Перечень вопросов для беседы с призывником как отвечать: Анкета призывника — образец заполнения листа беседы с родителями призывника
Анкета призывника — образец заполнения листа беседы с родителями призывника
Нашим сыновьям-близнецам через полгода идти в армию. Мы знакомы с главными особенностями данного процесса. Но единственное, что нам неизвестно, как и для какой цели заполняется анкета призывника, которая подается в военкомат. В данной статье можно получить ответы на данные вопросы и изучить все важные моменты, касающиеся листа анкетирования.
Оглавление
- Анкета призывника
- Анкета на гражданина
- Анкета для родителей
- Правила заполнения анкет и листа изучения
- Дополнительные документы в военкомат
- Коротко о главном
Анкета призывника
В военкомат сегодня требуется представлять несколько видов опросных анкет.
Подобное разнообразие основано на том, что некоторые из них могут потребоваться для постановки будущего солдата на учет. Есть анкеты, необходимые для проведения стандартных призывных действий. Далее описано, как правильно заполнять все виды анкет в военную организацию, и кто должен заниматься этим.
Образец стандартной анкеты призывника заполняется его собственной рукой. Подобный опросник приходит вместе с повесткой в качестве приложения. Иногда данный документ просят заполнить при посещении в комиссариате.
Основной целью подобной формы анкетирования является выяснение основных сведений о призывнике. Они требуются для ведения учета.
В анкете призывника важно прописать следующую информацию:
- ФИО. Если фамилия менялась, это обязательно указывается;
- Город рождения и число;
- Информация с гражданского российского и заграничного паспорта;
- Гражданство;
- Данные об образовании, полученной специальности и ВУЗе, где был получен диплом;
- Наличие допуска к государственной тайне;
- Наличие запросов на проживание в иной стране;
- Сведения о ранее совершенных поездках. Пишутся основные цели путешествий и время пребывания;
- Информация о судимости самого будущего армейца и его родных;
- Трудовой стаж;
- Информация о родных, находящихся в иных странах;
- Место регистрации и проживания — настоящее и прошлые.
Одновременно с этим, будущего армейцам предлагают заполнить специальную анкету-биографию. Здесь содержится список вопросов, несколько схожий с перечисленными выше.
Анкета на гражданина
Данная форма опроса идет, как особое приложение к инструкции, установленной Приказом Минобороны No400. Данная форма заполняется директором школьного заведения и руководителями иных учреждений области современного образования.
Информационные опросы здесь напрямую касаются юношей, впервые проставляемых на учет в военную организацию. Это лица возрастом 16-17 лет.
Анкета на гражданина заполняется исключительно представителем образовательного учреждения. Сам молодой человек и его родители не имеют права отвечать на прописанные вопросы.
Вопросы, представленные в данной форме, касаются таких сведений, как:
- Дисциплины, которые легко давались ученику. Секции, посещаемые юношей и кружки по интересам.
- Успехи в учебе и персональное отношение к возложенным в школе или в ВУЗе обязанностям.
- Наличие способностей, межличностные отношения в классе, адекватность реакции на критику и то, насколько молодой человек общителен.
- Атмосфера и отношения в семье.
- Наличие зафиксированных случаев нарушения закона и употребления наркотических веществ и алкоголя, медицинская помощь.
Информация после заполнения переносится в официальный лист изучения каждого юноши призывного возраста. Анкета гражданина дает возможность выяснить сферу его интересов.
Анкета для родителей
Наличие достаточно большого количества проблем на этапе призыва, в свое время приняли решение уделять более пристальное внимание семейным ситуациям у каждого юноши. Именно по этой причине была разработан специальный опросник для родителей.
Отец или мать при заполнении опросного листа должны предоставить следующую информацию:
- Отношение призывника с друзьями и одноклассниками, а также увлечения, которыми он занимается в личное время;
- Стремление служить в РА; Общая религиозная обстановка внутри семьи;
- Жилищные условия, отношения внутри ячейки общества, наличие или отсутствие судимости у самого юноши или у его родственников;
- Факты по состоянию здоровья близких юноши;
- Вредные привычки, суицидальные попытки и приводы в полицейский участок.
Основной целью получения ответов является определение разных предпосылок или фактов, которые могут помешать прохождению положенной службы в РА.
Информация, собранная через подобные анкеты, прописывается в официальном листе изучения призывника. Это идеальная возможность составить максимально подробную картину об особенностях характера молодого человека.
Правила заполнения анкет и листа изучения
Существует несколько правил заполнения анкетных опросников. Вот самые основные из них:
- Не допускается писать ложные данные.
- Запрещены зачеркивания и какие-либо исправления.
- В листе присутствует две колонки. В первой прописаны методы опроса и кем было проведено исследование. Это данные о родителях, разные справки и документы об образовании. Во второй прописываются основные результаты проведенного изучения – куда и в качестве кого можно направить призывника.
- В конце бумаги обязательно указывается должность изучившего представленную информацию, дата и необходимые подписи.
Лист изучения призывника ведется на протяжении всей его ВС. К основному листу постепенно прибавляются дополнительные бумаги.
Данная бумага заполняется исключительно на основании перечисленных выше анкет. Иные опросники не могут быть навязаны молодым людям и их родным.
Дополнительные документы в военкомат
Опросные анкеты являются не единственными документами, касающимися призывника. Есть определенный перечень бумаг, с которыми молодой человек приходит в военкомат:
- Гражданский паспорт или свидетельство о рождении, если паспорт отсутствует;
- Справка об официальном семейном статусе;
- Официальная справка с места трудоустройства или получения образования;
- Фото размером 3х4 в количестве 4 шт;
- Диплом или свидетельство с пройденных курсов;
- Бумаги, подтверждающие наличие патологий и отражающие общее состояние здоровья;
- Квалификационные удостоверения, которые подтверждают спортивный разряд или звание;
- Если молодой человек прошел подготовку в разных детских или военно-патриотических объединениях, ему стоит принести удостоверения, подтверждающие это.
Коротко о главном
- Существует несколько видов и категорий опросных анкет.
- Анкета призывника заполняется самим молодым человеком.
- Анкета на гражданина заполняется учителями и руководителями учебных заведений.
- Анкета для родителей заполняется ими и необходима для определения личностных отношений в семье юноши.
- Все анкеты и лист изучения нужно заполнять строго в соответствии с установленными правилами.
