Правильная речь грамотная речь: Правильная речь-та речь, в которой??

Советы, как сделать свою речь грамотной

Правильная речь – это очень важный элемент культуры и признак разностороннего развития личности. Умение грамотно донести свою мысль будет актуально во все времена. Особенно полезно такое умение для отдельных профессий: политиков, журналистов, ведущих, дипломатов. Если вы овладеете ораторским мастерством на должном уровне – это принесет успех в карьере и общественной жизни, считает Оксана Барских.

Оксана Барских, Телеведущая

В ходе беседы старайтесь контролировать стилистические особенности своей речи, следуйте правилам словообразования, фонетики. Культурная речь отличается следующими признаками:

  • подбор подходящих по смыслу слов;
  • информативность;
  • использование понятных собеседнику слов;
  • образность выражений, богатство речи;
  • отсутствие каламбуров и тавтологий;
  • эстетика.

Маленький словарный запас и ошибки в простых словах не вызывают желания поддерживать беседу. Когда человек использует жаргонизмы и нецензурные выражения в повседневной жизни, он навряд ли сможет быстро переключиться на работе или в семье. Как результат – испорченная карьера и обучение детей безграмотной речи.

Способы улучшения речи

  1. Помогает чтение книг, особенно классической русской литературы, фантастических рассказов или детективов.
  2. Чтобы улучшить речевые навыки, попробуйте рассказать содержание прочитанных книг другим людям и спросите их мнение
  3. об услышанном. Проанализируйте свои ошибки и постарайтесь их исправить.
    Учите новые слова и их синонимы. При этом важно точно знать значение новых слов, в каких выражениях уместно их использовать. Заимствованные из других языков фразы лучше ограничить.
  4. Сохраняйте в памяти понравившиеся цитаты и интересные выражения. При этом, они должны быть достаточно распространенными и понятными вашим собеседникам.
  5. Правильное ударение – основа грамотной речи. Если есть сомнения, какое ударение поставить в определенном слове, его лучше не произносить.
  6. Разгадывание ребусов или кроссвордов. Тоже полезное упражнение по запоминанию слов и их значений.
  7. Развивайте абстрактное мышление и аналитические способности.

Как попасть на телевидение

Упражнения для развития образного мышления и речевых навыков

  1. Подготовьте карточки с названиями животных или предметов. Придумайте рассказ об объекте с карточки длиной в 5 минут. Придумывайте нестандартные примеры их жизни, яркие образы, используйте сравнения.
  2. Придумайте не менее десяти прилагательных к выбранному предмету, а также десять совершенно случайных и несовместимых с этим словом эпитетов. После этого, складывайте из них необычные словосочетания и подумайте, в какой ситуации их можно применить и что могут означать такие выражения.
  3. Придумайте сюжет для рассказа. Например, можно взять любимую книгу и придумать ей продолжение. Особенно интересно придумывать истории в компании единомышленников. Например, кто-то придумывает первую фразу, а следующий продолжает ее по своему усмотрению. Это очень интересный вариант досуга, а также он развивает креативные способности и словарный запас.

Инстаграм Оксаны: @oxana_barskix


Tagged @oxana_barskix, Грамотная речь, Оксана Барских, Ораторское мастерство, Правильная речь, Телеведущая Оксана Барских

Как научиться грамотно говорить?

Правильная, грамотная речь – это не только критерий образованности, но и гарантии того, что собеседники поймут вашу мысль верно. Не зря говорят о том, что тот, кто владеет словом – владеет всем. Именно правильная и образная речь всегда была отличительной чертой мировых лидеров и национальных вождей. Умение донести свою идею чётко и ясно  – это качество, которое поможет как в развития профессиональной карьеры, так и в общении с окружающими людьми.

Так как же развить или улучшить свою речь? В первую очередь следует помнить, что грамотная и правильная речь неотделима от соблюдения норм орфоэпии (постановка верных ударений) и согласование существительных с прилагательными в нужном роде. Сюда можно отнести всем известный «вкусный кофе» (сейчас допустимо употребление кофе и в среднем роде, но что подумают окружающие люди, услышав подобное произношение?), и «пятая авеню», и «вкусная салями», а также постановка ударения в таких словах как «досУг», «каталОг», «по средАм», «звонИт»,»бАрмен» и многих других. Существует только один способ произносить подобные трудные случаи верно – запомнить это самое произношение. И тут могут помочь абсолютно разные способы, начиная от общения с грамотным человеком и заканчивая ношением в кармане орфоэпического словаря.

