Упражнения для правильной речи: Упражнения для развитие дикции от профессионального диктора
Сборник по технике речи
«Комарик»
Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.
«Насосик»
Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй – насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребёнок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» сгибается в пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик» выдёргивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш — ш – ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребёнок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.
«Счёт»
Распределить выход на заранее заданное количество счетов: четыре, шесть, восемь, двенадцать, пятнадцать, шестнадцать.
«Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д. Перед началом счёта подбирается дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько учащиеся смогли продвинуться по сравнению с прошлым разом.
Очень важно помнить, что время выполнение каждым учащимся каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.
«Скакалка»
Произносится текст ритмичного стихотворения, дети прыгают со скакалкой, чётко отслеживая доборы воздуха.
Катер, катер, белый катер,
Белый, белый катерок
Катит, катит, словно гладит
Скатерть белый утюжок.
«Упражнение с мячом»
Ударяя мяч об пол, читать стихи:
Барабанил в барабан
Барабанщик Андриан.
Барабанил, барабанил,
Бросил барабан.
Пришел баран,
Прибежал баран,
Прободал барабан
И пропал барабан.
«Перед сном»
Лечь на пол, на спину, положить руку на живот. Полностью расслабить все мышцы и, вспоминая, как умиротворённо дышится перед сном, попытаться отследить технологию этого вдоха. Затем следует обратить внимание на положение живота, диафрагмы, грудной клетки в процессе дыхания и попытаться мысленно зафиксировать это положение.
Необходимо повторить вдох, сознательно утрируя движение мышц живота; обратить особое внимание на расслабленность плеч. Когда же учащийся понял принцип дыхания и овладел им, приступаем к вариантам упражнения со счётом (выполняются лёжа).
Вдох – задержка дыхания – выдох на счёт. Сначала выдох длится 3 счёта, затем 6, 9 и т.
д.
Вдох 5 с. – задержка дыхания 5 с. – выдох 5 с. Повторить 6 раз.
«Поклонение солнцу»
Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, руки свободно опущены вдоль корпуса. На выдохе ладони сложить домиком на уровне груди. Далее:
· вдох – руки и голову поднять вверх;
· выдох – наклон, руки ладонями упираются в пол;
· вдох — левую руку отставить назад, голову поднять вверх;
· выдох – нога возвращается на исходную позицию, голова опущена вниз;
· вдох – выдох – повторить то же самое с правой ноги;
· вдох – выпрямить позвоночник, голову держать прямо;
· выдох – ладони сложить домиком на уровне груди.
Упражнение выполняется одновременно всеми сначала в очень медленном темпе. Постепенно темп ускоряется до максимально быстрого, затем следует успокоить дыхание. Для этого выполняется специальное упражнение.
«Два вдоха и два выдоха»
Учащиеся хаотично двигаются по помещению.
Дыхание свободно. По хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и выдоха. Затем двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети не научатся делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.
«Мельница»
Вдох в живот – руки поднимаем вверх. Задержка дыхания. Выдох – наклон, руки опускаем вниз. И так 6 раз. Усложняем упражнения. Вдох – корпус, голову, руки опускаем вниз. Выдох – корпус выпрямляем, руки поднимаем вверх. 6 раз.
«Черепаха-2»
Шею вытянуть вперед – вдох в живот, убрать назад – «холодный выдох» через длинное произнесение звука «п».
«Тряпичная кукла-1»
Вдох – руки поднимаем вверх «в замок», выдох – бросок расслабленного тела вправо, влево, вперёд.
«Львенок греется»
Мягким, долгим выдохом (как бы беззвучно произносят слог «ха»), который у нас называется «тёплым дыханием», греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост».
«Цветочный магазин»
Представляем, что вошли в цветочный магазин и с удовольствием вдыхаем через нос ароматы цветов. Если учащийся точно выполняет задание, то он автоматически пропускает воздух в диафрагму. Выдыхаем через рот, как бы беззвучно произнося «ха» (тёплый выдох).
«Свеча»
Это упражнение включает 3 ступени. Движение каждой повторяем 6 – 8 раз.
