Речи упражнения: Упражнения для улучшения дикции и речи по системе Станиславского

Какие упражнения для запуска речи используют логопеды

логопедические упражнения

Автор: Марина Вымязева

Игры и веселые упражнения — самые эффективные способы запуска речи. Узнаем, какие нужно выполнять.

Упражнения для запуска речи представляют собой игры, во время которых малыш задействует органы артикуляции и дыхания, руки и глаза. Рассказываем про самые эффективные игры, которые логопеды используют в своей практике.

Развитие артикуляционного аппарата

Занятие по запуску речи начинается с игр на развитие артикуляционного аппарата:

  • Соревнуемся, кто дальше высунет язычок, достанет до носа, до щёк, до подбородка.
  • Надуваем щёки и «лопаем» пузырь ладошками.
  • Скалим зубы, как волк.
  • Цокаем язычком, как скачет лошадка.
  • Подражаем кошечке, которая лакает молоко.
  • Передаём друг другу воздушный поцелуй.

Эти упражнения готовят артикуляционный аппарат к звуковоспроизведению.

Тренировка речевого дыхания

К упражнениям для запуска речи относится и дыхательная гимнастика, так как она помогает малышу освоить правильное речевое дыхание:

  • «Бурлим» воду в стакане через соломинку.
  • Пускаем мыльные пузыри.
  • Дуем на пёрышко, чтобы оно не упало.
  • Забиваем струёй воздуха шарик для пинг-понга или комок ваты в импровизированные ворота на столе.
  • Запускаем в полёт бумажных бабочек.

Эти упражнения учат малыша делать сильный продолжительный выдох ртом.

Звукоподражание

Дети любят подражать звукам животных, поэтому упражнения из этой группы очень часто используются при запуске речи. На первом этапе логопед предлагает повторить звук любимого животного. Затем — усложняет задание. Например, малыш может перемещать игрушку животного по нарисованной дорожке («му-у, му-у») и даже показывать кукольный спектакль с несколькими героями («гав-гав», «ко-ко»). 

Звуковые жесты

Звуковые жесты — это звуки, обозначающие действия. Упражнения для запуска речи  из этой группы эффективны для малышей до трёх лет:

  • Топаем ножками, говоря «топ-топ».
  • Хлопаем в ладоши, произнося «хлоп-хлоп».
  • Нажимаем на носик, произнося «пии-пип».
  • Бьём кулаком по мячу, произнося «тук-тук».

Развитие слухового восприятия

Часто дети не начинают говорить, потому что не умеют правильно воспринимать звуки. 

Развить слуховое восприятие помогут следующие игры:

  • Жмурки. Ребёнок с завязанными глазами должен поймать взрослого, который звонит в колокольчик.
  • Что звучит? Малыш закрывает глаза и слушает аудиозапись, а затем говорит, что он услышал барабан, «голоса» зверей и так далее.
  • С какой стороны звук? Малыш закрывает глаза и слушает аудиозапись, а затем показывает, с какой стороны исходил звук.

Если вашему малышу необходим запуск речи у неговорящих, игры будут самым эффективным способом решить эту задачу. И ещё: запуск речи всегда начинается с комплексной логопедической диагностики. Это необходимо, чтобы определить причину трудностей с речью и подобрать самые эффективные игры для решения той или иной задачи. Вы можете записать малыша на бесплатную онлайн-диагностику речи прямо сейчас по этой ссылке — она занимает всего 30 минут и также проходит в игровой форме.

