Постановка речи: Уроки постановки голоса и речи от педагога по сценической речи

Содержание

Уроки постановки голоса и речи от педагога по сценической речи

Как осанка влияет на голос

Читать

интервью

Профессор кафедры сценической речи Санкт-Петербургской академии театрального искусства Евгения Ивановна Кириллова ответила на вопросы о голосе и речи.

Оглавление:

1. В чем заключается ваша система постановки голоса?

2. Как улучшить дикцию?

3. Дыхательные упражнения помогают в работе над дикцией?

4. Что делать, если голос тихий?

5. Как говорить низким и глубоким голосом?

6. Сколько нужно заниматься, чтобы поставить голос?

7. Что мешает в постановке голоса?

8. Что делать, когда во время выступления голос дрожит?

9. Можно самостоятельно поставить голос или нужен преподаватель?

10.Как связан голос и характер?

11. Как сделать голос сексуальным?

12.Совет тем, кто решил заниматься голосом самостоятельно

Управляй голосом!

Упражнения для дикции, видео-уроки для уверенного звучания, подкасты о психологии и здоровье голоса.

Бесплатные уроки в Telegram

В чем заключается ваша система постановки голоса?

У каждого человека свой тембр голоса, манера общаться, голосовой фокус. Когда собранный фокус чуть-чуть впереди, он становится для человека и слышимым изнутри, и управляемым, и легким, и комфортным. Тогда человек слышит голос внутри себя и может вести его куда угодно для того, чтобы выразить мысли, чувства, нюансировку, все что угодно.

Он может транслировать мысли в любом чувстве, которое испытывает. И при этом не потерять эту легкость и комфортность управления звуком.

Какие существуют для этого шаги?

Тут очень важно для начала найти середину звука и ее укреплять.
И, как ни странно, вот эти начальные упражнения они самые нудные и самые опорные. Это как столбы вбивать, и это еще не дом. Такая работа, когда не видно, что строится, ну вбивают куда-то столбы, часто в неприглядную землю. Потом на них какое-то сооружение будет, а поначалу это довольно скучная работа.

Нахождение этого среднего звука работа, которая может быстро лишить интереса человека. Любой человек хочет быстрого результата, он хочет позаниматься час или два и после этого иметь этот речевой капитал, звуковой капитал на всю оставшуюся жизнь. Но так не бывает. Любой капитал нужно умело приумножать. На это необходимо время.

В музыке гаммы – это фундамент.

Точно так же здесь вот эти звуковые гаммы, которые позволяют тебе потом уверенно пользоваться звуком: поначалу к ним нужно привыкнуть, потом их нужно полюбить, потом ими нужно наслаждаться, а потом ими можно пробовать управлять. И это основа.

Я со студентами много занимаюсь голосом. Мне важно, чтобы человек изнутри услышал звук, понимал, какая часть его «Я» озвучена. Голос, он же перемещается, иногда он концентрируется в голове, иногда очень близко к губам, в спине, иногда он в груди, иногда он в руках и ногах. Как он собирается воедино и создаёт свободу объема для выражения именно того, о чем говоришь, — и для этого нужны такие гаммы.

Евгения Ивановна объясняет студентам, что желание вызвать жалость у зрителя — плохое намерение.

Следующий шаг после того, как нашли середину: что вы делаете?


Когда человек немножечко расширит хотя бы на небольшую ступенечку возможность звука, тогда от этого управления он получает колоссальное наслаждение.

Важно начать расширять объем, причем по всем направлениям – это и вверх, и вниз, это в объем дальше, ближе. Это самое важное, потому что «тише» или «громче» совсем другой параметр, отличающийся от «дальше» и «ближе». Можно сказать очень тихо, но далеко-далеко отправить. А можно сказать громко и совсем недалеко. И управлять полетностью звука. Если человек ей управляет, он управляет многим. Но важно, чтобы он понимал, что в нем работает.

Всё может влиять на качество звука: погодные условия, настроение и события жизни. Всё может влиять на то, чтобы голос был не так ровен, не так охотно отдавал бы свои богатства. Смысл надо реализовывать этим звуком. И вот тут надо понять, что ты должен проконтролировать в себе. Грубо говоря, почему там такой палец не так работает при нажимании на клавишу, почему в нем меньше энергии, чем в другом. Значит, этот палец на какое-то время должен стать объектом большего внимания. И эта нюансировка внимания по распределению звука внутри себя – то, чем надо заниматься дальше.

Когда человек немножечко расширит хотя бы на небольшую ступенечку возможность звука, тогда от этого управления он получает колоссальное наслаждение. Информацию из внешнего мира через звук. Соединяет свое пространство с пространством вокруг него. Он получает какой-то кусок радости от этого.

Тогда он охотно будет повторять тренинг, будет хотеть получать этот кусочек радости.

Какой следующий шаг в постановке голоса?

Ищу устойчивость в этой середине. Надо её расширять. Мне очень важно, чтобы человек понял, что такое вибрирующая спина. Тогда не надо долго объяснять, какие мышцы создают опору. Он слушает полную вибрации спину, и у него будут правильно работать мышцы, которые держат этот звуковой столб.

Конечно, можно пойти путем, когда сначала вырабатываются эти мышечные условия, для создания звукового столба.

Но я предпочитаю, чтобы человек через звук создавал. Сначала он слышит и устанавливает контакт своим звуком с телом. А потом любой объём ему говорит, какую координацию мышц произвести. И он бы делал это, не задумываясь даже. Там бы не было перебора мышечной работы.

Студенты 4 курса готовятся к голосовой разминке. С этого начинается каждое занятие.

Это поиск некого баланса?

Баланс звука и дыхания. Если только дыханием заниматься – это создает перебор и закрепощение дыхания.

Когда мы достаточно позанимаемся, у нас есть результаты, когда он сам в своем звуке уже какие-то открытия сделал и сформулировал сам, тогда ученик говорит: «Ой как интересно, когда вибрирует верхушка спины – это один звук, а когда вибрируют нижние ребра – это совсем другой звук».

Он сформулировал это. Тогда, когда есть разговор: «А что еще может помочь?», – вот тут можно осторожно сказать: «Еще попробуй удержать дыхание, чтобы немножечко продлить это ощущение вибрации в нижних рёбрах, воссоединить их потихоньку с такой же вибрацией по всей длине позвоночника и рёбер». Это кости, они вибрируют, и мы слышим их, изнутри слышим.

Все находят эти вибрации? Всем удаётся это почувствовать?

Если заниматься – всем. В разной степени. Это не значит, что навсегда закрепостил это умение в себе, законсервировал. Он сегодня нашел, а завтра оно ушло. А вот как сделать так, чтобы оно довольно устойчиво было в человеке? Вот это сложно.

