Рубашка на нем из крученой холстины: Никитин И. С. — Купец на пчельнике

Русская одежда — Русская вера

Русская одежда, русский костюм, в частности как элемент национальной культуры, как знак и как символ, выражает конфессиональные, этические, художественные представления русского народа, его историю, менталитет, систему ценностей.

Общие сведения о русском народном костюме содержатся в классических работах известных историков, этнографов и фольклористов А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, И.Е. Забелина, П.А. Киреевского, Н.И. Костомарова и др.

 

История русского костюма

Историография русского костюма имеет давнюю традицию. Русский костюм рассматривается с точки зрения истории России, археологии, этнографии, гендерной, социальной истории и др. Исследователи русского костюма пришли к выводу, что в результате влияния природных факторов, а также условий быта и характера крестьянского труда, русский народный костюм в максимальной степени приспособлен к жизни народа [1]. Выделяют несколько особенностей русского народного костюма.

  • Функциональность. Русский костюм не сковывал движения, был легким, нежарким, но в то же время и достаточно теплым и долговечным, способным укрыть от непогоды.
  • Конструктивность. Удобная конструкция сарафана, рубахи, зипуна, понёвы практически не требовала разрезания ткани при крое изделия, при этом отходы ткани оставались минимальными. Минимальное количество швов не требовало от швеи высокого мастерства и сокращало время пошива.
  • Декоративность
    . Одежда была очень выразительная, яркая, украшенная элементами декора, с комбинациями тканей разного цвета и текстуры.

До XVII в. характерной костюмной формой были длинные неприталенные одежды. Соседство с кочевыми народами, уверенная политика Московского княжества после распада Золотой Орды, покорение Сибири, оживление контактов с Крымом и Северным Кавказом — эти события не могли не отразиться на материальной культуре русских. Одним из результатов стало сложение самобытного костюма, сочетающего глубокие местные традиции и черты, характерные для азиатов. На рубеже XVII-XVIII вв. русский костюм претерпел значительную трансформацию, обусловленную реформами Петра I и его предшественников [2].

К концу Московского царства Россия была страной с неоднородной культурой. Традиционная одежда подчеркивала этнические различия народов, населяющих Россию. Кроме того, были хорошо известны и европейский, и азиатский костюмы. Главной характеристикой русского костюма этого периода можно назвать многослойность. Надетые друг на друга одежды создавали величественный образ. О социальном статусе владельца одежды говорило обилие украшений. Одежда была украшена так называемыми «неподвижными» украшениями: вышивкой шелком, канителью (крученой золотой или серебряной нитью), битью (расплющенной серебряной проволочкой, прикрепленной на ткань). Также костюмы украшались жемчугом, жемчужными нитями, по виду напоминавшими кружево —

поднизи.

Аргунов И. П. Портрет неизвестной в русском костюме. 1784 г. Кокошник украшен канителью и жемчужной нитью — поднизью

Одежда иноземцев — путешественников, купцов, военных, зодчих, бывавших на Руси, — зачастую становилась основой для новых форм, которые в дальнейшем становились русскими. К примеру, появление чуги (верхняя одежда наподобие плаща) среди русского мужского костюма. Ее связывают с женитьбой Ивана Грозного на Марии Темрюковне в 1561 г. Также тегиляи (стальные кафтаны, выполняли функцию доспехов), распространенные на Руси очень широко, имели монгольское происхождение. Эта одежда попала в Московию от тюркских народов. Известны и другие примеры заимствований восточной одежды.

Европейское платье («немецкое») было известно в допетровской России как парадное и как неформальное. Юпы, кабаты, курты, гусарские шубы, немецкие шляпы были в использовании придворных потешников и самих царевичей с 1630-х гг. Некоторые предметы европейской одежды имелись у царей, дворянства и придворных. Интерес к иноземному костюму был настолько велик, что в 1675 г. царь издал указ «О неношении платья и нестрижении волос по иноземскому обычаю… чтоб… тако ж и платья, кафтанов и шапок, с иноземских образцов не носили, и людям своим потому ж носить не велели» [2]. Указ Алексея Михайловича разграничил разрешенную «русскую» и запрещенную «иноземную» одежду.