образец с примером заполнения для военкомата, что указывают в анкете
Содержание
- Законодательная база
- Лист изучения призывника – что это?
- Как заполнять
- Образец заполнения
- Заключение
- Видео по теме
Армия страны должна состоять из здоровых и адекватных солдат. Во время прохождения призыва комиссия, которая занимается отбором юношей, не всегда может в полной мере оценить человека с точки зрения его многогранности и содержания внутреннего мира. А это очень важно для создания здоровой атмосферы в армии и использования способностей юноши на благо Родины в максимальном объёме.
Для многостороннего изучения потенциального воина разработан лист изучения призывника. Необходимость его заключается в составлении личностной характеристики будущего военнослужащего.
Законодательная база
Сотрудники райвоенкоматов, требуя различные анкеты и характеристики на призывника как методы изучения будущих солдат, исполняют требования законодательства, а именно:
- Инструкцию №400 МО РФ, возлагающую на военкомат обязанность до 1 ноября собирать заполненные анкеты на лиц, которые подлежат первоначальной постановке на ВУ. Авторы этих документов – руководители образовательных учреждений, где учатся призывники. Согласно пояснениям по заполнению анкеты, категорически недопустимо предлагать гражданину самому заполнять данный документ.
- Положение о Минобороны №8.
- Постановление Правительства №663.
- ФЗ№152, согласно которому директор образовательного учреждения обязан предоставить военкомату только ту информацию, которая доступна ему в силу его компетенции.
- Любые данные, которые выходят за рамки ответственности должностных лиц, могут быть запрошены военкоматом в официальном письме в МВД, ФМС или ПФ. Учителям запрещено получать для разглашения необходимые сведения в беседе с учеником.
Важно! Согласно пояснениям к Инструкции №400, заполнение анкеты производится педагогом или уполномоченным лицом от учебного заведения. Призывнику категорически запрещено заполнять эту анкету самостоятельно.
Лист изучения призывника – что это?
Документ, называемый «Лист изучения призывника», представляет собой бланк, который заполняется со слов родителей будущего воина в беседе с сотрудниками военкомата. Для военкомата это Приложение 1 в личном деле призывника.
Правила оформления документа требуют, чтобы анкета для родителей в военкомат была составлена из устной информации, без наличия подтверждающих письменных сведений. Административной ответственности за отказ от составления анкеты не предусмотрено законодательством.
Лист изучения призывника имеет вид опросника, заполняемого со слов родителей
В целом опросники призваны дать военкомату более полные сведения для создания базового портрета юноши и изучения его настоящего психологического состояния.
В преддверии призыва эта информация поможет определить целесообразность принятия на службу. Также во многом полученные данные способствуют изучению возможных проблем при нахождении в чужом коллективе, что для многих новобранцев характеризуется как стресс высокой степени.
Читайте также:
Справка о семье призывника
Если рассматривать предлагаемые для заполнения шаблоны, то их существует три разновидности. Каждая имеет собственную форму. Заполняемая анкета состоит из своих вопросов, что упрощает изучение личности.
Внимание! Основным принципом сбора сведений является многогранность. Для этого необходимо изучить характеристики, который дают образовательные, правоохранительные органы, а также сведения, полученные от родителей призывника и медперсонала.
Зачастую на эти документы не возлагают большую ответственность и на информацию, прописанную в анкете, могут просто закрыть глаза. Несерьёзность могут проявить и лица, заполняющие эти опросники, не понимая, что в будущем предоставленная информация сможет помочь призывнику путём создания благоприятных условий для службы.
Скачать бланк листа изучения призывника
Как заполнять
У листа изучения призывника формально существует определённая структура, которой необходимо следовать, заполняя бланк. Желательно придерживаться и правил, также негласно существующих, но используемых.
К ним относятся:
- предоставляемая информации достоверная, осознанно писать неправдивую информацию нельзя;
- не допускаются исправления написанного текста, а также любые корректировки;
- данные одного из родителей, который участвует в опросе, заносятся полностью;
- должностное лицо, составляющее анкету, также прописывает свои данные полностью и ставит подпись под оконченным текстом опросника.
Если правила не были соблюдены, то документ может быть признан ничтожным. Для того чтобы не ошибиться при составлении документа, всегда можно ознакомиться с заполненным примером, который обычно есть у сотрудника в комиссариате.
Образец заполнения
Поскольку анкета призывника для военкомата существует в трёх разновидностях, то стоит рассмотреть правила заполнения каждой из них, то есть что писать в этих формулярах. Рассмотрим каждый образец заполнения.
Анкета призывника
Принято использовать определённую форму, называемую Приложение 4. По правилам заполнения предполагается, что оформлением её будет заниматься призывник лично. Как правило, данная форма является приложением к повестке. Этот аспект значительно упрощает процедуру оформления. И также вероятность игнорирования сводит к минимуму.
В бланке следует указывать такие сведения:
- Стандартные личные данные (ФИО, дату рождения).
- Место фактического пребывания и официальную регистрацию по документам.
- Степень образования.
В некоторых случаях может быть предложена к заполнению и биографическая анкета для получения более подробных сведений о жизни юношиК таким сведениям относятся вера исповедания, наличие способностей и т.д.
Анкета призывника – это своего рода информация о юноше от близких ему людей, которые более всего знают этого человека
Скачать образец Приложения №4
Анкета образовательной организации
Такой бланк имеет название «Форма 9». Заполняют её педагогические сотрудники в учебном заведении, где получает образование потенциальный призывник. Запрос на получение Ф9 райвоенкомат даёт на тех юношей, которые подлежат причислению на учёт в военкомат первично. Как правило, это шестнадцатилетние ученики – 10 класс.
Содержание этой анкеты следующее:
- список учебных дисциплин, изучаемых юношей;
- интересы молодого гражданина во внеурочное время (посещение кружков или дополнительных внеучебных предметов и т. д.)
- степень ответственности у потенциального воина;
- личностные качества (реакция на критику, поведение в коллективе, степень социализации и т. д.;
- информация о состоянии здоровья;
- оценочная характеристика семьи, где воспитывается ученик;
- наличие вредных привычек и приводов в полицию.
Эти сведения предоставляются профессиональными педагогами, которые могут дать свою оценку молодому человеку, поэтому к заполнению анкеты сотрудники военкомата просят подходить ответственно, ведь во многом правильно данная оценка ребёнку может оказать ему хорошую услугу при прохождении призыва.
