Упражнения для постановки речи у взрослых: Как улучшить дикцию и четкость речи

Содержание

Игры и упражнения для развития речи детей

До возраста 7-8 лет дети очень хорошо воспринимают и запоминают новые слова. Поэтому очень важно сделать всё возможное, чтобы начать развитие речи у детей в самом начале их жизненного пути. Используйте специальные игры и упражнения для развития речи детей, помогающие знакомить малыша с новыми словами, учить его обдумывать их и вместе с тем запоминать.


 

Содержание

 

Этапы развития речи у детей

Развиваем речь ребенка: простые правила

Речевые дидактические игры как вид деятельности

Пальчиковые игры

Артикуляционные упражнения по развитию речи

Развитие речевого дыхания

Постановка речи детей через разные виды деятельности

Работа над речью через изучение алфавита

Упражнения и игры для пополнения словарного запаса

Занятия на развитие связной речи

 


В процессе своего развития ребёнок овладевает уникальной способностью, присущей только человеку – речью.

Сначала он понимает, что слова обращены к нему, реагирует на это, позже он начинает общаться с окружающим миром, выражать свои желания, мнения, отношения. Развитие речи для малышей — важная часть развития их личности. Правильно поставленное произношение, достаточный словарный запас, грамотно организованное обучение языку гарантирует воспитание всесторонне развитой личности.

 

По данным исследователей в 70-е годы дефекты и задержка речевого развития были выявлены у 4% детей. За последние 20 лет это число выросло более чем в 6 раз. Эти цифры являются не просто статистикой для тех, кто работает и общается с детьми, имеющими речевые нарушения. 

 

 

 

Этапы развития речи у детей

 

Родители с нетерпением ожидают момента, когда их малыш начнёт разговаривать, ведь это событие является существенным скачком в развитии ребёнка. Однако активная тренировка речи начинается задолго до того, как вы услышите первое произнесённое ребёнком слово. Для каждого этапа формирования речи существуют специальные развивающие методики, по которым взрослые могут заниматься с детьми.

 

 

Грудной возраст

 

Новорождённые дети могут кричать и издавать простые гласные звуки, например, «ооо» или «ааа». Слушая, как вы разговариваете, они пытаются отвечать собственными звуками. Читайте им вслух, чтобы они могли слышать ритм речи. В возрасте 6-7 месяцев дети могут уже лепетать простые слоги, например «ба-ба» или «да-да». Повторяйте за ребёнком его звуки, чтобы своим примером побудить его продолжать «разговор».

В возрасте 8 месяцев рецептивный язык, то есть набор понимаемых ребёнком слов, развивается, поэтому важно произносить ему названия окружающих предметов. Специалисты по изучению речи, языка и слуха рекомендует играть в простые имитационные и пальчиковые игры, например, «Ладушки» или «Ку-ку».

 

 

1 год

 

В возрасте 1 года ребёнок уже может произносить 1-2 слова помимо «мама» и «папа». По данным Национального института изучения глухоты и других речевых расстройств, ребёнок формирует собственный «жаргон», то есть тип абсурдной речи, которая грамматически изменяется подобно языку взрослых. Разговаривайте с ребёнком о том, чем он занят в течение дня, потому что его словарный запас напрямую зависит от того, насколько часто родители разговаривают с ним.

Маленькие дети начинают использовать для общения различные жесты, например, указание. Стимулируйте ребёнка произносить слова и звуки вместе с жестами, поощряя попытки разговаривать. Даже если вы не понимаете детские слова, попытайтесь догадаться логически или задайте вопрос. Это стимулирует попытки ребёнка разговаривать.

 

 

От 1,5 до 2 лет

 

К 1,5 годам дети уже могут произносить много отдельных слов и даже пытаться складывать их в короткие фразы. Когда ребёнок указывает на предмет и произносит слово, вы можете развить сказанное им в предложение. Например, если ребёнок произносит «собачка», вы можете ответить: «Да, собачка коричневая», или на слово «молоко» спросите: «Ты хочешь молока?».

Продолжайте читать ребёнку книги, описывая картинки и задавая по ним вопросы. Дети способны находить и показывать предметы в книге, даже если не могут произнести ни слова.

 

 

2 года

 

С возраста 2 лет дети могут произносить короткие предложения. По мере усложнения предложений, дети пытаются экспериментировать с правилами грамматики, слыша речь вокруг себя. Например, ребёнок может сказать «бегил» вместо «бегал» или «человеки» вместо «люди». Не поправляйте его. Просто повторите предложение с правильными словами, так советуют специалисты по вопросам развития речи у детей.

 

 

Дошкольный возраст

 

К окончанию дошкольного возраста ребенок должен знать около 2000 слов, иметь четкое и точное звукопроизношение, уметь грамотно излагать свои мысли, пересказывать небольшие тексты, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

В дошкольном возрасте разучивайте с ребёнком детские стишки и пойте песенки, так как постоянное повторение ритмичных текстов помогает ребёнку развивать память. Кроме того, часто ребёнок сам находит понравившиеся истории и с радостью слушает их снова. Затем пусть он сам перескажет вам прочитанное. Эффективные и интересные задания по развитию речи для дошкольников широко представлены далее в статье.

  

 

 

 

Развиваем речь ребенка: простые правила

 

Итак, как уже было сказано, ситуации, когда к 3 годам ребенок практически не произносит слов или разговаривает так, что его сложно понять, — наблюдаются довольно часто. Сколько родителей могут похвастаться, что их дети не страдают задержкой или нарушением развития речи? Когда проблема актуальна, начинаются поиски способов ее решения. С одной стороны, опытный логопед советует подождать до 5 лет, а с другой – ребенок рискует пойти в первый класс с речевыми дефектами, поскольку может не хватить времени на их устранение.

Что же делать? Как можно раньше организовать самостоятельные занятия и регулярно выполнять упражнения для развития речи ребенка, взяв за основу специальный тематический курс.

 

Задача – сформировать речевое мышление путем отработки артикуляции, расширения активного словарного запаса и развития грамотной связной речи.

 

На первый взгляд кажется, что речевым занятиям следует уделять много времени. По этой причине родители долго не решаются их начинать. На самом деле все не так сложно: упражнения на развитие речи можно делать практически в любой момент повседневной жизни и без финансовых затрат. Как развить речь ребенка? Соблюдайте несложные правила.

 

  1. Фундамент речевого развития — постоянное общение с детьми. Они задают множество вопросов, от ответов на которые не стоит уклоняться. Если сразу ответить затруднительно, лучше так и сказать. Пусть ребенок подождет, пока взрослые подумают, зато позже он получит нужную информацию, заинтересуется собеседником и будет стремиться к общению с ним.
  2. Дети подражают разговору взрослых, поэтому не следует имитировать «детскую» манеру говорить, искажая слово или звук и используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Это мешает правильному произношению и ведет к формированию таких речевых недостатков, устранить которые может только логопед. Также нельзя общаться сложными предложениями и произносить непонятные ребенку слова, тем более, заставлять повторять их в попытке форсирования развития речи. Рабочий материал – это отдельные звуки, короткие рассказы и стихотворения, соответствующие дошкольному возрасту.
  3. Произношение улучшится, если его тренировать. Здесь помогут упражнения для речи, проходящие в доступной игровой форме. Как улучшить речь у ребенка подобным способом? Обратить внимание на рекомендации дефектологов и разработать индивидуальный план занятий по улучшению артикуляции, увеличению запаса слов и формированию навыков разговорного общения.

