Лидерские способности: Лидерские способности
Лидерские способности
Лидерские способности —
Совокупность способностей, позволяющих человеку становиться лидером, вести за собой людей (в том или ином плане).
В психологии нет какого-либо консолидированного мнения о том, что же входит в понятие «лидерские способности». Само понятие «лидер» апеллирует к человеческим инстинктам, которые достались нам от предков, живших племенами, у которых был один вождь. От этого вождя зависела вся целиком жизнь каждого отдельного члена племени. Однако сейчас нет таких универсальных, тотальных лидеров. Лидерами, как правило, называют тех, от кого зависит тот или иной аспект жизнедеятельности.
На работе может быть лидер-руководитель, от него зависит благосостояние работника. Может быть интеллектуальный лидер, от образа его мыслей зависит образ мысли других людей (не всех, конечно). Может быть еще, например, лидер в развлечениях, такой лидер руководит развлечениями какой-то группы людей.
Поскольку сейчас нет прежних лидеров-вожаков, поэтому сейчас нельзя говорить о каком-то универсальном наборе лидерских качеств, которые нужны каждому лидеру. Фактически, если какой-то человек решил стать лидером в какой-либо области, то от специфики этой области и надо исходить. Если кто-то собрался стать, например, интеллектуальным лидером, то здесь, конечно, на первом месте должен быть ум. Если кто-то собрался стать лидером среди дворовых мальчишек, здесь может потребоваться физическая сила. Тем не менее можно выделить ряд качество, присущих всем лидерам.
1. Уверенность
2. Ум. От решений лидера зависит судьба других людей. Он должен хорошо понимать все, что происходит, разбираться в предметной области, которая связывает этих людей, предвидеть возможные последствия своих решений.
3. Коммуникативная компетенция. Лидер не может быть молчальником, ему надо много и успешно общаться с другими людьми, как и с членами своей группы, так и с другими. У разных членов группы могут быть разные потребности, с каждым надо найти общий язык, вникнуть в его проблемы и устремления.
4. Гибкость. Лидер должен подстраиваться под меняющиеся обстоятельства. Если он этого не будет делать, от него отвернутся.
5. Принципиальность. Но и полностью беспринципным лидер тоже быть не должен. Если члены группы видят в своем лидере совершенно беспринципного человека, то они будут судить о нем как об эгоистичном человеке, думающем только о себе, игнорирующем групповые интересы. Про идеального лидера можно сказать, что он как бы сделан из стали: одновременно тверд, но и гибок.
6. Предприимчивость. Рядовые члены социальной группы очень ценят предприимчивость своего лидера, именно в ней они видят основную ценность для себя лидера.
7. Активность. Лидер должен быть активным. Пассивный или постоянно расслабленный человек не воспринимается людьми как лидер. В восприятии участников группы их лидер должен быть постоянно заведен, настроен на решение общих для группы проблем.
Лидерские способности молодого специалиста в системе профессионального стандарта педагога
Новые требования к профессиональной квалификации педагога нашли свое отражение в нормах и квалификационных характеристиках, представленных в различных законодательных правовых актах, регламентирующих деятельность педагогических работников, в том числе и в профессиональном стандарте педагога.
Профессиональный стандарт педагога – это характеристика
квалификации, позволяющая педагогическим кадрам успешно осуществлять свою
профессиональную деятельность. Профессиональный стандарт педагога позволяет
унифицировать требования к содержанию и качеству профессиональной деятельности
педагогических работников (международные, межотраслевые и
внутриотраслевые).
Одним из первых проектов профессионального стандарта педагогического работника был разработан в ГБОУ ВПО МГПУ (В.В. Рябов, Ю.В. Фролов, М.А. Масумов). В нем были представлены две группы показателей: профессиональные качества педагога и результаты его деятельности.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», разработанный ГБОУ ВПО МГППУ являлся по своей сути первым профессиональным стандартом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (№ 544н от 18 октября 2013г.)[3].
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к данным документам, в содержание профессионального стандарта педагога входят характеристики трудовых функций и основных трудовых действий педагога.
Анализируя профессиональный стандарт педагога, можно выявить
его направленность на реализацию стратегии модернизации российского образования
и создание единого образовательного пространства.
Рассмотрим и сравним требования к деятельности педагога, представленные в различных законодательных актах: – профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (N 544н от 18.10.2013), Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ от 29.12.2012) и ФГОС общего образования (ФГОС НОО №373 от 06.10.2009, ФГОС ООО №1897 от 17.12.2010, ФГОС СОО №413 от 06.10.2009) [4, 8, 7]. В таблице 1 показаны характеристики основных аспектов педагогической деятельности, такие как планирование и осуществление воспитательной, образовательной и развивающей работы[4; 6].
