Развить голос певческий голос: Развитие голоса. Живая Гармония
Вопросы-Ответы — Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека
ВОПРОСЫ
Педагогические…
Чем методика, разработанная Д.Е.Огородновым, отличается от других методов постановки голоса?
Что включают в себя занятия по Методике?
Сколько времени надо на обучение по Методике?
Что такое постановка голоса?
Ученик не воспроизводит правильный тон. Как ему помочь?
В каком возрасте можно начинать обучение ребёнка по Методике, с чего надо начать?
Что дает Методика детям особенно важного, такого, чему детей часто не учат в школе?
Почему я не стал музыкантом после обучения в ДМШ или музыкальном ВУЗе?
Почему публично выступающие люди (в частности, преподаватели) часто говорят скучно и невыразительно?
Почему хоры и сольные исполнители часто поют немузыкально?
Вокальные…
Зачем развивать свой голос, его возможности?
Что означает «медведь (слон) на ухо наступил» или «отсутствует музыкальный слух»?
Что такое музыкальный слух? Чем он отличается от обычного?
Почему я не могу спеть вслух мелодию, которую хорошо помню «про себя»?
Как определить, владеет ли человек голосом, не поёт (говорит) ли он «заученно»?
Как определить, музыкально ли исполнение?
Что такое абсолютный слух?
Все ли могут научиться петь и декламировать красиво?
Как научиться говорить и звучать интересно для себя и окружающих?
В чём опасность быстрой речи, скороговорок?
Что такое ладовое чувство?
Что такое тембр?
Что такое позиция звука?
Что такое резонатор?
Здоровье…
Почему мой голос устаёт?
Пение улучшает психо-эмоциональное состояние человека. С чем это связано?
Почему люди теряют творческую активность?
Насколько связано пение с дыханием, можно ли нормализовать дыхание, занимаясь пением?
С чем связаны хронические горловые заболевания, особенно у ребёнка? Можно ли с помощью пения вылечить горло?
Дефекты речи (заикание, невыговаривание отдельных гласных). С чем связаны? Как исправить?
ОТВЕТЫ
Педагогические…
Чем Методика, разработанная Д.Е.Огородновым, отличается от других методов постановки голоса?
Методика «КОВЧЕГ», разработанная Д. Е. Огородновым, выделяется полной научной обоснованностью и комплексностью. В ней научно обоснованы не только общие принципы работы, но и каждое отдельное действие, движение педагога и ученика. Комплексность Методики позволяет, решая конкретную задачу постановки голоса, одновременно решать и другие задачи: музыкальное воспитание, развитие творческих способностей человека, оздоровление его.
Методика «КОВЧЕГ» выделяется и своими результатами. Подобных результатов в работе над голосом никто и нигде до сих пор не получал. Об этом говорят более десятка отзывов не только отдельных последователей, но и высокопоставленных лиц (см. раздел «Отзывы, статьи»).
Методика выявляет истинно природный, индивидуальный тембр голоса человека. Такой голос работает физиологично, звучание его естественно, гармонично (в отличие от результатов, полученных по другим методикам, когда часто учат петь строго определённым, заданным способом и «манерой»). Гармония вокальной функции голоса и речевой делает человека гармоничным во всех отношениях, и физически, и духовно.
Что включают в себя занятия по Методике?
На уроках мы учимся освобождать голос от напряжения, тем самым способствуя выявлению индивидуального тембра голоса. Учимся выразительно произносить слова и читать стихи, учимся точно, музыкально, выразительно пропевать звук, соединять звуки. Здесь на помощь приходит наглядная и понятная схема-алгоритм, составленная согласно законам музыки и подсказывающая, как именно управлять своим голосом, дыханием. На начальном этапе мы учимся на уроках исполнять несложные дидактические песни.
В дальнейшем, по мере освоения голоса, расширения его диапазона, улучшения владения им, мы проходим специально систематизированный учебный песенный материал, одноголосные песни, двухголосные, трехголосные.
В процессе работы по Методике объединяются, согласовываются движения рук и голоса. Все упражнения строго систематизированы по принципу минимального шага программы, от простого к сложному. Причём, решая более простую задачу, учащийся одновременно постигает алгоритм решения более сложных задач, учится правильно организовывать свою работу на уроке и в других сферах деятельности.
Сколько времени надо на обучение по Методике?
Обучение по Методике может длиться по-разному для разных учеников, в зависимости от количества и качества ежедневных тренировок голосового аппарата учащегося.
Что такое постановка голоса?
Это такая организация движений вокального аппарата певца, при которой поющий получает возможность контроля над всеми частями голосового аппарата и координированного управления ими, то есть возможность владения голосом.
Ученик не воспроизводит правильный тон. Как ему помочь?
Ученик не воспроизводит правильный тон потому, что не умеет управлять своим голосом. Голос надо не только иметь, а нужно голосом владеть. Наличие в повседневной речи красивого голоса ещё не означает, что человек владеет им. На каждом уроке, занимаясь по Методике, ученик тренируется управлять голосом всё лучше и осознаннее. При этом педагог постоянно контролирует точность воспроизведения звука по высоте.
Важным начальным этапом выработки умения управлять голосом является освоение упражнения «вертикальное художественное тактирование». Ученик работает над глиссандо (т. е. скольжением) звучания голоса в согласовании с движениями рук по высоте, вверх или вниз. Здесь очень важен медленный темп. Направление глиссандо меняется по схеме художественного тактирования (см. «Пособие 1994 г.», Тема 2). Это упражнение «открывает» ученику ощущения звучания голоса в разных регистрах и согласовывает работу голоса и рук. Медленный темп позволяет лучше осознавать свои ощущения, вырабатывать произвольность действий. В ходе дальнейшего обучения руки все более помогают управлению голосом.
Тренировать точность воспроизведения тона лучше всего на гласном «У». Важно подобрать поначалу тон, удобный данному ученику, тон середины диапазона голоса.
Исполнять его следует с активной, правильной артикуляцией и с помощью особого положения рук (губы вытянуты вперед дудочкой, пальцы рук «дежурят» у щек, локти подняты). При этом чередуется пение этого звука стаккато и легато. Это описано в книге Д. Е. Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе» (часть III, глава 3 «Певческая установка»). В конце этой книги есть небольшой раздел: «Метод исправления интонации у плохо интонирующих детей («гудошников»)».
Одним из действенных методов выработки точности интонирования является приём пения «про себя», называемый «Зеркало». Ученику предлагается петь, но вслух не звучать, словно он – «зеркало». То есть ученик открывает рот, помогает себе нужным жестом рук, но вслух не звучит, а «как бы поет», воспринимая пение педагога или правильное пение другого ученика. Часто уже при повторном пропевании данного звука (или упражнения) вслух ученик исполняет его правильно.