1-я ступень: делаем вдох в живот, затем представляем себе, что дуем на пламя свечи очень медленно и ровно, таким образом, чтобы удержать это пламя в горизонтальном положении.
2-я ступень: упрямая свеча. Мы хотим затушить свечу, но пламя не гаснет. Выдох становится более интенсивным.
3-я ступень: затушу свечу. Теперь делаем сильный резкий выдох, и свеча гаснет.
«Дровосек»
Вдох – руки подняты вверх, как бы держат топор. Выдох со словами «и – раз», руки опускаются вниз – раскололи полено.
Таким образом, вдох – замах, выдох – удар.
Все эти упражнения направлены на развитие диафрагматического дыхания. В игровом пространстве посредствам физических движений, помогающих «открывать» диафрагму, мы постепенно увеличиваем объём воздуха и учимся распределять протяженность и силу выдоха, от которых напрямую зависит долгота и сила звука.
четыре эффективных упражнения для четкой речи » Новости Ижевска и Удмуртии, новости России и мира – на сайте Ижлайф все актуальные новости за сегодня
25 августа 2021 16:14
Психология
Как за 5 минут в день серьезно изменить свой голос и манеру речи – видеоразбор с профессиональной ведущей
Designed by stories / FreepikВроде бы все мы понимаем, что дикцию можно и нужно тренировать, развивать и улучшать. Но всегда находится какое-нибудь «но»: долго, сложно, нудно.
Александра Демина, автор курса «Я говорю» и ведущая с 20-летним опытом, доказывает, что для развития правильной речи хватит и пяти минут в день.
Причем тренироваться можно в любой ситуации: дома, во время поездки в машине или пока готовите завтрак.
Больше интересных и полезных материалов об ораторском искусстве читайте в нашей подборке.
Делай раз: «Отстегните челюсть»
Что делать. Губы и зубы сомкнуты. Считайте про себя до 10 и медленно опускайте нижнюю челюсть вниз. На несколько секунд зафиксируйте это положение. Возможно, вам будет больно, но это нормально. Далее также на 10 счетов поднимите нижнюю челюсть вверх. Проделайте так пять раз.
Как часто. Хотя бы один раз в день. Стоите в пробке, читаете книгу, смотрите телевизор? «Отстегивайте»!
Что дает. Многие говорят с сомкнутыми зубами – есть такая особенность. Из-за этого звуки получаются нечеткими, направленными внутрь себя. Чтобы вас слышали, важно открывать рот и активно артикулировать.
Это упражнение позволяет расслабить челюсти. Звуки будут получаться более оформленными и «летящими», а речь станет четкой и открытой. Итог – вас слышат с первого раза. Для устойчивого достижения результата нужно «отстегивать» челюсть каждый день в течение 2 недель.
Делай два: «Пробка во рту»
Что делать. Понадобится пробка (любая, от вина или шампанского, главное, чистая). Прикусите пробку зубами, не располагайте ее слишком глубоко. Губы расслабьте. А теперь прочитайте любое четверостишие, пословицу, поговорку, скороговорку. Губы должны активно артикулировать, но не напрягайте их слишком сильно. Повторите 2–3 раза.
Как часто. Один раз в день.
Что дает. Преодолевая сопротивление, вы научитесь лучше проговаривать звуки. В итоге – четкая артикуляция, внятная, понятная речь.
Делай три: «Укол дракона»
Что делать.
Откройте рот. Острым языком упритесь сначала в основание верхних зубов, а потом – нижних. Проделайте так 10 раз. Главное, делайте упражнение качественно.
Как часто. Один раз в день. Вспомнили? Делайте!
Что дает. Упражнение взято из арсенала логопеда и нужно для того, чтобы язык активно включался в артикуляцию. Ведь от хорошей работы языка и его четких движений зависит, насколько внятные, отчетливые и выразительные звуки вы издаете. Бонус – более четкие звуки «р», «л», «с».
Делай четыре: «Чистка зубов»
Что делать. Сомкните губы. Ваш язык должен как бы чистить зубы с внешней стороны. Сначала по часовой стрелке, потом – против. Повторяйте по 10 секунд на каждую сторону, увеличивайте время с каждым разом до 1 минуты. Если устает корень языка, вы все делаете правильно.
