Развитие голоса для пения: Упражнения для голоса, развития вокала, голосовых связок для пения. Как поставить голос самостоятельно

Вокальная мастерская Marge: Главная

+7 (926) 649-46-61

онлайн или очно, в центре Мск

  • Обо мне
  • Курсы
  • Фото/Видео
  • Инфа
  • Отзывы
  • Полезности
  • Контакты

Провожу

Занятия по вокалу рок, джаз, поп, соул, блюз, этника разных народов, классика и др.

Для людей с любым уровнем данных — от тех, кто никогда не пробовал петь, до профессиональных вокалистов. Занятия проходят онлайн или очно в Москве, индивидуально или в группе.

Обучение педагогов лекции, супервизии, помощь в работе с вашими учениками

Разбор популярных методик (EVT, CVT, ФМРГ и пр.), анатомия вокальных приемов, психотерапевтические и телесные практики, работа в неакадемической стилистике. Этой и другой информацией я с радостью поделюсь с вами, коллеги.

Сеансы звукотерапии медитации, музыкальные и психотерапевтические практики

Голос — это прекрасный инструмент для коррекции физического и эмоционального состояния. На сессиях мы прорабатываем психотравмы, внутренние блоки и развиваем свободу творческого мышления

Музыкальные курсы муз. теория и практика, игра на клавишах, подбор по слуху и др.

Курс адаптируется под учащихся и будет полезен как для новичков без какого-либо опыта, так и для выпускников / абитуриентов музыкальных заведений

Коррекцию голоса для вокалистов и речевиков

Курс направлен на коррекцию различных голосовых проблем: неблагозвучный тембр, быструю утомляемость, невнятную дикцию, наличие «зажимов», сипа и пр.

Студийные работы вокальные аранжировки, запись беков, тюн, сопровождение записи

Особенности обучения

Опора на науку

Анатомия, нейрофизиология и биомеханика работы тела.  Исследования в этих областях позволяют понять, что происходит с человеком в момент звучания, и подобрать именно те советы / упражнения, которые нужны именно ему

Вокал + телесная терапия

В мастерской голос рассматривается как результат работы и тела и психики человека.

Именно поэтому голосовые практики (при желании учащегося) сочетаются с телесными и психотерапевтическими инструментами

Мировые вокальные методики

В процессе обучения учитывается опыт зарекомендовавших себя мировых (отечественных, и зарубежных) вокальных методик: ФМРГ, EVT, CVT, SLS и т.п. Плюс опыт фонопедов и специалистов физической реабилитации

Для любого уровня

Программы всегда адаптируются под учащихся: их уровень начальных навыков, особенности организма и личные предпочтения. Вы можете закончить 5 консерваторий. А можете не знать нот и не попадать ни в одну ноту

Дружеская атмосфера

Занятия проходят в непринужденной, дружеской обстановке. И это не бонус, а необходимое условие для результата. Потому что каждому человеку важно ощущать себя ценным и талантливым. Тем более, что так оно и есть

Живая музыка

Ни одно выступление «под минус» не сравнится с живыми инструментами.

Поэтому, начиная с 2014 Marge — концерты проходят только с проф. музыкантами. И не для студентов, которые и до этого хорошо пели, а для всех

Показать все

Атмосфера занятий

Смотреть видео


Подарочный сертификат

Подробнее

Как проходят занятия?

Индивидуально

Дистанционные и / или очные занятия по персонально составленной программе. Мы можем включить в нее все интересующие вас темы.

В паре или группе

Вы можете заниматься со своими знакомыми или оставить заявку на подбор пары или группы среди Marge — студентов.

Дистанционно

В программах Zoom, Telegram или Facetime. Для обучения достаточно телефона с адекватным динамиком и хорошим интернетом.

Очно

В студии в центре Москвы. Оборудованной звуковой аппаратурой (микрофон) и звукоизолированной

Подробнее о формате обучения

Пять фактов обо мне

1. По первому образованию — дирижер академического хора

2. Более 10 лет изучаю анатомию, ЛФК, психотерапию и разные вокальные методики

3. Владею разными стилями — от джаза и рока до этники и классики

4. Работала с людьми с 5 до 75 лет, в хорах и сольно, в академическом и «эстрадно-джазовом» направлении

5. Подбираю любую песню за 5 минут и часто сама аккомпанирую студентам (на клавишах или гитаре)

Остались вопросы?


Отзывы студентов

На самом деле это было достаточно обескураживающе. Буквально за одно полуторачасовое занятие я получил информацию о построении голоса больше, чем за предыдущие 20 лет пения в различных хорах. Как правильно держать бедра, плечи и голову, как дышать, как чувствовать зажим и с этим зажимом работать, чтобы в итоге получился твой настоящий голос.
К сожалению я не живу в Москве, и могу только позавидовать тем, кто ходит к Маргарите на занятия. Все правильно делаете! 🙂

Игорь Гончаров

Ну, во-первых, Марго — прелесть. Нет. Это во-вторых. Во-первых, Маргарита — настоящий профессиональный педагог, очень увлеченный и заинтересованный в успехе своих учеников. Знает кучу упражнений, которые можно просто делать — и петь начнёшь лучше. Знает приемы, помогающие эмоционально раскрываться в песне: а это вообще другая ступень развития вокалиста — не просто попадать в ноты (а люди у неё довольно быстро перестают фальшивить), а ещё и окрашивать мелодию интонациями. Да, еще она между делом она оказывает моральную поддержку и вообще может работать психоаналитиком для заблудших душ))))

Алиса Мурсанова

Занималась у Марго на протяжении четырёх лет, и могу сказать, что Марго — это мастер своего дела, опытный преподаватель, умеющий так построить занятие, чтобы всем было интересно и весело. Атмосфера на занятиях всегда позитивная и очень вдохновляющая. Марго даёт очень много теории и практики — от системы правильного дыхания до умения работать на сцене с микрофоном. Отдельное удовольствие — это отчётные концерты на сцене с живыми музыкантами. Для меня каждый раз это был праздник, мотивирующий ещё лучше заниматься и повышать своё мастерство. Всем, кто задумывается куда пойти учиться петь, очень рекомендую занятия у Марго!

Лена Foreverjoe

Рита космос, а не педагог! Думал, что вообще ничего не могу в музыке, а оказывается могу слышать и петь, хоть я оболтус и лентяй =) Огромное спасибо, до сих пор использую навыки управления голосом, и пою иногда. По мимо всего прочего, Рита умеет подбирать любую мелодию на фано с одного прослушивания, что делает процесс «Разбора» песни гораздо проще, и интереснее!

Кирилл Малышев

У-первых строках хочу сказать «спасибо» нашей чудесной Марго за позитив, доброту и профессионализм! Марго умеет и знает, как помочь раскрыться каждому из своих студентов, и к каждому находит свой неповторимый подход, при этом проявляя чудеса терпения и изобретательности даже в случаях, когда медведь наступил на ухо, а «чувство ритма к нам не заходило».

🙂 Если у вас за спиной солидный багаж «вредных привычек», выработанных годами (как в моём случае), а-ля «посидеть на горле», «заваливать звук» и тому подобные «милые» фишки — вам к Марго, однозначно! Вас там спасут! :))))

Галина Воробьева

Рекомендую всем, кто решил заняться своими вокальными навыками! Все по существу. Возможность выступать на концертах студентов мастерской в сопровождении музыкантов и живых инструментов. Так же на занятиях помогают раскрепоститься, что естественно тоже влияет на качество вашего звучания. Всегда присутствует дружеская атмосфера. Ребята встречаются и вне занятий, что тоже положительно сказывается на атмосфере внутри коллектива

Владимир Коваленко

Марго обладает неисчерпаемым запасом техник, подходов, объяснений и терпения для того, чтобы от любого студента добиться чистого и красивого звучания, зачастую даже незаметно для самого студента. На занятиях в вокальной мастерской и те, кто давно хотел, но боялся начать, и те, кто уже считает себя опытными вокалистами и записывают альбомы, смогут открыть для себя новые грани своих вокальных способностей.

