Мотивировать это значит: МОТИВИРОВАТЬ | это… Что такое МОТИВИРОВАТЬ?

что это такое и надо ли это делать?

Иногда окружающих приходится мотивировать к работе.  Почему так происходит? Что делать, когда задание не вызывает интереса, но может принести пользу? Как заставить себя и других за него взяться? Какие приемы помогают обрести вдохновение? На что стоит обратить внимание, пытаясь заинтересовать другого человека? Ответ на перечисленные вопросы – хороший стимул для прочтения этой статьи.

Что такое мотивировать?

Мотивировать — это вдохновлять на выполнение определенного задания. Руководители могут воодушевить сотрудников обещаниями выплатить премию. Девушка способна мотивировать парня на подвиг ради нее при помощи одной лишь улыбки. Тренер должен настроить команду на победу в матче. Примеров можно привести еще много, поскольку результат любого действия зависит от заинтересованности исполнителя.

Мотивом может быть как материальная, так и нематериальная награда. Иногда люди совершают рискованные поступки ради выплеска адреналина. В других случаях, интерес к занятию не появляется даже за крупную сумму. Все определяет мировоззрение человека и его система жизненных ценностей.

Выходит так, что мотивировать человека можно, убедив его в важности задания. Например, оригинальный ракурс для фото – слабый мотив, чтобы спрыгнуть с третьего этажа. Во всяком случае, для здравомыслящих людей. Но, если в квартиру ворвутся бандиты, либо начнется пожар – этого стимула будет достаточно для рискованной затеи. Все зависит от равноценности обмена усилий на результат. Фотография не равносильна попаданию в травмпункт, но спасенная жизнь стоит нескольких переломанных костей.

Пройти тест на тип личности

Когда человека стоит мотивировать?

Прежде, чем начинать кого-нибудь мотивировать, необходимо взять на себя ответственность за результат. Важно дать ответ на вопрос, имеем ли мы право вмешиваться в его жизнь.

Например, родители обладают моральным правом склонять ребенка к учебе и занятиям спортом. Когда он получит хорошее образование и вырастет крепким мужчиной, то в итоге сам скажет им спасибо за это.

Другой вариант – человек, который долго без отношений. Конечно, «сердобольное» окружение изо всех сил пытается мотивировать его к поиску девушки. Но вправе ли они решать, что для этого человека лучше? Возможно, у него такой период в жизни, когда отношения будут только мешать?  Уверены ли друзья и товарищи, что появление девушки даст результат? Возьмут ли они на себя ответственность, если он разочаруется в своей пассии и впадет в депрессию, начнет употреблять алкоголь? Скорее всего – нет. Зачем тогда, так усердно делать «медвежью услугу» и совать свой нос в чужую жизнь?

Мотивировать кого-либо, кроме самого себя, сложное и неблагодарное дело. Мы не всегда можем быть уверены в самих себе. Где же взять уверенность, что мы поступаем правильно с окружающими, знаем, что для них лучше?

Единственное мерило справедливости в вопросах мотивирования – возможность саморазвития и улучшения жизни. Когда руководитель стимулирует работников к профессиональному росту – это хорошо. Когда учитель заинтересует учеников предметом – это тоже хорошо. Когда общественный деятель мотивирует жителей города на уборку парка – опять же хорошо. Но в случае, если результат не столь однозначен, лучше не спешить с решением. Всегда необходимо взвесить все «за» и «против», и только после этого кого-нибудь склонять к определенным поступкам  или поведению. О том, как это сделать, если все-таки решение принято, поговорим дальше.

Как мотивировать?

Способов, наделяющих человека вдохновением и энергией, известно много. Что же мотивирует сильнее всего? Известны ли эффективные приемы? Конечно – они есть. Сейчас их и рассмотрим:

  • Визуализация;
  • Поощрение;
  • Демотивация;
  • Личный пример;
  • Внушение;
  • Спор;
  • Просьба.

Разберем детально каждый прием. Заранее отметим, что применять их можно, чтобы мотивировать себя и других людей. Принцип действия практически идентичен. Просто в первом случае придется убеждать себя, а во втором – кого-нибудь из окружающих.

1. Визуализация.

Представления о позитивном результате хорошо мотивируют на действия. Чем ярче эти образы, тем сильнее стремление их воплотить в жизнь. Многие тренеры и коучи отмечают, что секрет успеха – в страстном желании его добиться. Оно возникает в ответ на визуализацию. Например, человек, который хочет заработать 1000 долларов, должен ежедневно представлять, как держит их в руке, ощущать своими пальцами, видеть собственными глазами. Этот прием поможет активизировать подсознание, которое больше откликается на эмоции, а не логические доводы. Визуализация дает возможность ощутить позитивные эмоции еще до того момента, когда цель будет достигнута. Это позволяет мобилизовать внутренние ресурсы, наполняет дополнительными силами и энергией.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

2. Поощрение.

