Упражнения для техники речи: Все упражнения по технике речи

Содержание

Картотека игр и упражнений «Культура и техника речи» | Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему:

Картотека игр и упражнений

«КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА

РЕЧИ»

(средний, старший возраст)

Упражнения на развитие речевого дыхания:

«Мыльные пузыри»

Цель: Развивать правильное речевое дыхание.

Ход игры: Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»:

                Осторожно – пузыри!

                — Ой, какие!

                — Ой, смотри!

                — Раздуваются!

                — Блестят!

                — Отрываются!

                — Летят!

                — Мой — со сливу!

                — Мой – с орех!

                — Мой – не лопнул дольше всех.

 

«Считай до пяти»
Цель: развивать речевое дыхание.
Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5.
В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

 «Самовар»

Глубоко вдохнуть и, медленно выдыхая, произнести «пых…».

«Чайник»

Глубоко вдохнуть, затем, прерываясь, медленно выдыхать и произносить «пых – пых – пых – пых…».

«Резиновые игрушки»

Ход: Педагог – «насос». Дети (сидят) – «не надутые мягкие игрушки». Игрушки внимательно слушают голос «насоса».  «Насос» говорит громко, тяжело Ш, Ш, Ш …

«Игрушки» тихонько отвечают: ш, ш, ш … И немного надуваются, постепенно поднимаясь и поднимая кверху руки. Педагог произносит: с – с – с (резко), как будто открывает пробку из игрушек. Дети продолжительно произносят «с», постепенно приседая и «сворачиваясь».

«Косари»

Ход: Дети берут в руки «косу» и произносят: ссс! ссс! ссс!. .. ( Звук отрывистый, короткий. Движения рук размашистые и резкие)

«Осенние листочки»

Ход игры: Воспитатель: «Осенние листочки на веточках сидят                                                                     Осенние листочки детям говорят:                                                                            Осиновый – а- а – а – а.                                                                                Рябиновый – и – и — и.                                        

                                              Берёзовый – о – о — о.                                                                                           Дубовый – у – у — у.                                                                                           Вот какой у нас хороший получился осенний хор:

                                              -А-а-а-о-о-о-и-и-и-у-у-у».        

                

Упражнения на развитие артикуляции:

«Веселый язычок»

а) Этот маленький дружок –

Твой веселый язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай 

Перед зеркалом, шутя! 

Наша сказка – вам подсказка, 

Ведь зарядку каждый день 

Должен делать непослушный язычок

Забыв про лень. 

б) Вот проснулся язычок, выглянул в окошко. 

Видит: спинку выгнула 

Розовая кошка. 

(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7.) 

В) Расстелил половичок 

На крылечке язычок.

Взял он клещи, 

Взял топор 

И пошел чинить забор. 

(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10.) 

«Веселый пятачок» (для губ)

а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

 Чередование «Улыбки», «Трубочки», «Рупора», «Окна»
«Улыбка» — руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки.
«Трубочка» — пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди. Выполняется 3-5 раз.
«Рупор» — зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Ладони в это время перед грудью сложены корабликом.
«Окно» — рот широко открыт (верхние и нижние зубы видны в «окне»), прямые руки подняты вверх над головой, пальцы с силой разведены.

Упражнения на свободу звучания:

«Капризуля»

Ход: Детям изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

   

 «Больной зуб» 
Цель: преодолевать твердую атаку гласных.
Ход игры: Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб. Они начинают постанывать на звуке [м]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
   

 «Укачиваем куклу»
Цель: та же, что и в игре «Больной зуб».
Ход игры: Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол, укачивают их, распевая: «а-а-а».

Упражнения на опору дыхания:

«Птичий двор»

Ход: Дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. Дети коллективно или по одному зовут уток (уть-уть-уть-уть), петушка (петь-петь-петь-петь), цыплят (цып-цып-цып), гусей (тега-тега-тега-тега), голубей (гуль-гуль-гуль), вдруг появилась кошка (кис-кис-кис-кис), она попыталась поймать цыпленка (брысь! брысь!). Курица зовет разбежавшихся цыплят:

«Эхо» (по Н. Пикулевой)

Ведущий                                Дети

Собирайся, детвора!                        Ра! Ра!

Начинается игра!                        Ра! Ра!

Да ладошек не жалей!                   Лей! Лей!

Бей в ладошки веселей!                   Лей! Лей!

Сколько времени сейчас?                Час! Час!

Сколько будет через час?                 Час! Час!

И неправда: будет два!        Два! Два!

Дремлет ваша голова!        Ва! Ва!

Как поет в селе петух?        Ух! Ух!

Да не филин, а петух?        Ух! Ух!

Вы уверены, что так?        Так! Так!

А на самом деле как?        Как! Как!

Если кто-то закукарекал, отдает фант, и игра начинается сначала.

Упражнения на расширение диапазона голоса:

«Чудо-лесенка»

Ход игры: каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.

        Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,

        Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

        Шаг-на-го-ры,

        Шаг-на-ту-чи…

        А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че…

        Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

        Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!

 «Самолет» 
Цель: расширять диапазон голоса.
Ход игры: В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

«Муха»

Ход игры: Жужжать, как будто рядом летает муха. Хватательным движением как бы поймать муху и жужжание прекратить. Затем опять «выпустить муху» и начинать жужжать. При этом менять силу голоса и воспроизводить жужжание мухи то громче, то тише, то совсем едва слышно.

Творческие игры со словом

«Что ты слышишь?»

Цель: Тренировать слуховое внимание.

Ход игры: Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате  в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

«Угадай, кто позвал»

Цель: развитие слухового, зрительного внимания. 

Ход игры: Ведущий отворачивается спиной к детям. Один из детей громко его зовет. Ведущий должен отгадать.

