Конгруэнтное поведение: Что такое конгруэнтность — Профайлинг с Анной Кулик
Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р. Культурная конгруэнтность дошкольника в нормативной ситуации и возможности ее исследования
Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р. Культурная конгруэнтность дошкольника в нормативной ситуации и возможности ее исследования
Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р. Культурная конгруэнтность дошкольника в нормативной ситуации и возможности ее исследования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №4. – С.70–75.
Баянова Лариса Фаритовна – доктор психологических наук, профессор кафедры прикладной психологии Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, Россия), [email protected]
Мустафин Тимур Равилевич – аспирант кафедры прикладной психологии Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, Россия)
Основными субъектами взаимодействия в нормативной ситуации являются ребенок и взрослый, поэтому именно взрослый, транслирующий правила ребенку, может оценить степень конгруэнтности ребенка, как субъекта культуры, нормативной ситуации.
Ключевые слова: культурная конгруэнтность, субъектность, субъектные характеристики, нормативная ситуация, частотный анализ, факторный анализ, контент-анализ, культурная дезадаптация.
Для цитаты: Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р. Культурная конгруэнтность дошкольника в нормативной ситуации и возможности ее исследования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №4. – С.70–75.
Статья поступила в редакцию 5.03.2013 г.
В российской психологии онтогенез психики рассматривается в социальной ситуации развития, имеющей исключительность и своеобразие в каждом конкретном возрастном периоде (Выготский Л.С.,1996; Божович Л.И., 1968; Эльконин Д.Б., 1984) «Социальная ситуация развития» – это ключевой термин в концепции Л. С. Выготского, он объясняет формирование детской психики влиянием культуры. Культура, переходя извне во внутренний индивидуальный мир ребенка, наделяет его теми средствами, с помощью которых ребенок познает, чувствует, организует свое поведение. Культура транслируется в индивидуальное сознание в определенных условиях, которые Л. С. Выготским и названы обобщенным понятием «социальная ситуация развития».
Социальная ситуация развития определяет социальные взаимоотношения ребенка с окружающими его людьми, среди которых главными являются взрослые. Отношения ребенка и взрослого, что наиболее четко прослеживается в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет, связаны с социализацией ребенка и трансляцией существующих в культуре правил от взрослых к детям.
Если исходить из того, что вводимое в ситуацию правило носит характер регламентирующего средства и, как следствие, – ограничения природной активности ребенка, то нормативная ситуация является культурным пространством, в котором ребенок присваивает правила данной культуры. Изначально натуральное индивидное поведение ребенка в социальной ситуации трансформируется в культурное. Н. Е. Веракса пишет об этом следующее: «По своей структуре социальная норма фиксирует такую стандартную ситуацию, которая именно предполагает два возможных способа поведения: во-первых, поведение в интересах отдельного индивида, или поведение непосредственное, натуральное, животное, природное, побуждаемое его природными импульсами и желаниями, поведение эгоцентрическое; и, во-вторых, поведение ограниченное, преобразованное, построенное в интересах социума, или поведение культурное» (Веракса Н.
Основными субъектами взаимодействия в нормативной ситуации являются ребенок и взрослый, поэтому именно взрослый, транслирующий правила ребенку, может оценить степень конгруэнтности ребенка, как субъекта культуры, нормативной ситуации. В данном случае поведение ребенка как культурно-конгруэнтное оценивается с точки зрения соответствия культурным ожиданиям. Исходя из вышесказанного, построение методики по определению культурной конгруэнтности ребенка может быть основано на суждениях взрослых, знающих ребенка и поэтому способных оценить поведение ребенка относительно соответствия нормативной ситуации.
Правила, которые предъявляются ребенку в нормативной ситуации, разнообразны и зависят, прежде всего, от возраста ребенка, что очевидно: для младшего школьника это один спектр правил, а для подростка – иной. Правила в нормативной ситуации ребенка 7–10 лет связаны с учебной деятельностью, которая оказывает определяющее значение для развития психики в указанном возрасте. Подросток же развивается, прежде всего, в социальной ситуации взаимодействия со сверстниками, поэтому нормативная ситуация и правила будут связаны с данной социальной ситуацией.
В особый мир правил попадает и ребенок пяти-шести летнего возраста в социальной ситуации взаимодействия со взрослыми в семье или в дошкольном учреждении. Эти правила, адресованные дошкольнику, образуют ту систему нормативных ситуаций, в которых дошкольник вступает во взаимодействие с культурой в качестве ее субъекта. Мы определяем субъекта культуры как человека, взаимодействующего с культурой, представленной системой нормативных ситуаций, сознательно отражающего их и проявляющего соответствие культурным нормам в своем поведении, общении, деятельности (Баянова Л.
Создание метода изучения культурной конгруэнтности ребенка-дошкольника потребовало в первую очередь выявления типичных для данного возраста правил, регламентирующих поведение ребенка и являющихся основой нормативных ситуаций.
В эмпирических исследованиях, проведенных нами ранее, мы выявили классификацию нормативных ситуаций, типичных для старшего дошкольного возраста. (Мустафин Т. Р., 2013). Поэтому конструирование методики построено на основе обнаруженных правил, на которые указали взрослые (родители, воспитатели дошкольных учреждений) и дети 5–6 лет в ходе ответов на специально разработанные вопросы анкеты. К примеру, ребенку в устной форме предъявлялось три вопроса – «Какие правила детям надо всегда соблюдать?»; «За какие правильные поступки обычно хвалят детей?»; «Какими поступками бывают недовольны взрослые?».
