Что пообещал александр сделать со славиком если тот обидит тамару – Цитаты из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» | Информационно-справочный портал Беларуси
Цитаты из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» | Информационно-справочный портал Беларуси
Самой народной комедии СССР «Иван Васильевич меняет профессию» сегодня исполняется 40 лет. Снятый по пьесе Михаила Булгакова, фильм Леонида Гайдая блещет остроумием, и цитаты из него навсегда прописались в нашей повседневной речи, став крылатыми и непроизвольно вызывая улыбку на губах.
Сегодня портал interfax.by вспоминает любимые фразы из культового кино, произнесенные любимыми актерами.
Юрий Яковлев (Иван Васильевич Бунша и Иоанн Грозный)
— Ошибаетесь, уважаемый, это дело общественное. Вы своими разводами резко снижаете наши показатели.
— Одумайтесь, одумайтесь, товарищ Тимофеев, прежде чем, понимаете, увидеть древнюю Москву — без санкции соответствующих органов!
— Меня терзают смутные сомнения…
— Царь, очень приятно, здравствуйте, царь!
— А вы думаете, нам, царям легко? Да ничего подобного, обывательские разговорчики… Нам, царям, за вредность молоко надо бесплатно давать!
— Эй, человек! Человек! Официант! Почки один раз царице!
— Я требую продолжения банкета!
— Вы ещё ответите за ваши антиобщественные опыты, хулиган!
— С восторгом предаюсь в руки родной милиции, надеюсь на нее и уповаю…
— Ульяна Андреевна, я царствовал! Но вам не изменил! Меня царицей соблазняли, но не поддался я, клянусь!
— От самозванца слышу!
***
— Ох, тяжко мне! Молви еще раз, ты не демон?
— Ключница водку делала.
— Лепота!
— Какого Бориса-царя?! Бориску — на царство?! Так он, лукавый, презлым заплатил за предобрейшее?! Сам захотел царствовати, всем володети?! Повинен смерти!
— Ты пошто боярыню обидел, смерд?!
— Молись, щучий сын, прощайся с жизнью!
— А боярыня — красотою лепа! Червлёна губами, бровьми союзна… Чего ж тебе ещё надо, собака?
— Ну так и женись, хороняка, князь отпускает ее.
— Ой, бесовская одежа, ой, искушение!
— Замуровали, демоны!
— Вот что крест животворящий делает!
— Оставь меня, старушка, я в печали…
— Казань брал… Астрахань брал… Ревель брал, Шпака… н-не брал.
— Лжешь, собака! Аз есмь царь!
— В милицию замели, дело шьют!
Леонид Куравлев (Жорж Милославский)
— Это я удачно зашел!
— Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть.
— Я — артист больших и малых академических театров; а фамилия моя — фамилия моя слишком известная, чтобы я её называл!
— А что это вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нету, и цветы не растут.
— Тьфу на вас. Тьфу на вас еще раз!
— Минуточку! Если ты еще раз вмешаешься в опыты академика и станешь на пути технического прогресса, я тебя!..
— Какой паразит осмелился сломать двери в царское помещение? Разве их для того вешали, чтобы вы их ломали?!
— Ты не молчи как пень, я ж не могу один работать.
— Надежа-царь говорит, что я князь Милославский. Устраивает это вас?
— Были демоны, — мы этого не отрицаем. Но они самоликвидировались. Так что прошу эту глупую панику прекратить!
— Введите гражданина посла!
— Такие вопросы, дорогой посол, с кондачка не решаются. Нам надо посоветоваться с товарищами, зайдите на недельке.
— Передай твой король мой пламенный привет!
— Все свободны! Да, конвой тоже свободен. Конвой свободен!
— Федя, ты чего там жмешься около почек? Иди сюда.
— О, да ты, ваше благородие, нарезался!
— Торопиться не надо, сесть я всегда успею.
— Дорогой самодержец, мы пропали.
— Ты на что намекаешь? Я тебя спрашиваю — ты на что, царская морда, намекаешь?
Александр Демьяненко (Шурик Тимофеев)
— Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите.
— Если бы вы были моей женой, я бы повесился!
— Вы думаете, что я хочу вас отравить?! Дорогой Иван Васильич, у нас это не принято. И кильками в наш век отравиться гораздо легче, нежели водкой, — пейте смело!
— А что, вас уже выпустили из сумасшедшего дома?
Наталья Селезнева (Зина)
— У меня в кафе увели перчатки… и я полюбила другого!
— Ему сообщают, что жена от него уходит, а он — «так-так-так-так-так»! Даже как-то невежливо! И ты знаешь, как-то даже тянет устроить скандал…
— Я бросаю мужа — этого святого человека со всеми удобствами!
— Так это ж я чемодан подлеца Якина взяла!
Владимир Этуш (товарищ Шпак)
— А меня же, Зинаида Михайловна, обокрали — собака с милицией обещала приехать…
— Ах, это вы репетируете…
— Натурально как вы играете… И царь у вас такой… типичный! На нашего Буншу похож.
— Эта роль ругательная, и я прошу ко мне ее не применять! Боже, ну и домик у нас! То обворовывают, то обзывают… а еще боремся за почетное звание «дома высокой культуры быта», — это же кошмар, кошмар!
— Что это еще за пьяные выходки?! Я на вас жалобу подам… коллективную!
— Сейчас милиция разберется, кто из нас холоп.
— Закусывать надо!