Скачать образец формы 9
Анкета родителей или лист беседы с родителями призывника
Завершающим этапом составления опросников о будущем воине является лист, заполняемый родителями. Министерство обороны требует при заполнении опросника родителям указать следующую информацию о своём ребёнке:
- Как строятся взаимоотношения юноши со сверстниками. Ваши наблюдения по этому вопросу.
- Есть ли личные увлечения.
- Каково мировоззрение – отношение к армии, личному вероисповеданию и религии в целом.
- Атмосфера в семье.
- Наличие судимостей у близких родственников.
- Данные, касающиеся здоровья юноши (наличие генетических заболеваний или патологий). Сюда можно отнести и описание этих факторов у близких (если таковые имеются).
- Наличие инцидентов с полицией или другими госслужбами.
- Замеченные психологические проблемы.
Если родителям покажется, что запрашиваемые данные очень личного характера или даже неуместные, то формат документа можно поменять, но только в соответствии с редакцией нормативных актов.
Также уважаемые родители правомочны отказаться отвечать на не понравившиеся им вопросы. Но при этом следует осознавать, что сокрытие той или иной проблемы может повлиять на судьбу молодого человека и даже не в лучшую сторону.
Заключение
Каждая из предложенных форм максимально упрощена. Этим было достигнуто облегчение и военкомату и лицам, заполнявшим их. Документы имеют табличную форму. В отведённое поле необходимо вписать соответствующую информацию.
Далее все обработанные сведения анкетирования вносятся в личное дело призывника (форма 12).
Первичная анкета призывника имеет более сложную форму, а лист, предназначенный для родителей, имеет в основе всего лишь два столбца. Эти анкеты необходимы для проведения психологического анализа будущего воина, что, как правило, позволяет избежать несчастных случаев во время несения службы, а также предварительного исследования поведения юноши в сложном социуме.
Следует помнить, что анкеты предназначены разным людям и заполнение всех бланков призывником большая ошибка взрослых людей, которая может повлечь необратимые последствия, грозящие военному и его сослуживцам.
Ч. 9 Анкетирование – методы обучения, стратегии и технологии для удовлетворения потребностей всех учащихся
Педагогический факультет и команда авторов UQx LEARNx; Банк открытых ресурсов для интерактивного обучения; и Кембриджский университет
Введение
Взаимодействие между учителем и учащимися является наиболее важной особенностью класса. Вопросы имеют решающее значение, помогая учащимся приобрести базовые навыки или лучше понять решение проблем, или включиться в мышление более высокого порядка, такое как оценка. Конечно, вопросы могут задавать как ученики, так и учителя: они являются важными инструментами как для преподавания, так и для обучения.
Для учителей умение задавать вопросы является ключевым навыком, который может научиться использовать каждый. Точно так же можно научиться способам оказания помощи учащимся в развитии их собственной способности ставить и формулировать вопросы. Постановка вопросов и знание того, как задать правильный вопрос, является важным обучающим навыком, которому необходимо обучать студентов.
Исследования в области допроса дали несколько четких указаний на то, что работает. Они могут стать основой для улучшения практики в классе. Очень распространенная проблема, выявленная исследованием, заключается в том, что учащимся часто не предоставляется достаточно «времени ожидания» для обдумывания ответа; другой заключается в том, что учителя склонны задавать слишком много однотипных вопросов. (Адаптировано из Типы вопросов, раздел Введение). (ОРБИТА)
Методы опроса
В 1940 году Стивен Кори проанализировал дословные записи разговоров в классе в течение одной недели в шести разных классах. Его намерение состояло в том, чтобы выяснить, что рассказала беседа об увеличении понимания учащихся. Он писал, однако, что «исследование не было успешным по той простой причине, что в течение пяти учебных дней ученики говорили недостаточно, чтобы свидетельствовать об их умственном развитии; учителя говорили две трети времени» (с. 746). Таким образом, фокус исследования сместился на модели опроса.
Выводы включены:
- На каждый запрос учащегося учителя задавали примерно 11 вопросов
- Студенты в среднем задавали менее одного вопроса каждый, в то время как учителя в среднем задавали более 200 вопросов каждый
- Учителя часто отвечали на свои вопросы
- Меньшее количество вопросов учителя требует от учащегося глубокого мышления
Многое изменилось с 1940 года — кроме, кажется, этих узоров. В дискурсе в классе по-прежнему доминирует «сценарий декламации»: учителя задают вопросы с известными ответами (Howe & Abedin, 2013), что ограничивает возможности учащихся решать когнитивные задачи, тем самым препятствуя эффективному обучению (Alexander, 2008).
Эффективные методы постановки вопросов имеют решающее значение для вовлечения учащихся и являются ключевой стратегией, помогающей учащимся вдумчиво и критически относиться к более сложным концепциям и идеям
(UQx:LEARNx Глубокое обучение с помощью трансформационной педагогики)
Почему вопрос?
Цели допроса
Учителя задают вопросы по ряду причин, наиболее распространенными из которых являются
- чтобы заинтересовать, вовлечь и бросить вызов учащимся
- для проверки предварительных знаний и понимания
- для стимулирования вспоминания, мобилизации существующих знаний и опыта для создания нового понимания и смысла
- , чтобы сосредоточить внимание учащихся на ключевых концепциях и вопросах
- , чтобы помочь учащимся расширить свое мышление от конкретного и фактического до аналитического и оценочного
- , чтобы провести студентов через запланированную последовательность, которая постепенно устанавливает ключевые понимания
- для поощрения рассуждений, решения проблем, оценки и формулирования гипотез
- для поощрения размышлений учащихся о том, как они учились
Тип задаваемого вопроса зависит от причины его задать. Вопросы часто называют «открытыми» или «закрытыми».
Закрытые вопросы, которые имеют один четкий ответ, полезны для проверки понимания во время объяснений и подведения итогов. Если вы хотите проверить припоминание, вы, вероятно, зададите довольно закрытый вопрос, например: «Какова сетка для Великого Малверна?» или «Как мы называем этот тип текста?»
С другой стороны, если вы хотите помочь учащимся развить навыков мышления более высокого порядка , вам потребуется задать больше открытых вопросов , которые позволят учащимся давать различные приемлемые ответы. Во время дискуссий в классе и подведения итогов полезно задавать открытые вопросы, например: «Какой из этих четырех источников был наиболее полезен в этом вопросе?», «Учитывая все противоречивые аргументы, где бы вы построили новый супермаркет?», «Как вы думаете, что может повлиять на величину тока в этой цепи?»