Таблица 1. Основные аспекты педагогической деятельности в современном российском законодательстве в современном российском законодательстве.
|
Профессиональный стандарт педагога
|
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» |
ФГОС общего образования
|
|
Трудовые действия педагога: — разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; — осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов. |
Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой (статья 48, п.1.1). |
Стандарт включает в себя требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации образовательных программ. Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды, обеспечивающей достижение целей общего образования, его высокое качество. |
|
Трудовые действия педагога: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира. |
Педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную
активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать
гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира
(статья 48, п. |
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и не-прерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. |
|
Необходимые умения педагога: разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии.
|
Педагогические работники обязаны применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания (статья 48, п1,5). |
Условия реализации образовательных программ должны обеспечивать возможность обновления их содержания, методик и технологий их реализации в соответствии с динамикой развития системы образования. |
|
Трудовые действия педагога: освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями
|
Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического
развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия,
необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями
(статья 48, п. |
Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
|
Аспекты педагогической деятельности, отраженные в представленных в таблице нормативных правовых актах, дают представление о тех системных преобразованиях, которые происходят сегодня в образовании Российской Федерации.
В соответствии с Письмом Минобрнауки РФ от 2 марта 2014г. N
08-237, с 1 января 2017 года будет введен в действие профессиональный стандарт
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Внедрение профстандарта должно способствовать принятию достаточных мер по
обеспечению эффективной его реализации, что приводит к необходимости внесения
изменений и в личностный план развития самих педагогических кадров[8].
Конечно же, на первый план выходят личностные риски, связанные с отсутствием у специалистов общего образования потребностей и умений организовывать такую образовательную деятельность. Часть педагогов, как отмечают исследователи, психологически не готовы к переменам, не испытывают потребности в самоизменении, недооценивают возникающие проблемы. Представляется, что главной мерой минимизации указанного риска станет задача повышения уровня педагогического мастерства, развития профессиональной самореализации. Особенно это касается молодых педагогических кадров, способных демонстрировать стрессоустойчивость на новые реформы и инновационные процессы общества[1; 2].
Профессиональный стандарт содержит личностные ориентиры –
портрет современного педагога. В связи с этим увеличиваются и требования к
расстановке акцентов развития личностных качеств учителя, позволяющих
эффективно организовывать процесс учебной деятельности, определять предметные и
метапредметные задачи; методы, приёмы, способы, технологии, формирующие
универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие учащимся умение учиться.
В
сложившейся ситуации педагог должен быть готов уметь изменяться для того, чтобы
перед учениками мог быть пример, источник для подражания. В таком случае,
ученик успешнее находит свой особенный путь в современной социокультурной
ситуации. Именно такие дети способны добиваться успеха, уметь решать
учебно-проектные и социально-проектные ситуации, совершать открытия.
Вышеуказанные задачи могут быть успешно решены, в том числе и за счет повышения социальной активности личности молодого педагога, посредством развития у него лидерских способностей, позволяющих брать на себя ответственность [5].
Анализ различных взглядов зарубежных и отечественных ученых
на характеристику лидерства, среди огромного количества научных концепций,
позволили выделить два основных направления научных исследований относительно
определений сущности и содержания лидерских качеств. Большинство исследований
представляют собой первое направление.
Оно исследует конкретные и широко
представленные психологические свойства личности как таковые, и по тем или иным
причинам приписывает различным свойствам лидерские качества.
По мнению М.Ю. Ананченко, лидерские характеристики
основываются на особенностях ментальных, когнитивных и мотивационных структур
личности, включающих особенности восприятия, мышления и действия. Эти структуры
формируются в процессе взаимодействия личности с другими людьми и образуют так
называемый лидерский габитус. Второе направление, которое имеет педагогическую
основу, и представлено в основном отечественными педагогами, среди которых А.В.
Батаршев, И.Н. Бригинец, З.Г. Гапонюк, С.А. Новикова, И.В. Ромазан, А.Б.
Голубь, А.И. Давлетова, А.Н. Ашихмин и другие ученые. Их исследования позволяют
определить лидерские качества как комплекс внутри личностных образований и
аспектов жизнедеятельности субъекта, направленных на удовлетворение
потребностей лидерства в различных сферах деятельности, в том числе и
профессиональной.
Условно лидерские качества можно разделить на три группы: профессионально-творческие, социально-психологические и социально-коммуникативные. В данном исследовательском направлении широко представлены профессионально-личностные способности присущие потенциальным педагогам-лидерам, новаторам.
Профессионально-творческие качества: уровень профессиональной компетентности; способность к профессиональной адаптации; четкое, системное видение профессиональных проблем; способности к быстрому и продуктивному анализу ситуации и экстраполированию результата; умение формировать и развивать потенциал команды; стремление к творческой самореализации; владение педагогическим мастерством; стремление к поиску новизны и расширению творческого кругозора;
Социально-психологические качества: чувство собственного достоинства; интерес к людям; умение учитывать индивидуальные особенности членов коллектива; преобладание мотивации достижения успеха; способность к преодолению препятствий и взвешенному риску; способность оказывать воспитательное воздействие личным примером; эвристический стиль мышления, стремление к личной выгоде;
Социально-коммуникативныекачества: умение
организовать продуктивные межличностные, межгрупповые контакты; способность
внушать доверие; умение убеждать других и отстаивать интересы коллектива;
легкость вступления в деловые контакты; владение педагогическим тактом.
Как мы видим, из представленных личностных способностей позиционируемых в статье как лидерские, нет чисто психологических свойств (качеств) личности как таковых. Все качества представлены целостными образованиями, которые включают в себя совокупность и взаимодействие определённых структур, черт, способностей, умений, чувств и т.д.