— Алё, милиция? Это говорит сегодняшний обокраденный Шпак…
— Все, что нажито непосильным трудом, все же погибло! Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три… куртки.
Михаил Пуговкин (режиссер Якин)
— Жди меня, и я вернусь.
— Я проходил с ней сцену, истеричка! Это моя профессиональная обязанность. Profession de foi!
— Паки… иже херувимы! Ваше сиятельство, смилуйтесь. Между прочим, вы меня не так поняли… Языками не владею, ваше благородие.
— Житие мое…
— Вельми понеже… весьма вами благодарен!
— Поелику мы зело на самолет опаздываем.
Наталья Крачковская (Ульяна Андреевна Бунша)
— Однако, у вас характер… Была б я вашей женой, я бы тоже ушла.
— Александр Сергеевич, извините, что беспокою вас во время вашей семейной драмы. Иван Васильевич не у вас?
— Товарищ лейтенант, жена я этому алкоголику!
— И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат… И меня вылечат…
— Выучили вас на свою голову, облысели все!
***
— Живьем брать демонов!
— Йа-йа, Кемска волост…
— Почки заячьи верченые, головы щучьи с чесноком… Икра черная, красная… Да! Заморская икра… баклажанная!
— Войско взбунтовалось! Говорят, царь — ненастоящий!
— Тамбовский волк тебе боярин!
www.interfax.by
Бог тебя накажет. Может ли сама судьба наказать обидчика?: psikhologiya
Верите ли вы в то, что обижать людей нельзя и что обида обязательно вернется к обидчику? Случались ли в вашей жизни ситуации, когда обидевший вас человек недвусмысленно получал «бумерангом» наказание? У меня такая ситуация была.
Обида
Эта история произошла много лет назад, в день моей свадьбы. Полным ходом идут последние приготовления – парикмахер делает мне прическу, родственники и подружки вокруг бегают. Уже скоро приедет жених на «выкуп». И вдруг звонок в дверь. Открываем. Это Антонина Петровна, соседка снизу, с заявлением, что мы ее затапливаем.
На самом деле у нас было все нормально с водопроводом, но вода стекала к ней по общей трубе с верхнего этажа. Пригласили ее пройти посмотреть, что у нас вода не течет нигде, и открыли эту трубу, сняв панель в коридоре – показали, что проблема в другом месте, идти надо этажом выше. Сходили с ней вместе на верхний этаж, но жильцов заливавшей квартиры дома не оказалось. Вызвать их мы никак не могли, но Антонина Петровна почему-то продолжила обвинять нас, кричала и не уходила. Сообщение, что у нас сегодня важное событие, и тот факт, что мы, в общем-то, не виноваты в этой беде, а сами пострадали, почему-то никак ее не смягчили и не успокоили.
Кое-как убедив ее, что кроме вызова слесарей с отключением всей воды в доме в данный момент сделать ничего нельзя, мы от нее освободились. Она ушла, пообещав еще прийти. Остались мы все на нервах, кое-как успокоились. Экстренно привели в порядок коридор, чтобы встречать жениха.
У меня закипали слезы в глазах, грозясь вылиться ручьями и смыть свадебный макияж, хотелось плакать от несправедливости. Праздник – самый большой праздник в жизни каждой девушки – потерял свою радость и казался безвозвратно испорченным. И я, хоть и не участвовала в этих переговорах и походах на верхний этаж, чувствовала себя оклеветанной и пострадавшей и крепко обиделась на соседку. Правда, тогда я еще этого не осознавала.
Свадьба прошла хорошо. Жених приехал вовремя, мы все успели. Конечно, свадебная кутерьма скрыла неприятные эмоции, и обидная ситуация как-то забылась. Жить мы стали в этой же квартире (с той самой соседкой снизу).
Возмездие
Возмездие за несправедливое обвинение к ней действительно пришло. Мы стали регулярно ее заливать! То я плохо закреплю сливной шланг от стиральной машинки в ванне, и он выбьется и все содержимое машинки окажется на полу. То я, включив воду на кухне, так неудачно поставлю посуду в раковине, что вода переливается через край. Но самое невероятное то, что я дважды случайно опрокидываю ведро воды прямо в коридоре! Такого верха неуклюжести не случалось со мной ни разу в жизни ни до, ни после. Что угодно случалось, результат один – мы ее опять залили. Раз в месяц – обязательно.
Она приходит, ругается, мы как-то объясняемся, извиняемся. Муж предлагает деньги на ремонт, а она вместо денег требует почему-то уважения. То есть сам факт залива для нее является актом проявления неуважения к ее персоне. Ей не важна материальная составляющая конфликта, не важно, что испорчены обои в коридоре. Она требует от нас, чтобы мы начали ее уважать и перестали заливать. А я все-таки помнила ту ситуацию с несправедливым ее обвинением в наш адрес и точно понимала, что никакого уважения я к ней – такой несправедливой женщине – испытывать не могу.
Эти регулярные заливы, конечно, не принесли пользы никому. Я нервничала, следила за водой изо всех сил, это стало чуть ли не навязчивой идеей – воду не пролить – и все равно проливала, упускала и заливала. Соседка обижалась и очередной раз укоряла нас в неуважении. Муж недоумевал, как я, в остальном довольно ответственный человек, не могу уследить за водой и постоянно ее упускаю. А я и сама не могла это понять.
