Ролевые игры с: Что такое ролевые игры | Questoria

Содержание

Ролевые игры живого действия в России: история появления и развития

Появление такого феномена как «ролевая игра» многие связывают с выходом книги Джона Толкина «Хоббит» в 1937 году, однако, мало кто знает, что первое упоминание об играх с элементами отыгрыша появилось в советской педагогике еще в 1920-х годах. Основоположником, так называемых «командно-стратегических, коллективных игр» стал А. С. Макаренко. Чтобы разнообразить досуг юных правонарушителей, он продумал для ребят вверенной ему колонии имени Горького комплекс задач, которые включали в себя военные сборы, стратегическое планирование и захват точек с игрушечным оружием, а затем и настоящими ружьями. В лекции «Игра» 1937 года, Макаренко впервые рассказал о причинах появления такой воспитательной военной игры. Приведем небольшую выдержку: «Игра имеет огромное значение в жизни ребенка, она сравнима с работой у взрослого человека. По тому, как дети играют в детстве, можно понять, какими они вырастут. Поэтому подготовка юной думающей личности ко взрослой жизни происходит в игре, ребёнок обучается, сам того не замечая

»[1].

Но возникает резонный вопрос: какая связь между взрослыми ролевыми играми живого действия (далее – РИ) и психологией подростков? Дело в том, что опыт Макаренко был применён в работе Всесоюзной пионерской организации, в 60-70-хх годах при участии З.В. Кротовой были разработаны правила таких полевых стратегических игр как «Зарница» и «Орлёнок». Каждая из этих игр учила участников работать в команде, находить между собой общий язык, правильно распределить роли для достижения результата. Таким образом, коллективные игры для пионеров стали первыми робкими шагами в становлении полигонных РИ в России, в том виде, в котором они известны нам на сегодняшний день.

Полевая-стратегическая игра «Зарница»

Такие игры назывались по-разному, но именно «ролевой игрой» такой способ образовательного досуга был назван в 1960 году благодаря замечательному педагогу Д. Б. Эльконину. Он впервые заговорил об этом явлении как о «творческих ролевых играх».

Взрослые РИ зародились из детских игр и прошли долгий путь становления, наполнения глубоким смыслом, сложными механиками, и на сегодняшний день гораздо ближе к психологическим тренингам, нежели к воспитательным стратегиям.

Но давайте проследим этот путь с самого начала.

Итак, детство. Дети загорались тем, что им важно, пытаясь походить на любимых героев со страниц книг и телеэкранов. Мечи заменяли палки, костюмы – плащи из тряпок, старые шляпы, все, что можно найти на антресоли в родительском доме. И вот в бесхитростном юном воображении уже разворачивались сценки из «Робин Гуда», «Айвенго», «Трёх мушкетеров», шли войны казаков и разбойников. Антураж и правила тут были не важны. Все это происходило спонтанно, без участия взрослых и на одной силе воображения. Никто еще не арендовал полигоны или специальные помещения – для таких игр было достаточно улицы. Затем кому-то из увлеченных ребят повезло попасть в детские клубы типа «Каравеллы» или «Бригантины». В клубе «Каравелла», возникшем в 1974 году в Екатеринбурге, с детьми занимались фехтованием, изучали основы морского дела и даже снимали любительские игровые фильмы. А военно-исторический клуб «Бригантина», появившаяся в 1976 году, постепенно стал одним из первых клубов отечественного реконструкторского движения благодаря упору на походы и патриотическое воспитание.

Еще одна важная опора, которая заложила фундамент современных российских РИ, — советский туризм. Ну какой поход без песен у костра? Постепенно в туристическом движении появляется множество талантливых поэтов и музыкантов, которых объединяет любовь к природе и приключениям. Возникший в 1968 году под Самарой Грушинский фестиваль существует и по сей день, объединяя любителей самодеятельной песни. К слову, из такого народного творчества в рамках ролевого движения выросли многие известные коллективы такие, как «Мельница», например.

Грушинский фестиваль в Самаре

Вместе с этим появлялось все больше кружков по интересам, которые объединяли и походников, и любителей фантастики, и тех, кто помнил азарт детских уличных игр в самодельных костюмах. На стыке такой разноплановой увлеченности, которая приобретала все большую массовость, привлекая всё новую и новую творческую молодежь, и зародились отечественные РИ.

В 1980 году несколько клубов Москвы, Калуги, Екатеринбурга (на тот момент — Свердловска), Иваново и других городов, увлекающихся фантастикой и любительской песней, создают свою организацию под названием «Система», в рамках которой проводят свои первые простенькие ролевые игры. По сути, это все те же «Зарницы», которые считаются синонимом игр без особого сюжета. Но постепенно организаторы учатся прописывать сюжет, думать над мотивами действий персонажей, — процесс игротворчества закономерным образом усложняется. Это первая стартовая точка в полноценной истории российских РИ.

Итак, вот мы и подошли к самому определению. Что же такое современная ролевая игра игра живого действия? Ради интереса давайте заглянем в Википедию.

