Техника речи и постановка голоса – Как поставить голос самостоятельно в домашних условиях

1. Техника речи. Хочу говорить красиво! Техники речи. Техники общения

1. Техника речи

Техника речи включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.

Рассмотрим роль каждого раздела.

Дыхание Красивый голос – это прежде всего правильно поставленное дыхание.

Наше дыхание это чисто рефлекторная функция человеческого организма. Но, когда мы разговариваем, поем или произносим речь, мы можем управлять нашим дыханием. Зачем? – спросите вы. Чтобы облегчить работу нашим голосовым связкам. Потому что когда мы дышим правильно, диафрагмой, наш голос рождается из глубин груди и звучит красиво. А Основное большинство людей использует поверхностное дыхание, тем самым усиливает нагрузку на голосовые связки. Именно поэтому голос становится такой незвучный и при длительной речи быстро устает, становится хриплым, а то и вовсе садится.

Попробуйте провести эксперимент. Возьмите любой текст. Лучше чтоб это было какое-то длинное произведение. Начните читать текст вслух осмысленно и с выражением. На сколько хватит ваших сил? Вернее сил вашего голоса. В лучшем случае на одну две страницы. Те, кто выступал публично, знают, как тяжело долго держать речь. Поэтому вы должны научиться контролировать свое дыхание, управлять им во время речи. Такое дыхание называется речевым дыханием, и оно требует специальной тренировки.

Научившись правильно дышать, вы сможете не только изменить свой голос и речь, но и значительно улучшить свое физическое состояние. Например, здоровый цвет лица, румянец, хорошая кожа это результат правильного дыхания, так как дыхание снабжает все наши клеточки кислородом и улучшает кровообмен. Правильное дыхание важно для каждого, и особенно для тех, у кого работа связана с большой нагрузкой на речевой аппарат.

Голос Основа звучности голоса – правильно поставленное дыхание. Неправильное дыхание делает голос менее звучным. Поставить голос – это значит: первое – научиться правильно дышать диафрагмой; второе – научиться пользоваться резона?торами (усилителями звука).

Наверно и вы не раз ощущали, что ваш голос вас «подводил» во время длительных переговоров, дебатов, выступлений или в процессе обычного разговора. Голос «садится», появляются сип, хрипота, начинает першить в горле, и к концу выступления вы устаете и переходите на пониженные интонации. Исправить такое положение может совершенствование речевой техники. Работа над голосом, постановка голоса. Правда, встречаются голоса, поставленные самой природой, но такие случаи крайне ре?дки. Каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, подвижным, гибким, звучным и иметь широкий диапазон. Для этого его надо развить и укрепить.

Дикция Ясная, четкая дикция – первое и обязательное условие хорошей речи. Иначе речь становится невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Такое происходит вследствие неподвижной верхней и вялой нижней губы. Особенно это мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных.

Основные недостатки в произношении формируются еще в детстве. К недостаткам относятся: картавость, сюсюканье, шепелявость, вялость или неясность речи. Причина проста – неправильное пользование речевым аппаратом. Также речь бывает неразборчива, потому что говорящий произносит слова слишком быстро, скороговоркой. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот. Когда вы хорошо открываете рот, звук становится более четкий. Работая над своей дикцией, вы сможете сделать привычной четкую артикуляцию всех звуков речи. Ваша речь станет понятной и выразительной.

И последняя техника – Орфоэпия. Это раздел, где изучаются правила и законы правильного произношения. Не путайте с орфографией – наукой о правильном написании. Слово орфоэпия происходит от греческих слов orthos – прямой, правильный и epos – речь, и означает «правильная речь». Понятно к чему привел бы разнобой и неграмотность в написании. Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его. Поэтому знание правил и законов произношения так же важно, как и знание грамматики.

Работая над техниками речи важно помнить.

Каждый раз, перед тем как приступить к выполнению речевых упражнений, сделайте несколько физических упражнений. Это обязательное условие. Если вы бывали за кулисами в театре, то наверняка видели, что многие артисты и певцы расхаживают по коридорам перед выходом на сцену. Они не просто вспоминают слова своей роли; таким образом, они способствуют лучшему кровообращению. Иногда они даже делают небольшие физические упражнения, что-то вроде зарядки. Это способствует прогреванию мышц, расслаблению предплечий, плеч и шеи – всех тех мышц, которые опосредованно связаны с голосом.

Зарядку можете делать самую обыкновенную. Например:

1. наклоны головы в стороны: вправо, влево, вперед, назад; круговое вращение головой;

2. шейно-плечевой отдел: махи рук в стороны; поочередная смена рук: одна рука идет вверх, другая вниз

3. повороты корпуса тела вправо и влево; наклоны корпуса тела в стороны. Круговые движения бедрами поочередно то в одну, то в другую сторону.

Физические упражнения способствуют не только разогреву мышцы, но и снятию любого физического и эмоционального зажима.

После того как вы сделаете зарядку, обязательно, выполните несколько упражнений для релаксации. Релаксация нужна, чтобы сделать ваше дыхание ровным. Лягте на пол, расслабьте тело. Представьте, что вы лежите на берегу моря, на теплом мягком песке. Волны нежно омывают ваши ноги, а солнце греет ваше тело. Дует легкий морской бриз, чистый воздух. Вы дышите медленно, легко и свободно. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Только разогрев мышцы тела, и сняв напряжение, можно приступайте к практике речевых занятий.

И последнее, речевой аппарат очень хрупок и нежен. Этот деликатный инструмент нужно беречь, а делать это можно различными способами.

Избегайте чрезмерной усталости и напряжения, держа мышцы шеи расслабленными. Спокойный голос исходит только из спокойного тела. Напряженное тело приводит в напряжение голосовые связки, повышает тон голоса, нарушает резонанс и снижает слышимость.

Продолжительное использование голоса требует длительного отдыха – молчания.

Если вы чувствуете, что голос вам отказывает, проделайте несколько упражнений по релаксации всего тела. Глубоко вздохните, сделайте короткую прогулку, уединитесь хотя бы ненадолго, помолчите.

