Лидер человек это: Кто такой лидер?

Кто такой лидер?

Лидер — это человек, который может влиять на поведение других людей, брать на себя ответственность, последовательно идти к достижению конкретных целей и вести за собой команду. Поэтому лидерские качества необходимы, прежде всего, кандидатам на руководящие и топовые позиции. Коммуникабельность и аналитический склад ума, самостоятельность и умение работать в команде, амбициозность, стрессоустойчивость и креативность упоминаются практически в каждом CV, но далеко не всегда отражают настоящие качества кандидата и часто просто не согласуются с желаемой должностью. В резюме следует перечислять только те из них, которые будут применимы к желаемой позиции. В этой статье рассматривается характеристика «лидерские качества».

Кто такой лидер?

В широком смысле лидерство (от англ. lead – вести) – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Таким образом, лидер – ведущий или идущий впереди.

Сегодня многие компании заявляют о нехватке на рынке труда талантливых и опытных менеджеров во всех сферах бизнеса. Руководитель/лидер должен владеть методами и тактическими приемами, с помощью которых может вдохновлять других людей, влиять на их умонастроение и побуждать к действиям для достижения поставленных целей. «О развитии лидерства в России можно говорить всего лишь с 2001 года, – рассказывает директор департамента развития компании Penny Lane Personnel Елена Егорова. – Именно в это время российский бизнес начал интересоваться регулярным менеджментом и методами конкурентной борьбы. За семь лет многие российские компании осознали необходимость развития лидерских навыков у сотрудников».

Старший консультант HR-департамента хедхантинговой компании Cornerstone Ольга Литвинова считает, что не следует забывать разграничивать два типа лидерства: формальное и неформальное. О формальном лидерстве можно говорить тогда, когда сотрудник занимает управленческую позицию и успешно справляется с должностными обязанностями. Неформальное же лидерство – это определенная харизма, умение влиять на людей и убеждать их, способность брать на себя ответственность. Идеальный вариант – совпадение руководящей позиции и качеств неформального лидерства. Однако подобные варианты встречаются довольно редко, что лишний раз подтверждают дискуссии участников проекта HeadHunter LIVE на тему «О формальных и неформальных руководителях проектов».

Кому нужны лидерские качества?

Лидерство приписывают себе как вчерашние выпускники вузов, так и претенденты на топ-позиции. «С точки зрения работодателя, лидером можно считать кандидата, нацеленного на результат, достигающего его максимально быстро и выгодно для организации и ведущего к нему всю свою команду», – считает аналитик кадровой компании AVANTA Personnel Илья Баранов.

Когда перед рабочим коллективом поставлены сложные задачи, которые необходимо выполнить в сжатые сроки при ограниченности ресурсов, требуется лидер, способный мотивировать своих коллег на достижение поставленных перед командой целей. Ольга Литвинова говорит, что сейчас очень распространено «проектное лидерство» – назначение сотрудника руководителем небольшого,ограниченного во времени проекта. Это дает руководству компании шанс оценить управленческий потенциал специалиста, а ему самому – попробовать силы, убедиться в своем умении управлять командой. Как правило, после опыта успешного «проектного лидерства» специалист может стать полноценным мидл- или топ-менеджером. Однако эксперт также считает, что лидерские качества, так необходимые на руководящих должностях, могут навредить на позициях, где требуется лишь аккуратность и механическое выполнение каких-либо действий. «Безусловно, если в специалисте начинают проявляться лидерские задатки – это его преимущество, – рассказывает Илья Баранов. – Вопрос в том, насколько занимаемая позиция и текущая ситуация в компании позволят ему реализовать этот потенциал. Если положение дел в организации не дает сотруднику возможности проявлять и применять на деле свои качества, то он начинает терять интерес к работе и искать счастья на стороне».

Эксперты кадрового рынка считают, что лидерские качества сейчас наиболее востребованы в тех сферах рынка, где высока конкуренция, присутствует необходимость быстро принимать решения, проявлять инициативу, работать с инновациями.