Ролевая игра живого действия (от англ. Live action role-playing game, LARP) – разновидность ролевой игры, которая характеризуется непосредственным отыгрышем действий персонажа. Весьма схожа с театральным действием, но отличается тем, что игроки действуют не по заранее написанному сценарию, а согласно мотивации своего персонажа и личным желаниям. В отличие от словесных или настольных ролевых игр, как правило, требует антуража — костюма и снаряжения персонажа, моделирование быта и сооружений, окружающей действительности.

Правила игры на игре определяются мастером (или мастерской группой), который ставит эту игру для участников (игроков).

В целом, определение довольно разумное, и его можно взять как основу понимания, что же такое РИ в опорных моментах. Определившись с понятием, разберемся, когда же состоялась первая ролевая игра в России – не на уровне зачаточных попыток сделать нечто похожее, а именно игра в том виде, в котором мы к ним привыкли.

И тут мы возвращаемся к творчеству Толкина – это были «Хоббитские игрища» или «ХИ», «Хишка» 1990 года по роману «Властелин колец». Отсюда, кстати, и ироничный термин «толчки» (от «толкиенисты», «толкиенутые»), как синоним ролевика. На игру приехало по разным данным от 130 до 150 человек. А годом ранее, по словам очевидцев, фанаты Толкина надели свои фентезийные костюмы и посетили реконструкцию Бородино, что и послужило первым толчком к проведению настоящей ролевой игры живого действия.

ХИ-1990

Вместе с тем, вы только вдумайтесь, «Хишка» 1990 года объединила игроков от Москвы до Красноярска, а это почти 4000 км, хотя происходило всё в те годы, когда ни у кого еще не было интернета, и участников нельзя было позвать рассылкой в соцсетях.

Организаторы, традиционно именуемые «мастерами» писали игрокам бумажные письма, которые могли идти неделями. И на выходе получилась приличная тактическая игра, в которой каждая команда не только выбрала себе название или определилась с выбором тёмного или светлого блока, но и не поленилась продумать индивидуальную символику, внутреннее устройство своего игрового народа или мини-этноса. То, что не было прописано в первоисточнике, игроки сочиняли сами. Например, южный регион Средиземья Харад за многие годы существования игр по «ХИ» изображался игроками и как арабское, и как африканское, и даже азиатское государство. Как говорится, на свой вкус и цвет.

«Хоббитским игрища» – игра «суровых девяностых», не предусматривающая правил по костюму, все боевые сцены отыгрывались довольно топорно, так как еще не существует такого явления как «ролевое фехтование», а значит, нет и никаких единых стандартов для боевого взаимодействия. «Хишка» – это игра с лыжными палками и плащами из занавесок, и если сейчас такой подход вызывает ностальгию и иронию, то тогда этого было вполне достаточно для воссоздания необходимого духа приключений и героики.

При этом, если опросить участников тех первых РИ, мнения сильно разнятся. Кто-то говорит, что те старые игры в силу своей примитивности, как раз, были ярче и душевнее, потому что никому не было дела, из чего у тебя меч или платье. А кто-то, наоборот, отмечает, что хорошего антуража и стен не из веревок хотелось всегда, и РИ не могли не пойти по тому пути, который прошли на данный момент – к аутентичным костюмам и качественному игровому оружию. И дело не в том, что раньше было «не надо», просто «не было ресурсов, а хотелось всегда». Сейчас же у современного ролевика есть много возможностей, чтобы собраться на игру, просто кликнув мышкой на нужный товар в ассортименте – наш сайт вам в помощь.

ХИ-1990

Но не будем отклоняться от темы. В 1991 году появилась инициатива объединить всех ролевиков СССР-СНГ, собрать всех вместе, чтоб, скажем так, посмотреть друг на друга вживую. В результате был проведен первый ролевой конвент «ЗилантКон» в Казани, собравший несколько тысяч ролевиков со всей страны. В 1990-1993 годах игры потихоньку развиваются, начинает зарождаться уже упомянутое ролевое и историческое фехтование, что делает боевые ситуации, или, как их еще называют «боевку» красивее и реалистичнее – это уже не просто махание палкой без всяких правил. Постепенно к нашим ролевикам приходит понимание, что красивый антураж – важная составляющая хорошей игры. Игровое оружие начинают производить сначала из текстолита, а затем из дюралюминия, что делает его похожим на настоящее. Причём дюралюминий с самого начала допускался не на все игры, так как считался более травмоопасным.

В 2000-х годах происходит окончательное разделение реконструкторского и ролевого движений. В контексте РИ в России это проявилось в следующих основных отличиях: во-первых, ролевая игра может быть на любую тему с самыми фэнтезийными костюмами и элементами антуража, в то время как историческая реконструкция это детальное воссоздание реального события, предметов обихода, доспехов, которое имели место в истории. Во-вторых, реконструкция – это, в большей степени, внешняя составляющая, чем внутренняя, здесь не отводится внимание глубокому сюжету, переживаниям персонажей как в игре. И, в-третьих, реконструкторы не используют различные имитации оружия, как ролевики, на их мероприятиях применяются только клинки из стали. При этом, реконструкторы часто посещают ролевые игры, соблюдая требования своих «коллег» по хобби в плане допуска оружия.

