Упражнения по вокалу: Упражнения для голоса, развития вокала, голосовых связок для пения. Как поставить голос самостоятельно

Вокальная мастерская Marge: Вокальные распевки

В данном разделе вы найдете аудио и видео материалы для самостоятельной работы. Это упражнения  для работы с голосом как для начинающих, так и для обладающих базой вокалистов. 

Внимание! В процессе и после тренировок у вас не должно возникать неприятных ощущений в горле, напряжения, усталости и охриплости голоса. Это сигнал того, что вы что-то делаете неправильно. Неправильная постановка голоса чревата ухудшением его звучания,  также возникновению заболеваний голосового аппарата. 

1. Упражнения Сета Риггса

Если вы знакомы хотя бы с какими-то названиями вокальных методик, среди них с большой долей вероятности окажется и «Пение в речевой позиции» американского педагога Сета Риггса. В нашей стране она стала известна после выхода книги «Как стать звездой». Более 20 лет назад. Однако, кажется, все еще не потеряла своей актуальности.

Как стать звездой

Сама книга небольшая, около 100 страниц. Но к ней прикреплены 30 практических упражнений с объяснениями автора и переводом. Именно они и представлены ниже на странице сайта. С адаптированными для удобства названиями треков. 

В книге есть примеры нот для каждого упражнения (в тональности до-мажор / С dur). Однако здесь на сайте, они представлены дополнительно — на фото. В каждом треке указан номер мелодии. 

Несмотря на то, что сам Риггс позиционирует эту программу, как курсы по вокалу для начинающих, они скорее подойдут для тех вокалистов, у которых уже имеются базовые знания. Т.к. большинство мелодий сложны для интонирования (попадания в ноты) и исполняются в быстром темпе. 

  • Вступление
  • Упр.№ 1. «Вибрация губ». Мелодия № 1
  • Упр.№ 2. «Рычание». Мелодия № 1
  • Упр.№ 3. «Вибрация губ». Мелодия № 2
  • Упр.№ 4. «Рычание». Мелодия № 2
  • Упр.№ 5. «Nay — Nay — Nay». Мелодия № 3
  • Упр.№ 6. «Nay — Nay — Nay». Мелодия № 1
  • Упр. № 7. «Mum — mum — mum». Мелодия № 3
  • Упр. № 8. «Mum — mum — mum». Мелодия № 1
  • Упр. № 9. На гласный «Oo». Мелодия № 1
  • Упр. № 10. На гласный «Oo». Мелодия № 4
  • Упр. № 11. На гласный «Ee». Мелодия № 5
  • Упр. № 12. «Wee — Wee — Wee». Мелодия № 6
  • Упр. № 13. «Wee — Wee — Wee». Мелодия № 1
  • Упр. № 14. Тренировка звука «Mmm»
  • Упр. № 15. «Mmm». Вар. № 1. Мелодия № 1
  • Упр. № 16. «Mmm». Вар. № 2. Мелодия № 1
  • Упр. № 17. «Mmm». Вар. № 3. Мелодия № 1
  • Упр. № 18. «Mmm». Вар. № 4. Мелодия № 1
  • Упр. № 19. «Mmm». Вар. № 4. Мелодия № 5
  • Упр. № 20. «Mmm — Ah». Мелодия № 4
  • Упр. № 21. «Ah». Мелодия № 7
  • Упр. № 22. «Ah». Мелодия № 5
  • Упр. № 23. «Oh — Ah». Мелодия № 4
  • Упр. № 24. «Ee — Ooh — Ah». Мелодия № 3
  • Упр. № 25. «Oo — Uh — Oo — Uh». Мелодия № 8
  • Упр. № 26. «Ah». Мелодия № 1
  • Упр. № 27. Объяснение приема прикрытия № 1
  • Упр. № 28. Объяснение приема прикрытия № 2
  • Упр. № 29. Объяснение приема прикрытия № 3
  • Упр. № 30. Объяснение приема прикрытия № 4
  • Заключение.