Преемник Алексея Михайловича, царь Федор, из-за практического неудобства не был сторонником принятых в третьей четверти XVII в. многослойных и долгополых одежд.  В 1681 г. царь запретил ношение традиционной русской одежды — охабней и однорядок. Им на смену пришли другие формы, более практичные для жизни: «старые одежды были долги, прилично женскому платью, и к служилому и дорожному времени непотребны» [3]. На замену были предложены короткие кафтаны, образцом для которых послужило современное царю Федору польское платье.

Латный полукафтан

Далее, петровские реформы стали переломным моментом в развитии русского костюма. Россия насильно вовлекается в европейское культурное пространство, и как один из вспомогательных инструментов этого вводится инокультурная одежда. Часть населения, которая восприняла нововведения Петра как попытку искоренения русской самобытности, рассматривала традиционный русский костюм как значимую ее составляющую.

Впоследствии русский традиционный костюм почти полностью вытесняется из активного обращения. Из предметов быта он перемещается в сферу национального наследия, с этого момента он имеет больше символический, нежели практический смысл. Его замещает общероссийский костюм, обозначающий принадлежность носителя к империи.

 

Материалы для одежды

Для одежды материалом служили ткани домашнего производства: холст, полотно, шерсть. Холстом, холстиной назывались льняные и другие бумажные ткани. Крашеный холст назывался крашениной, более плотная крашеная пеньковая ткань — кежей или кежью.

Льняная домоткань. Современное производство

Широкое распространение имела шерстяная клетчатая ткань — понева. Для зимней одежды использовался мех — овчина, мерлушка; на обувь, пояса, ножны — кожи — козловые, бараньи, коровьи и лошадиные. Богатые одежды шили из дорогих тканей, в основном это привозные материи. Виды шелка: камка, тафта, китайка, атлас, паволока, объяр, сатын, хамъян. Бумажные материи — бязь, кумач, киндяк, миткаль, сарапат, сатын. Они привозились из Китая, Индии, Ирана, Средней Азии, Крыма, Турции, Закавказья. Шерстяные материи привозились в основном из Англии, Франции, Италии, Фландрии. Если ткани по преимуществу ввозились, то меха для утепления и украшения богатой одежды добывались в России и обильно вывозились.

 

Женская одежда

Нательной одеждой мужчин и женщин служила туникообразная рубаха — сорочка. У женщин сорочку дополняла набедренная одежда. В XIV в. это была понева — женская шерстяная юбка, как правило из цветной однотонной либо клетчатой ткани, с богато украшенным подолом.

Понева — женская шерстяная юбка

Постепенно понева вытесняется другой женской комнатной одеждой, которая начала распространяться с середины или конца XIV в. — сарафаном. Слово «сарафан» исконно персидского происхождения, достаточно раннее заимствование в русском языке. «Сарафан», «сарафанец» обозначало тогда длинную нарядную верхнюю одежду, но не женскую, а мужскую. В XV-XVI вв. сарафан становится излюбленной одеждой горожанок. Исследователи отмечают, что сарафан вошел в полный комплекс женской одежды именно в городах и далее распространился в сельской местности.

Россинский В. И. Девушка в русском сарафане, 1902 г.

Простые сарафаны шили из крашенины, богатые — из дорогих привозных тканей. Украшались они галуном (золототканая лента), кружевом, драгоценными пуговицами, вышивкой. Интересно замечание В.И. Даля, который, характеризуя сарафан как предмет женской русской одежды, приводит пример «сарафанница» в значении «женщина, которая носит сарафаны и вообще ходит в русском». Филологи сходятся во мнении, что уже к концу XVIII-XIX вв. сарафан прочно ассоциируется с русской национальной одеждой, а само слово, помимо предметного значения, имеет и символическое значение «сарафанница» — женщина, одевающаяся по-русски, и не обязательно в сарафан. В конце XIX века под влиянием городской моды в российских деревнях начинает свое распространение «парочка»: женский костюм, состоящий из юбки и кофты, изготовленных из одной ткани.

«Парочка» — комплект, сшитый из одной ткани. Считается традиционным костюмом казачек

Мужская одежда

Мужской комнатной одеждой был зипун. Слово «зипун» тюркского происхождения, оно могло попасть в Россию от турок или татар. Этот вид одежды представлял собой облегающую тело довольно короткую куртку. Поверх него надевался кафтан с высоким стоячим воротником, который прикреплялся сзади к кафтану, закрывал затылок и заставлял держать голову гордо.

Одежда XVII века на Руси. Кафтаны

Как верхнюю одежду надевали ферязь — длинный кафтан, без воротника, на пуговицах, с рукавами и без рукавов.

