Психология привязанности: Теория привязанности: современные исследования и перспективы — Современная зарубежная психология

Социально-психологическая характеристика привязанности — Проблемы cоциальной психологии личности

Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным. Но в стране ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить их семью. Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в детские дома или школы-интернаты. Ребенок, лишенный родительского попечительства и помещенный в условия сложившихся стереотипов системы воспитания, страдает от того, что воспитатели и другие сотрудники учреждения находятся с ним строго в определенное время. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев воспитатели – люди профессионально некомпетентные, и поэтому их опыт как воспитателей формируется, прежде всего, на формальном дисциплинировании детей. А это таит в себе опасность отчуждения во взаимоотношениях взрослого и ребенка. В результате воспитания детей-сирот в условиях детского дома наблюдается также специфическое развитие интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер, особенностей поведения, которые они рассматривают как качественно иной характер формирования личности. Эта специфика проявляется и в несформированности внутреннего, психического плана действий, собственной мотивации, в преобладании ориентации на внешнюю ситуацию. Качественно иную форму имеет и развитие всех аспектов «Я» (представления о себе, отношения к себе, образа «Я», самооценки). Следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является отсутствие у него чувства уверенности в себе, которое, возникнув на ранних стадиях возрастного развития, впоследствии становится устойчивой характеристикой личности воспитанников детского дома.

На различных этапах развития нашего общества представления о семье как факторе воспитания претерпевали существенные изменения. В 60 гг., например, высказывалось мнение о возможности и даже желательности замены семейного воспитания воспитанием в дошкольных и школьных учреждениях (С.Я. Струмилин, 1960). К настоящему времени накоплено немало убедительных свидетельств принципиальной значимости и в известных пределах незаменимости семьи для формирования личности ребенка. Анализ поведения и психики детей, разлученных с родителями в раннем детстве (в результате ранней госпитализации, смерти родителей или развода), говорит о возможности необратимых искажений личности ребенка из-за воспитания его вне семьи.

Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка – его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери. В настоящее время изучение формирования и развития привязанностей в онтогенезе является одним из наиболее актуальных направлений исследований в современной психологии развития, где привязанность понимается как базисное образование, оказывающее влияние на психическое развитие ребенка, его жизненный путь.

Изучение привязанности ребенка к матери одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. В русле этологического подхода связь «мать-дитя» трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают влияние на последующее общение. В частности, было показано, что эмоциональные связи ребенка с матерью усиливаются, благодаря наличию взаимодействия в первые часы жизни ребенка, а разлука матери и ребенка в этот период может привести к негативным эффектам. Однако другие исследования не подтвердили установления специфических эмоциональных связей между матерью и новорожденным сразу после рождения. Х.Р. Шеффер обратил внимание на то, что новорожденный имеет определенные биологические механизмы, лежащие в основе потребности ребенка устанавливать эмоциональную связь с кем-либо. Большой вклад в решение этой проблемы внес английский психиатр Дж. Боулби своей теорией привязанностей, согласно которой привязанности к матери, отцу или кому-нибудь другому не являются врожденными или  результатом раннего научения (запечатлением). По его мнению, врожденными являются некоторые формы поведения младенца, способные заставить окружающих находиться рядом с ним и заботиться о нем. Это – гуление, улыбка и ползание по направлению к взрослому. С точки зрения эволюции, эти формы носят адаптивный характер, так как обеспечивают младенцу заботу, необходимую для выживания.

Основным результатом взаимодействия матери и младенца Дж. Боулби считает появление у младенца эмоциональной привязанности, заставляющей ребенка жаждать присутствия матери, ее ласки, особенно если он встревожен или испуган. В первые 6 месяцев привязанности младенцев носят диффузный характер, после начинает явно проявляться привязанность к определенным людям, обычно первым объектом привязанности является мать.

В отечественной психологии изучение привязанностей ребенка к взрослому велось в рамках психологии общения, в русле концепции М.И. Лисиной. Избирательные привязанности ребенка к взрослому рассматривались как продукт общения, зависящий от его содержания. В работе С.Ю. Мещеряковой изучалось развитие системы аффективно-личностных связей ребенка со взрослым на первом году жизни. Было показано, что эти связи возникают в первом полугодии жизни ребенка в ситуативно-личностном общении и являются основным психологическим новообразованием этого возраста.

В западной литературе взаимодействие ребенка со взрослыми обычно обозначается термином «привязанность» (attachment). В рамках этого подхода привязанность к взрослым рассматривается как основной фактор развития ребенка в первые годы его жизни.