Прощение
Я искала ответ на этот вопрос и где-то в популярных книжках по психологии прочитала про вред обиды и, наконец, вспомнила ту ситуацию и свои переживания в день свадьбы. Поняла с удивлением, что до сих пор (прошло уже два года) обижаюсь на соседку. Выглядело это так, будто подсознательно я отомстить ей хотела: «Ага, ты зря меня обвинила, праздник испортила, так теперь получай, в чем обвиняла!» Сознательно-то я точно ее заливать не хотела. Поняла, что моя ОБИДА МЕШАЕТ МНЕ ЖИТЬ.
Я решила, что надо простить. Это оказалось не так-то просто, нельзя щелкнуть пальцами и простить. От решения простить обидчика до самого прощения мне пришлось сделать определенный путь. Я уговаривала себя, что она не имела тогда в виду обидеть меня, а расстроилась сама, я применяла разные мультишаговые техники прощения, ходила на семинары по прощению, очень старалась выполнить все эти рекомендации. И, наконец, у меня это получилось. В один прекрасный момент я почувствовала, что эта обида меня больше не гнетет, и какое же это освобождение, облегчение, будто камень с души свалился!
Что удивительно, с того момента мы прекратили заливать соседку с нижнего этажа.
И уверена, дело не в том, что мы стали лучше соблюдать меры предосторожности с водой.
«Я прав или я не прав?»
Позже я рассказывала эту историю разным людям, как занятный факт, подтверждающий разрушительную силу обиды. Слушатели же разделились на два лагеря. Одни соглашались со мной, дескать, да! Обида возвращается к обидчику рано или поздно. «Бог все видит, он тебя накажет, даже если я прощу!» Другие же пожимали плечами: «На обиженных воду возят. Никому, кроме самого обидевшегося, обида навредить не может»
Для меня был очевиден первый вариант отношения к обиде, и я удивлялась, почему же не все люди видят эту ситуацию так же, как я? Почему люди такие разные? И почему все-таки произошла со мной та большая обида, зримые последствия которой мучили меня и мою семью?
Вот и ответ
Разное отношение людей к обиде очень точно объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана. Она выделяет восемь психотипов, называя их векторами. Каждый вектор является врожденным и придает человеку особенные, только ему присущие свойства, способности, желания, систему ценностей и жизненные приоритеты. Все эти свойства, ценности и желания в течение жизни формируются и развиваются, но только в направлении, заданном вектором. Новых свойств не появляется. При этом у человека может быть от одного до всех восьми векторов сразу.
Состояние обиды, настоящей обиды как она есть, испытывают не все люди, а только обладатели одного из векторов. Это замечательные люди, отличные профессионалы своего дела, заботливые матери и отцы, верные мужья и жены. Их ценностями являются уважение других, справедливость и равенство. Их жизненные приоритеты – дом и семья. Для девушек с этим вектором очень важно выйти замуж, для мужчин – жениться. В их доме всегда должен быть порядок и уют, все должно быть чисто и аккуратно. В отношениях с другими людьми они хотят, чтобы все было поровну.
В системно-векторной психологии Юрия Бурлана такие люди называются обладателями анального вектора. Они обладают самой лучшей памятью, помнят хорошо мельчайшие детали своего прошлого. Такая феноменальная память дана им для выполнения их особой, родной роли в обществе – для накопления опыта прошлого и передачи его новым поколениям. Самая лучшая профессия для них – это профессия учителя, самое любимое увлечение – это история.
Но феноменальная память не избирательна. Мы храним в своей памяти не только информацию, необходимую для выполнения своей профессиональной роли. Мы помним все хорошее, что нам сделали люди, и желаем отблагодарить своего благодетеля, вернув ему ровно столько же хорошего, сколько он сделал для нас, и делаем это. Но также мы помним и все плохое, и проявляется это обидой, которая камнем может лежать в нашем сердце долгие годы.
Для нас очень важно, чтобы обидчик извинился, признал свою вину – тогда это компенсирует нашу обиду, мы можем простить его и вернуть себе душевное равновесие. А если не получаем извинения, то обида растет, и мы будем вымещать ее подсознательно или сознательно на обидчике, на членах его семьи, на вещах или животных, принадлежащих ему. Мы будем мстить – чтобы отдать ровно столько плохого человеку, сколько он причинил нам.
Все люди разные
«Все люди разные», – часто говорят люди и психологи. Этот постулат, легко наблюдаемый в обществе и никем не познанный ранее, объясняется наличием у людей разных наборов векторов. Если есть у человека анальный вектор – он будет обладать всеми свойствами, присущими анальному вектору. Ему будет понятна сила чувства обиды и чувства вины. Если этого вектора нет, то обида и вина не имеют никакого значения.
И еще, обидчивость у человека усиливается, когда он теряет свою социальную реализацию. Его феноменальная память не находит уже применения в профессии, и поэтому используется только для накопления воспоминаний.
А Бог никого не наказывает
Вы уже догадались, что героини описанной истории, конечно, обе обладают анальным вектором. Конфликт начался в момент, когда наши ценности оказались под угрозой. Антонина Петровна была обижена за свою квартиру, которая пострадала от потопа, а я – за самое важное (на мой взгляд) событие в жизни девушки, день появления собственной семьи.
Кроме того, Антонина Петровна оказалась учительницей на пенсии. Ей не хватало уважения учеников и коллег, которое было у нее раньше, и она искала вокруг подтверждения тому, что остается уважаемым человеком. Именно поэтому при конфликтах во время потопа она говорила об уважении.
