Лидер человек это: Кто такой лидер и какие качества ему присущи
Что такое лидерство, кто такой лидер и как им стать? — Psychology. Психология на vc.ru
Под лидерством понимается искусство оказывать влияние на людей для достижения групповых целей. Делается акцент на том, что лидеры должны обладать следующими основными качествами: уметь устанавливать контакт со своими подчиненными, направлять их, выступать посредником в конфликтах, решать проблемы путем сравнения различных альтернатив, правильно распределять ограниченные ресурсы, идти на риск и проявлять инициативу.
217 просмотров
В психологии выделяют четыре основных теоретических подхода к изучению лидерства: поведенческий подход, ситуационный подход, личностный подход (теория черт) и интегративный подход (синтетическая теория лидерства). Первой признанной теорией в психологии была «теория черт» (иногда ее называют «теорией харизмы» от слова «харизма»), которая представляла подход к чертам личности и сосредотачивалась на врожденных и уникальных качествах лидеров. В этой теории лидерство как социально-психологический феномен рассматривается как совокупность выдающихся черт личности, наличие которых позволяет лидерам продвигаться по службе, занимать руководящие должности и удерживать власть.
В ответ на эту теорию был применен подход, который поставил вопрос о том, откуда берутся лидеры и откуда берет начало сам феномен лидерства. Согласно этой теории, под лидером понимается человек, который наиболее соответствует социальным ожиданиям группы и наиболее последовательно придерживается ее норм и ценностей. Теория лидерства как функции группы предполагает, что члены группы выбирают лидеров, которые способны агрегировать ключевые ценности группы, что лидеры должны знать и удовлетворять интересы и потребности своих последователей, что лидеры являются инструментами для достижения целей группы.
Одним из самых больших парадоксов развития современного человеческого общества является то, что лучшими лидерами сегодня является новый тип человека — нарциссический лидер, который способен настойчиво преследовать свои цели, эмоционально отстраненный и изолированный от общества. Феномен «нарциссического лидера» в психологии в широком понимании обычно связывают с ростом нарциссических тенденций в современном человеческом обществе. В более узком смысле людей часто называют нарциссическими лидерами, когда они демонстрируют несколько специфических поведенческих характеристик, таких как самодостаточность, уверенность в себе и независимость от мнения других.
Подписывайтесь на мой телеграмм канал про психологию(много чего нового узнаете, если захотите конечно😉)
Кто такой лидер? — Информио
Понятие лидерства и различные его концепции возникли впервые в западной социальной психологии на базе эмпирических исследований малых групп. Многие исследователи изучали лидерство как социально-психологический феномен с разных точек зрения, выделяя тот или иной его аспект.
Ученые имеют разные мнения о характере лидерских качеств. Так, например, английский психолог Фрэнсис Гальтон был уверен, что лидерство имеет природный характер, а южноафриканский ученый Сессиль Родс распространял идею воспитанию лидера из любого ученика при должном обучении.
Человек – это биосоциальное существо, которое часто находится в окружении других индивидов на учебе и работе. В любой группе людей есть такой человек, к мнению которого прислушиваются и за которым идут. Не всегда этот человек может быть главенствующим должностным лицом, но он всегда является лидером группы. [6]
По мнению советского и российского психолога Р.С. Немова лидерство – особое положение внутри социальной группы, которое предполагает оказание влияния на других индивидов для последующего достижения целей. Лидеры всегда существовали как в животном мире, так и в человеческом социуме.
Также Немов Р.С. считал, что лидером называет человека, признанного и поддерживаемого всеми членами команды. По его мнению, быть лидером – большая честь и, одновременно с этим, большая ответственность. [2]
По мнению Арсения Паламаря, лидеру всегда нужно самому принимать решения в команде, он как капитан в игре. Ему нужно вести за собой людей, чтобы люди всегда были на его стороне. Лидер может принять правильное решение, и его команда будет ему аплодировать, но может и выбрать не правильное решение, тогда каждый из участников команд будет думать, что всё могло быть иначе, если бы лидер не ошибся [3].
Лидерство – это процесс организации работы в группе, где лидером выступает человек, к которому прислушиваются, доверяют. Лидер может быть как назначенным (формальный лидер), так и выбранным группой (неформальный лидер). [2]
Байдаков А. Н. в современной науке выделял два основных типа лидерства: формальное; неформальное.
