Вопросы для п или д интересные: Вопросы для «Правды или действия»: топ лучших

Профорентационные игры и упражнения | Самарская областная детская библиотека

Уважаемые коллеги!

В сборнике представлены профорентационные игры и упражнения, которые могут быть использованы при проведении мероприятий с детьми и подростками в возрасте от 12 до 15 лет. Данные методики рассчитаны на реальные условия работы в библиотеке или образовательном учреждении (ограниченность временем занятия, ограниченность пространством читального зала или кабинета, необходимость работать с большой группой детей и т. д.).

Использование профорентационных игр и упражнений позволяет разнообразить занятия, внести элемент «неофициальности», что способствует более глубокому усвоению материала. Кроме того, данные методики позволяют каждому участнику определить степень личной заинтересованности той или иной профессией/специальностью, уровень осведомленности о характере какой-либо профессиональной деятельности, адекватно оценить свои возможности и реальные перспективы в том или ином виде деятельности.

Данные игры и упражнения могут быть использованы в дополнение к беседам, индивидуальным и групповым консультациям, к лекционным формам работы. Опыт показал, что если они занимают не более 25 – 30% от общего времени, то воспринимаются учащимися не как «развлечение», а как естественная форма работы.

 Игра «Подарок»

Участники представляют, что у них есть общий друг, который при­гласил всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый игрок должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом важно выполнить 3 условия:

1. Подарок должен содержать намек на его профессию;

2. Подарок должен быть с «изюминкой»,  т.е. веселым,  необычным;

3. Подарок должен быть доступен по цене.

Вместе с группой ведущий определяет, что это за воображаемый друг: мужчина  или женщина, примерный возраст и обязательно какая у него (у нее) профессия. Затем каждый участник называет свой подарок.

В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.

 

Игра «Кто есть кто?»

Игра проводится в круге. В ней могут участвовать от 6 – 8 до 12 – 15 человек. Время: 5 – 7 минут.

Этапы игры:

  1. Ведущий называет профессии, а каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее ведущий хлопнет в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии).

Перед началом игры ведущий может спросить у участников, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

Если игроков немного (6 – 8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой – на одного человека, другой – на другого).

2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.

 

Игра «Походка» («Поступь профессионала»)

Количество участников игры: от 6 – 8 до 15 – 20 человек.

Время: от 20 до 30 – 40 минут.

Участники рассчитываются по порядку и выбирают себе профессии, которые они хотели бы изобразить. Затем на листе бумаги каждый проставляет в столбик количество номеров, равное количеству игроков. Потом каждый из участников по очереди подходит к ведущему и шепотом говорит ему на ухо, какого профессионала он изображает с помощью своей походки. После этого он так же проходит на свое место. Остальные внимательно наблюдают за походкой каждого игрока и записывают напротив его номера ту профессию, с которой у них ассоциируется его походка.

 

Игра «Один день из жизни»

        Игра проводится в кругу. Количество человек: от 6 – 8 до 15 – 20. Время: от 15 до 25 минут. Этапы игры:

        1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа выбрала профессию “фотомодель”.

        2. Участники совместными усилиями составляют рассказ (только из существительных) о типичном трудовом дне фотомодели. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок – завтрак – звонок – урок – двоечники – вопрос – ответ – тройка – учительская – директор – скандал – урок – отличники – звонок – дом – постель.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда рассказ будет восприниматься как целостное произведение.

3. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

 

Игра «Холодно или горячо?»

Учстники отгадывают профессию каждого игрока, используя наводящие вопросы, в которых отражен характер деятельности по этой профессии:

  — Пилит доски?

  — Работает на компьютере?

  — Дает другим указания?

Загадавший отвечает как в известной игре: «Холодно. .. Очень холодно… Тепло… Теплее… Горячо… Опять холодно…»

На игру желательно отвести достаточно времени, чтобы участники успели втянуться. Тогда можно будет загадывать редкие профессии.

 

Игра «Цепочка профессий»

Проводить игру лучше в круге. Число участников: от 6 – 8 до 15 – 20. Время проведения: от 7 – 10 до 15 минут. Основные этапы:

1. Ведущий называет профессию, например, металлург. Следующий участник называет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар,и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами.