Помимо конвентов и местечковых ролевых тусовок, например, «Эгладор» (в Нескучном саду) и «Мандос» (в Царицыно), в начале 2000-х появляются различные сайты для ролевиков. В связи с этим наблюдается заметный скачок в развитии российских игр, так как это делает сообщество всё более открытым. В качестве популярных можно назвать сайт «Арда-на-куличках», который являлся крупнейшим в сети сайтом, посвященным толкиеновской проблематике, а также ролевые форумы «Эгладор Инфо» и «Манор», последний существует и по сей день, объединяя мастеров и игроков. В Москве уже не популярна, но всё ещё частично жива ролевая традиция собираться на Октябрьской площади, которая именуется Поганищем.

Так мы незаметно подошли к современности. Согласно разным социальным исследованиям, на 2021 год в России проживает более 15 000 ролевиков. Более 12 000 из них это аудитория Северо-Запада (~74%): Санкт-Петербург (~45%), Москва (~21%), Вологда (~3%), Мурманск (~2%), Архангельск, Северодвинск (~1%), Псков (~1%), Калининград (~1%). Если мы рассматриваем портрет современного ролевика, то это, в основном, мужчины (55 %) и женщины (45 %) 25-35 лет. Все больше ролевиков заказывают костюмы у опытных швей и приобретают детали антуража, оружие на специализированных сайтах, как, например, наш. Существует множество новостных пабликов, в которых можно узнать последние новости центрального региона и не только, в числе ведущих – «Ролевой Горн», в который каждый желающий может направить свой материал на рассмотрение редакции. А на форуме «КогдаИгра» вывешены все проекты года в разных регионах. Мастера больше не пишут бумажные письма игрокам, общение всё больше переходит в онлайн, чему помогают такие коммуникативные инструменты как Skype, Zoom и Discord. Списки участников ведутся в электронных базах, среди наиболее популярных – Join.rpg и All.rpg. На сегодняшний день самой многочисленной игрой остается «Ведьмак: Нечто большее» 2005 года от мастерской группы «Лестница в небо», на котором присутствовало 3 200 зарегистрированных участников.

Ведьмак: Нечто большее, 2005 г.

Важно также отметить игры МГ «Крафт» – однозначно самый массовый проект по вселенной Warhammer Fantasy Battle, который собирает свыше тысячи участников из России и ближнего зарубежья. По словам главного организатора игры Вадима Хижняка «уровня костюмов западных игр, таких как «Drachenfest», «Epic Empires» или «Quest of Mythodea», мы достигли уже несколько лет назад».

ПРИ «Warhammer», 2020 г.

Каждый год проводятся десятки конвентов, на которых выступают спикеры, рассказывающие о последних наработках в области игротехники и сюжетостроения, среди наиболее посещаемых в центральном регионе Комкон (г. Москва), Волк (г. Нижний Новгород), Большая Ролевая Ёлка (г. Санкт-Петербург), Рубикон (г. Воронеж). О ролевых играх пишут научные работы и защищают диссертации. Это больше не хобби для чудаков и ботаников – портрет современного ролевика удивляет своей элитарностью. И если раньше считалось, что «люди, играющие в ролевые игры, в общественном мнении могут рассматриваться как социально неустроенные и страдающие от заниженной самооценки либо одиночества», то теперь мы видим возросшую привлекательность этого хобби для лиц старше 30 лет, среди которых преобладают представители творческих профессий и бизнес-интеллигенции.

Комкон-2019

Помимо полигонных ролевых игр все больше преобладают игры совершенно разной тематики от популярных произведений до авторских миров на комфортных базах с очень высокими требованиями к антуражу. Современные РИ – возможность погрузиться в субъективно-альтернативную реальность и отработать те или иные навыки, которые не свойственны человеку в реальной жизни, что делает этот вид досуга все более уважаемым и интеллектуальным хобби, имеющим высокий тренинговый потенциал.

 


[1] Макаренко А.С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко: сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев. – М.: Просвещение, 1969. – 359 с.