Привязанность – это инстинктивное поведение ребенка, а также любая форма поведения, результатом которой является приобретение или сохранение близости с «объектом привязанности», которым обычно является человек, оказывающий помощь. Этот феномен можно проследить на протяжении всей жизни любого человека, и особенно в критические моменты. Таким образом, отношения можно назвать собственно привязанностью в том случае, если они обладают специфическими свойствами привязанности, к которым относится стремление к близости, возникающее при наличии угрозы. Привязанность в данном случае используется как основа безопасности.

Привязанность к родителям – это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким лицом.

Чувство привязанности формируется у человека в определенный период индивидуального развития. Для формирования этого чувства у ребенка младшего возраста необходимы взрослые люди, которые могут вызвать чувство привязанности. Его формирование связано с общим эмоциональным развитием, которое осуществляется в семейных условиях с помощью взрослых людей, занимающих в отношении ребенка положительные позиции.

О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни, когда возникает беспокойство при временном отсутствии матери (отчетливо выражается в семь месяцев) и появлении посторонних (в восемь месяцев). Уже в самом раннем возрасте дети проявляют избирательное отношение к знакомым и незнакомым взрослым. Формирование расположения ребенка к окружающим зависит от того, как они удовлетворяют некоторые важные потребности детей.

К проявлениям привязанности (М. Эйнцворт) можно отнести следующие характеристики: реакции при появлении матери, реакции в ответ на попытку матери завязать контакт, поведение, направленное на избегание разлучения, поведение, рассматриваемое как исследовательская активность в ситуации, когда ребенок находится на коленях у матери, реакции типа избегания (например, при контакте ребенка с незнакомым человеком).

Показателем привязанности можно считать стремление ребенка к определенному человеку, его желание общаться с ним, а также протестовать против разлуки с ним. Для образования связей имеет значение не удовлетворение физиологических потребностей ребенка, а частота контактов с ним, эмоциональное отношение к нему. Очень важным надо считать также степень чуткости и реакцию на плач ребенка.

Для развития чувства привязанности у ребенка очень существенны первые 2-3 года жизни. Этот период может определить как критический в формировании привязанности.

Отношения привязанности формируют сущность психологической жизни с рождения и до смерти. Обретение полной независимости (автономии) в психологической сфере является не более возможным, чем в биологической сфере – движение от жизненной зависимости от кислорода к независимости от него. Потребность в близости, безопасности, комфорте и заботе – это выражение нужды взрослого человека в привязанности, а не возврат к инфантильным способам поведения. Сохранение отношений привязанности на протяжении всей жизни и открытое выражения потребности в связи с другим человеческим существом – это, скорее, признак психологического здоровья, чем проявление патологической зависимости.

Противоположностью привязанности является одиночество (или переживание утраты). Парадокс привязанности в том, что мы должны привязываться к тем, кого неизбежно потеряем. Поэтому страхи утраты и оставления — это всегда присутствующая тень привязанности.

Уход, отсутствие того, к кому мы привязаны, запускает болезненное чувство угрозы потери, поэтому зачастую даже негативная реакция более желательна, чем ее отсутствие. Вследствие этого люди могут быть очень привязаны к тем, кто их обижает и даже причиняет эмоциональный или физический вред. Рассерженный родитель, по крайней мере, присутствует. Власть привязанности может превзойти любые другие потребности и даже голос разума. В жизни мы может найти множество примеров этому. Женщина может возвращаться к мужу, который ее избивает. Мужчина может ожидать, что еще немного и его жена-алкоголичка сможет бросить пить.

От того, каким образом привязанность может выполнять свою защитную функцию, зависит от качества взаимодействия между индивидом и его объектом привязанности. Индивид, который может рассчитывать на откликаемость, поддержку и защиту со стороны своего объекта привязанности, способен свободно отдавать свое внимание другим заботам, таким как исследовательская деятельность и/или взаимодействие с другими.

Термин «надежность» в рамках теории привязанности описывает уверенность индивида любого возраста – младенца, ребенка, взрослого — в том, что защищающая и поддерживающая фигура будет доступна и досягаема.

М. Эйнсворт были описаны три вида привязанности детей к близким взрослым, формирующихся к годовалому возрасту: безопасная, избегающая и тревожно-амбивалентная: соответственно, группы В, А и С.