Таким образом, развитие лидерских способностей у педагогов это процесс персонального развития структуры внутренней организации личности направленный на доминирование личности в группе для достижения общего результата, при условии создания специально организованной социально-псхолого-педагогической среды.
Основными критериями оценки развития лидерских способностей в процессе внедрения профессионального стандарта педагога можно обозначить:
— когнитивную готовность личности к принятию роли лидера;
— эмоционально-волевую позицию личности влияния на группу;
— содержание ценностно-смыслового пространства личности лидера;
— деятельностный (творческий) вклад лидера в групповую деятельность;
— готовность группы принять лидера в определённых условиях
(ситуациях)[1;2].
Таким образом, для эффективности развития лидерских способностей у педагогов необходимо учитывать современные требования к содержанию данного процесса, который предполагает направленность на реализацию следующих основных компонентов:
когнитивный опыт личности – опыт осуществления способов деятельности, направленный на развитие комплекса умений (организаторских, коммуникативных, созидательных), необходимых для реализации лидерских способностей;
опыт творческой деятельности – готовность участника общественной организации к поиску новых решений проблем, к творчеству преобразованию действительности, развитие способности к нестандартному подходу и новаторству в общественной деятельности;
опыт отношений личности, включающий систему
эмоционально-ценностных и эмоционально-волевых отношений, мотивацию и
направленность на реализацию социально значимых целей.
Особое значение в оценке эффективности по формированию лидерских способностей у педагогов имеет контроль индивидуальных достижений, который позволяет оценить, насколько успешно выполняются поставленные личностно-ориентированные цели.
Необходимо понимать, что сегодня перед образованием стоит важный вопрос: как реализовать потенциал новых профессиональных стандартов, сохранив при этом весь положительный опыт, накопленный за последние годы. В этой ситуации частью решения данного вопроса может быть использование механизм самореализации, посредством развития лидерских способностей педагогических кадров.
Основные лидерские навыки, необходимые на каждой должности
- ВЕДУЩАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ СТАТЬЯ
Определите пробелы в своем пути к лидерству и полностью раскройте свой потенциал, сосредоточившись на этих 4 навыках: самосознание, общение, влияние и способность к обучению.
Руководители разных уровней организации сталкиваются с разными проблемами.
Но независимо от того, являетесь ли вы индивидуальным сотрудником, начинающим менеджером, руководителем высшего звена или кем-то посередине, вам необходимо изучить и освоить 4 лидерских навыка.
Это неподвластные времени лидерские навыки, необходимые лидерам в каждой организации, независимо от роли, отрасли или местоположения. Но то, как вы обращаетесь с каждым лидерским навыком, и то, что вам нужно изучить или подчеркнуть, будет меняться по мере того, как вы переходите на более высокие уровни и сталкиваетесь с новыми проблемами. Мы называем эти основные лидерские качества «Фундаментальными 4».
Основные лидерские навыки, необходимые в каждой карьере
Хотя единого окончательного списка лидерских навыков может и не быть, в CCL мы считаем, что каждый лидер, независимо от должности, должен овладеть этими основными лидерскими навыками.
«Основные 4» лидерские качества:
- Самосознание
- Общение
- Влияние
- Способность к обучению
1.
Самосознание. Это означает просто понять свои сильные и слабые стороны, но обрести самосознание совсем не просто. Самосознание является одним из важнейших навыков лидерства для постоянной и долгосрочной эффективности в качестве лидера. Вот 4 верных способа повысить самосознание.
2. Связь. Это один из самых основных, универсальных лидерских навыков, которые все мы должны развивать и совершенствовать в течение своей карьеры. «Передача информации и идей» неизменно считается одним из самых важных навыков для достижения успеха лидерами. Коммуникация также встроена в ряд других лидерских навыков и компетенций, включая «руководство сотрудниками», «управление с участием» и «построение и улучшение отношений».
Четко писать, четко говорить и использовать навыки активного слушания — все это часть уравнения. По мере вашего продвижения по карьерной лестнице общение расширяется до таких форм поведения, как поощрение обсуждения, построение доверия, передача видения и стратегических намерений, а также вовлечение людей в вашу жизнь.
Вот почему общение так важно для лидеров.
Направьте свое развитие в качестве лидера на правильный путь, изучив и применяя на практике 4 основных навыка настоящего лидера: самосознание, способность к обучению, общение и влияние.
3. Влияние. Развитие навыков влияния и лидерства поможет вам донести свое видение или цели, скоординировать усилия других и добиться приверженности людей на всех уровнях. В конечном счете, влияние позволяет вам добиваться цели и достигать желаемых результатов.
Влияние может сильно различаться на разных уровнях организации. Ключевым моментом является знание ваших заинтересованных сторон или аудитории. Вам нужно повлиять на своего босса? Ваши сверстники? Прямые отчеты? Клиенты? У каждой заинтересованной стороны есть особые заботы и проблемы, поэтому разные группы и отдельные лица потребуют разных подходов для оказания влияния. Вы захотите освоить 3 способа влиять на людей.
В начале вашей карьеры или на отдельных ролях влияние заключается в эффективной работе с людьми, над которыми вы не имеете власти.