Вокальная мастерская даёт возможность даже начинающему вокалисту почувствовать себя настоящим музыкантом, выступая перед зрителями на концертных площадках в сопровождении живых инструментов. А чудесный, теплый коллектив всегда поддержит при выполнении сложных упражнений и преодолении высоких нот :))) Marge-studio — one love ♥

Екатерина Ильгисонис

Как же это здорово, когда собираются совершенно разные люди (по возрасту, складу, роду деятельности), объединенные любовью к пению, под руководством столь чуткого человека! Спасибо тебе, Марго!! Я безмерно рада знакомству и возможности у тебя учиться!

Наталия Баранова

Я умел петь, ну или так считал. В ноты попадал и с ритмом все в порядке. На занятиях научился дышать, петь на опоре. А самое главное отпустил голос, научился петь не думая, как ходишь или бегаешь.Теперь даже переходы на фальцет и обратно естественны и не режут слух. Но начиная занятия Вы должны понимать, что преподаватель даёт Вам направление движения, а идти уже нужно самостоятельно. Если заниматься внеурочно хотя бы час в день, придерживаясь всего чего требует Марго результат удивит на 200..300 процентов. Марго знает своё дело и стоит затраченных сил. Я от всей души рекомендую!

Сергей Лосев

Марго-профессионал своего дела!!!!!! Одно из самых главных её чудес-это уменее объяснить, на понятном для каждого человека языке, что должен делать человек, чтобы совершенствоваться в своем пении, музыкальном слухе. Какие правильные ощущения должны возникать в твоем теле при занятиях, на что нужно обращать внимание в себе самом. Я очень рад, что мне представилась возможность узнать, что есть такая… Спасибо тебе огромное!!!!! Было безумно здорово, продуктивно, весело!!!!!

Дмитрий Раков

Я ходил к Марго сравнительно не долго, в сумме наверное занятий 20. Принял участие в паре отчетных концертов. Ни о чем не жалею ) Марго хорошо учит, подробно объясняет. Было приятное ощущение отлаженного механизма, продуманной системы преподавания — слушай внимательно, работай хорошо и прогресс неизбежен. Марго успевает уделить внимание каждому и во время групповых занятий никогда не даст тебе спрятаться за спины товарищей. Атмосфера всегда веселая, но в то же время достаточно серьезная — в результате занятия проходят эффективно и уходишь ты с хорошим настроением. Рекомендую очень!

Анатолий Старостин

Коллеги и не коллеги, одним словом: советую.
Уже даже на собеседовании почувствовалась творческая атмосфера, именно та, которую все время стараются поймать фотографы, а тут даже мыльницы не нужно — все витает в воздухе)
Люблю профессионалов — они с первого звука определяют что и как ты делаешь, где тебе воздуха не хватает, а где ты моргнул не там и это повлияло на пение (простите за каламбур).
Причем, подтягиваются не только вокальные данные, в один день ты оп, и замечаешь что стал менее зажатым, а если и не был — то более открытым, появляется артистичность какая то, неведомым образом внедренная Маргаритой. Так что, занятия шикарные со всех сторон. От себя скажу, что нашла все, что мне было нужно и вполне себе довольна)
И цитируя себя же, выскажу свое спасибо Маргарите, за терпение bза подаренные минуты ее очарования)

Алла Супран

Марго истинный создатель всех тех голосов, что звучат на выступлениях ее учеников. С каки трепетом она подходит к своей работе, хотя это уже для нее смысл жизни, мне кажется. Как она внимательна к деталям и к каждому из студентов. Хочется поблагодарить ее, советы и подход к нам всем. Она дает нам реально полезные знания и практику:)

Станислав Ромашов

Когда пришёл пять лет назад на занятия к Марго, сразу понял, что много лет до этого пел и пытался петь совершенно неправильно! Марго сразу увидела, какие у меня проблемы, и как их нужно исправлять. И за время обучения я узнал о своём голосе в 100 раз больше, чем за 8 лет до этого. Марго — гениальный преподаватель! Такое впечатление, что она преподавала всю жизнь, с самого рождения) Она увидела, почувствовала, поняла про мой голос, и про то, как его нужно развивать такие вещи, до которых я сам никогда бы не докопался! Тут к каждому — индивидуальный подход, Марго учитывает столько разных важных вещей, вплоть до особенностей характера и психики каждого ученика, и это очень помогает в развитии голоса, раскрытии потенциала. Кроме всего этого, Марго — весёлый, позитивный и открытый человек с прекрасным чувством юмора, так что на уроках она не даст загрустить и соскучиться! До уроков вокала я думал, что у меня определённый тембр, противный и гнусавый, который никак не исправить, я думал, он такой от природы, но, как оказалось в процессе занятий, я просто неправильно извлекаю звук, и всё это поддаётся коррекции, и вот сейчас уже начинает прорезаться нормальный, чистый и красивый вокал, который не страшно показывать другим людям) и стало ясно и понятно, на что надо делать упор, и в каком направлении двигаться дальше. Я занимаюсь музыкой давно, но не думал, что смогу стать вокалистом группы (а это давняя мечта), теперь такая уверенность появилась, и я точно стану им! Главное — не лениться, заниматься дома и выполнять то, что задаёт преподаватель. Так что спасибо тебе огромное, Марго! Отдельно хотелось сказать про концерты, на которых выступают ученики Марго — это всегда весело, угарно, зажигательно! Столько разных интересных людей, и море положительных эмоций от каждого концерта!

Александр Иванов

Далеко не во всех случаях прекрасный артист является таким же прекрасным педагогом, но не в случае с Марго. Она способна доходчиво излагать свои мысли и помогать находить слабые стороны, над которыми требуется максимально внимательно работать. Помимо профессионализма, чуткости и хорошего музыкального вкуса, Марго также обладает отличным чувством юмора, который помогает преодолеть ощущение неловкости и превращает занятие в оживленный кружок по интересам, где можно встретить замечательных людей различных специальностей. Хочу от всего сердца поблагодарить эту милую, потрясающе поющую, красивую и жизнерадостную девушку за претворение в жизнь желания научиться петь

Гуля Раджабова

На занятиях у Марго прекрасная комфортная дружеская и творческая атмосфера. Отличный педагог, владеющий разными методиками преподования, что позволяет ей находить ключики к самым разным людям. Марго работает и с психологией, и с физиологией вокала, и над артистизмом. А регулярные отчетные концерты учеников — потрясающая творческая отдушина. Они будоражат, заряжают, становятся объединяющей целью и и маркерами собственного прогресса. Знаю, что среди её учеников много таких, кто занимается «для души», и душа очень радуется

Екатерина Маринина

Поздравляю с рождением сайта!Ура!Ура!Ура! Столько всего о музыке вы даже не мечтали услышать и узнать! А Марго воплощение ее во всех проявлениях. Музыка внутри ее,снаружи и вокруг. Как говорится,приходи,удивляйся и бери сколько унесёшь ))))
Спасибо за музыку.

Анастасия Киселева

Марго учит своих студентов не только красиво петь,но и справляться с внутренними блоками и зажимами,помогает раскрепоститься на сцене.Она всегда творчески подходит к занятиям,преподносит теорию в понятной форме,а на практике может найти подход к любому.Занятия проходят в дружеской атмосфере,и все ребята с радостью принимают в коллектив новых вокалистов)Для тех,кто находится в поиске идеального преподавателя и нацелен на результаты в музыкальных начинаниях — вы пришли по адресу!)