Можно всё это прочувствовать, укрепить звук, но все равно периодически терять эти ощущение?

Конечно, для того и нужны гаммы, которые музыканты играют. Кто-то говорит: «Я ненавижу гаммы», – но он разыгрывается на каких-то произведениях. Первые двадцать минут эти произведения выполняют роль гаммы. Все равно он прислушивается к звуку. Для него очень важно поймать этот звук. Поймать звук, который выразит то, что он сегодня хочет выразить.

У кого-то это гамма, кто-то уже разыгрывается на произведении. Тут личный выбор.

Как улучшить дикцию?

Улучшить дикцию можно через звук. Нужно чтобы ученик услышал и в варианте, более приближенном к идеалу, и в варианте плохом.

Это надо записывать и дать послушать. Проанализировать: что меняется, что в этой акустике меняет информацию. Тогда человек будет заниматься любыми звукосочетаниями, которые должны создать упругость его мышц для дикционной работы. Так, чтобы он мог и темпом владеть, и ритм создавать, напряженность смысла, чтобы он мог слышать вариативность звука. Вот тогда он начинает понимать, для чего эти все звукосочетания.

Скороговорки помогают?

Если они опять же сначала своей трудностью интересуют. Ученику интересно эту трудность освоить. Но он может освоить трудность, начнет выговаривать эти звуки, но при этом свистящие как были тупыми, так и остаются тупыми. Он справляется со скоростью, но не справляется со свистящими или шипящими.

И вот тут важно внимание направить на то, что часть акустической информации – искажена. Нужно, чтобы ученик добивался усовершенствования, а не искажения этой информации, соответствия тому, чего он хочет добиться.

Как тренировать звук -с, если он плохо звучит?

Надо записать и показать, чтобы человек послушал, как звучит этот «плохой звук». Потом сделать некоторые упражнения, чтобы он этот толчок звука, меру выдоха проверил несколько раз. Сравнил первый вариант со вторым. Сравнил с собой, понял, что в нём работает не так координированно и почему не получается хороший звук. Что в случае хорошего звука в нем работает более интенсивно. Внутри себя нужно понять звук.

Скороговорки нужно сочетать с трудновыговариваемыми звукосочетаниями, где много «с». Струсту-стросто-страста-стрэстэ-стрысты. Где было бы несколько «с». Из них вырастить скороговорки. Потом сказать: «Вот в этом слове ушло, в этом сочетании ушло». Чтобы он понимал, что утрачивает в этом месте определенную работу мышц внутри себя.

Можно добиться идеальной дикции?

Можно практически всем. Только если нет органических повреждений.

Например, у человека верхняя губа очень короткая. Он не может соединить губы настолько, насколько хотелось бы соединить. При чрезмерной работе губ получается немного другой звук. У него вариант этого звука резко отличается от различимого варианта.

Каждый из нас чуточку произносит по-своему звуки -м, -п, -б, -в, -ф. Но мы же их различаем в нашем восприятии. Понимаем, что это вариант данных звуков. Но если звук -с пропадает, я недополучаю информацию именно этого звука. Либо я получаю информацию, но это вариант звука либо просто отсутствие звука.

Например, -с в начале слова сейчас пропадает начисто. И по радио я это слышу, и в бытовой речи. А это недодышанность. Неумение сфокусировать поток этого тепла -с на ту длительность и на ту мощность, которую должен создать такой звук, любой из вариантов этого звука, а не его отсутствия.

Недодышенность: я не оснащаю достаточно мощным потоком этот звук.

Подготовка к экзамену по сценической речи. Студенты читают стихи и прозу. Евгения Ивановна подсказывает, что было неточно по логике, дыханию, голосу

Дыхательные упражнения помогают в работе над дикцией?

Человек может делать прекрасные дыхательные упражнения и при этом не создавать нужного потока, когда говорит. Я много раз с этим сталкивалась.

Это зависит от того, что он сам внутри себя слышит. Для него есть отдельное упражнение, отдельно звук в создании смысла. Не соединился тренинг со смыслом.

Ленивый звук, например, мне очень многое говорит о человеке. Я могу неточно охарактеризовать это восприятие, но оно будет для меня точным. Точно так же, как небрежно одетый человек. Один небрежно одетый человек мне нравится, а другой небрежно одетый человек меня отталкивает. Разная степень небрежности, потому что разная степень свободы небрежности.

Точно так же и со звуком и голосом. Когда говорят: «А мне все равно, как я говорю», – для меня это какой-то знак. Либо человек не знает свои возможности. Либо он не открыл для себя своё собственное «Я», которое есть в нем, в голосе. Это такое его богатство. А он знать о нем не знает.

Что делать, если голос тихий, человек тихо говорит?

Развивать громкость. Если никогда этим не занимался, кажется, что это невозможно. Важно, чтобы человек понял, что у каждого есть градус громкости. Он просто привык им не пользоваться, а это тоже мышечная работа дыхания и распределение дыхания.

Существует психологическая причиназапрет на громкий голос, т. е. боязнь проявить себя?

Да: «Я никогда громко не говорил, не знаю, как собой управлять». В тихом звуке он знает, как собой управлять, и говорит. Как его слушают, ему не важно, потому что внутри чувствует себя комфортно, полно. Вот он так и говорит. Но ни на кого не направляет звук, направляет только на себя.

Нужно заниматься таким образом, чтобы человек через голос знакомился с возможностями своей личности. Инструментом тогда должен быть звук.

Евгения Ивановна советует ученику: «У всего должна быть предыстория. Надо ее придумать. Найти болевую точку»

Как кроме громкости понять, что ты на правильном пути?

Это всегда можно узнать по реакциям собеседника.

Во-первых, если ты после второй фразы чувствуешь, как человек соединился с тобой и разъединился, он смотрит на тебя, контакта нет. Как в электричестве – нет контакта. Уходит напряженность контакта друг с другом. Я говорю, вижу интерес. Я сейчас вижу ваши глаза, вижу в них интерес. И начинаю говорить, а слежу не за звуком, а за вашими глазами. Слежу за тем, как вы меня слушаете. Я понимаю, что есть контакт.

Если содержание будет настолько неожиданным, настолько незнакомым, оно и само по себе будет срабатывать. Но если послушать человека, который тихо говорит, но знает тему своего «говорения», то в этой тихости мы столько услышим нюансов, еще больше будем погружаться в это. Мы обнаружим там бездну информации.

Я ни разу не слышала, чтобы человек говорил абсолютно никак и не заинтересованно в теме своего разговора и его бы слушали. Для этого, как бы человек ни говорил, если он заинтересован в теме разговора, весь погружен в эту тему, собеседники погружаются и пытаются даже из этой неудобной манеры выудить все, что им необходимо.