«Лидеры – это люди, которые влияют на поведение других, следовательно, мы говорим о необходимости лидерских качеств, когда рассматриваем кандидата на руководящую, топовую позицию, или компания переживает этап реструктуризации, или работать коллективу приходится в стрессовом режиме, или необходимо вывести организацию из стадии застоя, – говорит Елена Егорова. – При этом важны такие личные качества, как умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность».

Как подтвердить наличие лидерских качеств?

Кандидаты, претендующие на управленческие позиции, вполне могут опустить в резюме информацию о наличии у них лидерских качеств: их предыдущий опыт работы будет говорить сам за себя. «Менеджеры среднего звена должны, в первую очередь, говорить о своем профессионализме, о том, что они умеют и хотят делать», – говорит старший менеджер департамента Sales&Marketing рекрутинговой компании Antal International (Россия) Галина Немченко. А вот соискателям, стремящимся к руководящим должностям, но не имеющим управленческого опыта, надо постараться обратить внимание рекрутеров на наличие у них задатков неформального лидера еще в резюме, а во время личной встречи в полной мере продемонстрировать их. «В резюме свои лидерские качества кандидат может отразить, указав опыт руководства группой подчиненных, возможно, в рамках какого-либо проекта, – говорит Ольга Литвинова. – Чтобы подчеркнуть наличие навыков неформального лидерства, можно перечислить такие достижения, как формирование команды, увеличение продаж, успешную реализацию проекта».

Многие рекрутеры признаются, что не обращают особого внимания на то, какие личные качества «приписал» себе кандидат в резюме. Они считают, что узнать о том, насколько соискатель коммуникабелен, стрессоустойчив, обладает ли задатками лидера, лучше непосредственно во время интервью. По манере поведения, по тому, как кандидат презентует себя, уже можно сделать определенные выводы относительно наличия у него требуемых для будущей должности качеств, а результаты специальных тестовых заданий, решений различных кейсов сделают портрет претендента более полным.

«Резюме – это визитная карточка специалиста, содержащая информацию о его опыте и навыках, – говорит Илья Баранов. – Составляя CV, кандидат указывает сведения о направлениях своей предыдущей деятельности, выполняемых функциях и достижениях. Грамотно составленное резюме оставит первое положительное впечатление у рекрутера и позволит ему предположить наличие лидерских качеств у кандидата. Обращаю внимание, что только предположить. Хорошее резюме лишь увеличивает шансы на то, что оно будет сразу замечено, но реальный портрет кандидата все равно можно составить только при личной встрече, во время которой нередко соискателям предлагается пройти оценку психологов».

«Лидерство – понятие неисчисляемое, и в резюме показать наличие этого качества достаточно сложно, – соглашается Елена Егорова. – Мы можем сделать определенные предварительные выводы на основе перечисленных в резюме навыков и компетенций, предыдущего опыта работы, успешно реализованных проектов, образования… Но окончательные мнение о кандидате может сформироваться только на собеседовании»

Источник: Hh. ru

Лидер, лидерство — Психологос

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Фильм «Тот самый Мюнхгаузен»

Фильм «Радислав Гандапас»

​​​​​​​Лидер – первый, главный, за кем идут, на кого равняются, кто определяет поведение других. Лидер в паре — тот, кто ведет другого, чье поведение определяет поведение ведомого. Лидер в команде — тот, кто ведет за собой команду, тот, чье влияние на группу больше, чем у других.

Лидерство — нахождение в статусе лидера и ведение людей за собой.

Лидер, чье влияние обусловлено силой должности — формальный лидер. Человек, осуществляющий лидерство вне зависимости от должности — неформальный лидер.

Человек, чье влияние обусловлено его личными качествами, силой его личности — харизматический лидер.

Если у человека задача организовать свое влияние на партнера или команду — это лидер. Если у человека задача организовать дело, процесс — это руководитель. См.→

В отличие от руководителя, власть лидера непонятна. Если видно, что за одним человеком идут, а почему — непонятно, как будто от этого человека исходит какая-то внутренняя сила, его называют лидером. Если за человеком идут вследствие использования им тех или иных средств воздействия — кнута или пряника, такого человека лидером уже, как правило, не называют. Именно поэтому представление о харизматичном лидере распространено повсеместно, а формальный лидер — понятие малораспространенное. «Потому что какой же он лидер, если назначенный, если его слушают из-за власти другого?»