Награда – эффективный способ мотивировать человека на определенное действие. Например, ожидание премии подталкивает сотрудников к продуктивной работе. Родители могут усилить рвение ребенка к учебе, пообещав ему дорогую игрушку или поездку в парк развлечений за успешную сдачу экзаменов. Даже домашнее животное может быть заинтересовано в выполнении определенных заданий, если будет получать десерт. Так, например, дрессируют кошек и собак, предлагая им вкусную еду за правильную реакцию на конкретную команду.

Поощрение можно считать универсальным способом стимуляции. Аналогичным образом можно заниматься самомотивацией, придумывая алгоритмы действий, которые приводят к получению премии. Стоит награждать себя за хорошо выполненную работу. Например, съедать пончик только в том случае, когда задание будет выполнено. Это поможет выработать условный рефлекс по принципу «результат – награда».

3. Демотивация.

Страх перед наказанием может мотивировать еще сильнее, чем ожидание бонуса. По этому методу работает принцип «кнута и пряника». Одними «пряниками» многого не добьешься. Когда сотрудники хотят получить премию – это хорошо. Если они еще и штрафов боятся – то вообще отлично.

Аналогично и с визуализацией. Допустим, спортсмен представляет себя победителем соревнований. Он видит вершину пьедестала, предвкушает ощущения, которые будет испытывать, поднимая золотой кубок. Безусловно, это мотивирует к тренировкам. Но если его воображение прорисует картины того, что будет в случае неудачи, это также окажет мощное действие, поскольку атлет не захочет такого развития событий.

4. Личный пример.

Чем лидер отличается от руководителя? Первый ведет за собой, а второй организовывает работу. По степени влияния на сотрудников лидер – неоспоримый победитель. За ним идут охотнее и больше доверяют.

Дело в том, что личный пример помогает эффективнее мотивировать окружающих, показывая им все прелести определенной манеры поведения. Например, добившийся высот в предпринимательском деле бизнес-тренер, выглядит намного убедительнее, чем тот, у которого нет ни гроша. Его советы будут вдохновлять намного сильнее. Некурящие родители имеют больше шансов склонить своего ребенка к здоровому образу жизни, чем те, которые «дымят» словно пароходы. Начинающую «звезду» больше затронут слова уже известного артиста, чем человека, не связанного с искусством.

Люди всегда больше прислушиваются к тем, кто может опереться на личный опыт. Их мнение мотивирует намного сильнее, поскольку понятно, к чему приводит следование этим рекомендациям.

Пройти тест на характер человека

5. Внушение.

Окружающим, так же как и самому себе, можно внушить необходимость того или иного действия. Допустим, студенту предстоит подготовка к сложному и неинтересному экзамену. Независимо от его отношения к предмету, экзамен придется сдать. Хороший способ мотивировать этого человека – внушить ему, что этот предмет важен.

Сразу отметим, что самовнушение в таком случае дается намного проще, чем «промывание» мозгов кому-нибудь другому. Глобально эта технология широко представлена на рынке различных элитных предложений. Людям внушают необходимость приобретения услуг или товаров, которые не только дорого обходятся, но и, в принципе, им не нужны. Безусловно, такой подход стоит применять в конструктивном русле.

6. Спор.

Пари помогает мотивировать азартных людей. На спор они могут сделать такое, о чем даже не думали до этого.  От засовывания лампочки в рот, до победы в спортивном соревновании.

Азартность – это не совсем хорошо, поскольку такой человек иногда соглашается на опасное, либо глупое предложение. С другой стороны – такое качество помогает мобилизовать внутренние ресурсы для выполнения любых задач. Если к полезной и нужной работе подойти с таким же рвением, то результат будет хорошим. Азарт у сотрудников может заметно увеличить продажи и лояльность клиентов, способствовать быстрому расширению бизнеса.

7. Просьба.

Иногда мотивировать человека на определенный поступок можно обычной просьбой. Многие из нас проявляют ответственность в таких случаях. Например, работник сервиса, если его попросят постараться, может сделать свою работу лучше. Конечно, так бывает не всегда. Все зависит от моральных ценностей исполнителя и убедительности того, кто просит. Но, в большинстве случаев, просьба все-таки оказывает должное воздействие.

Конечно, известна поговорка «не проси, если можешь приказать». В определенные моменты она действительно справедлива. Но если речь не идет об армейской службе, то большинство людей не сильно любят приказной тон. Даже наемным работникам больше нравится, когда руководство общается с ними вежливо, не забывая вставлять слова «пожалуйста», «я попрошу» или «будь так любезен». Так что, просить или приказывать – дело каждого, в зависимости от целей и управленческого стиля.

Умение мотивировать – важный навык любого управленца, который пригодится и в личной жизни. Человеку в равной степени важно научиться вдохновлять себя и окружающих. Без этого не получится хорошо выполнить работу. Если не заинтересовать себя и других исполнителей, результат будет таким, что лучше бы и не начинали. Правильная мотивация – ключ к успеху.

Пройти тест на эмпатию

Что такое мотивация и зачем она нужна

Что такое школа с точки зрения родителей? Очень часто – это конфликты с ребенком, который не хочет ходить в школу, и время, «убитое» на домашку. Большинство мам и пап просто не знает, что период детского интеллектуального развития можно сделать приятным, как для них, так и для самого ребёнка. Для этого нужно научиться правильно мотивировать школьника на учёбу.

