Психология для всех вк: Психология по диалогам в вк. Психология контакта

Психология по диалогам в вк. Психология контакта

Ну, кого из современных людей не интересует такая интересная наука, как психология? Она может помочь справиться со многими проблемами в жизни, найти ответы на вопросы и цель для движения вперёд. Однако далеко не все современные психологи являются специалистами в своей сфере. Все мы знаем, что сегодняшний уровень образования, как правило, оставляет желать лучшего, правда?

Если вы являетесь психологом, который хочет беспрерывно поднимать свой уровень компетентности или же вы — человек, которому необходима помощь психолога, наша статья будет очень кстати. Ведь в ней мы рассмотрим паблики и группы в социальной сети ВКонтакте, которые посвящены психологии. В них вы наверняка сможете найти не только интересную информацию, но и достойных собеседников.

Психология отношений

Почему этот паблик идёт первым в нашем списке? Это не случайно. Данное сообщество наиболее крупное! В нём насчитывается уже более четырёх с половиной миллионов человек. Среди них наверняка много ваших друзей. И действительно, что человека может беспокоить больше, чем отношения с другими людьми? А вот и адресок: vk.com/psy.people

Вот только, там, где толпа, там истины не сыскать. Почему мы так говорим? Потому что психологией здесь и не пахнет. Увы, только название и связано с психологией. Здесь вы найдёте ванильные цитатки, мимишные фотографии и игры в обсуждениях. Однако, если вам такое по душе, смело присоединяйтесь. Далее же мы попробуем рассмотреть сообщества, которые связаны с настоящей психологией.

Одноименный паблик

Настоящая психология в Контакте представлена вот этим пабликом: vk.com/sci_psy

Чуть менее двух миллионов подписчиков интересные посты и регулярные обновления. Это уже больше похоже на то, что мы искали. Жаль только, что в этом сообществе нет ни комментариев под постами, ни обсуждений. Так что, найти единомышленников или задать вопрос не получится. Максимум — поставить лайк или сделать репост.

Это сообщество вам прекрасно подойдёт, если вы любите читать. Потому что здесь есть, что почитать и над чем задуматься. Интересует психология ВКонтакте? Смело подписывайтесь на обновления!

Зигмунд Фрейд

Какого, самого известного психолога вы знаете? Думаю, ответ очевиден. Предлагаем вступить вот в это сообщество, которое посвящено легендарному Зигмунду Фрейду: vk.com/public25013143

Наверняка все психологи в Контакте уже давно подписались на обновления данного паблика. Всего здесь более 65 тысяч участников. И даже несмотря на то, что комментарии к записям закрыты, и пообщаться здесь по сути не с кем, пребывание в сообществе является весьма интересным благодаря записям на стене. Видно, что они подбираются с умом. Кстати, миллионер , о котором мы уже писали на нашем сайте, достаточно часто цитирует Фрейда.

Карл Густав Юнг

Ещё один титан в психологии человека, которому посвящено достаточно крупное сообщество: vk.

com/public.jung

Согласитесь, настоящие психологи ВКонтакте не смогут пройти мимо и не подписаться на эту публичную страницу. В ней собрано множество цитат и отрывков из книг Юнга. Однако не только его цитаты. Наверняка это было бы слишком скучно. Так что, вы найдёте в данном сообществе и другие отрывки из книг различных людей, так или иначе связанных с психологией. Что не может не радовать.

Мне хотелось бы поговорить о тенденциях в современной практической психологии и психотерапии. Рынок услуг сегодня предлагает огромное количество направлений и школ, предлагающих терапевтическую помощь. Людям, встретившимся с внутренними затруднениями, порой непросто выбрать, к кому же обратиться и кто может действительно помочь разобраться с теми душевными затруднениями, с которыми самостоятельно они справиться не могут.

У меня нет формального психологического образования, но около трети людей приходящих на мои семинары и тренинги, запрашивающие моей консультации, его имеют. Как исследователю, мне важно понимать, чего же они хотят дополучить в моем пространстве, чего оказалось недостаточно в сообществах, где они обучались.

Мне рассказывали, что, нередко студенты, закончившие различные психологические факультеты, приступая к работе с реальными клиентами, но не знали как применить все эти академические знания на практике, а попытки применения психологических знаний на живых людях, в конечном итоге, оказывались воздействием, а не взаимодействием. И подобная работа нередко оставляла неприятный осадок вторжения в тонкие и чувствительные сферы души, холодными, похожими на хирургические, инструментами.

Если до наступления эпохи интернета нам казалось, что прочитав какую-то психологическую статью или узнав что-то о себе на очном приеме у психолога, мы что-нибудь «поймем», то есть, узнав в описанном симптоме себя, нам «станет полегче», нужно только добыть эту «особую информацию», то сегодня вся информация абсолютно доступна, но «легче» от этого не становится.