Знание системно-векторной психологии объяснило мне эту прошлую историю и помогло избежать многих и многих других подобных историй. Ведь так много в жизни событий и явлений, на которые очень легко обидеться обладателю анального вектора.
Как жить, не обижаясь?
Что же делать, если вы тоже испытали на себе разрушительную силу обиды? И не хотите больше тратить собственную жизнь на обиды и месть обидчику?
Вам поможет, прежде всего, осознание свойств психики – своей и других людей. Приходите за этими знаниями на бесплатный тренинг по системно-векторной психологии. И пусть тягостное чувство обиды обходит стороной вас и ваших близких! Зарегистрироваться на онлайн-лекции можно здесь: http://www.yburlan.ru/training/
Автор: Оксана Урбанская
Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Читать также:
Откуда берется агрессия к животным. Или в чем виноват Мурзик
Когда спадет венец безбрачия?
Комики. Легкое безумие или природная заданность?
psikhologiya.livejournal.com
Почему люди много обещают, и обещания не держат
Человек обещает вам что-то сделать. Сам обещает — вы не тянете его за язык. Для него сделать это — пустяк. Набрать номер, свести с человеком — буквально палец о палец ударить. А для вас была б немаловажна эта услуга. И вы ждете. Сначала ждете. Потом робко напоминаете. Потом напоминаете не робко. И каждый раз слышите в ответ, что занят был человек слишком, что вот вот сейчас он вопросом займется, или даже занялся уже — и все решится. После N-ного напоминания вы мысленно или вслух человека посылаете и занимаетесь своим вопросом сами. Не свяжись вы с ним, не поверь ему — вы б давно вопрос решили. Время ушло, нервы потратили — зачем он вообще обещал вам помочь? Вроде б с ножом к горлу у него не требовали, а не вызовись он сам — и вообще б не обратились. Так зачем?
Тут стоит людей разделить. Существует очень много людей, которые ничего не делают в принципе. Всегда обещают много и громко — и не делают ничего в силу собственной никчемности. Таким людям совершенно все равно — пообещать ли вам позвонить кому-то — или луну с неба притащить. И звонить они не будут — потому что скорее всего и не знакомы с нужным вам человеком — и луну не достанут, в силу законов физики. Но — казаться значительней и важнее для таких людей жизненно важно. Потому что — повторюсь — слишком никчемны они. И окружающими откровенно презираемы. А потребность в уважении, в статусе — одна из базовых человеческих потребностей, как психология нас учит. Вот и существует у человека почти болезненная тяга хвастаться выдуманными заслугами, и подчеркивать важность воображаемыми возможностями. Тут прозрачно все. При некотором опыте общения такие люди видны сразу и на разговор с ними времени не тратишь вообще. Посылаешь по дефолту.
Штука в том, что порой и нормальные вроде бы люди ведут себя абсолютно так же. Вроде б надежный, исполнительный человек, и знаешь его не первый год, и в мелочах вроде б не подводил. А пообещал услугу малую, и ведет себя хуже последнего мудака. Отчего так? Оттого, что людей, которые отвечают за свои слова — совсем немного. В районе нескольких процентов. Все остальные — относятся к своему слову своеобразно. “Я хозяин своего слова — хочу даю, хочу назад беру”. Человек вроде б и не против вам помочь. И не сложно ему. Но … не прямо же сейчас. Сейчас занят, и завтра тоже, вот когда-нибудь потом. Не баре, подождете. Причем — человек искренне думает, что поможет. Просто ко времени не привязывается. Поможет вообще — то ли сегодня, то ли в следующем году.
Отсюда вывод — если вы просите о услуге, то сразу и особо оговаривайте время оказания услуги. День, час, минуту и секунду. И если видите, что ваш собеседник привязаться ко времени не готов, сегодня он не может, на выходные не может, и вообще, позвоните лучше в следующем месяце — не рассчитывайте на этого человека. Пусть он неплохой человек и не трепач — но надежды на него мало. Это будет как назойливость выглядеть — когда будете по времени уточнять. Но — в противном случае вы рискуете быть сильно разочарованы. И помните — данная услуга нужна вам. А значит — глупо думать, что о ней будет помнить кто-то еще. Уточнять, быть назойливым, напоминать и умолять — это ваша прерогатива, и за вас это никто не сделает. Очень многим людям это дико тяжело делать. Не хотят люди назойливыми быть. Попросят раз и как бы невзначай, про них забудут — а они обидятся на весь белый свет, и никогда больше никого ни о чем не просят. Это неверно. Да, люди эгоистичны, и о просьбах часто забывают. Но — примеров обратного поведения тоже достаточно много. Мир щедр и изобилен. То, что для вас крайне трудно или невозможным представляется — для другого может быть плевым делом. Поэтому — не стесняйтесь, не смотря ни на что, за помощью обращаться. Если библейское вспомнить “Если ребенок просит у вас хлеба — разве вы дадите ему камень”. Смысл тот, что люди не издеваются над нуждающимися, если не патологические садисты они. Но — помните, что долг красен платежом. Всегда возвращайте услугу, всегда благодарите за помощь делом и словом. Иначе не долго превратится в попрошайку — презираемое существо, которое существует из расчета: десять тысяч просьб — одна подачка.
Давайте делать паузы в словах,
Произнося и умолкая снова.
