Какие вопросы задавать девушке при общении: Какие вопросы можно задать девушке при знакомстве или по переписке

Упражнения Кегеля при опущении матки

Упражнения Кегеля при опущении матки

Описание

Нам поступает большое число вопросов на эту тему в комментариях ко всем нашим видео, которые посвящены анатомии и физиологии, хирургии тазового дна. Когда обращаешься с этой проблематикой в Youtube, социальные сети или делаешь запрос в поисковых системах попадаешь на такое количество разнообразных ресурсов, которые несут в себе такое обилие порой бредовой информации, что это создаёт в цветущих умах аудитории различные ассоциации, тягу к экспериментам, надежды и последующие разочарования. Поэтому мы решили предоставить здесь информацию из области доказательной медицины, области клинической практики, то есть той реальности, с которой вам придется так или иначе столкнуться. 

Анатомия тазового дна

Стандартная схема тазового дна женщины в профиле.

Существует, как минимум, две группы мышц тазового дна. Именно на этом уровне понимания присутствует большинство заблуждений. У этих двух групп или двух этажей, совершенно разные функции.

1 этаж – это, так называемая, леваторная мускулатура. 

Верхний этаж это тот этаж, который ближе к органам брюшной полости. Это мышцы, которые формируют диафрагму таза. Они напоминают веерообразную структуру, которая закрывает весь выход из малого таза. Сзади она подобна ладоням, которые закрывают выход из малого таза, стабилизируя анатомическое положение всех тазовых органов.

Задайте вопрос анонимно врачу, через форму обратной связи, мы постараемся Вам помочь.

Задать вопрос

Основная функция этой структуры — противодействие внутрибрюшному давлению, которое распространяется со стороны брюшной полости.

В musculus levator ani (мышца, поднимающая задний проход или «леватор»), которая закрывает выход из малого таза выделяется три группы мышц:

  • musculus puborectalis (лонно-прямокишечная), которая выполняет строго специфическую функцию — подтягивает прямую кишку к лону вверх и формируют колено прямой кишки. Проще говоря, функционал этой мышцы является одним из компонентов удержания содержимого прямой кишки.
  • musculus pubococcygeus (лонно-копчиковая мышца) и iliococcygeus (подвздошно-копчиковая) формируют те самые «ладони», о которых упомянуто выше.

Как эта мускулатура проявляет себя в реальной, обычной жизни женщины? Функционал, который связан с удержанием органов малого таза задействуется только тогда, когда у женщины в животе повышается внутрибрюшное давление, например при кашле, чихании, прыжках или осуществлении какого-либо физического действия. Эти мышцы снимают нагрузку со связочного аппарата тазового дна. Если бы этих мышц не было или их функционал был снижен, вследствие повреждения, например, в процессе родов или неадекватной физической нагрузки, то все давление распространялось бы на связочный аппарат тазового дна. Это одна из причин развития выраженного опущения (выпадения) тазовых органов (опущения матки, цистоцеле и др.). Тренировки мышц тазового дна в этой стуации практически бесполезны.

Нижний этаж – это урогенитальная диафрагма – мышцы, которые сжимают влагалище, уменьшают его объем и одновременно обеспечивают удержание содержимого мочевого пузыря. Из ни в коем случае нельзя путать с леваторами. Это совершенно другая анатомическая структура.

Если посмотреть на рисунок 3, 1 — лонный симфиз, 2 — лонные кости, 3 — влагалище,  4 — мочеиспускательный канал, 5 — урогенитальный треугольник (уретро-вагинальный сфинктер, который подобно манжетке охватывает влагалище и мочеиспускательный канал, глубокая поперечная мышца промежности и подковообразная часть урогенитальной диафрагмы).

Именно эти мышцы, которые формируют урогенитальную диафрагму, и обеспечивают функцию, удержания мочи и сжатия влагалища.

Когда идет речь о тренировке мышц тазового дна, необходимо очень четко понимать, какие мышцы конкретно тренирует женщина!

