Развитие речи у взрослых упражнения: Как улучшить дикцию и четкость речи
Упражнения для развития речи по возрастам
Во взрослом возрасте люди, не задумываясь, произносят предложения, выступают перед аудиторией. А ведь речевой поток – это сложный двигательный процесс, в котором задействованы разнообразные артикуляционно-мимические движения губ, языка, челюсти. С самого рождения начинается речевое развитие. Если оно по каким-либо причинам задерживается или продвигается неправильно, обязательно применяются упражнения для развития речи. В этой статье рассмотрим занятия, с помощью которых развивают речь, начиная с первого года жизни.
СодержаниеСвернуть
- Для чего нужно развивать речь?
- Развитие речи в первый год
- Речь на втором году
- Третий год речевого развития
- Общение ребенка в четыре года
- Пятый год общения
- Речевое развитие дошкольника в 6 лет
- Подростки и речь
Для чего нужно развивать речь?
Дети рождаются как чистый лист бумаги, не наполненный никакими знаниями. Освоение родной речи – важнейший навык, помогающий ребенку успешно проходить процесс социализации, усваивать новые знания, обмениваться информацией с другими людьми.
Освоение речи ребенком является определяющим фактором для оценки развития мозговых структур, успешного обучения и получения профессии. Что включает в себя понятие «правильная речь»?
- Правильное произношение всех звуков.
- Правильное употребление слов в предложении по смыслу.
- Правильное изменение частей слов, согласно грамматическим правилам родного языка.
Для взрослого человека развитие устной речи включает в себя богатство словарного запаса, четкость и выразительность текста.
Развитие речи в первый год
За первый год жизни здоровый ребенок делает большущий шаг в развитии физическом, психическом и речевом. У него появляются важные навыки общения, которые начинаются уже с первых дней. Рассмотрим, какие важные этапы общения должны быть у детей первого года:
- Первые три недели. По мнению взрослых, ребенок еще ничего не понимает. Действительно, инициативы в общении у новорожденного нет, но взрослые должны обеспечивать зрительный контакт и эмоциональное общение с ним. Это определяющий момент для развития речи в дальнейшем.
- Конец первого месяца – начало второго. Младенец постепенно начинает проявлять инициативу в общении. Появляется «комплекс оживления»: он гулит, улыбается и радостно дергает ручками, ножками при виде взрослого. Родителям важно реагировать на такое оживление – это и является основным «занятием по развитию речи» в данный период. Маме важно организовывать зрительный контакт и эмоциональное положительное общение – приветливый разговор, улыбка на лице дают младенцу ощущение безопасности. Когда он плачет – это не всегда плохо, таким образом новорожденный может просить об общении с ним.
- 2-4 месяца. Малыш активно гулит, произносит слоги: «агы», «бу», «гы», «ага» и другие. Эти задненебные звуки – предпосылки правильной речи.
- 6-12 месяцев. Наступает период освоения родного языка. Этот этап носит название лепет, или послоговая речь. Малыш учится понимать обращение к нему, приучается к тому, что каждое слово имеет свое значение. Приблизительно в 8 месяцев малыш начинает повторять легкие слова взрослых, сокращая их: собака – «ав-ав», кошка – «мяу» и другие.
Второе полугодие – период развития слухового внимания. Ему нужно уделить особое внимание, так как от этого зависит произношение и понимание слов в дальнейшем. Малыша можно стимулировать: под музыку приплясывать с ним, петь песенки, издавать звук в разных направлениях, чтобы он поворачивался и искал источник звука. В этот период можно покупать игрушечные музыкальные инструменты и повторять за звуком какую-либо букву: «ш-ш-ш», «з-з-з», «а-а-а» и другие.
После первого полугодия уже можно начинать развивать речь с артикуляционных упражнений: щелкать языком, улыбаться (активизируются губные мышцы).
Для годовалых детей важны: пальчиковая гимнастика: «сорока-белобока», массаж кистей – разминается фаланга каждого пальчика, катание мячиков, складывание пирамидки, игры в кубики, ощупывание неровных предметов.
Речь на втором году
В этот период можно использовать основные упражнения по развитию речи. Годовалый малыш уже понимает названия основных предметов и некоторые повелительные глаголы. В течение всего года происходит накопление активного словарного запаса, постепенно приходит понимание значения слов.
Важной деятельностью для формирования личности и психических процессов является наглядно-действенное общение: в практической деятельности, совместной игре ребенок учится разговаривать, ухаживать за собой и изучает окружающий мир. Взрослый в ходе игры обучает малыша, называет все задействованные предметы, их форму, цвет.
Для формирования понятийного аспекта предмета родителям важно стимулировать малыша к активным действиям. Когда ребенок изучает предмет «расческа», это для него просто новое слово. Но если родитель говорит взять, положить ее, расчесать ею, провести по пальчикам и выполнить другие действия, малыш уже понимает значение расчески для себя, взрослого. Через время уже не нужно будет говорить девочке: «возьми расческу, дотянись до волос, проведи расческой сверху вниз». Достаточно будет просто сказать: «расчешись».
Важной составляющей речевого развития является способность ребенка объединять предметы в группы.
Этот навык формируется на втором году жизни. В этот период появляются группы звуков: некоторые свистящие и шипящие, губные.
Занятия для развития речи в этом возрасте ограничиваются мотивированием малыша к общению, игрой на слуховое внимание, элементами артикуляционной гимнастики. Эффективно упражнение «Лошадка» − ребенок поднимает язык к небу, затем резко, щелкая, опускает его.
Третий год речевого развития
Третий год богат процессами интеллектуального развития детей. Младший дошкольник начинает изъясняться в правильных грамматических формах, появляются падежи.
- В этом возрасте формируются важные навыки грамматической речи, пространственного восприятия. Важно работать над связной речью, соединением слов в предложение. Опишем несколько упражнений для развития общения:
- Формирование пространственного восприятия. Необходимо дома взять предмет и с соответствующими предлогами производить с ним действия: кукла НА столе, кукла ПОД столом, кукла ЗА столом, кукла ПЕРЕД столом. Можно использовать другие предлоги.
- Развитие артикуляции. Для этого важно проводить занятия с использованием язычка: язычок поселился в домике – малыш показывает его, язычок выбегает из домика – «бегает» по губкам, язычок чистит зубки – нужно провести им по внутренней и наружной стороне зубов, язычок пошел в гости к щечкам – направить в одну сторону, затем в другую, спрятать за щеками.