В каком возрасте можно начинать обучение ребёнка по Методике, с чего надо начать?
Чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше. Обычно дети могут заниматься по Методике с 5-6 лет, реже с 4-х лет. Для более младших детей важной «школой» является выразительное звучание голоса их родителей.
Если родители станут уделять внимание качеству своей речи, будут стараться говорить медленнее и душевнее, то это будет очень полезно и детям, и родителям. Очень многое родители могут передать своим детям, если в доме практикуется чтение книг вслух, выразительное чтение сказок на ночь.
Как витамины и полезная еда, нужна детям атмосфера музыкальности в доме, привычка к звучанию хорошей музыки, классической музыки, вокальной музыки.
Если родители владеют основами Методики, то начинать заниматься с ребенком дома надо с тихого глиссандо голоса при помощи движений рук, с игры в вертикальное художественное тактирование, с песенок «Ворон», «Филин», «Кукушечка». А также важно медленно и выразительно исполнять стихи с ребенком вместе и по очереди, уделяя внимание протяженному выразительному звучанию опорных гласных. В первую очередь речь идет о детских стихах А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, В. Маяковского.
Кроме того, если ребенок периодически слышит в доме искреннее и выразительное декламирование взрослыми поэтических фрагментов, то это очень обогащает его, развивая в нем поэтичность, кругозор, образное мышление и, конечно, звуковую выразительность голоса.
Что дает Методика детям особенно важного, такого, чему их часто не учат в школе?
Умение мыслить, сравнивать, развиваться творчески, а также не просто воспринимать, а переживать материал, изучаемый на уроке, и поэтому глубже осознавать его. Способность воплощать это умение на других дисциплинах, а также в жизни. Умение самостоятельно учиться, стремиться постигать новое.
Методика обостряет чувственную сферу ребенка, он начинает острее видеть, качественнее слышать, глубже «читать» эмоциональный строй речи, он начинает и точнее управлять рукой (а позже – и всем телом). Методика качественно повышает внимание ребенка, формирует навык слежения, что является важной характеристикой развитой личности.
Почему я не стал музыкантом после обучения в ДМШ или музыкальном ВУЗе?
Изначально всё дело в качестве работы голосового аппарата и во владении голосом. Люди с перетруженными, «испорченными» голосами не только становятся менее чуткими к музыке, но и часто болеют, в основном заболеваниями гортани.
Необязательно быть музыкантом, но очень важно быть музыкальным… Профессиональные музыканты зачастую поют или играют немузыкально. Доказано, что если музыкант приобретает способность лучше владеть голосом, то, как следствие, он приобретает и способность интереснее, тоньше играть на музыкальном инструменте. Ведь голос — наш главный музыкальный инструмент. Перегруженный, зажатый, неразвитый голос работает искаженно, поэтому «искажается», «зажимается» и музыкальность человека.
Почему публично выступающие люди (в частности, преподаватели) часто говорят скучно и невыразительно?
Скучно становится при слушании монотонной, плохо артикулируемой речи. Выразительно звучит голос, который работает свободно, полноценно, в котором качественно выявлен тембр, ясно подаются гласные, Выразительный голос звучит интонационно богато, интонационно гибко, не в одном звуковом регистре (т. е. монотонно), а шире.
У многих преподавателей голосовой аппарат работает неполноценно, они не владеют своим голосом, не чувствуют его работу, не управляют артикуляцией и не обладают навыками интонационной выразительности.
Почему хоры и сольные исполнители часто поют немузыкально?
Слушатели ощущают пение как глубокое музыкальное, эмоциональное воздействие тогда, когда каждое слово, каждая фраза глубоко, искренне переживаются исполнителем, и умело им выражаются.
Музыкальность — это комплексное чувство, связанное с ощущением музыкальной формы, метроритма, лада, а также тонкой чуткостью к звуку. Это комплексное чувство должно выражаться голосом или игрой на музыкальном инструменте.
Вокальные…
Зачем развивать свой голос, его возможности?
Голос — это, прежде всего, средство общения между людьми. Голос формируется с помощью голосового аппарата. Это — наш первый и основной инструмент в жизни, с помощью которого мы передаем друг другу не только мысли, смысловую информацию, но и переживания, эмоции, чувства. Чем точнее мы выражаем голосом то, что хотим, тем лучше понимаем друг друга, тем меньше становится причин для недоразумений и конфликтов между людьми, и тем больше мы получаем радости и пользы от общения. Из этого следует, что наша речь и пение (музыкальная речь) должны быть прежде всего выразительными. Выразительность — главное качество голоса, и ее следует развивать в первую очередь.
Голосовой аппарат, содержащий богато иннервированные голосовые мышцы (складки) со сложной волоконной структурой, ученые называют сегодня «мозг на периферии». Работа голосового аппарата влияет на весь организм.
И наоборот — состояние организма отражается в голосе: наши непроизвольные переживания мы выражаем с помощью звука: смеёмся, плачем или вскрикиваем с соответствующей интонацией. Научившись управлять голосом, мы научимся управлять собой.
Голосовой аппарат связан с головным мозгом человека большим количеством кровеносных сосудов и нервов. Одна треть двигательной коры головного мозга занята управлением голосовым аппаратом. Развивая голосовой аппарат, мы развиваем наш мозг, а значит, интеллект и общие способности. При правильной работе голосового аппарата устанавливается такой режим дыхания, который обеспечивает более полное снабжение органов кислородом и уменьшение энергозатрат организма, что благотворно влияет на здоровье. При этом сам голосовой аппарат не устаёт, а, наоборот, как-будто «накапливает» энергию.
Выразительный голос поможет любому музыканту творить Музыку! Ведь исполнитель даже инструментального музыкального произведения, играя, мысленно пропевает его, а значит активизирует (только без звука) мышцы голосового аппарата. Чем выразительнее музыкант сможет мысленно (и явно) «спеть», тем музыкальнее прозвучит его исполнение.
Что означает «медведь (слон) на ухо наступил» или «отсутствует музыкальный слух»?
Так говорят о человеке, который неточно интонирует, т.е. не может точно повторить (пропеть) звук или мелодию. Но дело не в ухе и не в отсутствии слуха. Это явление дискоординации голоса и слуха: слышу, но повторить не могу.
Дело в том, что широко распространено мнение о патологической, врождённой немузыкальности. На самом деле случаи патологии крайне редки.