Помимо леваторной мускулатуры и мышц урогенитальной диафрагмы, в «зоне интереса» существуют еще мышцы передней брюшной стенки и ягодичные. Когда женщина, прочитав в интернете про то, что тренировки мышц тазового дна – это, когда нужно «втягивать всё в себя», женщина сокращает всё подряд: и мышцы брюшного пресса, и ягодичные мышцы, и леваторную мускулатору… К сожалению, те мышцы, которые должны сокращаться в этой ситуации, остаются не задействованными.

Для того, чтобы правильно организовать процесс тренировки нужно, как минимум, базово разбираться в анатомии и физиологии тазового дна.

Арнольд Кегель

Американский гинеколог Арнольд Кегель работал в начале-середине 20 века и основным его достижением были вовсе странные упражнения, которые можно увидеть на многочисленных сайтах, а то, что он разработал системный подход к тренировке мышц тазового дна, основанный на объективных критериях.

Он предложил перинеометр — устройство, измеряющее давление внутри влагалища. Это своего рода груша (как в ручном тонометре), которая соединена с аппаратом по измерению давления. 

По большому счету, это технология биологической обратной связи (БОС). Женщина, сокращая правильные мышцы (урогенитальную диафрагму), видит изменение показателей давления внутри влагалища. 

Подобный подход позволяет увидеть базовые (начальные) параметры сокращения и следить за прогрессом в процессе тренировки.

Упражнения по укреплению мышц тазового дна

С чего начать тренировки мышц тазового дна? Идеально — с консультации специалиста, который разбирается в этом вопросе. Если Вы посмотрите любые международные рекомендации на эту тему, там есть замечательная фраза: «instructorguided pelvic muscle training», что означает тренировка с инструктором! Специалист, осмотрит Вас и определит в каком состоянии находятся Ваши мышцы тазового дна, проведет с Вами разъяснительную беседу и подскажет как правильно выполнять упражнения.

 

В публикации Арнольда Кегеля от 1948 года сказано, что только 75% женщин после 20-минутной консультации специалиста в состоянии делать то, что нужно. Остальные даже после инструктажа не могут корректно выполнять упражнения. Без инструктажа этот показатель – менее 10-20%.  

Для того, чтобы в бытовых условиях попробовать начать корректную тренировку мышц урогенитальной диафрагмы, можно использовать простой метод. Попытайтесь остановить акт мочеиспускания — то есть во время мочеиспускания сократите некие мышцы, которые остановят этот процесс. Поняв, что это за структуры, сокращайте их во время тренировки.

ВАЖНО! Тренироваться во время мочеиспускания нельзя! Это категорически неправильно!

Упражнения можете повторять трижды в день по 10-15 раз, сокращая мышцы на две-три секунды и расслабляя их также на две-три секунды. Занятия на протяжении месяца должны дать Вам ощутимые результаты при условии правильной методологии.   

Большая часть пациенток получает помощь бесплатно (без скрытых доплат за «сеточки» и пр.) в рамках обязательного медицинского страхования (

по полису ОМС).

Заявка на лечение по ОМС

Упражнения по укреплению мышц тазового дна с биологической обратной связью (БОС)

Второй вариант тренировок – использование аппаратуры с биологической обратной связью. На сегодняшний день, в частности в нашем центре, где работают эксперты в области нейроурологии используются профессиональная аппаратура для биологической обратной связи (БОС).

При выполнении БОС- терапии женщине устанавливается специальный датчик внутрь влагалища, который одновременно показывает сокращение мышц и может стимулировать правильные мышцы, чтобы подсказать женщине, как это делать. Также устанавливается датчик на мышцы брюшного пресса, чтобы женщине показывать прямо на экране визуально, что она сокращает не то, что нужно, а дальше включается специальная компьютерная программа с анимацией.

Буквально 5-7 таких тренировок, как правило, позволяет женщине очень хорошо ощутить свои мышцы и начать дальше уже самостоятельно тренироваться.

Кому тренировка мышц тазового дна может реально помочь?

