Комплимент семье к фото своими словами: 258 Классных комплиментов девушке своими словами
Мадина Тлостанова, исследовательница: «Сегодня деколониальность присваивают популисты, националисты и пуристы»
Камила Нарышева, специально для Власти
В середине июня центр современной культуры «Целинный» презентовал перевод на казахский язык книги «Деколониальность бытия, знания и ощущения» Мадины Тлостановой − исследовательницы деколониальности, профессорки университета Линчёпинга (Швеция). Кураторка Камила Нарышева, продолжая их ранний разговор о деколониальности в мире, обсудила с ней то, как война в Украине находит свое отражение в деколониальной теории, почему ее положения захватывают деструктивные политические силы и как необходимо изменить позиции русского языка в Центральной Азии в нынешней ситуации.
Недавно вышел перевод вашей книги «Деколониальность бытия, знания и ощущения» на казахский. Насколько я знаю, это первый перевод на национальные языки постсоветских стран.
У нас сейчас довольно остро стоит вопрос языка, особенно после начала войны в Украине. Увеличилось число людей, полностью перешедших на казахский язык. В связи с этим я много размышляю об участи русского языка на постсоветском пространстве и в Центральной Азии. Язык − это в любом случае инструмент угнетения. Но может ли он быть переприсвоен, и как это может произойти?
Это очень интересный вопрос. Я помню, что еще в конце советского периода в Балтийских странах уже было схожее негативное отношение к русскому, и это совершенно нормальная реакция. Вместе с тем я думаю, что это реакция излишне эмоциональная, хотя я и сама с февраля 2022 года почти ничего не говорила и не писала по-русски. Только здесь с вами использую русский, потому что так нам просто проще общаться. Но и у меня тоже очень болезненное отношение к выбору языка.
Кроме того, поскольку я давно занимаюсь постколониальной литературой − а она как раз написана на английском, французском и испанском языках − я вижу, что эти языки успешно присваиваются.
Они меняются, происходит так называемая креолизация языка (смешению с национальными языками − .В). И в итоге получается другой язык. Причем не диалект, а самостоятельный язык. В Центральной Азии это явление наблюдалось в течение всего советского периода. Шел процесс транскультурации, «перекрестного опыления» по определению Салмана Рушди. Я прислушиваюсь к тому, как говорят люди здесь, и этот язык очень отличается от русского в других местах. Он отличается в том, как создаются уменьшительно-ласкательные слова, и в том, как используются казахские корни слов с русскими окончаниями и наоборот. Возникает другая интонация, музыка речи. Это уже и есть присвоение.
Кроме того, я думаю, что уже возникает музыкальная, литературная, поэтическая традиция, которая является постколониальной по сути. То есть используется русский язык, но с его помощью выражаются взгляды антиколониального противостояния. Так было и с английской постколониальной литературой. Она же вся написана на английском языке, но при этом ставит под сомнение властную иерархию.
Поэтому стоять на том, что нужно отказаться от русского и говорить только на своем языке, может быть, не совсем верно, в каких-то ситуациях важно общение с другими людьми. И для этого какой-то язык-посредник все же нужно иметь. Мы не знаем, будет ли это английский и все вдруг начнут говорить на нем, или это в какой-то мере будет русский, потому что существует многолетняя традиция, позволяющая нам его использовать. Мы можем его переприсвоить и перекодировать, будем надеяться, что это возможно.
Этот вопрос волнует меня как человека смешанной этнической идентичности. Однако среди моих родителей нет русских, и в то же время у меня нет общего для всех моих родственников этнического языка общения. Поэтому мне кажется, что резкий языковой переход может исключать людей, кому этот переход не дается быстро или легко в силу разных причин.
Вопрос участи русского языка пока не раскрыт, а вместо него активно используется английский язык.
Английский − это тоже язык колонизатор, только не наш. И получается, что мы меняем один язык-колонизатор на другой.
Для меня в этом есть какая-то обесценивающая сила, как будто мы резко удаляем целый пласт, берем сразу другой язык-колонизатор и не даем время всем тем, кто не владеет ни своим этническим, ни международным языком. Нашу языковую ситуацию хотелось бы сопоставить с афроамериканским диалектом английского языка (AAVE), но он не кажется совсем подходящим.
C AAVE тут не совсем вопрос колонизации, потому что речь идет о привезенных насильно рабах и их потомках. Конечно, это абсолютно чудовищная ситуация, полное лишение человеческого достоинства. Но там ведь тоже все начиналось с того, что рабам не разрешалось говорить на родных африканских языках, потому что языковой контроль был важнейшей частью колониального контроля. Через несколько поколений новые навязанные языки были все равно присвоены рабами и их потомками, которые создали новые коды, недоступные пониманию колонизаторов.
В этом и состоит суть: как пересобрать этот язык-колонизатор, чтобы в нем возникли и развились коды непонятные его изначальному «производителю». Так было с английским, с французским. К примеру, тунисский по происхождению писатель Абдельваxаб Меддеб писал по-французски. Свой выбор он объяснял тем, что пишет по-французски так, чтобы француз из Парижа его не понял и потерялся, заблудился в его повествовании, как в узких улочках старого города. Я думаю, что и мы можем писать вроде бы по-русски, но совсем иначе, чем русские писатели.
Мне кажется, что в Центральной Азии мы в любом случае все смешаны. И я бы не хотела прочерчивать между всеми нами границы, закрывая окно для диалога.
Как человек, парадигматически смешанный во всем, я вас понимаю. Я тоже не понимаю дискурса [языковой] чистоты. Мы должны осознавать, что никакая культура никогда не была чистой. Все культуры креолизированные и смешанные. Чистота − это опасный миф, ведущий к эссенциализму, к идее биологического и культурного пуризма и исключения «нечистых».
Эту тему пока не возможно обсуждать спокойно, все равно существует острое ощущение боли. Мы только недавно стали спокойно изучать, как казахская культура переживала притеснения в прошлом. Ситуацию, вероятно, обострил резкий приток россиян, прячущихся от мобилизации. Другой же стороной этих событий стали призывы к деколонизации. Происходит коммодификация этого термина, то есть его неверно интерпретируют и массово тиражируют, делая предметом коммерческого интереса. Как мы можем с этим справиться?
Такая тенденция, увы, имеет глобальный характер сегодня.
