Психология привязанности: Виды и формирование привязанности

Содержание

Виды и формирование привязанности


  • Что такое привязанность?

  • Как формируется привязанность

  • Виды привязанности

  • Привязанность и любовь – в чем разница? 

Почему кто-то легко сходится с людьми и без проблем выстраивает отношения – дружеские, романтические, партнерские, а кому-то все это стоит неимоверных усилий и редко приносит радость? 

Почему кто-то с трудом привыкает к новому, а кто-то кайфует от кардинальных перемен и постоянной движухи? 

Почему у одних получается с первой попытки создать крепкую семью и жить долго и счастливо, а другие боятся быть преданными, покинутыми и предпочитают одиночество? 

Потому что у каждого человека – свой тип привязанности. Он формируется в раннем детстве и зависит от того, как строились отношения в семье – главным образом, с мамой.

 

Что такое привязанность?


Привязанность – это глубокая эмоциональная связь, стремление быть рядом с другим человеком, потребность ощущать его близость, поддерживать постоянный контакт с ним. В этом многогранном понятии могут сочетаться самые разные состояния, эмоции, чувства: интерес, влюбленность, глубокая признательность, преданность, симпатия. Изначально привязанность возникает у ребенка к его матери, потом – к другим значимым взрослым. Такая связь означает для малыша прежде всего безопасность: дает чувство защищенности, уверенности, что все хорошо. Поэтому от того, как строятся взаимоотношения между матерью и ребенком, во многом будет зависеть, каким человеком он вырастет и как будут складываться его отношения с окружающим миром и людьми в этом мире. 

Многие психологи считают, что если в детстве человек не получил опыт такой привязанности, ему будет крайне сложно проявлять чувства, основанные на эмоциональной связи с другими людьми, – дружить, любить, сближаться с кем-то, он с трудом будет социализироваться и, возможно, столкнется с одним из антисоциальных расстройств личности.  

Как формируется привязанность


Исследованием эмоциональной связи между ребенком и его родителями занимался английский психиатр, специалист в области семейной психологии, психологии развития, психоаналитик Джон Боулби – основоположник теории привязанности. 

Если раньше считалось, что для малыша близость матери важна прежде всего для удовлетворения естественных потребностей – в еде и питье, то Боулби одним из первых обратил внимание на социальную составляющую этих отношений. Мама (или значимый взрослый) помогает младенцу адаптироваться к окружающему его миру, обеспечивает необходимую психологическую защиту. Отсутствие такого контакта может травмировать психику крохи и скажется на становлении его личности. 

Ученый выделял четыре этапа формирования привязанности:

  1. От рождения до трех месяцев. С момента появления на свет младенцы внимательно всматриваются в лица и прислушиваются к тому, что говорят люди. По наблюдениям ученых, уже через 10 минут после рождения кроха охотнее следит за чьим-то лицом, чем за каким-то предметом. Спустя несколько недель у малышей появляется так называемая социальная улыбка – так ребенок будет приветствовать людей, чьи лица он видит в этот момент, устанавливать с ними зрительный контакт, что, по предположению Боулби, увеличивает шансы на ответное внимание со стороны взрослого и способствует формированию привязанности. Социализироваться ребенку помогает не только улыбка, но и лепет, призывающий продолжить общение, или плач, сигнализирующий о дискомфорте. Укрепляют привязанность такие рефлексы, как хватание, рефлекс Моро (похожий на обхватывание, обнимание чего-либо), поисковый и сосательный (которые облегчают «стыковку» при кормлении грудью). 

  2. От трех до шести месяцев. В этот период внимание и симпатии малыша становятся более избирательными: он начинает различать людей и выделяют узкий круг тех, с кем ему приятнее общаться, у кого лучше получается его утешить или развеселить.

    На незнакомцев он просто внимательно смотрит. С тем, кого включил в число приближенных, он готовы поболтать, одарить их улыбкой. Затем в компании приятных собеседников остается лишь пара людей, на которых кроха реагирует по-особенному. Чаще всего таким избранным становится мама, но может быть и отец или кто-то из родственников.

  3. От полугода до трех лет. Начиная с шести месяцев привязанность к маме усиливается, и малыш тревожится, расстраивается, даже если она просто пропала из поля его зрения. Когда ребенок научится ползать, он будет везде следовать за своим любимым человеком и радостно приветствовать его даже после минутного отсутствия. В возрасте 7-8 месяцев карапуз начинает бояться незнакомых – настораживается, громко плачет, неуютно себя чувствует в незнакомой обстановке.