Одежда русских XVI-XVII вв. Кафтан, ферязь

Однорядка также относилась к верхней одежде — широкая и длинная распашная одежда, без воротника, с длинными рукавами. Охабень отличался от однорядки отложным воротником, спускавшимся до середины спины.

Охабень — это древняя русская верхняя мужская одежда. Слово «охабень» произошло от «охабить», что означает «охватить». Спереди были петлицы, а по бокам были длинные разрезы от пола и до рукава. Для рук были специальные разрезы в рукавах

Усилиями Петра I традиционные многослойные одежды сменил костюм, состоящий из рубашки, камзола, кафтана, коротких штанов и башмаков.

 

Русская одежда в современной моде

Мировые дома моды просто не могли оставить исконно русскую стилистику без внимания, что нашло свое отражение в коллекциях известных дизайнеров. Американские, европейские и русские модельеры с удовольствием возрождают забытые традиции славянской одежды и привносят в них современное звучание. Для примера обратимся к коллекции итальянского бренда Valentino весна-лето 2015. Однотонные рубашки, блузы с традиционной вышивкой, сарафаны с яркими узорами. На подолах некоторых сарафанов воспроизводятся вологодские коники. Из материалов используется льняная ткань крупного плетения, легкая органза и мягкий бархат. Эта коллекция полностью созвучна с русскими мотивами.

Русская коллекция Valentino, весна-лето 2015 г.

Типичные черты традиционного русского костюма. которые до сих пор используют современные модельеры: прямой, расширенный книзу силуэт, преобладание симметричных композиций костюма с округлыми линиями в деталях, отделке. Геометрическая форма костюма представлена в виде простых форм, таких как трапеция, квадрат, прямоугольник, отделка вышивкой, кружевом, мехом, шитьем.

Особую любовь у дизайнеров заслужили кружева и ручная вышивка. Причем сложность вышивки и тонкость кружева напрямую влияют на стоимость готового изделия. Среди кружевного плетения наибольшее уважение заслужила ручная работа.

Исконно русский стиль в одежде сегодня приветствует создание просторных сарафанов с длиной до пола. Широкие лямки и завышенная линия талии также отличают модные и стильные одеяния. Дизайнеры постарались сохранить основную цель славянской одежды — обеспечение комфорта для женщины. Поэтому в моде прямые фасоны, дышащие ткани и свободный крой. Очень популярны отложные воротники и рукавчики в форме фонариков.

Авторская одежда от Варвары Зениной. Платье и шушпан

1960-е гг. в модной индустрии ознаменовались популярностью русского косоклинного сарафана. Стройность и лаконизм русских сарафанов легли в основу моделирования одежды. Таким образом появился силуэт «трапеция», когда из верха следует очень пышная юбка, при этом хорошо обозначается линия талии. Распространение такой формы в мировой модной индустрии положило начало определению русского стиля — «стиль а ля русс».

Косоклинный распашной сарафан

Украшения и аксессуары для современного славянского стиля должны быть подобраны из соображений простоты и элегантности. Браслеты и серьги рационально делать своими руками из природных материалов, например, дерева, соломы или жемчуга. В качестве дополнений к платьям дизайнеры рекомендуют использовать яркие пояски с вышивкой. Придать образу русский колорит помогут всевозможные цветастые платки и оренбургские шали. Женщина в таком платке становится невероятно привлекательной и желанной. Варежки и жилетки из овчины позволяют сблизить современность и старину. 


Автор: Маргарита Лапина


Литература:

1. Каршинова Л.В. Русский народный костюм. Универсальный подход. М.: Белые альвы, 2005.
2. Шапиро Б.Л. Русский костюм: между царством и империей // История: факты, символы. 3 (12) /2017. С. 132 — 139.
3. Шамин С.М. Мода в России последней четверти XVII столетия //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 1. С. 23-38.
4. Черноед Н.Б. Этнический костюм: традиции vs глобализации (на примере русского народного костюма) // Вестник славянских культур. Т. 43. М., 2017. С. 261-265.

