Культурные оскорбления: Слова, которые могут вам пригодится после запрета на мат в социальных сетях — Офтоп на DTF

Содержание

Культурная апроприация: что это, примеры и проблемы

Недоваренный рис в суши — это неуважение к японской кухне? По мнению студентки одного американского колледжа и ее сокурсников, да. Разбираемся, что такое культурная апроприация и как не оскорбить чужую культуру

  1. Что это
  2. Примеры
  3. Что не является апроприацией
  4. Апроприация русской культуры
  5. В России
  6. Критика

Что такое культурная апроприация

Культурная апроприация — это использование элементов чужой культуры, которое представители этой культуры расценивают как неуместное и неуважительное.

Некоторые культурологи полагают, что такому заимствованию обычно подвергается угнетаемая культура меньшинства, к представителям которой в обществе и так неоднозначное отношение. Элементы культуры меньшинства используются для развлечения, с коммерческими целями или просто из любопытства — при этом игнорируется их культурный контекст или сакральный смысл.

Впервые термин «культурная апроприация» упомянул американский исследователь Артур Эдвард Кристи в своем эссе «Азиатское наследие и американская жизнь» в 1945 году. Он размышлял об ориентализме — присвоении европейцами культуры Востока, а культурную апроприацию описывал скорее в позитивном ключе, с упоминанием писателей и художников, вдохновленных восточной культурой.

Использовать термин в негативном смысле стали в 1970-1980-х годах, когда ученые-социологи, антропологи и культурологи начали критиковать колониализм. В этот период в научной среде росла убежденность, что доминирующий класс завоевателей бездумно присваивал и обесценивал культурные элементы угнетаемых народов. Под угнетенными культурами обычно подразумевается афроамериканская культура в США, культура коренных народов Америки и индийская культура. Дискуссии о том, что считать апроприацией, идут до сих пор.

Почему культурная апроприация — это плохо: примеры

Британская энциклопедия перечисляет, почему отношение к культурной апроприации в обществе негативное.

Финансовая и социальная выгода

За использованием чужой культуры может скрываться банальное желание заработать или заявить о себе. В этом обычно обвиняют поп-исполнителей и артистов, появляющихся в костюмах других культур или использующих какие-то культурные элементы в своих выступлениях.

Американскую певицу Кэти Перри много раз обвиняли в «эксплуатации» чужой культуры, например, японской и древнеегипетской. Ее даже называли худшим «культурным апроприатором» в поп-музыке. В интервью 2017 года она извинилась за свои образы и сказала, что уже занимается самообразованием. (Фото: Katy Perry — Dark Horse (Official) / YouTube)

Несерьезное отношение

К присвоенным культурным элементам относятся как к чему-то забавному, как к шутке или развлечению, без уважения. Такое отношение раздражает носителей культуры.

Хлои Кардашьян сделала фото в никабе (одеянии, открывающем только глаза и руки) во время своего путешествия в ОАЭ. После публикации снимка на нее обрушился шквал критики за неуважение к мусульманским традициям и религии. Фото Анастасии Решетовой в закрытом мусульманском наряде не понравилось подписчикам по той же причине, что и Кардашьян.

Потеря или искажение первоначального смысла

Иногда культурная апроприация вносит новое в традиционную культуру, что воспринимается как раздражающая «подделка». Такое происходит со многими знаковыми символами культуры, например, дредами или головными уборами коренных американцев.

Когда Ким Кардашьян появилась перед публикой с африканскими косами, она назвала их «косичками Бо Дерек». Это отсыл к кинозвезде 1970-х, которая носила такую прическу в одном из фильмов. Афроамериканские подписчики возмущенно написали, что в их культуре у дредов долгая и тяжелая история, поэтому упоминание малоизвестной голливудской актрисы в связи с дредами оскорбительно.

Неравное положение представителей разных культур

Когда представитель меньшинства использует элементы своей культуры, он наталкивается на негативную реакцию, подвергается буллингу. Когда этот же элемент становится модным среди большинства, реакции отторжения не возникает.

В 2013 году американская певица мексиканского происхождения Селена Гомес во время выступления на Movie & TV Awards с бинди — цветной точкой на месте «третьего глаза». За него она подверглась критике со стороны индийского сообщества. После этого певица продолжила время от времени появляться с бинди на публике.

(Видео: MTV / YouTube)

Что не является апроприацией

Культурную апроприацию нужно отличать от других культурных процессов, например культурной ассимиляции. Она возникает, когда представители одной культуры перенимают какие-то элементы другой. Так, мигранты сознательно или непреднамеренно перенимают уклад того общества, в которое переехали.

Еще одно отличное от апроприации понятие — культурный обмен. Он подразумевает, что носители разных культур на равных и со взаимным уважением обмениваются какими-то культурными достижениями. В отличие от культурной апроприации, это взаимное обогащение новым опытом. То есть если представитель какой-то культуры пригласил вас на свадьбу в традиционном стиле или на фестиваль, куда, в соответствии с правилами, вы планируете надеть национальный костюм, это не апроприация, а культурный обмен. Таким образом вы знакомитесь с другой культурой, устанавливаете связи, которые никого не оскорбляют и ничего не обесценивают.

Еще один тонкий момент — приготовление национальных блюд другой культуры. Люди сходятся во мнении, что посещение ресторанов с национальной кухней не является апроприацией. А вот если вы решите открыть собственный ресторан с этнической едой, не имея ни малейшего понятия о культурном бэкграунде предлагаемых блюд и изменяя рецептуру, то это уже культурное присвоение: ваши блюда не будут аутентичными, и значит, вы вводите людей в заблуждение.

По крайней мере, так посчитали студенты Оберлинского коллежда в Огайо, США, когда в столовой им предложили суши и вьетнамские сэндвичи. Они назвали «культурной апроприацией» то, что в суши нет свежей рыбы, рис недоварен, а сэндвич — из хлеба чиабатта, а не из багета. Компания, которая предоставляла еду колледжу, принесла студентам извинения.