        2. По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

 

Игра «Яркие впечатления»

Ведущий разбивает участников по 3 или 4 человека. Желательно, чтобы во всех группах было равное количество участников. Каждая группа должна выбрать ту или иную профессиюи представить ее остальным участникам. Выбирать нужно не «первую попавшуюся», а ту, которая, как кажется членам группы, является самой захватывающей с точки зрения впечатлений:

  — представители этой профессии по своему роду деятельности постоянно получают новые волнующие впечатления,

  — некоторые профессиональные впечатления такие яркие, что врезаются в память на всю жизнь,

  — такими впечатлениями хочется делиться с окружающими, но не всегда это получается.

Ведущий сразу оговаривает, что в конце голосованием будет решено, какая профессия самая волнующая.

На подготовку дается около 10 – 15 минут. Участники могут пользоваться ватманом, карандашами, красками и т.п. В этом случае время на подготовку можно увеличить. Презентовать свою профессию группы могут по-разному. Например, можно разыграть сценку из профессиональной деятельности.

Ведущий выписывает на доске профессии, которые были представлены.

Пос-ле завершения последнего представления устраивается голосование: опрашивается каждый участник, который должен выбрать по две профессии из записанных на доске – самые захватывающие с точки зрения впечатлений.

Ведущий подсчитывает очки, объявляется профессия-победитель. Участников этой группы можно наградить каким-нибудь символическим подарком.

 

Упражнение «Несуществующие профессии»

Ведущий предлагает участникам придумать профессии, которые еще не существуют в обществе, но которые могли бы существовать.

Успешному выполнению упражнения способствует атмосфера остроумия в группе. Ведущий должен давать выговориться участникам, но при этом следитьза нитью разговора и поддерживать структуру обсуждения «новых профессий».

По каждой выдуманной профессии желательно обсудить:

  — Будет ли востребован такой профессионал? Кто будет ему платить деньги за работу?

  — Найдутся ли желающие работать по этой профессии? Интересна ли она?

  — Кто-нибудь из здесь сидящих мог бы работать по этой профессии? Хватит ли способностей?

 

Упражнение «Профессия на букву»

Время проведения: 5 – 15 минут.

Ведущий называет букву, на которую участники придумывают как можно больше  профессий. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга).

При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о), постепенно предлагая более сложные буквы (ч, ц, я).

 

Упражнение «5 шагов»

Игра может проводиться как для 6 – 12 участников, так и для класса. Среднее время на игру: 30 – 40 минут. Этапы игры:

        1. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, устроиться на интересную работу, а возможно даже – совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так, как ее сформулировала группа, выписывается на доске (или на листочке).

 2. Ведущий предлагает группе определить, какой человек может достичь эту цель. Участники должны назвать его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.

        3. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные пять этапов, которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.

        4. Далее все делятся на группы по 3 – 4 человека.

        5. В каждой группе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный. В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5 – 7 минут.

        6. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы.

        7. При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными группами. Также в итоговой дискуссии можно оценить, насколько учитывались особенности рассматриваемого человека. Важно также определить, насколько выделенные этапы реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е. насколько ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.

Вполне возможно проведение данного игрового упражнения и по другим процедурным схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем 2 – 3 желающих выходят к доске и выписывают свои предложения, после чего при общем обсуждении рассматриваются по порядку этапы, выписанные этими участниками, и выделяется наиболее оптимальный вариант.

В другом случае, можно сразу разбить учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять этапов) для данного человека.

 

Упражнение «Звездный час»

Варианты проведения упражнения могут быть разными по форме и процедуре.

1 вариант:

        1. Участники рассаживаются в круг и совместно определяют, какой профессиональный (или социальный) стереотип они будут обсуждать. К примеру, все сошлись на профессиональном стереотипе типичного “бармена”.

        2. Каждый из участников пробует представить, какие самые радостные минуты в жизни типичного бармена. Далее по очереди каждый кратко высказывает свои предположения, после чего обсуждается, чьи же представления оказались наиболее реалистичны, т.е. в наибольшей степени соответствуют «счастью» большинства барменов. 

2 вариант:

1. Участники разбиваются на группы по 3 – 5 человек.

2. Определяются наиболее интересные для всех профессиональные (или социальные) стереотипы по числу игровых групп.