404 Not Found

  • Главная
    • Знакомство с ЕАО
    • История области
      • Исторические периоды области
      • Научные и учебные материалы, справочная литература
      • Воспоминания, очерки, популярная литература
      • Хронология исторических событий области
      • Административно-территориальные карты
    • Природные ресурсы и экономика
      • Природные ресурсы и природопользование
      • Социально-экономическое развитие области в различные годы
      • Физические, социально-экономические карты
    • Власть и управление
      • Региональная символика
      • Из истории региональных органов государственной власти
      • Руководители области
      • Нормативные акты развития области
      • Административно-территориальное устройство
      • Важные события в области
    • Город Биробиджан и районы области
    • Культура, искусство, спорт
      • Культура народов ЕАО
      • Художественные произведения об области
      • Литература Еврейской автономной области
      • Изобразительное искусство
      • Театральное и эстрадное искусство
      • Физкультура и спорт
      • Памятники истории и культуры
    • Образование и наука
      • Образование в ЕАО
      • Научная деятельность
      • Научно-практические конференции
    • Средства массовой информации
      • Газеты
      • Журналы
    • Наши знаменитые
      земляки
      • Почетные жители
      • Герои Войны и Труда
      • Очерки об известных людях
      • Награды ЕАО
    • Фотогалерея
      • Фотографии области
      • Область в значках и медалях
    • Медиатека
  • Наследие ЕАО: электронный журнал
  • ייִדיש (идиш)
  • Электронная библиотека
  • Памятные даты
  • Достопримечательности г. Биробиджана
  • Помоги сайту
  • Контакты
  • Карта cайта

Сделано в США Унисекс с круглым вырезом от Canvas — Twisted Swag, Inc.

Количество

Цвет Белый 3001U

Белый 3001U

Серебро 3001U

Атлетик Хизер 3001U

Асфальт 3001У

Темно-серый вереск 3001U

Черный 3001U

Красный 3001У

Лист 3001У

Настоящий Королевский 3001U

ВМФ 3001У

Фиолетовая команда 3001U

XS / Белый 3001U — 8,87 долларов США XS / Silver 3001U — 8,87 долларов США. XS / Athletic Heather 3001U — 8,87 долларов США XS / Asphault 3001U — 8,87 долларов США. XS / Dark Grey Heather 3001U — 8,87 долларов США XS / Черный 3001U — 8,87 долларов США XS / Красный 3001U — 8,87 долларов США. XS / Leaf 3001U — 8,87 долларов США XS / True Royal 3001U — 8,87 долларов США. XS / темно-синий 3001U — 8,87 долларов США. S / Белый 3001U — 8,87 долларов США S/Silver 3001U — 8,87 долларов США. S / Athletic Heather 3001U — 8,87 долларов США S/Asphault 3001U — 8,87 долларов США. S / Темно-серый вереск 3001U — 8,87 долларов США S / Черный 3001U — 8,87 долларов США S / Красный 3001U — 8,87 долларов США S / Leaf 3001U — 8,87 долларов США. S / True Royal 3001U — 8,87 долларов США. S / Navy 3001U — 8,87 долларов США. М / Белый 3001U — 8,87 долларов США М/серебро 3001U — 8,87 долларов США M / Athletic Heather 3001U — 8,87 долларов США M / Asphault 3001U — 8,87 долларов США. M / Dark Grey Heather 3001U — 8,87 долларов США M / Черный 3001U — 8,87 долларов США M / Красный 3001U — 8,87 долларов США. М/Лист 3001U — 8,87 долларов США M / True Royal 3001U — 8,87 долларов США. M / Navy 3001U — 8,87 долларов США L / Белый 3001U — 8,87 долларов США L / Серебро 3001U — 8,87 долларов США L / Athletic Heather 3001U — 8,87 долларов США L / Asphault 3001U — 8,87 долларов США. L / темно-серый вереск 3001U — 8,87 долларов США L / Черный 3001U — 8,87 долларов США L / Красный 3001U — 8,87 долларов США. L / Leaf 3001U — 8,87 долларов США. L / True Royal 3001U — 8,87 долларов США. L / Navy 3001U — 8,87 долларов США. XL / Белый 3001U — 8,87 долларов США XL / серебро 3001U — 8,87 долларов США. XL / Athletic Heather 3001U — 8,87 долларов США. XL / Asphault 3001U — 8,87 долларов США. XL / Темно-серый вересковый 3001U — 8,87 долларов США. XL / Черный 3001U — 8,87 долларов США. XL / Красный 3001U — 8,87 долларов США. XL / Leaf 3001U — 8,87 долларов США XL / True Royal 3001U — 8,87 долларов США. XL / Темно-синий 3001U — 8,87 долларов США. 2XL / Белый 3001U — 8,87 долларов США 2XL / серебро 3001U — 8,87 долларов США 2XL / Athletic Heather 3001U — 8,87 долларов США 2XL / Asphault 3001U — 8,87 долларов США. 2XL / Темно-серый вересковый 3001U — 8,87 долларов США. 2XL / Черный 3001U — 8,87 долларов США 2XL / Красный 3001U — 8,87 долларов США 2XL / Leaf 3001U — 8,87 долларов США 2XL / True Royal 3001U — 8,87 долларов США. 2XL / Темно-синий 3001U — 8,87 долларов США. 3XL / Белый 3001U — 8,87 долларов США 3XL / серебро 3001U — 8,87 долларов США 3XL / Athletic Heather 3001U — 8,87 долларов США 3XL / Asphault 3001U — 8,87 долларов США. 3XL / Темно-серый вересковый 3001U — 8,87 долларов США. 3XL / Черный 3001U — 8,87 долларов США 3XL / Красный 3001U — 8,87 долларов США 3XL / Leaf 3001U — 8,87 долларов США. 3XL / True Royal 3001U — 8,87 долларов США. 3XL / Темно-синий 3001U — 8,87 долларов США. XS / Team Purple 3001U — 8,87 долларов США S / Team Purple 3001U — 8,87 долларов США M / Team Purple 3001U — 8,87 долларов США L / Team Purple 3001U — 8,87 долларов США XL / Team Purple 3001U — 8,87 долларов США 2XL / Team Purple 3001U — 10,87 долларов США 3XL / Team Purple 3001U — 11,87 долларов США

