Виды любви по платону: Виды любви по Платону — презентация онлайн
Что такое Платоническая любовь и какие существуют виды любви?
Платоническая любовь — это эмоциональные и духовные отношения между людьми, которые любят друг друга, но без сексуального влечения или романтических отношений; это чувство может быть основано на общих интересах, схожем мировоззрении или духовной связи.
Чаще всего так называется крепкая дружба между разными полами (между женщиной и мужчиной), но она также очень распространена и возникает внутри одного пола (между двумя мужчинами или двумя женщинами).
Этот тип любви объединяет двух людей и не смотрит ни на пол, ни на возраст, ни на расу, ни даже на сексуальную ориентацию. Платонические чувства считаются более возвышенными, т. к. между парой есть только духовное влечение и нет сексуального.
Идея платонической любви возникла в древнегреческой философии. Её впервые затронул великий мыслитель Платон в своём диалоге «Пир» (написан в 385 г. до н. э.), но он не использовал сам термин. Это словосочетание впервые применил в 15 веке итальянский философ и учёный Марсилио Фичино — amor platonicus (лат. «платоническая любовь»).
Примеры платонической любви из литературы:
- Дон Кихот и Санчо Панса в романе Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»;
- Шерлок Холмс и доктор Ватсон в рассказах сэра Артура Конана Дойла.
Когда не имеется в виду платоническая любовь или отношения, прилагательное «платонический» может быть использовано в переносном смысле. Говорится о чём-то, что неосуществимо в действительности, возможно только как неосуществимая идея или не имеет практических целей (например: платонический интерес).
Какие существуют виды любви?
Виды любви Платона
Тогда в своей работе «Пир» великий писатель и мыслитель Платон описал 3 формы любви:
- Eros — интимная любовь,
- Philia — платоническая любовь,
- Agape — альтруизм, любовь к человечеству или к Богу.
Некоторые учёные объединяют эти три вида любви Платона в два:
- Романтическая любовь, у которой есть романтические намерения, сексуальное влечение, физическая близость.
- Платоническая любовь, у которой нет ни сексуального влечения, ни физической близости.
Современные виды любви
Однако другие представители академического сообщества развили платоновскую концепцию видов любви. Список тех, которые известны и считаются важными:
- Agape — альтруизм, благотворительность, безусловная и бескорыстная любовь к людям и Богу.
- Epithumia — страстное желание или похоть.
- Eros — эротическая, эмоциональная и романтическая любовь, присутствуют влюбчивость и верность.
- Ludus — игривая любовь и привязанность, игра флирта и соблазнения.
- Mania — маниакальная, навязчивая идея.
- Philautia — самооценка, самолюбие; или в нездоровом проявлении: тщеславие, гордыня.
- Philia — глубокие дружеские отношения или ласковая любовь.
- Платоническая любовь — вдохновляющая душу и разум, без сексуальных отношений.
- Pragma — зрелая любовь, комфортная или прагматичная, не всегда романтическая.
- Storge — любовь внутри семьи, любовь родителей к ребёнку или чувство принадлежности.
Что такое плотская любовь?
Плотская любовь — это противоположность платонической. Слово «плотский» устаревшее и произошло от слова «плоть»; современные синонимы: чувственный, физический, физиологический. Например:
«Но вы всё говорите про плотскую любовь. Разве вы не допускаете любви, основанной на единстве идеалов, на духовном сродстве?».
«Крейцерова соната», Л. Н. Толстой
Узнайте больше про Любовь и Античную философию.
Дата обновления 18/01/2021.
Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать
- Любовь
- Метафизика
- Философия
- Дихотомия
- Фольклор
- Метафора
- Архетип
- Пароним
- Рококо
Узнай Что Такое: узнайте значения, понятия и определения.
ПоследниеПопулярныеКонтактыПолитика КонфиденциальностиО нас2018 — 2023 © 7Graus
Платоническая любовь и ее виды
Это чувство носит имя древнегреческого философа Платона (427-348 до н. э.). В сочинении «Пир» он вложил в уста своего героя Павсания рассуждения о высоких отношениях. Изначально отношения подобного рода допускались между мудрецом и его учеником. Платон подразумевал любовь к своим ученикам, ищущим мудрости у учителя. Любовь между учеником и учителем философ называет духовной.
Тема идеальной, духовной любви, когда людям не нужен сексуальный контакт, была впервые поднята Платоном в известном диалоге на ужине у Агафона. Платон в этом диалоге раскрывает свою мысль о поиске способа выражения любви человеческой. Платон говорил, что любовь скрывается за масками земного, низшего, Эрота и Эрота небесного, духовного. Земной ищет удовольствия в сексе, он основан на животных инстинктах, тогда как духовный ищет любимую душу, которая когда-то составляла с ним единое целое.
