Не знаю что писать: пунктуация — «Не знаю(,) что сказать» — запятая

Содержание

пунктуация — «Не знаю(,) что сказать» — запятая

Вопрос задан

Изменён 1 год 1 месяц назад

Просмотрен 5k раз

Нужна ли запятая в выражении «Не знаю(,) что сказать»?

Аккаунт «Современного русского языка» говорит, что нет (https://ask.fm/russian/answers/119848634428) и ссылается на данное правило: http://www.evartist.narod.ru/text1/50.htm#_=_

Но в правиле нет именно этой фразы (не перечислено среди неразложимых сочетаний в 1 пункте; в 6 пункте глаголы «быть, найти (найтись), остаться»).

Поэтому у меня возник вопрос, нужна ли здесь запятая в действительности.

Если нужен контекст:

Это ужасно. Даже не знаю(,) что сказать.

  • пунктуация
  • запятые

3

  1. Странно, что аккакунт «Современного русского языка» так говорит. Достаточно заглянуть в Нацкорпус, набрать эту фразу и увидеть, что варианты письма в практической орфографии есть (всего там дано 117 примеров). Следовательно, выбор существует. Но, вероятно, они ориентируются на контекст: Это ужасно. Даже не знаю что сказать.

Это готовое решение, но хотелось бы понимать и смысл этого решения.

  1. Начнем с того, что Розенталь не дает полного списка неразложимых сочетаний – в правилах вы найдете всего лишь типовые примеры.

А вот ключевая фраза для решения: «Данное правило основано на том, что фразеологические обороты не образуют придаточного предложения и, как правило, эквивалентны члену предложения». Это общий принцип, который нужно применить к конкретной задаче.

  1. Для лучшего понимания рассмотрим примеры на подобную тему. Вариант 1. «Что ему сказать, как ты думаешь?» – «Я не знАю, что сказАть. Решай сама».
    Вариант 2. «Мне кажется, он что-то скрывает» – «Даже не знаю что сказАть. Может быть, ты и права».

Смысл вариантов явно разный. В первом случае глагол «сказать» имеет

прямое значение, а во втором говорится об отсутствии у собеседника определенного мнения. Это становится особенно ясно при использовании частиц «даже, просто».

  1. Интонационно варианты тоже различаются. В СПП ударение падает и на опорный глагол «не знаю», и на глагол «сказать» в придаточном предложении, при этом пауза четко обозначена. Это интонация сложного предложения.

Во втором примере ударение падает только на устойчивый оборот, а паузы практически нет. Это интонация простого предложения.

  1. Вывод: Запятая не ставится, это устойчивый оборот:
    Это ужасно. Даже не знаю что сказать.
    Возможная замена: Это ужасно, у меня просто слов нет.

2

В п. 1 правила написано «например», а в п. 2 «типа», то есть пункты не включают исчерпывающие списки.
В списке примеров п. 2 есть выражение «не нахожу что сказать», по своему типу вполне подобное выражению «не знаю что сказать».

Если проанализировать Нацкорпус, то можно увидеть, что выражение

«не знаю, что сказать» чаще всего пишется с запятой, но случаи написания без запятой встречаются.

Мне кажется, трудноуловимая разница есть, и она в следующем:

  • Даже не знаю, что сказать = не знает, как прокомментировать; буквально не знает, что сказать;
  • Даже не знаю что сказать = даже сказать нечего; не в прямом, буквальном смысле «не знаю», а в переносном: ужасно, и добавить к этому ничего нельзя.

Зарегистрируйтесь или войдите

Регистрация через Google

Регистрация через Facebook

Регистрация через почту

Отправить без регистрации

Почта

Необходима, но никому не показывается

Отправить без регистрации

Почта

Необходима, но никому не показывается

Нажимая на кнопку «Отправить ответ», вы соглашаетесь с нашими пользовательским соглашением, политикой конфиденциальности и политикой о куки

9 случаев, когда запятые не нужны, но многие их ставят

13 января 2022 Образование

Иногда кажется, что запятая точно должна стоять. Но русский язык был бы слишком прост, если бы не нюансы.