- Развитие мелкой моторики. Для развития интеллекта в целом, а также речи, важны задания для пальчиков. Это могут быть потешки с их участием:
«Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул,
Встали пальчики – «Ура!»,
В детский сад идти пора».
Также важно использовать подручные средства: катать шарики, собирать мозаику, лепить из пластилина, делать поделки.
Если у ребенка появляются проблемы с общением, речью, он не хочет говорить, важно вовремя обратиться за логопедической помощью.
Общение ребенка в четыре года
В этот период важно работать над четкостью и внятностью произношения – дикцией. Важно, чтобы родители подавали пример правильной речи.
Для формирования правильной речи в возрасте 4 лет нужна тренировка дома.
- Усвоение правильной речи происходит в общении взрослого и дошкольника. Нужно совместно читать сказки, объяснять и отвечать на вопросы.
- На каждый неправильный звук есть блок упражнений, развивающий мышцы артикуляционного аппарата. Артикуляционную гимнастику родители должны проводить и дома с детьми.
- В этом возрасте обращается внимание на дыхание во время произношения слов, чтобы ребенок не заикался. При этом восстанавливается ритм и происходит увеличение объема вдоха. Дыхание определяет выразительность и легкость речи и чтения. Проводятся лишь элементы дыхательной гимнастики.
Если произношение большинства букв неправильное, твердые согласные сложные для малыша, произносятся мягко, нужно обратиться к логопеду или педагогу дефектологу.
Пятый год общения
Этот возраст постепенно стирает такие недостатки произношения, как мягкость твердых согласных, изменение мест слогов, пропуск звуков в слове. Трудно еще выговаривать слова с большим количеством твердых согласных. В этот период можно развивать речь с помощью следующих упражнений на развитие речи:
- Игра: скажи слово на букву «П», «А» и другие. Это способствует улучшению восприятия звуков на слух. Развитие речевого слуха – залог успешного овладения чтением, возможности различать интонации, темп и громкость звуков.
- Заучивание стихов. С помощью коротеньких четверостиший развивается не только память, но и грамматически правильная речь, пополняется активный словарный запас. Чтобы развивать понятие слоговой структуры слова, нужно давать возможность ребенку заканчивать стишок:
«Идет бычок …,
Вздыхает на …,
Вот доска …,
Сейчас я …» и другие.
- Разучивание чистоговорок – стишков, направленных на проговаривание конкретного звука:
«Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас».
«Са, са, са – укусила в нос оса,
Со, со, со – стал мой нос как колесо».
Если до конца пятого года у ребенка много звуков отсутствует, нужно срочно обращаться к логопеду. Дошкольник впитывает звуковое оформление разговорной речи. Важно развивать фонематический слух – способность слышать и узнавать звуки. Это влияет на понимание речи, управление звуками. Если он не развит, в школьном возрасте будут проблемы с грамотным написанием слов. Ребенок по слуху должен различать разницу в словах «мишка» − «мышка», «ветка» − «сетка» и другие.
Речевое развитие дошкольника в 6 лет
В этом возрасте присутствуют почти все звуки, ребенок может формулировать сложные предложения. Он может выстраивать правильные грамматические конструкции из слов, присутствуют сложносочиненные, сложноподчиненные предложения. Словарный запас составляет до 3500 слов, это свидетельствует о развитии мышления. Что помогает развивать речь?
- Беседы о прочитанной книге, просмотренном мультфильме, действиях в течение дня. Нужно следить, чтобы шестилетний ребенок описывал действия не одним словом, а давал развернутые ответы на вопросы.
- Совместное чтение художественной литературы. Важно, чтобы ребенок понимал смысл прочитанного. Родитель должен следить за выразительностью собственной речи, изменять интонацию, замедлять темп, повышать и понижать голос.
- Плохое запоминание прочитанного можно дублировать рисунками-схемами. Рисовать рисунки можно к каждому предложению. Стоит просить пересказывать то, что прочитали.
- Продолжаем развивать фонематический слух, делать артикуляционную гимнастику, учить стишки, скороговорки и чистоговорки.
Шестой год развития – это подготовительный период к школе. У будущего школьника уже должны быть сформированы основные навыки произношения звуков и их отличия в устной речи. В этот момент важно определить уровень готовности ребенка к школе, чтобы за оставшееся время подготовить его. Но в подготовке даже важно не чтение, письмо и счет – этому он научится в школе. Основное значение имеет психологическая готовность – понимание ребенком своей позиции в обучении, навыки общения с окружающими, способность контролировать свои эмоции. Важна физиологическая и интеллектуальная готовность.
Подростки и речь
В школьном возрасте определяющее значение имеет четкость общения, способность формулировать и выражать мысли. Развивать дикцию у подростков помогут скороговорки, разучивание большого количества стихов.
Для формулирования мыслей и выражения их подростку нужно давать возможность общаться в семье, выступать перед аудиторией, советоваться и прислушиваться к мнению подрастающего человека. Конечно, неоценимое влияние на развитие речи имеет чтение книг в любом возрасте.
Запуск речи у детей и упражнения для развития речи
253
Как здорово, когда ребенок умеет говорить и выражать свои мысли и желания. Каждый родитель с нетерпением ждет тот момент, когда услышит первое слово своего малыша. Но бывает так, что этого приходится очень долго ждать, и многие взрослые начинают волноваться и предпринимать шаги по развитию речи слишком поздно, когда проблема уже стала явной. Различные специалисты по обучению и воспитанию детей говорят о том, что уделять внимание речи стоит уже с момента рождения крохи, а может быть и раньше. Но однозначно то, что ребёнок начинает общаться со взрослыми сразу после появления на свет и продолжает развивать свои речевые навыки с каждым днём. Одна из важнейших задач родителей — это помочь ему в этом.
Этапы развития речи
- Крик. Это первый способ общения со взрослыми. Так малыш передает информацию о том, что он голоден, хочет спать или у него что-то болит. Примерно к 3-му месяцу крик приобретает различные интонационные оттенки.
- Гуление. На этом этапе появляются первые звуки. Малыш с удовольствием растягивает гласные, прислушиваясь к ним. Если в этом процессе участвует взрослый, то гуление будет более активным.