Если человек не может «чисто» спеть вслух, это значит, что у него несогласованно, неполноценно работают компоненты голосового аппарата. И, соответственно, недоразвиты важные звенья двигательной коры головного мозга.
Эти компоненты голосового аппарата можно согласовать и развить с помощью данной Методики, которая и направлена в первую очередь на координацию, восстановление согласованности в их работе и на их совершенствование.
Важно то, что каждому человеку для этого потребуется индивидуальное время, оно зависит от состояния его голосового аппарата (и еще ряда причин). У каждого свой темп развития. Но, определенно, каждый может восстановить и/или развить функции своего голосового аппарата.
Именно голосовой аппарат в целом с его богатой нервно-мышечной организацией (особенно речь идет о гортани), а не отдельно ухо или музыкальный слух, позволяет нам чувствовать, переживать и воспроизводить музыку.
Что такое музыкальный слух? Чем он отличается от обычного?
Слух – это способность человека воспринимать звуки. Следует различать слух физический и слух музыкальный.
Физический слух — это способность воспринимать физические свойства звука: тембр, высоту, продолжительность, силу. В этом случае «работают» уши, наш слуховой орган.
Музыкальный слух — это способность воспринимать и переживать смысл звукового последования в художественном произведении, улавливать связь между звуками, запоминать, внутренне представлять и осознанно воспроизводить их. Здесь речь идёт о работе гортани и всего голосового аппарата в целом (см. также выше).
Почему я не могу спеть вслух мелодию, которую хорошо помню «про себя»?
В этом случае обычно говорят о врожденном отсутствии у человека «музыкального слуха», не учитывая при этом, что в процессе пения участвует не только (и не столько) слух, но весь голосовой аппарат, являющийся сложной системой резонаторов, образованных многими разными группами мышц. Это мышцы гортани, ротовой полости, глоточной полости, лицевые мышцы и пр. Орган слуха при этом выполняет лишь функцию цепи обратной связи, позволяя поющему контролировать звучание своего голоса.
Именно неправильную, несогласованную работу мышц голосового аппарата оценивает сам поющий и его слушатели. Как правило, и сам гудошник слышит, что поет неточно, но не может исправиться. Таким образом, причина неправильного интонирования — не в отсутствии «музыкального слуха» (ухо тут не при чём), а в неумении управлять мышцами своего голосового аппарата. А этому можно научиться, занимаясь по методике Д.Е.Огороднова.
Как определить, владеет ли человек голосом, не поёт (говорит) ли он «заученно»?
Для этого нужно попросить его спеть или прочитать то же самое по-другому, с другим характером, интонацией, в другом «образе». Если он сможет сделать это сразу, свободно и интересно, – он владеет голосом.
Как определить, музыкально ли исполнение?
Важно, чтобы каждое пропетое слово было не только ясно и свободно исполнено, но и настолько глубоко переживалось исполнителем, что и слушатели были бы захвачены этими эмоциями до глубины души, ощущая, что их эмоциональный строй сейчас в каждый момент времени подвластен исполнителю, ведом исполнителем. Важно, чтобы слушатели глубоко переживали исполнение, чтобы душа у них захотела сейчас петь, радоваться или плакать вместе с исполнителем.
Что такое абсолютный слух?
Это способность определять на слух и правильно представлять себе точную высоту звука. Наличие абсолютного слуха для музыканта необязательно, но обычно помогает его профессиональному развитию.
Все ли могут научиться петь и декламировать красиво?
Научиться петь и декламировать красиво могут, безусловно, все, хотя и в разной степени, кто-то более ярко, кто-то скромнее.
Как научиться говорить и звучать интересно для себя и окружающих?
Для этого надо научиться управлять произвольно (т.е. осознанно и свободно) своим голосом, его интонацией. Этому учит Методика, разработанная Д. Е. Огородновым.
Важно замедлить речь, лучше открывать рот, протягивать гласные, пользоваться и более низким звучанием, стремиться не просто произносить слова, а выражать голосом смысл их.
Необходимо систематично выполнять упражнения Методики. Они грамотно тренируют голосовой аппарат, включают в работу голосовые мышцы, обеспечивая красоту тембра и интонационную гибкость звучания. Вокальные и речевые упражнения Методики дополняют друг друга, формируя свободный выразительный голос.
Многого можно добиться, постоянно упражняясь в неторопливом (очень неторопливом), звучном, выразительном художественном исполнении стихотворений при помощи свободной жестикуляции. Жесты могут быть разными, широкими, даже неожиданными. Протяженность жеста помогает протянуть и звук, энергия жеста сообщает энергию звучанию голоса.
Для такой работы Д. Е. Огороднов рекомендовал ряд стихотворных образцов. Они даны в заключение Темы 2 «Пособия 1994 г.».
Но голос не разовьется полноценно, если не заниматься всем комплексом упражнений Методики, и в первую очередь дидактическими упражнениями (художественным тактированием, работой по алгоритму постановки голоса, ладо-вокальными жестами).
В чём опасность быстрой речи, скороговорок?
Из-за быстроты произношения речь становится «безвкусной», т.е. обеднённой гласными звуками. А именно благодаря гласным речь окрашивается тембральными красками и интонацией. В быстрой речи произносятся в основном согласные звуки за счёт гласных, а это подавляет вокальную основу речи.
Что такое ладовое чувство?
В первую очередь, это чувство тоники, то есть качественное запоминание, чувствование главного звука лада. И ощущение других звуков лада в их отношении к главному звуку лада. Ладовое чувство – это переживание отношений между звуками в мелодии, это способность выразить голосом и жестом эти отношения как тяготение, это ощущение и выражение голосом или игрой на музыкальном инструменте разрешения неустоя в устой.
Что такое тембр?
Тембр – это окраска звука. В музыкальном искусстве тембр – это характеристика звука, связанная больше с его эстетическим качеством. Тембр обусловлен присутствием в звуке наряду с основным тоном его обертонов, т.е. тембр создается звуками (призвуками), расположенными выше основного.
Тембр музыкального инструмента обуславливается формой и материалом, из которого сделан инструмент, а также характером исполнения на нём.
Аналогично, тембр голоса связан с формой голосового аппарата: формой гортани, ротоглоточной полости, т. е. подвижных резонаторов, обуславливающих так называемую форманту гласного звука. С этой точки зрения голосовой аппарат подобен духовому инструменту.
Но тембр голоса связан ещё и с количеством работающей вокальной (речевой) мышцы, которая по размеру больше, подвижнее и «умнее» связок.