  1. Женщины с лёгкими формами недержания мочи при напряжении, характеризующимися потерей нескольких капель при кашле, чихании, прыжках, беге (не более одной прокладки в день). Если недержание мочи имеет более выраженные проявления, то вероятность, что эти упражнения значимо помогут, практически сводится к нулю.
  2. Пациентки с гиперактивностью мочевого пузыря (ГАМП) и даже с, так называемым, ургентым недержанием мочи (потеря во время позыва). ГАМП — ситуация, когда женщина часто ходит в туалет, у неё есть неудержимые позывы, что может даже сопровождаться потерей мочи на пути к туалету (не обязательно). Механизм действия тренировки мышц тазового дна в этом случае основан на «сомато-висцеральной интеграции». Смысл ее в том, что функционирование мочевого пузыря изменяется в ответ на стимуляцию рефлексогенных зон, расположенных в мышцах урогенитальной диафрагмы.
  3. Женщины, которые проходят реабилитацию после родов и хотят быстрее восстановиться, снова почувствовать свои мышцы, решить проблему недержания мочи (в легкой форме).
Важно! Приступать к занятиям можно через четыре-пять месяцев после родов! Должны пройти процессы первичного заживления и прекратиться все выделения.

4. Женщины с небольшими, ранними формами опущения тазовых органов. Это самые начальные проявления опущения матки, мочевого пузыря и в меньшей степени прямой кишки.

Кому тренировка мышц тазового дна скорее всего не поможет?

Как было сказано ранее, – это пациентки со средними и тяжелыми формами недержания мочи при напряжении и женщины с выраженным пролапсом тазовых органов. Для того, чтобы понимать, помогут Вам тренировки по укреплению мышц тазового дна или нет — проконсультируйтесь у компетентного специалиста, работающего в клинике, где представлены все технологии диагностики и лечения патологий данной сферы.

Поделиться

Назад к списку

Заказать звонок

Написать сообщение

Взрослый Я? Моя стратегия на будущее. Всё, что нужно знать подростку о принципах взрослой жизни, мышлении и эмоциях, творчестве и отношениях

© Аринина Е.А.

© «Издательство АСТ»

Родителям от автора

Уважаемые родители,

благодарю вас, если вы приобрели или планируете приобрести эту книгу для своего ребёнка.

Она написана для детей подросткового возраста от двенадцати до семнадцати лет. Но будет интересна и тем, кому восемнадцать, девятнадцать и даже двадцать. Именно в этот промежуток времени происходит становление личности. Закладывается основа знаний, которыми каждый будет пользоваться дальше.

На страницах книги идёт разговор о взрослении и взрослой жизни.

Доступными словами обсуждаются важные темы: сферы жизни, цели и планирование, принципы и ориентиры успешного взрослого. Не остаются в стороне вопросы эмоциональной устойчивости, мышления и самооценки. Большое внимание уделяется самоопределению: навыкам, способностям и интересам. Затрагивается построение отношений с другими людьми в большом окружающем нас мире.

В сумме подросток получит много полезных знаний, которые подскажут, как сделать первые шаги к успеху.

Книга имеет практическое значение. Она содержит задания, которые каждый может выполнять, не выходя из дома. Упражнения помогают усвоить теоретическую часть и являются инструментами для жизни.

Задача книги – пробудить в подростке интерес к собственному будущему, самостоятельность и собственный взгляд на разные жизненные ситуации. Помочь ему разобраться в различных понятиях, увидеть возможную стратегию его взрослой жизни.

Будет замечательно и даже полезно, если вы включитесь в обсуждение волнующих тем, когда сын или дочь попросят вас об этом.

Вы можете читать книгу вместе и обязательно найдёте в ней что-то новое и интересное.

Я желаю вашим детям больших успехов во взрослой жизни, которая уже идёт им навстречу.

Спасибо вам за доверие.

С уважением, психолог Елена Аринина.

Будущим взрослым от автора

С огромной благодарностью к издательству и его сотрудникам за совместную работу и доверие ко мне.

С любовью и благодарностью к моему сыну за поддержку и неподдельный интерес к моему творчеству.

С уважением и благодарностью к самой себе за опыт, труд и любовь к этому миру.

Уважаемый читатель,

приветствую от всей души!

Позволь, буду обращаться к тебе на вежливое «ты». Поверь, я с большим уважением отношусь к твоей взрослеющей личности.

Со страниц этой книги мне хочется говорить лично с тобой, не обобщая со всеми. Ведь именно ты по-своему уникален и интересен.

Если ты находишься в подростковом возрасте, в расцвете своей юности, то эта книга для тебя. Мне кажется, это неповторимый и прекрасный этап жизни. Тебе может быть четырнадцать, шестнадцать, восемнадцать и даже двадцать лет.

