Упражнения для дикторов: Упражнения для развитие дикции от профессионального диктора

Как красиво читать вслух? 7 советов и упражнений от диктора

Красиво читать вслух – это мечта родителей, педагогов и самих школьников, даже если они еще не до конца ее осознают. Возможность заявить о себе ярко и громко, побеждать на конкурсах чтецов, читать детям любимые произведения как настоящий диктор аудиокниги, а, главное, понимать задумку автора – чувствовать его ритм – желанный и актуальный навык. Как его развить и как подойти к Маяковскому и Пастернаку, Пушкину и Лермонтову, пространным описаниям Толстого?

Об этом рассказал на открытом мастер-классе «Как читать вслух красиво?» проекта «Родительский университет: PRO-Родители» профессиональный диктор, преподаватель KIDSDEV по технике речи и ораторскому мастерству Максим Левченко.

Скорость мыслей и скорость речи

Речь – это, прежде всего, практика. Можно прослушать сотни лекций о том, как кататься на велосипеде, но это не позволит вам сесть и поехать.

Наши мысли работают на огромной скорости, и когда мы читаем про себя, то делаем это очень быстро. Порой пропускаем огромные абзацы, а не просто предложения, описания природы, рассуждения автора и лирические отступления.

Но изложение мыслей вслух требует определенного навыка, потому что вслух мы говорим и читаем для кого-то. Этот кто-то – взрослый или ребенок – должен четко понимать, какую мысль вы хотите донести.

Тело и наша речь

Наша речь неразрывно связана с нашим телом: как ведет себя наше тело, так мы и говорим.

Упражнение-эксперимент «Счет до пяти»

Поднимите руку вверх. Вслух произносите числа и загибайте пальцы. Досчитайте до пяти громко и выразительно

Возможно, вы не обратили внимание, но каждый палец сгибался в тот момент, когда было озвучено число. Вы говорили энергично, и пальцы загибались энергично. Теперь посчитайте громко и медленно, также медленно загибая пальцы. Третья часть эксперимента: произносите слова громко и быстро, но пальцы загибайте медленно. Как итог: ничего не получается! Причина в том, что наша речь синхронизирована с телом, и когда мы выводим систему из равновесия, то чувствуем дискомфорт, нам неудобно или говорить, или загибать пальцы.

Что происходит, когда мы читаем стихотворение? Мысли, прекрасные и яркие, с одной стороны торопят нас вперед, а зажатое тело со скрещенными позади руками – тянет назад. В этот момент речь может оказаться неинтересной. Стоите вы или сидите, старайтесь держать руки на весу, пусть они вам помогают.

В чем польза чтения вслух?

Увеличивает словарный запас. Улучшает речь. Добавляет уверенности в себе. Помогает в общении с людьми. Снижает стресс. Развивает память и мышление. Делает человека более творческим. Улучшает концентрацию. Тренирует дыхание.

Логичность речи и правильное дыхание

Первое, о чем важно помнить, – это логичность речи, то, что отражает соотношение языка и мышления. Если вы хотите выразить яркую мысль – речь должна звучать ярко и громко, если печальную – тише, но все так же четко. В любом случае, этому поможет дыхание.

Без логического ударения невозможно выражать мысли, так как одно слово в предложении все-таки должно быть главным.

Классический пример – вопрос «Это твоя бабушка?». Попробуйте переставить ударение на разные слова, и смысл вопроса будет меняться от ударения.

Второй, еще более классический пример, – знаменитая басня Крылова.

Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался
А Ларчик просто открывался

И.А. Крылов

Куда ставить ударение в последней строчке? Когда мы ставим ударение на слово «просто», то возникает вопрос: «просто» – это как? Ведь перед нами конец басни. Возникает ощущение незавершенности. Все дело в том, что логическое ударение падает на слово «открывался». Автор имеет в виду не простоту метода, а необходимость просто-напросто открыть ларчик.

Длина строки и логические ударения

Разные поэты используют разную длину строки, у Владимира Маяковского это лесенка в одно слово, у Александра Пушкина – 6-7 слов.