Но правильная речь – это не только соблюдение норм русского языка. Грамотная речь обладает такими характеристиками как логичность, последовательность, плавность мысли. Восприятие речевого сообщения окружающими людьми будет во многом зависеть от того, каким тоном вы произносите слова. Известно, что медленная, спокойная речь воспринимается на слух лучше, чем быстрая и поспешная. А в том случае, если вы стесняетесь незнакомых людей, медленный темп речи даже поможет вам расслабиться, обдумать последующие слова.

Проследите за речью ваших знакомых, которые кажутся наиболее авторитетными и интересными людьми. Проанализируйте услышанное, возможно, что вы отметите какие-то характерные черты или интересные обороты в разговоре с ними, которые помогают им в общении. Это не значит, что нужно заимствовать наиболее удачные примеры, но, вероятно, это поможет вам найти собственные недостатки, которые вы сможете исправить.

Нужно помнить, что устная речь – это отражение нашего мышления и сознания. Поэтому необходимо увеличивать свой словарный запас, читать больше классической, серьезной литературы, смотреть телепередачи о культуре. Это поможет вам расширить границы сознания и проще формулировать мысли. Попробуйте тренировать свои навыки устной речи. Например, есть следующее упражнение: смотреть или слушать несколько минут какую-то передачу, а затем попробовать пересказать услышанное своими словами. Это поможет обрабатывать и воспроизводить усвоенную информацию и разовьёт навыки импровизации.


Залог правильной речи – это ещё и чёткая дикция. Тренируйтесь произносить скороговорки и делать упражнения на артикуляцию. И старайтесь избавиться от слов-паразитов. Согласитесь, что мало приятного, когда через каждое слово в речи собеседника проскальзывает «эээ…» или какие-то жаргонные слова, вроде «типа». Вначале попытайтесь заменить слова паузами, которые потом изгладятся сами собой.

Грамотная и правильная речь достигается не только одним желанием, но и упорными тренировками. А лучшая тренировка в этом случае – сам разговор. Общайтесь, беседуйте с людьми на разные темы, пытайтесь обсуждать с друзьями недавно уведенный кинофильм или прочитанную книгу, дискутируйте, отстаивайте свою точку зрения аргументами, а не криком. И не никогда не сомневайтесь в достижении поставленной цели.

Ламина Татьяна для https://otebe.info/ 

Еще статьи:
Как избавиться от вредных привычек
Жажда совершенства: за и против
Как начать новую жизнь
Как научиться сдерживать свои эмоции?
Как научиться рано вставать по утрам и чувствовать себя бодрым?
Как научиться радоваться работе?

Благородный восьмеричный путь: правильное общение

Джон М. де Кастро, доктор философии. Поскольку мы разработали язык и речь, мы смогли делиться знаниями и опираться на ранее полученные знания. Речь и язык настолько важны, что им посвящена значительная часть коры головного мозга человека. Каким бы важным ни был язык, мы до сих пор не освоили коммуникации. Нас часто неправильно понимают, мы используем язык неуместно, используем его для запугивания или набрасываемся в гневе. Мы вредим и раним других своей речью как намеренно, так и невинно. Общение между людьми настолько мощно и важно, что Будда сделал его составной частью своего восьмеричного пути к просветлению.

Благородный восьмеричный путь состоит из «Правильного взгляда, правильного намерения, правильной речи, правильного действия, правильного образа жизни, правильного усилия, правильного осознания и правильного сосредоточения». — Будда. В предыдущих постах обсуждались «Правильный взгляд» и «Правильное намерение». Теперь мы обсудим третий компонент «Правильная речь», который также известен как «Мудрая речь» или «Добродетельная речь». Поскольку слово «Речь» здесь используется очень широко, его, вероятно, лучше интерпретировать как «Общение». Итак, для целей этого обсуждения мы будем использовать «Правильные коммуникации». К ним относятся не только речь, но и письмо, знаки и сигналы, электронные письма, тексты, твиты, сообщения в социальных сетях и даже невербальные коммуникации, обеспечиваемые позой и выражением лица. Для упрощения обсуждения сосредоточимся только на речи.