 

 

 

 

Речевые дидактические игры как вид деятельности

 

Игра является основной личностной потребностью в дошкольный период развития ребёнка, поэтому необходимо организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы использовать интерес, желания дошкольников в педагогических целях. Правильно организованные игровые занятия, наглядный и дидактический материал, комфортная психологическая атмосфера обеспечивают не только передачу нужный знаний, овладение соответствующими возрасту навыками, но и формирование определенного уровня культуры.

 

Для ребёнка с задержкой речи общение и удовлетворение жизненных потребностей и желаний, а именно невозможность их удовлетворить, так как их не понимают, или они не могут их выразить,

может привести к большим разочарованиям и отрицательно повлиять на личностное развитие.

 

И родители, и учителя могут использовать дидактические игры, чтобы помочь ребёнку в речевом развитии. Когда был поставлен диагноз, можно подобрать дидактические игры по соответствующей проблеме и остановиться на тех, которые эффективны, интересны, увлекательны, обогащают внутренний мир, расширяют кругозор.

 

 

Виды дидактических игр, развивающих речь

 

Педагоги выделяют три вида дидактических игр: игры с предметами (игрушками), настольно-печатные, словесные игры.

 

Дидактические игры первого и второго типа развивают тактильность, моторику, способствуют активизации внимания и мышления, актуализации уже имеющихся знаний и навыков, развитию зрительной памяти, творческого воображения.

Словесные дидактические игры используются в педагогической деятельности в организации учебно-коррекционного процесса для решения проблем с развитием речи у детей. Слова и действия – это основные инструменты игровых занятий с дошкольниками. Словесные дидактические игры формируют навыки диалогической речи, активизируют внимание. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, формируют лексический запас для выражения своих желаний и мыслей. Они отрабатывают правильное звукопроизношение, уточняя и закрепляя артикуляцию, способствуют активизации лексического запаса.

 

 

Правила организации и проведения дидактических игр для развития речи

 

Чтобы результаты дидактических игр и всей коррекционной работы были положительными, необходимо следовать ряду инструкций.

 

  1. Прежде чем выбрать игру следует изучить интересы ребенка, учитывать их, поощрять общение и участие в игре.
  2. Сотрудничество логопеда и родителя обеспечит регулярное использование игровых методов терапии, это важно, потому что дети с задержкой развития речи нуждаются в постоянном повторении.
  3. Опыт использования дидактических игр показал, что нужна среда, способствующая развитию речи. Возможность в процессе игры общаться со сверстниками даёт ребёнку большие преимущества, потому что моделируется ситуация общения, дети учатся друг у друга.
  4. Чтение и пение во время игры обеспечивают ребенку возможность повысить частотность звучания, употребления слов и дают структуру предложения.
  5. Ребёнку с речевыми задержками очень поможет использование простого языка жестов. Он даёт ещё один способ общения, помогает участвовать в игре и удовлетворять потребности в общении. Простые знаки, как «да», «нет», «больше», дни недели и времена года, будут полезными, лёгкими и актуальными.
  6. Проведение игровых занятий будет создавать более комфортную атмосферу, если использовать визуальные подсказки для поощрения общения. Это могут быть карточки, символы, изображения и любые другие наглядные пособия.

 

 

 

Пальчиковые игры

 

Еще в глубокую старину щекотание и игры с помощью пальцев были самыми первыми играми, привлекавшими внимание малыша.

Классическая игра «Идет коза рогатая…» горячо любима всеми малышами и они всегда готовы играть в нее снова и снова. Обучите ребенка простым играм при помощи пальцев, например «Сорока-ворона». Научившись со временем движениям пальцами, малыш с удовольствием будет воспроизводить разученные действия, совмещая их с произношением стихов. Такие игры отлично развивают моторику, а объединение стихов и жестов послужит важным импульсом к овладению речью.

 

Столетиями родители, бабушки и дедушки обучали с помощью пальчиковых игр своих детей и внуков простым стихам и играм. Такие игры способствуют не только развитию речи, но и развитию ловкости рук, памяти, координации движений.

 

 

Сегодня существуют и многие другие развивающие игры и упражнения, а так же игрушки, которые не только помогут вашему малышу заговорить и произносить слова правильно, но и будут способствовать расширению словарного запаса ребенка, умению строить связные предложения и тексты.

 

 

 

Артикуляционные упражнения по развитию речи

 

Детские органы артикуляции (язык, губы, зубы) еще недостаточно развиты, чтобы ребенок мог полноценно разговаривать (осуществлять речевой акт). Для этого требуются окрепшие мелкие мышцы, которые нельзя путать с крупными мышцами, развивающимися за счет жевания, глотания или сосания. Их укрепляет артикуляционная гимнастика как совокупность упражнений для органов речи, помогающая подготовиться к нагрузке во время разговора. Обычно она проводится дважды в день (с утра и после дневного сна), сидя перед зеркалом.

В языковые игры малыши как правило играют с огромным удовольствием. Начните занятие, расположившись вместе с ребенком поудобнее перед зеркалом. Выполняйте самые разные движения губами и языком, а малыша попросите повторять за вами. Свои гримасы сопровождайте небольшими историями. Такая зарядка для рта поможет совершенствовать малышу свою речь.

Кроме того, вы можете использовать специальные детские артикуляционные упражнения, статические и динамические. Достаточно будет 2-3-х продолжительностью около 5 минут.

 

Например:

  1. На развитие круговых губных мышц «Улыбка»: зубы сомкнуты, губы широко растянуты в улыбке, в таком положении задерживаются на 10-15 секунд, потом расслабляются.
  2. На развитие мышц языка «Маляр»: открывается рот, широкий кончик языка помещается на верхние резцы, оттуда медленно направляется к небу и обратно, подобно кисточке маляра.

 

 

 

 

Развитие речевого дыхания

 

Поток воздуха, покидающий легкие через гортань, носовую или ротовую полость с задействованными голосовыми связками, является источником звука. Любые звуки – это часть речи, поэтому залогом их правильного произношения, нормальной громкости, а еще выразительной интонации и четкой дикции можно считать хорошо поставленное дыхание. Сделать его объемным, ритмичным, с медленным и экономным выдохом помогут дыхательные упражнения, выполняемые по определенной технике.


 

Развитие речи у детей от 1 года до 5 лет (включает дыхательные упражнения)

 

 


 

Для этого нужно:

 

  • быстро вдыхать через нос, плавно выдыхать через рот;
  • не надувать щеки;
  • плечи держать ровно, не опускать.

 

Существует множество упражнений, проводимых в игровой форме и позволяющих развить речевое дыхание: сдувать шапку одуванчика («Одуванчик»), снежинки с руки, бумажные шарики со стола («Забей гол»), надувать воздушные шары, мыльные пузыри, дуть вслед кораблику, на игрушку — ветряную мельницу.

 

 

 

 

Еще некоторые задания:

 

  • «Буря в стакане»: в стакан с водой вставляем трубочку, через которую ребенок дует, создавая вибрацию.
  • «Дровосек»: дети занимают положение «стоя», ноги — на ширине плеч, руки опущены вниз, а пальцы скреплены в «замок». Быстро поднимая руки вверх на вдохе, медленно опускают их на выдохе и одновременно наклоняются вперед со словами «Ух!», как бы роняя мнимый топор.
  • «Жук»: имитируя крылья, ребенок разводит прямые руки в стороны и немного назад, вдыхая, жужжит и опускает руки вниз, затем без звука поднимает их вверх, совершая непроизвольный вдох.