Как правило, мы подсознательно стремимся к желанию прочесть как можно больше слов на одном дыхании.

Но это неправильно. Каждый автор вкладывает в стихотворение не только настроение и мысль, он задает ритм.

Воспользуйтесь правилом: каждую строку читайте на одном выдохе и выделяйте последнее слово, перед следующей делайте паузу и вдох.

Как только мы начинаем делать паузы между строчками, появляется ритм – и он создается не за счет интонаций или эмоций, а дыхания.

Читая стихи, дети часто не дают себе возможность выдохнуть, путаются в быстролетящих мыслях. С таким размеренным темпом, как в правиле, вы сможете прочитать все произведение до конца.

Попробуйте попрактиковаться на отрывках ниже. Все примеры необходимо воспринимать не как литературные произведения, а как тренажер. И вы увидите, как эмоции появятся именно благодаря дыханию.

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

..

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

М.Ю. Лермонтов

Следуйте за ритмом, который заложен в стихотворении. В случае с «Бородино» он торжественный, в случае со сказкой Александра Сергеевича — размеренный, повествовательный. Детям важно предлагать учить и читать стихи именно в таком формате, по строчке, чтобы было время сделать паузу.

Скорость и громкость речи

Особенность, от которой следует избавиться, – желание говорить быстро

Пусть речь будет медленной и громкой. Только в этом случае есть возможность донести смысл.

Поэзия – искусство площадей. Выходите к доске и рассказывайте так, чтобы вас было слышно. Громкость появляется не за счет напряжения горла, а за счет выдоха.

Конечно, невозможно расценивать речь без психологического аспекта. Когда вы говорите тихо, на вас могут не обратить внимания. Это может быть даже комфортно – никто не смотрит, все тихо, спокойно и незаметно. Но разве это – ваша цель?

Когда вы станете заметными, то почувствуете, как к вам устремятся взоры. Нужно привыкнуть к тому, что вы хороший оратор – вас внимательно слушают. Выходите из зоны комфорта. Рассмотрим еще одно упражнение:

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Б.Л. Пастернак

Пробуйте выделять на одном выдохе и первое, и последнее слово. Здесь есть свой ритм — тот, в котором Пастернак написал стихотворение. В момент, когда вы понимаете ритм, вы говорите словами автора, понимаете произведение.

На этом этапе не стоит вкладывать ощущения, выделяйте слова на одном выдохе. Мы все хотим выразить что-то, но обычно делаем это с помощью изменения тона голоса. Куда лучше попробовать достичь той же цели с помощью дыхания.

Крошка сын

к отцу пришёл,

и спросила кроха:

— Что такое

хорошо

и что такое

плохо? —

У меня

секретов нет, —

слушайте, детишки, —

папы этого

ответ

помещаю

в книжке.

В.В. Маяковский

Попробуйте применить правило выдоха, ударения и паузы к стихотворению Владимира Маяковского. Вы поймете, что поэт специально выбирал ритм, похожий на общение с детьми: вы говорите медленно, выделяя каждое слово, чтобы ребенок смог понять.

Все произведения разные. Есть сложные и длинные с замысловатыми предложениями. Ударных слов может быть несколько, но пауза для вдоха после них сохраняется.

Роза прекрасна по форме и запах имеет приятный.

Болиголов некрасив и при этом ужасно воняет.

Байрон, и Шиллер, и Скотт совершенны и духом и телом

Но безобразен Буренин, и дух от него нехороший

С. Черный

Саша Черный хочет задеть и даже насмешить читателя, он затеял игру, так следуйте его логике речи. Забудьте, что дыхание нужно для произнесения максимально длинного количества слов подряд. Не стесняйтесь говорить громко. Рефлексы рождаются в процессе, и тело запомнит, как вы читаете стихи, помогая себе руками и движениями.

Помните выражение «чтобы читать вслух, нужно понимать то, о чем вы читаете».

Послушайте самых профессиональных чтецов и их ритм, дикторов на радио: все они читают очень медленно, нам только кажется, что они говорят быстро.

Как правильно читать скороговорки?