Апроприация русской культуры другими странами

Западные адаптации русского культурного наследия в самой России часто воспринимаются неоднозначно: высказываются мнения, что такие адаптации или намеренно искажают элементы русской культуры, или собирают все клише, потому что именно они хорошо продаются. «Развесистая клюква» вызывает негатив у российского зрителя или читателя, но вопрос, можно ли назвать это культурной апроприацией, остается открытым.

«Развесистая клюква» — это идиома, означающая нелепую выдумку, обычно связанную со штампами и вздорными представлениями иностранцев о России. Ирония в том, что клюква — это низкорослый стелющийся куст, который по определению не может быть развесистым. Выражение появилось на рубеже XIX—XX веков и активно использовалось в публицистике. Например, в рецензии на книгу Жозефина Пеладана о русской революции критик журнала «Весы» писал: «Роман на русскую тему, из тех, к которым приступаешь не без опаски: вдруг опять des moujiks russes сидят под тенью развесистой клюквы и запивают ломти избы стаканами горячего самовара» («Весы» 1907, № 8).

Культуролог, эксперт в сфере развития культурных программ Таира Фогельсон считает, что в широком смысле культурная апроприация — это упоминание элемента другой культуры в негативном ключе. Этим она и отличается от культурной ассимиляции. Она отмечает, что оба этих явления — это «барометры», которые показывают, как развиваются отношения между разными культурами. Это можно отследить в том числе и по фильмам.

Например, из европейского фильма «Капитаны апреля» 2000 года, посвященного революции в Португалии, видно, что отношение Португалии к СССР в 1970-х годах было нейтрально-положительным.

В испано-уругвайском фильме «Срок годности» (2010) показано очень хорошее отношение не только к России, но и к русской культуре. А вот словацкий фильм «Переводчик» 2018 года вызывает беспокойство: в нем идет речь о событиях Второй мировой войны, но совершенно не упоминается роль СССР, элементы русской культуры никак не использованы, и это настораживает.

Культурная апроприация в России

Культуролог Таира Фогельсон объясняет, что во времена СССР культурная апроприация в литературе и кино использовалась в качестве инструмента пропаганды. Например, в произведении Юлиана Семенова «Аукцион» воспеваются находчивость и патриотизм русских людей, а британцы представлены как люди, препятствующие благородным целям героев. Читатель знакомился с устройством и бытом Великобритании, но не горел желанием посетить Лондон как турист или вообще связать свою жизнь с Великобританией. Таким образом с помощью культурной апроприации в СССР снижали интерес к западной культуре.

В 1990-е годы в России возникала обратная тенденция — культурная ассимиляция. Герои романов и кино формировали у зрителя положительное отношение к западной культуре. Это хорошо видно, например, из постсоветской комедии «Все будет хорошо» (1995), где один из главных положительных героев приезжает из США и туда же возвращается в финале. Или в детективах Александры Марининой об Анастасии Каменской, мужа которой приглашали в США читать лекции по математике.

При этом многие советские и российские адаптации зарубежных произведений, например, фильм «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», нельзя назвать апроприацией в прямом смысле этого слова — потому что, по мнению Фогельсон, в таких фильмах нет негативного отношения. Качество этих «заимствований» может смущать представителя английской культуры из-за культурных или исторических неточностей, но это объяснимо. Культуролог отмечает, что точно так же российского зрителя может раздражать современное российское кино на историческую тему — слишком белые зубы у солдат и отутюженные гимнастерки вызывают недоумение. Но культурной апроприацией это не будет.

Критика концепции культурной апроприации

Против понятия «культурной апроприации» часто выступают люди, непосредственно связанные с искусством: писатели, дизайнеры, музыканты. Их аргументы просты — новые направления в искусстве возникали в том числе потому, что творческие люди заимствовали элементы разных культур и перерабатывали их во что-то новое, связанное с первоисточником, но оригинальное. Культурное заимствование — источник вдохновения, а не повод для обвинений.

Американская журналистка и писательница Лайонел Шрайвер публично выступила против культурной апроприации на писательском фестивале в Брисбене (Австралия) в сентябре 2016 года. В своей речи она иронизировала над идеями заимствовать какие-то культурные элементы «без разрешения» и «красть чужую культуру». Если принять их за истину, то следующим шагом, говорила она, будет «запрет художественных произведений авторов, которые сами не пережили то, о чем пишут». Шрайвер подчеркивала, что идея ревностно охранять свой культурный опыт от «посягательств» других ущербна.

Лайонел Шрайвер, писательница:

«Я очень надеюсь, что концепция «культурной апроприации» — это преходящее увлечение».

Тезис «красть у культуры плохо» также критикует российский фэшн-журналист и историк моды Ольга Михайловская. Она убеждена, что за обвинениями в культурной апроприации часто скрывается недобросовестная конкуренция и удачно подвернувшаяся возможность обесценить работу талантливого дизайнера: «Всякая эволюция основана на предшествующем культурном опыте. А уж мода и вовсе всегда вбирала в себя и культурные, и национальные коды отовсюду. Без этого не было бы ни Поля Пуаре, ни Сен-Лорана, ни Ван Нотена».

Оскорбляй и властвуй – Weekend – Коммерсантъ

В течение последнего месяца в Сеть было выложено сразу несколько видеороликов, на которых запечатлено уничтожение «Исламским государством» (ИГ, ранее ИГИЛ) культурного наследия — меньше чем за год им было разрушено около 28 исторических памятников. Эти съемки, казалось бы, не идут ни в какое сравнение с появившимися ранее записями ИГ осуществлявшихся им же казней заложников, однако они спровоцировали не менее бурное общественное возмущение. Григорий Ревзин попытался понять механизм, который стоит за этой реакцией

Фото: Social media Web site via Reuters TV , Reuters

Сами уничтоженные памятники для рядового западного зрителя несколько загадочны. Дур-Шаррукин (Хорсабад), Кальху (Калах, Нимруд), Хатра (Эль-Хадр), Ниневия (против Мосула) не относятся к числу самых упоминаемых городов древности, как и имена Салманасара, Ашшурнацирапала, Саргона, чуть лучше знакомы с Нимродом, которого знают по Библии, и, пожалуй, Хаммурапи, чьи законы есть в школьных учебниках.