Как часто. Один раз в день. Увидели себя в зеркале, остались одни в лифте? Делайте!
Что дает. Тренировка языка нужна для четкой дикции, а также для аккуратно оформленных и понятных звуков. Все ваши слова будут звучать внятно и ясно, а речь будет красивой и запоминающейся.
Designed by stories / Freepik
Поделиться материалом:
- # Ораторское искусство и публичные выступления
Подпишитесь на IZHLIFE, и узнавайте новости Ижевска там, где удобно
Речевые упражнения для улучшения артикуляции
Fox in Socks от доктора Сьюза
—————————
Fox
Носки
Box
Knox
Нокс в коробке.
Лиса в носках.
Нокс на лисе в носках в коробке.
Носки Knox и Knox в коробке.
Фокс в носках на коробке на Ноксе.
Приходят цыплята с кирпичами.
Приходят цыплята с блоками.
Приходят цыпочки с кубиками, кубиками и часами.
Послушайте, сэр. Смотрите, сэр. Мистер Нокс, сэр.
Давайте потренируемся с кирпичами и блоками, сэр.
Поиграем с цыплятами и часами, сэр.
Во-первых, я быстро соберу кирпичную кладку.
Тогда я быстро соберу стопку блоков.
Вы можете быстро собрать стопку цыплят.
Вы можете сделать быстрый стек часов.
А вот и новый трюк, мистер Нокс….
Носки на цыпочках и цыпочки на лисе.
Фокс на часах на кирпичах и блоках.
Кирпичи и блоки на Ноксе в коробке.
Теперь перейдем к тиканью и тиканью, сэр.
Попробуйте сказать это, мистер Нокс, сэр….
Часы тикают.
Часы на Knox tock.
Отметьте шесть больных кирпичей.
Шесть больных цыплят.
Пожалуйста, сэр. Мне не нравится этот трюк, сэр.
Мой язык не ловкий и не ловкий, сэр.
Я получаю все эти тики и часы, сэр,
перепутал с цыплятами и таксами, сэр.
Я не могу этого сделать, мистер Фокс, сэр.
Мне очень жаль, мистер Нокс, сэр.
Вот простая игра.
Легко сказать….
Новые носки.
Два носка.
Чьи носки?
Носки Сью.
Кто чьи носки шьет?
Сью шьет носки Сью.
Кто увидит, кто чьи новые носки шьет-с?
Вы видите, как Сью шьет новые носки Сью, сэр.
Это нелегко, мистер Фокс, сэр.
Кто приходит? …
Прилетает Ворона.
Приходит Медленный Джо Кроу.
Кто шьет воронью одежду?
Сью шьет воронью одежду.
Медлительный Джо Кроу чью одежду шьет?
Одежда Сью.
Сью теперь шьет носки из лисы в носки.
Медленный Джо Кроу теперь зашивает Нокса в коробку.
Сью пришивает розу к одежде Медленного Джо Кроу.
Фокс пришивает шланг к носу Медлительного Джо Ворона.
Шланг идет.
Роза растет.
Носовой шланг подходит.
Воронья роза растет.
Мистер Фокс!
Ненавижу эту игру, сэр.
От этой игры у меня язык хромает, сэр.
Мистер Нокс, сэр, какой позор, сэр.
Сейчас мы найдем что-нибудь новое.
Вот теперь много новой синей слизи.
Новая слизь. Синяя слизь.
Гуи. Гуи.
Голубая слизь. Новая слизь.
Клей. Клей.
Липкая жижа для жевательного жевания!
Вот что делает Гу-Гусь.
Вы тоже предпочитаете жевать слизь, сэр?
Если, сэр, вы, сэр, решите жевать, сэр,
с Гу-Гусем, жуйте, сэр.
Делайте, сэр.
Мистер Фокс, сэр,
Я не буду этого делать.
Не могу сказать.
Я не буду это жевать.
Очень хорошо, сэр.
Шаг сюда.
Мы найдем другую игру.
Приходит Бим.