ДИЗАЙН СЕЙЧАС!

Тройники с боковым швом VS.

Трубчатые тройники – Beyond the Blank Тройники с боковым швом VS. Трубчатые тройники – за пределами пробела

Тройники с боковым швом VS. Трубчатые тройники

Иногда бывает сложно взглянуть на кучу, казалось бы, похожих футболок и решить, какую из них выбрать. Одним из наиболее важных показателей качества, который многие люди не замечают сразу, является конструкция тройника. Существует два типа конструкции: боковой шов и трубчатая. В этом видео мы рассмотрим все причины, по которым вы захотите придерживаться тройников с боковым швом и держаться подальше от трубчатых.

 

Почему существуют трубчатые тройники?

Во-первых, трубчатые тройники существуют потому, что они дешевы в изготовлении и требуют меньше шитья. Представьте трубку из ткани. Трубчатые футболки изготавливаются путем разрезания трубки на круглый кусок ткани, затем пришиваются руки и шея, и получается футболка. В BELLA+CANVAS мы с самого начала решили никогда не делать трубчатую футболку, потому что мы никогда не хотели ставить под угрозу посадку одежды.

Все в комплекте

Если сравнить трубчатую футболку с футболкой с боковыми швами, можно увидеть очевидные причины ее ухудшения посадки. Поскольку человеческие тела не имеют форму трубы, трубчатый тройник не подойдет. Только подумайте: вы когда-нибудь видели трубчатую футболку в розничном магазине? Нет, и вы никогда не будете, потому что розничные покупатели не хотят носить тройник с трубчатым фитингом.

На трубчатых футболках проймы не скроены, вырезы горловины стандартные, а передняя часть точно такая же, как и задняя. Это означает, что вы получите более универсальную посадку, в отличие от того, как мы специально оцениваем наши футболки с боковыми швами для каждого типа телосложения в нашем диапазоне размеров. Еще одним недостатком производства трубчатых футболок является то, что некоторые размеры труб недоступны из-за отсутствия размеров машинных цилиндров, поэтому вы можете заметить странные скачки между размерами, например, непропорциональный скачок от большого к очень большому. Боковые швы особенно важны для футболок унисекс, предназначенных для женщин из-за их форм.

Что такое крутящий момент?

И, наконец, одна из самых больших проблем с трубчатыми тройниками — затяжка. Это происходит, в частности, когда вы стираете рубашку, и одежда начинает скручиваться. Боковые швы помогают удерживать структуру одежды и удерживают большой жирный принт на груди спереди и по центру, где он должен быть.

В чем разница при печати?

Конструкция бокового шва также лучше подходит для печати. Боковые швы действуют как ориентиры при выравнивании тройника на поддоне и обеспечивают более быструю печать с более последовательным размещением. Так что для вас, типографии, выгодно направлять своих клиентов на футболку с боковым швом.