Теплый чай с лимоном оказывает смягчающее действие на горло. Многие дикторы постоянно прихлебывают воду комнатной температуры с несколькими дольками лимона, чтобы их горло чувствовало себя комфортно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Курсы техники речи и постановки голоса — тренинги по постановке голоса для речи в Москве

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем виде, люди судят о голосе собеседника в течение первых нескольких секунд. Неважно, известный вы человек или нет. Несмотря на запоминающуюся внешность некоторых известных людей, вспоминая их, мы в первую очередь вспоминаем их голос.

Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего имиджа. Он может перечеркнуть все ваши достоинства.

Чтобы научиться красиво говорить, кроме правильного дыхания, оратору требуется мышечная свобода фонационных путей и ощущение резонанса, которое необходимо развить.

Поставить голос – значит, выявить природные задатки голосового аппарата и развить их, т.е. улучшить звучание речи путем тренировки.

Постановка предполагает слаженную качественную работу трех составляющих: речевого дыхания, дикции.

Назначение речевого дыхания – обеспечить достаточно сильную, ровную струю воздуха, проходящую через связки, чтобы звучание был достаточно громким и ровным.

Особенности речевого дыхания:
— Короткий вдох (лучше носом, но можно и ртом, если нос «свистит»).
— Объем вдоха – больше покойного (покойный вдох мы делаем, когда спим или просто дышим).
— Продолжительный, ровный (незатухающий) выдох, во время которого говорим.
— Соотношение времени вдоха и выдоха – примерно 1 : 10.
— Очередной вдох надо совершать по мере физической необходимости, во время ближайшей речевой паузы, быстро и незаметно. (Ораторы, которые «задыхаются» во время речи, как правило, делают преждевременный вдох, не освобождая легкие от излишков углекислого газа).

Хорошая дикция позволяет услышать речь в самых дальних рядах зала даже при слабом звучании. Плохая дикция – глушитель речи, грубый ее недостаток. Для обеспечения четкой дикции требуется дисциплина в произношении каждого согласного звука. Следует говорить «активным ртом». Это значит, что при произнесении речи, губы должны быть слегка напряжены, (а не произвольно болтаться). Согласные звуки надо четко артикулировать. Также надо стремиться создать во рту максимальный объем, чтобы язык не сдавливался окружающей поверхностью щек и челюстей и, таким образом, обеспечивал четкое формирование звуков.

Для увеличения объема ротовой полости и гортани, необходима также работа внутриглоточной артикуляции (мягкого нёба и гортанной щели):
1. Приподнять мягкое нёбо, т.е., глоточный «купол» (ощущения: хочется зевнуть).
2. Опустить гортанную щель (ощущения: кадык оттянут вниз, появляется звонкость, «металл» ). Работа внутриглоточной артикуляции увеличивает объем ротовой полости и гортани, обеспечивая, таким образом, более качественное звучание голоса и рефлекторно улучшает смыкание связок.

Постановка голоса требует развития следующих характеристик: силы, тональности и тембра.

1. Сила тренируется громким пением и декламированием (произнесением речей). Связки – обычные мышцы, которые можно усилить путем тренировок.

2. Тональность голоса можно расширить, т.е. приблизить к потенциальным природным границам диапазона, делая напевные и речевые упражнения на нотах, приближающихся к крайнему верхнему и нижнему пределам диапазона (т.е. петь и говорить достаточно громко на завышенных и заниженных тонах – смотря в какую сторону вы собираетесь раздвинуть диапазон).

3. Тембр показывает его насыщенность добавочными тонами (т.н. обертонами), — к основному тону голоса, рожденному в связках, прибавляются обертона, т.е. эхо, появившееся в результате отражения звуковой волны, рожденной в связках, от стенок резонаторов.

Резонаторы – это естественные полости в теле человека: грудной резонатор (легкие, трахея, бронхи), головной (ротовая полость, носоглотка) и центральный (гортань). Для того чтобы работа резонаторов обеспечивала максимальную окраску, надо говорить на центре голоса.

Центр голоса – это та нота в диапазоне, которая звучит при минимальном напряжении голосового аппарата. Определяется он «расслабленным стоном». (Представьте, что вы обессилены и расслабьтесь. Сделайте вдох, расслабьте гортань и начните выдыхать воздух сначала бесшумно, а затем попытайтесь издать самый слабый звук, на который способны – попробуйте простонать, как раненый, пытающийся подать признаки жизни. Прозвучавшая нота – центр голоса). Он укрепляется громким пением и декламированием на центральной голосовой ноте.

Помимо специальных напевных и речевых упражнений, можно тренироваться, контролируя элементы постановки голоса в повседневных разговорах.

Проект «Я сказал!» организует курсы по различным направлениям.

С помощью упражнений и техник мы помогаем каждому человеку перенастроить свой голос и получить необыкновенно яркие результаты в речи.

Из техник речи и упражнений, которые мы используем на курсах, можно перечислить: «свеча», «проколотый мяч», «звукоподражание», произвольное управление выдохом при речевом дыхании, Тренировка добора воздуха для постановки речевого дыхания, Расслабление мышц и развитие резонаторных ощущений и многое другое

Участники курса получают в руки мощное орудие воздействия – профессиональный голос и логически выстроенную речь, умение чётко видеть и выстраивать как конечную цель любой коммуникации, так и точное видение всей речевой ситуации целиком, со всеми её смысловыми пластами.

ya-skazal.ru

Составляющие техники речи

В нашей жизни, особенно по работе, нередко приходится выступать на публике. Но если человек нередко вещает что-то со сцены или просто говорит речь перед большим количеством людей, то это автоматически не делает его хорошим оратором.

Ораторское искусство – это масса различных факторов, которые при своем сложении дают превосходный монолог, которым заслушиваются. Таланты оратора есть не в каждом, но это тот навык, которому можно научиться. Если вы хотите быть не просто человеком, которому иногда нужно выступать, но действительно красноречивым оратором, тогда вам необходима техника речи и постановка голоса.

