Можно ли шутить со старшими – Можно ли рассказывать анекдоты? | islam.ru

Можно ли рассказывать анекдоты? | islam.ru

В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «Горе и несчастье человеку, который ради смеха выдумывает такие события, которых вовсе не было. Горе ему, и ещё раз горе!» (имамы Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи).

В основном, анекдоты – это вымышленные рассказы, высмеивающие кого-то. Большинство анекдотов бывают скверными и непристойными, и в народе, к сожалению, пошлые анекдоты пользуются большой популярностью. В них в юмористической форме описываются такие запретные в Исламе действия, как прелюбодеяние, супружеская измена, распитие спиртных напитков, воровство и т. д. Конечно же, рассказывать такие анекдоты запрещено.

Те, кто придумывают и рассказывают такие анекдоты, совершают грех. Представьте, что вы придумали пошлый анекдот или рассказали кому-то такую нехорошую историю. Давайте оценим ваш поступок. Пока эта пошлая история «гуляет» в народе, люди пересказывают её, распространяют в соцсетях, вы зарабатываете грех. И соучастником вашего греха становится каждый рассказчик. Степень греха усиливается и тем, что в содержании анекдотов нивелируется понятие греха, стирается грань между запретным и дозволенным, грех возводится в культ смеха, тогда как это запретное действие должно было бы вызывать отвращение. Наверное, многие уже воскликнули: «Вот ещё! Теперь запрещают даже шутить!» Хочу сразу же заверить – шутить никто не запрещает.

Ислам – всеобъемлющая религия и образ жизни, поэтому он охватывает и даже этику юмора и шуток. Чтобы мы все научились правильно шутить, давайте ознакомимся со следующими этическими нормами, которые приводятся в книге «Бедствия, связанные с языком».

Этика юмора и шуток

1.Даже при самой острой веселой шутке не следует смеяться громко, тем более, хохотать. Прилично улыбаться, тихо выражать свой восторг – это говорит о твоем уважении к окружающим. Ислам не одобряет громкий и чрезмерный смех. В хадисе, рассказанном имамами ат-Тирмизи, Ахмадом и Маликом, говорится: «Пророк (мир ему и благословение) не смеялся, а только улыбался».

2. Шутка должна быть правдивой. Когда сподвижники сказали: «Оказывается, и ты тоже шутишь, о Посланник Аллаха (мир ему и благословение)!», Пророк (мир ему и благословение)!», сказал: «Я шучу, но и, шутя, говорю только правду» (Ат-Табарани). Можно шутить двусмысленно, если хотя бы одна сторона правдива.

Ислам запрещает шутить, используя обман, ибо неправда всегда остается неправдой.

3. Нельзя ради шутки выдумать небылицы, странные невозможные ситуации.

4. Юмор и шутки могут иметь место только между людьми одного возраста. Не следует шутить со старшими, с духовным наставником, с человеком, который не понимает шуток и обижается на них, а также с чужой женщиной. И женщине также не следует шутить с посторонним человеком. Стыдливость – признак веры и самый красивый из добродетелей женщины. В Коране восхваляется дочь пророка Шуайба (мир ему) за ее стыдливость.

5. Шутка должна быть здравой и соответствующей обстановке, не обидной и не унижающей достоинство, род, происхождение и честь другого человека.

Нельзя шутить, используя при этом имя Аллаха, Его Пророка, Коран и хадисы.

В хадисе, рассказанном имамом Муслимом, говорится: «Мусульманин – брат мусульманина, пусть они не унижают и не притесняют друг друга. Унижение брата по вере слишком большой грех человека. Мусульманину запретен свой брат по вере, запретна его кровь, богатство и честь».

6. Не одобряется шутить так, чтобы шутка преобладала над серьёзностью, чтобы тебя прозвали шутом. Это унижает достоинство человека, его не воспринимают всерьёз, другие тоже станут подшучивать над ним.

Пророк (мир ему и благословение) запретил шутить слишком много, сказав: «Вы иногда развеселите, успокаивайте свои сердца шутками» и имея ввиду, чтобы мы не все время шутили, а только время от времени. Мусульманину не подобает шутить беспредельно. Мухаммад бин Васи спросил: «Если ты увидишь плачущего человека в Раю, не удивишься ли ты этому?». «Да, конечно», – ответили ему. И тогда он сказал: «Тот человек, который смеётся в мирской жизни, не зная, куда он попадёт на Том Свете, ещё больше удивителен».

 Коран одобряет тех, кто отходит от людей, которые постоянно шутят. Постоянное подшучивание достойно пори­цания и по той причине, что это подразумевает постоянную за­нятость развлечениями, а неумеренность заставляет людей из­лишне много смеяться и иногда приводит к возникновению не­нависти к таким людям и утрате уважения к ним.

Есть такая поговорка: «У всякой вещи есть своё семя, а семенем вражды является шутка».

Также говорят: «Шутка лишает благоразумия и приводит к разрыву с друзья­ми».  Ещё один мудрец говорил: «Если ты будешь шутить над достойным, почитаемым человеком, он возненавидит тебя, если ты будешь шутить над мерзким человеком, он набросится, нападёт на тебя».

7. Нарушением этики Ислама считается направлять оружие в шутку на брата по вере, наезжать на него на машине. В хадисе говорится: «Пусть никто из вас не направляет оружие на брата своего, ибо он не знает, что, возможно, шайтан овладеет его действиями, и тогда он сам попадёт в огненную яму» (имамы аль-Бухари, Муслим).

