Упражнения для развития дыхания и постановки голоса: Упражнения на дыхание для вокалистов
Фонопедические упражнения для восстановления голоса. Школа природного голоса
Фонопедические упражнения для восстановления голоса. Школа природного голоса- Онлайн-курсы
- Тренинги
- Упражнения
- Отзывы
- О школе
- Вопрос-ответ
- Контакты
- Блог
Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) был разработан кандидатом педагогических наук, актером и вокалистом Виктором Емельяновым. В процессе учебы, а затем и певческой карьеры он неоднократно задавался вопросом, почему все его преподаватели и кураторы говорили о том, какой звуковой результат нужно получить, но никто не рассказывал, как именно и какими мышцами сделать. Емельянов пытался найти нужный механизм, консультировался с врачами-фониатрами, успешными певцами, учеными. Переломным моментом стал перенесенный им ларинготрахеит с последствиями в виде кровоизлияния в голосовую складку с отслойкой слизистой.
Для скорейшего восстановления он использовал
Причины потери голоса:
- Заболевания ЛОР-органов. Воспаление миндалин, отек глотки, гортани сказываются на силе, тембре и тональности голоса. Без своевременного лечения осиплость перерастает в полную невозможность говорить.
- Перенапряжение голосовых связок. Это «профессиональная» болезнь педагогов, экскурсоводов, чтецов, публичных ораторов. Дети тоже могут охрипнуть после шумных праздников, пения, но у них
восстановление происходит быстрее. У взрослых складки слизистой гортани менее эластичны, при полной афонии («пропал голос») нужна консультация врача-фониатра.
- Стресс. Резкие перемены в жизни, нервное перенапряжение приводят к психогенной афонии и дисфонии, так организм защищается от потрясений. Без лечения есть риск органических изменений связок — на них появляются доброкачественные образования — «узелки». Человек начинает хрипеть при разговоре, говорит тихо, слабо, в горле есть чувство жжения. Терапия комплексная — с голосовыми
упражнениями, медикаментозным лечением. - Нарушения эндокринной системы. В данном случае в первую очередь влияет гипотиреоз (щитовидная железа), который провоцирует отек складок и осиплость. Гормональный взрыв у подростков тоже сказывается на работе голосового аппарата. Для правильного лечения нужно сперва определить причину, в реабилитации подключать фониатра.
- Новообразования. На гортани могут появляться доброкачественные опухоли — кисты, фибромы и т. д. Часто их вызывает хронический ларингит. Методы лечения: хирургия, фонопедическая
терапия.
Это самые частые варианты, кроме них возможны врожденные нарушения в области гортани, химические ожоги, травмы, психосоматика и т. д.
Какие фонопедические упражнения используют для восстановления голоса
До начала занятий необходима консультация отоларинголога или фониатра, тщательный сбор анамнеза. После того как причина нарушений определена, разрабатывается программа реабилитации речевого аппарата. В нее входят:
- Дыхательная гимнастика. Коррекция дыхания — первый этап при голосовых расстройствах. Необходимо скоординировать работу гортани и дыхания. Для этого пациент выполняет статические и динамические
упражнения, тренирует длительный выдох. - Координация фонации и артикуляции. Фонация — озвучивание речи, в ней задействованы гортань, голосовые связки, рот, глотка. Артикуляция — положение языка, челюстей и мягкого неба для громкой четкой речи. Оба механизма должны работать в комплексе.

- Автоматизация навыков.
Примеры упражнений
Дыхательная гимнастика:
- вдох и выдох через нос;
- вдох через нос, выдох через рот и наоборот;
- вдох и выдох попеременно через левую и правую ноздрю;
- вдох через левую, выдох через правую ноздрю и наоборот;
- вдох через нос, выдох через нос толчками и т. д.
Тренировка мышц шеи, гортани:
- руки в замок на затылке, отклонять голову назад, преодолевая сопротивление рук;
- кулаками подпереть подбородок, наклонять голову вперед;
- ладони на ушах, наклонять голову в стороны;
- надувать щеки;
- доставать языком мягкое небо и другие.
Стимуляция фонации:
- Чистое естественное произношение звука «м» с плавным затиханием в положении стоя, при шагах. Далее к нему добавляют гласные.
- Произнесение изолированных гласных звуков
и сочетаний.
- Гласные и звук «й».
- Закрепление навыка голосоведения в словах, фразовой речи.
- Вокальные упражнения.