Серии товаров — IQ Развивающие игрушки | 50 SKU в наличии

Набор для развития речи «Весёлые упражнения», МИКС

59 ₽ / опт

Детские товары 

Арт.: 5084940; IQ-ZABIAKAIQ Развивающие игрушкиКитай10 см × 5 смКартон, пенопласт, пластикВ боксе 480 наборов

Хит

Набор для развития речи «Зарядка в зоопарке», МИКС

52 ₽ / опт

Детские товары 

Арт.: 5084941; IQ-ZABIAKAIQ Развивающие игрушкиКитай10 см × 5 смКартон, пенопласт, пластикВ боксе 480 наборов

Развивающий набор «Умный скотч. Учим счёт»

66 ₽ / опт

Детские товары 

Арт.: 4987628; IQ-ZABIAKAIQ Развивающие игрушкиКитай15 см × 21,2 см × 1,6 смКартонВ боксе 168 наборов

Развивающий набор «Ассоциации. Природа и цвета»

117 ₽ / опт

Детские товары 

Арт.: 5365191; IQ-ZABIAKAIQ Развивающие игрушкиКитай13,2 см × 28,5 см × 1,5 смКартон, пластикВ боксе 126 шт.

На складе 7 шт.

Развивающий набор «Что где растёт», коробка-сортер, 6 фигурок

104 ₽ / опт

Детские товары 

Арт.: 4827639; IQ-ZABIAKAIQ Развивающие игрушкиКитай18,8 см × 12,6 см × 6,7 смКартон, пластикВ боксе 84 набора

Игра-тренажёр для дыхания «Аэробол», 2 шт.

97 ₽ / опт

Детские товары 

Арт.: 5034816; IQ-ZABIAKAIQ Развивающие игрушкиКитай15,5 см × 8,1 см × 3,5 смБумага, пенопласт, пластикВ боксе 150 наборов

138 ₽

152 ₽

-9%

ХитСуперцена

Развивающий набор «Умный скотч. Весёлые картинки»

119 ₽ / опт

Детские товары 

Арт.: 4987624; IQ-ZABIAKAIQ Развивающие игрушкиКитай15 см × 21,2 см × 1,6 смКартонВ боксе 168 наборов

Развивающий набор «Кто где живёт», коробка-сортер, 6 фигурок

136 ₽ / опт

Детские товары 

Арт.: 4827640; IQ-ZABIAKAIQ Развивающие игрушкиКитай18,8 см × 12,6 см × 6,7 смКартон, пластикВ боксе 84 набора

Развивающий набор «Умные стрелки», пластик, пространственное мышление

139 ₽ / опт

Детские товары 

Арт.: 7475668; IQ-ZABIAKAIQ Развивающие игрушкиКитай21,7 см × 21,7 см × 1,8 смКартон, пластикВ боксе 88 наборов

169 ₽

199 ₽

-15%

На складе 6 наборов

Развивающие мячики для пальчиков, 5 шт.

118 ₽ / опт

Детские товары 

Арт. : 5491430; IQ-ZABIAKAIQ Развивающие игрушкиКитай4,8 см × 9,1 см × 2,6 смПластикВ боксе 588 шт.

Хит

Речевые упражнения для улучшения артикуляции

Fox in Socks от доктора Сьюза
————————-

Fox
Носки
Box
Knox

Нокс в коробке.
Лиса в носках.

Нокс на лисе в носках в коробке.

Носки Knox и Knox в коробке.

Фокс в носках на коробке на Ноксе.

Приходят цыплята с кирпичами.
Приходят цыплята с блоками.
Приходят цыпочки с кубиками, кубиками и часами.

Послушайте, сэр. Смотрите, сэр. Мистер Нокс, сэр.
Давайте потренируемся с кирпичами и блоками, сэр.
Поиграем с цыплятами и часами, сэр.

Во-первых, я быстро соберу кирпичную кладку.
Тогда я быстро соберу стопку блоков.

Вы можете быстро собрать стопку цыплят.
Вы можете сделать быстрый стек часов.

А вот и новый трюк, мистер Нокс….
Носки на цыпочках и цыпочки на лисе.
Фокс на часах на кирпичах и блоках.
Кирпичи и блоки на Ноксе в коробке.

Теперь перейдем к тиканью и тиканью, сэр.
Попробуйте сказать это, мистер Нокс, сэр….

Часы тикают.
Часы на Knox tock.
Отметьте шесть больных кирпичей.
Шесть больных цыплят.

Пожалуйста, сэр. Мне не нравится этот трюк, сэр.
Мой язык не ловкий и не ловкий, сэр.
Я получаю все эти тики и часы, сэр,
перепутал с цыпочками и таксами, сэр.
Я не могу этого сделать, мистер Фокс, сэр.