Как понять, что ребёнок достаточно замотивирован

Детская психология так устроена, что от природы у любого ребёнка есть потребность в получении новых знаний. Детям не хватает информации об окружающем мире, поэтому у них возникает естественное желание эту информацию получить.

Сложность заключается в том, что представления об интересности и важности у детей и взрослых сильно отличаются. Какие же навыки должен получить ребёнок в первые годы учёбы?

  • Освоить умение задавать вопросы и искать на них ответы.
  • Научиться расширять область своих интересов, чтобы понять, как устроен мир.
  • Стать более самостоятельным.

Сам ребёнок не готов управлять процессом получения этих навыков. Для первоклассника учёба – это новый мир со своими, пока ещё непонятными законами и требованиями. 

Да и для детей постарше возвращение в школу после долгих летних каникул даётся непросто. После времени свободы, игр и веселья приходится садиться за парту, думать, слушать и запоминать. Даже взрослым после перерыва в работе бывает сложно собраться и войти в ритм. А ребёнку, который ещё вчера ходил в детский сад, у которого внимание постоянно переключается, а эмоциональная сфера только формируется – погружаться в учёбу и вовсе не просто.

Чем помогает мотивация?
  • Налаживает связь между внутренним стремлением ребёнка к познанию и процессом обучения.
  • Помогает школьнику реализовать свою потребность быть хорошим.

Дети младшего школьного возраста пока не в состоянии оценить пользу знаний. Для них важнее получить одобрение и похвалу от близких людей, в первую очередь родителей, а также учителя, поскольку в классе он – единственный авторитет.  

Мотивация направляет ребёнка, подсказывает ему, какие действия необходимо выполнить, чтобы порадовать своими успехами важных для него людей. 

Дети, которые получают образование через мотивацию, показывают лучшие результаты по сравнению с теми, кто предоставлен себе, и существенно обгоняют тех, кто учится по принуждению. Они легче запоминают материал, получают высокие оценки. 

В дальнейшем такие дети более ответственно подходят к жизни: сами заботятся о том, как сдать ЕГЭ и поступить в вуз. А родителям не приходится сидеть каждый вечер с ребёнком над домашними заданиями и расстраиваться, заглядывая в дневник.

Из чего складывается мотивация?

Чем больше у ребёнка внутренних стимулов получать образование – тем эффективней результат.

Одобрение. Один из ведущих мотивов, особенно для детей младшего школьного возраста. Получая высокие оценки и слыша от значимых взрослых похвалы в свой адрес, ребёнок чувствует себя любимым и принятым. Он находится в состоянии эмоционального благополучия и стремится поддерживать это состояние.

Интерес. Даже сложная информация хорошо усваивается и надолго остаётся в памяти, если она подана интересно. Есть навыки, которые трудно освоить, но если обучение будет занимательным, то этот труд принесёт удовольствие. 

И наоборот, скучное изложение, нудная или заумная подача сводит на нет все попытки учителя поделиться знаниями.

Творческий подход. Детям тяжело сидеть на месте, неинтересно просто что-то записывать или механически «мотать на ус». Дело пойдёт намного веселее, если подобрать необычный подход к обучению. Неожиданные действия учителя повышают детскую активность, делают их более восприимчивыми.

Личный пример. Ребёнок вовлекается намного сильнее, если педагог или кто-то из родителей «горит» изучаемой темой. Когда взрослый транслирует положительное отношение к предмету – дети подхватывают это состояние. Хорошая мотивация, это когда ребёнок не только получает советы, что посмотреть или что почитать, но и может обсудить свои мысли по этому поводу. Увлечённый человек всегда интересно рассказывает, поэтому на такие уроки дети ходят с удовольствием. 

Достижение целей. Самостоятельно решённый пример, выполнение головоломного задания формируют у ребёнка уверенность в своих возможностях. Такие достижения обязательно нужно замечать и хвалить. А в дальнейшем их можно использовать, когда ребёнок будет сталкиваться с задачами, которые покажутся ему непосильными. Простое напоминание: «В тот раз ты тоже думал, что не сможешь решить пример, но ты справился!» способно вдохновить на новую попытку.

Учёт индивидуальных особенностей. Мы контактируем с миром через зрение, слух, обоняние и осязание. У разных людей эти каналы восприятия развиты по-разному, и обычно какой-то один является главным.

Аудиалы – лучше всего воспринимают на слух. Чтобы сконцентрироваться на информации, они могут даже закрывать глаза. Хорошо различают голоса, но при этом плохо запоминают лица. Свои мысли аудиалы объясняют через слова, связанные со слухом: «Я слышал про этот город», «Предложение звучит интересно».

Визуалы – познают мир через зрительный канал. Имеют хорошую зрительную память, любят наблюдать за какими-то явлениями, любоваться природой. Во время урока они могут рисовать – это помогает им закрепить в памяти полученную информацию. В их речи мелькают слова, связанные со зрением: «Выглядит вкусно», «Очевидно, он ошибся».

