Медитирую я: Медитация и самопознание » Правильно ли я медитирую?
Медитация и самопознание » Правильно ли я медитирую?
Ищущие часто спрашивают, как они могут узнать, правильно ли они медитируют, или они просто обманывают себя, или у них умственные галлюцинации. Это очень легко определить. Если вы медитируете правильно, у вас появится спонтанная внутренняя радость. Никто не принес вам хороших вестей, никто вам ничего не дарил, никто не дал вам высокой оценки и не восхитился вами, никто ничего для вас не сделал, но у вас появится внутреннее чувство восторга. Если это происходит, тогда знайте, что вы медитируете правильно. Но если вы испытываете умственное напряжение или беспокойство, тогда вы будете знать, что этот способ медитации не для вас.
Если у вас умственная галлюцинация, вы почувствуете, что покой — внутри, а вовне — беспокойство. Вы стремитесь к покою, свету и блаженству, но вовне чувствуете вулканическую возбужденность. Если у вас настоящая медитация, возвышенная медитация, вы обязательно почувствуете покой внутри и вовне. Если это одухотворенная медитация, вы почувствуете свое вечное бытие; вы почувствуете, что вы из Вечности и для Вечности. Такое чувство вам не извлечь из умственной галлюцинации.
Есть также и другой способ, с которым вы можете познакомиться. Если вы действительно войдете в высший план, вы почувствуете, что ваше тело становится очень легким. Хотя у вас нет крыльев, вы почти почувствуете, что можете летать. Фактически, когда вы достигнете очень высокого мира, вы действительно увидите внутри себя птицу, которая легко может летать так, как летают настоящие птицы.
Если это ваше воображение, у вас появится очень приятное чувство на несколько минут; затем в вас сразу же проникнут темные или разочаровывающие мысли. Вы скажете: “Я так усердно занимался, но не справился как следует с экзаменом”, или “Я так усердно работал сегодня в офисе, но не смог угодить своему боссу.” Эти негативные силы немедленно придут в форме разочарования. Или появится сомнение и вы, возможно, скажете: “Как я могу медитировать так хорошо, если вчера сделал столько плохого? Как Бог может быть доволен мной? Как у меня может быть высокая медитация?” Но если это действительно высокая медитация, вы почувствуете, что все ваше существо, как божественная птица, взмывает высоко, выше, еще выше. Пока вы испытываете это ощущение, не будет ни грустных мыслей, ни разочаровывающих мыслей, ни сомнений. Вы будете летать в небе восторга, где все есть радость, покой и блаженство.
Если вы медитируете правильно, вы почувствуете спонтанную внутреннюю радость и покой внутри и вовне. Но если вы испытываете умственное напряжение или беспокойство, тогда такая медитация вам не подходит. При хорошей медитации у вас возникнут добрые чувства к миру. Вы будете смотреть на мир любящими глазами, несмотря на его многочисленные несовершенства. Также, если у вас появилось чувство динамизма сразу после медитации, если вы чувствуете, что пришли в этот мир для того, чтобы совершить что-то и стать чем-то — превратиться в сам образ Бога и стать Его преданным инструментом, — это говорит о том, что у вас была хорошая медитация.
Пожалуйста, не беспокойтесь, если поначалу вы не сможете медитировать хорошо. Даже во внешней жизни одному Богу известно, сколько лет надо практиковаться, чтобы добиться в чем либо совершенства. Если пианист виртуоз вспомнит, каким он был, когда начал играть, он рассмеется. Именно постепенный прогресс позволил ему достичь музыкального мастерства. Возможно, в духовной жизни вам также вначале будет трудно медитировать, но постепенно ваши способности разовьются. C другой стороны, вы почувствуете пользу от медитации прямо с первого же дня. Даже капля земного моря имеет соленый вкус. Аналогично, если во время медитации мы вкусим хотя бы капельку моря покоя, мы, несомненно, ощутим покой в своей жизни.
Практична ли медитация?
Мы называем человека практичным, когда он поступает правильно в нужный момент и его внешняя жизнь идет гладко. Но независимо от того, насколько мы умны и сознательны, бывают моменты, когда во внешней жизни мы теряемся. Мы не знаем, что сказать и как поступить. Или, несмотря на то, что мы говорим и поступаем правильно, все идет не так, как надо. Мы не знаем, как управлять своей жизнью. Мы искренне желаем что-то сделать и чем-то стать, но не в состоянии этого осуществить.
