Маскулинность что такое: Что такое маскулинность и почему о ней надо говорить? — Такие дела
Маскулинность. Что такое «Маскулинность»? Понятие и определение термина «Маскулинность» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Маскулинность (лат. masculinus, мужской) – набор телесных, поведенческих и психических характеристик, которые соответствуют мужскому полу. Иными словами, это те показатели, по которым мужчину (самца) можно отличить от женщины (самки).
Маскулинность наряду с фемининностью (женская категория) – одни из ключевых терминов в дифференциальной психологии. Особый вклад в исследование вопроса маскулинности и фемининности внесли представители феминистического движения. В XIX веке исследователи были категоричны в вопросах маскулинности и фемининности – существовали особые критерии, любое отклонение от установленных показателей считалось паталогией.
Однако на современном этапе исследователи все чаще отказываются от этой терминологии, называя ее слишком общей и вводящей в заблуждение. Основная аргументация сводится к тому, что не все в человеческом организме можно охарактеризовать как мужское или женское – взять хотя бы тот факт, что, например, мужской гормон андроген есть и в женском организме, причем его концентрация всего на 1% меньше.
Разработанные современными исследователями (С. Бем, Д. Спенс, Р. Хелмрайх) тесты позволяют вне зависимости от гендерных характеристик разделять индивидов на несколько групп. Маскулинная группа предполагает сочетание высокой маскулинности и низкой фемининности, фемининная – высокая фемининность при низкой маскулинности, андрогинная – оба показателя высоки, недифференцированная – оба показателя низкие. Примечательно, что в обществе по-прежнему существует стереотип о том, что 
< Мазохизм
Медитация >
Популярные термины
Маскулинность
Кто такой «настоящий мужчина»?
От женщин нередко приходится слышать сетования на то, что настоящие мужчины перевелись. Но может быть, их не стало меньше — просто наши современницы их не узнают? Мы попросили экспертов описать неуловимого героя нашего времени.
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Я сам ходил налево, но измену жены забыть не могу». Часть 2. Встреча с соперником
- «Как ответить директору, который ко мне пристает?»
- Дисфункциональная семья: 10 негласных правил токсичных родителей
- Как развестись с мужем-нарциссом: 4 правила расставания — обязательно запомните их
- 5 ошибок, которые вы наверняка совершаете в отношениях
- Как определить тип привязанности — просто прочитайте слова любимых песен
- «Я сказала мужу, что он мало зарабатывает. Он обиделся»
- Худший день недели: социологи выяснили, когда россияне чувствуют себя несчастными
Сегодня читают
- «Муж расстается со мной уже четвертый раз.
Повод — он „плохой человек“» - «Вышла замуж за иностранца и оказалась в плену у абьюзера»
- «Выбираю разочарованных в девушках мужчин, чтобы показать им настоящую любовь»
Psychologies приглашает
Telegram-канал Psychologies
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерОСЕНЬ 2022 №71
Подробнее
спецпроекты
Маскулинность | Словарь гендерных терминов
- М
Маскулинность
Маскулинность (от лат. «masculinus» — мужской) — комплекс телесных, психических и поведенческих особенностей, которые рассматриваются как мужские.
Стандарты мужественности или маскулинности варьируют между различными культурами, историческими периодами и географическими регионами. Возраст, этническая или расовая принадлежность, социальный класс и другие критерии стратификации пересекаются с гендерной идентичностью в процессе конструирования многочисленных маскулинностей, которые проявляют себя через систему властных отношений.
Исследователи/-цы отмечают, что атрибуты традиционно мужского поведения предопределяют «неустойчивость» понимание мужества. Это означает, что мужские черты характера не являются врожденными, а формируются в процессе восприятия стереотипно-мужских взглядов и верований, таких как поддержка иерархии, агрессия, демонстрация власти или физической силы (Сучасне розуміння маскулінності: ставлення чоловіків до ґендерних стереотипів та насильства щодо жінок, 2018, с. 19).