2. Видео мелодии под метроном

Две мелодии, записанные Marge под метроном для самостоятельной вокальной распевки. Звук, на котором тренируется упражнение (например, вибрация губ, жужжание или набор гласных) можно выбирать произвольно.

Поделиться


Вернуться назад

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСА. ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЕГО РАЗВИТИЯ

Я назвал книгу библией, поэтому логично начать её так: Авраам родил Исаака… Но если учесть, что каждый педагог фактически родитель своего ученика, как певца, то выглядеть это должно так:

Гарсия родил Эверарди, Эверарди родил Де Вос Соболеву и Усатова, Усатов родил Шаляпина, Де Вос Соболева родила Серваль, Серваль родила Вашего покорного слугу и множество великолепных певцов, имена которых я не буду приводить — настоящим поклонникам

вокала они и так известны, а прочим ничего не скажут. Скажу лишь, что за годы своей преподавательской деятельности Нина Александровна Серваль буквально наводнила все лучшие театры своими учениками. Она обладала всеми качествами, необходимыми педагогу с избытком, она просто жила своими учениками. Могу привести пример из своей жизни. Как-то я пришел на занятия не в лучшей форме — не пелось (когда не умеешь петь, очень многое зависит от того, как себя чувствуешь физически). Мой урок был в 3 часа. Что только не делала Серваль, чтобы я (по её словам) издал хоть один живой звук (имеется в виду звук на правильном дыхании) — результат никакой. Я прозанимался больше 3-х часов, причем все студенты, которые должны были заниматься после меня, сидели и ждали (не смотря на истерические вопли концертмейстера, — «Нина Александровна, у Вас же очередь, когда они будут заниматься!?». На что слышала ответ, — «Значит, будем заниматься ночью»).

В конце концов, меня отправили погулять, чтобы я вернулся, когда все отзанимаются. Это было в первом часу ночи.

Во втором часу я все-таки издал «живой» звук, после чего был отпущен домой и снабжен деньгами на такси, т.к. транспорт уже не ходил.

Итак, родословная идет от основателя БЕЛЬКАНТО. Безусловно, вокально-генеалогическое дерево, растущее от Гарсии гораздо развесистее, с огромным количеством певцов и педагогов, но, если я буду описывать его полностью, придется выпустить это отдельной книгой.

Итак, я повторюсь — пение — это дыхание. Но как же нужно дышать? В литературе вы найдете несколько описанных типов правильного дыхания — нижнереберное, диафрагмальное и смешанное. А самое главное, чтобы оно было парадоксальным, то есть ребра при выдохе раздвигались. Для тех, кто умеет петь, вроде бы все понятно, но для тех, кто начинает учиться — это примерно как правила игры из известного кинофильма: «три игрока берут по четыре фишки, причем четвертый все время выкидывает, когда лиса делает два хода назад — она становиться волком».

Правда, похоже? Остается только сказать, — «Понятно, но нам это не подходит».

Для новичков открою секрет — все педагоги говорят одни и те же правильные вещи: «пойте на дыхании, держите высокую позицию, кантилену и т.п.» Но, к сожалению, далеко не все правильно понимают, о чем говорят. Дело в том, что настоящих педагогов-

вокалистов очень мало, а педагог просто обязан суметь правильно показать ученику голосом, что он имеет в виду. Я часто наблюдал, как педагог долго объяснял какими-то заумными фразами, как правильно нужно что-то спеть, но когда доходило до показа голосом, звуки которые он извлекал, мало отличались от пения той вороны, которая сыр во рту держала. Это очень важный критерий при выборе педагога. Хотя я предполагаю, что могут быть и исключения, но таких педагогов во всем мире, наверное, можно пересчитать по пальцам.

Ниже я привожу профессиональные картинки и любительские рисунки, которые схематично показывают, как устроено вокальное дыхание. Предупреждаю, рисунки мои, а художник из меня, как из слона пианист.