- Лепет. К 6 месяцам ребенок начинает произносить первые слоги. Малыш активно слушает речь взрослого, обращенную к нему, с интересом реагирует на новые слова и звуки.
- Первые слова. К 12 месяцам появляются первые простые слова. Малыш начинает понимать, что у каждого предмета есть своё название.
- Предложения. Примерно к 1.5-2 годам ребёнок начинает использовать предложения. Чаще всего они состоят из 3 слов, но со временем усложняются и увеличиваются в объёме.
Это основные стадии развития речи, и у всех детей они могут немного отличаться друг от друга. Но стоит иметь в виду, что длительная задержка перехода от одной стадии к другой может быть сигналом к активной помощи по развитию речи. Сегодня известны много различных техник и методик, помогающих запуску речи малыша. Чтобы избежать сложностей в этом вопросе, стоит внимательно изучить все рекомендации.
Запуск речи: с чего начать
Запуск речи у детей во многом зависит от того, как часто и какую речь ребенок слышит. Разговаривать с малышом надо с рождения, даже если вам кажется, что ребенок не понимает слов — комментируйте все, что вы делаете, или происходящее вокруг.
- Старайтесь общаться с ребенком как можно больше, при этом речь взрослого должна быть непосредственно обращена к малышу и эмоционально окрашена.
- Во время общения с крохой взрослый должен находится с ним на одном уровне, чтобы ребенку хорошо было видно лицо и артикуляция собеседника.
- При произнесении новых звуков и слов старайтесь говорить медленно, растягивая слова, так малышу будет легче понять артикуляцию звуков.
- Старайтесь называть окружающие вещи своими именами, не используя слова-заменители (штука, там, такая, эта и др.).
- Обязательно произносите слова правильно, не «сюсюкайте», не искажайте их на «детский манер» — ребенок должен привыкать к правильному звучанию слов.
- Не стоит говорить слишком много, без пауз. Нужно выделять голосом названия предметов. Предложения должны быть короткими и простыми.
- Используйте при общении жесты, но не слишком много.
- Мамы, зачастую, чувствуют и понимают своего малыша с полуслова. Но это может привести к тому, что речь будет формироваться позже, так как ребенку не требуется объяснять свои желания маме, которая и так все знает.
- Пойте песни.
- Читайте книги и рассматривайте картинки.
- Развивайте мелкую моторику рук, артикуляцию.
Подбирая упражнения для запуска речи, нужно обязательно учитывать особенности ребенка. При развитии речевых навыков проявляйте терпение и фантазию, включайте больше разнообразных игр и упражнений с малышом. Тогда результат не заставит себя долго ждать, а процесс доставит много удовольствия как родителям, так и их крохе.
Упражнения для развития речи
1. Разговоры
Чем больше ребенок слышит взрослую речь, тем лучше. Можно использовать прием «разговор с самим собой». В присутствии малыша говорите вслух о том, что видите и слышите. Главное, что произносить нужно четко, громко, простыми предложениями. Например: «Где кружка?», «Я вижу книгу» и т. п.
При общении с детьми от года продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Таким образом речь подготавливается к более сложному построению предложений, а также развивается способность малыша полностью выражать свою мысль. Например: Ребенок говорит: «Сок». Взрослый отвечает: «Яблочный сок очень вкусный. Сок пьют из чашки».
2. Приговоры, потешки, песенки
Устное народное творчество обладает огромным воспитательным и обучающим значением. Словесные игры подразумевают физическую активность, развивают крупную и мелкую моторику, что главным образом связано с развитием головного мозга и речевыми центрами. А многие потешки, чистоговорки построены так, что повторяют звуки, которые ребенку проще произносить. Кроме этого такие словесные игры направлены на совместные занятия взрослых и детей, тактильные и эмоциональные контакты, что благотворно влияет на целостность воспитания.
3. Дыхательная гимнастика
Для игры хорошо использовать свистульки, губные гармоники, флейты, а также выдувать мыльные пузыри, дуть на перышки, теннисные шарики или задувать свечи. Можно сделать специальные приспособления для тренировки — бумажные бабочки на ниточках.
4. Упражнения на артикуляцию
Всегда весело проходят «вкусные игры». Они тренируют губы и язык. Например: облизывать губы, словно съели вкусное варенье, облизывать конфетку на палочке, макать кончик языка в сладкую присыпку или сахар и попробовать донести до рта, катать во рту круглую конфету, проводить язычком дорожки на тарелке с сахарной пудрой и другое.
Отличный способ — строить гримасы. При этом не забывать показывать язык, прятать его в «домик» за зубки, показывать зубки.
5. Пальчиковые игры
Наверно многие слышали выражение: «Речь находится на кончиках пальцев». Развитие мелкой моторики действительно играет большую роль, но без комплексного подхода результат будет минимален. Пальчиковые игры не только развивают мелкую моторику, но и стимулируют процесс запоминания слов и стихов.
6. Доскажи словечко
Можно использовать стихи, которые хорошо знакомы малышу. В конце строки делать паузу, чтобы ребенок смог сам ее закончить. Отлично подойдет чтение по ролям или игра «Гуси-гуси».
7. Музыкальные игры
Различные задания и игры с музыкой и музыкальными инструментами — это способ научить говорить простые слоги и слова, запоминать стихотворения, петь песенки, а также развивать мелкую и крупную моторику, координацию. Для самых маленьких подойдут песенки со звукоподражанием, игры с музыкальными инструментами. Можно использовать ложки, барабан, бубен, колокольчики, ксилофон и пр.
Нужно включать в игру танцы с движениями, поворотами. Сначала просто показывать это малышу или танцевать с ним на руках, а после, когда он научится стоять и ходить, выучить движения вместе.
8. Игры на поиск предметов
Такие игры способствуют развитию пассивного словаря. Для самых маленьких можно прятать предметы под платком. Для детей постарше — поиск предметов в крупе, в комнате. При этом можно спрашивать так: «Где котик, покажи!» или «Найди котика».
9. Игры с дидактическим материалом
Эти игры также способствуют обогащению пассивного словаря, знакомят с новыми предметами и свойствами. Взрослый дает инструкцию, которую ребёнок должен выполнить, при этом активными словами становятся: дай, принеси. Варианты: «Дай красный мяч», «Принеси желтый кубик».