Ты задаёшь себе вопросы о взрослой жизни, задумываешься о своём будущем успехе? Тогда я приглашаю тебя к разговору об этом. Будем вместе искать нужные ответы.

Обещаю не давать глупых советов и назиданий. Клянусь не греметь громкими словами с пьедестала жизненного опыта, которым так гордятся сильно выросшие люди. Гарантирую уважение. Я точно не тот человек, который займёт авторитетную позицию и будет учить тебя правилам поведения. Это не входит в мои задачи.

Зато я психолог. Кстати, очень хороший. Сын вполне одобряет мои знания, с удовольствием ими пользуется. Этот факт без преувеличения даёт мне возможность гордиться собой больше, чем многие другие достижения в профессии.

Я знаю о том, как много ошибок совершают люди в начале жизни. Сколько трудностей встречают на пути. Сколько ситуаций приходится исправлять из-за отсутствия опыта и нужных знаний.

С этой стороны взрослая жизнь не выглядит такой уж нарядной. Не хочу тебя пугать, на самом деле много преград можно легко обойти, если знать, как.

Но правда ещё и в том, что взросление неизбежно. Может, это звучит грустно. Но когда ты вырастаешь во взрослого, то не смотришь так на ситуацию. Думаешь уже о другом: как решить множество задач, чтобы быть успешным.

Взрослая жизнь – большой челлендж с единственным условием: «Попробуй не разочароваться в себе и стать счастливым». Но всё не так плохо, если ты к этому вызову подготовлен.

Поэтому давай вместе попробуем смоделировать будущее. Поиграем во взрослую жизнь на страницах этой книги. В непринуждённой атмосфере, не покидая уютного дивана. Максимум тебе иногда понадобится переместиться за стол, чтобы выполнять задания.

Поймём, с чем точно придётся столкнуться во взрослой жизни. Поразмышляем над этим. Подумаем, как можно опередить время и посмотреть в будущее заранее.

Если ты пока так не делал, может быть, самое время. Решай сам и решайся. Тут только ты у руля. Мне в подростковом возрасте однозначно не хватало разумных подсказок.

Ты спросишь, помню ли я себя в это время? Конечно, да, причём отлично.

Расскажу одну из историй, которую моя память хранит много лет.

Одиннадцатый класс. Школьный выпускной. Мне семнадцать лет.

Почти тридцать лет спустя я могу без труда воспроизвести эмоции того вечера. Тогда уровень моей взрослости по шкале внутренних ощущений за пару часов вырос примерно на десять пунктов. Прямо с разбега. От предвкушения будущей свободы кружилась голова. Внутри меня бурлила радость вперемешку с грустью, страхом и влюблённостью в одноклассника. Конечно, я помню его имя. Но придётся изменить, пусть будет Дима.


Вот мы идём встречать рассвет, собираемся в школьном дворе. По каким-то причинам я замешкалась в кабинете. Бегу догонять остальных. На моих плечах развевается пиджак того самого мальчика. Он внезапно открыл мне свои чувства. Прямо на выпускном. Кто бы мог подумать, последний год мы подшучивали друг над другом, как могли. Делали вид, что больше враги, чем друзья. А тут такой поворот. Ещё и от этого моё сердце скачет в унисон прыгающим в голове мыслям.

От избытка эмоций я буквально лечу на крыльях пиджака и любви. Несусь, не чувствуя ног, вниз по лестнице со второго на первый этаж. Внезапно что-то резко останавливает меня на первых ступенях, сразу после поворота между лестничными пролётами. Неведомая сила отбрасывает назад так, что я почти падаю. Пиджак слетает с плеч.

Слышу странный звук. Хррряяясть!

Первые секунды я ничего не понимаю. Оглядываюсь по сторонам, рядом никого нет.

До меня начинает медленно доходить, что произошло. Я зацепилась карманом пиджака за край перил. Поднимаю упавший на пол пиджак и начинаю рыдать от обиды – карман полностью оторван!


Если бы в том далёком году были смартфоны и кто-то успел снять этот момент на видео, оно уверенно набрало бы миллион просмотров. Перила устроили мне жёсткий пранк без предупреждения. Со стороны это выглядело очень комично.