Мне очень жаль, мистер Нокс, сэр.

Вот простая игра.
Легко сказать….

Новые носки.
Два носка.
Чьи носки?
Носки Сью.

Кто чьи носки шьет?
Сью шьет носки Сью.

Кто увидит, кто чьи новые носки шьет-с?
Вы видите, как Сью шьет новые носки Сью, сэр.

Это нелегко, мистер Фокс, сэр.

Кто приходит? …
Прилетает Ворона.
Приходит Медленный Джо Кроу.

Кто шьет воронью одежду?
Сью шьет воронью одежду.
Медлительный Джо Кроу чью одежду шьет?
Одежда Сью.

Сью теперь шьет носки из лисы в носки.

Медленный Джо Кроу теперь зашивает Нокса в коробку.

Сью пришивает розу к одежде Медленного Джо Кроу.
Фокс пришивает шланг к носу Медлительного Джо Ворона.

Шланг идет.
Роза растет.
Носовой шланг подходит.
Воронья роза растет.

Мистер Фокс!
Ненавижу эту игру, сэр.
От этой игры у меня язык хромает, сэр.

Мистер Нокс, сэр, какой позор, сэр.

Сейчас мы найдем что-нибудь новое.
Вот теперь много новой синей слизи.
Новая слизь. Синяя слизь.
Гуи. Гуи.
Голубая слизь. Новая слизь.
Клей. Клей.

Липкая жижа для жевательного жевания!
Вот что делает Гу-Гусь.
Вы тоже предпочитаете жевать слизь, сэр?
Если, сэр, вы, сэр, решите жевать, сэр,
с Гу-Гусем, жуйте, сэр.
Делайте, сэр.

Мистер Фокс, сэр,
Я не буду этого делать.
Не могу сказать.
Я не буду это жевать.

Очень хорошо, сэр.
Шаг сюда.
Мы найдем другую игру.

Приходит Бим.
Бен приходит.
Бим приносит Бену веник.
Бен приносит Биму метлу.

Бен сгибает метлу Бима.
Бим сгибает метлу Бена.
Изгибы Бима.
Изгибы Бена.
Погнутая метла Бена сломалась.
Погнутая метла Бима ломается.

Группа Бена. Группа Бима.
Биг-бэнды. Свиные ленты.

Бим и Бен ведут группы с метлами.
Группа Бена хлопает, группа Бима гремит.

Свинья лента! Группа бум!
Большой оркестр! Группа метел!
Мой бедный рот не может этого сказать. Нет, сэр.
Мой бедный рот слишком медленный, сэр.

Ну тогда… подними рот сюда.
Я найду, что он может сказать.

Люк Удача любит озера.
Утка Люка любит озера.
Люк Удача лижет озера.
Утка удачи лижет озера.

Утка клюет в озерах, которые нравятся Люку Удача.
Люк Удача ловит утку в озере.

Я не могу болтать такой вонючей ворванью!
Мой язык не из резины.

Мистер Нокс. Теперь давай сейчас. Приходите сейчас.
Не надо быть таким тупым сейчас….

Попробуйте сказать это, мистер Нокс, пожалуйста….

Через три сырных дерева пролетело три свободных блохи.
Пока эти блохи летали, дул морозный ветерок.
Морозный ветер заставил эти три дерева замереть.
Холодные деревья заставили сыр этих деревьев замерзнуть.
Вот что заставило этих трех свободных блох чихнуть.

Прекрати! Прекрати это!
Достаточно, сэр.
Я не могу говорить такие глупости, сэр.

Очень хорошо, мистер Нокс, сэр.

Поговорим немного о жуках-чириканьях….

Что вы знаете о жуках-чириканьях? Ну…

Когда жуки-жуки дерутся,
это называется битва жуков-жуков.

А когда они дерутся в луже,
это битва жуков-чирикалок в лужах.

И когда жуки-чириканьи сражаются веслами в луже,
они называют это битвой жуков-чириканов с веслами в лужах.

