Сознательность что это: СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ | это… Что такое СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ?

Сознательность

Что такое сознательность

Сознательность – в моральном смысле это высшая степень совести; способность разбираться в окружающей действительности.
Глоссарий.ру | Словарь по общественным наукам

Сознательность — это, во-первых, свойство, регулирующее цель и направление деятельности человека…Сознательность — это, во-вторых, свойство человека, регулирующее волю и боеспособность, которые проявляются в его деятельности по познанию и преобразованию самого себя и мира…Эти две стороны сознательности, позволяющей определить цель и направление человеческой деятельности и регулировать волю и боевую мощь, объединены неразрывно. Они регулируют и контролируют всю деятельность человека, направленную на познание и преобразование природы и общества.
Идеи чучхе | http://www.kcckp.net/ru/juche/course_juche.php?juche+1+1-07

  • Сознательность – это мерило морально-нравственных норм, с помощью которого человек способен отделить «зерна от плевел».
  • Сознательность – это сочетание в человеке душевного богатства и осознанной душевной щедрости.
  • Сознательность – это «жизнь в сознании», что означает обдуманность каждого решения и поступка человека.

Преимущества сознательности

  • Сознательность даёт возможности – для самосовершенствования.
  • Сознательность обеспечивает спокойствие – за счёт уверенности в правильности действий и поступков человека.
  • Сознательность даёт объективный взгляд – на окружающий мир.
  • Сознательность обеспечивает свободу – от внешних ограничений, которые у сознательного человека заменяются внутренним контролем.
  • Сознательность даёт волю – для того, чтобы в нужный момент отодвинуть на второй план собственные сомнения.

Проявления сознательности в повседневной жизни

  • Выбор. Оказавшись перед дилеммой в любой сфере жизни, человек должен обдумать (осознать) ситуацию и принять решение – так проявляется его сознательность.
  • Получение знаний. Чем более сознательно человек подходит к процессу обучения – тем боле фундаментальными знаниями он будет обладать. Студент, серьёзно готовящийся к экзамену, проявляет сознательность; студент, пишущий «шпаргалки» — легкомыслие.
  • Военная служба. Чем более сознательно человек подходит к исполнению своего воинского долга – тем выше его воинская честь.
  • Финансовые отношения. Человек, неукоснительно выполняющий все свои кредитные обязательства даже в сложные времена – проявляет сознательность.
  • Помощь нуждающимся. Человек, помогающий кому-либо не по принуждению, а по зову души, проявляет сознательность.

Как достичь сознательности

  • Воспитание в семье. Сознательность — во многом продукт воспитания в семье. Разумные ограничения, которые родители устанавливают для ребенка; отсутствие вседозволенности приводит к развитию сознательности. «Научить» сознательности взрослого человека может либо он сам, либо тяжелые внешние обстоятельства, при которых происходит переоценка ценностей.
  • Работа над собой. Изживая такие качества характера, как легкомысленность, эгоизм, бесстыдство, человек вырабатывает в себе сознательность.
  • Информация. Получая, принимая и обдумывая информацию о том, что происходит в обществе и государстве (например, принятие новых законов), человек вырабатывает основу сознательности: способность самостоятельно мыслить.
  • Внимание к окружающим людям. Понимание потребностей, внимательное отношение к интересам людей – одно из проявлений сознательности; перенося внимание с себя на других, человек вырабатывает сознательность.

Золотая середина

Бесконтрольность | полное отсутствие сознательности

Сознательность

Сверхтребовательность | избыток сознательности; качество, зачастую идущее во вред самому человеку

Крылатые выражения о сознательности

Настоящий прогресс человечества зависит не столько от изобретательного ума, сколько от сознательности.
— Альберт Эйнштейн —
Государство сильно сознательностью масс.
— Владимир Ленин —
Две отличительные особенности принадлежат только человеческой породе (они взаимосвязаны) — это сознательность и способность, которую дает нам сознательность, сделать выбор.
— Арнольд Тойнби —
Человек морален, когда не из страха перед авторитетами, а вследствие высокой сознательности и солидарности в нем не может даже зародиться желание совершать преступление.
— Михаил Налбандян —

Что почитать?