 

При многократном повторении упражнений дети могут почувствовать слабость и головокружение, поэтому, выполняя их, важно следить за дыханием и обеспечивать перерыв каждые 3-5 минут.

 

 

 

Постановка речи детей через разные виды деятельности

 

Помимо уже названных выше, существуют и некоторые другие отличные способы, с помощью которых вы сможете естественным образом стимулировать развитие речи у детей. Рассмотрим их более подробно.

 

 

Чтение

 

Как можно больше читайте книг с вашими детьми. Параллельно с чтением просите их предположить, что будет дальше, и чем закончится рассказ. Просто остановите чтение и попросите малышей рассказать свою версию продолжения истории. Когда дети слышат новые слова в определённом контексте, они намного легче запоминают их значение, а это в свою очередь стимулирует развитие речи у детей. Они будут пересказывать услышанную историю, используя новые для них слова. Во время чтения книг также можно разговаривать о картинках и обсуждать их. Например, можно спросить малыша, как зовут его собаку, когда вы читаете книгу о собаках.

 

 

Диалог

 

Разговаривайте с вашими детьми. Исследования показали, что слушать ребёнка так же важно, как и говорить с ним. Просто говорить с малышом о его действиях недостаточно, чтобы эффективно развивать речь. Вам необходимо поддерживать диалог и внимательно слушать, что говорит ваш ребёнок. Помогайте малышу вступить в диалог с вами, задавая различные вопросы и повторяя фразы. Например, спросите ребёнка: «Какой бутерброд ты хочешь: с арахисовым маслом или с сыром?» Малыш ответит: «С сыром». Дальше вы должны продолжить: «С сыром? Ты хочешь бутерброд с сыром? Хорошо, я сейчас приготовлю бутерброд с сыром тебе и себе».

 

 

Объяснения

 

Поощряйте ребёнка к тому, чтобы он рассказывал о предметах, которые видит вокруг себя. С помощью вопросов подводите к тому, чтобы малыш учился давать объяснение обычным предметам и явлениям. К примеру, спросите вашего ребёнка, что он кушал на завтрак, а затем продолжите вопросами, касающимися еды.

 

 

 

 

Работа над речью через изучение алфавита

 

Дети в возрасте до 10 месяцев имеют способность запоминать буквы алфавита. Казалось бы, это не совсем логично, что дети понимают его, когда в месяц начинают гулить. Однако если вы проанализируете уникальные преимущества алфавита, успех в его понимании детьми становится понятен.

В русском алфавите 33 буквы, каждая из которых предлагает вашему малышу поэкспериментировать с упрощёнными звуками. К примеру, гласные содержат только один звук, в то время как короткое слово, состоящее из трёх букв, содержит уже три звука.

Хоть и шаги к достижению понимания алфавита маленькие, зато награда за это большая. Такое обучение влияет на малыша с разных сторон, хоть мы часто этого просто не осознаём. Естественно, это достижение способно поднять самооценку ребёнка и развить чувство самоуважения, положительно повлиять на развитие речи у детей. Важно ещё и то, что из-за этого не пропадает интерес, и развивается способность сосредоточиваться на уроке, как и то, что развивается чувство доверия к вам. Вы тот человек, который начал этот урок, и вы же объясните малышу, что у него всё получится. Ребёнок будет доверять вам.

 

Алфавит не вызывает сложных ассоциаций у малыша. Из-за неумения читать, алфавит для самых маленьких воспринимается как фигурки с названием.

 

И, наконец, самое большое преимущество алфавита заключается в том, что урок продолжается даже тогда, когда вы уже закончили. Буквы окружают ребёнка везде, раньше он их просто не замечал. И вдруг надписи на игрушках или на экране телевизора превращаются в возможности попрактиковаться в изучаемом вопросе. Такой урок может быть бесконечным.


 

15 упражнений для развития речи

 

 


 

  

 

Упражнения и игры для пополнения словарного запаса

 

Богатый лексикон поможет ребенку без труда излагать свои мысли и свободно общаться со сверстниками. Он может быть активным, состоящим из слов, употребляемых ежедневно, либо пассивным, когда сами слова произносятся редко, но на слух воспринимаются согласно значению. К 5-6 годам запас должен составлять три – четыре тысячи слов, поэтому его необходимо пополнять путем общения с новыми собеседниками, чтения, словарных игр и занятий.

 

 

 

Следующие детские игры для развития речи будут очень полезны

 

 

«Рифмы».

Ребёнку интересно будет поиграть в рифмы. Такая игра поможет расширить словарный запас ребёнка и одновременно повеселит его. Просто помогите своему малышу подобрать рифмы к как можно большему количеству слов.

 

 

«Угадай-ка».

Это ещё одна замечательная игра для развития речи, которая наверняка понравится вашему малышу. Поместите какой-нибудь предмет внутрь сумки или коробки и попросите ребёнка угадать, что спрятано внутри. Пусть дитя задаёт наводящие вопросы о предмете, а вы давайте ему подсказки в виде прилагательных, описывающих этот предмет.

 

 

«Алфавит».

Ребенку ставят задачу назвать много слов, начинающихся на определенную букву алфавита. У взрослого должны быть готовы еще 3-4 слова, которые он добавит, когда все слова закончатся. 

 

 

«Проводник».

Гуляя на улице, детей просят побыть проводником взрослого, который в данный момент закрыл глаза (ничего не видит) и перечислять все, что его окружает. Можно усложнить задачу и сообщить, что дважды называть одно и то же слово нельзя, иначе взрослый заблудится. Затем глаза открываются и взрослый, оглядываясь вокруг, предлагает назвать те предметы, которые еще не упоминались, подсказывая их название.

 

 

Игра с мячом «Съедобное – не съедобное».

Кидая ребенку мяч, взрослый произносит слово, ребенок должен ловить мяч, если слово означает съедобный предмет или оттолкнуть, если не съедобный. 

 

 

Существуют не менее действенные способы пополнения детского словарного запаса без участия взрослого. Это прослушивание ребенком аудиокниг и просмотр кинолент. Детям будут интересны мультики для развития речи (они могут быть рассчитаны на возраст от 12 месяцев и старше), направленные на изучение новых слов для обозначения частей лица и тела, животных, овощей и фруктов, посуды и прочего.

 

 

 

Занятия на развитие связной речи

 

Важная часть языкового развития – это работа над становлением связной речи. Она обогащает словарный запас, позволяет добиться правильного звукопроизношения, способствует размышлению над грамматическим и смысловым содержанием слова и предложения, готовит к письму.

 

 

 

Обучиться рассказыванию помогут занятия по развитию речи, проводимые в разной форме

 

 

Игры с деревянными брусками.

Исследования подтвердили, что у детей из семей с низким доходом у родителей, которые играли брусками, развитие навыков коммуникации происходит лучше и быстрее, чем у тех, кто такими брусками не играл.

 

 

«Покажи и расскажи».

Попросите малыша принести в комнату его любимые игрушки и рассказать всем что-нибудь интересное о них. Затем начните спрашивать ребенка, почему ему нравится та или иная игрушка, как её зовут, как он с ней играет. Это очень хороший способ улучшить навыки речевой коммуникации у детей.

 

 

«Домашнее хозяйство».

Распределите роли, сделав малыша родителем, и обсуждайте все повседневные домашние дела и обязанности.