Именно количество (и характер) работающей вокальной мышцы в большей степени определяет окраску голоса. С этой точки зрения голосовой аппарат подобен струнному инструменту (или духовому, снабженному язычком или тростью).
Что такое позиция звука?
Термин «позиция звука» связан с количеством и качеством обертонов в звучании голоса. Высокая позиция (усиленные высокие обертоны) придаёт звуку полётность – ценнейшее вокальное качество, связанное с лёгкостью, непринуждённостью и ясностью звучания.
Что такое резонатор?
Резонатор (техн.) – замкнутая полость, имеющая выход наружу. Первичный тембр, возникающий в голосовой щели, видоизменяется за счет резонанса четырех основный полостей: трахеи, гортани, глотки и рта. Взаимосвязанная система резонаторов (гортань – глотка – ротовая полость) не только резонирует, накапливая звуковую энергию, но влияет на изменение спектра проходящего по ним звука, и даже на само возникновение звука – на работу голосовой щели. Они составляют систему подвижных, переменных резонаторов поющего. Варьируя их объём и форму, поющий может изменять тембр своего голоса, формировать гласные.
Надсвязочная (надскладочная) полость гортани, глоточная и ротовая полости — это основные резонаторы (активные). Существуют также дополнительные резонаторы: верхние — лобные и носовые пазухи (в костной ткани) и нижние – трахеи, бронхи, лёгкие (грудная и брюшная полости).
Здоровье…
Почему мой голос устаёт?
Голос человека устает от перенапряжения. Оно связано в первую очередь с невладением голосом, с невладением смешанным (связочно-мышечным) способом голосообразования. В результате этого не полноценно включается вокальная мышца голоса, и основная нагрузка ложится на голосовые связки. «Первой помощью» в таких случаях является замедление темпа речи, снижение громкости звучания, а также более свободное открывание рта во время произношения гласных. Этому, в частности, и учит методика.
Пение улучшает психо-эмоциональное состояние человека. С чем это связано?
Певческая деятельность, как и всякая другая, вызывается стремлением человека удовлетворить свои интересы, свою потребность. Пение по своей природе всегда предполагает проявление инициативы, творческий элемент.
Методика совершенствует качество звучания голоса. Между качеством звучания и соответствующими ощущениями устанавливаются прочные связи. Поэтому совершенствуются, гармонизируются внутренние ощущения.
Певческая деятельность связана не только с умением концентрировать внимание, но и с умением его распределять. Овладение певческими навыками развивает такие необходимые свойства нашей психики, как память, воображение. Воображение тесно связано с эмоциональной жизнью.
Занятия по Методике гармонизуют все функции психики, так как при выполнении упражнений у человека задействованы важнейшие виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, мышечное чувство и др. ). Таким образом, Методика организует образное целостное восприятие действительности.
Методика в большей степени, чем обычные занятия пением, воспитывает у человека способность к наблюдению, обостряет внимание. Эти виды восприятия базируются на включении сознания, произвольности, волевых усилий. Внимание обеспечивает успешность протекания различных психических явлений.
Кроме этого, хорошо звучащий голос, удачное исполнение приносят нам положительные эмоции, радость, удовольствие, счастье.
Почему люди теряют творческую активность?
Творческая активность требует энергии. Люди теряют энергию, расходуют её впустую, если в их организме органы работают несогласованно. Надо уметь правильно организовывать свою работу.
Методика учит лучше понимать свой организм, лучше чувствовать работу его отдельных центров, лучше управлять ими. Методика учит поддерживать оптимальный по энергозатратам режим функционирования организма. Таким образом, можно научиться сберегать, накапливать творческую энергию.
Насколько связано пение с дыханием, можно ли нормализовать дыхание, занимаясь пением?
Управление дыханием – это управление вдохом, выдохом, а ещё — задержкой дыхания. В методике этому посвящена в первую очередь работа по алгоритму постановки голоса. Обычно человек, который только начинает заниматься, с трудом пропевает установочное задание алгоритма, так как у него не хватает дыхания. В результате дальнейших занятий по Методике, человек значительно увеличивает объем своего дыхания, продолжительность выдоха, способность задержать дыхание. Человек приобретает способность без особого напряжения выдыхать в течение минуты (или около минуты). Пение – это удивительное владение дыханием.
Дефекты речи (заикание, невыговаривание отдельных гласных). С чем связаны? Как исправить?
Заниматься по Методике.
С чем связаны хронические горловые заболевания, особенно у ребёнка? Можно ли с помощью пения вылечить горло? (О непринуждённости).
Заниматься по Методике.
Секреты красивого голоса. Самоучитель по вокалу для детей.
«Секреты красивого голоса» – это вторая часть самоучителя для детей «Я учусь петь!». В ней собрана полезная и интересная информация о теории вокала, большое количество советов и упражнений по развитию голоса.
Самоучитель написан для юных любителей музыки и вокала в возрасте семи — десяти лет.
Он помогает им познакомиться с Секретами красивого голоса, а также овладеть основами певческой культуры. Тем более эта книга может пригодиться вашему ребёнку, если он занимается в вокальной студии или музыкальной школе.
Благодаря простому изложению материала, несложным заданиям и играм, информация, представленная в книге, даст хорошую основу для развития музыкальных и вокальных способностей вашего ребёнка.
Заказать сборник можно, написав на почту: [email protected]
Хочу познакомить вас с первой главой самоучителя.
Урок 1Для чего нам нужен голос?
Голос – это самый тонкий
Музыкальный инструмент,
Самый сложный, самый звонкий,
Ярче самых ярких лент!
Он и хрупкий, словно волос,
Он и сильный, как тайфун,
Сам в себе имеет голос
Миллион незримых струн!
От природы у кого-то
Он волшебный, золотой,
Но тяжелая работа –
Ведать этой красотой!
Наш голос – это бесценный дар природы! Он может рассказать о нас очень многое, а при знакомстве с другими людьми, является нашей «визитной карточкой». По голосу можно узнать возраст, пол, характер, настроение человека и даже определить некоторые заболевания. Например, если кто-то простыл, то его голос сразу становится слабым, осипшим или охрипшим.
Речевой голос
В своей жизни чаще всего мы пользуемся речевым голосом, когда разговариваем и общаемся. Слушая голос незнакомого нам человека, мы определяем, приятен он нам или нет. Поэтому так важно стремиться развивать и улучшать свой голос, работать над его недостатками.
Положительные качества речевого голоса — это мелодичность, выразительность, средняя громкость, отчётливое произношение, мягкость, спокойный доброжелательный тон.
К недостаткам речевого голоса относятся резкость, гнусавость, очень громкий или очень тихий звук, монотонность, невнятное произношение.