Но мне было не до смеха. За секунду я превратилась внутри в пятилетнего ребёнка. Заливая слезами и без того пострадавший пиджак, рванула домой, незаметно проскользнув мимо одноклассников. Школьный рассвет со всеми я не встречала.

Дома полусонная мама, разбуженная моим рёвом, на автомате достала швейную машинку и начала зашивать злополучный карман. До конца проснувшись и поняв безнадёжность затеи, она отправила меня спать, пообещав решить этот вопрос. Меня не ругали, я и без того очень горько плакала.


Спустя час я услышала под окнами своей спальни знакомые голоса: «Лееенаааа! Луууунаааа! Ты дома? Просыпайся!»

Конечно, я не спала. Высунув в окно опухшее от слёз лицо, сказала, что сейчас выйду во двор.

– Ты куда пропала? Мы тебя потеряли и искали везде! Потом кто-то вспомнил, что видел, как ты ушла домой. Что случилось? – волновался Димка.

Я много лет занималась в театральной студии, актёрского мастерства мне было не занимать. Эпизод с коварными перилами был разыгран во всех красках.

Мои одноклассники закатились смехом. Дима взял пиджак из моих рук, посмотрел на карман и тоже засмеялся:

– Вот ты даёшь. Зачем убежала-то? Не переживай, подумаешь, трагедия.

Впервые за последние полтора часа я снова начала улыбаться. В голове прокрутилось трёхминутное видео моего лестничного приключения. Оно уже вызывало у меня только смех облегчения.

Так мы стояли во дворе моего дома. Я и мои одноклассники. Радовались окончанию школы и обнимали друг друга. Скоро всем предстояло разлететься по разным учебным заведениям.

Вместе с ярким июньским солнцем каждому из нас светило студенчество. Впереди ждала взрослая жизнь. Большой мир распахивал свои двери, из которых сквозило множеством вопросов.

Я уже взрослый?

Что будет дальше?

Как сложится моя жизнь?

Каких успехов я добьюсь?

Буду ли я счастлив?

Ответы на них лишь предстояло узнать. Будущее было покрыто тайной. Тогда, много-много лет назад, мы тоже думали о своём успехе, но шли почти вслепую. Первые десять лет пришлось получать жизненный опыт, набивая собственные шишки. Брать нужные знания для жизни было почти неоткуда.

Слово «психология» я впервые узнала, когда подавала документы в университет. Мне, медалистке, предложили ещё тогда поступить на эту специальность. Я, широко распахнув глаза, спросила: «А что это такое?» Тогда я действительно не знала, что это за профессия – психолог. Тебе, наверное, сложно представить такую ситуацию. В общем, я поступила на прикладную математику и экономику. Психологом стала лишь много лет спустя.

 

Сейчас я точно знаю, насколько психология интересная и полезная наука. Как много она приносит в жизнь человека: познание себя и других, раскрытие талантов и реализацию своих возможностей, уверенность в себе, реалистичную самооценку и многое другое. Ты действительно можешь стать счастливее и успешнее, понимая, как всё работает.

Мне хотелось бы оказаться рядом с собой в период своей юности. Просто обнять и поддержать. Конечно, ещё поделиться знаниями и опытом, который у меня есть сейчас. Но я бы дала себе возможность решать, как применить их с пользой в будущем.

Поэтому эту книгу я создавала с таким посылом: как для себя в подростковом возрасте. Понимая, что категоричным советам и указаниям в ней не место.

Совсем скоро книга пригодится моему сыну, его подростковый период уже начинается. Обняв меня за шею, он время от времени читает отрывки текста, когда я пишу. Спрашивает обо всём. Интересуется, когда ему будет можно прочитать всю книгу полностью. Скоро, сын, уже скоро.


Но больше всего я думаю о том, что её сможешь прочитать ты. Молодой, активный и безусловно талантливый. Представитель нового поколения, которое удивляет меня своей открытостью ко всему новому и свободой проявлять себя. Вызывает уважение прогрессивностью и стремлением к развитию.

Мысль о том, что на страницах моей книги ты найдёшь ответы на важные вопросы, меня по-настоящему вдохновляет.