Это требует способности представлять логичные и убедительные аргументы и участвовать в обмене мнениями. На старших или исполнительных должностях влиятельные лидерские качества больше сосредоточены на управлении долгосрочными целями, вдохновении и мотивации.
4. Способность к обучению. Вам нужна способность постоянно находиться в режиме обучения, ценить и извлекать уроки из опыта. Чтобы развиваться как лидеры и как люди, нам нужно быть активными учениками. Это включает в себя признание того, когда необходимы новые модели поведения, лидерские навыки или отношения, и принятие на себя ответственности за их развитие.
Способность к обучению предполагает умение учиться на ошибках, задавать проницательные вопросы и быть открытым для обратной связи. Это включает в себя быстрое изучение нового навыка, использование возможностей для обучения и правильное реагирование на новые ситуации. Для руководителей высшего звена гибкость в обучении также заключается в том, чтобы вдохновлять других на обучение и создавать культуру обучения во всей организации.
Развитие вашей способности к обучению необходимо для развития ваших лидерских навыков и является ключом к долговременной карьере.
Развивайте свои основные лидерские навыки для каждой роли
Когда вы думаете о добавлении Основных 4 в список своих лидерских навыков, помните, что каждый навык следует постоянно улучшать или «развивать по ходу дела». Чтобы быть эффективным, вы продолжаете развивать, адаптировать и укреплять лидерские качества на протяжении всей своей карьеры. Приобретая лидерские навыки в одной области, вы обнаружите, что есть чему поучиться и попрактиковаться, принимая новые вызовы и занимая более крупные роли.
Если вы считаете, что «пропустили» какой-либо из основных четырех основных навыков лидерства в течение своей карьеры, вы не будете столь же эффективными и полностью не разовьете свой лидерский потенциал. Хорошая новость заключается в том, что, прилагая согласованные усилия, вы можете научиться и улучшить навыки, которые вы упустили.
Если вы сможете определить пробелы или слабые стороны на пути к лидерству, у вас есть потенциал учиться, расти и меняться.
С самосознанием, общением, влиянием и способностью к обучению в качестве основы для развития ваших лидерских навыков вы можете быть уверены, что готовитесь к новым возможностям и следующему уровню ответственности, потому что эти 4 основных лидерских навыка необходимы всем и каждому. каждый этап карьеры.
Готовы сделать следующий шаг?
Развивайте 4 основных лидерских навыка своей команды. Узнайте, как наша программа Lead 4 Success® укрепляет основные лидерские навыки («Основные 4») — самосознание, способность к обучению, влияние и общение, — которые необходимы руководителям на всех уровнях для достижения успеха.
| Что исследовать дальше
| Связанные решения
24 ноября 2020 г.
Эффективное руководство
Об авторе(ах)
Leading Effectively Staff
Эта статья была написана нашими сотрудниками Leading Effectively, которые анализируют десятилетия новаторских, экспертных исследований и опыта в этой области, чтобы поделиться информацией, которая поможет лидерам на всех уровнях.
Подпишитесь на наши электронные письма, чтобы получать последние исследовательские статьи о лидерстве и идеи, отправленные прямо на ваш почтовый ящик.
Сопутствующее содержимое
Эффективное лидерство Статья
Как выражать больше благодарности на работе и почему важна благодарность в руководстве
Доказано, что благодарность повышает продуктивность. Лидеры, которые развивают культуру благодарности, сами пожинают плоды и имеют более вовлеченные и устойчивые команды. Вот как проявлять и поощрять больше благодарности на работе.
Отчет об исследовании
РАБОТА 3.0: Переосмысление лидерства в гибридном мире
То, как мы определяем работу, эволюционировала — от преимущественно личного до пандемии (Работа 1.0) до преимущественно виртуальной во время пандемии (Работа 2.0), а теперь — гибрида того и другого (Работа 3.0). Загрузите этот отчет о 8 ключах к лидерству в Work 3.0.
Подкаст
Лидируйте с этим: чему «тихий уход» может научить нас о важности коммуникации и развития
Вместо того, чтобы продать Patagonia и сделать компанию публичной, бренд был передан некоммерческой организации с целью направить любую прибыль, не реинвестированную в Patagonia, на борьбу с изменением климата.
В этом выпуске Эллисон и Рен рассказывают о роли организации в том, чтобы поступать правильно, о том, какие лидеры нужны, чтобы поступать правильно, о некоторых пробелах между ними и о лидерстве с этим.
23 ключевых лидерских навыка и компетенции для работы в 2022 году
Вы нашли наш список эффективных лидерских навыков и компетенций .
Лидерские навыки — это способности, которые помогают профессионалам руководить командами, проектами и организациями. Например, принятие решений, эмпатия и делегирование. Цель этих качеств — выявить способных лидеров и поставить нужных профессионалов на руководящие должности.
Эти навыки аналогичны лидерским качествам. Многие из этих черт пересекаются с исполнительными навыками, навыками управления персоналом и навыками управления командой. Профессионалы могут улучшить эти навыки, читая книги о лидерстве, книги о лидерстве, написанные женщинами, и занимаясь лидерской деятельностью.
Эта статья включает:
- лидерские коммуникативные навыки
- мягкие навыки лидерства
- качества хороших лидеров
- черты хорошего лидера
Список лидерских качеств
Вот список лидерских качеств, которые помогают профессионалам управлять командами и преуспевать в работе.
1. Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект является одним из самых важных навыков лидерства. Лидеры имеют дело с различными деликатными и стрессовыми ситуациями, и им требуется здравый смысл, чтобы действовать надлежащим образом в таких обстоятельствах. Понимание того, что сотрудники могут думать или чувствовать в определенных ситуациях, помогает менеджерам принимать решения, которые поддерживают персонал. Эти лидеры с меньшей вероятностью оттолкнут сотрудников и, скорее всего, будут более тесно связаны с членами команды.
Лидеры, которые могут читать эмоции и предсказывать возможные реакции, могут поддерживать высокий моральный дух сотрудников и избегать многих конфликтов на рабочем месте. Кроме того, эти боссы могут реагировать в режиме реального времени и менять тактику во время разговора, например, если они замечают, что члены команды отказываются от разговора или демонстрируют сдержанный язык тела. Эти навыки помогают руководителям снижать напряженность и выявлять проблемы в отделе.
Кроме того, эмоциональный интеллект просто помогает лидерам лучше ладить с персоналом и повышать уровень доверия.
2. Построение отношений
Построение отношений — одно из важнейших качеств хорошего лидера. Чтобы занять руководящую должность, профессионал должен показать способность ладить с другими. Лидеры взаимодействуют и работают с самыми разными людьми, от команды, которой они руководят, до высшего руководства, коллег-менеджеров и сотрудничающих отделов, клиентов и поставщиков. Чтобы эффективно выполнять свою работу, лидеры должны знать, как установить связь и общаться с этими различными группами и отдельными лицами. Отношения между супервизором и супервизируемыми особенно важны, так как лидеры могут развивать свои отчеты только благодаря положительному взаимопониманию и повторным контактам.
Помимо налаживания контактов один на один, лидеры также должны знать, как укреплять отношения между членами команды. Лидеры объединяют членов команды вокруг общего видения и общих целей и поддерживают эти связи, способствуя общению и уважению в группе.
Чтобы достичь гармонии и сотрудничества, лидеры должны знать, как строить и поддерживать групповые связи.
Ниже приведен список мероприятий и идей по построению отношений для лидеров командообразования.
У нас также есть руководство по совместному лидерству.
3. Решение проблем
Решение проблем — один из важнейших навыков лидера. Лидеры тратят значительное количество времени на тушение пожаров и решение проблем клиентов, компании и команды. Лидеры — это те, к кому коллеги обращаются за советом и помощью, и часто за ними остается последнее слово при принятии решения.
Эти люди должны уметь мыслить нестандартно, придумывать новые решения, предсказывать последствия и проверять теории с минимальным риском. Это качество отделяет лидеров от остальной рабочей силы. Даже не имея официальной должности, лидеры приходят на помощь коллегам, проводят мозговые штурмы и пытаются придумать решения проблем и лучшие способы работы.
Эти люди также должны знать, как решать проблемы в группе, поскольку современная работа вращается вокруг совместной работы.
Больше входных данных означает большее разнообразие идей, и лидер должен знать, как выбрать лучшие идеи из множества. Лидеры также должны научиться направлять товарищей по команде в процессе решения проблем, а не автоматически устранять каждую возникающую проблему. Такой подход помогает командам быть более квалифицированными и самодостаточными.
Посмотрите этот список книг по решению задач и этот список игр по решению задач.
4. Принятие решений
Лидеры принимают множество решений. Часто за этими людьми остается последнее слово в трудных ситуациях, и во многих случаях им приходится выбирать путь с неполной или неполной информацией. Эти решения, как правило, связаны с большими бюджетами или влияют на операции или сотрудников.
Великие лидеры обладают уверенностью и компетентностью, чтобы быстро принимать правильные решения. Эти менеджеры знают, когда ждать дополнительной информации, как получить больше информации и как оценить выбор и выбрать лучший вариант.
Великие люди, принимающие решения, способны предсказывать последствия и осложнения и могут подготовиться к лучшему и худшему сценарию. Эти лидеры также могут объяснить и защитить свои решения вышестоящим руководителям, своим командам и другим отделам, а также знают, как вовлечь других в план.
Вот список книг по принятию решений.
5. Убеждение
Убеждение — это разница между менеджерами и лидерами. Менеджеры заставляют членов команды выполнять приказы, а лидеры заставляют членов команды верить и соглашаться с видением. Лидерам важно уметь донести важность миссии. Убеждение необходимо для того, чтобы коллеги присоединились к делу. Великие лидеры могут выразить важность миссии и заставить членов команды поверить в лидерство и в самих себя. Убеждение вызывает страсть. Самые опытные лидеры не только убеждают членов команды сотрудничать, но и вдохновляют их на сотрудничество. Когда эти люди завоевывают доверие коллег, коллеги меньше сомневаются в их решениях и следуют инстинкту.
Эти люди могут завоевать доверие, показав коллегам, что план отвечает их интересам.
Убеждение — особенно полезный навык для многообещающих лидеров. Поскольку эти профессионалы не имеют опыта и успехов, чтобы доказать свое мастерство, они должны убедить своих боссов и подчиненных поверить в них и рискнуть.