Выбор речевого материала подбирается индивидуально в зависимости от причин голосовых нарушений и поставленных задач. Например, при узелках на голосовых связках звуки на занятиях сначала произносят в уме, потом работают над артикуляцией, постепенно усложняя задание. При хроническом ларингите важно научиться использовать гортань без перенапряжения, в удобном регистре и диапазоне, с выдохом «на опоре».
Процесс восстановления голоса
На подготовительном этапе фонопед объясняет пациенту, как работает речевой аппарат, откуда берется звук и какие органы в этом задействованы. Рассказывает о фонопедической методике, каким образом она помогает убрать хрипоту, сиплость, восстановить нормальную громкость и тембр. Проводит дыхательную и артикуляционную гимнастику.
Цели занятий: постановка правильного дыхания, тренировка мышц голосового аппарата, упражнения на развитие силы, тембра, длительности звучания голоса.
Весь процесс находится под контролем фонопеда. Он объясняет, для чего конкретно нужно правильно дышать, отрабатывать произношение гласных и согласных, пропевать звуки. Без активного включения пациента в работу добиться стойких заметных результатов невозможно.
Важность правильного дыхания
Умение дышать — самое естественное, что мы делаем с рождения. Поэтому принять, что все время вы дышали неправильно и нужно переучиваться, достаточно сложно. Есть разница между дыханием для того, чтобы жить, и для того, чтобы говорить. Правильные вдох и выдох дадут вам более сильный, красиво окрашенный голос, четкую выразительную речь. Признаки того, что вы дышите неправильно:
- Вам не хватает воздуха закончить фразу.
- К концу предложения переходите почти на шепот.
- Вы вообще говорите негромко, людям приходится переспрашивать.
- Во время пения, декламации стихов, монологов быстро устаете.
- Чувствуете напряжение в горле и легких.

- В речи слышатся шипение и хрипы.
Все эти проблемы можно скорректировать одной только гимнастикой. Полноценное дыхание позволит вам чувствовать себя уверенно, придаст вашим сообщениям больше энергии, округлит тон, добавит силы и насыщенности тембру, расширит вокальный диапазон. Кроме того, снизит нагрузку на связки и гортань, поможет быстрее восстановиться после заболеваний, травм, избежать перенапряжения. Дыхательные техники направлены на:
- эффективную работу легких;
- контроль воздуха, проходящего через гортань;
- долгий полноценный выдох.
Глубокое плавное дыхание применяется в медитации. Концентрируясь на механизме вдоха и выдоха, вы отвлекаетесь от тревог, стресса, настраиваетесь на сон и отдых, быстрее восстанавливаетесь после физической нагрузки.
Хотите ещё
упражнения для голоса?
Оставьте комментарий или вопрос:
Рекомендуем
Онлайн-курс
Возрождение
природного
голоса 3.
0
Настроить голос для жизни и пения
С обратной связью и поддержкой преподавателя
Голос
на миллион 2.0
Настройка голоса
для общения и бизнеса
С обратной связью и поддержкой преподавателя
Онлайн-курс
Пение
природным
голосом
Развить музыкальный слух и научиться петь
- Развитие музыкального слуха
- Соединение слуха и голоса
- Обучение пению с нуля
Упражнения для развития дыхания, голоса и артикуляции | Консультация по логопедии (старшая группа):
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 39
пгт. Ильский МО Северский район
Подготовила:
Логопед-дефектолог
Цыбульская Л.
С.
2019-2020гг
Эти упражнения проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы в начале коррекционного курса. Постепенно количество этих упражнений в середине и конце этого курса сокращается.
Цель упражнения — способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.
Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук (вверх — вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс, вверх — на голову и т.д.), туловища (повороты вправо — влево, наклоны вперед, круговые вращения), головы (наклоны к плечу, на грудь, круговые повороты). Например, подняться на носки, руки потянуть вверх — вдох, опуститься на полную ступню, руки на пояс — выдох. Поворот туловища вправо, руки на уровне плеч также отводятся вправо — вдох, возвращение в исходное положение: туловище — прямо, руки опущены вниз — выдох. Поднять голову вверх — вдох, опустить медленно на грудь — выдох и т.
д.
В упражнения на развитие дыхания также включается речевой материал, произносимый на выдохе. Например, подняться на носки, руки потянуть вверх — вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс, длительно тянуть глухой звук с (илиш, ф, х), затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова: с открытыми слогами, закрытыми, двух- и трехсложные; фразы, состоящие из трех — пяти слов. Удлинение фразы требует более длительного выдоха.