И…

Когда жуки сражаются с жуками в луже весло сражаются
и лужа сражается с жуками лужа в бутылке. ..
…они называют это жуком-чириканом, бутылкой, лужей, веслом, боевой неразберихой.

И…

Когда жуки дерутся в этих битвах в бутылке своими веслами
и бутылка на пуделе и пудель ест лапшу…
…они называют это лужица твитл пудель жук лапша
бутылка гребной бой.

И…

Подожди минутку, мистер Сокс Фокс!

Когда лиса в бутылке, где жуки-чириканьи сражаются
с веслами в луже на пуделе, который ест лапшу,
ЭТО то, что они называют…

…жук-чириканье лапша пудель бутилированный весло
бестолковый тупой мутный пухлый лисица в носках, сэр!

Лис в носках, наша игра окончена, сэр.
Спасибо за удовольствие, сэр.

Авторы и права: https://ai.eecs.umich.edu/people/dreeves/Fox-In-Socks.txt

Дополнительные речевые упражнения «Ресурсы по ораторскому искусству колледжа

Предоставлено Патриком Бреслином, Колледж Санта-Фе, Гейнсвилл , Флорида

 

Если один или несколько ваших классов продвигаются по учебному материалу с другой скоростью, чем другие, и вам необходимо предоставить некоторые дополнительные упражнения для «более быстрых» классов, пока другие ваши классы догоняют расписание уроков, следующие задачи может оказаться полезным.

 

Истории из детства

Напишите на доске или на листе бумаги: «Привет, меня зовут _____, и я помню, как однажды я был ребенком…»   Затем расскажите юмористический анекдот из собственного детства. Попросите каждого учащегося выйти перед классом и рассказать аналогичную историю, используя написанные слова как сценарий. (Ведите контрольный список/записывайте каждого выступающего учащегося.) Сначала спросите о добровольцах. Если/когда у вас закончатся волонтеры, выберите «voluntolds».

 

Целеустремленное движение (упражнение Билла Гейтса)

Лучше всего это работает, когда класс изучает убеждение, хотя это и не обязательно. Скажите каждому учащемуся, что они выйдут вперед и притворятся, что обращаются к Биллу Гейтсу и совету директоров корпорации Microsoft (выберите кого-нибудь в первом ряду на роль Билла Гейтса). Сообщите классу, что Microsoft предложила пожертвовать один миллиард долларов (подчеркните: миллиард с буквой «Б») на любимую благотворительность или достойное дело какого-то человека. Задача учащегося — указать три веские причины, по которым деньги должны быть отданы на их любимое дело. Дайте учащимся пять минут, чтобы придумать причину и три ее обоснования.

 

Скажите учащимся, что они должны начать свое выступление на трибуне примерно так: «Мр. Гейтс, члены правления Microsoft, спасибо за возможность поговорить с вами. Я хотел бы убедить вас пожертвовать 10 миллиардов долларов __________ по следующим причинам». О первой причине следует говорить с трибуны. Затем студент должен отойти на восемь-десять футов влево от подиума, чтобы объяснить вторую причину. Затем они должны перейти на место в восьми-десяти футах справа от трибуны, чтобы объяснить третью причину. После этого они должны вернуться на трибуну, чтобы сказать что-то вроде: «Спасибо за эту возможность поговорить с вами сегодня».

 

Темы выступления в этом упражнении могут варьироваться от легкомысленных («Я хотел бы попросить у вас 10 миллиардов долларов для поддержки моего фонда пиццы на выходных») до искренних («Я хотел бы запросить 10 миллиардов долларов на Американское общество по борьбе с раком»). Разделите учащихся на пары (может остаться трое). Скажите им, что они должны поделиться личной историей со своим партнером, который запомнит ее как можно лучше. Затем учащийся расскажет историю  их  напарник, чтобы узнать, как лучше они  могут. Скажите им, что какой бы ни была эта история, им нужно найти в ней

мораль , урок, который мы все могли бы извлечь. Скажите им, что каждая история должна длиться примерно три минуты.