Методом частотного анализа нами было выявлено 102 наиболее упоминаемых правила, регламентирующие поведение дошкольника. Эти правила лежат в основе нормативной ситуации, в которой в качестве субъекта культурного взаимодействия выступает сам ребенок дошкольного возраста. Они же вошли в основу опросника, разработанного для родителей с целью определения культурной конгруэнтности. Данный опросник прошел апробацию на выборке 82 родителей и в качестве метода определения культурной конгруэнтности может быть использован на основании того, что произведены расчеты по определению его психометрических характеристик.
Факторный анализ позволяет выявить пять значимых факторов, в соответствии с включенностью в которые в окончательном виде из 102 утверждений в методике оставляются 40 утверждений. Опишем отдельно каждый из факторов, образующих показатель культурной конгруэнтности ребенка-дошкольника. Факторы названы в соответствии с содержанием включенных в него позиций.
I фактор – «Соответствие ожиданиям взрослого, послушность». В фактор включены утверждения, регламентирующие преимущественно правила отношения со взрослыми и соответствие их ожиданиям. Как показывают позиции, включенные в первый фактор, послушность сочетается с активностью ребенка, что говорит в пользу его субъектной позиции в нормативной ситуации. Ориентация ребенка на взаимодействие со взрослым и соответствие ожиданиям взрослого отражает содержание фактора, являющегося одним из основных при определении культурной конгруэнтности.
II фактор – «Самоконтроль». Данный фактор выявил спектр часто предъявляемых ребенку правил, которые мы объединили в содержательный конгломерат «Самоконтроль». На наш взгляд, этот фактор связан с ограничением импульсивности ребенка, со способностью к контролю своих действий, направленных на соответствие определенным правилам.
III фактор – «Соблюдение правил безопасности». Утверждения, включенные в данный фактор, связаны с теми опасными следствиями, которые могут повлечь за собой действия ребенка, нарушающего правила. Фактор, связанный с соблюдением безопасности, в современных социокультурных условиях приобретает особую актуальность, поскольку в условиях настоящих реалий безопасность ребенка подвергается немалому риску. «Соблюдение правил безопасности» как фактор является частью культуры современного ребенка, что требует от него определенного соответствия, конгруэнтности культуре.
IV фактор – «Самоорганизованность». Фактор предполагает выявление соответствия ребенка правилам, направленным на организацию ребенком собственного поведения. Для детей дошкольного возраста требования к их самостоятельности и самоорганизованности являются достаточно сложными. Фактор включает неоднородные по содержанию позиции, однако они соотнесены с возможностью ребенка к самоорганизации. К примеру, спокойное и адекватное контексту занятий поведение ребенка и соблюдение правил этикета требуют от ребенка «удержания» правил, связанных с самоорганизацией поведения в соответствии с правилами.
V фактор – «Самообслуживание». Позиции, объединенные в данный фактор, включают утверждения, которые связаны с правилами, предъявляемыми ребенку не эпизодически, а систематически и ежедневно. Правила, требующие опрятности, самообслуживания в утренние часы (заправление постели, чистка зубов), тоже являются компонентами культурных правил, прививаемых взрослыми детям в социальной ситуации взаимодействия. Этот фактор, в отличие от других, предполагает выработку несложных в исполнении навыков в повторяющихся, типичных ситуациях. Обычно соответствие правилам, включенным в данный фактор, вырабатываются в ходе упражнений, поэтому соответствие правилам самообслуживания зависит от того, насколько социальная ситуация взаимодействия со взрослым способствует выработке навыков самообслуживания.
Итак, нами эмпирически выявлены следующие факторы культурной конгруэнтности, образующие субъектные характеристики и определяющие соответствие дошкольника правилу в нормативной ситуации:
- I фактор – «Соответствие ожиданиям взрослого, послушность».
- II фактор – «Самоконтроль».
- III фактор – «Соблюдение правил безопасности».
- IV фактор – «Самоорганизованность».
- V фактор – «Самообслуживание».
Возвращаясь к анализу первоначального варианта опросника для родителей, задуманного для оценки ими культурной конгруэнтности детей, хотелось бы обратить внимание на те правила, которые при психометрических процедурах не вошли в методику как нерелевантные. В то же время эти правила показали высокую частоту при анкетировании на выявление правил в социальной ситуации развития детей 5–6 лет. Так, к примеру, не вошли утверждения связанные с заботой о животных, регулярных занятиях спортом, о проявлениях терпения ребенком, о честности в отношении со взрослым. Подобные разногласия между тем, что есть в типичных представлениях о предъявляемых ребенку правилах, и правилами, которые проявляются в реальном взаимодействии ребенка и взрослого, показывают, что не все правила актуализируются субъектами социального взаимодействия в конкретной жизненной ситуации.
Методика показала высокую ретестовую надежность, внешнюю валидность и внутреннюю согласованность как по отдельным факторам, так и по опроснику в целом.