Валентина Титова

У вас действительно очень приятная тёплая ламповая дружеская атмосфера, и уникальная возможность для начинающих попеть на сцене с нормальным количеством зрителей, да ещё каких зрителей — отличной благодарной публики с таким же тёплым настроем. Это действительно классно, мне кажется — отличная возможность для тех, кто мечтает начать и не знает, с чего и где начать:)

Ян Надольский

Пришла к Маргарите с весьма куцым и крайне разрозненным багажом знаний о пении и музыке в принципе. Изначальной моей целью было что-то вроде «петь так, чтобы не было стыдно перед окружающими». А оказалось, что следовало формулировать задачу так: «научиться слушать, слышать и чувствовать саму себя». И пошел процесс) Маргарите удается хорошо объяснить не только теоретическую составляющую, но и на практике показать, как надо и как точно НЕ надо делать. Как не покалечить свой голосовой аппарат неправильным звукоизвлечением, как научиться понимать свои ощущения, как расслышать свои собственные ошибки, и что самое важное — научиться их исправлять. Для меня вся информация и каждый урок — это восторг: ого, как я могу! И так! И ноты научили читать. И транспонировать. Я перестала зажиматься от стеснения, убрала довольно болезненные в физическом и моральном плане голосовые блоки, больше не думаю «боже, как ужасно звучит мой голос», и чувствую, что и как нужно делать, чтобы становилось мощно, насыщенно, красиво и правильно. Хочу поблагодарить Маргариту за такой большой педагогический труд, самоотдачу и вовлеченность в процесс! Этот огонь и энтузиазм всегда заряжают позитивом и уверенностью, без них не было бы таких потрясающих результатов

Яна Суворова

Всегда мечтала петь, но всю жизнь думала, что этому почти невозможно научиться. Но когда стала ходить к Марго, начала видеть свой прогресс с каждым занятием. Это безумно радует.
Очень люблю то, что все её упражнения имеют под собой научное объяснение — ты понимаешь, для чего ты делаешь те или иные вещи. Всё направлено исключительно на тебя и твои нужды в пении. А разучивание в конце занятий песен, которые нравятся — не даёт ни шанса заскучать на занятиях! Марго — приятный, и жизнерадостный человек в общении, с ней просто найти общий язык, что очень помогает преодолеть своё стеснение. Она относится с понимаем и поддержкой без какого-либо осуждения.
Всегда с радостью прихожу на занятия.

Юлия Плохих

Хотела сказать, спасибо огромное спасибо Марго! Я год назад пришла к ней без какого бы то ни было музыкального образования, просто человеком, который очень любит музыку и хочет самостоятельно её производить)) Голос тихий, маловнятный, скромная, лишь случайно при большом везении попадая в некоторые ноты. Мы занимались год и сейчас меня, конечно, не узнать 🙂 С ней я прыгнула выше головы, открылся сильный, хороший голос. Да и предъявлять себя стало легче, знакомые и малознакомые товарищи обращают внимание (Ыыы). Конечно, есть ещё многое, что нужно исправить, это дело не минутное. Очень хочу продолжить занятия, после вынужденного перерыва.
Привет всем девчонкам из нашей группы!

Олеся Воронович

Вот и я наконец-то добралась до написания отзыва!!!
Все некогда — так увлекают занятия, репетиции, концерты..еще не успела отойти от весеннего концерта, как тут новый летний на носу — не заскучаешь:)
И кто бы мог подумать больше года назад, что я буду выступать в концерте, петь вообще! Мама мия!!!
Это была моя голубая мечта! Как кто-то уже писал, я тоже считала, что сий талант раздается при рождении, мне естесна не достался:)))
Так думала я всю жизнь, и только Марго открыла мне глаза на правду!!!
Это было одно из главнейших откровений в моей жизни! Спасибо тебе за это, Маргошечка!!!!
А торкнуло меня пойти учиться желание сделать жениху на свадьбе сюрприз-спеть!!! Как же я рада, что попала на эту группу. ..и все так круто сложилось!
А не дай Бог попала б к какой-нибудь бестолковой училке….уууу…страшно представить!!! Мою мечту могли бы закопать, не раскопавши:)))
Марго, СПАСИБО тебе за терпение (невесты почти все истерички, были срывы, хотелось все бросить) ты не на секунду не сомневалась во мне..талантливо и профессионально по миллиметрику, как археолог на раскопках выкапывала из меня способности!!!!
Отдельно о концертах — это не описать словами!!!!
Страх и ужас и восторг одновременно;)
Но это ООООЧЕНЬ КРУТО!!!!!
Это нужно, это необходимо, это четкие ступеньки в развитии, это суперские ребята, эта новая форма тусовки…это всё!!!!!!
Спасибо, Марго, спасибо всем ребятам!!!!!! Всех люблю!!!!
ВСЕМ СОВЕТУЮ!!!!

Марина Мезина — Беляева

Никогда не умел петь и не пытался особо, т.к. всю жизнь думал, что петь могут лишь те, кого наградила этим даром матушка природа. Решил поучиться данному искусству самостоятельно, получалось очень плохо, но, со временем, наладился слух, только это не позволило мне петь свободно — напрягал связки, пел горлом, думал как же это сложно, и зачем так себя мучить. Подумал, подумал… и решил пойти к преподавателю по вокалу. И вот я попал на собеседование к Маргарите и сразу понял, что это тот кто мне нужен. Уже после первых занятий я не узнавал себя — сразу появились силы и стимул к обучению. С Маргаритой легко найти общий язык. Я никогда не думал, что смогу так хорошо петь, я полюбил свой голос, раньше думал, что у меня его вообще нет. Очень интересный подход к обучению и индивидуальный к каждому ученику. Особенно нравилось, то, что Марго говорила, что нужно себе вообразить, чтобы это ассоциировать с пением. Маргарита очень хороший и добрый преподаватель, помогающий по полной получать и делится со слушателями удовольствием от этого искусства 🙂

Грайр Татевосян

Многим из нас было бы интересно погрузиться в мир музыки, творчества и самовыражения, но часто кажется, что не хватает слуха-голоса-раскрепощенности-и-прочего-что-там-настоящие-певцы-умеют. Вокальная мастерская Marge Studio — это замечательное пространство для того, чтобы под руководством очень грамотного и чуткого педагога сломать стереотипы, побороть свои страхи и открыть заново свой голос. Главная мастерица -Марго -делится секретами о том, как правильно дышать, куда направить звук и на что его опереть, как развить слух, как одолеть разные жанры, чтобы в каждой Summer time чувствовать себя, как Элла Фицджеральд, а в каждой No woman no cry, как Боб Марли, и, наконец, как ориентироваться в музыке и научиться слушать ее и в ней себя. Всем страждущим песен и знаний очень рекомендую вступать в ряды вокально-музыкальных подмастерий:)

Светлана Новикова

Если бы вы хоть на минуту представили, что много лет назад девочка Лена пела «Колыбельную Светланы» по партитуре Елены Образцовой в чудном зале ДК им В.П. Чкалова (а это, в далеком прошлом, храм!), то наверное сильно удивились бы, узнав, что через много лет она на подгибающихся ногах и с несмыканием и пересмыканием связок (тот еще пиарщик!) пришла и, почти шепотом попросила Марго помочь ей подготовить поздравление сыну на 18летие… Девочка Лена 45ти лет сделала все возможное за прошедшие годы, чтобы потерять музыкальный слух и напрочь прокурить голос. А еще она разучилась дышать. Очень старалась! 🙂 Спасибо, Марго, за терпение, профессионализм и веру! Благодаря тебе я стала выше ростом, чище голосом и мыслями. Никто не мог поверить, а у нас получилось! И я пою каждый миг, дышу даже кончиками пальцев и в любой момент готова выйти на сцену. Вокал это не просто звук, это песня сердца. Это клеточки мозга и солнечный свет, нежно перемешанные с капельками ночной росы 🙂 Споем?

