появления следующей буквы. Это движение настолько мгновенно и мягко, что напоминает движение языка ужа, когда он ловит на лету мошку. Чем быстрее, мягче и мельче движения языка (а по мере необходимости и других частей артикуляционного аппарата), чем скорее фиксируется гласная, тем меньше артикуляция мешает звуку. При слоге «ла» кончик языка таким же образом прикоснется уже к верхним зубам и примет положение «а». Большинство певцов страдает излишком и бестолковостью артикуляционных движений. У одних вялый, толстый язык медленно и громоздко ворочается во рту. Другие, из желания выговорить отчетливее, резко хлопают, как бы бьют языком по буквам, отчего вылетающие буквы напоминают лай. Третьи забывают фиксировать положение гласной, и она «ползет», медленно «въезжая» в звук. Способ преодоления всех этих недостатков один: терпеливое повторение всех слогов нараспев указанным выше способом. Желательно группировать их в смысловые сочетания, например: «мама мыла Зою», «баба била Нину», «Зоя мыла Валю» и т. д. В качестве подготовительного момента можно прорепетировать отдельно произношение гласных — их формирование и фиксацию. При затруднении в произношении какого-нибудь слога, выяснить, какая именно неточность артикуляции вызывает его и исправить эту неточность. Можно тренировать механизм произношения и на текущем репертуаре. При работе над словом необходимо следить, чтобы лицо было совершенно спокойно, а губы почти неподвижны, тогда приказ к действию и все внимание будет направлено на работу языка. Все буквы должны произноситься очень близко.

Еще более сложно произнести две, три, четыре согласные подряд, например, в словах «обманула», «должна», «встречала». Ни в коем случае нельзя стараться выговорить каждую согласную в отдельности, так как это будет загромождать речь, а следовательно, и пение. При слитном-разговорном произношении выделятся нужные буквы и незаметно проскользнут проходящие. Попробуйте проверить, произнося буквы разным способом. Народные певцы в их неизменном стремлении к совершенной кантилене прибегают к приему озвучивания согласных. Суть его состоит в том, что согласные разъединяются вставной гласной. Так слово «обманула» при указанном озвучивании будет произноситься об (ы) манула. Если выпячивать вставную гласную «ы», то это будет звучать вульгарно, но если согласной придать лишь легкий или едва уловимый призвук вставной гласной, то согласная удобно и естественно зазвучит

Эта скоморошина исполняется в быстром темпе и звучит в Северном хоре великолепно только благодаря озвученным согласным и разговорности произношения. Слова: «да жила барыня блоха, да, злая зляща голова» поются — «да жила барыня б(ы)лаха, да з(ы)лая, з(ы)ляща голова». Но вставные гласные звучат при этом ненавязчиво, а именно как едва уловимый призвук.
В Северном хоре на репетиции никак не получалась современная песня композитора А. Мосолова на слова А. Прокофьева «Едем по дороге»

Певицы жестко произносили слова, и она звучала грубо, тогда как характер мелодию и содержание слов требовали пружинистого, легкого исполнения. Хотелось в песне слышать как бы раскачивание слова и звука. Хормейстер сказал: «— вот ведь в скоморошине вы поете слова мягко, согласные озвучиваете, и как хорошо она звучит, — и сначала быстро, а потом медленно пропели 1-е предложение песни. — Попробуйте и эту песню спеть также». Дело быстро наладилось.

Тренировать озвучивание согласных нужно сначала медленно, так, чтобы певец осознал, а язык привык к этому способу. Потом можно переходить к скороговорочному их произношению.
И наконец, при пении в каждом слоге, заканчивающемся согласной, /например, «сое» в слове сосна последняя согласная «с» всегда относится к последующей букве и выпевается слитно с ней. Например: говорится и пишется — сос-на, поется — со-сна.
говорится  пов-стре-ча-ли ог-нем у-го-ща-ли,
и пишется:
поется: по-встре-ча-ли о-гне-му-го-ща-ли. Это элементарный закон произношения слов в пении. Однако, чтобы приучить -певцов выполнять его, потребуется много усилий. Чаще всего гласная не допевается, согласная появляется раньше окончания музыкальной длительности звука, ритм сдвигается, тогда все нужно начинать сначала.