Кинестетики – исследуют окружение через тактильные ощущения. Им нужно потрогать, пощупать, понюхать и лизнуть. Кинестетики предпочитают узнавать новое через личный опыт. В общении связывают абстрактные понятия с физическими ощущениями: «Чувствуется, что в этом есть своя логика», «Ощущается какая-то скованность».

Дигиталы – изучает жизнь через логику. Они опираются на всесторонний анализ информации, а не на чувственный опыт. Склонны к планированию и демонстрируют природную дисциплинированность. Отдают предпочтение точным наукам. Используют слова: «Например», «В данном конкретном случае».

Конечно, в каждом человеке встречаются все эти способы познавать мир, но основным остаётся один. Если выяснить, через какой канал ребёнок лучше всего воспринимает информацию, можно сделать учебный процесс более эффективным.

Мотивация – это процесс, а не разовая акция 

Мотивировать – значит вдохновлять. А вдохновение не может длиться вечно, особенно если его никак не подпитывать. 

Мотивация может снижаться, если ребёнок сталкивается с неудачей, если ему скучно, материал слишком простой или слишком сложный. Ребёнок может плохо себя чувствовать и у него, как у любого взрослого, могут быть личные проблемы, отвлекающие от учёбы.

За создание обстановки, в которой школьник тянется к знаниям, в первую очередь отвечают родители. Для этого нужно находиться в контакте с ребёнком, понимать его индивидуальные особенности, знать его интересы.  

Если возникают трудности с выполнением каких-то заданий – ребёнок чувствует себя неуверенно. Нужно помочь ему, объяснить непонятное. Но не делать за него работу, а только дать ему недостающие знания, чтобы он справился сам.

Можно ввести небольшие поощрения, какие-то приятные мелочи за выполнение сложных заданий. Это поможет переключиться с переживаний: «Вдруг я не справлюсь» на энтузиазм: «Я хочу получить свой бонус, и поэтому обязательно разберусь!».

Если что-то пошло не так, ребёнка надо поддержать. Двойка за контрольную – это не повод ругаться. Детская психология так устроена, что если школьника отругать, он может зациклиться на страхе сделать новую ошибку. Начнёт концентрироваться не на учебном материале, а на своих переживаниях, и в результате обязательно оплошает снова.

Резкие слова родителей могут впихнуть сына или дочь в замкнутый круг, где боязнь неудачи приводит к этой самой неудаче.

Лучше дать понять, что ничего страшного не произошло. Иногда стоит предложить отвлечься – сходить погулять, посмотреть кино. Ведь непонятную тему можно перечитать, а оценку исправить. Зная, что родители спокойно реагируют на его ошибки, ребёнок не будет нервничать и отвлекаться от учёбы на печальные мысли.

Никого не мотивирует внимание, направленное на промахи. И, наоборот, мотивация появляется тогда, когда родители фокусируются на успехах, даже самых незначительных.

Для подпитки мотивации можно использовать метод «зелёной ручки», когда вместо красных меток, указывающих на ошибки, мама или папа подчеркивают или обводят зелёным цветом все самые удачные действия своего ребёнка. Это и закорючки в прописи, геометрические фигуры, буквы и слова – чем дальше, тем сложнее. Метод помогает и родителям, и детям концентрироваться в первую очередь на успехах и закреплять их в своём сознании.

Виды мотивации

В зависимости от источника возникновения мотивация бывает внутренней и внешней.

Внутренняя. Побуждает учиться ради собственного удовольствия. Ребёнку нравятся ощущения, которые он испытывает, получая новые знания, справляясь со сложными задачами. Он замечает свои успехи, радуется им и наслаждается заслуженной похвалой.

Чтобы развивать внутреннюю мотивацию, нужно обращать внимание ребёнка на его ощущения: «Тебе нравится решать примеры?», «Ты гордишься, что выполнил задание?». 

Внешняя. Это реакция окружающих, которую ребёнок хочет увидеть: похвала, какие-то поощрения и вознаграждения, возможность выделиться среди сверстников. 

Успех внешней мотивации зависит от того, как хорошо родители понимают характер своего ребёнка, знают, что ему ближе:

  • интерес к получению новых знаний;
  • понимание, что учёба нужна, чтобы в будущем получить профессию и заниматься любимым делом;
  • желание заслужить похвалу;
  • потребность удовлетворить своё тщеславие (быть отличником).

С возрастом значение внешней мотивации снижается. Подростка достаточно сложно уговорить или заставить сделать то, в чём он не видит смысла.

Его учебный процесс намного сложнее, чем в младших классах. Поэтому в любую мотивацию нужно стараться закладывать идею, что ребёнок учится для себя, а не для других. Только имея внутреннюю мотивацию, подросток будет понимать, что подготовка к ЕГЭ нужна ему лично – это поможет поступить в вуз и строить свою дальнейшую, уже взрослую жизнь, по своему усмотрению.

Чем отличается мотивация первоклассника от мотивации ученика средних и старших классов?

Отправляясь в первый раз в первый класс, ребёнок чаще всего уже имеет хорошую начальную мотивацию. Ему интересно, любопытно, от взрослых он наслышан, что школа – это место, где ему точно понравится. Ему хочется пробовать свои силы, осваиваться в новой среде, знакомиться с людьми.

