Женщина в автобусе: TikTok — Make Your Day

Женщина забыла в автобусе трехлетнего сына, торопясь на маникюр

Происшествия 8097

Поделиться

Не сумку и не телефон, а собственного ребёнка забыла на днях 26-летняя женщина в общественном транспорте. Мама с малышом сели в автобус, который следовал маршрутом «МЦД Подольск — Цементный завод», доехали до нужной остановки, и гражданка неожиданно вышла, забыв про то, что на соседнем сиденье задремал её сын.

Фото: Наталья Мущинкина

Как стало известно «МК», инцидент произошёл на остановке «Красная Горка». Женщина сошла на ней, чтобы по обыкновению отправиться к своему мастеру маникюра — сюда она приезжала примерно раз в полтора месяца. У молодой матери сработала механическая память: она покинула салон автобуса одна, поскольку на этой станции выходила, как правило, в одиночку. Её сын во время её визитов в салон красоты всегда находился в саду. Но не в этот раз — у мальчика были сопли, и, чтобы не заражать других детей, жительница Подольска взяла его с собой. Спохватилась молодая особа через несколько минут после того, как автобус отошёл от остановки.

В панике женщина стала звонить на 112, где ей подсказали номер диспетчерской Мострансавто. Разумеется, она не запомнила номер автобуса, поэтому сотрудникам компании пришлось обзвонить всех водителей этого маршрута. К счастью, малыш нашёлся очень быстро. Он мирно дремал в автобусе, пока не доехал до конечной. О «находке» известили маму, она села в такси и поехала за сыном.

Тем временем вокруг мальца собралась целая группа поддержки в лице контролёров и водителей. Ребёнку даже дали бумагу и фломастеры, чтобы он немного отвлёкся и не вспоминал про потерявшуюся маму. Удивительно, но он действительно не вспоминал, а весело общался с незнакомыми дядями и тетями. Родительницу мальчик встретил с большой радостью, а та сообщила выручившим её сотрудникам, что чуть не поседела от стресса.

Подписаться

Авторы:

Мострансавто

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Туристка рассказала о пробке перед Крымским мостом: досматривают даже детей

    34618

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • Британские фантазеры: ВСУ зайдут в Крым через месяц

    11371

    Крым

    crimea.

    mk.ru фото: МК в Крыму

  • Крымские Мальдивы: как проходит курортный сезон на самых крутых пляжах

    Фото 10902

    Крым

    Валерия Рудник, фото автора

  • 7 июля – день Ивана Купалы, что можно, а что строго запрещено делать в большой праздник

    Фото 9094

    Псков
  • Что стало причиной самого страшного в Карелии железнодорожного ДТП

    Фото 8913

    Карелия

    Александр Трубин

  • В Новосибирске девушка отказалась от ребёнка после измены мужа

    4308

    Новосибирск

    Дарья Мелехова

В регионах:Ещё материалы

Может ли женщина работать водителем автобуса: история иркутянки — 17 августа 2022

В Иркутске на муниципальных маршрутах работают две женщины-водителя. С одной из них, Ольгой Божко, встретился корреспондент «ИрСити»

Поделиться

Центр города, остановка «Управление ВСЖД», 8 утра. Зеленый ЛиАЗ №137 забирает пассажиров, чтобы отвезти их на дачи по Александровскому тракту. Люди привычно рассаживаются на места, многие из них знают друг друга если не лично, то уж в лицо точно. А вот новичков на маршруте кое-что может удивить: уж кого-кого, а женщину за рулем автобуса увидеть мало кто ожидает. Корреспондент «ИрСити» встретился с водителем Ольгой Божко и расспросил, почему она выбрала эту профессию и как на это реагируют пассажиры и коллеги по цеху.

Улыбчивая, с невероятно красивыми голубыми глазами женщина встречает нас у проходной МУП «Иркутскавтотранс». Именно здесь уже шесть лет работает Ольга Божко. Но вообще-то рядом с этими большими машинами она выросла: отец иркутянки отдал предприятию 40 лет своей жизни.

Женщины-водители работают в «Иркутскавтотрансе» уже шесть лет

Поделиться

— Как предпочитаете, чтобы вас называли: водитель или водительница? — спрашиваю я.