  4. От трех лет до окончания детства. Ребенок взрослеет и начинает понимать, что у мамы, папы, бабушки (условно – значимого взрослого) есть свои дела. Поэтому их исчезновение на какое-то время переносит спокойнее, без скандалов. Правда, будет лучше если взрослый объяснит, куда и зачем он идет. 

Далее привязанность продолжает развиваться, трансформироваться, а ее объектами становятся другие люди: для подростка – те, кто в каком-то плане заменил родителей; для взрослых – партнер в романтических отношениях; для пожилых – тот, кто проявляет заботу о них. 

Виды привязанности


Настоящим прорывом в понимании отношений между родителями и детьми стал эксперимент «Незнакомая ситуация», который провела ученица и ассистентка Джона Боулби Мэри Эйнсворт, специалист в области психологии развития. Суть исследования сводилась к тому, что годовалые малыши и их мамы попадали в незнакомое помещение (в лаборатории), на время разлучались, а потом воссоединялись. При этом в комнату периодически заходил и выходил из нее незнакомец. По результатам эксперимента ученые выделили три основных типа привязанности:

  1. Надежный. Если мама (значимый взрослый) исчезает из поля зрения, выходит из комнаты, ребенок сильно расстраивается, переживает. Стоит маме вернуться – малыш успокаивается. Этот тип привязанности наиболее адаптивен. Он позволяет детям чувствовать уверенность в том, что значимый взрослый обязательно вернется. Малыши правильно взаимодействуют с родителями, не тревожатся без повода, активно изучают окружающий мир.

  2. Тревожно-устойчивый (амбивалентный). Необходимость разлучиться с мамой пугает и расстраивает ребенка, он часто плачет. Воссоединение со значимым взрослым вызывает двойственную реакцию: малыш то идет на контакт, то избегает. Таким образом он наказывает маму за разлуку и пережитый стресс, пытается манипулировать.

  3. Избегающий (или тревожно-избегающий). Отсутствие значимого взрослого не вызвало у ребенка никакой реакции. А после возвращения малыш либо игнорировал его, либо избегал контактов с ним. По мнению ученых, таким образом ребенок пытался замаскировать свою печаль по поводу разлуки, потому что был уверен, что взрослого его потребности не интересуют.

  4. Позже к основным типам привязанности был добавлен еще один – дезорганизованный (дезориентированный). Дети с таким типом привязанности так же переживали разлуку, как и остальные, но не демонстрировали своего беспокойства и не избегали контактов со взрослым, их поведение сложно было предсказать. 

Тип привязанности, который сформировался у человека в раннем детстве, в дальнейшем влияет на стиль его поведения и то, как он будет выстраивать отношения во взрослой жизни. 

Привязанность может быть

житейской, бытовой – когда речь идет о склонностях, привычках и нежелании от них отказываться, что-то менять кардинальным образом. Например, если человек привык жить в своей старенькой квартире, не в самом престижном районе города, у него есть любимое кресло, пусть разваливающееся, но такое уютное. Или он никак не может расстаться со своей счастливой рубашкой, в которой успешно сдавал экзамены, проходил собеседования, знакомился с девушками и т. д. Все это бытовые привязанности, которые формируют привычный, комфортный образ жизни. 

А есть привязанность

межличностная, психологическая, которая выражается в стремлении находиться рядом с объектом своей симпатии или в нарастающей тревоге при малейшем намеке на то, что эта близость будет утрачена. 

Различают здоровую и нездоровую (больную, невротическую) привязанность. Первая представляет собой эмоциональную связь, которую можно безболезненно разорвать, если она утратила свою актуальность. Ее участники свободны в своих действиях и передвижениях. Вторая же сродни зависимости: одна мысль о том, что придется жить без объекта привязанности, причиняет боль, вызывает ужас и маниакальное желание всеми возможными способами воспрепятствовать расставанию, мешает строить нормальные здоровые отношения с людьми.  

На курсе «Теория привязанности в практике психолога» в нашей Академии вы сможете более детально изучить особенности развития детей на разных возрастных этапах, освоите методы диагностики и типологии нарушений привязанности, узнаете, как применять различные методики, приемы, техники в семейной и групповой терапии – в работе с психотравмами. 

Привязанность и любовь – в чем разница


Эти два понятия – привязанность и любовь – нередко путают, хотя эти чувства вовсе неидентичные. В обоих случаях человеку важно быть нужным, находиться рядом с объектом своей симпатии. Однако цели и средства их достижения существенно отличаются. Обозначим основные признаки этих двух состояний. 

