Упражнения на дикцию для ведущих тв программа: Упражнения для развитие дикции от профессионального диктора
7 книг по технике речи – Работники ТВ
Поделиться в соцсетях
Работники радио и авторы собственных подкастов хорошо знают, что на аудиозаписи слышны малейшие изъяны дикции. Представляем вам подборку книг, которые помогут «подружиться» с микрофоном.
Владимир Ульянов. “Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи”
«Организм человека, слушающего кого-либо, функционирует подобно говорящему (ведь мы пересмешники). И если мы слышим сиплый, хриплый, надорванный голос, мы и сами начинаем сипеть, хрипеть и испытывать прочие неприятности. Вплоть до несмыкания голосовых связок, срыва голоса. Во всяком случае, мы начинаем кашлять. Когда говорящий верещит, повизгивая, у слушателей также задирается и голос, и всё его тело. Понятно, что такие выступления вызывают раздражение на подсознательном уровне».
Специализированный учебник, написанный преподавателем кафедры радио и телевидения Санкт-Петербургского государственного университета, который также проводил лекции в целом ряде других учебных заведений. Книга написана легким живым языком, в ней приведено много случаев из реальной практики российских и зарубежных ведущих, разобраны ошибки, а также собраны лучшие упражнения для голоса, дикции, связок, осанки и так далее. Особо нужно отметить крайне полезный раздел, посвященный психологическому состоянию при работе у микрофона и в прямом эфире.
2. Борис Ляшенко. “Хочу к микрофону. Профессиональные советы диктору”
«В цифры надо раз и навсегда вдуматься. Ведь не составляет же нам труда сказать «Речь идет о трех кустах», «Сад пополнился тремя новыми кустами». Точно также можно произносить и цифры: «Речь шла о трехстах (кустах) рублях», «казна пополнилась тремястами (кустами) рублями». Ведь «сотня и «сто» — такие же живые слова как «кусты».
Эту книгу написал один из мэтров советского радиовещания, ученик Юрия Левитана — Борис Ляшенко, который проработал на Всесоюзном радио более 50 лет и вел программы для «Маяка» и «Радио России». Помимо дикторской деятельности, автор также успешно преподавал технику речи и рассказывал о типичных ошибках в эфире. В этой книге собраны не только эти примеры ошибок, но и исторические справки, советы по работе у микрофона и упражнения.
3. Владимир Аннушкин. “Техника речи. Учебное пособие”
«Речь начинается с деления на отрезки или речевые такты. Не спешите, думайте о том, что вы говорите. Пауза — проявление мастерства говорящего, поэтому цените каждое произносимое слово: держите паузу, делающую смысл ваших слов значительным».
Это пособие для студентов, которые осваивают речеведческие дисциплины — риторику, культуру и технику речи, педагогическое общение, а также имеют непосредственное отношение к работе у микрофона и на сцене. В книге собраны цитаты мастеров сценического искусства, упражнения, скороговорки, практические советы, а также техники постановки голоса и дыхания, интонации и ритмики. Отдельный акцент сделан на разработку артикуляции и всего, что касается произношения и дикции. С помощью этой книги вы сможете освоить необходимый минимум упражнений, который поможет вам при работе у микрофона. Она пригодится не только студентам, но и преподавателям, тренерам для подготовки программ практических семинаров и открытых занятий.
Читайте продолжение здесь.
Поделиться в соцсетях
7 книг по технике речи — МедиаПрофи
01. Владимир Ульянов. «Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи»
«Организм человека, слушающего кого-либо, функционирует подобно говорящему (ведь мы пересмешники). И если мы слышим сиплый, хриплый, надорванный голос, мы и сами начинаем сипеть, хрипеть и испытывать прочие неприятности. Вплоть до несмыкания голосовых связок, срыва голоса. Во всяком случае, мы начинаем кашлять. Когда говорящий верещит, повизгивая, у слушателей также задирается и голос, и всё его тело. Понятно, что такие выступления вызывают раздражение на подсознательном уровне».
Специализированный учебник, написанный преподавателем кафедры радио и телевидения Санкт-Петербургского государственного университета, который также проводил лекции в целом ряде других учебных заведений. Книга написана легким живым языком, в ней приведено много случаев из реальной практики российских и зарубежных ведущих, разобраны ошибки, а также собраны лучшие упражнения для голоса, дикции, связок, осанки и так далее. Особо нужно отметить крайне полезный раздел, посвященный психологическому состоянию при работе у микрофона и в прямом эфире.