 

«Правильное общение» призывает нас общаться таким образом, чтобы способствовать гармонии между людьми, сообщать только то, что, как мы знаем, является правдой, использовать приятный, добрый и нежный тон и общаться осознанно, чтобы наша речь полезна и целеустремленна. Он призывает нас воздерживаться от ложных, злонамеренных, резких или циничных сообщений, а также от пустой болтовни или сплетен. Все это звучит просто, но может быть чертовски сложно реализовать. Нас с самого раннего возраста приучили быть критичными, скептичными, циничными и постоянно говорить друг о друге. Чтобы практиковать «Правильное общение», мы должны работать над преодолением всех этих условностей.

 

Важным компонентом «Правильного общения» является внимательное слушание. Почти невозможно общаться «Правильно» с другим человеком без четкого понимания другого человека. Легко обидеть или навредить кому-то неосознанно, когда нам не хватает знаний об истории другого человека, его стремлениях, чувствах, страхах и т. д. Чтобы понять их, нам нужно уметь внимательно, внимательно и глубоко слушать то, что сообщает другой человек. нам. Большую часть времени большинство людей не внимательно слушают другого, когда общаются, вместо этого ждут своей очереди и мысленно сочиняют свой ответ. Практика «Правильного общения» требует, чтобы мы не делали этого, а вместо этого сосредоточивались на общении другого и полностью обрабатывали его значение и просили разъяснений, когда оно неясно. Цель слушания должна состоять в том, чтобы обеспечить глубокое понимание другого, чтобы обеспечить осознанное, доброжелательное взаимодействие.

 

«Правильные сообщения» правдивы. Очевидно, это означает отсутствие лжи. Но это может быть более тонко, поскольку требует, чтобы мы действительно знали, что что-то является правдой, прежде чем утверждать это. Сколько из того, что мы говорим, мы действительно на 100% уверены в его истине? Вероятно, очень мало, так как большая часть нашей речи включает в себя предположения, догадки, отчеты о том, что мы слышали или сделали выводы, и пустословие. «Правильные коммуникации» требуют от нас быть очень осторожными и проверять достоверность того, что мы сообщаем. Если мы не уверены в истинности того, что говорим, мы должны ясно дать понять, что мы не уверены, что делает это правдивым. Однако то, что сообщение является правдивым, не означает, что об этом следует говорить. Старое выражение «правда может навредить» является важным напоминанием. Иногда лучше вообще не говорить, чем ранить или навредить другому правдой, которую он не готов услышать. «Правильное общение» требует проницательности и глубокого слушания другого человека, чтобы быть уверенным, когда говорить правду или хранить молчание.

 

«Правильные коммуникации» способствуют дружбе и согласию между людьми. Это означает воздерживаться от клеветнических высказываний, направленных на создание разделения и разногласий, и вместо этого общаться так, чтобы объединять людей и создавать взаимопонимание. Эта форма общения исходит из любящей доброты и сострадания к другим. Когда мы общаемся, мы делаем это на благо всех участников. Это не означает, что между людьми не должно быть различий в идеях или мнениях. Различия, по сути, могут быть источником творчества и обучения. Это означает, однако, что общение отмечает, принимает и ценит различия, позволяя их выражению производить большее понимание. Таким образом, здоровые политические дебаты могут способствовать взаимопониманию и гармонии, если они ведутся с любящей добротой, терпимостью и дружелюбием, когда дебаты не являются соревновательными или предназначены для умаления другого или повышения самооценки, а для извлечения уроков из обмена мнениями. просмотров. Опять же, это требует проницательности и глубокого слушания, чтобы знать, какие слова исцелят и укрепят добрую волю, а какие разделят или навредят.

 

«Правильные коммуникации» приятны, добры и нежны. Он предназначен для того, чтобы задать тон, который может сделать общение приятным и принести полезные результаты. Это включает в себя невербальные компоненты. Улыбка при общении вызывает положительные эмоции, которых нет у хмурого взгляда. Это означает воздержание от грубой речи, в том числе ругательств и гневной речи. Мы должны быть бдительны, чтобы предотвратить общение, когда возникает гнев. Я нахожу это особенно трудным, так как ругательства взрываются, когда мой гнев сбивается с толку. «Правильные коммуникации» позитивны и воодушевляют, а не критикуют и не обескураживают. Таким образом, он подчеркивает положительное и в первую очередь пропускает отрицательное. «Правильное общение» включает в себя принятие гневных, враждебных, критических или саркастических сообщений от других с любящей добротой и пониманием. Это значит, что мы не мстим, а встречаем с добротой. Это требует практики, так как трудно контролировать свои эмоции и глубоко реагировать на угрозы гневом и агрессией. Но если мы добьемся успеха в «правильных коммуникациях», мы, как правило, обнаружим, что результаты гораздо более приятны, другие люди любят нас и хотят быть рядом с нами больше, и мы и все вокруг нас счастливее.