— Вообще правильно говорить «водитель», — отвечает Ольга.

Ольга — не единственная женщина в коллективе водителей автобусов «Иркутскавтотранса». Еще на одном маршруте столько же лет работает Анна Богданова. На предприятие они пришли вместе: у тогдашнего руководства возникла мысль собрать женскую бригаду водителей. Откликнулись четыре женщины. Одна из них отсеялась сразу — не чувствовала габариты машины, ещё одна со временем перешла работать на другую позицию в том же МУПе.

Ольга Божко имеет 18-летний водительских стаж

Поделиться

Сначала Ольга работала на маршруте № 29, по которому автобусы перевозят пассажиров от Центрального рынка до СНТ «Наука».

— Помню, когда выехала в первый день, пассажиры сначала сели в автобус, а потом слышу, что они притихли и перешёптываются: «Нас женщина, нас женщина везет!». По началу реакция была такая. Но привыкли ко мне там быстро. И до сих пор туда зовут: «Оля, когда же ты к нам приедешь на 29-й?» Я там многих пассажиров даже просто по именам знаю, знаю, кто и на какой остановке выходит. Там ребятишки, можно сказать, при мне выросли, — рассказывает Ольга.

Ольге 42 года, из них 18 лет она — водитель общественного транспорта. Старший ребёнок в семье, росла с двумя братьями. Говорит, что в детстве куклами особенно не играла, любила машинки, танчики, кораблики.

— Видимо, папа хотел мальчика, а родилась девочка, — шутит она. — Мне говорят: «Ты — баба-огонь, где надо ­– можешь словом, а где надо — и делом».

Ольга признаётся: всё ее детство прошло рядом с автобусами

Поделиться

По следам отца Ольга и пошла — единственная в семье. Когда-то он начинал с управления желтыми «круглыми» пазиками, потом начал водить ЛиАЗы, «Икарусы» — и часто брал дочку с собой.

Идти к её исполнению пришлось долго. Хотя бы потому что на автобусы водителями до последнего времени женщин не брали. И сперва Ольга работала на троллейбусе. Но и сюда попала не сразу, ждать пришлось целых шесть лет. Сначала оказалось, что на курсы водителей троллейбуса берут не с 18 лет, а с 21 года, а потом их и вовсе закрыли. Заново обучение женщин начали проводить, когда Ольге исполнилось 24 года. Она пошла туда, не раздумывая.

— Папа меня сильно поддержал, помог оплатить курсы, а вот мама была категорически против. Говорила: «Посмотри, что на дорогах делается!» А я ей отвечала: «Мама, волков бояться — в лес не ходить», — рассказывает иркутянка.

«Машина — это не железка, это живое существо», — считает Ольга.

Поделиться

Ольга работает на маршруте № 137

Поделиться

Так складывалось, что мужчины в окружении Ольги ее стремления поддерживали. Иногда можно услышать от коллег: «О, баба за рулем!», но она одёргивает: «Не баба, а женщина, бабы на базаре семечки продают». А первым учителем женщины стал пожилой водитель автобуса, на котором она трудилась кондуктором, будучи еще 17-летней девочкой.

— Дядя Витя меня научил на автобусе с места трогаться, я сама подъезжала к разным боксам, потом он уже сам туда закатывался. А ещё у него были «Жигули», и он сам мне как-то предложил поучиться. Мне тогда шёл 18-й год, он говорил: «Тебе хоть сейчас иди в ГАИ и сдавай». Он же и посоветовал, чтобы я шла на троллейбус, если хочу быть водителем, — делится Ольга.

Троллейбусы Ольга водила 12 лет. Казалось бы, ими управлять проще, но на самом деле нет. Автобусы — более манёвренные машины.

— У троллейбуса две дороги — верхняя и нижняя, от верхней далеко не уедешь. Частенько и маршрутчики троллейбусы зажимают. Особенно водители 80-х маршруток. Там только единицы, кто ездит спокойно и пропустит всегда, — рассуждает иркутянка.

Впрочем, и на автобусах ездить ­– дело нервное. Обстановка на иркутских дорогах многих вынуждает отказываться от профессии водителя общественного транспорта. И, к сожалению, проблемы с культурой вождения в Иркутске, по наблюдением Ольги, от года к году лишь усугубляются.