Диагностический ресурс данной методики, на наш взгляд, очевиден. Известен факт когнитивного диссонанса во взаимодействии взрослых и детей, что связано, как правило, с разной трактовкой одного и того же содержания. Данная методика при определении культурной конгруэнтности позволяет выявить те сферы культурного контекста ребенка, в которых он не достигает соответствия правилу. Это может быть низкий показатель по фактору «Самоконтроль» и, к примеру, достаточный уровень по фактору «Соблюдение правил безопасности». Для взрослого данные по методике позволяют выстроить индивидуальный подход к отдельному ребенку при трансляции культурных норм, лучше понять трудности социализации ребенка как субъекта культуры. Следует отметить, что предлагаемая методика на определение культурной конгруэнтности ребенка-дошкольника имеет кросскультурные ограничения. Методика создавалась и прошла процедуру апробации на российской выборке детей и родителей, проживающих в городе Казань, являющемся мегаполисом с населением более миллиона жителей. При сохранении общей технологии разработки метода исследования культурной конгруэнтности, ее адаптированные варианты могут применяться и в других социокультурных условиях.
Структура методики, представленная через пять выявленных в исследовании факторов, показывает, что эти факторы отражают необходимость ограничения спонтанной активности ребенка и подчинения поведения правилам. Возникает вопрос о возможности проявления ребенком инициативности в нормативной ситуации и сохранения свободы выбора в поведении. Высокий уровень культурной конгруэнтности предполагает наложение ограничений на выражение личностной позиции ребенка, сохраняя при этом субъектное отношение к правилу в нормативной ситуации – восприятие правила, его рефлексию и выражение активности в поведении в соответствии с правилом. Момент соответствия – культурной конгруэнтности – обозначает границы активности, в пределах которых возможна активность субъекта. Личностная позиция обеспечивается творческим началом человека, когда за аттрибуцией и рефлексией идет отношение к норме, как следствие личностного выбора.
Культуролог и лингвист Ю. М. Лотман выделяет три стратегии отношения к норме, где человек либо отрицает норму, либо следует ей, либо, находясь в условиях с уже имеющейся нормой культурной ситуации, предлагает новую, свою – личностную (Лотман Ю.М., 2000). В последней из указанных стратегий отношения к норме наблюдается выход за пределы субъектности, когда человек, расширяя границы нормативной ситуации, заданные культурой, выражает претензии на трансформацию самой культуры. Веракса Н. Е. отмечает стратегии отношения к норме в нормативной ситуации исходя из дифференциации двух позиций – субъектной и личностной (Веракса Н. Е., 2000). Так, позицию следования норме автор называет позицией «консерватор». Отрицание нормы в нормативной ситуации требует позиции «революционера», когда человек, неспособный к культурной конгруэнтности в силу разных причин, выступает за разрушение нормы в культурной ситуации. Третью позицию Н. Е. Веракса называет позицией «творца», являющейся личностной в силу преобразования нормативной ситуации и привнесения нового правила как продукта личностного творчества. Различение этих позиций – одна из ключевых тем не только в психологии, но и в мировой культуре, литературе.
В связи с существованием стратегий взаимодействия с нормой, отражающих субъектную и личностную позиции, возникает правомерный вопрос о том, кто востребован культурой – личность или субъект? На что направлена педагогика в воспитании человека в культуре? Ответы на эти вопросы порождают особые задачи для детской психологии по выявлению условий присвоения культурных норм ребенком. С одной стороны, вполне оправданы желания родителей, стремящихся формировать консервативные установки у ребенка по отношению к норме культуры, что обеспечивает результативность и успешность передачи этих норм детям. Именно на механизме беспрекословного послушания и строится процесс воспитания в культурах с консервативными традициями. С другой стороны, некритичное отношение к норме может иметь последствия при социализации ребенка, связанные с культурной дезадаптацией. В современных условиях динамики культуры и выбора человеком возможностей переезда в другую страну – иную культуру – возникает множество вопросов, связанных с сохранением культурной идентичности, толерантности, культуршока и т.д. Даже в рамках одной культуры воспитание консервативной стратегии отношения к культурной норме может привести к нежелательным последствиям, к примеру, в ситуациях, когда ребенок в силу обстоятельств попадает в асоциальную группу со сложившейся системой норм. В данном случае ребенок с устоявшейся консервативной позицией будет проявлять конгруэнтность культурному контексту, присваивая предлагаемые ему асоциальные нормы. В связи с этим возникает очевидная необходимость формирования у ребенка способности анализа нормативной ситуации, который позволил бы ребенку осуществлять выстраивание собственной позиции по отношению к культурной норме.
Если говорить о стратегиях взаимодействия человека с культурой, то ни «консерватор», «ни революционер» не располагают возможностью анализа нормативной ситуации, поскольку в первом случае человек некритично присваивает норму, во втором случае он ее отрицает. Лишь рефлексия и преобразование обеспечивают личностную позицию, формирование которой и есть подлинная цель воспитания ребенка. По существу воспитание личности в культуре есть формирование творческого потенциала ребенка, основанного на способности к критическому анализу и рефлексии. Воспитание личности требует иных средств, нежели воспитание субъекта. Есть вероятность того, что показатели по факторам культурной конгруэнтности у ребенка с личностной позицией будут ниже, чем у детей с субъектной установкой на соответствие нормам культуры.
В этом заключается некий диалектический парадокс воспитания ребенка в нормативной ситуации. С одной стороны, взрослыми
востребован безропотно послушный ребенок, с другой стороны, для дальнейшей успешной социализации необходимо, чтобы ребенок вырос личностью, способной на самостоятельность, творческое и уникальное самовыражение, сопровождающееся нередко проявлениями сопротивления культурному контексту. Это требует формирования у ребенка особого способа регуляции поведения (Веракса Н. Е., Дьяченко О. М., 1996). Способы регуляции поведения в свою очередь также являются продуктами культуры, подлежащими передаче от взрослых детям. Способ регуляции поведения в обобщенном виде как культурное средство интериоризируется и становится психическим средством организации самим ребенком его собственного поведения.