Она проявляется и в Европе, и в Латинской Америке. И это мне очень не нравится. Более того, с началом агрессии России против Украины это приобрело опасный характер. Поэтому я пытаюсь сподвигнуть других деколониальных исследователей на создание некоего публичного «стейтмента», чтобы нас не путали со всей этой неразберихой, в которой политические силы любого спектра присваивают деколониальность. Если в речах Путина однобоко используется часть нашей аргументации, притом вырванная из контекста, то мы должны от этого защититься. Нам важно разъяснить в чем разница и в чем подмена, чтобы нас с этим не путали.
Если популисты, националисты и пуристы всякого толка будут нас присваивать, то и здесь нам нужно себя отделить от этих дискурсов. Если даже российская либеральная и левая тусовка с ее скрытым внутренним имперством, не понимая, что такое деколониальность, вдруг начала обсуждать деколонизацию, причем так, что от понятия осталась только пустая оболочка, то и здесь мы должны четко разъяснить различия в наших позициях.
Но я наткнулась на полное непонимание со стороны большинства известных теоретиков, которые уже около тридцати лет занимаются деколониальностью. Многие из них просто не понимают и не отслеживают ситуацию в Украине как деколониальную. И с некоторыми у нас испортились отношения в силу того, что они остаются к ней индифферентны. Если раньше многие деколониальные мыслители были склонны к двойной критике как Запада, так и местных (нео)колониальных структур, то сейчас все упрощается до критики одного лишь Запада. Тогда как странные авторитарные режимы на изнанке модерности чуть ли не оправдываются ими.
Я написала несколько критических статей за последний год, в которых я анализирую это явление и пытаюсь объяснить, как произошли коммодификация, присвоение и упрощение деколониальности. Особенно раздражает, когда это присвоение происходит в России, где я писала о необходимости деколониальной критики еще 20 лет назад, но никто этого тогда в упор не видел. Причем Россия присваивает деколониальные дискурсы так коряво, как будто они всегда там были или обсуждались.
Иногда у меня появляется ощущение, что вместо обсуждения самой идеи деколониальности мы участвуем в соревновании «Какая инициатива более деколониальна». Причем часто люди не видят разницы между постколониальным, деколониальным и постсоветским дискурсами. Все это превращается в гигантский снежный ком размазанных терминов, который нарастает по мере усиления войны. Есть ли здесь какой-то выход?
Боюсь, что нет. Но я вижу, что сейчас происходит разделение на тех деколониалистов, которые изначально сформулировали этот дискурс, и их своего рода потомков. На тех, кто не способен увидеть конфликт России и Украины как колониальный и деколониальный, и на деколониальные течения, возникшие в Восточной Европе, Центральной Азии и на Кавказе, где деколониальные настроения сейчас развиваются по-своему, и иногда, конечно, с эксцессами.
Можно с этим не соглашаться − я, например, не приемлю националистические настроения. Тем не менее я думаю, что сейчас формируется какой-то свой вариант деколониальности, который учитывает советский и постсоветский опыт, и шире − социалистический опыт.
То есть все то, что изначальная группа деколониальных мыслителей не способна критически оценить.
И еще здесь есть такая очень циничная и нехорошая вещь, являющаяся неотъемлемой частью модерности. Например, те же страны Восточной Европы, которые были под советской пятой, были социалистическими, имеют этот травматический опыт. Поэтому во всех этих странах есть музеи советской оккупации. И поэтому им природа агрессии России в Украине понятна. Они, безусловно, на стороне украинцев, и сделали очень многое, чтобы помочь украинским беженцам. Но совсем иначе разворачивалась ситуация с беженцами в 2015 году, когда в Европу прибывали беженцы из Сирии и других стран Ближнего Востока. Практически ни одна страна Восточной Европы не хотела их брать, полагая, что это зона чужой ответственности и какой-то другой нарратив жертвы, за который они не обязаны отвечать.
Для них главным нарративом XX века была агрессия Советского Союза, который их завоевал и оккупировал. И поэтому именно себя они видели главными жертвами истории XX столетия.
Все действительно так, потому что из-за этих событий история восточноевропейских государств пошла другим путем. А жертвы колониализма − это совершенно другой нарратив, к которому они якобы прямого отношения не имеют, и поэтому к сирийским беженцам отношение было совсем другое.
Это столкновение нарративов и конкуренция в жертвенности наблюдается все время. Деколониалисты, как люди изначально связанные с мировым Югом, не хотят разбираться в этой ситуации, усложнять свой нарратив дополнительными элементами, например, историей холодной войны, советского влияния и борьбы интересов. Это всё ими не отрефлексировано, и они не хотят об этом писать, потому что сами являются продуктом конца холодной войны, отмены веры в СССР и в социализм. У меня есть некая надежда на то, что именно Восточная Европа, Центральная Азия и Кавказ с их опытом советского социализма и колониальности смогут сформировать другой, более сложный и менее черно-белый вариант деколониальности, который позволит ее спасти от полного обессмысливания.
Возвращаясь к вопросу об СССР как империи, я иногда слышу как его начинают подвергать такой же критике, как, к примеру, Британскую Империю. Хотя это не одно и то же. Мне кажется, что такое отождествление все уплощает, и как раз не оставляет никакого зазора для общего разговора об уязвимости.
В ранних деколониальных работах мы писали о том, что существует имперское различие, и что Россия и СССР − это такая имитационная империя, как и Османская империя, у которой тоже были очень болезненные отношения с Западом, комплекс неполноценности и т.д. Царская империя всегда мечтала о престижной роли в первой лиге империй, но не могла этого достичь, оставаясь полупериферией. Это и порождало странные отношения со своими колониями или сателлитами. Какие-то элементы просто копировались с западных империй, но часто не сочетались друг с другом, и поэтому появлялись противоречия, всегда свойственные имитациям. Советская империя могла одной рукой делать одно, а другой − другое: сначала проводить коренизацию и пытаться вырастить национальные кадры, а потом решить, что это не нужно и менять всю властную верхушку на русскую.
И эти шараханья происходили неоднократно. С одной стороны там могли поддерживаться и специально создаваться какие-то искусственные формы национальных культур: ведь многие национальные культуры были придуманы определенным образом в СССР и не соответствовали более сложной реальности. А с другой стороны происходило насильственное навязывание русского языка, так, что национальные языки было просто невыгодно изучать. С третьей стороны были очень явные, классические колониалистские формы, например, хлопковая монокультура, которая после развала СССР стала совсем нерентабельной. И начиналось это все не в СССР даже, а еще с царской империи. После завоевания Центральной Азии хлопок уже входил в ее планы, потому что хлопковая монополия была тогда в руках США. Но эту хлопковую колониальную историю затем продолжили большевики и, увы, мы знаем как.