Давайте шутить праведно!

islam.ru

Дозволенность шуток и смеха в исламе: что можно, что нельзя

Дозволенность шуток и смеха в исламе: что можно, а что нельзя

Ислам запрещает греховные речи, которые могут привести вред людям. Также ислам запрещает чрезмерность в шутках и смехе. Люди не всегда думают дважды перед тем, как произнести что-либо. Мы часто забываем, что каждое наше слово записывается и будет предъявлено нам в День суда.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Тот, кто верит в Аллаха и день суда, должен говорить благое или молчать».

Греховная речь может проявляться в разнообразных формах. Наиболее распространенной формой которой является сплетни. Сплетни бывают двух видов: злословие, что значит негативно отзываться о человеке, которого нет рядом, даже если это правда. Второй вид – клевета, что означает наговаривать о человеке, которого нет рядом. Это включает в себя подозрения без доказательств и поиск недостатков в других людях.

Аллах запретил все вышеуказанное в следующем аяте: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-то из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» (49: 12).

Эти грехи, порождаемые нашим языком, к которым мы часто относимся легкомысленно, на самом деле являются причиной многих бед. Они становятся препятствием к единству. Если мы постоянно думаем негативно о ком-то, ищем в нем изъяны и распространяем сплетни, как мы можем стремиться к единству, дружбе и пониманию?

В человеческой природе заложено стремление к радости и веселью, смеху. Ислам не запрещает этого, не требует от нас строгости и серьезности на протяжении всего времени. Он не запрещает смех и юмор. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему) иногда смеялся так, что были видны его коренные зубы.

Тем не менее, ислам – религия умеренности, и существуют определенные рамки относительно смеха. В этой связи Пророк (мир ему и благословение) запретил шутить слишком много, отмечая, что излишний смех убивает сердце.

Также Он (мир ему) сказал: «Если бы вы знали то, что знаю я, вы бы меньше смеялись и больше плакали».

Умеренность важна во всем, и в юморе тоже. Кроме того, важно понимать, что есть уместное для этого время, а есть моменты, когда необходима серьезность, а шутки неуместны. Причиной подобного предписания является то, что излишний смех заставляет людей воспринимать жизнь несерьезно, и они начинают видеть смешное даже в ненужных вещах. Такие люди настолько привыкают к забавам, что становятся не в состоянии воспринимать речь других людей всерьез и делают насмешки из всего, что их окружает. Вот что значит излишний смех притупляет сердце.

Поэтому верующий должен четко осознавать, что жизнь серьезна, есть вещи с которыми нельзя шутить и смеяться и есть время, когда смех и шутки уместны и когда нет.

Ислам также запрещает насмешки и издевательства, ибо от них исходит вред. Относительно насмешек Всевышний говорит в Коране: «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (49: 11).

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Поистине, перед людьми, издевающимися над другими, откроют врата Рая и скажут одному из них: «Иди сюда»; и когда он подойдёт со своей тревогой и печалью, закроют их перед ним. Потом откроют другие врата и позовут: «Спеши сюда»; но когда он снова подойдёт со своею печалью и тревогой, вновь закроют их перед ним. И будут так делать всякий раз, до тех пор, пока человек не откажется идти к открытым вратам, куда его вновь позовут словами: «Иди сюда».

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Горе тому, кто говорит ложь, чтобы рассмешить людей».

Наконец, запрещено всячески шутить о святом – об Аллахе, его посланнике и обо всем, что касается ислама. Такие шутки могут выводить человека из ислама и рассматриваться как куфр.

Ислам предписывает совершенный баланс между действиями, переход за границы которого, безусловно, принесет вред. Обладать чувством юмора, улыбаться и смеяться в дозволенной форме является сунной посланника Аллаха (мир ему), но смех, переходящий границы, насмешки, издевательства, причинение вреда с целью посмеяться запрещены нашей религией.

Сайда Хайат

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Таким образом, этикет связан с вежливостью, которая диктуется законами этики, а этические нормы воплощаются в этикетные.

Вслед за этическими нормами, которые запрещают нанесение какого-либо ущерба (особенно морального) участникам общения или другим людям, этикет не допускает проявлений грубости, оскорбления, унижения человеческого достоинства и т. д. Этикет накладывает запрет и на то, что может поставить человека в неловкое положение, вызвать неудовольствие собеседников. В связи с этим не принято говорить на определённые темы, так как это может вызвать отрицательную реакцию кого-либо из участников разговора. Не принято обсуждать темы, которые могут быть неудобными для кого-то из присутствующих. Признаком дурного тона считается распространение слухов, сплетен, обсуждение чьего-то поведения и т. д. И наоборот, этикет предписывает обязательно сделать что-то приятное партнёрам по общению. В то же время даже бурное проявление положительных эмоций в общественном месте (громкий смех, оживлённые разговоры и т.д.) также непринято, поскольку это может кого-то нечаянно обидеть, помешать в чём-то и т. д.

В этом плане речевой этикет соотносится прежде всего с вежливостью. Вежливость – это многоаспектное явление, в котором в разных ситуациях проявляется уважение к партнёрам по общению. В то же время вежливость – явление неоднозначное. Существует позитивная вежливость, которая создаёт или укрепляет партнёрские взаимоотношения между общающимися, и негативная вежливость, которая подчёркивает автономность адресата и адресанта, служит средством их дистанцирования друг от друга.

К позитивной вежливости можно отнести изысканную вежливость и почтительность, учтивость, которые проявляются не только в речи и выражают не только воспитанность коммуниканта, но и его глубокое уважение к партнёру. К положительной вежливости можно также отнести учтивость и корректность, которые характеризуются большей дистанцией между коммуникантами и используются при официальных и полуофициальных отношениях.