Чтоб лучше отдавалось в головах
Значенье вышесказанного слова
Давайте делать паузы в словах…
Alexander Chernykh
psychomedia.org
что делать, если тебя обидели? Как не быть обидчивым? Молитва от обиды на человека
Если вас обидели
Немирный дух, поразивший в последние годы как общество в целом, так и множество отдельных его членов, пытается сегодня как бы узаконить некоторые ставшие привычными грехи против ближнего: мстительность, осуждение, недоверие, недоброжелательность, ненависть. Поэтому нелишним будет сказать о том, как Православная Церковь учит относиться к тем, кого мы считаем своими противниками и врагами, к «ненавидящим и обидящим нас».
Человек сотворен по образу и подобию Божию, и как Вселюбящему Богу не свойственно не любить кого-либо, так и человеку это не свойственно. Ненавидящий ближнего (даже виноватого) поступает против своей природы, ломая и уродуя ее. Великим богатством считаем мы здоровье. Как печалит нас даже малая потеря его. А вот ущерба, нанесенного своей душе, мы часто не замечаем. Хотя драгоценнее человеческой души нет ничего в мире. Весь этот прекрасный мир, что окружает нас, когда-нибудь окончит свое существование, обратится в прах. Душа же человека будет жить вечно. Ради ее спасения пролил Свою Божественную Кровь Иисус Христос, Сын Божий. «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 3, 36) — говорит Спаситель.
Не повредить своей душе, не нарушить своего божественного устроения, не преступить закона любви к ближнему — вот правила, которыми руководствуется православный христианин в своих отношениях с любым человеком, помня, что каждый человек, как бы испорчен и греховен он ни был, несет в себе образ Божий. Это отсутствие злобы и желание добра даже врагу отразилось в православной молитве «О ненавидящих и обидящих нас»: «Господи:.. ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству».
Случается, что поступки нашего противника или большой ущерб, нанесенный им, а главное, наше духовное несовершенство не позволяют нам увидеть в нем не только образа Божия, но и образа человеческого. Не будем спешить с осуждением. Обратимся сначала к своей совести. Так ли уж мы чисты сами? Ведь не может вор судить вора, клеветник — клеветника? Разговор идет о личном осуждении, так как судья, человек хотя и не без недостатков, однако судит преступника, потому что судит не личным судом, а согласно имеющимся законам.
Многие из нас не видят своих грехов и потому не способны осудить себя. Кто-то скажет: «Я никогда не совершал такого-то греха, он мне не свойствен, и потому могу судить другого». Так ли это? Возьмем страшный грех— человекоубийство. От него отрекается большинство. А апостол Иоанн Богослов советует не обольщаться: «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца» (Ин. 3, 15).
Грех начинается с помысла, с мысли, и если не укротить его, вырастает в действие. Но он один и тот же — убийства, сребролюбия, клеветы. Кто из нас поручится, что не имел злой мысли против кого-то? Что не испытал хотя бы мимолетной, совсем «безобидной» зависти (гpex против десятой заповеди)? Какие же из нас судьи? Оставим суд Тому, Кому он и принадлежит, Единому Безгрешному, Сыну Божию.
Люди, внимательно следящие за состоянием своей совести, поддерживающие ее в «рабочем состоянии» частой исповедью, как правило, редко осуждают, зная на опыте, как трудно сохраниться от греха. Они сочувствуют грешнику, как сочувствовали бы больному. Грех — та же болезнь. Болезнь души. Кроме того, будем помнить и обещание Спасителя: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете и судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1 – 3). В одной обители умирал нерадивый монах. Братия, зная о его беспечной жизни, ожидали увидеть мучительную агонию грешника, но брат встречал смерть в покое и радостно. «Как же так? — спросили его. — Ведь ты всю жизнь не радел о спасении, почему же ты спокоен?»— «С тех пор, как я переступил порог этой обители, я не осудил ни одного человека и знаю, что на мне исполнятся слова моего Спасителя: “Не судите, да не судимы будете”, — и потому я умираю спокойно», — отвечал брат.
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21), — учит Апостол. Не подбрасывать поленья ненависти в костер вражды подобает нам, а гасить его личным примером добра и беззлобия. Станем надеяться и на совесть противника. Потому что совесть есть общий Божественный закон, данный при рождении каждому человеку. «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12, 20), — советует апостол Павел, сравнивая пробудившуюся совесть человека с горящими угольями.
Знакомая маленькая девочка из православной семьи как-то подверглась враждебным нападкам и обидам со стороны своей одноклассницы. Обидчица толкала, щипала и словесно выражала свою неприязнь. Бабушка юной христианки советовала ей отстаивать себя ответными толчками, остроумными замечаниями или, в конце концов, жалобой учительнице. Но девочка отвечала: «Ничего, я потерплю, а она привыкнет ко мне и полюбит». Действительно, в скором времени ее противница не только отказалась от вражды, но из обидчицы превратилась в лучшую защитницу. Так беззлобие и терпение маленькой первоклассницы пробудили совесть подруги и заставили девочку отказаться от дурных действий и даже загладить их добрыми делами.
В нашем отношении к обидчику, злобствующему на нас, пусть примером послужит Сам Спаситель, молившийся на Кресте о распинающих Его, да не вменит им Господь вины, «не ведают бо что творят». Будучи всемогущим Богом, он не карает зломыслящих, предающих и распинающих Его. «Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 44 – 45).