Формальное лидерство – это воздействие индивида на других людей в силу официально занимаемой им руководящей должности. Такой человек обладает определенными преимуществами и обязанностями, исходя из его статуса и занимаемой должности. Тот, кто наделен статусом формального лидера, не всегда выполняет сами лидерские функции.
Формальный лидер по большей части направляет работу других и одновременно несет персональную ответственность за все полученные результаты. Хороший менеджер постоянно контролирует сроки и действия сотрудников, он может вносить порядок и последовательность в те виды работ, которые выполняются сотрудниками. Свое взаимодействие с подчиненными руководитель, т.е. лидер выстраивает на основе фактов и придерживаясь рамок по отношению к целям и задачам. Такое взаимодействие достаточно редко выходит на неформальный уровень, но и имеющиеся отношения вполне устраивают все стороны.
Официально назначенный руководитель обладает некоторыми преимуществами. Например, он чаще становится лидером именно потому, что уже имеет конкретные навыки и полномочия в этих процессах. Но следует помнить еще и о том, что даже официально назначенный руководитель не считается лидером, ведь его признанию предшествует масса процессов. Лидерство базируется чаще на неформальной основе, поскольку для того, чтобы человека признали главным, недостаточно просто установить его на эту должность. Быть лидером – значит уметь вести за собой людей. Настоящие лидеры покоряют аудиторию своей убедительностью и харизмой. Они оказывают определенное психологическое воздействие, им хочется верить, доверять свои жизни, свою работу. А еще лидер – объективен. Он дает оценку всему происходящему, опираясь на опыт и те показатели, которые демонстрирует непосредственно исполнитель. Конечно, есть место и межличностным отношениям, но в таком случае лидерство носит скорее неформальный характер. Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и не особо интересуется дальнейшей карьерой.
Таким образом, формальный лидер – это человек, полностью погруженный в работу и не стремящийся вступить в межличностные неформальные контакты с подчиненными. Руководители выстраивают свои отношения соответственно ролям, которые подчиненные играют в той цепочке событий, где есть определенная структура компании, цели и задачи предприятия, планы и сроки. Как правило, формальное лидерство имеет особое значение в крупных организациях и корпорациях, где необходимо регулярно поддерживать крепкие связи и контролировать все процессы между структурными подразделениями компании.
Неформальным лидером является человек, который не всегда занимает руководящую должность, но при этом его слова становятся очень весомыми для коллектива. У него нет полномочий для того, чтобы принимать какие-то важные решения, и он не имеет права управлять персоналом. Но его личность настолько сильная и яркая, что он внушает доверие сотрудникам, имея над ними определенный уровень власти.
Главное преимущество неформального лидера состоит в том, что он теснее и ближе общается с коллегами. Понимая, что им действительно нужно, какие проблемы есть в коллективе, он может быть влиятельнее, нежели формальный лидер. Все это именно из-за того, что у него имеется конкретный уровень эмпатии и понимания, а также участия непосредственно в выстраивании коллектива и в его жизни. Также неформальное лидерство примечательно еще и тем, что иногда коллектив находится под влиянием одного из коллег. При этом сотрудники сами этого до конца не понимают, нет осознания. Но они замечают, что есть человек, который может организовывать команду, грамотно распределять обязанности между сотрудниками и помогает им в решении задач. В случае затруднений к неформальному лидеру обращаются намного чаще, чем к формальному. Во-первых, этот человек практически всегда находится на своем рабочем месте, а значит, он быстрее даст обратную реакцию и связь. Во-вторых, намного проще обсуждать некоторые проблемы и вопросы с человеком, который находится примерно на том же уровне, что и все остальные сотрудники. Лидер может увлечь за собой других людей, привлечь их к выполнению какой-либо деятельности, внушить им идею и желание действовать в сложившихся условиях. У него есть талант организатора, внутреннее чутье. Как правило, такому не учат в вузах, эти качества развиваются внутри человека и лишь подкрепляются, когда тот набирается опыта.
[8]
Лидерству можно научиться. Конечно, у хорошего лидера есть такое удивительное дополнительное качество, которое трудно просчитать, оно называется – харизма. Но есть очень много нехаризматичных лидеров, которые владеют лидерством как технологией, как способом поведения. К этому необходимо добавить уважение к другим людям и ответственность за будущее группы. Лидерские задатки – понятие очень абстрактное. В большинстве случаев лидерское поведение формируется в течение достаточно большого времени, происходит избавление от неуверенности и заниженной самооценки, лидерское поведение оттачивается, проходит проверку на адекватность в разных трупах.