Лидеры должны заручиться поддержкой заинтересованных сторон и должны знать, как убедить разные стороны и как изменить подход в соответствии с ситуацией и личностью.
6. Наставничество
Способность и желание поднять других — одно из самых выдающихся качеств хорошего лидера. Менее опытные менеджеры часто совершают ошибку, бросаясь решать проблемы подчиненных вместо того, чтобы обучать их, или сосредотачиваясь только на своей собственной работе и показателях вместо того, чтобы расширять возможности других. Великие лидеры знают, что они обязаны помочь окружающим стать лучшей версией себя. Эти люди умеют тренировать и помогать коллегам раскрывать свой истинный потенциал.
Такие лидеры знают, как направлять членов команды к решению, не давая прямого ответа, зажигать мысли, поощрять и мотивировать команду. Эти привычки появляются еще до того, как эти люди становятся менеджерами, поскольку они регулярно поощряют и помогают своим коллегам.
Вот список книг по коучингу.
7. Компромисс
Большинство людей считают лидеров главой командной цепочки. На самом деле лидеры меньше находятся на вершине и больше в середине. Ни у одного лидера нет полной власти или контроля. Даже президенты и генеральные директора должны подчиняться внешним силам, таким как инвесторы и члены правления, рыночные и глобальные условия, отрасль в целом и общественность.
Лидеры постоянно оказываются в ситуациях, когда они должны быть посредниками в сделках между сторонами и находить решения, отвечающие наилучшим интересам. Компромисс — важный управленческий навык, которым нужно овладеть. Лидеры должны знать, как делегировать полномочия между конкурирующими интересами и разрешать конфликты таким образом, чтобы удовлетворить все вовлеченные стороны.
Эти лидеры учатся представлять аргументы, модерировать дискуссии, проводить мозговые штурмы и добиваться согласия сторон. Нахождение идеального исправления — редкое явление, и опытные компрометаторы знают, как найти золотую середину. Эти люди знают, когда нужно вести переговоры, а когда соглашаться, и как найти решение, которое удовлетворит все заинтересованные стороны.
8. Делегирование
Лидеры, которые все делают сами, на самом деле не лидеры. Лидеры по определению руководят, что означает постановку задач и руководство командами. Делегирование — одна из важнейших компетенций лидера. Великие лидеры знают, как разделить, сбалансировать и повторно сбалансировать рабочие нагрузки, чтобы ни один член команды не был перегружен, а задачи выполнялись вовремя. Эти люди знают, в какое время нужно передать задачи и кому поручить эту работу.
Распределение рабочей нагрузки является важной частью руководства, а также наблюдения за командой, чтобы гарантировать, что ни один член не перегружен или не склонен к выгоранию.
Умелые лидеры знают, как разделить работу и представить задания таким образом, чтобы они были приняты. Эти люди также знают, как отказаться от контроля, доверять членам команды и позволять своим людям выполнять свою работу вместо того, чтобы пытаться справиться со всем проектом в одиночку и создавать узкие места.
9. Тайм-менеджмент
Время лидеров очень востребовано, и их списки дел часто кажутся бесконечными. Хорошее чувство тайм-менеджмента имеет решающее значение для профессионалов, отвечающих за важные проекты, задачи или команды. Эти люди знают, как структурировать рабочий день, оценивать проекты, планировать встречи, соблюдать сроки и следить за тем, чтобы их график не раздувался. Профессионалы могут ограничивать время, затрачиваемое на задачи, и имеют чувство срочности, которое помогает им расставлять приоритеты.
Великие лидеры также чувствуют, как команда проводит время. Эти менеджеры следят за тем, чтобы члены команды продуктивно проводили свое время, и вносят изменения или предложения по улучшению процессов и повышению эффективности систем.
Вот список лучших советов по тайм-менеджменту, список книг по тайм-менеджменту и обзор инструментов для отслеживания времени, которые помогут организовать часы.
10. Организация
Теоретически руководители могут передать все организационные задачи помощникам и прямым подчиненным. На самом деле, никто не хочет работать под руководством таких лидеров. Работа на неряшливого менеджера редко доставляет удовольствие. Разрозненные боссы добавляют ненужного стресса в рабочий день и мешают товарищам по команде доверять им или полагаться на них. Неорганизованные лидеры могут вызвать путаницу и создать дополнительную работу для сотрудников. Не говоря уже о том, что лидер подает пример остальной команде, а неорганизованность дает понять, что небрежная работа — это нормально.
Разгрузка задач сама по себе является формой организации. Лидеры могут делегировать полномочия и полагаться на помощников и товарищей по команде в поддержании порядка, однако лидеры должны иметь четкое представление о своем расписании и окружении.
Твердые организационные навыки и хорошие системы обеспечивают структуру и помогают товарищам по команде сосредоточить свое время и энергию на задачах более высокого уровня, а не на рутинной работе.
Вот список инструментов помощника руководителя, которые помогут вам оставаться организованным.
11. Установление границ
Установление границ — одна из самых недооцененных компетенций лидера. Для лидеров важно уметь устанавливать ограничения и соблюдать баланс во многих областях, например, в отношении своего времени. Часы могут накапливаться, и менеджеры, которые берут на себя слишком много обязанностей и делают себя всегда доступными для сотрудников, могут обнаружить, что постоянно работают и движутся к выгоранию. С другой стороны, лидеры, недостаточно щедро тратящие свое время, могут столкнуться с проблемами производительности и взаимоотношений с персоналом.