Почему так происходит? Это происходит потому, что наши внешние способности всегда ограничены нашим внутренним знанием. Но если мы практичны во внутренней жизни или, другими словами, если мы молимся и медитируем, то мы приумножим наше внутреннее знание. Это внутреннее знание даст нам свободный доступ к бесконечной истине и непреходящей радости, и мы сможем держать свою внешнюю жизнь под контролем.
Мы всегда растем изнутри, а не извне. Именно из семени под землей появляется растение, а не наоборот. Внутренняя жизнь всегда несет послание Истины и Бога. Эта внутренняя Истина является семенем. Если мы позволим семени прорасти, превратиться в растение и наконец стать деревом, мы сможем вкусить плоды этого дерева. Вкушая плоды, мы будем знать, что они принадлежат внешнему миру, хотя их источник во внутреннем мире. Мы увидим, что способности внутреннего мира проявились во внешнем мире.
Сколько бы мы ни трудились, ни говорили или ни делали во внешнем мире, мы не приблизимся к Истине. Но если мы будем сначала медитировать и только потом действовать и говорить, мы поступим практично. Внутренняя практичность должна направлять внешнюю жизнь, а не наоборот. Источник вдохновения внешней жизни должен приходить из внутренней жизни. Только тогда мы будем по-настоящему практичны.
Если у нас достанет смелости войти во внутреннюю жизнь, мы поймем, что внутренний мир практичен, реален и естественен. Любовь, свет, покой и радость — божественно нормальны. Если мы вынесем на передний план то, что может предложить внутренний мир, то внешний мир также станет божественно нормальным, практичным и исполняющим.
Для начинающего медитация кажется высшей реальностью, но когда ищущий достигает более высокого уровня, он узнает, что медитация лишь ведет к высшей реальности. Высшая реальность — это то, чего можно достичь и чем можно стать, идя путем медитации. Божественная жизнь на земле не является недостижимой. Осуществление Божественности здесь, на земле, никоим образом не останется за пределами досягаемости, если мы знаем секрет секретов. Этот секрет — постепенно превратиться в божественную любовь, где любящий и Возлюбленный, творение и Творец, конечное и Бесконечное становятся одним целым. Когда в человеке занимается заря просветления, Бог уже не простое обещание, а реальное достижение.
Вы в состоянии изменить свою жизнь! Не нужно ждать этой перемены годами, даже месяцами. Она начинается в тот момент, когда вы погружаетесь в море духовности. Попробуйте ввести в свою жизнь духовную дисциплину лишь на день, на один-единственный день. Вы непременно добьетесь успеха.
Из книги Шри Чинмоя “Безмолвное обучение”
Как я медитирую — техника Випассаны (4 неделя)
Четвертая неделя марафона, где я медитирую каждый день в течение года, подошла к концу. Теперь я могу сказать совершенно точно, когда регулярные занятие чем бы то ни было перерастают в привычку – к концу месяца. На четвертой неделе у меня сформировалась медитационная рутина (в хорошем смысле этого слова): я не забывал о медитации (самое неприятное, когда ты уже заполз в кровать или лежишь кайфуешь в ванной и тут c криком “Fuuuuck!”вспоминаешь, что тебе еще нужно медитировать?. Сонный и недовольный заставляешь себя медитировать), я всегда заранее помнил о том, что мне предстоит практика. Все это напрямую влияло на качество медитации: одно дело, вклиниваешь сессию в свой сон или прерываешь интересный фильм, например, чтобы помедититировать. Другое дело, когда ты заранее настраиваешься на медитацию, готовишься,успокаиваешь ум заранее, откладываешь технологические раздражители – практика становится качественнее, ты быстрее достигаешь состояния сфокусированности, потому что тебе не приходится первые 5-7 минут сражаться с перевозбужденным разумом.
Вывод недели – к медитации нужно готовиться заране (за 1-2 часа), тогда она будет более качественной
Раз уж мы начали обсуждать саму технологию медитации, сегодня расскажу о том, как медитирую я. Я замечаю, что у тех, кто никогда ранее не занимался этим делом существует некая мистификация этого процесса. Обязательно нужна поза лотоса, обязательно должны быть благовония и мантры, а результатом медитации должно быть обязательно просветление, т.
Поза
Я не могу сидеть в лотосе, после небольшой аварии на скутере в джунглях острова Самуи (Таиланд). Прошло уже 7 лет, но нога еще полноценно не восстановилась, поэтому даже кратковременное нахождение в лотосе причиняет мне боль. Поэтому я обычно сажусь на пол или стул с прямыми или поджатыми под себя ногами. В позе важно, чтобы у вас была прямая спина (это позволяет находится в состоянии фокусировки) и немного опущена голова. Сама Падмасана (поза лотоса) не дает вам +10 скиллов к осознанности, поэтому если вы не умеете сидеть в лотосе – не переживайте.