Платон признавал два рода любви — любовь небесную и любовь плотскую. Венера-Урания относится к душе, а не к телу, она ищет не личного наслаждения, но счастья любимого человека. Ее задача совершенствовать его в знании и добродетели. Вместо плотского, мимолетного соединения любовь небесная создает гармонию душ. Любовь плотская, наоборот, чувственна и возбуждает только низменные действия, она исходит из тела, а не из души и владычествует над грубыми людьми, рабами материи. В «Пире» Платона пышные восхваления любви со стороны Федра и Агатона Сократ охлаждает трезвым исследованием этого явления. Мудрец находит, что любовь нельзя назвать божеством (вопреки ходячим понятиям того времени), так как она не обладает ни красотою, ни благом (иначе она к ним не стремилась бы). Не обладая же этими свойствами, она не может быть блаженной, т. е. не имеет основного свойства божественности.
Меньшиков М. О. 1994
Со временем платонической любовью стали именовать любые духовные отношения между людьми без чувственного и сексуального контакта. Главное отличие любви платонической состоит в отношении к понятию «близость». Словосочетание «интимная близость», обычно описывающее сексуальные отношения, здесь приобретает совершенно иной смысл. Интимный — значит глубоко личный. Отношения платонической любви также подразумевают глубоко личный контакт, однако если в обычном понимании в проявлениях любви есть как духовные, так и телесные стороны, то в платонической существует исключительно духовная, эмоциональная сторона.
Надо сказать, что одни люди считают, что истинной любовью может называться лишь платоническая, потому что в ее основе лежат духовная близость и интеллект, а не гормоны и инстинкты. Другие полагают, что любовь двух душ, без телесного влечения, — сказка времен рыцарей и прекрасных дам. Например, известный русский философ Вл. Соловьев писал:
Другую позицию высказывал философ П. Сорокин, приводя в пример идеальной (платонической) любви поэзию Блока — поэзию «вечной женственности», «прекрасной и незнакомой Дамы».
Нельзя не отметить идеализацию П. Сорокиным платонической любви и ее противопоставление любви эротической. Так, он писал: «Вполне очевидное положение, что эстетическое чувство развивается лишь с ростом культуры, что поэтому и в любви, чем ближе к первобытности — тем больше физиологических переживаний и чем выше культура — тем больше “психических элементов”. А раз это так, то, значит, в наше время их должно быть всего больше; иными словами, потребность любви-обожания, потребность Беатриче — должна быть теперь более сильной, чем когда бы то ни было. Из сказанного видно, что она теперь настолько сильна, что уже вполне отделилась от физиологической любви и даже стала враждебна ей <…>
Я отлично понимаю, что высказываю этим положение, которое многие сочтут парадоксом. В самом деле, разве не в наше именно время кричат всюду о “монизме” в любви, по которому союз душ должен влечь и союз телес; разве не теперь бросают громы и молнии “односторонней” любви, чисто ли духовной или плотской.
существует теперь менее, чем когда бы то ни было. Как это ни странно, но именно в наше время соединимость в одно целое физиологической и эстетической любви почти невозможна.
В самом деле, если в прошлом эстетика с физиологией уживались, то теперь нельзя в одно и то же время созерцать Венеру и обнимать ее или целовать по-земному. Венера, которую можно целовать и любить физиологически, перестает, по крайней мере в эти моменты, быть Венерой живой, чистой красотой или кантовским “незаинтересованным удовольствием”.
Еще Толстой в “Крейцеровой сонате” указал на эту несовместимость Беатриче и жены, любви физиологической и эстетической <…>
Эстетическое чувство, любовь-обожание — чувство весьма хрупкое, и привилось оно человеку гораздо позже, чем половой инстинкт. Поэтому, как только наступает последний — первый исчезает. Эта любовь не может соединяться и существовать со спазмами сладострастия <. ..>
Как только страсть удовлетворена — любимый на время становится чужим, ненужным, даже противным. Но мало того, что в половом акте нет эстетических эмоций, само “обладание другим существом” непроизвольно снимает с него вуаль чистоты и очарования, делает его как бы пустым выпитым сосудом <…> На месте Беатриче оказывается простая женщина, “пол”, “физиология”. А потому — нетленная, полутаинственная женская красота при половой близости превращается в “жену” <…>
И как роза с опавшими листьями, она уже не в состоянии восстановить эту старую декорацию. Переход из Венеры в жену прост и легок, но обратный труден и почти невозможен <…>
Итак, говоря коротко, любовь-биология и любовь-красота — несоединимы теперь и враждебны друг другу. Беатриче нельзя целовать, она должна быть неприкосновенной. Только при этом условии она и может быть Беатриче. И обратно, “жена”, т. е. женщина, которую любят физиологически, не есть Беатриче и не может ею быть. “Жена есть жена” и “муж есть муж”. Между ними возможно что угодно, но не эстетическая любовь» (с. 261-262).