Вокальный голос
Певческим, или вокальным, наш голос становится тогда, когда мы его «превращаем» в музыкальный инструмент и исполняем вокальные произведения. И если разговаривать умеют все, то петь – немногие, т.к. для этого нужна подготовка.
Но то, что занятия пением очень полезны для развития речевого голоса – это бесспорно! И если твоя мечта стать радио или телеведущим, артистом или преподавателем, управляющим, бизнесменом или даже политиком, то занятия вокалом очень пригодятся в твоей будущей профессии!
Как во время разговора, так и во время пения, мы издаём звуки с помощью многих наших органов тела, а так как каждый человек неповторим, у всех людей разный тембр голоса, то есть окраска звука.
Можем ли мы сделать наш голос более благозвучным, приятным и красивым? Я уверена, что можем! Конечно, мы не изменим свой тембр, он нам даётся природой, хотя некоторые артисты – пародисты, это делать умеют! Есть маленькие секреты, с помощью которых ты сможешь улучшить звучание своего голоса.
Секреты красивого голоса
Секрет первый. Обязательно полюби свой голос, даже если у него есть недостатки, ведь такого голоса больше ни у кого нет!
Секрет второй. Стремись быть уверенным в себе, учись бороться с волнением!
Секрет третий. Старайся беречь голос, заботься о своём здоровье, укрепляй иммунитет, правильно питайся и занимайся физкультурой!
Секрет четвёртый. Будь всегда в хорошем, доброжелательном настроении!
Секрет пятый. Занимайся пением и систематически выполняй вокальные упражнения, оттачивая речевую и вокальную технику!
Задание 1.Запиши свой голос на диктофон, прослушай и найди одно или два достоинства, а также один или два недостатка своего голоса. Запиши их.
Достоинства:_______________________________________________
Недостатки: _____________________________________________________
Задание 2.Прочти любой текст:
1. быстро, медленно, в среднем темпе;
- тихо, громко, средней громкостью;
- монотонно, выразительно.
Определи, какой, по-твоему, лучший вариант?
Задание 3.
Вспомни, чьи голоса знакомых и близких тебе нравятся больше, а чьи меньше и подумай- почему.
Игра «Угадай по голосу»Дети делятся на две команды, поворачиваются друг к другу спиной. Игроки одной команды по — очереди говорят любое слово, игроки другой команды по — очереди отгадывают по голосу и называют имя говорящего. Потом команды меняются.
Всего в самоучителе двадцать уроков. К каждому уроку есть простые задания и музыкальная игра.
Содержание тем (уроков)
Урок 1 Для чего нам нужен голос?
Урок 2. Как рождается звук?
Урок 3. «Три кита» или основы красивого пения
Урок 4. Чем отличается интонация от интонирования?
Урок 5. Поддержка нашего голоса или певческое дыхание
Урок 6. «От пяточек до макушки» или ищем резонаторы.
Урок 7. Что помогает развивать голос?
Урок 8. Что такое хорошая дикция и для чего она нужна?
Урок 9. Ещё один наш помощник – артикуляция!
Урок 10. Как начать или что такое атака звука?
Урок 11. Основные приёмы пения и звуковедения
Урок 12. Изучаем свой диапазон голоса и определяем регистры
Урок 13. Какие бывают голоса? Основные техники вокала
Урок 14. Что такое репертуар и как его подбирать?
Урок 15. Как работать над песней?
Урок 16. Солист, дуэт, ансамбль, хор.
Урок 17. Учимся петь на два голоса
Урок 18. Волшебные жесты дирижёра
Урок 19. Как беречь свой голос?
Урок 20. Знаменитые голоса.
Сборник может быть полезен педагогам-музыкантам при необходимости дистанционного обучения, а также как дидактический материал при взаимодействии с родителями (социальное партнёрство).
Также, он будет полезен, если ученик долго болеет и не посещает занятия.
Темы из самоучителя можно использовать при итоговой диагностике учеников (знание теоретического материала).
Детям также нравится заниматься по ним в каникулярное время, в детских лагерях.
Для заказа пишите на почту nvp2107@gmail. com
Со второй частью самоучителя «Секреты красивого голоса» вас познакомила педагог по вокалу Погорелова Наталия Викторовна.
6 советов, которые помогут развить музыкальный голос | Чаевые
Большинство людей любят музыку и пение, но это не значит, что все вокруг любят их слушать. Некоторые люди рождаются с идеальным певческим голосом, и другим придется много работать, чтобы его получить, но, тем не менее, для большинства людей это возможно.
В этой статье вы найдете шесть советов, которые помогут вам развить музыкальный голос, чтобы вы могли следовать своей мечте.
1. Позитивный настрой
Это может не иметь для вас особого смысла, но позитивный настрой, безусловно, поможет вам улучшить свой музыкальный голос. Вы можете не знать об этом, но большинство людей на самом деле способны развить певческий голос, и только около 1% населения на самом деле глухи к тону. Если вы хотите петь, но не родились с тем голосом, который вам нужен, вы можете услышать, как люди говорят, что им не обязательно нравится, как вы звучите, и это может препятствовать осуществлению вашей мечты. Тем не менее, вы не должны отчаиваться и продолжать попытки, поскольку есть способы добиться этого, независимо от того, насколько плохим певцом вы себя считаете. Если вы не настроены позитивно, вы можете стать робкими и бояться пробовать, что не поможет вам развить музыкальный голос.
2. Совершенствуйте осанку и дыхание
Любой профессионал скажет вам, что ваша осанка и дыхание имеют решающее значение для хорошего певческого голоса. Если вы не улучшите это, вам может быть трудно реально улучшить свой певческий голос. Плохая осанка уменьшает поток воздуха и закрывает горло, из-за чего вам трудно правильно брать ноты. Ваша голова должна быть выровнена, что будет сопровождаться хорошей осанкой. Возможно, вам придется изучить новые техники дыхания и поработать над ними. Как вы понимаете, певцы поют, не переводя дух. Возможно, вы испытали одышку, когда пытались аккомпанировать певцу во время прослушивания песни по радио — без правильного дыхания вы не сможете петь.
3.

Как упоминалось ранее, почти каждый может научиться петь. Некоторым людям повезло, что они обладают естественным музыкальным голосом, но даже этим людям необходимо тренировать свой голос и научиться поддерживать его. Для тех, кто не рожден с этим даром, вы должны продолжать узнавать о том, что для этого нужно и что вы должны сделать, чтобы стать лучше. Читайте блоги, инвестируйте в руководство по пению, смотрите видео и спрашивайте совета у профессиональных певцов. Это даст вам знания о том, что вам нужно улучшить свой певческий голос, и вы должны быстро увидеть улучшение в этом с течением времени.