Елена Масько

Все отзывы

Marge — мероприятия

Все мероприятия

Наверх

Методика развития детского голоса — МЭЦ Межшкольный эстетический центр г. Краснодара

Перунова Юлия Васильевна

педагог дополнительного образования

МАОУ ДОД ЦДОД МЭЦ

(вокал)

Методика развития детского голоса

Постановка голоса, то есть приспособление и развитие его для профессионального пения – это процесс одновременного и взаимосвязанного воспитания слуховых и мышечных навыков поющего.
Это выработка хороших, правильных певческих привычек.
          В певческом звукообразовании принимают участие многочисленные группы мышц, в частности дыхательные, артикуляционные, гортанные и ряд других. В процессе овладения любой специальностью, связанной с мышечной работой, в том числе и пением, работа мышц перестраивается, уточняется, отшлифовывается в нужном направлении под влиянием обучения.
    Как говорят физиологи, работа мышц становится очень тонко дифференцированной, то есть расчлененной и упорядоченной. Образуются, вырабатываются нужные связи, рефлексы, ненужные тормозятся, лишние движения и напряжение исчезают, формируются стойкие вокальные навыки, в результате которых голос должен звучать энергично, чисто и свободно.

     Голос возникает в результате вибрации голосовых связок, противостоящих напору выдоха. Его нельзя «снять» со своего места, нельзя ни «послать», ни «посадить», ни «приблизить», ни «удалить».  «Близость» или «дальность» голоса зависит от организованности звучания, от наилучшего акустического эффекта, создаваемого с помощью артикуляции поющего. Так, с помощью движения корня языка, связанного подъязычной костью с гортанью, можно увеличивать или приостанавливать сдвиги гортани вверх и вниз в процессе «преодоления» музыкальных интервалов (начиная с малой секунды и т. д.). Гортань смещается также и от смены гласных. Ее положение выше на гласных и и е, чем на гласных а, о, у. Блестящие исследования (с помощью рентгена) проф. Л. Б. Дмитриева показали, что у хороших профессиональных певцов гортань обретает спокойное и устойчивое положение, лишь незначительно смещаясь по вертикали. Чем менее опытен певец, тем больше сдвигов и толчков испытывает его гортань в процессе преодоления интервалов и гласных. Ловкая, быстрая и классическая артикуляция (то есть перестройка корня языка, формы зева, глотки и мягкого нёба) помогает певцу уберечь гортань от смещений. Приходится прибавить, что для того, чтобы легко и ловко артикулировать в соответствии с данным интервалом, певцу необходимо выработать свободу челюсти, языка и губ. «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью», – говорил Энрико Карузо. Также плох тот певец, который хочет петь с зажатым языком. Для произнесения слов язык постоянно должен быть свободен и готов к вокальной речи, то есть перестройке гласных и согласных.
          Поскольку условия работы голосового аппарата могут быть различны, постольку и звучание голоса получается лучше или хуже.

Многочисленную мускулатуру, принимающую участие в образовании певческого голоса, можно по функциям условно разбить на три отдела:
1. Мышцы корпуса, обеспечивающие главным образом подачу воздуха к связкам и одновременно правильное положение гортани.
2.Мышцы самой гортани, непосредственно участвующие в возникновении вибраций, а также мышцы шеи, прикрепляющиеся к гортани и ведающие ее установкой в целом.
3.Мышцы артикуляционного аппарата, основная роль которых – превратить звук, возникший в гортани, в членораздельную речь.
Все эти отделы мышечной системы в процессе пения должны работать во взаимосвязи так, чтобы задача, лежащая на каждом из них, выполнялась свободно, не мешая работе остальных.
          Голос возникает в результате вибрации голосовых связок, заключенных в гортани. Здесь происходит главная работа по голосообразованию, гортань – это святая святых певца.
В процессе голосообразования голосовые связки певца натягиваются, напрягаются и вместе со всей мышечной системой гортани организованно противостоят напору выдоха. Прочное натяжение, напряжение и эластичное смыкание связок в процессе их вибрации делают звук крепким, «металличным», хорошо «опертым». У хорошего певца дыхания хватает на длинную фразу, у плохого – не хватает и на ее половину. Происходит это не от плохого распределения дыхания (дыхательной мускулатурой) и не от недостаточного количества воздуха, забранного легкими певца – утечка дыхания неизбежна, если неправильно смыкаются связки поющего.
Расходование дыхания регулируется правильным рабочим напряжением связок. В нахождении этого рабочего напряжения связок, их правильного смыкания основную роль играет атака. В атаке (начале звука) действуют и дыхание, и смыкание связок, причем их работа в момент атаки хорошо поддается мышечному контролю. Каждый обученный певец может энергично, мягко или с придыханием атаковать звук, а следовательно, создать тот или иной тип рабочего напряжения связок. Атака хорошо ощутима, она воздействует непосредственно на характер смыкания связок, а вместе с тем и на трату дыхания. Именно поэтому она и должна прежде всего привлекать внимание певца. У детей младшего возраста, как у мальчиков, так и у девочек, весь механизм голосообразования совсем иной, чем у детей старшего возраста или взрослого человека. Прежде всего это объясняется отсутствием голосовой мышцы, которая оформляется полностью лишь к 11 – 12 годам (в первые 10 лет жизни голосовой связкой управляет в основном перстне-щитовидная мышца).

        Пение в младшем школьном возрасте осуществляется только краевым натяжением связок и носит ярко выраженный фальцетный характер.
В процессе звукообразования принимает участие большая группа вспомогательных мышц. В этот период в гортани только начинает образовываться достаточно мощные скопления нервных разветвлений. Именно это обстоятельство и влияет на её подвижность, тат как связь дыхательной, защитной и голосообразовательной функции осуществляется через нервную систему. Особенно важно отметить, что  в возрасте от 7 до 10 лет образуются нервные разветвления в надхрящнице черпаловидных хрящей, к которым прикрепляются сухожильные волокна почти всех мышц гортани. А это значит, что именно в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. Если развитие органов, входящих в голосовой аппарат, таких как легкие, бронхи, трахея, ротовая полость, полость носа, проходит постепенно, то гортань до периода наступления мутации развивается крайне медленно и неравномерно. Это создает диспропорцию между ростом гортани и всех частей голосового аппарата. Все выше изложенное, наряду с чисто физическими данными, влияющими, например, на дыхание (малый объем легких), показывает, что период  до 10 лет является чрезвычайно важным в развитие голоса. С одной стороны, его можно назвать периодом ограниченных возможностей, с другой – периодом становления и воспитания первоначальных  правильных певческих навыков. Диапазон голоса у детей обычно охватывает октаву ре¹- ре². Этот естественный диапазон определяется возможностями голосовых связок, тонких и коротких. У отдельных детей можно встретить даже звуки малой октавы (си и ля), но, как правило, они звучат неярко и напряженно. Для предотвращения нарушения голосовой функции детей необходимо со школьноговозраста строго соблюдать основные правила гигиены. Это в первую очередь касается выбора репертуара, звуковой диапазон которого должен быть приспособлен к среднему диапазону голоса детей того или иного возраста. Необходимо избегать чрезвычайно громкого, граничащего с форсировкой, пения и разговора.
           Качество голосообразования определяет и характер звучания. Легкость, полетность, нежность и своеобразная звонкость – вот признаки, присущие голосам детей школьного возраста, придающие им прелесть и особый колорит звучания.
         Дети 7 лет значительно отличаются по своим возможностям от 11-летних: если малышей еще нельзя разделить на сопрано и альты, то  у старших уже можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов, появляется в некоторой мере, грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее и ярче. Однако, надо беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. При фальцетном (головном) звучании, когда колеблются только края связок, самой природой ставятся естественные рамки динамической нагрузки голоса. У более старших ребят определеннее выявляется тембр, особенно при ненапряженном, спокойном пении.
          Наибольшей звучности голос достигает на умеренном форте, что очень важно иметь в виду. Но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет и при такой динамической шкале добиваться большой выразительности и яркости исполнения.