С произношения на выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которая определяется его тембром. Упражнения в развитии голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса. Если это упражнение сразу не получается, можно использовать «мурлыканье» или «гудение», чтобы добиться изменения в его высоте. Сила голоса воспитывается в произношении гласных более громко или более тихо, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента.
Длительность звучания голоса зависит от продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворений (а для взрослых и прозаических текстов) с вопросительной, восклицательной, побудительной и другой интонацией под соответствующую музыку.
Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения. Вначале под ритмическую музыку или счет педагога гласные обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся на шепоте и громко, изолированно и в ряду из 2—3—4 гласных всего ряда. Далее на выдохе произносятсяслоги, слова на шепоте со звуками п, т, к, ф, с, ш (па-по-пу-пы, паф-поф-пуф-пыф и т. д.) и громко, четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи.
К середине коррекционного курса дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счетом, пением.
Полезно пение вокализов — мелодии без слов: у, о, а, и.
Затем поются гаммы, вводится другой вид связного пения — звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз, что развивает его гибкость и высоту.
Необходимо развивать диапазон голоса. В звонком, полетном голосе выражены высокие (2000—3000 Гц) и низкие (700—800 Гц) частоты. Повышение уровня высокой форманты (2300—2700 Гц) увеличивает силу и полетность звучания. Начинать следует с произношения звуков м, нс гласными. Голос звучит на среднем регистре, в одной тональности:ммуммоммеэммиммамм. Далее: повышение и понижение голоса на сонорных согласныхм, н с паузами и без пауз при произношении слов и фраз. Например, в инсценировке «Мишка» дети просят у медведицы: «Маммедунам, маммо-локабынамм». Медведица отвечает: «Вотявамм, всемаловамм». Мишки отбегают и вновь пропевают свою просьбу в высоком регистре, медведица грозит им лапой и отвечает в низком регистре: «Вотявамм, вотявамм!»
В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые экспрессивно окрашены, выражают эмоции, волевые побуждения человека: радость, боль, гнев, страх: «А! О! Ах! Ох! Ой! Ай-ай-ай!» и т.
д. Затем междометия включаются в стихи, которые подбираются таким образом, чтобы окраска звука в них была разной: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой. Полезны распевания на материале артикуляторной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики.
Например, упражнение «Муха».
Дети представляют себе ситуацию: как будто муха села на правое колено. Нужно увидеть ее, всмотреться, поймать, почувствовать ее в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха, петь на выдохе: з-з-з. Перед тем, как вдохнуть вновь, раскрыть ладошку, выпустить муху, проследить глазами ее полет.
Петь песенку и одновременно на ударные слоги соединять на обеих руках 2-е, 3-е, 4-е, 5-е пальцы поочередно с первым пальцем руки. На слова «в обморок упали» расслабить кисти, уронить их:
На паркете в восемь пар мухи танцевали, Увидали паука — в обморок упали.
Петь эту же песенку на слогах зум, зу и одновременно дирижировать кистью руки. Кисть должна быть гибкой, четко указывать акценты в музыке.
УПРАЖНЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС
Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание
этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Понятия «сильно» и «слабо» соответствуют в звучащем процессе терминам «громко» — forteи «тихо» —piano. Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу — на тихое звучание и более сильные взмахи ими над головой — на громкое звучание; кроме флажков, можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, поскоков. Так, на сильное звучание дети идут по кругу, размахивают флажками, на тихое — останавливаются, прячут их за спину. Различие звучания можно обозначить и характером шага: на громкое звучание дети идут на всей ступне, на тихое — на носках.
Наконец, предлагается одно звучание для ног, другое для рук, связанное со сменой силы звучания. Упражнения с разными построениями приучают детей работать в коллективе. Можно предложить детям следующие упражнения:
Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.
Стоя в кругу с бубнами в левой руке, дети на громкую музыку ударяют в бубен правой рукой, на тихую музыку берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.
На громкую музыку идут по кругу, на тихую — кружатся на одном месте на носках, на громкую музыку идут по кругу, размахивая флажками, на тихую — останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.1.
Для старших школьников, подростков и взрослых характер упражнений усложняется по форме построения (поочередные и групповые вступления при смене силы звучания).
Например:
Все стоят в двух шеренгах на расстоянии 6—7 шагов друг против друга, ноги — на ширине плеч. У каждого в правой руке обруч, за который держится левой рукой сосед справа.