4. Запишитесь на курсы
Даже людям, которые хорошо поют от природы, потребуется помощь профессионала. Вы можете не знать, что разные голоса могут делать разные вещи. То, что вы хорошо поете, не означает, что вы можете взять каждую ноту, и ваш голос наверняка не будет соответствовать каждому жанру. Профессионал может подсказать вам, как правильно тренировать голос и какой тип музыки вам больше подходит. Они также могут дать вам упражнения для практики и советы о том, как улучшить осанку и даже дыхание, как обсуждалось ранее.
5. Практика до совершенства
Возможно, вам знакомо выражение «практика делает лучше» — это определенно относится к пению, и это одна из причин, почему вы должны сохранять позитивный настрой, чтобы не сдаваться легко. Если вы хотите улучшить свой музыкальный голос, вам нужно будет регулярно практиковаться. Это не значит раз в неделю; вы должны несколько раз в неделю, чтобы увидеть улучшение. Чем больше вы практикуетесь, тем быстрее вы будете совершенствоваться. Даже если вы посещаете занятия и не видите профессионала каждый день, вам все равно следует практиковаться между занятиями.
6. Защитите свой голос
Во время тренировок, независимо от того, достигли ли вы желаемого музыкального голоса или нет, вы должны надлежащим образом ухаживать за своим голосом, чтобы не повредить его. Если не заботиться о голосовых связках, это может привести к необратимому повреждению, и это повлияет не только на ваше пение, но и на вашу речь. Вы должны разогреться и остыть до и после пения, так же, как вы растягиваете мышцы перед тренировкой. Ранее упоминалось, что вы должны практиковаться регулярно, но важно знать, когда давать отдых голосовым связкам, чтобы предотвратить ненужное напряжение. Употребление теплых жидкостей и отказ от холодных также может помочь вашему певческому голосу. Следование этим советам является обязательным, чтобы вы не пострадали от травмы, которая задержит ваше улучшение или помешает вашей тяжелой работе.
Если вы хотите петь, но чувствуете, что у вас нет для этого голоса, не отчаивайтесь – есть способы стать лучше! Следование советам, обсуждаемым на этой странице, поможет вам развить музыкальный голос и стать лучшим певцом.
Анатомия голоса — SingWise
Большинство людей не тратят время на то, чтобы подумать об интересной работе, которая происходит в организме, когда они поют. Они, кажется, предполагают, что голос просто волшебным образом «появляется» всякий раз, когда они этого хотят.
Наверное, почти все слышали такие выражения, как «пение диафрагмой (или животом)» и «поддерживать дыхание (или голос)», часто используемые многими учителями пения. Однако, если учащийся не понимает какой-либо базовой анатомии человека, связанной с дыханием и звуком, эти распространенные выражения могут стать загадкой.
Хотя учитель является бесценным ресурсом для ученика, ученик также должен взять на себя ответственность за свой собственный прогресс, в том числе за изучение голоса. Студент, изучающий голос, не может научиться тому, как добиться большего контроля над своим певческим голосом, если он или она не понимает физиологических механизмов, о которых говорит его или ее учитель. Нет необходимости запоминать все сложные части и функции голосовой анатомии, но полезно получить общее и практическое представление о них. Понимание терминологии (например, диафрагма, опора, межреберные мышцы, резонанс, твердое небо, размещение и т. д.), которую учитель использует во время уроков, поможет учащимся вокала добиться более последовательного прогресса.
Вокальная техника — такая же наука, как пение — вид искусства. Хотя поначалу ученику, возможно, придется очень сильно концентрироваться на своем дыхании, постановке тона и мышечном контроле, со временем эти техники станут более легкими, более естественными и даже автоматическими, что сделает пение гораздо более приятным.
Излишне говорить, что эффективная техника дыхания необходима для хорошего пения. Частью процесса изучения голоса является развитие острого осознания действий, связанных с дыханием, и их глубокое изучение. Учитель необходим, чтобы помочь ученику обрести контроль и, следовательно, уверенность и доверие к своему дыханию, а также направить его или ее к лучшему пониманию потенциала, который дыхание несет для него или нее как исполнителя.
Механизм дыхания можно обобщить следующим образом:
Получая различные сигналы от нервной системы, мышцы диафрагмы сокращаются, и диафрагма движется вниз. Когда диафрагма сжимается, в легких создается вакуум, и воздух устремляется, чтобы заполнить этот вакуум. Во время выдоха диафрагма расслабляется и поднимается, а объем легких уменьшается, создавая положительную разницу давлений, и воздух выбрасывается наружу.
Для более подробного изучения механизма дыхания и того, как правильная техника дыхания улучшает пение, а также для некоторых упражнений, которые помогут улучшить использование и поддержку дыхания, прочитайте Правильное дыхание для пения.
ДИАФРАГМА
(грудная) диафрагма является полкой мышц и сухожилий, которая проходит через нижнюю часть грудной клетки, разделяя туловище на две части. Вверху грудная клетка (грудная клетка), с легкими и сердцем, внизу брюшко. Он имеет куполообразную форму, немного выше с правой стороны и изгибается к центру. Он имеет центральное сухожилие в форме бумеранга — апоневроз — которое со всех сторон соединено мышечными волокнами, начинающимися на поясничном отделе позвоночника, нижнем крае грудной клетки и грудина (грудная кость).
Сердце, которое прикреплено к диафрагме своим перикардом — мембранным мешком, покрывающим сердце, — движется вверх и вниз вместе с диафрагмой.
ЛЕГКИЕ
легкие состоят из мягкой эластичной губчатой ткани. Их структура очень похожа на перевернутое дерево. Воздух поступает в легкие через трахею («ствол»). Трахея разветвляется на две части, образуя бронхи. Каждый бронх продолжает разветвляться на бронхиолы до тех пор, пока в конце каждой бронхиолы не будет достигнуто скопление альвеол, представляющих собой небольшие мешочки, в которых происходит газообмен углекислого газа и кислорода. Общая поверхность альвеол очень велика.
При движении грудной клетки и диафрагмы легкие растягиваются, втягивая воздух в легкие (вдох), или легкие сжимаются, выталкивая воздух наружу (выдох).
МЫШЦЫ
Большинство студентов, изучающих голос, не придают значения структуре поддержки голоса, однако мышцы спины и живота помогают диафрагме и легким выполнять движения, необходимые для дыхания.