 

 

Игровое упражнение «Закончи фразу».

Способствует в том числе и тренировке воображения. Взрослый рассказывает детям начало истории (сказки, стихотворения), а они сами придумывают концовку.

 

 

Речевое упражнение «Построй предложение».

Цель: развитие навыков построения длинных предложений из знакомых слов. Ребенок должен закончить предложение, начатое взрослым, опираясь на его наводящие вопросы: «Маша пошла в лес с корзинкой, зачем? (собирать грибы, в гости к бабушке). У нее в корзинке, что? (ничего нет, пирожки)». Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы.

 

 

Игровое упражнение «Если бы…».

Ставит достаточно сложную для дошкольника мыслительную задачу по анализу, моделированию и прогнозированию ситуации. Ребенку предлагают поразмышлять о том, что бы произошло, если бы у него в руках оказалась волшебная палочка, он стал бы невидимым и тому подобное.

 

 

Речь ребенка станет образной и выразительной только тогда, когда понятно и логично с ним будет общаться взрослый, поэтому занятия для развития речи должны проходить неторопливо и последовательно. Чтобы дети заинтересовались, нужно использовать доступные им методы обучения, привлекать других детей, самим родителям принимать активное участие.

Создать благоприятные условия для занятий помогут игровые уголки и наборы игрушек, позволяющие придумывать игры для развития речи детей дома. Лучшее, что может быть, — это домашний театр с разными персонажами и простыми декорациями (домики из конструктора, ветки деревьев, кубики). Так ребенок научится хорошо разговаривать и творчески импровизировать.


 

Повторюша. Мультфильм на звукоподражание

 

10 упражнений для развития техники чтения

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным учеником. Но не всем детям удаётся соответствовать ожиданиям своих мам и пап. Одна из частых причин слабой успеваемости в школе — низкая скорость чтения.

Содержание:

  • Дыхательные упражнения
  • Развитие артикуляции и дикции
  • Упражнения для развития внимания
  • Тренировка памяти
  • Упражнения для развития периферического зрения, расширения рабочего визуального пространства
  • Развитие речи и расширение словарного запаса
  • Развитие мышления
  • Упражнения, направленные на развитие межполушарных взаимодействий

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным учеником. Но не всем детям удаётся соответствовать ожиданиям своих мам и пап. Одна из частых причин слабой успеваемости в школе — низкая скорость чтения.

Чтение — это достаточно сложный психический процесс, который объединяет память, внимание, воображение и мышление. 

И путь ребёнка от знакомства с первой буквой до «взрослого», осмысленного чтения выглядит следующим образом:

  • Научиться различать буквы.
  • Освоить навык правильно читать слова.
  • Понимать смысл слов, затем — предложений, а потом и общее содержание текста.
  • Определять главную мысль текста.
  • Пересказывать содержание.
  • Формировать эмоциональную оценку содержания и формы.

Чтобы процесс чтения стал автоматизированным, необходимо пройти все этапы обучения.

В начальной школе учитель не может работать с каждым ребёнком индивидуально. В редких случаях опытные педагоги могут оценить проблемы учеников, указать на это родителям, порекомендовать конкретные дополнительные задания для улучшения ситуации. 

Отличным решением в этом случае будет обучающая платформа iSmart. Выполняя упражнения на платформе, ребёнок пройдёт этапы, необходимые для тренировки чтения: научится различать буквы, отработает навык правильного чтения слов, понимания их смысла. 

Чем выше у ребёнка темп чтения, тем быстрее мозг обрабатывает информацию. В то же время увеличение объёма чтения для плохо читающего ребёнка не даст желаемого результата. А скорее, наоборот, вызовет стойкое неприятие и нежелание читать вообще что-либо. Поскольку в процессе чтения задействованы память, внимание, воображение и мышление, то тренировка всех когнитивных навыков приведёт к улучшению чтения автоматически. 

Простыми словами: чтобы научиться быстро читать, недостаточно много читать, необходимо также выполнять различные упражнения на тренировку и развитие внимания, памяти, мышления, речи, пространственных представлений, воображения и других когнитивных функций.

Заданий существует очень много и они достаточно разнообразны. Для получения желаемых результатов необходимо:

  • Применять комплексный подход. Нужно тренировать не только внимание и логику или речь и зрительно-пространственное восприятие, а все навыки в комплексе. 
  • Заниматься регулярно. Вы можете выбрать удобный для себя темп и следовать ему. Например, проводя 2 или 3 занятия в неделю. 
  • Учитывать возраст ребёнка и его уровень развития.   Сложность упражнения должна быть такой, чтобы ребёнок задумывался, слегка напрягался, но при этом выполнение задания было достижимым.

Идеально, чтобы весь комплекс занимал:

  • до 30 минут для дошкольников;
  • до 60 минут для младших школьников.

Обязательное условие — перерыв с подвижными играми.

План занятия может включать: 

  • дыхательную гимнастику;
  • задания на развитие артикуляции и дикции;
  • упражнения на развитие внимания;
  • упражнения для тренировки памяти;
  • упражнения для развития периферического зрения, расширения рабочего визуального пространства;
  • в обязательном порядке — упражнения для развития речи и расширения словарного запаса;
  • задания для развития и тренировки мышления;
  • упражнения, направленные на развитие межполушарных взаимодействий.

Далее подробно рассмотрим каждый пункт плана и проиллюстрируем конкретными упражнениями, из которых любой родитель сможет составить свой индивидуальный комплекс для тренировки чтения.

Дыхательные упражнения

Если у ребёнка дыхание неполное, мозг испытывает кислородное голодание, и, как следствие, он быстро устаёт, снижается способность к усвоению информации. Для детей школьников крайне важный навык — научиться дышать правильно.

Диафрагмальное дыхание (или дыхание животом) используется при борьбе с чрезмерным напряжением и стрессом. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания, снимает усталость и улучшает настроение, повышает жизненный тонус и бодрит.

Принцип правильного дыхания: вдыхаем через нос, рот при этом закрыт, живот надувается, наполняясь воздухом. Выдох делается через рот, губы трубочкой. На выдохе живот должен «сдуться», как будто прилипнуть к спине. Существует очень много игровых упражнений на отработку диафрагмального дыхания, которые подойдут детям разных возрастов.

Упражнение «Вверх-вниз»

Ребёнок лежит на спине. Руки располагаются вдоль тела. На живот ему взрослый кладёт игрушку или какой-нибудь лёгкий предмет и озвучивает задание — «покатать» игрушку вверх и вниз. Ребёнок вдыхает воздух через нос, надувая при этом живот. Это положение «вверх». Выдыхает ртом, втягивая живот насколько возможно. Это положение «вниз».

Очень важно научить ребёнка дышать не грудной клеткой, а животом, и следить, чтобы он не просто надувал живот, а именно «наполнял» его воздухом. Упражнение выполняется медленно, спокойно, поэтому с него можно начинать дыхательную гимнастику. Игрушка предлагается для наглядности, чтобы ребёнок сам видел изменения своего тела во время вдоха и выдоха. Кроме насыщения мозга кислородом и расслабления, это упражнение способствует развитию умения контролировать эмоции и поведение.

Развитие артикуляции и дикции

Упражнения для развития артикуляции и дикции — важный момент в улучшении навыка чтения. Артикуляционной гимнастикой можно заниматься с детьми с 4-5 лет, когда ребёнок понимает инструкции и может воспроизвести то, чего ждёт от него взрослый. Но и детям 7-10 лет, испытывающим сложности с чтением, такие упражнения будут очень полезны.  