Даже когда мы читаем вслух текст, в котором нет рифмы, логическое ударение сохраняется. Все так же необходимо читать два-три слова на одном выдохе и делать это ярко.

Белый снег. Белый мел. Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.

Не пытайтесь сразу произнести скороговорку быстро, так как они созданы, вопреки расхожему подходу, не для проверки скорости. Выделяйте ударную гласную в слове и успевайте вдыхать после каждых двух-трех слов. Наша задача: понять логику, донести идею скороговорки, и вместе с этим отработать звуки четко и ясно. Все это не получится, если стараться уложиться в 5 секунд.

Чтение прозы

Читать книги, как любимые дикторы, – отдельная мечта педагогов, мам и пап. Хочется подарить детям сказку, передать эмоцию, но получается не всегда.

Дело в том, что обычно мы читаем сразу несколько строчек на одном дыхании, а потом начинаем сбиваться. Возвращайтесь к главному правилу: передавайте логику речи, делайте акценты и паузы, ведь дыхание и здесь рассчитано на два-три слова. Мозг сам считает ритм произведения и на пятой-шестой строчке текст пойдет как нужно.

Сколько усилий было вложено, когда мы или наши дети читали вслух текст Гоголя, Пушкина, описание дуба из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. Но стоит начать дышать и не бежать – ударные слова начнут появляться самостоятельно. Речь предназначена для того, чтобы передавать не только набор слов, а мысль.

Попробуйте подбросить каждое слово в отрывке вверх. Доверьтесь дыханию и оно выстроит ритм. Не бойтесь, что «подбрасывание» будет выглядеть как «кривляние». Со стороны все выглядит намного спокойнее, а, главное, понятнее:

Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами.

Л.Н. Толстой

Но что делать, если авторский текст закончился, и начинаются диалоги? Как озвучивать голоса разных персонажей?

Менять голос и говорить неестественно не нужно. Главное правило – те же паузы. Вспоминайте, как вы говорите в обычной жизни. Если герой шепчет – шепчите. Если говорит озорной мальчишка – озорничайте! К тому же, автор всегда оставляет подсказки, добавляя описание к диалогам.

Не сомневайтесь в себе, умению выразительно читать можно научиться. Главное, что необходимо, – это практика. Потребуются усилия, чтобы привыкнуть к новому себе: дыханию, ритму, тону. Но такой человек всегда будет привлекать внимание как со стороны маленьких, так и взрослых слушателей.

Мастер-класс был организован проектом «Родительский университет: PRO-Родители» ГК «Просвещение» и проектом ГЕРОИ при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Следующее очное и онлайн-занятие с Максимом Левченко будет посвящено теме «Знаки препинания в речи» и состоится в мае 2021 года. Зарегистрироваться на этот и другие мероприятия можно на официальном сайте https://parents.university/

Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.

editor

Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.

Постановка голоса диктора.

Утро — время разминки.

Даже не смотря на то, что наш современник, все меньше и меньше расположен к живому общению, но все больше стучит пальцами по кнопкам клавиатуры компьютера и телефона, без обычной человеческой речи мы обойтись никак не сможем. Хоть эта статья и задумывалась как советы для начинающего диктора, они имеют место быть и в нашей обычной жизни. Чем меньше мы используем речевой аппарат, чем меньше мы его тренируем — тем быстрее он будет уставать, и подвергаться болезням. Тренируя голосовые связки, мы обязательно уделяем внимание правильному дыханию и достаточно сильно напрягаем горло. Это и есть, не чем иным, как комплексная гимнастка! На специальной странице «Голос диктора» Вы сможете узнать все о данной услуге, а пока что, займемся собой, перейдем к теории и советам! 

 

 

Утренняя разминка для горла и голоса

Да, мы должны начинать с самого утра! Причем эти упражнения не внесут в Ваш распорядок дня никаких существенных изменений. Мы все делаем «по ходу дела».