3. Каждая группа берет для рассмотрения какой-то один стереотип. Необходимо примерно за 7 –10 минут выделить 3 – 5 наиболее характерных для этого стереотипа радостей (ради чего представители данной профессии или социальной группы занимаются данной профессией). Желательно выписать все это на листочке и определить человека, который сумел бы кратко рассказать о том, к чему пришла группа.

        4. Далее по очереди представители групп выступают (зачитывают свои варианты профессионального счастья), и после каждого выступления организуется небольшое обсуждение. Кто-то задает уточняющие вопросы, кто-то высказывает свое мнение.

Разновидностью 2-го варианта упражнения является такая его организация, когда группы обсуждают только один профессиональный (или социальный) стереотип и в ходе общей дискуссии определяют, чье представление о радостях данного стереотипа является наиболее полным и правильным.

 3 вариант:

        1. Участники разбиваются на группы. В каждой группе определяетсясвой наиболее интересный профессиональный или социальный стереотип.

2. В течение 10 минут каждой группенеобходимо придумать, а потом кратко представить (не более чем на 5 – 7 минут) сценку из жизни (или из профессиональной деятельности) загаданного стереотипа, которая отражала бы самые прекрасные мгновения его жизни.

3. Во время небольшой общей дискуссии, организуемой сразу после проигрывания сценки, участники угадывают, какие стереотипы были представлены. Главные игроки (только что проигравшие эту сценку) в дискуссии не участвуют. Ведущий выписывает на доске варианты отгадок.

4 вариант – «Хвастуны»:

        1. Каждый игрокпридумывает наиболее интересный для себя профессиональный или жизненный стереотип. На отдельном листочке в течение 5 – 7 минут написать название этого стереотипа и выписать 2 – 3 наиболее характерных счастливых мгновения из жизни этого стереотипа. Предлагается каждому представить себя на месте этого стереотипа с тем, чтобы в игровой ситуации рассказать о том, как у Него все прекрасно, т.е. похвастаться, какой Он молодец, и как у Него все здорово. Важно подумать и о том, как (с помощью каких слов и типичных манер поведения) убедительнее представить загаданный стереотип.

2. Все игроки разбиваются на пары, и каждая пара разыгрывает небольшую сценку в течение 5 – 10 минут, в которой по очереди, а может, даже и мешая друг другу (как в жизни), каждый хвастается своей прекрасной жизнью и работой, но называя не саму работу, а наиболее характерные радости, с этой работой связанные. В этом своеобразном соревновании необходимо сыграть более счастливого человека.

3. После этого каждый пытается с двух попыток угадать тот стереотип, который изображался его напарником.Организуется небольшое общее обсуждение того, насколько достоверно удалось изобразить свой загаданный стереотип.

 

Упражнение «Знаешь ли ты свою будущую профессию?»

Каждый участник на листе должен написать профессию, которую он для себя выбрал, если выбрал. Если еще не выбрал – наиболее привлекательную профессию. После этого участников просят ответить на вопросы анкеты («да» или «нет»):

1. Знаешь ли ты основное содержание профессии?

2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации?

3. Знаешь ли ты, какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии?

4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией?

5. Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для овладения избранной профессией?

6. Знаешь ли ты, какие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для овладения профессией?

Если более 60% ответов на вопросы анкеты положительные, можно говорить о сформированности профессионального сознания.

 

Упражнение «Советчик»

Целью упражнения является получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами-одноклассниками.

Методика может проводиться с целым классом, но более эффективно она проходит в группе из 12 – 15 человек. Время проведения: от 15 до 25 минут. Процедура включает следующие этапы:

  1. Все участники получают бланки (таблица 1).

Таблица 1

 

1. Ф.И.О. всех уч-ся в классе (в строго определенномпорядке и по номерам)

 

       

  1. Рекомендуемая профессия        

 

 

Рекомендуемое учебное заведение (или место работы) после школы

 

 

 

 

2. Каждый участник записывает в своем бланке фамилии и имена всех присутствующих в классе (или в группе) под диктовку ведущего. Важно, чтобы все присутствующие были выписаны в одном и том же порядке.

        3. Всем дается задание: напротив каждой фамилии (включая собственную) проставить наиболее подходящие профессии и соответствующие учебные заведения, которые можно было бы порекомендовать данному человеку. Желательно не пропускать никого.

        4. Ведущий собирает листочки и зачитывает все рекомендации о первом человеке, затем о втором и т.д.