Музыка
Я не особо умею медитировать под музыку, меня она скорее отвлекает, чем помогает сосредоточиться. Есть мантры (иди легкий ритмичный бит) под которые я иногда делаю практику. Вообще же я считаю, что в диалоге с собой не нужны дополнительные помощники в виде той же самой музыки, но знаю товарищей, которые отлично медитируют под мантры. Поэтому каждому свое.
Расслабление
Устроившись в удобной позе я делаю несколько глубоких вдохов и выдохов, прислушиваюсь к внешним звукам – они не должны раздражать или мешать (в этом случае лучше поменять место). Далее я начинаю снимать зажимы со всех частей тела. Делается это мысленным обходом всего тела, с макушки до кончиков пяток. Нужно постараться почувствовать названную часть тела и расслабить ее. Дело в том, что у нас так много групп мышц, которые работают на уровне автоматизма, что зачастую мы даже не чувствуем напряжение в некоторых из них.
Фокусировка
За этапом расслабления идет фокусировка. На этом этапе важно учить свой беспокойный разум фокусироваться на каком то одном процессе. Обычно выбирают нечто простое – например, дыхание. Вы начинаете считать вдохи и выдохе и пытаетесь полностью сосредоточиться на этом занятии. Этот этап самый сложный – наш ум не привык фокусироваться, а настроен обрабатывать сразу десятки-сотни процессов. Когда вы захотите сфокусироваться на дыхании ваш разум вдруг решит подумать о том: когда будет зарплата, что приготовить на ужин, интересно – какое расстояние между Москвой и Петербургом, кстати! надо купить билеты на премьеру фильма, кажется со мной сегодня флиртанула соседка, может завести собаку?! ? Дело в в обычной жизни мы уже привыкли думать обо всем и сразу и не всегда замечаем это свойство мозга. Но в процессе медитации такая расфокусировка становится очень заметной. Первое время ты даже думаешь – как я вообще умудряюсь что то сделать с такой чехардой в голове?
Самое интересное
А потом начинается самое интересное. Нужно научиться наблюдать эти потоки мыслей как бы со стороны. Мысли должны проходить мимо, как будто ты сидишь на обочине дороги и наблюдаешь за потоком машин (да, я знаю, это сравнение используется почти во всех книгах по медитации, но оно действительно очень точно отражает суть). Мысли не должны тебя увлекать, нужно отпускать их и продолжать фокусировку. И когда этот процесс удается ты начинаешь понимать, что ты можешь отделиться от этого потока и наблюдать его, не находясь внутри, а значит твое сознание может существовать отдельно от разума! Достижение этого этапа это особый кайф и заслуживает отдельной статьи. Пока же я рассказал вам о том, как медитирую я – напишите в комментариях, как это делаете вы!
- Об авторе
- Недавние публикации
Артем Лисак
Создатель проекта Mental Geek, IT-шник со стажем, который решил медитировать каждый день
Telegram канал
Instagram
Артем Лисак недавно публиковал (посмотреть все)
Почему я медитирую — на десять процентов счастливее
Не знаю, что бы я делал без практики медитации.
В наши дни, спустя много лет, это стало обычной привычкой. Но так было не всегда. В течение многих лет я пытался культивировать регулярную практику, но мне было трудно придерживаться распорядка. Было легче вздремнуть, или встать с подушки до того, как прозвенел таймер, или пропустить еженедельное собрание в Зендо.
Но у меня был стимул: я был крутым парнем. Мне было за двадцать, и я боролся с перепадами настроения и тревогой. Я работал с молодыми людьми из группы риска и боролся со вторичной травмой их непростой жизни. Я также проходил терапию, перерабатывая свою семейную травму. У меня были одни неудачные романтические отношения за другими. Я постоянно беспокоился о том, что все думают обо мне. И я тусовался… много.
Каждый раз, когда я медитировал, я чувствовал ее пользу. Это было до волны исследований, доказывающих, насколько это полезно для нас. Я понял это на собственном опыте. После каждой медитации я чувствовал себя немного более заземленным, немного более просторным.
В те дни мне нужно было много заземления и простора. Я не хотел чувствовать свою печаль и страх. Я знал, что они там, и много раз (особенно когда я был один) я даже купался в них. Но валяние не означало, что я их понимал. Почти все, что я делал, было попыткой избавиться от этих чувств, не чувствовать их. Я всегда был занят: пытался улучшить себя, или бороться с системой, или получать как можно больше удовольствия. Большая часть этого была попыткой уйти от того, что я чувствовала внутри.