Ролевая игра как интерактивная форма обучения иностранцев русскому языку

«Современная система образования требует усовершенствования методов обучения, так как меняются тенденции в образовании, которое становится открытым, инновационным, интерактивным, происходит огромный рывок в развитии технических средств» [1].
Высшая школа, пережившая ряд реформ, ряд организационных, управленчес ких изменений, тем не менее продолжает уделять большое внимание не только моделированию процесса обучения, введению учебных планов новых поколений, обеспечивающих наилучшую подготовку будущих компетентных работников, но и пытается сохранить тенденцию реализации воспитательного воздействия на учащихся. Выстраиваются те качества будущего специалиста, которыми должна обладать личность, стремящаяся к социальной гибкости, гарантирующей ее востребованность в современном мире. Таким образом, учебный процесс, основанный на внедрении инноваций, а также воспитательные ориентиры, актуальные в практическом применении, являются основными составляющими профессионализма специалиста, приобретающего сегодня огромное значение. Одну из доминирующих позиций в условиях реформации высшего образования на современном этапе отводится изучению иностранного языка, владение которым является залогом успеха компетентного, мобильного, а следовательно, конкурентноспособного специалиста. «Глобальные интеграционные процессы в политике, экономике, культуре, образовании, с каждым годом расширяющиеся возможности личных и профессиональных контактов между специалистами разных стран, межуниверситетские обмены студентами, преподавателями и научными сотрудниками заставляют пересмотреть давно сложившуюся систему, общую методологию и конкретные методы и приемы обучения иностранным языкам» [2].
В процессе обучения иностранному языку преподаватели высшей школы применяют сочетание различных методов, нацеленных прежде всего на результат. Необходимо помнить о том, что используемые методики обучения иностранным языкам должны отражать сегодняшнюю тенденцию образовательного процесса – ориентированность на самостоятельность, коммуникативность, саморазвитие. Для реализации этой цели подготовленный для подачи студентам материал должен быть грамотно организован, располагать к самостоятельному изучению, осуществлять текущий контроль получаемых знаний. Эффективными на сегодняшнем этапе развития образовательного процесса является применение интерактивного обучения, в котором на первый план выходит постоянный рост, самосовершенствование, как студентов, так и преподавателей.
По мнению исследователя А. В. Обскова, в процессе привития активности и самостоятельности студентам следует говорить не об интерактивных методах, а об интерактивном обучении, основой которого является деятельность самого учащегося [1, 122]. Самостоятельная студенческая работа, наделенная содержательными мотивами, позволяет учащимся постепенно воспринимать себя полноправными субъектами научно-поисковой деятельности, осознать необходимость искоренения в себе тех качеств, которые препятствуют полноценному функционированию учебного процесса. Как правило, с частью причин, зависящих от учащегося, он может справиться лично: недостатком трудолюбия, настойчивости, целеустремленности, подготовки. Другие причины, чаще всего, сокрыты в неправильной организации процесса обучения в вузе (слабый текущий контроль, перегруженность студентов в течение семестра и т.д.). Таким образом, грамотно выстроенная система переменных учебного процесса, о важности которой говорят педагоги-ученые на протяжении последних десятилетий, предостерегает учащихся от роли исполнителей и прямого контроля со стороны преподавателя. «Перестройка форм сотрудничества, связанная с изменением позиций личности преподавателя и студента на каждом из этапов обучения, приводит к возможности самоизменения субъекта учения. Формы сотрудничества обеспечивают управление обучением не по типу кибернетической модели, где…студент уподобляется рулевому, идущему по заданному курсу. Но по типу психологической модели управления, где студент в конечном счете подобен капитану, самостоятельно прокладывающему курс, определяющему содержание целей обучения» [3].
Требования к современному специалисту, выдвигаемые динамично меняющимся социумом, не могут не менять современный образовательный процесс, его внутренние ориентиры. Если совсем недавно важнейшей задачей образовательного процесса была функция воспроизведения, то современные образовательные стратегии обращаются к креативным возможностям будущего специалиста. И в этих условиях по-прежнему личность преподавателя высшей школы остается знаковой фигурой для обучающихся [4]. Именно от коммуникатора зависит равномерное и согласованное распределение мотивационных моментов, соответствующих уровню ожиданий и возможностей коммуникантов, при установлении коммуникативной деятельности. Преподавателю высшей школы для достижения высокого уровня диалогичного взаимодействия с учащимися при обучении иностранному языку необходимо, прежде всего, предрасположить их к личностному высокомотивированному уровню. Для выработки этого соответствия следует ориентироваться не только на сиюминутные потребности, но и соотносить их с будущей профессией, т. е. с требованиями жизни. Поэтому в современной образовательной системе, ориентированной на инновации, получают поддержку и развитие именно соответствующие текущему моменту методы и научные разработки, устремленные в будущее, что объединяет как запросы учащихся, так и преподавателей высшей школы. Для инновационной среды высшей школы характерна ориентация на смысловые ценности, навыки командной работы, диалогичность и дискуссионность, открытость к новым и нетрадиционным способам мышления, индивидуальный подход и т. д.