Кто и почему становится лидером?

Лидер обычно появляется в ответ на ожидания окружающих: «Нам нужен лидер» Лидер — это групповая роль, создаваемая прежде всего ожиданиями окружающих. Лидер — не нечто внешнее и чуждое группе: группе нужен лидер, она ищет, кого назначить на эту роль, кому дать этот статус.

Есть некоторые личностные качества, которые помогают человеку становиться лидером: в первую очередь это смелость, энергия и умение производить впечатление.

Группа ищет и признает как Лидера только того, кто изначально имеет некоторый статус. Не всякий высокостатусный станет Лидером, но низкостатусный никогда им не станет и не будет признан Лидером. Среди статусных людей чаще всего лидером становится тот, кто отвечает на конкретные ожидания группы, дает группе то, что она хочет – или те, кто умеет создавать видимость, умеет красиво говорить и обещать людям то, во что они хотят верить.

Статус лидера и его личностные качества относятся к лидерским ресурсам: то, чему можно у лидеров учиться.

По типу активности различаются:

  1. Хотящие быть лидерами, но — не лидеры (им мешают страхи, лень, усталость, привычка к отсутствию активности),
  2. Бестолковые активисты (Смелые, энергичные. Шумят и выступают без цели)
  3. Лидеры-приматы (Смелые, энергичные, умные. Каждый за себя. Борьба-бодалка за власть и правоту, приводящая к разрушению и потерям).
  4. Цивилизованные лидеры (Смелые, энергичные, умные.
    Все за общее дело. Распределение функций и направлений, сотрудничество). По стилю влияния лидеры бывают разные: харизматичные любимчики и пробивные мордобойцы, компетентные авторитеты и пауки-политиканы… Три основных стиля лидерства: Силовик, Тактик, Душка. Смотри Стили лидерства

Лидерское влияние

Видение результата
Курс Н.И. КОЗЛОВА «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>

Не лидер говорит, потому что хочется сказать, потому что есть что сказать. Кому, зачем, с каким результатом — это не обдумывается. Лидер в первую очередь всегда думает, что должно быть в результате, что должны сделать люди, как это поведенчески будет выражено.

Он говорит — они должны кивнуть? Что-то крикнуть? Принять следующее решение, о котором я узнаю как?

Учет расклада сил

Ты можешь быть прав и уверен в своей правоте, ситуация может быть критической и то, что ты предлагаешь, людям очень нужно, но если вокруг тебя нет тех, кто тебя поддержит, расклад сил не в твою пользу, то твое выступление бессмысленно.

Вместо того, чтобы активничать без смысла — расслабься и подумай о чем-то высоком. Или поищи другие, все-таки осмысленные варианты.


Женщины могут быть лучшими лидерами, чем мужчины, научные шоу

Разнообразие, равенство и инклюзивность

Елена Агарагимова3 минуты чтения

Тема о том, мужчины или женщины становятся лучшими лидерами, давно обсуждалась между поколениями, но давайте посмотрим, что значит быть «хорошим» лидером и как лидерство выглядит в сегодняшней корпоративной среде в цифрах.

Согласно отчету Исследовательского центра Пью о том, что делает хорошего лидера, такие качества, как честность, интеллект, сострадание и новаторство, занимают довольно высокие места в рейтинговой шкале. При сравнении этих черт между мужчинами и женщинами женщины набрали более высокие баллы по большинству этих категорий.

Из этого мы можем сделать вывод, что широкая публика считает женщин более сострадательными, инновационными и честными по сравнению с мужчинами.