10. Занятия на развитие слухового восприятия
Очень важно, чтобы ребенок учился правильно и внимательно слушать. Для этого играйте в игры:
Угадай кто говорит? (что звучит).
Где звучит? (справа, слева, внизу и т.д).
На звук барабана — прыгать, на звук трубы — хлопать в ладоши и др.
Упражнений, которые можно применять для запуска и развития речи, существует достаточно много. Для некоторых из них требуется специальная подготовка, а какие-то можно использовать в любое удобное время без предварительной работы. Главное, это учитывать основные правила развития речи и применять различные игровые приемы, фантазировать и увлекать этим своего малыша. Онлайн-занятия в игровой форме, которые помогут в развитии речи, можно выполнить на сайте «Разумейкин».
Понравилось? Поделитесь с друзьями:
Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:
-
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
-
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
-
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
-
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
-
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).
Читайте также
Сам себе логопед: простые игры для развития речи Слуховая память: что это и как развивать Развитие мелкой моторики у дошкольников Игры на развитие речи дошкольников
Упражнения при дизартрии для взрослых логопедов
В этом посте вы найдете упражнения, стратегии и идеи лечения дизартрии для взрослых пациентов, занимающихся логопедией.
Как всегда, мы прилагаем функциональные материалы и пошаговые инструкции, которые вы можете использовать во время лечения. Добавьте этот пост в закладки, чтобы открыть во время лечения, или скопируйте и распечатайте ресурсы.
За готовыми раздаточными материалами и материалами обращайтесь в наш магазин!
Посетите наш магазин!
Популярные статьи
- Банк целей для взрослых речевой терапии
- Упражнения для голосовой терапии
- Апречия рабочие листы для взрослых
- Полное руководство по вопросам речевой терапевты для взрослых
- 1) Советы по лечению дизартрии
- 2) Упражнения при дизартрии: артикуляция
- 3) Упражнения при дизартрии: разборчивость
- 4) Упражнения для дискартрии: Фонация
- 5) Упражнения с дисфагией: дыхание
- 6) Упражнения для дискартрии: Просодия
- 7) Советы партнера по коммуникациям для дискартрии
- 8) Стратегии компенсации для дизартрии
- 8).
- 10) Резонансное лечение дизартрии
- Ссылки
- Дополнительные материалы по дизартрии
- При лечении дизартрии сосредоточьтесь на основном нарушении.
- Задайте себе следующие вопросы:
- Какие признаки и симптомы я наблюдаю у своего пациента?
- Улучшит ли логопед их способность общаться более эффективно, результативно или естественно?
- На каких подсистемах можно сосредоточить лечение, чтобы помочь им лучше общаться?
- Должен ли я обратиться к ЛОР или специалисту по голосовым связям?
- Поощряйте ежедневную домашнюю работу и призывайте лиц, осуществляющих уход, следовать стратегиям выслушивания, в том числе напоминая пациенту об использовании своих стратегий.
- Прежде всего, помните, что конечной целью терапии дизартрии является улучшение качества жизни пациента, которое вы можете определить, только прислушиваясь к его желаниям и потребностям. Пусть это поможет вам в принятии решений!
Лечите артикуляцию с помощью иерархии звуков речи (см. примеры ниже). Попрактикуйтесь в звуковых группах, с которыми у вашего пациента возникают трудности.
Во время артикуляционного лечения обеспечить:
- Сигналы артикуляционного размещения
- Биологическая обратная связь (зеркало и т. д.)
- Моделирование
- Поощрение! («большое усилие», «почти готово», «отличная работа»). 2) Слоги
- Пух
- Лапа
- Пи
- Пу
- Buh
- Bee
- Boo
- Bow
- Muh
- Me
- Mow
- My
3) Words
- Page
- Peace
- Peer
- Puck
- Peek
- Выпекать
- Клина
- Кровать
- Bash
- Говядина
- Мясо
- МАЗИБА
- ДЕЙСТВИЯ
- Подробнее
- MET
4) Более длительные слова
- Parking
- Painful
- Polite
- Peaceful
- Package
- Birthday
- Bottle
- Baggage
- Breathy
- Boyish
- Marvel
- Master
- Molar
- Minimal
- Multitude
- Десятка/Курица
- Имя/Хлам
- Дорожка/Озеро
- Отрез/Чашка
- Вязать/Приседать
- Проход/Подушка
- Zen/Pen
- Усиление/Игра
- Банк/Забалотый
- SET/GET
- Я говорю ____
- ____ — слово
- . Слово word ____
4). 0003 5) Минимальное количество пар 6) Фразы
Aphasia Readers предлагает бесплатные тренировочные фразы в формате PDF, организованные по темам (отпуска, домашние животные и т. д.)
7) Предложения
- Рад тебя видеть!
- Надеюсь приехать пораньше.
- Примите одну таблетку с водой.
- Лучший продавец настольных книг находится в Бостоне.
- Передай перец в мою тарелку.
- Должны ли мы переехать в Монтану в понедельник?
8) Разговоры
- Какое ваше любимое время года и почему?
- Что бы вы сделали, если бы получили в наследство миллион долларов?
- Какие ваши любимые спортивные мероприятия и почему?
- Что бы ты сделал, если бы тебе снова было 25?
- Кофе или чай? Почему?
Веселый бонус! Скороговорки
- Питер Пайпер собрал маринованный перец
- Она продает ракушки на берегу моря
- Какие наручные часы швейцарские?
- Семьдесят семь доброжелательных слонов
- Бетти купила немного масла, но оно было горьким, поэтому Бетти купила лучшего масла, чтобы сделать горькое масло еще лучше
- Сколько древесины бросил бы сурок, если бы сурок мог бросать древесину?
- Многие анемоны видят вражескую анемоны
- Скунс сел на пень и стукнул пень вонял, а пень стукнул скунс вонял
Неречевые двигательные упражнения широко используется логопедами для улучшения артикуляции. Примеры включают укрепление губ и языка и упражнения на диапазон движений.
В настоящее время недостаточно доказательств, чтобы поддержать или опровергнуть, улучшают ли артикуляцию неречевые орально-моторные упражнения (Lass & Pannbacker, 2008; Mackenzie et al, 2014; McCauley et al, 2009).