Стремление к овладению интерактивным обучением, поиск новых методов и технологий на сегодняшний день является показателем мастерства преподавателя высшей школы. Именно этот вид обучения максимально определяет как личностные, так и профессиональные качества будущего специалиста. Исследователь М. В. Кларин, определяя два основных типа инновационных подходов к обучению, в определении второго наиболее точно формулирует необходимый сегодня путь преобразования в педагогике, называя его «инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс в процесс исследовательского характера и организацию учебно-познавательной деятельности» [5]. Поиск в условиях педагогических инноваций реализует себя не только участием студентов в самостоятельной научной практической деятельности. Он проявляется и в интерактивном обучении, имеющем максимально диалогичное, развитое коммуникативное направление.
Как вид интерактивного обучения необходимо в этой позиции рассматривать ролевые игры, являющиеся наиболее эффективными способами достижения быстрой и полноценной коммуникации в процессе освоения русского языка студентами-иностранцами. Традиционное обучение не уделяет должного внимания практическому закреплению приобретаемого опыта. При данном подходе к учебному процессу выпадают и предшествующие звенья, ведущие к реализации изучаемого материала в совершенствовании будущего специалиста. Ролевые возможности участников интерактивного обучения способствуют избежанию сосредоточенности на теории, отдавая большее количество времени активной деятельности.
Ролевые игры, как разновидность учебной деятельности, учат не только общению с деловыми партнерами в ходе решения профессиональных задач, но и взаимодействию в бытовых ситуациях, в отличие от деловых игр, имеющих более узкую направленность. Ролевые игры можно рассматривать как вид субъективного, личностного и творческого искусства, но успешность этого вида деятельности в большей мере зависит от способности самого педагога создать своеобразный переход от теории к практике. Грамотно организованная и наделенная смыслами ролевая игра выступает как вариант реализации тактики воспитательного взаимодействия сторон образовательного процесса. И, несмотря на то, что вариативная база ролевых игр включает уже сконструированные модели ситуаций, каждый раз должно предполагаться создание для простора инициативе учащихся. Переход внешней формулировки во внутреннее содержание, выступающее предпосылкой итогового варианта действия или ответа, влечет за собой более активное взаимодействие участников коммуникативного процесса, способствующего раскрытию творческого потенциала самой личности, выработке ею собственных воспитательных и развивающих ориентиров. Учащиеся, пройдя подготовку посредством грамотно подобранных ролевых игр, смогут целесообразно выстраивать и самоорганизовать свои жизненные реалии.
В процессе ролевых игр происходит копирование и воссоздание системной модели отношений, соответствующихз определенному виду практики, как в рамках профессиональной деятельности, так и бытовой стороны жизни. В ролевой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности, в ходе которой они выполняют отведенные им задачи и функции. Обучение посредством разыгрывания ролей должно предполагать общение, частично копирующее отработанные жизнью коммуникативные ситуации, но в большей степени обращенное к реализации творческих потребностей учащихся, воспроизводящих аксиологические ценности и смыслы, раскрывающиеся в предлагаемых вариантах места, времени, обстановки, окружения и т.д. Ролевая игра − это не просто участие в совместном процессе обучения, а прежде всего привитие через игровые моменты норм поведения, сотрудничества, общения в коллективе [6]. Преподаватель высшей школы во время проведения ролевых игр направляет учащихся к активному поиску новых способов прочтения ситуаций, контролирует их. При таком подходе инициатива переходит к участникам игры, а педагог лишь создает благоприятные условия, выступая ведущим информатором и консультантом [7]. Исходя из предложенной позиции сторон, очевидно, что интерактивное обучение способствует более интенсивному обучению студентов. При использовании ролевой игры, как интерактивной формы обучения, ее участники не только стремятся реализовать собственный личностный потенциал, но и обращаются к социальному опыту, что является важным моментом, например, при изучении русского языка студентами-иностранцами. В ролевой игре, как и в интерактивном обучении в целом, происходит переработка новой информации, вступающей во взаимодействие при общении участников игры с партнерами с их уже накопленным опытом. Учащиеся, синтезируя текущее усвоение знаний и ранее приобретенное, получают целостную картину алгоритмов своих действий в определенно-сложившейся ситуации. Переход центральной позиции от преподавателя к участникам ролевой игры предполагает обретение вторыми освоения навыков принятия решений, способствующих преодолению конфликтов, поиска общей опоры взаимодействия и обретению компромиссов. Грамотно выбранная и подходящая для изучения конкретной темы ролевая игра вызывает у обучающихся интерес, влекущий за собой эффективное усвоение учебного материала, проходящее с активизацией мыслительных процессов: нахождением и обоснованием собственных ответов. Каждый раз «погружаясь» в моделируемую педагогическую действительность, учащиеся организуют отстраненную оценочную ситуацию, закрепляющую в себе здравый смысл. В итоге студенты выходят на осознание и обретение новых смыслов и ценностей, т. е. повышают, таким образом, свою компетентность.
Наиболее важной предпосылкой успешной практической отработки нового материала является степень умения преподавателя рефлексировать совместно со студентами. При обобщении приобретаемого опыта и формулировке выводов, происходит «переход объективно существующего реалистического мира в субъективный его эквивалент, который сохраняется в сознании. Выражается рефлексия в отражении и понимании человеком своей сущности, осознании связи с другими людьми, вычленении себя из окружающей среды и реальной действительности» [8].