На самом деле данное понятие включает в себя несколько пунктов, о которых мы поговорим подробнее.

Техника постановки речи – это работа над дыханием, правильная артикуляция, владение собственным голосом. Что касается последнего пункта, то здесь важно сказать о таких характеристиках голоса, как сила, громкость, тональность. Очень важно соблюдать баланс. С одной стороны, слишком громкий голос не всегда приятен, может вызвать раздражение. С другой стороны, техника красивой речи не допускает и слишком тихого голоса. Его будет плохо слышно, а значит, людям придется проявлять усилия и прислушиваться, но всё равно можно не разобрать часть слов. Если вы решите посещать курсы ораторского искусства, то научитесь говорить таким образом, чтобы голос наполнял собой зал, но при этом не был излишне пронзительным.

Техника речи и постановка голоса также учат нас тому, чтобы речь не казалась монотонной и нудной. Важно логически менять интонации, говорить естественным голосом. Всё это держит слушателей в определенном напряжении, приковывает их внимание.

Что касается дыхания, то техника постановки речи работает с ним очень активно и тесно. Дыхание – это основа основ. Казалось бы, мы с самого рождения начинаем дышать, но для красоты голоса и яркой речи необходимо делать это особым образом. Когда обсуждается техника красивой речи, важен даже момент, в который вы делаете вдох. Любые уроки ораторского искусства не обходятся без обсуждения правильного дыхания.

Когда все составляющие красивой правильной речи находят отражение в одном говорящем человеке, он становится по-настоящему красноречивым оратором, которого слушают с упоением.

Автор: Александр Петрищев

Педагог, ведущий бизнес-тренер Москвы, коуч, ведущий корпоративных мероприятий, сценарист. Основатель и руководитель группы компаний «ИГРОКС». Владеет компаниями по корпоративному обучению, корпоративным праздникам и мероприятиям, кейтерингу, игровым клубом «Лазертаг».

www.igrox.ru

Реферат — Техника речи и постановка голоса

Техника речи и постановка голоса

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Он важен так же, как важны внешность, манеры, текст выступления. Человеческий голос — могущественный инструмент. Хорошо поставленный, уверенный голос является сильным средством воздействия. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону, убедить, завоевать доверие. Всегда следует помнить, что люди ожидают — и вполне заслуживают — услышать приятный, красивый голос. Когда другим нравится ваш голос, они быстрее прислушиваются к вам!

Как бы вы ни были талантливы, обаятельны и умны, вы вряд ли станете успешным человеком, если искажаете звуки, проглатываете окончания слов, путаетесь в ударениях и к тому же говорите тихим или резким голосом. Неприятный голос может перечеркнуть все ваши достоинства. Ваш голос должен способствовать вашей карьере, а не портить ее. С красивым голосом так просто добится своего!

Вы готовы сделать свою речь четкой, ясной и понятной? Обрести выразительный, красивый, уверенный голос? Занятия по технике речи и постановке голоса помогут вам четко говорить, преодолеть говор, овладеть голосом, узнать больше о голосовом аппарате и научиться правильно дышать.

^ Речевой аппарат
Произношение является результатом мускульных движений речевого аппарата.

Когда мы говорим, воздушная струя (выдох) из легких попадает в гортань и под воздейтсвием нервных импульсов заставляет вибрировать голосовые связки, в результате чего возникает звук голоса. Речевой аппарат состоит из подвижных и неподвижных частей. К подвижным частям относятся: губы, язык, нижняя челюсть, небная занавеска с маленьким язычком; к неподвижным — зубы, верхняя челюсть, альвеолы (ячейки, в которых сидят своими корнями зубы). В зависимости от того, какое положение примут подвижные части речевого аппарата, образуется тот или иной членораздельный звук — гласный или согласный.

Произношение может быть нормальным, т.е. четким и ясным, и нарушенным, когда присутствует целый ряд отклонений от нормы, зависящих

от дефектов строения речевого аппарата

от неправильного использования речевого аппарата при совершенно нормальном его устройстве

от функционального расстройства отдельных участков центральной нервной системы.

К дефектам строения речевого аппарата относятся, например, неправильный прикус или редко расположенные зубы. Эти недостатки порождают неправильное произношение, в то время как правильно расположенные челюсти и зубы способствуют четкости речи, а отчасти служат также дополнительным резонатором. Уздечка, чересчур коротко держащая язык, бывает причиной картавости. Расщелины мягкого неба всегда порождают гнусавость. Эти, так называемые органические недостатки речи, требуют медицинского вмешательства (челюстно-лицевая хирургия, отоларингология, неврология и т.д.).

Занятия по технике речи и постановке голоса обеспечивают исправление неорганических недостатков, т.е. неправильных привычек произношения. Многим людям свойственны вялые губы, неповоротливый язык, неподвижная нижняя челюсть — всё это ведёт к нарушению произношения. Даже при отсутствии звуковых искажений недостаточная артикуляция делает речь нечеткой. Хорошая дикция требует развитых артикуляционных мышц. Специальные упражнения позволяют устранить зажимы речевого аппарата, отработать движения языка, губ, нижней челюсти, необходимые для правильного образования гласных и согласных звуков. Особенно полезны они тем, у кого речевой аппарат от природы страдает вялостью и малоподвижностью. Улучшению поддается и органическое строение голосового аппарата. Так, тембр и сила голоса зависят от природной акустики голосового аппарата (например, от высоты купола твердого неба), но если развить эластичность мягкого неба, то резонирующее пространство увеличится и это улучшит качество звучания.

Голосовой инструмент принадлежит только вам. Только вам решать, что с ним делать. Возможно, вы понимаете, что могли бы говорить лучше, но пока не знаете как.
^ Правильное дыхание
Человек может долгое время — недели и месяцы — обходиться без пищи, пару дней не пить воду, но без дыхания жизнь прекращается через несколько минут.