«Скороговорки»

1. Едет с косой козел.

2. Ехал Пахом на козе верхом.

3. Ткач ткет ткани на платок Тане.

4. Все бобры добры до своих бобрят.

5. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6. Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

7. Дали Клаше каши с простоквашей.

8. Не любила Мила мыло, мама Милу мылом мыла.

9. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

10. Маша дала Ромаше сыворотку от простокваши.

11. Купила бабуся бусы Марусе.

12. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

13. Шапкой Мишка шишки сшиб.

14. Маленькая болтунья молоко болтала – болтала, не выболтала.

15. Если бы да кабы, во рту выросли бобы, и был бы не рот, а целый огород.

16. Осип охрип, Архип осип.

17. Летели лебеди с лебедятами.

18. Волки рыщут – пищу ищут.

19. Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,

Рожица, жук, моржонок, флажок.

20. Виноград, трава, топор,

Шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша,

Крыша, радуга, Каркуша.

21. Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

22. Маша шла, шла, шла

И игрушки нашла:

Кошку, матрешку, шишку, мартышку,

Мышку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар неваляшку, катушку, лягушку, —

Кто потерял столько игрушек?

  «Мяч эмоций» 
Цель: Учить четкости дикции, интонационной выразительности речи.
Ход: Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, бросает ребенку мяч и называет одну из эмоций (грусть, радость…). Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией.

 «Звериные скороговорки»
Цель: Учить четкости дикции, интонационной выразительности речи.
Ход: Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.
    Ткет ткач ткани на платок Тане.
    От топота копыт пыль по полю летит.
    Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
    Кукушка кукушонку купила капюшон.
    Шесть мышат в камышах шуршат.
    Слишком много ножек у сороконожек.
    Наш Полкан попал в капкан.
    Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
    У четырех черепашек по четыре черепашонка.
    Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

 

  «Диалогические скороговорки»
Цель: та же, что и в игре «Фантазии о…»
Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.
— Расскажи мне про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Или:
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не
спишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».

 «Вопрос-ответ»

Цель: Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию.

Ход игры: Ведущий (сначала взрослый, потом ребенок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру и т.д..

 

     «Фантазии о…»

Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.
Дети, превращаясь во что- или кого-либо, рассказывают, что вещь чувствует, что ее окружает, волнует, где и как она живет. Например: «Я — утюг», «Я — кошка», «Я — кукла» и т.д.

 

 «Сочини сказку»

Цель: Развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление.

Ход игры: Группе детей предлагается вытянуть карточки с изображением разных персонажей какой-нибудь известной сказки. Каждый ребенок должен рассказать сказку от имени своего героя.

Предложенные стихотворения, считалки и скороговорки могут быть дополнены или заменены педагогом по своему усмотрению.

 

  «Подскажи словечко»

Ход: 1. Краски с … (кисточкой).

Автобус с … (колесами).

Стол со … (скатертью) и т. д..

2. Не бывает сливы без … (косточек).

Не бывает часов без … (стрелок).

Не бывает стула без … (спинки) и т. д..

3. Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь «низко».

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь … («близко»).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь … («пол»).

Скажу я слово «потерял»,

Ответишь ты … («нашел»).

Скажу теперь я слово «трус»,

Ответишь ты … («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу,

Ответишь ты … («конец»).

 

 «Веселые стихи»

Цель: Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам.

        Летний день

Ут-ут-ут-ут     —     на лугу цветы цветут,

Ют-ют-ют-ют   —   птички весело поют,

Ят-ят-ят-ят     —     злобно комары звенят,

Ит-ит-ит-ит    —     заяц под кустом сидит.

        В лесу

Ёт-ёт-ёт-ёт     —     соловей в лесу поет,

Ут-ут-ут-ут    —     у пенька грибы растут,

Ат-ат-ат-ат    —     под кустом ежи шуршат,

Ит-ит-ит-ит   —     дятел на сосне стучит.

        В зоопарке

Ит-ит-ит-ит   —     полосатый тигр рычит,

Ёт-ёт-ёт-ёт     —     медленно змея ползет,

От-от-от-от    —     пасть разинул бегемот,

Ут-ут-ут-ут     —     быстро лебеди плывут,

Ят-ят-ят-ят     —     обезьянки там шалят.

«Вороны»

Цель: Развивать слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука «р», учить говорить то громко, то тихо.

Ход игры:

Вот под елочкой зеленой                                   Дети бегают, размахивая

Скачут весело вороны:                                        руками, как крыльями.

«Кар – кар – кар!» (Громко).

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар – кар – кар!» (Громко)

Только к ночи умолкают                                      Садятся на корточки, руки

И все вместе засыпают:                                           под щеку – засыпают.

«Кар – кар – кар!» (Тихо).

«Дополни предложение»

Цель: Развивать речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры: Педагог говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила»… («книжки, тетради» — продолжают дети).

«Закончи предложение»

Цель: учить детей понимать причинные связи между явлениями, упражнять в правильном подборе слов.

Ход игры: Педагог начинает предложение: «Я надела теплую шубу, чтобы…» и предлагает детям закончить его. Дети говорят: «… чтобы было тепло,… чтобы пойти погулять, … чтобы не замерзнуть».  «Мы зажгли свет, потому что…». «Полили рассаду, чтобы…». В следующий раз можно предложить детям самим придумывать незаконченные предложения.

«Рифмы»

Цель: учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Ход игры: Педагог читает стихи, дети заканчивают строчки.

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа с мочалкой… (мыли).

Каждый тут в лесу талант –

И певец, и… (музыкант).

Без работы, хоть убей,

Жить не может… (муравей).

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для… (нас).