 

После 15 минут подготовки каждая пара из двух учеников выходит на передний план класса. По очереди каждый рассказывает историю своего партнера. Можно использовать следующий формат:  (а) Первый выступающий сообщает полное имя партнера, его родной город, специальность и предполагаемую карьеру. (б) Затем спикер поделится историей из жизни другого человека, включая мораль его истории.

 

Карточная игра

Принесите колоду карт в класс или оставьте одну вместе с материалами. Спросите класс: «Кто хорошо тасует карты?» Отдал их тому, кто поднял руку.

После перетасовки карт положите колоду на стол лицевой стороной вниз. Попросите каждого учащегося пройти перед классом, выбрать карточку, показать ее классу, а затем произнести речь в течение одной-двух минут следующим образом:

 

  • Если учащийся выберет сердечко, попросите его высказаться. о человеке или людях важных в их жизни.
  • Если учащийся берет бриллиант, попросите его рассказать о важном в его жизни важном деле или вещах.
  • Если учащийся выбирает клуб, попросите его рассказать о клубе, группе, организации или команде, к которой он принадлежит или в которой он входил.
  • Если студент берет в руки лопату, попросите его рассказать о чем-то в мире, что он хотел бы изменить, либо на личном уровне (хотелось бы мне научиться играть на гитаре), либо на местном уровне (хотелось бы, чтобы в нашем колледже была лучшая парковка) , региональный уровень (хотел бы я жить ближе к пляжу) или международный уровень (хотел бы война закончилась).

 

Если кажется, что продолжительность этого упражнения продлится до последующих уроков, полезно вести учет того, какие учащиеся говорили и какие карточки они вытягивали.

Самый простой способ сделать это — нарисовать маленькое сердце, трефу, бубну или пику рядом с их именем в списке классов.

 

Онлайн-анализ речи

Сообщите учащимся, что они собираются просмотреть выступление и должны будут  проанализировать и оценить его на основе разговорных навыков, структур и форматов, ранее обсужденных в классе. Чтобы обеспечить участие, скажите им, что всем будет предложено обсудить это, и поэтому все должны делать записи. На компьютере откройте Ted Talks или YouTube и найдите короткую речь, возможно, актуальную политическую. После того, как класс просмотрит видео, выясните мнения или позвоните учащимся, чтобы попросить их проанализировать и критически оценить выступающего и сообщение.

 

Инструменты Word

Повторите вместе со своими учащимися некоторые из основных инструментов эффективной речи, такие как сравнение, метафора, параллелизм и антитезис. Затем разделите класс на группы от четырех до шести, попросите каждую группу придумать тему и попросите их составить утверждения по этой теме, используя эти модальности. Вы можете соблазнить их какими-нибудь поощрениями («Два дополнительных балла каждому члену команды, который придумает то, что я считаю лучшим сравнением, метафорой, параллелизмом и антитезой для их темы»).

Ниже приведены некоторые примеры из онлайн-материалов, которые я предоставляю своим ученикам:

Сравнение включает сравнение. В нем говорится, что одна вещь похожа на или как другая вещь. Вот некоторые распространенные примеры:

  • Жирный, как латунь
  • Твердый как гвоздь
  • Яркий как пуговица
  • Тупой как ящик с камнями
  • Счастливый как моллюск
  • Сухой как кость
  • Гордый как павлин
  • Как отобрать конфету у ребенка
  • «Потеря всего для меня как закат солнца». (Элтон Джон)

Я говорю своим студентам, что если они смогут построить предложение вокруг хорошей метафоры, оно дольше останется в памяти аудитории. Я цитирую свое любимое предложение-сравнение:   «Ресторан с секцией для курящих — это все равно, что бассейн с секцией для мочеиспускания».