Любовь – это симпатия, которая основана на общих взглядах, интересах и подкрепляется сильным взаимным притяжением. Ее признаки могут быть такими:

  • Сильному чувству необходимо доверие между партнерами – они не должны бояться быть преданными, обманутыми.

  • Половинки испытывают друг к другу физическое влечение.

  • С дорогим сердцу человеком всегда найдется о чем поговорить.

  • У любящих людей на первом месте – партнер, они стремятся сделать его счастливым.

  • Важный момент любовных отношений – верность.

  • Партнеры знают все о достоинствах и недостатках своего любимого человека и принимают его таким, какой он есть. 

Привязанность – это врожденная потребность в том, чтобы рядом находился близкий человек, это скорее привычка. Ее признаки следующие:

  • На первом месте – собственные интересы и потребности.

  • Забота о собственном комфорте заставляет «привязанного» постоянно сомневаться в чувствах партнера, контролировать его.

  • Отношения не приносят положительных эмоций, скорее причиняют боль.

  • Недостатки партнера вызывают раздражение и желание его исправить.

  • Даже в присутствии партнера нередко возникает ощущение тоски, одиночества.

  • «Привязанный» патологически ревнив – он должен безраздельно владеть объектом своей привязанности, что часто приводит к обидам и конфликтам. 

И любовь, и привязанность – это в какой-то степени зависимость от партнера. Только в первом случае это зависимость с положительным подтекстом, во втором – с отрицательным. В чем же основные отличия:

  • Любовь – это бескорыстная отдача, равенство. Привязанность – это эгоизм и потребительское отношение к близкому.

  • Любовь – это принятие не идеальности партнера и взаимная ответственность за отношения. Привязанность – это обиды, претензии, желание изменить близкого.

  • Любовь дарит радость и удовольствие. Привязанность нередко сопровождается страданиями, ревностью, депрессией, вспышками гнева.

  • Любовь – созидательное чувство, которое укрепляет отношения и стимулирует личностное развитие. Привязанность может обладать разрушительной силой и приводить к деградации. 

Итак, привязанность необходима как надежная основа для выстраивания крепких отношений, которые могут длиться не один год и даже десятилетие. Однако, важно помнить, что в отношениях не место фанатизму, маниакальному желанию получить партнера в безраздельное пользование. 

При первых тревожных звоночках стоит проанализировать свое состояние, поведение и начинать работать над собой. Например, найти для себя самые разные источники счастья и положительных эмоций – медитации, спорт, танцы, йога, прогулки по парку. Это поможет не зацикливаться на одном и не загонять себя в тупик. Если самостоятельно выправить ситуацию не получается, стоит обратиться за помощью к специалисту. 

10 принципов теории привязанности, которые важно знать каждому


Екатерина Щетинина

Человек — существо социальное, поэтому отношения и связи с другими людьми для нас жизненно важны. Они формируют нашу нервную систему, определяют реакции на стресс, организуют повседневную эмоциональную жизнь и ситуации межличностного взаимодействия.

Необходимость удовлетворять потребность в общении подчеркивает теория привязанности. Изначально она рассматривала развитие детей в первые годы жизни, но потом (особенно в последние несколько лет) ее начали применять также ко взрослым людям и отношениям между ними.

Сью Джонсон в своей новой книге «Сила привязанности» подробно рассматривает теорию привязанности и ее практическое применение в психотерапии, а также объясняет, почему она может применяться не только в контексте детско-родительских отношений.

Общие аспекты теории привязанности

Автором теории привязанности стал английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби. Раньше считалось, что взрослый нужен ребенку для удовлетворения физических потребностей. Джон Боулби добавил к этому социальную составляющую: привязанность ребенка к матери помогает адаптироваться к окружающему миру.

Рассмотрим три общих аспекта этой теории.

1. Теория привязанности помещает индивида в контекст отношений с близкими людьми и рассматривает человека не только как социальное существо, но и как Homo vinculum — «человека привязывающегося».


Установление связей с другими людьми — наиболее важная стратегия выживания. — Источник.

2. Эта теория в основном занимается эмоциями и управлением ими, уделяя особое внимание страху. Страх рассматривается не только на уровне повседневных тревог, но и как отражение чувства беспомощности и уязвимости, то есть как отражение угрозы для выживания, связанной со смертью, изоляцией, одиночеством и утратой. Ключевым фактором ментального здоровья и благополучия считается возможность справиться со страхами и повысить стабильность и жизнестойкость.

3. Теория привязанности изучает нашу способность к адаптации, а также рассматривает факторы, блокирующие или подпитывающие эту способность.