Но загадочность памятников не отменяет шока от самого факта их уничтожения. Наоборот, впечатление практически такое же шоковое, как и от казней. Тут есть даже некоторая странность: не вполне понятно, почему уничтожение человека и уничтожение памятника оказываются синонимичными действиями.

Казалось бы, в этом агрессивном варварстве, которое демонстрирует ИГ, кроме тиражируемых видеороликов нет ничего совсем уж нового. Варварские мотивации обычно двусоставны: есть верхний, идеологический слой, есть нижний, инстинктивный. В данном случае идеология основана на радикальной исламской традиции запрета на изображения и специфическом отношении к смерти, которую не следует предъявлять. Покойников стремятся похоронить как можно скорее, могила должна быть неизвестна и безымянна, а память об умершем не должна иметь материальных выражений. Руины древних городов Месопотамии относятся, несомненно, к ярким свидетельствам бренности всего сущего и подлежат уничтожению именно в этом смысле.

В этом же, идеологическом, слое есть и другой мотив. Уничтожение музеев и археологических зон — это, несомненно, противостояние Западу, поскольку именно западные ученые и колониальные власти их в XIX веке и создали. Это более или менее стандартная ситуация: в Алжире и Ливии античные города, восстановленные и музеефицированные французами и итальянцами, освободившиеся от гнета местные жители растаскивали тракторами по камешкам.

Есть менее артикулированный, инстинктивный уровень. Хотя ИГ опирается на какую-то часть местного населения, его никак нельзя считать традиционным, это вовсе не простые люди, жившие здесь веками мусульманской жизнью. Это, напротив, люди, в силу различных причин совершенно оторванные от каких-либо традиций, у них нет связи ни с хозяйством, ни с общиной, ни с местом, ни с государством — ни с чем. Это люди войны. В этом смысле это классические варвары, то есть те, кто никак цивилизационно не привязан к месту. Они лишние в том порядке, который сложился на земле, и, чтобы получить свое место, они должны этот порядок разрушить. И это ровно то же действие, которое заставляло варваров крушить Рим, или большевиков ликвидировать храмы, или фашистов уничтожать Петродворец и Павловск.

Жизнь человека священна для секуляризованного общества, и убийство напоказ — это оскорбление именно этого чувства. Памятники, культура, музеи, библиотеки — тоже священны, и их публичное уничтожение — оскорбление того же чувства

Это все хорошо знакомые, прекрасно известные нам реакции и процессы. Но все же наличие видео создает новое качество. Они показывают казни и разрушения. И это они делают именно для нас, это сообщения, сигналы ИГ — нам.

В чем синонимия? Интуитивно связь понятна, но ее трудно объяснить словами. Сколько ни ценишь памятники, все же их разрушение как-то трудно сравнить с ужасом публичной казни, и если бы ИГ не убивало, то чисто юридически проходило бы по статье о вандализме, за который, например, в России не очень даже и судят. Вон Юрий Лужков сколько памятников разрушил — и ничего страшного. Правда, в случае с разрушением музея и библиотеки в Мосуле можно было бы попасть под статью об уничтожении государственного имущества, и это, конечно, серьезнее.

Между публичными казнями людей и публичным разрушением памятников нет какой-то внутренней связи. Тонкие логические построения на тему аналогий между памятником и человеком, жизнью и памятью надо оставить как бессмысленные словесные спекуляции. Общее между ними только одно. Разрушение памятника и публичная казнь, представленные нам в виде роликов почти одновременно,— это сознательно наносимое нам оскорбление. Это шокирует, поскольку оскорбляет, это взывает к ответному действию, поскольку оскорбляет, и вся синонимия казней и актов публичного вандализма в том, что и то и другое — оскорбление. Это синонимия плевка в лицо и пощечины.

Одно из свойств варварства заключается в том, что оно очень резко проявляет ценности цивилизации, которую пытается разрушить. Религиозные фанатики производят то, что невозможно квалифицировать иначе, чем оскорбление религиозных чувств. Жизнь человека священна для секуляризованного общества, и убийство ради убийства, убийство напоказ — это оскорбление именно этого чувства. Памятники, культура, музеи, библиотеки — тоже священны, и их публичное уничтожение — оскорбление того же чувства. Это разрушение святого. И это очень непосредственное, интуитивное ощущение присутствия высших ценностей — когда ты мгновенно чувствуешь, что их оскорбили.

ИГ действует невероятно точно — с точностью подонка, который находит именно то, чем можно тебя оскорбить. Уж в остром чувстве сакрального религиозным фанатикам не откажешь. Забавно, что это вовсе не соотносится с их теоретическим видением западного модернизированного общества. Они могут верить, что это общество бездуховно и поклоняется только деньгам, но им не приходит в голову публично уничтожать деньги и посылать нам видео с горящими на площадях пачками долларов. Они могут рассказывать, что западная цивилизация — это техницизм, что здесь поклоняются машинам и материальным ценностям, но они не стали уничтожать на площадях компьютеры и мобильные телефоны. Нет, вопреки своим лозунгам они вычленяют именно то, что западное сознание действительно относит к сакральному. Они прекрасно понимают, что светское, нецерковное общество точно так же, как и их собственное, скрепляется острым чувством святого, и именно это чувство хотят оскорбить.

В производимом ИГ провокативном эксперименте есть непредусмотренное дополнительное значение для России, где закон об оскорблении чувств верующих в качестве верующих рассматривает только тех, кто принадлежит к церкви. По счастью, отечественные фундаменталисты — вовсе не варвары и не имеют ничего общего с дикими, необразованными вандалами из ИГ. Они не казнят оппонентов на площадях и физически не рушат галереи и театры. При этом они прекрасно владеют тем же механизмом обнаружения святого в секуляризованном сознании и нанесения ему пощечины. Насилие над личностью, неважно, идет ли речь об избиении, поругании или заключении в тюрьму, и насилие над культурой — вот их стратегия. Цель здесь та же — оскорбление чувства святого у членов секуляризованного общества. Иначе чего на «Тангейзера» нападать?