Маскулинность и феминность являются социальными, а не биологическими категориями, которые отражают стереотипные представления о личностных характеристиках, внешности, поведении, одежде, увлечениях, интересах, профессиональных занятиях, образовании, сексуальных и межличностных отношениях мужчин и женщин.
Существует большое разнообразие традиционных моделей маскулинности и феминности, которые зависят от этнических и религиозно-философских позиций, однако абсолютное большинство из них основаны на оппозиции: субъект — объект, сила — слабость, активность — пассивность, жесткость — мягкость.
Важно отметить, что большинство развитых обществ переживают кризис феминности и маскулинности, поскольку стереотипные представления о женственности и мужественности не соответствуют вызовам современности. Ярким примером указанных тенденций может послужить концепция «токсичной маскулинности».
Токсичная маскулинность — совокупность традиционно мужских атрибутов, которые могут вредить не только женщинам, но и мужчинам и общественному строю в целом.
Безработица, низкий уровень дохода, инвалидность или злоупотребления алкоголем могут мешать мужчинам выполнять роли «кормильцев», тогда как невозможность обеспечить собственную семью рассматривается как неспособность достичь тех идеалов маскулинности, которые установленны социальными нормами. Как следствие, установки гегемонной маскулинности могут оказать негативное влияние на модели поведения мужчин в вопросах собственного здоровья, приводить к гендерному разрыву в показателях заболеваемости и продолжительности жизни.
В большинстве стран мира мужчины живут меньше, чем женщины, при этом широко признано, что гендерные различия в уровне смертности населения определяются не только биологическими факторами, но и социально-культурными влияниями на отношение женщин и мужчин к собственному здоровью. Например, некоторыми культурными традициями одобряется или даже поощряется употребление алкоголя мужчинами, в то время как для женщин такое поведение считается неприемлемым. Также, в ряде стран до сих пор не одобряется, если женщины работают вне дома, тогда как от мужчин ожидается активная позиция на рынке труда и обеспечения надлежащего уровня дохода для собственных домохозяйств.
Распространенность рискованного поведения среди мужчин приводит к высшей смертности вследствие внешних причин, таких как травмы, несчастные случаи, самоповреждения и убийства. Вследствие большей склонности к табакокурения и злоупотребления алкоголем, мужчины сталкиваются с повышенными рисками заболеваний дыхательных путей и болезнями системы кровообращения.
Как показывают отечественные исследования, эти тенденции особенно отчетливо проявляются в Украине, где медико-демографический кризис мужчин углубляется распространением социально детерминированных заболеваний, таких как туберкулез, психические расстройства, связанные с употреблением алкоголя и психотропных веществ, инфекции, передающиеся половым путем, в том числе ВИЧ / СПИД. Более того, среди мужчин чаще диагностируются заболевания в терминальных стадиях, что обусловлено нежеланием посещать врачей или проходить медицинские обследования. Эти особенности отношения к собственному здоровью непосредственно связаны со стереотипными установками маскулинности, к которым относится страх потерять контроль над ситуацией, опасения проявить слабость или смущение и тому подобное. Нереализованные атрибуты гегемонной маскулинности могут приводить к чрезмерному психологическому давлению, тогда как общее угнетение эмоций — вызывать психологические расстройства и глубокую депрессию. Как следствие, мужчины могут искать другие пути подтверждения собственной маскулинности, например, злоупотребление алкоголем и наркотическими препаратами, безответственное сексуальное поведение или проявление агрессии (Сучасне розуміння маскулінності: ставлення чоловіків до ґендерних стереотипів та насильства щодо жінок, 2018, с.
19–20).
Список использованных источников:
Сучасне розуміння маскулінності: ставлення чоловіків до ґендерних стереотипів та насильства щодо жінок. (2018). Київ.