 

Упражнение «Мяч плюс профессия или кто назовет больше профессий?»

Все встают в круг. Участники, бросая мяч друг другу, называют профессию. Побеждает тот, кто назовет большее количество профессий.

Нельзя дважды подряд бросать мяч одному и тому же игроку, повторять уже названную профессию и держать мяч более трех секунд.

За 25 – 30 минут каждому участнику нужно написать работодателю письмо с предложением услуг и описанием своих психологических особенностей, способностей, успехов. Автор подписывает письмо и сдает его ведущему. Ведущий собирает все письма, а затем, не называя автора, читает письма вслух. Проводится обсуждение писем в круге. Участники круга пытаются угадать автора.

 

«Представитель» одного из учебных заведений псредней школы получить стоящую профессию. Слушатели могут задавать вопросы. Представителем по очереди становятся все участники. Проводится обсуждение представленных профессий.

Ведущий прикрепляет карточку с названием профессии одному из участников. Остальные должны изобразить эту профессию так, чтобы участник с карточкой на спине угадал, что там написано.

 

Работа в парах. «Скульптор» «лепит» из участника группы представителя той профессии, которая, с его точки зрения, наиболее соответствует данному человеку. Затем – обмен ролями.

 

По кругу каждый участник говорит: «Я лучше всех знаю…, умею…» и т.д. до тех пор, пока не останется самый большой хвастунишка.

Диалог о профессиях: «Да, но …»

Участники делятся на пары. В каждой паре выбирают профессию, которую хотел бы иметь в будущем один из игроков. Задача заключается в том, чтобы обосновать свой выбор. Диалог строится по принципу «да, но…»:

1-й: «Мне нравится профессия…, потому что…»

2-й: «Да, но…»

Кто сможет аргументированно доказать, насколько данная профессия подошла бы к выбравшему ее участнику? Затем – обмен ролями.

 

Все участники делятся на пары. Ведущий говорит: «Давайте переведем часы на 10 лет вперед. Теперь мы в … году. В вашей  жизни многое изменилось. Сейчас вы в отпуске. Лето. Приехали в город, где учились в школе. Идете по улице и встречаете одноклассника. Между вами возникает оживленная беседа о том, что произошло за эти годы, чем занимаетесь. Вам дается 5 минут». Когда беседа закончена, все садятся по кругу и представляют каждого участника всей группе.

Участники бросают друг другу мяч и говорят о безусловных достоинствах, сильных сторонах каждого игрока.

 

5 человек участников представляют себя в виде членов приемной комиссии, остальные – в виде абитуриентов, проходящих собеседование. Поступающий называет учебное заведение или предприятие, в котором он собирается учиться (работать). На подготовку отводится 5 – 10 минут. На попытку пройти собеседование – от 5 до 15 минут.

 

Участникам тренинга дается 15 минут на то, чтобы придумать рекламу какого-нибудь товара и предъявить ее группе. Какие трудности возникли при рекламировании товара? Реклама какого товара особенно запомнилась (понравилась) и почему?

 

Группа делится на тройки: отец – мать – подросток. Задание: провести беседу с родителями, аргументированно убедив их в целесообразности своих профессиональных планов.

 

Игра может проводиться как в круге от 6– 8 до 15 –20 участников, так и в работе с целым классом. Время: от 10 до 15 –20 минут. Этапы игры:

1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность.

2. Ведущий называет профессии, а участники по очереди называют специальности. Если кто-то из игроков откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы.

Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу “пинг-понга” (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность).

 

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, а следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение и т.д.

 

Участники разбиваются на две команды. Одна из команд загадывает профессию, член другой команды должен невербально изобразить названную ему одному профессию, чтобы члены его команды могли ее угадать.

При составлении пособия использовались материалы сайта http://azps.ru/

Составитель: Самсонова Т. А., ведущий библиотекарь МБО ГБУК «СОДБ»

20 самых важных вопросов для бизнеса

  • org/ListItem»> Карьера и свой бизнес
Предприниматель должен отвечать на них не только на старте

Предприниматели не могут полностью обезопасить свой бизнес от превратностей рынка. Что они могут, так это разобраться с фундаментальными вопросами, которые определяют судьбу любого бизнеса. Искать ответы на эти вопросы — утомительное занятие, требующее и интеллектуальной, и эмоциональной честности. Хорошо, если вы начнете думать над ними задолго до того, как деньги потрачены, товары выпущены, а клиенты потеряны. Но настоящий труд — не прекращать отвечать на эти вопросы. По мере роста бизнеса появляются новые возможности и угрозы, и вчерашних ответов уже, возможно, недостаточно. Беспрестанное размышление над нелегкими вопросами — вот что помогает Microsoft, Wal-Mart, Hewlett-Packard и Google держаться наверху. Принимая во внимание необходимость этой борьбы, мы представляем 20 самых важных вопросов, на которые должен ответить предприниматель, и продолжать отвечать снова и снова, чтобы построить процветающий бизнес.