Как говорить низким и глубоким голосом?

Это вибрации, которые находишь сначала в середине звука. Если находишь эти вибрации и, догадавшись о том, что они у тебя есть, а потом, однажды в себе услышав, начинаешь развивать их в себе, то обнаруживаешь такой объем себя, который тебя делает.

Он от много уберегает и охраняет твою безопасность. Это как забронированный первый этаж. Еще надо понять, как открывается этот первый этаж. Если я закрыл на этот первый этаж все двери, то надо довольно хитро меня каким-то образом пробить.

Как добиться такого звука?

Спина, весь позвоночник, человек должен слышать озвученный позвоночник: от копчика и ниже. Зазвучал один позвонок, рядом с ним другой начинает звучать, потом еще один. Так пройдешь этим звуком по всему позвоночнику и обнаружишь, что не знал, что есть такие помещения внутри тела. А это дополнительная жилплощадь просто. Она же всегда придаёт мотивацию к существованию и уверенность.

Когда мужчина слышит у другого эти звуки, интуитивно понимает, что у того есть какое-то богатство, которого у него нет, а он бы хотел такое приобрести. Если хватит терпения это услышать хотя бы в упражнении, а потом часть этого внимания устремлять на то, чтобы не терять в разговоре этого качества вибрации, тогда и объяснять не надо: зачем.

Такой человек акустически для нас более убедителен. Он заполняет пространство. Даже если у него никаких достоинств нет. Он обмануть может кого угодно, что они у него есть.

Евгения Ивановна объясняет студентам законы восприятия: «Дайте слушателю войти в материал. Не начинайте равнодушный рассказ истории»

Сколько нужно заниматься, чтобы поставить голос?

У каждого по-разному. Одному нужно месяц только для того, чтобы хоть как-то услышать вот этот звук. Некоторым хватает 3–4 занятия. Это все зависит от психофизики того человека, с кем занимаешься. Если человек трудно преодолевает это, ему трудно предположить, что он еще что-то умеет. Эта часть ему неведома. Он опасливо с ней знакомится.

А есть люди, которые радостно с ней знакомятся: «Да? Я это могу?». И чем радостнее человек знакомится с собой, со своими возможностями, тем быстрее он овладевает голосом.

Есть люди, которые на первом курсе охотно начинают этим заниматься, начинают себя слушать. А есть те, которые только на третьем курсе начинают. «Евгения Ивановна, я наконец понял, про что Вы говорите!». У него какие-то сведения были, он пробовал. Но, видимо, пробовал отдельно звук и отдельно смысл. И только где-то там что-то соприкоснулось одно с другим, и он сделал для себя очень важное открытие.

Экзамен по сценической речи. Первый этап — групповая звуковая разминка. Студенты показывают как они умеют посылать звук, управлять громкостью, ритмом, дыханием.

Что мешает в постановке голоса?

Человек не находит того манка, который его бы толкнул на то, чтобы он заинтересовался и создал контролер внутри себя. Манков миллионы, но только сам человек может обнаружить их. А может и не обнаружить. Но они есть.

Кто-то вдруг так заговорил или что-то случилось. И человек почувствовал: «Я хочу быть таким». Он не для чего-то это делает: ему просто понравилось. Почему? Не знаю, почему. Но человек все время себя куда-то ведет. Процесс самовоспитания очень важен.

Получается, никто тебе не может сказать, ни один педагог, какой у тебя манок?

Нужно полюбить повтор. В повторе обнаруживаешь это умение в себе. И чем больше повторяешь, тем больше совершенствуешь умение.

Конечно. Это процесс обоюдный. Точно так же, как и музыке нельзя научить. Ученик обязательно должен, в какой-то мере научиться. Все эти глаголы «учиться» с частицей «ться» – возвратные. Я себя должен научить. Я должен.

А чем человек может научиться? Тем, что в себе воспитывает контролера, который в любой момент ему говорит: «Нет, не так. Нет, не так». В любой момент ведет в этом умении. Это знают спортсмены, они должны научиться бегать. А что они для этого делают? Тренируются.

Нужно полюбить повтор. В повторе обнаруживаешь это умение в себе. И чем больше повторяешь, тем больше совершенствуешь умение.

Что делать тем, кто хочет быстрых результатов?

Такого не бывает. Любой каменщик знает, что надо много печей, домов, стен сложить, чтобы навык ровного строения был в руке. Не бывает достижений без момента самообучения.

Индивидуальность начинается в человеке, когда он чему-то начинает сам себя обучать. Когда он что-то вычленил, появляется желание приобрести такое же, и этому он сам себя начинает обучать. Открывает сам себя.

Создавая самого себя, мы не пробуем себя в одном направлении, мы пробуем и в этом, и в этом, и в этом – и только тогда понимаем, какое направление нас больше всего интересует. И там мы становимся более интересными и более продвинутыми. Там мы создаем себя.

Экзамен по сценической речи. Студенты читают «Фауст», «Илиада», «Отелло», стихотворения Николая Рубцова, Саши Чёрного, Маяковского

Что делать, когда во время выступления голос дрожит?

Надо перенести внимание. Включить тот кусок внимания, который следит за звуком.

Потерял механизм управления? Надо сосредоточиться на каком-то звуке, найти эту вибрацию внутри себя. И как только я овладею звуком, я перестану теряться. Я стану самим собой.

Вернись к звуку. Я, как человек, занимающийся голосом, знаю, что это очень помогает. И мне это помогает отлично. Много раз мне это студенты говорили: «Я вспомнил, стал распределяться и даже забыл, что волнуюсь».

Воссоединился со своим «Я». Он этим кусочком «Я» его присоединил. А начал с того, что отсоединил, и контроль ушел. Существо стало неполным – неполное существо стало мстить.

Можно самостоятельно поставить голос или нужен преподаватель?

Если есть природная постановка, то, может быть, и не нужен преподаватель. Когда Вишневской дали учителя по вокалу, она разучилась петь, у нее пропал голос. Она пела как птица. Это значит, она кого-то когда-то услышала, сама стала петь, сформировала свой голос. Многие вещи внутри себя сформулировала. Не словесно – в ощущениях. А ей стали ломать эти ощущения. Так подбери тут, это сделай, это сделай, она и не думала, просто этим управляла.

Есть люди, которых не надо учить этому, надо это использовать. Тогда надо уточнять смысл, расширять объем информации, привлекать все больше и больше ассоциаций. Тогда возникнет другой объем голоса.

Как связан голос и характер?