1. Есть что сказать

Очень хочется поставить запятую перед «что», но цельные по смыслу выражения, которые состоят из глагола «быть» или «найти», вопросительного местоимения («кто», «что», «куда», «где» и так далее) и инфинитива, не разделяются. Это касается всех форм глаголов «быть» и «найти»: «будет», «есть», «было», «нашёл», «найду», «найди».

  • «Мне есть что сказать».
  • «Ему было куда пойти».
  • «Нам будет к кому обратиться».
  • «Она нашла что написать».
  • «Я найду к кому обратиться».
  • «Найди на что жить».

То есть схема такая: «быть» или «найти» + вопросительное местоимение + инфинитив = без запятых.

2. Приходи когда хочешь

Ещё один тип цельных по смыслу выражений — это сочетание вопросительного местоимения с глаголом «хотеть». В таком случае запятая между частями выражения тоже не нужна. Чтобы убедиться, что перед вами именно такое выражение, попробуйте заменить его синонимичным словом или фразой:

  • «Она делает что хочет» = «…что угодно».
  • «Приходи когда хочешь» = «…в любое время».
  • «Гуляй где хочешь» = «…везде».
  • «Выпендривался как хотел» = «…по-всякому».
  • «Нарисует какую хочешь картину» = «…любую».

3. Конечно да

В начале ответной реплики, выражающей уверенность, запятая после слова «конечно» может не ставиться.

— Ты уже пришёл?
— Конечно да.
— Успел поесть?
— Конечно нет.
— Ты будешь суп или пирожное?
— Конечно пирожное!

Если же после «конечно» — развёрнутое предложение, а не краткий ответ, то запятая точно нужна: «Конечно, я буду пирожное».

4. Если (и) не… то

Однородные члены предложения могут быть соединены двойным союзом «если (и) не… то…». При этом первая часть — нереальное условие, а вторая — предположение. Запятая в этом случае ставится только перед «то», перед «если» она не нужна.

  • «Твоё появление если и не огорчило её, то уж точно не обрадовало».
  • «Я бы купил если не всё, то большую часть вещей».

5. Наконец это закончилось

Слово «наконец» может быть вводным, тогда оно выделяется запятыми. В этом случае автор подытоживает всё сказанное и сообщает, что после «наконец» будет финальная фраза: «Во-первых, уже поздно. Во-вторых, на улице холодно. Наконец, мы сегодня очень устали».

Но «наконец» может быть и обстоятельством. Тогда оно означает «в итоге, в результате, под конец». Запятые при этом не нужны: «Я ждал тебя весь день, и вот наконец ты пришла».

Можно легко проверить, вводное слово перед нами или обстоятельство: замените «наконец» на «наконец-то». Если оно подходит по смыслу, то запятыми выделять не нужно.

  • «Он ковырялся в тарелке и наконец доел свою кашу».
  • «Он ковырялся в тарелке и наконец-то доел свою кашу».

6. Не знаю где

В сложноподчинённом предложении между его частями ставится запятая. Но не всегда. Например, она не нужна, если придаточная часть состоит из одного слова — подчинительного союза или союзного слова: «Я потерял шапку, но не знаю где».

Сравните со сложноподчинённым предложением, где в придаточной части больше одного слова: «Я потерял шапку, но не знаю, где именно это произошло».

В предложении может быть несколько придаточных из одного слова, запятая в этом случае тоже не ставится: «Будут мне звонить — узнай кто и зачем».

Однако обособление запятой или тире возможны, если автор хочет логически и интонационно выделить союзное слово.

  • «Я не понимаю, как мне это сделать! Объясните — как?»
  • «Ты что-то бормочешь? Повтори, что».

7. Не то чтобы

Может быть ситуация, когда перед нами отрицательная частица с местоимением и союз, относящийся уже к другой части предложения. В этом случае запятая нужна: «Он принёс не то, чтобы потянуть время».