Образуется неразрывная цепь с обручами в руках. На «тихо» шеренги качаются сначала вправо, а затем влево, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую. С переходом на «громко» занимающиеся перебрасывают обручи из одной шеренги в другую, бросает тот, кто держит обруч правой рукой. На «тихо» раскачиваются.
Все слушают музыку с контрастными по силе звучания частями. После прослушивания дирижируют, делая руками сильные взмахи при громком звучании и слабые при тихом.
В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения.
Общеразвивающие упражнения многообразны. Помимо всестороннего воздействия’ на организм, с помощью этих упражнений можно избирательно воздействовать на развитие мышц спины, живота, плечевого пояса, ног и др. По характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила
1Пу н и и а 3. Е. и др. Ритмика для детей с расстройствами слуха и речи.
М., 1948.движений, ловкость, четкость, быстрота реакции, глазомер. Особое внимание следует уделить упражнениям с мячами. Используются мячи всех размеров: большие (при отталкивании подвешенного мяча), средние (при перекатывании и ловле), маленькие (при выполнении бросков, передаче по ряду и переносе). В этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже освоено на уровне двигательного навыка.
Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц, стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки. Упражнения в положении лежа на животе по подтягиванию на руках по гимнастической скамейке и наклонной доске, в лазанье по гимнастической стенке, в перелезании через скамейки, пролезании между рейками лестничной пирамиды или вышки укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, влияют на формирование правильной осанки.
Чувство равновесия развивается в процессе ходьбы, бега, прыжков, метания и других упражнений.
Для развития равновесия полезно включать в занятия упражнения на уменьшенной площади опоры (дорожка из канатов, доска), с изменением ее высоты (наклонная доска, скамейка), подвижности опоры (мостик-качалка), расположения в пространстве (горизонтально, наклонно). Эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку, с выраженными акцентами, указывающими начало и окончание движения. В качестве специальных средств тренировки функции равновесия используются: кружение на месте переступанием с последующим приседанием по звуковому сигналу, а также остановки во время ходьбы и бега по звуковому сигналу, подпрыгивания на месте с поворотами, перешагивание через предметы (кубики, палки, рейки, канат).
Примеры упражнений.
Вращение кистями рук вверху (3—5 секунд) — напряжение мышц рук и верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз — расслабление. Повторить 2—3 раза.
Притопывания нотами, руки за спиной — мышцы напряжены (5—8 секунд), руки опущены, исходное положение — основная стойка, мышцы расслаблены.
Легкие и тяжелые руки. (Музыка: венгерская народная мелодия.)
Дети стоят в колоннах. Исходное положение: основная стойка, руки за спиной. Первая часть музыки и ее повторение: такты 1—2— плавный подъем рук вперед до уровня плеч и опускание рук вниз и за спину; такты 3—4, 5—6, 7—8— повторение движений 1—2-го тактов.
Вторая часть музыки и ее повторение: такты 9—12—сильное качание рук вперед и назад, до уровня плеч. Колени слегка пружинят, руки сжимаются в кулаки; такты 13—16—руки плавно поднимаются и опускаются вниз и за спину, как в первой части музыки. Усилению и ослаблению музыкального звучания соответствует усиление и ослабление мышечного напряжения.
Эти упражнения воспитывают умение менять мышечный тонус. Регуляция мышечного тонуса в игровой форме.
Игра с водой. (Любая подвижная мелодия на размер —-.)
Дети сидят на полу, будто бы на берегу реки, руки опущены 1) Плавно развести руки в стороны и назад, как бы в воде, сближая лопатки и
несколько отклоняя корпус назад, затем возвратиться в исходное положение, будто захватывая воду кистями рук.
2) Кистями рук легко бить по воображаемой воде.
Веселые ножки. (Любая плясовая мелодия.)
Дети сидят на стульях, упершись руками в бедра, локти в стороны.
Вначале ставят правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме: носок смотрит вверх, пальцы свободны; затем выпрямляют ее, касаются пола кончиками пальцев и приставляют к другой ноге. То же, левой ногой. То же, обеими ногами вместе.
Диафрагмальное дыхание: первый шаг к хорошему голосу
Основное содержание
Что мы знаем о дыхании и голосе: Сила или движущая сила нашего голоса исходит от дыхания и потока воздуха. Точно так же, как автомобиль нуждается в бензине, чтобы функционировать, воздух — это «газ», который заставляет наш голос звучать. Наша цель — говорить с хорошей поддержкой дыхания, а не полагаться исключительно на мышцы горла. Когда у нас нет хорошей поддержки дыхания, мы создаем напряжение в нашем голосовом аппарате. В конечном итоге это приводит к перенапряжению, стеснению гортани и ухудшению голоса.