Добавить комментарий
Мужественность
Гендер присутствует во всех аспектах нашей жизни и затрагивает всех без исключения. Сюда входят мужчины. Гендерное насилие коренится в гендерном неравенстве и усиливает его, и его нельзя понять вне социальных структур, гендерных норм и поддерживающих или усиливающих ролей
Патриархальная точка зрения рассматривает мужчин как центр рациональности и нормальности. Неудивительно, что потребовалось много времени, чтобы мужественность стала восприниматься как часть гендерного конструирования и чтобы мужчины воспринимались как гендерные. Идея мужественности относится к положению мужчин в гендерном порядке. Уайтхед и Барретт объясняют это:
Мужественность – это поведение, язык и обычаи, существующие в определенных культурных и организационных местах, которые обычно ассоциируются с мужчинами и, таким образом, культурно определяются как неженские

Не существует универсального набора ожиданий в отношении мужественности: в обществе существуют доминирующие кодексы, которые оказывают давление на мужчин и создают ожидания в отношении мужчин с последствиями для женщин, детей и общества в целом. Понимание мужественности меняется в зависимости от времени и социокультурного контекста, а также внутри групп и сетей ; и мужчины также «исполняют» свою мужественность по-разному и непоследовательно. Точно так же, как мужественность определяется ее отношениями с женственностью, женщины также играют важную роль в интерпретации и понимании мужественности, особенно в их взаимодействии с мужчинами и мальчиками.
Мужские идентичности конструируются посредством различий и ассоциаций: быть мужчиной означает не быть чем-то иным, кроме мужчины, и быть похожим на некоторых других мужчин. Мужественность включает в себя демонстрацию отношения и поведения, которые обозначают и подтверждают мужественность, и включает в себя признание другими мужчинами и женщинами определенным образом.
Р. В. Коннелл в своей книге « мужественности » (1995) утверждает, что для осмысленного анализа гендера и маскулинности важны «… процессов и отношений, посредством которых мужчины и женщины ведут гендерную жизнь. «Мужественность», в той мере, в какой этот термин вообще может быть кратко определен, является одновременно местом в гендерных отношениях, практиками, посредством которых мужчины и женщины задействуют это место в гендере, и влиянием этих практик на телесный опыт, личность и культуру. ” 65 .
Коннелл утверждает, что важно учитывать властные отношения между различными мужчинами, а также их отношения с женщинами, чтобы проанализировать, как эти отношения воспроизводят, поддерживают или бросают вызов распределению власти в обществе. Она выделяет
Гегемонистская маскулинность — это мужественность, которая очень заметна, уважаема и занимает авторитетное положение по отношению к другим маскулинностям.
, в определенных условиях. Такая мужественность может быть не самой распространенной формой, но она, вероятно, вызывает наибольшее восхищение и представляет собой стандарты для других. Примеры могут включать решительных бизнес-лидеров, популярных мальчиков в группе сверстников и некоторых спортсменов. Гегемонистские маскулинности можно рассматривать как доминирующие во всем гендерном порядке. Успешная претензия на власть является признаком гегемонии, а не актов прямого насилия, хотя насилие подкрепляет и поддерживает эту власть. Гегемония поддерживается производством образцов — символов с признанным авторитетом — даже несмотря на то, что большинство людей не могут соответствовать идеалу.
Соучастие в мужественности
Быть соучастником означает попустительствовать или поддерживать что-то, не будучи в этом активно вовлеченным. Соучастие в мужественности — это те, которые в целом извлекают выгоду из социального господства мужчин, не стремясь при этом активно угнетать женщин.
Подчиненные мужские качества
В общих рамках существуют гендерные отношения доминирования и подчинения между группами мужчин. Наиболее распространенным примером является доминирование гетеросексуальных мужчин и подчинение гомосексуальных мужчин. С точки зрения гегемонистской маскулинности гомосексуальность легко уподобляется женственности и поэтому считается низшим. Другие примеры включают мужчин, которые предприняли сознательные усилия, чтобы оспорить и «уйти» с гегемонистских и соучастных позиций, или тех, чей внешний вид не соответствует стандартам, установленным гегемонистскими образцами.
Маргинализированные маскулинности
Маргинализованные маскулинности – это те, которые относятся к разным категориям на основе класса, этнической принадлежности или статуса.