Разговорная терапия была чрезвычайно полезной, но это была подушка для медитации, где я научился по-другому относиться к своему опыту. Я не анализировал свои проблемы, не сокрушался о бедах мира и не придумывал стратегии и действия, чтобы все исправить. Я не пытался заглушить свою глубокую печаль алкоголем или весельем. Я учился тому, как просто быть свидетелем происходящего, момент за моментом. Просто со своим опытом.
Практика проста. Будьте с этим дыханием. А теперь этот.
Но просто не значит легко.
Несмотря на преимущества медитации, я не мог усидеть на месте. И мой разум был повсюду. Мои эмоции заставляли меня чувствовать себя очень некомфортно — поэтому я рано ушел или вообще не сидел. Вот где практика с сообществом помогла. Когда я появился в 10 утра в субботу в Zendo, я должен был быть в олл-ин следующие два часа. Даже если мой разум метался или я молча всхлипывал во время сеанса, пребывание в группе помогало мне оставаться с этим. Как только я начала ходить регулярно, я почувствовала связь с учителем и другими учениками, и это заставляло меня возвращаться.
В основном я возвращался каждую неделю, потому что благодаря медитации я научился наблюдать за своими чувствами, а не отвлекаться от них или увлекаться ими. Я научился привносить осознанность в свое дыхание, свои мысли и свои эмоции. Мне не нужно было ничего в них менять. И когда я был таким внимательным, я обнаружил промежутки между моим постоянным беспокойством и сомнением.
Не всегда было приятно наблюдать за моим напряжением и страданием, но постепенно я обнаружил, что могу с легкостью справляться со своими трудными переживаниями. Если бы я мог оставаться на земле, между слезами и печалью был бы покой. Это было откровением. Мне не нужно было отталкивать эти чувства. Благодаря осознанности я мог обрести свободу независимо от того, что происходило.
В течение следующих нескольких лет я научился привносить осознавание, которое у меня было в медитации, в остальную часть моей жизни. Я стал больше осознавать время, проведенное с друзьями, на работе или в стрессовые моменты в течение дня. Я проводил меньше времени на вечеринке, беспокоясь о том, что все думают обо мне (примечание: им было все равно), и больше времени развлекался.
Я благодарен, что рано начал медитировать. У меня было десять лет за плечами, когда в возрасте 34 лет у меня диагностировали рак молочной железы 3-й стадии. В течение следующих 10 лет у меня было еще два приступа рака (оба 4-й стадии). Не знаю, что бы я делал без практики медитации. Медитация не облегчила эти переживания, но позволила мне облегчить чрезвычайно сложные обстоятельства. Простое наблюдение за своим дыханием и телом в острые моменты стресса давало необходимое спокойствие.
И теперь, когда я здоров и здоров, я все еще практикуюсь, чтобы в любой момент оставаться на земле и находить простор. Медитация напоминает мне, что свобода возможна, что бы ни происходило.
Как (и почему) я медитирую
Яркий, не по сезону весенний январский полдень. В доме свежая уборка, и я раздвинула шторы в спальне. Солнечные лучи льются внутрь, и я с энтузиазмом отношусь к предстоящей задаче. Я собираюсь медитировать и внимательно наблюдать за сеансом, чтобы затем сесть и задокументировать его для целей этого эссе.
Вот оно. Я устраиваюсь на подушке, надеваю наушники — я всегда медитирую под тихую музыку, окончательно решив после многих лет медитации, что это не жульничество, — и нажимаю «play» на моем любимом медитативном треке.
Хм.
Возможно, слишком рано. Мне может понадобиться в туалет. Кажется, я тоже слегка пересох и, возможно, слишком замерз. Но, может быть, я смогу продвинуться и заставить это работать за полчаса.
№ Отмена. Я вскакиваю, иду в ванную, беру пушистую кофту и стакан воды. Хорошо, теперь я готов. Я снова сажусь и снова нажимаю «play». Мягкие колокольчики снова начинают звонить медленными, мирными интервалами. Да. Хороший. Это займет. Были выключены.
Думаю, сегодня будет хорошая медитация. Не каждый сеанс медитации доставляет удовольствие, но этот начался многообещающе. В ту минуту, когда я сажусь и замолкаю, мое тело начинает свой обычный набор отвлекающих ощущений, но я могу точно сказать, что сегодня днем я не буду с ними сильно бороться. Эти ощущения различаются: какое-то время у меня простреливала поясница каждый раз, когда я медитировал, а в эти дни меня мучают какие-то странные тянущие ощущения во рту и во лбу. Как говорила Розанна Розаннеаданна: «Это всегда что-то».