Вопросы иногда используются, чтобы вернуть внимание учащегося к поставленной задаче, например: «Что ты думаешь об этом, Питер?» или «Ты согласен?» (Адаптировано из Типы вопросов, раздел Почему).
2.1 Общая последовательность в классе
Поразительное открытие, полученное в результате исследования в классе, заключается в том, что большая часть разговоров между учителями и их учениками имеет следующую схему: вопрос учителя, ответ ученика, а затем оценочный комментарий учителя. Это описывается как обмен «инициация-ответ-обратная связь» или IRF. Вот пример
I – Учитель – Столица Аргентины?
R – Ученик – Буэнос-Айрес
Ф – Учитель – Да, молодец
Впервые на эту закономерность указали в 1970-х годах британские исследователи Синклер и Култхард. Их оригинальное исследование было опубликовано в: Синклер, Дж. и Култхард, М. (1975) На пути к анализу дискурса: английский язык, используемый учителями и учениками. Лондон: Издательство Оксфордского университета.
Исследование Синклера и Култхарда послужило основой для длительных дебатов о том, должны ли учителя задавать так много вопросов, на которые они уже знают ответ; и дальнейшие дебаты о диапазоне использования и целей IRF в рабочих классах.
Профессиональное развитие учителя (да и развитие представителей любой профессии) должно включать в себя получение критического понимания профессиональной практики – научиться видеть за обыденным, само собой разумеющимся и подвергать сомнению эффективность того, что нормально сделано. Признание внутренней структуры разговора между учителем и учеником является ценным шагом в этом направлении. Студенты-учителя должны видеть, как они почти неизбежно сходятся со стилем других учителей и генерируют общепринятые модели разговоров в классе.
Отметив это, они могут начать анализировать, какое влияние это оказывает на участие учащихся в классе. Нет ничего плохого в использовании IRF учителями, но процедуры вопросов и ответов могут использоваться как продуктивно, так и непродуктивно.
Профессор Робин Гиллис из Университета Квинсленда исследует некоторые методы и стратегии задавания вопросов, которые могут способствовать глубокому обучению.
Примеры вопросов, которые способствуют диалогическому дискурсу, включают такие вещи, как:
- С одной стороны ты говоришь мне это, а с другой стороны совсем другое.
- Интересно, как можно примирить эти две позиции?
- Вы можете объяснить это по-другому?
- Расскажите нам еще раз, что вы имели в виду под …?
- Думали ли вы смотреть на это таким образом Что может подумать об этом тот или иной тип людей?
Вопросы такого типа предназначены для того, чтобы стимулировать мышление учащихся и побуждать их думать о вещах по-разному. Создавая у учащихся состояние когнитивного диссонанса, им приходится пересматривать свое мышление.
Вопросы, на которые учащиеся думают, могут включать такие вещи, как:
- Рассматривали ли вы возможность использования различных дескрипторов при поиске необходимой информации?
- Думали ли вы о том, чтобы использовать часть этой информации для развития своих идей?
- Почему бы вам не провести мозговой штурм над некоторыми из проблем и выяснить, как вы могли бы их решить?
Оба типа вопросов взаимозаменяемы, чтобы помочь учащимся прояснить свои мысли и глубже обдумать проблемы.
(UQx:LEARNx Глубокое обучение с помощью трансформационной педагогики)
В этом следующем видео профессор Джон Хэтти из Мельбурнского университета подробно рассказывает о нашем понимании того, почему вопросы являются важным компонентом развития саморегулируемых учащихся.
Нажмите здесь, чтобы посмотреть видео (4:43 минуты)
(UQx:LEARNx Глубокое обучение с помощью трансформационной педагогики)
Резюме исследования
Эффективный допрос
Данные исследований показывают, что эффективные учителя используют большее количество открытых вопросов, чем менее эффективные учителя. Сочетание открытых и закрытых вопросов, конечно же, будет зависеть от того, чему учат, и целей урока. Однако учителя, которые не задают открытых вопросов на уроке, могут создавать для учащихся недостаточные познавательные задачи.
Анкетирование является одной из наиболее широко исследуемых областей преподавания и обучения. Это связано с его центральной важностью в процессе преподавания и обучения. Исследование делится на три широкие категории
- Что такое эффективный допрос?
- Как вопросы вовлекают учащихся и способствуют получению ответов?
- Как вопросы развивают когнитивные способности учащихся?
Что такое эффективный допрос?
Вопросы эффективны, когда они позволяют учащимся участвовать в процессе обучения, активно составляя ответы. Исследования (Borich, 1996; Muijs and Reynolds, 2001; Morgan and Saxton, 1994; Wragg and Brown, 2001) показывают, что уроки, в которых эффективны вопросы, скорее всего, будут иметь следующие характеристики
- Вопросы спланированы и тесно связаны с целями урока.
- Обучение базовым навыкам усиливается за счет частых вопросов, следующих за изложением нового контента, разбитого на небольшие этапы. За каждым шагом должна следовать управляемая практика, которая дает учащимся возможность закрепить то, что они узнали, и позволяет учителям проверять понимание.
- Закрытые вопросы используются для проверки фактического понимания и припоминания.
- Преобладают открытые вопросы.
- Последовательность вопросов спланирована таким образом, чтобы когнитивный уровень повышался по мере продолжения вопросов. Это гарантирует, что учащиеся направляются к ответам на вопросы, которые требуют навыков мышления все более высокого порядка, но на этом пути им помогают вопросы, требующие менее сложных навыков мышления.
- Учащиеся имеют возможность задавать свои вопросы и искать ответы. Им предлагается давать обратную связь друг другу.
- Атмосфера в классе такова, что учащиеся чувствуют себя в достаточной безопасности, чтобы рисковать, проявлять осторожность и совершать ошибки.
В исследовании подчеркивается важность использования открытых вопросов более высокого уровня для развития у учащихся навыков мышления более высокого порядка.
Очевидно, что должен быть баланс между открытыми и закрытыми вопросами, в зависимости от темы и целей урока. Закрытый вопрос, такой как «Какое следующее число в последовательности?», может быть дополнен уточняющим вопросом, например, «Как вы это вычислили?»
В целом исследование показывает, что эффективные учителя используют большее количество вопросов более высокого порядка и открытых вопросов, чем менее эффективные учителя.