А отсюда: «Раз человеку нужна теперь не только “жена” и друг, но и Мадонна, а “жена” в силу того, что она “жена”, Мадонной быть не может, — то человек принужден искать Мадонну в других женщинах, а не в жене» (с. 264), т. е. изменять ей.
Платоническая любовь полезна, ее можно считать нормой для детей и подростков. Мы наблюдали ее у учеников младших и средних классов. У них она может продолжаться достаточно долго — до 12-14 лет. Объектами такой любви становятся опытные учителя, тренеры, наставники. Ее проявление в таких случаях весьма полезно, и желательно, чтобы это чувство продолжалось достаточно долго, ибо оно способствует личностному росту ребенка, который старается соответствовать объекту платонической любви и, следовательно, хорошо учится <…>
Я бы даже сказал, что квалификацию педагога можно определять его способностью вызвать у учеников такую платоническую любовь к себе. К сожалению, вызывают ее только педагоги, тренеры, воспитатели и все остальные наставники, работающие с детьми и подростками, которые имеют большой опыт и очень высокую профессиональную квалификацию. Кроме того, у них должны быть решены собственные сексуальные проблемы. Тогда горящий взгляд подопечного, если наставник вдруг заметит его, не вызовет у него вожделения, и через короткое время возникшее вдруг сексуальное содержание исчезнет как следствие спокойной реакции сексуально удовлетворенного человека, с интересом занимающегося своим делом. Практически в 100% случаев развитие такой влюбленности значительно повышает успеваемость учащихся.
Литвак М. Е. 2008
Однако время внесло коррективы в понимание платонической любви. В ней теперь не отрицается и наличие сексуального желания, которое при этом виде любви сублимировано или подавлено. Об этом писал еще М. О. Меньшиков (1899): «Не называйте святой любовью так называемую платоническую любовь, вроде той, которою пылал рыцарь Тогенбург. Ведь такая “идеальная” любовь есть все же половая страсть, только неудовлетворенная». Это несколько размывает понятие «платоническая любовь», и хотя многие ее отрицают, говоря, что это просто дружба между мужчиной и женщиной, но все-таки она возможна. Друзьями могут быть коллеги по работе или люди, связанные общими интересами, однокурсники и т. п. Однако дружба — это еще не платоническая любовь, потому что любовь — это не просто общность интересов и схожесть взглядов, это обожание другого, это духовная близость, когда, даже живя своей жизнью, люди тесно связаны друг с другом эмоционально (о дифференциации любви и дружбы см. далее).
Исторические легенды платонической любви
О великой любви Франческо Петрарки, великого поэта Средневековья, и Лауры де Новес сложены легенды. Франческо было двадцать три года в 1327 г, когда он впервые увидел возлюбленную всей своей жизни, замужнюю двадцатишестилетнюю Лауру в небольшой церквушке Св. Клары в предместьях Авиньона. У его музы к тому времени было уже несколько детей, но для романтичного поэта она была настоящим ангелом, воплощением душевной чистоты и неземной красоты.
Шли годы, Лаура от частых родов (всего у нее было одиннадцать детей) быстро старела и теряла стройность, однако для Петрарки это было не важно — он любил ее всей душой. Поэт наделял ее высокой нравственностью и чистотой помыслов, эта платоническая любовь вдохновляла великого классика на творчество. За все долгие годы своей любви он ни разу с ней не заговорил, но всякий раз, заметив нежный взгляд Лауры, Петрарка, вдохновленный и окрыленный, писал новые шедевры всю ночь.
Его муза скончалась в возрасте сорока семи лет во время эпидемии чумы. Поэт долго и мучительно страдал, воспевая свою возлюбленную в великолепных сонетах.
Эта широко растиражированная «односторонняя любовь» Петрарки к Лауре и сонеты, ей посвященные, как-то не увязываются с менее известной информацией о Петрарке. Франческо Петрарка себя считал влюбчивым с юности. Он нередко сожительствовал с простолюдинками, у него было несколько незаконнорожденных детей, были романы и со знатными дамами. Некоторые из современников даже считали его донжуаном.