Теория привязанности предполагает, что тесная связь с людьми, заслуживающими доверия, — это экологическая ниша, в которой развиваются мозг, нервная система и основные поведенческие паттерны человека.

Принципы теории привязанности

1. От рождения и до самой смерти люди запрограммированы на поиск не только социальных контактов, но и физической и эмоциональной близости с отдельными людьми. Желание такой связи занимает первое место в иерархии целей и потребностей человека. Наиболее остро человек осознает ее в ситуациях угрозы, риска, боли или неопределенности. В отношениях мы показываем свою уязвимость друг другу. Благодаря этому образуется связь, потому что потребность в привязанности, необходимая для ощущения комфорта, выдвигается на первый план и побуждает вступать в контакт с другими людьми.

2. Прогнозируемая физическая и (или) эмоциональная связь с объектом привязанности (зачастую в его качестве выступает один из родителей, брат или сестра, старый друг, супруг или духовная фигура) успокаивает нервную систему и формирует физическое и ментальное ощущение тихой гавани, где человек точно почувствует себя в комфорте и безопасности и сможет восстановить эмоциональный баланс.


Источник

Благодаря эмоциональному отклику со стороны других людей, особенно в подростковом возрасте, нервная система менее чувствительна к угрозам и воспринимает мир как относительно безопасное и поддающееся контролю место.

3. Эмоциональный баланс способствует развитию целостного, положительного и уверенного самоощущения и способности преобразовывать внутренний опыт в единое целое. Уверенность также помогает сообщать объектам привязанности о своих потребностях. Так создается более прочная связь, на основе которой формируются положительные модели близких людей как доступных источников поддержки.

4. Ощущение того, что человек может положиться на партнера, создает безопасный фундамент, позволяющий безбоязненно выходить во внешний мир, рисковать, получать новый опыт и развивать чувство уверенности и самостоятельности.


Источник

Такая эффективная зависимость — источник силы и спокойствия. В то же время отрицание потребности в привязанности и псевдосамодостаточность ослабляют человека. Способность взаимодействовать с другими, полагаться на них и ощущать безопасную связь с другими людьми — единственный ресурс, позволяющий нашему виду выживать и процветать в этом неустойчивом мире.

5. Восприятие объектов привязанности как отзывчивых, неравнодушных и взаимно искренних определяет качество и безопасность привязанности.

6. Если что-то угрожает привязанности, или безопасная связь нарушается, возникает стресс разлучения. Такой стресс может развиваться при нарушении и других видов эмоциональных связей, основанных на совместной деятельности или уважении. Но он не идет ни в какое сравнение с той «ломкой», которую вызывает угроза потери связи с объектом привязанности. Эмоциональная и физическая разлука с ним травмирует человека, развивает обостренное чувство не только уязвимости и ощущения опасности, но и беспомощности.

7. Безопасная связь определяет ключевые взаимодействия в близких отношениях. Ощущение общей надежности связи меняется при появлении новых переживаний. Ожидания провоцируют автоматические предубеждения и установки, а также представления о том, как вести себя в близких отношениях. Становясь автоматическими, такие модели поведения могут искажать восприятие и заставлять реагировать предвзято.

8. Безопасная привязанность позволяет комфортно воспринимать близость и свою потребность в другом человеке. В этом случае стоит признать потребность и действовать соответствующе. Реакция объекта привязанности воспринимается как искренняя и успокаивает нервную систему.

9. Если в ситуациях, когда человеку необходима поддержка, близкие люди воспринимаются как далекие, равнодушные или даже угрожающие, активизируются вторичные модели и стратегии.


Источник

Эти модели связаны с утратой чувства безопасности и могут принимать форму чрезмерной бдительности, гиперактивности или тревоги во взаимодействии с другими людьми, форму сдерживания эмоций привязанности или избегания, отвержения и отказа действовать.

10. В отличие от отношений между детьми и родителями отношения между взрослыми равноправны и не так сильно зависят от физической близости. Помимо привязанности, Боулби выделяет еще две поведенческие системы в близких отношениях (особенно между взрослыми): заботу и сексуальную жизнь. Эти системы не связаны друг с другом, но они действуют вместе с привязанностью. Именно привязанность является основой и определяет главные характеристики этих систем. Безопасная привязанность и эмоциональный баланс, возникающий на ее основе, способствуют более тонкой настройке на другого человека и более отзывчивой заботе. Но чувство безопасности, возникающее при надежной привязанности, должно постоянно поддерживаться. Этого состояния нельзя достичь раз и навсегда, оно может меняться в зависимости от ситуации.