В то же время подчёркнутая вежливость, сменившая вежливость обычную, увеличивает дистанцию между общающимися, а увеличение дистанции, в свою очередь, сигнализирует о неблагополучии в общении. Обида, нанесённая такой вежливостью, например, близкому человеку, может быть очень сильной, поэтому вежливость, как и любое сильное средство, нужно дозировать с учётом всех составляющих коммуникации. Нежелательна также и манерность, церемонность, слащавость в общении, когда вежливость соотносится со своей противоположностью – неуважением к собеседнику, и выступает в роли барьера в общении. Однако при неблагополучном течении общения вежливость помогает защититься или нейтрализовать агрессивное речевое поведение и выполняет при этом позитивную функцию.



В коммуникативном плане этикет помогает строить общение, он предписывает знание и учёт тех речевых ролей, тех взаимоотношений, которые существуют или должны существовать между данными участниками общения. Плюс к этому, этикетные формы учитывают, кто является инициатором общения и кто отвечает, кто какую форму речи, её тональность может себе позволить, а кто – нет.

Таким образом, речевой этикет служит более конкретным воплощением этических и коммуникативных норм. Уровень мастерства коммуниканта в этом отношении определяется прежде всего знанием этикетных формул и их значения и умением использовать эти средства уместно и адекватно.

Завершить лекцию мне хотелось словами Льва Николаевича Толстого: «Из всех наук, которые человек должен знать, есть одна обязательная – как жить, делая как можно меньше зла».

К следующей лекции подготовьте, пожалуйста, ответы на вопросы:

Кого вы можете расспрашивать о семье, о здоровье, а кого – нет?

Кому и в какой ситуации вы можете передавать приветы, а кому и когда – нет?

Что делать, если говорящий, человек старше вас, забыл, о чём он говорил, задумался? Молчать? Напомнить то, о чём он говорил? Не заметить?

Можно ли шутить со старшими?

Можно ли положительно отзываться об отсутствующих?

Как здороваться с группой людей, из которых кто-то вам хорошо известен, а другие – незнакомы?

Можно ли разговаривать мужчине с дамой, куря или со шляпой на голове?

Какие нарушения речевого этикета вы замечаете чаще всего? Чем они обычно объясняются: незнанием правил или нежеланием их соблюдать?

 

cyberpedia.su

Этика шуток

  Категория: Адабы-Дуа
  Автор: Курамухаммад-хаджи Рамазанов
  Просмотров: 6740

 

Ислам – всеобъемлющая религия и образ жизни, поэтому он охватывает и этику юмора и шуток мусульман. Юмором или шуткой называются разговоры или действия, которые вызывают в сердце радость, веселье, под действием которого человек улыбается, смеется, исчезает хмурость с его лица. Следует придерживаться следующих этических норм.

 

1. Даже при самой острой шутке не следует смеяться громко, хохотать. Прилично улыбаться, тихо выражать свой восторг – это говорит о твоем уважении к окружающим. Ислам не одобряет громкий и чрезмерный смех. В хадисе, рассказанном ат-Тирмизи, Ахмадом и Маликом, говорится: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не смеялся, а только улыбался».

 

 

2. Шутка должна быть правдивой. Когда сподвижники сказали: «Оказывается, и ты тоже шутишь, о Посланник Аллаха!», Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я шучу, но и шутя, говорю только правду». Можно шутить двусмысленно, если хотя бы одна сторона правдива.

 

 

Ислам запрещает шутить, используя обман, ибо неправда всегда остается неправдой.

 

 

3. Нельзя ради шутки выдумывать небылицы, странные невозможные ситуации.

 

В хадисе говорится: «Горе и несчастье человеку, который ради смеха выдумывает такие события, которых вовсе не было. Горе ему, и еще раз горе!» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи).

 

 

4. Юмор и шутки могут иметь место только между людьми одного возраста. Не следует шутить со старшими, с духовным наставником, с царем, с человеком, который не понимает шуток и обижается на шутки, а также с чужой женщиной. И женщине также не следует шутить с посторонним человеком. Стыдливость – признак веры и самый красивый из добродетелей женщины. В Коране восхваляется дочь пророка Шуайба из-за ее стыдливости.

 

 

5. Шутка должна быть здравой и соответствующей обстановке, не обидной и не унижающей достоинство, род, происхождение и мысли другого человека.

 

 

Нельзя шутить, используя при этом имя Аллаха, Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Коран и хадисы.

 

 

В хадисе, рассказанном Муслимом, говорится: «Мусульманин – брат мусульманина, пусть они не унижают и не притесняют друг друга. Унижение брата по вере слишком большой грех для человека. Мусульманину запретен свой брат по вере, запретна его кровь, богатство и честь».

 

 

6. Не одобряется шутить так, чтобы шутка преобладала над серьезностью так много, чтобы тебя могут прозвать шутом. Это унижает достоинство человека, его не воспринимают всерьез, другие тоже станут подшучивать над ним. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил шутить слишком много. Он сказал: «Вы иногда развеселите, успокаивайте свои сердца шутками». То есть Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сказал, чтобы мы постоянно шутили. Мусульманину не подобает шутить беспредельно. Коран одобряет тех, кто отходит от людей, которые постоянно шутят. Еще один мудрец говорит: «Если ты будешь шутить над достойным, почитаемым человеком, он возненавидит тебя, если ты будешь шутить над мерзким человеком, он набросится, нападет на тебя».

 

 

7. Нарушением этики Ислама считается направление оружия в шутку на брата по вере, наезд на него на машине. В хадисе говорится: «Пусть никто из вас не направляет оружие на брата своего, ибо он не знает, что, возможно, шайтан овладеет его действиями, и тогда он сам попадет в огненную яму» (Аль-Бухари, Муслим).