В подавляющем большинстве случаев все дышат, как придется, как получается само собой. Люди в жизни учатся практически всему — ходить, говорить, читать, водить автомобиль. Правильному дыханию учатся немногие. О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда, «садится» голос, «пересыхает» во рту или не хватает воздуха закончить речевую фразу.

Дыхание — это основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Проследим процесс дыхания в организме.

При вдохе воздух поступает в гортань и дыхательное горло, затем в бронхи, их разветвления и в легочные пузырьки, которых больше в нижней части легких. Легкие обогащаются кислородом, а при выдохе освобождаются от углекислоты и других газообразных продуктов распада. Легкие заполняют почти всю грудную клетку. Внизу легкие опираются на диафрагму.

Диафрагма — мускульная перегородка, отделяющая грудную область от брюшной. Она имеет куполообразную форму. При вдохе диафрагма сокращается, прогибается, теряет свою выгнутую кверху, куполообразную форму. Объем нижней части грудной клетки увеличивается. Атмосферный воздух устремляется в легкие, заполняя их. Затем дыхательная мускулатура грудной клетки и диафрагма расслабляются, объем грудной полости уменьшается — происходит выдох. Такой цикл дыхания, состоящий из вдоха,выдоха и короткой паузы, повторяется в покое у взрослого человека 16-18 раз в минуту.

Во время речи к физиологической функции дыхания присоединяется голосовая, поэтому оно называется фонационным (phone — «звук» греч.). По команде головного мозга голосовые связки смыкаются, превращаются в преграду на пути выдыхаемого воздуха. Проходящий воздух заставляет вибрировать связки и образуется звук.

Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох — экономным и плавным. Без тренировок управлять своим дыхательным аппаратом трудно. Цель упражнений — укрепить мышечную силу и развить бесшумное короткое дыхание для длительного голосоведения.

Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами. Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным), когда на вдохе увеличивается живот. Диафрагмальное дыхание менее утомительно и создает наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата (о дыхании в пении сейчас речь не идет). При этом виде дыхания равномерно заполняется воздухом вся полость легких, они хорошо вентилируются.

Большинство людей страдает поверхностным дыханием. Это означает, что организм получает только четвертую или пятую часть того объема кислорода, на который рассчитаны легкие. Изменив свое поверхностное дыхание на диафрагмальное, вы обретете новый голос, а также наладите нервную систему, ускорите обмен веществ, повысите энергeтический уровень.

Обучение правильному дыханию базируется на небольшом количестве целесообразных упражнений, которые при регулярных занятиях вскоре дадут ощутимый результат. Повторение дыхательных и звуковых упражнений закрепляется в мозговых центрах, приводя к образованию условных рефлексов. При систематических упражнениях вырабатывается условный привычка правильного дыхания и голосоведения.

Дыхание и его роль в психической саморегуляции

Дыхание и обмен веществ

Дыхание в хореографии
^ Характеристики голоса и речи
Вот список некоторых признаков того, что ваша речь далека от совершенства и вам следует заняться ею:

Вам не нравится собственный голос и никогда не нравился.

У вас солидная внешность, но голос звучит слишком молодо.

Вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь руководителем (или занимаете иную высокую должность), потому что по вашей речи этого не скажешь.

Вы боитесь публичных выступлений.

У ваших слушателей через некоторое время начинает блуждать взгляд, поскольку вы говорите монотонно.

Люди обращают внимание на то, что вы часто, возможно бессознательно, повторяете отдельные звуки, словечки или фразы, вроде, «мм», «гм», «ну», «как бы», «так», «значит», «типа» , «чисто», «знаете ли», «на самом деле» и т.д.

Слушатели часто просят повторить только что сказанные вами слова.

У вас устает горло после десятиминутного разговора.

Вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения.

Вам не хватает дыхания

У вас заметный акцент.

Характеристики хорошего голоса

Ниже приводятся характеристики хорошего голоса. Прочитайте этот список, подумайте о свое голосе и о том, какими из этих качеств вы хотели бы обладать, но пока не обладаете.

Итак, хороший голос:

Приятный

Вибрирующий

Спокойный

Хорошо модулированный

Низкого тембра

Доверительный

Управляемый

Теплый

Мелодичный

Заботливый

Уверенный

Дружеский

Окрашенный интонацией

Выразительный

Естественный

Богатый

Наполненный

Звучный

Доброжелательный

Характеристики плохого голоса

А вот список наиболее распространенных определений плохого голоса. Прочитайте его, выделяя свойства, от которых вы хотели бы избавиться.

Итак, плохой голос:

Гнусавый

Резкий или скрипучий

Хриплый

Дрожащий

Высокого тембра или пронзительный

Плаксивый

С одышкой

Робкий

Отрывистый

Слишком громкий

Слишком тихий и неслышный

Бесцветный

Помпезный

Саркастический тон

Неуверенный

Монотонный

Напряженный

Слабый

Скучный
Обучение
Никогда не поздно заняться своей речью!

Курс техники речи включает в себя занятия по дыханию, дикции, орфоэпии и развитию голоса.

^ Дыхательные упражнения заключаются в нахождении и развитии диафрагмального дыхания для дальнейшей постановки голоса и преодоления технических речевых трудностей (быстрый темп речи, одышка, нехватка воздуха и т.д.).

^ Постановка голоса — это развитие голосовых данных (находение и включение резонаторов, увеличение диапазона, развитие силы, выносливости голоса, работа над тембром).

Дикция в точном переводе означает произношение, а хорошая дикция обозначает четкость и ясность произношения, чистоту каждого звука, а также слов и фраз вцелом. Плохая дикция, проглатывание отдельных звуков и даже частей слов, небрежность речи затрудняют понимание сути произносимого текста.

^ Упражнения по орфоэпии устраняют говор, позволяют освоить московское произношение, нормы литературного языка.

Цель занятий по технике речи — сделать речь четкой, ясной, понятной, обрести выразительный, красивый голос. Самостоятельная ежедневная работа под регулярным контролем педагога обязательно дает положительные результаты. Работу с педагогом необходимо продолжать до тех пор, пока навыки верного звучания не будут закреплены. Дальнейшие занятия можно проводить самостоятельно.