Теория привязанности — обоснованная теория развития личности, в которой приоритет отдается роли управления эмоциями и связи с людьми, которым человек доверяет. Эти показатели считаются основными признаками, определяющими психологическое здоровье и благополучие.

Чтобы изменить тип привязанности, нам необходимо познать себя. Мы социальные существа, поэтому установление связей с окружающими и эмоциональная сонастройка — это лучший ориентир на пути к безопасности, здоровью и благополучию.

По материалам книги «Сила привязанности».
Обложка: unsplash.com

Объяснение теории Боулби и Эйнсворта

  • Привязанность определяется как «устойчивая психологическая связь между людьми» (Bowlby, 1969, стр. 194) и может считаться взаимозаменяемой с такими понятиями, как «привязанная связь» и «эмоциональная связь». ”
  • Первая привязанность человека часто завязывается с основным опекуном в младенчестве. Однако следует отметить, что привязанность характерна не только для отношений между младенцем и опекуном, но может присутствовать и в других формах социальных отношений.
  • Привязанности различных видов формируются посредством повторяющегося акта «поведения привязанности» или «транзакций привязанности», непрерывного процесса поиска и поддержания определенного уровня близости к другому конкретному индивидууму (Bowlby, 1969).
  • Поскольку опекуны различаются по уровню чувствительности и отзывчивости, не все младенцы одинаково привязаны к опекунам.

Содержание

Понимание привязанности

Теория привязанности в психологии берет свое начало в фундаментальной работе Джона Боулби (1958). В 1930-х годах Джон Боулби работал психиатром в детской консультативной клинике в Лондоне, где лечил многих детей с эмоциональными расстройствами.

Этот опыт заставил Боулби задуматься о важности отношений ребенка с матерью с точки зрения его социального, эмоционального и когнитивного развития. В частности, это сформировало его убеждение о связи между ранним разлучением младенцев с матерью и более поздней дезадаптацией и привело Боулби к формулированию своей теории привязанности.

Боулби (Bowlby, 1958) предположил, что привязанность можно понимать в эволюционном контексте, поскольку лицо, осуществляющее уход, обеспечивает безопасность и защиту младенца. Привязанность носит адаптивный характер, поскольку увеличивает шансы младенца на выживание.

Дети появляются на свет биологически запрограммированными на формирование привязанностей к другим, потому что это поможет им выжить.

Это проиллюстрировано в работе Лоренца (1935) и Харлоу (1958). По словам Боулби, у младенцев есть универсальная потребность искать близости с тем, кто за ними ухаживает, когда они испытывают стресс или угрозу (Prior & Glaser, 2006).

Важность ранних эмоциональных связей

  • Привязанность можно определить как глубокую и прочную эмоциональную связь между двумя людьми, в которой каждый ищет близости и чувствует себя в большей безопасности в присутствии объекта привязанности.
  • Поведение привязанности взрослых к ребенку включает чуткое и адекватное реагирование на потребности ребенка. Такое поведение кажется универсальным для разных культур.
  • Теория привязанности объясняет, как возникают отношения между родителями и детьми и как они влияют на последующее развитие.
  • Привязанность чаще всего формируется к тем, кто точно реагировал на сигналы ребенка, а не к человеку, с которым они проводили больше времени. Шаффер и Эмерсон назвали это чувствительной реакцией.
  • Привязанность характеризуется специфическим поведением детей, например стремлением приблизиться к объекту привязанности, когда они расстроены или им угрожают (Bowlby, 1969).

Странная ситуация Эйнсворт

Мэри Эйнсворт и ее коллеги обнаружили три основных паттерна, которые младенцы связывают со своими основными опекунами («материнскими фигурами») в ходе процедуры странной ситуации (Ainsworth et al., 19).78).

В исследование были включены четыре разные выборки младенцев в возрасте около одного года, и они были вовлечены в процедуру «Незнакомая ситуация», примерно описанную ниже:

Младенец был помещен в незнакомую среду со своей матерью и мог свободно исследовать окружающую среду; в комнату вошел незнакомец и постепенно приблизился к младенцу; Затем мать вышла из комнаты, вернувшись после того, как младенец провел некоторое время наедине с незнакомцем.

Эйнсворт и ее коллеги наблюдали, насколько комфортно каждый младенец чувствовал себя физически дальше от матери в незнакомой обстановке, как каждый младенец взаимодействовал с незнакомцем и как каждый младенец приветствовал мать по ее возвращении.

Основываясь на наблюдениях, младенцев разделили на три группы: безопасные, тревожные и избегающие.