Fotobank·Getty Images

В чем ценность вашего предложения?

Если вы не можете объяснить простыми словами в трех предложениях, почему людям нужен ваш товар, у вас нет ценного предложения, а следовательно, у вас нет бизнеса. Точка.

Fotobank·Getty Images

Будет ли спрос на ваш товар?

Персонаж сериала «Сайнфелд» был убежден, что его ключ к богатству — создание бюстгальтера. Он не провел никаких исследований, чтобы подтвердить, что на его товар есть спрос. Не думайте, что вы сможете создать спрос там, где его совсем не было. Не продавайте очередной мужской бюстгальтер.

Russian Look·Picvario

Что отличает ваш продукт от конкурентов?

Starbucks заставили людей поверить, что им нужно варево с кофеином за $4, а Louis Vuitton убедил их выкладывать по $1500 за джинсовые дамские сумки. Но это не просто маркетинг. Если вы хотите преуспеть в бизнесе, нужно предложить осязаемую ценность, которой нет у других. Например, минимально возможные цены (Wal-Mart), оригинальный дизайн (Apple), исключительное удобство (FedEx). Найдите, в чем преимущество вашего товара, и бейте в эту точку.

Fotobank·Getty Images

Ваш бизнес масштабируется?

Разница между скромным состоянием и неприличным богатством заключается в масштабе. Хорошо, когда на выпуск каждого следующего изделия у вас уходит все меньше и меньше затрат. Возьмите, например, программное обеспечение. После того как Microsoft заплатила за разработку кода, предельные затраты на выпуск каждой дополнительной копии Windows ничтожны. А какие-то модели не масштабируются. Например, в сфере услуг, где вместе с доходами растет потребность в кадрах.

Fotobank·Getty Images

Насколько вы лично преданы своему делу?

У вас семья и двое детей. Вы готовы работать по 100 часов в неделю в течение следующих двух лет, чтобы раскрутить свой стартап? Если вы хотите распоряжаться всем, будьте готовы пожертвовать всем — по крайней мере для начала.

Fotobank·Getty Images

В чем ваша сила?

Google составляет мощные поисковые алгоритмы, Steinway творит чудеса с деревом, Cisco вынюхивает и покупает многообещающие новые технологии. Поймите, что у вас получается хорошо, и занимайтесь только этим. Очевидное замечание, но множество пылких предпринимателей на этом погорело. В мире столько возможностей.

Russian Look·Picvario

В чем ваша слабость?

Знайте, что у вас получается хорошо, а что плохо. Например, Apple не производит камеры для iPhone, а покупает их на стороне. Бессчетные онлайн-магазины заказывают сторонним разработчикам веб-сайты и системы оплаты. Тратить ресурсы, чтобы получить заурядные результаты, — самоубийство. Делайте, что умеете, и найдите надежных партнеров, чтобы управляться со всем остальным.

Foto SA·Corbis

Сколько будут платить ваши клиенты?

Почему люди платят за Vanish в два раза больше, чем за непатентованный отбеливатель? Определить верхнюю границу цены, которую покупатель готов заплатить за товар, будь то iPhone или бутылка отбеливателя, — значит получить один из самых мощных рычагов для получения прибылей. Консультантам платят большие деньги за помощь в определении правильной цены.

Fotobank·Getty Images

Какой властью обладают ваши покупатели?

Что будет, если продавать резиновые скребки единственной в городе компании, моющей окна? Если покупатель потребует больших скидок, вашему бизнесу придет конец. Лучше заранее расширить свою клиентскую базу.

Fotobank·Getty Images

Какой властью обладают ваши поставщики?