Диафрагмальное дыхание: Диафрагма является наиболее важной мышцей для вдоха. Это большая куполообразная мышца, расположенная под легкими. Диафрагмальное дыхание помогает повысить эффективность дыхания и укрепить диафрагму. У людей часто появляется привычка напрягать грудь и плечи, когда они дышат, вместо того, чтобы расслаблять эти мышцы и наполнять низ живота воздухом. Эта техника поможет улучшить вашу общую поддержку дыхания и улучшить качество вашего голоса.
- Сначала мысленно проверьте свою осанку. Хорошая осанка чрезвычайно важна. Сядьте или встаньте прямо. Когда сидите, помните, что в лодыжках, коленях и бедрах девяносто градусов.
- Положение рук. Во-вторых, положите руку на грудь и одну на живот. С закрытым ртом сделайте глубокий вдох через нос. Выдохните через сжатые губы.
- При вдохе желудок должен двигаться наружу, наполняя его, как воздушный шар.
- При выдохе живот должен распрямляться, как бы выпуская из баллона весь воздух.
- Помните, что дыхание — это движение мышц живота без напряжения мышц груди и плеч.
- Практика дыхания. Сделайте пару тренировочных вдохов. Вы должны почувствовать, как живот расширяется и наполняется воздухом. Вы также можете почувствовать, как нижняя часть спины наполняется воздухом. Обратите особое внимание на грудь и шею, которые должны оставаться расслабленными и плоскими. Используйте свои руки, чтобы почувствовать, не слишком ли двигается ваша грудь или вы напрягаетесь во время этих упражнений.
Ежедневная практика:
- Следите за длительностью вдохов и выдохов. Цель состоит в том, чтобы сделать выдохи длиннее вдохов. На вдохе считайте, как долго вы можете сделать вдох. Поставьте себе цель начать с трех секунд. Вдохните, затем сосчитайте: «1…2…3», пауза. Выдохните и мысленно сосчитайте до четырех, одновременно выпуская воздух: «1…2…3…4…». Например: вдохните, считая до 4, выдохните, считая до 5.
Затем продолжайте вдыхать в течение 5 секунд и выдыхать в течение 6 секунд. Выполните это 10 раз, три раза в день. - После 10 вдохов вдохните через нос и выдохните, произнося легкий звук «С». Произнесите 10 простых звуков «S», затем переключитесь на «Z». На выдохе произнесите 10 простых звуков «Z». Сконцентрируйтесь на вибрации языка и нёба. Убедитесь, что ваши плечи остаются расслабленными.
Есть вопросы? Звоните в отделение патологии речи УГМК 601-815-6064.
Назад к ЛОР-информации для пациентов
6 простых и эффективных дыхательных упражнений для певцов
ВОКАЛ
Фото предоставлено Matte Erickson для журнала All Music Magazine
Такие понятия, как поддержка дыхания и дыхание диафрагмой, обычно обсуждаются с самого начала на уроках пения. Но что на самом деле означают эти термины и как они помогают вам и вашему пению?
Наши легкие впервые наполняются воздухом, когда мы рождаемся.
Крик новорожденного ребенка сильный, мощный и может длиться часами. Мы можем благодарить за эту удивительную силу и звук их диафрагмальное дыхание. Однако по мере того, как мы растем, мы учимся более поверхностному типу дыхания, используя грудную клетку. Как певцы, важно перетренировать наши мышцы и вернуться к нашему первобытному способу дыхания. Когда мы дышим, сжимая диафрагму, наши легкие наполняются до предела, и мы можем петь мощно и выдерживать длинные ноты, издавая чистый и громкий звук. Независимо от того, являетесь ли вы оперным певцом, богом рока или поп-звездой, у всех великих певцов любого жанра и стиля есть одна общая черта: диафрагмальное дыхание.
Диафрагмальное дыхание
Диафрагмальное дыхание, часто называемое «дыханием животом», вначале может показаться неудобным или даже неестественным. Однако, как только мы укрепим эти мышцы, они снова станут удобными. Слабая диафрагма приводит к поверхностному дыханию, что приводит к одышке во время пения. Например, в песне «Stairway to Heaven» группы Led Zeppelin есть довольно сложная часть, начинающаяся со 154 такта, где певцу нужно выдержать фразу на протяжении пяти тактов без пауз для дыхания.