1. Дети группы «А» обычно не огорчаются и не плачут при разлуке с матерью, игнорируют и даже избегают ее при встрече. Такое поведение ребенка свидетельствует об отчуждении и избегании матери, об отсутствии чувства безопасности у ребенка. Этот тип привязанности был назван «избегающая, небезопасная привязанность» (avoidant-unsecure attachment).

2. Дети группы «В» огорчаются и плачут (либо не плачут) при разлуке с матерью и сильно радуются, стремятся к близости и к взаимодействию при ее появлении. Такое поведение ребенка свидетельствует о надежности привязанности и о чувстве безопасности, которое дает ребенку мать. Поэтому тип привязанности этой группы детей получил название «безопасная привязанность» (secure attachment).

3. Наконец, дети третьей группы «С» дают яркую гневную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контактам с ней при встрече: сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно хотят, чтобы на них обратили внимание и «взяли на ручки». Такое поведение свидетельствует об амбивалентном, непоследовательном отношении к матери и об отсутствии чувства уверенности и безопасности у ребенка. Данный тип привязанности обычно называют «амбивалентная небезопасная привязанность» или «тревожно-амбивалентная привязанность» (ambivalent-unsecure attachment; anxious-unsecure attachment).

Некоторые исследователи выделяют еще и четвертый тип, который у разных авторов имеет разное содержание и, как правило, является одним из вариантов приведенных выше типов привязанности – дезорганизованная привязанность. Матери в этом случае страдали от депрессии, либо в случаях жестокого обращения, а также в шизоидных семьях. Дети с такой привязанностью вели себя очень по-разному. Часто им был свойственен детский аутизм.

В последние годы усилия исследователей направлены на изучение и понимание природы раннего взаимодействия родителя и ребенка.

С самого рождения младенцы обладают особой способностью выделять в окружающем мире близкого ему человека. Они воспринимают лицо, голос, прикосновения и др.; также исходящие от матери стимульные сигналы как уникальные и отличающиеся от других окружающих звуков, зрительных объектов, стимулов. Младенцы уже с первых дней жизни имитируют некоторые действия своего взрослого партнера по взаимодействию, т.е. появляются на свет со способностями устанавливать взаимоотношения с другими людьми.

Показателем привязанности к матери может служить реакция младенцев на незнакомых людей или поведение в незнакомой ситуации, на кратковременное разлучение с матерью, при стрессе. Другим проявлением привязанности является эмоциональная реакция младенца на незнакомых людей, события в зависимости от реакции матери, получившая название «социальной ссылки». Считается, что в основе надежной привязанности лежат сензитивность и отзывчивость матери к сигналам младенца, желание реагировать на эмоциональном уровне.

Таким образом, на привязанность младенца к матери влияют ее способ выражения эмоций, эмпатия, общительность, привязанность матери к своим родителям в детстве, а также возраст, образование, социальная поддержка в семье.

Привязанность проявляется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного взаимодействия матери с ребенком. С известной долей условности можно считать первую ответную улыбку младенца прообразом привязанности – выражением ответных чувств. О привязанности как таковой можно говорить, когда ребенок эмоционально выделяет мать из числа других взрослых людей и реагирует на ее уход. Обычно это бывает к четырем месяцам.

Необходимо также учитывать, что тревожный характер привязанности часто провоцируется чрезмерно опекающей ребенка матерью и другими взрослыми, заменяющими ему сверстников и всегда ограничивающими в чем-то его активность и самостоятельность. Если отец не принимает участия в воспитании детей, они более привязываются к матери и легче перенимают ее беспокойство. Еще в большей степени это выражено, когда ребенок боится отца из-за его грубости, вспыльчивости, конфликтности. Наиболее травмирующее влияние такая ситуация оказывает на мальчиков, так как одностороннее общение с матерью сказывается в дальнейшем на их отношениях со сверстниками того же пола, ведущими себя более решительно и инициативно.

10 принципов теории привязанности, которые важно знать каждому


Екатерина Щетинина

Человек — существо социальное, поэтому отношения и связи с другими людьми для нас жизненно важны. Они формируют нашу нервную систему, определяют реакции на стресс, организуют повседневную эмоциональную жизнь и ситуации межличностного взаимодействия.

Необходимость удовлетворять потребность в общении подчеркивает теория привязанности. Изначально она рассматривала развитие детей в первые годы жизни, но потом (особенно в последние несколько лет) ее начали применять также ко взрослым людям и отношениям между ними.

Сью Джонсон в своей новой книге «Сила привязанности» подробно рассматривает теорию привязанности и ее практическое применение в психотерапии, а также объясняет, почему она может применяться не только в контексте детско-родительских отношений.

