Постановка речи правильная: Постановка правильной речи на курсах школы Ольги Спиркиной в Останкино

Постановка правильной речи на курсах школы Ольги Спиркиной в Останкино

Люди, которые всерьез занимаются ораторским искусством, добиваются поразительных результатов. Они превращают собственную речь в настоящую визитную карточку. Это касается актеров, телеведущих, радиодиджеев, педагогов с многолетним стажем работы и даже политиков, которым по долгу службы приходится публично выступать и общаться с избирателями. Но навыки убедительной и красивой речи сегодня нужны и многим другим специалистам. Бизнес-тренерам, менеджерам по продажам, PR-директорам, руководителям самого разного уровня. Занятия ораторским искусством – штука полезная, но найти время на них удается не всегда. Если это про вас, воспользуйтесь нашими простыми советами и занимайтесь речью в домашних условиях.

Дышите правильно. Встаньте перед зеркалом и положите руку на живот. Сделайте глубокий вдох так, чтобы поднялась не грудная клетка, а именно брюшная полость. Повторяйте ежедневно до тех пор, пока «дышать» животом не станет просто. Это обеспечит достаточные паузы в речи, поможет расставлять интонационные смысловые акценты и выговаривать длинные фразы. И помните, спорт для оратора – обязательная вещь. Выносливые мышцы живота – долгая и отчетливая речь. Бегайте, прыгайте, танцуйте чаще.

Работайте со звуком. Чтобы понять, насколько хорошо вас слышно, в просторном помещении почитайте стихи или прозу. А ваш напарник пусть послушает из разных углов комнаты. Громкость поддается «тренировке». Для этого заведите привычку читать вслух, громко и с эмоциями ежедневно по 10-15 минут. Декламируйте стихи, пойте песни, кричите, когда есть такая возможность (в лесу на прогулке, например). Ваш голос станет громче, а связки привыкнут к повышенным нагрузкам.

Отрегулируйте скорость. Если бы у публичных выступлений были правила, то первым было бы – не торопитесь. Выбирайте скорость речи правильно. Живой зал, десятки внимательно смотрящих глаз, свет, звук. Все это непривычно и вызывает в организме настоящий стресс. От этого мы начинаем волноваться, «проглатывать» окончания слов и нарушать логико-интонационные связи. Чтобы этого не происходило, найдите в Интернете видео с артикуляционной разминкой. Проделайте ее непосредственно перед выступлением. Это поможет сознательно снизить скорость речи.

Говорите с эмоцией. Излишняя сухость спикера, как и чрезмерная эмоциональность, утомляет. Тренируйте речь, рассказывая истории, анекдоты, читая стихи и прозу с выражением. Особенно хороши пьесы по ролям. А еще можно выполнять просто упражнение. Выберите любую фразу и произнесите ее с десятью разными эмоциями: радость, грусть, возмущение, злость, удивление, робость и т.д.

Будьте четче. Плохая дикция – бич современных спикеров, но с этим можно бороться. Во-первых, не выбрасывайте пробки от вина. Это прекрасный тренажер. Зажмите пробку зубами и читайте вслух. Отличное упражнение на развитие дикции – скороговорки. Начинайте медленно и постепенно увеличивайте ритм. Сложные сочетания согласных тоже великолепно развивают речь.

Нет словам-паразитам. Включите диктофон на телефоне и поговорите на свободную тему минуты три-четыре. Прослушайте запись и выявите слова, которые вы повторяете чаще всего. «Как бы», «собственно», «соответственно», «проще говоря» и прочее. Это ваши слабые места. Мусор, который засоряет речь. Избавьтесь от него.

Держите паузу. Получив вопрос из зала, не спешите на него отвечать. Мхатовских пауз не нужно, но небольшая комфортная задержка в 1,5-2 секунды позволит вам перевести дыхание, а мозгу подобрать нужные слова.
Учитесь. Речь не станет красивой и грамотной сама по себе. Ею необходимо регулярно заниматься. Читайте орфоэпические и толковые словари, чтобы не путаться в ударениях и расширять словарный запас. Смотрите бесплатные видео с упражнениями по речи, которые можно выполнять в домашних условиях. Делайте артикуляционную разминку, но главное, выступайте чаще! Непосредственное говорение тренирует правильную речь лучше всего.

Техника речи на индивидуальных логопедических занятиях со взрослыми.

ПодписатьсяВойти

Техника устной речи — набор практических навыков, применяемых для оптимального звучания речи, владение приёмами эффективной реализации устной речи как средства общения.

Практические навыки — компоненты техники речи — реализуются в периферическом отделе речевого аппарата, который представлен дыхательным, голосовым и артикуляционным отделами.

Основная цель использования техники речи на логопедическом занятии — улучшение устной речи в повседневной жизни без утраты её естественного звучания.