Практический портал ASHA рекомендует использовать метод формирования (фонетическое производное) в качестве варианта лечения. Например, формирование дуновения в /u/.
Хотя в этой технике для улучшения артикуляции используются неречевые элементы, ее целью является воспроизведение определенных целевых звуков. Это отличается от орально-моторных упражнений, направленных на укрепление слабых мышц и/или улучшение мышечной координации.
Если вы считаете, что неречевые орально-моторные упражнения принесут пользу вашим пациентам, мы рекомендуем ознакомиться с литературой и принять собственное решение, основанное на фактических данных.
3) Упражнения при дизартрии: разборчивость Советы по разборчивости Сигнал к началу
Сообщите слушателю, когда вы собираетесь начать говорить. Вы можете поднять руку, установить зрительный контакт, записать и т. д.
Назовите тему
Скажите 2-3 слова, чтобы задать тему
Будьте проще
Используйте простые слова и структуры предложений
Используйте жесты
Укажите, используйте жесты рук, пожимайте плечами, качайте головой, используйте мимику и т. д. чтобы помочь донести свою точку зрения
Сигнал окончания
Чтобы не прерываться, поднимите один палец. Подайте сигнал, когда закончите, протягивая слушателю ладонь
Используйте ручку и бумагу или алфавитную доску
Напишите первую букву слова, которое вы пытаетесь произнести, на листе бумаги/белой доске или используйте доску с алфавитом.
Научите своих пациентов следующим стратегиям четкой речи. Практикуйте эти стратегии, читая вслух все более длинные задачи. Смотрите иерархию задач чтения ниже для списков слов.
ГОВОРИТЕ БОЛЬШЕ
Чрезвычайно красноречиво
ГОВОРИТЕ ГРОМКО
Увеличьте громкость
ГОВОРИТЕ КОРОТКИМ
Чаще дышите; вставлять паузы через каждые несколько слов
Дополнительные упражнения и материалы для разборчивости речи можно найти в нашем магазине
Иерархия заданий по чтению1) Фразы
Нажмите, чтобы просмотреть список фраз.
2) Предложения
Щелкните для просмотра списка предложений.
3) Пункты
ДжаТойя вывела своих собак на прогулку. Их обычный маршрут был заблокирован строительством, но новый маршрут, который она выбрала, был прекрасен. Они прошли более двух миль.
Штат Вашингтон известен дождливым местом. Это небезосновательно, так как в некоторых его городах бывает более 140 дождливых дней в году. Дождь в Вашингтоне, однако, обычно представляет собой небольшую изморось. При измерении общего количества осадков в дюймах в год Вашингтон занимает лишь 29-е место среди самых дождливых штатов. Частота дождливых дней в западной части штата делает его зеленым и ярким местом большую часть года. Местные жители знают, что нужно инвестировать в хорошие непромокаемые куртки.
Осака, произносится как «OH-saw-ka», — второй по величине город Японии. Это также один из крупнейших городов мира с населением более 20 миллионов человек. Осака считается экономическим центром Японии. Здесь находятся гиганты электроники Panasonic, Sharp и Sanyo. Осака также является одним из самых дорогих городов в мире для проживания — даже дороже, чем Нью-Йорк или Лос-Анджелес.
4) Чтение на уровне страницы
Чтобы лечение было функциональным и ориентированным на пациента, лучше всего использовать книги, журналы или другие материалы, которые ваш пациент уже читает.
Бесплатные классические общедоступные книги можно найти на сайте Project Gutenberg.
Гордость и предубеждение Джейн Остин
Это общепризнанная истина, что одинокий мужчина, обладающий хорошим состоянием, должен нуждаться в жене.
Какими бы малоизвестными ни были чувства или взгляды такого человека при его первом въезде в район, эта истина настолько прочно укоренилась в умах окружающих семей, что он считается законной собственностью того или иного из их дочери.
— Дорогой мистер Беннет, — сказала ему однажды его дама, — слышали ли вы, что Незерфилд-парк наконец сдан?
Мистер Беннет ответил, что нет.
«Но это так,» ответила она; — Миссис Лонг только что была здесь и все мне рассказала.
Мистер Беннет не ответил.
«Вы не хотите знать, кто его взял?» — нетерпеливо воскликнула его жена.
» Ты хочешь рассказать мне, и я не возражаю против того, чтобы это выслушать.»
Этого приглашения было достаточно.
«Почему, моя дорогая, вы должны знать, миссис Лонг говорит, что Незерфилд похищен молодым человеком с большим состоянием с севера Англии; что он приехал в понедельник в фаэтоне и четырех, чтобы увидеть это место, и был так восхищен этим, что немедленно согласился с мистером Моррисом; что он должен вступить во владение до Михайлова дня, и некоторые из его слуг должны быть в доме к концу следующей недели.
«Как его зовут?»
«Бингли».
«Он женат или холост?»
«О! одинокий, мой дорогой, чтобы быть уверенным! Одинокий человек с большим состоянием; четыре-пять тысяч в год. Какая прелесть для наших девочек!»
«Как так? как это может повлиять на них?»
«Мой дорогой мистер Беннет, — ответила его жена, — как вы можете быть таким утомительным! Вы должны знать, что я думаю о том, чтобы он женился на одной из них.
«Это его замысел поселиться здесь?»
«Дизайн! бред, как можно так говорить! Но очень вероятно, что он может влюбиться в одну из них, и поэтому вы должны посетить его, как только он придет.
«Я не вижу для этого повода. Вы с девушками можете пойти, а можете прислать их одних, что, может быть, будет еще лучше, потому что, поскольку вы так же красивы, как и все они, вы могли бы понравиться мистеру Бингли больше всех остальных.
«Милый, ты мне льстишь. Я, конечно, имею свою долю красоты, но теперь я не претендую на что-то экстраординарное. Когда у женщины пять взрослых дочерей, она должна перестать думать о собственной красоте».
«В таких случаях женщине часто не о чем думать о красоте».
«Но, моя дорогая, ты обязательно должна пойти навестить мистера Бингли, когда он появится по соседству».
«Это больше, чем я должен, уверяю вас».