Общие аспекты теории привязанности

Автором теории привязанности стал английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби. Раньше считалось, что взрослый нужен ребенку для удовлетворения физических потребностей. Джон Боулби добавил к этому социальную составляющую: привязанность ребенка к матери помогает адаптироваться к окружающему миру.

Рассмотрим три общих аспекта этой теории.

1. Теория привязанности помещает индивида в контекст отношений с близкими людьми и рассматривает человека не только как социальное существо, но и как Homo vinculum — «человека привязывающегося».


Установление связей с другими людьми — наиболее важная стратегия выживания. — Источник.

2. Эта теория в основном занимается эмоциями и управлением ими, уделяя особое внимание страху. Страх рассматривается не только на уровне повседневных тревог, но и как отражение чувства беспомощности и уязвимости, то есть как отражение угрозы для выживания, связанной со смертью, изоляцией, одиночеством и утратой. Ключевым фактором ментального здоровья и благополучия считается возможность справиться со страхами и повысить стабильность и жизнестойкость.

3. Теория привязанности изучает нашу способность к адаптации, а также рассматривает факторы, блокирующие или подпитывающие эту способность.

Теория привязанности предполагает, что тесная связь с людьми, заслуживающими доверия, — это экологическая ниша, в которой развиваются мозг, нервная система и основные поведенческие паттерны человека.

Принципы теории привязанности

1. От рождения и до самой смерти люди запрограммированы на поиск не только социальных контактов, но и физической и эмоциональной близости с отдельными людьми. Желание такой связи занимает первое место в иерархии целей и потребностей человека. Наиболее остро человек осознает ее в ситуациях угрозы, риска, боли или неопределенности. В отношениях мы показываем свою уязвимость друг другу. Благодаря этому образуется связь, потому что потребность в привязанности, необходимая для ощущения комфорта, выдвигается на первый план и побуждает вступать в контакт с другими людьми.

2. Прогнозируемая физическая и (или) эмоциональная связь с объектом привязанности (зачастую в его качестве выступает один из родителей, брат или сестра, старый друг, супруг или духовная фигура) успокаивает нервную систему и формирует физическое и ментальное ощущение тихой гавани, где человек точно почувствует себя в комфорте и безопасности и сможет восстановить эмоциональный баланс.


Источник

Благодаря эмоциональному отклику со стороны других людей, особенно в подростковом возрасте, нервная система менее чувствительна к угрозам и воспринимает мир как относительно безопасное и поддающееся контролю место.

3. Эмоциональный баланс способствует развитию целостного, положительного и уверенного самоощущения и способности преобразовывать внутренний опыт в единое целое. Уверенность также помогает сообщать объектам привязанности о своих потребностях. Так создается более прочная связь, на основе которой формируются положительные модели близких людей как доступных источников поддержки.

4. Ощущение того, что человек может положиться на партнера, создает безопасный фундамент, позволяющий безбоязненно выходить во внешний мир, рисковать, получать новый опыт и развивать чувство уверенности и самостоятельности.


Источник

Такая эффективная зависимость — источник силы и спокойствия. В то же время отрицание потребности в привязанности и псевдосамодостаточность ослабляют человека. Способность взаимодействовать с другими, полагаться на них и ощущать безопасную связь с другими людьми — единственный ресурс, позволяющий нашему виду выживать и процветать в этом неустойчивом мире.

5. Восприятие объектов привязанности как отзывчивых, неравнодушных и взаимно искренних определяет качество и безопасность привязанности.

6. Если что-то угрожает привязанности, или безопасная связь нарушается, возникает стресс разлучения. Такой стресс может развиваться при нарушении и других видов эмоциональных связей, основанных на совместной деятельности или уважении. Но он не идет ни в какое сравнение с той «ломкой», которую вызывает угроза потери связи с объектом привязанности. Эмоциональная и физическая разлука с ним травмирует человека, развивает обостренное чувство не только уязвимости и ощущения опасности, но и беспомощности.

7. Безопасная связь определяет ключевые взаимодействия в близких отношениях. Ощущение общей надежности связи меняется при появлении новых переживаний. Ожидания провоцируют автоматические предубеждения и установки, а также представления о том, как вести себя в близких отношениях. Становясь автоматическими, такие модели поведения могут искажать восприятие и заставлять реагировать предвзято.

8. Безопасная привязанность позволяет комфортно воспринимать близость и свою потребность в другом человеке. В этом случае стоит признать потребность и действовать соответствующе. Реакция объекта привязанности воспринимается как искренняя и успокаивает нервную систему.

