Ролевые игры групповые: Ролевые игры (в психологии)
Ролевые игры (в психологии)
В ролевых играх обыгрываются и отрабатываются различные жизненные ситуации. Отрабатывая в игре свою личностную проблему, вы являетесь в ней и основным актером. На первый взгляд подобная практика может показаться искусственной, однако это не так. На самом деле большую часть жизни каждый из нас проводит, играя в соответствии с ситуацией множество самых разных социальных ролей. Мы исполняем роль школьника, студента, рабочего, мужа, жены, отца, матери, начальника, клиента и т.д., порой играя несколько ролей одновременно.
В этой статье рассказывается, как может помочь человеку каждый из четырех типов ролевой игры: поведенческая игра, обучающая, межличностная игра и диалог.
Поведенческая игра.
В поведенческой игре разучивается и отрабатывается новый для человека стиль поведения, который необходим для преодоления регулярно повторяющихся затруднительных ситуаций. В процессе игры вы репетируете модель заранее спланированного поведения, с помощью которого вы надеетесь преодолеть проблемную ситуацию или избежать ее.
Это также самый безопасный и простой способ узнать, что вы можете ожидать от себя и других людей. Для игры постарайтесь найти близкого вам человека, который смог бы взять на себя роль второго актера — вашего оппонента в проблемной ситуации. Чем больше игра будет напоминать жизнь, тем лучше. Во время работы спрашивайте партнера, что он думает по поводу тех навыков и умений, которые вы отрабатываете. Некоторые моменты своего поведения очень удобно репетировать перед зеркалом.
Если у вас есть возможность записывать себя на видео или хотя бы на магнитофон, обязательно сделайте это — по окончании игры из записей можно почерпнуть массу полезного, наблюдая, слушая и анализируя со стороны собственные усилия. От игры к игре меняйте ситуации, модифицируйте начальные условия. Экспериментируйте с вашими собственными ответами, с возможными реакциями другого человека, планируйте положительный или отрицательный исход событий.
Это также самый безопасный и простой способ узнать, что вы можете ожидать от себя и других людей
Активно работайте с мимикой, жестами, интонациями голоса и положением, пытайтесь максимально достоверно донести до партнера эмоции и впечатления, которые вы хотите передать.
Быть может, вам придется перебрать десятки вариантов поведения, прежде чем вы найдете тот, который лучше других подходит для вашей конкретной ситуации. Практикуйтесь в выбранном варианте поведения непрерывно, пока не почувствуете себя абсолютно уверенными и способными успешно повторить его в критическую минуту. Алкоголикам, например, приходится подолгу выбирать модель поведения, необходимую для выражения отказа от предлагаемой выпивки, пока не будет разработан ряд эффективных и удобных ответов.
Если вы испытываете трудности при выражении своих эмоций, обязательно практикуйтесь в этом с близкими друзьями или родными людьми. Имея плохой характер, обыгрывайте типичные ситуации, вызывающие ваш гнев; во время игры учитесь выражать свое несогласие настойчиво и ясно, отвечая вместе с этим спокойно и с уважением к собеседнику. Психологи используют в групповой терапии множество поведенческих игр, в которых участники группы учатся в корректной форме излагать свои требования или, не проявляя гнева, отказываться от надоедливых просьб и жалоб.
Поведенческая игра — чрезвычайно эффективное средство тренировки, требующее, тем не менее, подходящих внешних условий. Вы не можете заниматься поведенческой игрой в метро, в очереди в магазине или во время обеда. В такой ситуации призовите на помощь свое воображение. Вообразите, что вы находитесь в реальной ситуации, оцените свое положение, обговорите реакции всех участвующих лиц.
Обучающая игра
Для обучающих игр характерен следующий прием: проиграв ситуацию до конца, участники игры меняются друг с другом ролями. Этот обмен необычайно эффективен для понимания позиции другого человека. В такую игру очень полезно играть родителям и маленьким детям: родителям — в роли плохих и непослушных ребятишек, а детям — в роли своих взрослых родителей.