От прочтения психологических текстов и историй, уже не происходит ожидаемый катарсис, но нередко клиенты, подменив переживание «пониманием», говорить что им «стало понятнее и от этого полегче». Тем не менее, психотерапевтические интернет-группы, психологические сообщества в соцсетях, продолжают выкладывать все новые и новые тексты, которые мы продолжаем читать с удовольствием …

Подходит к концу эпоха «психологических технологий». Сегодня многое из практик и методик мы прекрасно научились скачивать и практиковать сами, в наши времена уже нет ничего тайного, что не стало бы явным. Однако грусть и тоска в глазах участников семинаров по «передовым психологическим технологиям» развеивается на время, но окончательно не проходит и после участия в суперуспешных тренингах.

Психотерапевт, который не дает клиенту живого личностного отклика и контакта, но лишь знания, методики, или интерпретирует тебя терминами своего психологического направления (хорошо, если при этом успевает предварительно знакомить с их значением), сегодня не может считаться эффективным и результативным консультантом. Люди и и самостоятельно могут найти описание всех своих симптомов и диагнозов, скачать техники НЛП и паттерны Эриксоновского гипноза на видео и в текстовом варианте.

Реальные изменения на глубинном уровне происходят вовсе не от того, что они их скачали, прочитали и попробовали применить их к себе. Большая часть так называемых психологических проблем, связана с нарушением информанцонно-энергетического обмена между «клиентом» и его социальным окружением, а также между внутренними частями личности клиента.

Травма, полученная в результате тех или иных близких, открытых отношений, накладывает отпечаток сдержанности и настороженности на все последующие взаимоотношения человека со значимыми старшими, с равными себе (в социальном смысле) с мужчинами, женщинами, с миром в целом.

Что же мне видится перспективным подходом в душепопечении, психотерапии сегодня? Мы как будто отвыкли от живого конструктивного человеческого контакта: так, чтобы и «честно» и «бережно», глубоко и качественно. Мы забаррикадированы несколькими уровнями защит, страхов, которые успешно маскируются под «нормы этикета».

Терапия, в которых эти самые границы нарушаются живым человеческим участием, живым реагированием, терапия, где тебе могут дать живой контакт и проявить человеческий интерес по отношению к тебе и к тому, что с тобой происходит – это и является, по-моему мнению, наиболее перспективным подходом сегодня.

Это уже не психоанализ, и не попытки дать «оценку ситуации», и не рефрейминг. Это живое общение двух людей – та самая роскошь человеческих отношений, это по сути и есть взаимодействие в любви.

Однако, у коллег классических психологических школ иной подход – «остерегайтесь излишней к пациенту», а в бизнес-коучинге – «ничего личного, мы только решаем задачи клиента». И в этом есть свое рациональное зерно, однако важно учесть вот что.

«Работая» психотерапевтами, следуя правилам терапевтической игры, мы обучились быть хорошими клиентами и прекрасными терапевтами! Мы открыли секрет успешности и счастливой жизни в психотерапевтическом или тренинговом пространствах.

И поэтому мы ходим туда за поддержкой и принятием: каноны психотерапии регламентируют бережные правила игры. Но в реальной жизни всё непредсказуемо, порой, жестко и без всяких правил!

И если психотерапевт не может себе позволить быть живым человеком, вполне осознанно взаимодействуя без правил, вряд ли он сможет донести до человека способность пребывать в пространстве неопределенности, обучить, подобно серфенгисту, скользить по волнам реальности, в которой не существует стабильных раз-и-навсегда законов и правил.

Границы психотерапии, которые устанавливаются обычно в классическом консультировании, не добавляют ни клиенту, ни терапевту, жизненной энергии, столь необходимой для движения. В терапевтической игре, мы можем оставаться в наших психологических бункерах, но зато теперь мы знаем, как интерпретируется то, что мешает нам выйти наружу!

Я не ставлю жестких границ между моей жизнью и моей терапевтической сессией. В своей работе я предлагаю сдаться Жизни (в лице терапевта как её представителя), установить с ней реальное взаимодействие. Если хочешь, вырази ей свое недовольство, даже свое разочарование по поводу нее, — прямо мне в лицо.

И если ты произнес это мне, ты наверняка ощутишь, осознаешь, понят ли ты, принят ли таким, какой ты есть. А если ты увиден, принят и понят таким, какой ты есть – у тебя есть ощущение шанса прожить жизнь счастливого, т.е. сопричастного Жизни человека. Энергия твоей души изнутри потекла наружу!

Многие клиенты показывают терапевту какую-то часть себя, мол «сделайте что-нибудь с моим пальчиком, но меня, пожалуйста, не трогайте». Я не с тобой ведь хочу что-то делать, я хочу взаимодействовать с тобой цельным! С цельным тобой хочу поговорить. Ты там жив, в своей отгороженности, в своем одиночестве и в своем глобальном недоверии? Или тебя там уже нет? Или ты какой-то цепью приковал себя к границам «себя» и дальше уже не выходишь?