Интересно, что исследования показали, что женщины также склонны ставить себя ниже, когда дело касается самооценки. Эти исследования также подчеркивают, что с возрастом женщины становятся более уверенными в себе и оценивают себя выше, в то время как мужчины, как правило, ставят себя ниже по мере роста своего стажа. Например, мужчины в возрасте до 25 лет, скорее всего, высоко оценивают свои способности по сравнению с женщинами в возрасте до 25 лет, которые, как правило, оценивают себя ниже. С возрастом эти рейтинги переворачиваются.

Согласно статистике, опубликованной Leftronic:

  • 29% высшего руководства во всем мире составляют женщины.
  • 31% руководящих должностей в США занимают женщины
  • 33 Компании из списка Fortune 500 возглавляют женщины-генеральные директора.

Эта статистика улучшилась по сравнению с предыдущими годами, но женщина-генеральный директор по-прежнему чаще увольняется, чем мужчина, а разница в оплате труда между мужчинами и женщинами все еще существует.

Ситуация улучшается, но сомнения в способности женщин-лидеров все еще существуют. Обучение и развитие могут помочь, разбивая качества, которые делают женщин-лидеров успешными, и могут помочь другим развить их в их собственных ролях.

Давайте посмотрим на навыки

Исследование, проведенное доктором Элис Игли, ученым по теме женского лидерства, показало, что женщины становятся лучшими лидерами, потому что женщины склонны быть более трансформационными лидерами — это означает, что они стремятся развиваться другие и слушают более эффективно, в дополнение к тому, что они обычно думают более нестандартно, чем их коллеги-мужчины.

Мы знаем из различных отчетов, таких как отчет Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест», что главные навыки, необходимые для успеха в качестве лидера завтрашнего дня, — это эмоциональный интеллект (EQ), эмпатия, умение слушать, коучинг и наставничество, а также инновации. /творческий подход. Исследования также показали нам, что женщины, как правило, лучше используют эти навыки (т. е. «мягкие навыки»), чем мужчины.

Взглянем на науку

Была проведена серия исследований, чтобы сравнить, как мужчины и женщины справляются со стрессом в сложных ситуациях. Неврология и нейробиология доказывают, что женщины принимают лучшие решения в условиях стресса из-за того, что мы устроены как женщины. Исследование, проведенное Университетом Южной Калифорнии, показало, что в нормальных условиях мужчины и женщины принимают решения очень похоже, но в ситуациях сильного стресса мужчины склонны вести себя более рискованно, что часто приводит к негативным последствиям и дорогостоящим последствиям. Мужчины и женщины по-разному переносят стресс как физиологически, так и психологически.

Когда и мужчины, и женщины испытывают сильный стресс, у них повышается уровень кортизола. Исследования показывают, что женский мозг может более эффективно управлять уровнем кортизола, а это означает, что он значительно влияет на процесс принятия решений.

Чему мужчины могут научиться у женщин-лидеров

Есть несколько лучших практик, которые мужчины могут перенять у своих коллег-женщин, когда дело доходит до лидерства В мире, который часто восхваляет уверенность и веру в себя, убедитесь, что вы постоянно практикуете осознанность и не выглядеть высокомерным или человеком с фиксированным мышлением (т.

е. не желающим учиться и расти). Признание того, что мы не знаем того, чего не знаем, позволяет нам оставаться скромными, постоянно ища способы наладить связи и стать лучшими лидерами.

Еще один аспект, который мужчины могут перенять у женщин-лидеров, — это способность искренне сопереживать и ставить людей на первое место: слушать сотрудников и возвышать их. Известно, что женщины-лидеры тренируют и наставляют других чаще, чем их коллеги-мужчины. Женщины-лидеры понимают важность инвестирования своего времени в развитие других, оставаясь скромными, всегда учась и руководя с состраданием.

В заключение, когда речь заходит о женском лидерстве сегодня и в будущем, кажется, что женщины имеют преимущество перед мужчинами, когда речь идет о конкретных навыках… и с биологической точки зрения в том числе. Тем не менее, как женщины, так и мужчины-лидеры могут учиться и дополнять навыки друг друга для процветания на рабочем месте.