Они могут демонстрировать мужскую силу и наслаждаться ею в определенных контекстах, но в конечном счете всегда сравниваются с господствующими нормами и образами
Протестная мужественность
Протестная маскулинность представляет собой модель маскулинности, созданную в местных условиях рабочего класса, иногда среди этнически маргинализированных мужчин, которые воплощают те же претензии на власть типичных гегемонистских маскулинностей, но которым не хватает экономических ресурсов и институциональной власти, которые лежат в основе региональных и глобальных моделей 67
С начала 1990-х годов мужчины и мужественность вызывали озабоченность в связи с безработицей, изменением семейных отношений, неуспеваемостью в школе и насильственными преступлениями. Некоторые исследователи утверждают, что молодые люди чувствуют себя дезориентированными и сталкиваются с противоречивыми социальными требованиями, что затрудняет формирование их (гендерной) идентичности как молодых людей.
С одной стороны, традиционные представления о мужественности требуют жесткости, силы и рациональности, а с другой стороны, ожидается, что «современные мужчины» обладают мягкими навыками, такими как эмпатия и чувствительность. Эти, казалось бы, противоречащие друг другу запросы могут оказывать негативное влияние на развитие и поведение мальчиков и юношей, приводя к агрессии, заниженной самооценке и злоупотреблению наркотиками. В своем исследовании мужественности и женственности молодых людей Наяк и Кехили утверждают, что « Идентичность становится проблемой только тогда, когда она находится в кризисе, когда что-то, что считается фиксированным, связным и стабильным, вытесняется опытом сомнения и неуверенности ” 68 .
«Работа Кена Харланда с молодыми мужчинами и мальчиками в Северной Ирландии показала, что молодых людей испытывают двойственное отношение к своим «общественным» и «личным» персонам .
На публике существует большое давление, чтобы казаться уверенным в себе и демонстрировать свою мужественность сильным образом; и есть страх быть униженным из-за того, что кажутся слабыми или женственными.
В «частном» молодые люди сталкиваются со своими тревогами и пытаются справиться со своими страхами и внутренними эмоциями, но в их распоряжении, как правило, мало поддержки и мало доступных механизмов, которые помогли бы им стать более искусными в выражении своих эмоций и отражении. на их личность и поведение. Для большинства молодых мужчин их повседневный опыт, как правило, противоречит общественному восприятию мужественности: они часто чувствуют себя бессильными, боятся угрозы ежедневного насилия, могут быть заклеймены в школе как «глупые», мало внимания уделяют своему здоровью, особенно психическому, не состояли в сексуальных отношениях или имеют небольшой сексуальный опыт и чувствуют, что взрослые считают их «незрелыми». значит быть мужчиной.
В первой половине XX века движения за права мужчин все чаще стали возникать как способ противодействия притязаниям женских движений на эмансипацию и равноправие. Из мужского освободительного движения 1970-х годов развились две основные ветви: профеминистские мужские движения и антифеминистские мужские движения.
Вторые из них чаще всего называют «движениями за права мужчин». Некоторые движения за права мужчин заявляют, что мужчины на самом деле являются угнетаемыми и дискриминируемыми, утверждая, что мужчины и общество «феминизировались» благодаря успеху женского движения. Большинство движений за права мужчин выступают против феминизма и выступают за сохранение или восстановление патриархального гендерного порядка. Появление Интернета позволило таким движениям охватить более широкую аудиторию. Группы за права мужчин и группы за права отцов, как правило, ассоциируются со сдвигом в сторону более консервативного подхода к семье и гендерным отношениям, и такие движения становятся все более громкими в Европе. Однако исследования также показывают, что в некоторых странах политика, побуждающая мужчин играть более активную отцовскую роль, облегчила выход женщин на рынок труда. Есть также признаки растущего интереса к феминистским идеям, даже несмотря на то, что движения за права мужчин набирают популярность.
69
Молодые мужчины часто добровольно рискуют своим здоровьем, занимаясь рискованной деятельностью, в результате цепляясь за стереотипные представления о мужчинах и мужественности.