Межреберные мышцы находятся между ребрами и бывают двух видов: внутренние межреберные мышцы (внутри грудной клетки) отходят от ребер спереди и огибают спину, минуя изгиб ребер. Перед грудной клеткой, если смотреть снизу каждой мышцы (т.е. сверху каждого ребра), мышцы идут по диагонали внутрь. наружные межреберные мышцы (на внешней стороне грудной клетки) охватывают заднюю часть ребра почти до конца костной части переднего ребра. Они идут вниз и наружу, если смотреть сзади. (Внизу грудины видны поперечная грудная мышца .) Эти мышцы можно прощупать во время кашля.
Наличие мышц, расположенных по диагонали, увеличивает объем работы, которую они могут выполнять, поскольку более длинная мышца может стать короче при сокращении, чем более короткая вертикальная мышца, поскольку она сокращается по всей длине мышечных волокон.
Когда используется правильное диафрагмальное дыхание , и когда проверяется выносливость певца, межреберные мышцы могут получить очень хорошую тренировку. Мышечная усталость особенно распространена среди новых студентов-вокалистов, которые еще не нарастили силу в этих мышцах и впервые изолируют их во время пения.
БРЮШНЫЕ МЫШЦЫ
Мышцы живота, которые певцы и некоторые учителя ошибочно называют диафрагмой, связаны с дыханием, когда они используются для «поддержки дыхания» или когда они растягиваются, когда живот выпячивается из-за действия диафрагма.
Самая глубокая из мышц живота, поперечная мышца живота , идет горизонтально спереди назад. Они очень важны для дыхания и, вероятно, играют важную роль в форсированном выдохе.
наружные косые мышцы живота направляются вниз и внутрь и являются самыми большими и сильными мышцами живота. Эти мышцы работают постурально, сокращаясь, и могут сгибать или скручивать позвоночник. Сжимая живот, эти мышцы создают более высокое давление в брюшной полости и грудной клетке (грудной клетке), необходимое для форсированного выдоха. Кроме того, расслабив эти мышцы, можно позволить вздутию живота быть более свободным, делая работу диафрагмы более ощутимой.
Посередине между наружными косыми мышцами живота и поперечной мышцей живота располагаются внутренние косые мышцы живота . Их направление вниз и наружу или противоположно наружным косым мышцам. Их можно использовать для сжатия живота для выдоха.
МЫШЦЫ НИЖНЕЙ ЧАСТИ СПИНЫ
Те, кто изучает голос, часто упускают из виду мышцы нижней части спины. В то время как некоторые из этих мышц в первую очередь являются сгибателями нижней конечности (например, бедра и таза), квадратная мышца поясницы служит мышцей, эквивалентной мышце выдоха, по отношению к мышцам живота, расположенным спереди. большая поясничная мышца , длинная мышца сбоку от поясничного отдела позвоночника и края таза (впереди от тазобедренного сустава), соединяется с мышцами диафрагмы.
Что касается дыхания, можно ощутить, что квадратная мышца поясницы растягивается легче всего, когда передние брюшные мышцы сокращаются, и человек «вдыхает в нижнюю часть спины», позволяя диафрагме прижимать органы брюшной полости к этим мышцам. При сокращении они служат мышцами выдоха. Они также могут удерживать нижнюю часть ребер на месте во время вдоха, позволяя диафрагме опускаться более эффективно.
ПОДДЕРЖКА
Подставка работает, сокращая мышцы живота, создавая более высокое давление в брюшной полости и грудной клетке, позволяя более тщательно контролировать расслабление диафрагмы (и подъем вверх). При расслаблении мышцы меньше контроля, чем при ее сокращении, поэтому поддержка дает исполнителям средство управления своим звуком или фонацией.
На сегодняшний день существуют две основные школы обучения дыханию, хотя существует множество различных подходов: «поддержка» дыхания сжатием живота при фонации (т. е. на выдохе) или максимальное расслабление мышц живота во время вдоха и фонации, позволяя диафрагме работать на вдохе и расслабляясь на выдохе (т.е. во время фонации).
Степень, в которой поощряется работа ребер, варьируется в зависимости от большинства техник, хотя большинство учителей, включая меня, рекомендуют, чтобы верхняя часть туловища, особенно плечевой пояс, была максимально расслаблена даже во время самых экстремальных вокальных нагрузок. В конечном счете, певец хочет получить доступ ко всем доступным «дыхательным ресурсам», не ставя под угрозу возможность свободно воспроизводить звук, то есть без лишнего напряжения.
Я посвятил целую статью Правильному дыханию для пения, также опубликованную на этом сайте, которая дает певцам более полный взгляд на идеальные (диафрагмальные, включая апподжио) техники управления дыханием, а также на техники неправильного и нездорового дыхания, а также на практические упражнения. научиться лучше поддерживать тон.
ФИЗИКА ПРОИЗВОДСТВА ЗВУКА
Когда воздух выталкивается из легких, он поднимается вверх по трахее и сталкивается с сужением в гортани , где находятся голосовые связки, называемые теперь голосовыми связками , вызывая голосовые складывается, чтобы вибрировать или гудеть. Это жужжание речи называется голосом или звонкостью. Голосовые связки «разрубают» воздушный поток на серию быстрых «затяжек», создающих звук. (Звук возникает не при сближении складок. )0055 основной тон частота (самая низкая частота в гармоническом ряду), сопровождаемая несколькими негармоническими обертонами (естественный резонанс или частота вибрации звуковой системы).
Результирующий звук модифицируется движениями в голосовом тракте (где звук, воспроизводимый в гортани, глотке, ротовой и носовой полостях, изменяется), объемом воздушного потока и степенью сужения голосовые связки. (Во время речи поток воздуха относительно мал из-за сокращения голосовых связок.)
Вибрация голоса варьируется для создания интонации , (изменение высоты тона для выражения акцента, контраста, эмоций и т. д.) и тона (использование высоты тона в языке для различения слов). Это достигается изменением давления столба воздуха под голосовой щелью , (пространство между голосовыми складками, расположенное в средней части гортани), а также напряжением самих голосовых складок. Эти действия вызывают изменения частоты вибрации голосовых связок, которая создает основную высоту голоса.
РЕЗОНАЦИЯ (ВИБРАЦИЯ)
Шум, создаваемый голосовыми связками, резонирует (вибрирует) с воздушным столбом, что, в свою очередь, также вызывает вибрацию структур над гортанью и вокруг нее.
Части тела, которые могут вибрировать в гармонии с голосом, часто называют резонаторами , которые включают воздушный столб и форманты (см. раздел о формантах ниже).