Со временем вы освоите правильное дыхание и произношение и уже не будете думать о том, как это делается. Вы будете естественно пользоваться своим голосом при разговоре. Это умение останется с вами навсегда, оно будет доставлять удовольствие вам, вашим друзьям, вашим слушателям.

Любой артист овладевает сценической речью. Каждый журналист стремится внятно говорить. Сегодня всё больше и больше общественных деятелей и деловых людей осваивают технику речи для эффективной политики, успешного бизнеса, и, главное, сохранения красоты русского языка.

Хотите большего? Присоединяйтесь!

Индивидуальные занятия проводит педагог по сценической речи, преподаватель техники речи и орфоэпии факультета журналистики РГГУ, представитель Voice and Speech Trainers Association в России, ведущий музыкальных программ радиокомпании «Голос России» Мстислав Пентковский.

Первая консультация — бесплатно.

Информация по телефону: (495) 506 — 92 – 91

Электронная почта: [email protected]

ronl.org

Техника речи и постановка голоса

   ТЕХНИКА речи и постановка голоса 

   Многие  люди в немалой степени обязаны  своим успехом именно голосу. Он важен так же, как важны внешность, манеры, текст выступления. Человеческий голос — могущественный инструмент, и  взаимопонимание между вами и  вашей аудиторией во многом зависит от ваших голосовых и речевых данных. Хорошо поставленный, уверенный голос является сильным средством воздействия. Когда другим людям нравится, как звучит ваш голос, они быстрее прислушиваются к тому, что вы говорите. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону, убедить их, завоевать их доверие. Всегда следует помнить, что ваши слушатели ожидают — и вполне заслуживают — услышать приятный голос.  

   Как бы вы ни были талантливы, обаятельны и  умны, но если вы искажаете звуки, неверно  ставите ударение, неправильно произносите слова и к тому же говорите тихим, задавленным, гнусавым, малоприятным голосом, вы вряд ли станете успешным человеком. Неприятный голос может перечеркнуть все ваши достоинства. Многие люди добились бы большего, улучшив свой голос. Ваш голос должен содействовать вашей карьере, а не портить ее.  

   Вы  готовы сделать свою речь четкой, ясной  и понятной? Обрести выразительный, уверенный голос, раскрыть все его  возможности? Занятия по технике  речи и постановке голоса помогут вам достичь этих целей, помогут овладеть голосом, узнать больше о голосовом аппарате и научиться правильно дышать.  

   Речевой аппарат 

   Произношение  является результатом мускульных сокращений соответствующих частей речевого аппарата. Речевой аппарат состоит из подвижных и неподвижных частей. К подвижным частям относятся: губы, язык, нижняя челюсть, небная занавеска с маленьким язычком; к неподвижным — зубы, верхняя челюсть, альвеолы (ячейки, в которых сидят своими корнями зубы).  

   Когда мы говорим, воздушная струя (выдох) из легких попадает в гортань и под воздейтсвием нервных импульсов заставляет вибрировать голосовые связки, в результате чего возникает звук голоса. В зависимости от того, какое положение примут подвижные части речевого аппарата, образуется тот или иной членораздельный звук — гласный или согласный.  

   Произношение  может быть нормальным, т.е. четким и  ясным, или в нем может быть целый ряд отклонений от нормы, зависящих 

   от  дефектов структуры речевого аппарата

   от  случайно неправильного пользования той или иной частью речевого аппарата при совершенно нормальном его устройстве

   от  функционального расстройства отдельных  участков центральной нервной системы.  

   К дефектам структуры речевого аппарата относятся, например, неправильный прикус или  редко расположенные зубы. Эти недостатки порождают неправильное произношение, в то время как правильно расположенные челюсти и зубы благоприятствуют четкости речи, а отчасти служат также резонатором для речи. Уздечка, чересчур коротко держащая язык, бывает причиной картавости. Расщелины мягкого неба всегда порождают гнусавость. Эти, так называемые органические недостатки речи, требуют медицинского вмешательства (челюстно-лицевая хирургия, отоларингология, неврология и т.д.).  

   Занятия по технике речи и постановке голоса обеспечивают исправление неорганических недостатков, т.е. неправильных привычек произношения. Многим людям свойственны вялость губ и языка, плохая работа нижней челюсти, ведущие к нарушению произношения. Даже при отсутствии звуковых искажений недостаточная артикуляция делает речь нечеткой. Хорошая дикция требует развитых артикуляционных мышц. Например, только подвижная нижняя челюсть позволяет правильно открывать рот и выводить звук наружу. Специальные упражнения позволяют устранить зажимы речевого аппарата, отработать движения языка, губ, нижней челюсти, необходимые для правильного образования гласных и согласных звуков. Особенно полезны они тем, у кого речевой аппарат от природы страдает вялостью и малоподвижностью. Улучшению поддается и органическое строение голосового аппарата. Так, тембр и сила голоса зависят от природной акустики голосового аппарата (например, от высоты купола твердого неба), но если развить эластичность мягкого неба, то резонирующее пространство увеличится и это улучшит качество звучания.  

   Голосовой инструмент принадлежит только вам. Только вам решать, что с ним  делать. Возможно, в глубине души вы осознаете, что могли бы говорить лучше, но пока не знаете как.  

   Правильное  дыхание 

   Человек может долгое время — недели и месяцы — обходиться без пищи, пару дней не пить воду, но без дыхания жизнь прекращается через несколько минут.  

   В подавляющем  большинстве случаев все дышат, как придется, как получается само собой. Люди в жизни, учатся практически  всему — ходить, говорить, читать, водить автомобиль: Правильному дыханию учатся немногие. О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда, «садится» голос, «пересыхает» во рту или не хватает воздуха закончить речевую фразу.  

   Дыхание — это основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Проследим процесс газообмена в организме.  