Т. В. Вырупаева и И. Ю. Моськина считают, что существует 5 разновидностей неформальных лидеров:
- Организатор – занимается в основном организационными вопросами;
- Рубаха-парень – имеет хорошую фантазию и находит нестандартное решение проблем;
- Бунтарь – всегда знает, когда и как выразить свою мысль, которая может быть абсолютно противоположной той идее, которая высказывается формальным лидером;
- Дирижер – к нему обращается руководитель, если хочет выстраивать отношения с подчиненными;
- Серый кардинал – не претендует на главенство, но может оказывать влияние на коллектив.
[7]
Д. Коттон выделил в социальной психологии несколько стилей лидерства, которые отличаются друг от друга инструментами, которые использует лидер. Так выделяют авторитарный, демократический и попустительский стили лидерства.
Авторитарный стиль лидерства (лат. autoritas – влияние, власть) – это такой стиль лидерства, при котором человек, наделенный властью, сам принимает все решения, отдает приказы. Проблемы подчиненных или других людей его мало волнуют, ему важен рабочий процесс, решение поставленных задач. Он единоличный правитель.
Демократический стиль лидерства (от греч. demos народ, kratos власть, правление) – это такой стиль лидерства, при котором начальникь (лидер) работает в контакте с подчиненными. Коллектив принимает участие в обсуждении задач и принятии решений. Такой стиль упрощает решение задач, поддерживает более теплые отношения в коллективе. Но задачи выполняются не так быстро, как при авторитарном стиле лидерства.
Попустительский стиль лидерства заключается в том, что лидер есть, но его не видно. Группа работает самостоятельно. Сама обсуждает и принимает решения. Лидер практически не оказывает влияния на работу группы. При таком стиле лидерства группа может работать эффективно, но тратит много времени на организацию рабочего процесса. [5]
Лидер организовывает, направляет, мотивирует группу. Ни одна группа не может существовать без лидера. Экспериментальная практика выделила несколько типов лидеров: лидер-организатор, лидер-дипломат, лидер-борец, лидер-творец, лидер-утешитель.
Лидер-организатор – это человек, который умеет собирать нужную команду, понимать ее нужды и воспринимать их как собственные. Действует активно, всегда сохраняя позитивный настрой и веру в успех. Он знает, как убедить каждого, как найти подход к тому или иному последователю, как указать на его промах, не обидев при этом человека. Под руководством такого лидера компания расцветает, а сотрудники работают эффективно и охотно.
Лидер-дипломат – это человек, который умеет договориться с каждым. Он идеально знает ситуацию, дотошно изучает каждую деталь и момент, поэтому обладает рычагами влияния на всех последователей. Его настоящие планы остаются не афишированными, в то время, когда у всех на слуху держатся и так известные вещи.
Лидер-борец – смелый, отчасти самонадеянный и сильный духом человек. У такого лидера обычно мало времени на тщательный анализ ситуаций и возможных последствий, поэтому он действует сразу, но борется за идею до конца. Это здорово мотивирует группу и учит отстаивать «свое» в любой ситуации.
Лидер-творец – это именно тот человек, который может придумать безумный на первый взгляд стартап, а через год подписывать договор о сотрудничестве с мировой компанией. Он смелый и чуткий, видит то, что большинство не замечает. Этими качествами лидер-творец и привлекает своих последователей. С ними же он работает на равных и постоянно призывает к командному обсуждению и решению задач.
Лидер-утешитель – такой человек обладает огромной харизмой. Когда он говорит, что все будет хорошо, ты действительно в это веришь. Такой лидер умеет поддержать в трудную минуту, помогает переживать неудачи и находить мотивацию на восстановление после них. Он уважителен и вежлив по отношению к людям. Бывает, что некоторые виды лидерства объединяются в одном человеке. В значительной мере все зависит именно от группы и ее потребностей.