Однако исследование также показывает, что большинство вопросов, задаваемых как эффективными, так и менее эффективными учителями, имеют более низкий порядок и являются закрытыми. Подсчитано, что 70–80 процентов всех вопросов, ориентированных на обучение, требуют простого фактического ответа, тогда как только 20–30 процентов заставляют учащихся объяснять, уточнять, расширять, обобщать или делать выводы. Другими словами, лишь немногие вопросы требуют, чтобы учащиеся использовали навыки мышления более высокого порядка.
Как вопросы вовлекают учащихся и стимулируют ответы?
Не имеет значения, насколько хороши и хорошо структурированы ваши вопросы, если ваши ученики не отвечают. Это может быть проблемой для застенчивых учеников или учеников старшего возраста, которые не привыкли к интерактивному обучению. Это также может быть проблемой с учащимися, которые не очень заинтересованы в школе или увлечены учебой. Исследование определяет ряд стратегий, которые помогают стимулировать реакцию учащихся. (См. Борич 1996; Муйс и Рейнольдс, 2001 г.; Морган и Сакстон, 1994 г.; Рэгг и Браун, 2001 г.; Роу 1986; Блэк и Харрисон 2001; Блэк и др. 2002.)
Реакция зрачка усиливается там, где
- в классе создана атмосфера, в которой учащиеся чувствуют себя в безопасности и знают, что их не будут критиковать или высмеивать, если они дадут неправильный ответ
- подсказки предназначены для того, чтобы дать учащимся уверенность при попытке ответить
- существует метод ответа «без рук», когда вы выбираете респондента, а не предлагаете его добровольно
- «время ожидания» предоставляется до того, как потребуется ответ. Исследование показывает, что 3 секунды подходят для большинства вопросов, при условии, что более сложные вопросы могут потребовать более длительного времени ожидания. Исследования показывают, что среднее время ожидания в классе составляет около 1 секунды (Rowe 1986; Borich 1996)
Как вопросы развивают когнитивные способности учащихся?
Вопросы более низкого уровня обычно требуют фактических, описательных ответов, которые относительно легко дать. Вопросы более высокого уровня требуют от учащихся более сложного мышления; они более сложны, и на них труднее ответить. Вопросы более высокого уровня играют центральную роль в когнитивном развитии учащихся, и данные исследований показывают, что уровень успеваемости учащихся может быть повышен за счет регулярного доступа к мышлению более высокого порядка. (См. Борич 1996; Муйс и Рейнольдс, 2001 г.; Морган и Сакстон, 1994 г.; Рэгг и Браун, 2001 г.; Блэк и Харрисон 2001.)
Когда вы планируете вопросы более высокого уровня, вам будет полезно использовать таксономию образовательных целей Блума (Bloom and Krathwohl, 1956), чтобы помочь структурировать вопросы, требующие мышления более высокого уровня. Таксономия Блума — это классификация уровней интеллектуального поведения, важных для обучения. Таксономия классифицирует когнитивное обучение по шести уровням сложности и абстракции.
По этой шкале воспоминание соответствующих знаний является самым низким навыком мышления, а создание — самым высоким.
Блум изучил тысячи вопросов, которые обычно задают учителя, и классифицировал их. Его исследование и исследования других показывают, что большинство вопросов, ориентированных на обучение, которые задают в классе, попадают в первые две категории, и лишь немногие вопросы попадают в другие категории, относящиеся к навыкам мышления более высокого порядка.
Распространенные ошибки при опросе и возможные решения
Хотя вопросы являются наиболее распространенной формой взаимодействия между учителями и учениками, справедливо будет сказать, что вопросы не всегда хорошо оцениваются или продуктивны для обучения. В этом разделе определяются некоторые распространенные ловушки при допросе и предлагаются некоторые способы их избежать.
Непонятно, почему вы задаете вопрос: Вам нужно подумать о том, какой урок вы планируете. Это тот, где вы в основном сосредотачиваетесь на фактах, правилах и последовательности действий? Если это так, вы, скорее всего, будете задавать закрытые вопросы, касающиеся знаний. Или это урок, на котором вы в основном сосредоточены на понимании, концепциях и абстракциях? В этом случае вы, скорее всего, будете использовать открытые вопросы, связанные с анализом, синтезом и оценкой.
Задавать слишком много закрытых вопросов, на которые нужен только краткий ответ: Будет полезно заранее спланировать открытые вопросы. Другая стратегия заключается в том, чтобы установить оптимальную длину ответа, сказав что-то вроде «Я не хочу, чтобы ответ содержал менее 15 слов».
Задавать слишком много вопросов одновременно: Задавание сложной проблемы часто может привести к сложным вопросам. Поскольку эти вопросы задаются устно, а не письменно, учащимся может быть трудно понять, что требуется, и они могут запутаться. Когда вы имеете дело со сложной темой, вам нужно сначала определить проблемы для себя и сосредоточить каждый вопрос только на одной идее. Это также помогает использовать прямой, конкретный язык и как можно меньше слов.
Задавать сложные вопросы, не подстраиваясь под них: Это происходит, когда нет запланированной последовательности вопросов с возрастающей сложностью. Последовательность вопросов необходима, чтобы помочь учащимся перейти на более высокие уровни мышления.
Задавать поверхностные вопросы: Можно задать много вопросов, но не добраться до сути вопроса. Вы можете избежать этой проблемы, заранее запланировав наводящие вопросы. Они часто могут быть встроены в качестве дополнительных вопросов, чтобы расширить ответ.
Задать вопрос и самому ответить на него: В чем смысл? Эта ловушка часто связана с другой проблемой: не дать учащимся время подумать перед ответом. Создайте «время ожидания», чтобы дать учащимся возможность ответить. Вы можете сказать: «Подумайте над своим ответом в течение 3 секунд, а затем я спрошу». Вы также можете предоставить подсказки, чтобы помочь.
Задавать фальшивые вопросы типа «угадай, что у меня в голове»: Иногда учителя задают открытый вопрос, но ожидают закрытого ответа. Если у вас есть очень четкое представление о том, какой ответ вы хотите получить, возможно, лучше сообщить об этом учащимся, объяснив его им, а не пытаясь добиться этого с помощью подобных вопросов. Помните, что если вы задаете открытые вопросы, вы должны рассчитывать на разные ответы. Подтвердите все ответы. Это легко сделать, сказав «спасибо».