02. Борис Ляшенко. «Хочу к микрофону. Профессиональные советы диктору»
«В цифры надо раз и навсегда вдуматься. Ведь не составляет же нам труда сказать «Речь идет о трех кустах», «Сад пополнился тремя новыми кустами». Точно также можно произносить и цифры: «Речь шла о трехстах (кустах) рублях», «казна пополнилась тремястами (кустами) рублями». Ведь «сотня и «сто» — такие же живые слова как «кусты».
Эту книгу написал один из мэтров советского радиовещания, ученик Юрия Левитана — Борис Ляшенко, который проработал на Всесоюзном радио более 50 лет и вел программы для «Маяка» и «Радио России».
03. Владимир Аннушкин. «Техника речи. Учебное пособие»
«Речь начинается с деления на отрезки или речевые такты. Не спешите, думайте о том, что вы говорите. Пауза — проявление мастерства говорящего, поэтому цените каждое произносимое слово: держите паузу, делающую смысл ваших слов значительным».
Это пособие для студентов, которые осваивают речеведческие дисциплины — риторику, культуру и технику речи, педагогическое общение, а также имеют непосредственное отношение к работе у микрофона и на сцене. В книге собраны цитаты мастеров сценического искусства, упражнения, скороговорки, практические советы, а также техники постановки голоса и дыхания, интонации и ритмики. Отдельный акцент сделан на разработку артикуляции и всего, что касается произношения и дикции. С помощью этой книги вы сможете освоить необходимый минимум упражнений, который поможет вам при работе у микрофона. Она пригодится не только студентам, но и преподавателям, тренерам для подготовки программ практических семинаров и открытых занятий.
04. «Словарь ударений русского языка» под редакцией Ирины Резниченко
«Описаны все типы ударений русского языка. Даны объяснения, почему нужно произносить слово с тем или иным ударением. Предлагаются оригинальные способы запоминания ударения и предупреждения распространенных ошибок — «узелки на память». Приводятся иллюстрации из поэзии и фольклора».
Это, пожалуй, один из наиболее полных словарей — в нем собрано около 10 000 слов, но далеко не единственный. В принципе, для уточнения правильности постановки ударений вы можете использовать любой орфоэпический словарь, главное — делать это. Выбирайте, какой вам больше нравится, вот лишь несколько примеров:
- Орфоэпический словарь под редакцией Р. И. Аванесова, М.А. Штудинера, М.В. Зарвы.
- Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
- Словарь собственных имен русского языка Ф. Л. Агеенко.
- Орфографический словарь В.В. Лопатина.
При выборе словаря советуем вам обращать внимание на время издания, так как нормы русского языка меняются, появляются новые слова, а некоторые старые приобретают иные значения. Желательно, чтобы словарь был рекомендован Институтом русского языка имени В.В. Виноградова. Это гарантия того, что в ваших руках находится действительно проверенный и надежный источник, на который при необходимости можно смело ссылаться.
05. Наталья Ром. «Хочу говорить красиво!»
«Для речи, особенно продолжительной, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления».
Очень полезное и вдумчивое пособие, где подробно по пунктам описаны все необходимые практики, упражнения и советы, которые основаны на реальном опыте занятий ораторским и сценическим искусством. Автор обращает внимание не только на особенности работы с голосом и речью, но и на косвенные факторы, которые влияют на состояние и работу голосового аппарата. Книга будет полезна не только новичкам, но и тем, кто задумывается о повышении квалификации.
06. Евгения Шестакова. «Говори красиво и уверенно. Основы сценической речи»
«Мы воспринимаем звуки ушами, но по-настоящему слышать начинаем чем-то другим. Кто-то мозгом, кто-то в большей степени сердцем… Уши лишь играют роль передатчика, отсекая при этом многое из того, что для вас бесполезно. Они отбирают звуки и сортируют их. Многие из нас не слышат звуков, слышат лишь слова. Когда вы слышите слова, центром вашего звука становится голова, когда звуки — голова уже центром не является.