9. Если в ситуациях, когда человеку необходима поддержка, близкие люди воспринимаются как далекие, равнодушные или даже угрожающие, активизируются вторичные модели и стратегии.


Источник

Эти модели связаны с утратой чувства безопасности и могут принимать форму чрезмерной бдительности, гиперактивности или тревоги во взаимодействии с другими людьми, форму сдерживания эмоций привязанности или избегания, отвержения и отказа действовать.

10. В отличие от отношений между детьми и родителями отношения между взрослыми равноправны и не так сильно зависят от физической близости. Помимо привязанности, Боулби выделяет еще две поведенческие системы в близких отношениях (особенно между взрослыми): заботу и сексуальную жизнь. Эти системы не связаны друг с другом, но они действуют вместе с привязанностью. Именно привязанность является основой и определяет главные характеристики этих систем. Безопасная привязанность и эмоциональный баланс, возникающий на ее основе, способствуют более тонкой настройке на другого человека и более отзывчивой заботе. Но чувство безопасности, возникающее при надежной привязанности, должно постоянно поддерживаться. Этого состояния нельзя достичь раз и навсегда, оно может меняться в зависимости от ситуации.

Теория привязанности — обоснованная теория развития личности, в которой приоритет отдается роли управления эмоциями и связи с людьми, которым человек доверяет. Эти показатели считаются основными признаками, определяющими психологическое здоровье и благополучие.

Чтобы изменить тип привязанности, нам необходимо познать себя. Мы социальные существа, поэтому установление связей с окружающими и эмоциональная сонастройка — это лучший ориентир на пути к безопасности, здоровью и благополучию.

По материалам книги «Сила привязанности».
Обложка: unsplash.com

Теория привязанности — Psychologist World

Теория привязанности

Теория привязанности — это концепция психологии развития, которая касается важности «привязанности» для развития личности. В частности, в нем утверждается, что способность человека формировать эмоциональную и физическую «привязанность» к другому человеку дает чувство стабильности и безопасности, необходимое для того, чтобы идти на риск, расширяться, расти и развиваться как личность. Естественно, теория привязанности — это широкая идея с множеством выражений, и лучшее ее понимание можно получить, рассмотрев несколько из этих выражений по очереди.

Джон Боулби

Психолог Джон Боулби был первым, кто придумал этот термин. Его работа в конце 60-х установила прецедент, согласно которому развитие ребенка в значительной степени зависело от способности ребенка формировать прочные отношения «по крайней мере с одним основным опекуном». Как правило, это один из родителей.

Исследования Боулби детского развития и «темперамента» привели его к выводу, что сильная привязанность к опекуну обеспечивает необходимое чувство безопасности и опоры. Боулби обнаружил, что без таких отношений на поиски стабильности и безопасности тратится много энергии развития. В целом, те, у кого нет таких привязанностей, боязливы и менее склонны искать и учиться на новом опыте. Напротив, ребенок с сильной привязанностью к родителю знает, что у него есть, так сказать, «запасной вариант», и поэтому склонен быть более авантюрным и стремящимся к новому опыту (который, конечно, жизненно важен для обучения и развития).

Здесь есть некоторые основания для психологии наблюдения. Ребенок, который сильно привязан к опекуну, удовлетворяет и учитывает несколько своих самых насущных потребностей. Следовательно, они могут проводить гораздо больше времени, наблюдая за окружающей средой и взаимодействуя с ней. Таким образом, их развитие облегчается.

Родственные
  • Психология наблюдения

По мнению Боулби, роль родителя как опекуна со временем возрастает, чтобы удовлетворить особые потребности привязанного ребенка. Вначале эта роль должна быть закреплена и обеспечивать постоянную поддержку и безопасность в годы становления. Позже эта роль будет доступна, так как ребенок нуждается в периодической помощи во время его экскурсий во внешний мир.1

Мэри Эйнсворт

Мэри Эйнсворт развила многие идеи, изложенные Боулби в ее исследованиях. В частности, она выявила наличие того, что она называет «поведением привязанности», примеров поведения, которое демонстрируют неуверенные в себе дети в надежде установить или восстановить привязанность к отсутствующему в настоящее время опекуну. Поскольку такое поведение характерно для детей, оно является убедительным аргументом в пользу существования «врожденного» или инстинктивного поведения у человеческого животного.