Вопросы тембрового воспитания постоянно привлекают мое внимание. У детей этого возраста тембр еще очень неровен, особенно при пении гласных. Поэтому необходимо добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках диапазона. Существенное значение в процессе воспитания тембра принадлежит атаке звука (твердой, мягкой). Умелое использование в вокальной работе мягкой и твердой атаки (при примате мягкой) оказывает самое благотворное влияние на тембр и помогает избавиться от таких неприятных явлений в голосе, как зажатость, носовой призвук и т. д.
          Самое лучшее звучание голоса обычно проявляется в зоне примарных тонов. Вот как определяет примарное звучание один из замечательных знатоков детского голоса А.А.Сергеев: «…это хорошее, естественное, ненапряженное звучание одного или ряда звуков, выявляющее индивидуальные характерные признаки голоса, искать которые следует в среднем регистре (ми — си первой октавы, реже до².»  

Развитие пения — MAPLE Lab

В одном популярном задании учащихся просили найти примеры детей, которые учатся петь на разных этапах. Студенты должны были связать каждое видео с конкретным обсуждением в нашем учебнике с номерами страниц. С педагогической точки зрения это задание было направлено на то, чтобы помочь учащимся применить теории, обсуждаемые в классе, к реальным примерам детского певческого поведения. Вот примерное задание от класса:

Чтобы наблюдать за процессом развития молодых певцов, изучаемые возрасты соответствовали разным этапам, показанным в учебнике, Психология музыки . На одном просмотренном видео видно, как 22-месячная девочка по имени Эмма поет в машине. Видео иллюстрирует способности младенцев в их музыкальном развитии на сенсорном уровне. На сенсорном уровне дети больше интересуются собственными звуками, чем какой-либо структурной организацией (стр. 170). Эмма начинает с исполнения песни «Мир Элмо», которая в конечном итоге превращается в песню «Я тебя люблю» из детского шоу Барни . Мало внимания уделяется интерлюдии между песнями, и ни для одной из них нет определенного финала. Что касается выразительности, Эмму, кажется, меньше волнует материал, который она поет, и больше то, что происходит вокруг нее (стр. 170). Хотя фрагменты оригинальных песен легко узнаваемы, большая часть пения Эммы — это бормотание. Ее лепет не имеет тонального центра или регулярного пульса, которые обычно развиваются в более позднем возрасте (с. 156). Как и большинство детей ее возраста, Эмма не может полностью воспроизвести песни, поскольку она, однако, имеет тенденцию сосредотачиваться на словах, а не на мелодическом контуре (стр. 158).

Видео для возрастной группы 5-7 лет демонстрирует несколько примеров обучения музыке в начальной школе. Несколько детей поют вместе одни и те же песни, которые должны петься в унисон. Большинство детей либо поют слишком тихо, либо примерно в той же тональности, что и воспроизводимая песня. Больше внимания уделяется ритму и тексту, более похожему на распев, навык, который появляется на раннем этапе развития (стр. 158). Энергичный рыжеволосый мальчик на переднем плане явно является звездой видео. Он понимает ритм песен и большую часть текста, демонстрируя при этом свои выразительные способности посредством танцев и восторженных вокализаций (стр. 157). Он также демонстрирует определенную степень выразительности, хотя ему не хватает структурного контроля, о чем свидетельствуют его эксперименты с динамическими уровнями (стр. 171). Все эти аспекты в совокупности создают довольно занимательное зрелище.

Следующее обсуждаемое видео относится к 5-летнему ребенку по имени Беззубик Джек, который поет «Hey, Soul Sister» группы Train. Согласно учебнику «Психология музыки », «к 4–5 годам большинство детей знают небольшой репертуар обычных песен, хотя высота тона и ритм еще не точны» (стр. 159). Беззубик Джек явно подходит под эту категорию, поскольку он делает кавер на песню, а не импровизирует свою собственную. Тот факт, что Беззубик Джек пытается спеть известную ему песню, показывает, что он развивает некоторые певческие навыки. Певец в этом видео демонстрирует базовые навыки пения, такие как ритм, пульс, тональный центр и общее понимание высоты тона, хотя ни один из них не идеален. Это очень похоже на стадию развития, описанную в учебнике, в котором говорится, что «хотя каждый интервал может быть неточным, детское пение отражает более четкое ощущение тонального центра через границы фразы, очевиден лежащий в основе пульс…» (стр. 159). Понимание пульса в этом видео демонстрируется некоторыми движениями Джека, такими как раскачивание в такт и некоторыми действиями, которые следуют во времени (стр. 162). Движения Джека подобны «устойчивым и контролируемым двигательным действиям», которые используются для сохранения ритма музыки. В этом видео также есть некоторые ошибки, когда либо ритм, либо высота звука неточны. Это свидетельствует о том, что развитие песенно-певческих навыков у Беззубика Джека еще не завершено. Кажется, Беззубик Джек тоже думает о разных вещах, которые можно делать с его голосом. Он пытается имитировать тон, а иногда и фигуру, которые использовал бы оригинальный певец. Это описано в книге, когда говорится, что дети в возрасте 5 лет обладают «способностью петь с выражением» (стр. 159).). В видео также есть несколько случаев, когда большие интервалы кажутся более сложными для Беззубика Джека, чем большинство интервалов. В учебнике утверждается, что «большие интервалы продолжают представлять проблему для маленьких детей» (стр. 160). В заключение, Беззубик Джек показывает, что его певческие навыки находятся на естественном уровне или, возможно, немного выше для его возрастной группы.

Психология музыки  Sin-Lan Tam, Peter Pfordresher и Rom Harré утверждают, что «песня попурри и изучение традиционных песен знаменуют собой переход от акцента на импровизационных и творческих аспектах песни к приобретению определенный музыкальный репертуар» (с. 160). В этом видео шестилетняя Эйвери поет « Если я умру молодым » группы Perry. Эта песня демонстрирует конец ее перехода от импровизации в более молодом возрасте к способности петь полноценную поп-песню. Она поет мелодию независимо от аккомпанемента гитары и барабанов, демонстрируя совместный способ пения (стр. 160). Как указано в Psychology of Music  с исследованием Шутера-Дайсона и Габриэля (1981), дети в возрасте от четырех до пяти лет могут идентифицировать определенные песни, хотя высота тона и ритм не точны (стр. 159).). Несмотря на то, что Эйвери шесть лет, она демонстрирует эти моменты, немного ошибаясь в аккомпанементе и пропуская несколько нот. Кроме того, в другом исследовании, проведенном Рутковски (1997), отмечается, что «при разучивании песен, которым их учат, маленькие дети обычно начинают с напевного подхода, который фокусируется на тексте, затем поют в узком диапазоне высоты звука, напоминающем диапазон речи, а затем проходят через фазу, в которой они чередуют речь и пение […], прежде чем […]использовать более широкий диапазон пения» (стр. 160). Это также коррелирует с мнением Карла Орфа о том, что «пение маленьких детей постепенно переходит от речеподобного характера к певческому тону» (стр. 175). На протяжении всего видео Эйвери чередует пение в узком диапазоне высоты звука и пение, чередуя речь и пение. Она пробует и высокие, и низкие ноты, которые обычно не используются при разговоре, хотя ее попытки не очень точны, что показывает, что она поет в более удобном для речи диапазоне — со временем она сможет освоить более широкий диапазон пения. Она постепенно переходит от речевого характера к правильному пению. Что-то, что принесло бы пользу пению Эйвери, заключалось бы в том, чтобы предоставить ей вокальную модель, например, петь с кем-то, у кого есть похожий голос, или использовать технологическую программу для визуального отображения ее голоса — эти инструменты увеличили бы точность ее высоты тона (стр. 160). Кроме того, интервальные прыжки, которые Эйвери поет в « If I Die Young » не очень точны из-за неточного тона, чего и следовало ожидать от ее возрастной группы (стр. 160). В заключение, благодаря способности Эйвери петь поп-песню с аккомпанементом, она открыта для возможностей улучшения своей вокальной техники, чтобы иметь возможность петь в большой группе (стр. 160).