Разбор природы звука, того как человек слышит, какие интонации мы используем и почему. Как владеть своим голосом и собой? Полезные советы для тех, кто верит, что голос — это мощный инструмент, с помощью которого человек способен передавать тысячи эмоциональных оттенков и заставлять миллионы людей замирать на своих местах в зале или у радиоприемников. В книге поэтапно раскрываются возможности голоса, идет его «настройка» как инструмента — для этого приведены необходимые упражнения и интересные задания.
07. Елена Черная. «Основы сценической речи»
«Тренируя дыхательные упражнения в движении, необходимо все время помнить принципы организации правильного фонационного дыхания и цель — наладить основы самоорганизующегося ритмичного дыхания. В то же время упражнения, имеющие в названии некий образ — это уже маленький этюд, выполняемый телом вместе с дыханием и движением, и поэтому обязательно включается воображение».
Пособие от преподавателя сценической речи, профессора Санкт-Петербургской академии театрального искусства и кандидата искусствоведения. Помимо формирования теоретической базы, автор подробно рассказывает о постановке профессионального дыхания и голоса, а также предлагает комплексные систематические упражнения, которые помогут настроить голосовой аппарат для работы в эфире и на сцене. Это полноценный курс, после прохождения которого вы научитесь говорить «заново».
Источник: Александра Гагарина, tvkinoradio.ru
Лучшая вокальная разминка для радиоведущих
Вокальная разминка необходима для улучшения и защиты вашего голоса
Как радиоведущий ваши слушатели имеют доступ только к тому, что они могут услышать. Общеизвестно, что эффективное общение зависит не только от того, что вы говорите, , но и от того,
Нас учат разогревать мышцы перед физическими нагрузками, чтобы предотвратить повреждение тела. Ну, то же самое касается и вашего голоса! Вокальные разминки позволяют повысить производительность ваших мышцы грудной клетки (грудь), а также верхних голосовых путей (рот) и гортани (горло).
Проще говоря, чем больше вы разогреетесь, тем лучше будет звучать ваш голос! Прежде чем выйти в эфир на своей радиостанции, потратьте 15 минут на эти простые вокальные разминки.
Разминка мышц лицаВам, как радиоведущему, часто приходится говорить подолгу, иногда рано утром или поздно вечером.
- Жевательная резинка: представьте, что вы жуете большой шарик невидимой резинки. На самом деле вытяните рот, насколько это возможно, не открывая рта!
- Массаж щек: аккуратно массируйте щеки и челюсти небольшими круговыми движениями. Продолжайте массировать, опуская и поднимая челюсть.
Для радиоведущего также важно следить за тем, чтобы вы не невнятно произносили слова. Ваши губы формируют звуки, исходящие из вашего рта. Если они плотные и четкие, это неизбежно повлияет на четкость и качество того, что вы пытаетесь сказать. Эта вокальная разминка поможет расслабь губы что, в свою очередь, также поможет с произношением .
Вероятно, в детстве вы играли губными трелями, даже не осознавая этого. Это просто, когда вы смыкаете губы и позволяете воздуху проходить, быстро выдыхая воздух, чтобы создать звук « брррррр ». По мере того, как вы будете чувствовать себя все более и более комфортно с этой вокальной разминкой, начните добавлять звук к губным трелям.
Взгляните на этот короткий видеоклип, который поможет вам в первые несколько раз.
СкороговоркиСкороговорки очень эффективны, когда речь идет о подготовке вашего голоса, будь то радио , пение или публичное выступление. Это интересный способ разогреть ваши артикуляционные инструменты (губы, язык и зубы), что улучшает дикцию и облегчает понимание.
УПРАЖНЕНИЕ:Начните с прочтения первого предложения, делая все возможное, чтобы сформулировать и преувеличить ваши движения лица как можно больше. Начните повторять фразу все быстрее и быстрее, сохраняя при этом правильное произношение.
– Красный грузовик, желтый грузовик.
– Он бросил три мяча.
– Какие наручные часы относятся к швейцарским?
– Синонимом корицы является синоним корицы.
ЖужжаниеНапевание — одна из лучших (и самых простых) вокальных разминок, которую можно практиковать перед длительной речью. Это упражнение растягивает ваши голосовые связки , а также расслабляет мышцы лица . Кроме того, это то, что вы можете сделать по дороге в радиостудию всего за несколько минут до выхода в эфир!