   При вдохе  воздух поступает в гортань и  дыхательное горло, затем в бронхи, их разветвления и в легочные пузырьки, которых больше в нижней части  легких. Легкие обогащаются кислородом, а при выдохе освобождаются от углекислоты и других газообразных продуктов распада. Легкие заполняют почти всю грудную клетку. Внизу легкие опираются на диафрагму.  

   Диафрагма — мускульная перегородка, отделяющая грудную область от брюшной. Она имеет куполообразную форму. При вдохе диафрагма сокращается, прогибается, теряет свою выгнутую кверху, куполообразную форму. Объем нижней части грудной клетки увеличивается. Атмосферный воздух устремляется в легкие, заполняя их. Затем дыхательная мускулатура грудной клетки и диафрагма расслабляются, объем грудной полости уменьшается — происходит выдох. Такой цикл дыхания, состоящий из вдоха и выдоха, повторяется в покое у взрослого человека 16-18 раз в минуту.  

   Во  время речи к физиологической  функции дыхания присоединяется голосовая, поэтому оно называется фонационным (phone — «звук» греч.). По команде головного мозга голосовые  связки смыкаются, превращаются в преграду на пути выдыхаемого воздуха. Проходящий воздух заставляет вибрировать связки и образуется звук.  

   Постановка  голоса начинается с развития правильного  дыхания, а именно с развития правильного  вдоха и правильного выдоха. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох — экономным и плавным. Без тренировок управлять своим дыхательным аппаратом трудно. Цель упражнений — укрепить мышечную силу и развить бесшумное короткое дыхание для длительного голосоведения.  

   Человеческий  организм так устроен, что может  осуществлять процесс дыхания разными  способами. Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным), когда на вдохе увеличивается живот. Диафрагмальное дыхание менее утомительно и создает наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата (о дыхании в пении сейчас речь не идет). При этом виде дыхания равномерно заполняется воздухом вся полость легких, они хорошо вентилируются.  

   Большинство людей страдает именно поверхностным дыханием. Это означает, что организм получает только четвертую или пятую часть того объема кислорода, на который рассчитаны легкие. Изменив свое поверхностное дыхание на диафрагмальное, вы обретете новый голос, а также наладите нервную систему, ускорите обмен веществ, повысите энергeтический уровень.  

   Обучение  правильному дыханию базируется на небольшом числе целесообразных упражнений, которые при регулярных занятиях вскоре дадут ощутимый результат. Повторение дыхательных и звуковых упражнений закрепляется в мозговых центрах, приводя к образованию условных рефлексов. При систематических упражнениях вырабатывается условный рефлекс правильного дыхания и голосоведения.

   Дыхание и его роль в психической саморегуляции 

   Дыхание и обмен веществ

   Дыхание в хореографии  
 

   Характеристики  голоса и речи 

   Вот список некоторых симптомов того, что  ваша речь далека от совершенства и  вам следует заняться ею:

   Слушатели часто просят повторить только что  сказанные вами слова.

   У вас  устает горло после десятиминутного разговора.

   Вы  теряете контроль над голосом  в конце длинного предложения.

   Вам не хватает дыхания 

   Вам не нравится собственный голос и  никогда не нравился.

   У вас  солидная внешность, но голос звучит слишком молодо.

   Вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь руководителем (или занимаете иную высокую должность), потому что по вашей речи этого не скажешь.

   Вы  боитесь публичных выступлений.

   У ваших  слушателей через некоторое время  начинает блуждать взгляд, поскольку  вы говорите монотонно.

   Люди  обращают внимание на то, что вы часто, возможно бессознательно, повторяете отдельные звуки, словечки или фразы, вроде, «мм», «гм», «ну», «как бы», «так», «значит», «типа», «чисто», «знаете  ли», «на самом деле» и т.д.

   У вас  заметный акцент.  

   Характеристики хорошего голоса  

   Ниже  приводятся характеристики хорошего голоса. Прочитайте этот список, подумайте  о свое голосе и о том, какими из этих качеств вы хотели бы обладать, но не обладаете.  

   Итак, хороший голос:

   Приятный 

   Вибрирующий

   Спокойный

   Хорошо  модулированный

   Низкого тембра

   Доверительный

   Управляемый

   Теплый 

   Мелодичный 

   Заботливый 

   Уверенный

   Дружеский

   Окрашенный  интонацией

   Выразительный

   Естественный 

   Богатый

   Наполненный

   Звучный

   Доброжелательный  
 

   Характеристики  плохого голоса  

   А вот  список наиболее распространенных определений  неприятного или плохого голоса. Прочитайте этот список и подумайте  о своем голосе, выделяя те неприятные свойства, от которых вы хотели бы избавиться.  

   Итак, плохой голос:

   Гнусавый 

   Резкий  или скрипучий

   Хриплый

   Дрожащий 

   Высокого  тембра или пронзительный 

   Плаксивый

   С одышкой 

   Робкий 

   Отрывистый 

   Слишком громкий 

   Слишком тихий и неслышный 

   Бесцветный 

   Помпезный

   Саркастический  тон 

   Неуверенный

   Монотонный 

   Напряженный

   Слабый 

   Скучный  
 

   Обучение 

   Никогда не поздно заняться своей речью!  

   Курс  техники речи включает в себя занятия  по дыханию, дикции, орфоэпии и развитию голоса.  

   Работа  над дыханием заключается в нахождении и развитии диафрагмального дыхания  для дальнейшего развития голоса и преодоления технических речевых трудностей (быстрый темп речи, одышка, нехватка воздуха и т.д.)  