В книге Деяний святых апостолов мы читаем о мученической кончине архидиакона Стефана: «…и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им гpexa сего. И, сказав сие, почил. Савл же одобрял убиение его» (Деян. 7, 58 – 60; 8, 1). Не отомстить, а простить молит праведник Господа. И случается, казалось, невозможное. Савл, дышавший «угрозами и убийством на учеников Господа» (Деян. 9, 1), становится апостолом Христа. Первоверховным апостолом Павлом.
Желание настоять на своем, любоначалие и семейная ревность нередко создают среди сотрудников или родственников длительные тяжелые противостояния не только двух личностей, но иногда и целых лагерей противников. Бывают случаи, на первый взгляд, безнадежные, когда угасить неприязнь какой-то одной стороны невозможно. Конечно, терпение и кротость как-то усмиряют эту вражду. Но зачастую их-то нам и не хватает! И здесь, как и во всякой печали, мы можем припасть к Источнику и Подателю всех благ, ко Господу. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает… » (Пс. 54, 23) — говорит Пророк.
Вспоминается мне история, происшедшая в знакомом семействе. Верующая девушка вышла замуж за крещеного, но совершенно не церковного человека. Привела она мужа в свою семью. Через некоторое время молодой человек занял активную противоцерковную позицию, и отношения между родственниками стали очень тяжелыми. Особенно часто в религиозных или антирелигиозных спорах сталкивались зять и теща. Взаимным претензиям, словесным уязвлениям, прямым оскорблениям и придиркам не было конца. Не избегали в семье и действий, способных досадить противнику. Новые родственники мужа, люди верующие, пытались сдерживать свою неприязнь, каялись на исповеди во враждебных выпадах. Но молиться о зяте категорически отказывались. И в записочках «о здравии», что подавали в церкви, никогда не писали имени Александра. «Как же о нем молиться, ведь он Бога отвергает, про Церковь гадости говорит», — объясняла теща. И все же склонилась на уговоры священника, начала подавать в церкви «о здравии», поминать в молитве за родных. Вражда стала утихать. Через полгода молодые обвенчались, зять стал ходить в церковь, исповедоваться, причащаться. Долго не мог привыкнуть к посту, но и здесь справился.
Легко молиться за милых родных, за благодетелей, за друзей. Молитва за врага не легка. Мы считаем обидчика недостойным нашей молитвы, недостойным милости Божией, недостойным спасения. Но если мы потрудимся, преодолеем свое настроение, обиду, осуждение, то молитва наша, трудовая молитва будет не только ходатаицей за нашего противника, но и заступницей за нас. «Спаси, Господи, раба Божия (имя неприятеля) и сия ради молитвы помилуй мя грешнаго», — молимся мы о причинившем нам печаль. Ради моей молитвы о враге, помилуй мя, Господи.
Ситуации вражды и напасти иногда попускаются, дабы мы могли проявить себя в них как христиане. Ежедневно в молитве Господней «Отче наш» мы не раз повторяем: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Мы просим Господа оставить, простить, забыть наши грехи. Но ставим выполнение этой просьбы в зависимость от своего прощения обидчикам, от своей незлопамятности. Смеем ли мы произносить эти слова, храня в памяти обиду на чью-то вину против нас, поминая бывшее зло, даже если мы и не отвечали на них каким-либо действием. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам coгpeшений ваших» (Мк. 11, 25 — 26), — остерегает Спаситель. Состояние памятозлобия безблагодатно и утяжеляет все наши грехи.
Сердце наше уязвляет не только на нас направленная ненависть и вражда. Мы сочувствуем и сострадаем своим ближним и дальним, оказавшимся жертвами чьей-то неприязни, злого дела. Это чувство в нас законно. Жалость к несчастному побуждает нас на милосердную помощь, побуждает к жертве, действию, молитве. Но случается, что наше сочувствие находит себя лишь в ненависти к обидчику, в мстительном и гневном против него чувстве. Мы просто расширяем круг своих врагов, создаем привычку немирного настроения. Обратимся к своему сердцу и посмотрим, какой дух преобладает в нем? Дух любви и мира или дух обиды, злобы и гнева? Не о нашем ли времени слова Спасителя: «…И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12).
Умножающиеся в мире беззакония, тиражируемые печатью и телевидением, наполняют наши сердца не столько сочувствием и состраданием к жертвам, сколько ненавистью и злобой к людям, которых мы никогда не знали и не узнаем, иногда давно уже умершим. Наше личное чувство справедливости требует наказания, ум, помраченный ненавистью, изобретает месть. До любви ли тут? А так ли нужно наше душевное участие во всех мировых скорбях? Тем более, что тревожащие нашу душу события преподаются в частной интерпретации, а зачастую и вовсе в искаженном виде. Что, кроме осквернения собственной души, принесут наши проклятия в адрес почившего государственного деятеля, «наломавшего дров», или в адрес персонала какой-нибудь кейптаунской больницы, дурно обращающегося с пациентами? Как часто милые семейные вечера и застолья омрачаются обсуждением политических интриг, преступлений и катастроф! Знакомая всем картина, когда люди методично обсуждают проступок чиновника, артиста, какого-то видного человека, живущего или даже умершего. Выкладываются одно за другим доказательства вины, подозрения. И со все возрастающим гневом или злобной иронией вершатся «суд и расправа».