Вопрос классификации СССР как империи тоже обострился после начала войны в Украине, потому что Россия и российская пропаганда развивают риторику стирания целой культуры.
Отчасти это происходит потому, что в контексте Украины невозможно использовать идею цивилизаторской миссии или прогрессизма. Во всяком случае применительно к российскому имперскому дискурсу. Если это срабатывало в случае с Центральной Азией или Кавказом − оставаясь при этом отвратительным ориенталистским мифом − то в отношении Украины создается совсем другой нарратив насильственной русификации, поглощения и стирания.
Не заходя в советское и постсоветское время, а только касаясь царской империи, этот тип колониализма и имперского национализма выделил Бенедикт Андерсон, назвавший его насильственной русификацией. Он отличал его от французской и британской моделей. И действительно эта логика прослеживается все время, причем и внутри России, и снаружи. Я часто сталкивалась с ней, живя в Москве, когда даже очень образованные люди говорили «но ты же русская», стараясь это представить как комплимент. Это не попытка представить тебя как иную, а, напротив, попытка вобрать тебя и растворить в великодержавной русскости.
Это такой действительно уникальный способ российской колонизации.
Советский Союз в этом плане был сложнее и противоречивее, чем некоторые другие империи. С одной стороны, была риторика дружбы народов и пролетарского интернационализма, которая хорошо продавалась на Западе и на Востоке, и люди в нее верили. С другой стороны − и я пишу об этом в одной из последних статей − СССР очень рано начинает представлять процесс реколонизации как деколонизацию. Огромное число людей в это реально поверили, а многие продолжают в это верить и сегодня. Ведь, как мы знаем, после крушения Царской империи на территории той же Центральной Азии возникли и некоторое время просуществовали независимые республики. А затем их уже обманным путем заманили назад в СССР. То же самое было и на Кавказе. Сначала людям пообещали независимость, национальное самосознание и развитие, использовали часто местную интеллигенцию, чтобы прийти к власти и убедить местное население в необходимости солидаризироваться с большевиками, чтобы потом эту интеллигенцию уничтожить.
Эту типичную для Советского Союза подмену понятий и двойные стандарты сложно объяснить и глобальному Северу, и глобальному Югу. Отчасти это объясняется тем, что капиталистические империи особо не интересовались культурой. Они были прежде всего коммерческие, им нужна была прибыль. Поэтому иной либо демонизировался, либо экзотизировался. И запутанная риторика и пропаганда советского строя − который под соусом равенства и демократии осуществлял геноциды, этнические чистки, чудовищную эксплуатацию, расизм − были не всегда объяснимы для остального мира. Он подходил к этим ситуациям со своими мерками, упуская определенные важные вещи из вида. И все это только начинает меняться сегодня.
Мне кажется, что логика текущих событий никому не понятна. Восстановление СССР − это то, что можно было бы использовать как причину для начала войны.
Я не думаю, что восстановление СССР является истинной причиной. Если присмотреться, ничего советского в идеалах, пропагандируемых нынешней властью, нет.
Если взять идеологический элемент, вернее то, что за него выдается, то там очень странная риторика, которая представляет собой гремучую смесь: что-то от Екатерины II, что-то от русской реакционной философии начала XX века. Но все это такая неприглядная изнанка глобального неолиберализма, которая использует даже не вечное настоящее потребителя (как в западном неолиберализме), а мифическое прошлое и сознательный отказ от будущего в качестве единственного своего ориентира. В долгую играть только с прошлым и на прошлом нельзя. Поэтому такие режимы обречены.
Мне кажется, что для формирования нового понимания нужно хорошее осмысление того, что из себя представляет опыт постколониальности и постсоветскости. Ведь это не тождественные вещи.
Я стою на том, что нужно все же разбираться в нюансах и сложностях. История очень сложная и противоречивая вещь, в ней множество переплетений и противоречий. Упрощать и приводить все к бинарным схемам нельзя, потому что реальность гораздо сложнее.
Но вместе с тем убирать политический элемент из нашего анализа тоже не стоит, потому что политики в науке было много всегда, и наивно полагать, что этого можно избежать. Возможно, стремление к обобщениям и упрощениям − это еще и марксистский след. Один из марксистских критиков мне как-то сказал «нас всех подвергает насилию капитализм, и это самое главное». Всех, конечно, но всех ведь по-разному. У каждого есть своя конфигурация и траектория порабощения модерностью. Даже неолиберальный капитализм на мировом Севере не такой же, как на периферии и полупериферии. Мы это видим, мы в этой ситуации живем.
Как в таком случае человек, который хочет работать с темой деколонизации, может ориентироваться в этом непростом поле знания?
Я считаю, что желание работать с деколониальностью должно идти не от того, что человек прочел книжку и стал думать, что теперь так модно называть все самые актуальные научные движения. Все-таки оно должно рождаться из самоощущения и самосознания. Мне кажется, что это все равно начинается с себя, со своей истории, с семьи.
С того момента, когда человек вдруг понимает, что его мышление и восприятие намеренно организуются и воспитываются определенным образом. Когда происходит систематическое ущемление прав, свобод, образа мыслей и чувств.
Мы ранее говорили об афроамериканцах, они очень хорошо об этом писали еще в начале XX века, анализируя двойственное сознание, характерное для афроамериканской традиции. Человек уже с рождения хочет стать белым, ведет себя и думает порой как белый, поскольку получает образование и воспитание белой культуры. Но при этом он понимает, что никогда не будет допущен в это общество, что на нем всегда будет печать его цвета кожи, печать дегуманизации с точки зрения белого человека.
Карибский поэт Дерек Уолкотт писал об этом парадоксе: «Мы смотрим на мир голубыми глазами из-под черной кожи». И мне кажется важным то, как человек соотносится с этим ощущением. Его понимание того, что его воспитывают в определенных рамках, навязывают ему определенное мнение. И вместе с тем, когда у него есть это ощущение себя в дисгармонии с навязанными ценностями.
То ощущение, что человек не совсем принадлежит, или вообще не принадлежит к тому, что считается нормой.