Другая история великой любви также осталась в веках — любовь русского писателя Ивана Тургенева и французской певицы Полины Виардо. Тургенев, зная, что его возлюбленная замужем, добровольно согласился на роль преданного обожателя. По легенде, эта любовь была платонической, однако сегодня историки, изучая переписку влюбленных, сходятся во мнении, что отношения были не только духовными. Они никогда не были вместе, и Тургенев так и не женился. Его внебрачную дочь от крепостной крестьянки воспитывала Полина Виардо, Тургенев даже переименовал девочку из Пелагеи в Полинет в честь своей любимой женщины.
Умирал писатель на руках своей возлюбленной в Париже, диктуя ей последние рассказы и письма. Уходя из жизни, он был счастлив — любимая была рядом, сорок лет обожания смогла прервать только смерть.
Пятерикова Ж. Платоническая любовь // По материалам Интернета
М. Е. Литвак тоже приводит пример «большой, настоящей» романтической любви.
Александр Блок, когда шел свататься к Любе Менделеевой, нес в кармане пистолет, а дома на столе он оставил предсмертную записку, так как планировал застрелиться в случае отказа. Его предложение было принято, так что стреляться не пришлось.
В первую брачную ночь он страстно объясняет Любе: «Я хочу не объятий: потому что объятия — вонючее чудище. Я хочу сверх слов и сверх объятий». Он мечтал о неземной любви, а ей нужны были вовсе не стихи, а жизнь, какой обычно ожидает девушка: общие заботы, дети, тихие вечера и разговоры о том, о сем.
«…Я стремилась устроить свою жизнь, как нужно, как удобней… Я думала только о том, как бы избавиться от этой уже не нужной мне любви», — писала в воспоминаниях о том времени уже состарившаяся Любовь Дмитриевна. Хорошо быть возлюбленной поэта, но быть его женой!
Она хотела иметь детей, но это не входило в планы А. Блока, и она была вынуждена завести любовника, забеременела от него. Родившийся ребенок прожил совсем недолго.
А Блок скоро разочаровался в жене, и началась большая череда любовниц, но своего идеала Прекрасной Дамы он так и не нашел.
При других вариантах платоническая любовь — это безответная любовь, любовь на расстоянии, любовь, когда один из партнеров или оба несвободны и не хотят изменять, когда сексуальные отношения невозможны по состоянию здоровья, по причине возрастной разницы или при отсутствии потребности. Это и отношения между молодыми людьми до брака при соблюдении культурных и религиозных традиций. Платоническую любовь можно испытывать к актеру кино, певцу, любой знаменитой личности.
Платоническую любовь иногда обвиняют в абстрактности, называя ее любовью-фантазией. Возможно, в какой-то степени это и так. Именно такую любовь часто испытывают подростки, наделяя объект самыми прекрасными качествами, воплощая в нем мечту о прекрасном. Но именно у них платоническая любовь способствует формированию бесценного опыта и часто становится переходным этапом в отношениях, при которых возникает и физическая близость.
Рыцарская любовь
Карл Вайнхольд в своем основополагающем произведении о жизни женщин в Средние века «Die deutschen Frauen in dem Mittelalter» («Германские женщины в Средние века», Вена, 1882) пишет следующее:
«Эпоха рыцарства создала институт службы женщине (Frauendienst). Жизнь рыцарского ордена регулировали особые правила, отличные от правил гражданской жизни. Существовало специальное понятие “честь ордена” и существовали его специальные традиции. Цель жизни для рыцаря заключалась в том, чтобы дерзкими подвигами доказать свое мужество и отвагу. Эта цель порождала и жажду приключений, а один из главнейших законов в поиске приключений — защищать слабых, особенно женщин. Стремление защищать слабых, служить женщинам позже привело к тому, что рыцарь посвящал свое служение одной-единственной женщине <…> Эта рыцарская служба превращалась в конвенциональную привычку, очень часто обходилась без действительных страстей и проявлялась как чисто внешняя, хотя и накладывающая отпечаток на всю жизнь привычка <. ..> Рыцари посвящали свою службу замужним женщинам, ибо те фигурировали в первых рядах благородного общества. Целью была всего лишь игра ума и любовных чувств. Рыцарь выбирал одну даму (frouwe) и предлагал ей свою верную службу. Для него жизненной необходимостью было найти даму, рыцарем (frouwenritter) которой он себя объявит. Если дама принимала его предложение, рыцарь в дальнейшем все свои поступки совершал от ее имени. По неписаным правилам дама после этого не имела права принимать услуги другого рыцаря и в знак состоявшейся договоренности одаривала своего рыцаря лентой, косынкой или венком, которые тот носил на своем шлеме или на наконечнике копья, чтобы во время свершения рыцарских подвигов память о даме постоянно сопутствовала ему, стимулируя на героические деяния» <…> «Все, что ни делал рыцарь, будь то просто рыцарский турнир или же участие в крестовом походе, он делал это с именем своей дамы или по ее приказу. Когда Хартманн фон Ауэ шел в поход на сарацинов, он пел: “Пусть никто не спрашивает у меня, зачем я иду на войну. Я скажу сам, что делаю это по приказу любви. И изменить тут ничего нельзя, нельзя нарушать клятву или слово. Многие хвалятся, что ради любви они сделают то-то и то-то, но это лишь слова. А где дела? Ради настоящей любви мужчина способен оставить свой дом и отправиться в чужие края. Видите, как изгнала меня из собственного дома любовь, хотя даже полчища султана Саладина не смогли бы выманить меня из Франконии”».