Мы очень многое понимаем по голосу. Человек, который не создаёт напряженную линию общения, – мы не будем ему говорить важные вещи о себе. Придем к нему решать какие-то деловые вопросы. Решим. И скажем: «До свидания». А те вопросы, которые нас как-то касаются, непростых для нас дел касаются, мы к нему решать не пойдем.

Голос очень много дает информации о человеке и создает абсолютно разные нюансы поведения. Это тоже способ ориентации в социуме.

Студенты готовятся к экзамену по сценической речи.

Как научиться понимать характер человека через голос?

Если сам начинаешь заниматься через голос, ты уже кое-что начинаешь формулировать и начинаешь понимать в этом голосе кое-что. Когда человек начинает заниматься собственным голосом, он многое меняет в себе к лучшему. Или, во всяком случае, он овладевает методикой управления массами. Понимает, что такое голос.

Как сделать голос сексуальным?

Это нужно владеть голосом. Сексуально звучать – это нужно на верхах не терять низы, а на низах не терять верхов. И это тоже управление.

Иначе он глухой будет или визгливый?

Только тогда голос сексуален, когда мужчина убежден, что в этот момент женщина разговаривает только с ним.

Конечно, чтобы в нем обертоны были. Чем больше обертонов, тем больше манит. Каждый мужчина откликается на неведомое ему. Потому что он сам не знает, на что он откликается. Иногда он на такой противный голос откликается – вдруг в нем все встрепенется. Это женский голос, он не бывает просто сексуальным.

Момент погружения в партнера – самое главное. Только тогда голос сексуален, когда мужчина убежден, что в этот момент женщина разговаривает только с ним. О том, что важно между ним и ею. Только то, что она произносит для одного человека и никому другому она в данный момент это рассказывать не будет. Она создает круг интимности. Тогда этот голос – он направленный, обволакивающий.

Она же не мир хочет завоевать, не для 50 человек хочет выглядеть сексуальной. Она должна одного завлечь.

Нужно не на технике сосредотачиваться, а на партнере?

Я говорю и должна внушить партнеру, что он единственный объект моего внимания. Он единственен, уникален, неповторим. Тогда человек раскроется.

Что такое вообще сексуальность? Когда человек не боится раскрыться. Как у женщины есть масса ограничений в этом смысле, так и у мужчины. Все время боязнь несоответствия чему-то. Так надо убрать какие-то границы, и женщина должна убрать эти границы. Тогда у нее голос будет сексуальнее. А если она в это время думает о том, какой у нее голос…

Совет тем, кто решил заниматься голосом самостоятельно?

Могу только один совет дать: внимательно прислушиваться к внутреннему звучанию голоса. Когда начинаете говорить, делайте открытия для себя в своем собственном голосе.
Сделайте голос той частью своего «Я», которую мало знаете, которую хотели бы знать.

Упражнения для развитие дикции от профессионального диктора

Как начинающему попасть в базу дикторов и стать диктором озвучки

Как потерять голос: что нужно знать, чтобы не остаться без голоса

что такое культура и техника развития правильной речи

Наши речевые навыки зависят от среды, в которой мы росли, и особенностей организма. Но любые привычки можно скорректировать.

Поставленная речь поможет ребёнку уверенно звучать на уроках, добиваться более высоких результатов и завоёвывать расположение учителей и одноклассников. Для взрослого ораторские навыки — это конкурентное преимущество и новый уровень дохода.

Техники ниже подойдут для любого возраста при условии, что у человека отсутствуют неустранимые логопедические дефекты. Бонус в конце — памятка по публичным выступлениям на дистанционном обучении.

1. Освобождайте тело от зажимов

Когда тело зажато, голос звучит несвободно и невнятно. Для хорошо поставленной речи в первую очередь важна правильная осанка: прямая спина, макушка тянется к небу, грудь раскрыта, мышцы пресса подтянуты.

Попробуйте сначала максимально сгорбиться, потупить взгляд и округлить плечи, а затем произнести что-то. Потом уверенно выпрямитесь, расправьте плечи, встаньте ровно и повторите фразу. Вы удивитесь, насколько по-иному зазвучит голос.

Существуют простые и эффективные упражнения для выпрямления осанки, которые будут полезны и взрослым и детям не только для улучшения речи, но и для здоровья в целом. Предложите ребёнку поиграть в игру: встаньте спиной к стене так, чтобы максимально касаться её поверхности пятками, икрами, ягодицами, лопатками, затылком. Это — правильное положение вашего тела. Задача игры — простоять так как можно дольше. Простая на первый взгляд игра на самом деле окажется довольно сложной, но полезной для осанки.

Другое упражнение, которое часто нравится детям, — положить себе на макушку книгу и ходить с ней по комнате. У кого она упадёт быстрее — тот проиграл. Чтобы книга держалась, нужно следить за прямой осанкой. 

2. Учитесь правильно дышать

Дыхание — это естественный процесс, которого никто не замечает. Но во время публичной речи на него нужно обращать особое внимание.

Если дышать как обычно, то задействуется не больше двух третей лёгких. Для выступления перед аудиторией это критически мало. Речь становится отрывистой, оратору не хватает воздуха, и он сбивается.

Поэтому нужно освоить особое дыхание — речевое. Его особенность в том, что оратор дышит диафрагмой, правильно распределяет воздух и в течение выступления вдыхает незаметно. Это дыхание используют актёры и певцы. Если вы учите техникам правильной речи младшеклассника, подайте ему это как увлекательную игру «Дышать через животик».

Чтобы выполнить это правильно, нужно делать резкий, краткий и бесшумный вдох через нос и длинный выдох через рот, как через трубочку. Положите руку на диафрагму (эта мышца расположена чуть выше живота и ниже груди) и почувствуйте там вибрацию. Если поначалу не получается перестроиться, не переживайте: есть несколько лайфхаков, как быстрее освоить речевое дыхание.

Проводить аналогию с насосом или помпой. В книге «Говори как бог» Ксения Чернова, тренер по технике речи, сравнивает дыхание диафрагмой с помпой: нужно набрать большое количество воздуха, а потом под давлением вытолкнуть его ровной струёй.

Лечь и притвориться, что собрались спать. Когда мы лежим и засыпаем, мы естественным образом начинаем дышать через живот. Просто лягте на спину и проанализируйте ощущения: если вы успокоитесь, то дыхание станет размеренным и начнут работать мышцы пресса. Запомните эти ощущения и повторите в положении стоя.

Понять процесс работы мышц. Покажите ребёнку книгу по анатомии и рассмотрите иллюстрации того, как устроено наше дыхание. Как правило, детям интересно узнать, как работает наше тело и что происходит внутри организма. Так будет проще понять, что такое диафрагма и как через неё дышать.