 

 

 

На картинках показаны косые мышцы. Как видите, их протяженность достаточно большая. Нас интересует только небольшая часть этой группы мышц, а именно та, которая расположена ближе к паху и над лобковой костью (в белом овале). Именно эти мышцы могут подтягивать низ живота, заставляя его подворачиваться и работать, как поршень у насоса. К сожалению, эти мышцы, как правило, недостаточно развиты именно для выполнения этой важнейшей функции в процессе пения.

У детей от рождения абсолютно правильное дыхание, именно такое, какое необходимо для пения. Я очень внимательно наблюдал за своим маленьким сыном. Дыхание безукоризненное, лучше не научить. Но со временем, особенно в районах с холодным климатом, тип дыхания меняется и далеко не в лучшую сторону. Это просто объяснить. Представьте себя на улице где «благоприятно» сочетаются холод, дождь и слякоть. Как вы будете дышать? Расправите грудь, будете глубоко вдыхать или высунете нос из одежек, и будете делать короткие поверхностные вдохи? Я думаю, Вы сами ответите на этот вопрос.

Теперь для Вас стало понятно, почему Ваше дыхание уходит все дальше и дальше от того, которое вам необходимо для пения. Если Вы вдыхаете раскаленный воздух пустыни, вдох тоже будет не самым глубоким, хотя грудь у Вас будет расправлена в отличие от первого варианта. Наиболее благоприятны области с теплым климатом. Этим объясняется, почему есть страны, «рождающие» огромное число певцов (Италия, Испания, Украина и т.д.)

Эта книга поможет Вам исправить то, что против Вашей воли сделал с Вашим дыханием неблагоприятный климат (а может быть в этом виновен и ваш характер). Итак, переходим к первому упражнению, упражнению для дыхания, которое разовьет у Вас тот самый тип дыхания, без которого не может быть настоящего певца……………………. 

Упражнение для голоса №1

Это упражнение для голоса является одним из самых важных. Встаньте прямо, опираясь на обе ноги. Расправьте плечи. Сложите руки замком и положите их на то самое место, которое очерчено овалом на картинках. Выдохните воздух. Подтяните низ живота (не вдыхая и не выдыхая), причем если не можете это сделать косыми мышцами, то для начала можете помочь себе руками. Теперь сделайте короткий вдох носом (при этом рот должен быть открыт, т.к. при коротком вдохе Вы просто не успеете вдохнуть носом необходимое количество воздуха. Поэтому через рот Вы добираете то, чего не хватает). Одновременно с вдохом Вы отбрасываете вниз подтянутую часть живота. Теперь сжав губы, Вы делаете вид, что с силой продуваете игольное ушко с напрочь застрявшей там соринкой, при этом медленно с силой через сжатые губы выдыхаете воздух, подворачивая (для начала можно с помощью рук) нижнюю часть живота. Делаете это, как можно дольше. Когда воздух закончиться, у Вас нижняя часть живота уже подтянута и готова к следующему вдоху. Что Вы и делаете. Уже при исполнении этого упражнения Вы должны понять, что такое «парадоксальное дыхание». Представьте себе, что Ваша грудная клетка и живот – это большой воздушный шарик, с перегородкой (диафрагмой) посредине. Теперь вдохните, как сказано в упражнении и, не выдыхая, просто понажимайте руками, сложенными в замок на нижнюю часть живота. При этом вся верхняя область «шарика» раздвигается — т.е. раздвигаются ребра. То же самое должно происходить при выполнении упражнения. Вы выдыхаете (как сказано в упражнении) воздух, а ребра при этом не опадают, а раздвигаются. Задвигается (как поршень) только низ живота. Для чего это нужно?