Пожалуй, самое главное, лидеры должны иметь профессиональные границы. Лидеры стремятся развивать позитивные отношения и быть дружелюбными с сотрудниками, однако должны сохранять достаточную дистанцию, чтобы способствовать уровню авторитета и уважения.
Лидеры также должны иметь этические границы и не позволять себе или своим сотрудникам принуждать себя к поведению, которое идет вразрез с личными убеждениями или моральными нормами.
12. Навыки презентации
Согласно The Harvard Business Review , средний руководитель проводит на собраниях 23 часа в неделю. Чаще всего лидеры сами проводят эти собрания или, по крайней мере, предоставляют отчеты и обновления во время некоторой части звонка. Лидеры часто оказываются перед группами и должны обладать хорошими навыками презентации. Эти компетенции включают в себя способность структурировать и планировать встречи, навыки публичных выступлений и знакомство с инструментами и оборудованием. Не говоря уже о навыках импровизации и способности оставаться невозмутимым, когда сталкиваешься с неожиданностями, такими как технические проблемы или неожиданные вопросы.
Хорошие докладчики также должны уметь выделять из больших объемов информации наиболее важные моменты и удерживать внимание аудитории.
Докладчики также могут модерировать обсуждение между участниками. Презентация требует сочетания искусства продаж и зрелищности, которое удерживает аудиторию, и великие лидеры являются мастерами этой практики.
13. Активное слушание
Активное слушание — важный навык, которым должны овладеть лидеры. Быть отвлеченным начальником, который постоянно задает сотрудникам одни и те же вопросы, не дает понять, что руководителя волнует мнение сотрудников. Кроме того, руководители ежедневно получают большие объемы информации, и им необходимо быстро обрабатывать данные, чтобы не упустить важные детали. Умелые лидеры знают, как фильтровать разговоры, чтобы выделить наиболее важные моменты, и могут задавать вдумчивые и актуальные уточняющие вопросы. Эти лидеры понимают, что слушать — это визуальное искусство, которое включает в себя подсказки, которые демонстрируют интерес и вовлеченность, а также поощряют говорящего.
14. Эмпатия
Эмпатия — один из ключевых навыков лидера.
Лидеры принимают решения, которые влияют на работников, и понимание различных точек зрения и опыта сотрудников помогает лидерам лучше обслуживать персонал. Эффект от этих решений выходит за рамки немедленных побед и приносит пользу организации в долгосрочной перспективе, например, за счет повышения лояльности персонала и снижения текучести кадров.
Это качество также может помочь руководителям быстрее выявлять и решать проблемы. Боссы, которые чувствительны и настроены на потребности и чувства сотрудников, могут выявить проблемы и гораздо легче добраться до корня проблем. Кроме того, эмпатия улучшает рабочую среду в целом. Работники хотят, чтобы их видели, ценили и поддерживали. Лидеры, которые прилагают усилия, чтобы сопереживать сотрудникам, создают атмосферу, в которой товарищи по команде могут полностью погрузиться в работу.
Вот список способов повысить эмпатию на работе.
15. Многозадачность
Немногие руководители могут позволить себе роскошь работать над одной задачей за раз.
Руководителям, как правило, приходится совмещать несколько обязанностей одновременно, таких как посещение совещаний, информирование руководителей, управление товарищами по команде, назначение проектов, деэскалация конфликтов и ведение документации. Часто руководителям приходится быстро переключаться между задачами, иногда неожиданно. Эти люди — мастера многозадачности, которые полностью сосредотачиваются на задачах и могут легко переключать внимание между предметами. Ключом к этой практике является расстановка приоритетов, и эти люди могут постоянно мысленно реорганизовывать списки дел. Этот тип руководителя редко теряется или перегружается, и ему удается выполнять задачи вовремя, несмотря на колебания рабочей нагрузки.
16. Фокусировка
Многие эксперты настаивают на том, что четкая фокусировка — это качество, которое отличает руководителей от обычных сотрудников. Лидеры обладают решимостью и приверженностью достижению целей до их завершения. Эти профессионалы могут оттачивать приоритеты, уделять все внимание важным задачам и работать до тех пор, пока не достигнут цели.
Великие лидеры обладают сильной самодисциплиной на индивидуальном уровне, а также имеют твердое чувство сосредоточенности с точки зрения более широкой команды и отдела. Фокус — это компас, который помогает руководителям направлять своих людей к нужным результатам.
Вот список книг в центре внимания.
17. Обучение
Несмотря на авторитет, лидеры не знают всего. На самом деле лидерам больше, чем кому-либо, необходимо продолжать учиться. Мир быстро меняется, и постоянно появляется новая информация. Чтобы принимать обоснованные решения, лидеры должны быть в курсе условий и тенденций. Лидеры также являются источником знаний и рекомендаций для коллег, а изучение нового навыка или предмета дает всей команде доступ к новой информации и способностям. Лучшие лидеры — заядлые читатели, студенты на протяжении всей жизни и часто посещающие тренинги, лидерские конференции и образовательные мероприятия.