С помощью обучающих игр ребенок может легко избавиться от своих страхов. Забавная ситуация, в которой малыш должен успокоить маму или папу и развеять их «боязнь», помогает ему в дальнейшем легче справляться со своими страхами
Дети очень любят быть взрослыми и обязательно начинают исправлять и ругать «непослушных дочек и сыночков».
В течение игры дайте ребенку почувствовать то, что чувствуют взрослые, когда «дети» капризничают, надувают губы и отказываются выполнять «родительские» требования. Спрашивайте малышей, что они ощущают в этот момент и почему. Таким образом, вы заставляете своих детей думать над тем, почему вы требуете от них изменить поведение. Во время игры обязательно хвалите своих детей, когда они ведут себя и размышляют как взрослые. Уже после игры, в легкой дружеской беседе еще раз объясните, почему вы хотите, чтобы они вели себя хорошо.
С помощью обучающих игр ребенок может легко избавиться от своих страхов. Забавная ситуация, в которой малыш должен успокоить маму или папу и развеять их «боязнь», помогает ему в дальнейшем легче справляться со своими страхами. Особенно эффективен этот метод, если вы играете с ребенком в реальной ситуации, которая на самом деле обычно вызывает у него испуг (например, стоя неподалеку от «большой и страшной» собаки).
Следующие два типа игры, межличностная игра и диалог, применяются для изучения личностных проблем и дают высокий результат при работе со своими эмоциями.
Однако в некоторых случаях применение этих методов может таить в себе опасность. Дело в том, что и межличностная игра, и диалог затрагивают порой слишком болезненные вопросы и могут вызвать столь сильные эмоции, что человек будет не в состоянии справиться с ними в одиночку. Именно поэтому людям с серьезными, плохо поддающимися контролю психическими расстройствами или имеющим несколько хронических проблем, право же, не стоит использовать ни один из этих методов без помощи опытного психолога.
Необходимо предостеречь и тех, кто считает себя уравновешенными и счастливыми людьми, — всплески неуправляемых эмоций возможны и у них. Даже если вы полностью уверены в себе, перед проведением игры постарайтесь получить консультацию у профессионала.
Межличностные игры
Межличностные игры позволяют всем участникам реально произошедшего конфликта повторно пережить конфликтную ситуацию и постараться прийти к взаимопониманию. Никогда не начинайте межличностную игру, пока все стороны конфликта полностью не успокоятся.
Любые оставшиеся следы вражды или ненависти могут привести к печальным последствиям. Убедившись, что вы и ваш оппонент можете общаться адекватно, повторите каждое значительное событие в конфликте так, как они шли на самом деле — одно за другим. Затем поменяйтесь ролями и вновь повторите инсценировку конфликтной ситуации, стремясь понять, что чувствовала во время конфликта противоположная сторона.
Подобный оборот событий часто снижает напряжение, поскольку участники игры чувствуют себя немножко глупо и смешно. Дети особенно часто любят исследовать таким образом семейные конфликты, для них игра — забавный способ выразить свои чувства и восприятие ситуации. Между простым переигрыванием своей роли и проигрыванием роли другой, конфликтующей стороны обычно заметны некоторые отличия. В семейном конфликте, например, мать может изобразить дочь чрезмерно нечувствительной и ворчливой, а дочь, в свою очередь, будет изображать мать излишне гневливой и непочтительной к точке зрения дочери. Стороны как бы показывают, какими они друг друга видят.
Наблюдая собственный образный «портрет» в интерпретации другой стороны, все участники конфликта узнают много нового о переживаемых оппонентами чувствах и ощущениях.
Межличностные игры позволяют всем участникам реально произошедшего конфликта повторно пережить конфликтную ситуацию и постараться прийти к взаимопониманию
Межличностная игра может быть дополнена техникой, помогающей осветить различие взглядов среди участников игры. Ее можно назвать «монолог на публику». Это разговор с самим собой, который «актер» произносит, как бы повернувшись к аудитории. Любой участник межличностной игры может прервать действие, чтобы сообщить другим участникам свои мысли, чувства, пожелания или побуждения. Например, вы можете остановить игру, чтобы сказать: «У-у-у-у!!! Здесь он опять скажет, что я должна сделать. Мне это так надоело!» Вы можете высказать даже свое смущение, замешательство или проявить свою двойственность восприятия ситуации — «монолог на публику» позволяет быть немножко честнее, чем вы могли бы быть в реальной жизненной ситуации.