Овладение и совершенствование техникой устной речи предполагает:

  • усвоение диафрагмального типа дыхания;
  • приобретение навыков рациональной голосоподачи;
  • активизацию работы мышц артикуляционного аппарата;
  • изменение темпо-ритмической организации речи;
  • синтагмирование и паузирование речи;
  • интонационное оформление устного высказывания.

Перечисленные практические навыки положительно влияют на естественное звучание речи. Техника речи используется только на логопедическом занятии.

Диафрагмальное дыхание —  участие мышц диафрагмы в виде движений передней брюшной стенки на вдохе и выдохе, в процессе устного речевого высказывания.

Рациональная голосоподача предполагает овладение навыками мягкой атаки мышц голосового аппарата и задействование грудного резонатора в процессе голосообразования.

Техника устной речи предполагает овладение правильным артикуляционным укладом

различных групп звуков. Активная работа мышц артикуляционного аппарата улучшает чёткость звучания речи и  работу органов артикуляции в полном объёме, без напряжения.

Интонационное оформление устного высказывания предполагает изучение закономерностей мелодического оформления речи и динамики звучания отдельных слов. Интонация зависит от ситуации и повышается или понижается. Интонационные конструкции осваиваются по правилам  языковой системы, которая применяется как средство общения.

Темпо-ритмическая организация речи предполагает ритмизацию речи и её сопровождение  движениями правой или левой руки. Способы ритмизирования речи:

  1. Теппинг и послоговой ритм – выделение каждого слога ударом руки, одного или нескольких пальцев. Каждый удар приходится на гласный звук. В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, снимается редукция предударных и заударных гласных звуков, речь звучит плавно и стройно.
  2. Плавное дирижирование и пословный ритм — движение кисти руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя к себе. Особенно интенсивное движение осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбираются индивидуально.
  3. Информативные жесты и синтагменный ритм – сопровождение устного высказывания естественными жестами. Синтагма — законченная мысль в высказывании, ограниченная паузами, объединённая интонацией. Сопровождение каждой фразы информативными жестами помогает речи звучать естественно.

Принципы применения техники речи на индивидуальных логопедических занятиях:

  • Техника речи используется только в момент выполнения речевых упражнений.
  • Логопед контролирует правильность  техники речи.
  • Приёмы не заменяют естественно звучащую речь в повседневной жизни.

Техника речи организует темп, ритм и плавность речевого высказывания улучшает просодическую сторону речи,  оптимизирует решение коррекционных задач в процессе индивидуальных логопедических занятий со взрослыми людьми с такими нарушениями речи как: заикание, дизартрия и др.

 

Автор публикации — Шамардина Анастасия — логопед-дефектолог

Готовые занятия для коррекции речи у взрослых Dictionbolix и Speechbolix

Читайте также

Lexis#2 «Словарь, акценты и образы для гласного О»

Абрис — звуковой контур слова, который помогает узнавать и понимать знакомые названия предметов и явлений, различать слова собеседника в шумной толпе и угадывать смысл целых фраз.

Звук О — это выражение удивления, страдания, отношения и мысли. Со звуком О можно охать, ойкать, восклицать: «Ох, как больно!», Ой! Что это?», «О, это мо-о-ожно!».

Как проводить индивидуальные логопедические занятия со взрослыми?

Статья содержит описание индивидуального логопедического занятия со взрослыми, упражнения и примеры речевых заданий. Статья адресована специалистам по коррекции нарушений речи у подростков и взрослых.

Скачать PDF

Полезно для всех

Приложения для работы с речью

Работа со взрослыми

Поделиться страницей

Хорошая подача речи: выберите правильный тон

// Оливер Уэйтс

Хорошая подача речи зависит не столько от содержания того, что вы говорите. Как часто вы смотрели телевизионные дебаты между двумя людьми — один из которых предлагал твердые факты и цифры, но не сочувствовал, другой — излучающее дружелюбие, подкрепленное не чем иным, как расплывчатыми банальностями, — и невольно отдавали предпочтение последнему? Один из ключевых советов по произношению речи должно быть, чтобы попрактиковаться в получении правильного тона.

Тон может иметь не меньшее, если не большее значение, чем факты, числа и логика аргументации

Хорошая подача речи: логики и разума недостаточно

Факты являются первым строительным блоком хорошего ключевого сообщения. Мы обучаем клиентов тщательно выбирать их и редактируем их до резких, понятных цифр, которые обеспечивают логическую и рациональную основу для аргумента, который вы хотите привести. К сожалению, логики и разума иногда просто недостаточно.

Как скажет вам каждый рекламодатель, вы должны взять правильную ноту.

Хорошая подача речи: Дональд Трамп ставит критиков в тупик, Борис Джонсон очаровывает

Иначе как объяснить успех Дональда Трампа на республиканских праймериз! Его бесцеремонный подход к фактам то возмущал, то раздражал политический класс Соединенных Штатов. Но его тон нашел отклик у значительной части американской общественности.