Для старших учеников это уже не работает, к ним нужно применять другие правила воспитания.

Подростков стимулирует ощущение собственного взросления, определение своего места в мире, работа в команде и возможность общаться с авторитетными взрослыми.

Как повысить мотивацию

Потенциал есть абсолютно в каждом ребёнке. Чтобы мотивировать, нужно понять, какими талантами наградила его природа, и развивать их. 

Как это делать?

Ставить понятные цели. 

Бессмысленно говорить: «Эти знания пригодятся тебе, когда вырастешь». Дети живут с ощущением, что взрослая жизнь наступит когда-то очень нескоро, и она почти не имеет отношения к тому, что происходит здесь и сейчас. 

А вот если сказать: «Если ты решишь задачу, я скажу папе, как хорошо ты справился, и попрошу отвести тебя в зоопарк в эти выходные», ребёнок точно будет понимать, ради чего старается. 

Вести обучение через игру. 

С рождения ребёнок познаёт мир именно через игру – это для него естественно. Игровое воспитание – это всегда весело, интересно и азартно. Если для полноценного участия в игре не хватает знаний – у школьника само собой формируется желание их получить. Кроме того, в игре дети не просто усваивают информацию, но и пользуются ею, поэтому материал закрепляется на более глубоком уровне. 

Оказывать поддержку. 

В процессе учёбы ребёнок узнает много нового не только о мире, но и о себе. У него появляются любимые занятия. Иногда увлечения совпадают с теми, которые нравятся родителям, иногда это что-то своё, личное. 

Не стоит навязывать свою точку зрения: «По-моему, ты занимаешься глупостями» или «Я знаю, что для тебя лучше». 

Ребёнок сам интуитивно двигается в сторону раскрытия своего потенциала – в этом ему можно и нужно помогать.

Делать поощрения. Здесь  работают небольшие приятные мелочи: лакомства, эмоциональная подпитка. Главное не перестараться: за хорошую оценку не нужно вручать целый торт – достаточно конфеты. Об успешном окончании четверти не стоит сообщать всем близким и дальним родственникам, а также соседям, коллегам и просто случайным прохожим. Но это обязательно нужно отметить и похвалить в кругу семьи. 

Проявлять искренний интерес

Как у школьника прошёл его учебный день? Что было нового, увлекательного? С чем возникли трудности? И почему они возникли?

Обсуждение этих вопросов даёт стимул обращать внимание на то, что происходит на уроках. 

Обеспечить комфортную среду

Чтобы хорошо учиться, ребёнку очень нужно чувствовать себя в психологической безопасности. Даже самый интересный учебный процесс, так или иначе, связан со стрессом. Ребёнок пока только учится справляться со своими чувствами, и не всегда это у него получается хорошо. 

Поэтому важно, чтобы мама и папа дали понять, что все время от времени испытывают неприятные эмоции и это нормально. А потом показали, как с этими эмоциями можно справляться.

Поддержка, понимание, чувство защищённости – всё это простые рецепты, как сделать, чтобы ребёнку самому хотелось получать образование.

Запрещённый приём: какие способы мотивации действуют, но их точно лучше не использовать

Есть такие способы мотивации, которые могут давать быстрый эффект, но в итоге приводить к очень печальным последствиям. Даже самые выдающиеся успехи в учёбе ни в коем случае не стоят того, чтобы расплачиваться за них навсегда испорченными отношениями, обидой и разочарованием. 

Эмоциональный шантаж.

«Если ты принесёшь двойку – я позвоню бабушке и расскажу, какая ты глупая». «Раз не хочешь учить уроки, то и я не хочу тебя любить!».

Это очень болезненные манипуляции. Сначала, пытаясь избежать этой боли, ребенок очень старается. В последствии его страх сменяется злостью. Он приходит к выводу: «Если со мной так можно, то и мне так можно!».

Лишение удовольствий.  

«Принес двойку? Гулять не пойдёшь, мультики нельзя, вкусного не получишь! Сиди и думай над своим поведением!».

Плохая оценка совсем не значит, что ребенок не старался. Она говорит о том, что он чего-то не понимает, или есть проблема, мешающая ему учиться. Если человек старался, у него что-то не получилось и его наказали, то и в следующий раз он стараться не захочет. 

Обещание крупных подарков.

«Напишешь контрольную на отлично – купим тебе ролики». «Закончишь год без троек – мы с папой подарим тебе телефон».

Конечно, и ролики хочется, и телефон. Ребёнок обязательно постарается, чтобы их получить. Но впереди ещё много контрольных, четвертей и полугодий. И за них он тоже будет ждать какую-то плату. А если больше ничего не обещают – какой смысл стараться?

Сравнение.

«Это, конечно, неплохо, что ты получил четвёрку, но вот Серёжа – молодец, всё выполнил на пять!». «Ну почему все другие дети понимают, что говорит учитель, а ты – нет?».  