На картинке схематично показано, как выглядят ваши легкие. Между ними расположен воздушный столб, изменяя давление которого, Вы можете регулировать давление под голосовыми связками. Чем более совершенно Вы это умеете это делать, тем меньше у Вас проблем с вокалом. При том типе дыхания, который я Вам предлагаю, подсвязочное давление воздуха регулируется работой косых мышц, которые, подворачивая нижнюю часть живота, увеличивают давление под диафрагмой, заставляя ее, вдавливаясь, увеличивать давление внутри грудной клетки. При этом ребра раздвигаются, кислород продолжает, циркулируя по легким, усваиваться, позволяя вам петь на одном дыхании очень большие фразы. Когда и сколько делать это упражнение? 

Вы помните, что читаете БИБЛИЮ. Теперь представьте, что Вы грешник (грешница), которым нужно вымолить утраченное благословение господне, а упражнение – это молитва «Отче наш». Я вижу, вы уже все поняли. Да, делать его нужно при каждом представившемся случае. Проснувшись и засыпая в постели. Стоя в общественном транспорте (все равно нечем заняться, не книжкой же зрение портить). Ну, в общем, везде. Категорически нельзя его делать сидя, т.к. необходимые для его выполнения мышцы попросту зажаты. Это упражнение делается без голоса, поэтому не нанесет никакого вреда вашим голосовым связкам. Делать его нужно на протяжении всех двух лет, в течение которых я обещал Вам становление Вашего голоса. Не рекомендую Вам переходить ко второму упражнению, пока Вы не почувствуете, что у Вас легко (и, конечно, без помощи рук) получается первое. Обычно (при интенсивных занятиях) это получается через 1,5 – 3 месяца. Если Вы занимаетесь от случая к случаю, то это означает, что Вы явно не подходите для серьезных занятий вокалом, и Вам следует заняться чем-нибудь менее трудоемким. Или найти себе соответствующего Вам педагога, который открыл секретный способ, как стать Шаляпиным, ничего не делая. Таких сейчас хватает. Итак, будем считать, что «парадоксальное дыхание» Вы в первом приближении уже освоили. Теперь наша задача соединить это дыхание собственно со звуком. Начнем с мычания. Мычать будем следующее упражнение: 

Упражнение для голоса №2

При этом, каждый раз, когда звук идет наверх, живот подтягивается, а когда вниз опускается.

Упражнение для вокала необходимое, но сразу оговорюсь, что для пения это не совсем правильно. Дело в том, что при пении на протяжении всего звукоизвлечения живот должен подтягиваться. Но на практике это не всегда могут сделать и «готовые» певцы. В дальнейшем мы будем заниматься упражнением, которое будет приучать нас, спускаясь сверху вниз, не снимать с дыхания, но сейчас слишком рано. Поэтому мы начнем с того, что я предложил. Тем более, что это позволяет скоординировать высоту звука с подсвязочным давлением и наглядно позволяет увидеть, что ноты можно и нужно брать не напряжением каких-либо горловых мышц, а исключительно изменением подсвязочного давления, т. е. с помощью тех самых косых мышц, которые мы с Вами так усердно тренировали. Итак, продолжаем делать второе упражнение, постепенно по полутонам поднимаясь, все выше и выше. Горло при этом должно быть абсолютно расслаблено, язык — лежать, касаясь нижних зубов, рот закрыт, но зубы не сжаты. Верхние ноты вы буквально выдуваете воздухом. Всё? Выше не можете? Значит упражнение закончено. Повторять ежедневно во время распевки один раз на всем диапазоне. 

Упражнение для голоса №3

Сейчас мы узнаем, какой стал у Вас диапазон, благодаря Вашим усердным занятиям дыхательными упражнениями.