Артикуляционные упражнения разделяются на гимнастику для щёк, для нижней челюсти и для губ. И, для чистоты и легкости произношения, упражнения для губ — самые важные. 

«Хоботок» — вытягиваем губы вперёд.

«Лягушки» — растягиваем губы в улыбке.

«Заборчик» — раскрываем губы и показываем сомкнутые зубы.

«Кружок» — выполняем круговые движения вытянутыми губами, рисуя в воздухе круги.

«Кролик» — приподнимаем верхнюю губу, стараясь показать верхние зубы.

«Прятки» — поджимаем губами верхние и нижние зубы, прячем их.

«Лошадка» — фыркаем и раздуваем губы. 

Все мы помним это из детства. Мы играли, но в то же время происходило расслабление мышц лица, которое помогает свободнее и легче двигать губами во время разговора.

Тренировка дикции важна для навыка чтения слов целиком. Многие дети долго проходят этап слогового или побуквенного чтения. Эту проблему могут решить скороговорки. Они помогают научиться максимально быстро и чисто проговаривать слова.

Упражнение «Скороговорки»

Схема работы со скороговорками следующая:

 

  • Сначала попросите ребёнка сказать скороговорку медленно, чётко произнося каждый звук. Губы, язык и челюсть должны активно при этом работать. Повторить её нужно минимум 5 раз.
  • Затем он должен произносить скороговорку также чётко, но уже с небольшим ускорением. Упражнение тоже выполняется минимум 5 раз.
  • Далее скорость нужно стараться увеличить.
  • После предложите ребёнку посоревноваться, кто быстрее и без ошибок произнесёт скороговорку.
  • Можно проговаривать скороговорку, перебрасывая мяч из одной руки в другую, контролируя таким образом ритм её произнесения.
  • Хорошая идея — произносить скороговорку, отбивая параллельно ритм ладошками. Это можно делать и в медленном темпе, и в быстром.

 

Занятие длится минуты 2-3. При этом вполне достаточной будет отработка двух скороговорок. Вот некоторые из тех, с которыми легко справится ребёнок.

 

Проворонила ворона воронёнка.

Пакет под попкорн.

Король — орёл, орёл — король.

Вкусная халва — мастеру хвала.

Брат Борис на базаре брал ирис.

Палку толкал лапкой Полкан.

Упражнения для развития внимания

Внимание — один из важнейших психических процессов и рассеянное внимание, как и неспособность ребёнка концентрироваться, беспокоят родителей значительно чаще, чем медленное чтение.

Свойства внимания — концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость и объём. Тренировка внимания подразумевает отработку перечисленных свойств.

Упражнение «Назови цвет»

Очень популярное упражнение у многих специалистов по коррекционной педагогике, направленное на развитие концентрации и переключаемости внимания. Ребёнку предлагается листок с названиями цветов. При этом текст написан разными цветами. То есть, слова красный, синий, зелёный написаны жёлтым, красным, оранжевым цветом соответственно. И ребёнок, читая текст про себя, должен называть не слово, а цвет, которым оно написано.

Это упражнение подходит детям всех возрастов, если они умеют читать. Выполняется по 1-3 раза в день. Можно один раз сделать его после отработки дикции и второй — в конце комплекса. 

На его подготовку требуется лишь несколько чистых листов или 12-листовая тетрадь и цветные карандаши. Родитель заранее может прописать разные комбинации названий цветов, чтобы в течение 2-3 дней картинка не повторялась. К тому же, чем старше ребёнок, тем большее количество слов и цветов можно использовать. Главное правило — использовать цвета и их названия в одной карточке.

Упражнение «Лабиринты»

Лабиринты — это универсальное упражнение, которое тренирует сразу несколько навыков. Во время выполнения задания ребёнок должен смотреть на весь лабиринт целиком, таким образом расширяя периферическое зрение. Его задача — ориентироваться на листе, где право, лево, верх, низ. Единственное, нельзя помогать себе пальцем или карандашом, справляясь с заданиями исключительно при помощи глаз. При таком способе выполнения внимание активизируется максимально.

Упражнения на тренировку внимания не всегда требуют какой-то специальной подготовки взрослого или дидактических материалов. Достаточно фантазии родителя и хорошего настроения ребёнка.

Например, для отработки слухового внимания и скорости реакции, взрослый достаточно медленно читает любой текст или что-то рассказывает. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит слово с установленной буквой, и назвать слово, в котором он её услышал. В более сложном варианте, к примеру, «На М хлопни, на Л топни», тренируется и переключаемость.  

Для развития концентрации акустического внимания, умения понимать инструкцию можно использовать и такое упражнение: ребёнку называют два числа. Затем взрослый просит ребёнка проделать с ними в уме разные арифметические действия. 

Например: «Даны два числа: 27 и 45. К первой цифре первого числа (2) прибавь вторую цифру второго числа (5) и отними вторую цифру первого числа (7). Назови ответ (0)». 

Действий может быть и больше, и они могут быть разные. Помимо сложения и вычитания, можно также использовать умножение и деление. Впоследствии для подготовленных детей можно взять и три начальных числа.

Тренировка памяти

Память составляет основу человеческого познания. Любому из нас абсолютно ясно, что без памяти человеку существовать невозможно. Лев Семёнович Выготский, советский психолог, первым связавший психологию и педагогику, считал, что в раннем детском возрасте память — это одна из центральных психических функций, и именно ей во многом определяется мышление ребёнка раннего возраста.

В зависимости от того, какую информацию человек запоминает и что участвует в процессе запоминания, выделяют:

  • двигательную или моторную память;
  • эмоциональную память;
  • образную или зрительную память; 
  • вербальную, словесно-логическую или слухоречевую память.

Для развития двигательной и слухоречевой памяти полезны игры по типу «Повторяй за мной». В первом варианте ребёнок должен правильно повторить последовательность из нескольких движений, показанную взрослым. Лучше начать с серии из двух-трёх движений с постепенным увеличением количества последовательных движений. Например, взрослый выставляет правую ногу вперёд, затем ставит руки на пояс и потом поворачивает голову налево. 

Второй вариант. Взрослый не делает движений, а только произносит фразы, которые этим движениям соответствуют. Ребёнок должен запомнить названную последовательность движений и затем её выполнить.

В третьем варианте ребёнок и взрослый меняются местами. Теперь ребёнок даёт взрослому задание и проверяет правильность его выполнения. При этом взрослому надо иногда ошибаться, чтобы усилить контроль со стороны ребёнка.

 

Для тренировки зрительной памяти можно отработать упражнение «Найди пару», для которого потребуются чётное количество картинок с изображением предметов. Это могут быть карточки из любого детского лото. Взрослый раскладывает картинки парами, которые ребёнок должен запомнить. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый убирает по одной картинке из каждой пары и смешивает их с другими карточками. Ребёнок должен найти недостающие картинки и вернуть их на место в каждую пару. 

Для развития слухоречевой памяти можно поиграть в игру «Весёлая комната». Ребёнок должен представить свою комнату. Взрослый говорит слова и словосочетания, обозначающие определённые предметы, а ребёнок должен размещать их в своей комнате, сначала описывая свои действия вслух, а потом действуя в уме. Задача ребёнка — представить себе место расположения каждого названного предмета. 