ale07.ru

Народное пение — Как научится петь народным громким голосом — 22 ответа



В разделе Другое на вопрос Как научится петь народным громким голосом заданный автором Полосовать лучший ответ это необходимо тренировать свой голос,
привыкать к нему, не бояться его…
Чтобы тренировать себя петь народным голосом,
надо учиться петь распевчато народные песни.
Народное пение. Это вокальная традиция, сложившаяся в народе. Народные певцы поют в особой “разговорной” позиции, вовсю используют правильное дыхание и выводят звук через горло, добиваясь фирменного “плоского” звука.
Народное пение, несмотря на свою открытость и кажущуюся однообразность, на самом деле обладает богатым спектром обертонов, оттенков, и поэтому слушать его – одно удовольствие.
Некоторые вокалисты полагают, что научиться народному пению можно самостоятельно. В этом есть доля истины, но для начала необходимо приобрести устойчивую вокальную базу или, другими словами, нужно поставить свой голос. Вокальная база нужна для того, чтобы при любой технике пения вы не травмировали связки и не повредили собственному здоровью. Овладев ею, вы сможете создать правильное звукоизвлечение и обеспечите хорошую гигиену голоса.
Вот здесь похожий вопрос хороший ответ:
— можно пройтись по синей ссылке, для перехода к источнику
ссылка
Чтобы научиться громко петь, надо громко петь. Практика является определяющей в деле тренировки голоса.
Вам понадобится:
— место, где вас никто не услышит хотя бы в начале обучения;
— магнитофон или устройство для голосовых записей;
— сборник стихов или романсов.
1 Начните обучение в местах, где вас никто не услышит. Хоть в шкафу запритесь. Ваша задача — научиться громко петь, а не стройно и красиво. Но тем не менее не коверкайте голоса и не старайтесь ему придать особое звучание. Не хрипите, как певцы блатного шансона, если у вас нет к этому голосовой предрасположенности.
2 Пойте всегда и везде, особенно при работе и физической активности. Это заставит легкие привыкнуть к резкой смене дыхания.
3 Занимайтесь легкой атлетикой и игровыми видами спорта. Положительное влияние бега на дыхательную, сердечную системы и весь организм в целом давно доказано и неопровержимо. А рваный бег научит ваш организм не сбивать дыхание.
4 Купите сборник стихов или романсов. Громко и внятно читайте их. Начните декламацию с нескольких минут и доведите до двух или трех часов. Подобная практика научит вас не терять голоса и следить за дыханием во время декламации. Кроме того, она подготовит лицевую мускулатуру. И ваши пение и речь станут еще более внятными и четкими.
5 Освоившись со стихами и пением в безлюдных местах, начните записывать свой голос на диктофон. Внимательно прослушивайте запись. Если голос вам самому покажется слабым и неприятным, значит нужно петь больше и чаще. Помочь вам сможет пение возле источника громких звуков. Попытайтесь перекричать работающий трактор или шум автопоезда. Но при этом не забывайте, что поете, а не зазываете покупателей на рынке. Это приблизит ваш успех.
6 Когда прослушанная запись удовлетворит вас силой голоса и громкостью пения, попросите прослушать вас окружающих. Их критика и похвала станут самым настоящим признанием успеха. Но помните, что громкое пение не означает приятное слуху. У вас есть к чему стремиться дальше.

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как научится петь народным громким голосом

Ответ от Андрей[гуру]
фууу, ненавижу когда так поют

Ответ от Проступок[гуру]
надо вакалывать и бухать как конь!

Ответ от Львица[гуру]
этот дар он свыше… и в этом случае учиться не надо, а надо развивать… а если не дано… то хоть учись, хоть не учись петь так не будешь!


Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

О народном пении — Фольклорно-этнографический театр «Братыня»

Отрывок из пособия Толмачева Ю.А. "Народное музыкальное творчество". Раздел про дыхание.
Народное пение имеет много общего с разговорной речью. Пение так же, как и слово, требует ясного вы-
разительного произнесения слова. Как в разговорной речи, так и в пении проявляются тембр, повышение и по-
нижение тонов. Тем самым можно выделить высоту, регистры и диапазоны.
Речь, как и пение, осуществляется только на основе дыхания. Хорошо звучащая речь всегда певучая, звуч-
ная, мягкая, в ней присутствует тот элемент распевности, который при упражнении и развитии может вплотную
сопоставляться с пением.
Разговор обычно осуществляется в среднем регистре, на наиболее удобных примарных звуках. Но при
эмоциональных подъемах, при удивлении, гневе, радости и других сильных внезапных чувствах возгласы, ре-
чевые интонации свободно переносятся на другие регистры, более высокие или низкие. Поэтому речь в зависи-
мости от смысла принимает самую разнообразную окраску. Речевые навыки развиваются с рождения человека,
люди разговаривают совершенно свободно, непринужденно, не задумываясь над тем, как произносятся звуки.
Дыхание при разговоре берут, расходуют и задерживают автоматически: воздуха берется ровно столько, сколь-
ко нужно для задуманной фразы. И сам разговаривающий, и слушатели не замечают и не слышат этого дыха-
ния, хотя фразы бывают очень длинные. Если эти естественные, годами выработанные навыки звукообразова-
ния приблизить к пению так, чтобы человек пел тем же способом, каким разговаривает, то успех обеспечен: в
пении он будет сохранять ту же естественность и непринужденность, как и в разговорной речи. Пению хоро-
ших народных певцов всегда свойственна эта непринужденность. Пение отличается от разговорной речи тем,
что оно связано с музыкальными звуками определенной высоты, длительности и последовательности.
В разговорной речи обычно растягиваются только смысловые – «ударные» гласные, остальные буквы про-
износятся скороговоркой, то есть неударные гласные как бы «съедаются». На этом построена механика вырази-
тельности человеческой речи. В пении певец должен подчиняться другим законам, которые отводят каждому
звуку и буквам определенное время звучания. Иногда это не совпадает с логикой речи, другими словами, во
время пения необходимо сохранять разговорный смысл звука, идущий от слова. Но, произнося слово, оно будет
мертво, если мы не сообщим ему верную интонацию. Интонация и есть смысловой посыл звучащего слова,
желание человека выразить определенную мысль или чувство при помощи слова, то есть разговорная речь на-
сыщена смысловыми интонациями. «Разговорная» манера пения, характерная для народных певцов, подразуме-
вает, прежде всего, сохранение этих интонаций.
Интонационная выразительность – основа искусства народного пения.
Пение как распевная музыкальная речь обладает особыми вокальными свойствами. Во время пения певец
должен поддерживать непрерывность, полноценность и ровность звучания голоса.
Особое значение в овладении техникой пения имеет выработка высокой позиции звука. Мелодия состоит из
звуков разной высоты, и переход с одного звука на другой всегда составляет для певца трудность, особенно при
больших скачках снизу вверх и наоборот. Трудность усугубляется тем, что в голосе человека несколько регист-
ров, которые имеют разную механику звукообразования. У опытных певцов изменение в звукообразовании