 

«Правильные коммуникации» также включают целенаправленные коммуникации. Именно здесь «Правильные намерения» обнажают установление направлений коммуникации. «Правильные коммуникации»

Включает разумное использование языка только тогда, когда это способствует добру. Оно «подобно сокровищу, произнесенному в нужный момент, сопровождаемому разумом, умеренному и полному смысла» (Бхиккху Бодхи). Это означает, что мы должны подавлять пустую болтовню и особенно сплетни. Пустая болтовня не сообщает ничего ценного и бесполезно занимает ум, мешая внимательности, повышая вероятность того, что мы сообщим что-то вредное. Сплетни по своей природе критичны по отношению к другим и поверхностны. Это унижает других и причиняет вред. Ему не хватает любящей доброты и сострадания. Следовательно, практика «Правильного общения» означает не сплетничать и не реагировать на сплетни, распространяемые другими. Слова драгоценны и сильны. Нам нужно целенаправленно использовать их для создания счастья и гармонии как в себе, так и в других.

 

«Правильные коммуникации» требуют внимательности. Это требует от нас проверки наших слов, прежде чем мы на самом деле их произнесем, чтобы мы могли применить проницательность и убедиться, что они способствуют гармонии и пониманию. «Правильные коммуникации» — это продуманные коммуникации, которые, как мы заранее определили, могут принести пользу. Это требует значительной практики. Это не легко. Но жизнь каждый день предоставляет множество поводов для практики «Правильного общения». Будьте уверены, что усилия того стоят. Вы и все вокруг откроете для себя его преимущества, способствующие счастью, гармонии и развитию на восьмеричном пути к просветлению.

 

«Осознавая страдания, причиняемые неосознанной речью, и неспособность слушать других, я привержен культивированию любящей речи (и сострадательного слушания, чтобы облегчить страдания и способствовать примирению и миру во мне и среди другим людям, этническим и религиозным группам и нациям. Зная, что слова могут вызвать счастье или страдание, я обязуюсь говорить правдиво, используя слова, которые вселяют уверенность, радость и надежду… Я полон решимости не распространять новости о том, что я не знать, чтобы быть уверенным, и не произносить слов, которые могут вызвать разделение или разногласия» 9.0012 – Thich Nhat Hahn

 

CMCS – Центр изучения внимательности и созерцания

Правильная речь: samma vaca путь.

Определение

«А что такое правильная речь? Воздержание от лжи, от вызывающей разногласия речи, от оскорбительной речи и от пустой болтовни: это называется правильной речью.»

— серийный номер 45.8

Пять ключей к правильной речи

«Монахи, утверждение, наделенное пятью факторами, хорошо сказано, а не плохо сказано. Оно безупречно и непорочно для знающих людей. Какие пять?

«Это сказано в нужное время . Это сказано по правде. Говорится ласково. Говорится с пользой. Говорится с доброжелательностью».

— AN 5.198

Опасность лжи

«Для того, кто согрешит в чем-то одном, говорю вам, нет дурного дела, которого нельзя было бы совершить . Какая вещь? Это: заведомая ложь».

Человек, который лжет, кто преступает в этом одном, трансцендентная забота о мире за пределами: нет зла он может не делать.

— Ити 25

Говорить только те слова, которые не причиняют вреда

«Говорить нужно только то слово, которым не мучить себя и не вредить другим. Это слово действительно хорошо сказано.

«Говорить только приятные слова , слова, которые приемлемы (для других). То, что говорят, не причиняя зла другим, приятно» 9.0003

— Тхаг 21

Самоочищение посредством хорошо подобранной речи

«И как человек очищается четырьмя способами словесным действием?

речь. Когда его вызывают на городское собрание, групповое собрание, собрание его родственников, его гильдии или членов королевской семьи, если его в качестве свидетеля спросят: «Подойди и скажи, добрый человек, что ты знаешь»: если он не знает, он говорит: «Я не знаю». Если он знает, он говорит: «Я знаю». Если он не видел, он говорит: «Я не видел». Если он видел, он говорит: «Я видел». Таким образом, он сознательно не лжет ради себя, ради другого или ради какой-либо награды. Отвергая лживую речь, он воздерживается от лживой речи. Он говорит правду, придерживается истины, тверд, надежен, не обманывает мир.