Исследование проводилось путем изучения широкого круга детей с разной степенью привязанности к своим родителям или опекунам: от сильной и здоровой привязанности до слабой и слабой привязанности. Затем детей отделяли от воспитателей и наблюдали за их реакцией. Дети с сильной привязанностью были относительно спокойны, казалось, были уверены в том, что их опекуны скоро вернутся, в то время как дети со слабой привязанностью плакали и демонстрировали сильное горе, когда их возвращали родителям.

Позже в том же исследовании дети были подвергнуты преднамеренно стрессовым ситуациям, во время которых почти все они начали демонстрировать определенное поведение, которое эффективно привлекало внимание их опекунов – яркий пример поведения привязанности.2

Хазан и Шейвер

Раньше одним из основных недостатков теории привязанности было то, что она действительно изучалась только в контексте маленьких детей. Хотя исследования детей часто играют важную роль в области психологии развития, в идеале предполагается, что эта область касается развития всего человеческого организма, включая стадию взрослой жизни. В 19В 80-х Синди Хазан и Филлип Шейвер смогли привлечь к себе много внимания, когда они обратились к теории привязанности к отношениям взрослых. , а затем наблюдали, как эти пары реагировали на различные стрессоры и раздражители. В случае со взрослыми, казалось бы, сильная привязанность по-прежнему имеет большое значение. Например, в тех случаях, когда у взрослых была слабая привязанность, возникало чувство неадекватности и отсутствия близости со стороны обеих сторон. Когда привязанность была слишком сильной, возникали проблемы с созависимостью. Отношения функционировали лучше всего, когда обеим сторонам удавалось сбалансировать близость с независимостью. Как и в случае с развивающимися детьми, идеальная ситуация представлялась привязанностью, которая функционировала как надежная основа, от которой можно было протянуть руку и получить опыт в мире.

Критика теории привязанности

Одним из наиболее распространенных критических замечаний в отношении теории привязанности является то, что незападные общества склонны предлагать убедительные контрпримеры. Например, в Папуа-Новой Гвинее или Уганде представление о том, что ребенок должен быть тесно привязан к опекуну, несколько чуждо, и обязанности по воспитанию детей более равномерно распределяются между более широкой группой людей. Тем не менее, производятся «хорошо приспособленные» члены общества, что указывает на то, что, по крайней мере, в этих обществах вместо привязанностей, столь необходимых для западных детей, действует какой-то другой механизм.

Оценка
  • Теория привязанности утверждает, что сильная эмоциональная и физическая привязанность хотя бы к одному основному опекуну имеет решающее значение для развития личности.
  • Джон Боулби впервые ввел этот термин в результате своих исследований психологии развития детей из разных слоев общества.
  • Мэри Эйнсворт провела это исследование, обнаружив существование «поведения привязанности» — поведения, проявляющегося с целью создания привязанности в моменты, когда ребенок чувствует себя растерянным или напряженным.
  • Хазан и Шейвер (1987) использовали «Викторину о любви», чтобы продемонстрировать применимость теории привязанности к романтическим отношениям взрослых.
  • Теория привязанности оказала глубокое влияние на политику ухода за детьми, а также принципы базовой клинической практики для детей.
  • Критики теории привязанности отмечают отсутствие родительской привязанности во многих незападных обществах.

Какие существуют типы крепления?

В психологии развития «теория привязанности» исследует эмоциональную связь между одним человеком и другим (в основном между опекуном и младенцем).

В течение первых шести месяцев жизни ребенка лицо, осуществляющее уход, должно проявлять адекватную заботу о своем новорожденном, чтобы установить тесную связь. Если здоровая связь не может быть установлена ​​на ранней стадии развития ребенка, это может привести к нескольким эмоциональным проблемам в дальнейшем.

Что такое теория привязанности?

Джон Боулби, психолог и психоаналитик, предложил теорию привязанности на протяжении 1950-х и 1960-х годов и внес заметный вклад в область психотерапии своей работой над привязанностью.

Хотя Боулби не оспаривал возможность образования детьми множественных связей с разными людьми, он по-прежнему придерживается мнения, что, поскольку это первая установленная связь, связь между матерью и ребенком является самой сильной из всех.

Теория привязанности исследует, как развивается связь между опекуном и ребенком и ее влияние на последующее развитие. На протяжении всей своей деятельности в 19В 30-е годы Боулби работал психиатром в лондонской клинике, где лечил психически больных детей.

За это время Боулби осознал важную динамику между родителем и ребенком и то, насколько глубоко эта динамика может повлиять на социальное, эмоциональное и когнитивное развитие. Вскоре он обнаружил, что раннее разлучение младенцев может привести к последующей дезадаптации, и таким образом была разработана теория привязанности.