происходит постепенно и незаметно, регистровые переходы как бы сглаживаются, и на слух голос звучит сво-
бодно и ровно.
У неопытного певца в голосе происходят неприятные на слух изменения, а на переходах одного регистра в
другой голос «ломается», после этого звучит совсем по-другому. Выравнивание звучания голоса на регистровых
переходах является одной из главных трудностей пения. Преодоление этих трудностей и в народном пении
достигается путем округления звука, позволяющего певцу найти наилучшую позицию звучания голоса – высо-
кую. Однако округление в народном пении допустимо только в известной степени, когда оно не очень глубо-
кое. Округление улучшает звучание народного голоса и помогает ему преодолевать регистровые трудности. В
основном этот прием используется при исполнении обработок и авторских сочинений.
Исполнить гласную с округлением – несколько приблизить при фонации позицию других гласных (а, я, э,
е, у, ю) к гласной «о». В удобной тесситуре пропеть гласную «о», затем все остальные гласные, приблизив их к
вокальной позиции «о».
При округлении звука мягкое небо имеет более высокое положение, а звук становится более объемным,
однако необходимо следить, чтобы звук оставался близким разговорному, поскольку при неумелом использо-
вании приема округления утрачивается характер народной певческой манеры, основанной на речевой позиции.
Необходимо подчеркнуть особую важность, обязательность высокой позиции звука для качественного
звучания народного голоса. Высокая позиция – это наилучшая пропорция звучания в голосе высоких, головных
обертонов. Ясно слышимые при высокой позиции верхние призвуки придают голосу особую заостренность и
точность звучания, полетность.
В народном пении высокая позиция сочетается с близким посылом звука, при котором он вместе со словом
как бы слетает с кончика языка. При работе над высокой позицией звука нельзя забывать об одновременной опоре
на «столб», так как процесс пения – это, прежде всего, взаимодействие. Нужно не упустить основную задачу: мяг-
кое, точное, ровное движение голоса по звукам мелодии на всем диапазоне песни. Механика звукообразования
при этом одна и та же в любом пении, но устройство певческого аппарата так сложно и индивидуально, а органы
звукообразования так гибки и подвижны, что различные, даже небольшие изменения их могут создавать новые
комбинации образования звука. В этом и заключается возможность образования различных манер пения.
Для русской народной манеры звукообразования характерно натуральное открытое звучание голоса, хотя в
разных областях России манера пения варьируется: в северных русских областях, в Поволжье, в некоторых
районах Урала и Сибири поют более округленным «узким» и легким звуком. Но округлением народные певцы
пользуются ровно столько, сколько необходимо для сглаживания регистровых изменений в голосах при боль-
шом диапазоне хоровой партитуры, оставляя звучание открытым.
У народных певцов связки смыкаются более плотно, чем у академических и в значительно большей степе-
ни используется грудной резонатор, так как народное пение преимущественно грудное. Обычно народные пев-
цы поют в удобном для них регистре, примерно в пределах октавы, хотя встречаются народные голоса, диапа-
зон которых превышает полторы октавы.
Специфические особенности в народном пении имеют певческое дыхание и атака звука. Грудная клетка
человека, как меха баяна, постоянно и ритмично сжимается и расширяется в силу необходимости жизненного
дыхания. Этот процесс ритмичен и автоматичен. Но певческое дыхание требует короткого вдоха и возможно
долгого выдоха. В результате этого постепенного выдоха грудной воздух снизу равномерно давит на сомкну-
тые в гортани связки и, прорываясь короткими толчками, заставляет их вибрировать и звучать. Если во время
пения выдох произвести быстро и резко – получится резкий выкрик, после чего звучание иссякнет до следую-
щего вдоха.
Для поддержания ровного, плавного звучания голоса необходимо сознательное регулирование вдоха и вы-
доха.
За выдох и вдох в организме человека отвечают мышцы-вдыхатели и мышцы-выдыхатели. Мышцы-
выдыхатели, помимо своей основной роли расширения грудной клетки при вдохе, играют роль своеобразного
тормоза, замедляющего выдох. Равномерное противодействие сомкнутых связок давящему на них снизу груд-
ному воздуху создает ощущение звучащего «столба» и опоры голоса на этот «столб». Певец при этом чувствует,
что звучащий «столб» основанием своим опирается на диафрагму, а вершиной уходит в голову, у народных пев-
цов – где-то вблизи верхних зубов и переносицы. Ощущение «столба» при хорошем и удобном звучании голоса
возникает как у народных певцов, так и у академических.
Опыт работы с народными певцами показывает, что лучше сохранить непроизвольный, естественный для
данного человека тип вдоха: грудной, нижне-реберный, смешанный, исключая верхне-грудной или ключичный
как непригодный для пения.
Вдох должен быть легким, беззвучным, но достаточно глубоким. Для этого необходимо следить, чтобы
певец не хватал воздух ртом, а делал как бы «внутренний» вдох, то есть набирал воздух при помощи расшире-
ния брюшных мышц и через нос.
Очень опасен перебор воздуха. Это явление очень распространено у многих певцов, даже профессиональ-
ных.
При большом количестве набранного воздуха трудно регулировать выдох. При излишнем и шумном вдохе
певцы почти всегда форсируют звук, что ни в коем случае нельзя допускать. «Опора» голоса при выдохе произ-
водится только на опустошенную диафрагму. Внешне при этом наблюдается ощутимое движение грудной
клетки вниз, одновременно напряжение мышц в области диафрагмы (в поясе). При высоких и сильных звуках
это движение мышцы очень заметно и ощутимо.