Понятие риска является постоянной темой в статистике здоровья молодых мужчин. Это можно увидеть, наблюдая за рискованным поведением мужчин, таким как вождение без ремня безопасности, употребление закусок, драки, уличное насилие, отказ от посещения врачей, злоупотребление алкоголем, угон автомобилей и повышенный уровень самоубийств. Хотя молодые люди, возможно, знали об опасностях, они воспринимали риск как необходимый аспект мужской молодежной культуры и как важный способ, которым мужчины демонстрируют свою мужественность другим. 70
Исследования показывают, что насилие играет неотъемлемую и сложную роль в формировании мужской идентичности и является общепринятой и нормальной частью жизни и опыта многих мальчиков. Молодые мужчины склонны ссылаться на насилие в первую очередь в связи с насилием мужчин по отношению к другим мужчинам.
Насилие рассматривается как способ утвердить свою мужественность перед другими мужчинами или как способ справиться с вещами, которые могут бросить вызов аспектам мужественности и вызвать чувство стыда. 71
Насилие выполняет функцию в отношении стереотипных гендерных ролей. Насилие как неотъемлемый и сложный аспект мужской идентичности также «служит для поддержания групповой солидарности, укрепления родственных связей, утверждения привязанностей и повышения статуса в группе» 9.0010 72 . У других юношей функция связана с самозащитой, где попытка применения насилия, агрессии или угрозы рассматривается как средство отражения угрозы от другого.
Несмотря на то, что насилие по признаку пола, безусловно, несоразмерно затрагивает женщин, и хотя мужчины являются главными агрессорами, они также испытывают насильственные последствия в результате предположений и убеждений, лежащих в основе насилия по признаку пола. Возможно, ничто не показывает это лучше, чем история конфликтов и геноцида.
Гендерные исследования и исследования геноцида долгое время были сосредоточены на заниженных историях женщин, особенно на историях об изнасиловании и жестоком обращении во время конфликта, которые, как правило, исключались из ранних отчетов о Холокосте и геноциде вплоть до 1980-х годов. Более пристальный взгляд показывает, что мужчин также имеют гендерную принадлежность в процессах геноцида .
Они часто являются первой группой, которую отделяют и убивают, что позволяет убивать и эксплуатировать женщин и детей. Например, 12 июля 19 г.95 декабря более 8000 мужчин и мальчиков из боснийских мусульман были убиты в городе Сребреница и его окрестностях силами боснийских сербов 73 . Адам Джонс выделил два типа геноцида:
- гендерно-селективный убой мужчин и
- «коренных» геноцидов, направленных против всех слоев целевого населения без разбора.
Геноциды против мужчин боевого возраста происходят чаще, чем второй тип, демонстрируя жестокую логику и понимание мужественности: мужчины — это те, кто может служить в армии, и поэтому являются законными целями.
Однако это не означает, что женщины спасены от худших видов геноцидного насилия. Хотя насилие, которому они подвергаются, часто менее смертоносно, оно не менее шокирует: оно может включать словесные оскорбления, сексуальное рабство, индивидуальные и групповые изнасилования или изнасилования в крупных размерах. 74
64 Уайтхед, С. М., Баррет, Ф. Дж., The Masculinities Reader, Polity Press, 2004
65 R. W. Connell, Masculinities, 2-е издание, University of California Press, Berkeley, 2005
76-81.
67 Р. В. Коннелл, Джеймс Мессершмидт, Переосмысление доминирующей маскулинности, в GENDER & SOCIETY, Vol. 19 № 6, декабрь 2005 г., с. 829-859.
68 Наяк, Ануп; Кехили, Мэри Джейн, «Гендер, молодежь и культура: молодые мужественность и женственность», 2-е издание, Palgrave Macmillan, Kindle Edition, 2013, с. 56
69 Сэнди Ракстон, Никки ван дер Гааг, Участие мужчин в обеспечении гендерного равенства – европейские перспективы, Гендер и развитие, 21:1, 2013, с.
161-175.