Многие мои студенты в Европе хотят заниматься деколониальностью, но задаются вопросом о том, есть ли у них на это право, поскольку их предки и были угнетателями и завоевателями. Мы много беседуем на эту тему. У меня сейчас есть замечательный докторант. В диссертации он, помимо прочего, осмысляет паттерны воспитания белого ребенка, с детства формирующие в нем определенные модели белой нормативной маскулинности, которые затем порождают насилие. Эта работа очень самокритическая. В какой-то момент у него произошло осознание, что колониальность работает и так, и в идентификации тех, кто является ее бенефициаром.
Это не значит, что сам он расист или колонизатор. Но он понимает, что вся его культура на этом построена и такой продукт она производит. Это ужасно и разрушительно, в том числе и для самих людей, которые вроде бы занимают привилегированное положение в модерности. Колониальность − это сложный процесс, прорастающий во все области жизни.
И здесь на первый план выходит попытка услышать другого, а не просто быть толерантным к нему.
Сейчас часто схлопывается пространство для обсуждения общей уязвимости, где мы могли бы отрефлексировать то, как прошлое отразилось на каждом из нас. Все, о чем вы рассказали, отчасти интерсекционально, и говорит о том, что существуют уровни угнетения, уровни страдания.
Мне кажется, что мы над этим должны сознательно работать. Для меня деколониальность сейчас именно об этом. Никто не знает какой вид деколониальности правильный или неправильный. Это все процесс, все постоянно меняется. Мы должны учиться на том, что происходит и реагировать на это, поэтому нельзя повторять как мантру то, что было 20 лет назад. Сейчас это может оказаться неправильным. Нужно здесь и сейчас делать акцент на пространстве диалога и на том, как его выстраивать, как слышать друг друга. Очень опасно, если все снова закончится соперничеством жертв.
При этом складывается чувство, что деколониальность становится экспортным товаром, и это затрудняет построение диалога.
Сейчас в Швеции мы тоже это обсуждаем. Там относительно мало тех, кто занимается деколониальностью. Это новая вещь, но она присваивается со страшной силой. Там очень много белых шведов, которые вообще никакого отношения к этой теме не имеют, но вдруг открывают центры, получают гранты. На все это, конечно, обижаются коренные народы. Например, саамы, которые были угнетены, да и сейчас угнетаемы шведским государством и корпорациями. Они отбирают у коренных народов территории традиционного проживания, мешая практиковать традиционный образ жизни.
Я вижу много проблем и непонимания между деколониальными сообществами, которые тесно связаны с повседневной борьбой за землю, культурную автономию, человеческое достоинство. В Центральной Америке есть очень мощные движения, в том числе и женские, и крестьянские. С другой стороны, там есть стерильные академические деколониалисты, которые много лет обитают в частных престижных университетах США. Многие социальные движения даже не разрешают этим академическим деколониалистам использовать свои знания.
Они тоже считают это формой экстрактивизма, когда знания выкачиваются из коренных народов как полезные ископаемые, а потом на основе этого пишутся какие-то научные работы, при этом ничего в жизнях коренных народов не меняется.
Сейчас это очень интересный и важный момент раскола. Как мы можем повлиять на что-то и изменить жизнь этих сообществ к лучшему вместо того, чтобы просто писать книжки и что-то где-то обсуждать? Для меня важно понять, возможно ли это вообще, ведь университет или музей, где в основном поднимаются эти темы, крайне колониальные институции: они всячески препятствуют тому, чтобы пропасть между активизмом и его анализом была преодолена.
Мне кажется, что большая часть всех действий производится для того, чтобы на нас посмотрел Запад. Но я пока не уверена, обусловлено ли это тем, что там легче найти финансирование или это делается для его же легитимации перед угнетаемыми.
Это и есть колониальность, и с этим надо бороться. Но я думаю, что это сейчас практически невозможно.
Наверное, какие-то небольшие сообщества будут делать что-то сами, но они будут оставаться невидимыми. Им будет очень трудно найти ресурсы, финансирование и легитимацию. Это по-прежнему огромная проблема, что право на легитимацию даже просто знаний, не говоря о чем-то еще, остается сугубо западным. Я, например, считаю, что университет вообще нельзя деколонизировать как институт. Поэтому призывы к деколонизации университета выглядят поверхностными лозунгами. Университет безнадежен. Его нужно просто закрыть и создать что-то иное.
Вопрос в том, будет ли это легитимно и кто будет это определять. На мой взгляд, это вполне реально, и может скоро произойти. Университет имеет легитимацию в силу социального контракта, действовавшего с конца XIX века, когда началась массовая профессионализация науки, возникли кафедры, профессора и все это стало тесно сопряжено с социальным статусом. Проще говоря, это обмен диплома на право получить работу. Но сейчас это уже далеко не так, потому что диплом и даже ученая степень не гарантируют работы.
У меня есть надежда, что будет создано что-то другое. Что люди поймут, что им какие-то критические знания важнее, чем корочка, которая ничего не дает − уже даже права на работу. И может быть будут больше развиваться какие-то институции, где знания будут связаны с опытом, где местные сообщества будут не просто учиться у кого-то, а совместно создавать знание. В Латинской Америке много таких примеров, но я надеюсь, что будут и у нас тоже.
У нас все это пока сопряжено с большими институциями и их деньгами, конечно же. У низовых инициатив еще недостаточно мощностей.
Конечно. Мы ведь не можем забыть, где мы живем. Мы живем в безальтернативном неолиберализме. Та же ситуация сложилась и в Европе, где есть скромный государственный бюджет и богатые семьи с частными фондами. И все эти источники финансирования очень непрозрачны. Возможно, там это не так грубо, как в России, но все примерно одинаково. Это еще зависит и от самосознания людей. Многим кажется, что если они не будут в институции, то ничего больше не смогут сделать.
Такое происходит и в академической среде. К примеру, я могу себе позволить от чего-то отказываться: от конференций или публикаций. И то не всегда и не до конца, но у многих нет другого выбора. Я уважаю людей, которые уходят из академии, например, Сара Ахмед или Тони Фрай. Но они могут это сделать, потому что у них есть иные источники дохода. Очень многие не имеют другого выбора и остаются в институции, чтобы выживать.
Я не знаю как именно это могло бы измениться, но замечаю часто, что, как бы ужасно это ни звучало, изменения часто происходят в условиях кризиса или катастроф. Тогда люди забывают о деньгах и начинают взаимодействовать как-то иначе. Мне кажется, что в будущем нас это и ждет. Если почитать прогнозы ученых, о которых политики не хотят слышать, человечество довольно скоро, уже к середине этого столетия, столкнется с тем, что многие пространства будут непригодными для жизни. И это приведет к катастрофическому увеличению числа беженцев.