Во время пения найденное ощущение опоры нужно зафиксировать на все время звучания голоса. Иногда
неопытные певцы, желая задержать дыхание, от излишнего старания как бы запирают воздух в груди. В таком
случае взаимодействие голосовых связок и грудного воздуха нарушается. Мышцы груди и живота напряжены, но
голос не звучит. Чтобы предотвратить искусственность в работе певческого аппарата, следует всегда искать в
жизненной практике естественный отправной момент, при котором нужное звучание проявляется как бы само
собой, например: воспроизведение ауканья и перекличек в лесу; ощущение опорности звука можно найти путем
естественного вздоха «ох», который как бы снимает усталость. При многократном повторении «ох» на различной
звуковой высоте довольно скоро начинающий певец начинает понимать процесс опорности дыхания. При этом
хорошо распевается голос, если помнить о том, что он должен звучать на свободной гортани в грудном резонато-
ре, и главное, эти звуки должны произноситься, а не пропеваться.
Многолетний опыт работы с народным хором показал (особенно с начинающими певцами), как важно сра-
зу научить коллектив правильному вокальному дыханию, потому что от этого зависит звучание каждого певца
и хора в целом. Для этого необходимо в начале каждой репетиции уделять некоторое время упражнениям для
вокального дыхания, опорности звука. Например, активно вдохнуть через нос, направляя дыхание вниз живота
и также активно вытолкнуть дыхание через рот – это упражнение для работы диафрагмы (следить, чтобы дыха-
ние не направлялось в грудь). Так подышать полминуты и дать успокоиться организму – также глубоко ды-
шать, но выпускать дыхание, как будто «тушишь свечу»; при этом закрепляется опорность воздушного «стол-
ба»; также активно брать дыхание через нос, при этом поработать руками (поиграть в бокс): на вдох – движение
одной руки, на выдох – другой. Потом снова «потушить свечу». Такое дыхание очень полезно и для кровообра-
щения, это как гимнастика перед пением, снимает физическую усталость, особенно перед вечерней репетицией.
Далее, закрепляя ощущение опоры на «тушение свечи», повторить это много раз, изображая проколотый мяч – на
сочетании букв тссс… выпускать запас дыхания, которое должно поступать само собой, без нажима. Потом,
сохраняя это ощущение, перевести на звук «ми». Но опять же не петь этот звук, а как бы поставить голос на
опору, на эту высоту, и освободить его, голос звучит сам, опираясь на дыхание. На этом упражнении хорошо
отрабатывается цепное дыхание в хоре, а также филировка звука (р, мр, ф, фф), то есть (крещендо, диминуэн-
до), нюанс, который возможен только при владении вокальным дыханием. В хоре это можно делать на октав-
ном унисоне или квинтовом сочетании женских и мужских голосов.
В следующем упражнении, закрепляя навык дыхательной опоры, дается задание произносить (в октавном
унисоне) гласные буквы «ё», «е», «я» близко, на зубах формируя каждую букву, открыто, звучно. Но опять же не
пропевать буквы, а восклицать, опирая звук каждой буквы на грудной резонатор и «сбрасывая» его, тренировать
этим самым вокальный прием, который используют народные певцы.