На стаккато Вы пропеваете следующее упражнение, постепенно поднимаясь по полутонам все выше и выше. Причем чем выше вы начинаете петь упражнение, тем более легким звуком старайтесь это делать. Вообще, для начала, постарайтесь только чуть-чуть касаться звука, как бы делая упражнение одним воздухом. На этом упражнении вы должны в полной мере ощутить, что ноты Вы берете только низом живота и ничем другим. Грудная клетка буквально подпрыгивает на каждой ноте. Что такое? Вам говорили, что у Вас меццо, а Вы взяли соль третьей октавы? Не расстраивайтесь. Если у Вас действительно меццо, то при таком диапазоне Вы просто обладательница уникального голоса. Но, скорее всего, Вы — обладательница лирического или лирико-колоратурного сопрано, а меццо Вам определили только потому, что Вы не могли взять ничего выше соль второй октавы. У меня почему-то очень часто получается, что приходит ко мне певица, считающая себя драм-сопрано, но освоив дыхание и приобретя половину третьей октавы, оказывается лирическим или лирико-колоратурным сопрано. Упражнение 3 делайте столько же, сколько второе, и тоже ежедневно. Это не значит, что заниматься нужно «без выходных». Раз в неделю Вы имеете право на отдых, по-моему, это даже записано в конституции (хотя может, я и ошибаюсь), но в БИБЛИИ точно есть. Если Вы легко и вольготно чувствуете себя в третьем упражнении, то можете постоять (с полчасика) на верхней ноте, чтобы убедиться, что Вы можете брать её не только на стаккато.

Во время исполнения третьего упражнения для голоса следите за тем, чтобы у вас работал низ живота, а не отклячивалась нижняя челюсть. В идеале, если вы безукоризненно владеете дыханием, рот может быть приоткрыт совсем чуть-чуть, но Вы все равно будете брать самые верхние для Вашего типа голоса ноты. И наоборот, если у Вас на верхних нотах рот открывается так, как будто Вы хотите проглотить всех и вся, это означает, что вы не научились правильно помогать себе дыханием, и часть нагрузки ложиться на мышцы горла и корень языка. Это очень плохо, так как в принципе уводит вас от правильного вокала. Более того, если вы берете высокую  ноту за счет того, что опуская корень языка, растягиваете связки, уменьшая щель между ними – это чревато серьезными последствиями. Т. к. связки – это мышечные волокна, и если одно из них порвется – оно сворачивается в узелок, который, оказавшись между голосовыми связками, лишит вас даже разговорного голоса. И хотя можно вырезать этот узел, вероятность стать профессионально непригодным очень высока. Хотя, насколько мне известно, некоторые из наших эстрадных певцов делали эту операцию неоднократно и продолжают успешно сипеть и хрипеть со всех экранов ТВ.

Один мой ученик (тенор) с очень красивым голосом до наших занятий через раз «петушил» на си-бемоле. Он уже учился 3 года в консерватории, и неправильные навыки были в него крепко вбиты. Пришлось заставлять петь его, глядя на себя в зеркало, чтобы справиться с рефлексом «разевания рта». Когда он перестал это делать, он не смог больше себе помогать мышцами гортани и нагрузка перешла на косые мышцы. Сегодня он может практически любую ноту доступную тенорам (и до, и ре и ре диез включительно) взять, филировать и, наоборот,  перейти на форте, причем без какого-либо видимого со стороны напряжения. И вообще, чувствует себя в верхнем регистре, как рыба в воде.

На что еще хочу обратить Ваше внимание при выполнении всех трех упражнений? Живот ни в коем случае не должен быть зажат как каменный. Он должен быть мягкий и упругий, послушный Вашим командам. Та часть, которую называют «солнечное сплетение», при выдохе должна не проваливаться, а наоборот, подаваться наружу. Об этом вы, кстати, можете прочитать у Барры, который писал, что умение на верхней ноте подать подложечную часть из себя — это умение взять верхнюю ноту (не гарантирую, что высказывание дословно, но смысл такой). Об этом же пишет и Шаляпин, когда вспоминает, как Усатов больно тыкал его пальцем в солнечное сплетение, приговаривая, — «Не снимай с дыхания!» Вообще-то профессиональные певцы всех обманывают. Они набирают воздух помимо легких еще и опуская диафрагму – т.е. в низ живота. А потом, вместо того, чтобы выдыхать его из легких, они начинают подворачивать низ живота. Диафрагма поднимается и воздух (дополнительный) закачивается в легкие (грудная клетка еще расширяется – т.е. певец, выдыхая, как бы продолжает вдыхать, ведь дополнительный воздух циркулирует по легким и усваивается. Это и есть ПАРАДОКСАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ.