УПРАЖНЕНИЕ:- Расслабьте мышцы лица
- Поместите кончик языка за нижние передние зубы.
- Начните издавать звук «хммм». Держите челюсть открытой, а губы закрытыми.
- Поэкспериментируйте, напевая ноты вверх и вниз по диапазону. Обязательно держите рот закрытым.
При мычании вы должны чувствовать покалывание. Эти вибрации расслабляют мышцы лица и помогают снять напряжение. Не стесняйтесь взглянуть на этот краткий видеоурок, который поможет вам усовершенствовать эту вокальную разминку:
ДыханиеПравильное дыхание поможет поддержать ваш голос и снизит нагрузку на остальные части тела. Как правило, если вы дышите неправильно, это происходит из-за того, что вы говорите слишком быстро или используете слишком много слов-заполнителей, таких как « um », « oh », « ah »…. Потратьте время, чтобы сказать то, что вам нужно сказать, прежде чем сделать необходимый вдох, чтобы продолжить. Глубокое дыхание также снижает частоту сердечных сокращений и кровяное давление, поэтому, если вы нервничаете перед живым выступлением, обязательно выполните эту быструю вокальную разминку!
Возможно, вы уже слышали о диафрагмальном дыхании . По сути, это означает, что во время вдоха ваш живот должен расширяться, а плечи должны оставаться на месте (а не подниматься во время вдоха). Помните, что хорошее голосовое дыхание исходит из желудка.
УПРАЖНЕНИЕ :- Сделайте вдох через нос, считая до пяти. Представьте, как воздушный шар наполняется воздухом, когда вы чувствуете, как расширяется ваш живот.
- Вытолкните воздух из живота через переднюю часть рта, считая до пяти. Вы должны почувствовать, как ваш живот движется внутрь, когда воздух выходит из диафрагмы.
- Вы можете добавить звук « Shhhhhhhh » на выдохе, если хотите.
- Выполните эту разминку несколько раз, не забывая держать плечи опущенными!
Примечание: всегда держите под рукой бутылку воды во время разогрева вокала и во время прямых радиопередач. Увлажнение голоса необходимо для его здоровья!
Продолжайте читать эти статьи в нашем блоге:
🎙 Популярные микрофоны для радиовещателей
🚫 Ошибки, которых следует избегать в прямом эфире
👂 Пусть ваши слушатели слушают дольше
Анаис
Международный контент-менеджер — ГриффиндорМеждународный контент-менеджер — Гриффиндор
Лучшие вокальные разминки для радиовещателей
Разминка голоса перед выходом в эфир очень важна. Точно так же, как вы разогреваете свое тело перед тренировкой, вы хотите разогреть свой голос, прежде чем выступать на радио в прямом эфире, чтобы звучать как можно лучше. Разминка вашего голоса снижает напряжение, улучшает произношение и помогает устранить вокальную усталость. Преимущества разогрева голоса очевидны. Итак, взгляните на некоторые из лучших вокальных разминок ниже, а также на несколько советов, которые помогут позаботиться о вашем голосе!
Лучшие вокальные разминки:
Скороговорки:
Скороговорки помогают расслабить губы и язык, а также развивают мышечную память языка для лучшего произношения. Хитрые слова в скороговорках также улучшают вашу способность использовать различные типы звуков более легко и с большей ясностью. Со следующими скороговорками сначала произносите каждую медленно и как можно лучше, затем повторяйте ее снова и каждый раз увеличивая скорость своего произношения.
Питтер-паттер
Эдди редактирует
Сплетни
По рваным скалам бежал оборванный негодяй.
Она продает ракушки на берегу моря.
Кончик языка, зубы, губы
Бетти Боттер купила немного масла, но она сказала, что это масло горькое.
Должны ли дерзкие акулы искать убежища в ближайшее время?
Красная кожа, желтая кожа
Правильная чашка кофе из настоящего медного кофейника.
Напевая
Начните с напевания одной ноты и удержания ее в течение нескольких секунд от тихого к более громкому. Выберите разные ноты в вашем диапазоне. Мычание помогает разбудить голос и настроить голосовые связки. Напев несколько нот, вы можете напеть песню или даже спеть, если хотите.