Исполняя это упражнение, необходимо направлять внимание певца на грудное резонирование голоса, по-
ложив руку на грудь, постараться запомнить это ощущение и сохранять его при пении, как бы направляя голос
на грудь. Поднимаясь по полутонам вверх, примерно с ноты соль, необходимо подключать головной регистр,
как бы направляя голос в голову, при этом не отключая грудного резонатора.
Каждый певец должен представлять себе работу связок во время пения. Когда голос звучит в среднем ре-
гистре, связки смыкаются срединой, верхние края связок звучат на высоких тонах, на низких звуках смыкаются
нижние края связок. Когда голос звучит ровно, мягко, выразительно, значит певец владеет регистрами во время
пения, связки его пластичны, гибки и подчиняются воле певца.

Данное упражнение дает возможность выработать пластичность голоса в верхнем регистре, укрепить опо-
ру звуками, расширить диапазон голоса.
На ощущении е, ё, я произносить (а не петь) сочетание букв «гу», посылая голос на расстояние, далеко. Ни
в коем случае не снимать голос с грудного резонатора. Подниматься по полутонам вверх до и выше, также
вниз. Это упражнение научит пользоваться смешанным регистром, микстом.
Для закрепления опоры звука и грудного резонатора, речевой интонации необходимы упражнения, по-
строенные на разговорности. Также, начиная с миЬ, сказать: «Ты, зря ль моя зорюшка, зорюшка вечерняя», –
поднимаясь по полутонам вверх и опускаясь вниз. Говорить нужно в резонаторе, соблюдая при этом логиче-
ский акцент в предложении, подчеркивая ударные слоги, открывая при этом гласные буквы, озвучивая их.
Свободное резонирование голоса – залог хорошего пения. Качество звучания музыкального инструмента
зависит от устройства корпуса, который является резонатором звука.
В человеческом голосе роль резонатора выполняет грудь, диафрагма, гортань, так называемые нижние
грудные резонаторы (расположенные ниже голосовых связок), а также верхние головные резонаторы: глотка,
полость рта, носоглотка и ее придаточные полости. Для того чтобы хорошо звучал голос, необходимо его на-
править в естественные резонаторы. Достаточно проговорить какую-то фразу на высоких и низких звуках, как
вы почувствуете резонирование голоса в головном и трудном регистре.