Незадолго до достижения восьмилетнего возраста дети уже начали развивать разговорные навыки, и только в возрасте от восьми до десяти лет они более эффективно формируют свои разговорные навыки (стр. 171). Это означает, что они могут с большей легкостью повторять музыкальные темы и ритмы, поэтому они могут создавать определенную форму для песен, которые они поют (стр. 171). В следующем видео две десятилетние девочки поют песню Sunshine, которая, согласно описанию видео, полностью импровизирована. Видео демонстрирует их уже хорошо зарекомендовавшие себя разговорные навыки, а также знакомит с спекулятивными навыками, которые развиваются у детей после достижения ими 10-летнего возраста. Полностью импровизируя, две девочки демонстрируют повторение музыкальных тем, которые придают песне более конкретную форму. Они также используют менее оригинальные идеи после того, как их музыкальная часть определена, что очень хорошо описывает устоявшиеся навыки разговорного языка. Умозрительный аспект пения слышен в конце куплетов или припевов, где пение включает в себя некоторые эксперименты с недавно импровизированными короткими музыкальными фрагментами. Это подтверждает тот факт, что к 8—10 годам дети постепенно все меньше используют исследование, а скорее повторяют и развивают прежние или подражательные представления, придавая песне реальную структуру (с. 171). Кроме того, это также означает переключение, когда дети начинают больше заботиться о конечном результате, в то время как дети в возрасте до восьми лет более сосредоточены на действиях и пребывании в данный момент, не слишком заботясь о результате (стр. 171).

В заключение, представленные видеоролики иллюстрируют примеры раннего музыкального развития в возрастной группе от 0 до 10 лет. Каждое видео демонстрирует пример воздействия музыки и вокализации ребенка или детей. Родители участвуют в большинстве видеороликов, либо просто документируя ребенка, либо преднамеренно поощряя вокальное самовыражение. В самой старшей возрастной группе у детей явно было предыдущее музыкальное образование, которое становится не столько процессом, сколько подходом, ориентированным на продукт. Благодаря воздействию музыкальных ситуаций со стороны родителей, в школе, во внеклассной деятельности или на частных уроках музыкальное развитие и певческие способности достигают базового уровня у большинства детей к 10 годам. Как потенциальный музыкальный педагог, можно понять музыкального опыта большинства детей, и этого можно ожидать от маленьких детей в учебной ситуации.

Краткая история пения

Краткая история пения

ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ВОКАЛИЗМ

В начале был голос. Голос — это звучащее дыхание, слышимый признак жизни.
—Там же.
Люди воспевали свои чувства задолго до того, как они были в состоянии высказать свои мысли. Но, конечно, мы не должны думать, что «пение» означает здесь то же самое, что и в современном концертном зале. Когда мы говорим, что речь возникла из песни, мы имеем в виду только то, что наш сравнительно монотонный разговорный язык и наша высокоразвитая вокальная музыка суть дифференциации примитивных высказываний, в которых последних больше, чем первых. Эти высказывания были сначала, как пение птиц, и рев многих животных, и ворчание младенцев, восклицательные, а не коммуникативные, т. е. исходили из внутреннего стремления индивида без всякой мысли о других существа. Наши далекие предки не имели ни малейшего представления о возможности передачи идей и чувств другому человеку.
—Отто Есперсен, Язык, его природа, развитие и происхождение

Пение, воспроизведение музыкальных тонов вокалом, настолько важно для человека, что его истоки давно утеряны в древности и предшествуют развитию разговорной речи. Голос считается первоначальным музыкальным инструментом, и нет ни одной человеческой культуры, какой бы отдаленной или изолированной она ни была, которая не поет. Мало того, что пение является древним и универсальным, в первобытных культурах это важная функция, связанная не столько с развлечением или легкомыслием, сколько с вопросами, жизненно важными для человека, социальной группы или религии. Первобытный человек поет, чтобы призвать своих богов молитвами и заклинаниями, отмечать свои обряды перехода песнопениями и песнями и рассказывать о своей истории и героизме балладами и эпосами. Есть даже культуры, которые считают пение таким удивительным актом, что у них есть мифы о сотворении, говорящие о том, что они были спеты.

Вероятно, самое раннее пение было индивидуальным и импровизационным, простой имитацией звуков, слышимых в природе. Когда началось пение осмысленных, коммуникативных звуков, установить невозможно, но это, несомненно, был важный шаг в создании языка. Многие антропологи считают, что развитие опущенной гортани (важной для членораздельной речи, поскольку она фактически делает гибкий нижний язык передней стенкой глотки) было относительно недавним аспектом эволюции человека.

В человеческой гортани нет костей, поэтому археологические находки не предлагают прямых физических доказательств голосового аппарата доисторического человека. У нас нет исследований, которые соотносили бы вокальные характеристики с размером тела, не говоря уже об основных гендерных различиях, но существует общее мнение, что у крупных народов (например, у славян) часто рождаются певцы с низким голосом, в то время как у народов с маленьким телосложением (например, у жителей Средиземноморья) выпускать больше певцов с высоким голосом. Если в этом есть какая-то правда, то голос, принадлежавший владельцу доисторической кости челюсти, обнаруженной в 1909 в Гейдельберге, Германия, возможно, был замечательным — его размер вдвое больше современной челюсти.

Перенося идею связи размера тела с вокализмом в более поздние периоды, мы видим, что современный человек стал слишком большим, чтобы соответствовать доспехам средневековых рыцарей, а совсем недавно мы подозреваем возрастающую редкость мужского типа альтового голоса. Хотя заманчиво видеть взаимосвязь между такими вещами, у нас нет средств, чтобы подтвердить это фактами.

Основываясь на наших знаниях о пении современных первобытных народов, возможный сценарий музыкального развития начинался бы с простых мелодических рисунков, основанных на нескольких тонах. Затем может появиться соответствие высоты тона (несколько человек, поющих в унисон), с пением в параллельном движении (естественный результат того, что женщины или дети поют с мужчинами), фразами «звонок-ответ», дрон-басами и каноном в качестве последующих шагов. Все это могло привести к развитию чувства тонической и гаммовой структуры (примитивная музыка часто использует пентатонические гаммы) и развитию таких основных музыкальных приемов, как мелодические последовательности и каденциальные формулы.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ДРЕВНОСТЬ

Каждая из основных ранних культур, которые были источниками западной музыки, имела отличительные музыкальные характеристики, в некоторой степени связанные с их соответствующими языками. Эксперты признают, что разговорный язык культуры и его музыкальное выражение влияют друг на друга, но отношения очень сложны и недостаточно понятны. То, что современные французские исполнители на деревянных духовых инструментах производят характерный тембр, что размер 6/8 не существует в венгерской народной песне, и что западная классическая вокальная техника, разработанная в италоязычном регионе, являются примерами взаимосвязи.