На сегодняшний день существует большое разнообразие типологий ролевых игр. Классификация ролевых игр основана на их целевой направленности, на длительности временного отрезка их проведения и оценке деятельности, на конечном результате и т. д. Каждый участник игры, исполняя свою роль в соответствии с полученным заданием, становится составляющим элементом творческого процесса, аккумулируя свой опыт, навыки и полученные новые знания. Для ролевых игр характерен комплексный методологический подход, так как они могут объединять в себе и обучающие, и констатирующие, и поисковые конечные цели. Роли, распределяющиеся между учащимися перед игрой (командир – солдат, начальник – подчиненный, продавец – покупатель, водитель – пассажир), требуется соотносить с необходимой корректировкой их характеристических особенностей. Так, например, для слабого подойдет роль сильного, для некоммуникабельного человека – роль общительного, для немотивированного к учебе студента – роль руководителя группой людей. Помимо правильного распределения ролей, преподавателю высшей школы, стремящемуся к выработке коммуникативных компетенций по определенной учебной дисциплине, необходимо начинать с утверждения конечных ясных целей, основных идей мероприятия, понятных всем учащимся, т. е. выбирать разновидность ролевой игры, заранее предполагающей успех. Успех начала сотрудничества между сторонами образовательной деятельности высшей школы порождает доверие, а также создает благоприятную почву для нового успеха. При вышеупомянутом подходе преподавателя-инноватора, ориентирующегося в своей работе не только на ближайшее будущее, но и «работающего на перспективу», имеет место существовать «спираль саморефлексии, состоящая из циклов планирования, деятельности, диагностики, рефлексии, перепланирования, дальнейшего действия, дальнейшей диагностики, дальнейшей рефлексии и т.д.» [5, 90]. Таким образом, ролевые игры не только взаимодействуют с другими инновациями в образовании, но и осуществляют их проявление и развитие.
К разновидностям ролевых игр, имеющих наибольшую значимость при работе со студентами-иностранцами с целью эффективного и ускоренного овладения русским языком, можно отнести творческие задания, работу в малых группах, интерактивную экскурсию и т.д. Работа студентов в малых группах (до 5 человек) занимает промежуточное место между коллективной и самостоятельной работой учащихся, следовательно, применима на определенном этапе усвоения базовых знаний по учебной дисциплине. Предложенная проблема стимулирует повышение уровня межличностного общения и предполагает более эффективное прохождение дебатов, общественных слушаний, различного вида имитаций, а также других составляющих интерактивных методов. Творческие интерактивные задания являются перспективными приемами учебного процесса, обеспечивающими его акцентирование на системном восприятии учебного материала, предполагающем необходимый поуровневый контроль. Целесообразно при работе со студентами-иностранцами начинать учебную работу с развития их творческого мышления, логи ческого обоснования ответов и первичных навыков исследовательской работы, реализующих себя в докладах, дискуссиях, конференциях; с составления рассказа по разнотематическим картинкам, объединяющим разрозненный словарный запас слов русского языка в связное, общее целое. Игровые сценарии интерактивных экскурсий, воплощающиеся посредством инсцинированных представлений, сопровождаются погружением в конкретные образы, что не исключает присутствия их образовательной направленности. Такие мероприятия способствуют построению у студентов-иностранцев целостного мировосприятия картины нового для них мира, постижение которой строится на результативной активизации всех органов чувств.
Одним из самых сложных этапов конструирования ролевой игры является выбор и описание объекта имитации. В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной или бытовой реальности, раскрывающий заложенную ранее систему умений и навыков. Однако, не любые ситуации разного рода деятельности могут в моделированном состоянии подойти для ролевых игр, а только те их разновидности, которые несут актуальную проблему, способную быть разрешенной в малой группе, при индивидуальном подходе. Алгоритм продуктивной ролевой игры складывается из событий, содержащих помимо противоречий выраженной проблематики, конфликты. Вид конфликта свидетельствует о его отнесенности к социальной или личностной сфере, что служит основанием для выбора и подготовки ролевой игры педагогом. Но само противоречие может иметь место не только в процессе игры, как «заложенная вероятность мышления», но и в оценке ее результатов как самим педагогом, так и участвующими и наблюдавшими, когда нарушается вероятностный ход событий и происходит несоответствие ожиданиям. В данном случае можно говорить о провоцировании межличностных конфликтов. Во избежание последнего, преподавателю высшей школы следует осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозных ролевых игр, т.е. постоянно включать их в свою работу со студентами, что, к примеру, будет очень полезно такой категории учащихся, как студенты-иностранцы. Дальнейшая разработка и применение методик ролевых игр может занять одну из доминирующих позиций, обеспечивающих более свободное освоение русского языка иностранными студентами. Помимо учебных задач, ролевые игры расширяют возможности решения одной из главных воспитательных целей в обучении студентов-иностранцев − сохранить толерантность в сегодняшнем неспокойном, поликультурном мире. Ролевые игры вырабатывают у участников такие качества, необходимые для установления контакта, как аутентичность, конкретность, открытость, конфронтацию. Потребность понимать друг друга, возникающая у участников ролевых игр, мотивированных на успех в будущей профессиональной деятельности, проецируется на окружающую действительность, что ведет к возрождению культуры межнационального общения.
Ролевая игра может быть рассмотрена в современном учебном процессе как центральный механизм нового, меняющегося образования, как вид моделируемой, проектной, коммуникационной деятельности, командной работы, в основу которой положена диалогичность, партнерство, открытость к принятию новых педагогических технологий. Меняется и роль преподавателя, и роль обучающихся: они становятся актуальными, т. е. адекватными сегодняшним требованиям подвижных установок обучения.