Кажется, Ангел покинул беседу и мрак сгущается над обезумевшими людьми. На моей памяти немало внутрисемейных противостояний, ссор и обид родилось в таких обличительных беседах-приговорах.
Доискиваясь истины в истории, политике и частной жизни, надо быть осторожными, чтобы истина не приобретала нам новых и новых врагов, чтобы в погоне за справедливостью не оскудевали мы любовью. Ведь даже праведный гнев — все же гнев. А гнев — бесплоден. Он не созидает жизни, не дает радости. «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1, 20), — говорит Апостол.
Однажды, видя неуважительное отношение к Спасителю со стороны жителей некого селения, ученики Его вознегодовали: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 54 — 56). Будем и мы аристократами духа, спасительного духа любви. Мир всем. Аминь.
______________________
Прот. Сергий Николаев. За утешением к батюшке. М., 2005
www.pravmir.ru
Вас обидели. Мстить или простить? | Психология
Что такое месть?
Месть — очень сильное чувство, которое не приносит людям радости. Мотивацией мести являются борьба за справедливость, воздать обидчику по заслугам, отплатить за содеянное той же монетой. С одной стороны, кажется, что это правильное чувство и ничего плохого тут нет, но с другой, когда человек приступает к реализации «своего благородного порыва», то с его организмом начинает происходить следующая трансформация.
Все начинается с сильного приступа возмущения, который подобен внутреннему взрыву, вызванному неожиданными и несправедливыми событиями. Желание отомстить сопровождается приливом сил и энергии, внутри человека зажигается дьявольский огонь. Задета его гордость. Кто-то нечаянно наступил «на больную мозоль», не зная, что этот человек имеет множество комплексов и проблем и очень раним. Он решает отомстить. Он уже не владеет собой, потому что находится целиком и полностью во власти этого чувства.
Месть можно рассматривать как болезненное состояние, которое лихорадит весь организм от мозга до кончиков пальцев. Она может захватить в плен человека подобно любви и заставить совершать странные поступки, о которых он потом будет горько сожалеть. В человеке автоматически включаются механизмы выделения огромного количества негатива.
Может быть, если бы он на минуточку остановился, остыл, то понял бы, что мстить незачем, поскольку поступок обидчика не стоит такой реакции с его стороны. Но это сделать очень трудно.
Причины мести
Для мести иногда достаточно самого ничтожного повода. Все зависит от характера человека, гордость которого задета. Каждый из нас сталкивался в жизни с обидами, ревностью, предательством. Это уже более весомые причины, чтобы начать мстить. Следует заметить, если человек живет в гармонии с собой и с окружающей действительностью, то он не будет обижаться на всякие мелочи, которые случаются со всеми.
Месть часто идет рука об руку с завистью. Как известно, люди иногда совершают из зависти очень низкие поступки. У них может возникнуть желание отомстить, потому что дела у сослуживца идут гораздо лучше, чем у них, к примеру. Так себя ведут неуверенные в себе люди, подверженные чужому влиянию.
В нашем обществе не принято говорить о мести. Как правило, люди решают сами, что делать в неприятных ситуациях: мстить или простить.
Преодолей себя
Если кто-то вас обидел и это вызвало желание отомстить, то не следует стыдиться этого чувства. У вас включился естественный механизм самозащиты. Но если такое желание возникает без видимой причины — это уже большой красный флаг! В этом случае придется выдержать борьбу самого с собой, чтобы не наломать дров.
Чтобы не стать злым и мстительным человеком, нужно научиться прощать и просчитывать последствия ответной мести. Месть — это источник больших эмоциональных переживаний для обеих сторон, она не делает никого счастливыми.
Часто при возникновении конфликта месть может показаться единственным решением проблемы. Но стоит подумать, что можно изменить с помощью отмщения, какая будет польза для вас, кроме того, что вы получите какое-то удовлетворение? Может оказаться, что после вашей мстительной атаки ситуация еще более усугубится. Может, проще решить конфликт мирным путем? Или просто проигнорировать вашего обидчика?
Несколько полезных советов
Если вы все-таки решили мстить обидчику, то сначала задумайтесь, как вы это будете делать и как на месть будет реагировать ваш визави.
Совет первый. Будьте реалистом, оцените, какая обида была вам нанесена. Не пытайтесь сделать гадость, превосходящую содеянное вашим противником.
Совет второй — очень важный. Если вы не хотите провести остаток ваших дней в тюремной камере, проявите уважение к уголовному кодексу России!
Совет третий. Не выбирайте в качестве жертвы своих близких. Они этого не заслуживают.
Совет четвертый. Если вам нанесли обиду, не надо начинать мстить сразу. Ваш «злой гений» готов к защите. Подождите несколько дней, пока он успокоится, а потом начинайте действовать. Может быть, за этот таймаут вы найдете более действенный способ мести.
О чем стоит задуматься?
Если отмщение свершилось, то на душе становится легче, поскольку весь груз свалился с нее в один момент. После этого человек становится более мягким и добрым. Позднее ему захочется простить обидчика. Если отмщенный человек имеет серое вещество, то он поймет, за что получил «по мозгам» и сделает соответствующие выводы.
Прежде чем начать мстить (или не мстить), давайте на минуточку остановимся и спросим себя: «Я должен ему отомстить? Зачем? Чтобы сделать ему плохо? Чтобы он почувствовал боль? Чтобы показать ему на примере мести, как он ранил мое самолюбие?»