Неизвестно, когда и где зародилась художественная музыка, в отличие от народной, но есть свидетельства того, что различные месопотамские культуры процветали с 3500 по 500 г. до н.э. уже считали музыку искусством, и в их сочинениях упоминаются как профессиональные музыканты, так и литургическая музыка. Это песня, Шумерский Гимн Сотворению , датированная до 800 г. до н.э., которая является старейшей из сохранившихся музыкальных нот.

Египетская музыкальная культура существовала к 4-му тысячелетию до нашей эры, и музыка занимала видное место в социальной и религиозной жизни Древнего царства. Египетские инструменты значительно изменились с началом эпохи Нового Царства (1700-1500 гг. до н.э.). Изменение, которое, возможно, отражало иностранное влияние, произошло от инструментов с тонким тембром к более громким, и, несомненно, последовали аналогичные изменения в певческом тоне, поскольку со временем инструментальные тембры культуры и вокальный тон всегда имеют тенденцию совпадать. Сохранилось множество рисунков, показывающих, что в Новом Царстве существовали большие хоры и оркестры.

В греческой культуре была высокоразвитая художественная музыка, в которой были признаки как народного музыкального происхождения, так и некоторого египетского влияния. Поэзия Сафо (600 г. до н. э.) и др. часто исполнялась на состязаниях с мелодиями и ритмами, основанными на поэтических размерах. Пение было связано со всеми формами литературы и с танцем. Ода, дифирамб (хоровая дань уважения Вакху и предшественнику трагедии) и драма — все они использовали певцов, которые двигались в ритме музыки. К 500 г. до н.э. было описано чревовещание, а в драме использовались как хоры, так и сольные голоса. Греческие философы придавали большое значение музыке и ее культурным целям. Были разработаны ШКАЛА ПИФАГОРА (см. Глоссарий) и комплексная теория музыки.

В иудейской культуре сохранились некоторые мелодии, которые могут восходить к 500 г. до н.э. Пелись Псалмы Давида и Песнь Соломона, и мы знаем о раннем присутствии профессиональных музыкантов. При пении псалмов использовались как респонсорский (солист, которому отвечает прихожане), так и антифонный (чередование прихожан групп) стили. После разрушения Второго Храма в 70 г. н.э. еврейская музыка стала исключительно вокальной. Рассредоточенные и бродячие евреи узнают, что человеческий голос — легко переносимый инструмент, а коллективное пение объединяет его участников как по форме, так и по назначению. Подобно египтянам, еврейские певцы могли делиться музыкальными направлениями и напоминаниями с помощью жестов (ХИРОНОМИЯ). Кантилляция, интонирование священных текстов с использованием древних мелодических формул, написанных с помощью символов, называемых 9.0054 таамим был важным музыкальным форматом. Еврейские молитвенные песнопения, основанные на древних мелодиях и часто сильно украшенные, оказали значительное влияние на христианское простое пение.

То немногое, что мы знаем о римской музыке, показывает, что она произошла от греков, но в основном инструментальная и военная по своей природе. Тем не менее Сенека (4 г. до н. э. — 64 г. н. э.) писал, что однажды поздно ночью его побеспокоили громкие звуки, исходящие от группы певцов, практикующих вокальные упражнения.

Пение было настолько важной частью раннехристианского богослужения, что его ритуал и музыка развивались вместе и стали почти неразделимы. Он заимствовал музыку из других религий и из существующих светских мелодий и постепенно развил форму литургического пения. Это был стиль, основанный на извилистых мелодиях ограниченного диапазона, выраженных в свободных, безразмерных ритмах. Они исполнялись соло или в унисон мужскими голосами без аккомпанемента. Разнообразные масштабные форматы, в которых они развивались, со временем превратились в сложную теоретическую систему так называемых церковных ладов.

По мере того, как христианская церковь организовывалась, она пыталась подавить секуляризм и светское пение, продвигая при этом как себя, так и свой избранный музыкальный стиль — плейшант. В результате осталось мало свидетельств светской музыкальной деятельности в первые века нашей эры, и нам легче проследить эволюцию пения, поскольку она отражается в развитии духовной музыки, особенно в латиноязычной Римской церкви.

ТРИНАДЦАТЬ ВЕКОВ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

В четвертом веке нашей эры христианство стало официальной религией Римской империи, и Папа Сильвестр основал SCHOLA CANTORUM  . Римско-католическая церковь будет контролировать развитие западной музыки в течение следующих тринадцати столетий, в течение которых музыка изменилась от простого унисонного пения до высокоразвитого полифонического хорового стиля Палестрины. Эта эпоха была отмечена повторяющимся образцом, продолжавшимся примерно три столетия, когда правящий Папа, заботясь о чистоте церковной музыки, отдавал приказы о стилистическом сокращении и налагал новые ограничения на творчество тех, кто был склонен разрабатывать музыку церкви. масса.

Развились три стиля распевной мелодии: слоговый (для духовенства и прихожан), невматический (несколько нот в слоге, для певчих) и мелизматический (витиеватый, для солистов). Метрика как в текстах пения, так и в мелодиях была редкостью, но встречалась уже в четвертом веке. Около 600 г. н.э. папа Григорий (отсюда и григорианские песнопения) реорганизовал Schola Cantorum . Его реформы стандартизировали литургический репертуар и изменили характер христианского служения с безудержного экстаза на сдержанное благоговение. К 800 году нашей эры репертуар снова пополнился вновь созданным материалом под названием TROPES. Манускрипты Plainchant сохранились с девятого века, когда появились первые известные примеры полифонии и началось ухудшение пения, которое продолжалось до тринадцатого века, поскольку его первоначальная простота постепенно стиралась из-за продолжающегося использования специализированных певцов. и их введение орнамента и виртуозных эффектов (см. ЮБИЛУС ). Примерно в десятом веке нотная запись начала предлагать изменение высоты звука путем размещения символов над или под горизонтальной линией, и началось медленное развитие многострочных нотоносцев.

В средневековой графике певцов часто изображали с напряженным выражением лица, их нахмуренными бровями, выступающими венами и преувеличенным положением рта, предполагающим натужное, возможно, гнусавое качество — звонкое или тростниковое — как инструментальные цвета того времени. Чосер в четырнадцатом веке Canterbury Tales , описал пение того времени как «интонированное через нос». Вероятной нормой был прямой тон, а вибрато предназначалось для использования в качестве украшения, как и набор древних вокальных приемов: портаменти, повороты, трели и преднамеренное использование качеств различных вокальных регистров. Вероятно, использовался и йодль.

ПОДЪЕМ ПОЛИФОНИИ

Идея высоких и низких голосов возникла с появлением полифонии в девятом веке. По мере того как полифония усложнялась, требовались более образованные певцы, и одним из созданных устройств обучения (Гвидо Д’Ареццо, 11 век) была Гвидонианская рука, основа техники чтения с листа, СОЛЬМИЗАЦИЯ, используемая до сих пор. К одиннадцатому веку портаменти использовались для определенных согласных в пении, и началось пение дискантов. Это были разработки, выполненные против cantus firmus , протяжные ноты простой мелодии. Тех, кто выдерживал пролонгированные ноты, называли «холдерами» или тенорами, а тех, кто пел декантную партию «против» их, называли контратенорами. Контратеноры часто пели «высокую» партию, которую в итоге назвали альтом , а позже тех, кто исполнял партию, переплетающуюся с альтами, стали называть — как и ожидалось — контральто. В конце концов эти части были окружены двумя внешними контрапунктическими голосами, соответствующим образом названными 9.0054 сопранус  (вверху) и бас  (внизу).