Training Industry Logo Emblem AvatarDefault Training Industry Avatar

Елена Агарагимова

Елена Агарагимова, специалист по развитию талантов, является соучредителем Bessern. Елена — привлекательный опытный тренер и специалист по развитию талантов, сочетающая операционную деятельность, образование и международный опыт для разработки и реализации программ для различной аудитории.

Мужчины по-прежнему чаще, чем женщины, воспринимаются как лидеры, показало исследование

БУФФАЛО, Нью-Йорк. Женщины занимают лишь 26% руководящих должностей в компаниях S&P 500 — и, к сожалению, это не случайно, согласно новому исследованию, проведенному исследователями из Школы менеджмента Университета Буффало.

Исследование, которое было размещено в Интернете в марте перед публикацией в августовском печатном издании «Психология персонала », показало, что в среднем мужчины чаще, чем женщины, становятся лидерами.

Исследовательская группа, возглавляемая докторантом Кэти Бадурой и Эмили Грихальва, доктором философии, доцентом кафедры организации и управления персоналом в Школе менеджмента Университета Нью-Йорка, объединила 59годы исследований, охвативших более 19 000 участников и 136 исследований в лабораториях, на предприятиях и в учебных аудиториях.

Они обнаружили, что хотя гендерный разрыв сократился за последние десятилетия, он все еще сохраняется.

«Как общество, мы добились прогресса в достижении гендерного равенства, но явно еще не достигли этого», — говорит Бадура. «Наши результаты согласуются с трудностями, с которыми сегодня сталкиваются многие организации, пытаясь увеличить разнообразие в своих руководящих командах».

Исследователи в первую очередь связывают гендерный разрыв с социальным давлением, которое способствует гендерным различиям в личностных чертах. Например, мужчины, как правило, более напористы и доминируют, тогда как женщины склонны быть более общительными, склонными к сотрудничеству и заботливыми. В результате мужчины с большей вероятностью будут участвовать и высказывать свое мнение во время групповых дискуссий, и другие будут воспринимать их как лидеров.

«Мы обнаружили, что проявление чувствительности и заботы о других — стереотипно женские черты — снижает вероятность того, что кого-то будут считать лидером», — говорит Грихальва. «Однако именно эти характеристики делают лидеров эффективными. Таким образом, из-за этого бессознательного предубеждения против общинных черт организации могут непреднамеренно выбирать не тех людей на руководящие роли, выбирая громких и уверенных в себе людей, которые не способны поддерживать развитие и успех своих последователей».

Хотя размер группы и возраст участников не повлияли на гендерный разрыв, исследование показало, что продолжительность времени, проведенного участниками вместе, была важным фактором в том, мужчины или женщины стали лидерами. Чем дольше группа провела вместе, тем меньше пол влиял на то, кто стал лидером группы.

«Гендерный разрыв был самым сильным в течение первых 20 минут, когда люди были вместе, подобно первому собеседованию при приеме на работу, но ослабевал после более чем одного взаимодействия», — говорит Грихальва. «Во время процесса найма организации должны проводить несколько собеседований, чтобы уменьшить гендерную предвзятость и убедиться, что они нанимают лучшего кандидата».

Руководителям исследователи предлагают пропагандировать ценность коллективного поведения при оценке эффективности, побуждая более тихих людей делиться своими идеями и помнить о любых бессознательных предубеждениях, которые могут быть у вас или ваших сотрудников.

«В Белом доме Обамы женщины-сотрудники приняли стратегию усиления комментариев друг друга во время встреч и отдания должного человеку, который сказал это первым, чтобы гарантировать, что голоса женщин будут услышаны», — говорит Бадура. «Тактика, подобная этой, помогает наиболее квалифицированным людям выделиться и занять руководящие должности — независимо от пола».

Проект был частично поддержан за счет гранта Института гендера Университета Буффало.

Бадура и Грихальва провели исследование с Дэниелом А. Ньюманом, профессором психологии и трудовых отношений Иллинойсского университета в Урбана-Шампейн; Томас Тайи Ян, аспирант Школы бизнеса им. Роберта Х. Смита Университета Мэриленда; и Гахюн Чжон, научный сотрудник Северо-Западного университета.