Определение культурной конгруэнтности дает возможность установить то, насколько регуляция поведения подчинена «культурным рамкам», насколько ребенок освоил существующие в культуре нормы, которые, как выявила методика, проявляются в пяти направлениях взаимодействия ребенка и взрослого с соответствии с эмпирически обнаруженными факторами.
Литература
- Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии. // Филология и культура. – 2012. – №3 (29). – С. 294–299.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение. – 1968.
– 435 с.
- Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // «Перемены». – 2000 – №1 – С. 81 – 107.
- Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996. – №3. – С. 14-28.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. Под ред. М.Г. Ярошевского. Вступительная статья М.Г. Ярошевского. – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 512 с.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М.: Гнозис; Прогресс, 1992. – 271 с.
- Мустафин Т.Р. Контент-анализ нормативной ситуации дошкольника // Филология и культура. – 2013 – №1 (31).
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
Конгруэнтность, целостность и гармоничность. Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 2. Субъект управления
Конгруэнтность, целостность и гармоничность
ресурсная соответственность и согласованность.
Охотник не ставит одинаковых ловушек для зайца и медведя, лисицы и волка, и не кладет приманку там, где её некому схватить.
Будь царственным на свой манер: веди себя как король – и будешь принят как король.
Р. Грин. (34-й закон власти)
Конгруэнтность (Congruence) – когда все внутренние эмоции, чувства, убеждения, стратегии и поведение человека полностью согласованы и ориентированы на достижении желаемой цели. Когда слова, голос, вид, язык тела передают одно и то же сообщение, отражают одну цель и характеристики друг друга.
«Similiasimilibuscurantur» (подобное подобным лечится).
Гомеопатический принцип
В самом начале мы говорили, что всякое взаимодействие есть отражение. Чтобы взаимодействие было конструктивным, эффективным, развивалось, необходимо отражать друг друга, структурно, функционально или целесообразно. Невозможность к отражению или сопротивление ему приводит к разрушению одного из участников взаимодействия или обоих.
Камень, падая в песок, отражается отпечатком, следом. Два камня, сталкиваясь, отражают направление действия силы друг друга или разбиваются. Солнечный свет отражается поверхностью, или разогревает её, когда та сопротивляется его свободному движению, разрушая предмет. Есть ещё вариант прозрачности, когда свет проходит сквозь предмет, не задерживаясь, но это тоже вариант отражения ещё более совершенный, когда предмет фактически становится самим светом. Об этом мы поговорим в следующей главе.
Эти закономерности распространяются и на человека, и на общество. Совсем скоро учёные найдут простые формулы, чтобы описать эти явления в психической и социальной сферах. Подобно тому, как описываются одинаковыми формулами движение жидкости в русле, электрического тока в проводе, информации по коммуникативным каналам.
Улыбка отличается от растягивания губ тем, что улыбка присутствует не только на лице, но и в голове. Поэтому она есть проявлением внутреннего качества и поэтому она конгруэнтна.
Внутренняя конгруэнтность – это соответствие твоей психологии и физиологии. Физиология включает в себя такие элементы, как поза, движения, мимика, жесты, дыхание, мышечный тонус, внешние прикосновения и внутренние ощущения. Встань, ссутулься, сделай печальное выражение лица, согни колени, опусти плечи, замедли дыхание, прикрой веки, расслабь мышцы и скажи: «Сегодня я чувствую себя как никогда хорошо!». Как ты себя почувствовал? Своеобразно? Как ты думаешь, кто-то бы тебе поверил? Неконгруэнтность – это гордо опущенная голова.
Своей физиологией ты дал мозгу сигнал, что ты чувствуешь себя устало и обессилено, так что слова, которые ты сказал, получились неконгруэнтными (несогласованными) с тем сообщением, которое передавало твоё тело. Ты передал двойственное сообщение. Вряд ли получится сделать блестящую корпоративную презентацию, если твоё тело и ум не находятся в полной гармонии друг с другом. Бесполезно стоять в уверенной позе, если твой внутренний диалог говорит: «Я слишком нервничаю и не смогу сделать этого – у меня недостаточно опыта» Ты не в лучшей своей форме, если ты в чем-то не конгруэнтен. Если твой начальник спрашивает тебя, хочешь ли ты повышения, и ты отвечаешь «да», но с нерешительностью в голосе и сгорбившись – тебе нужно выяснить, почему твои сигналы не конгруэнтны.
Подсознание часто передает сигналы неконгруэнтности через ум или тело, потому что оно определило проблемную область. Возможно, подсознание обеспокоено экологией поспешных решений? Многие из «инстинктивных чувств» – подсознательные сигналы неконгруэнтности. Прислушивайся к ним, они дают тебе обратную связь.
Все структурные элементы системы, которая называет себя «Я», и системы, в которую «Я» входит одним из элементов, должны быть соответственными, находиться между собой в отношении согласованности. Выделяют разные классификации этих элементов. Вот некоторые из них.
Категории:
– форма
– содержание
Реальность:
– внутренняя – субъективная
– внешняя – объективная
Компоненты психического проявления:
– эмоции
– когниции
– поведение
Взаимодействие:
– субъект
– объект
Средства общения:
– вербальные (слова)
– невербальные (поза, жесты, мимика, взгляд, интонация и мн. др.)
Сферы сущностей человека:
– физическое
– психическое
– ментальное
– духовное
– астральное
Компоненты системы:
– структура
– функции
– цели.