Непрерывность и ровность звучания голоса – непременное условие народного пения. У хороших певиц го-
лоса звучат всегда ровно и непрерывно. Произношение слов и непрерывность звучания голоса органично слиты
и составляют единое целое.
В художественной самодеятельности руководителю часто приходится сталкиваться с певцами, которые не
владеют народной техникой пения, а еще чаще имеют неправильные навыки пения. Какие же дефекты в пении
мешают руководителю добиться плавного пения и как их исправить? Самый распространенный недостаток –
это пение толчками, когда голос резко выталкивается из горла и гаснет, прежде чем кончилась музыкальная
длительность звука. Это зависит, прежде всего, от атаки звука. Атака бывает жесткая, мягкая, придыхательная.
При жесткой атаке голосовые связки резко и напряженно смыкаются, выдох также автоматически становится
резким; значительно труднее достигнуть плавности пения, она может привести к перенапряжению и прежде-
временному износу голосовых связок.
При мягкой атаке в народном пении связки смыкаются плотно, но мягко. Мягкая атака щадящая – она не
травмирует и не утомляет связки, поэтому она и может быть рекомендована как основной способ звукообразо-
вания в народном пении.
При придыхательной атаке связки смыкаются не плотно, грудной воздух свободно вытекает сквозь них, не
заставляя связки активно вибрировать. Звучание голоса при этом сиплое, вялое Придыхательная атака в народ-
ном пении практически мало применима. Она встречается в колыбельных песнях и плачах.
Работе над плавностью пения очень мешает дурная привычка скандирования – отбивать слоги. Иногда
ударные, иногда все подряд. Чаще всего в хоровом пении это делается в целях ансамбля – одновременного про-
изношения слов и четкости ритма.
Для достижения отчетливости этот способ самый быстрый, но далеко не самый верный, так как он искус-
ственен, он не позволяет певцу петь плавно, даже если он захочет. В народе четкость достигается точностью
пения, а необходимая акцентировка – артикуляционными средствами, не нарушающими вокальной линии.
Наиболее часто встречающимися недостатками звучания голоса певцов являются следующие:
1. «Белый звук» – это бестембровый, плоский, невыразительный звук. Он возникает, когда певец не умеет
пользоваться естественными резонаторами. Небная занавеска в таком случае неподвижна, маленький язычок
низко нависает над корнем языка.
Путь к исправлению – развитие певческой инициативы, нахождение опоры естественного резонирования и
высокой позиции.
2. Глоточный звук – тяжелый, глухой, как бы выдавленный снизу из груди, крайне неприятный по тембру
и совершенно бесперспективный с точки зрения развития голоса. Это грудной, открытый звук, направляемый
певцом в глубину расширенной глотки и совершенно лишенный головных обертонов, так как при таком спосо-
бе звукообразования голос не может найти к ним пути. На глоточный звук чаще всего сбиваются певцы, кото-
рые не владели до этого манерой и при поисках грудного открытого звука «нашли» звучание, которое им кажет-
ся очень ярким и сильным. Петь при таком звуке нетрудно, потому что они пользуются исключительно только
грудным регистром. Звучание им нравится своей силой и кажущейся яркостью (ведь они слушают себя изнут-
ри, а не снаружи). Этот звук очень навязчив и заразителен. Если хоть один певец в хоре поет таким звуком, все
другие также переходят на него, потому что петь рядом с ним легким и правильным звуком невозможно. Ис-
правлять его очень трудно, но допускать продолжения пения таким звуком нельзя.
3. Сиплое, слабое звучание голоса зависит, чаще всего, от отсутствия певческих навыков, вялости певче-
ского аппарата. Этот недостаток можно исправить, развивая певческие навыки, преимущественно «опору», ак-
тивизируя певческий тонус. Полезно в качестве упражнения многократно проговаривать распевной скорого-
воркой фразу плясового или шуточного характера, например: «подвернулся, подломился каблучок, да пала де-
вушка на правый на бочок» и др.
4. Сиплое и слабое звучание голоса на низких и средних звуках диапазона, более звучное и яркое на вы-
соких зависит от неумения пользоваться грудным резонатором, неразвитой «опорой» на диафрагму. Для ис-
правления нужно «искать» грудной тембр в голосе, сначала в разговоре, потом в пении. Иногда при поисках
грудного звучания теряется высокая позиция и «пропадает» верхний регистр, чего допускать нельзя.
5. Крикливое звучание голоса на верхних звуках при звучном и сочном на нижних зависит от неумения
сглаживать регистровые переходы. Главную помощь при исправлении недостатка окажет нахождение высокой
позиции. Она должна присутствовать на всем протяжении диапазона. По мере движения вверх должно усили-
ваться звучание головных обертонов.
Необходимо подчеркнуть, что весь процесс вокальных занятий должен быть живым, увлекательным и раз-
нообразным. А руководитель должен своим «вокальным ухом» контролировать звучание голоса певца, замечать
малейшие изменения в нем и правильно определить их характер. Развитие вокального слуха – одно из главных
условий повышения квалификации руководителя.

ru-bratynya.livejournal.com

РАБОТА НАД ЗВУЧАНИЕМ НАРОДНОГО ГОЛОСА.

Поиск Лекций

В певческом воспитании руководитель отталкивается от общих характерных черт звучания народного голоса:

1) естественный близкий звук;

2) незначительная вибрация голоса;

3) дикция, близкая к разговорной речи;

4) естественное головное резонирование, без яркого прикрытия голоса;

5) плотное грудное звучание.

Хороший народный голос отличает яркое, звонкое, светлое звучание. Весь звук как бы сосредоточен близко в полости рта и на губах. Умелые народные певцы никогда не поют резким, крикливым или глубоким звуком (исключая пение на открытом воздухе), наоборот, звук их обычно яркий, но в то же время мягкий и по-своему округленный. Для народных голосов характерна незначительная вибрация, которая придает звуку только тембр. Отрицательные качества: качание, резкое вибрирование. Также очень часто можно встретиться с форсированием звучания, особенно у молодежи. Исходя из этого, звук должен быть естественным, близким. Прежде всего, нужно работать над укреплением дыхательной основы. Если не укрепить навыков дыхания, освободить голос от излишней перегрузки, то он не даст нужного результата – естественного звучания голоса, голос будет просто ослабевать.

Главное каждому певцу сознательно относиться к дыханию и практически овладевать его распределением от вдоха до выдоха. Необходимо систематически тренировать дыхание на упражнениях и песнях. Навыки правильного дыхания помогают освободиться от форсировки звука. Певцы нередко «перебирают» дыхание и «запирают» его, зажимая тем самым звук. Чтобы избежать этого, нужно добиваться свободы и равномерности в пользовании дыханием, мягкой опоры открытой «распахнутой» гортани без утрированности атаки звука. Полезно потренировать дыхание, в том числе и цепное, на мягком звучании, добиваясь легкости, гибкости звукообразования.