Кажется, что такие слова пробудят желание «переплюнуть» Серёжу и стать умнее и понятливее всех остальных детей. На самом деле это надёжный способ обидеть ребёнка, отвернуть от родителей и сформировать у него комплекс неполноценности. 

Конкуренция.

«Ты должен победить, выиграть! Докажи, что ты лучший!»

Далеко не каждый ребёнок (да и взрослый) может согласиться с идеей, что в соревнованиях главное не победа, а участие, и что свои личные результаты и достижения важнее, чем возможность занять первое место. 

Для кого-то решающее значение приобретает именно победа. Конкуренция становится поводом для серьёзной борьбы, которая приводит к ссорам. Отношения в классе могут стать враждебными, а в такой обстановке учиться крайне сложно.

Завышенные ожидания.

«Запомни, есть только одна оценка – пятёрка! Другие домой не приноси!»

Все имеют право на ошибки, а тем более дети. Плохая оценка ещё не значит, что ребёнок тоже плохой. Оценка – это субъективное мнение преподавателя о выполнении одного конкретного задания.

Низкий балл – это повод поддержать ребёнка, поговорить с ним о причинах и подтолкнуть к размышлению о том, как можно исправить ситуацию.

Насилие.

На ребёнка нельзя кричать, его нельзя бить, оскорблять и унижать. Попытки «вложить» знания подобным образом приводят к задержкам в развитии, ухудшению памяти и снижению концентрации внимания.

Причины, по которым мотивация может не сработать

Если ребёнок не хочет учиться, «забывает» про домашние задания, «спит» на уроках и постоянно отвлекается – у него проблемы с мотивацией. 

Почему они возникают?

Нет понимания, зачем нужно учиться. Может быть, ему уже не раз объясняли, но в его личной системе ценностей важность обучения так и не прижилась. Значит, нужно искать новые варианты, как донести, что результаты учёбы пригодятся в дальнейшей жизни.

Сложности в общении с учителем или другими учениками. Учитель может просто не нравиться. Учитель может, сам того не подозревая, сказать что-то отталкивающее или обидное. Дети тоже не становятся друзьями только потому, что попали в один класс. 

Выявить такую проблему бывает сложно, но это необходимо. Не получится с удовольствием воспринимать информацию от того, кто противен. Невозможно сосредоточиться на учёбе, если общение с окружающими приводит к стрессу.

Отставание в учёбе. Ребёнку бывает сложно разобраться в материале. Иногда он бывает психологически не готов к учебной нагрузке. Непонимание некоторых тем вызывает злость и растерянность – и желание учиться пропадает. 

У этой проблемы есть эффективное решение: на платформе iSmart можно провести диагностику знаний ребёнка. Причём задания составлены таким образом, что ребёнок сам быстро увлечётся и получит удовольствие от их решения. В результате вы увидите не только пробелы в знаниях, но и рекомендации и дополнительные задания, которые помогут эти пробелы закрыть.

Нехватка или переизбыток одобрения. С одной стороны похвала мотивирует. С другой – если её слишком много, то ценность собственных достижений не растёт, а снижается в глазах ребёнка. 

Обратная сторона, когда ребёнок старается как может, но родители воспринимают эти старания как должное, и скупятся на похвалу.  Желание учиться просто увядает. 

Конфликты в семье. Очень сложно сосредоточить свои мысли на учёбе, когда дома ссорятся и ругаются. Ребёнок переживает, ему не до тем, которые объясняет учитель. Он просто хочет, чтобы никто не кричал, не плакал, и всё было хорошо. 

Несовпадение ожиданий. Иногда родители так стараются замотивировать первоклассника, что расписывают школу, как очень интересное и классное место, где всегда будет хорошо и весело.

А потом оказывается, что надо быть серьёзным, что баловаться и шуметь нельзя, бегать тоже нельзя. Выясняется, что учёба может быть довольно утомительной или скучной.

Разрушение радужных иллюзий приводит к разочарованию. Поэтому лучше сразу честно настраивать ребёнка, что учиться – не только интересно, но бывает ещё и сложно.

Как понять, что ребёнок достаточно замотивирован

С пользой мотивации всё понятно – она делает получение знаний более приятным и эффективным. 

Но как часто надо прибегать к мотивации?

Каждый день? Раз в неделю? Или если запихнуть в ребёнка «ударную дозу», то её хватит до конца года? 

Во-первых, совсем не нужно пытаться мотивировать ребёнка всеми способами сразу. К каждому характеру, каждому таланту нужно терпеливо подбирать свой ключик. Попробовали один: если не подходит – меняем, работает – оставляем. 

Во-вторых, есть признаки, по которым видно, что мотивация у ребёнка сформирована:

  • он делает уроки по собственному желанию;
  • проявляет интерес и познавательную активность по отношению к учёбе;
  • самостоятельно ставит перед собой цели, планирует учебную деятельность.

В таком случае ребёнка нужно оставить в покое, занять позицию наблюдателя, поддерживать и обсуждать с ним учёбу.

Создать у школьника желание учиться – под силу каждому любящему родителю. Любая мотивация начинается с доверительных отношений, взаимного уважения и понимания потребностей своего ребёнка. 