Фред Стерлинг Кираэль / Десять Принципов Сознательного Творения
Фред Стерлинг — шаман и целитель. В книге он описывает технику пробуждения истинного сознания и изменения реальности. Возможности сознания безграничны, считает автор, они позволяют творить все, что хочет человек.
Н. И. Заикин, Н. Е. Заикина / Учебник развития сознания. В семи томах
Авторы концепции «сознательного мировоззрения» и нового направления науки «сознаниеведения» создали многотомное пособие по осознанному формированию внутреннего и внешнего мира человека.
Подробнейшие практические рекомендации.

Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали «привычками сердца».

Не стремитесь к абсолютному совершенству.

Никогда не сдавайтесь — помните: даже у великих случаются неудачи.

Доверяйте своей интуиции.

Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.

Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.


Несознательный дон из Испании
Мог неделю не пить при желании,
Но не мог он понять,
Где желание взять

В бессознательном-то состоянии…

Activate yourself to duty by remembering your position, who you are, and what you have obliged yourself to be. Thomas a Kempis

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

Вариант 36 — сочинение 9.3. по Цыбулько (ОГЭ-2020)


Понятие «сознательность» можно рассматривать с нескольких позиций. Сознательностью, во-первых, называется способность адекватно оценивать реальную действительность, обдуманно совершать все свои поступки. В данном случае речь идет об осознанном принятии решений, когда человек продумывает все последствия возможных путей. Человек осознает, какие поступки правильны и нравственны, а какие – нет. Во-вторых, сознательность – это способность и готовность нести ответственность за все совершенные поступки. Здесь понятие «сознательность» тесно связано с понятием «самоконтроль», когда человек не скидывает с себя ответственность на кого-то другого, а отвечает за поступки, какими бы они ни были.

Проблема сознательности поднимается в тексте М.М. Пришвина. Здесь говорится о поступке охотников, которые повалили березу и увидели, что вместе с ним упало и гнездо с птенцами. Охотники поняли, что из-за их действий родители птенцов могут не найти их, поэтому решили удостовериться в том, что птенцы будут в целостности и безопасности и будут найдены родителями. Когда гаечки-родители оказались на месте, охотники заметили, что они не могут найти своих птенцов.

Через некоторое время они поняли, что родители не замечают своих птенцов, потому что они находятся не на том «этаже», на котором привыкли заводить гнезда гаечки. Это подчеркивает сознательность охотников, их умение размышлять и самостоятельно приходить к истинам окружающего мира. Осознав такую особенность мира птиц, охотники положили гнездо с птенцами на ту высоту, где летали птицы-родители, и те действительно их нашли. Так, в тексте М. М. Пришвина проблема сознательности реализуется через взятие охотниками на себя ответственности за жизни птенцов, которые упали из гнезда в результате падения березы, которую сломали охотники, а также через осознание истины животного мира.


Поднятая в тексте проблема находит отражение во многих литературных произведениях. В рассказе В. Астафьева «Васюткино озеро» говорится о том, что мальчик Васютка заблудился в лесу. Однако это не стало причиной паники главного героя. Он осознает, что его жизнь и спасение полностью зависит от него самого, что именно он несет ответственность за конечный результат.

Будучи совсем ребенком, Васютка уже обладает таким внутренним качеством, как сознательность. Он не рассчитывает на чужую помощь, понимая, что нахождение правильной дороги и выживание зависит только от него. Стоит отметить, что Васютка не подается панике, а ведет себя спокойно, задумываясь о каждом своем последующем шаге. Герой продумывает возможные результаты каждого своего поступка и руководствуется не внезапными порывами чувств, а сознанием и разумом. Будучи человеком, имеющим довольно много знаний о природе, Васютка смог сохранить себе жизнь и прийти к Енисею, где он и нашел подмогу. То, что Васютка пользовался всеми правилами леса, которые знал, помогло ему выжить и выбраться из леса.

Таким образом, сознательность – это внутреннее качество, основанное на способности адекватно оценивать обстоятельства и на готовности всегда нести ответственность за свои поступки.

С полным текстом М.М. Пришвина можно ознакомиться по ссылке.