Кто один имеет рог?

Отгадайте!.. (носорог).

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я… (осьминог).

В реке большая драка:

Поссорились два… (рака).

Слон шагает по дороге

\Вот так хобот! Вот так ноги!

Под слоном прогнулся мост.

У слона огромный… (рост).

Если будешь ты все знать,

То получишь в школе… (пять).

«Узнай по интонации»

Цель: развитие интонационной выразительности речи.

Ход игры: Сначала педагог, а потом дети по очереди изображают больного, сердитого, грустного, удивленного, веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова: «Ай – ай – ай», «Ой – ой – ой», «Ох – ох – ох» и т. д.. Дети отгадывают, кого изображал говорящий.

 «Мы большой построим дом»

Эту игру можно использовать как предварительный этап подготовки театрализованной сказки, поскольку в процессе ее дети легко осваивают текст и жесты.

Педагог:

Мы большой построим дом,

Заживем все вместе в нем.                 — дети собираются в хоровод

Детки собираются, двери закрываются.      – дети берутся за руки

Двери открываются,                                — отпускают руки

Сказка начинается.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!- дети ударяют кулачком одной руки о кулачок другой

Кто стучится в гости вдруг?    — подносят руку к ушку, как бы прислушиваясь                                             

Может это зайки?

Дети:

Вот забавные ребята

Эти серые зайчата!        — дети руками изображают «уши зайчиков»

Шустро скачут по опушке,                — дети прыгают

Из травы видны их ушки.

Педагог:

Мы большой построим дом,

Заживем все вместе в нем.        — дети собираются в хоровод

Детки собираются, двери закрываются        — дети берутся за руки

Двери открываются,                                — отпускают руки

Сказка продолжается!

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Кто стучится в гости вдруг?

Может, это ежик?

Дети:

 Это я – колючий Ёж,

Ты рукой меня не трожь!        — дети грозят указательным пальчиком

Быстро по лесу хожу!                — двигаются маленькими шагами

А устану – посижу!                — садятся на корточки

Педагог:      

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Кто стучится в гости вдруг?

Может, косолапый мишка?

Дети:

Я медведь косолапый,

У меня большие лапы.                 — дети выставляют ладошки перед собой

Я по лесу хожу

И малину ищу!                — дети «собирают малину»

Дальше можно добавить любые другие четверостишия. Игра заканчивается следующими словами:

Вот какой чудесный дом!

В нем мы весело живем!

                

культура, упражнения на курсах в детской школе телевидения Ольги Спиркиной

Многие ошибочно думают, что такое свойство речи, как ее техничность, становится важным только во взрослой жизни и связано исключительно с профессиональной реализацией человека. Однако в последнее время все чаще родители, заинтересованные в раннем развитии ребенка, подыскивают хорошие курсы по технике речи для детей. И это абсолютно закономерно, ведь давно замечено: чем лучше говорит человек, чем лучше он владеет своим речевым аппаратом, тем увереннее он себя чувствует, тем более презентабельно умеет себя преподносить, тем, в конечном счете, большего успеха добивается в жизни и в профессии. И, надо заметить, сфера раннего и дополнительного образования сегодня предлагает широкий выбор программ и курсов по технике речи именно для детей, отвечая на повышенный интерес потребителей к этой образовательной сфере.

Итак, когда же речь считается техничной? Когда человек умеет эффективно и правильно использовать возможности своего речевого аппарата, владеет специальными умениями и навыками для наилучшего звучания голоса и речи. Всему этому можно научиться. Достаточно регулярно выполнять ряд упражнений под руководством опытного педагога по технике речи. Вот некоторые примеры таких упражнений. 1. Поставьте ноги на ширину плеч, вдыхайте носом. Положив ладони на ребра, не спеша выдыхайте через рот, воздух должен быть теплым, это значит, что он идет изнутри, а не просто изо рта. Продолжайте дышать в том же ритме и на выдохе произносите разные звуки нараспев («гим-м-м», «гин-н-н» и т.д.). Это упражнение развивает дыхание. 2. Без остановки проговорите три раза сначала несколько согласных пар (к-г, б-п, д-т), а потом гласных (а-о, э-и, ю-у). Это упражнение готовит небо и речевой аппарат к работе. 3. Выберите скороговорку и прочитайте ее с разным темпом и скоростью. Вы почувствуете, как по-разному каждый раз у вас работают мышцы грудной клетки и голосовые связки. Это упражнение поможет поставить голос. Вот именно так и выполняются все упражнения техники речи детей: никакой скучной теории, только практика и постоянная тренировка. Хороший педагог с легкостью сумеет превратить каждый урок в веселую и увлекательную игру.

Очень многих родителей интересует, есть ли какие-то еще особенности у курса «Техника развития речи у детей» и на что стоит обратить внимание. Здесь хотелось бы отметить два важных момента. Первый – одно занятие по технике речи вполне сойдет за хорошую тренировку дыхательных мышц, а также мышц голосового и речевого аппаратов. Это почти как сходить в фитнес-зал, но только для голоса. Поэтому лучше, чтобы одно занятие длилось не более двух часов с перерывом, когда дети могут отдохнуть и восстановить силы. И второе – одних занятий на курсах недостаточно, нужно постоянно тренироваться дома, даже после окончания курса или на каникулах, иначе речевые мышцы, как и любые другие, расслабятся и потеряют форму. А вместе с ней сойдет на нет и достигнутый ребенком результат. Поэтому не ленитесь заниматься с малышом дома.