По словам Ольги, она любит процесс вождения и проработала бы за рулем еще много лет

Поделиться

— Кажется, это единственный в России город, где у каждого свои правила дорожного движения. Мне много раз приходилось с этим на дороге сталкиваться. Начинаешь объяснять, что, согласно правилам, нужно делать так и так. А в ответ слышишь: «что такое правила?», «у меня свои правила», «да запихай ты свои правила!», — рассказывает она.

Причем от того, кто за рулем — мужчина или женщина — это не зависит. Среди и тех, и тех встречаются как безалаберные, так и очень хорошие водители. Она разделяет мнение: если человеку водить не дано, то никакое обучение ему не поможет, и гендер здесь роли не играет.

Водители-мужчины к коллегам-женщинам относятся без излишнего скепсиса

Поделиться

Ольга признает: сама она любит водить быстро. Но старается ездить всегда аккуратно, потому, если аварийные ситуации и случаются, то не по ее вине. Женское же начало проявляется не в этом, а в технике вождения.

— Это и пассажиры замечают, особенно, когда на новый маршрут приходишь. Они выходят на конечной и говорят: «Ой, нас женщина везла, а я-то думаю, почему мы так мягко и плавно едем, не трясет, не кидает, не тормозит резко!» — делится Ольга.

Логично было бы предположить, что имея такой водительский опыт за плечами, Ольга Божко лихо управляется и с легковушками. Но оказалось, что экзамены на категорию B иркутянка сдала, когда пришла в «Иркутскавтотранс». Обучение прошло за счет предприятия, также как и на категорию D — для допуска на автобусы (для управления троллейбусами существует отдельная категория — Прим. ред.). Но своей машиной она так и не обзавелась.

Свой автобус она ласково называет девочкой и относится к нему с большим уважением, просит прощения, если вдруг заехала в ямку или подскочила на лежачем полицейском. Машина отвечает взаимностью, а если что-то идет не так — может и покапризничать: сломаться или на завестись.

— Как бы мужчины не говорили, что это железка, она — живое существо. Она всё понимает, всё чувствует, и отношение тоже. Я работаю на одном автобусе вместе с напарником. Когда он пришёл, машина постоянно у него ломалась. Он ее за это ругал. А я говорила: «Не оскорбляй, возить не будет». Так и получалось в начале, — вспоминает иркутянка. — Или однажды напарник был в отпуске, а мне нужно было уйти на выходной. Поставили другого человека. Так она мне потом отомстила за то, что я её по рукам пустила. Три дня по мелочам ломалась.

Ольга отмечает: управлять автобусом проще, чем троллейбусом

Поделиться

Кстати, мелким ремонтом Ольга может заняться сама, но признает: без мужчины на автобусе нельзя, это очень тяжело. Впрочем, часто бывает так, что сами же коллеги к ней и обращаются, чтобы узнать, как и что починить.

— У нас так получается, что, если у кого-то что-то сломалось, жди что на другой машине будет то же самое. Мы с коллегами часто друг у друга спрашиваем, кто как справлялся с проблемой, — говорит она.

Ольга отмечает: пока машина находится на ремонте, она устаёт больше, чем во время работы на линии — несмотря на то, что смена может длиться до 12 часов. Иркутянка говорит, что ей важно быть постоянно в движении, именно потому она так любит свою профессию. Не смотря на многочисленные нюансы, присущие любой сфере, связанной с работой с людьми.

— Пассажиры, например, разные бывают. В последнее время многие ведут себя в духе «мне надо, я хочу» — и всё. И их не волнует, что это противоречит правилам, технике безопасности. Особенно бабушки, когда их не высадишь, где они просят, начинают говорить: «да ты старость не уважаешь», «у меня ноги больные». А то, что остановки тут нет, их не беспокоит. Или бывают неадекватные пассажиры, которые доводят так, что внутри всё закипает. Но приходится, конечно, себя сдерживать, — рассказывает женщина.

Главное в профессии — это ответственность, считает героиня материла

Поделиться

Но в целом большинство пассажиров доброжелательные, говорят Ольге приятные слова. Одна из них недавно похвалила Ольгу за мастерство вождения.