<<Форма демодоступа>>

3. Делайте артикуляционную гимнастику

Распространённая проблема: когда нужно что-то сказать в компании, на уроке, на переговорах в офисе, мы начинаем нервничать и заплетаться. Чтобы во время публичной речи во рту не было каши, не съедались окончания и всё звучало четко и выразительно, надо тренировать артикуляционный аппарат.

Для этого можно делать специальные упражнения на разминку речевых органов: активных и пассивных.

Активные органы: губы, язык, мягкое нёбо, челюсть. Эти органы мы задействуем во время любого разговора и благодаря им формируем звуки.

Пассивные органы: зубы, твёрдое нёбо, глотка, гортань. Эти органы влияют на нашу речь, но не задействуются во время разговора, а просто служат базой для активных органов. Тем не менее пассивные органы тоже важны для культуры и техники речи: например, из-за плохого прикуса человек может невнятно говорить или шепелявить.

Развить речевые органы поможет артикуляционная зарядка. Её особенно весело делать с ребёнком, потому что главная задача — корчить рожицы. В то же время такая гимнастика эффективна и используется любыми публичными людьми, певцами, актёрами и даже студентами факультета иностранных языков на уроках фонетики. Вот несколько базовых упражнений для техники речи.

«Собака». Высовываем язык и быстро дышим.

«Пропеллер». Высовываем язык и делаем по 10 вращений в каждую сторону.

«Тигр». Встаём прямо, делаем глубокий вдох, а на выдохе протяжно рычим.

«Гласные». 10 раз повторяем «и — э — а — о — у».

«Цветочек». Поднимаемся на цыпочки, делая вдох носом. Опускаемся обратно; выдыхая, произносим: «Ах!»

«Оскал». Приоткрываем рот и растягиваем губы так, чтобы зубы было видно. Получается немного пугающая улыбка. Держим, считая до 10, расслабляемся, повторяем 5 раз.

«Скороговорки». Тараторим что угодно: например, «в четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто». Важнее чётко произносить звуки, чем гнаться за скоростью.

«Лошадь». Делаем «тпру» губами. Это упражнение можно делать последним, потому что оно расслабляет.

Бонусный совет: чтобы «почистить» свою речь и избавиться от слов-паразитов («ну», «эээ», «короче», «типа»), регулярно записывайте себя на диктофон. Включайте запись и начинайте говорить на любую тему в течение 2–3 минут, потом переслушивайте. Уже через несколько недель регулярных тренировок вы заметите прогресс и начнёте говорить без слов-паразитов.

4. Устраивайте импровизационные игры

Чтобы научиться публично говорить, нужно публично говорить! Поэтому вы можете организовывать соответствующие мероприятия. Проведите вечер ораторского мастерства по Zoom с друзьями из онлайн-школы или у себя дома, пригласив друзей и родственников. Вот задания, которые рекомендуют тренеры по технике речи.

Рассказ про пословицу. Суть задания заключается в том, что выступающий выбирает известную пословицу и рассказывает о ней аудитории. Можно описывать смысл, можно спорить с высказыванием, главное — тренироваться рассуждать устно, на ходу и когда на тебя направлено всё внимание.

Поэзия. Выступающий наизусть читает любое стихотворение с выражением, расстановкой и интонацией.

«Как я провёл…». Выступающий максимально подробно рассказывает о каком-то дне или периоде из жизни. Цель — чтобы рассказ не был перечислением скучных действий, а содержал как можно больше подробностей, мыслей, эмоций. Можно описывать в каком-то жанре: например, сгустить краски и превратить рассказ в триллер.

«Текст без пауз». Выступающий берёт любой текст и читает его без пауз между словами. Паузы разрешается делать только тогда, когда совсем закончился воздух. Важно продержаться как можно дольше, не набирая воздуха, но при этом соблюдать выразительность, интонацию и дикцию.

«Текст с паузами». Противоположность предыдущего задания. Выступающий берёт любой текст, хоть инструкцию к стиральной машине, и начинает читать его на манер Маяковского — с сильными паузами между каждым словом. Это психологически нелегко: хочется ускориться, заполнить паузу «ммм» или «эээ». Но задача — выдерживать паузу, произносить следующее слово и снова умолкать.

Памятка по публичным выступлениям на дистанционном обучении

Короткий бонусный чек-лист для тех, кто учится дома.

Шаг 1. Подготовьте обстановку

Подготовка играет важную роль. Заранее обеспечьте себе хороший звук, картинку и тишину дома. Если у вас есть животные, не забудьте закрыть дверь, а членов семьи предупредить, что вам нужно отсутствие шума.

Чтобы протестировать технический функционал, заранее созвонитесь с другом с помощью той же платформы, где обычно проходят занятия, и попросите его оценить, всё ли готово для выступления. Лайфхак: чтобы вас было хорошо видно, поставьте источник света сразу за компьютером или ноутбуком.

Перед выступлением не забудьте поесть и поставить стакан воды в зоне доступности от компьютера. Если почувствуете, что во время выступления вам нужно взять паузу, можно извиниться и отпить воды. Этот перерыв в несколько секунд поможет и вам, и аудитории.

Шаг 2. Структурируйте речь

Как правило, во время выступления охватывает волнение, и становится сложнее подбирать слова, даже если вы хорошо знаете тему. Поэтому заранее пропишите основные пункты того, о чём собираетесь рассказывать.

Задавайте себе вопросы: «Что здесь самое важное? Что необходимо донести моим слушателям? О чём надо не забыть сказать?» Убирайте из речи всё, что не несёт смысла. Важно сделать её информативной и динамичной — не ходить вокруг да около, а говорить чётко и по делу. 

Шаг 3. Репетируйте

Не рассчитывайте, что удастся импровизировать. Чтобы выступление прошло гладко, лучше провести как можно больше репетиций — так, чтобы знать его назубок, даже если будет возможность подглядывать в текст или на экран. Можно рассказать речь родителям или друзьям и попросить их задать любые вопросы, чтобы сымитировать реальное выступление. 

Шаг 4. Будьте готовы к помехам

Онлайн-конференции — дело тонкое. В любую минуту что-то может пойти не так: сосед начнёт сверлить стену, домашние — ругаться, интернет отвалится, веб-камера выйдет из строя, презентация не подгрузится в Zoom. Настройте себя на то, что ничего из этого не может быть критическим.

Если обстоятельства будут сильно мешать рассказывать — всегда можно переподключиться, попросить одноклассника запустить демонстрацию экрана с вашей презентацией (заранее скиньте её в чат), попросить перенести ваше выступление на другой день или даже самостоятельно записать его на видео, а потом прислать одноклассникам. Выход есть всегда!