Пример: названо слово «петух» — «петуха я представляю на люстре в середине комнаты», названо слово «макароны» — «макароны я разложу на подоконнике, пусть так смешно свисают» и так далее.

Затем ребёнок должен вновь назвать все загаданные слова, представляя свою комнату и «собирая» «разложенные» предметы. Если какое-то слово забылось, взрослый напоминает, где он это слово «разместил». 

Примерный список слов: велосипед, фонтан, зонтик, шляпа, попугай, яблоня, дельфин, ключ, барабан, воздушный шарик.

Также отлично развивают память тексты для чтения, в которых перемешаны местами или пропущены буквы, и заучивание стихов с последующим их воспроизведением в течении недели, двух, месяца.

Упражнение «Чтение с ответами на вопросы»

Одно из лучших упражнений на тренировку памяти — чтение текста, после которого ребёнок отвечает на вопросы. Здесь также тренируется и внимание, и умение понимать смысл прочитанного.

Тексты могут быть разными, но в них должна быть чёткая последовательность событий, описание маршрута или инструкции, желательно с описанием пространства (вторая полка справа).

Между Цветочным городом и Ромашковой поляной восемь остановок. Если вы сядете на 15-й трамвай и сойдёте на третьей остановке с конца, которая называется «Сосновая улица», перед вами будет магазин «Игрушки». На второй полке справа от входа сидит зверь по имени Слон. Купите его, пожалуйста, в подарок своему другу!

Теперь, попробуй ответить на вопросы и проверить, что ты запомнил:

  1. Сколько остановок от Цветочного города до Сосновой улицы?
  2. Какой трамвай идёт до Сосновой улицы?
  3. Как называется конечная остановка трамвая?
  4. Какая игрушка сидит на полке?
  5. На какой полке сидит нужная нам игрушка?
  6. Кому предназначается подарок?

Упражнения для развития периферического зрения, расширения рабочего визуального пространства

Чтобы ребёнок увидел большой объём информации, он должен уметь видеть в момент времени большую область изображения или текста. Одним из самых популярных упражнений считается Таблица Шульте. Это числа от 1 до 25 (в зависимости от возраста могут быть таблицы с числами от 1 до 9, от 1 до 16, от 1 до 36 и так далее), расположенные в квадратной таблице произвольным образом. Ребёнок должен за 1 минуту, глядя в центр таблицы, не переводя взгляд, найти все числа. Расстояние до изображения составляет от 40 до 50 см.

Это упражнение также тренирует развитие концентрации и распределение внимания.

Упражнение «Ёлочка»

Помогает освоить навык правильного и быстрого чтения. Необходимо подготовить лист А4, расположив его вертикально, написать на нём точки, буквы, цифры, как показано на рисунке. Затем надо закрыть рисунок бумагой и открыть верхние ветви ёлочки. Ребёнок должен смотреть на точку или цифру, расположенную в центре. Переводить взгляд на боковые цифры или буквы нельзя. 

Задание заключается в следующем. Нужно назвать, какие буквы и цифры написаны по бокам. После прочтения можно открыть следующие ветви и так далее.

Развитие речи и расширение словарного запаса

Речь — это средство общения людей и форма человеческого мышления. Она неразрывно связана со всеми психическими процессами и поэтому навык быстрого чтения невозможно развивать в отрыве от развития речи. 

Различают: 

  • внешнюю речь, которая подразделяется на устную и письменную;
  • внутреннюю речь, которая возникает у человека в процессе мышления;
  • мимико-жестовую речь, основанную на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение.

Упражнения для развития техники чтения неразрывно связаны с устранением таких проблем, как:

  • небольшой словарный запас;
  • недостаточное развитие лексико-грамматического строя;
  • неразвитая связная речь.

Для увеличения словарного запаса используют различные игры-соревнования, в которых придумывают слова. Родитель и ребёнок поочередно говорят по одному слову по заданной инструкции:

  • на определённую букву алфавита, например, все слова на букву П или С;
  • на сочетания букв, например, придумать слова, начинающиеся на КО, МИ или ДА;
  • игры по типу «Кто назовёт больше…» — профессий, названий животных, насекомых, птиц, ягод, деревьев, синонимов, антонимов и так далее.

Для развития лексико-грамматического строя используются устные упражнения или картинки из книг, журналов. В этой группе заданием становится изменение слов: 

  • по числу (единственному, множественному), например, у Маши кукла, а в магазине…;
  • роду, например, покажи на рисунке предметы, про которые можно сказать: росла, росло, рос;
  • падежам, например, посмотри на картинку, девочка перепутала угощения для животных, кому надо дать зернышки? Правильно, петушку;
  • согласование нескольких частей речи в разных падежах. Например, рассмотри картинку и ответь на вопросы: кого увидела девочка на прогулке? (Двух полосатых котят) и так далее.

Для развития связной речи широко применяется пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы и самостоятельное составление рассказа по картинке или по заданию взрослого.

Упражнение «Сочинение»

Это упражнение используется для развития речи, мышления и воображения. Ребёнок должен прочитать слова, а потом придумать и записать историю, используя их.

  1. Кошка, спать, подоконник, цветок, рыжая, пушистая, красивая, мышь, увидеть, притаиться, серенькая, маленькая, выскочить, норка, ловить.

  1. Мальчики, голубь, крыло, сломано, пожалеть, гулять, парк, бинтовать, лечить, велосипеды, принести, серый.

  1. Дима, Гриша, каникулы, бабушка, дедушка, лето, деревня, рыбалка, карп, грибы, лес, зелёный, кустарники, ягоды, молоко, сеновал, сено, корова, косить.

Примерный вариант текста

Красивая рыжая пушистая кошка спала на подоконнике рядом с цветком. Вдруг кошка проснулась из-за шороха, который доносился из угла комнаты. Маленькая серенькая мышь выглядывала из норки. Кошка увидела мышь и притаилась. Мышь выскочила на середину комнаты. Кошка спрыгнула и принялась ловить мышь. Но мышка оказалась проворнее кошки. Она быстро заскочила обратно в норку. Кошка осталась ни с чем.

Развитие мышления

Для увеличения скорости чтения у ребёнка должен быть достаточный уровень мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умозаключение). 

Например, для владения операцией сравнения ребёнок должен научиться видеть схожее в разном и разное в схожем, а также чётко выделять основание для сравнения. 

  • Надо сравнить форму с формой, например, выделить все квадратные предметы разных цветов, отличив их от круга того же цвета.
  • Надо уметь определить одно и то же назначение разных предметов, например, все предметы для приготовления еды, всё съедобное и так далее.
  • Важно также уметь сравнить внешние признаки, цвет, величину предмета с аналогичными характеристиками другого предмета.

В задании на классификацию могут использоваться обучающие карточки с изображением всевозможных предметов и явлений, которые необходимо разделить на группы: овощи, профессии, птицы.

Если ребёнок берёт такую карточку и описывает изображённый предмет, не называя его, это пример анализа. Если же ребёнок сам отгадывает предмет по описанию взрослого, это пример синтеза.

Задание по типу «Назови все предметы одним словом: чашка, ложка, вилка, тарелка, сковорода…» — это уже пример обобщения.

Одни из самых распространённых заданий на обобщение — это задания «Четвёртый лишний», когда ребёнку предлагается найти в каждой строчке или группе изображений лишнее слово или картинку и при этом объяснить свой выбор.

Например, 

Корова, лошадь, лось, коза (лось — не домашнее животное).