Ещё никому не удавалось учиться без трудностей. У всех бывает плохое настроение и самочувствие, накатывает усталость или что-то происходит в жизни. Если ребёнок иногда не хочет учиться – это нормально.

Но если он видит перед собой интересные и достижимые цели, знает, что его поддержат, а к его мнению прислушаются, то учёба становится для него приятным и желанным приключением длиной в несколько лет. 

Самостоятельно родителям бывает сложно поддерживать такую высокую планку мотивации. Жизнь есть жизнь: нужно зарабатывать деньги, готовить еду, разбираться с бытовыми проблемами, общаться с близкими и, конечно же, отдыхать.

Все мы ценим решения, которые могут освободить для нас время. С этой задачей эффективно справляется образовательная платформа iSmart. 

Преимущества для детей:

  • лёгкая и понятная подача материала, игровая форма обучения;
  • возможность проверять и тренировать свои знания и навыки в комфортной и безопасной обстановке;
  • можно заранее готовиться к занятиям в школе, тренироваться перед проверочной работой или подтянуть упущенный материал.

В результате ребёнку значительно легче даётся учёба в школе, он испытывает меньше стресса и больше уверен в себе.

Преимущества для родителей:

  • есть дополнительное образование (в том числе развитие финансовой грамотности и эмоционального интеллекта), с которым ребёнок будет более успешно выстраивать свою жизнь;
  • современные методы обучения, основанные на научном подходе;
  • доступ к статистике обучения.

Нажимайте на ссылку, проходите простую регистрацию и выбирайте нужные вам занятия. Но сначала позовите ребёнка – вместе вам будет ещё интереснее!

Мотивация Определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Синонимы
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень оценки на основе слова сложность.

[ moh-tuh-veyt ]

/ ˈmoʊ təˌveɪt /

Сохранить это слово!

См. синонимы для: мотивировать / мотивировать / мотивировать / мотиватор на Thesaurus.com

Это показывает уровень оценки на основе сложности слова.


глагол (используется с объектом), мотивировать, мотивировать.

для указания мотива, причины или основания для совершения действия; подстрекать; толкать

ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ мотивировать

побуждать, двигать, провоцировать, побуждать, вызывать.

См. синонимы слова «мотивировать» на Thesaurus.com

ВИКТОРИНА

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ?

Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

Вопрос 1 из 7

Какое предложение верно?

Происхождение мотива

Впервые записано в 1860–1865 гг.; мотив + -ат 1

ДРУГИЕ СЛОВА ОТ МОТИВИРОВАТЬ

мотивировать, существительное, мотивировать, глагол (используется с дополнением), демотивировать, демотивировать mo·ti·vat·ing.non·mo·ti·vat·ed, прилагательноеre·mo·ti·vate, глагол (используется с дополнением), re·mo·ti·vat·ed, re·mo·ti·vat ·инг.

немотивированный, прилагательноенервный, мотивирующий, прилагательноехорошо мотивированный, прилагательное

Слова рядом мотивировать

неподвижно, кино, укачивание, изучение движения, работа в движении, мотивировать, мотивация, мотивация, мотивационное исследование, исследование мотивации, мотиватор

Dictionary.

com Unabridged Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023

Слова, связанные со словом мотивировать

управлять, возбуждать, гальванизировать, склонять, вдохновлять, убеждать, подсказывать, продвигать, провоцировать, искрить, шпорить, влиять, вызывать, приводить в действие , вызывать, приносить, вызывать, распоряжаться, рисовать, поджигать

Как использовать мотивацию в предложении

  • Теперь нам нужно убедиться, что все участники рынка заинтересованы в том, чтобы сделать гиперэффективную изоляцию зданий своей стандартной процедурой.

    Используйте современные технические решения, чтобы справиться с климатическим кризисом и сделать это с прибылью|Уолтер Томпсон|12 февраля 2021 г.|TechCrunch

  • Поэтому, когда Камару стал чемпионом мира, это меня сильно мотивировало.

    Пока Камару Усман приближается к величию UFC, его бывший товарищ по команде хочет его остановить|Глинн А. Хилл|12 февраля 2021 г. |Washington Post

  • Эта идея легла в основу недавней статьи Кристоса Макридиса из Массачусетского технологического института и Кэри Ву из Йоркского университета в Торонто.

    Исследователи выявили социальные факторы, прививающие некоторые сообщества от коронавируса|Кристофер Ингрэм|11 февраля 2021 г.|Washington Post

  • Что касается Адамса, то он надеется, что его сборщики мусора мотивируют других меньше мусорить и больше собирать.

    «Мусорщик» проходит 12 миль в день по округу Колумбия, собирая мусор: «Я соберу почти все».|Sydney Page|11 февраля 2021 г.|Washington Post

  • Я ищу человека, который бросает мне вызов и мотивирует пробовать что-то новое.

    Познакомьтесь с наиболее подходящим ЛГБТ-одиночкой округа Колумбия|Отчеты сотрудников|11 февраля 2021 г.|Washington Blade

  • Учебные материалы и подходы, которые мотивируют, стимулируют и вовлекают учащихся.