Бен приходит.
Бим приносит Бену веник.
Бен приносит Биму метлу.
Бен сгибает метлу Бима.
Бим сгибает метлу Бена.
Изгибы Бима.
Изгибы Бена.
Погнутая метла Бена сломалась.
Погнутая метла Бима ломается.
Группа Бена. Группа Бима.
Биг-бэнды.
Свиные ленты.
Бим и Бен ведут группы с метлами.
Группа Бена хлопает, группа Бима гремит.
Свинья лента! Группа бум!
Большой оркестр! Группа метел!
Мой бедный рот не может этого сказать. Нет, сэр.
Мой бедный рот слишком медленный, сэр.
Ну тогда… подними рот сюда.
Я найду, что он может сказать.
Люк Удача любит озера.
Утка Люка любит озера.
Люк Удача лижет озера.
Утка удачи лижет озера.
Утка клюет в озерах, которые нравятся Люку Удача.
Люк Удача ловит утку в озере.
Я не могу болтать такой вонючей ворванью!
Мой язык не из резины.
Мистер Нокс. Теперь давай сейчас. Приходите сейчас.
Не надо быть таким тупым сейчас….
Попробуйте сказать это, мистер Нокс, пожалуйста….
Через три сырных дерева пролетело три свободных блохи.
Пока эти блохи летали, дул морозный ветерок.
Морозный ветер заставил эти три дерева замереть.
Холодные деревья заставили сыр этих деревьев замерзнуть.
Вот что заставило этих трех свободных блох чихнуть.
Прекрати! Прекрати это!
Достаточно, сэр.
Я не могу говорить такие глупости, сэр.
Очень хорошо, мистер Нокс, сэр.
Поговорим немного о жуках-чириканьях….
Что вы знаете о жуках-чириканьях? Ну…
Когда жуки-жуки дерутся,
это называется битва жуков-жуков.
А когда они дерутся в луже,
это битва жуков-чирикалок в лужах.
И когда жуки-чириканьи сражаются веслами в луже,
они называют это битвой жуков-чириканов с веслами в лужах.
И…
Когда жуки сражаются с жуками в луже весло сражаются
и лужа сражается с жуками лужа в бутылке…
…они называют это жуком-чириканом, бутылкой, лужей, веслом, боевой неразберихой.
И…
Когда жуки дерутся в этих битвах в бутылке своими веслами
и бутылка на пуделе и пудель ест лапшу…
…они называют это лужица твитл пудель жук лапша
бутылка гребной бой.
И…
Подожди минутку, мистер Сокс Фокс!
Когда лиса в бутылке, где жуки-чириканьи сражаются
с веслами в луже на пуделе, который ест лапшу,
ЭТО то, что они называют…
…жук-чириканье лапша пудель бутилированный весло
бестолковый тупой мутный пухлый лисица в носках, сэр!
Лис в носках, наша игра окончена, сэр.
Спасибо за удовольствие, сэр.
Кредит: https://ai.eecs.umich.edu/people/dreeves/Fox-In-Socks.txt
Как укрепить говорящие мышцы
Когда мы постоянно занимаемся в тренажерном зале, мы нарастить мышцы. Когда мы останавливаемся, мы теряем физическую форму примерно через две недели. Точно так же, чтобы поддерживать силу наших речевых мышц, нам нужно говорить постоянно или хотя бы раз в неделю. Точно так же, как когда вы тренируетесь в тренажерном зале, чем больше вы занимаетесь, тем больше становятся ваши мышцы. Вы хотите говорить как можно чаще и тренировать свои говорящие мышцы.
Чтобы развить эти говорящие мускулы и стать самым сильным оратором, которым вы можете быть, следуйте приведенным ниже шагам, которые я обрисовал в общих чертах, используя аббревиатуру MUSCLE.
Мы собираемся начать с нижней части слова и наращивать оттуда так же, как вы наращиваете свои физические мышцы.
E для Тренировка голоса
Ваш голос — это ваш инструмент. Говоря разговорным голосом, вы не строите голос как мышцу. Вот как тренировать и накачать голосовую мышцу:
1. Упражнения для лица
. Произнесите следующие звуки «Ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо за).