— Она сказала: «У меня муж всю жизнь за рулём, но такого мастерства, как у вас, я еще не видела, вы так играючи и спокойно едете», — делится Ольга.

Самая главная сложность на сегодня в работе — это культура вождения в Иркутске

Поделиться

Самым важным в профессии она считает ответственность: ведь ее несешь не только за свою жизнь, но и за жизнь пассажиров, а еще за вверенную технику. Менять профессию Ольга не хотела бы, ее желание — доработать как минимум до пенсии.

— Если бы не дурная обстановка на дороге, я бы еще лет -цать проработала. Я получаю удовольствие от самого процесса вождения. Когда дорога свободная, нет никаких хамов вокруг, я себя прекрасно чувствую, — отмечает она.

Бойкот автобусов в Монтгомери и женщины, которые сделали его возможным


Подпишитесь на Fiat Vox.

«Люди знают о Розе Паркс. Люди знают о Мартине Лютере Кинге-младшем — и должны. И они знают, что именно бойкот автобусов в Монтгомери вызвал определенное движение за гражданские права на Юге», — говорит Ула Тейлор, профессор кафедры афроамериканских исследований Калифорнийского университета в Беркли. Но, по ее словам, они могут не знать, что на самом деле именно закулисные организационные усилия Женского политического совета во главе с Джо Энн Робинсон сделали бойкот успешным.

«Несмотря на то, что эти женщины не были в центре внимания, они брали на себя роль лидера, — говорит Тейлор. «Но поскольку мы живем в стране с культурой, где мы часто идентифицируем лидерство как говорящую голову, мы не понимаем всего мышления, которое стоит за многими идеями, которые говорящая голова даже формулирует».

(Эпизод подкаста с этим интервью с Тейлором был первоначально опубликован на Berkeley News в 2018 году. Это новая версия, которая была переписана и переработана.)

Бойкот автобусов в Монтгомери, штат Алабама, начавшийся в декабре 1955 года и продолжавшийся более года, был кампанией протеста против политики расовой сегрегации в системе общественного транспорта. Во время бойкота водители-добровольцы подвозили потенциальных пассажиров автобусов. (Фотография сделана Дэном Вайнером в 1956 году; авторские права принадлежат Джону Бродерику)

Прочтите стенограмму

Fiat Vox , эпизод № 64: «Бойкот автобусов в Монтгомери и женщины, которые сделали его возможным»:

Ула Тейлор: Люди знают о Розе Паркс. Люди знают о Мартине Лютере Кинге-младшем — и должны. И они знают, что именно бойкот автобусов в Монтгомери зажег определенное движение за гражданские права на Юге.

[Музыка: «Stucco Grey» группы Blue Dot Sessions]

Комментарий: Ула Тейлор — профессор кафедры афроамериканских исследований Калифорнийского университета в Беркли, где она работает с 1992 года. На одном из занятий , она рассказывает студентам о 1955 общегородских автобусных бойкотов в Монтгомери, Алабама.

Ула Тейлор: Я даю им прочитать эту книгу, написанную Джо Энн Робинсон, которая была одним из главных организаторов бойкота автобусов в Монтгомери, и знакомлю их с группой женщин под названием Женский политический совет.

В качестве президента Женского политического совета Джо Энн Робинсон была лидером в организации бойкота автобусов в Монтгомери в 1955–1956 годах. (Фотография добросовестного использования через Wikimedia Commons)

Повествование: В мемуарах Робинсон 1987 года,  Бойкот автобусов в Монтгомери и женщины, которые его начали , Робинсон пишет о том, что группа женщин — Женский политический совет, президентом которого она бойкот, изменивший ход движения за гражданские права в США.

Это Fiat Vox , подкаст Berkeley News . Я Энн Брайс.

[Музыка стихает]

Диктор: Автобусный бойкот был официально объявлен 5 декабря 1955 года, через четыре дня после того, как Роза Паркс отказалась уступить свое место белому пассажиру. Мартин Лютер Кинг-младший стал публичным лидером бойкота.

[Аудиотрывок из фильма «Король: записанная пластинка», показанного на канале «Демократия сейчас!» в 2013 году: Мартин Лютер Кинг-младший: «Это был день, когда мы начали автобусный протест, который буквально наэлектризовал нацию. И это был тот день, когда мы решили, что больше не будем пользоваться сегрегированными автобусами».]