Профессиональные консультанты и профессиональные клиенты, продолжают эту имитацию жизни, но уже в формате психотерапии … Я не хочу этим заниматься. Мне хотелось бы прожить жизнь цельно, на подъеме.

Если и клиент к этому готов (а наверняка он именно этого по сути и желает) то — возможно. Психотерапевт, консультант – это тот, кто призван ждать и дождаться Человека в тебе. Тебя дождаться, а не твой симптом, не твой анализ и не твои умные рассуждения о том, что ты прочитал в каком-то психологическом журнале.

Без всяких правил и стандартов проявись, пожалуйста. Выходи сюда, на встречу со мной. Я жду тебя. Я не знаю, чем это закончится. Может быть ты будешь моей возлюбленной, может ты станешь моим другом, а может ты будешь моим учителем, а может быть твоим учителем стану я. Соглашаясь с предельной неопределенностью жизни, я не знаю куда это продлиться дальше, чем это закончится, и закончится ли вообще…

Умные аналитики могут сказать «А не происходит ли здесь компенсация внутренних целей и потребностей психотерапевта за счет своих клиентов?» Да, происходит. Конечно, происходит! Я хочу больше людей в мою жизнь, хочу больше качества и вкуса во взаимодействии. Умея это, и я готов обучить тому, как это происходит между людьми! Но если Вы приходите ко мне на обучение или на семинар, то имейте ввиду – будет жарко. Будет неожиданно, будет круто, но по-настоящему.

Пока мы не разбудим Силу, внутренний импульс Жизни в человеке, нет никакого смысла продолжать всю эту терапевтическую игру. Но есть смысл в том чтобы быть, чтобы любить, чтобы пригласить, чтобы задружиться…

Не считаю, что я первооткрыватель какого-то нового направления в психотерапии. Эти истины давно известны. Мое постижение науки консультирования началось лет 15 лет назад с книги Джеймса Бьюдженталя «Наука быть живым», затем была Ирвина Ялома «Лечение от любви…». Очень хорошие книги, всем рекомендую. Живые примеры живой жизни в формате консультирования.

Недавно я посмотрел сериал «Mental» («Сознание»). В фильме показана клиника, в которой психиатры работают по классическим канонам, но, в какой-то момент там появляется новый заведующий отделением, который воспринимает пациентов не как больных, а как людей попавших в некую трудность, запутавшихся в проекциях своего ума, который закрыл для них видение реальности, вернее, у них был утерян контакт с разделяемой (социальной) реальностью.

Так вот, он вытягивал их в мир людей, акцентируя свое внимание не на симптоме, а на здоровой части личности, разгребая ее сквозь завалы меняльного и эмоционального мусора. Еще один яркий пример такой работы, очень рекомендую всем моим знакомым психологам и консультантам.

Когда я слышу о том, что вместо глубокого и заинтересованного диалога человеку предлагаются или релаксационные техники или феназепам, понимаю, что этими полумерами мы только глушим неистребимую жажду жизни, которая живет внутри каждого из нас, но не всегда находит адекватный (для социума) выход вовне. Вместо игры в «эксперта» и «профана», я предлагаю моих коллег к отказу от этих ролей, предлагаю пригласить обратившихся к вам в общее пространство Жизни с избытком.

Я не понимаю до конца, как мне удается оживлять людей (о чем впоследствви они свидетельствуют), некоторые коллеги спрашивали меня о «моей методике»… На сегодняшний день у меня ее нет, хотя, в свое время, я обучался у многих мастеров. Я просто был собой в каждой ситуации, в каждой консультационной сессии, я умею полностью быть с человеком, когда провожу консультационную сессию, с людьми, когда беседую или веду семинар…

В завершение разговора о психотерапии контакта, о науке быть живым, мне бы хотелось привести стихотворение Веры Полозковой, в котором отражена суть того, о чем я (осознаю, возможно, достаточно сумбурно) пытался сказать выше.

Я пришёл к старику Берберу, что худ и сед,
Разрешить вопросы, которыми я терзаем.
«Я гляжу, мой сын, сквозь тебя бьет горячий свет, —
Так вот, ты ему не хозяин.
Бойся мутной воды и наград за свои труды,
Будь защитником розе, голубю и — дракону.
Видишь, люди вокруг тебя громоздят ады, —
Покажи им, что может быть по-другому.
Помни, что ни чужой войны, ни дурной молвы,
Ни злой немочи, ненасытной, будто волчица —
Ничего страшнее тюрьмы твоей головы
Никогда с тобой не случится».

Вот из этих «тюрем» своей головы, в которых оказались люди, в тюрьмах концепций, правил и прочих проявлений достроенной реальности, мы, служители помогающих профессий, призваны выводить других людей: своим сердцем, своей заботливой мудростью, честностью и теплой человеческой заботой.

ФОТО Getty Images

1. Психология

Для кого? Для всех интересующиеся психологией.