Вариант 36 — сочинения 9.

1. и 9.2.:
  • 9.1. «В письменном отражении разговорной речи наиболее широко используются бессоюзные предложения. Богатство интонаций восполняет отсутствие союзов» — И.Б. Голуб
  • 9.2. «Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж. Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков» (по тексту М.М. Пришвина)

  • Что такое сознание? | Живая наука

    Является ли сознание исключительно человеческим? Или другие живые существа имеют его в разной степени? (Изображение предоставлено Shutterstock)

    Люди когда-то предполагали, что наша планета является физическим центром солнечной системы , поэтому неудивительно, что мы также высоко ценим сознание, явно уникальное качество, которое позволяет нашему виду размышлять о таких вещах.

    Но что такое сознание? Тема была чрезвычайно спорной в научной и философской традициях. Мыслители потратили огромное количество времени и чернил, пытаясь разгадать тайны, например, как работает сознание и где оно находится.

    Короткий ответ не очень удовлетворителен. Ученые и философы до сих пор не могут договориться о смутном представлении о том, что такое сознание, не говоря уже о строгом определении. Одна из причин этого заключается в том, что это понятие используется для обозначения несколько иных вещей . Однако многие эксперты согласны с тем, что сознательные существа осознают свое окружение, самих себя и свое собственное восприятие.

    Связанный: Сможем ли мы когда-нибудь перестать думать?

    Но длинный ответ оставляет место для надежды, потому что исследователи, похоже, приближаются к ответу.

    Что-то особенное?

    Современные исследователи показали, что они могут использовать технику сканирования мозга, известную как функциональная МРТ. другие. Но на протяжении тысячелетий не было возможности собрать доказательства этого явления. Это сделало тему сложной для мыслителей, ценивших рациональность и методичные эксперименты.

    В западном мире итальянский астроном Галилео Галилей пытался вывести все, что связано с сознанием , за пределы сферы научных исследований. Поколением позже французский математик и философ Рене Декарт сфокусировал сознание чуть более четко, аргументируя это тем, что разум (или душа) и тело — это две принципиально разные вещи. Эта позиция называется дуализмом разума и тела.

    «Подавляющее большинство [мыслителей] привыкли думать, что сознание — нечто особенное», — сказала Live Science Сюзанна Шелленберг, выдающийся профессор философии и когнитивных наук в Университете Рутгерса в Нью-Джерси.

    Но такое отношение утратило популярность, отчасти благодаря таким людям, как биолог 19-го века Томас Хаксли, который помог ввести в представление о том, что то, что происходит в уме, является результатом материальных событий, происходящих в мозгу. Это перспектива, популярность которой выросла.

    «Идея, которой я придерживаюсь, — это физикалистская точка зрения, согласно которой сознание не представляет собой ничего особенного в мире», — сказал Шелленберг. Это значительно упрощает представление о том, что люди не одиноки в обладании сознанием.

    «Мы пишем стихи, а кролики, насколько мы можем судить, нет», — сказала она. «Итак, это разница в степени, а не в характере».

    Вглядываясь в древо жизни

    «Почти все, что вы можете сказать о [сознании], — это чушь», — сказал Джозеф Леду, профессор нейробиологии и психиатрии в Нью-Йоркском университете. «Единственный способ описать это — с точки зрения того, чем оно является и чем оно не является».

    Сравнивая человеческое сознание с сознанием других животных, Леду считает полезным взглянуть на нейроанатомию. Например, люди уникальны тем, что имеют высокоразвитую кору лобного полюса — часть мозга, которую исследователи связывают со способностью понимать, что у человека на уме. Это важный аспект сознания практически по любому определению. Хотя нечеловеческие приматы не могут похвастаться этой поздней модельной областью мозга, у многих из них есть другие эволюционно недавние дополнения к мозгу, такие как дорсолатеральная префронтальная кора. Это связано с сознанием, и у людей оно тоже есть. Например, согласно исследованию 2015 года, эта область мозга связана с оперативной памятью у людей.0003 обзор в журнале Frontiers in Systems Neuroscience .