«Отказавшись от разделяющей речи, он воздерживается от разделяющей речи. То, что он услышал здесь, он не говорит там, чтобы отделить тех людей от этих людей здесь. То, что он услышал там, он не говорит здесь, чтобы отделить этих людей от тех людей Так примиряя разлучившихся или скрепляя соединившихся, он любит согласие, радуется согласию, наслаждается согласием, говорит вещи, создающие согласие. Он говорит слова, приятные для слуха, ласковые, проникающие в сердце, вежливые, привлекательные и радующие людей в целом.

«Отказываясь от праздной болтовни, он воздерживается от праздной болтовни. Он говорит вовремя, говорит то, что соответствует действительности, что соответствует цели, Дхамме и Винае. Он говорит слова, достойные уважения, своевременные, разумные, ограниченные, связан с целью.

«Вот как посредством словесного действия человек очищается четырьмя способами». Человек различает неправильную речь как неправильную речь, а правильную речь как правильную речь. А что такое неправильная речь? Ложь, разногласия, оскорбительная речь и пустая болтовня. Это неправильная речь…

«Человек пытается отказаться от неправильной речи и перейти к правильной речи: Это правильное усилие. Человек осознает, что нужно отказаться от неправильной речи, войти и оставаться в правильной речи: Это правильная осознанность. Таким образом, эти три качества — правильные воззрение, правильное усилие и правильное внимание — бегите и кружитесь вокруг правильной речи».

— MN 117

Критерии для принятия решения о том, что стоит говорить

[1] «В случае слов, которые Татхагата знает как недействительные, ложные, бесполезные (или: не связанные с целью), неприятные и неприятные другим он их не говорит.

[2] «В случае слов, которые Татхагата знает как фактические, истинные, бесполезные, нелюбимые и неприятные для других, он не произносит их.

[3] «В случае слов, которые Татхагата знает чтобы быть фактическим, истинным, полезным, но неприятным и неприятным для других, он чувствует подходящее время для их произнесения.

[4] «В случае слов, которые Татхагата знает как неверные, ложные, бесполезные, но милые и приятные для других, он не произносит их.

[5] «В случае слов, которые Татхагата знает как фактические, истинные, бесполезные, но милые и приятные для других, он не произносит их.

[6] «В случае слов, которые Татхагата знает, что они правдивы, верны, полезны, симпатичны и приятны другим, он чувствует, когда их произносить. Почему это? Потому что Татхагата сочувствует живым существам».

— MN 58

Говорите только речь что ни мучает себя и не вредит другим. Эта речь действительно хорошо произнесена. Говорите только милую речь, речь приветствуется. Речь, когда она не приносит зла другим приятно.

— Sn 3.3

Размышляйте над своей речью до, во время и после речи

[Будда говорит своему сыну Рахуле:] «Всякий раз, когда вы хотите совершить вербальное действие, вы должны размышлять над ним: «Это словесный акт, который я хочу совершить, — приведет ли он к страданию самого себя, к страданию других или к обоим? Является ли это неумелым словесным действием с болезненными последствиями, болезненными результатами?» Если, по размышлении, ты знаешь, что это привело бы к страданию самого себя, к страданию других или к тому и другому; это был бы неумелый словесный акт с болезненными последствиями, болезненными результатами, то всякий словесный акт такого рода абсолютно непригоден. Но если, поразмыслив, ты знаешь, что это не вызовет страданий… это будет искусное словесное действие со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, тогда любое словесное действие такого рода годится для тебя.0003

«В то время как вы совершаете словесный акт, вы должны размышлять над ним: «Этот словесный акт, который я совершаю, ведет ли он к страданию самого себя, к страданию других или к обоим? Является ли это неумелым вербальным действием, с болезненными последствиями, болезненными результатами? Если, поразмыслив, вы знаете, что это ведет к несчастью для себя, к несчастью для других или к тому и другому. .. вам следует отказаться от этого. Но если по размышлении вы знаете, что это не так… вы можете продолжать с ним.