В конце концов, это всего лишь игра…
В заключение все участники обсуждают то, что они испытали в межличностной игре. Разберите события, которые привели к конфликту, используя опыт обмена ролями, обсудите различия во взглядах и чувствах каждого участника. Постарайтесь выработать общую программу действий, чтобы применять ее в будущем в подобных ситуациях.
Межличностные игры могут быть полезны для заживления старых эмоциональных ран. Предположим, что во время какого-нибудь прошлого конфликта вы подавили в себе болезненные эмоции, не позволив себе пережить их до конца. Однако вытесненные из сознания чувства не исчезают, а продолжают влиять на вас, подрывая психическое здоровье. Повторение «непрочувствованного» конфликта в игре позволяет извлечь подавленные эмоции в сознание, пережить их и навсегда избавиться от их воздействия.
Ролевые игры в психологии.
Далее читайте:
Диалог — как ролевая игра.
Психодрама и ролевые игры | Учебный курс
Руководитель программы Екатерина Михайлова.
Программу ведут три тренера: Екатерина Михайлова, Глеб Лозинский и Мария Магурская.
Формат программы: 3 года по 10 циклов + два летних интенсива по 7 дней после 1-го и 2-го года обучения.
Формат цикла: 2 дня (суббота, воскресение) с 10:00 до 18:00 + 1 вечер (понедельник) с 19:00 до 22:00.
В конце программы выдается удостоверение о повышении квалификации на 792 академических часа.
В конце каждого этапа (первый год, летний интенсив) выдаются промежуточные сертификаты.
1 СЕМЕСТР. Из чего сделана психодрама
Что происходит:
— много группового взаимодействия, помогающего рождению учебной группы;
— много структурированных упражнений, с помощью которых легко «приживаются» первые навыки, необходимые психодраматисту;
— реальная работа с личным материалом участников и последующий разбор (процесс-анализ) ее технической стороны;
— разговор о теоретических основах метода (небольшими порциями)
Что можно испытать:
— побыть протагонистом (клиентом), поработать на других протагонистов (как вспомогательное лицо), испытать множество разных эмоций и научиться о них говорить;
— увидеть и прочувствовать, что делает психодраму групповым методом;
— понять, с какими своими проблемами и отношениями стоит работать, — и каковы возможные шаги в этой работе;
— узнать, чем внутренний мир других людей отличается от твоего;
— начать двигаться, говорить и действовать свободнее, «включить» спонтанность и воображение.
Сухой остаток:
К концу первого семестра участники знакомятся со всеми элементами метода, всеми базовыми и несколькими ситуационными техниками, узнают азы теории, начинают учиться переводить любое содержание на «психодраматический язык» — язык действия.
2 СЕМЕСТР. Какая еще она бывает
Что происходит:
— работа над личным материалом продолжается и становится сложнее, глубже, разнообразнее;
— групповые процессы прорабатываются с помощью психодраматических инструментов;
— осваиваются разные «диалекты» и дополнительные опции метода (классическая психодрама Морено, ролевой тренинг, социодрама и т.д.)
— начинается самостоятельная работа в четверках
Что можно испытать:
— получить опыт взаимодействия в группе, лучше понять непростые процессы, лежащие за обычными трудностями, с которыми встречается любая группа;
— узнать немало о себе как об участнике группы — и не только этой (по-новому увидеть многие ситуации своей жизни, связанные с другими группами, начиная с самой первой: семьи)
— понять, как психодраматисты выбирают тактику и язык работы;
— расширить свой ролевой репертуар в группе и в жизни.
Сухой остаток:
К концу 2 семестра есть представление о психодраматической работе с групповыми процессами, опыт участия в психодраме разных жанров, сделаны первые — самостоятельные! — шаги в роли психодрама-терапевта, продолжается проработка личного материала.