Или возьмем мэра Лондона Бориса Джонсона, гораздо более обоснованного политика, чем Дональд Трамп, но который использует свою личность так же, как и любой логический аргумент, чтобы доказать свою правоту. По-своему, Джонсон и Трамп используют образ бунтаря, а не какой-либо аргументированный аргумент, чтобы завоевать общественность, сытую по горло политическим «истеблишментом».

В обоих этих случаях факты не имеют большого значения. Именно впечатление, которое производят ораторы, делает их эффективными коммуникаторами. Фактически они продают себя, а не сообщение. Это работает, потому что они нравятся людям или, по крайней мере, им нравится идея, которую они представляют.

Личное обаяние нельзя полностью изготовить; некоторые люди обладают им от природы, другие — нет. Но есть некоторые вещи, которые вы можете сделать, чтобы сделать себя более привлекательным на экране или в динамике; они не превратят лягушку в принца, но помогут вам установить связь с вашей аудиторией, заставят их почувствовать, что они могут относиться к вам.

Хорошее ораторское мастерство: советы, как включить очарование

Что бы вы ни говорили, умение нравиться — ключевой элемент хорошего интервью. И это обычно означает подчеркивание вашей человеческой стороны.

  • Сочувствие
    Выразите соболезнование и/или сочувствие, как бы мало это ни имело к вам отношения. Это имеет эффект «очеловечивания» вас, и обычно лучше всего делать это в самом начале. Например: «Позвольте мне начать с признания того, как тяжело должно быть людям, оказавшимся в этой ужасной ситуации…»
  • Полуулыбка
    Обычно это работает лучше, чем хмурый взгляд или искусственное выражение грусти, даже на самые серьезные темы. Речь идет не о том, чтобы осветить эту тему, особенно когда речь идет о страдании или утрате; речь идет о том, чтобы сделать себя убедительным и доступным. Не переусердствуйте, особенно если речь идет о публичном гневе.
  • Согласен
    Это небольшая хитрость: найти точки соприкосновения. «РС. Смит абсолютно прав, говоря, что такая ситуация не может продолжаться, и я согласен с тем, что правительству нужно действовать быстро. Но…», а затем возражайте, сколько хотите. Это заставляет вас звучать разумно и почти кооптирует другого говорящего на вашу сторону.
  • Вежливый
    Если у вас берут интервью, не спорьте с журналистом. Помните, он или она не аудитория, а средство достучаться до широкой публики. Какими бы грубыми или надоедливыми ни были интервьюеры, как бы они ни перебивали или коверкали, оставайтесь спокойными и мучительно вежливыми. Выходя из себя, вы кажетесь слабым и раздражительным и подрываете доверие к себе.
  • Спасибо
    Всегда заканчивайте речь улыбкой и словами «Спасибо». Последнее впечатление, которое унесет зритель или слушатель, — это человек, который доволен тем, как все прошло, и преуспел в отстаивании своих интересов.
  • История
    Человеческий пример, анекдот могут быть самой эффективной частью вашего аргумента; факты и звуковые фрагменты будут забыты, но история, которую вы рассказали о Джоне и Мэри, запомнится. Это заставляет вас понимать и заботиться о реальных людях, а не только о балансах и политиках. Мы всегда подчеркиваем важность этого в наших тренировках, и это очень помогает вам «очеловечиться».
  • Голос
    Некоторые из нас благословлены естественными привлекательными и дружелюбными голосами; другие звучат как автоматическое сообщение в колл-центре. Приложив немного усилий, вы можете «согреть» свой голос, возможно, сделав его немного глубже или более резонансным, смягчив тембр. Маргарет Тэтчер — известный случай успешного политика, который сделал это.
  • Пауза
    Все великие ораторы учатся делать паузы для драматического эффекта. У нас есть целая статья об этом на следующей неделе, но это важный элемент в завоевании вашей аудитории, как продемонстрируют приведенные ниже примеры видео.

Не отказывайтесь от фактов, они являются жизненно важной частью вашего арсенала, так как многие из вашей аудитории нуждаются в них, чтобы их убедить. Но всегда помните, что в публичных выступлениях любого рода вы продаете себя, и аудитория должна почувствовать, сознательно или подсознательно, что это тот человек, которого они хотят слушать.

Хорошая подача речи: tw0 видеороликов, которые стоит изучить

Вот интересный фрагмент одной из самых известных речей Обамы.