Чем меньше у вас поставщиков, тем больше у них власти. Производство часов под старину из сучковатой сосны может показаться отличной идеей, но что если у вас есть лишь один источник сучковатой древесины? Ответ: вам придется платить. С другой стороны, остерегайтесь голодных поставщиков, готовых работать совсем дешево, — они часто не следят за качеством.

Foto SA·Corbis

Как продавать товар?

Dell Computer продает свои компьютеры напрямую. General Motors и Coca-Cola полагаются на дистрибьюторов. Компании по производству одежды, такие как Ralph Lauren, используют и внутренние, и внешние каналы распространения. А Apple открывает брендированные магазины. Какой бы метод продаж вы ни выбрали, убедитесь, что он соответствует общей стратегии вашего бизнеса.

Foto SF·Corbis

Как следует продвигать свой товар?

Рассказать всем о своей компании и при этом не разориться — задача не из легких. В середине 1990-х America Online потратила так много денег на распространение демоверсий своего программного обеспечения, что потом пришлось прятать эти расходы в балансовой ведомости. Позже этот бухгалтерский прием был запрещен, и миллионы учетной прибыли исчезли.

Fotobank·Getty Images

Какова угроза появления новых игроков на рынке?

Если в вашем секторе рынка можно заработать деньги, конкуренция точно появится. Если не прямой конкурент (вспомните, что Microsoft сделал с Netscape), то другая технология может выбить у вас почву из-под ног (посмотрите, что сделала с Kodak цифровая фотография). Задолго до того, как это произойдет, стройте барьеры для новых участников — оформите патент, добейтесь длительного срока аренды, создайте лояльную потребительскую базу.

Foto SA·Corbis

Как вы защитите свою интеллектуальную собственность?

Небольшое добавление к предыдущему пункту. Скажем, вы изобрели машину, которая может развивать скорость до 240 км/ч на одной только солнечной энергии. Через несколько месяцев пять сообразительных конкурентов разобрали вашу модель и теперь выводят на рынок собственные версии. Перед тем как показывать образцы публике, оформите временный патент. Он защитит вашу идею на год, пока вы будете дорабатывать детали.

Fotobank·Getty Images

Какой начальный капитал вам нужен?

Любой инвестор, вкладывающий в компании на ранних стадиях, и любой консультант по малому бизнесу скажет, что большинство стартапов проваливается из-за недостаточности капитала. Пока нет никаких твердых правил, «удвойте свою первоначальную оценку необходимого капитала», — говорит Джим Пэк, глава разработчика программного обеспечения для дантистов Curve Dental.

Fotobank·Getty Images

Как вы будете финансировать свой бизнес?

У вас есть выбор: богатая тетушка, кредитные карточки (опасно), бизнес-ангел, венчурный капитал (если у вас серьезное дело), кредит в банке (удачи в поисках) и самый дорогой способ — выпуск акций. Будьте осторожны: продажа акций приводит к размыванию капитала, потере контроля и сложностям в управлении. В общем, улучшайте свой бизнес, если можете. И, наконец, не забывайте соотносить сроки поступления денег от ваших активов и сроки уплаты по обязательствам. Несоответствие может быть болезненно.

Fotobank·Getty Images

Сколько денег вам нужно, чтобы пережить первые несколько лет?

Для тех, кто проспал предыдущий пункт: следите за деньгами. Множество предпринимателей хвастает финансовыми прогнозами роста, но их карманы пустеют еще до того, как хорошие времена забрезжат на горизонте. (Помните обанкротившиеся доткомы?) Потерпите со стульями Aeron и компьютерами Mac, пока не станете получать больше, чем тратите.

Russian Look·Picvario

Каковы ваши финансовые прогнозы?

Движение невозможно, если у вас нет пункта назначения. Две важных вехи: 1) операционная окупаемость — когда ваш бизнес получает больше денег, чем тратит за определенный период, и 2) инвестиционная окупаемость, когда вы, наконец, отобьете свои первоначальные вложения (учитывая поправку на инфляцию). Финансовые прогнозы должны быть обоснованы. Нарисуете слишком оптимистичную картинку — и опытные инвесторы от вас убегут. А у вас кончатся деньги.

Fotobank·Getty Images

Как осчастливить ваших помощников?

Что за American Idol без Саймона Коуэлла? Скоро мы все узнаем, но многие думают, что шоу будет уже не то, что раньше. Если вам посчастливилось найти великий талант, постарайтесь его удержать.