 

Пилотное исследование влияния вокальных упражнений и пения на дизартричную речь

. 2008;23(3):207-16.

Жанетт Тамплин 1

принадлежность

  • 1 Служба музыкальной терапии, Austin Health, Мельбурн, Виктория, Австралия. [email protected]
  • PMID: 18560137

Жанетт Тамплин. Нейрореабилитация. 2008.

. 2008;23(3):207-16.

Автор

Жанетт Тамплин 1

принадлежность

  • 1 Служба музыкальной терапии, Austin Health, Мельбурн, Виктория, Австралия. jeanette.tamplin@austin. org.au
  • PMID: 18560137

Абстрактный

Это пилотное исследование было направлено на изучение влияния вокальных упражнений и пения на разборчивость и естественность речи у субъектов с приобретенной дизартрией после черепно-мозговой травмы или инсульта. Был использован дизайн нескольких тематических исследований, включающий оценку разборчивости, скорости, естественности и времени паузы до, в середине и после лечения для четырех субъектов с дизартрией. Каждый субъект участвовал в 24 индивидуальных сеансах музыкальной терапии в течение восьми недель, включающих орально-моторные дыхательные упражнения, упражнения на ритмическую и мелодическую артикуляцию, ритмическую речевую подсказку, вокально-интонационную терапию и лечебное пение с использованием знакомых песен. Результаты были измерены с использованием стандартизированной дизартрической оценки речи — теста на разборчивость предложений, анализа формы волны и оценок естественности речи. Были достигнуты статистически значимые улучшения функциональной разборчивости речи, но улучшения скорости речи не были значительными. Естественность речи улучшилась после лечения, а уменьшение количества и продолжительности пауз было подтверждено с помощью анализа формы волны. Предварительные результаты показывают, что программа вокальных упражнений и пения может способствовать более нормативному производству речи у людей с приобретенной дизартрией, и подтверждают необходимость дальнейших исследований в этой области.

Похожие статьи

  • Интенсивное лечение дизартрии после инсульта.

    Малер Л.А., Рамиг Л.О. Малер Л.А. и соавт. Клин Лингвист Phon. 2012 авг; 26 (8): 681-94. дои: 10.3109/02699206.2012.696173. Клин Лингвист Phon. 2012. PMID: 22774928

  • Влияние речевого задания на разборчивость при дизартрии: тематическое исследование болезни Паркинсона.

    Кемплер Д., Ван Ланкер Д. Кемплер Д. и соавт. Брейн Ланг. 2002 март; 80 (3): 449-64. doi: 10.1006/brln.2001.2602. Брейн Ланг. 2002. PMID: 11896652

  • Влияние контроля скорости на скорость речи и разборчивость дизартричной речи.

    Ван Наффелен Г., Де Бодт М., Вуйтс Ф., Ван де Хейнинг П. Ван Наффелен Г. и соавт. Фолиа Фониатр Логотип. 2009 г.;61(2):69-75. дои: 10.1159/000208805. Epub 2009 14 марта. Фолиа Фониатр Логотип. 2009. PMID: 19287175

  • Акустика тренированного и нетренированного певческого голоса.

    Ховард Д.М. Ховард Дм. Curr Opin Otolaryngol Head Neck Surg. 2009 июнь; 17 (3): 155-9. doi: 10.1097/MOO.0b013e32832af11b. Curr Opin Otolaryngol Head Neck Surg. 2009. PMID: 19365264 Обзор.

  • Применение для тренировки силы дыхательных мышц.