Стили привязанности

Стили привязанности относятся к особому способу, которым человек относится к другим людям. Стиль привязанности формируется в самом начале жизни, и однажды установленный, это стиль, который остается с вами и проявляется сегодня в том, как вы ведете себя в близких отношениях и как воспитываете своих детей.

Концепция включает в себя уверенность человека в наличии фигуры привязанности для использования в качестве надежной базы, с которой можно свободно исследовать мир, когда он не в беде, и убежища, в котором можно искать поддержки, защиты и утешения в трудные времена. бедствие.

Надежная привязанность

Боулби (1988) описал надежную привязанность как способность хорошо и надежно устанавливать отношения с другими, а также способность к автономным действиям в зависимости от ситуации.

Надежная привязанность характеризуется доверием, адаптивной реакцией на отказ и верой в то, что человек достоин любви.

Младенец с надежной привязанностью характеризуется активным поиском и поддержанием близости с матерью, особенно во время эпизода воссоединения. Младенец может быть или не быть дружелюбным с незнакомцем, но всегда проявляет больший интерес к общению с матерью.

Кроме того, в той же ситуации младенец, как правило, слегка беспокоился во время разлуки с матерью, но младенец редко плакал.

Эйнсворт и коллеги интерпретировали младенцев, которые были надежно привязаны к своим матерям, проявляли меньше беспокойства и более позитивно относились к отношениям, и, вероятно, потому, что они верили в отзывчивость своих матерей к их потребностям.

Тревожная (амбивалентная) привязанность

Тревожная привязанность (также называемая амбивалентной) отношения характеризуются опасением, что другие не ответят взаимностью на ваше желание близости. Это

возникает, когда младенец узнает, что его опекун или родитель ненадежны и не всегда обеспечивают чуткий уход в соответствии с его потребностями.

Тревожно привязанный младенец характеризуется некоторой амбивалентностью (и сопротивлением) по отношению к матери. Младенец часто демонстрировал признаки сопротивления взаимодействию с матерью, особенно во время эпизода воссоединения странной ситуации.

Однако, как только контакт с матерью был установлен, младенец также продемонстрировал сильное намерение поддерживать такой контакт. В целом, амбивалентные младенцы часто демонстрировали неадекватное поведение во время странной ситуации.

Эйнсворт и ее коллеги обнаружили, что амбивалентные младенцы беспокоятся и не уверены в реакции своих матерей, а их матерям не хватает «тонкого чувства времени» при реагировании на потребности младенцев.

Во взрослом возрасте люди с тревожно-озабоченным стилем привязанности чрезмерно обеспокоены неопределенностью отношений. Они придерживаются негативной рабочей модели себя и позитивной рабочей модели других.

Избегающая привязанность

Дети с избегающим стилем привязанности, как правило, избегают взаимодействия с опекуном и не проявляют беспокойства во время разлуки. Это может быть связано с тем, что родитель игнорировал попытки быть близкими, и ребенок может усвоить убеждение, что он не может зависеть от этих или любых других отношений.

Младенец с избегающей привязанностью характеризовался как практически не проявляющий склонности к поиску близости с матерью.

Младенец часто не проявлял беспокойства во время разлуки с матерью, взаимодействовал с незнакомцем так же, как общался бы с матерью, и проявлял легкие признаки избегания (отворачивался, избегал зрительного контакта и т. д.) при воссоединении с матерью. мама.

Эйнсворт и ее коллеги интерпретировали избегающее поведение младенцев как защитный механизм против собственного отвергающего поведения матерей, такого как дискомфорт при физическом контакте или более легкое раздражение младенцами.

Дезорганизованная (страшная) привязанность

Мэйн и Соломон (1986) обнаружили, что значительная часть младенцев не относилась к категории безопасных, тревожных или избегающих на основании их поведения в эксперименте «Незнакомая ситуация». Они классифицировали этих младенцев как имеющих неорганизованный тип привязанности.

Дезорганизованная привязанность классифицируется детьми, которые демонстрируют последовательности поведения, в которых отсутствуют легко наблюдаемые цели или намерения, включая явно противоречивое поведение или неподвижность/замирание движений.

Мэйн и Соломон обнаружили, что родители неорганизованных младенцев часто имели неразрешенные травмы, связанные с привязанностью, которые заставляли родителей демонстрировать испуганное или пугающее поведение, что приводило к тому, что неорганизованные младенцы сбивались с толку или заставляли их полагаться на кого-то, кого они боялись. в то же время.