По мнению кандидата философских наук Г. В. Бороздиной лидер должен обладать следующими качествами: эмоциональный интеллект, высокий уровень мотивации, уверенность в своих силах и интеллект, профессионализм и ответственность, рабочий авторитет и личная эффективность, навыки ведения переговоров, харизматичность и умение выстраивать коммуникации. [4]
Специалисты в большинстве случаев говорят, что такой человек: активный, инициативный в решении задач всей группы человек, который обладает трудолюбием и всегда готов решать трудные ситуации, имеет хорошую осознанность в ситуации, возможностях группы и поставленных условиях, умеет оказывать правильное влияние на соучастников группы, обладает авторитетом и уважением среди остальных, имеет социально адекватное и правильное поведение, соответствующее мировоззрению и ценностным ориентирам группы, умеет безопасно и креативно выходить за рамки различных норм и правил.
Лидер не нуждается во внешних стимулах, он инициативен, делает свое дело лучше остальных, а его энергии хватает на то, чтобы мотивировать других. Высокая самомотивация – признак лидерства.
Уверенность в своих силах и оптимизм – важнейшие качества лидера. Он не выставляет напоказ свои слабости, объективно оценивает реальность и уверен в себе. Сложности только подогревают его интерес к работе.
Лидер берет на себя ответственность за результат, не перекладывает ее на плечи подчиненных, всегда сам вовлечен в процесс и приходит сотрудникам на помощь, если возникают проблемы. Он рассматривает бизнес как систему и влияет на энергетику всей компании.
Лидер обладает непререкаемым рабочим авторитетом. В основе авторитета – моральные и профессиональные качества, его зарабатывают долгие годы. Эффективный руководитель соблюдает чистоплотность в бизнесе, он хороший специалист, дисциплинированный, справедливый по отношению к коллегам и уравновешенный в общении.
Лидер отличается эффективностью. Личная эффективность руководителя – основа производительности его подчиненных. Слагаемые успеха: тайм-менеджмент, умение планировать свою работу, знание предметной области, умение ставить задачи и контролировать работу сотрудников.
Лидер умеет договариваться: с руководством, коллегами из других отделов, подчиненными, контрагентами. И для каждого «типа» оппонентов нужна разная стратегия ведения переговоров – у всех разные мотивы.
Харизматичность и умение выстраивать коммуникации – неотъемлемая часть для лидера. Харизматичные управленцы знают, как наладить общение с коллегами, и добиваются результата быстрее остальных, с меньшими трудозатратами.
Таким образом, лидер – это человек, который играет в группе ключевую роль, является для ее членов авторитетом и вектором движения, к его мнению прислушиваются и доверяют. Лидер обладает определенными качествами, чаще всего это: эмоциональный интеллект, высокий уровень мотивации, уверенность в своих силах, профессионализм и ответственность, рабочий авторитет и личная эффективность, навыки ведения переговоров, харизматичность и умение выстраивать коммуникации. Лидерские качества можно развивать. Лучше это делать с детства, тогда ребенку будет проще достичь успеха в жизни, так как он будет более коммуникабельным и уверенным в себе.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Кто такой лидер?
лидер определения мужчин | Английский словарь для учащихся
( лидеры множественное число )
1 n-количество Лидер группы людей или организации – это лицо, которое контролирует их или руководит ими.
usu N of n, n N
Нам сейчас нужен новый лидер партии и новый стиль руководства…, Мы собираемся провести митинг в следующем месяце для избрания нового лидера.
2 n-count Лидером на определенном этапе гонки или соревнования является человек, который побеждает на этом этапе.
Лидер чемпионата мира по автогонкам пересек финишную черту впереди шведа.
3 n-count Лидером среди целого ряда продуктов или компаний является та, которая наиболее успешна.
Procter & Gamble — лидер в индустрии косметики для массового рынка.
4 n-count Заголовок в газете – это статья, в которой выражается мнение редактора по важной новости.
(BRIT)
в AM, используйте передовую версию
(AM)
в BRIT, используйте лид, ведущую историю
бренд-лидер ( бренд-лидер во множественном числе ) Бренд-лидер определенного продукта – это бренд, который большинство людей предпочитает покупать . (БИЗНЕС) n-count
В сфере канцелярских товаров мы лидируем.
лидер убытков ( лидер убытков множественное число ) , лидер убытков Лидер убытков – это товар, который продается по такой низкой цене, что он приносит убытки в надежде на то, что он привлечет покупателей. и покупать другие товары в том же магазине. (БИЗНЕС) n-count
лидер рынка ( лидеры рынка во множественном числе ) Лидером рынка является компания, которая продает определенный продукт или услугу больше, чем большинство ее конкурентов. (БИЗНЕС) n-count
Мы становимся одним из лидеров рынка индустрии моды.