 

 

 

 

 

 

О некоторых шутках Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

 

 

 

 

 

1. Однажды Умму Айман пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала, что ее супруг приглашает его в гости. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не тот ли твой супруг, у которого в глазу белизна?» Она ответила: «У моего мужа в глазу никакой белизны нет». «Да, есть же» — настоял на своем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. «Именем Аллаха клянусь, что нет» — сказала женщина. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал «Не бывает человека, у которого нет в глазу белизны (т. е. белая часть вокруг зрачка)».

 

 

2. Один мужчина попросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, покатать его на верблюде. «Я покатаю тебя на детеныше верблюда» – ответил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. «Как я могу покататься на детеныше верблюда, он же не сможет нести меня на себе» – сказал человек. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил: «Каждый верблюд – детеныш другого верблюда».

 

 

 

3. Однажды старая женщина посетила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и попросила его прочитать за нее мольбу, чтобы Аллах направил ее в Рай. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Старые женщины в Рай не попадут». И старушка начала плакать. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, добавил: «Когда будешь входить в Рай, ты не будешь старой, а будешь молодой».

 

 

4. Нуайм аль-Ансари шутил очень много. Если в Медину привозили для продажи какие-нибудь сладкие фрукты, которых здесь не продавали раньше, он покупал их в долг, преподносил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и говорил ему: «О Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я дарю это вам». А когда продавец приходил к Нуайму за долгом, он приходил с ним к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и говорил: «О Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оплати его долг». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Разве ты не подарил их мне!» Тогда Нуайм говорил: «О Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, клянусь Аллахом, у меня на руках не бывает денег, чтобы заплатить за них, но я взял их в долг, желая, чтобы ты их попробовал и съел». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, улыбался и отдавал продавцу цену за продукты.

 

 

5. Захак бин Суфьян был человеком некрасивым и маленького роста. Когда он договаривался с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, о принятии Ислама, он сказал: «О Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, у меня две жены, румяные, красивые, чем вот эта (указывая на жену Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, если ты пожелаешь, я разведусь с одной из них и выдам ее замуж за тебя». Это было до ниспослания аята о парандже, и в это время Аиша, да будет доволен ею Аллах, сидела рядом и слышала их разговор. Она спросила: «Кто же из вас красивее, ты или твои жены?» Тогда он ответил: «Конечно же, я, я красивее и достойнее их!» Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся над остроумным вопросом своей жены Аиши и над ответом Захака бин Суфьяна, который был в действительности некрасивой внешности.

 

 

 

Дорогие братья по вере, как у каждой вещи и действия, так и у юмора и шуток бывают свои границы и порядок. Поэтому в Шариате не одобряется слишком увлекаться шутками. От обилия шуток люди много смеются, а чрезмерный смех опустошает душу, отвлекает от поминания Аллаха и мыслей о потустороннем мире, унижает достоинство и переходит границы приличия, иногда вызывает чувство зависти у других.


 

Дай Аллах нам силу соблюдать границы приличия в юморе и в шутках. Аминь!

 

taalib.ru

Юмор с точки зрения Ислама. Как шутил Пророк (мир ему)

Чувство юмора, хорошее настроение, добрая шутка – являются теми вещами, которые отличают мусульманина. Вызывать в окружающих веселье весьма похвально с точки зрения Шариата. Ислам приветствует, когда верующий доставляет людям радость в большей степени, чем хмурый аскетизм. Но при этом предписывается ряд норм, которые следует соблюдать, даже 1 апреля, в т. н. День смеха, чтобы, шутя, не выходить за границы, определенные Всевышним.

1. Даже при самой острой и веселой шутке не следует смеяться гомерическим смехом, хохотать, кричать громким голосом. Прилично улыбаться, спокойно выражать свой восторг, — это демонстрирует уважение к окружающим. Ислам не одобряет истерический, чрезмерный смех. В хадисе, переданном Тирмизи, Ахмадом и Маликом, говорится: «Пророк (мир ему и благословение) не смеялся, а только улыбался».

2. Шутка должна быть правдивой. Когда сподвижники сказали: «Оказывается, и ты тоже шутишь, о, Посланник Аллаха!», Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Я шучу, но говорю только то, что истинно». Можно веселить окружающих двусмысленно, если хотя бы одна сторона шутки правдива. Но Ислам запрещает шутить, используя обман, даже первого апреля. Даже в этот день неправда остаётся неправдой.

3. Нельзя ради шутки выдумывать небылицы, странные, нереальные ситуации. В хадисе, переданном Тирмизи, говорится: «Несчастьем, бедствием человека можно считать выдумывание ради забавы таких событий, которых вовсе не было».

4. Юмор и шутки уместны только в подходящей момент и с соответствующими людьми. Не следует шутить со старшим по возрасту, с учителями, с учеными, с руководством, с человеком, который не понимает шуток, обижается на них, и с посторонней женщиной. Также и женщине не следует шутить с посторонним мужчиной. Словом, везде, где юмор не уместен.

5. Шутка должна быть умной, адекватной ситуации, понятной окружающим, не обидной, не унижающей достоинство человека или его семьи.

В хадисе, переданном Муслимом, сказано: «Мусульманин — брат мусульманина, так пусть же они не унижают и не притесняют друг друга. Унижение же единоверца — большой грех. Поэтому мусульманину запрещено унижать братьев по вере, ему запретны их кровь, их богатство и честь».

6. Не одобряется забавлять окружающих так, чтобы шутка превалировала над серьезностью, и так много, чтобы мусульманина прозвали хохмачом и т. д. Это унижает достоинство человека, люди не будут воспринимать его всерьез и станут также подшучивать над ним. В этой связи Пророк (мир ему и благословение) запретил шутить слишком много, отмечая, что излишний смех убивает сердце.