Воробей, скворец, ворона. голубь (скворец — перелётная птица).

Венера, Юпитер, Солнце, Сатурн (Солнце — звезда, а не планета).

Дельфин, касатка, акула, кит (акула — рыба, остальные — млекопитающие).

Ока, Волга, Амазонка. Енисей (Амазонка — река Южной Америки, а не России).

Упражнение «От общего к частному»

Это упражнение развивает умение устанавливать связи между общими и частными понятиями. Предложите ребёнку расположить по трём колонкам слова так, чтобы слева было широкое понятие, а в центре и справа — более узкие.

Шапка, меховая шапка, головной убор.

Мебель, полка, книжная полка.

Черника, ягода, лесная ягода.

Продукт, сыр, молочный продукт.

Василёк, растение, полевой цветок.

Упражнение «Логико-грамматические задачи»

Логические задачи — очень распространённые упражнения для тренировки мышления детей. Они развивают логическое мышление, а если конкретнее, навык анализа и обобщения, понимания сложных грамматических конструкций, помогают искать возможные пути решения.  

Предложите ребёнку решить данные задачи:

  1. Термометр показывает 10 градусов тепла. Сколько градусов показывают два таких термометра? (10 градусов тепла).
  2. Мама купила четыре воздушных шарика зелёного и красного цвета. Зелёных было больше, чем красных. Сколько шариков каждого цвета купила мама? (Три зелёных, один красный).
  3. Дети сидели на лавочке. В каком порядке они сидели, если известно, что Маша сидела справа от Серёжи, а Серёжа — справа от Иры? (Маша, Серёжа, Ира).
  4. Дима тратит на дорогу до школы 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдёт вдвоём с сестрой? (10 минут).
  5. У Марины три карандаша: жёлтый, коричневый, красный. Можно ли сказать, какой самый короткий, а какой самый длинный, если известно, что жёлтый длиннее красного, а красный длиннее коричневого? (Жёлтый — самый длинный, а коричневый — самый короткий).

Упражнения, направленные на развитие межполушарных взаимодействий

Проблема межполушарного взаимодействия — одна из наиболее актуальных проблем в психологии в последнее десятилетие. Правое полушарие отвечает за фантазию, творчество, интуицию, пространственное мышление, музыкальность, художественные способности, мечты. Левое — за логику и аналитические способности к обработке информации.

Таким образом, нет главного и второстепенного полушария. Правое полушарие — база образного мышления, левое — база абстрактного. Такое разделение обеспечивает взаимную дополняемость. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве.

Несформированность межполушарных взаимодействий у детей приводит к отсутствию слаженности в работе двух полушарий мозга, что, в свою очередь, становится одной из причин медленного чтения.

Одно из самых распространённых упражнений на развитие межполушарных связей — это «Рисование двумя руками». Можно рисовать на обычном листе бумаге, а можно повесить на стену ватман, дать ребёнку два цветных карандаша и попросить его нарисовать одновременно двумя руками геометрические фигуры. То есть, и правая и левая рука в один момент времени рисуют круги, затем обе руки рисуют квадраты, затем — ломаные линии и так далее.

Кроме рисования, есть еще и двигательные упражнения, направленные на улучшение межполушарных связей. Здесь смысл заключается в том, чтобы одномоментно совершать разные действиями левыми и правыми конечностями, языком, глазами.

Упражнение «Носочки — ладошки»

Это упражнение направлено на развитие межполушарных взаимодействий, преодоление синкинезий (непроизвольные движения, возникающие на фоне произвольных, например, ребёнок во время рисования высовывает язык или болтает ногами).

Пример упражнения. 

Ребёнок сидит на ковре. Ноги прямые и вытянуты перед собой, руки согнуты в локтях, кисти рук на уровне плеч.

1-й уровень сложности

Одновременное движение носком правой ноги и кистью левой руки вниз и движение носком левой ноги и кистью правой руки вверх.

2-й уровень сложности

То же, но с добавлением движений глаз и языка. Глаза следят за ладошкой, поднятой вверх, кончик языка указывает на ладошку, направленную вниз. Голова при этом должна оставаться неподвижной.

Безусловно, 10 простых упражнений, не требующих никаких вложений, кроме времени и внимания родителей, — отличный вариант для улучшения показателей техники чтения. И если повторять их и другие, указанные в этом материале, два-три раза в неделю, то уже спустя месяц вы заметите, что ваш школьник меньше устаёт от домашних заданий, быстрее и успешнее с ними справляется, а самое главное — за этот короткий срок повысится техника чтения вашего ребёнка. 

Ведь техника чтения для ученика 1 класса — очень важный показатель, поскольку именно проверка техники чтения позволяет выявить динамику развития этого процесса у каждого конкретного ребёнка. Ей уделяют пристальное внимание и в других классах начальной школы. Но именно 1 класс помогает не упустить возможную проблему, когда ребёнок тормозится на этапе побуквенного чтения на месяцы или даже год. И кто, как не родители, должны прийти на помощь своему ребёнку в процессе освоения и отработки навыка чтения. 

Применяя эти простые упражнения, со временем вы сможете, комбинируя, видоизменяя и усложняя их, добиться отличных результатов в развитии навыка чтения вашего чада, сохранив при этом дружеские детско-родительские отношения. 

В качестве помощника также обязательно используйте образовательную платформу iSmart. В разделе «Чтение» есть много заданий, выполнив которые ваш ребёнок улучшит навыки в технике чтения и понимании прочитанного. При этом задания интерактивные, увлекательные, больше похожи на игру.

Желаем успехов!

5 способов перестать бормотать!

Бормотание — это когда вы говорите недостаточно четко или громко, так что тому, с кем вы разговариваете, трудно расслышать ваши слова. Это распространенная проблема, из-за которой вы кажетесь менее уверенным и авторитетным или вызываете проблемы с общением на работе. Никто этого не хочет, поэтому вот 5 упражнений, которые помогут вам перестать бормотать и четко артикулировать.

Когда человек бормочет, может показаться, что он не хочет быть услышанным, что он как бы извиняется за то, что сказал. Или еще хуже, что они стыдятся того, что говорят. А мы этого не хотим!

Общение заключается в том, чтобы посылать свое дыхание, свой уникальный голос и свои идеи в мир и позволять им занимать свое законное место. Не ругайте себя, если вы бормочете; это случается со всеми нами. Вместо этого решите здесь и сейчас, что когда вы говорите, вы будете говорить так, чтобы вас услышали, и говорите уверенно, потому что вы верите в то, что говорите.

Мы уже давали советы о том, как говорить так, чтобы люди хотели слушать, но давайте сначала рассмотрим несколько методов, которые вы можете использовать прямо сейчас, чтобы сосредоточиться на том, чтобы говорить более четко и избегать бормотания.

1 — Тренируйте мышцы рта

Один из способов говорить более четко — тренировать мышцы рта, чтобы лучше произносить речь. Это требует некоторой практики, но это простое упражнение поможет вашим мышцам включиться и работать немного усерднее. Положите костяшки большого пальца в рот и осторожно прикусите. Затем, используя любой материал для чтения, который у вас есть, прочитайте вслух и говорите как можно четче. Делайте это хотя бы минуту в день и сразу после этого заметьте, насколько чисто вы звучите.

Объедините это с улучшением вокальной харизмы, и ваша речь станет намного чище и привлекательнее.