Все свои поступки рыцарь совершал в надежде на награду. Наградой считали уже то, что посредством службы женщине рыцарь поднимался над буднями и достигал определенного возвышенного духовного состояния.
Бывали случаи, когда госпожа с поистине садистской жестокостью сама определяла тяжелейшие условия, а мечтательный фанатик без возражений принимал их. Здесь уже флирт охлаждался до уровня самого бессердечного кокетства. «Брантом приводит один случай из собственной практики, когда дама потребовала от рыцаря, чтобы тот в доказательство своей любви пронзил кинжалом собственную руку. Кавалер готов был пойти на это, и Брантому пришлось применить силу, чтобы помешать безумному поступку. Вспоминает он и случай с кавалером Жэнле, который безмятежно прогуливался с дамой; они были как раз на мосту через Сену, когда в даму вселился дьявол садистского флирта, она бросила в реку свой дорогой кружевной платочек и попросила рыцаря прыгнуть за ним и достать его из воды. Напрасно кавалер объяснял, что он не умеет плавать, дама обозвала его трусом, после чего тот в отчаянии бросился в воду. К счастью, поблизости была лодка и влюбленного безумца успели своевременно вытащить на берег».
Козлов Н. И. // По материалам Интернета
Любовь родителей к детям. Э. Фромм (1986) указывает на различия материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна — мать любит своего ребенка за то, что он есть. Ее любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, так как ее у матери нельзя заслужить. Материнская любовь либо есть, либо ее нет. Отцовская любовь обусловлена — отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляемая — ее можно заслужить, но ее можно и лишиться.
При этом Э. Фромм отмечает, что речь идет не о конкретном родителе — матери или отце, а о материнском или отцовском началах, которые в определенной степени представлены у обоих родителей.
Важной характеристикой родительской любви, особенно матери, является эмоциональная доступность. Это не просто физическое присутствие или физическая близость родителя, это его готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение.
Э. Фромм (1990) пишет, что «материнская любовь имеет два аспекта: один — это идеализация, знание и уважение, абсолютно необходимые для сохранения здоровья ребенка и его биологического роста; другой аспект выходит за пределы простого сохранения жизни, это установка, внушающая ребенку любовь к жизни, которая дает ему почувствовать, что хорошо быть живым, хорошо быть мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле <…> Но ребенок должен расти. Он должен покинуть материнское лоно, оторваться от материнской груди, наконец, стать совершенно независимым человеческим существом. Сама суть материнской любви — забота о росте ребенка — предполагает желание, чтобы ребенок отделился от матери. В этом основное ее отличие от любви эротической. В эротической любви два человека, которые были обособлены, становятся едины. В материнской же любви два человека, которые были едины, становятся отдельными друг от друга. Мать должна не просто смириться, а именно хотеть и поощрять отделение ребенка. Именно на этой стадии материнская любовь возлагает на себя столь трудную миссию, требующую бескорыстности, способности отдавать все и не желать взамен ничего, кроме счастья любимого человека» (с. 34).
Тезис, надо сказать, весьма спорный. Может быть, не мать является инициатором отделения ребенка, а ребенок, взрослея и приобретая самостоятельность, стремится отделиться от матери? Может быть, поэтому многие матери оказываются не способными к «настоящей любви» и не переходят на вторую стадию, на что сетует сам Э. Фромм? Иначе не было бы такого эмоционального явления, как «опустевшее гнездо», после того как дети покидают родительский дом.