Реакция, которую сознательно провоцирует сегодня ИГ,— важнейший прецедент. Он ясно показывает нам, что у невоцерковленных есть коллективное представление о святости и возможны сознательные провоцирующие действия по его оскорблению. Есть все основания для расширения российского закона об оскорблении чувств верующих: раз уж такой закон существует, в него необходимо включить невоцерковленных граждан с ясными коллективными представлениями о высших ценностях. Как минимум — о ценности человеческой жизни и ценности культуры.

Фильмы-предшественники роликов «Исламского государства»
«Исламское государство» снимает на камеру казни людей и разрушение памятников культуры. Их ролики обсуждают все, они настолько популярны, что до недавнего времени в YouTube перед ними автоматически устанавливалась реклама. Кроме того, у «Исламского государства» есть два полнометражных фильма и несколько пропагандистских роликов. Если бы о них можно было говорить с точки зрения киноведения, все они были бы отнесены к жанру мондо — псевдодокументальному и документальному кино, снятому с использованием жестких приемов с целью шокировать зрителя. Мария Бессмертная вспомнила главных представителей жанра
Читайте подробнее

Культурные коды экономики: может ли Россия догнать успешные экономически страны

Среди культурных особенностей России есть такие, с которыми можно стать передовой страной, но другие все время тянут ее назад. Экономист Александр Аузан объясняет, почему у нас никак не получается свернуть с проторенной дорожки и есть ли выход из этого замкнутого круга

Это пятая колонка из цикла «Культурные коды экономики» доктора экономических наук Александра Аузана в рамках совместного проекта Forbes Life и Arzamas. Лекцию «Авось», «небось» и другие возможности России» и полный курс лекций «Культурные коды экономики: почему страны живут по-разному»  можно послушать на сайте Arzamas или в мобильном приложении «Радио Arzamas».

За последние несколько веков мир показал две модели модернизации. «Западная» основана на индивидуализме, низкой дистанции власти, низком избегании неопределенности, дает спрос на институты конкуренции и демократии, закрепляющие экономический рост. «Восточноазиатская» использует коллективизм и подразумевает долгосрочную ориентацию — это то, что исследователи модернизации называют восточным культурным фактором.

Казалось бы, можно повторить то или другое. Но есть проблема: для западного варианта у нас очень низкий спрос на институты. Для коллективистской части России нормально решать проблемы не через официальные процедуры, а через связи. В восточном варианте долгосрочная ориентация сочетается с «маскулинностью», с готовностью в течение десятков лет следовать плану и доводить дело до конца, а этого в «феминной» России точно нет.

Так стоит ли мечтать о модернизации по-русски? Для этого надо посмотреть на культурные характеристики нашей страны и экономики непредвзятым взглядом. 

«До царя далеко» 

У нас очень высокая дистанция власти, сакрализация, отношение к власти как к символической ценности. Насколько эта характеристика прочная? Она опирается на несколько серьезных обстоятельств.

Например, на язык, который влияет на мышление и поведение. Что, например, значит слово «государство»? Правительство, администрация, бюрократия, губернаторы — слово «государство» обнимает это все и к тому же нас с вами. Если обычного человека спросить, что может сделать правительство, он ответит: «Да они ничего не могут». А что может сделать государство? — «Все может сделать». 

Есть, конечно, исторические основания. Самодержавие, поместная система, принятый опыт монгольского управления — таким путем выживала страна, перенимая военные и управленческие технологии империи Чингисхана.  

Наши полевые исследования показали, что есть еще один немаловажный фактор. Мы предполагали, что те регионы, где не было крепостничества, покажут низкую дистанцию власти, — но это не так. Например, русский Север показал в исследованиях высокую дистанцию власти. Протяженные страны (за одним исключением США) показывают высокую дистанцию власти, потому что власть действительно далеко и при этом представляет символическую ценность — как говорят северяне, «мы державе служим, а держава нам обеспечивает тыл».

«Как бы чего не вышло» и «авось» 

Избегание неопределенности дает политическую стабильность, но для экономики оно означает практически полное исключение развития. О его причинах ведутся споры. Оно может быть связано с тем, что наши предки жили в зоне высокорискового земледелия и хотели бы избегать градов, засух и так далее. С другой стороны, есть количественные исследования, показывающие, что страны, затронутые малым ледниковым периодом (похолодание, которое наступило в ряде регионов мира в XVI-XIX веках), потом демонстрировали более высокую инновационность и, главное, готовность входить в новые ситуации. Россия тоже попала под воздействие этого климатического фактора, так что избегание неопределенности здесь не должно быть прочным.

Одновременно с этим для России характерна способность к краткосрочной мобилизации, авральности. В звездограммах Хофстеде такой характеристики нет, но мы встречали ее в полевых исследованиях, в том числе у наших соотечественников, живущих за рубежом. 

Историк Леонид Милов показал, что вегетативный период в российском сельском хозяйстве был вдвое короче, чем в Европе: русские крестьяне должны были решать те же задачи, что и европейские, но гораздо быстрее. Отсюда и русский «авось», выражающий отношение к вероятности достижения результата, — как успели, так и сделали, даст бог, взойдет. И «русская рулетка» — как обозначение способности идти на крайний, смертельный риск. 

Эти две характеристики — избегание неопределенности и одновременно готовность к крайнему риску — хорошо видны в сфере финансов. Входя в мир сложных финансовых продуктов (вслед за цифровизацией — через банковские мобильные приложения), люди, с одной стороны, проявляют крайнюю консервативность (депозит в государственном банке, и больше ничего не надо), с другой — склонность к участию в совершенно головокружительных и не всегда разумных вложениях.