Стадии привязанности

Рудольф Шаффер и Пегги Эмерсон (1964) исследовали, развивается ли привязанность через ряд стадий, изучая 60 младенцев с месячными интервалами в течение первых 18 месяцев жизни (это известно как лонгитюдное исследование).

Все дети были обследованы у себя дома, и была выявлена ​​закономерность в развитии привязанности.

Младенцев посещали ежемесячно в течение приблизительно одного года, наблюдали за их взаимодействием с лицами, осуществляющими уход, и опрашивали лиц, осуществляющих уход.

Мать вела дневник для изучения доказательств развития привязанности. Было записано три измерения:

Тревога незнакомца – реакция на появление незнакомца.

Тревога разлуки – уровень стресса при разлуке с лицом, осуществляющим уход, степень комфорта, необходимая по возвращении.

Социальные ссылки – степень, в которой ребенок смотрит на опекуна, чтобы проверить, как он должен реагировать на что-то новое (безопасная база).

Они обнаружили, что привязанность ребенка развивается в следующей последовательности:

Асоциальная (0–6 недель)

Очень маленькие дети асоциальны в том смысле, что многие виды стимулов, как социальных, так и несоциальных, вызывают благоприятную реакцию, например, улыбка.

Неизбирательные привязанности (от 6 недель до 7 месяцев)

Младенцы без разбора наслаждаются человеческим обществом, и большинство младенцев одинаково реагируют на любого опекуна. Они расстраиваются, когда человек перестает с ними общаться.

Начиная с 3-х месяцев младенцы больше улыбаются знакомым лицам, и их легко может освоить обычный опекун.

Специальная насадка (7–9 месяцев)

Особые предпочтения для одной фигурки насадки. Ребенок ищет у конкретных людей безопасности, комфорта и защиты. Это показывает страх незнакомцев (страх незнакомца) и несчастье, когда разлука с особенным человеком (тревога разлуки).

Некоторые младенцы проявляют страх незнакомца и тревогу разлуки намного чаще и сильнее, чем другие, тем не менее, они рассматриваются как свидетельство того, что у ребенка сформировалась привязанность. Обычно это развивается к годовалому возрасту.

Множественная привязанность (от 10 месяцев и старше)

У многих детей, участвовавших в исследовании Шаффера и Эмерсона, к 10 месяцам была множественная привязанность, включая привязанность к матерям, отцам, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам и соседям.

Ребенок становится все более самостоятельным и формирует несколько привязанностей. К 18 месяцам у большинства младенцев формируется множественная привязанность.

Множественные привязанности, формируемые у большинства младенцев, различаются по своей силе и важности для младенца. Привязанности часто структурированы в виде иерархии, в соответствии с которой у младенца может сформироваться три привязанности, но одна из них может быть сильнее двух других, а одна может быть самой слабой.

Результаты исследования показали, что привязанность с большей вероятностью формировалась у тех, кто точно реагировал на сигналы ребенка, а не у тех, с кем они проводили больше времени. Шаффер и Эмерсон назвали это чувствительной реакцией.

Сильно привязанные младенцы имели матерей, которые быстро реагировали на их требования и взаимодействовали со своим ребенком. Младенцы со слабой привязанностью имели матерей, которые не могли взаимодействовать.

Длительное влияние ранней привязанности

Согласно теории Боулби (1988), когда мы формируем нашу первичную привязанность, мы также формируем мысленное представление о том, что такое отношения (внутренняя рабочая модель), которое затем используем для всех других отношений в будущем то есть дружба, рабочие и романтические отношения.

Различные стили привязанности можно рассматривать в основном как различные внутренние рабочие модели «отношений», которые развились из событийного опыта (Main, Kaplan, & Cassidy, 1985).

Это позволяет предположить, что раннее взаимодействие с опекунами может не только формировать то, как младенец понимает и вести себя в отношениях (о чем свидетельствуют стили привязанности младенцев), но и что такое влияние может быть перенесено во взрослую привязанность.

По Боулби (1969) более поздние отношения, вероятно, будут продолжением ранних стилей привязанности (надежной и ненадежной), потому что поведение основной фигуры привязанности младенца продвигает внутреннюю рабочую модель отношений, которая заставляет младенца ожидать того же в более поздних отношениях.

Другими словами, будет преемственность между ранним опытом привязанности и более поздними отношениями. Это известно как гипотеза непрерывности.

У людей привязанность не заканчивается в младенчестве или даже в детстве, а активна на протяжении всей жизни, когда люди получают утешение как от физических, так и от психических репрезентаций значимых других (Боулби, 19 лет). 69).