Певцу необходимо иметь надлежащую поддержку дыхания, чтобы совершить такой поступок.
Одна из самых важных частей пения — контроль дыхания. Регулировка количества потока воздуха даст вам контроль над вашей фразировкой и динамикой. Контроль дыхания позволяет вам иметь как мощный, громкий голос, так и мягкий, чистый звук. Процесс дыхания состоит из двух стадий: вдоха и выдоха. Во время вдоха воздух поступает в легкие и заполняет грудную полость. При выдохе воздух выталкивается из легких. Во время этого процесса следует помнить о двух факторах. Первый – это разница в давлении между легкими и атмосферой (чем больше объем воздуха, тем ниже давление). Второй фактор – расслабление и сокращение мышечных волокон диафрагмы и межреберных мышц. Легкие пассивны, что означает, что они не участвуют в создании движения. Мышцы вокруг них заставляют их расширяться и сокращаться, создавая дыхание.
Тем не менее, для певцов следует включить пару дополнительных шагов, а именно подготовку и приостановку.
При пении крайне важно следить за тем, чтобы перед вдохом мы смягчали и расширяли мягкое небо, правильно располагали и расслабляли язык прямо за зубами. Затем мы продолжаем вдыхать, убедившись, что наше тело расслаблено, живот, бока и спина расширены, а тазовое дно задействовано. Во время приостановки мы на секунду думаем, сколько воздуха нам нужно выпустить и как долго это должно длиться в зависимости от фразировки. Фонация происходит во время выдоха. Если мы правильно следуем первым трем частям процесса, мы можем ожидать появления красивого, сильного голоса.
6 простых дыхательных упражнений, которые должен выполнять каждый певец:
Дыхательное упражнение 1: просто дышите
Лягте на спину на ковер или ковер. Подойдет любая удобная твердая поверхность. Положите руку на живот, а другую руку на грудь. Медленно вдыхайте через рот и постарайтесь сознательно заставить живот расширяться во время вдоха. Медленно выдохните через нос и снова напрягите живот. Наблюдайте, как рука живота поднимается с каждым вдохом и опускается с каждым выдохом.
Теперь, в то время как ваша рука живота должна двигаться вверх и вниз, ваша рука груди не должна двигаться вообще. Повторяйте это упражнение в начале каждой разминки. Как только вы освоитесь с глубоким диафрагмальным дыханием, вы можете выполнять упражнение стоя, по-прежнему кладя руки на живот и грудь и следя за тем, чтобы грудная рука не двигалась при вдохе и выдохе.
Дыхательное упражнение 3. Медленное дыхание
Вдыхайте через рот или нос в течение 4 секунд. Задержите дыхание на 8 секунд. Затем выдохните еще 8 секунд. Постарайтесь, чтобы все ваши мышцы были расслаблены во время всего упражнения. Повторить 4 раза.
Дыхательное упражнение 4: Пыхтение
Пыхтение помогает певцам развивать выносливость. Тренируя мышцы быстро расширяться и сокращаться, вы сможете развить силу. Чтобы выполнить это упражнение, вытяните язык, как щенок (просто дайте ему свисать). Поместите кулак между ребрами и пропойте ноты гаммы, произнося «ха» на каждом из них. Ваш кулак должен двигаться вперед и назад вместе с движением диафрагмы.
Заканчивайте каждую гамму долгим вздохом, чтобы расслабиться.
Дыхательное упражнение 5. Выдувание через соломинку
Выдувание через соломинку помогает растянуть и восстановить голосовые связки. Это особенно полезно для тех, кто говорит или поет низко в своем регистре. По сути, возьмите соломинку, поместите ее в рот и плавно двигайтесь от самой низкой до самой высокой ноты. Повторяйте это в течение пары минут. Затем продолжайте добавлять акценты, задействуя мышцы живота. Усилие не должно исходить из горла, оно должно исходить исключительно из живота. Наконец, напойте свою любимую песню через соломинку. Когда вы закончите с этими упражнениями, вы почувствуете, как ваш голос перемещается от груди к глазам. Повторяйте в течение дня, если ваш голос чувствует себя уставшим.
Дыхательное упражнение 6: Губные трели
Губные трели помогают расслабить мышцы лица, в то же время поддерживая постоянный поток воздуха, это чрезвычайно важно для пения длинных фраз без перерывов между нотами, это более известно как легато.






Затем продолжайте вдыхать в течение 5 секунд и выдыхать в течение 6 секунд. Выполните это 10 раз, три раза в день.