В первой части книги мы построим с тобой фундамент. Поднимем тему взросления и критериев взрослого человека. Поговорим о базовых понятиях взрослой жизни: желаниях, целях и жизненном плане. Узнаешь, как формируются нужные навыки. Я познакомлю тебя с принципами, которые работают во взрослой жизни. Ты поймёшь, как слышать себя, широко смотреть на жизнь и уметь в ней ориентироваться. Решать сложные задачи.

Во второй части подробно разберём важные сферы нашей жизни. К каждой из них поставим два вопроса. Первый – что влияет на её успешное развитие. Второй – что ты можешь сделать для себя уже сейчас в этом направлении.

По итогу у тебя будет в руках полное представление о том, что важно для будущего успеха. Много знаний и практических инструментов, которыми ты в дальнейшем сможешь пользоваться.

Уверена, чтение этой книги сделает хороший вклад в твоё личное развитие.

Ещё на страницах книги тебя ждут встречи с героями. Уже скоро ты с ними познакомишься. Это обычные подростки (должна сказать, что совпадения с реальными людьми и событиями случайны). Они приходят на занятия в группу с психологом (беру эту роль на себя) и совместно обсуждают различные вопросы. Глава «Занятия в группе» приглашает тебя включиться в диалог и размышление над важной темой взросления. Послушать себя и поискать свои ответы.

Также участники группы будут помогать тебе в выполнении заданий на протяжении всей книги.

Нужно сказать, что практических заданий я придумала много. Все они авторские и разработаны специально для тебя. В сумме получился такой познавательный челлендж. Участвуя в нём, ты сразу сможешь применить на практике всё то, о чём прочитал. Поймёшь, в чём заключается полезность информации, с которой ты познакомился.

В этой книге много информации, но больше она ориентирована на то, чтобы ты всё это мог использовать в реальной жизни.

Поэтому прошу тебя: не пропускай часть «Гайд. Как работать с книгой». В ней я кратко расскажу, как получить от чтения максимальный результат.

Если ты принял решение двигаться со мной дальше, то я только рада.

Желаю тебе приятного чтения.

Успехов в каждом твоём шаге.

Лёгкого старта во взрослой жизни.

Удачи на всём пути!

С уважением, психолог Елена Аринина.

Гайд. Как работать с книгой

Спасибо, что ты не пропустил эту часть.

Она поможет тебе получить от чтения максимальную пользу.

Я по пунктам расскажу, как работать с книгой.

Скажем так, это мои рекомендации. Ты не обязан их строго соблюдать. Можешь просто обратить на них внимание и взять максимум из времени, потраченного на чтение.

Тем более пунктов немного, всего пять:

1. Заведи отдельную тетрадь.

Подойдет обычная школьная тетрадь на 12 или 18 листов.

Я уже упоминала, что в книге есть практические задания. Они простые, но интересные. Выполняя их, ты сможешь закреплять знания. Освоишь новые навыки, которые тебе пригодятся.

Делай упражнения в тетради, это принесёт дополнительную пользу.

2. Читай по частям.

Книга разбита на небольшие смысловые блоки. Это помогает лучше усваивать информацию.

Не читай книгу залпом. Помни, что она является инструментом, который может продвинуть тебя в развитии. Останавливайся и обдумывай. Спрашивай себя, что ты понял из этого эпизода и что осталось непонятным.

Дай себе время на то, чтобы новые знания стали частью твоего мышления.

3. Не спеши.

Если ты что-то не понял сразу, не спеши переходить к следующему блоку. Возьми паузу и вернись к чтению этого же материала ещё раз. Так ты сможешь со всем постепенно разобраться.

4. Отвечай на вопросы.

В книге есть разделы с вопросами. Иногда я буду задавать вопросы в общем тексте. Они не сложные. Спрашивай себя, ищи ответы внутри. Так формируется навык размышления, а информация, в свою очередь, становится более устойчивым знанием.

5. Делай закладки или выписывай важное.

Любым из этих способов отмечай для себя что-то новое и важное: мысли, понятия или выводы. Это тоже помогает структурировать знания в нашей голове.

Вот такие у меня к тебе пожелания.

С нетерпением жду тебя в первой части книги.