Но очень часто эти три слова используются в качестве частицы или в составе составного союза «не то чтобы…, но (а)…». В этом случае они относятся к одной части предложения, нельзя разделить их или пропустить одно из слов, не поменяв смысла. Внутри этого неразложимого сочетания запятая не ставится.

  • «Мы не то чтобы против…»
  • «Я не то чтобы голоден, но поел бы».
  • «Это не то чтобы далеко, но я не хочу тратить столько времени на дорогу».

8. Купил много всего, например гирлянду

Вводные слова, как правило, обособляются запятыми. Но не всегда. Когда вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, выделяется только сам оборот, но не вводное слово.

Часто мы присоединяем какое-то уточнение с помощью слова «например». В таком случае после него запятая не нужна: «Я купил много всякой ерунды, например гирлянду и ароматические палочки».

Но если оборот заключён в скобки или оформлен отдельным предложением, запятая нужна.

  • «Я купил много всякой ерунды (например, гирлянду и ароматические палочки)».
  • «Я купил много всякой ерунды. Например, гирлянду и ароматические палочки».

9. Скажите пожалуйста!

Если мы вежливо просим о чём-то нам сообщить, то запятую, конечно, ставим: «Скажите, пожалуйста, как пройти в библиотеку?»

Но если это выражение используется как междометное, то запятая между его частями не нужна. В этом случае оно выражает не просьбу что-то сказать, а возмущение или удивление.

  • Скажите пожалуйста, не хочет он суп есть!
  • Какие мы нежные, скажите пожалуйста!

Читайте также 🧐

  • 10 забавных фактов о беспощадной русской пунктуации
  • 9 ошибок в пунктуации, которые совершают чаще всего
  • ТЕСТ:​ ​​Ставить знак препинания или нет? Проверьте свои знания пунктуации

Я хочу стать писателем, но не знаю, что писать

Является ли главная проблема вашей писательской карьеры (той, о которой вы мечтаете) в том, что вы просто не знаете, что писать? Не бойся. Оказывается, этот вовсе не проблема . Незнание того, что писать, как мы обнаружим, на самом деле является еще одной замаскированной проблемой.

Но мысль о том, что вы не знаете, что написать, может стать барьером между мечтой стать писателем и настоящим писателем. Так что давайте разберемся с этим вопросом раз и навсегда.

Дело не в том, что вы не знаете, что писать

Как я уже говорил выше, проблема на самом деле совсем не та, о которой вы думаете. Проблема не в том, что вы не знаете, что написать.

Проблема в том, что у тебя уже есть миллион и одна вещь, о которой ты мог бы написать, и ты совершенно не в состоянии выбрать.

Нет, правда! Мой разум совершенно пуст! Я слышу, как ты плачешь.

Ваш разум может чувствовать себя пустым, когда вы смотрите на пустую страницу в текстовом процессоре или когда вы думаете о том, какую историю написать во время своей повседневной работы. Но ваш разум не совсем пуст. На самом деле, ваш разум — это резервуар памяти, опыта и эмоций, не имеющий себе равных в океанах мира. Если вы прожили на этой планете хотя бы 18 лет, у вас в голове спрятаны непостижимые глубины знаний и опыта. Если бы вы прожили 50 лет, то невозможно было бы когда-либо полностью осознать величие того, что вы испытали, прочувствовали и пережили.

Вы когда-нибудь гуглили что-то вроде идей для рассказов , а затем читали список из 100 разных идей о том, что написать, но решали, что ни одна из них недостаточно хороша?

Вот так. 100 идей для историй на тарелке, а вы все еще думаете, что не знаете, о чем написать.

Проблема не в том, что ты не знаешь, что писать. Поэтому я хочу, чтобы вы перестали говорить это себе.

Прямо сейчас.

Я не могу найти достаточно хорошую идею

Пока мы здесь, мы можем разрушить и этот миф. Есть успешные истории, написанные о самых безумных и невероятных темах, которые вы только можете себе представить.

Например, Национальную премию BBC за рассказ в 2013 году получила Сара Холл за рассказ «Миссис Фокс». Она забрала домой 15 000 фунтов стерлингов после того, как написала рассказ о мужчине, который потрясен, обнаружив, что его жена превращается в лису.