Следующие области вибрируют «сочувственно» воздушному столбу. То, как вибрирует каждая область, указывает на качество создаваемого звука, давая тактильную двигательную обратную связь мозгу, который работает в сочетании со слуховыми механизмами. Ниже приведен список резонаторов и высоты тона или вокальных качеств, которые наиболее легко активируют их:
Грудь и нижняя часть тела – низкие и открытые звуки, такие как «ах»
Горло – средний диапазон, легкая речь
Рот – верхний средний диапазон, средние гласные
- 8 Носовые – закрытые гласные переднего ряда, особенно когда за ними следует носовой согласный, например, «н» или «м»
Лицевой – высокий диапазон, гласные переднего ряда
Синус – Учитывая, что существует так много пазух, много разных качественные звуки активируют их
Кости и Череп — фальцет и головной голос, очень высокий диапазон, закрытые гласные.
‘ Расположение ‘ голоса обычно описывает, как вибрация воздушного столба взаимодействует с этими структурами, чтобы подчеркнуть или уменьшить размер формант (см. ниже). Термин «положение» указывает, где ощущается усиленная вибрация из-за изменения отношения формант к областям тела.
Воздушный столб, простирающийся от гортани до губ, колеблется с собственной частотой — почти так же, как трубы органа. По мере укорочения органной трубы и, следовательно, воздушного столба высота звука становится выше. В речи скорость вибрации голосовых связок создает основная частота или высота звука. Эта частота определяет музыкальный тон или ноту, создаваемую вибрацией по всей длине воздушного столба. Частота (или частоты), с которой вибрирует столб воздуха, определяет качество тона.
Звук, создаваемый голосовыми связками, не является чистым тоном — он сложен. Он состоит из основной частоты (частоты, с которой вибрируют складки) и ряда частичных , которые представляют собой гармоник основной частоты, колеблясь в два, три раза и т. д. со скоростью основной частоты. Голос состоит из спектра основного тона и этих « обертонов », или формант — см. ниже. Наименьшая возможная частота и такие кратные образуют гармонический ряд .
Вокальный резонанс более подробно объясняется в разделе «Хороший тон для пения».
ФОРМАНТЫ
В фонетике форманты являются отличительными или значимыми компонентами резонансной частоты человеческой речи и пения. На спектрограммах они проявляются как пики гармонического спектра голоса.
Мы различаем гласных — звуков разговорной речи, характеризующихся открытой конфигурацией речевого тракта, так что над голосовой щелью не возникает давления воздуха, — по частотному составу гласных звуков. (Это контрастирует с согласными , которые характеризуются сужением или закрытием в одной или нескольких точках голосового тракта.) Форманты — это характерные частичные звуки, которые идентифицируют гласные для слушателя. Большинство этих формант возникает в результате резонанса «трубки и камеры».
Так как гортань закрывается внизу во время фонации, она естественным образом резонирует на нечетных кратных основному тону. Эти «стоячие волны» звука также известны как форманты. В формировании речи наибольшее значение имеют первые три форманты. В каком-то смысле каждая гласная — это «аккорд», как если бы вы сыграли три ноты вместе на фортепиано, где нижняя нота остается неизменной, а ноты выше меняются.
То, что мы называем гласными, на самом деле является изменением качества тона. Наши языки позволяют нам изменять форму «трубы», в частности, изменять «ширину» поперечного сечения путем скольжения вперед и назад. Закругление кромки существенно удлиняет трубку.
Если основная частота основной вибрации выше, чем формантная частота системы, характер звука, передаваемого формантными частотами, будет в основном потерян. Это наиболее очевидно на примере оперных певцов-сопрано, которые поют настолько высоко, что их гласные становятся очень трудно различимыми.
Более подробную информацию о формантах можно прочитать в статье Good Tone Production For Singing, в которой рассматриваются форманты в целом, в том числе Singer’s Formant, Singing With An ‘Open Throat’: Vocal Tract Shaping, в которой рассматриваются темы того, как форманты влияют на тональный баланс. и качество, а также как поощрять присутствие этих верхних гармонических частей в голосе (путем настройки формант и отслеживания формант), а также гласные, форманты гласных и модификацию гласных, которые исследуют форманты «отпечатков пальцев» определенных гласных звуков.
(Управление формантами является важным компонентом вокальной техники, известной как обертонное пение , при которой исполнитель поет низкий основной тон и создает резкие резонансы для выбора верхних гармоник, создавая впечатление одновременного исполнения нескольких тонов. Существует множество стилей этой техники пения, в том числе пение тибетских монахов) затем может быть изменен артикуляционными действиями остального голосового аппарата (см. Раздел об артикуляции ниже).
Звук генерируется в гортани — органе на шее, участвующем в защите трахеи и производстве звука. В гортани находятся голосовые связки, поэтому ее обычно называют «голосовой ящик ». Он расположен чуть ниже глотки — части шеи и горла, расположенной сразу за ртом и носовой полостью, а также на черепе и над пищеводом, гортанью и трахеей («дыхательное горло»).
В гортани также регулируются высота тона и громкость. Сила выдоха из легких способствует громкости и необходима голосовым связкам для воспроизведения речи.
Понимание сложной анатомии и физиологии гортани — непростая задача. Управление мышцами гортани осуществляется посредством процесса биологической обратной связи, включающего восприятие и мониторинг вибрации голосовых связок посредством звука и ощущений, которые он создает. Научиться вносить коррективы в эти действия — сложный и медленный процесс, на освоение которого уходит целая жизнь. Любое знание структур, создающих эти звуки и ощущения, может только помочь певцу оценить и проанализировать то, что он чувствует и слышит. Я написал подробную статью о строении и функции самой гортани, чтобы лучше понять, как звук генерируется и контролируется гортанным механизмом. В книге «Пение с открытым горлом»: формирование голосового тракта также можно найти схему гортани, а также информацию об идеальном положении гортани во время пения.
АРТИКУЛЯЦИЯ (ОБРАЗОВАНИЕ КОНКРЕТНЫХ ЗВУКОВ РЕЧИ)
Наконец, воздух и вибрация проходят через голосовой тракт и преобразуются артикуляторами в узнаваемые звуки речи.
Подвижные артикуляторы являются структурами, которые могут двигаться и позволяют нам формировать звук (т. рта и глотки).
Неподвижные артикуляторы – это артикуляторы, которые не могут двигаться с помощью мышц, а именно твердого неба и зубов. Твердое небо представляет собой тонкую горизонтальную костную пластинку черепа, расположенную в нёбе, перекрывающую дугу, образованную верхними зубами.