2. a.psychology

Чем интересна? Хорошо переведенными статьями по психологии из научных журналов. Группа обновляется почти каждый день, поэтому можно найти там новости, которые не попадают к нам в журнал.

Для кого? Для всех, кто хочет быть в курсе последних новостей и исследований из мира психологии.

3. Starts&Flops

Чем интересна? Статьями, переводами из иностранных источников и видеороликами на тему мотивации, самоорганизации и достижения результатов. Отдельный плюс: отличное оформление материалов (с выделением заголовков, активными ссылками на источники, картинками), легкий стиль изложения.

Для кого? Для тех, кто интересуется темами продуктивности, самоорганизации и успешности. А также тех, кто начинает свои первые шаги в бизнесе или ищет работу мечты.

4. Все как у зверей

Чем интересна? Биолог и видеоблогер Евгения Тимонова нашла оригинальный способ подчеркнуть нашу близость с другими представителями животного мира. Она находит у обезьян, львов и насекомых следы типично «человеческого» поведения – например, прокрастинацию, гомосексуализм и проституцию. А ее ролик «Звериный оскал патриотизма» (догадайтесь, о чем он) поставил рекорд – его посмотрело больше миллиона человек.

Для кого? Для всех, кто интересуется поведением животных и хочет при случае блеснуть неожиданными знаниями о том, как икота связана с жабрами головастика, а поцелуй – с кормлением детенышей.

5. Obraz

Чем интересна? Инструкциями, помогающими мыслить ясно и последовательно, изложенными в виде красиво оформленной инфографики. Обновляется нечасто, но зато материалы, собранные в группе (и на сайте), можно распечатать и повесить на видное место – рядом с компьютером или телевизором. Последний вариант особенно удобен при просмотре новостей: можно сразу сверяться со списком логических ошибок и уловок.

Для кого? Для всех, кто хочет развить чувствительность к обману и заострить мышление.

6. Нейробиология

Чем интересна? Публикациями о работе мозга и ее нарушениях, подборками книг и статей по нейробиологии, а также записями лекций известных исследователей. Стиль изложения сложный, рассчитанный на искушенных читателей.

Для кого? Для психологов, нейробиологов и всех, кто интересуется тем, как работает мозг.

7. Praxis

Чем интересна? Praxis – это площадка для общения и обмена знаниями между психологами, организованная студентами психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В группе публикуется информация о лекциях, семинарах и мастер-классах, выкладываются видео- и аудиозаписи. Кроме того, по хэштегу #praxis_психолог_говорит можно найти комментарии психологов к текущим событиям.

Для кого? Для студентов-психологов и всех, кто интересуется академической психологией.

8. Дайджест психологических исследований

Чем интересна? В группе регулярно публикуется анализ последних (и самых интересных с точки зрения редактора) экспериментов и исследований в области психологии. Группу ведет Андрей Ловаков, психолог и преподаватель Высшей школы экономики.

Для кого? Студенты-психологи, профессионалы и все желающие поглубже разобраться в том, чем сегодня занимаются психологи-исследователи.

9. Yo!Brain

Чем интересна? В группе публикуются свежие новости об устройстве человеческой психики, а также статьи об интересных фактах, связанных с нашим мозгом и сознанием. В 2013 году группа стала победителем конкурса научных блогов за статью «Иллюзия резиновой руки, или как мы воспринимаем искусственные части тела». Одна из удобных особенностей группы: в ней часто публикуются перепосты новостей дружественных психологических сообществ – Praxis, Дайджеста психологических исследований и других.

Для кого? Для всех, кто хочет следить за актуальными психологическими новостями, не подписываясь на много разных рассылок.

10. Детская психология и психология родительства

Чем интересна? В группе можно найти огромное количество материалов о воспитании ребенка, детской и семейной психологии, найти хорошего специалиста, попросить совета. В меню группы есть удобный рубрикатор и список статей.

Для кого? Для всех, кто воспитывает ребенка или только собирается его завести, а также для детских и семейных психологов.

Кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики

История кафедры 

Еще до появления факультета клинической психологии, в 1995 году, в стенах Рязанского государственного медицинского университета была открыта кафедра общей психологии. Ее основание связано с важностью обучения медицинских специалистов основам психологии и педагогики, необходимым как для эффективного осуществления диагностической, просветительской, профилактической деятельности, так и для личностного развития будущего врача. Заведующей кафедрой стала Яковлева Наталья Валентиновна, чей научный интерес к психологии здоровья, развитию здоровьесберегающей деятельности субъекта во многом определил путь развития кафедры психологии в медицинском вузе.
Одной из основных функций кафедры в педагогическом процессе является обучение студентов-медиков правилам взаимодействия в системе «врач-пациент», изучение наиболее оптимальных путей его осуществления, что закономерно выражается в научном интересе кафедры к исследованию особенностей медицинских коммуникаций.
В 2004 году на основе деятельности кафедры общей психологии и педагогики был открыт факультет клинической психологии, призванный обеспечить подготовку специалистов одной из наиболее востребованных профессий современности. Кафедра взяла на себя подготовку клинических психологов по базовым психологическим дисциплинам.
В 2016 году название кафедры сменилось на «кафедру общей и специальной психологии с курсом педагогики», что отражает актуальность использования знаний специальной психологии в практике современного клинического психолога, востребованность специалистов, ориентированных на данный профиль работы.
Педагогический коллектив кафедры представлен ведущими специалистами своего профиля, активно ведущими научную деятельность. На ряду с базовым направлением — исследование здоровьесберегающей деятельности, научными интересами кафедры являются психология личности, изучение ценностно-смысловой сферы; разработка педагогических технологий в образовании специалистов психологического и медицинского профиля. Новой областью научного интереса кафедры становится исследование виртуальной реальности и ее влияния на психологические особенности человека, психологические особенности личности профессионального спортсмена, психология образа будущего.
Кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики регулярно организует научные конференции, студенческие олимпиады, творческие встречи. Одним из важных научных событий кафедры, ежегодно объединяющим для научных дискуссий и обмена опытом специалистов психологического и медицинского профиля, выступает Всероссийская конференция студентов и молодых ученых с международным участием «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия».
Уже 25 дет кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики является одной из научных гуманитарных детерминант медицинского и психологического образования в РязГМУ.

Кафедра активно принимает участие в олимпиадном движении, обеспечивая повышение качества профессиональной подготовки студентов факультета клинической психологии и медицинских факультетов: лечебного, педиатрического, фармацевтического, стоматологического, медико-профилактического, факультета СПО и бакалавриата. Традиционными стали предметные олимпиады по отдельным психологическим дисциплинам для студентов факультета клинической психологии, а также олимпиады по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов всех медицинских факультетов, для студентов педиатрического факультета проходит специализированная предметная олимпиада по психологии развития ребенка. Победители внутривузовских олимпиад участвуют в конкурсах всероссийского и международного уровня , организованных на платформах ведущих российских университетов, университетов ближнего и дальнего зарубежья. Больше всего побед за последние 5 лет студенты одержали в конкурсах «Я-профессионал», «Человеческий фактор». На всероссийском уровне кафедра совместно с кафедрами клинической психологии и кафедрой психологического консультирования и психотерапии проводит олимпиаду по клинической психологии в рамках ежегодной конференции «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия».
Основой для успешного участия студентов на олимпиадах является работа в рамках студенческого кружка. На кафедре на регулярной основе проходят встречи студенческого научного кружка, где обсуждаются не только сугубо профессиональные, но и темы общегуманитарной направленности, которые могут быть интересны и полезны широкому кругу лиц, такие как вопросы личностного развития, межличностного общения, успеваемости и пр. В работе таких встреч, кроме студентов факультета клинической психологии, принимают участие студенты других факультетов нашего вуза (лечебного, стоматологического, педиатрического, фармацевтического и пр.). Студенты сами готовят сообщения, выступают с научными, практическими и исследовательскими инициативами, а также приглашаются эксперты из разных областей наук.
Одним из приоритетных направлений кафедры является не только решение учебных задач, но работа по осуществлению адаптации студентов к обучению в вузе. Одной из таких дисциплин является курс «Введение в учебную деятельность студента», который реализовывался на фармацевтическом факультете с 2013 по 2019 уч.гг.. Задачами курса являлось ознакомление студентов с основами организации системы высшего образования и основными формами учебной работы в вузе; особенностями влияния регулятивной и познавательной сферы на успешность обучения; формирование у студентов умения осуществлять учебную деятельность в условиях высшей школы; навыков работы с научной информацией, навыков рационального использования времени, социального взаимодействия, устной и письменной коммуникации; оказать помощь в адаптации к условиям обучения в вузе, формирование учебных мотивов, навыков самостоятельной учебной работы; стимулирование развитие интереса к выбранной профессии и процессу освоения знаний, способствование развитию мотивов и способностей к самообразованию.
Кафедрой также реализуются программы академической мобильности. Договором о сотрудничестве заключен с некоммерческим акционерным обществом «Медицинский университет Семей». Ведется обучение студентов стоматологического факультета 2 курса по дисциплине «Психология и педагогика» . В весеннем семестре с 12 февраля 2021 года согласно учебному плану и учебным программам организовано обучение для студентов 2 курса фармацевтического факультета РязГМУ по дисциплине «Психология и педагогика».

Вектор научных исследований кафедры:
  • Психология здоровьесберегающей деятельности
  • Ценностный потенциал личности и психология смысла
  • Психология медицинских коммуникаций
  • Педагогические технологии в медицинском и психологическом образовании

Позитивная психология для всех?

Как известно даже случайному наблюдателю за психологией, в области психологии уже давно есть свои причуды. Горстка этих увлечений перерастает в развитые научные дисциплины, многие полностью отмирают, а третьи становятся полноценными лженауками.