Уровни обучения, общения и изменения NLP:
Контекст
1 Идентичность
твоё представление о себе формирует твои
2 Ценности и убеждения
то, что для тебя важно, и в чем ты убежден, влияет на твои
3 Способности
твои знания и умения направляют твоё
4 Поведение
твои поступки и слова определяют твои РЕЗУЛЬТАТЫ в
5 Окружении
в котором ты предпочитаешь действовать
Контекст
Неконгруэнтность всегда связана с внутренними барьерами согласования. Например, ограничивающие убеждения создают нересурсные состояния ума и тела. Если в тебе не хватает уверенности, ты не в лучшем «состоянии» для того, чтобы справиться с ситуацией. Ограничивающие убеждения сохраняют твою текущую идентичность и мешают тебе измениться.
По принципу отражения всё в этом мире соответственно. Народ имеет то правительство, которое имеет его. По Сеньке и шапка. Муж и жена одна сатана.
– Ты такой … (несовершенный) муж.
– Если бы я был такой совершенный, то был бы не твоим мужем, а бойфрендом Шерон Стоун.
Тебе не нравится что-то в твоём окружении – измени себя. Всё изменится соответственно тому, как ты изменишься. Обаятельный коммуникатор всегда чем-то похож на аудиторию. Отражай клиента.
Только что моя кошка прыгнула мне на колени, такая пушистая, тёплая, мягкая, ласковая, замурлыкала, и хотя я и занят, хочется её приласкать, погладить. Наверное, так бывает всегда: бедного хочется обидеть, смелого – уважать, ласковое приласкать.
Она обижается, что он её не ласкает так часто, как она его. И ленится подумать, почему ей приятно его ласкать, а ему её нет. Потому, что он всем своим существом отзывается на ласку, всем своим видом показывает ей, как ему приятно. Когда же он пытается приласкать её, то встречает упрёк, мол, почему только сейчас, а не раньше, почему должна выпрашивать, претензии, злость, обида, игра в жертву, не заслужено оскорблённую, всё что угодно, но не признательность и не радость. Подумай, если ты не получаешь от других то, чего хочешь, может сам мешаешь им помочь тебе. «Подобное притягивает подобное», как молекулы Н2О собираются в кучку и образуют воду, как космическая пыль слипается в планеты, так доброта, любовь, радости и приятности формируют галактики счастья, а злоба, ненависть, зависть и глупость – чёрные дыры отчаяния.
Внимание и благодарение рождают чувство причастности и единения. Те же в свою очередь, давая человеку возможность получать, рождают радость, радостью хочется делиться, такой обмен объединяет, единение усиливает счастье, счастье сплачивает (помнишь, мы уже говорили об этом, единит не трудность, а совместное преодоление этой трудности).
Обделённость рождает одиночество, одиночество рождает тревогу и страх, страх – ненависть и агрессию, агрессия заставляет отбирать и изолироваться, рождается угроза, страх и так далее по замкнутому кругу, усиливая страх, ненависть и одиночество.
Если ты хочешь получить раба, приучай его к страху, хочешь получить солдата – приучай к боли, а стремишься человека вырастить – воспитывай его в удовольствии любви и радости.
Хочется полакомиться курочкой? Не становись овцой, но надевай овечью шкуру. Лисице в овечьей шкуре легче пробраться в курятник. Хочешь иметь дело с интересными людьми – чувствуй себя как они, думай как они, делай как они, одевайся как они, говори на их темы и так, как они говорят, и они примут тебя в свою кампанию. Но лично я предпочитаю сам принимать в свою кампанию, а для этого нужно быть конгруэнтным не их морде лица и оперению, а их желанию совершенствоваться, изменяться, быть интересным.
– Я люблю не тебя сейчас, а тебя того тогда, когда ты был хорошим.
– Всё, чему я научился за время нашей совместной жизни, я научился из-за тебя, благодаря тебе и у тебя.
Или вот такое слышал:
– Ну, ты и дура.
– Была бы замужем за генералом, была бы генеральшей.
Нересурсные состояния требуют затрат энергии, – энергии, которую нужно направить на внешнюю проблему, а не на внутреннее противоречие в твоей психике. Твой оргазм всегда конгруэнтен твоему желанию, твоё здоровье – твоему образу жизни. Что в твоих мыслях, то и в твоей жизни. Лицо человека соответствует его мыслям. Поза спящего – пережитым дневным настроениям. Лицо старика легко может нам рассказать о его судьбе, мысли с которыми он жил, отпечатались в морщинах и складках его лица. Твои мысли и эмоции тоже отразятся (а скорее всего, уже отражаются) на твоём лице. Посмотри на себя в зеркало. Что ты там увидишь борозды насупленного лба или весёлые «утиные лапки» в уголках глаз. Позитивные отношения и чувства заставят твою жизнь стать радостной, интересной. Когда мы особенно красивы и привлекательны, когда нам особенно нравятся друзья, близкие, любимые? Да когда смеются, радуются, не ржут как лошади, а именно улыбаются.
Когда мы хотим доставить радость другому, то не сможем этого сделать, имея в душе напряжение, грусть, тревогу, ненависть, ожидание обязательной платы за свои старания. Если эти чувства, эмоции и мысли описать физическими и математическими формулами, и представить в виде функций на координатной плоскости, то мы увидим что их динамика, изменение, движение представляет собой гармоничные колебания. Наше удовольствие больше чем больше мы получаем. Большинство людей привыкли получать, отбирая у других. Когда отбирают у кого-то у него падает настроение. Твои и его переживания – это противофазные колебания, а противофазные колебания гасят друг друга.