Бесконечные шутки и хохот не являются признаком мусульман. Коран одобряет тех, кто уходит от тех, кто постоянно смеется. (Исключением в данном случаи являются те, кто занимаются юмором профессионально).

7. Нарушением этики Ислама считается направлять оружие в шутку на брата, пугая его, или наезжать на него на машине и т .д. В хадисе, переданном Бухари и Муслимом, говорится: «Вы не направляйте оружие на брата своего. Ведь шайтан может овладеть твоими действиями — и оружие выстрелит. Тогда же ты попадёшь в огненную яму».

8. Нельзя шутить на запрещенные темы, например, рассказывать пошлые истории, разглашать интимные подробности, использовать хулу и клевету.

О шутках и чувстве юмора Пророка (мир ему и благословение)

— Однажды Умму Айман пришла к Пророку (мир ему и благословение) и сказала, что ее супруг зовет его в гости. На это Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не тот ли твой супруг, у которого в глазу белизна?» «У моего мужа, — удивилась женщина, — в глазу нет никакой белизны». «Да есть же», — настаивал на своем Пророк (мир ему и благословение). «Именем Аллаха клянусь, что нет», — ответила Умму Айман и ушла. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не бывает человека, у которого нет в глазу белизны. Я имею в виду белок вокруг зрачка».

— Как-то некий мужчина попросил Пророка (мир ему и благословение) покатать его на верблюде. «Я покатаю тебя, но только на верблюжонке», – ответил Посланник Аллаха (мир ему и благословение). «Как я могу покататься на верблюжонке, он же не сможет нести меня на себе», – вопрошал человек. На что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Каждый верблюд – верблюжонок другого верблюда».

— Передают, что однажды старая женщина посетила Пророка (мир ему и благословение). В разговоре с ней он сказал: «Старые женщины в Рай не попадут». Старушка начала плакать. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) объяснил ей, что когда она будет входить в Рай, то вновь обреете молодость и красоту.

— Нуайм аль-Ансари шутил очень много. Если в Медину привозили на продажу какие-нибудь сладкие фрукты, которые не продавали там раньше, он покупал их в долг и преподносил Пророку (мир ему и благословение) со словами: «О, Посланник Аллаха, я дарю это Вам». А когда продавец приходил к Нуайму за долгом, он приходил с ним к Пророку (мир ему и благословение) и говорил: «О, Посланник Аллаха, оплати мой долг». На это Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Ты ведь их мне подарил!» А Нуайм отвечал: «О, Посланник Аллаха, у меня ничего не было, чтобы заплатить за фрукты, и я взял их в долг, желая, чтобы ты их попробовал». Тогда Пророк (мир ему и благословение) улыбался и давал продавцу деньги за продукты.

— Захак бин Суфьян имел непривлекательную внешность и малый рост. Когда он договорился с Пророком (мир ему и благословение) о принятии Ислама, то сказал: «О, Посланник Аллаха, у меня две жены, с одной из них, румяной и более красивой, чем вот эта (в этот момент он указал на жену Пророка (мир ему и благословение) Айшу, которая до ниспослания аята о прикрытии ходила с открытым лицом), я разведусь и выдам ее замуж за тебя». В это время Айша (да будет доволен ею Аллах) сидела рядом и слышала их разговор. Она спросила: «Кто же из вас красивее, ты или твои жены?» На что он ответил: «Конечно же, я, я красивее их и достойнее их!» Услышав это, Пророк (мир ему и благословение) посмеялся над умным вопросом своей жены и над ответом Захака бин Суфьяна, который в действительности был совсем не хорош собой.

Курамухаммад Рамазанов, алим, заместитель муфтия Дагестана по каноническим вопросам

На фото: артисты первого исламского комеди-шоу «Аллах сделал меня смешным» (США)

www.ansar.ru

Урок 5. О чем нельзя шутить и от чего зависит успех шутки

Успех любой шутки обусловлен реакцией зрителей на нее. Если в ответ на остроту, анекдот или какое-то комичное замечание вы слышите смех или видите улыбки, значит, шутка удалась. Если же реакция иная – стоит еще поработать над своим мастерством. Однако успех шуток не всегда зависит от техники исполнения или соответствия определенным требованиям, о которых мы уже беседовали (оригинальность, неожиданность, своевременность и т.д.). Огромнейшую роль играет актуальность затрагиваемой темы и сама тема, ведь есть темы, на которые шутить не принято, иначе юмор либо не будет воспринят, либо будет воспринят негативно – как обида, оскорбление, бестактность или нечто подобное.

Из пятого урока вы узнаете о том, на какие темы нельзя шутить, и что значит актуальность темы (мы укажем на три показателя актуальности шуток), а также о том, благодаря чему шутка становится смешной или наоборот. И начнем мы, конечно же, с запретных тем.

Содержание

  1. О чем нельзя шутить
  2. От чего зависит успех шутки
  3. Рекомендации начинающим шутникам
  4. Проверочный тест
  5. Отзывы и комментарии

О чем нельзя шутить

Запретных тем в юморе не так уж много, но знать их нужно обязательно, чтобы не попасть в каверзную ситуацию и не прослыть бестактным и бессовестным человеком.