В заключение хотелось бы подвести небольшой итог. Техника речи детей – это сугубо практические занятия, направленные на постановку красивого голоса и формирование грамотной речи. Курсы по технике речи помогут вашему ребенку научиться говорить четко, громко, красиво, без стилистических и речевых ошибок. В дальнейшем, когда он вырастет, это обязательно поможет ему в профессиональной и личной жизни, потому что, как правило, дети, умеющие хорошо говорить, без стеснения знакомятся со сверстниками, заводят новых друзей и без труда вливаются в любой коллектив.

Упражнения от заикания для вашего ребенка в домашних условиях

«О, ты должен просто говорить медленно», «Может быть, это тебя беспокоит» — дети, которые заикаются, слышали эти советы до отвращения.

Помогают ли они уменьшить заикание? Нет. Заставляет ли это их лучше осознавать свою неразборчивость речи? Да!

Правда в том, что тревога, страх или застенчивость не вызывают заикания. Дети, которые заикаются или заикаются, могут делать это чаще, когда им приходится говорить перед своими одноклассниками, новыми людьми или в незнакомых ситуациях. Однако эмоции не провоцируют заикание.

Современные ученые обнаружили множественные мутации в нескольких хромосомах, которые соответствуют заиканию. Эти мутации могут передаваться по наследству, хотя мужское население более подвержено заиканию, чем женское. 60% людей, которые заикаются, имеют семейную историю заикания.

Итак, можете ли вы чем-нибудь помочь заикающемуся ребенку? Да, конечно. Например, вы можете помочь своему ребенку практиковать упражнения против заикания дома.

Прежде чем мы начнем обсуждать лучшие упражнения от заикания, которые помогут вашему ребенку, давайте разберемся с основами.

Почему заикание распространено среди детей дошкольного возраста?

В случае детей дошкольного возраста, которые заикаются (CWS), логопед, регулярные речевые упражнения и практика могут уменьшить или даже устранить заикание. Заикание часто встречается у детей в возрасте от 2,5 до 3 лет, когда они осваивают свои языковые навыки с невероятной скоростью. Такое заикание известно как заикание развития и часто встречается у детей; он исчезает сам по себе в течение нескольких месяцев.

Многие логопеды рекомендуют подождать и понаблюдать за речью ребенка, если он заикается значительно меньше 6 месяцев. Если они заикаются более 6-12 месяцев, родители СКВ должны обратиться за помощью к логопеду или логопеду.

Кто подвержен высокому риску заикания?

Заикание или заикание — довольно распространенное явление. По мнению экспертов, многие дети испытывают заикание при изучении нового языка или при быстром расширении словарного запаса. Во многих случаях дети перерастают свое заикание самостоятельно, но для некоторых это может стать пожизненным состоянием. К факторам высокого риска относятся –

  • Заикание в семейном анамнезе.
  • Случаи заикания в течение более 12 месяцев.
  • Ребенок мужского пола. Девочки выздоравливают быстрее. Девочка, которая заикается более 12 месяцев, подвержена более высокому риску стойкого заикания.
  • У ребенка, у которого заикание начинается позже (начало после 3,5 лет), выше вероятность стойкого заикания.

Дети с аутистическим спектром имеют высокий риск развития заикания в раннем возрасте. Другие расстройства и состояния, которые сопутствуют заиканию, включают СДВГ, синдром Туретта (ТС), нарушения слуха, центральное расстройство слуховой обработки и церебральный паралич.

Как узнать, что ваш ребенок заикается?

Заикание в развитии имеет несколько признаков, которые трудно не заметить. К этим симптомам заикания относятся: –

  • Трудности в начале слова, предложения или фразы
  • Повторение слога, целого слова или определенного звука
  • Разрыв слов или необоснованные паузы, пропуск слогов
  • части слов или целые слова
  • Добавление звуков типа «ум» или «ух» в начале следующего слова

Наряду с этими признаками можно также заметить следующие –

  • Подергивание или дрожание губ и/или челюсти
  • Напряжение лицевых мышц
  • Сжатие кулаков
  • Быстрое и резкое моргание

Если ребенок подвергается физическому принуждению, пытаясь произнести слова, это может означать серьезную проблему заикания. Вы также можете заметить, что их голос меняет высоту звука и повышается с каждым повторением.

Это признаки того, что вам нужно принять активные меры, чтобы облегчить заикание вашего ребенка, а не ждать, пока оно само пройдет.

Что делать, если вы заметили, что ваш ребенок заикается?

Вам следует обратиться за помощью к логопеду. Это может показаться пугающим, но логопедическая терапия для детей может состоять из нескольких простых домашних упражнений на заикание, которые модерируют их родители.

Во многих случаях SLP использует непрямой подход и разговаривает с родителями и другими членами семьи. Лечение заикания у детей направлено на уменьшение беспокойства семьи и изменение их взаимоотношений между семьей и ребенком.

Какие упражнения родители могут делать с детьми, чтобы уменьшить заикание?

В Stamurai мы всегда здесь, чтобы помочь вам разобраться в логопедической терапии заикания и ее последствиях. Вот некоторые из наиболее распространенных действий, которые ваш SLP может попросить вас сделать с вашим ребенком:

1. Переход на более медленный темп речи с паузами образец для вашего ребенка. Он/она может узнать, как звучит более плавная и плавная речь.
  • Это поможет вашему ребенку меньше торопиться. Они понимают, что им нужно больше времени, чтобы ответить и говорить более бегло.
  • Вот как мы чаще всего говорим во время разговора с таким же беглым взрослым: «Эй, как сегодня?»

    Во время разговора с ребенком вы можете сказать что-то вроде: «Привет, как дела?»

    Вы также можете добавить больше пауз в свою речь, чтобы сделать ее медленнее, но звучать более естественно. Так что, вместо вашей обычной торопливой речи, попробуйте… поболтать… больше похоже на… это. Небольшие паузы… на протяжении всей вашей речи… заставят вас звучать… более… расслабленно… и спокойно.