«Но подумайте о своих дочерях. Только подумайте, какое заведение это было бы для одного из них. Сэр Уильям и леди Лукас полны решимости уехать только из-за этого, потому что обычно они, как вы знаете, не навещают новичков. Вы действительно должны пойти, потому что нам невозможно будет посетить его, если вы этого не сделаете.
«Вы, конечно, слишком щепетильны. Осмелюсь предположить, что мистер Бингли будет очень рад вас видеть; и я пошлю вам несколько строк, чтобы заверить его в моем сердечном согласии на его женитьбу на любой из девушек, которую он выберет; хотя я должен замолвить словечко за мою маленькую Лиззи.
«Я желаю, чтобы вы не делали ничего подобного. Лиззи ничуть не лучше остальных; и я уверен, что она и наполовину не так красива, как Джейн, и наполовину не так добродушна, как Лидия. Но вы всегда отдаете ей предпочтение.
«У них нет никого из них, чтобы рекомендовать их,» ответил он; «они все глупы и невежественны, как и другие девушки; но в Лиззи больше сообразительности, чем в ее сестрах.
4) Упражнения при дизартрии: ФонацияПризнаки и симптомы нарушения фонации:
- Снижение способности к фонарию
- Аномальные разрывы шага и высоты
- Чрезмерная громкость
- Аномальные вокальные качества
- Говоря только в коротких фразах
* Они НЕ предназначены для пациентов, которые не могут фонировать из-за паралича голосовых связок. Людям со слабостью голосовых связок или параличом перед логопедической помощью необходимо обратиться к ЛОРу или специалисту по голосовым связям.
ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ
- Медленно вдохните в течение 3 секунд
- Задержите дыхание на 3 секунды
- Медленно выпустите воздух в течение 3 секунд0009 удерживайте
- HHH
- SSS
- THHH
- FFF
- SHHH
- HHHA, HHHOE, HHHI, HHHHOW, WHHO
- SSSAH, SSSO, SSSEEE, SSSOW, SSSUE
- THHHAW, THHHO, THHHEE, FFFE, FFFE, FFFE, FFFE, FFFE, FFFE, FFFE, FFFE, FFFE, FFFE, FFFE, FFFE, FFF.
- шшха, шшхау, шшхе, шхау, шхое
Используйте методы закрытия с усилием у пациентов с гипоаддукцией голосовых складок. Эти методы направлены на увеличение силы приведения голосовых связок.
- Сцепите руки вместе, затем сожмите ладони как можно сильнее
- Сидя на стуле, потяните обеими руками вверх или вниз
- Переплетите руки и потяните наружу
Пациенты с гипераддукцией голосовых связок могут иметь аномальное качество голоса и слишком большую громкость. Лечите, практикуя легкие артикуляционные контакты и легкую фонацию.
Light Sounds HA
Как
HOE
HE
HI
WH
HEY
HOLL
HOSE
HOT
HOLE
HEAD
HUSE
HOT
HOLE
HEAD
HUSE
HAM360! Лечение голоса с ограничением высоты тона
LSVT LOUD — это лечебная программа, направленная на повышение голосового усилия до думать громко и говорить громко чтобы увеличить интенсивность голоса.
ГОВОРИТЕ! подчеркивает, что пациенты говорят с намерением повысить интенсивность голоса, ясность и мыслительные процессы.
Краткое описание обеих программ лечения см. в разделе Подходы к обработке голоса: LSVT LOUD® и SPEAK OUT!®
Обработка голоса с ограничением высоты тона (PLVT) делает акцент на разговоре громко и тихо для увеличения интенсивности голоса без чрезмерный тон или гипертонус мышц гортани. Университет, разработавший PLVT, предлагает приложение, предназначенное для улучшения лечения.
Для получения дополнительных упражнений и материалов для фонации посетите наш магазин
5) Упражнения при дисфагии: дыхание Изображение с сайта emst150.comEMST и IMST рекомендуются для пациентов со значительной слабостью, у которых речь неразборчива из-за одышки.
Тренировки EMST и IMST обычно включают специально разработанные односторонние клапаны, которые открываются и пропускают воздух только при достижении определенного порога усилия.
Примерами являются EMST 150™, изображенный выше, и POWERbreathe® Medic.
Корректировка осанкиПоощряйте пациента сидеть прямо, чтобы улучшить поддержку дыхания при речи.
Расположите себя, материалы, партнеров по общению и т. д. так, чтобы поддерживать вертикальное положение.
Диафрагмальное дыханиеИнструкции для пациентов:
- Положите одну руку на живот, а другую руку на грудь. Почувствуйте, как ваш живот поднимается и опускается с каждым вдохом. Продолжайте в течение одной минуты.
- При вдохе: живот выпячивается. Рука на груди должна оставаться неподвижной.
- Когда вы выдыхаете: Напрягите мышцы живота и почувствуйте, как они втягиваются. Рука на груди должна оставаться неподвижной.
- Вдохните, чувствуя, как ваш живот выпячивается. На выдохе произносите следующие звуки и слова, осознавая, как ваш желудок медленно втягивается.
- Начните с простых звуков, таких как «сс» и «шш».
- Работайте над отдельными словами, такими как «привет» и ваше имя
- Постепенно работайте над более длинными словами, фразами и предложениями
Нажмите, чтобы получить пошаговые инструкции для пациента.
Наращивание контроля дыханияРаспечатайте материалы для чтения и добавьте косую черту между словами, чтобы обозначить новую группу дыхания. То, где вы поставите косую черту, будет зависеть от уровня навыков каждого пациента.
Инструкции для пациентов:
Используйте свои стратегии поддержки дыхания (из приведенных выше упражнений), говоря следующее. Вы можете делать вдохи по мере необходимости.
- Кто, что, где, когда, почему, как
- Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье
- Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять
- Меркурий , Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
- Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
- У нее было три мягких пера
Дополнительные дыхательные упражнения и материалы можно найти в нашем магазине
6) Упражнения при дизартрии: ПросодияЦелью лечения просодии является сделать речь ваших пациентов более естественной и понятной для окружающих.
Ударение в предложенииИнструкции для пациентов:
Чтобы улучшить просодию, подчеркните выделенное жирным шрифтом слово в каждом предложении. Подчеркните слово, произнеся его на громче и с более высоким тоном , чем другие слова.
Преувеличение как можно больше! Попробуйте использовать напевный голос, как у школьного учителя.
Как дела ВЫ ?