Но сегодня я не парюсь. Физические ощущения в порядке вещей. Честно говоря, я регулярно уделяю так мало внимания своему телу, что неудивительно, что оно какое-то время замолкает, когда я, наконец, освобождаю место, чтобы заметить его.
Иногда физические ощущения доводят меня до бешенства, а в некоторые дни даже одной их перспективы достаточно, чтобы вообще отказаться от подушки для медитации. Поэтому я рад, что примирился с ними сегодня. Я особенно рад, потому что за моим постоянно меняющимся парадом физических тиков и болей скрывается более тонкое ощущение, и облегчение от этого тонкого ощущения — причина, по которой я медитирую в первую очередь.
Вот цитата из замечательной книги, которую, я думаю, каждому человеку следует присвоить при рождении, с которой начнется объяснение этого ощущения. Книга называется « Непривязанная душа » Майкла Сингера, и вам следует немедленно подготовить себе копию, если вы не получили свою в младенчестве. Певица пишет:
Просто остановитесь на мгновение и посмотрите, что вы решили сделать. Вы сказали своему разуму: «Я хочу всем нравиться. Я не хочу, чтобы кто-то говорил обо мне плохо. Я хочу, чтобы все, что я говорю и делаю, было приемлемо и приятно для всех. Я не хочу, чтобы кто-нибудь причинил мне боль. Я не хочу, чтобы случилось что-то, что мне не нравится. И я хочу, чтобы случилось все, что мне нравится». Затем вы сказали: «Теперь придумай, как воплотить каждую из этих вещей в реальность, даже если тебе придется думать об этом день и ночь». И, конечно же, ваш разум сказал: «Я на работе. Я буду работать над этим постоянно».
Бинго. Майкл Сингер разорил меня, и я могла бы просто поцеловать его. Теперь, когда он указал на то, что происходит у меня в голове, я чувствую, как все это работает внутри меня. Когда я замолкаю, я осознаю ультранизкосортное жужжание в своем теле, похожее на перетасовку сотен крошечных каталожных карточек. Я заперт в режиме сканирования, постоянно вибрируя от усилий, пытаясь предсказать и предотвратить все мыслимые проблемы, которые у меня могут возникнуть, и даже те, которых у меня нет и, вероятно, никогда не будет.
Эта непрерывная перебранка утомительна. Я бы не хотел ничего лучше, чем избавиться от этой модели раз и навсегда. Перспектива облегчения — это то, что снова и снова подталкивает меня к подушке для медитации больше, чем любая другая мотивация. Я не ищу Бога; Я не пытаюсь быть лучше. Я бы приветствовал оба этих побочных эффекта, но на самом деле я просто хотел бы перестать жужжать.
На протяжении многих лет я экспериментировал с различными техниками медитации: медитацией на счет, работой с мантрами, отслеживанием дыхания. Каждый из них был по-своему полезен, но сейчас я занимаюсь чем-то более простым. Я сажусь, чтобы остановиться. Это мой единственный план, когда я ложусь на подушку. Я просто остановлюсь.
Однажды я прочитал — к сожалению, забыл где, — что великая техника медитации — это просто сесть и ждать. Простота ожидания привлекает меня так же, как и остановка. Разница в том, что остановка ощущается как ожидание минус ожидание того, что что-то произойдет. На данный момент я общепризнанный стоппер.
Итак, мы здесь. Музыка все еще играет, тихо, вне моего внимания. Ощущение дергания надежно перемещается между моим ртом и лбом. Время от времени я ловлю себя на том, что пытаюсь сосредоточиться на фантазии или беспокойстве: Что, если я никогда не напишу книгу? Нужно ли мне обратиться к врачу по поводу моих желез? Может быть, я поеду в Нью-Йорк осенью. И тут я напоминаю себе, где я. Я прямо здесь, сижу. Или я напомню себе, когда это будет. Прямо сейчас. Я выпрямляю свою осанку и делаю себя немного более бдительным, чтобы вырваться из фантазий, а затем делаю свою любимую часть — остановку — которая включает в себя поиск источника жужжания в моем теле и почти-но-не-совсем шепот на это: «Тсс. Вы не обязаны этого делать».
Дошло до того, что я начинаю верить себе. Когда я указываю себе, что могу остановиться, что-то останавливает . Моя бесконечная бурлящая энергия замерла. Он может начаться снова через две минуты, но на эти две остановившиеся минуты я в раю.