Материал по теме

Чем экономически полезно свойство краткосрочной мобилизации? У нас по-прежнему стоят задачи освоения пространства, и работа вахтовым методом в той же Арктике — это как раз применение такой краткосрочной мобилизации. Или маятниковая миграция в агломерациях — когда люди приезжают в мегаполис на заработки, которые представляют собой краткосрочный период интенсивного труда. 

Наконец, эта характеристика полезна в случае шока, когда нужно быстро на что-то реагировать. В условиях пандемии у нас быстро выросли цифровые услуги: укрепился мобильный банкинг, расширился каршеринг, развернулась электронная служба доставки. Удастся ли удержаться на волне цифровизации — это уже другой вопрос.

От креативного потенциала — к креативной экономике

У нашей «феминности» две стороны. Плохо, что нет готовности реализовывать планы и стандарты. Зато есть колоссальная адаптивность. Наверное, это счастье — быть правительством России, потому что мало где найдешь такое население, которое не ждет, что государство ему поможет, а само решает свои проблемы. Каждые семь лет русский крестьянин менял поле, потому что почва истощалась. Каждые семь лет — новые условия, новая задача. Что это дает экономике? Креативные индустрии — чрезвычайно важное поле конкуренции ведущих держав в новом постковидном мире. Для России креативная экономика может стать новым способом инновационного движения. 

Ведь как мы пытались осуществлять инновационное движение до этого? Брали набор институтов, законов, механизмов, которые действуют в передовых странах, например в США, переписывали под российские реалии, создавали набор организаций развития и получали не очень хороший результат. Дело в том, что американская инновационная экономика основана на колоссальном избытке частного капитала, который готов и к венчурным, и долгосрочным инвестициям. В России избытков частного капитала нет, а государственный его не очень заменяет. 

Зато у нас есть избыток другого капитала — человеческого. Высококачественный человеческий капитал — в том числе проявление долгосрочной ориентации: мы тратим долгие годы и немалые деньги на то, чтобы получить образование. Мы эти мозги выбрасываем в мир, и наши соотечественники работают в развитых странах отнюдь не уборщиками и создают востребованные продукты. Притом что творческий потенциал не превращается в креативную индустрию, потому что экономика ХХ века не очень нуждается в человеческом капитале XXI века: экономика тянется к новым обученным мозгам, только когда участвует в глобальной конкуренции.

Материал по теме

На избытке человеческого капитала, который создает креативные результаты и фиксирует их как интеллектуальную собственность (в виде патентов, авторских и смежных прав, товарных знаков, торговых марок), можно построить новое инновационное движение.  

Конечно, здесь тоже есть свои культурные сложности — в России интеллектуальная собственность никогда не была ценностью, потому что идеи не считались редкостью: «Зачем я буду патент соблюдать — я сам сегодня ночью на кухне придумал такую штуку, закачаешься». Пойти на то, чтобы зафиксировать права собственности и уважать их, довольно сложно, но с этого начинается переход от креативного потенциала к креативной экономике.

Сундук с сокровищами

Когда мы с коллегами в 2011 году исследовали восточноазиатские модернизации, оказалось, что у восточноазиатских элит был минимум 20-летний горизонт планирования. Это не просто ожидание значительных перемен в стране — это готовность строить свои действия на два десятилетия вперед. В нашей стране горизонты очень короткие – три-пять лет максимум, а проблемы, которые надо решать, не решаются за этот период. Проблема в том, что нет веры в надежность институтов, существующих в стране.

Итак, у нас есть культурные потенциалы, которые могут сработать очень неплохо как на направлениях, важных с точки зрения нынешнего мирового экономического развития (креативные индустрии), так и в пространственном освоении, в быстром закреплении новых технических результатов. Но все эти сокровища лежат под замком «короткого взгляда». 

Именно поэтому перевешивают интересы извлечения ренты, а не инновационной деятельности: рента позволяет извлечь прибыль сейчас, а не ждать появления продукта и дохода. 

Этот запертый сундук с сокровищами — явление, которое в мировой теории называется path dependence problem, по-русски его можно назвать «эффект колеи». Страна попадает на определенную траекторию и не может ее покинуть, даже если пытается. Существование этого явления было статистически доказано британским экономистом Ангусом Мэдисоном, который, проанализировав количественные данные о развитии разных стран за 200 лет, показал, что большая их часть — от ¾ до ⅘ — попадает в колею околоземной орбиты, так сказать, «первую космическую скорость». И лишь малая часть выходит на «вторую космическую» скорость развития.

Отчего возникает такая ситуация? Здесь есть несколько версий. Доминирует объяснение, которое дал экономист Дуглас Норт, получивший за него Нобелевскую премию. Объяснение довольно простое: ошибка. На каком-то этапе исторического развития страна выбрала не те институты. Они нашли отражение в культуре. Культура удерживает прежние не очень эффективные институты, а институты не дают меняться культуре. 

Такое происходило с разными странами, и если говорить о России, скорее всего, точкой принятия ошибочных институциональных решений была предыдущая великая эпидемия — «черная смерть», поразившая Европейский континент в XIV веке. Борясь с последствиями катастрофы, элиты приняли разные решения. В западноевропейских странах поредевшему населению предлагали разные «пряники» — дополнительную собственность, часть урожая и так далее. А страны Восточной Европы — не только Русь, но и, например, Румыния, восточные земли Германии — пошли по другому пути: оставшееся население силой прикрепили к земле. Так появилась горькая парочка — самодержавие и крепостничество.

Заметим, сколько раз в течение российской истории эта горькая парочка играла решающую роль в попытках выйти из колеи. Когда Петр I создавал уральскую промышленность, он опирался не на наемный труд, как в Европе, а на крепостной. По сути, та же система была восстановлена во время сталинской модернизации в колхозах. Призрак этой системы появляется и в наше время — хозяйственное использование призывной армии в 1990-е годы или гастарбайтеры без паспортов в XXI веке. Не говоря уж о самодержавии.

Институты и культура поддерживают друг друга, входя в резонанс. Вы меняете устройство государства, создавая новые институты, но в итоге избираете очередного царя. Вы занимаетесь просвещением, чтобы поменять культуру, а вам говорят: «Не надо этого делать, не троньте скрепы».