    Вы также можете попытаться растянуть первое слово каждого предложения «ааааа как вы играете или разговариваете со своим ребенком». Добавление дополнительной растяжки к первому слову покажет вашему ребенку, как легко произносить слово и естественным образом поддерживать беглость в разговоре.

    2. Знакомство с синхронизированной речью

    Техника синхронизированной речи (STS) может уменьшить заикание вашего ребенка почти на 96% примерно за 12 месяцев. Однако это работает только в том случае, если вы практикуете это со своим ребенком каждый день!

    Вот как вы можете включить синхронизированную по слогам речь в свои ежедневные разговоры с ребенком —

    Говорите. как. это. Каждый. пер. иод. представитель ре. отправляет. а. ломать. в. слог. а. благословит. из. в. слова. в. послал. вс.

    У детей в возрасте до 6 лет заикание может уменьшиться на 96%, если они будут практиковать синхронизированную по слогам речь в течение 10 минут 4-6 раз в день в течение 12 месяцев.

    В повседневных разговорах вам может быть трудно определять размер слогов в речи. Вы можете легко освоить его, прежде чем попробовать его с ребенком, постукивая ногой по каждому слогу.

    Вы можете узнать больше о STS из этого видео

    Если вы поначалу чувствуете себя странно, говоря с синхронизированной по слогам речью, это вполне понятно. Держите свой голос нормальным и говорите с нормальной скоростью. Просто подумайте об этом как о добавлении «конечных ограничений для каждого слога» во время ваших ежедневных разговоров.

    3. Попытки снижения требований

    Заикающемуся ребенку трудно спонтанно начать разговор. Все, что нам нужно от вас, это снизить требования к выступлению.

    Исследования в области детской психологии показывают, что задавание слишком большого количества вопросов может вызвать у ребенка стресс или тревогу, что может усугубить его или ее заикание. Так пусть они спонтанно делятся своими эмоциями, знаниями и опытом.

    Позвольте ребенку взять на себя инициативу в том, что он хочет обсудить, поиграть или посмотреть. Не заканчивайте их предложения и не угадывайте, что они пытаются сказать. Дайте им время, чтобы закончить свои собственные предложения.

    Вместо того, чтобы задавать им вопросы, делайте закрытые комментарии. Например, вместо того, чтобы спрашивать «привет, во что ты там играешь?» вы можете сказать: «Я вижу, вы играете в Minecraft».

    Дети учатся естественным образом, и мало оснований полагать, что если они не будут задавать достаточное количество вопросов, это замедлит их процесс обучения.

    4 Принятие новых вербальных ответов

    Вербальные ответы — это то же самое, что дать вашему ребенку обратную связь по поводу его речи. Так как детский мозг обладает высокой пластичностью (способностью узнавать новое), они могут научиться бегло говорить, даже если вы не обучаете ребенка сложным логопедическим приемам.

    Вот пять словесных ответов, которые вы можете использовать во время разговора с ребенком –

    Когда они свободно говорят –

    Обязательно хвалите их. Скажите «это было здорово, приятель», «эй, без шишек» и «мне нравится твоя плавная речь, чувак».

    Вы можете попросить их оценить свою речь, например, «как вы думаете, это было лучше, чем раньше», «было ли это гладко».

    Подтвердите их плавную речь, сказав: «Это было действительно гладко» и «снова гладко».

    Когда у него плохой день или он заикается, вы можете –

    Признать его заикание, сказав что-то вроде «это немного застряло» или «это было сложное слово».

    Вы можете запросить самоисправление. «Можете ли вы сказать это еще раз для меня?»

    Однако не все дети положительно реагируют на замечания по поводу их заикания или самокоррекции. Если ваш ребенок реагирует негативно, просто бросьте это.

    Придерживайтесь только положительных словесных ответов. Убедитесь, что вы даете им по крайней мере 5 положительных ответов на каждый 1 комментарий к их ухабистой речи.

    5 Увеличение времени прослушивания

    Заикающиеся дети с трудом выражают свои мысли. Если член семьи выслушает, это может существенно повлиять на отношение ребенка к собственной речи. Обязательно уделяйте своему ребенку некоторое «время на прослушивание» каждый день.

    Это может быть после игровой школы, когда им есть что рассказать о своем опыте, или прямо перед тем, как ребенок пойдет играть. Качественное время прослушивания позволяет вашему ребенку понять, что вы «здесь» для него или нее, хотя вы должны намеренно следить за тем, чтобы в это время не делать предложений или давать инструкции, особенно в отношении их речи!

    Внимательная игра с ребенком может значительно улучшить его речь. Например, отражение выражения лица ребенка во время игры с помощью голосовых сигналов, таких как звуки разочарования, когда лицо ребенка выражает те же эмоции, может в долгосрочной перспективе укрепить доверие к ребенку.

    Вы должны позволить ребенку вести вас во время интерактивной игры, которая также должна быть неструктурированной, спонтанной и доставлять ребенку удовольствие.

    Подведение итогов

    Если у вашего ребенка проявляются симптомы заикания, включая повторения, пролонгации и блоки, вам следует немедленно обратиться к известному логопеду. Профессионал примет во внимание предрасположенность вашего ребенка к заиканию, тяжесть и соответственно предложит лечение(я) заикания.

    Эти упражнения против заикания обычно рекомендуют логопеды. Практика их дома может помочь вашему ребенку достичь большей беглости и уверенности, когда он делится своими мыслями.

    Часто задаваемые вопросы

    Помогает ли метод «Пить через соломинку» заикающемуся ребенку?