Любовь детей к матери. По поводу того, за что ребенок любит свою мать, высказываются различные мнения. А. Фрейд (Freud, 1946) связывает сыновнюю и дочернюю любовь с тем, что мать, кормя и пеленая малышей, удовлетворяет их примитивную — «оральную» или «анальную» сексуальность. Д. Амброс (Ambrose, 1961) полагает, что поскольку мать чаще бывает возле ребенка, тот просто «запечатлевает» ее образ. Другие авторы (Condon, Sandler, 1974) ссылаются на эмоциональную общность матери и ребенка, происходящую из их биологической общности в период внутриутробного развития. Более правильной представляется позиция М. И. Лисиной (1986), считающей, что в основе избирательных привязанностей лежит сложный комплекс разнообразных причин.
Любовь к Богу. Как пишет Э. Фромм (1990), религиозная форма любви, которая называется любовью к Богу, берет начало в потребности преодолеть отчужденность и достичь единства. Основу религиозной формы любви, любви к Богу, составляют переживание одиночества и вытекающая отсюда потребность преодолеть тревогу одиночества посредством объединения.
Вера в Бога для большинства людей — это вера в помогающего отца. Однако истинно религиозный человек, если он следует сущности монотеистической идеи, не молится ради чего-то, не требует чего-либо от Бога; он любит Бога не так, как ребенок любит своего отца или свою мать; он достигает смирения, чувствует свою ограниченность, зная, что он ничего не знает о Боге. Бог становится для него символом, в котором человек на ранней стадии своей эволюции выразил полноту всего того, к чему стремится сам, реальность духовного мира, любви, истины и справедливости. Он верит в принципы, которые представляет Бог, он думает истинно, живет в любви и справедливости, считает свою жизнь ценной только в той мере, в какой она дает ему возможность более полного раскрытия его человеческих сил, как единственной реальности, которую он принимает в расчет. Любить Бога означает стремление. Несмотря на то что это понимание религии было преодолено некоторыми великими учителями рода человеческого и меньшинством людей, оно все еще остается преобладающей формой религии.
В преобладающей на Западе религиозной системе любовь к Богу это в сущности то же, что и вера в Бога, в божественное существование, божественную справедливость, божественную любовь. В восточных религиях и в мистицизме любовь к Богу — это напряженное чувственное переживание единства, нераздельно соединенное с выражением этой любви в каждом жизненном действии.
Резюме любви в симпозиуме
Платоновский симпозиум Ансельма ФейербахаПлатон утверждал, что любовь является движущей силой, которая побуждает человека глубоко задуматься о красоте. Он сказал, что любовь — это пошаговый процесс, который начинается с восхищения физической красотой, а затем перерастает в восхищение красотой духовной.
Платон в своем произведении «Симпозиум» утверждает, что любовь к мудрости — это величайшая форма любви. Из этого с необходимостью следует, что для Платона философия есть очищение полового влечения. Затем это очищение заставляет людей жаждать мудрости, а не секса. Под этим Платон подразумевает, что люди не будут жаждать мудрости, подавляя сексуальное влечение, а преобразовывая это влечение и направляя его к более высокой цели.
Платон объясняет свое представление о любви в диалоге на своем Симпозиуме, где группа афинян встречается на попойке и обсуждает природу любви. Используя дискуссии, Платон иллюстрирует, что философия не так уж далека от практичности повседневной жизни. Он утверждал, что философия — это просто высшая цель наших желаний, которые подпитывают нас в наших повседневных делах. Платон поясняет, что если бы человеческие умы не были так запутаны, они легко увидели бы, что их восхищение хорошо написанной пьесой или красивыми людьми на самом деле является восхищением самой красотой. Философия есть лишь кратчайший путь к объекту желания индивидуума.
Дискуссия на Симпозиуме
Симпозиум проходит в доме поэта Агафона. На нем присутствовали известные люди Афин, такие как Сократ, Аристофан, Павсаний и Алкивиад. Их разговор сосредоточился на значении любви, и каждый философ выдвинул на этот счет свое мнение. Когда все высказали свое мнение о любви, Сократ изложил свои взгляды на любовь и сказал, что Диотима, жрица Аполлона, открыла ему значение любви. Он сказал, что жрица просветила его, что любовь — это шаг за шагом вверх по лестнице, которая в конечном итоге приводит влюбленного к высшей форме любви.
Платон не считает, что любовь является конечной целью самой себя, а, скорее, любовь есть лишь способ постичь высшую форму красоты. Первый шаг на пути — физическая любовь. Здесь Платон говорит, что любовь входит в глаза смотрящего, овладевает телом и подталкивает его к объекту любви. Это начало физической любви. Платон не смотрит свысока на природу физической любви, а рассматривает ее просто как отправную точку в путешествии, кульминацией которого является возвышенная цель.