Благодаря внутренней рабочей модели человека детские модели привязанности передаются через жизненный цикл в подростковый период и во взрослую жизнь.

Понятие безопасности по-прежнему важно; однако растущее появление автономии также имеет важное значение, поскольку система привязанности у взрослых с меньшей вероятностью активируется из-за того, что они могут переносить более высокие уровни стресса по сравнению с детьми.

Во взрослом возрасте формируются новые узы привязанности, которые могут стать важным источником поддержки в периоды стресса или в периоды достижения цели и исследования

Исследователи предположили, что рабочие модели взаимосвязаны в рамках сложной иерархической структуры (Bowlby, 1980; Bretherton, 1985, 1990; Collins & Read, 1994; Main, Kaplan, & Cassidy, 1985).

Например, модель высшего уровня включает в себя убеждения и ожидания по всем типам отношений, а модели более низкого уровня содержат общие правила, касающиеся конкретных отношений, таких как романтические или родительские, подкрепленные моделями, характерными для событий внутри отношений с одним человеком. человек.

Существование множественных ментальных моделей подтверждается данными, демонстрирующими значительную внутриличностную изменчивость ожиданий и представлений людей о себе и других (Baldwin & Fehr, 1995).

Кроме того, хотя конкретные модели отношений привязанности положительно связаны с более всеобъемлющими общими рабочими моделями, корреляции от малых до умеренных (менее 0,40), что указывает на то, что они включали в себя различные убеждения в отношении себя и значимых других (Cozzarelli, Hoekstra, и Былсма, 2000).

Вероятно, общие ментальные модели указывают на типичную оценку себя и других в отношениях, а специфические для отношений представления о себе и своем партнере правдоподобно представляют только часть этих обобщенных убеждений.

Ссылки

Ainsworth, M.D.S., & Bell, S.M. (1970). Привязанность, исследование и разделение: проиллюстрировано поведением годовалых детей в странной ситуации. Развитие ребенка, 41 , 49-67.

Эйнсворт, доктор медицинских наук (1973). Развитие привязанности ребенка к матери. В B. Cardwell & H. Ricciuti (Eds.), Обзор исследований развития детей (Том 3, стр. 1-94) Чикаго: University of Chicago Press.

Эйнсворт, доктор медицинских наук, Блехар, М.С., Уотерс, Э., и Уолл, С. (1978). Паттерны привязанности: психологическое исследование странной ситуации . Лоуренс Эрлбаум.

Эйнсворт, доктор медицины (1991). Привязанности и другие привязанности на протяжении всего жизненного цикла. В С. М. Паркс, Дж. Стивенсон-Хинде и П. Маррис (редакторы), Приложение на протяжении всего жизненного цикла (стр. 33–51). Лондон: Рутледж.

Боулби, Дж. (1958). Характер ребенка привязан к матери. Международный журнал психоанализа, 39 , 350-371.

Боулби Дж. (1969). Вложение. Привязанность и потеря:   Vol. 1. Потеря. Нью-Йорк: Основные книги.

Боулби, Дж., и Робертсон, Дж. (1952). Двухлетний ребенок попал в больницу. Труды
Королевского медицинского общества, 46,
425–427.

Доллард Дж. и Миллер Н.Э. (1950). Личность и психотерапия . Нью-Йорк: McGraw-Hill

Harlow, HF & Zimmermann, RR (1958). Развитие аффективной реактивности у детенышей обезьян. Труды Американского философского общества, 102, 501-509.

Прайор, В., и Глейзер, Д. (2006). Понимание привязанности и расстройств привязанности: теория, доказательства и практика. Издательство Джессики Кингсли.

Шаффер, Х. Р., и Эмерсон, Ч. Е. (1964). Развитие социальных привязанностей в младенчестве. Монографии Общества исследований детского развития, 1-77.

Часто задаваемые вопросы

Теория привязанности — Мир психологов

  1. Психология развития

Введение в теорию привязанности в психологии развития, включая вклад Боулби и Эйнсворт, оценку и критику теории привязанности.

Постоянная ссылка Распечатать |


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Ссылки
  1. Боулби, Джон. Привязанность и потеря. 1969.
  2. Эйнсворт, М. «Младенчество в Уганде: уход за младенцами и рост любви». Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1967.
  3. .
  4. Хазан, К. и Шейвер, П. «Привязанность как организационная основа для исследования близких отношений». Психологический запрос. 5 1-22, 1994.
Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого теста на архетип.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Взгляд на общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого теста на архетип.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Вы зациклились?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.