Что в итоге

Красивая, поставленная и уверенная речь — залог успеха в жизни. Люди, которые изящно и чётко формулируют свои мысли, располагают к себе и завоёвывают доверие окружающих. Над речью можно и нужно работать в любом возрасте.

Для этого работайте над осанкой, дышите диафрагмой, делайте гимнастику для речевого аппарата и тренируйтесь выступать публично.

Автор обложки: Crafttor Studio // Dribbble

Публичное выступление: как эффективно использовать сцену? | Ашиш Арора

Публичное выступление: как эффективно использовать сцену?

Давайте рассмотрим пример из прошлого, чтобы понять, как профессиональная игра на сцене может помочь вам получить мяч на своей площадке.

Задумывались ли вы о разнице между Мартином Лютером Кингом и его современниками? Что это было за важное качество прежнего, которое выделяло его из толпы, чтобы его помнили поколения? Возможно, он эффективно использовал свою сцену, когда говорил. Он говорил с непоколебимой уверенностью в бесподобном ритме.

  1. Произведите первое впечатление на сцене

Большинство докладчиков считают, что они могут произвести впечатляющее первое впечатление своей эффектной речью. Что ж, это правда. Но то, как вы выходите на сцену, также имеет большое значение для создания звездного впечатления. Аудитория немедленно внимательно изучает говорящего и формирует первоначальное восприятие еще до того, как этот говорящий произносит хоть одно слово.

  • Знайте, выйдете ли вы на сцену справа, слева или сзади и где вы будете стоять на сцене. Это сделает ваш вход более целенаправленным.
  • Демонстрируйте уверенность в своем языке тела и жестах.
  • Оденьтесь соответствующим образом.
  • Наполняйте аудиторию энергией своей страстью.
  • Выходите на сцену с улыбкой на лице.

2. Не прячьтесь за трибуной, будьте в центре внимания

Если вы прячетесь за трибуной, создается впечатление, что вам не хватает уверенности и знаний. Кроме того, он ограничивает ваши жесты и движения, тем самым ограничивая ваше общение. Итак, отойдите от подиума и установите зрительный контакт со своей аудиторией. Это сделает вашу речь разговорной и поможет аудитории чувствовать себя более связанной с вами.

Посмотрите выступление сэра Кена Робинсона на TED Talk. Посмотрите, как страстно он произносил свою речь, эффективно освещая сцену.

3. Не стойте на одном месте, идите в нормальном темпе
Вместо того, чтобы стоять на одном месте, произносите свою речь, обходя сцену во время переходов между точками . Интенсивность ваших движений может варьироваться в зависимости от направления, в котором вы идете. Во время переходов между движениями делайте паузу и устанавливайте зрительный контакт со своей аудиторией.

Важные советы:

  • Двигайтесь по сцене целенаправленно, а не только ради прогулки.
  • Ваши движения должны выглядеть естественно, а не хореографически.

Посмотрите это видео Саймона Синека на Ted Talk и убедитесь, как красиво он управляет своими движениями на сцене.

4. Правильно используйте микрофоны/микрофоны свой голос и сделать его слышимым для публики. Ниже приведены несколько советов по правильному использованию микрофона:

  • Проверьте микрофон/микрофон перед произнесением речи, чтобы убедиться, что он работает правильно.
  • Если вы говорите через стационарный микрофон, прикрепленный к столу или трибуне, переместите его вниз, чтобы ваше лицо было хорошо видно аудитории.
  • Если вы используете ручной микрофон, расположите его так, чтобы он не закрывал лицо.
  • Держите микрофон ближе ко рту, чтобы ваш голос звучал громко.

Посмотрите этот клип и обратите внимание на огромную разницу в громкости между женщиной в красном шарфе и модератором (человеком, который говорит в 11:30).

Помните, что несмотря на то, что содержание является королем, то, как вы его доставляете, правит королевством! Итак, победите свой сценический страх. Узнайте, как использовать язык тела, чтобы завоевать авторитет оратора, произвести убедительное сценическое впечатление и преуспеть в своих публичных выступлениях.

Мы надеемся, что приведенные выше предложения окажут вам большую помощь. Если вам понравился пост в блоге, поделитесь им на своих Facebook, LinkedIn и Twitter. Оставляйте свои мысли в разделе «Комментарии».

10 советов, которые помогут вам научиться держать себя на сцене

Хорошее умение держаться на сцене является ключом к любому отличному выступлению. От живой музыки до основных выступлений самые запоминающиеся исполнители управляют сценой с харизмой, энергией и уверенностью. Как человек, который выступал с речами и презентациями на протяжении нескольких десятилетий, я кое-что узнал о том, как хорошо держаться на сцене в своем путешествии.

Ваш успех в качестве докладчика зависит от вашей способности привлекать внимание аудитории и управлять ею. Вы должны быть в состоянии направлять и контролировать это внимание с помощью слов, уверенности, внешнего вида, языка тела, зрительного контакта, визуальных сигналов и общих манер.

В зависимости от того, кто вы и что вы хотите сказать, ваше присутствие на сцене может быть достигнуто несколькими способами. Политик должен быть красноречивым, комик должен быть с чувством юмора, а оратор должен быть искренним. Важно понимать, где вы находитесь, и как лучше всего вести себя на сцене, чтобы получить наиболее эффективные результаты.

Хорошо это или плохо, у каждого есть сценическое обаяние. Вы можете быть серьезным и красноречивым, надеясь передать эффектные сообщения на сцене. Или вы можете быть любопытны и возбудимы, надеясь взбодрить аудиторию, когда выйдете на сцену. В любом случае, вот мои советы о том, как улучшить свое текущее присутствие на сцене, чтобы захватить и привлечь аудиторию.

Что такое сценическое присутствие?

Присутствие на сцене нельзя определить одним словом. Сценическое присутствие — это сочетание вещей: вашей харизмы, привлекательности, уверенности и энергии при выступлении на сцене. Это также включает в себя ваш уровень комфорта на сцене, вашу способность общаться со своей аудиторией и удерживать ее внимание, а также то, насколько запоминающимся был опыт, когда он закончился. Ваше присутствие на сцене — самая большая переменная, которая определяет, будет ли ваша аудитория распространять информацию о вашей презентации после ее окончания.

Хорошее присутствие на сцене очень важно при выступлении с речью или презентацией. У лучших спикеров очень захватывающая манера держаться на сцене — они способны захватить все внимание аудитории и поддерживать ее интерес на протяжении всего выступления. Улучшение ваших навыков публичных выступлений позволит вам обрести уверенность и развить сильное присутствие на сцене в любое время, когда вы произносите речь; от презентации для вашей команды на работе до основного доклада в масштабах всей компании.