На втором этапе любовь смотрит не только на красоту в конкретном объекте, но ищет красоту в нескольких объектах. На этом этапе любовь развила абсолютное значение красоты и начала поиски красоты. На третьем этапе любовь преодолевает свое влечение к физической красоте и устремляется теперь к красоте души. Здесь человек начинает восхищаться душой помимо восхищения физической красотой. На четвертом шаге любовь вовлекается в нравственные принципы и видит, что хорошие нравы увеличивают красоту.
На пятой ступени любовь начинает интересоваться знанием и начинает заботиться о правительстве, а на шестой ступени любовь наслаждается наукой и постигает красоту в форме знания.
Наконец, на седьмом шаге любовь понимает, что красота едина со вселенной. На этом этапе любовь поднимается из физического мира в космические сферы, и наблюдатель испытывает радость высшей формы знания через философию.
Платоническая любовь
Платоническая любовь часто интерпретируется как любовь не физическая, а духовная. По Платону, такая любовь соединилась с миром идей, где все неизменно и совершенно. Из этого мира идей физический мир черпает свои образы. Поэтому концепция платонической любви тесно связана с Аллегорией пещеры. Пленник, сбежавший из пещеры и теней, единственный, кто постиг, что такое правда и красота. Бывший узник избежал первого шага любви, представленного жизнью в пещере. И когда этот бывший узник, наконец, открывает солнце, говорят, что он достиг понимания красоты.
В обычном понимании платоническая любовь часто означает романтические отношения между двумя людьми, не испорченные сексуальной активностью. Хотя в «Пире» Платона содержится значительное количество материала, связанного со стремлением к представителям своего пола, было бы неверным, если бы персонажи рассматривались как гомосексуалы. В Древней Греции сексуальные предпочтения не были такими противоречивыми, как сегодня. Для мужчин в Древней Греции было нормальным жениться на женщинах и иметь от них детей, и в то же время иметь романтические отношения с другими мужчинами. Итак, в политике и военном деле можно сказать, что мужчины Древней Греции испытали любовь, которой они не могли бы поделиться с женщиной. С этой точки зрения эти романтические отношения между мужчинами в Древней Греции можно было бы классифицировать как платонические.
7 видов любви и почему они все важны
Дрейвен Джексон
Blogger | Учитель
Twitter
«Любовь» — это слово из четырех букв, которое может означать много разных вещей для разных людей. Для некоторых любовь — это романтические отношения со своими партнерами — связь, которую они разделяют со своими мужьями и женами, парнями и девушками и всем, что между ними. Для других любовь — это эмоциональная связь с близкими друзьями и семьей, с людьми, которые помогают им оставаться на плаву, когда жизнь становится тяжелой.
С таким количеством разных видов любви иногда бывает сложно определить, какую версию любви вы испытываете к разным людям. В жизни люди испытывают 7 видов любви, и все они важны по разным причинам. Вот список каждой версии любви и почему они все важны по-своему.
Платоническая/филийская любовь
Первый из 7 видов любви — это платоническая любовь, также известная по-гречески как «филия» или «нежная любовь». Эта форма любви встречается в глубокой дружбе, где есть прочная основа доверия и уважения. Платоническая любовь — это форма привязанности, которая не включает в себя романтическое влечение и обычно называется «братской/сестринской любовью».
Платоническая любовь проявляется в близких дружеских отношениях или в отношениях с членами семьи, с которыми вы чувствуете себя очень близкими. Обычно это люди, которых вы считаете своими самыми близкими и лучшими друзьями, и они во многом разделяют те же ценности и убеждения, что и вы. В этих отношениях нет необходимости прятаться, потому что вы доверяете другому человеку, который любит вас, даже со всеми вашими недостатками и несовершенствами.
Отношения, построенные на платонической и нежной любви, обычно очень открыты и честны, полны безоговорочной поддержки и глубоких разговоров. Кажется, что эти друзья всегда на одной волне с вами, и чем дольше вы вместе, тем сильнее становится ваша любовь к ним.
Прагма/Непреходящая любовь
Второй из 7 видов любви — это непреходящая любовь, или «прагма». Эта форма любви представляет собой зрелую связь, которая развивается с течением времени, обычно предназначенная для пар и партнеров, которые вместе уже много лет. Это вечная любовь, полная приверженности и стабильности, и оба человека прилагают усилия, необходимые для поддержания отношений.
Непреходящая любовь сохраняется для партнеров, которые, как вы знаете, будут оставаться рядом с вами до тех пор, пока на то воля Вселенной, и отношения продолжают крепнуть с годами. Нет легких отношений, и все они требуют работы, и отношения, которые достигают прагмы, являются доказательством того, что вы готовы приложить усилия, необходимые для поддержания отношений на неопределенный срок.