Метафора вызывает идентичность. В нем говорится, что одно это другое:

  1. Знание — сила
  2. Война — это ад
  3. Бог есть любовь
  4. Невежество — это блаженство
  5. Жизнь сука
  6. Кошка — это подушка, которая ест
  7. Весь мир — сцена (Уильям Шекспир.)
  8. Жизнь — это шоссе (Том Кокрейн; Мошенник Флэттс)
  9. Детка, ты фейерверк (Кэти Перри)
  10. Любовь — это открытая дверь (из «Холодного сердца»)
  11. Каждый день — извилистая дорога   (Шерил Кроу)
  12. Все мы пыль на ветру (Канзас)
  13. Ты магнит, а я сталь (Уолтер Иган)
  14. Я скала, я остров (Пол Саймон)
  15. Ты солнце моей жизни (Стиви Уандер)
  16. Любовь — это роза (Линда Ронштадт)
  17. Жизнь всего лишь сон ( Ряд, Ряд, Ряд, Твоя лодка )
  18. Ein feste Burg ist unser Gott («Мощная крепость – наш Бог») (Мартин Лютер)

Обсуждая метафоры, я обычно упоминаю пункты с 1 по 7. Затем, чтобы добавить юмористического эффекта, я отмечаю, что метафора широко используется в музыке, и пою строки с 8 по 13 в быстрой последовательности. Я также отмечаю, что сравнение и метафора иногда сочетаются, например, в песне Стиви Никс «Рианнон»: «Она как кошка в темноте [сравнение], а затем она — тьма [метафора]».

 

Параллелизм

При параллелизме мы создаем предложения или фразы, которые начинаются одинаково и заканчиваются по-разному, или начинаются по-разному и заканчиваются одинаково. Параллельное повторение начал называется Анафора или Эпанафора . Примеры:

Приходите ко мне если вам нужен совет; приди ко мне если тебе нужна помощь; , приди ко мне , если тебе нужна дружба».

Мы не можем посвящать; мы не можем посвящать; мы не можем освятить эту землю».

 

Параллельное повторение окончаний называется Антистрофа или Эпистрофа . Примеры:

   «Если вам нужен совет, приходите ко мне ; если вам нужна помощь, приходите ко мне ; если тебе нужна дружба, иди ко мне ».

«…правительство народа , по народа , для народ …»

 

Антитезис

Антитезис — это противопоставление идей посредством параллельного расположения слов, словосочетаний или предложений. Вы создаете антитезу, когда помещаете две контрастирующие или противоположные идеи рядом друг с другом.

«Когда дела идут плохо, крутые берутся за дело».

«Один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».

«Говори, что думаешь, и подумай, что говоришь».

«Важно не то, кого ты знаешь, а то, кто знает тебя».

«Планируй свою работу и работай по плану».

«Хорошо быть важным, но важно быть хорошим».

«Это не годы твоей жизни, это жизнь в твоих годах».

«Люди не планируют потерпеть неудачу, но они не умеют планировать».

«Когда вы кашляете в руку, вы кашляете рукой».

«Можно вытащить девушку из хонки-тонка, но нельзя вытащить хонки-тонк из девушки».

«Рыба действительно кусается, когда идет дождь, но рыбалка, когда идет дождь, действительно кусается».

«Им все равно, как много вы знаете, пока они не узнают, насколько вам не все равно.

«Для мира ты один человек, но для одного человека ты целый мир».

«Мы зарабатываем на жизнь тем, что получаем, но живем тем, что отдаем».

«Наша работа — это забота, и наша забота работает».

«То, что было образовательно значимым и трудно поддающимся измерению, было заменено тем, что не имеет образовательного значения и легко поддается измерению. Так что теперь мы измеряем, насколько хорошо мы научили тому, чему не стоит учиться». (комментарий к стандартизированному тестированию от Артура Коста , заслуженного профессора Калифорнийского государственного университета)

«Почему я борюсь за жизнь, если я просто живу, чтобы бороться?
Почему я пытаюсь видеть, когда ничего не видно?
Почему я пытаюсь дать, когда никто не дает мне попробовать?
Почему я умираю, чтобы жить, если я просто живу, чтобы умереть?» ( Кристофер Джордж Латоре Уоллес, он же Бигги Смоллс )

  «Правительство, достаточно большое, чтобы дать вам все, что вы хотите, достаточно велико, чтобы забрать все, что у вас есть».