    Что нужно, чтобы исправить американское образование|Джона Эдельман|23 ноября 2014 г. |DAILY BEAST

  • Демократы проиграли, опасаясь иметь сильное послание и мотивировать своих избирателей.

    Как хромые демократы все испортили|Голди Тейлор|5 ноября 2014|DAILY BEAST

  • Но он утверждал, что этот вопрос действительно мотивирует маловероятных избирателей и может стать решающим фактором в близкой гонке.

    Гянджа Вс. Старики в Солнечном штате|Бен Джейкобс|3 ноября 2014 г.|DAILY BEAST

  • Пытаясь мотивировать союзников, он предложил свою помощь и сотрудничество всей профессии на безвозмездной основе.

    Война моего дедушки: возвращение произведений искусства, украденных нацистами|Энн Синклер|5 октября 2014 г.|DAILY BEAST

  • Излишне говорить, что демократы надеются использовать этот вопрос, чтобы мотивировать свою базу.

    День сурка с минимальной заработной платой на Капитолийском холме|Бен Джейкобс|30 апреля 2014|DAILY BEAST

  • Они используются правительством в качестве одного из экономических рычагов, призванных мотивировать предприятия к повышению эффективности.

    Региональный справочник для Румынии | Юджин К. Киф, Дональд В. Бернье, Лайл Э. Бреннеман, Уильям Гилоан, Джеймс М. Мур и Неда А. Уолпол

  • Эти проблемы могут побудить вас пройти индивидуальную терапию.

    Когда не знаешь, куда обратиться|Стивен Дж. Бартлетт

  • Он уже чувствовал это раньше, но теперь это чувство было достаточно сильным, чтобы побудить к действию.

    Earthsmith|Milton Lesser

  • Если Он в нас, то почему Он не проявляется нам постоянно, почему Его сила не всегда мотивирует наши действия?

    Толкование поклонения друзей|N. Джин Тумер

  • Эти принципы определяют наши действия в Организации Объединенных Наций.

    Полные адреса государств Союза с 1790 по 2006 год | Различные

Определения Британского словаря для мотивировать

мотивировать

/ (ˈməʊtɪˌveɪt) /

900 30

глагол

(tr) побудить

Производное формы мотивации

motivator, существительное

Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd. 1979, 1986 © HarperCollins Издательства 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

мотивировать | значение мотивировать в Longman Dictionary of Contemporary English

Word family (существительное) мотив мотивация (прилагательное) мотивированный мотивационный немотивированный (глагол) мотивировать

Из словаря современного английского языка Лонгмана motivatemo‧ti‧vate /ˈməʊtɪveɪt $ ˈmoʊ-/ ●●○ глагол [переходный] 1 ПРИЧИНА быть причиной того, что кто-то делает что-то SYN привод Был ли он мотивирован исключительно стремлением к власти? Мотивировать кого-то сделать что-то Возможно, мы никогда не узнаем, что побудило его убить свою жену. 2 ЭНТУЗИАСТИЧЕСКИЙ, чтобы заставить кого-то хотеть чего-то достичь и сделать их готовыми усердно работать, чтобы сделать это. Хороший учитель должен уметь мотивировать своих учеников.
Мотивировать кого-то что-то делать. План распределения прибыли предназначен для мотивации сотрудников к усердной работе. → См. таблицу глаголовПримеры из Корпусамотивировать• Младенцы учатся ходить из-за разочарования.• Мальчиков часто труднее мотивировать, чем девочек.• Им двигало желание помочь ближнему.• Многие в азиатском сообществе считают, что Действия полиции были мотивированы расовыми предубеждениями. • Не все люди руководствуются личными интересами. • По иронии судьбы именно страх перед действиями Конгресса против неграждан в конечном итоге побудил его подать заявление на получение гражданства. • Это было отвращение к растрате любого рода ресурс, который его мотивировал. • Это может даже мотивировать его группу. • Хагеллар успешно использовал пряник Дэвиса, чтобы мотивировать своих игроков с более низким рейтингом. • Каждый хороший учитель знает, что критика не мотивирует учащихся. • Чтобы побудить других выполнять свои решения, им нужны сильные лидерские качества.
• Я не знаю, что побуждает людей совершать такие преступления.• Что мы можем сделать, чтобы мотивировать игроков?• Только одна треть работников заявила, что их начальники знают, что побуждает их выполнять свою работу наилучшим образом.• Что бы ни мотивировало вас, скорее всего, мотивировать ваших людей тоже. мотивировать кого-то что-то делать• Целью программы является мотивация матерей-подростков продолжать учебу в школе. мотивировать персонал. мотивировать кого-то что-то делать У менеджера проекта могут возникнуть проблемы с мотивацией людей работать на него. 2 быть причиной, по которой кто-то что-то делает. Что побуждает клиента покупать маленькое зеленое яблоко, а не большое красное? в первую очередь мотивированы инвестировать в акции компании на основе вероятной прибыльности компании. —мотивирующее прилагательноеВажным мотивирующим фактором для менеджеров является право иметь власть над определенной областью работы.→ См. Глагол в таблице 9.