Самые успешные лидеры — старательные ученики, способные быстро осваивать новые знания и навыки.
18. Конфиденциальность
Руководители имеют доступ к большому количеству конфиденциальной информации, от подробностей о личном положении сотрудников до коммерческой тайны и предстоящих объявлений и планов компании. Профессионалы, занимающие руководящие должности, должны обладать осмотрительностью и быть в состоянии определить, какую информацию можно передавать, а какую следует держать в секрете. Успешные лидеры должны найти баланс между хранением секретов и информированием команды. Эти люди заслуживают доверия и знают, как обращаться с конфиденциальными темами. Кроме того, эти лидеры действуют тактично и разумно, каких тем следует избегать, даже если об этом прямо не сказано.
19. Планирование и разработка стратегии
Лидеры выбирают направление для команды, а иногда и всего отдела или организации. Руководителям важно согласовывать проекты и работу с целью бизнеса. В то время как основная рабочая сила, как правило, больше сосредотачивается на независимых задачах и немедленных результатах, руководителям необходимо использовать более взаимосвязанное и долгосрочное мышление.
Эти люди выбирают желаемые результаты и планируют шаги, чтобы помочь команде достичь этой цели.
Великие лидеры дают руководство и структуру и следят за тем, чтобы работа товарищей по команде была больше, чем сумма ее частей. Эти менеджеры имеют полное представление о возможных результатах и определяющих элементах и могут создать дорожную карту, которая приведет товарищей по команде из точки А в точку Б. Лучшие лидеры также способны распознавать, когда стратегии перестают быть эффективными, и составлять новые планы.
Вот список книг по бизнес-стратегии.
20. Эмоциональное регулирование
Лидеры должны знать, как сохранять спокойствие. Сотрудники обращаются к лидерам за социальными сигналами. Когда лидеры сохраняют спокойствие, команда остается спокойной, а если лидер настроен оптимистично, то и команда, как правило, настроена так же. В действительности менеджеры часто сталкиваются с кризисами и понятным стрессом. Лидеры должны знать, как обрабатывать и преодолевать сложные эмоции, игнорировать чрезмерные реакции и сохранять ясную, логическую голову даже среди хаоса.
По этим причинам эмоциональная регуляция является одним из самых ценных навыков, которыми должны обладать лидеры. Боссы, которые контролируют свои мысли и чувства, укрепляют команду и дают товарищам по команде силу и поддержку, необходимые для работы.
21. Инструктаж
Инструктаж является одним из наиболее важных коммуникативных навыков лидера. Для лидеров важно уметь ясно выражать идеи и объяснять сложные концепции простыми способами. Многие менеджеры ошибочно полагают, что товарищи по команде могут читать их мысли и угадывать их намерения. Опытные лидеры проверяют понимание, прежде чем двигаться дальше, и никогда не заставляют своих коллег чувствовать себя глупо из-за того, что задают вопрос. Давать направление — это обманчиво сложный навык, которым нужно овладеть. Лучшие лидеры понимают, сколько можно не сказать и что вызывает стресс при отдаче инструкций, и могут добиться желаемых результатов от товарищей по команде без дополнительных объяснений.
22. Разрешение конфликтов
Лидерам часто приходится быть посредниками.
Неизбежны столкновения личностей, мнений и интересов, и задача лидеров — направлять заинтересованные стороны к мирному урегулированию. Хорошие лидеры понимают, что конфликт является частью процесса развития команды, и обладают навыками, стратегиями и тактиками для эффективного преодоления разногласий. Хотя «ладить» частично приходится на сотрудников, в конечном счете ответственность за достижение гармонии лежит на лидере. Великие лидеры умеют сводить напряженность к минимуму, быстро и умело решать проблемы, добиваться согласованности и согласия.
Вот список мероприятий по разрешению конфликтов и список книг по разрешению конфликтов.
23. Стойкость и стойкость
Лидеры должны быть гибкими, но твердыми. Боссы нуждаются в сочувствии, но также нуждаются в силе и готовности противостоять противникам или товарищам по команде. Многие люди ошибочно полагают, что начальникам нужно выбирать между тираном и бездельником. Лучшие лидеры находятся где-то посередине этого спектра и действуют со смесью доброты и твердости.
Эти люди не позволяют использовать себя или свою команду в своих интересах, но также готовы проявить мягкость и сострадание.
Лидеры часто сталкиваются с невзгодами и нуждаются в стойкости и внутренней стойкости, чтобы преодолевать трудности и справляться со стрессом.
Заключительные мысли
Не повышение по службе делает лидеров, а навыки и отношение. Возможно, величайшая черта, которой может обладать честолюбивый лидер, — это готовность и способность размышлять, учиться и совершенствоваться. Если эти качества присутствуют, то профессионалы могут развить любой навык. Представление о «прирожденном лидере» по большей части является мифом. Даже люди с природными склонностями к лидерству совершают ошибки и должны приспосабливаться и совершенствоваться, чтобы оставаться на вершине своей игры. Важный вопрос, который следует задать, заключается не в том, является ли человек хорошим лидером, а в том, над какими качествами он может работать, чтобы стать еще лучшим лидером.



1.6)