— Разминка шеи. Как только Вы встали с кровати и направляетесь в ванную комнату, начните делать это упражнение: самое банальное покачивание головы из стороны в сторону, вперед и назад, легкие круговые движения головой. Не переусердствуйте! Делайте все постепенно, и буквально через неделю Вы заметите, как углы наклонов и повороты будут значительно больше, пропадет хруст и неприятные ощущения, которые возможны сразу. Это простое, но очень полезное упражнение разминает мышцы, воздействует на гортань, придавая ей упругость и, как ни странно, первично разминает голосовые связки.

— Полоскание горла. Во время чистки зубов, не забудьте прополоскать горло. Это не только очистит его в буквально смысле, это будет первичная активность легких и голосовых связок. Несколько раз прополощите горло беззвучно удерживая воду с запрокинутой головой. Потом, добавьте к этому процессу звук «И»… Как в детстве! Это немного приведет в тонус голосовые связки.

— Глубокие вдохи и выдохи. По дороге на кухню, не спеша, делайте медленные глубокие вдохи и выдохи, «разомните» легкие, пустите побольше утреннего бодрящего кислорода в организм.

 

«Дикторы Есть» — здесь все дикторы онлайн!

 

Звуковые упражнения для голоса диктора

Перед этим упражнением желательно выпить несколько глотков воды комнатной температуры, не сладкой и без газа, обычной простой воды. Итак, сделайте медленный глубокий вдох, и на выдохе протяжно произнесите букву «И». Делайте следующие вдохи и поочередно произносите буквы: «Э», «А», «О», «У». По началу, можно делать 1 круг, далее можно продлить до 3х кругов.

Завершим утреннюю гимнастику для голоса — упражнением «лошадка». Сложите вместе губы и выдыхайте так, что они «завибрировали».

Даже в первые дни, после этих простых упражнений — Вы заметите, на сколько легче и приятнее для горла произносить первые утренние слова! Но Вы даже и представить себе не можете, насколько это полезно для развития гибкости голосовых связок начинающего диктора и профилактики горловых заболеваний и травм.

 

 

Десять упражнений для публичных выступлений, которые помогут вам потренироваться перед презентациями

Говорят, что практика ведет к совершенству, и это верно как никогда, когда речь идет о публичных выступлениях. Проблема в том, что ничто не может реально компенсировать время, которое вы проводите на сцене, и есть предел тому, сколько мы можем подняться и поговорить с людьми.

Хорошей новостью является то, что дома мы можем еще много чего попрактиковать, и поэтому для нас важно находить время именно для этого. Итак, каковы наши варианты? Давайте прыгнем и посмотрим поближе.

1. Вокальная разминка

Вокальная разминка обычно больше ассоциируется с музыкантами, но она также может принести пользу ораторам. Идея состоит в том, чтобы потренироваться бегать вверх и вниз по гамме, чтобы расслабить голосовые связки и подготовиться к выступлению в лучшем виде. Выступающим редко нужно брать определенные ноты, но неплохо было бы расслабиться перед тем, как выступить со своими речами. Привыкайте делать эти разминки и дома, чтобы вы могли делать их на конференциях, не чувствуя себя некомфортно.

2. Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения помогут вам справиться с беспокойством и подготовиться к презентации. Вы можете выполнить простое дыхательное упражнение, стоя в удобном положении, расслабив плечи и туловище и медленно вдыхая и выдыхая. Глубоко вдохните через нос, считая до четырех, затем выдохните через рот, считая в обратном порядке. Повторяйте по мере необходимости.

3. Разговор с зеркалом

Разговор с зеркалом поможет вам следить за тем, как ваши движения и язык тела отражают то, о чем вы говорите. Когда вы говорите и смотрите на себя в зеркало, вы сможете почувствовать, что увидит ваша аудитория, когда вы будете ей выступать. Это был популярный трюк для публичных выступлений с тех пор, как публичные выступления были чем-то особенным.

4. Снимите себя, а затем просмотрите

По сути, это эквивалент предыдущего совета в 21 веке, и это стало возможным благодаря тому факту, что мы все носим с собой видеокамеры на наших смартфонах. Поднимите камеру и начните запись, а затем снимите себя во время презентации. Когда вы закончите, просмотрите его и сделайте заметки о том, что работает, а что нет. Затем используйте то, что вы наблюдаете, чтобы улучшить свои показатели.