    В течение нескольких десятилетий различные источники пропагандировали прием напитка через соломинку в качестве упражнения для лечения заикания у детей. К сожалению, нет никаких доказательств, подтверждающих это утверждение. В настоящее время нет опубликованных исследований, показывающих, что питье через соломинку может уменьшить заикание у ребенка. Тем не менее, есть несколько других упражнений против заикания, подобных тем, которые мы обсуждали выше, которым вы можете научить своего ребенка дома.

    Может ли «Челюстная техника» уменьшить заикание у детей?

    Челюстная техника заключается в раскрытии рта как можно шире и поднятии кончика языка к нёбу. Это упражнение может укрепить мышцы челюсти и языка, но может не способствовать беглости речи вашего ребенка! Беглая речь требует большего, чем сильные мышцы артикулятора. Тренировки мышц челюсти недостаточно, чтобы уменьшить заикание у детей.

    Влияет ли образ жизни родителей на заикание ребенка?

    Когда ваш ребенок начинает заикаться, вполне нормально чувствовать беспокойство, беспомощность и даже чувство вины. Возможно, вы думаете, что были слишком строги со своим ребенком или проводили с ним недостаточно времени, из-за чего он стал заикаться. Это не может быть дальше от истины. Заикание обычно группируется в семьях, и существует множество генетических факторов, которые способствуют возникновению расстройства беглости речи в детстве. Иногда стресс, связанный с переездом в новый район, поступлением в новую школу и внезапными переменами в доме, такими как рождение нового брата или сестры, может спровоцировать заикание у уже предрасположенных детей. Однако крайне маловероятно, что ваш образ жизни стал причиной заикания вашего ребенка.

    Следует ли членам семьи избегать заикания в присутствии заикающегося ребенка?

    Заикание — это нарушение беглости речи, которое иногда встречается в семьях. Это показывает, что заикание имеет наследственный (генетический) компонент. Однако, если вы заикаетесь, нет никакой гарантии, что ваш ребенок тоже будет заикаться. Если вы взрослый человек, который заикается, вы не должны чувствовать необходимость скрывать свое заикание от ребенка. Дети не могут приобрести нарушения речи, наблюдая за заикающимся членом семьи или подражая ему. На самом деле, вы должны говорить уверенно, не скрывая заикания, чтобы показать, что ваш ребенок может говорить без стыда и смущения, даже если он заикается.

    Как скоро ваш ребенок научится справляться со своим заиканием с помощью логопедических упражнений?

    Когда ребенок начинает заикаться, родителям следует как можно скорее подумать о консультации логопеда (ЛП). Раннее вмешательство повышает шансы ребенка на преодоление заикания. Раннее заикание может проявиться, когда ребенку исполнится 22 месяца. Вы можете обратиться за помощью к логопеду, как только вашему ребенку исполнится около 3 лет, если у него проявляются признаки заикания. SLP не рекомендуют речевые упражнения для очень маленьких детей дошкольного возраста, поскольку они препятствуют естественному развитию речи. Не существует четких указаний относительно соответствующего возраста для начала лечения заикания. SLP обычно рекомендуют начинать его в течение первых 6–12 месяцев после того, как вы заметили признаки заикания. Косвенная логопедия, такая как программа Лидкомба, особенно эффективна, помогая родителям применять вербальные положительные подкрепления, которые могут помочь уменьшить заикание у маленьких детей.

    Можно ли вылечить заикающегося ребенка в домашних условиях?

    Действительно можно направлять вашего ребенка и помогать ему с упражнениями против заикания в домашних условиях. Тем не менее, рекомендуется обратиться за консультацией к логопеду (SLP) или логопеду для оценки прогресса вашего ребенка. Недостаточно просто помочь заикающемуся ребенку и научить его упражнениям. Вы должны быть в состоянии количественно оценить их улучшение с каждым месяцем. SLP может научить вас, как измерить тяжесть и скорость заикания, спланировать упражнения и занятия для получения максимальных положительных результатов, а также предоставить обновленную информацию о терапии заикания, которая может понадобиться вашему ребенку.

    Как помочь заикающемуся ребенку в домашних условиях?

    Чтобы помочь заикающемуся ребенку дома, начните с того, что задавайте меньше вопросов. Всегда находите время, чтобы выслушать их и не заканчивайте их предложения. Старайтесь говорить с ними медленно и не торопите их, когда они пытаются вам ответить. Если ваш ребенок достаточно взрослый, чтобы понимать, что его речь отличается от речи его сверстников, узнайте больше о заикании и расскажите ему факты. Сообщите ребенку о заикании — это один из способов расширить его возможности.

    Заикание в дошкольном возрасте – что делать родителям?

    Заикание у дошкольников встречается чаще, чем вы думаете. Если у вашего ребенка дошкольного возраста начинают проявляться признаки и симптомы заикания, вы можете помочь ему, снизив скорость своей речи. Постарайтесь задавать ему меньше вопросов. Когда они разговаривают с вами, старайтесь слушать с безраздельным вниманием. Если они борются со словом или фразой, не завершайте их за них. Вместо этого вы можете вежливо попросить их повторить это один раз для вас. Всегда используйте положительное подкрепление и воздержитесь от брани, критики и сравнения их речи с их сверстниками. Вы всегда должны проконсультироваться с логопедом (SLP), когда заметите, что ваш ребенок заикается.

    Stamurai использовали более 50 000 человек из более чем 190 стран.

    10 лучших упражнений от заикания

    Я хочу дать вам (и показать ниже в видео) десять лучших упражнений, которые помогли мне избавиться от заикания.

    Вот упражнения, которые помогли мне больше всего. Некоторые из них являются речевыми упражнениями, некоторые, вероятно, нет, но это суть того, что сработало для меня.