Как вам ?
КАК ты ?
Где ЭТО она?
Где ОНА ?
ГДЕ она?
Не знаю ЗНАЮ
Я Не знаю
Я НЕ знаю
Какая ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ история!
ЧТО смешная история!
Какая забавная РАССКАЗ !
ЧТО прекрасный день.
Какой ПРЕКРАСНЫЙ день.
Какая прелесть ДЕНЬ .
Дополнительные предложения можно найти в пакете Motor Speech Pack в нашем магазине. Подчеркните, увеличив громкость и высоту вашего голоса. Максимально утрируйте !
Тема была довольно скучной.
Пожалуйста, не подвергайте меня математике.
Давайте возобновим интервью.
Мне нужно отправить резюме для работы.
Пожалуйста, передайте мое сообщение вашему боссу.
Проект был эстафетой гонки задач.
Она может быть такой бунтаркой когда злится.
Она восстанет , когда услышит плохие новости.
Научите партнеров по общению ваших пациентов следующим советам для слушателей.
Инструкции для партнера по общению:
Воспользуйтесь этими советами, если вам трудно понять, что говорит любимый человек.
- Уделите все свое внимание
- Слушайте и смотрите все время, пока человек говорит
- Подтвердите тему
- Убедитесь, что вы и говорящий говорите на одну и ту же тему
- «Мы все еще говорим о…?»
- Используйте ключевые слова
- Вернитесь к словам говорящего, чтобы попытаться создать полное повествование
- «Вы сказали «ужин». Ты говорил об ужине с семьей на следующей неделе?
- Поощрение письма, рисования или жестов
- Повторяйте каждое слово
- Если говорящего особенно трудно понять, повторяйте каждое сказанное им слово. Подтвердите правильность каждого слова, прежде чем переходить к следующему слову
- Установите основные правила
- Чтобы избежать разочарования, определите количество попыток говорящего что-то сказать, прежде чем он сделает перерыв или использует AAC
Способы использования доски с алфавитом
- Пациент указывает на первую букву слова и произносит слово
- Пациент произносит слова целиком
- Пациент произносит код сообщения на кодовой доске
Советы слушателям
- Убедитесь, что доска с алфавитом всегда находится в пределах досягаемости пациента
- Дайте пациенту достаточно времени для выбора каждой буквы
- Подтвердите выбор каждой буквы, произнеся ее вслух
- Угадывайте слово только тогда, когда вы на 90% уверены, что знаете, что это за слово
Платы и материалы AAC можно найти в нашем магазине
8) Компенсаторные стратегии при дизартрии Изображение с amazon. com Clear Speech StrategiesНажмите, чтобы просмотреть пошаговые инструкции для пациентов.
Персональный усилительПерсональные усилители увеличивают громкость голоса пациента в шумной обстановке, например, в ресторане или магазине. Это помогает другим лучше понять их, а также помогает пациентам не кричать и не чувствовать усталости при разговоре.
Персональные усилители доступны для продажи в крупных розничных магазинах, включая Amazon.com.
Коммуникационная платаСм. раздел «Алфавитная доска» выше.
9) Модификации окружающей среды при дизартрииВнесите изменения в окружающую среду, чтобы облегчить понимание вашего пациента при общении.
- Выберите тихий режим. Выключите телевизор, вентиляторы, закройте окно и т. д.
- Выберите место с хорошим освещением
- Избегайте визуальных отвлекающих факторов
- Убедитесь, что говорящий и собеседник находятся лицом к лицу и достаточно близко
- Имейте под рукой доску для общения или блокнот и карандаш
- Используйте видеоконференцсвязь (FaceTime, Zoom и т. д.) вместо телефонные звонки
- Воспользуйтесь службой ретрансляции телекоммуникаций, где специально обученный помощник по связи будет посредником при телефонных звонках для пациентов (ADA требует, чтобы телефонные компании предоставляли эту услугу бесплатно)
Пациентам с небно-глоточной недостаточностью может помочь хирургическое вмешательство или протезирование для улучшения гиперназального резонанса.
Поговорите со своим лечащим врачом, чтобы порекомендовать направление к ортодонту, стоматологу, пластическому хирургу и т. д., если это необходимо.
Ссылки- Ласс, Нью-Джерси и Паннбакер, М. (2008). Применение доказательной практики к неречевому орально-моторному лечению. Языковые, речевые и слуховые услуги в школах, 39, 408-421.
- Левитт, Дж.С. и Уокер-Батсон, Д. (2018). Эффекты инструкции «Говори с намерением» для людей с болезнью Паркинсона. Журнал коммуникативных расстройств и вспомогательных технологий, 1 , 1-15.
- Маккензи, К., Мьюир, М., Аллен, К., и Дженсен, А. (2014). Неречевые промоторные упражнения при постинсультной дизартрии: рандомизированное технико-экономическое исследование. Международный журнал языковых и коммуникативных расстройств, 49(5) , 602-617.
- Макколи, Р.Дж., Стрэнд, Э., Лоф, Г.Л., Скулинг, Т. и Фраймарк, Т. (2009). Систематический обзор, основанный на фактических данных: влияние неречевых орально-моторных упражнений на речь. Американский журнал патологии речи, 18 , 343-360.
- Clinical Review Дизартрия, гипокинетическая, Cinahl Information Systems
- Коммуникация и дизартрия, Американская ассоциация инсульта
- Дизартрия у взрослых, ASHA
- The Adult Speech Therapy Workbook, Chung Hwa Brewer
Купить сейчас!
Кому это помогает и почему оно того стоит
Что первое приходит на ум, когда вы думаете о логопедии? Для многих людей это может быть ребенок, который «поздно говорит» или заикается. И хотя это, безусловно, правда, не все понимают, насколько полезной может быть логопедия для взрослых.
Как опытный логопед , я своими глазами видел, как логопед может помочь взрослым научиться общаться более четко и уверенно. Независимо от того, сталкивались ли вы с проблемами речи в течение многих лет или это новое явление, никогда не поздно получить необходимую поддержку.
Почему взрослые посещают логопеда?