5. Практика скороговорок

Практика скороговорок может помочь вам расслабиться и сконцентрироваться на нескольких сложных фразах, прежде чем выйти на сцену. Это хорошая идея, если вам регулярно приходится использовать сложные слова или фразы, а также это может помочь вам перестать говорить слишком быстро. Вы можете быть удивлены тем, насколько полезным это может быть.

6. Практика отрывков на иностранном языке

Это основано на предыдущем пункте и является еще одним отличным способом сосредоточиться на том, как вы говорите, а не на фактическом содержании. На самом деле, хорошей идеей будет специально выбрать язык, с которым у вас нет предыдущего опыта, иначе вы начнете сосредотачиваться на значении, а это не то, о чем эта техника. Вместо этого цель состоит в том, чтобы вырвать контекст из того, что вы говорите, и сосредоточиться исключительно на доставке.

7. Попробуйте обойтись без слов-заполнителей

Когда мы говорим о словах-заполнителях, мы говорим о таких словах, как «гм» ​​и «а», которые не добавляют никакой ценности тому, что вы говорите. Идея этого упражнения состоит в том, чтобы говорить как можно дольше, не используя эти слова-паразиты. Постарайтесь привыкнуть не использовать их во время обычной речи, чтобы, когда вы пойдете вперед и выйдете на сцену, это уже стало вашей второй натурой.

8. Практика импровизации

Импровизация — это все, что касается высказываний «экспромтом», и в основном это то, что люди делают для импровизационных шоу. Это искусство, которое требует много практики, но оно определенно того стоит. Это поможет вам лучше говорить во время панельных дискуссий и сессий вопросов и ответов, и многие из этих навыков также будут перенесены на ваши регулярные выступления.

9. Потренируйтесь играть в адвоката дьявола

Идея адвоката дьявола состоит в том, чтобы отстаивать то, против чего вы обычно выступаете. Как правило, это хорошая идея, чтобы это было чем-то непротиворечивым, поэтому, возможно, не обсуждайте политику и религию. Вместо этого попробуйте доказать, что ваш любимый фильм — отстой, или что группа, которую вы ненавидите, — лучшая на планете.

10. Поднимите предмет и поговорите о нем

Это еще одна из тех техник, которые призваны помочь вам привыкнуть к импровизации и разговорам о вещах без какой-либо практики или предусмотрительности. Установите таймер и посмотрите, как долго вы сможете продолжать, и рассмотрите возможность объединения этого с советом номер семь и говорите без наполнителей. Это удивительно сложно, особенно когда вы берете в руки что-то обыденное, например, апельсин или кофейную чашку.

Заключение

Теперь, когда вы знаете несколько наших лучших советов по практике публичных выступлений, вы можете попробовать каждый из них. Подумайте о том, чтобы поставить десятидневную задачу и работать над каждой из них, один день за раз. Затем вы можете сосредоточиться на тех упражнениях, которые вы считаете наиболее полезными.

Как всегда, мы хотели бы услышать ваше мнение о том, о чем мы говорили сегодня, поэтому не забудьте оставить комментарий, чтобы сообщить нам, какое из этих упражнений лучше всего подходит для вас. Вы также можете подписаться на нас в своих любимых социальных сетях для получения дальнейших обновлений. Мы скоро увидимся!

 

Семиминутная разминка перед публичным выступлением | Мэриленд Смит

SMITH BRAIN TRUST – Вы беспокоитесь о важной презентации на работе или предстоящем собеседовании? Триша Гомер из Мэриленда Смита предлагает семиминутную тренировку, которая избавит вас от нервной энергии и поможет вам сосредоточиться и проявить себя.

Почти все нервничают перед публичными выступлениями, говорит Гомер, директор по деловым коммуникациям, магистерская программа в Школе бизнеса Роберта Х. Смита при Университете Мэриленда.

Подготовка может в значительной степени облегчить эту нервозность — иметь полированную презентацию, отрабатывать свои темы для разговора и мысленно настроить себя. Она предлагает добавить к этой подготовке вокальную и физическую разминку.