Тогда все эти игры в национальные границы или недействующий ООН исчезнут, эти структуры будут заменены чем-то иным.
Мне кажется это единственное, что сейчас может заставить человечество действовать совместно и не думать о деньгах или о встраивании в модерность. Вместо этого люди смогут подумать о том, что у нас, возможно, нет будущего из-за того, как мы живем.
Еще из рубрики Общество
Перейти в рубрику Общество
Десятки дальнобойщиков из Грузии и Узбекистана объявили забастовку в Германии и победили. Вот как это произошло
Из казино в акимат
«Стрелять на поражение»
Погода в доме
Идеальная подпись к семейному фото для Instagram
Семейные фотографии быстро становятся универсальным способом запечатлеть воспоминания. Вы ищете наиболее подходящую подпись для семейного фото в Instagram, Facebook, Twitter или любой другой социальной сети? Если это так, вы находитесь в правильном месте.
Независимо от того, наслаждаетесь ли вы радостным семейным событием, таким как поездка, День Благодарения, или скучаете по своей семье, у нас есть для вас забавные, очаровательные семейные подписи.
В этой статье мы собрали множество семейных подписей и классифицировали их, чтобы вы могли найти лучшую, которая отражает ваши мысли. Наслаждайтесь широчайшим выбором подписей к семейным фотографиям и воспоминаниям.
Идеальные подписи к семейным фотографиям
Будь то семейные праздники, личные события или просто особенный снимок, фотографии оставляют хорошие воспоминания. Фотографии добавят радости в нашу нынешнюю жизнь и станут поводом для воспоминаний с вашими близкими в ближайшие годы.
Мы посвящаем много времени семейным делам. Фотографируя и загружая эти бесценные моменты, найти идеальную подпись в Instagram для семейного отдыха может быть непросто.
Чтобы помочь вам, мы составили список высококачественных подписей Instagram к семейным фотографиям.
- Семья не должна быть идеальной, она просто должна быть едина.
- Осуществляя наши мечты. Создание семейных воспоминаний.
- Семья – Где начинается жизнь и никогда не заканчивается любовь.

- Любовь нашей семьи связана с сердечными струнами.
- Семья, навсегда, навсегда и несмотря ни на что.
- Не кровь делает вас семьей. Это любовь.
Теплые и короткие семейные подписи
Пытаетесь придумать идеальную подпись в Instagram для фотографии вашей семьи? Мы позаботимся о вас. Мы составили список милых и лаконичных подписей в Instagram для членов семьи. Вы можете использовать их, чтобы выразить свое восхищение вашими близкими.
- Вместе всегда лучше.
- Моя жизнь. Моя любовь. Моя семья.
- Все в одной картинке!
- Дом — это наше счастливое место.
- Happy one, happy all
Душевные длинные подписи к семейным фотографиям
Некоторые родители тратят время на то, чтобы создать текст специально для копии школьной фотографии своих детей. Цель этого текста — завладеть их вниманием.
Это также позволит им общаться так, как они не могут общаться со своей семьей в повседневной жизни.
Вот почему всегда важно иметь подпись к семейной фотографии .
Вот некоторые трогательные расширенные подписи к семейным фотографиям на ваше рассмотрение
- Когда мы есть друг у друга, у нас есть все.
- Любил тебя тогда, люблю тебя до сих пор, всегда любил, всегда будет.
- Важно не то, что у нас есть в нашей жизни, а то, кто у нас есть в нашей жизни.
- Наша семья. Круг силы, основанный на вере, соединенный любовью, хранимый Богом.
- Дом сделан из кирпича и бревен, дом сделан из любви и мечты.
Веселая подпись к семейному фото для Instagram
Любую фотографию можно превратить в идеальный сувенир, если проявить изобретательность и правильно подобрать подписи. Вы изо всех сил пытаетесь придумать веселую семейную подпись? Мы составили список лучших семейных подписей в Instagram, которые помогут вам передать свое чувство юмора.
- В нашей семье сумасшедших не прячут… ставим на крыльцо и угощаем коктейлем!
- Я потряс свою родословную, и из нее выпала связка орехов.
- Семья, немного безумия, немного шума и много ЛЮБВИ
- Моя семья не сходит с ума. Они сумасшедшие. Они приходят в норму время от времени.
- Моя семья темпераментная — наполовину вспыльчивая, наполовину ментальная.
Семейные цитаты для подписей в Instagram
Семья — важная часть нашей жизни. Это самый мощный источник любви и понимания. Мы всегда можем положиться на нашу семью в хорошие и плохие времена. Застряли на том, что написать для подписи к вашей семейной фотографии для Instagram?
Вот некоторые из моих любимых семейных цитат, которые помогут выразить вашу привязанность к вашим близким.
- Сила семьи, как сила армии, в верности друг другу. – Марио Пьюзо
- Семья – рискованное предприятие, потому что чем сильнее любовь, тем больше потеря… Это компромисс.
Но я возьму все это. – Брэд Питт - Семья не главное. Это все. – Майкл Дж. Фокс
- Жизнь прекрасна. Это о даче. Это о семье. – Walt Disney
- Семья – это спасательный жилет в бурном море жизни. – Дж.К. Роулинг
- Другие вещи могут изменить нас, но мы начинаем и заканчиваем семью. – Энтони Брандт
Каникулы Семейная фотография Подпись
Самое важное в жизни – это проводить время со своими близкими, например, с семьей. Что может быть лучше, чтобы запомнить свое путешествие, чем опубликовать его фотографию в Instagram?
Ниже вы найдете множество юмористических подписей к фотографиям вашего семейного отдыха.
- Паспорта, самолеты и мои люди.
- Мы не осознавали, что создаем воспоминания, мы просто знали, что нам весело.
- Все хорошо, когда ты с братьями и сестрами и солнце.
- Алоэ тебе очень много.
- Калории не считаются, когда вы в отпуске.
- BRB: На семейном отдыхе.
Подведение итогов
Вы видели фотографию своей семьи? Сделайте фото своей семьи и подберите к нему идеальную подпись. Вы можете использовать это руководство, чтобы сделать веселую поездку в парк, праздник, вечеринку и т. д. чрезвычайно веселой.
Пэм — опытный грамматик с многолетним опытом преподавания английского языка, письма и грамматики ESL на университетском уровне. Она очарована всеми вещами, связанными с языком, и увлечена тем, как мы используем слова, чтобы формировать наш мир.