За последнее десятилетие или около того одним из главных увлечений психологии, несомненно, была «позитивная психология» — интригующее, обширное, но временами зарождающееся движение, стремящееся восстановить «положительные» черты человеческой природы, такие как счастье, добродетели, личные сильные стороны и альтруизм на подобающее им место в области психологии. Многие сторонники позитивной психологии считают, что область психологии слишком сосредоточена на психических заболеваниях и недостаточно сосредоточена на психическом здоровье.

Хотя термин «позитивная психология» на самом деле был придуман психологом-гуманистом Абрахамом Маслоу в 1964 году, этот термин и окружающий его интеллектуальный подход не получили широкого распространения до тех пор, пока Американская психологическая ассоциация (АПА) не возглавила психолога Пенсильванского университета Мартина Селигмана. в 1998 году. Селигман сделал позитивную психологию центральным элементом своего президентства в АПА, и вскоре после этого эта область получила широкое распространение. Некоторые популярные авторы, такие как бывший New York Times 9Писатель 0008 Дэниел Гоулман с тех пор сыграл важную роль в подпитке широкой привлекательности позитивной психологии.

Несомненно, некоторые исследования в области позитивной психологии оказались ценными, и некоторые ученые в этой области, такие как Эд Динер, Дэниел Гилберт, Джонатан Хайдт и Барбара Фредриксон, провели тщательную, творческую и важную работу над коррелятами и причинами счастья. и сопутствующие эмоции. Кроме того, позитивная психология помогла выявить важный момент, которым популярная психология слишком долго пренебрегала, а именно то, что большинство из нас гораздо более устойчивы, чем считают традиционные психологи.

В 1973 году блестящий клинический психолог из Миннесотского университета Пол Мил высмеивал то, что он называл «теорией стеклянных витков» — представление о том, что большинство из нас — нежные, хрупкие и легко разрушаемые существа, которых нужно лечить. с лайковыми перчатками. С тех пор вдумчивые исследователи, такие как Норман Гармези, Энн Мастен (обе тоже из Миннесоты), Камилла Вортман из Университета Стоуни-Брук и Джордж Бонанно из Колумбийского университета, показали, что большинство людей удивительно устойчивы даже перед лицом экстремальных травм. Например, даже при столкновении с ужасно пугающими событиями, такими как военные действия, землетрясения или наводнения, у большинства людей, подвергшихся травмам (вероятно, 70% или 75%), не развивается посттравматическое стрессовое расстройство. Я подозреваю, что лучшее понимание устойчивости и факторов, которые защищают людей от развития психопатологии перед лицом стрессоров, окажется одним из наиболее устойчивых и ценных вкладов позитивной психологии.

Несмотря на это, я все еще беспокоюсь о позитивной психологии. Меня особенно беспокоит слишком частое утверждение (которое, по правде говоря, не поддержали некоторые из наиболее вдумчивых сторонников позитивной психологии), что позитивная психология предназначена для всех. Психология должна уважать индивидуальные различия, и универсальные меры вмешательства редко бывают полезными. В некоторых случаях, например, во время дебрифинга жертв, подвергшихся травме, они, вероятно, могут причинить вред (подробнее об этом в следующих постах).

Мощный удар по постулату о том, что «позитивная психология предназначена для всех», исходит из умной работы психолога Уэллсли Джули Норем о защитном пессимизме, хорошо изложенной в ее книге «Позитивная сила негативного мышления» . Если бы вы знали кого-то в школе, который сводил всех с ума, беспокоясь о том, как он или она сдаст экзамены, и кто в итоге получал пятерки с плюсом на всех своих экзаменах, вы, вероятно, знали защитного пессимиста. Для защитных пессимистов беспокойство о предстоящих проблемах — это образ жизни. Но это также здоровая стратегия выживания, которая помогает им подготовиться к невзгодам. Норем показал, что, когда защитные пессимисты лишаются своего пессимизма, будучи вынуждены смотреть на светлую сторону жизни, их выполнение задач резко падает. Для оборонительных пессимистов позитивная психология имеет явно негативную сторону.

На прошлой неделе мое внимание привлекла еще одна статья о позитивной психологии, которая дала мне еще одну причину для беспокойства (возможно, признак моего собственного защитного пессимизма?) по поводу некритического подхода к жизни, основанного на «акценте на позитиве», который предлагают некоторые энтузиасты позитивной психологии. В элегантном исследовании, состоящем из трех частей, Джоанн Вуд из Университета Ватерлоо и двое ее коллег решили систематически изучить влияние позитивных самоутверждений. Такие утверждения являются хлебом с маслом большей части популярного движения самопомощи, как и любой, кто помнит веселые пародии на Эла Франкена в роли Стюарта Смолли («Я достаточно хорош, я достаточно умен и, черт возьми, люди как я!») на Субботним вечером в прямом эфире наверняка знает.