Совсем по-другому обстоят дела, когда ты в процессе общения делишься своими информационными и эмоциональными ресурсами. Как мы уже замечали, ими можно делиться без опасения потерять для себя, эти ресурсы как бы размножаются с помощью людей. Радость рождает радость. Это колебания однофазные. Они усиливают друг друга.
Гаси грусть улыбкой и добром, и усиливай радость ими же.
Поведение человека легко предсказать. Особенности поведения в разных ситуациях взаимосоответственны. Как ты кушаешь – таков ты и в постели. Насколько эффективно ведёшь домашнее хозяйство – настолько же будешь полезен и на работе. Как умеешь ладить с сыном и тёщей – так сможешь руководить и коллективом.
Когда отец называет своего сына «сынок», «сынуля», он не врёт, говорит правду, но при этом у молодого мужчины формирующийся образ «Я» ассоциируется не с именем личным, гордым, самостоятельным, ответственным, уважаемым, а со стереотипом «сынули», зависимого, слабого.
Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт.
Капитан высочайшего ранга Врунгель
В этом смысле Михаил Задорнов предлагает интересный анализ видных политиков по их фамилиям. «Почему наши генералы начать войну могут а вот закончить – никак?» а ты фамилии посмотри. Раньше были Суворов, Кутузов… сейчас Рохлин, Квашнин… Генералы: Грачёв, Куликов, Лебедь… птичий двор, а не армия! А сейчас ещё два добавились – Баранов и Куроедов».
Природная базовая конгруэнтность составляет содержание психологической проекции. Наше как бы сознательное поведение, речь, деятельность отражает внутренние не осознаваемые или скрываемые отношения, желания, мотивы, установки, мысли, влечения даже при сильнейшем контроле сознания. Если ты или кто-то что-то нечаянно сделал, ищи, какое желание этим удовлетворилось, почему мог хотеть этого бессознательно. Мы ещё увидим, что делаем только то, что желаем, даже если это кажется случайным (то есть, желание не осознаётся).
? Поделюсь одним секретом. Когда я хочу узнать об отношениях собеседников между собой я предлагаю им поиграть, например, погадать друг другу на кофейной гуще. Очень легко и красноречиво проявляют свои отношения. Девушка, которая невзлюбила до раздражения одного молодого человека и тяготилась его обществом, но скрывала это, описывала его кофейный рисунок на блюдечке: «Вот это коричневое пятнышко это кака, а это – птичка. Тебе скоро какая-то птичка нагадит на голову».
Один китайский наставник стрельбу из лука описывал как религиозный ритуальный танец, исполняемый при помощи спонтанных, не напряженных и не имеющих очевидной цели движений. Ему понадобилось много лет упорных занятий для того, чтобы научиться тому, как натягивать лук «духовно», при помощи некоей разновидности силы, не требующей усилий, и «ненамеренно» спускать тетиву, позволяя выстрелу «отпасть от лучника, подобно созревшему плоду». Эти годы совершенно изменили его личность. Когда лучник достигает верха совершенства, лук, стрела, мишень и он сам сплавляются воедино и он сам не стреляет – «это» происходит само по себе.
Создай эмоцию, какую-нибудь. Перед другом, зеркалом. Искренне получилось или нет? Если нет, если не веришь морде лица – что в тебе не конгруэнтно, взгляд, мимика, поза, жест, интонация? Для начала важно не убедить себя, а научиться видеть несоответствия. Главное не что ты делаешь, а как. Любой твой шаг может вести тебя к цели, если ты его делаешь определённым эффективным образом. Можешь делать всё, что угодно. Приведет ли это тебя к цели, зависит от того, как ты будешь это делать. Делай всё конгруэнтно цели, себе, ситуации. Как в тосте «настоящая женщина ведёт себя на кухне как хозяйка, на улице как королева, в постели как проститутка».
Когда ведёшь себя как осёл, становишься ослом.
Сверчок, друг Пиноккио
Ты хочешь покорить девушку, родить в её душе чувство чувств. Страстно желаешь проникнуть в неё своим проникателем. Для этого твой «гордий джандал» должен высоко нести свою голову, не стесняясь искренности своего желания. Быть достаточно тонким, чтобы ничего не порвать, и длинным, чтоб достать той самой глубины. И непременно достаточно твёрдым и живым, в смысле «живчиком». Но физического проникновения для любви мало. Необходимо проникнуть в суть человеческую женщины, в её сердце и разум. И инструменты для этого, как и твой пачкунчик, должны обладать такими же качествами. Твои чувства должны быть тонкими и глубокими, остро переживаться. Твой ум точно так же должен быть острым, тонко подмечающим, глубокомысленным с достаточно твёрдыми, стойкими убеждениями. И все такие же искренние, как твоя страсть, горячие и красноречивые, как твоё главное оружие.
Это условие относится и к женщинам. Отношение твоего ума и чувств к мужчине могут быть столь же тёплыми, мягкими, обволакивающими, впитывающими его и сочащимися собою, как твоя восхитительнейшая прелесть.
Все стремится к соответствию. Хочешь воспитать у человека определённое отношение к себе, работе, коллегам. Элементарно. Отношения соответствуют обстоятельствам. Измени обстоятельства – изменятся отношения. Изменишь свои слова и дела – изменится отношение к тебе, изменишь распорядок дня, технологию – изменится отношение к работе, изменишь правила – изменятся традиции.