ЛЕТНИЙ ИНТЕНСИВ-1. Качественный скачок
Что происходит:
— группа продолжает работать не только с разными тренерами, но и в новом формате недельный интенсив дает другой опыт, другую «плотность» происходящего — на то он и интенсив;
— к команде тренеров присоединяются новые ведущие с другим стилем работы
Что можно испытать:
— осознать специфику разных форматов, сравнить свои наблюдения и ощущения с «зимними»
— познакомиться с работой тренера-гостя
Сухой остаток:
новый клиентский опыт, новый опыт в роли участника группы.
3 СЕМЕСТР. На заданную тему
Что происходит:
— тематическая ориентация (работа с симптомом, с заранее сформулированной проблемой, с задачами личностного развития, с образами будущего и т.
д.) помогает увидеть новые возможности метода: кроме психодрамы, центрированной на протагонисте и на группе, есть психодрама, центрированная на теме.
— участники впервые пробуют роль психодраматического директора не в камерном индивидуальном, а в групповом формате
Что можно испытать:
— получить новый опыт (клиентский, вспомогательного лица, директора), инициированный темой;
— узнать и прочувствовать особенности работы с реально востребованными (в группе и в жизни) темами;
— побывать в профессиональной (директорской) роли, подстрахованной поддержкой тренера;
— обдумать реалии тематического ведения групп с внешними клиентами.
Сухой остаток:
— Сформированы навыки обученного вспомогательного лица
— Первый опыт почти самостоятельного ведения короткой групповой психодрамы, постановка индивидуальных задач развития «директорских» умений, начинает формироваться более отчетливое представление о профессиональной позиции психодраматиста об особенностях работы с разными протагонистами и с разными темами.
4 СЕМЕСТР. Точка сборки
Что происходит:
— постепенно устанавливается соотношение тренерского ведения и директорских работ участников для нового учебного года;
— участники продолжают делать и обсуждать директорские работы, тренеры также ведут сессии, но их роль постепенно смещается к супервизорской. Фокус внимания — на формировании целостной роли психодраматиста;
— в качестве личного материала проотагонисты предъявляют новые темы, жанры, язык и длительность работ могут быть самыми разными;
— начинает прорабатываться вопрос диагностического видения, директорских гипотез;
— самостоятельная работа в четверках сменяется самостоятельной работой в малых группах.
— особое внимание уделяется дополнительным компетентциям участников: умению сфокусировать запрос протагониста, договориться о возможном результате, учесть контекст работы.
Что можно испытать:
— продолжить знакомство со своими товарищами по группе в новых ролях и участвовать в процессе новых превращений группы, перехода ее в новое качество;
— в клиентской роли прочувствовать различия в контакте, языке, энергии при работе с разными директорами;
— в течение одного цикла побывать клиентом, терапевтом, вспомогательным лицом и тренировать переключение;
— в самостоятельной работе малой группы смоделировать будущее ведение реальных клиентских групп;
— оттачивать свое клинико-психологическое вИдение и добирать недостающие знания — на этой точке хорошо видно, каких именно знаний недостает;
— учиться наблюдать, действовать, чувствовать и думать одновременно, что особенно важно для директорской роли;
— сдать зачет по практике.
Сухой остаток:
В конце 4 семестра есть опыт неоднократного ведения сессий, возникает образ профессиональной позиции психодраматиста, представление о директорском стиле, об особенностях работы с разными протагонистами и с разными темами.
Технические навыки продолжают автоматизироваться, осознанный интерес и «зона ближайшего развития» — тактика и стратегия работы. Поставлены индивидуальные задачи на последний год обучения.
ЛЕТНИЙ ИНТЕНСИВ-2. Нас ожидает неожиданное
Что происходит:
Группа знакомится с другими ролями своих тренеров на модели их авторских разработок: если раньше приоритет отдавался передаче обязательных умений и знаний, то теперь встает вопрос об их творческом применении в профессии. Делается проектная работа на условных (симулированных) кейсах, уделяется внимание дизайну групповой работы с разными задачами.
Возможны новые форматы, когда группа объединяется на несколько дней с группой декадника (коипакт-курса): это и новый групповой опыт, и возможность тренировки ролевой гибкости.