Как определить, хорошо ли вы ведете себя на сцене

Присутствие на сцене можно оценить по нескольким параметрам. Если вам интересно, насколько хорошо вы выступаете на сцене, вот несколько способов выяснить это.

  • Реакция вашей аудитории. Выглядит ли ваша аудитория заинтересованной и заинтересованной на протяжении всей вашей презентации? Они смеются или реагируют на все правильные части? Все их внимание на вас? Давали ли они вам положительные отзывы после окончания выступления?
  • Воспоминания вашей аудитории о вашей презентации. Говорила ли ваша аудитория о вашей презентации после того, как она закончилась? Расскажут ли они своим друзьям, семье, коллегам о том, что вы подарили? Были ли в вашем выступлении запоминающиеся цитаты или анекдоты, которые ваша аудитория может вспомнить позже? Ссылаются ли на вашу презентацию спустя долгое время после того, как вы ее сделали?
  • Ваша собственная уверенность в своей презентации. Как вы думаете, насколько хорошо вы выступили? Вы чувствовали, что исполнили речь именно так, как надеялись? Чувствовали ли вы себя комфортно и уверенно на протяжении всей презентации? Есть ли что-то, что вы могли бы улучшить?

Это все очень важные вопросы, которые нужно задать себе при определении своего присутствия на сцене. Ответы на эти вопросы помогут вам понять, что работает, что можно улучшить, а от чего можно избавиться.

Если некоторые из ответов оказались не такими хорошими, как вы надеялись, ниже я привожу несколько лучших советов, которые помогут повысить вашу уверенность в себе, привлечь аудиторию и улучшить ваше присутствие на сцене в целом.

10 советов по улучшению присутствия на сцене

Во всем, начиная от общения с коллегами и заканчивая представлением ваших грандиозных идей компании, хорошее присутствие на сцене является важным фактором в донесении вашего сообщения. Находясь в центре внимания любого рода, вы получаете контроль над комнатой — после этого вы решаете, как вы хотите, чтобы все остальное прошло.

За свою 40-летнюю карьеру оратора я изучил и использовал в своих выступлениях многие передовые методы публичных выступлений. Вот некоторые из них, которые, на мой взгляд, являются наиболее важными для развития вашего уникального сценического обаяния и вашего собственного стиля выступления.

1. Практика, практика, практика

Это клише, которое мы все слышали не менее дюжины раз: практика делает совершенным.

Почему это клише, спросите вы? Потому что это неоднократно доказано. Если вы, как и 40% американцев, боитесь публичных выступлений, практика позволяет минимизировать панику и смягчить стресс во время выступления.

Всякий раз, когда вы готовитесь к большой презентации, ничто не заменит вам практики. Практика позволяет вам по-настоящему зафиксировать основные моменты, подготовиться к любой ситуации, которая может возникнуть во время выступления, и помочь вам обрести уверенность в своих навыках говорения.

Если вы новичок в мире публичных выступлений, практика будет невероятно полезна для преодоления ваших страхов и развития великолепного сценического мастерства.

2. Используйте привлекательные визуальные эффекты

Улучшить присутствие на сцене можно разными способами. Отличный инструмент, который я использовал во многих своих презентациях, — это привлекательные визуальные эффекты. Хотя вы должны быть в центре внимания презентации, наглядные пособия могут стать полезным дополнением для повышения эффективности вашей работы.

Привлекательные визуальные эффекты помогут вам рассказать свою историю и донести важные мысли. Учитывая, что более 65% населения учатся визуально, визуальный контент также помогает усилить ваше сообщение. Благодаря использованию диаграмм, инфографики, изображений, видео и даже случайных мемов наглядные пособия могут вызвать эмоции у вашей аудитории и усилить ваши ключевые моменты.

3. Пригласите свою аудиторию на презентацию

Будь то анекдот, вопрос, шутка или приглашение волонтера, вовлечь вашу аудиторию в ваше выступление — это один из лучших способов заставить их почувствовать, что их ценят, и оставаться вовлеченными.

Людям нравится, когда их голоса слышны и они чувствуют, что участвуют в беседе. Вы заметите, как изменится язык их тела, когда они почувствуют, что у них есть возможность проявить себя.

Взаимодействие со своей аудиторией позволит вам установить более глубокую связь с ней, и вас будут воспринимать как близкого человека.

Вы можете установить товарищество и взаимопонимание, чтобы еще больше привлечь внимание вашей аудитории, привлекая их в свою презентацию, когда это уместно. Создание сценического образа, который чувствует себя близким и принимающим, сделает выступление незабываемым.

4. Всегда стремитесь улучшить каждое выступление

Как оратор, работающий в этой отрасли уже долгое время, я знаю, что всегда есть возможности для совершенствования. Поиск возможностей для совершенствования всегда заставит вас жаждать стать лучшим исполнителем, каким вы можете быть.

Вспомните прошлые выступления и обратите внимание на области, в которых вы могли бы добиться большего успеха. Записывайте свои речи и делайте заметки о них постфактум. Наблюдайте за собой и следите за тем, как аудитория реагирует на ваше выступление.

Что им понравилось или не понравилось? Когда они начали терять интерес? Все были полностью заняты или они разговаривали между собой?

Ответы на эти вопросы помогут вам определить, что лучше всего подходит для вас во время выступления.

Отслеживайте свои характеристики и шаблоны и думайте, как улучшить хорошие и устранить плохие. Возможно, после повторного просмотра своей речи вы поймете, что у вас есть другой анекдот, который, по вашему мнению, может поднять вашу презентацию в следующий раз. Подобные заметки помогут вам постоянно улучшать и улучшать свои навыки публичных выступлений и умение держаться на сцене.

5. Используйте всю сцену

Будь то лично или в масштабе, используйте всю имеющуюся у вас комнату — работайте на всей сцене. Особенно, если вы выступаете перед большой аудиторией — постарайтесь пройтись по сцене, чтобы вы могли взаимодействовать с каждой частью аудитории. Вы получите лучшее представление о своей аудитории, и они увидят больше вас. Поддерживайте осмысленный зрительный контакт со своей аудиторией, чтобы наладить связи. Используйте язык тела, чтобы выразить открытость и уверенность.

Оставаться на одном месте и читать с суфлера во время презентации может быть скучно и без энтузиазма. Вы хотите, чтобы каждый член аудитории следовал за вашими движениями и оставался вовлеченным в ваше выступление.