К темам, которые лучше не затрагивать, относятся:

  • Религия. Вероисповедания людей и то, во что они верят, – вопрос сугубо индивидуальный. Каждый относится к этому по-разному: для одних религия не имеет значения, а для других она может быть смыслом жизни. Нам же не дано знать, к какой категории относится тот или иной человек. Безусловно, шутка на тему религии может прокатить в компании, где все свои, и знают друг друга много лет, но в обществе незнакомцев говорить о вере в шуточном и тем более негативном ключе – табу. Если же вы все-таки затрагиваете тему религии в своих шутках, помните, что шутить лучше о конкретном человеке, но не о его верованиях. Нельзя смеяться над тем, во что верят миллионы людей по всему миру.  
  • Страны и государства. Несмотря на то, что сегодня ходит немало шуток о США, Украине, странах Европы и других государствах, шутить на эту тему пусть и не запрещается, но следует крайне внимательно и осторожно. Здесь можно столкнуться с тем же, что и в первом случае: кто-то спокойно воспринимает шутки о своей стране, а кто-то, являясь ярым патриотом, может быть серьезно задет вашей шуткой.
  • Страдания и несчастья других людей. Смеяться над тем, что причиняет боль кому-то другому, – верх бестактности и невоспитанности. Обычно подобные шутки воспринимаются людьми крайне негативно, и, пошутив на такую тему, можете быть уверены, что в следующий раз в данной компании людей (даже одного человека) ваше присутствие будет нежелательно. Ко всему прочему, шутки над несчастьями, совершенно несмешные. Ну и чисто по-человечески: никто не знает, что его ждет в будущем, и тот, кому хорошо сейчас, уже завтра может оказаться в беде, в том числе и в ситуации человека, над которым неудачно пошутил.  
  • Физические увечья, недостатки, умственные способности. С этими темами ситуация аналогична предыдущей.
  • Собственное превосходство. Логически продолжая два предшествующих пункта, можно сказать, что не стоит шутить о своем личном превосходстве над другими людьми. Совершенно не важно, чего оно касается: физической силы, интеллекта, материального положения и т.п. Возвышая себя, человек получает прямо противоположный эффект – в чужих глазах он становится ниже. Безусловно, шутки на эту тему сегодня можно услышать довольно-таки часто, но тут уже имеют место индивидуальные особенности каждого отдельно взятого шутника. Если вы хотите создать о себе правильное и приятное впечатление, будьте скромны и не «якайте», выпячивая грудь вперед и говоря, что вы чем-то лучше остальных.
  • Секс. Тема интимных отношений, невзирая на то, что снискала себе большую популярность среди юмористов, должна затрагиваться очень аккуратно. Как и прежде, нам не дано знать степень нравственности своей аудитории, поэтому, пошутив на тему секса, мы рискуем попасть впросак. Кроме того, подобный юмор должен быть уместным и соответствовать ситуации, а сами шутки – преподноситься в нужный момент.
  • Физиология. Здесь имеется в виду совершенно неприличная тема физиологических выделений. Тематика, конечно, не табуирована, но подобный юмор доступен лишь тем, кто умеет шутить действительно мастерски. По большому же счету шутки на рассматриваемую тему зачастую просто-напросто неэстетичны, и вызывают скорее отвращение, нежели смех и улыбку.

О запретных темах в юморе, в дополнение ко всему вышесказанному, мы советуем вам посмотреть видео (вебинар) известного юмориста Павла Воли. Найти его можно по этой ссылке (просмотр начнется с соответствующего момента). 

Неподобающие и неуместные шутки вызывают у людей отрицательную реакцию, приводят в замешательство и портят настроение. Старайтесь обходить их стороной – и за здоровую и правильную реакцию можно будет не волноваться.

Но, как и следует полагать, правильная тема – это не единственный нюанс, влияющий на успех шутки. Есть еще несколько пунктов, которым должен соответствовать шутник и юморист. О них и пойдет речь ниже.

От чего зависит успех шутки

Каждый, кто поставил для себя цель развить чувство юмора, должен знать, что именно делает шутки смешными. Ситуации бывают разными, и везде следует производить подстройку, однако представленные ниже рекомендации будут действовать практически всегда и везде.

Чтобы ваш юмор был смешным и вызывал у аудитории радость и смех, необходимо:

  • Знать аудиторию. Одной категории людей шутка может показаться смешной, а у другой та же самая шутка может не вызвать нужной реакции. Знать всех и каждого, конечно же, невозможно, зато всегда можно иметь хотя бы приблизительное представление о компании, где придется шутить. Элементарно: «пацанские» шутки не подойдут для компании, где есть девушки; интеллектуальные шутки с большой долей вероятности не будут восприняты в кругу грузчиков и сторожей и т.д. и т.п.
  • Соответствовать ситуации. Помните, что эффектная шутка – это шутка, прозвучавшая в нужное время и в нужном месте (первый показатель актуальности шутки). Подходите к делу тактично – так вы сможете всегда рассмешить людей, снять напряжение, если обстановка накалилась, или даже подбодрить и поддержать кого-то. Рассматривайте каждую ситуацию критически, чтобы понять, где и когда шутить уместно, а где и когда – нет.
  • Избегать злословия, клеветы, насмешек и обидных шуток. Они лишают юмор его чудесных свойств – он перестает делать людей лучше, сплачивать их, настраиваться на позитив. Юмор всегда должен иметь положительную направленность, в противном случае он будет служить показателем черствости, негативного мышления и отсутствия взаимопонимания с окружающими.
  • Не бояться смеяться над собой. О самоиронии мы уже сказали предостаточно, поэтому просто напомним, что всегда нужно быть готовым посмеяться над своей персоной, «словить» шутку в свой адрес и грамотно (безболезненно и неагрессивно) на нее отреагировать.
  • По достоинству оценивать не только свой, но и чужой юмор. Во-первых, это позволяет находить общий язык с другими людьми, а во-вторых, служит отличным источником вдохновения.
  • Шутить на злободневные темы (второй показатель актуальности шутки). Это очень актуально на текущий момент времени (а значит, и реакция последует быстрее), а также прекрасно разряжает обстановку. Подумайте о том, какие новости и события сегодня в топе. Это может быть забастовка сексуальных меньшинств, отключение электроэнергии по всему городу, чиновник в нетрезвом состоянии и т.п. Лучше всего проводить такой анализ в начале дня, а результаты записывать.
  • Стремиться делать юмор таким, чтобы он балансировал на грани дозволенного (например, социальных норм) и выделялся на фоне юмора как такового. Об этом, кстати, часто говорила великолепная актриса, известная своим остроумием и искрометными высказываниями, – Фаина Раневская. Насколько умело она шутила, вы можете увидеть в передаче «Смехоностальгия» (нужный выпуск находится здесь).
  • Расширять кругозор. Бедность кругозора – одна из самых серьезных проблем юмористов. Все шутки творятся из фактов, парадоксов, жизненных наблюдений и неожиданных сопоставлений, искусно облаченных в культурную форму. Эрудиция же позволяет не просто придумывать десятки и сотни шуток, но и касаться совершенно разных тем, благодаря чему эффективность юмора многократно возрастает. Заметим, что множество известных команд КВН нередко выходили в лидеры и добивались побед благодаря тому, что умело шутили на малодоступные темы.
  • Учиться шутить на любую тему. Ещё в 1999 году известный сценарист и телеведущий Михаил Марфин сказал: «Если мне нужно придумать шутку о том, как обвешивают в магазине, я к вечеру ее придумаю». Точно так и А. П. Чехов когда-то говорил, что хорошего писателя отличает умение писать рассказы о банальнейших вещах, к примеру, о чернильнице. Имейте это в виду, и упражняйтесь на досуге, придумывая шутки о зубных щетках, поездках в маршрутках и метро, обвешивании в магазинах и т.п.
  • Чаще шутить о том, что близко и понятно большинству людей (третий показатель актуальности шутки). Глубокомысленный и сатирический юмор – тема для профессионалов. А «народные» шутки и хохмы всегда в цене среди огромного количества любителей вдоволь посмеяться.
  • Обходить стороной избитые и заезженные шутки, часто звучащие в юмористических телепередачах (КВН, Comedy Club и других) или просто находящиеся в обиходе много лет. В некоторых случаях, если ситуация позволяет и шутка, как говорится, будет в тему, пересказывать чьи-то шутки допускается, но злоупотреблять этим не стоит.

Следование этим советам уже само по себе делает остроумные высказывания смешными и поднимающими настроение. Многое, естественно, будет зависеть от вашего личного обаяния и харизмы, но большая часть работы все-таки будет сделана за вас. Не придумывайте велосипед – лучше уделите время придумыванию и продумыванию самих шуток. И на эту тему у нас тоже есть ряд замечательных рекомендаций.

Рекомендации начинающим шутникам

Чтобы всегда быть душой компании и генератором хорошего настроения, чтобы блистать остроумием и чувством юмора, возьмите на вооружение следующие приемы:

  • Продумывайте и ищите материал для шуток
  • Находите темы для разных категорий слушателей и ситуаций
  • Воздерживайтесь от шуток, в безобидности которых вы не уверены
  • Тренируйтесь в написании и рассказывании коротких шуток и историй
  • Читайте больше анекдотов и учитесь рассказывать их перед зеркалом
  • Используйте в шутках игру слов и эффект неожиданности
  • Убеждайтесь в том, что шутка смешная (если шутка не смешна вам, он не будет смешна и вашим слушателям)
  • Сопровождайте свою речь жестикуляцией (иногда, чтобы рассмешить кого-то, можно даже рисовать картинки на бумаге или доске для письма)
  • Развивайте уверенность в себе
  • В непредвиденных ситуациях не бойтесь импровизировать
  • Оттачивайте свое мастерство юмориста на родных, а уже потом переходите к друзьям и знакомым
  • Анализируйте увиденные и услышанные шутки, анекдоты, комичные истории, находя в них смешное и забавное
  • Записывайте юмористические цитаты известных людей – это позволит не только рассмешить, но и произвести впечатление и прослыть интеллектуалом
  • Читайте литературу, из которой можно почерпнуть материал для остроумных шуток, например, произведения М. Мишина, Г. Горина, М. Зощенко, А Аверченко, А. Чехова, Я. Гашека и других отечественных классиков

Не стоит думать, что искусство юмора доступно только отдаренным людям. Быть смешным может любой человек, нужно только знать, как научиться шутить, и работать над собой. Не бойтесь экспериментировать и делать новые шаги, соединять оригинальные идеи и неожиданные повороты, жонглировать словами и забавно рифмовать, переворачивать слова и менять местами буквы. Даже у самых именитых юмористов бывают ситуации, когда их шутки «не заходят», что уж говорить о том, кто только начинает юморить и остроумничать. Главное – смело идти вперед и набираться опыта, а для плодотворной работы у вас уже есть все, что нужно…почти.

Наши уроки юмора заканчивает шестой урок, посвященный формам комического – тем формам, в которых вообще принято преподносить шутки. В финальном уроке мы поговорим о том, что такое стендап, миниатюра, скетч, one man show и т.д. Несмотря на то, что материал будет носить преимущественно ознакомительный характер, он окажет вам существенную практическую поддержку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

4brain.ru

Этика шуток | islam.ru

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), несмотря на то, что был влиятельным, высокочтимым, серьёзным, спокойным человеком, в то же время был мягким, склонным к согласию и дружеским отношениям. Шутил с людьми и младше, и старше себя, со своими сподвижниками. Шутить – это сунна Пророка (мир ему и благословение).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучил нас тому, чтобы в наших шутках не было лжи, гибата, издевательства, насмешек и тем более ёрничанья над религией. В шутках следует учитывать подходящее время, подходящее место. Если соблюсти эти правила, то шутки наши будут сунной Пророка (мир ему и благословение), за которую мы получим награду.