Семейная любовь/Сторге
Следующим из 7 видов любви является семейная любовь (также известная как «сторге»). Это вид любви между членами семьи, такими как родители и дети или друзья детства, которые выросли почти как братья и сестры. Это происходит естественным образом и уходит своими корнями в историю, основано на глубоких эмоциональных связях и принятии недостатков и несовершенств каждого человека. Подобно платонической любви, семейная любовь — это личная связь с кем-то, кто видел, как вы росли и развивались на протяжении всей жизни.
Отношения, построенные на семейной любви, невероятно крепки, потому что они выдержали все жизненные препятствия, и обе стороны принесли личные жертвы, чтобы гарантировать, что отношения выдержат испытание временем. Это те люди, с которыми вы можете провести месяцы или годы в разлуке, но как только вы снова вместе, это похоже на то, что день никогда не прошел. Семейная любовь строится на воспоминаниях и глубоко укоренившемся доверии, которое со временем только расцветает.
Будь то настоящий кровный родственник или лучший друг, который с таким же успехом мог быть вашим родным братом или сестрой, семейная любовь — это спасательная сеть, которая нужна многим из нас в трудные моменты.
Романтическая любовь/Эрос
Один из наиболее широко известных типов любви, романтической любви или «эроса», — это отношения, построенные на личной увлеченности и влечении. Романтическая любовь приберегается для ваших влюбленных, партнеров, парня/девушки или любого, к кому вы испытываете эмоциональное и физическое влечение. Чаще всего это страстная любовь, которая проявляется в форме физической привязанности (например, поцелуев, объятий и рукопожатий) и романтического желания.
Романтическая любовь — это та любовь, о которой вы читаете в рассказах и смотрите в фильмах Диснея, полная тоски, родственных душ и «поцелуя настоящей любви». Эрос — это весело и увлекательно, но это также нормально, если вы из тех, кто никогда не испытывал романтической любви или физического влечения. Нет любви более важной или существенной, чем любая другая, и наполнение своей жизни как можно большим количеством видов любви может помочь вам чувствовать себя удовлетворенным и довольным.
Игривая любовь/Лудус
Как и Эрос, игривая любовь (или «лудус») является одной из основных форм любви, связанной с романтическим влечением, и обычно считается начальным этапом интимных отношений. Эта форма любви полна флирта и игривых связей, чтобы увидеть, есть ли возможность для более глубокой связи.
Людус — это та любовь, которая полна бабочек в животе и застенчивых взглядов, розовых щек от румянца и счастливого хихиканья, когда вы делитесь с друзьями всеми своими любимыми моментами о своем возлюбленном/партнере. Эта форма любви, которую иногда называют «этапом медового месяца», включает в себя множество дразнящих и игривых разговоров, которые вызывают смех и радость между вами и вашим партнером.
Игривая любовь — это весело и уникально, поскольку она полна детского поведения и волнения. Хотя это обычно ассоциируется с молодыми парами, партнеры всех возрастов обнаружат, что такая игривость невероятно полезна для их отношений.
Любовь к себе/Philautia
Один из самых недооцененных видов любви, любовь к себе так же важна, как и любые другие отношения, потому что каждому важно иметь сострадание к себе. Каждый должен научиться обращаться внутрь себя и проявлять уважение и признательность ко всем прекрасным частям себя так же, как он делал бы это с романтическим или платоническим партнером.
Филаутия — это признание и оценка собственной ценности, а также признание своих личных потребностей такими же важными и необходимыми, как и потребности других людей. Может быть невероятно сложно и сложно заботиться о себе и своих потребностях и развивать такую любовь, но любовь внутри себя приносит такое же удовлетворение, как и любовь друга или романтического партнера.
Обязательно заботьтесь о себе и проводите время с людьми, которые поддерживают вас, заботясь о своем сердце и душе, любя себя и заботясь о своих физических и умственных потребностях.
Бескорыстная любовь/Агапе
Последний из 7 видов любви – это агапе, или бескорыстная любовь. Это обычно рассматривается как чуткая, всеобъемлющая любовь, которая распространяется на всех вокруг вас. Эта любовь дается безвозмездно, без каких-либо ожиданий, что вы получите что-то взамен. Вы можете проявлять агапе, совершая небольшие добрые дела и посвящая свою жизнь улучшению жизни окружающих вас людей.
Хотя нет одной формы любви, которая была бы более важной или существенной, чем другая, агапе — это высшая форма любви, поскольку она свободно делится при любых обстоятельствах и дает вашему сердцу и душе цель, большую, чем вы сами.