Сосредоточение внимания на небольшом количестве учащихся и не вовлечение всего класса: Один из способов избежать этого — попросить весь класс написать свои ответы на закрытые вопросы, а затем показать их вам вместе. Некоторые учителя используют для этого небольшие доски. Другая возможность, которая может быть более эффективной для более открытых вопросов, заключается в использовании стратегии «без рук», когда вы выбираете респондента, а не вызываете его добровольно. Одним из преимуществ этого является то, что вы можете задавать учащимся вопросы соответствующего уровня сложности. Это хороший способ дифференциации для обеспечения включения.
Неэффективная работа с неправильными ответами или неправильными представлениями: Учителя иногда беспокоятся, что они рискуют повредить самооценке учащихся, исправляя их. Есть способы справиться с этим положительно, например, предоставить подсказки и подставки, чтобы помочь учащимся исправить свои ошибки. Важно, чтобы вы исправляли ошибки чутко или, что еще лучше, заставляли других учащихся исправлять их.
Несерьезное отношение к ответам учащихся: Иногда учителя просто игнорируют ответы, которые немного не соответствуют действительности. Они также могут не видеть последствий этих ответов и упускать возможности их использовать. Вы можете спросить студентов, почему они дали такой ответ, или есть ли что-нибудь, что они хотели бы добавить. Вы также можете попросить других учащихся расширить ответ. Важно не прерывать студентов и не двигаться дальше слишком быстро, если они дали неправильный ответ.
Практические советы
- Четко объясните, почему вы задаете вопросы. Убедитесь, что они будут делать то, что вы от них хотите.
- Спланируйте последовательность вопросов, которые предъявляют все более сложные когнитивные требования к учащимся.
- Дайте учащимся время ответить и при необходимости дайте им подсказки. Просите призывников, а не добровольцев, отвечать на вопросы
Отражение
- Посмотрите еще раз на список ловушек и подумайте о своем собственном обучении. В какие из этих ловушек вы попали на последних уроках?
- Как вы могли их избежать?
Дополнительные ресурсы
100 вопросов, которые способствуют математическому дискурсу — загрузите версию для печати для быстрого ознакомления
Ссылки
ORBIT: Банк открытых ресурсов для интерактивного обучения, Кембриджский университет, педагогический факультет. Получено с http://oer.educ.cam.ac.uk/wiki/Questioning_Research_Summary и http://oer.educ.cam.ac.uk/wiki/Teaching_Approaches/Questioning (CC BY NC SA)
LEARNx Глубокое обучение с помощью трансформационной педагогики (2017). Университет Квинсленда, Австралия (CC BY NC SA)
Для Европы призыв в армию не является ответом на войну России
Из многих мрачных уроков захватнической войны России на Украине, пожалуй, самый мрачный заключается в том, что война между государствами в 21 веке будет по-прежнему приносить исключительно высокие потери солдат и техники. Оценки военных потерь недавно превысили примерно 100 000 убитых и раненых солдат для Украины и целых 180 000 для России, наряду с тысячами уничтоженных танков, самолетов и других основных систем вооружения. Что еще хуже для русских и украинцев, эти потери непропорционально сильно затронули элитные подразделения и их самое современное снаряжение и снаряжение.
Из многих мрачных уроков захватнической войны России на Украине, пожалуй, самый мрачный заключается в том, что в 21-м веке война между государствами будет по-прежнему приводить к исключительно высоким потерям солдат и техники. Оценки военных потерь недавно превысили примерно 100 000 убитых и раненых солдат для Украины и целых 180 000 для России, наряду с тысячами уничтоженных танков, самолетов и других основных систем вооружения. Что еще хуже для русских и украинцев, эти потери непропорционально сильно затронули элитные подразделения и их самое современное снаряжение и снаряжение.
Следовательно, способность страны быстро восстановить вооруженные силы, пострадавшие от таких потерь, будет ключевым фактором в поддержании любой столь же интенсивной борьбы между государствами в 21 веке. Примечательно, что два комбатанта не только смогли поглотить и восполнить свои ужасные потери, но и даже увеличили свои боевые силы. Украина, например, начала войну с 33 маневренными бригадами и с тех пор добавила еще около девяти бригад. Россия, вероятно, удвоила количество солдат, задействованных в войне, за шесть месяцев после объявления о мобилизации, даже если общее качество российских сил снизилось.
Частично то, что позволило обеим сторонам так быстро восстановить силы, заключается в том, что они могут призвать большое количество резервистов, сформированных системой обязательной военной службы, которая все еще существует в обеих странах. По данным Military Balance+, Украина имеет около 900 000 доступных резервистов с активным военным опытом за последние пять лет, в то время как Россия может рассчитывать на 2-миллионный резерв. Однако российские резервисты в основном неактивны, то есть обычно не участвуют в каких-либо тренировках после своей обычной действительной службы. (В 2021 г. Россия запустила новую программу по расширению боеспособного резерва, но начало войны остановило его набор)9.0003
Часть украинских резервистов была призвана на обучение перед началом войны, но подавляющее большинство резервов также бездействовали, и их общее качество неоднозначно. Тем не менее, некоторые из этих резервистов имели большой опыт службы в армии, в том числе во время боевых походов на восток Украины, где боевые действия ведутся с 2014 года. боеспособности на нынешнем этапе этой войны на истощение. Это связано не только с тем, что на обучение гражданских азам военного дела уходит гораздо больше времени, чем на переподготовку бывших призывников, но и с тем, что существующая система призыва дает Украине и России по крайней мере рудиментарную организационную структуру для мобилизации и приема большого количества резервистов.
Поэтому неудивительно, что война на Украине вновь разожгла дебаты в большей части Европы о призыве на военную службу, который большинство стран НАТО приостановили в течение двух десятилетий после окончания холодной войны. Среди 30 европейских государств-членов НАТО только Дания, Эстония и Греция в настоящее время требуют обязательной военной службы. Но новый министр обороны Германии Борис Писториус недавно заявил, что было «ошибкой приостанавливать обязательную военную службу» в Бундесвере, вооруженных силах Германии. С тех пор этому примеру последовали и другие немецкие политики. Министерство обороны Нидерландов изучает возможность введения системы воинской повинности, и дебаты приобретают все большую актуальность. Обязательная военная служба также была проблемой во время всеобщих выборов в Италии в прошлом году.