Кроме того, передвигаясь и занимая место на сцене, вы повышаете свой уровень энергии и снимаете нервное напряжение, которое может возникнуть, а во время выступления вы выглядите более уверенно. Вы заметите, на какие движения и язык тела больше всего реагирует ваша аудитория. Это ваша возможность попробовать новые вещи и добавить их в репертуар, если они хорошо работают.

6. Воспользуйтесь силой паузы

Одним из самых важных навыков, которыми вы можете овладеть как оратор, является умение слушать. Активный слушатель позволяет вам усваивать новую информацию и давать людям почувствовать, что их услышали и поняли. Вместо того, чтобы прыгать, чтобы ответить сразу после того, как закончит говорить, хороший слушатель всегда делает паузу. Эта пауза позволяет вам собраться с мыслями и с пониманием отреагировать на то, что человек сказал вам.

Все великие слушатели — мастера паузы. Им комфортно в тишине, и они даже могут использовать ее, чтобы создать импульс и предвкушение того, что они должны сказать дальше. Они кажутся более уверенными и уверенными в себе, когда у них хватает терпения сделать паузу. Этот навык особенно важен при построении вашего сценического образа, так как он поможет вам держать аудиторию в напряжении.

7. Оденьтесь так, чтобы произвести впечатление

Хотя ваша аудитория наверняка придет на вашу презентацию, чтобы услышать, что вы хотите сказать, очень важно одеться соответствующе. Убедитесь, что вы носите что-то, в чем вы чувствуете себя комфортно и что соответствует смыслу вашей презентации.

Например, если ваша презентация посвящена тому, как обрести баланс в жизни, носить отутюженный костюм может быть не лучшим выбором. Почему ты спрашиваешь? Потому что тема разговора более непринужденная и инклюзивная. Вы хотите выглядеть и звучать так, как будто вы нашли баланс в своей жизни. Лучшим вариантом одежды для этого выступления могут быть красивые брюки и рубашка на пуговицах.

Если вы представляете что-то более официальное и мероприятие носит корпоративный характер, вам может подойти костюм. Хорошее самочувствие в том, как вы выглядите во время выступления, поможет вам говорить уверенно и улучшит ваше присутствие на сцене.

8. Сохраняйте уверенность в себе, даже когда случаются промахи

Вы всегда будете слышать, как я говорю, как важно быть уверенным в себе во время выступления. Ваша уверенность, энергия и удобство на сцене позволяют вашей аудитории сосредоточиться на сообщении, которое вы доносите, а не на том, как вы можете нервничать.

Однако не всегда все так просто. Вы можете пропустить ключевой момент во время презентации или наткнуться на несколько слов. Микрофон может перестать работать на полпути или внезапно погаснет свет. Вашим первым побуждением может быть паника из-за того, что ваша презентация испорчена. Но увы, это не так. Сделайте вдох и сделайте паузу, если необходимо.

Хорошее присутствие на сцене означает, что вы знаете, как справляться с трудными ситуациями. Это означает практиковаться в том, как справляться с подобными ситуациями до того, как они произойдут. Когда вы знаете, какими будут ваши следующие шаги в случае, если что-то пойдет не так, вы не будете нервничать из-за того, что что-то произойдет. Вы будете сохранять хладнокровие, спокойствие и собранность, несмотря ни на что.

Одна из моих любимых цитат из хасидской пословицы звучит так: «Человек, уверенный в себе, завоевывает доверие других».

Если вы будете уверены в себе, вы продемонстрируете невероятную презентацию и оставите свою аудиторию с несколькими собственными замечательными цитатами о лидерстве.

9. Убедитесь, что все оборудование работает

Несмотря на то, что важно оставаться уверенным, если во время презентации возникнет неприятная ситуация, не менее важно по возможности снизить риск. Независимо от того, выступаете ли вы на физической сцене или виртуально, заранее убедитесь, что все необходимое, например микрофоны, экраны, камеры и суфлер, работает должным образом.

Ваше присутствие на сцене все еще ощущается виртуально. Вот почему так важно ознакомиться и понять технологию, которую вы используете. Вы же не хотите отвлекать внимание от презентации глупыми ошибками, например, не зная, как включить свой звук. Знакомство с функциями, которые вам нужно будет использовать во время презентации, поможет создать эффективную и беспроблемную презентацию. Узнайте, как делиться своим экраном, читать комментарии участников, разбивать участников на группы для обсуждения, проводить опросы и т. д., чтобы обеспечить бесперебойную работу презентации.

Вы также хотите убедиться, что ваш Wi-Fi сильный, а ваш фон чистый и четкий, чтобы уменьшить ненужные отвлекающие факторы и задержки. Ваше присутствие на виртуальной сцене во многом зависит от того, хорошо ли работает ваша платформа.

10. Уважайте время аудитории

Все мы знаем, как неприятно ждать. Вот почему так важно уважать время нашей аудитории. Даже если они пришли посмотреть только на вашу презентацию, убедитесь, что вы начали вовремя и вовремя закончили. Убедившись, что ваше оборудование работает правильно, вы можете гарантировать, что во время презентации все пройдет гладко. Даже если что-то пойдет не так, помните о дополнительном времени и смотрите, где вы можете свести к минимуму заходы слишком далеко с течением времени.

Ваша аудитория будет готова ждать так долго, прежде чем начнет нервничать как в начале, так и в конце вашей презентации. Вам не нужна нетерпеливая или взволнованная аудитория, поскольку они не будут так сосредоточены на сообщении, которое вы доносите. Когда аудитория чувствует, что ее время и энергию учитывают и уважают, она уделит вам все свое внимание.

Эти советы и рекомендации помогут вам не только проводить потрясающие презентации и речи, но и лучше держаться на сцене.

Воспользуйтесь этими инструментами и расширьте их по-своему — это поможет вам включить вашу индивидуальность в вашу презентацию и сделать ваше выступление аутентичным. Выступать на сцене поначалу может быть страшно, но при достаточной практике и усилиях вы станете лучшим исполнителем, каким только можете быть.

Если вы хотите начать свою карьеру публичных выступлений и продолжать развивать сценическое мастерство, я настоятельно рекомендую пройти мой курс «Говори как лидер». Этот курс поможет вам создать структуру и планы, необходимые для того, чтобы максимизировать свое присутствие на сцене и овладеть навыками публичных выступлений. Если вы, наконец, готовы стать невероятным оратором и изменить свою жизнь, этот курс для вас. Не ждите и не пропустите, проверьте это сегодня!

« Предыдущее сообщение
Как стать или найти писателя-призрака для книг Следующее сообщение »
21 совет по холодным звонкам, чтобы удержать потенциальных клиентов по телефону и увеличить продажи

О Брайане Трейси — Брайан признан лидером продаж обучение и личный авторитет в мире сегодня.