    Упражнение № 1 — Разрывное напряжение

    Проблемы с речью вызывают напряжение в нашем теле. А напряжение в нашем теле вызывает проблемы с речью, и это становится бесконечным циклом. Если вы напряжены, вы будете заикаться. Это явный признак того, что вы находитесь в режиме заикания. И вы знаете, что будете заикаться еще до того, как начнете говорить.

    Это нормально — быть немного взволнованным или взволнованным перед разговором, но мы не хотим, чтобы наше тело было покрыто этим напряжением. Мы хотим сломать его физически, на физическом уровне. Как мы это делаем?

    Есть много способов. Я приведу вам пару примеров.

    Во-первых, танец. Когда ты танцуешь, ты буквально ломаешь ту коробку напряжения, которая охватывает тебя, держит и давит на тебя. Теперь его нет.

    Теперь представьте, что вы двигаете очень твердый предмет, например старомодное пианино; вам нужно приложить реальные усилия, чтобы переместить его.

    Далее, совместите танец или просто движение тела с речью. Будьте изобретательны и почувствуйте, что снимаете напряжение и одновременно что-то говорите. Это не обязательно должно быть длинное предложение. Это может быть просто звук. А быть свободным, быть глупым, глупым — это всего лишь ваше домашнее упражнение.

    Смотрите на YouTube: https://youtu.be/yCXar20qB_0 

    Упражнение № 2 — Голос и дыхание

    Это почти то же самое, что напряжение. Наши дефекты речи приводят к тому, что наш голос становится очень мелким, исходящим из верхней части голосовых связок, а наше дыхание прерывается блоками и повторениями. И это облегчает дефекты речи, создавая этот бесконечный цикл, поэтому мы также хотим что-то с этим сделать.

    Что мы можем сделать — мы можем петь и читать вслух, используя нашу нижнюю часть груди, а не верхнюю часть. Дыхание животом также полезно практиковать. Есть много приложений, которые предоставляют вам пианино, чтобы вы могли как бы играть, и вы могли петь, и вы всегда можете почувствовать рукой, положив ее на живот и грудь, откуда исходит ваш голос и дыхание. И вы можете читать вслух, используя более низкий голос. Дело не в том, что мы хотим использовать этот низкий голос все время, но он дает вам ощущение того, откуда ваше дыхание и ваш голос должны быть круглыми, глубокими и сильными.

    Упражнение № 3 — Артикуляция

    Вот две вещи.

    Во-первых, подготовим наш говорящий механизм и подготовим мышцы рта к разговору. Это может выглядеть смешно или глупо, но обычно мне нравятся всевозможные манипуляции со своим ртом, чтобы действительно чувствовать себя комфортно, чувствовать, что открываю его, когда говорю. Это первое.

    А во-вторых, во время разговора мы часто недостаточно раскрываем рот, потому что он, опять же, охвачен напряжением. Выполняя артикуляционные упражнения перед тем, как говорить, и артикулируя во время речи, мы снимаем это напряжение. Может быть, это моя личная большая проблема, но если я не делаю этих упражнений, моя речь быстро превращается в бормотание.

    Упражнение № 4 — Расслабление

    Есть много упражнений на расслабление перед тем, как говорить, и это очень важно. Но важнее всего то, как мы совмещаем речь с отдыхом. В результате произнесения фразы у нас не должно нарастать напряжение; мы не должны напрягаться. Мы должны расслабиться. Мы должны наслаждаться нашей речью.

    Как нам это сделать? Самый эффективный способ расслабить мышцу — сначала напрячь ее, а затем расслабить. Итак, мы собираем напряжение, а затем расслабляемся, а затем к этому выдоху мы добавляем произнесение звука, затем произнесение слова, а затем произнесение фразы. Мне не нужно никакого другого дыхания, когда я говорю это. Таким образом, мы производим и моделируем правильный способ, как мы произносим всю фразу от начала до конца на одном выдохе без каких-либо прерываний или препятствий.

    Упражнение № 5 — Актерское мастерство

    Я считаю, что избавление от заикания связано больше с личным изменением, личным развитием, как бы это ни называлось, чем с медицинским вмешательством.

    Нет лекарств или медицинских таблеток, которые можно принять, чтобы остановить заикание. Здесь много о ролевых играх и ролевых моделях. Это как в программировании — можно поставить слово или символ, который означает целый набор операций, действий, качеств или информации. Вот вы вставляете слово, а оно запускает там целый алгоритм действий.

    То же самое и с заиканием. Мы попадаем в определенные настройки, и это срабатывает, запускает состояние тревоги и напряжения. Мы настраиваемся на заикание. Мы готовы к этому. Мы проигрываем битву еще до того, как столкнемся с противником.

    Итак, одна из вещей, с которыми мы можем поиграть, — это игра. Это значит брать на себя разные роли и расширять наше восприятие себя как людей, которые заикаются. Возьмите книгу, любую книгу, которая вам нравится, и попробуйте разыграть ролевую игру. Используйте низкий голос, расслабление, артикуляцию, двигайте телом, используйте все предыдущие упражнения. Попробуйте передать те чувства, те эмоции, которые есть у другого человека. Будьте свободны быть кем-то другим.

    Я не говорю, что это все изменит. Это не похоже на: «О, теперь я Джеймс Бонд, и я нажимал не на ту кнопку!» На этот раз я нажму на этот, и он бум!» Это не так просто, но это отличное упражнение. Пожалуйста, не недооценивайте его, просто делайте работу и смотрите, как она идет.

    Упражнение № 6. Использование рук в качестве опоры

    Все предыдущие упражнения являются лишь разминкой. Потому что все упражнения: ваш низкий голос, ваше расслабление, ваша игра, ваша артикуляция — все это обычно исчезает, когда мы сталкиваемся с нашими реальными жизненными ситуациями, с нашими реальными жизненными условиями. В одно мгновение мы просто забываем обо всем.