Часть 1


Как устроен взрослый мир

Глава 1


Занятия в группе
Знакомство с героями

Ты уже знаешь, что я психолог и зовут меня Елена.

Иногда я веду групповые занятия, на которые приходят только подростки. Конечно, сначала ребят приводят родители. Потом они с удовольствием приходят сами и совершенно не боятся наших встреч. Посещают занятия с интересом и желанием лучше себя узнать, разобраться с волнующими вопросами, справиться с какими-то сложностями.

Я вижу, что новое поколение самостоятельно стремится к развитию.

Тем, кто приходит на занятия, от четырнадцати до девятнадцати лет. Они смело смотрят в будущее, хотят сделать свой вклад в него уже сейчас. Знакомы с такими понятиями, как осознанность и ценности, мышление и установки, восприятие и эмоции, успешность и цели. Эти знания пока в них только прорастают, но меня этот факт удивляет и радует одновременно. Вести обсуждения с ребятами невероятно интересно.

Сегодня мы с участниками такой группы собираемся поднять одну очень важную тему. Они сами попросили меня обсудить вопросы, связанные со взрослением и взрослой жизнью. Предварительно мы сформулировали их так:


Взрослая жизнь – это трудно или легко?

Быть взрослым скучно или интересно?

На самом деле тема могла открыть много других сторон. Так что я с нетерпением ждала этого занятия.


В подростковой группе пять человек: Вероника, Даня, Никита, Даша и Алиса.

Веронике уже исполнилось семнадцать, она самая старшая.

Даня, Никита и Даша – ровесники, им по пятнадцать лет.

Самой младшей, Алисе, только четырнадцать.

Хочу отметить, что разница в возрасте между ними совсем не ощутима. Подростки прекрасно понимают друг друга, говорят на одном языке. Вместе веселятся в забавных ситуациях, шутят и смеются. Все отлично мыслят и рассуждают далеко не поверхностно. А иногда задают такие курьёзные вопросы, что я с ходу не могу на них ответить.

Между мной и участниками группы сложились хорошие отношения.

Я с уважением отношусь к ним, а они доверяют мне. Всё это только на пользу нашей совместной работе.

Расскажу немного о ребятах. Познакомлю тебя с ними.

Представить, как внешне выглядят наши герои, ты можешь сам. Уверена, у тебя отличное воображение.

Я же остановлюсь на общих чертах характера, которые успели проявиться в нашем общении.

Возможно, каждый из участников группы в чём-то похож на тебя.

Вероника, 17 лет.


Девушка знает, что старше всех, поэтому в группе держится уверенно. Она не боится поделиться тем, что думает.

Говорит серьёзным тоном и достаточно прямо, почти не подбирая слова. При этом старается никого не обидеть, словно оберегает других от своей прямолинейности.

У неё всегда есть своё мнение. Отстаивая его, она проявляет упорство и готова спорить до последнего.

Но, замечу, что в ней присутствует и доля гибкости.

Вероника готова согласиться, если позиция другого человека показалась ей разумной. Поэтому всегда внимательно выслушивает других. Не перебивает, даёт закончить мысль, ищет в сказанном рациональное зерно.

Это качество в девушке лично мне очень нравится. Она умеет как отстоять себя, так и принять другую точку зрения.

Я наблюдаю, что другие участники стали перенимать её способ в общении и больше слушать друг друга.

Даша, 15 лет.


Со стороны девушка выглядит медлительной и неразговорчивой.

Она немногословна. Прежде чем включиться в обсуждение, взвешивает внутри себя каждую фразу. Как будто находится на важном уроке, где нельзя ответить неправильно.

Сначала Даша показалась мне немного замкнутой. Потом я поняла, что она очень вдумчивая, неторопливая и основательная. Ничего не скажет, не подумав.

Участники тоже подметили это и не торопят девушку, когда она хочет донести до них свои рассуждения. Видя такую заботу со стороны других ребят, Даша стала свободнее себя чувствовать. Перестала бояться сказать что-то не так, допустить в словах ошибку.

Впрочем, сама Даша тоже очень заботливая. Она первой приходит на помощь, если кто-то попал в сложную ситуацию. Например, растерялся и не может собраться с мыслями.

Даша умеет отлично поддержать и подбодрить другого человека.