Страница 1 из 2912345…101520…»Последняя »
Друзья, праздники и особые случаи
Мини-съемки будут продолжаться в 2021 году
Семейные съемки
Семейные съемки: Очень часто семейные фотографии представляют собой постановочную студийную съемку, где все продумано до мелочей.
ly спланировано и расположено, что приводит к неестественному сюрреалистическому моменту. Мне нравится снимать, как они взаимодействуют друг с другом и, самое главное, делают это весело, это привело к абсолютно искренним моментам с естественными выражениями и духом, который является гораздо более верным отражением персонажей передо мной. Родители любят тот факт, что есть моменты и выражения, которые они никогда не воспринимали в своих детях, всегда идеально подходят для холста на стене.
2022
Место: Оксфордшир,
Пока колокольчики в этом году были в Бэгли-Вудс, Оксфордшир, я провел день на месте для семей, чтобы устроить 30-минутную мини-съемку среди колокольчиков.
2020
Место: Оксфордшир
Алекс и Гарет родили ребенка Дилана всего за 8 дней до съемок, и они хотели сделать несколько снимков на открытом воздухе, пока Дилан был еще очень маленьким, поэтому мы выбрали солнечный день и направился на Abbey Meadows в Абингдоне, где есть прекрасные естественные фоны для семейной фотосессии.
Бабушка тоже решила пойти.
Своими словами:
» Они прекрасны, Мартин! Люблю их. Спасибо хх»
2021
Место: Оксфордшир,
Когда Дилан подрос, семья решила, что им нужна рождественская семейная съемка в качестве продолжения предыдущей сессии. Каждый год я провожу 3 дня рождественских съемок в Абингдоне, куда приезжают почти 80 семей, чтобы провести свои праздничные фотосессии.
2020
Место: Оксфордшир
В начале прошлого года, во время блокировки, ограничения допускались только для фотосессий на пороге, поэтому, когда семья Гимарайнш заказала меня, я заметил, что рядом с их домом там росли прекрасные маки, и они подумали, что это может оказаться другим фоном для их ступенек перед входной дверью.
Вся семья была сфотографирована вместе, но я всегда стараюсь дать каждому члену семьи свои фотографии.
Своими словами:
» Вы сделали нашу заросшую аллею чудесным цветником! »
Семья Хэмпов:2021
Место: Ферма Миллетс
Последняя съемка первого года обучения семьи Хэмп привела нас на ферму Миллета, где Айви могла сорвать свою первую тыкву. Это прекрасное место как для детей, так и для родителей, где можно сделать несколько очень счастливых улыбающихся фотографий природы.
По их собственным словам:
«Я влюблен в них. Боже, я только что их видел, я просто обожаю их, большое вам спасибо»Семья Аллотт:
2020
Местонахождение: Харвелл
Семья Аллотт попросила устроить мини-съемку во время блокировки в прошлом году, чтобы отпраздновать первый день рождения их молодого парня.
Из-за введенных ограничений он не смог устроить настоящую вечеринку, но сделал все возможное, чтобы отпраздновать это событие.
Своими словами:
«Приятно познакомиться! Большое спасибо, что пришли и сделали эти прекрасные фотографии! Они прекрасно запечатлели его и нас!»
Год спустя меня попросили вернуться на второй день рождения Кая, на который на этот раз пришли несколько членов семьи, чтобы разделить радость этого особенного дня.
Своими словами:
«Отличные фотографии! Вы так хорошо его запечатлели! Спасибо!! »
2020
Местоположение: Харвелл
Семья Фейтс попросила устроить мини-съемку в местном парке в Харвелле с обоими мальчиками. Один из мальчиков не был таким увлеченным, и довольно часто вам приходится адаптировать способ взаимодействия, чтобы поощрять участие.
Мы добрались туда в конце концов.
По их собственным словам:
«Вы действительно сделали это! Я только что заказал большой холст для всех нас и холст меньшего размера для комнат мальчиков, я очень счастлив! Спасибо!!! .»
Семья Робертс:2020
Местонахождение: Sutton Courtenay
Семья Робертс связалась со мной, так как у нее было четверо малышей, которых она хотела запечатлеть вместе, но, к сожалению, папа отсутствовал на работе, поэтому я постаралась убедиться, что все его малыши встали. для этого.
Их собственными словами:
«Большое вам спасибо, я люблю их, вы проделали потрясающую работу» Семья Манди:
2020
Место: Роща
Семья Манди заказала мне семейную мини-съемку и хотела включить собаку на некоторые фотографии, в итоге мы включили и кошку.
По их собственным словам:
» Большое спасибо за сегодня, мы прекрасно провели время и чувствовали себя совершенно непринужденно.
Вы были великолепны с Грейс, поскольку она немного застенчива. люблю бронировать у вас снова. Очень доволен ими, большое вам спасибо ». 2020
Место: Оксфордшир,
Кара хотела сделать семейные фотографии во время первого карантина за пределами своего дома и поблизости. Четверо ее детей были готовы к работе, а старший сын появился ближе к концу со своей девушкой, которую нам удалось включить в съемку. Иногда требуется гибкость, чтобы адаптироваться к дополнительным фотографиям. С каждой мини-съемкой я всегда присылаю небольшое фото-коллаж в тот же день, что и дегустатор.
Своими словами:
» Большое спасибо, я так рад, что нам удалось получить их всех 🙂 » The Long Family:
2020
Место: Оксфордшир,
Во время карантина и ослабления ограничений семьи очень хотели, чтобы их дети развлекались на фотографиях, будь то в парке или в саду.
Сначала семья Лонг попросила устроить мини-съемку в Альберт-парке, всегда отличном парке, где дети могут побегать бесплатно.
Их собственными словами:
» Они великолепны, спасибо большое.»
2020
Место: Оксфордшир
Семья Хэнсонов недавно жила в новом доме, и все дети собирались быть вместе в день съемок, поэтому я спросил, можем ли мы сделать несколько семейных фотографий в лесу рядом с домом.
Их собственными словами:
» Большое вам спасибо, они замечательные. Мы так счастливы с ними и уже распространили информацию. »
2020
Место: Оксфордшир
Довольно часто в качестве повода для семейной фотосъемки используются особые случаи, такие как дни рождения или годовщины.
Это был день рождения Джейд, и она хотела сделать семейные фотографии со своими малышами и семьей, поэтому для съемки мы использовали ее сад и окрестности.