Самое важное в этих правилах – вопрос устрашения мусульманина, которое недопустимо в шутках. Однажды Пророк (мир ему и благословение) увидел, как один человек спрятал обувь своего товарища, а тот искал её, и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто устрашит мусульманина, того Аллах устрашит в Судный день».

Сторонитесь любой мысли, которая содержит устрашение мусульманина. Сегодня некоторые люди шутят так: подходят незаметно сзади, издают крик и пугают, это может создать человеку проблему физическую или духовную. Нужно обращать на это внимание и опасаться совершать подобное.

Пророк (мир ему и благословение) не был из числа чёрствых, наоборот, он был из числа нравственных, чистых людей. Его шутки со сподвижниками были мягкими. Был один человек с суровым взглядом по имени Захир, он приходил из пустыни на рынок продавать некоторые вещи. Пророк (мир ему и благословение), однажды выйдя на рынок, увидел его, подошёл сзади, прикрыл ему глаза и сказал: «Кто купит этого раба? Кто купит этого раба?» Захир понял, что это Мухаммад (мир ему и благословение), потому что почувствовал характерный для него аромат, и сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), как видишь, я не пользуюсь спросом». Тогда Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Возле Аллаха на тебя есть спрос, о Захир».

Так же мягко пошутил Пророк (мир ему и благословение), когда к нему пришёл человек и попросил: «Покатай меня на верблюде». «Я покатаю тебя, но только на верблюжонке», – ответил Посланник Аллаха (мир ему и благословение). «Как я могу покататься на верблюжонке, он же не сможет нести меня на себе», – удивился человек. На что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не является ли каждый верблюд верблюжонком другого верблюда?»

Это благожелательное, красивое обращение Пророка (мир ему и благословение) с людьми убирает преграды между ними, ведь некоторые сподвижники выказывали перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение) сильный почтительный страх, а Пророк (мир ему и благословение) снимал этот барьер обучением, воспитанием и подобными добрыми шутками.

Пророк (мир ему и благословение) шутками обучал и воспитывал окружающих. Однажды был случай с Хавватом ибн Джубайром (да будет доволен им Аллах), молодым сподвижником. Как-то он, выйдя, в палатке увидел женщин, надел костюм, пошёл к ним и стал разговаривать с ними. Пророк (мир ему и благословение) увидел его и, улыбнувшись, спросил: «Что ты делаешь, о Хавват?» Тот ответил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), мой верблюд убежал, и я расспрашиваю о нём». Пророк (мир ему и благословение) засмеялся и ушёл. Затем Пророк (мир ему и благословение) снова встретил этого сподвижника и спросил: «Как убежал твой верблюд, о Хавват?» Затем встретил его во второй раз и, смеясь, вновь спросил: «Как убежал твой верблюд, о Хавват?» Потом Хавват (да будет доволен им Аллах) говорит: «Я вошёл в мечеть, а там Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Я знал, что он опять задаст мне тот же вопрос, и вступил в намаз; Пророк (мир ему и благословение) тоже вступил в намаз. Я удлинял молитву, а Пророк (мир ему и благословение) быстро помолился. Я про себя подумал: всё-таки признаюсь Пророку (мир ему и благословение)». Пророк (мир ему и благословение), смеясь, опять спросил: «Как убежал твой верблюд, о Хавват?» «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение)» верблюд мой не убегал» дело было так и так», – ответил Хавват (да будет доволен им Аллах). Пророк (мир ему и благословение) засмеялся, а у сподвижника ушла из сердца эта болезнь – желание посещать собрание женщин.

Пророк (мир ему и благословение) шутил с маленькими детьми. Махмуд ибн Рабиг говорил: «Мне было пять лет, и я помню, что Пророк (мир ему и благословение) обрызгивал моё лицо водой». Пророк (мир ему и благословение) набирал в рот воду и обрызгивал ею лицо этого ребёнка. Потом даже сподвижники говорили, что мальчик из-за этого стал талантливым.

Однажды старая женщина посетила Пророка (мир ему и благословение) и попросила его прочитать за неё мольбу, чтобы Аллах направил её в Рай. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Старые женщины в Рай не попадут». Старушка стала грустить, и Пророк (мир ему и благословение), позвав её, добавил: «Когда будешь входить в Рай, ты не будешь старой, а будешь молодой».

Ещё пример шуток Пророка (мир ему и благословение) – случай, когда он пришёл в дом своей дочери Фатимы, а у неё была ссора с имамом Али (да будет доволен им Аллах). Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Где твой муж?», и она ответила: «Вышел». Тогда Пророк (мир ему и благословение) отправился его искать и нашёл уснувшим на земле в мечети, на его теле была пыль. Пророк (мир ему и благословение) подошел к нему и, улыбаясь, стал будить, приговаривая: «Вставай, о Абу Тураб (отец земли), вставай, о Абу Тураб». Имам Али (да будет доволен им Аллах) потом говорил: «Самое любимое прозвище было это, Абу Тураб, которое дал Пророк (мир ему и благословение)».

Таким милосердием Пророк (мир ему и благословение) смягчал сердца тех, кто был вокруг него. Эти прекрасные шутки мы можем рассматривать как причины благого, они являются сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Нам следует обратить на это внимание: если шутить с хорошей целью и хорошим методом, такая шутка будет сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и наши шутки будут соответствовать словам Творца: «Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”» (сура «Алу Имран», аят 31).

Стенограмма проповеди Мухаммада ас-Сакафа

islam.ru