    Итак, нам нужна основа, на которую мы могли бы положить все эти упражнения и заставить их работать автоматически.

    Для меня это была техника рук. Это суть метода, который я использовал.

    Кладем руку на бедро и расслабляемся. Затем объединяем все упражнения с надавливанием пальцев на бедро. «Извлекаем» звуки, нажимая пальцами на бедро.

    Сначала просто расслабляемся, запуская релаксацию нажатием большого пальца на бедро. А потом ставим звук, потом слово, а потом фразу, каждым пальцем «извлекая» очередной звук. Мы заканчиваем тем, что произносим любую фразу, которую хотим сказать, на одном выдохе. Итак, в конце программы вы ставите на один палец несколько звуков, несколько слогов.

    Если вы используете любую другую технику или будете использовать любую другую технику, просто подумайте о том, на какую основу вы можете положить свое упражнение, чтобы они держались вместе, а не разваливались, когда вы сталкиваетесь с реальной ситуацией.

    Упражнение № 7 — Применение новых навыков разговорной речи в социальных условиях

    Очевидно, что это не речевое упражнение, но я хочу выделить его как отдельное упражнение.

    По сути, это самое важное, безусловно, самое важное и самое сложное из всех упражнений. Какую бы технику или метод вы ни использовали, вы должны убедиться, что вы действительно используете его в своей реальной жизни, чтобы он стал вашим новым автоматическим шаблоном.

    Когда у вас есть положительный опыт в реальной жизни, он довольно быстро создает новую мышечную память.

    Дело не в том, что если я заикаюсь уже десять лет, мне нужно десять лет этого нового положительного опыта. Нет! Переход проходит довольно быстро. Это происходит, вероятно, столько же времени, сколько потребовалось для развития заикания.

    Требуется некоторое время, чтобы перевесить все эти переживания заикания с помощью нового паттерна и превратить его в ваш новый автоматизированный речевой паттерн.

    Это упражнение чрезвычайно важно, и оно чрезвычайно тяжелое и сложное. Я, наверное, сделаю отдельное видео о том, как это сложно и почему, вдаваясь в подробности и давая практические советы, как с этим бороться, как подходить к этому, чтобы лучше пройти через это.

    Упражнение № 8. Запись и дневник в реальной жизни и хотите посмотреть, насколько хорошо вы справляетесь.

    Потому что мы воспринимаем себя иначе, чем на самом деле.

    Мне нравится записывать себя с помощью приложения Photo Booth на Mac, чтобы я мог снимать на видео свои телефонные звонки. Когда вы находитесь на улице или в какой-то социальной среде, вы можете использовать свой смартфон; можно использовать диктофон. Вариантов много, но очень хочется увидеть себя объективно.

    Дневник — отличная вещь для анализа своих чувств, своих эмоций, особенно когда у нас есть негативный опыт. И наверняка у вас будет отрицательный опыт, какой бы метод вы ни использовали. И вам нужно видеть, что вы преуспели здесь и там.

    Дневник как хороший друг, который тебя поддерживает, всегда на позитиве и готов помочь.

    Упражнение № 9 — Партнеры по подотчетности

    Если вы попытаетесь вспомнить последние просмотренные фильмы, книги, которые вы читали, где люди ведут себя как настоящие герои, вы, вероятно, заметите, что они ведут себя как настоящие герои, потому что хотели кого-то спасти, они хотели защитить, защитить, помочь кому-то. Так что они вели себя как герои из-за кого-то другого.

    Давайте назовем этих кого-то еще «партнерами по подотчетности».

    Если никто не знает, никто не заботится о ваших усилиях по избавлению от заикания, велика вероятность того, что у вас не будет достаточно мотивации, недостаточно ПОЧЕМУ (почему вы это делаете?)

    Это веская причина искать партнеров по подотчетности.

    Отличное место, где можно найти друзей, которые тоже заикаются, — это ежегодные конференции Национальной ассоциации заикающихся.

    Но вам не нужно так долго ждать, чтобы начать. Вы можете присоединиться к группе Free From Stutter в Facebook уже сегодня. Может показаться, что это не большой шаг, но на самом деле это так.

    Упражнение № 10. Испытайте себя, чтобы расширить свои владения

    Самый большой наш враг — это страх.

    А страх — вещь хорошая; это мешает нам делать опасные вещи, чтобы мы могли оставаться в безопасности.

    Но в нашем случае у нас очень много страхов, связанных с нашей речью: что обо мне подумают, я буду выглядеть глупо, мне будет плохо, мне будет стыдно. Страхов очень много и они сводятся к одному – боязни речи.

    Этот страх говорить — не просто один из наших страхов. Это становится частью заикания.

    Я хочу повторить, что боязнь речи является частью заикания у людей, которые заикаются, а не отдельной вещью. Это облегчает, укрепляет и питает наше заикание.

    Что мы хотим сделать, так это столкнуться с этим страхом.

    Отличный способ сделать это — принять участие в 30-дневном испытании, где вы каждый день делаете что-то новое.

    Это может быть такая мелочь, как приглашение нового человека, просьба о новой вещи, поход в новое кафе, просьба о новой еде. Если что-то кажется пугающим, вы добавляете это в список, и у вас есть 30-дневное задание каждый день делать что-то маленькое, но что-то новое, чтобы расширить свою землю.

    Конечно, это работает лучше всего, если у вас уже есть новые разговорные навыки и вы хотите применить их в реальной жизни. У вас есть семя, которое вы хотите вырастить. Если у вас нет этого метода или техники, вы все равно можете использовать этот вызов.