Боулби описывает привязанность так:

«Привязанность — это глубокая и прочная эмоциональная связь, которая соединяет одного человека с другим во времени и пространстве».

(Эйнсворт, 1973: Боулби, 1969)

Продолжая исследовать отношения между родителями и детьми, Боулби и его коллега Джеймс Робертсон исследовали группу маленьких младенцев. Они обнаружили, что при разлуке с родителем дети постоянно проявляли признаки стресса.

Это исследование противоречит «теоретикам поведения», утверждающим, что когда ребенка кормят, тревога разлуки исчезает.

Боулби и Робертсон заметили, что детей невозможно было утешить в отсутствие родителя, независимо от того, накормлены они или нет.

Исследование Боулби и Робертсона идет вразрез с поведенческой теорией, утверждающей, что дети привязываются к матери через кормление.

Интересно, что привязанность не обязательно должна быть взаимной, и возможна ли привязанность одного человека к другому без взаимности. Согласно Боулби, привязанность отличается от детей особым поведением, например стремлением сблизиться с объектом привязанности, когда они расстроены или чувствуют угрозу (Боулби, 1969).

Приставка и эволюция

Ребенок и близость к родителям Теория привязанности

Боулби утверждал, что привязанность является биологическим процессом, и продолжал говорить, что все младенцы рождаются с «геном привязанности», который позволяет им высвобождать так называемые «социальные релизеры», гарантирующие, что, когда ребенок плачет, цепляется за фигуру привязанности или даже улыбается, чтобы получить внимание и заботу, которых они жаждут.

Интересно, что тот же «ген привязанности», с которым рождаются дети, присутствует и у родителей, и именно он побуждает опекуна защищать и заботиться о ребенке.

«Монотропия» — это термин, обозначающий одну основную фигуру привязанности, концепция, разработанная Боулби наряду с его теорией привязанности. Он пришел к выводу, что если успешная «монотропная» связь по какой-либо причине не образуется, могут возникнуть негативные последствия.

Боулби выделил четыре типа стилей привязанности: безопасный, тревожно-амбивалентный, неорганизованный и избегающий.

Надежная привязанность

Надежная привязанность означает теплую и любящую связь между родителем и ребенком. Ребенок чувствует себя любимым и заботливым и развивает способность формировать здоровые отношения с окружающими.

Дети с безопасным стилем привязанности активны и демонстрируют уверенность в своих взаимодействиях с другими.

Те, кто выработал безопасные стили привязанности в детстве, скорее всего, перенесут этот здоровый способ привязанности во взрослую жизнь и без проблем выстроят долгосрочные отношения, не опасаясь быть покинутыми.

Тревожно-амбивалентная привязанность

Тревожно-амбивалентные дети склонны не доверять опекунам, и эта незащищенность часто означает, что их окружение исследуется скорее с трепетом, чем с волнением.

Они постоянно ищут одобрения у своих опекунов и постоянно наблюдают за своим окружением, опасаясь быть брошенными.

Те, у кого развился «тревожно-амбивалентный» стиль привязанности, склонны переносить то, чему они научились во взрослую жизнь, и очень часто чувствуют себя нелюбимыми своими партнерами, в то время как им трудно выражать любовь и связь самим.

Люди, которые развили привязанность в этом стиле, обычно эмоционально зависимы в зрелом возрасте.

Избегающая привязанность

Дети, которые развились в «избегающем» стиле, научились принимать тот факт, что их эмоциональные потребности, скорее всего, останутся неудовлетворенными, и продолжают расти, чувствуя себя нелюбимыми и незначительными.

Им часто трудно выражать свои чувства и трудно понять эмоции – во взрослом возрасте; они склонны избегать интимных отношений.

Неорганизованная привязанность

Неорганизованная привязанность представляет собой сочетание избегающей и тревожной привязанности, и дети, попадающие в эту группу, часто проявляют сильный гнев и ярость. Они могут ломать игрушки и вести себя другим непостоянным образом — у них также сложные отношения с опекунами.

Дети, развившиеся в условиях «неорганизованного» стиля привязанности, как правило, избегают интимных отношений во взрослом возрасте, легко взрываются и с трудом контролируют свои эмоции.

Странная ситуация

В 1970-х психолог Мэри Эйнсворт провела исследование младенцев в возрасте от 9 до 18 месяцев; в исследовании наблюдалась безопасность привязанности у детей в рамках парадигмы отношений опекуна.