Своими словами:
» Они такие милые, спасибо, я очень ценю это»
2020
Место: Оксфордшир
Семья Дрю некоторое время была разлучена, и мама Дженис хотела сделать несколько фотографий, где они все вместе, прежде чем они снова разойдутся. . Из-за ограничений их дом использовался в качестве их местоположения.
Своими словами:
» Скачал их и поделился с детьми. Мне они очень нравятся, всем очень понравилось, и мы видим, как даже Кэти прониклась этим. , а затем со мной. Мне действительно понравилось, что все дома, так что для меня это прекрасная запись. Спасибо».
2020
Место: Оксфордшир
Семья Норрисов попросила провести семейную фотосессию, и из-за ограничений нам пришлось использовать их задний двор для фотографий, которые помогли, так как дети были в знакомом доме.
настройка так очень быстро вошла в игровой режим. Детям может потребоваться некоторое время, чтобы забыть, что они находятся в ситуации фотосессии, особенно когда вы пытаетесь запечатлеть откровенные моменты.
Своими словами:
» Большое спасибо, столько фотографий. Вы потрясающий фотограф »
2020
Место: Оксфордшир,
Семья Гудселлов хотела сделать семейную фотосессию со своими взрослыми детьми, так как изоляция не позволяла им видеться некоторое время, и они хотели немного воспоминаний о том, как они все были Вернуться вместе. В качестве фона я выбрал живописное место у реки Ок в Абингдоне.
По их собственным словам:
» Мартин, большое вам спасибо. Очень довольны ими» Семья Ханиш:
2020
Место: Оксфордшир,
Каждый год меня просят провести фотосессию ко Дню отца, чтобы папа и их ребенок (дети) могли сделать несколько совместных фотографий на память об их дне.
Семья Ханиш хотела именно этого, поэтому в качестве фона я использовал небольшую прогулку по лесу в центре Абингдона.
Своими словами:
» Такие милые, они великолепны Мартин » Семья Роу:
2020
Место: Оксфордшир
Во время карантина семья Роу спросила меня, могу ли я сделать социально дистанцированную съемку в их саду на заднем дворе, чтобы оставить положительные воспоминания об их совместном пребывании в эти дни. тяжелые времена. Всякий раз, когда я делаю семейную съемку, я всегда фотографирую всю семью, но я также стараюсь, чтобы каждый член семьи сделал несколько фотографий отдельно.
Своими словами:
» Мы любим, любим, любим. Настоятельно рекомендуем Мартину, не стесняйтесь записываться. Такая забавная съемка запечатлела нас дома. Большое вам спасибо »
2020
Место: Оксфордшир
Семья Вудли хотела угостить своего отца/дедушку фотосессией ко дню отца, поэтому они заказали фотосессию ко дню отца со мной.
Когда дело доходит до общения детей со своим дедушкой, всегда приятно запечатлеть взаимодействие между поколениями.
По их собственным словам:
«Я заказал фотосессию с Мартином для подарка папе на День отца от детей. Я не встречался с Мартином раньше, но как только мы встретились, мы разговаривали так, как будто мы знали друг друга много лет!Это так важно при выборе фотографа, так как вам нужно иметь возможность общаться с ними!Мартин отлично ладил с детьми, был очень спокоен и сделал несколько красивых естественных снимков!Он был таким болтливым и дружелюбным и это сделало всю сессию идеальной! Мы видели наши предварительные фотографии, которые нам всем нравятся! Теперь я не могу дождаться, чтобы увидеть остальные! Спасибо, Мартин!»
2020
Местоположение: Оксфордшир
двухлетние и новорожденные близнецы в своем саду.
С новорожденными, особенно с близнецами, никогда не бывает легко заставить их обоих смотреть на вас одновременно, однако несколько приемов торговли могут привести к результатам.
По их собственным словам:
«У нас была семейная фотосессия с Мартином на пороге 4 июля, сразу после того, как карантинные ограничения были сняты. бабушка и дедушка, родители двухлетнего ребенка и новорожденных близнецов). Мы в восторге от результата и безоговорочно рекомендуем Мартина».
2020
Место: Оксфордшир,
Женихи праздновали 4-й день рождения старшей дочери и пригласили меня на небольшое собрание, чтобы сделать несколько фотографий семейной вечеринки на расстоянии. Когда у одного из детей день рождения, всегда полезно пошутить и над другим братом или сестрой.
По их собственным словам:
«Только что успел их рассмотреть, они великолепны! Я в восторге от них, большое спасибо!»
2020
Местонахождение: Оксфордшир
Семья Холлов хотела получить более свежее семейное фото, а также несколько отдельных фотографий их дочери и новорожденного сына.
Я считаю, что для того, чтобы заставить детей быть самими собой, устраивая для них небольшой забег, они часто расслабляются и иногда могут запечатлеть некоторые удивительно искренние выражения, особенно когда есть старший брат или сестра. стрелять.
Своими словами:
» Фотографии потрясающие, большое спасибо. »
Место: Оксфордшир,
С момента первоначальной съемки в 2020 году семья Холла возвращалась несколько раз, чтобы сделать больше семейных фотографий, поскольку малыши продолжают расти так быстро.
2020
Место: Оксфордшир
Семья Смитов со своими очаровательными близнецами, которым скоро исполнится один, подошла ко мне, чтобы сделать семейную фотосессию на берегу Темзы, так как у них еще не было фотографий все вместе.
Было очень сложно обеспечить одинаковое количество фотографий каждого близнеца, поскольку они были очень похожи.
Своими словами:
» О, Мартин. Они просто замечательные »
Семья Уэстон:2020/2021
Место: Оксфордшир,
Семья Уэстон провела индивидуальную семейную съемку в прошлом году во время изоляции и хотела еще одну в этом году со всеми тремя частями семьи, включая 6 собак в подарок. для их матери, которой исполняется 60 лет.
По их собственным словам:
«Боже мой. Они потрясающие, я их просто обожаю.»
Семья Слейтеров:2020/2021
Место: Оксфордшир
За последний год у Слейтеров было несколько фотосессий со мной по разным поводам. На последней съемке были запечатлены бабушки и дедушки, приехавшие в гости спустя много месяцев, не видя своих внуков. Альберт-парк стал прекрасным фоном для сессии.
Своими словами:
«Великолепные фотографии. Спасибо. Два очень счастливых дедушки и бабушки!»
2021
Место: Оксфордшир
Тейлоры подошли ко мне, чтобы сделать мини-съемку, так как у них давно не было совместных фотографий, и они хотели сделать несколько снимков трое с собаками. Мы направились к безумным руинам в Абингдоне, которые всегда дают хороший фон как для постановочных, так и для откровенных фотографий.