«Совершив словесный акт, следует о нем поразмыслить… Если, по размышлении, ты знаешь, что он привел к огорчению себя, к огорчению других или к тому и другому; это был неумелый словесный поступок с болезненными последствиями, болезненными последствиями, тогда вам следует исповедовать его, раскрыть, открыть его Учителю или знающему спутнику святой жизни. Признавшись в этом… впредь следует проявлять сдержанность. Но если по размышлении ты знаешь, что оно не привело к огорчению… это было искусное словесное действие с счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то ты должен оставаться умственно бодрым и радостным, тренируя день и ночь искусные умственные качества».0003

— MN 61

«В то время как некоторые брахманы и созерцатели, живущие за счет пищи, данной с верой, пристрастились к разговорам на такие низменные темы, как эти — разговоры о королях, разбойниках, государственных министрах, армиях, тревогах и сражениях, еде и питье; одежда, мебель, гирлянды и благовония; родственники; транспортные средства; деревни, поселки, города, сельская местность; женщины и герои; уличные сплетни и колодезные сплетни; рассказы о мертвых; рассказы о разнообразии [философские рассуждения о прошлое и будущее], сотворение мира и моря, разговоры о том, существуют ли вещи или нет, — он воздерживается от разговоров на такие низменные темы, что тоже является частью его добродетели. 0003

«Принимая во внимание, что некоторые брахманы и созерцатели, живущие за счет пищи, данной с верой, увлекаются такими спорами — ‘ Вы понимаете эту доктрину и дисциплину? Я тот, кто понимает эту доктрину и дисциплину. Как мог Вы понимаете это учение и дисциплину? Вы практикуете неправильно. Я практикую правильно. Я постоянен. Вы нет. Что следует сказать первым, вы сказали последним. Что следует сказать последним, вы сказали первым. Вы так долго раздумывали, но оно было опровергнуто. Ваше учение было ниспровергнуто. Вы потерпели поражение. Идите и попытайтесь спасти свое учение, выпутайтесь, если сможете! — он воздерживается от таких дебатов. Это тоже часть его добродетели».

— ДН 2

«Монахи, не вступайте в словесную войну, говоря: «Вы не понимаете эту Дхамму и дисциплину, я понимаю эту Дхамму и дисциплину»; «Как вы могли это понять? неправильные практики: у меня правильная практика»; «Вы сказали потом то, что должны были сказать сначала, а сначала вы сказали то, что должны были сказать потом»; «То, что я говорю, последовательно, то, что вы говорите, — нет». ‘; ‘То, что вы так долго думали, полностью перевернуто’; ‘Ваше утверждение опровергнуто’; ‘Вы говорите вздор!’; ‘Вы не правы’;

«Почему бы вам не делать этого? Такие разговоры, монахи, не имеют отношения к цели, они не имеют фундаментального значения для святой жизни, не ведут к разочарованию, бесстрастию, прекращению, спокойствию, высшему знанию, просветлению или к Ниббане …Когда у вас есть дискуссии, монахи, вы должны обсуждать Страдание, Возникновение Страдания, его Прекращение и Путь, ведущий к его Прекращению. Почему это? Потому что такие разговоры связаны с целью… они ведут к разочарованию. … к Ниббане. Это задача, которую ты должен выполнить».

— SN 56.9

Десять благотворных тем для разговора

«Есть эти десять тем для [правильного] разговора. Какие десять? Разговоры о скромности, о довольстве, об уединении, о незапутанности, о пробуждающей настойчивости, о добродетели , о концентрации, о различении, об освобождении и о знании и видении освобождения.

Это десять тем для разговора. Если бы вы постоянно занимались этими десятью темами для разговора, вы затмили бы даже солнце и луну, поэтому могучий, такой могущественный — не говоря уже о странниках других сект».

— AN 10.69

«О монахи, монах, желающий увещевать другого, должен делать это после исследования пяти состояний в себе и после установления в себе пяти других состояний. Какие пять состояний он должен исследовать в себе?

[1] «Являюсь ли я тем, кто практикует чистоту в телесных действиях, безупречным и незапятнанным…?

[2] «Являюсь ли я тем, кто практикует чистоту речи, безупречную и незапятнанную…?

[3] «Установлено ли во мне сердце доброй воли, свободной от злобы, по отношению к ближнему в святой жизни. ..?

[4] «Являюсь ли я тем, кто много слышал, кто запоминает услышанное, кто запоминает услышанное? Те учения, которые хороши одинаково в начале, середине и конце, провозглашая в совершенстве дух и букву совершенно очищенной святой жизни, — много ли я слышал таких учений, хранил в памяти, упражнял в речи, обдумывал в сердце и правильно проникал проницательностью.