Можно ли выйти из колеи?

В 2009 году экономист Дуглас Норт, историк Джон Уоллис и политолог Барри Вайнгаст опубликовали результаты большого межстранового исследования «Насилие и социальные порядки», в котором пытались ответить на вопрос об условиях для «второй космической скорости» развития. Оказалось, их всего три. 

Первое: элиты в одних странах пишут законы для населения, а для себя делают исключение. Элиты в других странах пишут законы для себя, а потом распространяют на других, и эти страны становятся успешными. 

Второе: элиты в одних странах делают организации — партии, фонды, некоммерческие движения — под персону, и это неэффективно, потому что такие организации болеют и умирают вместе со своими руководителями. Элиты в других странах строят деперсонализированные организации, рассчитанные на сменяемость лидеров. 

И, наконец, третье: элиты всегда контролируют инструменты насилия, но это можно делать двумя разными способами. Либо поделить эти инструменты между собой — «тебе прокуратура, мне Следственный комитет». Либо вместе контролировать эти инструменты, не превращая их в дубинки в борьбе разных групп за кормовые территории. Второй механизм намного эффективнее, но большинство стран идет по первому пути.  

Материал по теме

Нетрудно заметить, что все три условия связаны с изменением культуры, в первую очередь — со снижением дистанции власти.

Надо оговориться, что значимые результаты успешного развития проявляются через десятки лет после того, как исполняются эти три граничных условия. Это, как и рассуждения о запертом сундуке, порождает пессимизм, который, кажется, стал нашей национальной религией. Все охотно верят в то, что будет хуже. Если эксперт говорит, что будет лучше, его начинают подозревать в том, что он нечестен, что его купили, что он вводит народ в заблуждение. За пессимизмом при этом скрывается вера в чудо — все идет к худшему, но, возможно, внезапно переменится и станет хорошо. 

Но внезапного чуда не будет. Единственный вариант решения — снятие культурной блокировки через развитие «длинного взгляда». Мы должны понимать, что реальные, заметные перемены достигаются не за два-три года, а за двадцать. И если это внутренне приемлемо, тогда могут быть некоторые основания и для оптимизма.

Изучите оскорбления со всего мира и улучшите свой культурный IQ!

Ты придурок или твоя большая семья кучка идиотов? Оказывается оскорбления могут многое рассказать о том, откуда родом человек. И, хотите верьте, хотите нет, глобальные шаблоны оскорблений могут быть применены для усиления многонациональных команд и даже для принятия решения о том, что и где продавать. Действительно.

В одном из самых увлекательных исследовательских проектов всех времен , исследователи в Италия изучала оскорбления в разных культурах . В своей родной стране, например, они заметили, что люди на юге оскорбляют друг друга иначе, чем в центре и на севере. Результаты хорошо вписываются в «культурное измерение» под названием Индивидуализм/Коллективизм. И понимание этого «культурного аспекта» может улучшить глобальную деловую хватку.

 Наконец-то сложные исследования по кросс-культурной психологии подошли к теме, вокруг которой я мог погрузиться в свой мозг с дефицитом внимания. Если бы я мог узнать великие оскорбления со всего мира и улучшают мой культурный IQ, я был готов зарегистрироваться.

Индивидуализм/Коллективизм — одно из наиболее изученных культурных измерений, и по нему имеется МНОГО материала. Хотите провести связь между древним рисоводством и современным стилем образования? Проверьте это измерение. Хотите составить карту тенденций покупки страхования жизни по всему миру? Или как разные потребители оказывают влияние на совершение покупок? Как насчет создания приложения для знакомств? Это измерение, которое может помочь всем, кто занимается международной рекламой, маркетингом и продажами, а также тем, кто руководит мультикультурными командами. Здесь много всего, включая пикантные оскорбления.

Индивидуалистические общества склонны уделять больше внимания, как вы уже догадались, индивидууму, а не большей группе. Коллективистские общества склонны подчеркивать значимость группы над личностью. Взгляните на эту карту, на которой показаны страны в зависимости от их индивидуалистических тенденций. Откуда вы и согласны?

Какое первое оскорбление приходит на ум? Сосредоточено ли оно на человеке или основано на отношениях более чем с одним человеком (или, эм, с животным)? Анализируя популярные оскорбления по всему миру, страны, набравшие более высокие баллы по 9& ты!» Вы получаете картину.

Однако в коллективистских странах оскорбления были сосредоточены на группах; часто члены семьи. Чем больше коллективизма, тем больше членов семьи вовлечено. Несколько поколений предков вовлечены в смесь, что приводит к кошмарным изображениям. Яйца , кажется, появляются во многих китайских оскорблениях и подразумевают, что они являются потомками животных. Я нашел особенно творческий список оскорблений хинди, на который я даже не буду ссылаться, потому что они такие плохие. Вместо этого посмотрите это забавное и совершенно не подходящее для работы видео, в котором американцы пытаются выучить оскорбления со всего мира.

Подумайте вот о чем: люди из Индивидуалистических культур, как правило, сосредоточены на «задаче», тогда как люди из Коллективистских культур ориентированы на «отношения». В деловой среде тот, кто жестко сосредоточен на том, чтобы оставаться на месте, может действовать неадекватно, если это делается без учета ситуации и вовлеченных людей.

Что касается оскорбления, то сказать кому-то «иди нах*й себя» — это оскорбление, направленное на выполнение задачи, не так ли? Сравните это с более сложным оскорблением с участием животных и предков. Связанный с работой, да, но с гораздо большим участием семьи. Я полагаю, что все относительно.

Оказывается, различия в индивидуалистическом и коллективистском мышлении могут иметь большое значение. Эти различия в мышлении влияют, среди прочего, на то, как люди относятся к решению проблем, правам человека и идентичности.

индивидуализм/коллективизм эффекты можно увидеть повсюду на рабочем месте. Как вы нанимаете, обучаете и наставляете сотрудников? Проводить сеансы оценки производительности? Как вы ведете переговоры?