   Дикция  в точном переводе означает произношение, а хорошая дикция обозначает четкость и ясность произношения, чистоту  каждого звука, а также слов и  фраз в целом. Плохая дикция, проглатывание отдельных звуков и даже частей слов, небрежность речи затрудняют понимание сути произносимого текста.  

stud24.ru

Техника речи и постановка голоса

Подобный материал:
  • Упражнения для голоса, постановка голоса, тембр голоса, развитие голоса, 172.49kb.
  • С. Т. Никольская техника речи методические рекомендации, 1068.49kb.
  • С. Т. Никольская техника речи методические рекомендации, 1063.76kb.
  • Методические принципы планирования и проведения занятий воспитателя по развитию речи, 41.83kb.
  • Постановка голоса в младшем хоре, 80.69kb.
  • Учебно-практическое пособие. Содержание предисловие 2 голос одно из выразительных средств, 2050.99kb.
  • Актерское мастерство + техника речи основы успешного публичного выступления мастер, 34.37kb.
  • Элементы музыкально-технической культуры хора Интонация и строй в хоре, 304.64kb.
  • Консультации для воспитателей логопедических групп, 79.82kb.
  • А. Г. Ипполитова отмечала, что «Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка, 104.63kb.

Техника речи и постановка голоса

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Он важен так же, как важны внешность, манеры, текст выступления. Человеческий голос — могущественный инструмент. Хорошо поставленный, уверенный голос является сильным средством воздействия. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону, убедить, завоевать доверие. Всегда следует помнить, что люди ожидают — и вполне заслуживают — услышать приятный, красивый голос. Когда другим нравится ваш голос, они быстрее прислушиваются к вам!

Как бы вы ни были талантливы, обаятельны и умны, вы вряд ли станете успешным человеком, если искажаете звуки, проглатываете окончания слов, путаетесь в ударениях и к тому же говорите тихим или резким голосом. Неприятный голос может перечеркнуть все ваши достоинства. Ваш голос должен способствовать вашей карьере, а не портить ее. С красивым голосом так просто добится своего!

Вы готовы сделать свою речь четкой, ясной и понятной? Обрести выразительный, красивый, уверенный голос? Занятия по технике речи и постановке голоса помогут вам четко говорить, преодолеть говор, овладеть голосом, узнать больше о голосовом аппарате и научиться правильно дышать.

Речевой аппарат


Произношение является результатом мускульных движений речевого аппарата.

Когда мы говорим, воздушная струя (выдох) из легких попадает в гортань и под воздейтсвием нервных импульсов заставляет вибрировать голосовые связки, в результате чего возникает звук голоса. Речевой аппарат состоит из подвижных и неподвижных частей. К подвижным частям относятся: губы, язык, нижняя челюсть, небная занавеска с маленьким язычком; к неподвижным — зубы, верхняя челюсть, альвеолы (ячейки, в которых сидят своими корнями зубы). В зависимости от того, какое положение примут подвижные части речевого аппарата, образуется тот или иной членораздельный звук — гласный или согласный.

Произношение может быть нормальным, т.е. четким и ясным, и нарушенным, когда присутствует целый ряд отклонений от нормы, зависящих

  • от дефектов строения речевого аппарата
  • от неправильного использования речевого аппарата при совершенно нормальном его устройстве
  • от функционального расстройства отдельных участков центральной нервной системы.

К дефектам строения речевого аппарата относятся, например, неправильный прикус или редко расположенные зубы. Эти недостатки порождают неправильное произношение, в то время как правильно расположенные челюсти и зубы способствуют четкости речи, а отчасти служат также дополнительным резонатором. Уздечка, чересчур коротко держащая язык, бывает причиной картавости. Расщелины мягкого неба всегда порождают гнусавость. Эти, так называемые органические недостатки речи, требуют медицинского вмешательства (челюстно-лицевая хирургия, отоларингология, неврология и т.д.).

Занятия по технике речи и постановке голоса обеспечивают исправление неорганических недостатков, т.е. неправильных привычек произношения. Многим людям свойственны вялые губы, неповоротливый язык, неподвижная нижняя челюсть — всё это ведёт к нарушению произношения. Даже при отсутствии звуковых искажений недостаточная артикуляция делает речь нечеткой. Хорошая дикция требует развитых артикуляционных мышц. Специальные упражнения позволяют устранить зажимы речевого аппарата, отработать движения языка, губ, нижней челюсти, необходимые для правильного образования гласных и согласных звуков. Особенно полезны они тем, у кого речевой аппарат от природы страдает вялостью и малоподвижностью. Улучшению поддается и органическое строение голосового аппарата. Так, тембр и сила голоса зависят от природной акустики голосового аппарата (например, от высоты купола твердого неба), но если развить эластичность мягкого неба, то резонирующее пространство увеличится и это улучшит качество звучания.

Голосовой инструмент принадлежит только вам. Только вам решать, что с ним делать. Возможно, вы понимаете, что могли бы говорить лучше, но пока не знаете как.

Правильное дыхание


Человек может долгое время — недели и месяцы — обходиться без пищи, пару дней не пить воду, но без дыхания жизнь прекращается через несколько минут.

В подавляющем большинстве случаев все дышат, как придется, как получается само собой. Люди в жизни учатся практически всему — ходить, говорить, читать, водить автомобиль. Правильному дыханию учатся немногие. О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда, «садится» голос, «пересыхает» во рту или не хватает воздуха закончить речевую фразу.

Дыхание — это основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Проследим процесс дыхания в организме.

При вдохе воздух поступает в гортань и дыхательное горло, затем в бронхи, их разветвления и в легочные пузырьки, которых больше в нижней части легких. Легкие обогащаются кислородом, а при выдохе освобождаются от углекислоты и других газообразных продуктов распада. Легкие заполняют почти всю грудную клетку. Внизу легкие опираются на диафрагму.

Диафрагма — мускульная перегородка, отделяющая грудную область от брюшной. Она имеет куполообразную форму. При вдохе диафрагма сокращается, прогибается, теряет свою выгнутую кверху, куполообразную форму. Объем нижней части грудной клетки увеличивается. Атмосферный воздух устремляется в легкие, заполняя их. Затем дыхательная мускулатура грудной клетки и диафрагма расслабляются, объем грудной полости уменьшается — происходит выдох. Такой цикл дыхания, состоящий из вдоха,выдоха и короткой паузы, повторяется в покое у взрослого человека 16-18 раз в минуту.