Алиса, 14 лет.


Очень активная и любознательная девушка.

Вопросы «почему» и «зачем» – её лучшие друзья. Она задаёт их примерно в семи из десяти ситуаций. Будто не верит на слово, хочет обоснованных ответов и подробностей.

В этом она похожа на моего сына, так что мне не привыкать. Я последовательно отвечаю на все её вопросы. Объясняю, что к чему. Привожу аргументы. На мои разъяснения Алиса улыбается и одобрительно качает головой. Ей нравится, когда к ней относятся всерьёз.

Кстати, именно Алиса проявила инициативу начать разговор о взрослении. Она не боится что-то предлагать. Очень спокойно относится ко мнению других. Если ребята отклоняют её идеи, то она не расстраивается и быстро переключается на другую тему.

В группе ценят её веселый легкий характер. Алиса способна разрядить любую ситуацию вовремя сказанной шутливой фразой.

Даня, 15 лет.


Наш Даня очень энергичный и немного вспыльчивый.

Рядом с ним сложно заскучать. Своей неуёмной энергией парень заряжает всех вокруг. Она фонтанирует в нём и плещет через край.

Но если Дане что-то не нравится, то его голос мгновенно повышается на десяток децибел. Руки словно перестают слушаться и переходят в режим активной жестикуляции, как будто он защищает свою территорию.

Может обидеться и демонстративно молчать, не включаясь в работу группы какое-то время. Иногда он становится ироничным, вставляя колкости и наблюдая за реакцией других.

Но его настроение меняется быстро. Минут через пять он забывает, что его расстроило. Возвращается в общий разговор и участвует в нём как ни в чём не бывало.

Даня догадывается о своей импульсивности и старается с собой договориться. Но ребятам время от времени приходится обходить с Даней острые углы. Быть бережнее в словах и давать ему время остыть от эмоций.

 

При этом Даня обладает отличным чувством юмора и любит подшучивать даже надо мной.

Никита, 15 лет.


Спокойный и очень стеснительный парень.

Когда внимание участников группы поворачивается в его сторону, он вспыхивает румянцем.

Иногда он теряется от волнения и речь его звучит сбивчиво. Но чаще всего Никита говорит размеренно, подчёркивая важность сказанного.

Особенно он не любит спорные ситуации. Если, как ему кажется, назревает конфликт, то Никита уходит в сторону и наблюдает.

Я сразу заметила, что быть в компании малознакомых людей ему не очень комфортно. Поэтому всегда поддерживаю его там, где необходимо. К счастью, его уверенность в общении растёт с каждым занятием.

Никита тоже всегда спешит на выручку. Стоит мне произнести в группе фразу «мне нужна ваша помощь», он первый подхватывает и разворачивает любую тему.

А ребята уважают Никиту за эрудицию. Он знает так много, что может говорить почти обо всём, доставая знания из своей внутренней энциклопедии. В общем, компания у нас собралась отличная. Все ребята очень разные. Каждый со своим характером, мнением и мыслями. Тем интересней нам вместе.

Сегодня, напомню, нам предстояло говорить о взрослении и взрослой жизни. Участники собирались, приветствовали меня и друг друга. Я смотрела на ребят и до конца не могла себе представить, во что выльется наша дискуссия.

Ведь тема была для них очень важной. Как только Алиса внесла своё предложение обсудить взросление, ребята впервые поддержали её единогласно. Сразу посыпалось множество вопросов, которые участникам хотелось затронуть.

Волновало разное. Например, когда ты уже можешь считать себя взрослым. С какими трудностями придётся столкнуться во взрослой жизни и как с ними справляться. Чем так интересна взрослая жизнь, что многие хотят скорее повзрослеть. И многое другое.

Я верила, что все смогут получить свои ответы. По крайней мере я уже придумала, как начать и развить наш разговор.


Добавлю, на самом первом занятии мы договорились, что будем общаться на равных. Обращаться друг к другу с уважением, по имени или на вежливое «ты». Вот, вроде бы я всё рассказала тебе о нашей группе, что планировала. Остальное ты увидишь сам.

Пока участники группы собираются, предлагаю тебе небольшую разминку. Давай немного включим твоё мышление в работу. Ответь на несколько простых вопросов.