Беглый взгляд на Amazon.com показывает множество книг и продуктов, посвященных ежедневным аффирмациям, таким как « аффирмаций — ваш паспорт к счастью », « позитивных аффирмаций для исцеления разума и тела », « раскрытие силы». вашего подсознания с помощью положительной аффирмации , « Измените почти все за 21 день: зарядите свою жизнь силой более 500 аффирмаций, » и мой любимый « ручной работы драгоценный камень тигровый глаз.0008″ (нет, это не опечатка).

Итак, Вуд и ее коллеги хотели узнать, работают ли позитивные аффирмации? мантра о том, что позитивная психология предназначена для всех. Для участников с высокой самооценкой повторение положительного самоутверждения («Я милый человек») заставило их почувствовать себя немного лучше, но не настолько. Но, конечно, люди с высокой самооценкой редко нуждаются в повторении положительных самоутверждений, так как они уже любят себя. А как насчет участников с низкой самооценкой, от которых обычно исходят положительные утверждения? Здесь Вуд и его коллеги обнаружили, что повторение положительного самоутверждения на самом деле заставило их чувствовать себя хуже, вероятно, потому, что это подчеркивало несоответствие между тем, что они думают о себе, и тем, что они хотят о себе чувствовать. 0003

Таким образом, хотя позитивная психология, безусловно, может сыграть полезную роль для некоторых из нас, у нее также наверняка есть свои ограничения. А для некоторых людей чисто позитивный подход к повседневной жизни имеет неприятные последствия. Как мы, психологи, еще раз убедились на горьком опыте, любой шаблонный подход к человеческой природе, который бесцеремонно игнорирует индивидуальные различия, обречен на провал. Так что, если ваш защитно-пессимистичный друг хочет провести выходные, беспокоясь об утреннем собеседовании в понедельник, дайте ему это сделать, если только он не переусердствует.

10 книг по психологии, которые должен прочитать каждый

Психология — обширная область, охватывающая все: от социальных привязанностей до нарушений мозга и нервной системы (неврология). Мы составили список из десяти книг по психологии, которые, по нашему мнению, должен прочитать каждый студент, независимо от того, собираетесь ли вы изучать этот предмет в университете или только начинаете интересоваться им.

1.  

Человек, который принял жену за шляпу и другие клинические истории  – Оливер Сакс

В этой классической книге Сакс описывает ряд увлекательных и странных случаев, с которыми он столкнулся в своей работе неврологом.

Книга названа в честь одного из таких случаев: у мужчины, принявшего жену за шляпу, была зрительная агнозия. Это состояние, при котором люди не могут интерпретировать визуальную информацию, поэтому не могут распознавать объекты или лица. От этого до случая с пациентом, который не мог узнать свою ногу, Сакс имеет дело с самыми необычными состояниями.

Это увлекательная и легко читаемая книга, которая заставит вас понять, что в нашем мозгу многое может пойти не так.

2.  

Тест на психопата: путешествие по индустрии безумия – Джон Ронсон

В Тест на психопата, Ронсон описывает свои попытки определить, правда ли, что многие высокопоставленные руководители и политики являются психопатами.

Он рассказывает историю своих визитов к психопатам, а также к психологам и психиатрам, которые их изучают. В книге также рассматривается, как диагностируются психопаты, и исследуются Тест на психопата  , разработанный Бобом Хэйром.

Ронсон предлагает интригующее понимание разума психопатов, а также несколько очень интересных историй, поэтому эту книгу стоит прочитать.

3.  

Фантомы мозга: исследование тайн человеческого разума  – В.С. Рамачандран и Сандра Блейксли

Фантомы в мозгу  – увлекательная книга, в которой рассматриваются различные неврологические расстройства, такие как фантомные конечности.

Фантомная конечность — это состояние, при котором люди с ампутированными конечностями могут чувствовать свою ампутированную конечность после того, как она исчезла (а в некоторых случаях даже чувствовать в ней боль, которую очень трудно вылечить). В книге описывается причина этого явления, среди многих других состояний. Авторы объясняют, как они могут повлиять на наше понимание мозга, а также представляют много интересных случаев пациентов с этими состояниями.

Прочитав это, вы поймете, как мозг формирует наше восприятие мира и самих себя.

4.  

50 великих мифов популярной психологии: разрушение широко распространенных заблуждений о человеческом поведении – Скотт О. Лилиенфельд, Стивен Джей Линн, Джон Руссио и Барри Бейерстайн

Как следует из названия, эта книга развеивает 50 популярных заблуждений психология. Это утверждения, которые не соответствуют действительности с научной точки зрения, но все еще продолжают распространяться среди широкой публики.

Авторы стремятся показать, что здравый смысл может ввести людей в заблуждение. 50 великих мифов популярной психологии призывает нас критически мыслить и оценивать эти утверждения, а не просто принимать их за правду.

Это интересная книга, и ее определенно стоит прочитать — большинство из нас, вероятно, не осознавали, что многие из них — заблуждения.