Что можно испытать:
— узнать и прочувствовать, как психодрама работает в разных модификациях, оставаясь при этом узнаваемым и устойчивым методом, то есть собой;
— побыть директором, протагонистом, вспомогательным лицом с не знакомыми по прошлому опыту протагонистом, директором и вспомогательными лицами;
— узнать свою «старую» группу уже не только как терапевтическую или учебную, но и как рабочую команду
Сухой остаток:
Продолжается интеграция различных составляющих в роли психодраматиста-профессионала. Получен первый опыт экстраполяции своего опыта на еще не освоенные, предполагаемые контексты и виды работы. Самостоятельность и готовность к новому и неожиданному увеличивается и практикуется.
5 СЕМЕСТР. Трансформация в действии
Что происходит:
Работа с целевыми модификациями метода — как психотерапевтическими, так и иными. Опыт дифференциального директорства — с помощью симуляционных ролевых игр осваивается клинико-психологическое понимания различных расстройств и работа с ними.
Одновременно уделяется внимание возможностям психодрамы в образовании, тренинговой практике и — на новом уровне — в индивидуальном консультировании и психотерапии.
Прорабатывается — разумеется, через опыт, действие — вопрос о соединении психодрамы с другими подходами и теоретическими ориентациями.
Что можно испытать:
— примерить свои психодраматические умения к возможному и реальному профессиональному будущему,
— получить супервизию по трудным или непонятным случаям из своей практики;
— представить себе и опробовать работу с контингентами, требующими модификации базового метода;
— соединить психодраму с другими своими подготовками, начать создавать новый сплав профессиональных умений;
— продолжать использовать действие как инструмент осознавания и понимания.
Сухой остаток:
Знание об особенностях работы в клиническом и неклиническом контексте, новое понимание протагонистов и групп, принадлежащих к разным контингентам. Понимание различной проблематики и патологии, основанное на непосредственном опыте и действии.
Представление об учете не только клинико-психологического, но и контекстуального влияния на ход сессии и умение его учитывать. Полученные в учебной группе умения постепенно переносятся в реальную практику с внешними клиентами, которая может супервизироваться в учебной группе.
6 СЕМЕСТР. Дорожный саквояж психодраматиста
Что происходит:
— директорские работы и супервизия внешней практики преобладают над другими формами работы;
— тренеры и группа дают обратную связь;
— группа наблюдает и прорабатывает грядущее завершение и связанные с ним темы;
— участники используют все ресурсы группы для финального «рывка».
Что можно испытать:
— встретиться с собственной и групповой тревогой по поводу завершения работы группы;
— получить клиентский опыт, связанный с новыми темами или жизненными обстоятельствами;
— много и по-разному участвовать в работе группы во всех возможных ролях;
— понять, как поддерживать и развивать «психодраматиста в себе», когда этой группы не будет
— сдать экзамен по практике.
Сухой остаток:
«Доводка» и «наладка» психодраматических компетенций с учетом индивидуальных особенностей, профессионального контекста, склонностей и амбиций. Проработка планов самостоятельной работы в настоящем и будущем. Интеграция психодраматического обучения в другие свои занятия и сферы жизни… Сертификация, результатом которой может быть сертификат успешного завершения обучения или — если пока не все умения крепко усвоены — сертификат участия с возможностью еще поработать над собой и сертифицироваться позже, если это важно.
Расставание с группой и тренерами, начало самостоятельного психодраматического путешествия.