Вот некоторые из наиболее распространенных причин, по которым взрослые обращаются к логопеду:
Модификация акцента: Ваш акцент – это ваша манера речи, состоящая из вашего собственного индивидуального ритма, произношения, интонации и энергии. Он так же уникален, как ваш собственный отпечаток пальца! И хотя он есть у всех, иногда из-за акцента его трудно понять, что приводит к сбоям в общении. Многие взрослые стремятся уменьшить или изменить свой акцент с помощью логопеда, чтобы:
Improve clarity when speaking
Sound like a natural speaker of that language
Decrease frustration
Increase confidence
Autism spectrum disorder: Autism is a developmental инвалидность обычно диагностируется в раннем детстве. Но многие люди забывают, что аутичные дети становятся аутичными взрослыми. Поскольку аутизм — это спектральное расстройство, с помощью логопеда можно развивать различные навыки, в том числе:
Прагматика , или способность использовать правильное общение в различных социальных ситуациях
Структура предложения
Отвечать и задавать WH-вопросы (что, почему, когда, 9003 и кто)
Понимание прочитанного
Навыки письма
Навыки проведения интервью
правильный звук речи. Наиболее распространенными артикуляционными ошибками у взрослых являются следующие:
Шепелявость звук «С»
Латеральная шепелявость , возникающая при выходе воздуха из боковых частей языка при произнесении специфических звуков
3
0
Произнесение звука «Р»
Беглость/заикание: Это речевое расстройство состоит из повторения звуков, слогов или слов; удлинение звуков; а также прерывания речи, известные как блоки. У людей, которые заикаются, часто возникают проблемы с течением речи. Заикание может затруднить общение и может негативно повлиять на качество жизни и отношения человека. Логопедия может быть чрезвычайно эффективной для людей, которые хотят исправить свое заикание. Это помогает справиться с заиканием и уменьшить его серьезность, а также дает возможность взрослому вернуть свой голос.
Болезнь Паркинсона: Это заболевание центральной нервной системы, которое влияет на движение. Взрослым с болезнью Паркинсона может потребоваться логопед для улучшения качества голоса и артикуляции, поскольку он может звучать мягко, монотонно, с придыханием или хрипло.
Расстройство(я) голоса: Это может быть определено как охриплость, вокальное утомление, хриплость, периодическая потеря голоса или несоответствующая громкость или высота звука. Нарушения голоса невероятно распространены и часто затрагивают учителей, певцов, инструкторов по фитнесу, тренеров и профессиональных ораторов, среди других профессий. Это потому что расстройства голоса могут быть вызваны неправильным использованием голоса, например, слишком громким разговором, криком, напряжением и постоянным прочищением горла — даже шепотом. Нарушения голоса также могут быть вызваны вирусом или хирургическим вмешательством, а также такими заболеваниями, как астма, кислотный рефлюкс, аллергия, курение, употребление алкоголя и ограниченная гидратация.
Публичные выступления : Многие взрослые испытывают «страх сцены». Они предпочтут сделать что-то еще, чем стоять перед людьми и говорить. Если это звучит знакомо, вы можете поработать с логопедом, чтобы получить 9 баллов.1075 уверенность и контроль вам нужно успешно выступать на публике. Логопед может научить вас артикулировать в условиях стресса, использовать правильный тон голоса и координацию мышц для улучшения качества речи и даже использовать правильный язык тела для публичных выступлений.
Сколько длится логопед для взрослых?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Однако есть факторы, которые могут помочь спрогнозировать продолжительность логопедического лечения. Некоторые из этих переменных включают в себя:
Диагноз человека
Как долго у человека был диагноз
Тяжесть диагноза
Частота речевой терапии.
Постоянство участия семьи/опекуна
Ежедневное выполнение упражнений и использование стратегий, назначенных логопедом
Важно отметить, что то, как все переменные соотносятся друг с другом, может влиять на результаты. Например, я лечила взрослых с тяжелым диагнозом, но благодаря участию опекунов, частоте сеансов, их настойчивости и последовательности они перестали получать мои услуги в течение нескольких месяцев. С другой стороны, я лечил взрослых с менее тяжелым диагнозом, которые не были так решительны и не выполняли свои ежедневные упражнения. Их лечение длилось дольше.
Сила логопедических упражнений
Логопеды прописывают своим клиентам упражнения и стратегии перед каждым сеансом. Именно здесь происходит решающая «настоящая работа» — когда вы практикуете навыки, полученные во время сеанса терапии, дома, чтобы они в конечном итоге стали частью вашей повседневной жизни. За годы работы терапевтом я заметил, что постоянная практика имеет большое значение.
Подумайте об этом так. Представьте, что вы начали брать уроки тенниса, но тренировались только во время этих уроков, от 30 до 60 минут в неделю. Да, со временем ты поправишься. Но насколько большего прогресса вы бы добились, если бы занимались ежедневно, в свободное время, с семьей и друзьями? Скорее всего, вы справились бы с этим теннисным замахом намного быстрее. Логопедия ничем не отличается.
Чтобы дать вам представление о том, что могут повлечь за собой логопедические упражнения, вот некоторые из них, которые я назначаю своим клиентам: дыхательные упражнения, голосовые упражнения, демонстрация публичных выступлений, упражнения на социальные навыки, орально-моторные упражнения, упражнения на письмо и чтение, а также а также аудио- и визуальные упражнения обратной связи.
Как найти логопеда, который лечит взрослых
Онлайн-логопед для взрослых становится все более популярным с развитием телемедицины. Виртуальная логопедия не только эффективна, но и позволяет вам работать с квалифицированным специалистом в наиболее удобное для вас время — до или после работы, в выходные или в напряженном графике вашей семьи. Кроме того, кто хочет тратить время на поездки туда и обратно в логопедическую клинику каждую неделю?
Первым шагом к началу логопедической терапии, независимо от того, как она проводится, является получение оценки от сертифицированного логопеда . Во время оценки ваш логопед может:
Задавать вопросы, чтобы узнать о вашем прошлом и речевых проблемах
Оценивать проблемные области, используя формальные и неформальные диагностические инструменты
Предоставить формальный диагноз
Обсудить ваши цели
Подтвердить частоту сеансов, день и время
Потенциально прописать домашние программы, которые необходимо выполнить до следующего сеанса один для посещения сеансов оценки и текущей терапии. Таким образом, все будут на одной волне, и вы получите поддержку, необходимую для успеха.
При выборе логопеда невероятно важно найти человека, имеющего опыт работы в интересующей вас области.