Это включает восемь коротких эпизодов (длительностью около 3 минут), в которых мать, ребенок и незнакомец представлены, разделены, а затем воссоединены.

Это обсервационное исследование под названием «странная ситуация» было разработано Эйнсворт и Виттиком в 1969 году. между матерью и ребенком.

Установка проводилась в небольшой комнате с односторонним стеклом, чтобы за детьми можно было легко наблюдать. Выборка детей Эйнсворт представляла 100 американских семей среднего класса.

В коротких эпизодах дети, матери и экспериментаторы наблюдались в следующих восьми сценариях:

  1. Экспериментатор, мать и ребенок
  2. Мать и ребенок одни
  3. Незнакомец присоединяется к матери и младенцу
  4. Мать оставляет незнакомца и ребенок один
  5. Мать возвращается, а незнакомец уходит
  6. Мать тоже уходит, оставляя ребенка совершенно одного
  7. Незнакомец возвращается
  8. Незнакомец уходит, а мать возвращается

После исследования Эйнсворт оценила каждый из ответов и сгруппировала их по четырем типам взаимодействия: близость и поиск контакта, поддержание контакта, избегание близости и контакта, сопротивление контакту и близость. Эти взаимодействия были основаны на двух эпизодах воссоединения во время наблюдения.

Результаты по стилям привязанности

В ходе обсервационного исследования Эйнсворт (1970) выделил три стиля привязанности; безопасный (тип B), небезопасно-избегающий (тип A) и небезопасно-амбивалентный/устойчивый (тип C).

Надежная привязанность: Тип B

К счастью, большинство детей в репрезентативной выборке Эйнсворта 1970-х годов принадлежали к стилю «надежной привязанности». Детям, принадлежащим к этому стилю, было легко демонстрировать доверие к опекунам, и они, как правило, использовали эти «монотропные» фигуры привязанности в качестве основы для изучения своего окружения.

Воспитатели, осуществляющие основной уход, легко успокаивают этих младенцев, а дети, которые развиваются в соответствии с этим стилем, получают заботу и поддержку со стороны воспитателей, что дает им безопасную платформу для безопасного развития.

Неуверенный в себе избегающий: Тип A

Дети, которые подпадают под избегающий стиль, как правило, не смотрят на своего опекуна при изучении окружающей их среды. Они также не обращаются к фигуре привязанности во время бедствия.

У таких детей, вероятно, есть воспитатель, который нечувствителен и отвергает их потребности (Ainsworth, 1979).

Ненадежная амбивалентность/резистентность: Тип C 

Последний стиль привязанности (ненадежная амбивалентность) проявляется в том, что ребенок демонстрирует амбивалентное поведение по отношению к своему опекуну. Ребенок не легко утешается опекуном и часто демонстрирует цепкое и зависимое поведение по отношению к объекту привязанности, но все же отвергает его во время взаимодействия.

При изучении окружающего мира ребенку трудно отделиться от объекта привязанности. Эйнсворт пришла к выводу, что такое поведение связано с отсутствием последовательности в отношениях опекуна с ребенком.

Заключение Эйнсворт

Гипотеза Эйнсворт о «материнской чувствительности» предполагает, что «чувствительность», которую лицо, осуществляющее уход, демонстрирует по отношению к ребенку, определяет стиль привязанности, который развивается. Короче говоря, чувствительные матери с большей вероятностью будут нежными и сострадательными к потребностям ребенка, и эта чувствительность может привести к тому, что у младенца разовьется более надежная привязанность.

Отсутствие чувствительности матерей (например, проявляющих нетерпение) может привести к тому, что у детей разовьется ненадежная привязанность.

Дети с чувствительными опекунами ассоциируются с надежной привязанностью, а дети с непостоянными опекунами часто ассоциируются с ненадежной амбивалентной привязанностью. Непоследовательность — это когда два родителя часто игнорируют или даже отвергают потребности ребенка, в то время как в других случаях потребности ребенка удовлетворяются.

В ситуациях, когда родители проявляют апатию или каким-либо образом не реагируют на ребенка, это часто приводит к тому, что ребенок становится независимым от опекуна; они также склонны не обращаться за помощью к фигурам привязанности в трудные времена. Фигура привязанности может также отказаться от помощи во время выполнения сложных задач (Stevenson-Hinde & Verschueren, 2002) и часто недоступна во время эмоционального стресса.

По словам Эйнсворт, такой тип воспитания часто приводит к тому, что дети становятся ненадежно избегающими.