По их собственным словам:
«Это того стоит! На прошлых выходных у нас был наш, и мы очень довольны результатами.»
2020/2021
Местонахождение: Оксфордшир
Семья Дерри провела последний год, привыкая к своему новоприбывшему, которого уже несколько раз ловили в прошлом году.
Самая последняя съемка была сделана, чтобы запечатлеть момент, когда представители семейства из Лидса впервые приехали в гости после рождения их маленькой племянницы/двоюродного брата.
Своими словами:
«Потрясающе! Большое вам спасибо»
Молодые люди:
Местоположение: Бриджнорт
Местоположение: Abingdon Meadow
В качестве подарка для бабушки семья предложила мне запечатлеть всех внуков вместе в естественной обстановке. Довольно часто при выборе локации помогает опыт, а место, где можно побегать, идеально подходит для съемки на открытом воздухе.
По их собственным словам:
«Всей семье они понравились, они такие натуральные, и мы будем ими дорожить».
0230 Место: Домашняя съемка, Оксфордшир
В этом случае съемка проходила в помещении, и я организовал свою студию, так как они хотели получить очень художественные черно-белые классические кадры. Всегда важно точно знать, что требуется.
Своими словами:
» «Я спросил Мартина, может ли он сделать портрет, но так, как я хотел: художественные фотографии на черном фоне и игра со светом, чтобы создать тени на лицах. Я видел, что технически он знает свою камеру, я был уверен, что получу нужный эффект. Я был прав! Удивительные результаты. Я довольно придирчив к фотографии, и единственная критика, которую я могу сделать, это то, что фотосессия прошла слишком быстро! Кроме того, он предложил прийти прямо ко мне домой, чтобы убедиться, что моим 2 детям будет комфортно во время этого упражнения. Не очевидно оставаться естественным перед камерой, но Мартину удалось дать нам идею принять позу, и тогда это превратилось в игру! Большое спасибо за вашу доброту, Мартин».
Расположение: Дидкот, Оксфордшир
По их собственным словам: «Не могу не поблагодарить Мартина за то, что он помог нам создать воспоминания о 3-летии нашей принцессы. снимать, но также заставил Амбар (3 года) чувствовать себя комфортно, позволяя ей играть и просто быть ребенком, в то время как он ловил некоторые драгоценные моменты на заднем плане, не было никакого давления позирования и т. д., что она бы ненавидела. с детьми. Абсолютно талантливый фотограф, потрясающая работа. От снимков захватывает дух, одна очень эмоциональная мама».
Местоположение: Оксфордшир
Она хотела использовать свой сад в качестве фона для съемок, и снова было очень весело, так как дети буйствовали по саду. Я всегда считаю, что хорошо сначала дать им повеселиться и взять несколько глупых, тогда они с большей вероятностью ответят.![]()
По их собственным словам:
«Мартин проделал фантастическую работу с фотографиями моей семьи, которые он сделал. Он такой хороший парень, он вовлек детей в то, что они делали, и нашел различные способы заставить их улыбаться. , Я очень рекомендую и буду использовать его снова «.
Местоположение: домашняя съемка, Oxfordshire
В рамках моих услуг клиент купил подарочный сертификат на семейную фотосессию, который она хотела подарить своей сестре в качестве рождественского подарка. Всегда приятно запечатлеть моменты, зная, что они были даны с любовью, и результаты всегда намного более расслаблены.По их собственным словам:
» Еще раз спасибо за ваше время и терпение, хотелось бы, чтобы Фредди был немного более живым для камеры, но эй, хо, вы сделали несколько отличных снимков с ним! Очень приятно с черно-белыми копиями тоже! Большое вам спасибо за них.
»
Местонахождение: Ситтингборн, Кент По их собственным словам:
братья и сестры и дети для моих мам 70-х. Фотографии, которые мы получили, были потрясающими. Ему удалось сделать несколько действительно прекрасных снимков детей, что сложно, поскольку им 6, 4 и 3 года. Очень профессионально и весело. Делает любую съемку расслабляющей и комфортной. ищу на ваших фотографиях .. Полностью рекомендую всем, кто будет слушать 100%, очень хорошее соотношение цены и качества!!»
«Не могу не согласиться…… Наши фото были ВЕЛИКОЛЕПНЫ!!!!» words: «Фотографии великолепные, так хорошо снято.»
Location: Botley, Oxfordshire
По их собственным словам:
»
Удивительные фотографии не могли быть счастливее с ними. Мартин был супер дружелюбный и фотографии вернулись в кратчайшие сроки.
Обязательно воспользуюсь вашими услугами снова большое спасибо x» The Wiebes : Расположение: Дидкот, Оксфордшир
По их собственным словам:
«Спасибо, Мартин! tx»
Зеленые:Место: Абингдон, Оксфордшир
Очень неформальная съемка для Джека через несколько месяцев после его рождения, только его ближайшие родственники.
4 года спустя мы организовали повторное посещение, всегда приятно видеть, как они растут.
Годдарды:
Расположение: Абингдон, Оксфордшир
The McManus’:
Местоположение: Аксбридж, Большой Лондон
Расположение: Калхэм, Оксфордшир
The Tweets:
Location: Wiltshire
Location: Berkshire
В их собственном слова:
«Мартин частично художник, частично рассказчик, который провел время чтобы понять что мы искали в фотосессии и выполнили на потрясающем уровне передать все эмоции через фото.
Нам повезло,что он попал и на беременность,и на семейную фотосессию и мы на седьмом небе от его работ .»
Местоположение: Оксфордшир
По их собственным словам:
«Какие там красивые кадры. Некоторые уже отправлены на печать и в рамку. X»
Рыцари:
Местонахождение: Оксфордшир
Местоположение: Мидлендс
По их собственным словам:
«Мы использовали Мартина для семейной фотосессии, и мы очень довольны результатами, он прекрасный парень и у него настоящий талант в том, что он делает! спасибо мартину за такую прекрасный день!»
«Он отличный парень! Он такой дружелюбный и отлично ладит с детьми! Сегодня мы отлично провели время на нашей семейной фотосессии. Несколько фотографий, которые мы видели сегодня, прекрасны. Не могу его рекомендовать.»
Местоположение: Оксфордшир
По их собственным словам:
«Мартин – удивительный, одаренный фотограф и просто очень милый человек.


Но я возьму все это. – Брэд Питт