В то время как Польша обсуждала и в конечном итоге отклонила призывы к повторному введению призыва, в Латвии в январе возобновился призыв на военную службу — впервые после того, как он был приостановлен в 2007 году. Дания, в свою очередь, планирует расширить существующую обязательную военную службу для мужчин, включив в нее женщин также. Когда кто-то разговаривает со специалистами по планированию вооруженных сил в некоторых европейских странах, они говорят, что причиной этих дебатов частично являются не только трудности с выполнением задач по набору персонала, но и осознание того, что даже самые крупные военные державы в НАТО, такие как Германия или Польша, будут иметь жесткие время выдерживая уровень потерь, аналогичный тому, что Украина понесла в первые несколько недель российского вторжения, сохраняя при этом боеспособные боевые силы.
Восстановление полной воинской повинности может быть не лучшим практическим ответом для большинства стран НАТО по усилению жесткой силы. Во-первых, потребуется преодолеть стойкую политическую оппозицию в большей части Европы, и это будет сопряжено с финансовыми трудностями. Министр финансов Германии Кристиан Линднер уже назвал дебаты «дискуссией о призраках», а министр обороны Польши Мариуш Блащак не видит необходимости возвращать проект.
Во-вторых, повторное введение воинской повинности потребует времени, так как это требует серьезной организационной перестройки нынешней структуры европейских вооруженных сил для размещения призывников. Сюда входят кадры новых инструкторов; строительство новых объектов для досмотра, обработки и обучения; и основная военная техника, которая съела бы увеличение оборонного бюджета как минимум на десятилетие. В-третьих, неясно, создаст ли полное принятие проекта силы, необходимые НАТО с точки зрения военной эффективности и боевой мощи в Европе. Расширение военного потенциала за счет увеличения численности войск может оставить мало места для развития возможностей, таких как новые технологии и системы вооружений, и может подорвать боеготовность сил.
Следовательно, вместо того, чтобы вернуться к полной воинской повинности и тратить драгоценное время и ресурсы на реструктуризацию и реорганизацию европейских сил НАТО, следует изучить другие способы помочь увеличить способность Европы восстановить боевую мощь во время конфликта высокой интенсивности. Первый аспект в этом плане — резервные компоненты европейских сил НАТО. У каждой европейской армии есть резерв, предназначенный для призыва в случае чрезвычайных ситуаций в области национальной безопасности, в том числе при угрозе надвигающегося военного конфликта, в дополнение к действующим войскам. Однако среди европейских членов НАТО резервная система остро нуждается в реформе. Резервистов не хватает, и они недостаточно часто тренируются, а та подготовка, которую они получают, не готовит резервистов к крупномасштабным, высокоинтенсивным боевым действиям, как сейчас на Украине. (Если уж на то пошло, в большинстве европейских стран НАТО даже действующие силы не проходят надлежащей подготовки.)
В призывных отрядах резерв играет решающую роль. Только когда они призывают резервистов, части обретают полную боевую мощь. Например, финские вооруженные силы, основанные на призыве, имеют на действительной службе всего 19 250 человек, из которых лишь небольшое ядро являются профессиональными солдатами. Но Финляндия может привлечь резерв в 238 000 человек. Каждый год два цикла призыва по 9000 новобранцев каждый поддерживают этот мобилизационный потенциал на случай войны. Преимущество силовой структуры, построенной вокруг призывников, заключается в том, что она обеспечивает постоянный приток пополнений. Это также позволяет выставить относительно крупные силы для территориальной обороны. Недостатком является то, что боеготовность таких сил можно поддерживать только за счет тщательной подготовки и крупномасштабных учений. В Финляндии ежегодно призывают на обучение 18 000 резервистов, хотя между этими программами могут быть перерывы до пяти лет, что значительно снижает их эффективность.
По сравнению с восстановлением воинской повинности, реформирование и расширение резервной системы будет менее дорогостоящим, политически более простым в реализации и более эффективным в военном отношении.
Профессиональные вооруженные силы, подобные сегодняшним вооруженным силам большинства европейских членов НАТО, состоят из добровольцев с длительным сроком службы и краткосрочных контрактников, и они не содержат крупных резервных сил. Одна из причин заключается в том, что эти гораздо меньшие силы должны постоянно находиться в состоянии, близком к полной численности военного времени. Резервисты, которые также являются добровольцами и служили в той же структуре меньшего размера, по логике вещей составляют гораздо меньший компонент, чем призывники. За последние два десятилетия специалисты по планированию вооруженных сил в Европе сосредоточились на экспедиционных действиях против повстанцев, таких как конфликты в Афганистане или Ираке, а не на крупномасштабных войнах между государствами, и не считали необходимым содержать большие резервы. Кроме того, с финансовой точки зрения было невозможно поддерживать большую резервную структуру: полностью добровольческие резервы стоят значительно больше, чем силы, основанные на призывниках, поскольку они должны иметь финансовые стимулы для службы. Из-за возможностей трудоустройства среди гражданского населения и относительно низкого престижа военной службы по сравнению с Соединенными Штатами европейским военным также было трудно привлечь достаточное количество добровольцев.
В результате европейские вооруженные силы НАТО не могут опираться на достаточно большой пул резервистов, чтобы поддерживать боеспособность в течение очень долгого времени в любом сценарии крупномасштабных и высокоинтенсивных боевых действий. Например, менее 10 процентов солдат танкового или пехотного батальона, которые либо убиты, либо ранены, либо взяты в плен, могут сделать все боевое подразделение неэффективным, а резервов для пополнения рядов недостаточно. Согласно данным «Военного баланса+» Международного института стратегических исследований, во Франции действующая армия насчитывает чуть более 200 000 солдат плюс резерв в 41 000 человек. Германия имеет 183 000 военнослужащих и резервные силы немногим более 30 000 человек. Италия имеет действующую армию численностью около 161 000 человек и мизерный резерв численностью 17,9 человек.00 человек, в то время как Польша имеет около 114 000 солдат действительной службы и резервные силы около 36 000 человек.
Среди крупных европейских вооруженных сил только Великобритания имеет значительный резервный компонент по сравнению со своими действующими силами, насчитывающий около 153 000 профессионалов и 75 000 человек резерва. Основная проблема заключается в том, что резервы во многих странах больше не связаны структурно с действующими силами. Активные части больше не содержат целые резервные соединения, периодически вызываемые на обучение, что привело к разрыву между двумя компонентами и отсутствию опыта в том, как интегрировать и эффективно использовать резервы. Также нет единого подхода к использованию резервистов. Одни резервисты формируются в частях территориальной обороны, другие дополняют существующие регулярные формирования, а третьи временно восполняют пробелы в составе действительной военной службы.