2 — Сила намерения

Прямо сейчас взгляните на то, что находится в трех метрах от вас. Будь то стена, стул или дерево, постарайтесь четко и ясно передать ему свои слова. Вы можете попрактиковаться в своей спальне, и вы обнаружите, что, просто направив свое намерение немного дальше, вы моментально сделаете эти звуки четкими.

3 — Практика скороговорок

Частое бормотание связано с нехваткой мышечной энергии во рту, что приводит к небрежным согласным. Это упражнение включает в себя отработку скороговорок – упор не на то, чтобы произносить их быстро, а четко. Если вы заставите согласные хлопать, шипеть и щелкать, бормотание скоро уйдет в прошлое.

4 — Разминка языка

Уделите время ежедневной разминке языка. Ваш язык в основном состоит из мышц и отвечает за артикуляцию звуков, которые вы издаете. Поэтому, если он ленивый, ему нужно сделать языком эквивалент 20 отжиманий!

  • Проведите языком по часовой стрелке вокруг рта перед зубами, пять раз в одну сторону и пять раз в другую.
  • Теперь прижмите его к пальцу и отодвиньте назад. Эта маленькая битва бесконечно укрепит ваш язык.

5 — Используйте мантру, чтобы повысить уверенность в себе

Найдите мантру, которая продвинет ваш голос вперед. Это может быть одна строчка, например: «Потому что я заслуживаю того, чтобы меня услышали». Что бы это ни было, используйте его, чтобы укрепить свою уверенность во время разговора, и держите его под рукой в ​​ситуациях, которые заставляют вас бормотать, и говорите это про себя, прежде чем говорить.

Выбирайте упражнения и попрощайтесь с бормотанием. Удачи и наслаждайтесь!

Если вы считаете, что ваш акцент путает вашу речь и затрудняет ее понимание, взгляните на наши курсы по эффективному общению.

Готовы сделать следующий шаг? Закажите бесплатный ознакомительный звонок, чтобы узнать, как мы можем адаптировать наши курсы общения к вашим конкретным потребностям.

 

Если вы нашли этот блог полезным, загляните в другие избранные:

  • Как говорить красноречивее
  • Распространенные проблемы с акцентом и способы их решения
  • Как преодолеть страх публичных выступлений
  • 21 совет, как улучшить навыки презентации

Упражнения для речи | Strengthen Your Tongue

Subscribe

CategoriesAnatomyAudioBack PainBalanceBeginnersBreathingCalvesCancerCoreCyclingDancersDigestionEvents & TrainingsFace and JawFasciaFeet & AnklesFlexibility & StretchingForearmsGolfHands & WristsHeadaches & MigrainesHipsHips & GlutesInjuries & AccidentsInternal OrgansInterviewJill MillerKneesLegsMassage ToolsMeet the TeacherMindsetMobilityNeck & HeadPain SciencePelvic FloorPostnatalPosturePregnancyRecovery & AddictionRunningSciatic PainSelf-MassageShouldersSleepSpineStrength & ConditioningStress & TensionSurgeryTeaching TechniquesTeam SportsTennisTrauma & PTSDUncategorizedVideosWeight ManagementWomen’s Health

AuthorsAda-Reva SpaeAlex IgleciaAlexa KimAlexandra EllisAlexandra LariviereAli BellAlison PignoletAllison McCreadyAmalea FisherAmanda CrutcherAmanda JoyceAmanda MorleyAmanda TrippAmanda WinklerAmanda ZerbiniAmy DeguioAnnelie AlexanderAnnMerle FeldmanAriana RabinovitchAriel KileyBaylea MicheliBeth DammBo OConnorBonnie GoldenBrooke ThomasCaitlin VestalCari Devine BjelajacCathy FavelleChadd SchaeferChristina BroomeChristina MedinaChristina SummervilleChristine JablonskiClaiborne DavisClaire MillerCorey WrightDagmar KhanDawn AdamsDawn MauricioDawn McCroryDiane MarraDinneen ViggianoElaine JacksonElise FabricantElissa StruttonElizabeth WipffEmilie MikullaEmily PantaloneErin KintzingGenevieve HerzogGiancarla Griffith-BoyleGwen YeagerHeather LongoriaHeidi BroeckingHolli RabishawIlene CohenJamie LeighJasmine EllemoJason CampbellJeff LaneJeffrey LangJenni RawlingsJennie CohenJennifer LovelyJennifer WendeJessie DwigginsJill MillerJohn GreenhowJonathan McKinnaKate Duyn CariatiKate Hamm Kate KrumsiekKathy HotchkissKatie RuttererKayleigh MillerKeith WittensteinKendra ZanottoKevyn McAnlisKirsten TruedKristen ButeraKristin GardnerKristin MarvinKyoko JasperLana GoldbergLara WeithornLaurel BeversdorfLauren CapLaurie StreffLee-Anne HeronLeslie WrightLillee ChandraLindsay ClearyLindsay SmithLinh TaylorLisa FedericoLisa HebertLisa SansonLiz RobertsLouis JacksonLuke SniewskiLynda JaworskiMacala ShonMacklen MayseMandy PansingMaria VogelMarla BrackmanMatt SharpeMatthew CoeMax BayukMaya TalisaMelinda KausekMeredith AmannMeredith Hutter ChamorroMichelle PitmanMiriam RigneyMissy MoriartyMonica BrightNajla SaidNancy BellantoniNancy CochrenNicole QuibodeauxNicole RadziszewskiNicolette DavidNikki WongPamela FernerPamela ForthPatty WorthamRachel TaylorRebecca TammRenee DelloRhonda BraunRiannon ZornRobyn CapobiancoSamara AndradeSandy ByrneSandy GrossSara KaySara WolversonSarah CourtShakti RowanShari WilliamsShelley PiserSherry MatweSierra AleaSiewli StarkStephanie LegerSue McGurnSue Tay лорСюзанна КровиакТамара КоулТэмми ГруберТерри ЛиттлфилдТесс БоллТиа УкпеТиффани Чемберс-ГолдбергТиффани ХолмсТодд ЛавиктуарТрина АльтманTune Up Fitness TeamVia PageЯсмен МехтаЮМи ЧангИвонн Коун

Подписаться

Знаете ли вы, что трудности с произношением могут быть вызваны ленивым языком? Язык — это мышца, и, как и любые другие мышцы, он нуждается в регулярных тренировках, включающих в себя растяжку и укрепление. Сильный и гибкий язык также помогает улучшить способность ясно говорить на втором или третьем языке. Для тех из нас, кто интересуется некоторыми простыми упражнениями по укреплению языка для чистой и ясной речи, вот четыре простых упражнения, которые можно попробовать:

1) По часовой стрелке: проведите языком по полному кругу вокруг щечных стенок поперек передней части вашего верхние и нижние зубы. Повторить 3 раза.
2) Против часовой стрелки: Затем измените направление вращения. Повторить 3 раза.
2) Двигайтесь влево и вправо: Проведите языком как можно быстрее влево и вправо по верхним зубам. Повторить 10 раз.
4) Высунуть: высунуть язык как можно дальше, двигать им влево и вправо, а затем вверх и вниз. Повторить 3 раза.

Узнайте больше от этого автора

Посмотрите наши онлайн-видео QuickFix

Откройте для себя наборы для настройки йоги и комбинированные пакеты

Лин Тейлор

Лин Тейлор является сертифицированным инструктором Yoga Tune Up® и сертифицированным инструктором йоги от Yoga Source, Лос-Гатос.