70 Кен Харланд, Разговор молодых людей – Голоса из Белфаста (1997) YouthAction Northern Ireland and Work with Men Publications, Лондон
71 Кен Харланд, Сэм Маккриди, Мальчики, молодые люди и насилие: мужественность, образование и практика, Palgrave Macmillan , 2015, с. 134
72 Там же, стр. 171.
73 В 2004 году Международный уголовный трибунал по преступлениям в бывшей Югославии постановил, что это преступление представляет собой геноцид. В 2007 году Международный суд оставил в силе это решение.
74 Адам Джонс, Геноцид. Всестороннее введение, Routledge, 2006, стр. 328-329.
Работа с молодежью и мужественность
Любая работа с молодежью, направленная на борьбу с гендерным насилием, должна затрагивать концепции и конструкции мужественности и женственности, с которыми сталкиваются молодые люди, и должна поддерживать их в критическом осмыслении этих концепций и их собственного отношения к ним. и производительность пола.
Традиционно работа против дискриминации была сосредоточена на расширении прав и возможностей девочек и женщин, и это должно оставаться важным направлением.
Тем не менее, работа с мальчиками и молодыми мужчинами также необходима, отчасти для того, чтобы помочь им в изучении своей идентичности и осмыслении их понимания мужественности и социального давления, связанного с этим понятием; , но и для того, чтобы побудить их к активным действиям против гендерного насилия и за гендерное равенство .
Мужественность | Гендер и экономика
Перейти к содержимомуМужественностьСара Каплан2021-05-16T16:11:21-04:00
Представления о мужественности различаются в зависимости от многих факторов, таких как раса, культура, класс, место и время. В странах ОЭСР, таких как Канада и Великобритания, черты, традиционно считающиеся мужскими (например, агрессия и самоуверенность), также считаются полезными в деловом мире. Исследования показывают, что эти традиционные представления о мужественности увековечивают предвзятость и неравенство в экономике, что приводит к «токсичной мужественности».
Кроме того, по мере того, как мы выходим за пределы гендерной бинарности мужчины и женщины и стремимся к равенству между всеми полами, наше понимание мужественности и ее роли в экономике меняется.
Ниже мы собрали коллекцию наших лучших исследований и идей по этому вопросу.
Что это?Мужественность — это набор атрибутов, моделей поведения и ролей, обычно ассоциируемых с мужским полом. Наши представления о мужественности социально сконструированы, и сама мужественность не основана на биологических различиях между полами. Из-за неявных предубеждений мы чаще связываем мужественность с работой и карьерой, а женственность — с домом и семьей. Эти стереотипы сковывают людей любого пола.
Почему это важно? Наши представления о мужественности, особенно на работе, влияют на то, как ко всем относятся. Мужчины, демонстрирующие более «женские» черты, такие как забота о семье, и женщины, проявляющие более «мужские» черты, такие как властность, могут подвергаться социальным санкциям.
Например, исследования показывают, что женщины-менеджеры, которые настойчиво ведут себя на собраниях, что является традиционно мужским качеством, негативно воспринимаются их коллегами; тогда как напористые менеджеры-мужчины получат похвалу и уважение. Все чаще люди осознают, что достижение гендерного равенства потребует от общества и организаций устранения ограничений, налагаемых нормами мужественности, а также скрытых предубеждений в отношении женщин.
Идеи мужественности могут формировать организационную политику и практику. Например, образ «идеального работника» характеризуется как мужчина с маскулинным поведением, таким как приоритет карьеры над семьей и осуществление доминирующего лидерства. В частности, одним из результатов стойкости образа «идеального работника» является то, что мужчины не чувствуют себя вправе использовать политику, благоприятную для семьи, на рабочем месте. Поэтому возникает вопрос: как нам переоценить то, как выглядит «идеальный работник», чтобы принести пользу всем?
Узнать больше
Мужские нормы мешают нам добиваться гендерного равенства
Политика поддержки работы и семьи становится все более распространенной, но данные показывают, что эта политика гораздо чаще влияет на поведение и предпочтения женщин, чем мужчин.

Повод — он „плохой человек“»