командир эскадрильи ( командиры эскадрильи множественное число ) Командир эскадрильи – это офицер британских ВВС, имеющий звание выше летного лейтенанта. n-количество; n-title
мировой лидер ( мировых лидеров множественное число )
1 n-счет Мировой лидер — это тот, кто является лидером страны, особенно экономически мощной страны.
2 n-count Продукт, компания, организация или человек, являющийся мировым лидером, является наиболее успешным или передовым в определенной сфере деятельности. (ЖУРНАЛИСТИКА)
В области бытовой электроники компания Philips намерена оставаться мировым лидером…
лидер бренда, лидер убытков, лидер рынка, лидер эскадрильи
Collaborative Dictionary English Cobuild
|
Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи…)
Чтобы добавлять слова в свой словарь, станьте участником сообщества Reverso или войдите в систему, если вы уже являетесь его участником. Это просто и занимает всего несколько секунд:
Или зарегистрируйтесь традиционным способом
Мужчины по-прежнему чаще, чем женщины, воспринимаются как лидеры, показало исследование исследователями из Школы менеджмента Университета Буффало.
Исследование, которое было размещено в Интернете в марте перед публикацией в августовском печатном издании от Психология персонала обнаружил, что в среднем мужчины чаще, чем женщины, становятся лидерами.
Исследовательская группа под руководством докторанта Кэти Бадура и Эмили Грихалва, доктора философии, доцента организации и человеческих ресурсов в Школе управления Университета Университета, объединила 59 лет исследований, включающих более 19 000 участников и 136 исследований из лаборатории, бизнеса и настройки класса.
Они обнаружили, что хотя гендерный разрыв сократился за последние десятилетия, он все еще сохраняется.
«Как общество, мы добились прогресса в достижении гендерного равенства, но явно еще не достигли этого», — говорит Бадура. «Наши результаты согласуются с трудностями, с которыми сегодня сталкиваются многие организации, пытаясь увеличить разнообразие в своих руководящих командах».
Исследователи в первую очередь связывают гендерный разрыв с социальным давлением, которое способствует гендерным различиям в личностных чертах. Например, мужчины, как правило, более напористы и доминируют, тогда как женщины склонны быть более общительными, склонными к сотрудничеству и заботливыми. В результате мужчины с большей вероятностью будут участвовать и высказывать свое мнение во время групповых дискуссий, и другие будут воспринимать их как лидеров.
«Мы обнаружили, что проявление чувствительности и заботы о других — стереотипно женские черты — снижает вероятность того, что кого-то будут считать лидером», — говорит Грихальва. «Однако именно эти характеристики делают лидеров эффективными. Таким образом, из-за этого бессознательного предубеждения против общинных черт организации могут непреднамеренно выбирать не тех людей на руководящие роли, выбирая громких и уверенных в себе людей, которые не способны поддерживать развитие и успех своих последователей».
Хотя размер группы и возраст участников не повлияли на гендерный разрыв, исследование показало, что продолжительность времени, проведенного участниками вместе, была важным фактором в том, мужчины или женщины стали лидерами. Чем дольше группа провела вместе, тем меньше пол влиял на то, кто стал лидером группы.
«Гендерный разрыв был самым сильным в течение первых 20 минут, когда люди были вместе, подобно первому собеседованию при приеме на работу, но ослабевал после более чем одного взаимодействия», — говорит Грихальва. «Во время процесса найма организации должны проводить несколько собеседований, чтобы уменьшить гендерную предвзятость и убедиться, что они нанимают лучшего кандидата».
Руководителям исследователи предлагают пропагандировать ценность коллективного поведения при оценке эффективности, побуждая более тихих людей делиться своими идеями и помнить о любых бессознательных предубеждениях, которые могут быть у вас или ваших сотрудников.
«В Белом доме Обамы женщины-сотрудники приняли стратегию усиления комментариев друг друга во время встреч и отдания должного человеку, который сказал это первым, чтобы гарантировать, что голоса женщин будут услышаны», — говорит Бадура. «Тактика, подобная этой, помогает наиболее квалифицированным людям выделиться и занять руководящие должности — независимо от пола».