    «Мы знаем, что у других животных, вероятно, есть что-то [например, сознание], но у них нет того, что есть у нас, потому что мы разные», из-за этих различий в нервной анатомии, по словам Леду, написавшего «Глубинную историю Мы сами: четырехмиллиардная история о том, как мы получили сознательный мозг» (Викинг, 2019).

    «Люди расстраиваются, когда вы так говорите… но никто не путает шимпанзе с человеком», — сказал он. Клеточный и молекулярный состав шимпанзе заставляет его выглядеть и действовать не так, как люди, поэтому само собой разумеется, что те же самые различия привели бы к тому, что сознание шимпанзе также было бы другим.

    Связанный: Почему время летит незаметно, когда вам весело?

    Некоторые исследователи идут еще дальше, утверждая, что сознание является настолько фундаментальным свойством материи, что даже электрон в определенной степени обладает сознанием. Эта позиция известна как панпсихизм. Кристоф Кох, президент и главный научный сотрудник Алленовского института изучения мозга в Сиэтле и сторонник панпсихизма, , писал в журнале Scientific American , что «любая сложная система… обладает основными атрибутами разума и имеет минимальное количество сознания в ощущение, что это похоже на то, чтобы быть этой системой».

    СВЯЗАННЫЕ ЗАГАДКИ

    Может ли быть причиной опасность?

    Шелленберг сказала, что, по ее мнению, многие животные обладают сознанием, потому что «все, что чувствует боль… обладает сознанием», сказала она, отметив, что это мнение противоречиво.

    Точно так же Леду считает, что избегание опасности является важной функцией сознания и, возможно, причиной его существования.

    «Все наши психические состояния, эмоциональные состояния не унаследованы от животных. Они формируются когнитивно, на основе нашего знания всего, что мы узнали о страхе и опасности в течение жизни», — сказал он. По его словам, человеческий мозг организует множество информации в схемы, которые служат «шаблоном вашего сознательного опыта».

    Шелленберг, со своей стороны, не думает, что сознание — это главный вопрос, которым оно должно быть.

    «Я один из тех, кто думает, что сознание не так уж интересно по сравнению с тем, почему наш разум и мозг могут делать то, что они делают», — сказал Шелленберг. «Мозг может, за множеством исключений, выполнять свою работу независимо от того, находится ли он в сознательном состоянии или нет».

    Первоначально опубликовано на Live Science.  

    Грант Каррин — независимый научный журналист из Бруклина, Нью-Йорк, который пишет о «Маленьких тайнах жизни» и других темах для Live Science. Грант также пишет о науке и СМИ для ряда изданий, включая Wired, Scientific American, National Geographic, HuffPost и Hakai Magazine, а также является автором подкаста Discovery Curiosity Daily. Грант получил степень бакалавра политической экономии в Университете Теннесси.

    Философия разума | Определение, резюме, примеры, философы и факты

    Макс Вебер

    Смотреть все СМИ

    Ключевые люди:
    Георг Вильгельм Фридрих Гегель Рене Декарт Дэвид Хьюм Хилари Патнэм Бертран Рассел
    Похожие темы:
    дуализм разума и тела проблема других умов преднамеренность теория действия теория связок

    Просмотреть весь связанный контент →

    Резюме

    Прочтите краткий обзор этой темы

    философия ума , размышления о природе психических явлений и особенно об отношении ума к телу и остальному физическому миру.

    Философия часто занимается самыми общими вопросами о природе вещей: Какова природа красоты? Что значит иметь истинное знание? Что делает действие добродетельным, а утверждение истинным? Такие вопросы можно задавать по отношению ко многим конкретным областям, в результате чего существуют целые области, посвященные философии искусства (эстетике), философии науки, этике, эпистемологии (теории познания) и метафизика (учение о конечных категориях мира). Философия разума специально занимается весьма общими вопросами о природе психических явлений: какова, например, природа мысли, чувства, восприятия, сознания и чувственного опыта?