Organum — так называлась ранняя полифония (800–1250 гг. н. э.). В простом органуме использовались две голосовые партии, которые пели параллельно четверти или пятой части, и в конечном итоге эти два голоса были удвоены в октаве. Свободный органум (11-12 вв.) использовал расширенный гармонический словарь, допуская совершенные четверти, мажорные и минорные терции и мажорную секунду, в то время как квинты и полутона избегали. Параллельное, наклонное и противоположное движение и пересечение голосов все чаще использовались для получения приятных гармоний и избегания тритона, который считался «дьяволом в музыке». По мере развития полифонии (14-17 вв.) вводится ритмическая нотация. Четырнадцатый век 9В стиле 0054 ars nova (новое искусство) развивались более смелые гармонии, требовались более широкие вокальные диапазоны и использовались более интересные ритмы (хотя тактовые черты появились только в конце шестнадцатого века). Хотя требовались все более высокие высокие голоса, церковь не могла смириться с использованием женских голосов (запрещенных в 1 Коринфянам 14:34) и вместо этого обратилась к более широкому использованию мальчиков с неизменными голосами ( putti ). Но мальчики страдали тем недостатком, что у них была относительно короткая полезная карьера после длительного обучения, и следующим шагом было использование зрелых мужчин, поющих фальцетом. В пятнадцатом веке Трентский собор попытался восстановить чистоту литургии, запретив использование такого сложного материала, как тропы и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. Он также увидел важную новую деятельность в создании полифонических месс и MOTETS. Поскольку развивающийся контрапунктический стиль вызвал интерес к диапазону и тембровым различиям нижних мужских голосов, в употребление вошел последний термин основного типа голоса, баритон (греч. «весомый звук»).

Затем из Испании (где мавританские евнухи-охранники гарема были вероятными образцами) прибыли первые кастрата . Это были взрослые певцы, которым хирургическим путем удалили яички до полового созревания. (Юношеская кастрация стабилизировала младенческую гортань и привела к развитию необычно большой грудной клетки. В результате появились голоса как сопрано, так и альта.) Кастрат впервые присоединился к путти и фальцетистам (теперь называемым contraltini ) в Папском хоре в конце шестнадцатого века. век. Это было также, когда богатый полифонический хоровой стиль Ренессанса закончился — в то время как на самом пике — чтобы быть замененным революционно новым музыкальным стилем, сосредоточенным на сольном вокализме: монодии. Случайность, что ряд ведущих хоровых композиторов (Габриэли, Джезуальдо, Герреро, Хасслер, Ле Жен, ди Лассо, Меруло, Морли, Нанини, Палестрина и де Виктория) умерли в течение двадцати лет (1594-1614), помогает объяснить внезапность окончания эпохи великого полифонического хора.

Стиль nuove musiche   (новая музыка), положивший начало периоду барокко (1600–1750), был гомофонным и отличался мелодической линией, поддерживаемой вертикально задуманным гармоническим аккомпанементом. С нашей современной точки зрения, возможно, невозможно оценить, насколько замечательной была эта идея, но в то время, когда музыка была почти исключительно контрапунктической, а каждый голос воспринимался горизонтально и имел равное значение для окружающих, она должна была быть революционной.

Типичным примером гомофонного стиля является протестантский гимн или хорал, и, возможно, движение Реформации шестнадцатого века, которое использовало местный язык в богослужении и ожидало, что его прихожане будут петь во время богослужения, дало импульс использование новой, относительно простой омофонии.

ПОДЪЕМ ТЕАТРАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Хотя их целью было воссоздание древнегреческой драмы, ФЛОРЕНТИЙСКАЯ КАМЕРА   эффективно установил совершенно новый способ. Их оперы (произведения) были тем, что мы бы назвали классическими пьесами, исполнявшимися бесформенным речитативом, сосредоточенным на тексте. Но они изменили историю музыки, открыв новую площадку для музыкального творчества и перформанса — светский мир театра. Влияние, которое это оказало на пение, было революционным: можно было использовать женские голоса, драматическая выразительность вошла в сферу пения, нужно было научиться двигаться и действовать во время пения, а гулкая акустика церкви была заменена на менее благоприятный дизайн. театр. Кроме того, развивалось новое и конкурентоспособное направление — инструментальное сопровождение. Старый стиль без аккомпанемента с его относительной простотой исполнения скоро будет зарезервирован для использования «в церкви».0054 а капелла . Сопровождение и усиление этого времени художественного разъединения было бы фундаментальным переходом от модальности к тональности мажор-минор.


ГЛОССАРИЙ терминов, написанных в тексте с заглавной буквы.

ХИРОНОМИЯ или ХИРОНОМИЯ:
До эпохи нотной грамоты ансамблевое пение часто управлялось ведущим, который сигнализировал руками, чтобы показать высоту звука. Похожая идея, система жестов Curwin, активно используется и сегодня.
ФЛОРЕНТИЙСКИЙ КАМЕРА:
Группа художников-интеллектуалов и музыкантов, которые во Флоренции в конце шестнадцатого века часто встречались, чтобы обсудить древнегреческую драму и стиль ее исполнения.
ЮБИЛУС:
В раннем простом песнопении декоративная вокализация, исполнявшаяся на последней гласной слова alleluia . Он был настолько популярен среди литургических исполнителей, что его использование пережило даже реформы Папы Григория ок. 600.
МАССА:
Основная литургическая структура римско-католической священной службы и сопровождающая ее музыка. Месса развивалась на протяжении многих столетий, и две категории материала составили ее форму: обычная (предметы, обычно присутствующие в каждой мессе) и надлежащая (предметы, вставленные по случаю). Поющие элементы Обыкновенного: Кирие , Глория , Кредо , Санктус , Бенедикт и Агнус Деи . В надлежащем могут встречаться такие поемые разделы, как Introit , Gradual , Alleluia , Offertory и Причастие . Части мессы исполнялись на простом пении с самой ранней истории церкви, и в течение четырех столетий (с 1200 по 1600 год нашей эры) полифоническая месса была основным форматом серьезного музыкального сочинения.
МОТЕТ:
Хоровой гимн без сопровождения, предназначенный для исполнения на католической службе. Это была важная форма сочинения музыки, которая претерпела значительные изменения за время своего длительного активного использования (1250-1750 гг. н. э.).
ШКАЛА ПИФАГОРА:
Восьмитоновая диатоническая гамма, созданная греческим математиком Пифагором (ок. 550 г. до н. э.) путем переупорядочения тонов, полученных им из квинтового круга.
SCHOLA CANTORUM:
Школа подготовки папского хора в Риме. Он стал центром развития и распространения церковной музыки и отправлял певцов в другие церкви.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:
Старейшая и наиболее важная форма ТРОПА, изначально встречавшаяся на alleluia   Мессы. В отличие от старых песнопений, в этом недавно созданном материале часто использовались расширенные вокальные диапазоны и формальные композиционные приемы, такие как мелодическая последовательность.
СОЛМИЗАЦИЯ:
Метод чтения нот, при котором слоги (до, ре, ми и т. д.) связываются с высотой тона диатонической гаммы. Многие древние культуры разработали подобные системы до того, как эта система была создана для обучения монахов чтению с листа.
ТРОПЫ:
Текстовое дополнение к официальной католической литургии. Некоторые были адаптированы к ранее существовавшим мелизмам (отсюда contrafacta ), но другие были спеты на новые мелодии, свободно взятые из мелодии простого пения.

Перейти к следующему разделу

Вернуться к оглавлению


Copyright 1999, Джон Купман.