групп ролевых игр | Meetup
Крупнейшие группы ролевых игр
1
The London Dungeons & Dragons Meetup Group
11 076 игроков D&D/RPG | Лондон, Соединенное Королевство
ZanderОрганизатор Zander
ZanderОрганизатор Zander
2
Juegos de Mesa Santiago
9 0006 4 136 Людофилос | Сантьяго, Чили Родольфо Шмаук ОртузарОрганизатор Родольфо Шмаук Ортузар
Родольфо Шмаук ОртузарОрганизован Родольфо Шмаук Ортузар
3
Гильдия геймеров Атланты
4 101 геймеры из Атланты | Мариетта, США
Марк БаффингтонОрганизатор: Марк Баффингтон
Марк БаффингтонОрганизатор: Марк Баффингтон
4
Toronto Dungeons & Dragon s Meetup
4 039 участников | Торонто, Канада
Марк ЧендлерОрганизатор: Марк Чендлер
Марк ЧендлерОрганизатор: Марк Чендлер
5
Группа встречи Dungeons & Dragons в Сан-Диего
3 996 Авантюристов | Сан-Диего, США
KevinCОрганизатор KevinC
KevinCОрганизатор KevinC
6
BCN Juegos De Rol y Mesa Фан-клуб — Ролевые игры BCN
3,982 Авантюристы | Барселона, Испания
SaverioОрганизовано Saverio
SaverioОрганизовано Saverio
7
Spieletreffberlin
3,94 5 СпилерИн | Берлин, Германия
Андре ВинкельманнОрганизатор Андре Винкельманн
Андре ВинкельманнОрганизатор Андре Винкельманн
8
Денвер RPG Group
3 912 Геймеров | Денвер, США
ДжонОрганизатор: Джон
ДжонОрганизатор: Джон
9
Dungeons and Dragons (5-е издание) для новичков
3,724 Искатели приключений | Портленд, США
John BОрганизатор John B
John BОрганизатор John B
10
Alex’s Drunken (в основном 5E) D&D Приключения!
3,228 Бродяги-убийцы | Феникс, США
ЛоуренсОрганизатор: Лоуренс
ЛоуренсОрганизовано Лоуренсом
Новые группы ролевых игр
Dungeons and Dragons 5e Anti Monster Task Force
1 Участник
9 0006 Начато 6 июля в Ванкувере, СШАВернуться к table Real tabletop и real dice
4 Участника
Начало работы 3 июля в Модесто, США
Denton Dungeon and Dragons Home Brew Meetup Group
8 участников
Начато 3 июля в Denton, USA
Round Hill Gaming
14 участников
Начато 1 июля в Round Hill, USA
Ролевые игры (RPG) Akron Meetup Group
8 участников
Начато 30 июня в Акроне, США
Лига авантюристов D&D @ Adobe Graffiti Lounge!!!
6 Искатели приключений
Началось 26 июня в Брадентоне, США
Группы ролевых игр (RPG) | Meetup
Крупнейшие группы ролевых игр (RPG)
1
Singapore International Boardgames Meetup
11 177 International Boardgamers | Сингапур, Сингапур
HoonОрганизатор Hoon
HoonОрганизатор Hoon
2
The London Dungeons & Dragons Meetup Group
11 076 игроков D&D/RPG | Лондон, Великобритания
ZanderОрганизатор Zander
ZanderОрганизатор Zander
3
OverBoard London — игры, фильмы, комиксы и компьютерная культура
9 0006 9 590 участников | Лондон, Великобритания Overboard ЛондонОрганизатор Overboard Лондон
Overboard ЛондонОрганизатор Overboard Лондон
4
BGHK🇭🇰香港桌上遊戲/互動交友平台【現ACTIVE中!!活動多多多!! 🤠💥🍹♟🎲💌】
9 058 участников | Гонконг, Гонконг
AndesОрганизатор Andes
AndesОрганизатор Andes
5
Prospect Park Board Gaming Club
900 06 8 678 игроков в настольные игры | Бруклин, США Пол КьяриеллоОрганизатор Пол Кьяриелло
Пол КьяриеллоОрганизатор Пол Кьяриелло
6
Настольная игра Meetup: Board Game Товарный вагон
7 475 геймеров | Орландо, США
Зак КроуфордОрганизатор Зак Кроуфорд
Зак КроуфордОрганизатор Зак Кроуфорд
7
Остин Компьютерщики и Геймеры 9 0009
6830 Мечтатели | Остин, США
Amira SpannОрганизатор Amira Spann
Amira SpannОрганизатор Amira Spann
8
The Houston Boardgames Meet вверх Группа
6 313 Настольных игроков | Хьюстон, США
Стив БиманОрганизатор Стив Биман
Стив БиманОрганизатор Стив Биман
9
Montréal Socials
6,049 Геймеры | Монреаль, Канада.