И ещё одно, на мой взгляд, интересное замечание о конгруэнтности формы и содержания, образа и смысла:
Возраст нации определяется не тем, кто какой телевизор смотрит и есть ли сотовый телефон в кармане. Возраст нации определяется конструкцией сельского туалета. До тех пор пока в сёлах сидят орлом, – семнадцатый век.
В. Дружбинский
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Что такое конгруэнтное поведение | LaMP International Limited
Распространяйте любовь!
За время моего профессионального развития в качестве поведенческого консультанта я работал со многими моделями, чтобы улучшить свое понимание и эффективность. Я помню, как один из моих Партнеров говорил с Клиентом о конгруэнтности и немедленно начал задавать вопрос, что ЯВЛЯЕТСЯ конгруэнтным поведением . Я понятия не имел, как этот термин применим к моему поведению, но, судя по тому, что я слушал, мне самому предстояло проделать большую работу, чтобы стать поведенчески конгруэнтны и живут аутентично.
Если это находит отклик у вас, следуйте и оставьте комментарий ниже. Я приветствую ваши мысли, опыт и интерес к предмету.
Table of Contents
ToggleОпределение соответствия
Как вы знаете, мы всегда начинаем с понимания значения и контекста наших моделей и терминов. Как только вы поймете основу, вы сможете лучше анализировать, управлять и изменять по своему усмотрению.
Согласно Кембриджскому словарю, конгруэнтный означает «подобный или в согласии с чем-то , так что две [или более] вещи могут одновременно существовать или могут быть объединены без проблем ». По сути, это означает, что все части целого должны быть равными и не противоречащими друг другу.
Мы обращаемся к конгруэнтному ПОВЕДЕНИЮ и поэтому должны продолжить наше исследование.
Я обратился к психологическому словарю за кратким определением, потому что они дают понимание со многих точек зрения. Подводя итог, они определяют два фундаментальных строительных блока поведенческой конгруэнтности:
1. Это последовательное состояние поведения , означающее, что существует согласованность между прогнозируемыми целями, ценностями и установками и реальным наблюдаемым поведением.
2. То, как вы думаете и чувствуете, должно быть согласовано с вашим поведением.
Проще говоря, мое психическое и эмоциональное состояние должно отражаться в моем поведении. Если я говорю, что я счастлив, это чувство должно исходить из счастливых мыслей в моей голове и быть видимым для вас, когда вы видите искреннюю улыбку на моем лице или слышите правду в моем смехе.
Если я недоволен или несчастен и ГОВОРЮ , что я счастлив, потому что не хочу говорить вам, что не так, то в этой ситуации я неконгруэнтен.
Чтобы получить помощь или поддержку, я должен сначала привести свое поведение в соответствие или согласование. Это один из первых наборов навыков, которые вы развиваете в качестве советника. Если вы не можете распознать несоответствие и помочь человеку перейти в конгруэнтное поведенческое пространство, будет трудно добиться положительного результата.
Признание своего поведения неконгруэнтным
Вы когда-нибудь слышали об Анонимных Алкоголиках и их программе «12 шагов»? Первое действие, которое вы предпримете, будет простым. Вы поднимаете руку и говорите: «Меня зовут _________, и я алкоголик». Этот первый шаг применим ко многим другим аспектам жизни, когда мы ищем помощи и поддержки.
Если ваше поведение неконгруэнтно, первое, что вам нужно сделать, это привести его в состояние конгруэнтности. То есть, если тебе больно, нужно сказать: «Мне больно». Подделка улыбки или отсутствие ответа только усугубит ваше несоответствующее поведение, вынуждая вашего сторонника (-ей) продолжать спрашивать: «Вы уверены, что с вами все в порядке?»
Если это не исчезнет, вы можете еще больше огорчиться и начать набрасываться на человека, который пытается понять, что с вами происходит и почему. Он или она также могут потерять интерес и уйти, оставив вас в еще худшем состоянии и, возможно, в еще большем унынии.
Требуется зрелость , чтобы признать, что с вами что-то не так и что ваше поведение не соответствует действительности. Это не всегда легко сделать.
Будь верен себе
В своей классике Man In The Mirror , вышедшей в феврале 1988 года, Майкл Джексон поет:
«Я начну с человека в зеркале
Я прошу его изменить свой образ жизни
И никакое сообщение не могло быть яснее»
Вот что значит быть верным себе, быть настоящим . Любое изменение, которое вы хотите произвести в себе или в ситуации, должно начинаться с того, чтобы быть честным и прозрачным с самим собой.
Если ты несчастлив, признай это. Если вам больно, признайте это. Позвольте себе думать, чувствовать и выражать эмоции, которые являются последовательными и согласованными. Все, кроме этого, создает конфликт в вашем функционировании и затрудняет продвижение вперед с положительным прогрессом.
Вы останетесь на том же месте, будете ходить по кругу, не в силах понять почему, и усложнять себе жизнь. Чтобы внести изменения, вы должны посмотреть на себя в зеркало и признать, что вы видите, думаете и чувствуете.
Без претензий. Никакого скрытия. Никакой лжи.
Часто это легче сказать, чем сделать, но без этого важного шага никакая поддержка или вмешательство не принесут вам пользы.