Рассказчик: Но главная причина успеха бойкота, по словам Тейлор, заключалась в организационных усилиях Женского политического совета.

Ула Тейлор: Они хранили критику всех ужасных способов, которыми чернокожих заставляли ездить на автобусе. Они написали письма в автобусную компанию. Они писали мэру письма, в которых, по сути, говорили, что нужно более гуманно ездить на автобусе.

Речь идет как минимум о 200 с лишним чернокожих женщинах в Женском политическом совете в Монтгомери, штат Алабама. И это были «профессиональные» чернокожие женщины. Многие из них работали в колледжах, которые исторически сложились для черных. Многие из них были местными учителями. Многие из них получили формальное образование в исторически сложившихся колледжах для черных.

Да, Мартин Лютер Кинг-младший был удивительным, харизматичным лидером для всех нас, но именно благодаря Женскому политическому совету он стал опорой и основанием для того, чтобы стать известным.

[Музыка: «Copley Beat» группы Blue Dot Sessions]

Во время бойкота во многих автобусах на дороге было мало пассажиров. (Фото сделано в 1956 году Дэном Вайнером; авторские права принадлежат Джону Бродерику)

Рассказчик: Тейлор говорит, что почти в каждом политическом движении в истории женщины были на заднем плане, выполняя работу, которая ставила их вне поля зрения. И что на то были разные причины во все времена.

Ула Тейлор: Итак, например, в 1960-е годы у нас есть определенный призыв к черному националистическому представлению мужественности и женственности. Именно в этот период многие из этих организаций реагируют на отчет Мойнихана, в котором говорится, что рабство кастрировало чернокожих мужчин и создало «мужскую женщину».

Комментарий: Отчет Мойнихана 1965 года, официально названный «Негритянская семья: доводы в пользу общенациональных действий», был неоднозначным отчетом, написанным помощником министра труда Дэниелом Патриком Мойниханом и его сотрудниками с целью убедить чиновников Белого дома в том, что Само по себе законодательство о гражданских правах не обеспечит расового равенства.

Он пришел к выводу, что «ухудшение структуры негритянского общества является ухудшением негритянской семьи», и утверждал, что матриархальная структура черной культуры ослабляет способность чернокожих мужчин действовать как авторитетные фигуры.

Ула Тейлор — профессор кафедры афроамериканских исследований. Она учит своих студентов, что бойкот автобусов в Монтгомери был успешным во многом благодаря организационным усилиям Женского политического совета. (фото Калифорнийского университета в Беркли)

Ула Тейлор: Итак, вся эта идея заключалась в том, что чернокожие мужчины и женщины были выведены за рамки своих гендерных норм из-за рабства. И теперь мы собираемся обратить это вспять, сосредоточив внимание на черной мужественности. И мы видим это в основном с черными мужчинами, которые являются визуальным лидером движений.

[Музыка затихает]

В конце концов, это рухнет, когда мы увидим, как чернокожие женщины сопротивляются определенным мужским представлениям о лидерстве и патриархате, но это помогает понять, почему некоторые организации были привержены патриархальным представлениям о лидерстве. И как, во многих отношениях, это связано с отчетом Мойнихана. Это разговор с дискуссиями о кризисе семьи Блэков. Итак, все эти вещи формируют определенный тип мужского и женского лидерства.

Рассказчик: Элла Бейкер была женщиной, которая сопротивлялась патриархальным представлениям о лидерстве. Активист за гражданские права и права человека, чья карьера насчитывает более пяти десятилетий, Бейкер был одним из основателей Южно-христианской конференции Мартина Лютера Кинга-младшего и помог создать Студенческий координационный комитет ненасильственных действий.
Вот Бейкер выступает на митинге солидарности в Пуэрто-Рико в 1974 году:

[Аудиокрагмент из видео, на котором Элла Бейкер выступает на 19-й74 митинг солидарности в Пуэрто-Рико: «Братья и сестры в борьбе за человеческое достоинство и свободу, я здесь, чтобы представлять борьбу, которая продолжается уже 300 или более лет».]

Повествование: для группового лидерства вместо того, чтобы полагаться только на одного человека для выполнения всего дела.