5.  

Языковой инстинкт: как разум создает язык — Стивен Пинкер

На протяжении всей этой книги Пинкер исследует идею о том, что язык является врожденным для человека, явление, которое он описывает как «языковой инстинкт».

Пинкер доказывает, что язык является уникальной способностью человека: мы развили его, чтобы иметь возможность общаться. В книге исследуется множество случаев, подтверждающих идею о том, что язык и грамматика встроены (идея, впервые предложенная лингвистом Ноамом Хомским).

Это прекрасное введение в психологию языка и лингвистику. Он наполнен интригующими случаями и идеями, которые дадут вам другой взгляд на то, как работает ваш мозг.

6.  

Предсказуемо иррациональный – Дэн Ариэли

В Предсказуемо иррациональный, Ариэли, экономист-бихевиорист, отвергает широко распространенное мнение о том, что люди принимают рациональные решения. Скорее, он обосновывает идею о том, что мы ведем себя иррационально. Например, мы съедим еще одну тарелку в неограниченном буфете, хотя мы уже сыты.

В книге рассматриваются многие факторы, влияющие на такое поведение: ожидания, эмоции, социальные нормы и другие силы. Он раскрывает иррациональные ошибки, которые мы постоянно совершаем, — ошибки, которые можно предсказать. Ариэли также предлагает советы, как избавиться от такого поведения.

Прочитав это, вы бросите вызов тому, что, как вам кажется, знаете о своем поведении, и поможете перестать совершать те же иррациональные ошибки.

7.  

Думать быстро и медленно  — Дэниел Канеман

Думать быстро и медленно — это занимательное описание исследования, которое Канеман проводил на протяжении всей своей карьеры.

В нем Канеман исследует отношения между двумя способами мышления, которые он предлагает нам иметь. Система 1 импульсивна, автоматична и интуитивна: это происходит без нашего сознательного мышления. Однако Система 2 вдумчива, обдуманна и расчетлива. В книге описывается, как взаимодействие между этими системами определяет то, как мы думаем и действуем.

Канеман написал интересное резюме последних работ в области социальной и когнитивной психологии, которое почти наверняка заставит вас по-другому взглянуть на то, как вы думаете.

8.  

Плохая наука – Бен Голдакр

Это не просто книга по психологии, а скорее о науке в целом – в частности о плохой науке, как следует из названия.

Плохая наука  умоляет читателей осознать плохое понимание научных данных и статистики в нашем обществе. Например, Голдакр исследует, как научные сообщения в средствах массовой информации имеют тенденцию давать очень ложные отчеты о реальных исследованиях и данных. Он также описывает, как фармацевтические компании злоупотребляют статистикой в ​​своих интересах и как гомеопатия обманывает многих людей, заставляя их думать, что это лекарство.

Эта книга остроумна и легко читается. Она заставит вас усомниться в том, что все, что вам когда-либо говорили, является правдой.

9.  

Горилла-невидимка – Кристофер Чабрис и Дэниел Саймонс

Горилла-невидимка  описывает, как, когда мы сосредоточены на одном, мы склонны упускать из виду все остальное.

Название книги отсылает к более ранним исследованиям в этой области: когда участников просят посчитать, сколько раз игроки передавали мяч в баскетбольном матче, они даже не замечают, как кто-то, одетый как горилла, проходит через игру!

Чабрис и Симмонс хорошо показали в этой занимательной книге, что на самом деле мы замечаем не так много, как думаем.

10.  

Влияние: наука и практика – Роберт Чалдини

Поучительная книга Чалдини исследует темы влияния и убеждения. Она учит нас как быть более убедительными, так и тому, как перестать убеждать себя делать то, чего мы на самом деле не хотим.

Чалдини объясняет, что есть шесть психологических принципов, заставляющих нас подчиняться влиянию других, которые он подробно рассматривает.

Влияние  не только интересно, но и поможет вам лучше осознать силу того, как вы общаетесь с людьми, даже в повседневной жизни.

Узнайте, что такое изучение психологии

Думаете о получении степени психолога в университете или о начале карьеры психолога? Узнайте о нашей Летней школе по психологии, которая проводится в кампусе Оксфордского университета и онлайн. Наши классы открыты для всех иностранных старшеклассников.

Дополнительная литература:

Получите дополнительные рекомендации по книгам от нашего эксперта-ментора по психологии с учетом ваших конкретных интересов, присоединившись к нашему сообществу психологов Oxbright.

Узнайте больше о психологии кислоты

Странные Ответы на тест на психопат от Джона Ронсона, TED

GO на YouTube

Предсказуемо иррациональный — Основные человеческие мотивации от Dan Ariely, TEDXMIDWEST

GO YOUTUB Тест Дэниел Саймонс, YouTube

Перейти на YouTube

Редактор отдела психологии

Рэйчел учится на факультете психологии в Леди Маргарет Холл, Оксфорд, и особенно интересуется восприятием.