Ссылки на источники

1. Обсков А. В. К проблеме организации интерактивного обучения в вузе / А. В. Обсков // Вестник Томского педагогического университета. – 2012. − №11. – С. 120.
2. Змеева Т. Е. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в неязыковом вузе в контексте диалога культур / Т. Е. Змеева // Педагогика. – 2013. − №6. – С. 97.
3. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. – Москва: Издательство Московского университета, 1989. – С. 112.
4. Токарева Т. Н. Проблемы социализации личности и современный образовательный процесс / Т. Н. Токарева // Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2013. − №10. – С. 59.
5. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. – Москва: Академия, 2008. – С. 40.
6. Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза: методические рекомендации / Е. А. Реутова. – Новосибирск: Издательство НГАУ, 2012. – С. 23, 24.
7. Митькина О. В. Методы интерактивного обучения в формировании модели современного специалиста / О. В. Митькина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2010. − № 123. – С. 221.
8. Кунаковская Л. А. Рефлексивная культура педагога: учебно-методическое пособие для вузов / Л. А. Кунаковская. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011. – С. 21.

Упражнение 4: Ролевая игра – Мы можем изменить ситуацию к лучшему | Моральные сказки | Гобелен веры

Время занятия: 10 минут

Материалы для занятия

  • Инструмент для создания звука
  • Сценарии ролевых игр

Подготовка к действию

  • Выберите один сценарий из предложенных ниже.

Описание задания

Соберите детей в сидячий круг так, чтобы актеры могли играть роли. Проведите ролевую игру по выбранному вами сценарию:

Сценарий: «Не передавайте это дальше» — как остановить сплетни

В этой ролевой игре детям предлагается подумать о том, как вести себя ответственно, если они слышат, как кто-то плохо отзывается о ком-то другом. Опишите им сценарий, в котором одни дети рассказывают слухи о других. Попросите добровольца стать тем ребенком, о котором ходят слухи.

Пусть дети встанут в ряд. С одного конца начинаются слухи о том, что какой-то ребенок (придумайте имя, не используйте имя ребенка в группе) украл что-то у кого-то еще, или вырвало, или попал в аварию с намочением штанов, или что-то в этом роде, что расстроило бы и смутило ребенка этого возраста. Пусть дети притворятся, что передают слух дальше по цепочке, повторяя: «Псссс, передайте дальше», пока он не дойдет до последнего человека, который согласился притвориться человеком, о котором идет речь. Спросите этого человека, как бы он себя чувствовал, если бы узнал, что люди рассказывают о нем эту историю. (Возможные ответы: сердится, грустит, смущается.)

Затем скажите детям, что они должны представить, что кто-то пустил этот слух, нашептав его кому-то на ухо. Попросите детей представить, что кто-то рассказал им об этом и сказал: «Передай». Попросите их посоветовать, как взять на себя ответственность за то, чтобы не обидеть чьи-то чувства. Возможные ответы:

  • Отказаться от передачи на
  • Передайте дальше, но исправьте обидную информацию, сказав: «Такой-то не воровал деньги, или «Такой-то упал в грязь во время футбола, и поэтому его штаны были мокрыми», или «Такой- и-так не вырвало.»
  • Скажи: «Нехорошо рассказывать истории о других людях».

Сценарий: Не исключай меня! — Как сделать так, чтобы никто не остался в стороне

В этой ролевой игре детям предлагается подумать о том, как вести себя ответственно, если они заметят, что кого-то намеренно исключают или просто не учитывают. Опишите детям ситуацию в школе, например, на перемене или в столовой, где группа детей играет в игру или сидит вместе. Другой ребенок хочет присоединиться, но некоторые дети говорят им, что мест больше нет или что у них уже достаточно людей.

Выберите всех детей, кроме одного, которые будут играть, и одного ребенка, который не возражает против того, чтобы быть «ребенком, которого не учитывают». Попросите их разыграть игру по ролям до того момента, когда они скажут ребенку, что не могут играть. Затем попросите этого ребенка рассказать группе, как он чувствовал себя упущенным. (Возможные ответы: грустный, одинокий, несправедливый, сумасшедший.)

Затем попросите детей снова разыграть сцену, снова вообразите ее, но на этот раз попросите их провести мозговой штурм, как они могут сделать что-то, чтобы привлечь всех. Возможные ответы:

  • Сядьте, если в игре может участвовать только определенное количество человек.
  • Скажите своим друзьям, что вы хотите включить этого нового ребенка, и все должны по очереди.
  • Спросите этого ребенка, не хочет ли он заняться с вами чем-то еще, или посидите с ним в другом месте, если вы не можете договориться с группой или не хватает стульев.

Включая всех участников

Если какие-либо дети ведут себя неуважительно или нарушают порядок, или вы обеспокоены этим, не назначайте им роли, требующие уважительного отношения. Вы можете попросить их сидеть тихо и смотреть, или дать им «непоседа» и попросить их сидеть тихо и смотреть.

Самое простое место для игры и создания любой TTRPG

Самое простое место для игры и создания любой настольной ролевой игры

Начните бесплатно

Все, что вам нужно для отличной ролевой игры

Не тратьте время на несколько приложений. Роль дает вам высококачественное видео и аудио, настраиваемые листы персонажей, гибкие игральные кости, карты и жетоны, рисование, чат и многое другое!