Важный момент в народном вокале – это «разговорность» пения. «Петь так, как говоришь» — это один из принципов народного исполнения. Точно так же, как и в разговорной речи, в пении резонирует не столько мягкое небо и головные резонаторы, сколько полость рта, т.е. твердое небо, зубы и разумеется грудные резонаторы.

В основе народного вокала лежит ясность, выразительность в передаче слова. В народном пении спеть, значит произнести слова, поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчетливой, с таким произношением гласных и согласных, как и в разговорной речи.

 

СРЕДНЕРУССКОЕ И ЮЖНОРУССКОЕ МНОГОГОЛОСИЕ.

В песнях среднерусских и южнорусских областей основой хоровых традиций является полифоническое двухголосие с подголосками, нередко исполняемыми на одном выдержанном звуке. Каждая из хоровых партий может «расслаиваться» на родственные ей голоса и партитура женской песни расширяется, таким образом, до 4-6 голосов.

Для данного типа русского народного многоголосия наиболее характерно тесное расположение голосов, небольшой диапазон, низкий строй женских голосов: вверху не выше до, ре -2-ой октавы, в объеме грудного регистра; и высокий строй мужских голосов, сравнительно развитая полифония.

В песнях данного типа голосоведение мелодическое. Полифонически переплетаются основной голос и подголоски, весьма свободно разрабатывающие интонацию напева с характерным, противоположным движением голосов. В данном многоголосии, т.е. высоком строе мужского пения и низком строе женского пения, часто возникает унисон – прима — у мужских голосов с низкими альтами. Среднее и южнорусское многоголосие, с его соотношением женской и мужской групп, тесным расположением голосов и сравнительно небольшим диапазоном, не только узкоместная особенность народного традиционного бытового пения. Данный тип многоголосия характерен для партитуры русских профессиональных народных хоров: им. Пятницкого, Воронежского, Уральского, Рязанского.

Основу хорового многоголосия районов Дона и Придонья, составляют два голоса. Один из них басует, это нижний основной голос, второй — высокий – импровизирует верхний голос. Верхний голос контрапунктически соединяется с основным голосом, иногда распевая сложные мелодические импровизации на одну или несколько гласных. Обычно такие «разводы», находящиеся в высоком регистре исполняет один певец-выводчик. При этом гласная может меняться. В данных песнях, с более развитым многоголосием, ведущие голоса могут частично расслаиваться или частично дублироваться средними голосами, перерастая в партитуру трехголосного склада.

 

СМЕШАННОЕ МНОГОГОЛОСИЕ.

В русском народном исполнении встречаются хоровой подголосочный склад изложения, сочетающий в себе как черты северного многоголосия с октавными удвоениями мелодии, октавными и терцовыми параллелизмами и широким расположением голосов, так и черты другого типа многоголосия с двухголосной полифонической основой и тесным расположением голосов – это смешанное многоголосие. Оно наиболее типично для песен Подмосковья, что объясняется исторической ролью Москвы и Подмосковья, как центра русской песенной хоровой культуры, объединяющей местные традиции, народной песни в исполнении различных областей. Для песен Подмосковья характерен 2-х и 3-хголосный склад. В 3-хголосном женском пении два нижних альтовых голоса образуют двухголосный полифонический склад, а верхний подголосок удваивает партию основного голоса ( втора).

Для того чтобы проанализировать, а потом и составить партитуру для народного хора, требуется тщательно изучить особенности хорового многоголосия в местных областных хорах. Так, одни хоры поют в тесном расположении голосов, другие, в широком, третьи – в смешанном. Различный характер подголосков, разнообразное сочетание женских и мужских голосов, в особенности хорового распева, вариантность русской народной песни — одна из ярчайших черт русской хоровой песенной культуры. Даже одна и та же песня может быть по-разному распета в различных областных хорах. Для народного хорового исполнения чрезвычайно характерно одновременное, выразительное, четкое произнесение словесного текста. Это обуславливается особенностью текстового ритма: все слоги текста произносятся всеми певцами одновременно. И ритмическая орнаментика внутри слогов, связанная с их распеванием у отдельных певцов не нарушает этого принципа ритмической одновременности, напротив, возникает интересное сочетание одновременности ритма и текстового произношения с мелодико-ритмическим разводом, опеванием отдельных слогов. Наряду с постоянным стремлением к ритмическому единству, следует отметить известную ритмическую свободу вступления голосов.