«Разминка заземляет ваше тело, — говорит она. «Это выводит вас из головы, чтобы вы не зацикливались на пунктах своей презентации. Разминка не только помогает справиться с тревогой, но и готовит ваше тело и голос к выходу на сцену».

Гомер, который преподает деловое общение и тренирует студентов MBA и магистров, говорит, что тревожность при разговоре — это нормально. «Я даже нервничаю по этому поводу, и это то, чем я зарабатываю на жизнь», — говорит она.

Имея опыт работы в театре, она лучше всего знает актерские разминки. Гомер рекомендует провести полную 30-минутную физическую и вокальную разминку перед публичным выступлением, но говорит, что рутину можно сократить до семи минут.

7-минутная разминка перед публичным выступлением

Примерно за 10–20 минут до назначенного времени презентации закройте дверь своего офиса или найдите уединенное место. Затем потратьте одну минуту на каждую из следующих техник.

1. Глубокое дыхание: «Все начинается с дыхания», — говорит Гомер. «Глубокое дыхание снижает кровяное давление. Это улучшает ваш сердечный ритм. Он активизирует вашу нервную систему. Если вы не дышите, значит, вы говорите слишком быстро, бессвязно и произносите слишком много слов-паразитов, таких как «гм» ​​и «а». вместо того, чтобы заполнять пространство «гм». Поставьте обе ноги на пол. Вдох через нос, выдох через рот. Наполните диафрагму, постарайтесь задержать дыхание как можно дольше, а затем вытолкните воздух наружу. Дышите медленно.

2. Резонансные тоны: Ваш голос может резонировать в носу, горле, груди или глубже в диафрагме, говорит Гомер. В конечном счете, вы хотите, чтобы он глубоко резонировал в вашей груди. «Мы думаем об этом как о тоне, и люди лучше реагируют на более глубокий тон голоса. Вы можете изменить свой голос просто в зависимости от того, где звук резонирует». Чтобы разогреть резонанс вашего голоса, переместите звук от носа вниз к животу, чтобы разбудить все эти точки резонанса, чтобы во время выступления у вас был доступ к полному диапазону. Это также не позволит вам звучать монотонно.

3. Махи проекционными руками: Поверните руку вокруг и в нижней части качелей, используйте свой голос, чтобы сказать «ха!», как будто звук софтбольного мяча, и вы бросаете его через всю комнату. Это поможет вам визуализировать звук вашего голоса, путешествующего в пространстве, — говорит Гомер.

4. Разминка лица: Вы можете физически растирать лицо, корчить рожи, открывать и закрывать рот, высовывать язык — все, что угодно, чтобы размять мышцы лица и подготовиться к разговору.

5. Скороговорки: Повторяйте скороговорки, чтобы попрактиковаться в артикуляции. Подойдет любая, в том числе классическая «Питер Пайпер выбрал пучок маринованных перцев» или «красная кожа, желтая кожа». Или коротко и просто: «Уникальный Нью-Йорк».

6. Изоляция мышц: Напрягите различные части тела и расслабьтесь. Это поможет вам снять напряжение, которое вы уже держите, и поможет вам расслабиться.

7. Растяжка: Расслабьтесь и делайте все, что вам нужно, чтобы физически разогреть свое тело, чтобы иметь возможность выражать свои мысли руками, чувствовать себя комфортно, передвигаясь во время выступления, и избегать шагов или других физических тиков. .

Что делать, если у вас нет даже семи минут? Вы также можете использовать быстрые физические приемы, чтобы подготовиться к разговору на месте, например, справиться с мучительной тревогой, когда задаете вопрос выступающему перед большой аудиторией, — говорит Гомер.

Адаптируйте разминку к напряжению мышц, глубокому вдоху/выдоху и расслаблению. «Я сжимаю мышцы пальцев ног, делаю глубокий вдох и затем говорю».

Зевота — тоже полезная техника, говорит Гомер, потому что вы впускаете теплый воздух, глубоко дышите и широко открываете рот, чтобы разогреть мышцы лица.