Помимо небольшого размера резервов, серьезной проблемой является обучение. Ни в одной крупной европейской стране, за исключением, возможно, Великобритании и Польши, нет такой системы, как в Соединенных Штатах, с их большой Национальной гвардией США и резервными силами, которые проводят частые и регулярные учения, как правило, не реже одного раза в месяц с одним двухнедельным периодом в каждом. год. Ни немецкий бундесвер, ни итальянская армия регулярно не вызывают резервы для тренировок и учений. Во Франции резервисты теоретически обязаны тренироваться не менее 10 дней в году. Однако даже когда некоторые части призываются на более длительный срок, это не означает, что проводится какая-либо подготовка к крупномасштабным боевым действиям. Скорее, резервистов можно было призвать для защиты военных объектов или патрулирования улиц, практически не тратя времени на улучшение боевых навыков. В Испании резервисты служат максимум семь дней в году, хотя эти семь дней могут быть растянуты на три года в зависимости от подразделения и подразделения службы. В Британии, в зависимости от рода войск и специализации, годовое обучение составляет в среднем 27 дней. В Польше резервы, составляющие территориальные силы обороны, призываются на один уик-энд каждый месяц в дополнение к двухнедельному периоду каждый год, хотя качество подготовки в этих подразделениях может сильно различаться.
Помимо ограниченного времени обучения, другой проблемой является ограниченный размер и масштаб учений как на национальном уровне, так и на уровне НАТО, особенно для европейских сухопутных войск. Полнобригадные учения с участием резервных частей являются исключением, а не правилом, хотя ситуация постепенно меняется. Более крупные учения на уровне дивизии или корпуса практически не проводятся за пределами командно-штабных учений, когда штабные офицеры имитируют крупномасштабные операции на картах и компьютерах без реальных войск в полевых условиях. Резервисты, за исключением тех, кто проводит учения, как правило, также не участвуют в больших количествах в учениях НАТО. Отсутствие крупномасштабных учений для ведения боевых действий высокой интенсивности является серьезной проблемой для всех европейских вооруженных сил НАТО. Как выразился один аналитик: «Без возможности физически отработать координацию, необходимую для крупномасштабных маневров, и испытать трения войны, наше понимание войны становится все более теоретическим, без практической подготовки, необходимой для проверки нашей доктрины. ” Восстановление воинской повинности может помочь увеличить количество резервистов, но не устранит дефицит подготовки.
Что нужно сделать?
Во-первых, размер резервных сил в европейских вооруженных силах НАТО необходимо будет подвергнуть структурной реорганизации, чтобы иметь возможность увеличиваться в размерах. Резервы больше не должны использоваться в первую очередь по частям для заполнения пробелов и восполнения нехватки войск в действующих силах, а должны более активно интегрироваться и более равномерно обучаться для поддержки высокоинтенсивных боевых действий. Это основная предпосылка для того, чтобы резервы были способны заменить действующий персонал, выведенный из строя в наихудшем сценарии. Одним из способов сделать это было бы создание большего количества гибридных подразделений, состоящих из активных и резервных солдат, в дополнение к чисто резервным подразделениям. Когда дело доходит до кадрового вопроса, один из способов решить его — потребовать, чтобы все военнослужащие действительной службы служили в резерве в течение нескольких лет после истечения срока их контрактов. Некоторые страны, такие как Франция, уже рассматривают возможность удвоения размера своего резерва и проведения таких реформ. Польша также находится в процессе расширения своих резервных сил, Сил территориальной обороны, но пока с неоднозначными результатами. И хотя в Германии неоднократно раздавались призывы к реформе резервов, включая новую стратегию, объявленную в 2019 г., мало что изменилось.
Во-вторых, масштаб, размах, частота и продолжительность военных учений должны увеличиться. Европейским военным НАТО необходимо будет ввести более строгие графики обучения по образцу резервной системы США и Национальной гвардии. Сегодняшняя ситуация, когда, возможно, проводятся одни обязательные учения раз в два года, каждые пять лет или вообще никогда, явно недостаточна для поддержания военного мастерства. В то же время упражнения должны становиться больше и сложнее. Война на Украине показала, что крупномасштабные обычные военные операции трудно проводить и они настолько подвержены трениям, что их невозможно адекватно смоделировать в синтетической учебной среде или кабинетных учениях. Франция станет одной из первых европейских стран, которая проведет столь крупномасштабные военные учения на уровне дивизий: весной этого года запланированы учения «Орион», в которых участвуют около 10 000 военнослужащих, и в них примут участие резервисты. Польша планирует призвать 200 000 бездействующих резервистов для участия в различных учениях. Другие страны должны последовать их примеру. Эти упражнения, прежде всего, должны оттачивать навыки общевойсковых операций — смертельной игры в камень, ножницы, бумагу, в которой «сильные стороны одной платформы или системы вооружения дополняют сильные и слабые стороны другой», как я писал в другом месте. . Умение вести общевойсковые операции может помочь уменьшить потери. Одна из причин, по которой и Россия, и Украина так сильно пострадали, заключается в том, что ни одна из вооруженных сил не была способна эффективно проводить такие общевойсковые операции в масштабе.
Наконец, чтобы облегчить быстрое формирование сил для высокоинтенсивной войны в Европе, технологии станут еще более важной частью решения в ближайшие годы и десятилетия. В частности, распространение и интеграция наземных и воздушных систем с экипажем и без экипажа, как это предусмотрено, например, в немецко-французско-итальянской основной наземной боевой системе или немецко-французско-испанской боевой авиационной системе будущего, может помочь заменить солдат с неуправляемыми системы, действуют как умножители силы и берут на себя более опасные миссии в условиях конфликта высокой интенсивности. Это поможет уменьшить количество жертв. Однако технологии не будут панацеей. Потребуются также организационные, структурные и доктринальные реформы.
Призыв не поможет ведущим вооруженным силам Европы восстановить боевую мощь в будущей межгосударственной войне. Это не только истощит финансовые ресурсы, но и потребует серьезной реструктуризации, которая сделает эти силы уязвимыми на несколько лет вперед. Скорее, реформирование и расширение резервной системы может быть менее обременительным с финансовой точки зрения, более простым в политическом плане и более эффективным в военном отношении.