Конгруэнтность укрепляет доверие и надежность
Это должно иметь смысл, когда вы понимаете, что неконгруэнтность означает, что вы нечестны, в первую очередь, с собой и, как следствие, с другими. Как вы можете завоевать доверие, если вы не честны? Окружающие увидят, что то, что вы говорите, не соответствует вашему поведению.
Они могут не выйти и не сказать вам, но они ответят вам с ограничениями.
Когда вы ведете себя конгруэнтно, нет необходимости в маске или притворстве. Вы искренни в своих чувствах, намерениях и поведении. Люди испытывают это в вас и относятся к вам как к человеку, заслуживающему доверия. Это укрепляет доверие к вам. Они будут относиться к вам с доверием и передавать эти чувства и мысли о вас другим.
Их рекомендации и рекомендации о вас будут положительно привлекательными. Это будет похоже на то, что на вас будет работать собственный отдел продаж. Весь этот опыт пойдет вам на пользу. Ваша уверенность в себе улучшится. Это будет способствовать повышению личной и профессиональной эффективности и продуктивности.
Сделайте свою жизнь легче
Я серьезно настроен вести простую и искреннюю жизнь, чтобы жить хорошо . Чтобы достичь этого, нужно быть честным с самим собой и быть подлинным. Становится тяжело, когда ты живешь с маской, скрывающей свои истинные чувства и блокирующей твою зрелость.
- Подумайте, насколько легче и привлекательнее будет для вас, если людям не придется угадывать, что вы думаете или чувствуете.
- Подумайте, как это пойдет на пользу вашим отношениям и росту как личности.
- Подумайте о том, как конгруэнтность повлияет на ваш карьерный рост и вашу способность поддерживать окружающих — друзей, семью, детей, коллег.
- Подумайте о том, насколько легко вам будет управлять одним потоком мыслей, чувств и поведения, а не двумя или тремя разными.
Внезапно жизнь станет легче и приятнее. Все потому, что вы переместились в область конгруэнтности .
Хотите понять, как заявить о себе и усилить свою эффективность ?
Оставьте комментарий под и дайте нам знать, что вы думаете о поведенческой конгруэнтности , что нашло отклик в этой статье или как мы можем поддержать ваш рост и развитие.
Подпишитесь на наш информационный бюллетень , чтобы получать больше интересных статей, электронных книг и информацию из первых рук о наших семинарах, вебинарах и обучающих программах.
Следуйте пути нашего Основателя и измените свою жизнь к лучшему.
Лидерство, организационная культура и инновационное поведение в строительных проектах: перспектива соответствия поведения и ценности
Чтобы прочитать этот контент, выберите один из вариантов ниже:
Цзюньвэй Чжэн (Факультет строительства и механики, Куньминский университет науки и технологии, Куньмин, Китай)
Guangdong Wu (Школа общественных дел Чунцинского университета, Чунцин, Китай)
Хунтао Се (Факультет строительства и механики, Куньминский университет науки и технологий, Куньмин, Китай)
Хунъян Ли (Школа гражданского строительства и транспорта Южно-Китайского технологического университета, Гуанчжоу, Китай)
Международный журнал управления проектами в бизнесе
ISSN : 1753-8378
Дата публикации статьи: 29 марта 2019 г.
Дата публикации номера: 18 ноября 2019 г.
загрузокАннотация
Цель
Целью данной статьи является изучение совместного эффекта согласованности стилей руководства и организационной культуры на инновационное поведение участников проекта в условиях строительных проектов.
Дизайн/методология/подход
Предложенные гипотезы проверяются с помощью полиномиальной регрессии на выборке из 217 менеджеров проектов и сотрудников различных строительных проектов в Китае и наносятся на график с помощью анализа поверхности отклика.
Выводы
Результаты полиномиальной регрессии подтверждают гипотезу эффекта конгруэнтности, указывая на то, что более инновационное поведение участников проекта может быть вызвано высоким уровнем конгруэнтности между трансформационным или транзакционным стилями лидерства и организационной культурой. Кроме того, асимметричные эффекты несоответствия обнаруживаются у участников проекта с более низким уровнем инновационного поведения, когда организационная культура проекта сильнее, по сравнению с тем, когда два стиля лидерства находятся на более высоких уровнях. В частности, это состояние обнаруживается в инновационном измерении организационной культуры, но более высокий уровень инновационного поведения, наоборот, проявляется, когда культура гармонии слабее двух стилей лидерства.
Ограничения/последствия исследования
Концептуальная модель и гипотезы изучаются путем анализа перекрестных и самостоятельных данных, собранных в Китае. Выводы могут быть дополнительно изучены с помощью многоисточниковых или лонгитюдных, более систематических исследований.
Практические последствия
Результаты подчеркивают ключевую роль, которую играет ценностное соответствие лидеров-организаций в мотивации сотрудников к инновациям в проектных организациях. Эта статья предоставляет информацию для менеджеров проектов, чтобы помочь им понять, лучше ли мотивировано инновационное поведение участников проекта соответствием или несоответствием между стилями руководства и организационной культурой проекта. Кроме того, это исследование предлагает подход или направление для обучения руководителей проектов.
Оригинальность/ценность
Это исследование является одним из первых, в котором изучается совместное влияние стилей лидерства и организационной культуры на инновационное поведение на основе теории соответствия человека и организации и с точки зрения соответствия ценностей.
Ключевые слова
- Лидерство
- Управление строительством
- Организационная культура
- Инновационный менеджмент
Благодарности
Авторы благодарят редактора Друина, Натали и двух анонимных рецензентов за очень полезные предложения.