Создать бесплатную учетную запись

Качество звука, пожалуй, лучшее, что у нас было, превосходя Discord, Roll20 и даже Zoom. Фантастическое качество и никаких разрывов.

— @brumpolarbears

Сообщество Twitter

Все инструменты для игр и творчества

  • HD-видео и аудио

    По-настоящему захватывающий игровой опыт. Вы сможете увидеть и услышать каждую деталь вашего следующего игрового сеанса с кристальной четкостью.

  • Текстовый чат: группа и прямые сообщения

    Интегрированный текстовый чат и прямой обмен сообщениями позволяют игрокам и гейм-мастерам общаться как по общедоступным, так и по частным каналам.

  • Листы персонажей

    Найдите тысячи бесплатных настраиваемых листов персонажей, чтобы легко отслеживать и управлять статистикой, способностями и снаряжением вашего персонажа.

  • Drag & Drop Builder

    Создавайте собственные листы для любой существующей системы ttrpg или создавайте свою следующую великолепную игру с помощью нашего инструмента без кода. Публикуйте и делитесь своими творениями с ролевым сообществом.

  • Кости, усилители и ссылки

    Наш гибкий цифровой ролик для игры в кости делает игру в кости веселой и легкой. Интегрируйте его со своими листами ролевых игр, чтобы автоматически добавлять положительные эффекты и ссылки на любой бросок.

  • Карты, жетоны и рисунки

    Быстро превращайте изображения в карты и жетоны, чтобы поделиться ими со своей группой. Инструменты для совместного рисования делают игру еще более увлекательной.

  • Управление ресурсами

    Во время игры вкладки ресурсов игровой комнаты упорядочивают ваши своды правил, изображения, карты и жетоны. Легко делитесь любым активом или держите его в секрете.

  • Средства безопасности

    Ощущение безопасности и комфорта — основа отличного опыта ttrpg. Встроенные инструменты безопасности Role позволяют любому человеку за столом отправлять оповещения, когда это необходимо.

  • Средства безопасности

    Ощущение безопасности и комфорта — основа отличного опыта ttrpg. Встроенные инструменты безопасности Role позволяют любому человеку за столом отправлять оповещения, когда это необходимо.

Начать бесплатно

Единое место, чтобы играть в них всех

Роль поддерживает любую TTRPG, в которую вы хотите играть

Нужна новая игра?

Ознакомьтесь с нашим постоянно расширяющимся рынком игр от популярных издателей и новых инди! Все, что вы покупаете на Role, защищено DRM, вы можете загрузить его и взять с собой, чтобы использовать где угодно.

Не можете найти то, что ищете?

Используйте нашу функцию поиска, чтобы найти игровые листы, созданные нашим сообществом. На данный момент создано более 10 000 игровых шаблонов!

У вас уже есть игра, в которую вы хотите сыграть?

Загрузите его в свою учетную запись Role для использования в сеансах.

Исследуйте игры

Создавайте новые миры и впечатления

Конструктор листов

Динамический конструктор листов с перетаскиванием позволяет создавать контент для любимой ttrrpg или даже создавать свои собственные игры. Добавьте баффы, часы, изображения, автоматизацию игральных костей и другие мощные элементы, чтобы вывести свои творения на новый уровень.

Тематическое оформление комнаты

Погрузите игроков в атмосферу игры, украсив игровую комнату нестандартными цветами и фоновым изображением по вашему выбору.

Создать бесплатную учетную запись

Присоединяйтесь к тысячам создателей, создающих новые игры, дополнения и приключения на Role сегодня!

Love for Role

  • @roleapp полностью меняет правила игры. Невероятно красиво… в нем есть все, что нам нужно.
    1. Стабильность
    2. Простота использования
    3. Настройка для любого сценария.

    — @Antifreke

    Сообщество Twitter

  • Качество звука, пожалуй, лучшее, что у нас было, превосходя Discord, Roll20 и даже Zoom. Фантастическое качество и никаких разрывов.

    — @brumpolarbears

    Twitter Community

  • Впервые играем онлайн без бумажных листов рядом с нами. С ролью для листов персонажей это казалось реальным, чего не было со времен карантина. Спасибо @roleapp.

    — @FoxAndBadgerRPG

    Twitter Community

  • Эта платформа поистине невероятна. Полный переход со Skype/Roll20 на Роль. Аудио и видео потрясающие. Отличное отличное качество. Люблю это до сих пор. Уже несколько лет я ищу платформу, которая позволяет мне создавать свои собственные листы.

    — @Gabe

    Сообщество Discord

  • Что мне нравится в @roleapp:
    — Чистый/легко читаемый пользовательский интерфейс
    — Любите камеру и микрофон прямо здесь, без необходимости использования сторонней программы
    — Создание листов персонажей просто

    — @CroxMarcus

    Twitter Community

Ищете группу?

Присоединяйтесь к ролевому сообществу Discord и найдите людей, с которыми можно поиграть.