Человек, который тренирует политиков https://themediacoach.co.uk/wp-content/uploads/2016/05/rsz_cc011_mike_butcher_speaking_cleaned.jpg 210 300 Оливер Уотс https://themediacoach.co.uk/wp-content/uploads/2016/04/the-media-coach-logo-300×137.png Оливер Уотс2016-05-04 10:11:512021-05-30 09:52:50Хорошая подача речи: правильный тон

0 ответы

Оставить комментарий

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

14.3: Подача речи — язык тела и голос

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    106495
    • Лиза Коулман, Томас Кинг и Уильям Тернер
    • Southwest Tennessee Community College 90 037

    Взаимодействие между вербальными и невербальными компонентами вашей речи может либо оживить сообщение, либо запутать или утомить аудиторию. Поэтому лучше не драматизировать свое поведение при произнесении речи и не преуменьшать его. Это баланс, достигнутый путем репетиций, проб и ошибок и опыта. Один из способов представить это с точки зрения рисунка \(\PageIndex{1}\): Парадигма Златовласки: вы не хотите переусердствовать с доставкой, потому что вы можете отвлечь свою аудиторию, выглядя гипер или чрезмерно анимированным. И наоборот, тот, чья речь слишком занижена (то есть вообще не двигает руками или ногами), выглядит неестественно и неудобно, что также может отвлекать. Как и в случае со Златовлаской, вам нужна «правильная» доставка. Эта золотая середина между «слишком много» и «слишком мало» — гораздо более естественный подход к публичным выступлениям. Этот естественный подход будет рассмотрен более подробно в следующих разделах, где мы обсудим конкретные аспекты вашего выступления и то, о чем вам нужно думать, когда вы произносите речь.

    Рисунок \(\PageIndex{1}\): Парадигма речи Златовласки

    Многие ораторы больше нервничают по поводу физической речи, чем речи. Выставляя напоказ свое тело перед публикой, мы часто чувствуем себя более уязвимыми, чем высказывая свой голос. Тем не менее, большинство зрителей не так зациклены на нашей физической доставке, как мы думаем. Знание этого может помочь уменьшить тревогу, но не дает нам свободы действий, когда дело доходит до физических родов. Мы все еще должны практиковаться в физической доставке, которая усиливает наше словесное сообщение. Зрители в основном воспринимают информацию глазами и ушами. Помимо самих слов вашей речи, на доверие к вам влияет невербальная коммуникация, сопровождающая ваши вербальные сообщения.

    Жесты

    Рисунок \(\PageIndex{2}\)Рисунок \(\PageIndex{3}\)Рисунок \(\PageIndex{4}\)

    Объекты

      Кафедра и поза

      Рисунок \(\PageIndex{5}\): Правительственные и военные лидеры используют прямую позу для выражения уверенности и профессионализма во время публичных выступлений. Викисклад – общественное достояние.

      Выражение лица

      Рисунок \(\PageIndex{6}\): Выражение лица играет ключевую роль в передаче эмоций и энтузиазма в речи. Джефф Уоссон — Непреложный закон Вселенной № 2 — CC BY 2.0.

      Контакт с глазами

          Внешний вид

          Вокальное исполнение включает в себя компоненты речевого исполнения, относящиеся к вашему голосу. Включение вокального разнообразия с точки зрения громкости, высоты тона, скорости и пауз является ключом к тому, чтобы стать успешным оратором. Наш голос важно учитывать при произнесении речи по двум основным причинам. Во-первых, вокальное исполнение может помочь нам привлечь и заинтересовать аудиторию. Во-вторых, голосовая подача помогает четко передать наши идеи. У всех нас было неудовольствие слушать неинтересного оратора. Даже если человеку небезразлична его или ее тема, неинтересная подача, не выражающая энтузиазма, приведет к отсутствию интереса у большинства слушателей. Несмотря на то, что оратор может быть визуально привлекательным, используя движения и жесты, плоская или монотонная подача голоса может успокаивать или даже раздражать.

          Громкость

          Рисунок \(\PageIndex{7}\): Говорите на пару ступеней выше обычной громкости для выступлений в классных комнатах стандартного размера или конференц-залах, вмещающих от двадцати до сорока человек. Микрофон может быть необходим для больших групп или помещений. Докладчик на трибуне – CC BY 2.0.Рисунок \(\PageIndex{8}\): «File:Blausen 0872 UpperRespiratorySystem.png» от BruceBlaus. Сотрудники Blausen.com (2014 г.). «Медицинская галерея Blausen Medical 2014». ВикиЖурнал медицины 1 (2). DOI: 10.15347/wjm/2014.010. ISSN 2002-4436. под лицензией CC BY 3.0

          Паузы

          Вокальные паузы

            Вокальное разнообразие

            Артикуляция

            Произношение

            Ключевые выводы

              Упражнения

                Ссылки


                Эта страница под названием 14.3: Подача речи — язык тела и голос распространяется в соответствии с лицензией CC BY-NC-SA, ее авторами, ремиксами и/или кураторами являются Лиза Коулман, Томас Кинг и Уильям Тернер.