Западные компании продолжают экспансию в Азию. Кого они присылают? Обычно тот, кто имеет высокий балл по шкале Индивидуализма . Почему? Потому что им нужен человек, ориентированный на задачу, прямой и способный работать независимо. Но посмотрите еще раз на карту выше. Азия — огромный регион с тысячелетней историей различных коллективистских культур.

Если рассматривать конфликты и ошибки через это культурное измерение, их можно легко объяснить и предсказать. Их также можно свести к минимуму, а с практикой — избежать. Первый шаг — узнать свои культурные особенности . Другими словами, не будьте идиотом или тупым яйцом.

Вот и все. Политически некорректный взгляд на Индивидуализм/Коллективизм .

И еще: вот спорный тимбилдинг: если вы работаете с людьми со всего мира, посмотрите, верна ли эта корреляция между оскорблениями и коллективистскими/индивидуалистическими странами. Это сделает ваш следующий ужин намного более красочным.

Я пишу о том, как компании и отдельные лица справляются с проблемами глобального бизнеса по всему миру. Если вы хотите читать мои сообщения, пожалуйста, нажмите «Подписаться».

10 способов, которыми вы оскорбляете людей в других странах

Одна из лучших частей путешествия за границу – знакомство с другой культурой. Но будьте осторожны — вы можете оскорблять кого-то, даже не подозревая об этом. И хотя вы можете получить бесплатный пропуск как турист, ваше непреднамеренное оскорбительное поведение также может быть незаконным. Не хотите быть этим грубым американским туристом? Остерегайтесь этих 10 оскорбительных поступков в других странах.

Во многих странах символ OK означает, что вы довольны полученной услугой или понимаете, что вам говорят. Но в Бразилии, Турции и Венесуэле это на самом деле вульгарный сленг, который оскорбит окружающих. А во Франции этот символ может быть не вульгарным, но он все равно означает, что вы считаете человека, которому вы сигнализируете, бесполезным и незначительным.

Считается грубым в: Бразилия, Турция, Венесуэла и Франция.

Во многих странах символ OK означает, что вы довольны полученной услугой или понимаете, что вам говорят. Но в Бразилии, Турции и Венесуэле это на самом деле вульгарный сленг, который оскорбит окружающих. А во Франции этот символ может быть не вульгарным, но он все равно означает, что вы считаете человека, которому вы сигнализируете, бесполезным и незначительным.

Считается грубым в: Бразилия, Турция, Венесуэла и Франция.

Во многих азиатских странах чаевые не принято давать, поэтому в некоторых местах, например в ресторанах, чаевые могут считаться грубыми, поскольку обслуживание общественного питания считается коллективной работой, а не индивидуальной работой. В некоторых европейских странах это также может быть истолковано как означающее, что владелец недостаточно платит своим работникам.

Считается грубым в: Японии, Южной Корее, Китае, Франции и Италии.

Во многих азиатских странах считается неприличным оставаться в обуви в храмах, а также во многих ресторанах, отелях и особенно в чьем-либо доме. Особенно в Японии большая честь быть приглашенным в чей-то дом; вносить грязь и пыль считается неуважением. Вместо этого вы можете носить предоставленные тапочки или носки. Также ожидается, что вы развернете обувь носком к двери.

Считается грубым в: Японии, Гавайях, Южной Корее, Китае, Таиланде и южной части Тихого океана.

Плевок в Сингапуре на публике повлечет за собой крупный штраф в размере до 1000 сингапурских долларов за первое нарушение. Это считается грязным и поэтому не одобряется. Такое же штрафное и антисанитарное клеймо распространяется на то, что вы не смываете воду в общественном туалете, чихаете и сорите. В Гонконге за плевание или мусор также взимается штраф (1500 гонконгских долларов).

Считается грубым в: Сингапуре, Японии и Гонконге.

В Китае и Японии публичное сморкание считается отвратительным. (Также считается отвратительным? Простое присутствие носового платка.) Будьте особенно осторожны, сморкаясь в ресторане.

Считается грубым в: Китае, Японии, Саудовской Аравии и Франции.

(Фото: GagliardiImages/Shutterstock.com)

В Австралии и Новой Зеландии, где нет большого разделения на классы, может показаться грубым, если вы едете на заднем сиденье такси, если впереди есть место.

Считается (несколько) грубым в: Австралии, Новой Зеландии, Ближнего Востока, Китая, Ирландии и Шотландии.

Правая рука предназначена для еды в Индии и других культурах, в которых принято есть вместе или руками. Левая рука предназначена для «других обязанностей», таких как посещение туалета.

Считается грубым в: Индия, Ближний Восток, Шри-Ланка, Индонезия, Малайзия и Африка.

Есть руками считается невоспитанным во многих странах, но особенно в Чили, где даже гамбургер, картофель фри и пицца требуют вилки и ножа.

Считается грубым в: Чили, некоторых частях Европы и Бразилии.

В буддийских учениях голова считается священной, потому что это самая высокая точка тела. Никогда не прикасайтесь к чьей-либо голове, даже если это милый ребенок, в любой стране с известным буддийским населением.

Считается грубым в: Шри-Ланке, Камбодже, Мьянме, Бутане и Лаосе.

Долгий зрительный контакт и улыбка на кого-то, кого вы не знаете, заставят местного жителя большинства азиатских культур чувствовать себя некомфортно. В России улыбаться могут только те, с кем у вас близкие отношения. Поэтому, даже если вы просто пытаетесь быть дружелюбным, избегайте пристального взгляда или выражения лица, если вы не знаете человека.

Считается грубым в:  Южной Корее, Китае, Японии и России.

Еще от SmarterTravel:

  • 10 невинных жестов, которые не стоит использовать за границей
  • 8 английских слов, которые вы никогда не должны использовать за границей
  • 7 признаков того, что вы «уродливый американец» турист

Не пропустите поездку, совет или предложение!

Давайте поработаем! Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку прямо сейчас.

Продолжая, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности и Условиями использования.