2. Упражнения для языка . Самая важная мышца во рту – это язык. Важно тренировать его, иначе вы получите ленивый язык, который будет мешать, если вы будете говорить быстро. Сделайте эти растяжки языком — высуньте язык как можно дальше. Теперь перемещайте его из стороны в сторону, вверх и вниз, под углом вверху справа, вверху слева, внизу справа, затем внизу слева. Также попробуйте коснуться носа языком.
Вы, вероятно, не сможете это сделать, но попробуйте, потому что это отличное упражнение на растяжку и укрепление.
3. Усильте свой голос . Чтобы сделать это:
– Повторяйте эти слова снова и снова, все быстрее и быстрее: Baby By Bo Booo
– Зевните и выдохните, одновременно издавая звук. Особенно это касается людей с высоким голосом. Это поможет снизить голос.
4. Практика скороговорок . Повторяйте следующее снова и снова, все быстрее и быстрее:
– Лимонная мазь
– Сьюзен Шустер
— Вам нужен Нью-Йорк. Unique New York
5. Старомодные скороговорки :
- Пушистый Вуззи был медведем, Пушистый Вуззи был без шерсти, Пушистый Вуззи не был пушистым, не так ли?
- Питер Пайпер собрал пучок маринованных перцев. Если Питер Пайпер собрал пучок маринованных перцев, сколько маринованных перцев собрал Питер Пайпер?
Выполняйте эти упражнения перед тем, как говорить, и вы будете удивлены, как быстро вы сможете научить свой голос и язык говорить так быстро или медленно, как пожелаете.
L для Изучение вокального разнообразия
Вокальное разнообразие включает высоту тона, тон и скорость. Иногда вам нужно будет замедлить или ускорить доставку. Вы можете захотеть стать громче или тише, чтобы подчеркнуть мысль. Вы можете даже сделать паузу, чтобы вызвать больший интерес. Пауза — это мощная техника речи, потому что она вовлекает людей и создает динамику слушания. В целом, вокальное разнообразие увлечет вашу аудиторию так, как ваша речь может не заинтересовать.
C для Последовательная речь .
Как и в случае с физическими упражнениями, вам необходимо установить цель, сколько раз в неделю вы будете выступать. Как и в случае с физическими упражнениями, вы можете накачать свои речевые мышцы только в том случае, если будете говорить последовательно. Поэтому говорить нужно минимум один-два раза в неделю. Что-либо меньшее, чем это, не будет держать вас в форме и быть готовым говорить в любой момент.
S для Делитесь историями с другими .
Если у вас есть хорошая история, попробуйте ее сначала на друге, члене семьи или коллеге, прежде чем представить ее на сцене. Развивайте персонажей, оппозицию и решение, рассказывая это снова и снова любому, кто будет слушать. Практикуя свою историю таким образом, вы подобны упражнениям на физическую изоляцию, которые развивают определенные мышцы. Например, если вы хотите получить шесть кубиков, вам нужно будет сосредоточиться на каждой мышце отдельно. Практика создания вашей истории укрепит ваши навыки повествования, и вы сможете очаровать аудиторию своим очарованием повествования.
U для Непоколебимая практика .
Возможно, вы читали мои предыдущие блоги, где я рассказывал о том, как часто вам нужно практиковаться в презентации. Напоминаю, вам нужно практиковать 1 час на каждые 2 минуты речи. Это означает, что 30-минутная речь требует 15 часов репетиции.
M для Массаж Ваше сообщение .
Ваша фирменная речь — это основная речь, которая настраивает вас на работу. Он демонстрирует, что вы делаете, для кого вы это делаете и преимущества, которые вы предоставляете. Тем не менее, это общий разговор для широкой аудитории. Помните, что один размер не подходит всем, особенно когда речь идет о речах. Для вас важно массировать свое фирменное сообщение для конкретной отраслевой аудитории или целевых рыночных ниш. Например, если вы говорите с группой профессионалов в сфере недвижимости, вам нужно адаптировать свою речь к этой аудитории, используя их отраслевые слова или жаргон.