    Сапиенца СМ. Сапиенца СМ. Curr Opin Otolaryngol Head Neck Surg. 2008 июнь; 16 (3): 216-20. doi: 10.1097/MOO.0b013e3282fe96bd. Curr Opin Otolaryngol Head Neck Surg. 2008. PMID: 18475074 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Обновленная информация о реабилитации после инсульта при немоторных нарушениях.

    Парк Дж.Г. Парк Дж. Нейрореабилитация головного мозга. 2022 25 июля; 15 (2): e13. doi: 10.12786/bn.2022.15.e13. электронная коллекция 2022 июль. Нейрореабилитация головного мозга. 2022. PMID: 36743206 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • ClearSpeechTogether: однократное контролируемое технико-экономическое обоснование речевого вмешательства для людей с прогрессирующей атаксией, слепое для оценщиков.

    Лоуит А., Кокс Дж., Лукас М., Грассли Дж., Иган А., ван Бренк Ф., Хадживассилиу М. Лоуит А. и др. Мозжечок. 2022 авг. 24:1-12. doi: 10.1007/s12311-022-01462-9. Онлайн перед печатью. Мозжечок. 2022. PMID: 36001243 Бесплатная статья ЧВК.

  • Потенциальные преимущества музыкальной терапии при реабилитации после инсульта.

    Сюй Ц, Хэ З, Шен З, Хуан Ф. Сюй С и др. Оксид Мед Селл Лонгев. 2022 15 июня; 2022:9386095. doi: 10.1155/2022/9386095. Электронная коллекция 2022. Оксид Мед Селл Лонгев. 2022. PMID: 35757506 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Домашняя музыкальная терапия для поддержки бульбарных и респираторных функций у лиц с ранним и средним амиотрофическим боковым склерозом – протокол и результаты технико-экономического обоснования.

    Апрелева Коломейцева А.Т., Брылев Л., Эшги М., Боттаева З., Чжан Дж., Фахнер Ю.С., улица А.Ж. Апрелева Коломейцева А.Т., и соавт. наук о мозге. 2022 13 апр;12(4):494. doi: 10.3390/brainsci12040494. наук о мозге. 2022. PMID: 35448025 Бесплатная статья ЧВК.

  • Речевое лечение улучшает дизартрию при мультисистемной атаксии: слепое контролируемое пилотное исследование в ARSACS.

    Vogel AP, Stoll LH, Oettinger A, Rommel N, Kraus EM, Timmann D, Scott D, Atay C, Storey E, Schöls L, Synofzik M. Фогель А.П. и соавт. Дж Нейрол. 2019 май; 266(5):1260-1266. дои: 10.1007/s00415-019-09258-4. Epub 2019 6 марта. Дж Нейрол. 2019. PMID: 30840144

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

термины MeSH

Вокальные упражнения — J.

R. Vocal Coaching

Эти файлы в формате mp3 можно загрузить и использовать вместе с вокальными упражнениями, которые вы выполняли во время частного урока.


При занятиях с этими mp3-файлами важно подниматься только настолько высоко или низко, насколько это удобно для вас. Если упражнение становится слишком высоким, просто прервите его и даже попробуйте напевать, пока оно не вернется в ваш диапазон.

Разминка

warm_up_01.mp3
Скачать файл


warm_up_02.mp3
Скачать файл


warm_up_03.mp3
Скачать файл


warm_up_04.mp3
Скачать файл


Голова

9 0136

head_01. mp3
Скачать файл


head_04.mp3
Скачать файл


head_02.mp3
Загрузить файл


head_05.mp3
Скачать файл


head_03.mp3
Скачать файл


Флажолет

flageolet_01.mp3
Скачать файл


flageolet_02.mp3
Скачать файл


Сундук

сундук_01.mp3
Скачать файл


сундук_02. mp3
Скачать файл


сундук_03.mp3
Скачать файл


сундук_04.mp3
Скачать файл


сундук_05.mp3
Скачать файл


Микс

mix_01.mp3
Скачать файл


mix_02.mp3
Скачать файл


mix_03.mp3
Скачать файл


mix_04.mp3
Скачать файл


mix_05.