Ула Тейлор: Она была замечательной активисткой, которая понимала, что если возлагать все свои надежды на мессию, когда этот человек уйдет, то что произойдет с движением? Итак, она действительно вбила себе в голову важность лидерства, ориентированного на группу — что вы должны видеть лидера в себе в своей группе, а не полагаться на кого-то вне себя.

[Аудиоотрывок из выступления Эллы Бейкер в 1974 году, продолжение: «Мне пришлось понять, что удара кулаком в ответ одному человеку недостаточно. Требуется организация. Это требует посвящения. Требуется готовность оставаться в стороне и делать то, что должно быть сделано, когда это необходимо сделать».]

У Розы Паркс снимают отпечатки пальцев после ареста в феврале 1956 года во время автобусного бойкота. Бойкот закончился, и автобусы были объединены 21 декабря 1956 года, после того как Верховный суд США постановил, что законы Монтгомери о сегрегации в автобусах неконституционны. (Фото Associated Press через Wikimedia Commons)

Ула Тейлор: Я думаю, важно понимать, что есть разные способы быть лидером. А Женский политический совет в основном функционировал как якорь автобусного бойкота Монтгомери. Таким образом, хотя эти женщины не были в центре внимания, они занимались своего рода лидерством. Но поскольку мы живем в стране, в культуре которой мы часто идентифицируем лидерство как говорящую голову, мы не понимаем всего мышления, которое стоит за многими идеями, которые даже формулирует говорящая голова.

[Музыка: «Palms Down» группы Blue Dot Sessions]

Комментарий: Тейлор говорит, что поощряет своих учеников заниматься волонтерской деятельностью — чтобы создать модели взаимодействия, которые будут сопровождать их на протяжении всей жизни.

Ула Тейлор: У них есть набор навыков и критический инструментарий для решения всех этих многочисленных кризисов, которые происходят в Америке: бездомность, джентрификация, наркомания, расизм, неолиберальный кризис или неолиберальный университет. Это то, с чем они имеют дело.

Они должны понять, что могут справиться с кризисом. Это может произойти не сразу, но они должны понимать, что у них есть набор навыков, у них есть доступ к ресурсам, о которых они даже не подозревают. Я думаю, что важно создать шаблон для участия в какой-то способности — чувствовать, что вы делаете что-то для создания мира, в котором вы хотите жить, в котором вы хотите, чтобы жили ваши дети и внуки.

Комментарий: Время пришло, говорит Тейлор. Мы не можем дождаться, когда кто-то другой сделает это за нас.

Для Новости Беркли, Я Энн Брайс.

Вы можете подписаться на этот подкаст, Fiat Vox, пишется как F-I-A-T V-O-X, и дать нам оценку в Apple Podcasts или где бы вы ни слушали. Если вам понравился этот выпуск, поделитесь им с другом. И посмотрите другой наш подкаст,  Berkeley Talks, , в котором представлены лекции и беседы в Калифорнийском университете в Беркли. Вы можете найти все выпуски наших подкастов на Berkeley News по адресу news.berkeley.edu/podcasts.

Прослушать другие эпизоды Fiat Vox:

Билет на свободу: бесплатные автобусные поездки для женщин приносят радость миллионам жителей штата Карнатака | Индия

В упорядоченной жизни многих индийских женщин идея выйти из дома и сесть в автобус, чтобы передохнуть, остается из области фантастики. Сначала нужно разрешение, а потом деньги на проезд.

Но штат Карнатака на юге страны меняет ситуацию. Хотя некоторым из 35-40 миллионов женщин штата по-прежнему потребуется разрешение на пользование общественным транспортом, им не нужно будет запрашивать средства для покрытия стоимости билета.

С 11 июня правительство штата ввело бесплатные автобусные перевозки для женщин и трансгендеров. Теперь женщины могут сесть на автобус в любое время и сколько угодно раз в любую часть штата. Ответом стала волна улыбающихся женщин, осаждающих автобусы. За первые девять дней программы на борт поднялись более 40 миллионов женщин.