Давайте немного поразмыслим над этим фактом.

История о женщине, превращающейся в лису, выиграла первый приз в размере 15 000 фунтов стерлингов.

Как вы думаете, если бы вы сидели за компьютером, пытаясь решить, что написать, вы бы подумали, что это хорошая идея, если бы я предложил вам написать рассказ о жене, которая превращается в лису?

Конечно, нет.

Ты бы посоветовал мне не быть таким смешным. Но почему смешно?

Важно не то, что вы пишете, а то, как вы это пишете

Я хочу подчеркнуть, что важно не то, о чем вы пишете. Вы можете написать о жизни 18-го века, соседе-убийце или собаке, которая считает себя человеком. Тема на самом деле не является важной частью.

Что действительно важно, так это то, как вы рассказываете историю.

И именно по этой причине вам нужно перестать беспокоиться о том, что вы не знаете, о чем писать. не имеет значения , если не знаешь, о чем писать.

Повторяйте это себе снова и снова, пока не поверите.

Все, что вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО пишете, в худшем случае все равно считается практика . Все, что вы записываете на бумаге (цифровой или реальной), оттачивает вашу способность рассказывать увлекательные истории.

Это то, чего действительно хочет читатель. Захватывающая история. Читатель хочет вырваться из своего дня и погрузиться в ваш мир. Они протягивают руку и говорят: «Веди меня, пожалуйста». И не имеет значения, если один человек не интересуется, скажем, исторической фантастикой. Есть много других людей, которые это делают. На любой жанр есть своя аудитория.

И способ наладить контакт с аудиторией — писать так, чтобы им нравилось это читать.

И это не столько о предмете, сколько о качестве и мастерстве вашего письма.

Сосредоточьтесь на качестве написания, а не на теме

Если вы оказались здесь после того, как погуглили, не зная, что написать, в поисках вдохновения, которое даст вам идеальную сюжетную линию, я могу сказать вам, что вы, вероятно, не не найду. Или — вы можете думать, что нашли, но потом через пару недель или месяцев новизна пройдет. И ваша недописанная история о женщине, обнаружившей потайную дверь в конце своего сада, вдруг покажется банальной и бессмысленной.

Это потому, что вы основываете свою ценность и предполагаемый талант на предмете своего письма. Не поймите меня неправильно — я не говорю, что сюжет не важен, потому что он важен. Но сюжет отличается от темы. Вы должны быть в состоянии взять свой предмет и создать из него что-то блестящее. Будь то война за то, кто вырастит лучший помидор на деревенском празднике, или история летчика-истребителя в последние часы его жизни, важно, как вы ее напишете.

Подумайте о своем любимом писателе, а затем представьте, как бы он написал о своем первом уроке вождения.

У Стивена Кинга может быть зловещий инструктор по вождению, только что восставший из мертвых. Николас Спаркс мог сплести историю любви между двумя персонажами. Исаака Азимова может больше интересовать способность самосознательной машины подслушивать.

Просто начните

Самое важное в писательстве для любого начинающего писателя (и даже для уже состоявшегося писателя) — это написать что-то в первую очередь.

Нет истории без слов, и это то, что вы должны понять.

Итак, перестаньте откладывать на потом и говорить себе, что вы не можете найти правильную идею. Вместо этого выберите любую старую идею (теперь не зацикливайтесь на этом!), и…

Просто.

Старт.

Письмо.

Удачи!

ПРИКРЕПИТЕ И ПОДЕЛИТЕСЬ

Бесплатная электронная книга!

Получите мою бесплатную электронную книгу: 10 шагов к формированию ежедневной писательской привычки

Кроме того, раз в месяц я рассылаю своим подписчикам отчет о моих писательских приключениях и ведении блога.

Делиться заботой!

Если вы не знаете, что написать, напишите о своей неуверенности

Мне нравится писать эти посты для «Практики письма», и обычно, когда я сажусь писать их, идеи приходят мгновенно и непрошено. Сегодня был не один из таких дней. Сегодня я понятия не имел, что написать.