Слайды лифта
Слайды лифта позволяют сгладить весь диапазон вашего вокального регистра. Начните с медленного звука сирены, используя звук «ах», переходя от низкого к высокому. Поменяйте звук «ах» на «и» и «ох», чтобы открыть носовые пазухи, горло и носовые проходы.
Языковая трель
Произнесите звук «Р», вибрируя языком по нёбу. Это помогает расслабить язык, чтобы произносить все эти сложные звуки.
Трели для губ
Трели для губ помогают расслабить все лицо и сделать губы вибрирующими и гибкими. Выдохните воздух изо рта и повибрируйте губами (похоже на звук моторной лодки).
Расслабление челюсти
Расслабление челюсти поможет вам свободно двигать ртом. Двигайте челюстью круговыми движениями с закрытым ртом, как будто вы жуете. Широко откройте челюсть, чтобы сказать «яблоко», «мяу», «у-и-и», «мама-мама» и «вавававава».
Преувеличенная речь
Говорите с собой преувеличенно, чрезмерно экспрессивно, чтобы улучшить произношение и расслабить губы и язык. Чрезмерно произносите слова, чтобы выделить звуки, на которые вы обычно не обращаете внимания при разговоре.
Дополнительные советы по уходу за голосом:
Подумайте, что вы едите и пьете.
Избегайте напитков с кофеином, таких как чай, кофе и газированные напитки, поскольку они вызывают обезвоживание горла и сокращение мышц. Также следует избегать молока и других молочных продуктов, потому что они могут увеличить количество слизи (мокроты) в горле. Кроме того, лучше избегать очень горячих и очень холодных напитков, чтобы ваше горло не испытало шок. Курение и алкоголь — дополнительные вещи, которых вам следует избегать во время трансляции, поскольку они высыхают и сжимают голосовые связки.
Лучше всего увлажнять голосовые связки большим количеством воды комнатной температуры и теплым чаем без кофеина с медом и лимоном, чтобы успокоить горло. Употребление в пищу продуктов, содержащих витамин А, также поможет сохранить здоровье мягких тканей, кожи и слизистых оболочек.
Проверьте воздух, которым вы дышите.
Сухая или пыльная среда губительна для вашего голоса. Если вы заметили, что ваша студия представляет собой сухое или пыльное место, оставьте окно открытым, чтобы освежить воздух, или купите увлажнитель воздуха. Горячий душ может стать отличным способом согреть и расслабить голосовые связки перед трансляцией. Учтите, что откашливание может повредить голосовые связки, поэтому старайтесь пить много воды и/или принимайте горячий душ, если чувствуете першение в горле.
Помимо проверки воздуха, которым вы дышите, вы также должны правильно дышать. Вы хотите дышать диафрагмой, а не грудью или плечами. Итак, когда вы вдыхаете, полностью расправляйте живот, а не плечи, грудь или спину.
Расслабьте свое тело.
Напряжение, дискомфорт и боль в теле отражаются в вашем голосе. Это отличная идея, чтобы разогреть тело перед трансляцией. Вы можете совершить быструю прогулку, потянуться, сделать несколько круговых движений руками и плечами, сделать несколько прыжков и так далее.
Помимо разогрева тела, вам также необходимо следить за своей осанкой. Сутулость снижает объем дыхания и сжимает горло. Если вы транслируете стоя, держите верхнюю часть туловища вертикально, расправив плечи. Если вы предпочитаете вести трансляцию сидя, не забудьте приобрести хороший письменный стул и откинуться на спинку стула, расправив плечи. Убедитесь, что вам удобно и не жестко.
Выполнение вокальной разминки, расслабление тела, обеспечение хорошего контроля над дыханием и внимательность к тому, что вы едите перед трансляцией, могут полностью изменить ваш голос. Хотя некоторые из этих разминок и советов могут показаться глупыми, они действительно могут изменить ход ваших прямых трансляций. Немного побалуйте свой голос и свое тело перед трансляцией, чтобы ваш голос звучал великолепно на протяжении всего живого выступления. Последнее, чего вы хотите, — это бороться со своим голосом на полпути во время прямой радиопередачи. Ведь ваш голос — это весь смысл прямого эфира.