Одно изображение говорит само за себя. Когда пожилая женщина в изношенном сари в Дхарваде, район Белагава, начала подниматься по ступеням, она в знак благодарности склонила голову, позволяя ей почти коснуться ступеней. Нингавва Акка рассказала журналистам: «Раньше мне приходилось брать разрешение и деньги у семьи, чтобы путешествовать. Теперь мне не нужно зависеть от них».

По последним данным Всемирного банка, женщины составляют 23% рабочей силы Индии. Фотография: NurPhoto/Getty Images

Политика направлена ​​на поощрение большего числа женщин к работе. Участие женщин в рабочей силе в Индии низкое. Согласно последним данным Всемирного банка, женщины составляют 23% рабочей силы в Индии, по сравнению с 32% в Бангладеш и 34,5% в Шри-Ланке.

Есть надежда, что благодаря бесплатному транспорту больше женщин смогут искать работу и смотреть дальше от дома, получая при этом сбережения. Многих женщин удерживает от работы из-за того, что часть их скромной зарплаты вычитается из-за проезда на автобусе.

«Я могу потратить сэкономленные деньги на то, чтобы купить больше молока для своих детей», — сказала журналистам одна женщина, работающая уборщицей в Бангалоре. «Я смогу позволить себе лучшую еду для своей семьи, если найду работу», — сказал другой.

Амбика, известная под одним именем, 37-летняя вдова, работает горничной в Мангалоре. Детей нет, планирует лечиться сама. «Я собираюсь сэкономить, чтобы купить себе золотой браслет. По воскресеньям я уезжаю куда-нибудь с сестрой», — сказала она.

Амбика (известная только под одним именем) — 37-летняя вдова, работающая горничной на полставки в Мангалоре. Детей нет, планирует лечиться сама. «Я собираюсь сэкономить, чтобы купить себе золотой браслет. По воскресеньям я уезжаю куда-нибудь с сестрой, — сказала она. Фотография: Амрит Диллон

Это не первая подобная схема в Индии. Правительство Нью-Дели ввело бесплатные автобусные поездки для женщин в 2019 году, но они ограничены городом. Тамил Наду предлагает аналогичную политику, но поездки ограничены короткими расстояниями.

Политика штата Карнатака может изменить жизнь. В патриархальной культуре Индии одним из способов контроля за движением женщин является отказ им в деньгах. Без собственного дохода женщины всех возрастов — от девочек, живущих с родителями, до вдов, живущих с женатыми сыновьями, — вынуждены просить средства, если хотят куда-то уехать.

«Женщины живут в основном в радиусе трех-четырех километров, куда они могут дойти пешком или доехать по автобусному билету за 10 рупий (10 пенсов), который они могут себе позволить. Это как невидимая граница, созданная бедностью. Они живут в нем своей жизнью. Благодаря бесплатному проезду они могут выходить не только на работу, но и за покупками или просто посмотреть город, в котором они живут, — все то, чего они не делали в прошлом», — говорит Шахин Шаса, волонтер Форума пользователей автобусов в Бангалоре. .

Сринивас Алавилли, гражданский активист из Бангалора, убежден, что бесплатные автобусные поездки вызовут социальные преобразования. «Когда женщины начнут наводнять общественные места, это изменит ландшафт, и увеличение числа женщин поможет сделать их пребывание на улицах более безопасным», — говорит Алавилли.

Панорамный вид с воздуха на автобусную остановку в Бангалоре, столице штата Карнатака.
Фото: Amith Nag Photography/Getty Images

Семейная динамика изменится, говорит он. Девочки, которые хотят получить высшее образование, столкнутся с меньшим сопротивлением родителей, если проезд будет бесплатным. Замужние женщины, которые хотят работать, могут более эффективно спорить со своими родственниками. «Прямо сейчас родственники говорят, что это стоит слишком дорого, но как только исчезнут транспортные расходы, им будет намного сложнее помешать своей невестке выйти на работу», — говорит Алавилли.

Сейчас автобусы скрипят под тяжестью миллионов возбужденных женщин. «Мысль о посещении семьи, храмов и мест, которых они раньше не видели, вызывает такой воодушевление, — говорит Амбика. «Я подожду, пока спадет массовая эйфория, и тогда мы с сестрой отправимся в храм, которого никогда не видели».

Чтобы политика работала, правительству штата необходимо увеличить количество автобусов.