Когда я попадаю в такие ситуации, я использую один секретный прием, который дает 100-процентный шанс успеха. Этот трюк непрост и очень неудобен, но когда вы отчаянно хотите написать, но не можете, он всегда работает.

На Facebook нельзя смотреть видео с щенками или читать все посты с самопоздравлением (поверьте мне, я пробовал это делать). Не собирается в Твиттере отвлекаться на бесконечный поток статей и акций. Это нечто гораздо более темное.

Готовы к секрету?

Напишите о своей неуверенности

«Единственное требование, — сказал Стивен Кинг, — чтобы стать писателем, — это способность помнить каждый шрам».

Секрет в том, чтобы писать о своей неуверенности, своих страхах, о том, чего вы стесняетесь, о вещах, о которых вы не рассказали бы своей матери.

Когда вы застряли, когда ваши персонажи ведут себя не так, когда история не течет, напишите о том, чего вы боитесь. Вложите свои секреты в уста вашего персонажа. Поместите свои самые большие страхи в историю.

Мне нравится эта цитата из Бэтмен: Начало:

АЛЬФРЕД

Почему летучие мыши, мастер Уэйн?

БРЮС

Меня пугают летучие мыши. Пришло время моим врагам разделить мой страх.

Чтобы писать со страстью и энергией, не прячьте свои страхи. Используйте их. (Поделиться в Твиттере?)

Почему это работает?

«Когда у вас заканчиваются идеи, — говорю я нашим авторам, — пишите об исчерпании идей. Когда у вас писательский кризис, напишите о том, каково это быть заблокированным».

Потому что вот правда: вокруг вас происходят миллионы историй. На данный момент сегодня умерло 64 341 человек, из них 12 543 от голода, чуть менее 1000 от самоубийств. Можете ли вы представить себе все истории, которые вы могли бы рассказать? Отсутствие историй не проблема.

Нас блокируют, когда мы начинаем отвергать нашу собственную историю, когда мы подсознательно говорим: «Тебе нечего сказать. Ты не очень хороший писатель. Ты никогда не справишься».

Когда вы пишете о своей неуверенности, вы говорите своему подсознанию: «Знаешь, наверное, ты прав. Я am беспокоюсь, что мне нечего сказать интересного. Но я все равно напишу».

Освободитесь от перфекционизма и просто признайте, что вы не великий писатель. Это нормально. Все мы иногда чувствуем себя так, даже лучшие из нас. После того, как вы признаете, что не уверены в себе, используйте свою неуверенность как материал, как топливо, чтобы продвигать свое письмо дальше.

Итак, в чем ваша неуверенность?

Вот мои:

  • Боюсь, я не закончу все свои письменные проекты.
  • Боюсь, когда я напишу свой рассказ, никто не захочет его читать.
  • Боюсь, я никогда не стану писателем.
  • Боюсь, я застряну на написании документальной и коммерческой литературы на всю жизнь и никогда не напишу ни одной художественной литературы, которой я горжусь.
  • Боюсь, литературный истеблишмент не воспримет меня всерьез.
  • Боюсь, читателям будет скучно.
  • Боюсь, что после всех этих писательских советов люди подумают, что я позер и халтурщик.

Сегодня я не позволю своей неуверенности помешать мне писать.

Сегодня я буду писать смиренно, беззащитно, понимая, что мои читатели борются с теми же страхами.

Сегодня я отвергаю отказ.

Сегодня я примирился с собой, заявив: «Моя вся история ценна, даже самые худшие ее части».

А ты? Какова ваша неуверенность?

ПРАКТИКА

Во-первых, создайте список своих самых темных страхов. Вам не нужно делиться ими, но запишите их и положите в безопасное место. Затем напишите о персонаже, который борется с той же неуверенностью. Ваш персонаж может быть совсем не таким, как вы — противоположного пола, другого возраста, с более густой бородой, — но дайте им похожие страхи и посмотрите, как они с ними справятся.

Пишите пятнадцать минут. Когда вы закончите, напишите о своей практике в разделе комментариев.