    Эти философские вопросы о природе явления следует отличать от похожих по звучанию вопросов, которые, как правило, являются предметом более чисто эмпирических исследований, таких как экспериментальная психология, которые в решающей степени зависят от результатов сенсорного наблюдения. Психологи-эмпирики, в общем и целом, занимаются обнаружением случайных фактов о реальных людях и животных — вещей, которые оказались правдой, хотя могли оказаться ложными. Например, они могут обнаружить, что определенное химическое вещество высвобождается тогда и только тогда, когда люди напуганы, или что определенная область мозга активируется только тогда и только тогда, когда люди испытывают боль или думают о своих отцах. Но философ хочет знать, является ли высвобождение этого химического вещества или активация мозга в этой области необходимыми для страха, боли или мыслей об отце: будут ли существа, лишенные этого конкретного химического или черепного устройства, неспособны к этим переживаниям? Возможно ли, чтобы что-то имело такой опыт и вообще не состояло из «материи» — как в случае с призраками, как воображают многие люди? Задавая эти вопросы, философы имеют в виду не только (возможно) отдаленные возможности призраков, богов или внеземных существ (чье физическое строение, по-видимому, будет сильно отличаться от человеческого), но также и особенно возможность, которая, кажется, когда-либо вырисовывается. больше в современной жизни — возможности компьютеров, способных мыслить. Может ли компьютер иметь разум? Что нужно для создания компьютера, который мог бы иметь определенную мысль, эмоцию или опыт?

    Возможно, компьютер мог бы иметь разум только в том случае, если бы он состоял из тех же типов нейронов и химических веществ, из которых состоит человеческий мозг. Но это предположение может показаться грубым шовинистическим, подобно утверждению, что человеческое существо может иметь ментальные состояния только в том случае, если его глаза имеют определенный цвет. С другой стороны, конечно же, не любое вычислительное устройство обладает разумом. Будут ли в ближайшем будущем созданы машины, которые вплотную приблизится к тому, чтобы стать серьезными кандидатами на обладание ментальными состояниями, сосредоточение внимания на этой все более серьезной возможности — хороший способ начать понимать виды вопросов, рассматриваемых в философии сознания.

    Хотя философские вопросы имеют тенденцию сосредотачиваться на том, что возможно, необходимо или существенно, а не на том, что просто есть, это не означает, что то, что есть, то есть случайные открытия эмпирической науки, не имеет существенного отношения к философским рассуждениям о ум или любую другую тему. Действительно, многие философы считают, что медицинские исследования могут раскрыть сущность или «природу» многих болезней (например, что полиомиелит предполагает активное присутствие определенного вируса) или что химия может раскрыть природу многих веществ (например, что вода Н 2 О). Однако, в отличие от случаев болезней и веществ, на вопросы о природе мышления, по-видимому, нельзя ответить с помощью одних только эмпирических исследований. Во всяком случае, ни один исследователь-эмпирик не смог ответить на них так, чтобы это удовлетворило достаточное количество людей. Таким образом, вопросы относятся, по крайней мере частично, к философии.

    Одна из причин, по которой на эти вопросы было так трудно ответить, заключается в том, что существует существенная неясность, как в обычном понимании, так и в теоретической психологии, относительно того, насколько объективными могут считаться феномены разума. Ощущения, например, кажутся по существу частными и субъективными, не открытыми для публичного, объективного изучения, требуемого от предмета серьезной науки. Как, в конце концов, можно узнать, каковы на самом деле чужие личные мысли и чувства? Каждый человек как бы находится в особом «привилегированном положении» по отношению к собственным мыслям и чувствам, положении, которое никто другой никогда не мог бы занять.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

    Для многих людей эта субъективность связана с вопросами смысла и значимости, а также со стилем объяснения и понимания человеческой жизни и действия, которые одновременно необходимы и существенно отличаются от характерных видов объяснения и понимания. из естественных наук. Чтобы объяснить движение приливов, например, физик может обратиться к простым обобщениям о корреляции между движением приливов и близостью Луны к Земле. Или, что более глубоко, он может апеллировать к общим законам, например, к законам всемирного тяготения. Но чтобы объяснить, почему кто-то пишет роман, недостаточно просто отметить, что его написание коррелирует с другими событиями в его физическом окружении (например, он склонен начинать писать на восходе солнца) или даже что оно коррелирует с определенными событиями.