Во время речи к физиологической функции дыхания присоединяется голосовая, поэтому оно называется фонационным (phone — «звук» греч.). По команде головного мозга голосовые связки смыкаются, превращаются в преграду на пути выдыхаемого воздуха. Проходящий воздух заставляет вибрировать связки и образуется звук.

Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох — экономным и плавным. Без тренировок управлять своим дыхательным аппаратом трудно. Цель упражнений — укрепить мышечную силу и развить бесшумное короткое дыхание для длительного голосоведения.

Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами. Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным), когда на вдохе увеличивается живот. Диафрагмальное дыхание менее утомительно и создает наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата (о дыхании в пении сейчас речь не идет). При этом виде дыхания равномерно заполняется воздухом вся полость легких, они хорошо вентилируются.

Большинство людей страдает поверхностным дыханием. Это означает, что организм получает только четвертую или пятую часть того объема кислорода, на который рассчитаны легкие. Изменив свое поверхностное дыхание на диафрагмальное, вы обретете новый голос, а также наладите нервную систему, ускорите обмен веществ, повысите энергeтический уровень.

Обучение правильному дыханию базируется на небольшом количестве целесообразных упражнений, которые при регулярных занятиях вскоре дадут ощутимый результат. Повторение дыхательных и звуковых упражнений закрепляется в мозговых центрах, приводя к образованию условных рефлексов. При систематических упражнениях вырабатывается условный привычка правильного дыхания и голосоведения.

Характеристики голоса и речи


Вот список некоторых признаков того, что ваша речь далека от совершенства и вам следует заняться ею:
  • Вам не нравится собственный голос и никогда не нравился.
  • У вас солидная внешность, но голос звучит слишком молодо.
  • Вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь руководителем (или занимаете иную высокую должность), потому что по вашей речи этого не скажешь.
  • Вы боитесь публичных выступлений.
  • У ваших слушателей через некоторое время начинает блуждать взгляд, поскольку вы говорите монотонно.
  • Люди обращают внимание на то, что вы часто, возможно бессознательно, повторяете отдельные звуки, словечки или фразы, вроде, «мм», «гм», «ну», «как бы», «так», «значит», «типа» , «чисто», «знаете ли», «на самом деле» и т.д.
  • Слушатели часто просят повторить только что сказанные вами слова.
  • У вас устает горло после десятиминутного разговора.
  • Вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения.
  • Вам не хватает дыхания
  • У вас заметный акцент.

Характеристики хорошего голоса

Ниже приводятся характеристики хорошего голоса. Прочитайте этот список, подумайте о свое голосе и о том, какими из этих качеств вы хотели бы обладать, но пока не обладаете.

Итак, хороший голос:

  • Приятный
  • Вибрирующий
  • Спокойный
  • Хорошо модулированный
  • Низкого тембра
  • Доверительный
  • Управляемый
  • Теплый
  • Мелодичный
  • Заботливый
  • Уверенный
  • Дружеский
  • Окрашенный интонацией
  • Выразительный
  • Естественный
  • Богатый
  • Наполненный
  • Звучный
  • Доброжелательный

Характеристики плохого голоса

А вот список наиболее распространенных определений плохого голоса. Прочитайте его, выделяя свойства, от которых вы хотели бы избавиться.

Итак, плохой голос:

  • Гнусавый
  • Резкий или скрипучий
  • Хриплый
  • Дрожащий
  • Высокого тембра или пронзительный
  • Плаксивый
  • С одышкой
  • Робкий
  • Отрывистый
  • Слишком громкий
  • Слишком тихий и неслышный
  • Бесцветный
  • Помпезный
  • Саркастический тон
  • Неуверенный
  • Монотонный
  • Напряженный
  • Слабый
  • Скучный

Обучение


Никогда не поздно заняться своей речью!

Курс техники речи включает в себя занятия по дыханию, дикции, орфоэпии и развитию голоса.

Дыхательные упражнения заключаются в нахождении и развитии диафрагмального дыхания для дальнейшей постановки голоса и преодоления технических речевых трудностей (быстрый темп речи, одышка, нехватка воздуха и т.д.).

Постановка голоса — это развитие голосовых данных (находение и включение резонаторов, увеличение диапазона, развитие силы, выносливости голоса, работа над тембром).

Дикция в точном переводе означает произношение, а хорошая дикция обозначает четкость и ясность произношения, чистоту каждого звука, а также слов и фраз вцелом. Плохая дикция, проглатывание отдельных звуков и даже частей слов, небрежность речи затрудняют понимание сути произносимого текста.

Упражнения по орфоэпии устраняют говор, позволяют освоить московское произношение, нормы литературного языка.

Цель занятий по технике речи — сделать речь четкой, ясной, понятной, обрести выразительный, красивый голос. Самостоятельная ежедневная работа под регулярным контролем педагога обязательно дает положительные результаты. Работу с педагогом необходимо продолжать до тех пор, пока навыки верного звучания не будут закреплены. Дальнейшие занятия можно проводить самостоятельно.

Со временем вы освоите правильное дыхание и произношение и уже не будете думать о том, как это делается. Вы будете естественно пользоваться своим голосом при разговоре. Это умение останется с вами навсегда, оно будет доставлять удовольствие вам, вашим друзьям, вашим слушателям.

Любой артист овладевает сценической речью. Каждый журналист стремится внятно говорить. Сегодня всё больше и больше общественных деятелей и деловых людей осваивают технику речи для эффективной политики, успешного бизнеса, и, главное, сохранения красоты русского языка.

Хотите большего? Присоединяйтесь!

Индивидуальные занятия проводит педагог по сценической речи, преподаватель техники речи и орфоэпии факультета журналистики РГГУ, представитель Voice and Speech Trainers Association в России, ведущий музыкальных программ радиокомпании «Голос России» Мстислав Пентковский.

Первая консультация — бесплатно.

Информация по телефону: (495) 506 — 92 – 91

Электронная почта: [email protected]

geum.ru