Особенную оригинальность в народной партитуре и характерность придают вступления с середины слов. Нельзя не подчеркнуть особую роль пауз в партитурах народного ансамбля. Паузы – выразительные средства во многом связанные со словами. Пауза, разрывающая слова, как бы выражает волнение певца, которому не хватает дыхания чтобы передать то, о чем поется. Паузы могут возникать и у отдельных голосов, которые как бы дают возможность распеться в начале песни, при этом сопутствующие голоса вступают с середины слова. Народные певцы вводят иногда в пение добавочные гласные, например в слове «лесочком», «земляничка». Введение дополнительных гласных связано с характерными для русских песен широкого дыхания, внутрислоговыми распевами, тяготения к широте, распевности, это приводит к тому, что отдельные согласные, как бы обрастают «поющей» гласной. Идет это также и от русской певучей речи, особенно заметно проявляется эта черта в песнях с богатой ритмической фигурацией. Вставная гласная может быть распета как на широкий ритмический слог, так и на короткую длительность, давая как бы легкое ритмическое слоговое предыхание. Вставная легкая гласная и записывается не как полная «ы», а «т(ы)равушка», но на отдельном звуке.

 

 




poisk-ru.ru

Как научится петь народным громким голосом

необходимо тренировать свой голос, привыкать к нему, не бояться его… Чтобы тренировать себя петь народным голосом, надо учиться петь распевчато народные песни. http://liketosing.ru/narodnoe-penie Народное пение. Это вокальная традиция, сложившаяся в народе. Народные певцы поют в особой “разговорной” позиции, вовсю используют правильное дыхание и выводят звук через горло, добиваясь фирменного “плоского” звука. Народное пение, несмотря на свою открытость и кажущуюся однообразность, на самом деле обладает богатым спектром обертонов, оттенков, и поэтому слушать его – одно удовольствие. Некоторые вокалисты полагают, что научиться народному пению можно самостоятельно. В этом есть доля истины, но для начала необходимо приобрести устойчивую вокальную базу или, другими словами, нужно поставить свой голос. Вокальная база нужна для того, чтобы при любой технике пения вы не травмировали связки и не повредили собственному здоровью. Овладев ею, вы сможете создать правильное звукоизвлечение и обеспечите хорошую гигиену голоса. http://vocalmechanika.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=118&Itemid=127 Вот здесь похожий вопрос хороший ответ: http://otvet.mail.ru/question/94707313 — можно пройтись по синей ссылке, для перехода к источнику http://www.vocalblog.ru/category/народное-пение/ http://vocalmaster.biz/tag/russkie-narodnye-pesni/ Чтобы научиться громко петь, надо громко петь. Практика является определяющей в деле тренировки голоса. Вам понадобится: — место, где вас никто не услышит хотя бы в начале обучения; — магнитофон или устройство для голосовых записей; — сборник стихов или романсов. 1 Начните обучение в местах, где вас никто не услышит. Хоть в шкафу запритесь. Ваша задача — научиться громко петь, а не стройно и красиво. Но тем не менее не коверкайте голоса и не старайтесь ему придать особое звучание. Не хрипите, как певцы блатного шансона, если у вас нет к этому голосовой предрасположенности. 2 Пойте всегда и везде, особенно при работе и физической активности. Это заставит легкие привыкнуть к резкой смене дыхания. 3 Занимайтесь легкой атлетикой и игровыми видами спорта. Положительное влияние бега на дыхательную, сердечную системы и весь организм в целом давно доказано и неопровержимо. А рваный бег научит ваш организм не сбивать дыхание. 4 Купите сборник стихов или романсов. Громко и внятно читайте их. Начните декламацию с нескольких минут и доведите до двух или трех часов. Подобная практика научит вас не терять голоса и следить за дыханием во время декламации. Кроме того, она подготовит лицевую мускулатуру. И ваши пение и речь станут еще более внятными и четкими. 5 Освоившись со стихами и пением в безлюдных местах, начните записывать свой голос на диктофон. Внимательно прослушивайте запись. Если голос вам самому покажется слабым и неприятным, значит нужно петь больше и чаще. Помочь вам сможет пение возле источника громких звуков. Попытайтесь перекричать работающий трактор или шум автопоезда. Но при этом не забывайте, что поете, а не зазываете покупателей на рынке. Это приблизит ваш успех. 6 Когда прослушанная запись удовлетворит вас силой голоса и громкостью пения, попросите прослушать вас окружающих. Их критика и похвала станут самым настоящим признанием успеха. Но помните, что громкое пение не означает приятное слуху. У вас есть к чему стремиться дальше. Источник: http://strana-sovetov.com/hobbies/4061-how-to-sing.html

этот дар он свыше… и в этом случае учиться не надо, а надо развивать… а если не дано… то хоть учись, хоть не учись петь так не будешь!

этот дар он свыше… и в этом случае учиться не надо, а надо развивать… а если не дано… то хоть учись, хоть не учись петь так не будешь!

ques.ru