Мы вручную отбираем все, что рекомендуем, и выбираем товары путем тестирования и обзоров. Некоторые продукты отправляются нам бесплатно, без каких-либо стимулов для предоставления положительного отзыва. Мы предлагаем наше беспристрастное мнение и не принимаем компенсацию за обзор продуктов. Все товары в наличии, цены актуальны на момент публикации. Если вы покупаете что-то по нашим ссылкам, мы можем получить комиссию.

Оскорбление, агрессия и южная культура чести: «экспериментальная этнография»

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Эл. адрес: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Сравнительное исследование

. 1996 г., май; 70 (5): 945–59.

дои: 10. 1037//0022-3514.70.5.945.

Д Коэн 1 , R E Nisbett, B F Bowdle, N Schwarz

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Иллинойского университета в Урбана-Шампейн, США.
  • PMID: 8656339
  • DOI: 10.1037//0022-3514.70.5.945

Сравнительное исследование

D Cohen et al. J Pers Soc Psychol. 1996 май.

. 1996 г., май; 70 (5): 945–59.

doi: 10.1037//0022-3514. 70.5.945.

Авторы

Д Коэн 1 , Р. Э. Нисбетт, Б. Ф. Боудл, Н. Шварц

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Иллинойского университета в Урбана-Шампейн, США.
  • PMID: 8656339
  • DOI: 10.1037//0022-3514.70.5.945

Абстрактный

В трех экспериментах изучалось, как нормы, характерные для «культуры чести», проявляются в познаниях, эмоциях, поведении и физиологических реакциях южных белых мужчин. Участниками были студенты Мичиганского университета, выросшие на Севере или Юге. В 3 экспериментах их оскорблял сообщник, который натыкался на участника и называл его «засранцем». По сравнению с северянами, которых оскорбление относительно не затронуло, южане (а) чаще думали, что их репутация мужчины находится под угрозой, (б) были более расстроены (о чем свидетельствует повышение уровня кортизола), (в) более физиологически настроены на агрессию (о чем свидетельствует повышение уровня тестостерона), (г) более когнитивно настроены на агрессию и (д) более склонны к агрессивному и доминирующему поведению. Полученные данные подчеркивают цикл оскорбления-агрессии в культурах чести, в котором оскорбления снижают репутацию человека, и он пытается восстановить свой статус агрессивным или насильственным поведением.

Похожие статьи

  • Ухабистая поездка на поезде: полевой эксперимент по оскорблению, чести и эмоциональным реакциям.

    Эйзерман Х. , ван Дейк В.В., Галлуччи М. Айзерман Х. и др. Эмоция. 2007 ноябрь;7(4):869-75. дои: 10.1037/1528-3542.7.4.869. Эмоция. 2007. PMID: 18039055

  • Мужская честь и женская верность: неявные культурные сценарии, увековечивающие насилие в семье.

    Ванделло Дж. А., Коэн Д. Ванделло Дж. А. и соавт. J Pers Soc Psychol. 2003 г., май; 84 (5): 997–1010. дои: 10.1037/0022-3514.84.5.997. J Pers Soc Psychol. 2003. PMID: 12757144

  • Суждения об изнасиловании в браке в зависимости от культуры чести, угрозы мужской репутации и пола наблюдателя: кросс-культурное сравнение между Турцией, Германией и Великобританией.

    Гуль П., Шустер И. Гуль П. и др. Агрессивное поведение. 2020 июль; 46 (4): 341-353. дои: 10.1002/ab. 21893. Epub 2020, 29 апреля. Агрессивное поведение. 2020. PMID: 32350879 Бесплатная статья ЧВК.

  • Значение теории и исследований культуры чести для практиков и исследователей в области профилактики.

    Гуль П, Крест ЮВ, Ускуль А.К. Гуль П. и др. Я психол. 2021 Апрель; 76 (3): 502-515. дои: 10.1037/amp0000653. Epub 2020 10 сентября. Я психол. 2021. PMID: 32914994 Обзор.

  • Парадигма агрессии с вычитанием точек как лабораторный инструмент для исследования нейроэндокринологии агрессии и конкуренции.

    Geniole SN, MacDonell ET, McCormick CM. Джениоле С.Н. и соавт. Хорм Бехав. 2017 июнь; 92: 103-116. doi: 10.1016/j.yhbeh.2016.04.006. Epub 2016 19 апр. Хорм Бехав. 2017. PMID: 27106559 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Роль мыслительной способности и экологического языкового разнообразия в понимании иронии у двуязычных взрослых.

    Тив М., О’Реган Э., Титон Д. Тив М. и др. Мем Когнит. 2022 авг 24:1-20. doi: 10.3758/s13421-022-01349-4. Онлайн перед печатью. Мем Когнит. 2022. PMID: 36002643 Бесплатная статья ЧВК.

  • Систематический обзор и метаанализ влияния регуляции эмоций на кортизол.

    Миккельсен М.Б., Трамм Г., Захария Р., Гравхольт Ч., О’Тул М.С. Миккельсен М.Б. и соавт. Сост. психонейроэндокринол. 2020 11 декабря; 5:100020. doi: 10.1016/j.cpnec.2020.100020. Электронная коллекция 2021 февраль. Сост. психонейроэндокринол. 2020. PMID: 35754452 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Ценность партнера и удовлетворенность отношениями: роль модератора в удержании партнера.

    Бабаизад А., Фаллахчай Р., Аббаснежад Т. Бабаизад А. и др. ПЛОС Один. 2022 18 января; 17 (1): e0262154. doi: 10.1371/journal.pone.0262154. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 35041697 Бесплатная статья ЧВК.

  • Репутация и социоэкология у людей.

    Романо А., Джардини Ф., Колумбус С., де Кваадстениет Э.В., Кисфалуси Д., Трики З., Снейдерс С., Хейгель К. Романо А. и др. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2021 ноябрь 22;376(1838):20200295. doi: 10.1098/rstb.2020.0295. Epub 2021 4 октября. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2021. PMID: 34601915 Обзор.