Вы уверены, что нужно начинать эту «игру»? Подумайте о том, как будет выглядеть со стороны ваша попытка «установить статус-кво». Не будете ли вы испытывать чувство горького сожаления, если после вашего отмщения произойдет что-то ужасное?
И еще, помните самое главное: только сильные люди могут быть снисходительными и простить своего оппонента, либо проигнорировать его как личность. Они никогда не позволяют себе опуститься до уровня своих обидчиков и не используют сомнительные способы мести.
shkolazhizni.ru
Подсказки на игру Любимое Советское кино
Любимое советское кино: видео викторина
(Одноклассники, ВКонтакте)
= ответы: Вечера на хуторе близ Диканьки =
Список всех фильмов Форум игры
Вечера на хуторе близ Диканьки
Киностудия им. Горького, 1961 г.
Вопрос: в каком месте Пацюк посоветовал Вакуле искать черта?
Ответ: за плечами.
* * *
Вопрос: как звали подругу Оксаны, у которой она впервые увидела черевички?
Ответ: Ходарка.
*в игре «Любимое советское кино» авторами допущена ошибка в имени девушки, правильный ответ должен звучать, как «Одарка», возможно эту ошибку исправят.
* * *
Вопрос: во что в итоге спрятали пана Голову?
Ответ: в мешок.
* * *
Вопрос: какие версии об исчезновении кузнеца распространили сплетницы?
Ответ: кузнец повесился, утопился, удавился.
* * *
Вопрос: каким делом занимался кузнец Вакула в свободное время?
Ответ: рисованием.
* * *
Вопрос: Откуда Вакула знал казаков?
Ответ: Они как-то гостили в Диканьке.
* * *
Вопрос: Что пообещала сделать Оксана, если кузнец достанет ей черевички?
Ответ: Выйти за него замуж.
* * *
Вопрос: Что решил сделать чёрт, чтобы насолить кузнецу Вакуле?
Ответ: Украсть месяц.
* * *
Вопрос: Кто последним вылез из мешка?
Ответ: Дьяк.
* * *
Вопрос: Кого помимо царицы Вакула встретил во дворце?
Ответ: Князя Потёмкина.
Отрывки и цитаты из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»
— Когда нужно черта, то и ступай к черту!
— Для того я и пришел к тебе, что кроме тебя никто не знает к нему дороги.
— Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами!
* * *
— Одарка, у тебя новые черевички?
Какие хорошие… И с золотом…
— Не тужи, моя ненаглядная Оксана, я тебе достану черевички, какие редкая панночка носит.
* * *
— Прощайте, братцы! Не поминайте лихом!
— Пропащая душа! Пойти, рассказать, как кузнец повесился!
— Бабоньки, бабоньки! Кузнец-то, повесился!
— Утопился!
— Удавился!
* * *
Черту кузнец Вакула был противнее проповедей отца Кондрата.
В досужее от дел время кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке.
branto.ru
Парень не выполняет обещаний | Мой совет
Когда тебе говорят хорошие слова это приятно. А когда делают хорошие поступки, то еще приятней. Почему же парень не держит слова? Давайте разберемся, что может означать такое поведение парня.
Да девушки любят ушами. Но еще хочется, чтобы слова подтверждались поступками. Не редкость когда парни говорят, что готовы достать звездочку с неба, а на самом деле не делают самых банальных вещей. Такое отношения говорит о том, что парень не умеет брать на себя даже элементарную ответственность. В таком случае парень вряд ли когда-то станет мужчиной.
Рассмотрим, какие же черты характера парня, не исполняющего обещаний можно для себя подчеркнуть:
1. Не человек слова. Мужчина должен отвечать за свои слова. В ином случае он теряет свою мужскую черту. И скорей всего выглядит как ребенок. А с ребенком строить семью очень даже не просто.
2. Легкомысленный. Вряд ли он задумывается над своими словами. Он привык только говорить, но не подтверждает своих слов делом.
3. Обманщик. Логично назвать такого парня лгуном. Ведь он не выполняет того что обещает. Со временем доверие к такому парню пропадает. Ну а без доверия отношения рушатся.
4. Не надежный. Девушке для того чтобы строить семью нужно чувствовать себя уверенной в завтрашнем дне. А как можно быть уверенной с человеком, который обманывает.
5. Не ответственный. Будет правильно такого человека назвать не ответственным. Тяжело что-то поручить парню, который не отвечает за результат.
Как же можно поступить с парнем, который не выполняет своих обещаний:
1. Пообещать ему уйти если он не начнет делать то, что пообещал. Ну и конечно в отличие от него сдержать свое слово.
2. Записывать его обещания. И через определенный строк предъявить ему это как счет.
3. Ловите его на слове. Тогда возможно он будет следить за сказанным.
4. Не просите его ни о чем. И посмотрите некоторое время, заметит ли он это.
5. Игнорируйте. Предупредите перед этим, что при повторном его нарушении слова вы не будете с ним общаться. И сдержите свое слово. Такого парня нужно проучить, тогда у него есть шанс чему-то научиться.
На самом деле все зависит от ситуации. Если парень пришел уставший и пообещал с вами сходить в кино, но не сдержал своего слова, то не стоит его наказывать. Возможно, ему наоборот нужна ваша поддержка. Может он просто не успевает и не хочет вас обидеть, потому и обещает сделать то или иное. Поговорите с ним об этом. Может быть, не все так плохо как вы думаете.
mojsovet.com